Солженицын а. и

Главная / Ссоры

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст.Екатериноградской»

______________________________________________________

Трагическая судьба человека

в тоталитарном государстве.

Конспект открытого урока

литературы

в 11 А классе

Учитель русского языка и литературы

Кузьменко Елена Викторовна

ст. Екатериноградская 2007г.

Я взяла эту тему для обобщающего урока, чтобы в рамках одного урока показать ребятам жизненность данной тематики, актуальность её в трудное для нашей страны время тоталитарного режима, сплочённость писателей и поэтов того времени вокруг существовавшей проблемы.

целом, чувство патриотизма;

оформление: высказывания А.Блока, А.Солженицына, портреты А.Солженицына, В.Шаламова, А.Ахматовой.

слайды из презентаций.

План урока.

1. Орг.момент. Я проверяю готовность учащихся к уроку, интересуюсь,

как они справились с заданиями, какие были трудности.

2. Вступительное слово учителя:

ВОПРОС : Что вам известно из курса истории о тоталитарном режиме, а что узнали на уроках литературы?

(ученики рассказывают о тоталитарном режиме, его проявлениях и последствиях. Это материал из курса истории. Здесь осуществляется интеграция).

Интересовала ли тема тоталитаризма писателей? Каких именно? как они отражали её в своём творчестве?

(ребята составляют ответ –связный текст- на все поставленные мною вопросы и отвечают, что многие поэты и писатели 30-50-х годов не могли оставаться в стороне от судьбы родины, её горьких страниц)

3. Работа по теме урока.

А) Рассказ ученика о трудной судьбе А.Ахматовой.

(с опорой на слайды)

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, от слова горе) тоже из среды интеллигенции. Отец, отставной инженер-механик флота, узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, потребовал, чтоб она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Псевдонимом стала фамилия бабки, в которой текла буйная кровь татарских княжон. Молодость Анны Ахматовой прошла в блеске балов, литературных салонов и путешествий по Европе.

К ней очень рано пришла слава и любовь.

"Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвел меня к ней молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, она была похожа на робкую 15-летнюю девочку. Прошло 2 – 3 года, и в её осанке наметилась главная черта её личности – величавость…" (из воспоминаний К.Чуковского)

Из писем Ахматовой.

Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется

мне, что люблю…". Но недолгим было счастье поэтессы. Судьба родины, попавшей в беду, взволновала её . Но ещё больше – судьба сына. И появилась поэма «Реквием»

Б)

После выразительного чтения наизусть и небольшой интерпретации поэмы Ахматовой я продолжаю:

- «Реквием» передаёт боль личную и общенародную, переживания людей за судьбы своих близких. Однако для заключенных тюрьма – лишь начало ужасающего пути, дальше их ожидают приговоры, казни, ссылки, лагеря. Не

легче было и людям, не попавшим в лагеря на Колыму или Соловки. О них, чья жизнь «на свободе» была не менее ужасной, чем жизнь на каторге,

писал в своё время А.Солженицын.

(Выступление уч-ся с рассказом о Солженицыне. Материал взят учащимися из сети Интернет, а также из дополнительного источника, энциклопедии).

В) Анализ рассказа «Матрёнин двор».

Осн.вопрос:

Как Солженицын показывает тоталитарный режим в рассказе «Матрёнин двор»?

Какова судьба человека в тоталитарном государстве?

(Солженицын на примере судьбы главной героини Матрёны показывает безразличное отношение государства к своему народу. Ребята пытаются найти виноватых среди героев рассказа, хотя в конце диспута приходят к единому мнению, что виновато в судьбе Матрёны государство, выжавшее из человека всё, что можно, и бросившее на произвол судьбы.)

обращаюсь к материалу на доске:

История написания рассказа (в основе – события, произошедшие с самим

Как рисуется образ Матрёны? (характеристика по портрету – каков портрет

со своей совестью)

своей судьбе Матрёна?)

(поступки)

обсуждают и осуждают?)

Вывод: Как тоталитарное государство сломало жизнь Матрёны?

(ученика обобщают сказанное и записывают выводы в тетрадь.)

О кошмарной жизни в сталинских лагерях мы узнаём из так называемой

лагерной прозы и в первую очередь благодаря творчеству А.И.Солженицына. Но немалый вклад в литературу данной тематики внёс Варлам Шаламов.

А) Чтение стихотворения А.Жигулина «Вина».

Я спрашиваю: О чьей судьбе говорится в стихотворении?

Дети: Стихотворение о судьбе людей, безвинно попавших в концлагеря. К числу таких людей относится и Варлам Шаламов.

Б) Рассказ о судьбе самого писателя. (сообщение подготовлено самостоятельно по материалам газет и журнальных статей).

Вывод: Шаламов изображает жизнь заключённого гораздо ужаснее, чем Солженицын, доказывая, что человек, оказавшись в лагере, голодный и несчастный, просто лишается человеческих чувств.

В) Чтение наизусть и анализ эпизодов

«Колымские рассказы»:

состоянии героев?

Спрашиваю:

(желание

Г) Чтение наизусть и анализ отрывков из поэмы .

(отрывки подобраны ребятами по их усмотрению)

4. ВЫВОД : Подводя итог всему вышесказанному, я заканчиваю разговор вопросом:

Нужно ли сегодняшнему читателю знать о событиях 30-50 годов?

Какое из высказываний (А.Блока или А.Твардовского) больше подойдёт к теме нашего урока? Ответ обоснуйте.

(Ребята единогласно говорят о том, что забывать историю, тем более такую, нив коем случае нельзя. Это, действительно, как сказал когда-то Шаламов, преступления. Мы должны помнить горькие уроки истории, чтобы не допустить повторения трагедии, связанной с культом личности).

5. Дом.зад.:

6. Итоги урока: Ребята, читавшие наизусть отрывки из произведений и анализировавшие их, а также принимавшие активное участие в уроке, получают «5». Правильно отвечавшие, но не подобравшие своему ответу достаточно аргументов, - «4». Тройки и двойки не ставлю, так как работу этих учеников можно оценить по домашнему заданию на следующий урок.

Тема : Трагическая судьба человека

в тоталитарном государстве.

Цель: Помочь учащимся проследить влияние политического

режима на судьбу отдельно взятого человека;

развивать внимание, умение самостоятельно знакомиться

с дополнительной литературой, делать выводы;

развивать устную монологическую речь, умение составлять

связный текст на заданную тему;

воспитывать неравнодушное отношение к жизни страны в

целом, чувство патриотизма;

оформление: высказывания А.Блока, А.Солженицына, портреты Солженицына, Шаламова, Ахматовой.

План урока.

  1. Орг.момент.
  2. Вступительное слово учителя:

1930-50-е годы для нашей страны были крайне сложными и противоречивыми. Это время неуклонного роста военной мощи СССР, время бурных темпов индустриализации, время спортивных праздников и воздушных парадов. Восстановления государства после страшных событий Великой Отечественной войны. И в то же время именно 30-50е годы – самые кровавые и страшные из всех лет истории.

Появление художественных произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве развенчало миф о якобы счастливом коммунистическом будущем. Невозможно быть человеку счастливым в обществе, которое построено на насилии, репрессиях, расправе с инакомыслящими, среди людей, которым до тебя нет никакого дела. Политика тоталитарного государства убила в человеке всё человеческое, заставила жить интересами государства и при этом не заботиться о судьбе отдельно взятого человека, живущего рядом.

ВОПРОС : Что вам известно из курса истории о тоталитарном режиме, а что узнали на уроках литературы?

  1. Рассказ ученика о трудной судьбе А.Ахматовой.
  2. Чтение учениками отрывков из поэмы «Реквием», в которой выражено беспредельное народное горе.
  3. учитель:

- «Реквием» передаёт боль личную и общенародную, переживания людей за судьбы своих близких. Однако для заключенных тюрьма – лишь начало ужасающего пути, дальше их ожидают приговоры, казни, ссылки, лагеря. Не легче было и людям, не попавшим в лагеря на Колыму или Соловки. О них, чья жизнь «на свободе» была не менее ужасной, чем жизнь на каторге, писал в своё время А.Солженицын.

  1. Выступление уч-ся с рассказом о Солженицыне.
  1. 7. Анализ рассказа «Матрёнин двор».

Осн.вопрос: Как Солженицын показывает тоталитарный режим в рассказе

«Матрёнин двор»?

Какова судьба человека?

А) История написания рассказа (в основе – события, произошедшие с самим

Б) Как рисуется образ Матрёны? (характеристика по портрету – каков портрет

обыкновенного человека, живущего в ладах

со своей совестью)

(самохарактеристика – что рассказывает о

своей судьбе Матрёна?)

(поступки)

(отношение людей к Матрёне – почему

обсуждают и осуждают?)

ВЫВОД : Как тоталитарное государство сломало жизнь Матрёны?

  1. Учитель : - О кошмарной жизни в сталинских лагерях мы узнаём из так называемой лагерной прозы и в первую очередь благодаря творчеству А.И.Солженицына. Но немалый вклад в литературу данной тематики внёс Варлам Шаламов.
  2. Чтение стихотворения А.Жигулина «Вина».
  3. Рассказ о судьбе самого писателя.

Шаламов изображает жизнь заключённого гораздо ужаснее, чем Солженицын, доказывая, что человек, оказавшись в лагере, голодный и несчастный, просто лишается человеческих чувств.

  1. Чтение наизусть и анализ эпизодов из разных рассказов из сборника

«Колымские рассказы»:

В каждом абзаце – судьба человека, спрессованное вмиг прошлое,

настоящее и будущее. Какие слова, фразы говорят об униженном

состоянии героев?

Что заставляет героев рассказов бороться за жизнь? (желание

донести до потомков ужасы лагерной жизни)

Что хотел поведать Шаламов человечеству и для чего?

12.Учитель:

Озверелость колымских лагерей, трагедия, ставшая бытом, - вот основной предмет изображения в «Колымских рассказах». Лагеря уродуют людей и физически, и морально.

Лагеря – это детище тоталитарного государства. Тоталитарный режим – это отсутствие свободы, слежки, раздутая военщина, подавление живой мысли, процессы, лагеря, ложь, аресты, расстрелы и, как правило, полное равнодушие человека к судьбе рядом живущих.

Покончено с этим, но разве из памяти народной можно такое вынуть? Разве можно забыть армии заключенных, массовые аресты, голод, жестокость, вызванную страхом? Этого нельзя забыть, вычеркнуть из памяти. И об этом напоминает нам А.Твардовский в своей поэме «По праву памяти»

  1. Чтение наизусть и анализ отрывков из поэмы .

ВЫВОД : Нужно ли сегодняшнему читателю знать о событиях 30-50 годов?

Какое из высказываний (А.Блока или А.Твардовского) больше подойдёт к теме нашего урока? Ответ обоснуйте.

  1. 14. Дом.зад.: «На свете нет ничего более низкого, чем намерение забыть эти преступления» - писал Шаламов. Согласны? Выскажите свою точку зрения в форме эссе.

Индивидуальное задание: собрать материал о концлагерях в СССР

(можно в форме реферата или проекта)

  1. Итоги урока.

На уроке литературы в 11 А классе

«Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»

На уроке литературы в 11 Б классе «Не стоит село без праведника»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают простые люди.

Не боясь расправы, писатели рисовали мрачные картины тоталитарного режима, который советские власти пытались выдать за социалистический. Широко тиражируемая «власть народа» на деле являлась обезличиванием и превращением людей в общую серую массу. Каждый должен был слепо обожать вождя, но шпионить за родственниками и друзьями. Доносы стали нормой жизни, и никто не проверял их достоверность. Важно было заставить людей жить в атмосфере страха, чтоб те и не помышляли о протестах.

Если в произведениях Булгакова и Пастернака говорилась о том, как страдает интеллигенция, то в произведениях Замятина и Солженицына тяжело приходилось жителям страны победившего социализма. Легко понять, что борцы за «красную» идеологию на что боролись, но то и напоролись.

В романе Замятина «Мы», написанном в жанре антиутопии, жители Единого Государства – люди-роботы, представлены, как «винтики» в огромной системе. Писатель рассказывает о мире без любви и искусств, аллегорично описывая мир Советского Союза. В итоге он приходит к выводу, что совершенного мира нет и быть не может.

Запретных тем коснулся и Солженицын в произведении «Один день Ивана Денисовича». Иван Шухов – главный герой повести – фронтовик, теперь живущий, колхозник, теперь отправлен в трудовой лагерь. Солженицын справедливо рассудил, что для правдивого описания несправедливости репрессий советского государства лучше всего показать жизнь простого человека. Всего один лагерный день – от подъема до отбоя. Шухов сочувствует всем, с кем отбывает наказание и мечтает только об одном – вернуться домой и продолжать работать. Тихие сельские заботы этот человек считает счастьем потому, что в поле он ни от кого не зависит – сам на себя работает и сам себя кормит.

Лагерь становится местом действия еще одной знаменитой книги «Архипелаг ГУЛАГ». В двух томах автор подробно рассказывает сначала о том, как строилось государство советов – пытки, расстрелы, доносы, а затем во втором томе рассказывает о лагерной жизни и судьбах тех, что страдал и погибал в темных камерах.

Немало архивных документов исследовал Александр Солженицын, чтобы писать правду. Ему пригодились также и собственные воспоминания, ведь од больше 10 лет провел в следственных изоляторах и на лагерных нарах из-за того, что в своих письмах посмел критиковать Сталина. Все действующие герои – реальные люди. Писатель знал, что история не сохранит их имен, как и сотни других, которые навсегда пропали и похоронены были в братских могилах. Желая увековечить не только тех, с кем был знаком лично, но и всех невинных, попавших в горнило репрессий.

    • Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание. Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.) “Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила”. Матрёна достаточно […]
    • Если бы не школьная программа - никогда не стала бы я читать "Матрениного двора". Не потому, что скучно, длинно или неактуально. Наверняка актуально и в наши "продвинутые", компьютеризированные дни! Стоит лишь отъехать подальше от мегаполисов и крупных городов, в которые напиханы "блага цивилизации". Современная деревня мало изменилась со времен, Александром Солженицыным описанных. Такая же бедность, убожество и грязь. Те же дрязги, склоки и пьянство. Только на домах прицеплены спутниковые тарелки. Читать про […]
    • Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие. В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день […]
    • В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями. Образ главного героя – […]
    • «Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима План: 1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические […]
    • В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием «Матренин двор». Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева. […]
    • Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной […]
    • Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода […]
    • Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • «Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?» - на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в таких произведениях Солженицына, как «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича». Все они рассказывают о том, как могла измениться жизнь советского человека из-за ложных слухов, неверного шага или стремления к справедливости. Эта идея, объединяющая все творчество Солженицына, просматривается в заголовке его главного […]
    • Валерий Яковлевич Брюсов в начале ХХ века стал вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком, помог многим молодым поэтам войти в литературу. В начале своего творчества Брюсов издавал сборники стихов «Русские символисты». В сборниках «Шедевры», «Это – я», «Третья стража», «Городу и миру» он восхищался поэзией французских символистов. Брюсов интересовался культурами других народов, историей, античностью. Он мог создавать самые […]
    • В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью […]
  • Произведения литературы о судьбе человека в тоталитарном обществе (список): Е. Замятин «Мы», А.Платонов «Котлован», «Чевенгур», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус», В.Шаламов «Колымские рассказы», В.Гросссман «Жизнь и судьба», А. Рыбаков » Дети Арбата» и др., Г. Владимов «Верный Руслан», Ю.Даниэль»Искупление»

    Тема человека и тоталитарного государства в литературе

    Осмысление темы человека в тоталитарном обществе началось в 20-е годы с появлением жанра антиутопии — романом Е.Замятина «Мы». Написанный в годы военного коммунизма роман Замятина стал предупреждением человечеству. Человек в тоталитарном обществе лишен имени, а значит, индивидуальности, он обозначен буквой и цифрами. Вся деятельность его регламентируется государством, вплоть до сексуальных отношений. Для того чтобы проверять правильность течения жизни, необходима целая армия наблюдателей. Жизнь героя и его сограждан проникнута верой в Благодетеля, который лучше других знает, как сделать жизнь прекрасной. Выборы Благодетеля превращаются во всенародный праздник.

    Неотъемлемая черта тоталитарного общества — убеждение человека, что то, что ему дает государство, — благо, что нет страны лучше на свете.

    Тоталитарному государству необходимы ученые, которые помогли бы усилить его мощь, но не нужны люди с фантазией, потому что фантазия заставляет человека думать, видеть то, что государство предпочитало бы скрыть от своего гражданина. Именно любовь заставляет героя бунтовать, но бунт его сломлен: пассивно наблюдает он убийство своей возлюбленной, он, лишенный фантазии. Именно любовь становится врагом тоталитаризма, потому что она делает человека индивидуальностью, заставляет его забыть образ Благодетеля. Материнская любовь О-90 заставляет ее протестовать, бежать из государства, чтобы сохранить ребенка, а не отдавать его государству. Роман «Мы» имеет общечеловеческое значение, он — отражение любого тоталитарного режима, основанного на подавлении человеческой личности.

    Романы Солженицына

    Произведения А.Солженицына основаны на материале, пережитом самим автором. Писатель — ярый противник Советской власти как власти тоталитарной. Он пытается показать характеры людей, судьбы которых изломаны обществом. Так ситуация в романе «Раковый корпус» — модель разных представителей советского мира, собранных в больнице одной бедой — болезнью (раком). Каждый образ — это стойкая система убеждений: Олег Костоглотов, бывший зек, ярый противник системы, понимающий весь ее антигуманизм; Шулубин, русский интеллигент, участник революции, внешне принимает официальную мораль, страдая от ее несоответствий; Русанов — человек номенклатуры, для которого все предписанное партией и государством принимается безоговорочно, он не мучит себя нравственными вопросами, но подчас извлекает выгоду из своего положения. Главный вопрос споров — нравственная ли существующая система. По мнению автора и его героя, Олега, ответ однозначен: система безнравственна, она отравляет души детей еще в школе, приучая их быть как все, лишая их личности;, она низводит литературу до обслуживания своих интересов (воссоздать образ прекрасного завтра), это система со смещенной шкалой ценностей, которая требует того же от человека. Судьба же человека зависит от того выбора, который он сделает.

    Несколько иначе напишет об этом А.Солженицын в «Архипелаге»: он скажет, что в тоталитарном обществе от судьбы человека зависит и его прозрение (рассуждение о том, что и он мог оказаться не зеком, а офицером НКВД).

    Произведения Г.Владимирова

    Тоталитарный строй искажает лучшие черты человеческого характера, оставляет след на всю жизнь. «Верный Руслан» — история лагерной собаки.

    Г. Владимов показывает, что даже после роспуска лагерей лагерные собаки продолжают ждать исполнения своего долга — больше они ничего не умеют. И когда на станцию приезжают молодые строители, которые колонной идут на место стройки, собаки окружают их, что сначала кажется молодежи смешным, а потом ужасным. Тоталитарный строй учит человека любить хозяина и беспрекословно подчиняться ему. Но есть в романе сцена, которая показывает, что подчинение не безгранично: зеки отказываются выйти из барака на мороз, тогда начальник лагеря приказывает открыть двери и поливать внутренность барака ледяной водой, и вот тогда одни из овчарок, самая талантливая, зажимает шланг зубами: так зверь протестует против бесчеловечности людей. Умирающему Руслану снится мать, та, которую государство отняло у него лишив его подлинных чувств. И если сам Руслан вызывает сочувствие, то образ его хозяина отвратителен в своей примитивности, жестокости, бездушии.

    Ю.Даниэль и роман об оттепели

    Ужас тоталитаризма и в том, что даже души людей достаточно благополучной судьбы изломаны тоталитарным режимом. Действие повести Ю.Даниэля «Искупление» происходит в период хрущевской оттепели. Главный герой повести — талантлив, честен, счастлив, у него много друзей, его любит замечательная женщина. Но вот на него обрушивается обвинение: мимолетный давнишний знакомый героя возвращается из лагеря: он убежден, что его посадили по доносу героя. Но писатель изначально утверждает, что герой не виновен. И вот без суда и следствия, без объяснений герой оказывается в изоляции: от него отвернулись не только коллеги, но и друзья, не выдержав, уходит любимая. Люди привыкли к обвинениям, они верят всему; неважно, что в данном случае меняются полюса (враг народа — стукач). Герой сходит с ума, но перед этим он понимает, что в этом обществе виновны все, даже те, кто прожил спокойную жизнь. Все отравлены ядом тоталитаризма. Изжить его, как изжить из себя раба, — процесс жизни не одного поколения.

    Судьба человека в тоталитарном обществе трагична — таков вывод всех произведений на эту тему, но отношение к тем или иным людям у разных отечественных писателей различно, как различны и из позиции.

    Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

    Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

      Иван Денисович Шухов - заключенный. Прообразом главного героя послужил солдат Шухов, воевавший с автором в Великую Отечественную войну, однако никогда не сидевший. Лагерный опыт самого автора и других узников послужил материалом для создания образа И....

      Гопчик - хлопец лет шестнадцати, розовенький поросенок. Посадили его за то, что бендеровцам в лес молоко возил. Срок дали, как взрослому. По характеру - ласковый, ко всем мужикам ластится, но и с хитрецой - посылки свои по ночам в одиночку жует. Живой,...

      А. И. Солженицын стал известен широкому читателю в 1962 году, с выходом ноябрьского номера журнала "Новый мир", в котором был напечатан рассказ "Один день Ивана Денисовича". А. И. Солженицын вошел в литературу сложившейся личностью,...

      " Один день Ивана Денисовича " связан с одним из фактов биографии самого автора - Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950-51 г. на общих работах был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына - это Иван Денисович Шухов, обычный...

      ИВАН ДЕНИСОВИЧ - герой повести-рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1959-1962). Образ И.Д. как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них - Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал...

      Время и личность - вот тема, заявленная в самом названии повести «Один день Ивана Денисовича» (1959 г.) и обретающая подлинную философскую глубину под пером Солженицына. Речь идет о жертве всепоглощающего сталинского ГУЛАГа - советском зэке, каменщике...

    Арендный блок

    ПЛАН ОТВЕТА

    1. Разоблачение тоталитарной системы.

    2. Герои «Ракового корпуса».

    3. Вопрос о нравственности существующего строя.

    4. Выбор жизненной позиции.

    1. Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Его творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком) не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, - писал Солженицын. - А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но через меня». Писателям и художникам доступно большее - победить ложь.

    В своих произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» Солженицын раскрывает всю сущность тоталитарного государства.

    2. В «Раковом корпусе» на примере одной больничной палаты Солженицын изображает жизнь целого государства. Автору удается передать социально-психологическую ситуацию эпохи, ее своеобразие на таком малом, казалось бы, материале, как изображение жизни нескольких раковых больных, волею судьбы оказавшихся в одном больничном корпусе. Все герои - это не просто разные люди с разными характерами; каждый из них является носителем определённых типов сознания, порожденных эпохой тоталитаризма. Важно и то, что все герои предельно искренни в выражении своих чувств и отстаивании своих убеждений, так как находятся перед лицом смерти. Олег Костоглотов, бывший зек, самостоятельно пришел к отрицанию постулатов официальной идеологии. Шулубин, русский интеллигент, участник Октябрьской революции, сдался, внешне приняв общественную мораль, и обрек себя на четверть века душевных терзаний. Русанов предстает как «мировождь» номенклатурного режима. Но, всегда четко следуя линии партии, он зачастую пользуется данной ему властью в личных целях, путая их с общественными интересами.

    Убеждения этих героев уже вполне сформировались и неоднократно проверяются в ходе дискуссий. Остальные герои в основном являются представителями пассивного большинства, принявшего официальную мораль, но они либо равнодушны к ней, либо отстаивают ее не так рьяно.

    Все произведение представляет собой некий диалог сознании, отражающий почти весь спектр жизненных представлений, характерных для эпохи. Внешнее благополучие системы не означает, что она лишена внутренних противоречий. Именно в этом диалоге автор видит потенциальную возможность излечения той раковой опухоли, которая поразила все общество. У Рожденные одной эпохой, герои повести делают разный жизненный выбор. Правда, не все они осознают, что выбор уже сделан. Ефрем Поддуев, проживший жизнь так, как он хотел, понимает вдруг, обратившись к книгам Толстого, всю пустоту своего существования. Но это прозрение героя слишком запоздалое. В сущности, проблема выбора встает перед каждым человеком ежесекундно, но из множества вариантов решения лишь один верен, из всех жизненных дорог лишь одна по сердцу.

    Необходимость выбора осознает Демка, подросток на жизненном перепутье. В школе он впитал официальную идеологию, но в палате он ощутил ее неоднозначность, услышав весьма противоречивые, порой исключающие друг друга высказывания своих соседей. Столкновение позиций разных героев происходит в бесконечных спорах, затрагивающих как бытовые, так и бытийные проблемы. Костоглотов - боец, он неутомим, он буквально набрасывается на своих противников, высказывая все то, что наболело за годы вынужденного молчания. Олег легко парирует любые возражения, так как его доводы выстраданы им самим, а мысли его оппонентов чаще всего внушены господствующей идеологией. Олег не принимает даже робкой попытки компромисса со стороны Русанова. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются неспособны возразить Костоглотову, ибо они не готовы сами защищать свои убеждения. Это за них всегда делало государство.

    Русанову не хватает аргументов: он привык сознавать собственную правоту, опираясь на поддержку системы и личную власть, а здесь все равны перед лицом неминуемой и близкой смерти и друг перед другом. Преимущество Костоглотова в этих спорах определяется еще и тем, что он говорит с позиции живого человека, а Русанов отстаивает точку зрения бездушной системы. Шулубин лишь изредка высказывает свои мысли, отстаивая идеи «нравственного социализма». Именно к вопросу о нравственности существующего строя и стягиваются в конечном итоге все споры в палате.

    Из беседы Шулубина с Вадимом Зацырко, талантливым молодым ученым, мы узнаем, что, по мнению Вадима, наука ответственна лишь за создание материальных благ, а нравственный аспект ученого не должен волновать.

    Разговор Демки с Асей раскрывает сущность системы образования: с детства учеников приучают думать и действовать «как все». Государство с помощью школы учит неискренности, прививает школьникам искаженные представления о морали и нравственности. В уста Авиэтты, дочери Русанова, начинающей поэтессы, автор вкладывает официальные представления о задачах литературы: литература должна воплотить образ «счастливого завтра», в котором реализуются все надежды сегодняшнего дня. Талант и писательское мастерство, естественно, не идут ни в какое сравнение с идеологическим требованием. Главное для писателя - отсутствие «идеологических вывихов», поэтому литература становится ремеслом, обслуживающим примитивные вкусы масс. Идеология системы не предполагает создание нравственных ценностей, по которым тоскует Шулубин, предавший свои убеждения, но не разуверившийся в них. Он понимает, что система со смещенной шкалой жизненных ценностей нежизнеспособна.

    Твердолобая самоуверенность Русанова, глубокие сомнения Шулубина, непримиримость Костоглотова - разные уровни развития личности при тоталитаризме. Все эти жизненные позиции продиктованы условиями системы, которая таким образом не только формирует из людей железную опору для себя, но и создает условия для потенциального саморазрушения. Все три героя - жертвы системы, так как она лишила Русанова способности самостоятельно мыслить, заставила Шулубина отказаться от своих убеждений, отняла свободу у Костоглотова. Всякий строй, угнетающий личность, уродует души всех своих подданных, даже тех, кто служит ему верой и правдой.

    3. Таким образом, судьба человека, по мысли Солженицына, зависит от того выбора, который делает сам человек. Тоталитаризм существует не только благодаря тиранам, но и благодаря пассивному и равнодушному ко всему большинству, «толпе». Только выбор истинных ценностей может привести к победе над этой чудовищной тоталитарной системой. И возможность для такого выбора есть у каждого.

    У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

    К данному материалу относятся разделы:

    Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

    Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

    Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры