Штриховка карандашом. Штриховка по форме предмета

Главная / Ссоры

Перед нами рисунок «Бананы», принадлежащий художнику Юрию Юдаев-Рачею. На этом замечательном и очень показательно образце рассмотрим особенности правильной и красивой штриховки.

5 принципов

красивой штриховки:

1. Во-первых, обратите внимание на чёткие параллельные прямые линии. Прямые линии нужно тренировать отдельно, они нужны как элемент штриха, а не сами по себе («глядите, как могу провести прямую без линейки!»). На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно правильно держать карандаш. Красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно).

2. Не используется растушёвка. Никто не запрещает тушевать вообще. Но нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку. Если растирать - то весь рисунок и не оставлять штрихи. Потому что когда графит размазан только в некоторых местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и размазывает рисунок. Это моветон. Кстати, чтобы избежать размазывания рукой, не забывайте подкладывать под руку чистый листочек.

3. Больше всего внимания уделяется проработке того, что находится на переднем плане, потому что там самые сильные контрасты светотени. В отдалении тональные переходы ровнее и плавнее, всё как будто подернуто дымкой. Это не случайно: это способ передать в рисунке воздушную перспективу.

4. Штрих накладывается по форме, в соответствии с формой. Например, бананах видно, что штрихи чуть закруглены, и так передаётся округлая форма плода. Кроме того, глядя на рисунок, мы видим, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними находится вертикальная плоскость, видимо, это стена. Художник передал нам это именно через направление штриха. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы. Что, в общем, отчасти произошло в правом нижнем углу рисунка.

5. Более тёмный тон достигается усилением нажима, перекрёстным штрихованием, и более частым наложением штрихов. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии. Смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.

И самое главное, не нужно бояться заступить за границу, провести линию неправильно, и т. п. Это ощущение скованности непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате. Поэтому тренируйте штрихи. Имею в виду специальные упражнения, которые делаются отдельно, так же, как в детстве мы тренировали написание цифр, выводя целые страницы единичек и двоечек.

Не секрет, что штриховка получается лучше и аккуратнее, если «поставить руку», но непонятно как же именно ее ставить. Я расскажу про упражнения, которые помогут наработать красивые штрихи.

Прежде всего стоит научиться правильно держать карандаш, об этом я уже тоже рассказывала в предыдущем посте по ссылке выше, но немного напомню. Держать карандаш как шариковую ручку - не вариант, потому что повышается вероятность смазать рисунок ребром ладони и ограничена подвижность самого карандаша. Такой захват подходит для режима точности, когда нужно проработать тонкие детали. Кстати если держать лист бумаги вертикально, то и смазать рисунок будет сложнее. Некоторые рекомендуют подкладывать под руку лист бумаги, но это не решает проблему, потому что лист все равно скользит и растирает рисунок.
Итак берем карандаш вот так.

Есть два направления упражнений - на качество самого штриха, чтобы он был равномерный и четкий и на отработку тона.

Качество штриха
Лучше взять карандаш средней мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе грязь, ластик стоит использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком остро - мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Старайтесь контролировать нажим и не зажимать руку в кисти, вертикальное положение листа очень в этом помогает. Если нет возможности закрепить лист вертикально, возьмите подложку подходящего размера и поставьте на колени, используя стол в качестве опоры. В качестве примера я показываю свои пробы, у меня рука не поставлена, так что извиняюсь за кривость) В галерее лежат все работы в большем масштабе.

Кстати эти упражнения полезно делать с детьми при обучении их письму, потому что они отлично развивают моторику и ребенку будет проще писать впоследствии.

Отработка тона
Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.


После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета, например штрихуя грани в разных направлениях, а круглые предметы по форме изгиба, постепенно переходя все к более сложным формам.



В завершение скажу, что я рассказываю в основном про академический рисунок, в котором используются как правило только прямые или изогнутые штрихи, но есть и другие виды штриховки с помощью которых можно добиваться интересных эффектов. О них постараюсь рассказать отдельным постом.

В галерее работы с просторов интернета с примерами красивой академической штриховки, к такому результату стоит стремиться. К сожалению не знаю имен авторов, но если подскажете, с удовольствием подпишу в комментариях к фото. Точно знаю, что это все современные художники

Качественный рисунок грифелем - это настоящее произведение искусства. В художественных школах достаточно много внимания уделяют работам, выполненным карандашом. Штриховка нужна для того, чтобы придать предметам форму и объем. На втором месте стоит прорисовка света и тени.

При использовании техники акцент должен быть на перекрестном штриховании. Тон, созданный таким образом, дает общее впечатление чистоты. Если присмотреться к рисункам профессионалов, то можно увидеть, что даже в самом темном месте лист бумаги просвечивается.

Основные понятия в технике штриховки карандашом

Понять, что такое штрих, и научиться правильно использовать эту технику в рисунке не так сложно, как кажется. Для этого нужно изучить основные понятия:

  • Светотень. Это явление позволяет нам видеть объекты объемными.
  • Блик - на поверхности предмета. Его интенсивность зависит от фактуры. Матовые поверхности дают бликов меньше, глянцевые - больше. Существуют материалы, на которых бликов не видно. Это дерево, камни, пористые фактуры.
  • Полутень (полутон) - плавный переход между тенью и светом.
  • Рефлекс - ненасыщенное светлое пятно в затемненном участке. Оно образовано лучами, отраженными от близко лежащих предметов.
  • Тень - слабо освещенный или совсем неосвещенный участок объекта рисования. Она может быть собственной или падающей. Самый темный участок называется светоразделом.

  • Штрих - линия, которая может быть длинной или короткой. Все зависит от задачи художника. Штриховка может наноситься в разных направлениях. Когда один слой ложится на другой, то постепенно набирается тональность рисунка. Изображение получает интересную зернистость.

Штриховка в классическом рисунке карандашом

Разобравшись, что такое штрих, перейдем к его видам. В рисунке используется прямая и перекрестная штриховка. Первая бывает:

  • горизонтальной;
  • под углом;
  • вертикальной.

Перекрестная штриховка наносится сверху на прямую. Рассмотрим пример. Сначала наносится прямой горизонтальный штрих. Сверху накладываются отрывистые линии под углом. Потом вертикальный штрих. Так образуется красивая сетчатая поверхность тона. Дальше накладываем штрих с наклоном в противоположную сторону и снова

Более четко проработанными должны быть детали рисунка, которые находятся на переднем плане. Здесь сильнее контрасты светотени. На заднем плане рисунок должен быть как будто подернут дымкой и переходить в воздушную перспективу. Штриховку по форме используют при изображении округлых предметов, к примеру, шаров, конусов, цилиндров. Линии подчеркивают форму, делая ее выразительнее.

Альтернативные виды штриховки

  • Самая простая - точечнаяштриховка, которая наносится легким постукиванием грифеля по бумаге. Чем больше количество точек, тем насыщеннее тональность рисунка.
  • Зигзагообразная штриховка напоминает крючки, запятые, завитки, которые наносятся хаотично.
  • Техника напыления. Она напоминает рисунок Штриховка выполняется ватной палочкой или салфеткой. Острым ножом снимается грифельная стружка, похожая на пыль. Туда окунается ватная палочка или кусочек салфетки. Рисунок растушевывается на бумаге. Достигается эффект работы пастелью.

Секреты штрихования

Принципы, по которым создаются рисунки штриховкой:

  • Штриховка выполняется отдельными линиями. Нельзя рисовать «змейкой», не отрывая руку.
  • Частая ошибка новичков - штриховка запятыми. Старайтесь, чтобы линия была ровной. Многие новички не сразу понимают, что такое штрих. Линия должна быть светлее в начале и в конце, а в середине более насыщенной.
  • Один из удобных для новичков способов - штриховать от тени к свету. Поверхность любого объекта освещена неравномерно. Начинать работу следует с самого затемненного места на рисунке. Двигаться нужно от тени к более светлой части объекта, постепенно увеличивая длину штриха.

  • Штриховка должна выполняться уверенной рукой и быстрыми движениями.
  • Во время рисования нужно проворачивать карандаш в пальцах. Таким образом, грифель будет вытираться равномерно. Это позволит реже его затачивать.
  • Если рисунок выполняется на горизонтальной поверхности, то нельзя класть ладонь на бумагу. Рукой можно случайно растереть рисунок и оставить грязь на листе. Художнику следует приучиться при создании рисунка опираться на мизинец. Еще один вариант - подкладывать под рабочую руку чистый лист бумаги.
  • Нужно учитывать мягкость карандаша. Информация всегда есть на коробке. Чем тверже карандаш, тем сложнее выполнить штриховку.

Понять, что такое штрих, и освоить технику рисунка карандашом можно только тогда, когда была испорчена не одна стопка бумаги. Не стоит бояться неправильно провести линию или выйти за границы. Не старайтесь копировать чью-то манеру рисовать. Со временем вы выработаете индивидуальный стиль рисунка карандашом.

Когда проходила задание на кучу фактурных пятен искала виды штриховок карандашом и тушью. Может кому-то еще будет полезно.




верх лево: штриховка под названием барашек. Она выполняется круговыми движениями руки не отрывая от бумаги
верх право: перекрестная штриховка.
низ лево: хаотичная штриховка выполняется без отрыва карандаша от бумаги. Она создается, без каких то стандартов, просто двигайте рукой, как она сама поведёт
низ право: штриховка корзинка. Первым делом сделайте несколько коротких штрихов на небольшом расстоянии друг от друга, затем тоже самое только в другом направлении и так до конца.

а какой у вас любимый вид штриховки?

бонус:

Можно растирать линии кусочком ваты, намотав на спичку.
Старые мастера делали для этих целей специальные "растушёвки" из замши или мягкой кожи. Замша вырезается по форме трапеции, размеры основания, примерно, 10см. и 6см., высота 6см.. Намазывается с гладкой стороны клеем для кожи, плоскость в пределах малой стороны трапеции. После этого туго закатывается в валик, начиная с большой стороны трапеции и перевязывается. После высыхания заострённые концы валика шлифуются на наждачной бумаге. Такой "растушёвки" хватит для работы на много лет.

сейчас такие растушовки делаются из бумаги в заводских условиях.

Упражнение 1.

Возьмите листик тонкой бумаги и, начиная сверху, рисуйте прямые горизонтальные линии. Стараясь оставлять между линиями небольшой одинаковый промежуток, заполните этими линиями весь лист. Рисуйте быстро, одним длинным штрихом, чем медленнее вы будете вести линию, тем более кривой она будет. Скорее всего, линии будут очень кривыми в вверху листа и значительно более ровными к низу. Понятно, что до идеала далеко, но если в листе у вас получилось одна — две ровные линии, это хорошее начало. Теперь на этом же листе нарисуйте прямые вертикальные линии сверху вниз, линии по диагонали справа налево и слева направо.

Упражнение 2.

Вертикальной и горизонтальной линией разделите лист на четыре равные части. Заполните эти части горизонтальными, вертикальными и диагональными (справа налево и слева направо) линиями.

Упражнение 3.

Нарисуйте квадрат примерно посредине листа. Не старайтесь нарисовать его четырьмя идеальными линиями, вы должны рисовать стороны квадрата «навылет», наводя дополнительные линии, пока квадрат не получится квадратом. Впишите в квадрат круг. Свободно водите карандашом по кругу, от одной точки соприкосновения со стороной квадрата до другой, чем больше дополнительных линий вы нарисуете в поиске правильной формы, тем лучше. Заштрихуйте круг диагональными линиями справа налево и слева направо.


Упражнение 4.

Нарисуйте ряд небольших квадратов, примерно 3х3 сантиметра. Старайтесь, чтобы квадраты были одинаковыми по размеру, находились на одном расстоянии друг относительно друга. Ниже нарисуйте ряд кругов примерно такого же размера. Чередуйте ряды, стараясь получать ровные столбики фигур.

Такие упражнения вы можете придумать сами, чередовать их, как вам больше нравится.

: поставить на листе две точки и соединить их одним движением прямой линией. Постепенно точки разносить дальше друг от друга и ставить их под разными углами, но лист есно не вращать. со временем перейти на три точки и т. д. Обычно заканчивают пятью точками, для рисования правильной звезды.


Делайте эти упражнения ежедневно, а также перед началом рисования. Ваши движения будут более уверенными и професиональными.

Покажите виды штриховок карандашом на листе бумаги формата А4.

2. Крестовая

3. Контурная

4. Точечная

5. Случайная (зигзагообразная)

Примеры некачественной штриховки:

Пример: Рисунок выполнен с различными видами штриховки.

Вид контроля: Демонстрация штриховок.

Рисование куба в перспективе со светотенями

Нарисуйте куб в перспективе карандашом на листе бумаги формата А4.

Последовательность рисования куба:

  • · Первый этап. Определение размера куба, его основных пропорций, перспективного положения.
  • · Второй этап. Определение при помощи направляющих перспективных линий точного пространственного положения всех сторон куба. Прорисовка невидимых граней куба легкими линиями.
  • · Третий этап. Завершение работы -- выявление объема с помощью светотеневой моделировки формы: левая плоскость -- свет, верхняя плоскость -- полутон, правая плоскость -- собственная тень с рефлексом, справа -- подающая тень от куба.

Модель куба должна быть освещена искусственным светом, источник которого нужно расположить сверху слева. В этом случае хорошо просматриваются с выбранной вами точки зрения и весь объем тела, светотеневые градации. Куб ставится под углом к рисующему, немного ниже уровня глаз, чтобы была видна верхняя грань. Фон должен быть светлым, а модель располагают на серой драпировке, без складок расстеленной на подставке для натуры.

Чтобы начать работу, нужно вспомнить предыдущие упражнения по рисованию с натуры каркасов геометрических тел. Подобные задачи вам предстоит решать и сейчас. Правда, теперь куб предстает перед вами в том виде, в каком он по-настоящему воспринимается объемным. Каркас позволял видеть куб насквозь, со всеми гранями и ребрами. Теперь часть их не видна, но глазом надо уметь их «видеть », чтобы при построении с учетом перспективных сокращений непременно показать. Только тогда говорят о конструктивном строении формы геометрического тела.

Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением. Для этого необходимо мысленно представить форму с данной точки зрения в плане, т.е. увидеть ее сверху. Такое представление дает возможность лучше разобраться, как согласуются плоскости между собой и в целом. В рисовании с натуры важно правильно передать не только видимые соотношения величин, но и величины углов между основаниями двух видимых граней, т.е. перспективные ракурсы.

Для их правильного определения следует сделать проверку механическим способом визирования. Держа карандаш за кончик на вытянутой руке, нужно совместить линию самого карандаша с вершиной переднего нижнего угла основания предмета и определить на глаз угол наклона предмета в перспективе. Запомнив увиденное, проведите на своем рисунке соответствующую вспомогательную горизонтальную линию. Сравнивая величину наклона (угла ) правой и левой сторон модели, уточните рисунок. При необходимости дополнительного уточнения следует повторить проверку. На рисунке наглядно показаны способы измерения размеров и проверки перспективного наклона горизонтальных ребер куба. Заметим, что, рисуя с натуры, не нужно злоупотреблять приемом визирования, поскольку он носит чисто механический характер определения размеров и не способствует развитию глазомера. Им пользуются на начальной стадии обучения рисованию с натуры, и он должен служить лишь для вспомогательного контроля и проверки уже выполненных работ.

При положении куба со смещенным несколько вправо от центра передним вертикальным ребром горизонтальные ребра его левой грани в перспективе будут приближаться к горизонтали, а ребра правой, наоборот - отклоняться от нее. Следовательно, чем больше сокращается правая грань, тем меньше будет сокращение левой и наоборот. Это обусловлено взаимным прямоугольным расположением плоскостей куба.

Однако рисовать на бумаге без предварительного размещения изображения невозможно. Общая форма куба на бумаге наносится так, чтобы абрис был и не очень большим, но и не маленьким. Наиболее целесообразно представить лист бумаги условным пространством, в котором модель куба занимает свое достойное место. Конечно, на первых порах такое представление дается с трудом, но в каждом новом упражнении необходимо включать в себе этот своеобразный «механизм », чтобы со временем довести его до автоматизма.

Намеченный абрис куба занял на бумаге свое место, и вам можно отойти немного назад, чтобы увидеть компоновку рисунка на расстоянии и еще раз проверить правильное или неправильное в данном случае расположение изображения в формате. Конечно, от того, как вы сначала разместили рисунок, зависит во многом дальнейшая работа.

Начинайте уточнение величин путем зрительного сравнения. Выбрав определенную высоту переднего вертикального ребра куба, подчиняйте ей остальные, но уже с учетом перспективных изменений натуры. Прежде определите место этого ближайшего к вам ребра в намеченном силуэте изображения. Затем наметьте высоту данного ребра, проведите вертикальный отрезок, а на нижней точке его проведите строго горизонтальную линию, которая станет вспомогательной при построении. Нужно будет чуть позже представить себе горизонтальную линию, перпендикулярную основанию ребра в натуре, чтобы вместе с проведенной на бумаге показать угол, образованный горизонтальным ребром правой грани. Для сравнения положите к основанию гипсовой модели куба карандаш или линейку, чтобы увидеть угол в натуре.

Дальнейшая работа по рисованию гипсовой модели куба проводится как постепенное выявление конструктивной основы предмета. Пользуясь ориентирами, постройте нижнюю грань, постаравшись «увидеть » ее очертания со всех сторон, т.е. покажите невидимые ребра, как это делалось при построении каркаса куба. Одновременно намечайте все остальные вертикальные ребра, постоянно сравнивая величину их с ребром, ближе всех находящимся по отношению к вам.

Куб является одним из самых простых геометрических тел. Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную конструктивную схему (структуру ), рассмотрим каркас куба. Это дает возможность ясно представить объемно-пространственную характеристику его формы, позволяет видеть его конструктивные узлы - точки, невидимые на обычных телах. Куб характеризуется восемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон куба составляют пропорцию 1:1:1. Для того чтобы куб выглядел достоверно в трехмерном изображении, Вам следует определить такую точку зрения, при которой предмет выглядит достаточно убедительным в объеме. Изображение каркаса куба производится с учетом его пропорций, по законам перспективы. При обычном взгляде сверху (в ракурсе) основание каркаса куба (квадрат ) выглядит ромбом. Перспективное построение куба в соответствии с его поворотом следует начинать с квадрата основания, т.е. с его плана, лежащего в горизонтальной плоскости, уходящей в глубину до линии горизонта.

Чтобы получить нижнее основание (ромб), необходимо обозначить четыре точки и соединить их четырьмя линиями. Из точек основания проводят вертикальные линии - ребра. Для завершения построения, как и в первом случае, обозначают четыре точки и, соединив их четырьмя линиями, получают верхнее основание куба (ромб ). Необходимо отметить одну немаловажную деталь, касающуюся характера линий при построении изображения на плоскости. Кроме соблюдения пропорции и перспективы, линии, определяющие пространственную глубину, должны быть проведены в различной степени контрастности. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении. Причем разница линий должна быть предельно различимой в соответствии с пространственной глубиной.

Зная правила перспективы, связывайте с построением видимые изменения формы куба. Две точки схода условных продолжений ребер, находящихся под углом к вам, остаются ориентирами для построения всех оставшихся четырех верхних.

Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами.

Одним из таких способов являются приемы, давно применяемые на практике старыми мастерами, - это сравнение и визирование. Для определения основных больших размеров предмета в рисунке важны видимые, перспективно измененные их соотношения, а не реальные размеры объекта и его частей. Так, например, отношение ширины какой-либо грани к высоте переднего ребра вымеряют карандашом на вытянутой руке, перпендикулярно лучу зрения, совмещая тыльную сторону карандаша с краем формы предмета измеряемой части модели. При этом большим пальцем отмечают видимые размеры частей предмета. Не меняя положения большого пальца на вытянутой руке и поворачивая карандаш в вертикальном положении, соотносят этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба, определяя визуально их различия.

После того как вы построили «скелет » куба, сравните рисунок с натурой и подумайте, что бросается в глаза прежде всего -- весь куб или детали формы. В этом случае станут видны допущенные неточности. Пока их устранить легко, ибо вы при построении формы геометрического тела, надеемся, не переусердствовали в нанесении следов карандаша на бумаге. Запомните, при построении формы изображаемого предмета все линии должны проводиться легко и уверенно.

Почему же вы увидели в рисунке неточности? Наше зрение, как стало известно благодаря экспериментальным данным ученых-психологов, сначала схватывает общую форму предмета, на короткое время как бы фиксирует ее.

Устранив ошибки построения, еще раз сверьте изображение с натурой и убедитесь, что конструкция нарисованного куба соответствует видимой модели. Поскольку изображение куба на бумаге ведется относительно быстро, при правильном построении вы не должны намечать объемную форму геометрического тела легкой штриховкой, показывая этим самым теневую сторону предмета, ибо она напрашивалась сама -- известно, что мы рисуем подобие предмета, и то, что видит наш глаз в натуре, он «хочет» видеть в рисунке.

Светотеневые отношения в рисунке тоже должны быть построены. Мы говорим в применении к изобразительной деятельности разные слова, например, «масштаб построения», «тоновой масштаб» . В первом выражении нужно иметь в виду определение в рисунке размеров и соотношений частей предмета в сравнении с натурой.

Рисуя с натуры, вы совершенно правомерно стараетесь передать изображение таким, каким воспринимаете предмет. Штриховкой или тушевкой вы моделируете объемность предмета, показывая в изображении подсмотренные в натуре освещенные, переходные от света к тени и затененные участки. Заканчиваете эту работу, лишь убедившись, что в рисунке верно переданы светотеневые отношения. Этим самым вы выдержали в изображении тоновой масштаб, т.е. сумели найти пропорциональные соотношения самых темных и самых светлых тонов.

Тоновые рисунки создаются умелым распределением света, полутени и тени при помощи штриховой техники.

Моделируя форму куба тоном, ни в коем случае не торопитесь сразу проложить теневую грань геометрического тела. Во-первых, это не удастся, и во-вторых, как не рисуют, так и не наносят тон по частям. Дело здесь в разнице естественного света и белизны бумаги, в материальности натурального предмета и заштрихованной карандашом поверхность листа бумаги и т.д.

Добиться верного (а не точь-в-точь) тона позволяют разумно построенные в рисунке пропорциональные натуре отношения.

Вид контроля: Демонстрация рисунка куба.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры