Якудза становится воспоминанием о прошлом. В стиле якудза

Главная / Ссоры

Члены Якудза

Япония для европейцев всегда была загадочной страной. Долгое время ее императоры не пускали на свою землю чужестранцев. Когда же иностранцы сумели подробно познакомиться со Страной Восходящего Солнца, то они обнаружили массу традиционных для населения явлений, абсолютно непонятных для европейского менталитета. Самураи, харакири, гейши, сумо и, конечно же, якудза. Якудза ─ это чисто японская форма существования преступного сообщества, уместившая в себе традиционный дух восточной загадочности и европейский рационализм при ведении .

До недавнего времени существование якудза в японском обществе было вполне легальным. В крупных городах были даже офисы с соответствующей табличкой, а порывшись в бумагах можно было даже найти полный список сотрудников. Якудза освоили тут часть индустрии отдыха и развлечений, вплотную соприкасающуюся с человеческими пороками ─ питейные заведения, игорный бизнес и публичные дома. Раньше господство японских бандитов в этих сферах было безраздельным. Изменившийся мир западными ветрами принес на Японские острова конкурентов. Теперь якудза приходится соперничать и делиться доходами с тайваньской и , устремившимися несколько десятилетий тому назад в богатую Японию. Государство также перенимает заграничный опыт борьбы с организованной преступностью и приняло ряд законов, загнавших якудза глубоко в подполье. Однако, утверждать, что время якудза безвозвратно ушло рока еще рано.

В дословном переводе слово якудза означает «отбросы». Именно так относятся обычные люди к тем, кто не желает зарабатывать на жизнь честным трудом и вместо того, чтобы каждое утро просыпаться и идти на работу, вечерами и ночью занимаются весьма сомнительными и рискованными делами. В якудза сейчас идут люди, не нашедшие себя в современном индустриальном обществе, или те, кому повседневная жизнь дает слишком мало адреналина.

Каждый из трех иероглифов, обозначающие название якудза, имеет свое цифровое значение. Вместе это комбинация цифр 893. В японском варианте карточной игры блэк-джек такая комбинация карт является самой бесполезной, что еще раз подчеркивает людское мнение об ущербности якудза, как социального явления. Члены якудза для успешных людей всегда были вторым сортом. Правда, обыватель раньше страшно боялся этого второго сорта. Стоило было появиться группе людей с характерными татуировками на теле на пляже или в бане, как окружающие начинали панически разбегаться от них. Миф о всесилии и свирепости якудза был очень силен. Тем более, набивать на тела рисунки было не принято у обычных граждан Японии. Сегодня на татуированных крепких мужиков попросту не обращают внимания. Страх полностью прошел, и добавилась мода на тату.

Тем не менее, образ якудза очень популярен в массовой культуре благодаря растиражированным в художественных фильмах одновременно красочным и жестоким традициям. Самым известным из всех ритуалов считается юбитсуме. Это, когда отрубается фаланга пальца. Раньше нехватка пальцев на руках считалось одним из признаков принадлежности к якудза. Неверные представления говорили о том, что юбитсуме представляет вид наказания за проступок. На самом деле по идеологии японских преступников ампутация пальца должна быть добровольной. Таким образом, провинившийся член банды приносит свои извинения боссу, после чего инцидент считается исчерпанным и вычеркнутым из памяти.

Технология самостоятельного лишения фаланги пальца довольно сложная. В начале основание пальца должно быть туго перетянуто, например, резинкой. Кровь должна перестать поступать к окончанию пальца, а сам он онеметь. Добившись полной потери чувствительности, извиняющийся якудза берет в руку нож, прикладывает его к пальцу и просит босса ударить по нему молотком. При сильном и резком ударе процедура проходит практически безболезненно и бескровно. Отрубленный кончик преподносится боссу на память. Раньше отрубленные органы могли храниться у него долгое время в заспиртованном виде. Теперь за такую коллекцию легко угодить в тюрьму. Японцы приняли очень жесткий закон, назначающий наказание даже за простое обсуждение преступлений в узком кругу. Что тогда говорить о намеренном членовредительстве.

Тату Якудзы

Среди якудза босс именуется оябун. Его имя священно и в обязательном виде должно появиться на теле аники ─ так называют рядового члена группировки. Аники означает брат. Все члены якудза братья и образуют семью, а оябун ее глава. В отличии от русских уголовников татуировки Якудзы не несут никакого смысла. В них отсутствуют полностью символические значения, подобные крестам, куполам, восьмиконечным звездам, картам, русалкам.

Набор сюжетов для татуировок Якудза довольно ограничен и представляет собой разновидность древней японской живописи. Татуировки должны покрывать весь торс аники, но по центру груди от ключиц до самой талии в обязательном порядке оставляется чистая полоса. На ней после обряда инициации должно быть нанесено имя оябуна. Раньше все татуировки наносились специальными бамбуковыми палочками ─ ирезуми. На роспись тела уходили годы. Прогресс заставил отступить традицию. Якудза ходят в салоны тату и подставляют тела роторной или индукционной машинке.

Ритуал инициации называется сакадзуки. Для него нужны 2 плоские чашки, больше похожие на российские чайные блюдца, и японская рисовая водка ─ сакэ. Сакэ разливается по обеим чашкам. Оябун пьет из одной, а кандидат в якудза выплескивает свою порцию на землю. Потом обе чашки вручаются аники на память, и он хранит их всю жизнь, как самую дорогую вещь. В центре чашки, из которой пил оябун нарисовано его имя, которое должно потом появиться на груди у нового члена банды.

Мафия Якудза

Самое удивительное в образе жизни якудза, что у них нет заповеди пожизненной преданности семье или оябуну. В латиноамериканских бандах вступивший в нее присягает только раз и выйти может только трупом. Японцы больше схожи с российскими , у которых существует понятие «отошел». Это когда вор по соображениям ухудшившегося здоровья, не дающего ему возможности активно участвовать в повседневной криминальной жизни, или по идеологическим соображениям, заявляет об отходе от и сложении с себя высоких полномочий.

В Японии все происходит гораздо проще. Особенно, для якудза, находящихся на нижних ступеньках иерархической лестницы. Они могут просто уйти из семьи. Никто их за этот шаг преследовать не будет. На память о времени, проведенном в якудза останется только тело, густо разрисованное орнаментом и надпись из имени оябуна. Якудза разрешен также переход из одной семьи в другую. Без всяких последствий. Никто даже не будет интересоваться мотивами, побудившими на такое решение. С якудза более высоких рангов дело обстоит сложнее, но вполне решаемо. Покидая семью, он должен заплатить ей что то вроде штрафа за обман доверия. Заплатил и гуляй себе на воле. Уход из якудза или переходы из семьи в семью не редкость, а довольно частое явление.

В начале 90-х годов прошлого века в России стал возрождаться игорный бизнес. Русские бандиты сразу вспомнили о своих японских коллегах, накопивших огромный опыт в его правильной организации и методах контроля над этой сферой бизнеса. В Санкт-Петербург руководителем «тамбовских» была приглашена делегация японских предпринимателей, возглавляемая .

Бизнесмен был якудза во втором поколении. Восточная мистика, окружающая якудзу, не прижилась в северной и холодной России, населенной не такими утонченными людьми, как в Японии и предпочитающими долго не цацкаться с противниками, а пустить им пулю в лоб или подорвать миной вместе со всеми потрохами. Нравы нового российского времени позволяли убивать из-за денег и власти даже руководителей ОПГ. Сотрудничество остановилось на поставке игровых автоматов.

В Японии якудза обычно действует следующим образом. С конкурентами пытаются полюбовно договориться, причем переговоры могут происходить довольно долго. Убедившись, что переговорный процесс зашел в тупик, якудза назначают «стрелку», на которую приводят весь свой наличный состав. Финалом встречи может стать драка «стенка на стенку». Все аники обычно дисциплинированно посещают тренировочные залы и готовят себя к бою. Хлюпиков и «ботаников» среди якудза нет. В последнее десятилетие под полицейским прессом многие семьи распались. Статистика говорит о резком сокращении числа оябунов в последние годы. Как следствие, уровень преступности в Японии один из самых низких в мире.

Находившегося в бегах члена японской мафии якудза. Синехару Сираи, некогда возглавлявший одну из самых могущественных группировок - «Ямагути-гуми», скрывался от правосудия около 15 лет - он покинул Японию после того, как ему было предъявлено обвинение в убийстве другого мафиозо. К моменту ареста ему исполнилось 74 года. Разоблачить Сираи помогла случайность - местный житель сфотографировал на улице спину старика, полностью покрытую татуировками. Фотография попала в социальные сети и быстро стала вирусной. На нее обратили внимание сотрудники полиции Японии, которые и попросили тайских коллег найти и задержать этого человека.

Татуировки - один из важнейших внешних атрибутов японской мафии. Их сложный язык формировался на протяжении веков..

Услуга за услугу

В самой Японии вплоть до конца прошлого века мафия существовала фактически на легальных основаниях. Над штаб-квартирами большинства группировок до сих пор можно найти неоновые вывески, их адреса могут указываться в телефонных справочниках.

Жители страны узнают участников кланов по безупречным, на все пуговицы застегнутым костюмам (правда, часто весьма экзотических или как минимум броских расцветок), набриолиненным волосам (галантный поклон в адрес гангстеров Нью-Йорка). И пристрастию к большим машинам - в ходу у уходящего поколения якудза были американские Cadillac, а вот молодежь всё чаще пересаживается на представительские Mercedes.

Долгое время местные власти и правоохранительные органы закрывали глаза на деятельность якудза в обмен на мелкие услуги с их стороны, на финансовые пожертвования в адрес различных политических партий и готовность периодически выступать в роли информаторов.

Одну из главных услуг в истории современной Японии якудза оказали правительству в конце 1940-х годов. Незадолго до этого, в 1930-е, страну, как и США, накрыл экономический кризис. Сотни тысяч японцев оказались безработными. Люди нуждались в деньгах и, как это нередко случается именно в тяжелые времена, развлечениях. Пока власти опасались вступать в открытые конфликты с вышедшими на улицы гражданами, мафиози постепенно взяли под свой контроль почти всю индустрию развлечений - от игорных домов до кинотеатров.

Триумф мафии оказался недолгим - началась война, развлекательные заведения были разорены, а большинство бойцов якудза ушли на фронт, многие были убиты. В это же время японское правительство массово ввозило в страну корейцев и китайцев, которых использовали в качестве дешевой рабочей силы на заводах. Сразу после окончания войны, в 1946 году, в стране один за другим начали вспыхивать бунты «инородцев». И вот теперь уже само правительство вынуждено было обратиться с просьбой о защите к уцелевшим участникам раздробленных кланов якудза - гангстеры встали на защиту полицейских участков.

По самурайскому счету

Сами группировки начали формироваться в Японии еще в XVII веке в качестве своеобразного противовеса самураям - если ко вторым японские феодалы обращались в случае, когда нужно было вступить с врагом в открытый поединок, то якудза использовались для задач, где действовать нужно было тайком. При этом в якудза нередко попадали бывшие самураи, ронины. Отсюда и блестящее знание самурайской философии, и стремление у мафиози прошлых веков подражать самураям в виртуозном владении мечом и в манере одеваться.

В соответствии со знаменитым кодексом бусидо большинство якудза философски относились к смерти, должны были быть равнодушны к голоду, холоду и боли, исповедовали беспрекословную верность клану и готовность пожертвовать ради его интересов свободой или жизнью. А в случае серьезной провинности многие из них были готовы совершить сэппуку.

В той или иной степени следование самурайским принципам среди якудза сохранилось до сих пор. Правда, не обошлось и без влияния западных коллег - итальянской мафии и американских гангстеров. Современные группировки устроены по клановому принципу с жесткой иерархической системой, все участники которой живут по раз и навсегда установленным законам, беспрекословно подчиняясь главарю или боссу группировки. Те, в свою очередь, отвечают за «эффективный менеджмент» - например, переговоры с правоохранительными органами или властями.

Пересчитать по пальцам

Как и в большинстве закрытых обществ, ритуалы долгое время играли важное значение в жизни японских гангстеров. Для желающих вступить в ряды якудза существовал специальный обряд посвящения. Новичок сначала приносил клятву на изображении святого, предварительно смочив его собственной кровью, после чего выпивал вместе с главой клана особым образом приготовленное саке. Напиток, который символизирует кровь якудза, смешивали с солью и рыбьей чешуей - отпив по глотку, оба участника обменивались чашечками, чтобы «породниться».

А вот за попытку покинуть группировку, как и за провинности, многим приходилось расплачиваться увечьями. По старому обычаю в знак признания своей вины якудза должен отрубить себе фалангу пальца и передать обрубок главе клана. Если ошибка повторится, ему придется избавиться от второй фаланги, а потом перейти к следующему пальцу. Раньше это означало, что с каждой новой провинностью рука якудза всё меньше приспособлена для того, чтобы держать меч, а значит, он всё сильнее впадает в зависимость от главы клана.

Отсутствующая фаланга пальца стала второй приметой, по которой полицейские в Таиланде опознали в татуированном старике беглого якудза Синехару Сираи.

Впрочем, говорят, что сегодня войти в число якудза можно и минуя торжественные ритуалы, а при желании - относительно бескровно их покинуть. Единственное, что осталось практически неизменным, - это любовь гангстеров к татуировкам.

Между карпом и драконом

Сегодня эти сложные и красочные рисунки - предмет восхищения мастеров по всему миру. Однако появились они отнюдь не в эстетических целях. По одной из версий, нанесение татуировки на тело символизирует выход молодого якудза из-под контроля родителей (и, соответственно, переход под контроль «приемного отца»). По другой - обряд нанесения татуировки в древности использовался для того, чтобы проверить готовность новобранца к пыткам и физическим мучениям.

В любом случае со временем тату-культура развилась, и владение «языком татуировок» стало одним из базовых навыков любого участника клана якудза. При этом используются здесь традиционные для Японии образы - карп, лев, дракон, «золотой мальчик» Кинтаро или сакура. Использование того или иного образа может намекнуть на род занятий якудза. Например, «золотого мальчика» часто наносят те, кто занимается единоборствами, а лев может означать верного стража. Карп же почитается за свою силу, храбрость и неуклонное стремление к цели: качества, которые отличают настоящего борца или самурая.

Впрочем, несмотря на в общем-то довольно открытое существование гангстерских кланов, демонстрировать свои татуировки широкой публике среди якудза все-таки не принято - и возможно, опыт экс-главаря «Ямагути-гуми» их в этом только укрепит.

Друзья народа

Долгое время якудза старательно поддерживали добрососедские отношения не только с представителями власти, но и с жителями городов, оказавшихся под их контролем. На Новый год представители многих группировок одаривали маленьких «подопечных» сладостями и игрушками, и деньгами - взрослых. А руководители группировок не скупились на финансирование фильмов, в которых лишний раз подчеркивалось сходство между философией якудза и благородных самураев. Кроме того, правила якудза всегда поощряли наличие собственного легального бизнеса, занятие политикой, а также благотворительность.

В результате большая часть населения воспринимала якудза как местных Робин Гудов - представителей преступного мира, которые, впрочем, всегда готовы встать на защиту угнетенных.

Гангстеры этот образ пестовали. Они не только объединялись с нацией во время самых сложных испытаний - например, помогали пострадавшим после крупных землетрясений или мстили членам секты «Аум Синрике» за теракт в токийском метро, - но и следили за тем, чтобы к их действиям в этот момент было приковано внимание журналистов.

Тучи над якудза начали сгущаться в 1990-х годах, когда в Японии приняли антимафиозный закон, нарушивший привычное статус-кво. С середины 2000-х этот закон начали постепенно ужесточать, пока под окончательным запретом не оказались социальные выплаты участникам гангстерских кланов (до этого они могли претендовать, например, на пособие по безработице) и перевод на счета группировок любых средств от коммерческих фирм. Жители некоторых городов и вовсе отважились на открытые протесты против местных группировок. Многие из активистов за это поплатились жизнями, что народной любви гангстерам не добавляло.

Игровая серия уже очень давно и достаточно подробно переносит актуальные события из политического и криминального мира Японии на экраны наших телевизоров. Мы попытались разобраться в том, насколько виртуальный мир и повседневная реальность пересекаются, и где за красивой картинкой скрывается горькая правда или приукрашенная мифология. Но для начала надо понять, откуда идут корни японской мафии и как она влияет на культуру, политику и индустрию развлечений современной Японии.

Согласно распространенной легенде название организации берет свое начало в популярной карточной игре oichokabu , в которую обычно играли с набором специальных цветочных карт ().

Сейчас все чаще используются и обычные европейские карты, в которых выброшены из колоды Короли, Королевы, Джокеры, а количество Тузов сокращенно до одного. Так как по правилам цифры в этой игре складывались друг с другом, то наихудшей комбинацией было "8-9-3" или yattsu-ku-san . То есть игрок с таким раскладом получал ноль очков (8 + 9 + 3 = 20 = 0) и всегда проигрывал. Позднее словосочетание yattsu-ku-san стало обозначать бездельников, прожигавших свое жизнь в карты или просто азартных игроков. Не удивительно, что и у современной якудзы игровой бизнес по-прежнему является одним из самых доходных. Любители раскинуть кости и карты, ко всему прочему, были и знатными конокрадами. Позднее объединившись в группы, они стали предлагать защиту крестьянам и торговым ассоциациям от бандитов. Иногда к таким бандам присоединялись или возглавлялись ими ронины – самураи, оставшиеся без господина. Ронины имели огромное влияние в небольших городах, становясь их защитниками machi-yakko (дословно слугами города) и иногда получали статус hamamato-yakko (слугами шогуна). Феодальные лорды все чаще договаривались с организованными криминальными группами о полулегальных услугах. Средневековые якудза поставляли рабочую силу для строительных проектов или усмиряли восстания крестьян. В 1800 году игровые синдикаты помогали властям в военных операциях как внутри страны, так и за ее пределами. Позднее они объединились с националистами и стали серьезной политической силой. Даже сейчас в современной Японии якудза тесно связаны со 100 тысячным крылом ультраправых националистов, выступающим за возвращение северных территорий (Сахалина и Курильских островов) и снижение американского присутствия в регионе. Часто националисты выполняют работу для группировок якудза или являются их действующей частью. Об этом есть прекрасный документальный фильм от VICE.

На протяжении длительного времени полиция сотрудничала и получала выгоду от работы с криминальными синдикатами, пока не решила уничтожить их в 1912 году. Примечательно, что все попытки разрушить или уменьшить влияние якудза тогда или годами позднее приводили к серьезным экономическим проблемам и внутриполитическому кризису в стране, так как криминальные группировки, бизнес и политика слишком сложно переплетены даже в современном японском обществе. В двадцатые годы XX века якудза как организация стала походить на себя современную, сформировавшись как серьезная сила, которая еще более активно проявила себя после Второй мировой войны . Именно тогда разрозненные группировки впервые объединились, взяв на себя функции милиции. Они наводили порядок на улицах, инвестировали средства в компании, ввозили в страну дефицитные товары, помогали медикаментами и провизией малоимущим. Тогда же вся экономика Японии была поделена между двумя десятками семей, которые инвестировали в предприятия друг друга. Вполне естественно, что среди теневого объединения были и члены якудза. Кстати, эта система кросс инвестиций работает и сейчас, так что, например, одни японские компании почти всегда поддерживают другие, фактически разделяя финансовые проблемы и между собой не конкурируя. Иными словами, если бы экономическая ситуация сложилась так, что Nintendo была бы вынуждена уйти из игрового бизнеса, то Sony поддержала бы ее на плаву и наоборот.

Возвращаясь к послевоенному периоду, хочется отметить, что именно тогда сформировался образ якудзы, как ninkyo dantai или рыцарской организации, которая помогает людям во время бедствий, защищает обыкновенных людей и готова пожертвовать собой ради высшей цели. Например, среди 50 героев Фукусимы, расставшихся с жизнью ради общего блага во время ремонта на атомной станции, пять человек были действующими членами якудза. Якудза также часто приходит на помощь жертвам катастроф раньше официальных властей. Когда сотовая связь прекратила работу во время цунами 2011 года, семьи быстро организовали систему бегунов, которые быстро сообщали информацию о нужных продуктах и медикаментах в центральный офис. В Ишиномаки, одним из серьезно пострадавших от наводнения городов Японии, местные гангстеры давали выжившим конверты с 30 тысячами йен первой помощи.

В игровой серии все лейтенанты соперничающих кланов по большей части придерживаются принципа ninkyo dantai . Будь это Кадзума Кирю , который поддерживает сиротский приют на Окинаве или Мадзима Горо и Дайго Додзима , оказывающие поддержку обычным людям. Кстати, история с Окинавой из третьей части Yakuza имела вполне реальную основу и по словам действующих членов семьи один из высокопоставленных членов организации действительно содержит сиротский приют на Окинаве, правда по большей части для ухода от налогов. Что касается сюжетной части с земельными махинациями правительства и ЦРУ, то за исключением ЦРУ, все события, рассказанные в третьей части истории, связанные с Окинавой и захватом земли, действительно имели место в реальности, также, как и борьба местных кланов за власть и попытка расколоть крупный синдикат. Примечательно так же, что в истории есть примеры, когда жестокие боссы семьи уходят на покой, передавая дела своим последователям, а сами становятся буддистскими монахами, раскаявшись в своих грехах и сделав пожертвования, чтобы получить прощение и счастливо жить в монастыре.

Представители организации также любят обсуждать концепцию Ninjo , которая вкратце заключается в защите обычных людей. Якудза борется с распространением наркотиков на своей территории, вылавливает и сдает уличных воров и старается не использовать методы прямого насилия против обычных жителей, задолжавшим им деньги. Имидж организации очень важен для ее боссов, поэтому большинство семей абсолютно легальны. Вы можете найти адреса крупных организаций якудза с телефонами и офисами в открытых справочниках, у большинства группировок есть свои эмблемы, клубы и web-сайты. Это отлично видно и в серии , где вы приходите к лидеру клана, находящемся в большом офисе с дорогим убранством и охраной.

Якудза открыта к общению и часто инвестируют в легальные проекты, поддерживая молодых бизнесменов. Многие магазины платят за защиту якудза, и это отпугивает мелких уличных воров и бандитов. Якудза часто сотрудничает с полицией, решая ту или иную проблему или сдавая за преступления лидеров низших членов группировки, которые приходят в полицию с добровольным раскаянием. Члены ячейки, готовы отсидеть в тюрьме ради семьи или вышестоящего лейтенанта пользуются почетом и уважением в клане и получают особый статус в тюрьме, где полиция смотрит на многие их поступки сквозь пальцы. Это опять же хорошо продемонстрировано в и . Особенно, в пятой части, где добропорядочный полицейский помогает лейтенанту клана Тодзё Тайге бежать из тюрьмы, руководствуясь совестью и честью, как и сам лейтенант якудза, севший в тюрьму ради своих братьев и благополучия всей семьи.

^ подруги и жены представителей якудза тоже любят делать татуировки

Структура Якудза предполагает жесткую, почти армейскую систему подчинения. Во главе клана-семьи стоит отец (oyabun ), ему подчиняются его дети (kobun ), которые между собой являются братьями (kyōdai ). Ритуал инициации подразумевает ритуально питие саке, где новый член группы выпивает несколько глотков, а отец выпивает почти полную бутылку. Это символизирует неравенство в семье и признание авторитета отца. Часто якудза нанимает на испытательный срок подростков-хулиганов, которые по достижению 20-летнего возраста могут вернуться к обычной жизни или присоединиться к семье. Если они выбирают мирную жизнь, то должны пойти в полицейский участок и извиниться перед полицией. После церемонии взросления Hatachi они могут передумать и присоединиться к семье, разделив церемониальное саке с боссом.

Выход из группировки раньше был исключительно через ритуал отрезания фаланги мизинца (yubitsume ), что вновь отсылает к временам самураев, где человек без части мизинца уже не мог нормально владеть мечом и становился беспомощным на поле боя. Сейчас вместо членовредительства предпочитают выплату определенной финансовой суммы или человека исключают из организации по решению босса – время бизнеса и денег. В игровой серии один из героев, представляющих старую школу якудза, предлагал другому сделать ритуальный жест, чтобы замолить свои грехи, но тот демонстративно отказался, предлагая откупиться деньгами. Другой персонаж старой школы наоборот согласился на кровавый ритуал. Именно так демонстрируется старая и новая школы якудза.

Структура современной организации построена по феодальному типу семьи, где приказы вышестоящих членов не обсуждаются и, если надо, один из членов клана может взять на себя чужую вину или убить противника по первому приказу. Правда, во многих семьях, эта система развращает, и низшие члены семьи вынуждены бегать за сигаретами, менять пепельницы, подливать вино и выполнять прочие функции обслуживающего персонала без возможности роста. В элементы этой структуры показаны в привязке к самурайским обычаям поединка, наследниками которых и считают себя члены криминального объединения. Именно поэтому в игре боссы кланов решают свои проблемы в кулачных боях. В реальной жизни отцы предпочитают сражениям выгодные друг другу финансовые сделки – никто ни с кем не дерется.

Правда, иногда насилие все же выходит на улицы. Так во время разборок между и Sumiyoshi-kai в 2007 году был убит 79-летгний босс последних. А пятью годами раньше Sumiyoshi-kai протаранили стены официального офиса Yamaguchi-gumi на 11-тонном грузовике. Тогда пострадало несколько якудза из семьи Yamaguchi-gumi. Вообще противостояние двух этих кланов показаны в игровой серии как борьба семей и Альянса Они . Yamaguchi-gumi олицетворяют благородных Тодзё, а Sumiyoshi-kai - агрессивный Альянс Они. Борьба между группами в реальной жизни происходит ради трех развлекательных районов Токио : Гиндзы , Асакусы и Кабукичо . Последний воссоздан один в один с теми же заведениями, развлекательными центрами, хостесс-клубами, массажными салонами и кинотеатром в игровом мире как Камурочо .

Многие кланы вводят обязательную систему экзаменов для своих членов, так в 2009 году Yamaguchi-gumi обязали своих братьев пройти 12-ти страничный тест на знание законов и ограничения закона против якудзы.

Возвращаясь к иерархии якудзы, стоит отметить, что внизу цепочки братьев находятся уличные бандиты и гангстеры низшего звена, которые называются chinpira , и мы вернемся к ним в связи с главным героем серии Yakuza Кадзума Кирю чуть позднее. В игре они пытаются напасть на вас и наказать за присутствие на своей территории. И хотя их манера говорить, матерок и мимика соответствуют реальной японской шпане, японские бандиты предпочитают не нападать на людей на улицах. Они больше специализируются на выбивании долгов и автоподставах (ты поцарапал нашу машину, поэтому плати деньги), которые вполне популярны и на наших российских дорогах.

В конце 90-х годов в результате объединения нескольких кланов сформировалось нынешняя система якудза, во главе которой стала группа . В 2005 году токийская семья Kokusui-kai присоединилась к Yamaguchi-gumi, сделав ее самой крупной семьей якудза, обладающей 45% всех членов организации в Японии. Сейчас общее количество действующих членов криминальной организации составляет 58 600 человек , что на 5 тысяч меньше 2012 года. Кроме того, Yamaken-gumi, чей главный офис находится в Kobe , постиг раскол и семью покинули 17 кланов из 70, что ослабило влияние семьи. Видимо, этим событиям будет частично посвящена и предстоящая . Стоит отметить, что это официальные данные. Неофициально к этим цифрам добавляется 100 тысячное крыло ультраправых, а также как минимум 60% Japanese Self-Defense Forces или Jieitai, которая, по большей части, состоит из тайных членов организации.

Фактически, вся деятельность организации делится на три типа. Первое – это Bakuto или сфера азартных развлечений. Здесь якудза контролирует многочисленные салоны Pachinko , аркадные центры, тотализаторы, строительные компании и шоубизнес.

Представители этого крыла активно раскручивают многочисленных идолов, скрываясь под вывесками добропорядочных продюсерских центров. В вы встречаете лидера семьи из Осаки, который старается помочь Харуке и прочим героям достигнуть успеха, а заодно и продвигает свою группу T-Set .

Pachinko полулегален и вы не можете выиграть деньги, поэтому жетоны обменивают на всякую бижутерию и ерунду, но мало кто знает, что те же жетоны и странные подарки можно обменять на дорогие украшения и деньги в серых обменных центрах, в которые вас проводят добрые члены якудза. Дань этой традиции есть и в серии Pokemon с их Pokemon центрами, где вы получаете свои призы. История с тотализаторами опять же прекрасно иллюстрируется в , где сложная махинация со ставками на бейсбол вместе сводит ключевых героев. Кроме бейсбола якудза контролирует матчи сумо, гольф, реслинг и прочие спортивные состязания.

Строительный бизнес был активно показан в первых трех частях , но в реальности именно синдикаты помогали правительству выкупать у мелких владельцев земли под олимпиаду 1964 года, чтобы потом застроить их нужными объектами. Сейчас правительство вновь неофициально привлекает семьи для зачистки территорий под Олимпийские игры 2020.

Второй тип бизнеса – это Takya или проведение ярмарок и фестивалей. Члены якудза проводят благотворительные аукционы, раздают детям подарки и деньги. Например, семья Yamaken-gumi ежегодно проводит рождественские фестивали, где дарит детям и взрослым из малоимущих семей конверты с деньгами otoshidama (по 10 тысяч йен), одежду и игрушки.

Рядовые члены клана и их боссы переодеваются в карнавальные костюмы и становятся аниматорами. Они же готовят рисовые пирожки mochi , жаренную лапшу yakisoba и шарики теста с осминогами takoyaki . Такие праздники проходят с 9-ти утра и до часа ночи и положительно влияют на имидж семьи. В прошлом году ежегодное празднование Хэллоуина было отменено из-за опасности давки – члены Yamaken-gumi извинились перед жителями города и пообещали провести фестиваль с особым размахом в 2016 году. Кроме того, члены якудза с удовольствием празднуют различные религиозные праздники, как например, в прошлом году в Асакусе. Обратите внимание на то, как на представление реагируют обычные люди и как якудза собирает осколки только что разбитой бутылки.

Они так же помогают бездомным с работой или едой. Правда, злые языки утверждают, что бездомных часто обманывают, и они за большие деньги сортируют ядовитые отходы или участвуют в спасательных операциях на Фукусиме, принося деньги клану.

Третий тип бизнеса – это Gurentai или весь возможный теневой бизнес. Это многочисленные порно-магазины, подпольные массажные салоны, имидж и пинк румы, соапленды, продажа наркотиков, выбивание долгов и прочий чисто криминальный бизнес. Представители первого и последнего типов якудза часто привлекаются властями для разгона демонстраций, антивоенных и антиамериканских кампаний и запугивания членов профсоюзов. Многие семьи дистанцируются от последнего вида заработка, вроде семейства Yamaken-gumi , которое поставило своей целью полное уничтожение наркотиков в Японии и называет своей основной деятельностью только по проведению фестивалей, шоубизнес и легальный игровой бизнес.

Татуировки и логотипы клана являются одними из главных отличительных признаков принадлежности к той или иной семье. В все лейтенанты и рядовые члены синдиката используют запонки или значки с логотипом клана. Кланы реальных действующих семей выглядят вот так:

А вот клан из :

Есть сходство, не правда ли?

Татуировки сейчас уже не пользуются такой популярностью у молодых членов групп, которые предпочитают еле заметный знак или вообще отказаться от татуировки. Но у якудза старой школы татуировки всегда занимали одно из важнейших мест, как демонстрация силы и выносливости. Дело в том, что традиционно татуировки почти на все тело выбирал под каждого члена семьи мастер тату. И потом наносил рисунок по старой системе Tebori , где используются яркие и очень ядовитые краски, а сама татуировка наносится длительным и болезненным способом при помощи бамбуковой палочки и острых лезвий. Такие татуировки не выцветают, но при этом на создание красивого рисунка на спину уходит до 300 часов. Такие татуировки наносят фрагментами раз в неделю с сессиями по 2-3 часа. Стоимость часа работы мастера составляет 10 тысяч Йен (7 тысяч рублей). Соответственно, на всю татуировку уходит несколько лет и 3 миллиона Йен (порядка 2.5 миллионов рублей ).

Кроме того, что это дорого, сам процесс очень болезненный, поэтому из 10 человек только меньше половины доводят свой рисунок до конца. Преимущества Tebori заключается в том, что татуировки очень яркие и из-за глубины проникновения не выгорают. Что касается самих рисунков, тот в них присутствует китайский или японский символизм. Например, карп может сочетаться с драконом, так как по мифологии, проплыв по желтой реке он превращается в это мифическое создание. Цветы сакуры символизируют мимолетность и красоту бандитской жизни и распространена у боевого подразделения клана. Тигр и дракон уравновешивают друг друга, как Инь и Ян в китайской традиции. Изображения демонов на спине отпугивают зло и защищают владельца от смерти. Почти на всех татуировках присутствует клеймо мастера, что подтверждает качество продукта. В серии все татуировки соответствуют характерам героев и выполнены в традиции якудза. На них даже можно обнаружить клейма мастера, который делал их по мотивам своих реальных работ для реальных членов семей.

Стоит отметить, что спереди на груди в традиционных татуировка оставляется специальное пространство и для этого есть две причины. Первая – это при ношении традиционного кимано никак не выдает члена семьи, во-вторых так как краски токсичные, то если не оставить кусок кожи, что бы она дышала, то возникают проблемы с печенью. Плюс из-за активной общественной кампании против якудза, членам семей запрещен доступ в общественные бани (Onsen ), пляжи и даже в отели. Причем, иногда демонстрация татуировки может закончится тюремным сроком. Подробнее о тату и якудзе можно узнать из этого репортажа:

Внешний стиль членов семей достаточно консервативен. Это всегда дорогие костюмы и небольшие значки с эмблемой клана.

Уличные бандиты или chinpira предпочитают красные рубашки с высоким воротником и светлые костюмы. Именно так выглядит главный герой Yakuza Кадзума Кирю , что подметили действующие члены одной из семей, играя в игру. Материал о том, как они играли можно прочитать .

И правда странно, что один из высших якудза одевается как уличный гопник. Видимо, эту проблему осознала и сама Yakuza Team , переодев Кадзуму в куртку и майку в шестой части игры.

Об остальных аспектах подпольного и обычного мира Японии в игре , включая массажные салоны, магазины, аркадные автоматы, хостесс-клубы и рестораны, мы поговорим во второй части материала. А пока можете насладиться интересным репортажем о якудза телеканала Россия.

Редактирование - ACE , Shibito .

В любой стране существует преступность, это неизбежно. Где-то это разрозненные группировки, но есть и хорошо организованные структуры с жёсткой дисциплиной и иерархией. Многие, наверняка, слышали про колумбийскую мафию, про итальянскую Коза Ностра, но самой известной и значительной криминальной структурой является японская мафия или, как её ещё называют, Якудза.

Слово «якудза» (яп. ヤクザ или やくざ) имеет значение «полный ноль» или «никчёмный», то есть что-то ненужное, бесполезное. Это слово используется в японской карточной игре ойтё-кабу. Худшей комбинацией в этой игре является восьмёрка («я»), девятка («ку») и тройка («са»). Имея такую комбинацию карт, выиграть очень сложно и необходимо обладать большой удачей и везением, чтобы победить. Исходя из этого, слово «якудза» имело значение выдержки человека.

Также членов японской мафии в наши дни иногда называют «хати-кю-сан». Так на современном японском языке звучит «восемь-девять-три».

Из истории якудза

С начала 17 и до середины 19 века в якудза набирались люди низших сословий, то есть различные крестьяне, торговцы и ремесленники. Также в якудза попадали те, кто скрывался от власти или в силу тех или иных обстоятельств, потерявшие своё жильё и имущество. У якудза они всегда могли получить кров и работу.

Самураи, в мирное время не способные найти применение своим боевым навыкам, часто вступали в ряды полиции. Они называли членов якудзы выскочками, которые не почитают кодекс чести Бусидо. В силу этого между полицией и группировками якудзы часто происходили конфликты. Но такое противостояние было не повсеместно и в некоторых областях якудза и полиция могли даже сотрудничать.

Очень хорошо прослеживается развитие современных группировок якудза из двух групп, которые начали своё становление в 18 веке. Это были игроки (бакуто) и коробейники (тэкия).

Тэкия начинали своё развитие с торговли на рынках, где часто обманывали и обвешивали своих покупателей, за что могли пострадать. Поэтому они начинали объединяться в группировки и брать под контроль целые рынки. На подконтрольной им территории они обеспечивали порядок, распределяли торговые места, нанимали охрану и ловили карманников.

Организация бакуто была создана правительством для развлечения рабочих, которые строили государственные объекты. Кроме того, за игрой рабочие проигрывали значительную часть своей зарплаты, которая благополучно возвращалась в казну. Часто члены бакуто совершали преступления. Узнать бакуто можно было по татуировкам, которые в том числе были и испытанием силы воли, ведь на то, чтобы наколоть цветную татуировку на всю спину, уходило более 100 часов. При этом боль была адская.

Членам бакуто принадлежит и другая традиция, которая сохранилась до наших дней. Это так называемый обряд отрезания фаланги пальца («юбицумэ»). Юбицумэ совершал бакуто с помощью танто или молотка за совершённую им провинность. Отрезание фаланги пальца символизировало то, что без фаланги уже нельзя также твёрдо держать в руках меч или карты. За следующие преступления бакуто могли либо отрезать следующую фалангу, либо вовсе выгнать из группировки.

Да и собственно сам термин «якудза» пришёл именно из сословия бакуто, которые играли в ойтё-кабу.

Позже организациям тэкия и бакуто пришлось объединиться, так как начались реформы и борьба с азартными играми, в то время как мелкая и средняя торговля переживали расцвет. Приходилось приспосабливаться к новым реалиям жизни.

В это же время якудза стали наращивать взаимосвязи с политиками. Они научились применять свои таланты, обманывая, шантажируя, подкупая избирателей. Иногда даже приходилось запугивать или убивать, ради достижения поставленных целей. За свои услуги якудза получали относительную свободу действий от политиков, которым они помогали.

Становление современных якудза

Когда началась вторая мировая война, часть членов якудза забрали в армию, а других посадили в тюрьму. Как это часто бывает, из-за вооружённых действий начался дефицит товаров, что в свою очередь привело к появлению чёрного рынка и современных якудза бандитов или «гурэнтай».

Гурэнтай сделали выводы из действий своих предшественников и постепенно взяли под контроль всю страну, тем более, что чёрный рынок уже был им подвластен. По большому счёту им никто не мог противостоять, ведь американцы уничтожили японскую верхушку или взяли их под стражу. В итоге, в 1950 году, можно сказать, американцы признали своё поражение от якудзы и заявили, что больше не могут защитить обычных японцев от гурэнтай.

Примерно в это же время сложился современный образ якудза. Японские мафиози хотели быть похожими на гангстеров из американских фильмов и стали носить тёмные очки, чёрные костюмы с белыми рубашками и галстуками. Самурайские мечи ушли в прошлое, а им на смену пришли ножи и пистолеты.

Начались войны за раздел сферы влияния между группировками. В этих войнах доставалось и мирным гражданам. К 1963 году численность якудза достигла 184 тысяч из 5200 группировок, что превышало численность японских Сил Самообороны.

В сложившейся ситуации был необходим человек, способный навести порядок в стране. И такой человек нашёлся, им оказался Кодама Ёсио, который во время войны был советником премьер-министра и контр-адмиралом. Он был заключён американцами в тюрьму, где и начал с ними сотрудничать. Для начала он примирил американцев с якудза. После чего стал посредником между крупнейшими кланами, с целью их объединения. Благодаря усилиям Кодамы, система кланов якудза приняла современный вид.

Основой иерархической структуры якудза является принцип традиционный для Японии: «отец — дети» и «старшие братья — младшие братья». Глава клана зовётся шефом («оябун») или старшим начальником («кумитё»). Ему подвластны все остальные члены синдиката.

Следующей ступенью в иерархии расположился старший советник («сайко комон»), глава штаб-квартиры («со-хомбутё»), помощник шефа («фуку-хомбутё»), заместитель («вакагасира»). Они руководят определённым количеством человек и их влияние определяется собственно этим самым количеством. В случае гибели кумитё, его место занимает один из его подчинённых.

Советники («комон»), секретари («кумитё хисё»), консультанты («сингиин»), бухгалтеры («кайкэй») - все они также подчиняются кумитё.

Каждая банда состоит из старших бригадиров сятэй («младшие братья»), младших бригадиров вакасю («юнцы») и обычных якудза. Их численность, как правило, составляет от 20 до 200 человек. В свою очередь клан может состоять из десятков тысяч членов. Такому клану могут быть подвластны несколько городов.


Встречаются банды, не принадлежащие к кланам, но их очень мало, так как вся территория уже поделена. А одиночке здесь вообще не выжить.

Ритуалы, знаки и традиции якудза

Уже несколько столетий якудза используют обширные татуировки, как знак отличия и часто, как принадлежность к какой-либо группе или клану. Этим же они обозначают своё положение в группе.

Изначально, когда ремесленники и крестьяне вступали в якудза, они получали новые звучные имена, например, Девять драконов или Тигр и журавль. Затем соответствующие изображения наносились им на спину или на грудь и дополнялись различными узорами. В итоге, очень часто получалось, что татуировка покрывает всё тело якудза.

И в наши дни в Японии татуировка в первую очередь ассоциируется с якудза. Однако, на самом деле это стереотип, потому что после официального запрета якудза, многие из них стараются не отличаться от окружающих.

О другом обряде уже упоминалось выше. Это, так называемый ритуал юбицумэ, то есть отрубание пальца за провинность. Сегодня старые якудза, у которых отсутствует несколько пальцев, стараются скрыть это с помощью протезов.

Ещё одним видом наказания является сэппуку или по-другому ритуальное убийство путём вспарывания живота. Cэппуку было более популярно среди самураев, однако, иногда его совершали и якудза.

Принципы и убеждения якудза

, а также за традиционные семейные ценности.

У якудза существует разделение на якудза и простаков («катаги»), то есть тех, кто к ним не относится. Убивать катаги не разрешается, так как якудза придерживаются кодекса чести самураев. Сделать это можно лишь в том случае, если катаги угрожает деятельности клана. Однако, всё остальное (шантаж, изнасилование, рэкет) разрешается.

Естественно, что других якудза убивать разрешается. Иногда, в период , ими могут использоваться киллеры-камикадзе («тэпподама»).

Якудза не доверяют женщинам и уверены, что они должны заботиться о домашнем очаге. Именно поэтому в ряды якудза жещин не принимают. Якудза уважают лишь жён главы клана и называют их «старшие сёстры» (анэ-сан). В некоторых случаях, когда кумитё в больнице или в тюрьме, с ними даже могут советоваться. А с остальными женщинами обращаются, как с подстилками.

Собственная честь и честь клана — это самое главное для любого якудза. Поэтому якудза не переносят, когда их унижают и оскорбляют. Также они почти никогда не признают своих ошибок и не извиняются.

У якудза принято поддерживать и помогать друг другу. В случае, если один из членов группировки попал в тюрьму, ему всячески пытаются помочь выбраться оттуда. А прикрыть «коллегу» почитают, как большую доблесть.

Современная жизнь якудза

Членов якудза можно встретить в Японии повсеместно, однако, иностранцам опознать их сложно, так как очень часто они выглядят, как обычные бизнесмены. Японская мафия проникла почти во все сферы жизни, в том числе и финансовые рынки. Кроме того, у них есть свои люди в политике.

Не бросила японская мафия и свои традиционные сферы деятельности, такие как наркоторговля, незаконный игорный бизнес, контроль за проституцией и «крышевание». Не брезгуют они и различными видами шантажа. Для этого у них есть специалисты по корпоративному шантажу («сокайя»). Кроме того, якудза отлично управляется с операциями по недвижимости и строительством, что приносит им неплохие доходы.

Как правило, головные офисы или штаб-квартиры якудза располагаются в престижных районах. Японская мафия может чувствовать себя спокойно, так как она имеет связи с чиновниками и часто с полицией. Кроме того, полиции сложно взять под стражу всю группировку якудза, потому как вину за совершённое преступление, по негласному правилу, берёт на себя один из членов бандформирования.

Издавна якудза сотрудничает с преступными группировками корейцев и китайцев, как правило, это сотрудничество в сфере наркоторговли. Однако, иногда сотрудничество перерастает в разборки и столкновения.

В 1992 году правительство Японии приняло меры по борьбе с членами преступных группировок. Кроме всего прочего, принятый акт запретил один из главных видов деятельности якудза, а именно "защитный рэкет". Этот закон вызвал море негодования якудза, их семей, а также всех тех, кто имел с ними тесные контакты (отдельные политики, юристы и другие).

Но, несмотря на протесты, правительство не пошло на уступки. Общественность также поддержала принятые меры правительства. Так, теперь в некоторые заведения не пускают людей с татуировками.

Но этот закон оказался куда меньшим злом, по сравнению с экономическим кризисом, начавшимся в стране в начале 90-ых годов. Из-за него многие кланы понесли огромные потери, в результате чего даже пришлось уволить часть сотрудников низшего сословия.

Однако в целом, пока существует теневой бизнес, искоренить якудза полностью почти невозможно.


  • Добавлено: 18.02.2012
  • Просмотров: 157499
  • Теги:

Расценивают, как оскорбительное, так как оно может быть применено к любому типу криминала. Согласно книге рекордов Гиннесса в наши дни якудза являютcя самым значительным криминальным феноменом в мире .

Ритуалы Якудзы.

Юбицумэ (yubitsume) , или отрезание пальцев: согласно этой традиции после первого проступка нарушитель отрезает кончик мизинца с левой руки и вручает отрезанную часть своему боссу.

Иногда босс клана может выполнить этот ритуал и передать отрезанную часть пальца оябуну, когда, к примеру, хочет сберечь одного из членов своего клана от дальнейшей расправы. Происхождение этого обычая сводится к японской манере держать меч. Три нижних пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко держать меч, при этом указательный и большой пальцы слегка расслаблены. Удаление фаланг пальцев, начиная с мизинца, постепенно ослабляет хватку на рукояти меча и идея наказания, таким образом, заключается в том, что человек со слабой хваткой способен только на оборону.

В последнее время появились протезы для кончиков пальцев, чтобы скрыть эту особенность, а когда британский мультфильм «Строитель Боб» («Bob the Builder») импортировали в Японию, то даже разрабатывались планы по дорисовыванию персонажам ещё одного пальца, дабы не пугать маленьких детишек. У многих якудза по всему телу расположены татуировки, которые известны как ирэдзуми («irezumi») . Ирэдзуми до сих пор часто накалываются вручную, когда краска вводится под кожу с помощью бамбуковых или стальных игл. Такая процедура мало того, что болезненна и весьма ощутимо бьёт по карману, она ещё и может занять не один год для воспроизведения всего рисунка. Отсиживая срок в тюрьме некоторые якудза увековечивают каждый год одной жемчужинкой…введённой под кожу пениса. А когда ойтё-кабу (Oicho-Kabu) , они частенько распахивают свои рубашки или завязывают их вокруг талии, демонстрируя таким образом друг другу свои татуировки. Это один из немногих случаев, когда якудза показывают свои татуировки «на людях», т.к. как правило узоры тщательно скрываются высоко застёгнутыми рубашками с длинными рукавами.

Другим известным церемониалом у является совместное распитие – таким образом скрепляется братская клятва между отдельными якудза или целыми мафиозными кланами. К примеру, в августе 2005 г. Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda) и Кадзуоси Кудо (Kazuyoshi Kudo) провели такую церемонию, скрепляя побратимство своих кланов – Ямагути-гуми и Кокусю-кай.зы.

История появления и развития якудза.

Первые исторические предпосылки их появления относят к хатамото-якко (hatamoto-yakko) или Кабуки-моно (Kabuki-mono) XVII столетия, которые являются производными классами от низшего ранга «хатамото» (hatamoto) . Другие теории, предложенные самими членами якудза, отстаивают их происхождение от «мати-якко» (machi-yakko) , защищавших деревни от хатамото-якко, которые пытались, невзирая на силу и подготовленность мати-якко, их грабить. Несмотря на свои недостатки мати-якко расценивались как народные герои на уровне того же Робин Гуда. Теория, предполагающая происхождение якудза от хатамото-якко, считает так из-за принятых ими странных стилей укладки волос и возмутительных одежд, каковые носили в эру Гэнроку во время представлений .

Несмотря на некоторые различия во мнениях, большинство исследователей сходится в том, что большинство событий, связанных с появлением якудза, относятся . Поскольку в то время клан уже не угрожал власти , то в стране воцарился мир и огромное количество солдат уже не требовалось для поддержания всеобщего порядка и они перебрались в замки своих даймё.

Из-за изоляции Японии и ограничения внешней торговли, её собственная торговля и значительно улучшились, что привело к накоплению власти внутри класса торговцев, а поставило в зависимость от них – «зарплата» выплачивалась в виде натурального продукта – риса, который затем продавался на местных рынках. Последующие стихийные бедствия, голод и повышение налогов привели к дестабилизации положения в обществе, падению морали и общественному недовольству правительством. Тогда стали появляться такие личности, как ронины , сыгравшие немалую роль на исторической сцене Японии. Именно ронины перешли от простой кражи денег и насилия к охране деревень от разбойников и прочего нехорошего люда взамен за определённую плату, конечно же.

Современные якудза , однако, утверждают, что вышли именно из рядов мати-якко, опровергая происхождение из рядов хатамото-якко, т.к., видите ли они [хатамото-якко] связаны с воровством, чего честные себе никак позволить не могут. В больших городах несколько таких групп часто существовали одновременно и, как следствие, боролись за территорию, деньги и влияние – совсем как многие современные банды, – игнорируя всяких гражданских лиц, по чистой случайности оказавшихся на линии огня. Опять таки, первопроходцем популярной темы якудза в японском кино и телевидении стал известный – в том числе и на Западе – «Yojimbo», в котором бродячий ронин настраивает друг против друга две группировки якудза и в конечном счёте разрушает их. На самом деле якудза получили понемногу и от мати-якко (например, некоторые методы защиты), и от Кабуки-моно (например, вычурная мода и язык) .

Исконные типы якудза.

Несмотря на некоторую определённость в точном происхождении якудза, большинство современных якудза проистекают из двух группировок, возникших в период Эдо: «тэкия» («tekiya») , которые в первую очередь торговали вразнос незаконными, крадеными или дрянными товарами; и «бакуто» («bakuto») , которые были связаны или участвовали напрямую в азартных играх. Тэкия («коробейники») считались одной из самых низших каст периода Эдо.

Когда они стали формировать собственные организации, они приняли на себя некоторые административные обязанности, как то торговля только в определённых районах (т.е. у каждого был свой участок) или защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей тэкия открывали киоски, а некоторые члены группировки нанимались в качестве охраны. Каждый тэкия платил за аренду в обмен на киоск и защиту во время проведения фестиваля. Наконец правительство Эдо официально признало организации тэкия и предоставило их «служащим» («оябун», «oyabun») право на ношение фамилии и меча.

Это стало огромным шагом вперёд для торговцев, т.к. до этого момента только и знать могли иметь при себе мечи. Бакуто («игроки») стояли гораздо ниже по социальной лестнице, нежели торговцы, т.к. азартные игры являлись незаконными (и, в общем-то, продолжают являться таковыми сейчас – на деньги, во всяком случае. Но и тут, впрочем, существует определённое количество уловок). Мелкие игорные дома множились в заброшенных храмах и святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из них могло предоставлять некоторую ссуду своим клиентам и держало собственную службу безопасности. Бакуто презирались всеми слоями общества в целом и большинство негатива, связанного с якудза, происходит именно от «игроков» и их занятий. Собственно, название «якудза» является самоназванием бакуто.

Из-за экономической ситуации в середине периода и преобладания купечества, развивающиеся группировки якудза состояли из неудачников, не могущих адаптироваться в обществе, и преступников, которые занимались вымогательством на местных рынках и продавали подделки или дрянные товары. Корни всё ещё можно обнаружить в обрядах посвящения тэкия и бакуто. Несмотря на то, что современные якудза куда более разнообразны по области деятельности, многие из них всё ещё причисляют себя к одной или другой первоначальным группам. Например, якудза, чей первичный источник доходов составляют незаконные азартные игры, вполне могут считать себя бакуто.

Гурэнтай: якудза после 1945 года.

Буракумин и корейско-японские якудза.

Хотя корейцы составляют в Японии ничтожную часть (0, 5%) от общего количества жителей, они являются очень важной составляющей , возможно, потому что корейцы страдают от жестокой дискриминации наряду с буракумин. От общей численности якудза корейцы составляют около 15%, а в начале 1990-х гг. 18 из 90 крупных начальников в группировке Инагава-кай были этническими корейцами. Национальное полицейское агентство Японии предполагает, что корейцы составляли около 10% от общего числа буракумин в Ямагути-гуми. Также корейцы входили в число борёкудан.

Значимость корейцев была неприкасаемым табу и одной из причин того, что японская версия «Якудза» (1986) Каплана (Kaplan) и Дубро (Dubro) не публиковалась вплоть до 1991 г., плюс из неё были вырезаны описания, к примеру, корейца из Ямагути-гуми. Хотя этнические корейцы, родившиеся уже в Японии, составляют существенную долю японского населения, их до сих пор считают иностранцами, просто проживающими в стране, из-за их национальности. Но корейцы, которые зачастую избегают заниматься законной торговлей, принимаются в кланы якудза именно по той причине, что соответствуют образу «изгоев» общества.

Человек, который проложил путь для японо-корейцев , был японо-корейский якудза, основавший Тосэй-кай (Tōsei-kai) – крёстный отец Хисаюки Матии. При рождении в 1923 г. он получил имя Чхон Квон Ён (Chong Gwon Yong) и постепенно стал крупным уличным бандитом, видящим в Японии множество возможностей. В итоге Матии удалось покорить эту страну, после чего он стал налаживать контакты с США, в частности, он сотрудничал с их контрразведкой, в которой оценили его стойкие анти-коммунистические убеждения. В то время, как были брошены в тюрьму или находились под пристальным надзором со стороны оккупационных сил США, корейские якудза чувствовали себя вполне свободно и постепенно прибрали к руками самые прибыльные чёрные рынки. Но вместо того, чтобы конкурировать с японскими якудза, Матии заключил с ними союз и на протяжении всей своей подпольной карьеры оставался в близких отношениях с Кодамой и Таокой (см. выше).

В 1948 г. Матии создал свою группировку Тосэй-кай («Голос Восточного Ган») и вскоре прибрал к рукам . Тосэй-кай стала настолько мощной группировкой в Токио, что даже была известна как «полиция Гиндзы» и всесильному Таоке из Ямагути-гуми пришлось договариваться с Матии о том, чтобы его группировка продолжала действовать в пределах Токио. Огромная империя Матии включала в себя туризм, развлечения, бары и рестораны, проституцию и импорт нефти. Он и Кодама без посторонней помощи сделали себе состояние на инвестициях в недвижимость. Что ещё более важно, так это то, что Матии выступал посредником между корейским правительством и якудза, что позволило японскому криминалу заняться бизнесом (т.е. рэкетом) в Корее, которую терроризировали японцы в течение многих лет. Благодаря Матии, Корея для японских якудза стала вторым домом. Дабы ещё больше соответствовать роли скрепляющего раствора в отношениях преступного мира обоих стран, Матии было разрешено приобрести крупнейший паромный сервис, соединяющий Симоносэки (Япония) и Пусан (Южная Корея) и являющийся самым коротким маршрутом между двумя странами.

В середине 1960-х гг. давление со стороны полиции вынудило Матии официально распустить Тосэй-кай. В то время он даже сформировал две якобы законные организации: «Toa Sogo Kigyo» (Восточно-азиатская бизнес-компания) и «Toa Yuai Jigyo Kumiai» (Ассоциации дружественных организаций Восточной Азии), которые стали ширмой для ведения преступной деятельности. По широко распространённому мнению Матии способствовал похищению лидера корейской оппозиции Ким Дэ Чуна (Kim Dae Jung) из отеля в Токио. Предполагалось, что Ким должен был быть выброшен в море, связанным по рукам и ногам, с завязанными глазами и привязанным грузом, чтобы тело никогда не всплыло. Но внезапно казнь через утопление была отменена и Кима тайно доставили в гостиницу в окрестностях Сеула. Вмешательство американцев, как утверждается, тогда спасло ему жизнь. А дальнейшее полицейское расследование показало, что люди Матии снимали все другие номера на этом этаже гостиницы. Тем не менее, объявление в похищении людей Матии никогда предъявлено не было. Матии «ушёл на пенсию» в возрасте около 80 лет и с тех пор его частенько видели отдыхающим на Гавайях. Он скончался 14-го сентября 2002 г.

Кроме этого Токутаро Такаями был «кайтё» («kaicho») четвёртой банды – Айдзукотэцу (Aizukotetsu). Он был этническим корейцем и пришёл к власти в качестве главы киотской банды, которой и управлял вплоть до «отставки» в конце 1990-х гг. Несмотря на всё вышеописанное, точное происхождение якудза до сих пор остаётся предметом дискуссий.

Деятельность якудза в конце ХХ начале XXI века.

Во-первых, якудза не какое-то там тайное общество, как их коллеги из итальянской мафии или китайских триад. очень часто имеют на входной двери деревянную дощечку с названием клана/семьи или эмблемой. Очень часто многие члены якудза носят яркие костюмы и солнцезащитные очки, поэтому они легко распознаются простыми жителями («катаги», «katagi»). Даже манера ходить выдаёт якудза из толпы: их высокомерная и размашистая походка заметно отличается от походки простых жителей, занятых своими обычными ежедневными делами. Или же, к примеру, якудза может одеться вполне скромно, но при этом при необходимости выставит часть татуировок напоказ, указывая свой род деятельности. Иногда якудза носят маленькие эмблемки на лацканах пиджаков, а одна семья якудза как-то даже издавала ежемесячный бюллетень с детальной информацией касательно сроков отсидки, свадеб, похорон, убийств членов семьи. Также в бюллетень входили стихи лидеров семьи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры