Вежливость этикет название мероприятия. Познавательно-развлекательное мероприятие "весёлый этикет"

Главная / Ссоры

Сценарий конкурса будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов; для детей младшего школьного возраста; конкурс для закрепления правил хороших манер.
«Этикет, или просто хорошие манеры»
Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Плакат на сцене
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.» И. Гете.
« Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.»
Пословицы.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Ход занятия

Тема нашего мероприятия «Этикет, или просто хорошие манеры». Что такое этикет? (Ответы детей)
-Этикет – совокупность правил поведения в обществе; умение вести себя в обществе; правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому. Как возникло слово «этикет»? (Ответы детей)
- На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, от французского названия карточек «этикетки» и произошло слово «этикет».
Русский царь Петр I тоже часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. Нужно было уметь себя вести, чтобы не опозориться перед иностранными гостями. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения - «Юности честное зерцало». Петр сам принимал участие в её составлении. В книге были такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать»; «перстом носа не чистить»; «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало»
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях в театре и т.д. Какие вы знаете правила поведения?
- Здороваться.
- Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко «Здравствуйте!» скажите.
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты!
-Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
примерные ответы детей:
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не перебивай говорящего.
- Не выкрикивай с места.
- Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
- Следи за чистотой в классе не сори, не пиши на парте, не забывай сменную обувь.
- Почему надо соблюдать в обществе нормы этикета?
- Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой.
- Существует огромное количество самых невероятных для нас правил, которые другим кажутся единственно возможными.
Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 г., в самый разгар холодной войны. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и разрядке международной напряженности. Наверное, так и есть.
Сегодня более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно, главное - искренность.
- Все правила этикета сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». А сейчас давайте разделимся на 2 команды и посоревнуемся, кто лучше знает правила этикета.
Начинаем 1 конкурс . Понадобиться 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды. Представьте себе ситуацию молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, а с другой -дорога, по которой идут машины. Итак, вопрос:с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги)
(Пары учеников изображают молодого человека и девушку. За правильный ответ – 1 балл)
Второй конкурс . Вы опоздали на урок. Как вы войдёте в класс? Выйдите за дверь и сыграйте сценку.
(Представители команд по очереди выполняют задание. Воспитатель перечисляет ошибки, которые допустили ребята. За правильный ответ – 2 балла. Правильный вариант: «Галина Николаевна, извините,пожалуйста, за опоздание. Разрешите войти!)
Третий конкурс . А сейчас мы проверим, умеете ли вы сервировать стол. Вот вам приборы. Время на сервирование стола - 1 минута.
(Около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож острием к тарелке, а слева – вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. За правильный ответ – 3 балла)
- А сейчас я каждой команде буду задавать вопросы. За правильный ответ-1балл.

Викторина по этикету.

1.Что такое этикет?
Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
2.Как переводится с французского слово «этикет»?
Слово «этикет» имеет два значения а) ярлык, этикетка
б) церемониал
3. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него?
Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
4. Можно ли войти в магазин с собакой?
Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.
5. Можно ли есть в фойе или зрительном театре?
Нет. Для этого существует буфет.
6.Что можно рассматривать в бинокль?
Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
7. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
8. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной?
Лицом и только лицом.
9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону?
С 9 до 22 ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка особо.
10.С какого слова звонящий должен начинать разговор?

Со слова «Здравствуйте!»
11. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
Тот, кто звонил.
12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
Женщина при разговоре с мужчиной.
Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»?
С ударением на «и».
14. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
Правой.
15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
Извиниться.
16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
На одну-две ступеньки впереди дамы.
17. А когда поднимаешься?
На одну-две ступеньки позади.
18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?
Нет.
19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
Младший.
20. А подавать руку для рукопожатия?
Старший.
21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руко-
водителя, группу знакомых людей.
22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым?
Женщины, пожилые люди, дети.
23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?
Друзей родителям.
24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
Не более трех цветов.
25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?
Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки?
Это придает их владельцу неопрятный внешний вид.
28. Можно ли опаздывать, идя в гости?
Это недопустимо.
29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо- вилку в левой, а нож в правой.
30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
Только рукой.
31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
Предлагаю вам такую игру.
Задаю вам вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете правильный и, если возможно, озвучиваете или демонстрируете.
1. Монголы при встрече спрашивают:
а) А где бабуля?
б) Как пройти в библиотеку?
в) Здоров ли ваш скот?
(Стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные - значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу - все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.)
2. Молодой американец, приветствуя приятеля:
а) Хлопает по своей правой коленке.
б) По спине приятеля.
в) По мягкому месту приятеля.
3. Папуасы при встрече произносят:
а) Дай я тебя всего обнюхаю!
б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!
в) Вот ты мне и попался!
4. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:
а) Я тебя вижу!
б) Я тебя не съем!
в) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!
5. Тибетцы, здороваясь:
а) Снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.
б) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.
в) Пожимают руки сами себе.
6. Знатные особы в ХУП-ХУШ веках при встрече:
а) Закрывались веерами.
б) Обменивались визитками.
в) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.
7. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга следующим образом:
а) Протягивали друг другу левые руки.
б) Протягивали друг другу правые руки.
в) Пожимали руки сами себе.
- Международная напряженность, может быть, и не очень уменьшилась, а вот хорошего настроения, точно, прибавилось.
Следующее задание: помоги литературным героям найти правильный выход из создавшейся ситуации.
«Театр уж полон…» (инсценируют дети в костюмах)
Мальвина всерьез занялась воспитанием Буратино и решила съездить с ним в музей и театр.
1. Как вы думаете, можно ли Буратино трогать руками музейные экспонаты?
а) Можно, если он уверен в прочности материала, из которого они изготовлены.
б) Нежелательно.
в) Нельзя ни в коем случае.
2. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
а) Допустимо,
б) Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
в) Шумное поведение допустимо везде.
3. Нужно ли Буратино слушать экскурсовода, если его рассказ ему неинтересен?
а) Нужно.
б) Не нужно.
в) Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ
неинтересен,
4. Как нужно Мальвине и Буратино пройти на свои места перед сидящими зрителями?
а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
б) Лицом к сидящим.
в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
5. Как проявить неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
а) Свистеть и топать ногами.
б) Немедленно встать и покинуть зал,
в) Молчать и не аплодировать.
«Кто ходит в гости по утрам?»
1. Кролик пригласил к себе гостей на чашку чая. Сова опаздывает. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие Винни-Пух и Пятачок.
б) Не более 15 мин.
в) Ждать вообще не следует, т. к. Сова должна была прийти вовремя.
2. Кролик угощает своих гостей очень вкусными блюдами. Можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
б) За столом следует вести себя беззвучно.
в) Издавать звуки не обязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.
3. Пятачок случайно разбил чашку: как поступить Кролику?
а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье».
б) Сделать вид, что он ничего не заметил.
в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
4. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные заботливым Кроликом?
а) Совсем необязательно, и так очевидно, что Кролик хороший хозяин.
б) Обязательно - это дань вежливости.
в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда, например горшочек с медом, к следующему званому вечеру.
5. Как поступить Пятачку, если ему нужно уйти из гостей пораньше?
а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
б) Попросить Кролика объявить всем об его уходе, после чего распрощаться с Тигрой, Кенгой, Крошкой Ру.
в) Уйти незаметно, попрощавшись с Кроликом.
«Мы едем, едем, едем.,.»
1. Незнайка и Синеглазка решили поехать на автобусе из Солнечного города в Цветочный. В каком порядке Незнайка и Синеглазка садятся в транспорт?
а) Сначала с помощью Незнайки садится Синеглазка, а потом ее спутник.
б) Сначала в транспорт входит Незнайка, как бы прокладывая Синеглазке дорогу, а она - за ним.
в) Если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно потерять друг друга.
2. В автобусе Коротышки заметили Знайку, увлеченно читавшего какую-то книгу. Можно ли и Незнайке с Синеглазкой читать ту же самую книгу?
а) Можно, они же не мешают ему читать!
б) Нельзя.
в) Можно, если им хорошо все видно и темп чтения у них со Знайкой совпадает.
3. Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?
а) Желательно, потому что только в этом случае есть надежда, что тот, кому вы уступили место, вас запомнит.
б) Необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее место может занять кто-то другой.
в) Не нужно, достаточно молча встать а предложить свое место.
4. В каком порядке Незнайка и Синеглазка выходят из транспорта?
а) Сначала выходит Синеглазка, а за ней, легонько ее подталкивая, Незнайка.
б) Сначала выходит Незнайка и, подав руку? помогает выйти Синеглазке.
в) Если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобнее спрыгнуть со ступеньки автобуса.
5. Находясь на улице, куда деть обертки от конфет?
а) Бросить в урну.
б) Ясли поблизости нет урны, все сложить в карман или сумку и при случае выбросить.

в) Выбросить в укромное место, чтобы мусор не попался на глаза прохожим.
- Подведем итог нашего конкурса.
- Вот и закончилась наше мероприятие. Жюри подводит итог (объявляет счёт и команду победителей). Конкурс показал, что вы знаете правила этикета. Но правила этикета надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами приятно. Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.

Внеклассное мероприятие “Путешествие в страну этикета»

Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы

Форма проведения: обучающая игра

Учет возрастных особенностей: учащиеся 1-4 классов

Оборудование: аудиозаписи: песни Ю.Энтина «Дорогою добра», Б.Окуджавы «Давайте говорить», песни Кота Леопольда, звука подъезжающего поезда; карта страны «Этикета», название станций, ленточки для штрафников, волшебный сундучок, карточки с волшебными словами, детская железная дорога, конверты с разрезанными пословицами, весы справедливости, бумажные капельки, видеоролик из Ералаша «Комплименты», мягкая игрушка кота.

Ход мероприятия:

Звучит песня Ю.Энтина, Минкова «Дорогою добра»

Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья и уважаемые гости! Мы приветствуем вас и надеемся, что наше общение будет приятным и полезным. Кто хранит в себе искорку юмора, живого задора и доброты приглашаем в наше «Путешествие в страну этикета».

А что же это такое – быть этичным?

Ученики:

Что такое - быть этичным,

Аккуратным и тактичным,

Эстетичным и приличным?

Все: Человеком быть отличным

Уступать в трамвае место,

Быть и вежливым, и честным,

Помогать на кухне маме,

В магазин ходить утрами

Или после школы днём,

Одному или вдвоём.

Нет, живая этика

Вам не арифметика

Не сорить, обедая,

Пол не пачкать кедами,

Туфлями, кроссовками,

Сильными быть, ловкими,

Никогда не унывать,

Всё и всюду успевать.

Помогать больным и бедным,

«Нет!» сказать привычкам вредным!

Дорожить мгновеньем каждым,

Быть защитником отважным,

Щедрым быть, людей любить,

И природу.

Все: Значит – жить!

Ведущий: А теперь подробнее о том, кто все это выдумал. Хотите узнать? Этикет- это французское слово, которое переводится как порядок поведения в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиля одежды.

И чтобы лучше запомнить все эти правила и научиться вести себя соответственно ситуации мы и посетим с вами необычную Страну Этикета.

Посмотрите, пожалуйста, - вот перед вами карта этой страны. Обратите внимание, какие города в ней находятся: Добрые Слова, Школьный этикет, город Грубияния, город Народной мудрости, город Справедливости, город Комплимент.

В каждом городе нас будут ждать приключения, а кое – где и испытания. В нашем путешествии мы ввели штрафы за нарушения поведения, и в конце игры увидим, кто окажется злостным штрафником, а значит невоспитанным человеком. К нарушителям дисциплины мы будем привязывать ленточки.

Итак, наше путешествие начинается.

Мы начинаем наше путешествие с первого города, который называется Добрые слова. По вашему мнению, какие слова можно назвать добрыми? (звучат ответы детей).

Да, дети, вы правы, эти слова можно назвать добрыми. Но есть еще множество слов, которые относятся к добрым. Они определяют наше настроение, желание работать, учиться, быть лучше. А хранятся они у нас в Волшебном сундучке. Давайте их вслух зачитаем.

(Детям предлагается по очереди вытаскивать из сундучка написанные на бумаге добрые, волшебные слова, и зачитывать их.)

Ведущий: А теперь давайте познакомимся с замечательным стихотворением С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы», которое поможет вам вспомнить правила поведения в различных жизненных ситуациях.

(дети выразительно читают стихи)

Ежели вы вежливы

И к старости не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

Ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмёте не навеки.

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном

И в целом переплёте.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред слабым не робея.

Без просьбы, то есть сами.

Ведущий: В этом городе вас ждут еще испытания. Сейчас проведем небольшую игру на знание добрых слов. Я буду в стихотворной форме называть начало предложения, а вы все хором будете заканчивать.

    Растает даже ледяная глыба,

От слова теплого ……. (спасибо)

    Зазеленеет старый пень.

Когда услышит ……. (добрый день)

    Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …. (спасибо)

    Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит встречаясь …….. (здравствуйте)

    Когда нас бранят за шалости,

Говорим, …………. (прости, пожалуйста)

    И во Франции, и в Дании

На прощание говорят….. (до свидания).

Вы дали все верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше к городу Школьный этикет.

(звучит аудиозапись подъезжающего поезда)

Ведущий: Человеку многое надо знать: на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах и многое - многое другое.

Вот поэтому люди придумали правила для всех случаев поведения. Но, к сожалению, есть люди, которые нарушают эти правила. И наша школа не исключение.

Представляем вашему вниманию эпизод из школьной жизни.

Стихотворение “Случай из школьной жизни»

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» -

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего…»

Не скажет он друзьям по школе:

«Алеша, Петя, Ваня, Толя».

Своих друзей зовет он только:

«Алешка, Петька, Ванька, Толька».

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы… Мы скажем вам «спасибо».

(9 часов утра. Звенит звонок. Открывается дверь. В класс входит учитель. Она приветливо улыбается)

Учитель: Здравствуйте, дети. Садитесь, пожалуйста. Откройте учебник и Ксения продолжит читать рассказ…

(Ученица читает хорошо, правильно. Но мальчики за последней партой её не слушают. Это Владик и Толя. Владик достал из ранца игрушечную машинку, и мальчики катают её по парте взад-вперёд. Но вот игрушка с грохотом падает на пол. Все ребята оборачиваются на шум. А Ксения от неожиданности замолкает. Учитель нахмурилась и покачала головой).

Учитель: Владик и Толя! Вы нарушили правило поведения. Ребята, какое правило поведения нарушили мальчики? (Ответы детей.)

Да, на уроке нельзя заниматься посторонними делами. Но Владик и Толя нарушили ещё одно правило: правило вежливости. Оно заключатся в том, что каждый человек должен внимательно слушать, когда говорит или читает другой, не мешать ему, не перебивать. А как поступили Владик и Толя? Они не только не слушали Ксению, но шумом мешали ей читать, а другим детям – слушать её чтение. Это очень невежливо.

(В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгорячённый Артём)

Артём: Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в первом классе. А я и не знал.

Учитель: Садись, Артём. Скажите, ребята, какие ошибки допустил Артём в своём поведении? (Следуют ответы детей). Вы правильно сказали. Во-первых, Артём опоздал на урок. А ведь есть определённые правила поведения-дома, в школе, на улице. И одно из таких правил: не опаздывать. Опоздавший на урок Артём, прослушал то, что говорили без него, не начал работать вместе со всеми. И, во-вторых, войдя с опозданием, он помешал нашей работе. Это невежливо. А как должен был вести себя Артём, опоздав на урок? (Следуют ответы детей). Правильно, он должен был поздороваться, попросить извинения и разрешения тихо сесть на место. И не мешая другим детям слушать учителя. А о встрече со своим другом можно рассказать во время перемены. Вот это и называется соблюдать этикет.

Ведущий: В школе встречается много таких ребят, кто по поводу и без повода жалуется на всех остальных учителям и родителям. Такие ребята становятся недоброжелательными, нетерпимыми, спесивыми по отношению к людям. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними общаться. Стоит хорошенько подумать, нужно ли так себя вести. Послушайте стихотворение А.Барто «Сонечка», может быть кто-то из вас в нем себя узнает?

Дети читают:

«Сонечка»

Тронь ее нечаянно-

Сразу: - Караул!

Наталья Николаевна,

Он меня толкнул!

Ой, я укололась! –

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

Голова болит…

Я бы полежала бы –

Мама не велит.

Сговорились мальчики!

Мы откроем счет:

Сосчитаем жалобы –

Сколько будет в год!

Испугалась Сонечка

И сидит теперь тихонечко.

Ведущий: Ну что, есть ябеды среди вас?

(ответы детей)

(звучит аудиозапись подъезжающего поезда)

А теперь наши вагончики въезжают на территорию Музыкального города. Давайте вспомним слова песни кота Леопольда «Если добрый ты» и все вместе ее исполним.

(Исполняется песня)

(звучит аудиозапись подъезжающего поезда)

На пути нашего маршрута стоит город с названием Грубияния. Может не будем туда заезжать? (ответы детей). А давайте всё-таки сделаем небольшую остановку и проверим, насколько хорошо люди этого необычного города знают правила этикета.

(слышится диалог школьников)

1 ученик: Ну что вы с этим Сидоровым возитесь, у него же не все дома – в голове полный голяк. Если его завтра дернут – на 100% пару схватит.

2 ученик: Я тоже всегда думал, что он с приветом!

3 ученик: Да, уж если винтиков не хватает, то уж ничем не поможешь.

1 ученик: Слышишь, дятел, ты хоть «Колобка» то читал?

Сидоров: Обломайтесь, читал, клевая сказка! Могу весь расклад вам дать: там один круглый чувак всех развел: и предков, и весь лесной блатняк, всех обломал. Потом он скентовался с рыжухой и та его схавала. Этим баня вся и закончилась.

1 ученик: Фу, стремная сказка!

(ученики уходят)

Ведущий: Как вы поняли, речь человека может быть культурной и некультурной. Каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы речь его была чистой, красивой, следует избегать употребления жаргонных слов, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться.

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева…

Есть слова - словно раны, слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке есть у нас:

СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА И ЧЕСТЬ.

Ведущий: Давайте будем всегда помнить об этих словах, и не засорять свою речь жаргонной лексикой.

Ведущий: А давайте сейчас поиграем! Согласны? Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Если вы согласны со мной, то повторяйте «Это я, это я, это все мои друзья!».

Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

Кто из вас всегда стремиться

На пятерки лишь учиться?

Кто спешит убраться в классе,

Коля, Петя или Вася?

Кто и сам учиться может

И другим еще поможет?

Кто когда-нибудь болел,

Оттого, что переел?

Ведущий: Молодцы, ребята! Оказывается, вы с друзьями способны на добрые дела!

Ведущий: В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица – доброе слово и кошке приятно. Это означает, что не только каждому из нас нравиться, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.

Поэтому мы продолжаем наше путешествие и прибываем в город Народной мудрости. Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. В этом городе мы познакомимся с посланиями из прошлого и вспомним пословицы о вежливости, доброте и этикете. Перед вами конверты, в которых находятся пословицы. Ваша задача: соединить начало и конец пословицы.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

Мил тот гость, что не долго гостит.

Жизнь дана на добрые дела.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Учись доброму – дурное на ум не пойдет.

Про доброе дело говори смело.

(звучит аудиозапись подъезжающего поезда)

Ведущий: А теперь мы – в городе Справедливости. Я хочу рассказать небольшую историю про жителей этого города. В течение многих лет они думали, чего на земле больше – добра или зла? И долгое время не могли прийти к единому ответу, пока один мудрец не изобрел старинные «Весы справедливости». Вечером каждый житель этого города приходил к весам и раскладывал свои поступки, совершенные за день, по чашам. Раз мы посетили этот город, то и мы с вами попробуем воспользоваться весами справедливости. Хорошо подумайте, какие поступки вы сегодня за день совершили (хорошие, а может быть не очень), возьмите символы добра и зла и положите на чаши весов справедливости.

(проводится тренинг «Весы справедливости», дети называют добрый поступок и кладут «капельку» на чашу весов)

Ведущий: Вы, ребята, доказали, что в своей жизни вы совершаете больше добрых поступков, поэтому чаша добрых дел перевесила. Каждому из нас необходимо стремиться совершать только добрые поступки и дела, чтобы вы душой стремились к прекрасному на этой земле.

(звучит аудиозапись подъезжающего поезда)

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу и мы прибываем на конечную станцию в город Комплимент.

А кто-нибудь из вас знает, что такое комплимент?

(дети дают ответы)

Ведущий: Верно, это приятные, любезные, добрые слова в адрес человека. В этом городе люди всегда говорят друг другу только комплименты. Давайте увидим это сами в небольшом видеосюжете.

(идет просмотр видеоролика из «Ералаша» - «Комплименты»)

Ведущий: Как вы считаете, можно ли слова в адрес учительницы назвать комплиментами?

Как вы считаете искренними ли были эти комплименты? (комплименты ради выгоды)

Давайте сегодня научимся говорить комплименты. Предлагаем вам поиграть в игру, которая называется - «Котик – комплиментик».

Ведущий: П ередавая игрушку котика-комплиментика соседу слева, постарайтесь сказать ему что-нибудь приятное, доброе или просто похвалить его.

(ведущий начинает игру, дети продолжают по цепочке, пока игрушка не вернется к ведущему)

(звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить»,

на фоне мелодии слова ведущего)

Ведущий: На этом наше путешествие закончилось. Понравилось вам путешествовать по стране Этикета?

Дорогие ребята! Воспитывать себя очень непросто, люди воспитывают себя всю жизнь. Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, уважительное отношение к взрослым. Давайте радоваться жизни, улыбаться доброте, делать друг другу комплименты и тогда все будут рады общению друг с другом.

Разработала и провела: воспитатель группы продленного дня МАОУ «Байкаловская средняя общеобразовательная школа» Тобольского района Тюменской области Ведерникова Ольга Геннадьевна

Сценарий досуга для старших дошкольников: «Весёлый этикет или Столик к празднику накройся»



Описание работы: В разработке представлен сценарий досуга «Весёлый этикет или Столик к празднику накройся», в котором участвуют педагоги и дети, имеются разнообразные виды деятельности. Сценарий предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов для проведения досуга с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование навыков культурного поведения за столом и правил этикета в гостях.
Задачи:
1) изучить с дошкольниками понятия «этикета» и «культурного человека», в игровой форме дать представление о различных праздниках
2) развивать у детей образное мышление, речь, память, коллективизм и стремление участвовать в различных конкурсных заданиях;
3) воспитывать интерес к игровой деятельности и уважительное отношение к окружающим.
Ход досуга:
Ведущая: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я.
Ребята, улыбнитесь друг другу и улыбнитесь гостям.
Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками. А наш сегодняшний праздник мы посвящаем этикету.
А что же такое этикет нам расскажут ваши воспитатели.
1-ый воспитатель:
Что такое этикет – знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ этот самый этикет. (А.Усачёв)
2-ой воспитатель: ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?
Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка
И хорошая отметка, Но не только в дневнике,
У людей на языке… Очень просто жить культурно.
Все прекрасно, что не дурно. (А.Степанов)
3-ий воспитатель: Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет. Сотни правил в ЭТИКЕТЕ,
Все не выучите враз. Но, пожалуйста уж, дети,
Вы не огорчайте нас.
Правила эти предельно просты,
Если захочешь, всё выполнишь ты! (Ю.Чичёв)
4-ый воспитатель: Помни правило номер один в воспитании:
Говорить всегда «Здравствуйте» и «До свидания»!
Нельзя говорить никому никогда
Обидные или плохие слова!
Не дразнись, не будь задирой никогда!
Всех ребят зови по имени всегда!
Беседе взрослых не мешай,
Их разговор не прерывай!
Запомни правило простое:
Без спроса не бери чужое!
Старшим старайся во всём помогать,
В транспорте место всегда уступать! (К.Демидова)
Ведущая: Этикет – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Сегодня мы с вами поговорим об этикете за столом. Посмотрите, какие замечательные столы вы накрыли к различным праздникам. Давайте узнаем: кто к какому празднику накрыл стол. И как он будет себя за ним вести.
1-ая группа

1-ый ребёнок: Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей.
Новый год! О нем и летом так приятно помечтать!
Как волшебным, чудным светом будет елочка сиять.
Как мы шарики повесим, ветки обовьем дождем.
Как про дедушку Мороза песню весело споем.
2-ой ребёнок: Сядем мы сейчас за стол
И расскажем вам о нём.
За столом сиди спокойно
Не толкайся, не кричи
Это правило такое
Знать должны все малыши.
3-ий ребёнок: Кушай кашу, не спеши
Ложку правильно держи.
Рот салфеткой вытирай,
Стул спокойно задвигай.
Не забудь сказать СПАСИБО!
Благодарности слова
Нам нужны они всегда!
Ведущая: Ну, что же нам всё понятно. Ваш стол накрыт к новогоднему празднику. Тогда я вам предлагаю спеть самую новогоднюю песню «Маленькой ёлочке». (исполняют все дети)
Ведущая: А сейчас я приглашаю следующую группу. Что же у них за праздник? Нам очень хочеться узнать?!
2-ая группа

1-ый ребёнок Почему и отчего к нам пришло веселье?
Ведь уже не Новый год и не новоселье.
Но не зря нам сейчас весело с друзьями.
Что у нас, что у нас? Отгадайте сами!
2-ой ребёнок: Почему и отчего лампы светят ярко,
И кому так в этот день весело и жарко?
И не зря в это час пироги с вареньем.
Потому что у нас сегодня…..день рожденья!
3-ий ребёнок: Сначала ты договорись, потом уж в гости соберись.
Одеваемся нарядно, чтобы выглядеть парадно.
Ты оделся, расчесался... Почему ж не умывался?
Не ходите без подарка, Не должно его быть жалко!
4-ый ребёнок: Если вас не пригласили, не врывайтесь в гости силой.
Не забудь ботинки снять, дома в них нельзя гулять!
Не шали и не кусайся, без причин не обижайся.
Не ломай столы и мебель, где б в гостях, мой друг, ты не был.
5-ый ребёнок: Будь воспитанным и скромным, по местам не шарь укромным.
Бить ногой не надо кошку и бросать под стол картошку!
Похвали хозяев, дом, а также то, что в доме том.
Ты обулся, куртку взял... а "До свидания!" сказал?
Ведущая: Теперь нам понятно, какой у вас праздник. А сейчас я хочу вас проверить: знаете ли вы как нужно вести себя в гостях.
1. Можно ли опаздывать на праздник?
2. Нужно ли имениннику дарить подарки?
3. Можно ли разгуливать по чужой квартире, где вам захочется?
4. Можно ли садиться за праздничный стол, без приглашения?
5. Как нужно есть торт: руками или ложкой?
6. Можно ли об скатерть вытирать грязные руки?
7. Можно ли качаться на стуле?
8. Разговаривать с набитым ртом?
9. Можно ли облизывать соловые предметы?
10. Вы будете забирать еду у вашего соседа, если он не доел её?
11. Что нужно сказать хозяину, когда вы уходите домой?
Молодцы, я рада, что вы знаете правила поведения в гостях. Ну а мы с вами давайте послушаем ещё одну группу ребят.
3-тья группа

1-ый ребёнок Восьмое Марта, праздник мам,
Тук, тук! – стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит дом, где помогают маме.
Мы пол для мамы подметём, мы стол накроем сами.
Мы сварим для неё обед. Мы с ней споём, станцуем.
Мы красками её портрет в подарок нарисуем.
2-ой ребёнок: Друзья, настал обеда час! За стол мы приглашаем вас!
К обеду всё уже накрыто, приятного вам аппетита.
3-ий ребёнок: Руки вымой, не ленись, лишь потом за стол садись!
На колени, детка, положи салфетку.
Чтобы выглядеть опрятно, ешь красиво, аккуратно!
И ногами не болтай, и соседа не толкай!
4-ый ребёнок: Для второго, помни тоже, надо вилку взять и ножик.
По кусочку отрезай, так второе и съедай.
За едою не тянись, а к соседу обратись.
Передаст тебе сосед: и компот, и винегрет.
5-ый ребёнок: Суп, конечно, ты прольёшь, если из тарелки пъёшь.
Наклони её немножко, доедай свой супчик ложкой.
Угощенья хороши, ешь спокойно, не спеши.
Не болтай с набитым ртом, разговаривай потом!
Ведущая: Раз вы накрыли стол к маминому празднику, давайте проверим, хорошие ли вы мамины помощники?
Сыграем с вами игру: «Помоги маме убрать со стола»
На праздничном столе осталось много грязной посуды, кто же уберё её первый?
Отлично. Мне понравилось. А теперь давайте заглянем в гости ещё к одним ребятам: что же у них за праздник?
4-ая группа:

1-ый ребёнок: К нам пришёл весёлый праздник,
Льётся музыка кругом.
Мы сегодня этот праздник
Днём влюблённых назовём.
2-ой ребёнок: С праздником влюблённых,
С праздником любви,
Девочек и мальчиков
Поздравляем мы.
Ведущая: День святого Валентина - праздник для влюблённых пар.
Поэтому сейчас мы будем искать сладкую парочку. Только пару не из людей, а конфет. У меня есть множество конфет, но не у всех есть пары. Ваша задача: найти каждой конфетке по паре.
Игра «Сладкая парочка»
Ведущая: Молодцы, хорошо поиграли. Далее предлагаю перейти к следующему столику.
5-ая группа

1-ый ребёнок: Очень весело сегодня,
Песни звонкие звучат,
Потому что День рожденья
Отмечает детский сад!
2-ой ребёнок: У Барбоса день рожденья!
Будут танцы, угощенье!
На крылечке, у дверей
Ждёт Барбос своих гостей.
Ведущая: Мы Барбоса поздравляем
Счастья и добра желаем!
А сейчас не зевай,
«Каравай» запевай.
Песня «Каравай».

Ведущая: Ну, что ж, у нас остался один столик. Пожалуй самый необычный и загадочный. Что же здесь за праздник нас ожидает?
6-ая группа

1-ый ребёнок Хэллоуин – не страшный праздник,
А весёлый и смешной!
На меня взгляните – разве
Может ведьма быть такой?
Фиолетовые ногти,
Тараканы в волосах,
Но совсем не видно злости
В озорных моих глазах.
2-ой ребёнок: На улицах скелеты пляшут,
А ведьмы метлами все машут
И в дом стучит ужасный черт,
И просит у хозяев торт.
3-ий ребёнок: А ведьма плохо руки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
На руках вся грязь осталась.
Полотенце – в чёрных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот –
Заболит тогда живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо тёплою водой
Руки мыть перед едой!
4-ый ребёнок: Чертёнок в праздник хлеб жевал –
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом –
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот –
Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко,
Застыдили все чертёнка:
- Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
5-ый ребёнок: Скелеты за столом сидят,
Нос воротят, не едят:
– Эту кашу не хотим!
Чёрный хлеб мы не едим!
Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут – ешьте всё, что вам дадут!

Ведущая: Ведьма мчится на метле,
Пляшут черти на столе
Вот какой весёлый праздник
Получился в январе.
Ну, ребята, удивили, не напрасно вы стихи учили!
Мне понравилось! А вам? Пора расходиться по домам!
Но прежде песенку споём, за стол друзей всех позовём!
(на мотив песни «Голубой вагон»).
1. Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.
Припев: Скатертью, скатертью,
Стол скорей накрывай.
И наливай-ка всем
Ароматный чай.
2. Знаем лучше доктора серьезного –
Лечит чай и скуку, и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!
Ведущая: Вот и праздник наш окончен, что же вам ещё сказать:
разрешите на прощанье вам здоровья пожелать.

В ГОСТЯХ У ЭТИКЕТА
(Час информации)

Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми – такова сегодняшняя реальность. В наше время, время сверхзвуковой и электронной техники, время немыслимых ускорений современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Мы едем за границу, вступаем в деловые и личные отношения; посещаем дипломатические приемы, презентации и вернисажи. Все это предъявляет новые требования к нашему поведению и внешнему виду, к языку и культурному кругозору. Именно поэтому в нашей библиотеке 8 ноября 2011 г. было проведено мероприятие « В гостях у Этикета» для учащихся 9-х классов.

Целью данного мероприятия было привлечь внимание ребят к правилам хорошего тона, показать, каким приятным может быть общение, если следовать правилам этикета. Объяснить,как знание и применение правил поведения позитивно влияют на формирование имиджа человекаи как с их помощью получать удовольствие от ежедневных контактов с окружающими.

Ребята узнали об истории этикета и значении этого слова, познакомились с основными требованиями этикета. Была проведена викторина, с вопросами связанными с правилами поведения в транспорте, ресторане, при общении по телефону и т.д. По итогам викторины были определены настоящие « леди» и « джентльмены“, которые были награждены. Всем участникам мероприятия вручены буклеты» « Дисциплина клерикалис“, или Правила хорошего тона». В конце мероприятия был показан фильм « Этикет – трактат для подростков, желающих стать культурными людьми», который помог понять, как важно правильно себя держать в разных ситуациях, как легче добиться успеха, соблюдая этикет.
Мероприятие понравилось учащимся, они активно принимали участие в викторине, с интересом посмотрели фильм, познакомились с книжной выставкой « Этикет от А до Я».

В ходе проведенного мероприятия удалось привлечь внимание учащихся к проблемам этикета,к проблемам человеческого взаимопонимания. Присутствующие на нем смогли расширить свои представления о человеческом общении и надеемся,в дальнейшей жизни будут использовать любую возможность, чтобы применять на практике то, что узнали.

ЭТИКЕТ И МЫ

Цели занятия:

  1. Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
  2. Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
  3. Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
  4. Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

Ход занятия.

Ребята я приглашаю вас пролистать страницы нашего журнала «Этикет и мы».

А что такое этикет?

Этикет – совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения. В словаре Даля сказано: «Этикет – чин, порядок, соблюдение внешних обрядов и приличия; церемониал, внешняя обрядливость.» Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях.

Давайте пролистаем страницы нашего журнала.

Страница первая. Рубрика «Спасибоград».

Слово редакторам этой рубрики:

В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова.

А какие слова мы называем вежливыми?

С помощью вежливых слов можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение.

А что значит слово «здравствуйте»?

«Здравствуйте!» Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете

«Здравствуйте!»- Это же будьте здоровы,

Это же дольше живите на свете!

Какие еще вежливые слова вы знаете и когда их нужно употреблять?

Игра «вежливые слова» (из разрезанных букв составить волшебное слово, соревнуются три человека) (слова: благодарю, пожалуйста, извините.)

Извини,
Пожалуйста,
Прости, И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
Волшебные слова.

Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и со всеми быть полезными людям.

Страница вторая. Рубрика «Знакомск»

Догадайтесь, о чем пойдет речь ? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

Какие правила знакомства вы знаете?

Слово редакторам…

Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами

представляются старшим.

То же при очевидной разнице в общественных положениях: младший

представляется старшему.

Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не

представляется мужчине первой.

Из последнего правила могут быть исключения, например если эта

женщина - студентка, а мужчина - почетный профессор.

Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь

смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с

доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное

продолжение.

Представляя человека, следует четко произносить его имя и

фамилию.

Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только

имя.

Страница третья. Рубрика «Приветск».

А о чем здесь пойдет речь? А зачем вообще нужны приветствия?

Слово нашим редакторам

Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

А офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

Да и сейчас. Посмотрите вокруг. Вот прошли военные – отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку – чмок, чмок, потараторили и разбежались.

Какой же вообще смысл приветствия?

Кого можно приветствовать словом «здорово», «привет»?

Откуда пошел обычай снимать перчатки?

Ответ: С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно!

Первым протягивает руку старший по возрасту, женщина мужчине.

Рукопожатие - это короткое и энергичное встряхивание руки. И хотя говорят "Крепкое рукопожатие", это не означает такое, от которого немеют пальцы, и становится больно. Но и не вялая "кошачья лапка".

Если встреча знакомых происходит на улице когда прохладно и люди в перчатках, мужчины перед рукопожатием перчатку снимают обязательно, а женщины по своему удобству и усмотрению, но зимнюю рукавичку нужно снимать и женщинам. Рука, поданная без перчатки, - это, прежде всего, признак уважения человека. Не принятая рука, протянутая для рукопожатия, расценивается как оскорбление.

Какую-то роль в приветствии играют и головные уборы.

Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом?

Ответ: Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: "Я не опасаюсь тебя!"

Снять или не снять сейчас головной убор - зависит от времени года, да и от характера головного убора. На улице не снимают зимнюю и лыжную шапки, берет, но зато приподнимают шляпку (за тулью), фуражку (за козырек). Но, входя в закрытое помещение, приветствующий мужчина снимает любой головной убор.

Кому можно сказать «пока»?

Как общаться с взрослыми?

Как надо прощаться с детьми, с взрослыми?

Существует другая форма прощания: «Счастливого пути».

Усталый человек идет, рукой стирает пот. Счастливого пути!

Карета кое-как ползет, усталый конь ее везет. Счастливого пути!

А в океанах корабли, от родины своей вдали. Счастливого пути!

Пускай, кто едет, кто идет, всегда свой путь домой найдет. Счастливого пути!

Как прощаетесь, уходя из школы, с ребятами, с учителями?

Как прощаетесь с родителями, ложась спать?

Наши корреспонденты побывали в одной из школ. Вот что они там увидели.

II. Обсуждение разыгрываемых детьми сценок.

1. Встреча двух друзей (сценка)

Два мальчика встречаются друг с другом.

Как дела, чувак? - хлопает друга по плечу первый со всей силой

Будь здоров, кабан, - отвечает второй, толкая первого.

2. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка ).

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Андрей опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Лилия Николаевна!"

3. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка )

Никита, пробегая мимо Наташи, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Петрова!"

4.В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семенович". Правильно ли поступил Олег?

По - разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: "Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья". Вот, что означает простое и обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Страница четвертая. Рубрика «Гостийск».

- Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости?

На это, наверно, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Слово нашим редакторам…

Окружение любого человека - это семья, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме: разговоры по телефону, обмен письмами, кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице. И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством. Веками складывались его национальные традиции.

Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то, как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.

У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.

В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.

Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.

За долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как вести себя гостю.

Итак, вас пригласили на день рождения. И теперь важно продумать, как вы оденетесь .

Игра «Идем в гости»: на столе стопки карточек, нужно выбрать карточку и объяснить, почему данный предмет одежды подходит для данной ситуации.

Вас пригласили в гости, вы продумали, что оденете. А теперь поговорим о том, как поздравите своего друга, что ему пожелаете .

Выбирая подарок, нужно постараться подобрать то, что понравиться не вам, а имениннику. Оцените ситуации.

  1. Старая любимая игрушка.
  2. Аппликация, сделанная своими руками.
  3. Цветы.

Подарок нужно красиво упаковать (конкурс)

Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ – хлопайте в ладоши, а если нет – говорите: «У-У».

Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

А у меня уже есть такая игра!

Спасибо, это очень хороший подарок!

Вы в гостях повеселились,

Ели, пели и плясали,

Отдохнули, порезвились,

Собираться дружно стали.

В заключение, конечно,

Я напомню без утайки:

Не забудьте вы сердечно

Похвалить за все хозяйку.

За вниманье и участье,

За гостеприимный дом.

Пожелайте дому счастья.

И расстанемся на том.

С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем, хорошим хозяином.

Страница пятая. Рубрика «Общественск»

Какие места называют общественными? О чем же пойдет разговор?

Слово нашим редакторам…

Каждый из нас бывает в кинотеатре, магазине, театре, музее. Мы остаемся довольны покупкой или спектаклем, фильмом или экскурсией, если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.

Находясь в обществе, вам приходится выполнять правила общения, выполнять правила вежливости. Какие?

- Собираясь в кинотеатр, изменишь ли ты свой внешний вид?

Стоит ли спешить к началу сеанса или представления?

Есть в кино один закон.

Знай, что очень важен он:

Тем, кто фильм пришел смотреть,

Нужно в зал пройти успеть

После третьего звонка.

А задержишься слегка –

Не пропустят в кинозал,

Потому что опоздал.

Вот, ты слышишь, зазвучал

Третий раз уже сигнал.

Тут же в кинозал иди,

Место там свое найди,

Сядь, устройся поудобней

И начала фильма жди.

Проходя через сиденья,

К людям повернись лицом

И скажи: «Прошу прощенья»,

Будешь просто молодцом!

Спектакль или фильм идут 1-2 часа. Многие, проголодавшись, начинают шуршать оберткой от конфет, грызть семечки.

А можно ли было это сделать иначе?

А в течение спектакля

Есть нельзя, нельзя болтать:

Будешь зрителям мешать

И актеров отвлекать.

Актеры не прочитали последние слова, еще не закрылся занавес, не зажегся свет, а в зале шум и топот, все встают и спешат к выходу.

Почему этого нельзя делать?

Эти правила давно каждый школьник знает.

Нужно тем ходить в кино, кто их соблюдает.

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры