Толстой А.Н. Основные даты жизни и творчества

Главная / Ссоры

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.

Граф Алексей Николаевич Толстой. Родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года) в Николаевске Самарской губернии - умер 23 февраля 1945 года в Москве. Русский и советский писатель, общественный деятель из рода Толстых. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943; 1946 - посмертно).

Алексей Толстой родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года по новому стилю) в Николаевске Самарской губернии.

Отец - граф Николай Александрович Толстой (1849-1900), представитель средней ветви графского рода Толстых, самарский уездный предводитель дворянства.

В то же время ряд исследователей считают, что отцом мог быть т.н. неофициальный отчим - Алексей Аполлонович Бостром (1852-1921). Так, Роман Гуль в своих мемуарах приводит версию о том, что Алексей Толстой был биологическим сыном А.А. Бострома, ссылаясь в подтверждение на других сыновей графа, которые по приведённой им версии отрицательно относились к нему, так как он участвовал в разделе наследства отца. В то же время историк Алексей Варлаамов приводит весьма убедительные доказательства того, что свидетельство Гуля - всего лишь одна из версий, вызванная вдобавок негативным отношением мемуариста к А.Н. Толстому, и на самом деле Алексей Николаевич имел право на фамилию, отчество и титул.

Отметим, что Алексей воспитывался отдельно от других детей Николая Александровича Толстого и до 13 лет носил фамилию Бостром.

Мать - Александра Леонтьевна (1854-1906), урождённая Тургенева, писательница, внучатая племянница декабриста Николая Тургенева. К моменту рождения Алексея Толстого ушла от мужа к А.А. Бострому, за которого официально выйти замуж не смогла из-за определения духовной консистории.

Сестра - Елизавета (Лиля; 1874-1940-е гг.), в 1-м браке Рахманинова, во 2-м браке Конасевич; в 1898 г. опубликовала роман «Лида»; после революции жила в Белграде.

Сестра - Прасковья (1876-1881).

Брат - Александр (1878-1918), в 1916-1917 гг. виленский губернатор.

Брат - Мстислав (1880-1949), агроном, санкт-петербургский вице-губернатор.

Детские годы Алексея прошли в небольшом хуторе имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время - пос. Павловка в Красноармейском районе).

В 1897-1898 жил вместе с матерью в городе Сызрань, где учился в реальном училище. В 1898 переехал в Самару.

Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, Алексей Толстой был отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня».

В Первую мировую войну был военным корреспондентом. В 1916 году совершил поездку во Францию и Англию.

После Октябрьской революции Алексей Толстой находился в эмиграции, где пробыл в 1918-1923 годах. Местами его обитания были Константинополь, Берлин и Париж. Свои впечатления от эмиграции он отразил в сатирической повести 1924 года «Похождения Невзорова, или Ибикус».

Из-под пера Алексея Толстого вышли ряд произведений, ставших классикой отечественной литературы - даже несмотря на то, что в некоторых из них присутствует идеологическая составляющая, отражающая взгляды его эпохи. Но мастерство, с которым он создал свои произведения, глубина образов и оригинальная форма подачи материала, свой собственный стиль - все это ввело Алексея Толстого в пантеон великих русских писателей.

В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В трилогии «Хождение по мукам» (1922-1941) он смог представить большевизм как явление, имеющее национальную и народную почву, а революцию 1917 года - как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией.

Неоконченный исторический роман «Пётр I» (кн. 1-3, 1929-1945) - возможно, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформаторской власти.

Романы Толстого «Аэлита» (1922-1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1927) стали классикой советской научной фантастики.

Повесть 1937 года «Хлеб» , посвящённая обороне Царицына в годы гражданской войны, интересна тем, что в увлекательной художественной форме рассказывает то видение гражданской войны в России, которое бытовало в кругу и его соратников и послужило основой для создания сталинского культа личности. Одновременно с этим в повести уделяется подробное внимание описанию воюющих сторон, быта и психологии людей того времени.

Среди других значимых сочинений: рассказ «Русский характер» (1944), драматургия - «Заговор императрицы» (1925), о разложении царского режима; «Дневник Вырубовой» (1927). Народная легенда приписывает ему (правда, без каких бы то ни было убедительных обоснований) авторство анонимного порнографического рассказа «Баня».

На Первом съезде писателей (1934) выступил с докладом о драматургии. В качестве члена Союза писателей в 1936 году принял участие в так называемой травле писателя Леонида Добычина - которая, возможно, привела к самоубийству последнего.

В 1930-е годы регулярно выезжал за границу (Германия, Италия - 1932, Германия, Франция, Англия - 1935, Чехословакия - 1935, Англия - 1937, Франция, Испания - 1937).

Участник Первого (1935) и Второго (1937) конгрессов писателей в защиту культуры.

В августе 1933 года в составе группы писателей посетил открытый Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов памятной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934). В 1936-1938 годах, после смерти , на временной основе возглавлял Союз писателей СССР.

В 1939 году стал академиком АН СССР.

С 1937 года - депутат Верховного совета СССР 1-го созыва.

Член Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Присутствовал на «Краснодарском процессе». Один из фактических соавторов знаменитого обращения Сталина 1941-го года, в котором советский лидер призвал народ обратиться к опыту великих предков: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» (Речь Сталина на параде Красной армии 7 ноября 1941 года).

В годы войны Алексей Толстой написал около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях) - начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года - «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

Алексей Николаевич Толстой скончался 23 февраля 1945 года, на 63-м году жизни, от рака лёгкого.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). В связи с его смертью был объявлен государственный траур.

Лауреат трех Сталинских премий:

1941 - Сталинская премия первой степени за части 1-2 романа «Пётр I».

1943 - Сталинская премия первой степени за роман «Хождение по мукам» (передана в Фонд обороны на строительство танка «Грозный»).

1946 - Сталинская премия первой степени за пьесу «Иван Грозный» (посмертно).

В ноябре 1959 года на родине писателя - в городе Пугачёв Саратовской области - в новом сквере на Топорковской улице был открыт памятник А.Н. Толстому работы С.Д. Меркурова. Этот сквер сейчас также носит имя Алексея Толстого.

В 1965 году одна из улиц города Пушкин, неподалёку от роскошной усадьбы писателя (на Московской улице / Церковной улице, 8), где он жил и творил в 1928-1938 годах, переименована в бульвар Алексея Толстого.

С 1983 года имя А.Н. Толстого носит Сызранский драматический театр.

В 2006-2007 годах теплоход проекта 588 «Николай Гастелло» получил новое название «Алексей Толстой», в честь писателя.

В 2001 году учреждена Всероссийская премия имени А. Н. Толстого . Статус - присуждается один раз в два года авторам прозаических, публицистических произведений за творческий вклад в развитие российской литературы. Учредители - Союз писателей России, администрация города Сызрани, Межрегиональный литературный центр В. Шукшина. Присуждается в номинациях: «Большая проза»; «Малая проза (повести и рассказы)»; «Публицистика». Вручается в Сызрани в ходе торжественного мероприятия, посвящённого этому событию, в одном из учреждений культуры города.

Красный граф Алексей Толстой

Личная жизнь Алексея Толстого:

Четыре раза был женат.

Первая жена - Юлия Васильевна Рожанская (1881-1943). Были вместе в период 1901-1907 годов (развелись официально в 1910-м). Она стала прототипом Гали - героини повести «Жизнь». У пары был сын Юрий, который умер в младенчестве (13.01.1903 - 11.05.1908).

Впервые Юлию Рожанскую, дочь коллежского советника Василия Михайловича Рожанского, Толстой увидел на репетиции любительского драматического театра в Самаре, где он учился в местном реальном училище. Лето 1901 года они провели вместе на даче Рожанских в селе Хволынь Саратовской губернии. После окончания реального училища Толстой решил поступил в Санкт-Петербургский технологический институт и уговорил Юлию поехать вместе с ним в Петербург. По его совету в этом же году она поступила в Петербургский женский медицинский институт.

Вскоре последовало предложение о замужестве и 3 июня 1902 года в Тургенево состоялось венчание. А уже в январе 1903 года родился сын Юрий, который был отправлен на попечение в Самару, к её родителям.

Во время революционных событий Толстой решил уехать в Германию - к своему сокурснику по институту А. Чумакову. Там он рассчитывал продолжить учебу в Королевской Саксонской высшей технологической школе. В Дрездене Толстой познакомился с начинающей художницей Софьей Исаковной Дымшиц. Развод последовал только в 1910 году и в том же году Юлия Васильевна вышла замуж за богатого столичного купца Николая Ивановича Смоленкова, который был старше её на 16 лет и имел взрослого сына. В 1919 году она с мужем и пасынком уехала в Ригу, где скончалась в 1943 году. Похоронена на Покровском кладбище.

Вторая жена - Софья (Сара) Исааковна Дымшиц (1884-1963), художница. Родилась в 23 апреля 1884 года в Санкт-Петербурге, в большой семье коммерсанта иудейского вероисповедания. Они познакомились в 1906 году, Толстой был однокашником ее брата. Родители Софьи выступали резко против его визитов (писатель был женат). Но весной 1907 года Толстой делает Софье предложение. Через несколько лет сожительства с Толстым приняла православие, чтобы вступить с ним в законный брак.

У пары родилась дочь Марьяна (Марианна) (1911-1988), она была замужем за Е.А. Шиловским.

Их отношения прекратились в 1914 году.

В 1921-м Софья вышла замуж за немецкого архитектора, коммуниста Германа Пессати (Guermain Pessati) и родила от него сына Александра. В 1925-1935 годах Дымшиц-Толстая заведовала художественным отделом журнала «Работница и Крестьянка».

Софья Дымшиц - вторая жена Алексея Толстого

Третья жена - Наталья Васильевна Крандиевская (1888-1963), поэтесса и мемуаристка. Стала прототипом Кати Рощиной из романа «Хождение по мукам».

Наталья Крандиевская родилась в литературной семье. Её мать - Анастасия Романовна Тархова - была известной в начале ХХ века писательницей, близкой к чеховскому направлению. Отец - Василий Афанасьевич Крандиевский - был издателем и журналистом, издававший вместе с С. А. Скирмунтом публицистический альманах «Бюллетени литературы и жизни» (с начала 1910-х годов и до момента закрытия в 1918-м). Рано начала писать стихи. Её сочинения печатались в журналах, а также в сборниках 1913 и 1919 года и вызвали положительные отзывы Бунина, Бальмонта и Блока и Софии Парнок.

В 1907-1914 годах - замужем за присяжным поверенным Фёдором Акимовичем Волькенштейном. Их сын - физико-химик Фёдор Фёдорович Волькенштейн (1908-1985).

Вернувшись с Алексеем Толстым из эмиграции, Крандиевская-Толстая полностью отошла от литературы. После расставания с Толстым вернулась к поэзии и уже не оставляла её до конца жизни. Поздние стихи Крандиевской, в том числе блокадные, вышли в свет в 1970-х годах.

Прожили в браке в период 1914-1935 годов. У пары родились сыновья Никита и Дмитрий.

Сын (приемный, от первого брака Крандиевской) - Фёдор Волькенштейн (1908-1985).

Сын Никита (1917-1994), физик, ему посвящена повесть «Детство Никиты», был женат на Наталье Михайловне Лозинской (дочери переводчика М. Лозинского), семеро детей (в том числе Татьяна Толстая), четырнадцать внуков (в том числе Артемий Лебедев).

Сын Дмитрий (1923-2003), композитор, был трижды женат, имел по ребёнку от каждого брака, включая известного хирурга-панкреатолога профессора А. Д. Толстого.

Четвёртая жена - Людмила Ильинична Крестинская-Баршева (17.01.1906 - 1982).. Она пришла в дом Толстого в августе 1935 года в качестве секретарши. Вскоре у них начался роман. В октябре 1935 года они поженились и были вместе до смерти писателя.

С именем А. Н. Толстого связаны некоторые подмосковные места: он бывал в Доме творчества писателей в Малеевке (ныне Рузский район), в конце 1930-х годов навещал Максима Горького на его даче в Горках (ныне Одинцовский район), вместе с Горьким посетил в 1932 году Болшевскую трудовую коммуну (ныне территория г. Королёва).

Долгое время жил на даче в Барвихе (ныне Одинцовский район). В 1942 году написал там свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Там же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Пётр I».

Романы Алексея Толстого:

1912 - Хромой барин
1923 - Аэлита
1924 - Похождения Невзорова, или Ибикус
1927 - Гиперболоид инженера Гарина
1931 - Эмигранты
Хождение по мукам. Трилогия:
Книга 1 «Сёстры» (1922);
Книга 2 «18-й год» (1928);
Книга 3 «Хмурое утро» (1941)
Пётр Первый
Чудаки

Повести и рассказы Алексея Толстого:

Старая башня (1908)
Архип (1909)
Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)
Сватовство (1910)
Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
Актриса (Два друга) (1910)
Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) (1911)
Харитоновское золото (1911)
Приключения Растёгина (1913)
Любовь (1916)
Прекрасная дама (1916)
Обыкновенный человек (1917)
День Петра (1918)
Простая душа (1919)
Четыре века (1920)
В Париже (1921)
Граф Калиостро (1921)
Детство Никиты (1922)
Повесть Смутного времени (1922)
Семь дней, в которые был ограблен мир, другое название «Союз пяти» (1924)
Василий Сучков (1927)
Бывалый человек (1927)
Великосветские бандиты (1927)
Морозная ночь (1928)
Гадюка (1928)
Хлеб (Оборона Царицына) (1937)
Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
Русский характер (1944)
Странная история (1944)
Древний путь
Чёрная пятница
На острове Халки
Рукопись, найденная под кроватью
В снегах
Мираж
Убийство Антуана Риво
На рыбной ловле

Пьесы Алексея Толстого:

«Путешествие на Северный полюс» (1900)
«О еже, или Наказанное любопытство» (1900-е)
«Дьявольский маскарад, или Коварство Аполлона» (1900-е)
«Муха в кофее (Сплетни, которые кончаются плохо)» (1900-е)
«Дуэль» (1900-е)
«Опасный путь, или Геката» (1900-е)
«Спасательный круг эстетизму» (1900-е)
«Дочь колдуна и заколдованный королевич» (1908)
«Нечаянная удача» (1911)
«День Ряполовского» (1912)
«Насильники» («Лентяй», 1912)
«Молодой писатель» (1913)
«Кукушкины слёзы» (1913)
«День битвы» (1914)
«Нечистая сила» (1916, 2 ред. 1942)
«Касатка» (1916)
«Ракета» (1916)
«Мракобесы» (1917 - под назв. «Горький цвет»
«Любовь - книга золотая» (1918, 2 ред. - 1940)
«Смерть Дантона» (1919, обработка пьесы Г. Бюхнера)
«Бунт машин» (1924, обработка пьесы «РУР» К. Чапека)
«Заговор императрицы» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Азеф» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Полина Гебль» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
«Чудеса в решете...» (1926)
«На дыбе» (1929, позже частично переработана в пьесу «Пётр I»)
«Это будет» (1931, совм. с П. С. Сухотиным)
«Оранго» (1932, либретто оперы Д. Д. Шостаковича, совм. с А. О. Старчаковым)
«Патент № 117» (1933, совм. с А. О. Старчаковым)
«Пётр I» (переработка более ранней пьесы «На дыбе»)
«Путь к победе» (1938)
«Чортов мост» (1938; второе действие пьесы позже переработано в пьесу «Фюрер»)
«Золотой ключик» (обработки повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1938)
«Фюрер» (1941, на материале второго действия пьесы «Чортов мост»)
«Иван Грозный» - дилогия:
«Орёл и орлица» (1942)
«Трудные годы» (1943)

Сказки Алексея Толстого:

Русалочьи сказки:
Хозяин (1909)
Полевик (1909)
Русалка (Неугомонное сердце, 1910)
Иван да Марья (1910)
Ведьмак (1910)
Водяной (1910)
Кикимора (1910)
Дикий кур (1910)
Иван-царевич и Алая-Алица (1910)
Соломенный жених (1910)
Странник и змей (1910)
Проклятая десятина (1910)
Звериный царь (1910)
Синица (1918)
Сорочьи сказки:
Верблюд (1909)
Горшок (Маленький фельетон, 1909)
Сорока (1909)
Картина (1909)
Мышка (1909)
Козёл (1909)
Ёж (Ёж-богатырь, 1909)
Лиса (1910)
Заяц (1909)
Кот Васька (1910)
Сова и кот (1910)
Мудрец (1909)
Гусак (1910)
Рачья свадьба (1910)
Порточки (1910)
Муравей (1910)
Петушки (1910)
Мерин (1910)
Куриный бог (1910)
Маша и мышки (1910)
Рысь, мужик и медведь (1910)
Великан (1910)
Мишка и леший (1910)
Башкирии (1910)
Серебряная дудочка (1910)
Смирный муж (1910)
Богатырь Сидор (1910)
Сказки и рассказы для детей:
Полкан (1909)
Топор (1909)
Воробей (1911)
Жар-птица (1911)
Прожорливый башмак (1911)
Снежный дом (1911)
Фофка (1918)
Кот сметанный рот (1924)
Как ни в чём не бывало (1925)
Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и о злом коте Хаме (1928)
Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)

Экранизации Алексея Толстого:

1915 - Хромой барин
1920 - Хромой барин
1924 - Аэлита
1928 - Хромой барин
1937-1938 - Пётр Первый
1939 - Золотой ключик
1957 - Хождение по мукам: Сёстры (1 серия)
1958 - Хождение по мукам: 1918-й год (2 серия)
1958 - Приключения Буратино (мультфильм)
1959 - Хождение по мукам: Хмурое утро (3 серия)
1965 - Гиперболоид инженера Гарина
1965 - Гадюка
1971 - Aktorka
1973 - Крах инженера Гарина
1975 - Приключения Буратино («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
1977 - Хождение по мукам
1980 - Юность Петра
1980 - В начале славных дел
1980 - Аэлита (Венгрия)
1982 - Похождения графа Невзорова
1984 - Формула любви («Граф Калиостро»)
1986 - Проделки в старинном духе
1992 - Детство Никиты
1992 - Прекрасная незнакомка
1996 - Милый друг давно забытых лет
1997 - Новейшие приключения Буратино
2002 - Желтухин
2017 -

Современники называли Алексея Николаевича Толстого «красным графом», подчеркивая парадокс его биографии: в 1917-м большевики разделались с титулами и их носителями, но Толстому удалось невозможное. «Товарищ граф» стал воплощением компромисса: ненавидя большевиков, он преданно служил режиму и сумел получить три Сталинских премии.

Детство и юность

Родился писатель в январе 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Детство автора «Графа Калиостро» и «Хождения по мукам» прошло в имении обедневшего помещика, служившего в земской управе, Алексея Бострома на хуторе Сосновка неподалеку от Самары.

Кто был генетическим отцом Алексея Толстого – спорят и сегодня. Мама писателя Александра Леонтьевна Тургенева сбежала от мужа – богатого самарского помещика, офицера лейб-гвардии гусарского полка и графа Николая Александровича Толстого, будучи беременной. Она ушла к Бострому, оставив мужу троих детей. Биографы и современники Алексея Толстого называли отцом писателя помещика Бострома. До 13 лет прозаик носил его фамилию и считал родным отцом. Замуж за Алексея Бострома Александра Леонтьевна так и не вышла: не позволила церковь.


Когда Алеша повзрослел, мать начала 4-летнюю тяжбу, желая вернуть сыну графский титул, фамилию и отчество первого мужа. Тяжба завершилась к 17-летию Алексея Николаевича: в 1901 году он стал графом Толстым, не зная человека, чье отчество и фамилия ему достались.

Любовь к литературе и писательству привила Алексею Толстому мама, внучатая племянница Николая Тургенева. Сочинения – романы и детские книги – она подписывала псевдонимом Александра Бостром.


Первоначальное образование будущий автор «Гиперболоида инженера Гарина» получил дома. Но в 1897 году семья перебралась в Самару, где Толстой стал студентом реального училища. В 1901 году молодой человек продолжил образование в Петербурге, поступив на факультет механики Технологического института.

Литература

Сборник стихов Толстого «Лирика» вышел в 1907 году. Критики отметили в раннем творчестве 24-летнего Алексея Толстого влияние и Семена Надсона: молодой литератор подражал мэтрам. Позже Алексей Николаевич стыдился авторства сборника и старался не вспоминать о стихах.


Первый рассказ «Старая башня» появился после поездки на Урал, куда студента отправили на практику. Полтора месяца Алексей Толстой жил в старинном Невьянске, где собирал легенды, исторические сведения о крае и его достопримечательностях, в том числе о Невьянской наклонной башне.

В 1907 году Алексей Николаевич оставил институт и посвятил себя писательству. По словам Толстого он «напал на свою тему», подсказанную рассказами матери и родственников: это был уходящий мир дворянства, представителей которого литератор назвал «чудаками красочными и нелепыми».

Сборник повестей и рассказов «Заволжье» критики, в числе которых , приняли благожелательно, но Алексей Толстой остался недоволен результатом, назвав себя «неучем и дилетантом».

В студенческие годы Толстой под влиянием Алексея Ремизова взялся за совершенствование языка. Богатейшим материалом оказались старинные сказки, фольклор, сочинения Аввакума и судебные акты XVII века. Вскоре появились «Сорочьи сказки» и второй (последний) поэтический сборник «За синими реками».

Больше стихов Алексей Толстой не писал. Зато рассказы, сказки, повести и романы рождались в огромном количестве – литератор трудился, не покладая рук, удивляя коллег невероятной работоспособностью. В 1911-м он написал роман «Две жизни», в следующем году появился роман «Хромой барин», потом повесть «За стилем» и рассказы. Пьесы Толстого ставили в столичном Малом театре. При этом литератор успевал посещать вечеринки, вернисажи, салоны и все театральные премьеры.


Первая мировая война сделала Алексея Толстого военным корреспондентом: он писал фронтовые очерки для газеты «Русские ведомости», побывал во Франции и Британии. В 1915-16 годы появились рассказы «На горе», «Под водой», «Прекрасная дама». О драматургии писатель тоже не забывал – в 1916-м вышли комедии «Нечистая сила» и «Касатка».

Революционные события октября 1917 года Алексей Толстой принял настороженно. Летом 1918-о он перевез семью в Одессу, спасаясь от большевиков. В южном городе появилась повесть «Граф Калиостро» и комедия «Любовь – книга золотая».


Из Одессы семейство Толстых эмигрировало в Константинополь, затем в Париж. На работоспособности писателя переезд не отразился: Алексей Толстой по-прежнему трудился, не разгибая спины. Во Франции родилась повесть «Детство Никиты» и первая часть трилогии «Хождение по мукам».

Жизнь за границей показалась русскому литератору тоскливой и неуютной. Привыкший к роскоши и комфорту, граф Толстой тяготился неустроенностью быта. Осенью 1921 года он перевез семью в Берлин, где продержался два года. Отношения Алексея Николаевича с эмигрантским миром испортились.


В конце лета 1923 Алексей Толстой навсегда вернулся в советскую Россию. Его возвращение вызвало бурную и неоднозначную реакцию: эмигрантские круги назвали поступок предательством и осыпали «советского графа» проклятиями. Большевики же приняли писателя с распростертыми объятиями: Толстой стал личным другом , завсегдатаем кремлевских приемов, получил членство Академии Наук, избран депутатом Верховного Совета СССР. Алексей Николаевич не то чтобы принял – смирился с новым строем, как с неизбежностью. Ему подарили поместье в Барвихе, дали автомобиль с шофером.

Алексей Толстой доработал трилогию «Хождение по мукам» и подарил маленьким читателям десятки сочинений. Для детей он переделал сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио, назвав свою историю «Золотой ключик, или Приключения Буратино».


В 1924-м родилась повесть, которую литературные критики считают лучшим произведением Алексея Толстого - «Похождения Невзорова, или Ибикус». Писатель подарил миру увлекательные фантастические произведения – романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», утопический рассказ «Голубые города». Но читатели приняли фантастические сочинения «товарища графа» настороженно, а коллеги – , Юрий Тынянов – скептично. По достоинству новые романы автора оценил лишь Максим Горький, который предрек славу романам в жанре фантастики.

В 1937 году Алексей Толстой написал повесть «Хлеб», в которой рассказал о выдающейся роли Сталина в защите Царицына в годы гражданской войны. Но главной книгой, над которой трудился писатель последние 16 лет жизни, был исторический роман « ». Прочитав произведение, расщедрился на похвалу даже скупой на комплименты Иван Бунин, недолюбливавший Толстого.


Повесть Алексея Толстого "Хлеб"

В годы Великой Отечественной войны Алексей Толстой написал драму-дилогию « » и рассказ «Русский характер».

Но есть сочинения, приписываемые перу «красного графа», от которых он открещивался, не желая признавать авторство. Это эротический рассказ «Баня», который называют первым порнографическим произведением дореволюционной России. Но подтверждения, что рассказ написал Алексей Толстой, не нашли: ни в письмах, ни в черновиках писателя не осталось следов работы. Некоторые критики предполагают, что «Баню» написал , но есть и те, кто указывает на Николая Лескова.


Возможно, Алексей Николаевич попал в число «подозреваемых» из-за обоснованного предположения об авторстве другого произведения, в котором тоже есть элементы порнографии. Это «Дневник Вырубовой», появившийся в 1927 году – пошлый пасквиль, написанный (предположительно) Алексеем Толстым и Павлом Щеголевым по заказу власти, чтобы дискредитировать царскую семью.

Произведения Алексея Толстого экранизированы. Некоторые («Хромой барин», «Хождение по мукам») по 3-4 раза. В основе фильмов «Формула любви», «Петр Первый», «Юность Петра», «Золотой ключик», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Детство Никиты» лежат произведения «советского графа».

Личная жизнь

Писателя называли ловеласом и бонвиваном. В жизни Алексея Толстого было четыре брака. Первый с Юлией Рожанской, дочерью коллежского советника. Писатель познакомился с девушкой в Самаре, на репетиции спектакля в любительском театре. В 1901 году, после проведенного вместе лета на даче Рожанских, Толстой уговорил Юлию уехать в Петербург, где она поступила в медицинский институт. В следующем году пара повенчалась, а в январе 1903 года родился сын Юрий (умер в 1908).


Во время революционных событий Алексей Толстой уехал в Германию, где познакомился с художницей Софьей Дымшиц. С первой женой официально расстался в 1910-м. Иудейка Софья приняла православие и вышла замуж за Толстого. В 1911 году родилась дочь Марианна.


Вскоре любвеобильный литератор обратил внимание на поэтессу Наталью Крандиевскую и ушел от второй супруги. В 1914-м Толстой и Крандиевская поженились, брак длился до 1935 года. В союзе с Натальей Васильевной, ставшей прототипом Кати из «Хождения по мукам», родились сыновья Никита и Дмитрий.

В августе 1935 года в дом к Толстым пришла красавица-секретарша Людмила Крестинская-Баршева. В октябре Людмила, которая была разительно младше Алексея Николаевича, стала его супругой. Вместе они прожили до кончины писателя.

Смерть

В 1944 году врачи поставили Алексею Толстому страшный диагноз: быстро прогрессирующий рак легкого. Полгода писателя мучили адские боли. Он умер в феврале 1945 в Москве, не дожив до Победы.


Похоронили Алексея Толстого на Новодевичьем кладбище, объявив государственный траур.

В октябре 1987 года в столице на улице Спиридоновка, где прожил последние годы писатель с супругой Людмилой, открыли музей.

Цитаты Алексея Толстого

  • Этот мир погибнет неминуемо. Здесь одни дрозды живут разумно.
  • Должно быть, когда у человека есть все, - тогда он по-настоящему и несчастлив.
  • От солдат требовалось упрямо и послушно умирать в тех местах, где указано на карте.
  • Людей нельзя оставлять без вожаков. Их тянет стать на четвереньки.
  • Здесь дрались свои: брат на брата, отец на сына, кум на кума, - значит, без страха и беспощадно.
  • Необходимо, чтобы количество золота было ограничено, иначе оно потеряет запах человеческого пота.

Библиография

  • 1912 – «Хромой барин»
  • 1921 – «Граф Калиостро»
  • 1922 – «Детство Никиты»
  • 1923 – «Аэлита»
  • 1924 – «Похождения Невзорова, или Ибикус»
  • 1927 – «Гиперболоид инженера Гарина»
  • 1922 – «Хождение по мукам. Сестры»
  • 1928 – «Хождение по мукам. 18-й год»
  • 1941 – «Хождение по мукам. Хмурое утро»
  • 1934 – «Петр Первый»
  • 1942 – «Иван Грозный. Орел и орлица»
  • 1943 – «Иван Грозный. Трудные годы»

23 февраля 1945 года в Москве скончался русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой. Благодаря своим историческим, научно-фантастическим, социальным произведениям, романам и рассказам Толстой по праву считается одним из популярнейших авторов ХХ века. Его книги «Хождение по мукам» (3 книги, 1922,1928, 1941), «Аэлита» (1923), «Гиперболоид инженера Гарина» (1927), «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936) стали классикой отечественной литературы. Образцом для произведений исторического жанра стал роман «Петр Первый», рассказывающий про молодость и становление великого императора и его верных соратников, который Алексей Николаевич так и не успел закончить... В материале рубрики «Кумиры прошлого» мы расскажем о жизни, карьере и семейных отношениях графа Алексея Толстого.

Дверь на даче у Алексея Толстого в Детском (бывшем Царском) Селе открывал седовласый лакей в мундире с позументом: «Их сиятельства дома нет-с, уехали на заседание горкома партии…»

Едва Франция освободилась от оккупации, в Париже снова объявился Алексей Толстой. В кафе на Монмартре увидел Бунина, читавшего утреннюю газету. Налетел:

Дружище, можно тебя поцеловать? Не боишься большевика?

Толстой! Ты откуда и почему в такой роскошной шубе? (Стояла теплая парижская осень.)

Медвежья! А что, немодно? Совсем я за войну отстал от жизни… Ничего, вот теперь и приоденусь. Ну а ты-то как, все проедаешь Нобелевскую премию? Надолго ли еще хватит? Ей-богу, поезжай в Россию, тебя же с колоколами встретят! Ты знаешь, как я у большевиков живу? У меня дворец в Москве - тот, что раньше принадлежал князю Щербатову, два поместья: в Царском Селе и в Барвихе, три автомобиля, у меня такая коллекция английских трубок - в Букингемском дворце не сыщешь! Что ни говори, а Советы ценят писателей!

Я слышал, Сталин называет тебя «наш советский граф»? - усмехнулся Бунин.

Ну да, а я и рад соответствовать. Завел у себя галерею фамильных портретов: важные старики, в мундирах, при лентах и орденах. По всему Сухаревскому рынку «предков» скупал!

Граф или не граф?

В его правах на графский титул многие сомневались: на свет Алексей Толстой появился при весьма двусмысленных обстоятельствах. Его мать, графиня Александра Леонтьевна Толстая, одна из самых блестящих дам Самарской губернии, на втором месяце беременности оставила мужа и троих детей и открыто переехала в дом председателя земской управы Алексея Аполлоновича Бострома (там-то и родился будущий писатель).

Причиной была любовь не только к молодому красавцу, но и к литературе - графиня увлекалась сочинительством романов, а граф позволял себе над этим насмехаться. Правда, в последний момент муж попытался исправить положение, издал на свои деньги ее роман «Неугомонное сердце», но тщетно: графиня все равно ушла. Бостром был беден как церковная мышь, и в его захудалом поместье Сосновка Александре Леонтьевне самой приходилось топить печку кизяком и присматривать за коровой.

Оставленный муж приезжал каждый день, умолял вернуться, но графиня была непреклонна. Кончилось тем, что доведенный до отчаяния Толстой стрелял в Бострома, промахнулся, зато угодил под суд и с большим трудом добился оправдания от присяжных. Что касается опубликованного романа, в «Отечественных записках» его немилосердно разругали. Охотников издавать сочинения графини Толстой больше не находилось, но она упрямо писала роман за романом до конца жизни. Когда Алеша вырос и смог оценивать, он поразился их беспомощности.

Алеша был назван в честь Бострома, именно его считал отцом, а графа никогда в глаза не видел. Чей же он на самом деле сын, точно не знал. В реальном училище числился как Толстой, письма подписывал «Леля Бостром», а в дворянских книгах вообще не значился - тщетно мать подавала прошение за прошением в Сенат. Ни связей, ни денег, которые могли бы поправить положение, у них теперь не имелось.

Зимой 1900-го, когда Алексею было уже 17 лет, Николай Александрович Толстой умер. Вместе с матерью юноша поехал на похороны, стоял на отпевании в толпе совершенно чужих людей и с жадным любопытством рассматривал своих незнакомых старших братьев и сестру (тех самых, которых Александра Леонтьевна оставила, уходя от мужа), а они то и дело неодобрительно косились на него. После похорон нотариус огласил завещание графа: Алексей признавался сыном и даже получал 30 тысяч рублей.

Последние сомнения относительно собственного происхождения отпали у Толстого только после смерти матери, когда, разбирая ее бумаги, он наткнулся на письмо к Бострому. Оно было написано накануне его, Алешиного, рождения. «Желать так страстно ребенка от тебя и получить от человека, которого я ненавижу… Боюсь, ты не сможешь любить этого ребенка, и я не смогу...» Как ни обидно было читать эти строки (к слову, совершенно несправедливые: мать Алешу обожала, а вот в Бостроме со временем разочаровалась), у Толстого с души словно камень свалился: выходило, что он все-таки чистокровный граф…

Воспитание Алеша получил своеобразное. Он даже в гимназию не попал, учился в реальном училище, где графам вообще-то не место. Летом в Сосновке, одетый в простую холщовую рубаху, дни напролет ловил рыбу с крестьянскими детьми. Зато с великим пристрастием мать развивала в нем литературные способности: с девяти лет понуждала его писать многостраничные письма, требовала точного и образного выражения мысли, учила подмечать вокруг самые мелкие, но выразительные детали. И втайне страдала оттого, что Алешины литературные опыты, по ее мнению, выходили вялыми и неоригинальными.

Когда 17-летний Алеша вошел в любительский театральный кружок, Александра Леонтьевна с энтузиазмом взялась помогать. Сочинила пьесу-шутку «Война буров с англичанами», сама репетировала с молодежью. И не сразу заметила, что Алеша-то увлекается не столько театром, сколько одной актрисой-любительницей. Юлия Рожанская играла у них в развеселых водевилях, а сама при этом была барышней строгой, тихой, очень серьезной.

Едва Толстому исполнилось 18 лет, он решительно объявил, что женится. Венчание назначили в Тургеневе - имении сестры матери, Марии Леонтьевны Тургеневой. Добирались на лодках, потом на подводах, потом пешком через сад в церковь. Все были утомлены и оттого невеселы. «Дурной знак!» - тревожилась родня.

В январе 1903-го, в Петербурге, где Алеша учился в Технологическом институте, а Юля - в Медицинском, у них родился сын Юра. И полетели на Волгу, к родителям, письма с просьбами прислать денег. Алешины 30 тысяч лежали в банке, и мать не позволяла брать оттуда ни копейки - иначе от отцовского наследства очень быстро ничего бы не осталось. Жить по средствам Толстой решительно не умел. Мать пришлет 40 рублей на коляску для Юры, а он закажет себе пиджачную пару у Альфреда. Родители Юли наскребут две тысячи рублей на наем квартиры и мебель, а уже на следующий день Алеша бежит на телеграф просить еще 50 целковых на студенческую пирушку.

Все бы ничего, но Алешу стала все чаще и чаще охватывать смутная паника. Вот эти чертежи, эта женщина рядом, эти повседневные заботы - обыкновенная жизнь обыкновенного начинающего инженера - неужели это ему навсегда? Не упускает ли он чего-то важного, яркого? Наверное, примерно те же самые мысли роились и в голове Александры Леонтьевны, когда она решилась уйти от богатого и знатного мужа. Алеше, как и его матери, захотелось литературной славы, блеска, интересных знакомств… Забросив чертежи, он принялся сочинять рассказы, вошел в литературный кружок и быстро заставил о себе говорить как о талантливом молодом писателе. Юля была всем этим страшно недовольна и настаивала, чтобы Толстой окончил институт и бросил заниматься пустяками.

Как чувствовала, что богемная жизнь до добра не доведет! И вот Алексей стал открыто волочиться за дамами. Жена взяла сына и уехала к родителям в Казань. Толстой отправился было за ней, но в Казани ему попалась на глаза аппетитная блондиночка - жена одного адвоката, и повеса граф до того нагло повел осаду, что оскорбленный адвокат набросился на него с хлыстом. У Алексея еще хватило ума со смехом рассказать о случившемся теще и тестю - и на этом семейная жизнь с Юлей была кончена. Толстой, не особенно расстроившись, отправился в Дрезден - приобщиться к мировой культуре.

О дуэлях, обезьяньих хвостах и новых графинях

Из Дрездена он приехал не один и был влюблен еще сильнее, чем когда-то в Юлю. Соня Дымшиц, художница-модернистка, она казалась необыкновенной и говорила всегда об интересном. «Вы любите слушать дождь ночью? Будто маленькие духи шлепают босыми ножками по земле».

Юля согласилась дать развод: «Раз уж вы намерены полностью посвятить себя искусству, Софья Исааковна вам куда больше подходит». А вот муж Сони оказался не так сговорчив. Это не давало влюбленным пожениться, но не могло помешать жить вместе. «Моя жена, графиня Толстая», - всюду представлял Алексей Николаевич госпожу Дымшиц.

Вскоре Соня родила дочь Марианну. На этот раз заботами о ребенке Толстого не обременяли - девочку передоверили бабкам да теткам. А молодые родители отдались радостям творчества. Толстой пробовал себя в разных жанрах: стихи, пьесы, детские сказки. Записывал их в толстые, обшитые черной клеенкой тетради, озаглавленные просто: «1904 год», «1905 год» и так далее. Слушал лекции Вячеслава Иванова и Иннокентия Анненского в «Академии стиха».

И без конца ввязывался в скандалы. То организует с приятелями артистическое кафе «Бродячая собака», где вечно что-то стрясется: например, кто-нибудь выльет бутылку вина на голову поэта Бальмонта. То выступит секундантом в скандальной дуэли Волошина с Гумилевым. «Графиня Толстая» принимала живейшее участие в затеях мужа, и имена эксцентричной пары не сходили со страниц светской хроники.

Но однажды Толстые переборщили - на костюмированном балу у Федора Сологуба, куда развеселый граф, к слову, явился в костюме «бабы в предбаннике»: в женской нижней рубахе, с веником и шайкой. В разгар веселья Алексей Николаевич зачем-то заглянул в кабинет хозяина. Там никого не было, зато обнаружились обезьяньи шкуры. Соня, услышав о шкурах, предложила отрезать от них хвосты и устроить «танец бесов». Спросить разрешения у Сологуба Толстые не удосужились. А после выяснилось, что шкуры эти оказались здесь случайно, они очень редкие и принадлежат одному ученому, который ими чрезвычайно дорожит. Сологубу крепко досталось от ученого, а Толстому - от Сологуба: тот объявил, что не станет публиковать свои стихи в одних журналах с графом, и Алексей Николаевич сделался непечатаемым автором. Пришлось перебираться из Петербурга в Москву - там Сологуба не боялись.

В Москве жизнь потекла куда размереннее и… скучнее. Соня захандрила, засобиралась в Париж совершенствоваться в живописи. «Я чувствую, что ты уезжаешь от меня навсегда», - жаловался Толстой. Она отмалчивалась. Впрочем, когда через год Соня вернулась в Россию, у Алексея Николаевича был новый роман - с 17-летней балериной Марго Кандауровой, тоненькой, прелестной. Вместе они провели чудесное лето с полуголыми «обормотами» у Волошина. А осенью параллельно с этим у Толстого завязался еще один роман - с замужней дамой, 26-летней Натальей Крандиевской-Волькенштейн, с которой он и раньше был шапочно знаком.

В тот год на Россию обрушилась мировая война. Крандиевская определилась сестрой милосердия в лазарет при Скаковом обществе. Туда однажды по делам зашел Толстой - загорелый, похудевший, сосредоточенно-серьезный. Сообщил две новости: едет на фронт корреспондентом «Русских ведомостей» и окончательно разошелся с Софьей Исааковной. О том, что сделал предложение Кандауровой, не сказал ни слова. Крандиевская потом узнала от знакомых.

И удивилась, когда Толстой, едва приехав в отпуск, сразу кинулся навещать ее в лазарете. На нем был военный френч, штатские брюки и теннисные туфли: «Костюм для похищения женщин. И начинаю с вас». Крандиевская холодно поздравила его с предстоящей свадьбой. «А, вам уже сообщили... - легкомысленно отмахнулся граф. - Я даже не понимаю, как объяснить. Маргарита не женщина, она - цветок. Лунное наваждение. И как все это уложить в форму брака, мне неясно».

Теперь вечерами Толстой встречал Маргариту в Большом, отвозил домой, а ночью стучался к Крандиевским, где его ждала Наталья Васильевна с сестрой Дюной. Пили чай, веселились. Дюна рисовала, Наташа прелестно играла на рояле и дивно пела. Ее голубые глаза ласково светились, нежный румянец алел по-девичьи, от нее так и веяло спокойствием и уютом. «Вы - нежная вишенка», - шептал Алексей Николаевич на ухо Наташе, когда они ненадолго оставались наедине.

Однажды Толстой привез к Крандиевским Маргариту. В тот вечер он один говорил за всех, неумеренно острил, сыпал анекдотами. Наташин муж, адвокат Волькенштейн, высокомерно и нелюбезно смотрел на гостей. Маргарита сидела, опустив глаза, и вздрагивала от шумных возгласов Толстого. А Наталья мучительно гадала: что это еще за очная ставка и к чему она приведет?

Вскоре ситуация разрешилась сама собой: Маргарита разорвала помолвку, оскорбленный Толстой снял посвящение ей с очередной книги рассказов и перешел к решительным действиям с Натальей. Все случилось в декабре 1914 года. «Наташа, душа моя, возлюбленная моя, я знаю: то, что случилось сегодня, - это навек, - писал ей Толстой. - Если ты меня разлюбишь и оставишь, я погибну».

В Москве даже не успели понять, что Толстой готовится жениться вовсе не на той, на которой собирался. Один почтенный генерал, крестный Марго Кандауровой, заехал к Алексею Николаевичу, чтобы поздравить свою крестницу с предстоящим браком. А встретив в гостиной Наталью Крандиевскую, развел руками: «Маргарита, как ты выросла, как изменилась! И почему глаза твои из черных сделались голубыми?»

О фарфоровом чайнике и несуществующем имении

Позже Толстой опишет свой роман с Крандиевской в «Хождении по мукам», наделив ее характером и биографией главную героиню - Катю. Катя будет говорить, как Наташа, ходить, как Наташа, «чистить перышки», как Наташа. Вот только не будет писать стихов. А Крандиевская писала, и многие считали их талантливыми. Но ради Толстого намеренно бросила, чтобы, не дай бог, не затмить, не задеть, не обидеть.

В 1917 году у Толстых родился Никита (еще с ними жили Федор, сын Натальи Васильевны от первого брака, и Марианна, дочь Алексея Николаевича от Дымшиц; а через несколько лет родился второй общий сын - Дмитрий). Свершившаяся в стране революция и та сначала не поколебала семейного счастья. Толстой бурно ратовал за грядущие перемены, восхищался поэмой Блока «Двенадцать» и обзывал недовольных ретроградами. Но однажды настал день, когда прислуга, вернувшись с рынка, объявила: «Завтрака готовить не из чего, на рынке ничего не продают». «Что за чепуха? - возмутился Толстой. - Пошлите к Елисееву за сосисками и не устраивайте паники». Но двери «Елисеевского» оказались забиты наглухо, на них красовалась картонка с надписью: «Продуктов нет. И не будет». В тот день Толстые обошлись блинчиками и кофе. Но волновал вопрос: что же будет дальше? Решено было бежать из охваченной разрухой Москвы в сытую Одессу. Через линию фронта Гражданской войны еще ходили поезда…

По Одессе маршировали колонны союзнических войск, гарцевали конные русские офицеры в бурках, сновали шумные сенегальцы и греки. Потом союзники в одночасье куда-то исчезли, и сделалось тревожно: красные стремительно приближались к Крыму. Толстые вместе с десятками своих московских и петербуржских знакомых погрузились на пароход «Карковадо», следовавший в Париж. Ночью на палубе архиепископ Анастасий в роскошных лиловых ризах читал проповедь: «Без Родины нам остается только молиться в храме под звездным куполом... Мы грешные и бездомные дети... Нам послано испытание...» Рядом на рее кок деловито подвешивал тушу только что зарезанного быка.

В Париже какой-то простак, надеющийся на скорое свержение большевиков, скупал у помещиков-эмигрантов их имения в России. Толстой подсуетился и продал за 18 тысяч франков имение в Каширском уезде, которого у него отродясь не было. Купил три пиджачных костюма, шесть пар обуви, два пальто, смокинг и шляпы на все сезоны. Куда делись остальные деньги - Толстой и сам недоумевал, но скоро над семьей снова нависла угроза голода. Наташа в надежде заработать хотела было сочинить фугетту, но вскоре одумалась и принялась шить шляпки и платья. Алексею пора было браться за кормилицу литературу.

Однажды Толстой признался: будь он не так стеснен в средствах, то написал бы гораздо меньше и хуже. Все свои стоящие произведения он начинал, чтобы заработать и, как правило, под аванс. А в процессе увлекался. Так, правдами и неправдами заключив договор с одним эмигрантским издательством, он сел за роман о любви и войне - сначала нехотя, потом все с большим энтузиазмом, и получилась первая часть «Хождения по мукам». Ему все не давался финал. После очередной бессонной ночи вышел из кабинета с мокрым полотенцем на голове. «Вот послушай, Наташа, как тебе?» - «Слабовато, Алеша!» - «Ах, слабовато? Ну и подыхайте с голоду!» - кричал Толстой, кинув рукопись в камин. Потом успокоился и пошел переписывать. Получился шедевр.

Узнав, что большевики взяли курс на НЭП, Толстой занервничал. Он снова чувствовал, что пора вырваться из налаженного потока жизни, попытаться устроиться как-то иначе, лучше, перспективнее, сытнее, наконец. «В эмиграции, хоть с голоду и не умрешь, можно всю жизнь в рваных башмаках проходить. Нужно возвращаться в Россию», - вторила ему жена. Для начала Алексей Николаевич написал открытое письмо советскому правительству: «Совесть меня зовет ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль». 25 апреля 1922 года эти строки напечатали в «Известиях», с самым благосклонным комментарием. Это означало, что путь на родину открыт. «Еду сораспинаться с русским народом!» - важно объявил знакомым Алексей Николаевич.

Перед отъездом он накупил целый сундук рубашек и галстуков. И продал писательнице Тэффи белый фарфоровый чайник. «Пользуйся случаем, продаю всего за 10 франков, хотя сам купил за 20. Но с условием: деньги плати сейчас, а забирай потом, в последний день. А то он нам пока самим нужен». Вскоре выяснилось, что вперед за чайник уплатило еще человек двадцать. А сам предмет торга преспокойно укатил вместе с Толстыми. «Вот, уехал Алешка сораспинаться, и без его выходок как-то скучно стало», - вздыхали русские эмигранты.

Все нипочем!

В России Толстого поначалу сторонились, как прокаженного, - все-таки граф, приехал из-за границы. А «лефовцы» во главе с Маяковским и вовсе принялись травить. Он было сник, и даже его походка, всегда такая вальяжная, сделалась нервной и дерганой. Но сломать себя непотопляемый граф не позволил! Он, к тому времени уже автор «Хождения по мукам» и «Аэлиты», нашел в себе силы начать все с нуля. Корреспондентом «Петроградской правды» поехал на Волховстрой, присылал оттуда восторженные репортажи. Тогда Первая студия Художественного театра решилась включить пьесу Толстого в репертуар. За Художественным последовали и другие театры. И вот Толстой стал обретать былую уверенность. В его квартире на Петроградской - пока еще весьма скромной и тесной - стали понемногу собираться полезные люди. Сервировка была жалкой: выщербленные тарелки и столовые приборы из простого железа. Обед - на первое щи, на второе вареное мясо из тех же щей, с хреном. Но Толстой не терялся: «Это великолепно, уверяю вас. Это «беф буйи», французы очень любят...»

Теперь нужно было написать что-то глобальное, идеологически правильное, что убедило бы Советы в его полной лояльности, но при этом не сфальшивить, не вызвать и малейшего подозрения в неискренности. Толстой нашел гениальную идею: жизнеописание царя-реформатора Петра I. Эта историческая тема была ему, графу, очень к лицу и в то же время перекликалась с современностью: та же глобальная ломка старого мира, те же неизбежные жертвы, тот же революционный энтузиазм.

Толстой погрузился в тему так, как иному историку и не снилось. Обложился историческими документами, книгами, гравюрами. Однажды стал рассматривать детали костюма Петра и засомневался: что за пуговицы на кафтане, гладкие или с тиснением? Схватился за лупу - не разобрать. Из-за этих пуговиц на гравюре Алексей Николаевич потерял покой, не смог дальше работать и, едва дождавшись утра, бросился в Эрмитаж. В запасниках оказался сундук с личными вещами Петра, а в сундуке - точно такой кафтан, и пуговицы на нем были совершенно гладкие. «Я заплатил за это знание бессонной ночью, добрый час чихал от проклятого нафталина, но зато я снова вижу образ Петра!» - радовался Толстой. Своим романом он угодил всем. Бунин прислал из-за границы записку: «Алешка, хоть ты и сволочь, мать твою... но талантливый писатель. Продолжай в том же духе». А Сталин стал осыпать Толстого всевозможными милостями вроде Сталинской премии по литературе. Тут уж «советский граф» не терялся. Он знал, как угодить вождю: в какой момент рассказать анекдот, в какой момент прикинуться пьяным…

Сумел Толстой подружиться и с Горьким - первым лицом советской литературы. И здесь тоже не брезговал ничем. Однажды на даче у Горького пошли смотреть, как мальчишки ловят бреднем рыбу. Бредень зацепился за корягу - Толстой тут как тут. Не снимая шикарного синего костюма, прямо в ботинках и при галстуке полез в воду. Когда вылез, оказался весь в пятнах - костюм полинял. Неделю у Горького развлекались, ежедневно топя баню, чтобы отмыть «посиневшего Алешку», - не иначе как он втайне снова подкрашивал лицо и руки.

Вскоре ему стало некогда дописывать продолжение своего «Петра» - без Толстого теперь не обходилось ни одно заседание, ни один банкет в Кремле. У него появился даже открытый счет в банке - такими могли похвастаться только тот же Горький и еще авиаконструктор Туполев, пока его не арестовали. «Советский граф» жил на широкую ногу, обожал застолья, толпы гостей. Его глаза горели, он волновался, перебивал рассказчиков: «Вот ведь врешь! Ну ничего, придет моя очередь рассказывать, и я тебе так навру!»

Гостей держал до утра. Потом сам куда-то исчезал, а к вечеру приходил домой: «Посылай, Наташа, на рынок. Через час к нам придет человек 25. Кто такие? А бес их знает! Просто мотался по городу, наприглашал не помню кого. Но все, безусловно, чудные люди». А поездки в Западную Европу, а женщины, которыми Алексей Николаевич никогда не переставал увлекаться!

Наталья Васильевна, уж на что терпеливая и понимающая, и то в один прекрасный день не выдержала, забрала детей и уехала из семейного загородного дома в Детском Селе в собственную квартиру в Ленинграде. На подушке оставила мужу записку с… объяснением в любви. Крандиевская не подозревала, что расстается со своим Алешей навсегда. Просто захотела отдохнуть от участившихся ссор, упреков, непонимания.

Вот только Толстой, привыкший к ее опеке, тут же запутался со своими бумагами и попросил жену на время ее отсутствия подыскать ему секретаршу. Наталья Васильевна и подыскала - Милу Баршеву, молодую девушку, приятельницу детей. Дальнейшие события развивались стремительно. Через две недели Баршева утвердилась не только в кабинете Толстого, но и в его спальне. Жена не стала устраивать сцен. Сказала: «Таков свирепый закон любви. Если ты стар - ты не прав и ты побежден»... После развода с Толстым она снова начала писать стихи - и в них светилась любовь к бывшему мужу...

В октябре 1935 года 52-летний Толстой женился на 29-летней Людмиле и говорил всем, что он впервые в жизни по-настоящему полюбил. Десять лет пролетели как одно мгновение. Благополучие и слава Толстого еще умножились после того, как на экраны вышел фильм «Петр Первый» по его сценарию. Теперь Алексей Николаевич сделался еще и депутатом Верховного Совета, академиком, председателем Союза писателей, членом Комитета по Сталинским премиям и многочисленных юбилейных комиссий...

Ему предоставили особняк князя Щербатова в Москве (Толстой обставил его мебелью красного дерева петровских времен) и дачу в Барвихе (там граф предпочел карельскую березу). Ничто не способно было омрачить его жизнь, даже война. Тем более что сыновей Толстого в армию не взяли. Только однажды, в 1944 году, Алексею Николаевичу пришлось пережить потрясение - среди прочих комиссий он вошел еще и в ту, что изучала злодеяния фашистов в Белоруссии. Приехал в Москву пожелтевший, с обвислыми щеками: «В машине пахнет, дома тоже! И от меня пахнет. Понюхайте! Пахнет смертью и войной». «Нельзя было Алешку заставлять смотреть на все это, - говорили знакомые. - Его психика не приспособлена к чужому горю».

К 31 декабря 1944 года Толстой, казалось, совершенно оправился, в новогоднюю ночь много шутил и бахвалился с удвоенной силой. Кто-то из гостей, правда, заметил, что цвет лица у него нездоровый. «Пустяки! - отмахнулся Алексей Николаевич. - Просто слишком много пил «Шамбертена». «Давайте выпьем за Алешку, который ни капельки не меняется, которому все нипочем!» - смеялись гости. Кто бы мог предположить, что изнутри Толстого уже доедает рак, что по утрам идет горлом кровь и жить ему осталось неполных два месяца…

1882 (1883) , 29 декабря (10 января) – родился в семье графа Николая Александровича Толстого (1849–1900). Мать – Александра Леонтьевна (1854–1906), урождённая Тургенева – писательница, внучатая племянница декабриста Николая Тургенева.
Детские годы прошли в небольшом имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время – пос. Павловка в Красноармейском районе).

1897–1898 – живёт вместе с матерью в городе Сызрань, где учится в реальном училище.

1898 – переезд в Самару. Начало учёбы в Самарском реальном училище.

1901 , май – закончил Самарское реальное училище и уезжает в Петербург, где поступает в Технологический институт.

1905 – как студент Петербургского технологического института отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, в книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня» (напечатан в 1908 году в «Ниве).

1906 , январь – в казанской газете "Волжский листок" опубликовано три стихотворения Алексея Толстого.
Февраль – уезжает в Дрезден, где жил и учился до июля.

1907 , март – выходит книга стихов "Лирика". В журналах"Луч" и "Образование" печатаются стихи и статьи.
Живет в Париже и работает над подготовкой к печати книги стихов.

1908 – возвращение из Парижа в Петербург, где Толстой сближается с сотрудниками журнала "Аполлон" .

1909 , осень – написана повесть "Неделя в Туреневе"; опубликована в журнале "Аполлон" (с иллюстрациями В. П. Белкина в 1910, № 4, январь).
Книга "Сорочьи сказки" вышла в издательстве "Общественная польза". В издательстве "Шиповник" выходит первый том его повестей и рассказов, о котором одобрительно отзывается Горький.

1911 – в литературно-художественном альманахе "Шиповник" (№ 14–15) опубликован роман "Две жизни" ("Чудаки"). Сборник стихов "За синими реками" в издательстве "Гриф".

1912 , осень – переезжает из Петербурга в Москву.
Опубликован роман "Хромой барин".

1914 , январь – газета "Правда" положительно оценивает творческую работу Алексея Толстого. Август – в качестве военного корреспондента "Русских ведомостей" выезжает на Юго-Западный фронт.

1915 , февраль – в качестве военного корреспондента выезжает на Кавказ, где началась война с Турцией.

1916 , январь – состоялась премьера пьесы "Нечистая сила".
Февраль-март – в составе делегации русских писателей и журналистов посетил Англию, Францию, побывал на Западном фронте. Лето – работает над пьесами "Ракета" и "Касатка", над рассказами "Прекрасная дама", "В июле".

1917 , 2 сентября – премьера пьесы "Горький цвет".
Октябрь – в журнале "Народоправство" опубликован "Рассказ проезжего человека".
Ноябрь – в газете "Луч правды" опубликованы статьи "На костре", "Власть трехдюймовых", "Ночная смена".

1918 , январь – премьера пьесы "Кукушкины слезы".
Публикация рассказов о петровском времени – "Наваждение", "Первые террористы", работает над рассказом "День Петра".
Июль – выезжает из Москвы в Одессу.

1919 , апрель – на пароходе "Кавказ" отплывает из Одессы в Константинополь, а затем в Париж, где начинает работать над романом "Хождение по мукам".

1920 – первые главы романа "Хождение по мукам" напечатаны в журнале "Грядущая Россия".

1921 – в журнале "Современные записки" роман "Хождение по мукам" напечатан полностью. Переиздаются романы "Хромой барин", "Чудаки".
Октябрь – переезжает вместе с семьей в Берлин.

1923 , август – возвратился в СССР.

1925 , март – состоялась премьера пьесы "Заговор императрицы". Публикация рассказа "Голубые города" и романа "Гиперболоид инженера Гарина".

1928 , апрель – опубликована пьеса "Фабрика молодости".
Май вместе с семьей переехал в Детское Село под Ленинградом.
В июльском номере "Нового мира" закончена публикация второй книги романа "Хождение по мукам" – "Восемнадцатый год".
Август опубликована повесть "Гадюка".

1929 , февраль – начало работы над романом "Петр Первый".
Июль – журнал "Новый мир" начал публикацию романа "Петр Первый".

1932 , март – выезжает к Горькому в Сорренто.

1937 – избран депутатом Верховного Совета СССР.

1939 , январь – избран в действительные члены Академии наук СССР и награжден орденом "Знак Почета".
Февраль – работает над второй частью драматической пьесы об Иване Грозном ("Трудные годы").

1941 – завершает работу над трилогией "Хождение по мукам".
В первые месяцы войны пишет десятки публицистических статей. В них писатель часто обращается к фольклору, к эпизодам русской истории.

1942 , февраль – закончил первую часть драматической дилогии "Иван Грозный".

1943 , 19 марта – за роман "Хождение но мукам" присуждена Сталинская премия первой степени.
30 марта – сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка "Грозный".
31 декабря – в Барвихе начинает работать над третьей частью романа "Петр Первый".

1944 , 7 мая – в "Красной звезде" опубликован рассказ "Русский характер" (см. рассказ на сайте "Литература для школьников").
Август – заканчивает пятую главу третьей книги "Петра Первого".

1945 , 23 февраля – умер в Москве. В связи с его смертью был объявлен государственный траур.


Адреса в Петербурге:
1901 – доходный дом Николая и Елены Брусницыных (9 линия В. О., д. 42), здесь летом 1901 года в квартире у сестры своей матери поселился 18-летний А. Толстой. Окончив Самарское реальное училище, он приехал в столицу, чтобы поступить в Технологический институт. Успешно сдав экзамены, он переехал на 3-ю линию, 16, где снял комнату;
1907–1910 гг. – доходный дом И. И. Дернова (Таврическая улица, 35);
1910–1912 гг. – доходный дом И. И. Круглова (Невский проспект, 147);
1925 – май 1928 г. – доходный дом на наб. реки Ждановки, 3;
май 1928 – май 1930 г. – Детское Село (г. Пушкин), Московская улица, 8;
май 1930 – начало 1938 г. – Дом творчества писателей (Детское Село (г. Пушкин), Пролетарская (Церковная) улица, 6).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры