Соколов николай александрович. Соколов николай Николай соколов художник

Главная / Ссоры

Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.

ВХУТЕМАС - точка встречи

Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.

В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью - научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

Содружество единомышленников

Художники Кукрыниксы - это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа - они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения - насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.

Художественный метод Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.

Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.

Вехи творческого пути

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.

Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре - политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве - социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.

Значительные работы Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

Выставки и наследие Кукрыниксов

В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.

Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.

Творческий путь Михаила Куприянова

Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.

Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.

Окончил свой жизненный путь в 1991 году.

Художник Порфирий Крылов

Второй участник сообщества Кукрыниксов - Порфирий в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.

Порфирий Никитич умер в 1990 году.

Творческая биография Николая Соколова

Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.

Умер Николай Соколов в 2000 году.



С околов Николай Александрович - советский график и живописец, член творческой группы Кукрыниксы, город Москва.

Родился 8 (21) июля 1903 года в селе Царицыно, с 1960 года в черте города Москвы (Южный Административный округ) в купеческой семье. Русский. Был старшим из шести детей, рано лишившихся поддержки отца. Начал работать с 14 лет. Весной 1920 года семья Соколовых переехала в Рыбинск (ныне в Ярославской области) на родину матери. Здесь Николай Соколов, работая конторщиком в Управлении водного транспорта, окончил школу второй ступени. Одновременно занимался в изостудии Пролеткульта, получил первые профессиональные навыки в рисунке и живописи.

Летом 1923 года уехал в Москву поступил во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), полиграфический факультет. В годы учебы подружился М.В. Куприяновым и П.Н. Крыловым Созданный в середине 1920-х годов творческий союз под названием «Кукрыниксы» просуществовал более 60 лет, поражая своим удивительно плодотворным творческим долголетием. Коллективный псевдоним Кукрыниксы был составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первого слога имени и первой буквы фамилии Соколова. Трое художников работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами).

Наибольшую известность коллективу принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Этапными работами для художников были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни. С 1933 года Кукрыниксы - постоянные карикатуристы газеты «Правда», что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической форме) официальной политической линии.

В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов (среди них - самый первый после нападения Германии плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», июнь 1941 - с карикатурой на Гитлера) и сатирических «Окон ТАСС», закончили более чем четырехлетнюю эпопею в Нюрнберге в качестве корреспондентов газеты "Правда".

Одновременно с 1920-х годов Кукрыниксы выступали и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» и «Золотой телёнок», Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др. произведения Салтыкова-Щедрина, «Дама с собачкой» и др. произведения Чехова, «Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев» и «Мать» М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса.

В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны.

Коллектив стал лауреатом Ленинской премии (1965, за серию политических карикатур, опубликованных в газете «Правда» и журнале «Крокодил»), 4 Сталинских премий 1-й степени (1942, за серию политических карикатур; 1947, за иллюстрации к произведениям А.П. Чехова; 1949, за картину «Конец»; 1951, за серию плакатов «Поджигатели войны» и другие политические карикатуры, а также иллюстрации к роману М. Горького «Мать»), Сталинской премии 2-й степени (1950, за политические карикатуры и иллюстрации к книге М. Горького «Фома Гордеев»), Государственной премии СССР (1975, за оформление и иллюстрации к книге Н.С.Лескова «Левша»), Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1982, за оформление и иллюстрации к книге М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»). Награждён также золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1937) и Брюсселе (1958) и многими другими наградами.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1973 года за выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с 70-летием Соколову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Николай Александрович Соколов до последних дней жизни продолжал заниматься живописью и сохранял невероятную ясность ума. Соколова с полным правом называли свидетелем ХХ века: он до мелочей помнил свои встречи с Маяковским, Горьким, Ильфом и Петровым, Шостаковичем... Он был старейшим членом Российской академии художеств (с 1947 года). К своему 95-летию успел выпустить книгу «Наброски по памяти». Умер он по нелепой случайности: от осложнения после операции на сломанной ноге.

Скончался 15 апреля 2000 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом со своими товарищами по перу - Куприяновым и Крыловым (участок 10).

Награжден 2 орденами Ленина (04.05.1962; 20.07.1973), орденами Октябрьской Революции (21.07.1983), Отечественной войны 1-й степени (23.09.1945), Дружбы народов (20.10.1993), медалями. Народный художник СССР (24.11.1958). Почётный гражданин города Рыбинска (1985).

Соколов Николай Александрович (1903-2000). Советский график и живописец. Действительный член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР, народный художник СССР, Герой Социалистического труда.

С 1924 вместе со студентами М.П.Куприяновым и П.Н.Крыловым начал работу под совместным псевдонимом Кукрыниксы. Произведения Кукрыниксов вошли в золотой фонд советского искусства, Кукрыниксы - лауреаты Ленинской премии, Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР, награждены золотой медалью Всемирной выставки в Париже 1937 г. и Брюсселе 1958 и многими другими наградами.

Будущий художник родился в купеческой семье, был старшим из шести детей, рано лишившихся поддержки отца. Начал работать с 14 лет. Весной 1920 семья Соколовых после пожара в их московской квартире переехала в Рыбинск на родину матери, урожденной Марии Алексеевны Шемякиной, поселившись в нескольких комнатах бывшего дома Шемякиных (пр.Ленина, ныне Крестовая, 3). В Рыбинске Н.Соколов, работая конторщиком в Управлении Водного транспорта, окончил школу второй ступени № 1 в 1923 и занимался в изостудии Пролеткульта, получив первые профессиональные навыки в рисунке и живописи под руководством художника М.М.Щеглова. Скончался в феврале 2000 года.

Летом 1923 г. поступил во ВХУТЕМАС (с 1926 - ВХУТЕИН), закончив его полиграфический факультет. С 1924 вместе со студентами М.П.Куприяновым и П.Н.Крыловым начал работу под совместным псевдонимом Кукрыниксы. Их карикатуры вскоре появились на страницах центральных изданий. В 1932 по совету А.М.Горького, заинтересовавшегося молодыми художниками, организовали персональную выставку.

Многогранный талант художников проявился и в живописи и в книжной иллюстрации, пластике и даже театральных постановках пьес В.В.Маяковского в театре Мейерхольда. Однако, особенную славу получили их работы в области карикатуры. Начав с дружеских шаржей и бытовых карикатур, в годы Великой Отечественной войны художники прославились антифашистскими произведениями от газетных карикатур до монументальных "Окон ТАСС", получив всемирную известность, которую продолжили антиимпериалистические плакаты периода "холодной войны". Произведения Кукрыниксов вошли в золотой фонд советского искусства, экспонировались в СССР и за рубежом, удостаиваясь многочисленных наград и дипломов. Кукрыниксы - лауреаты Ленинской премии 1965 г., Государственных премий СССР 1942, 1947, 1949, 1950, 1951, 1975, Государственной премии РСФСР 1982 г., награждены золотой медалью Всемирной выставки в Париже 1937 г. и Брюсселе 1958 и многими другими наградами.

Н.А.Соколов на всю жизнь сохранил добрую память о Рыбинске, где он "родился как художник". Начиная с 1950-х гг., он передал в Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник около 300 работ как Кукрыниксов, так и других мастеров советского искусства, а также многочисленные документальные материалы. До последних месяцев жизни он поддерживал переписку с Рыбинским музеем-заповедником и Рыбинским театром драмы. В Рыбинске прошло 5 выставок, посвященных творчеству Кукрыниксов и Н.А.Соколова.

В 1985 году художнику было присвоено звание Почетного гражданина Рыбинска.

Николай Александрович Соколов (8 (21) июля 1903, Царицыно, - 17 апреля 2000, Москва) - русский советский художник, график и живописец. Художник группы «Кукрыниксы».

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975).

Биография

Николай Соколов родился в селе Царицыно под Москвой. Юношеские годы провёл в городе Рыбинск, где занимался в изостудии Пролеткульта.

После окончания начальной школы Соколов поступил в Московское Реальное училище Воскресенского. Одноклассником его был Сергей Образцов.

Был одним из Кукрыниксов, творческого коллектива советских художников-графиков и живописцев, в который, кроме него, входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР, Герои Социалистического Труда М. В. Куприянов (1903-1991), П. Н. Крылов (1902-1990).

Н. А. Соколов умер 17 апреля 2000 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • 2 ордена Ленина (04.05.1962; 20.07.1973)
  • орден Октябрьской Революции (21.07.1983)
  • орден Отечественной войны 1-й степени (23/09/1945)
  • орден Дружбы народов (20/10/1993)
  • медали
  • народный художник СССР (1958)
  • Ленинская премия (1965) - за серию политических карикатур, опубликованных в газете «Правда» и журнале «Крокодил»
  • Сталинская премия первой степени (1942) - за серию политических плакатов и карикатур
  • Сталинская премия первой степени (1947) - за иллюстрации к произведениям А. П. Чехова
  • Сталинская премия первой степени (1949) - за картину «Конец» (1947-1948)
  • Сталинская премия второй степени (1950) - за политические карикатуры и иллюстрации к книге М. Горького «Фома Гордеев»
  • Сталинская премия первой степени (1951) - за серию плакатов «Поджигатели войны» и другие политические карикатуры, а также за иллюстрации к роману М. Горького «Мать»
  • Государственная премия СССР (1975) - за иллюстрации и оформление книги Н. С. Лескова «Левша»
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1982) - за иллюстрации и оформление книги М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Почётный гражданин Рыбинска (1985)
Джефф Кунс - самый дорогой из ныне живущих художников. Его скульптурки изготовлены французской мануфактурой Bernardaud - одной из главных по лиможскому фарфору
  • 06.06.2019 В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
  • 23.05.2019 Неуловимый партизан актуального искусства сделал очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил на центральной площади Венеции инсталляцию Venice in oil и ушел неразоблаченным из-под носа полиции
  • 13.05.2019 Речь о захватывающем реальном детективе, где лже-аристократка родом из России очаровала арт-мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных людей. Права на историю ее жизни уже купил Netflix
  • 06.05.2019 На ствольных коробках итальянских двухстволок-вертикалок вручную выгравированы изображения «Моны Лизы» и автопортрет самого маэстро
    • 07.06.2019 Сегодня продали 45 % лотов. Часть разъедется по Москве, а другая отправится в Екатеринбург и Питер
    • 06.06.2019 Продано 67 % лотов на 53 % от суммарного эстимейта. Топ-лотами стали первое издание «Бахчисарайского фонтана» Пушкина, прижизненное издание «Арабесок» Гоголя, автограф Рональда Рейгана и др.
    • 06.06.2019 13 июня 2019 года состоится специализированный аукцион антикварной бумаги, букинистики и филокартии аукционного дома «Русская эмаль»
    • 04.06.2019 Крепкий результат для аукциона среди рабочей недели. Онлайн участвовали до 75 человек
    • 03.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, две работы в смешанной технике и одна работа, выполненная в технике фотопечати
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 12.03.2019 В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
    • 07.03.2019 Решив «защитить права» художников и их наследников, государство обложило арт-рынок очередным квазиналогом - 5 % по праву следования. И вместо полезной работы начались хождения…
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 Центральным произведением выставки станет многослойная пространственная картина, в которую можно войти и почувствовать живопись изнутри. Художница предлагает встретиться с собственными фантазиями, попасть в Зазеркалье, погрузиться во вселенную личных переживаний

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры