"Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение". На вопрос: "Как жить?", батюшка отвечал: "Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение"

Главная / Ссоры

«Как жить?» - слышался старцу со всех сторон этот весьма важный вопрос. Он по своему обыкновению отвечал в шутливом тоне:

«Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение» . Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку у легкомысленных слушателей. Но есть в этом изречении глубокий смысл.

« Жить - не тужить ». Значит, принимать все события , чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, а было направлено к Богу («все от Бога, сам выбирал »); через что человек мирится со скорбями или «смиряется», и этим успокаивается. Если закладываем хорошие мысли, позитив, они материализуются в нормальные события, а если боимся чего, так оно и придет . Тужить – от слова «туго», т.е. делать все по силам , как можешь.

« Н икого не осуждать, никому не досаждать ». «Самые обычные между людьми осуждения и досаждения есть исчадия погибельной гордости . Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека на дно адово; а внешне они большей частью и за грех не считаются ». Это тема кармы – мы в ответе за то, что творим. Но у людей еще души незрелые, не развиты, «не ведают, что творят». Я сам имею множество недостатков, что за другими смотреть? Ничего мне не покажут такого, чего во мне нет. Надо помнить, что почему-то Господь попустил этим людям родиться и развиваться. Мы не знаем замыслов Божьих, почему такие события происходят. Никому не досаждать : Саи Баба говорит, что жить надо скромно, себя обслуживать, помогать, если попросят. Заниматься тем, что тебя касается.

«Всем мое почтение » - старец указывает на заповедь Апостола: «в почтительности друг друга предупреждайте». «Он – Иисус, и тот — Иисус»

П роповедовалось Старцем главным образом смирение , - эта основа духовной жизни, источник всех добродетелей, без которого невозможно спастись.

О смирении

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят - слушай, а что подают - кушай.

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!

Нужно жить не лицемерно и вести себя примерно,
тогда наше дело будет верно, а иначе будет скверно.

Мы должны жить так, как колесо вертится — чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо .

«Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз».

«Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой». Старец пояснял это так: «Железной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смирение».

«Если кто тебя обидит , - говорил старец одной монахине в назидание, - не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми . Если мы не совершили преступлений, какие совершали другие, то это, может быть, потому, что не имели к тому случая: обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего не видим ».

В психологии: если взять и брызнуть на стену чернилами появится несколько темных пятен на белой стене. Но все видят именно их, а не 99% чистой стены. Таков процесс эволюции, когда я до определенного момента учусь видеть эти пятна, как способ различения – плохое-хорошее, чтобы выжить. А потом – чтобы научиться быть хорошим, отдаю это на суд божий, понимая, что не всегда хорошее для человека хорошо для Бога и людей.

Говоря о том, что без смирения нельзя спастись , старец приводил такой пример.

Одна госпожа видела во сне Господа Иисуса и пред Ним толпу народа. На Его зов первою подошла к Нему девушка крестьянка, а потом мужик в лаптях и еще все люди крестьянского сословия. Госпожа подумала, что и ее за простоту, доброту и вообще за все добродетели Господь позовет к Себе. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что Господь перестал уже звать. Она решилась было сама напомнить о себе Господу, но Он отвратился от нее. Тогда госпожа упала на землю и начала смиренно сознаваться, что она действительно хуже всех и недостойна быть в Царствии Небесном .

Затем старец прибавил: «А вот такие-то и годятся, таких-то там и надо».

На слова одной, стоявшей около старца: «Гордость мешает во всем», он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет ».

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу старец передавал такой рассказ: «Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. «Чем же ты гордишься? - спросил он ее. - Ты, верно, знатна?» - «Нет», - ответила она. «Ну, талантлива?» - «Нет». - «Так, стало быть, богата?» - «Нет». - «Гм! В таком случае можешь гордиться», - сказал напоследок духовник».

На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут, по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец. Потому, - прибавлял он, - спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно ».

Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной?

Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари ».

Или еще рассказывал старец, как иногда обстоятельства смиряют человека :

«Раз кто-то устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашаемых и спрашивает присланного к нему неаккуратного слугу: «Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать ко мне?» На это посланный отвечал: «Хороших-то по хорошим разослали, а меня к вашей милости».

«Лишь только смирится человек, - говаривал старец, - как тотчас же смирение поставляет его в преддверии Царства Небесного».

«Царствие Божие, - говорил еще старец, - не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение».

О терпении

Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а разуметь это нужно так: если кто на тебя будет клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, это будет значить ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невиновен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.

О раздражительности

«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, это происходит от гордости. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

Беседуя о зависти и памятозлобии , старец сказал:
«Нужно заставлять себя, хоть и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное - не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Одна особа спросила: «Мне непонятно, батюшка, как это вы не только не гневаетесь на тех, кто об вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их».
Старец много этому смеялся и сказал:
«У тебя был маленький сын; сердилась ли ты на него, если он что не так делал и говорил? Не старалась ли, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки?»

О любви

«Любовь, - говорил старец словами апостола, - все прощает, долго терпит, не осуждает, ничего чужого не желает, не завидует».

«Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может; а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим».

«Трудящемуся бог посылает милость, а любящему утешение».

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце.

Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню.

Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долго терпит.

Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

К оптинским старцам за советами обращались многие миряне и мо­нашествующие. Наставления монахов, облеченные в форму пословиц и поговорок, надолго оставались в памяти паломников и служили для них жизненным ориентиром.

Особенными знатоками и любителями народной речи, различных присказок и пословиц были преподобные Лев и Амвросий. Своеобраз­ная духовная нить связывала речевую традицию оптинских старцев. Вот как на один и тот же вопрос отвечали преп. Лев, Амвросий и Иосиф. Старца Льва часто спрашивали: "Батюшка! Как Вы захватили такие духовные дарования, какие мы в Вас видим?" - Он отвечал: "Жи­ви попроще, - Бог и тебя не оставит" . Также и о. Амвросий на во­прос: "Как жить, чтобы спастись?" - любил отвечать: "Нужно жить не­лицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно" или "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение" . А о. Иосиф, келейник о. Амвро­сия, принявший после него бремя старческого служения, в письмах лю­бил повторять: "Живи не как хочется, а как Бог велит"; "Жить нужно так: никого не осуждать, не укорять, не злиться, не гордиться, считать себя в душе хуже всех на свете" .

Старцы общались с людьми разных сословий, умели чутко вслуши­ваться в речевую культуру, отбирали и использовали в своей речи са­мые яркие и меткие образы. Шутливые присказки, пословицы о. Льва всегда располагали и открывали перед ним сердца людей. Приведем не­сколько характерных для него выражений: "Исповедовать на живую ниточку" (т.е. быстро); "Душу спасти - не лапоть сплести"; "У кого го­лосок да волосок, у того лишний бесок"; "За что купил, за то и прода­вай"; "Старого учить, что мертвого лечить" и др. . По воспоминани­ям современников, слово старца "... одного утешало в скорби, другого возбуждало от греховного оцепенення, одушевляло безнадежного, раз­решало от уз самого отчаяния, заставляло повиноваться и веровать не­верующего; кратко - могло человека плотского обратить на путь ду­ховной жизни, конечно, искренно ищущего сего" .

Однако большинство пословиц и поговорок принадлежало преп. Амвросию. Старец любил повторять их на общих благословениях. Об­ладая живым характером, он умело использовал искрометность и яр­кую образность пословиц.

В пословицах и поговорках содержались ответы на вопросы духов­ной жизни: "Отчего человек бывает плох?" - "От того, что забывает, что над ним Бог", говорилось о христианских добродетелях - о терпе­нии и смирении: "Дом души - терпение, пища души - смирение. Если пи­щи в доме нет, жилец лезет вон"; "Умудряйся и смиряйся. Других не осуждай"; "Кто уступает, тот больше приобретает"; "Смиряйся, и все дела твои пойдут"; "Кто мнит о себе, что имеет что, тот потеряет"; "Ес­ли очень зацепят тебя, скажи: не ситцевая, не полиняешь". О благора­зумном молчании: "Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться"; "Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить". О тер­пеливом несении скорбей: "В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь". О верности своему слову: "Неиспол­ненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода". Облича­лись пороки тщеславия ("Не хвались, горох, что ты лучше бобов: раз­мокнешь - сам лопнешь") и злословия ("Если кого хочешь уколоть сло­вом, то возьми булавку в рот и бегай за мухой").

Некоторые пословицы старец считал необходимым пояснить своим слушателям, чтобы глубже раскрыть их смысл и значение в соответ­ствии с христианским учением: «"Гордых сам Бог исцеляет" - это зна­чит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылают­ся от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: "достоин сего"».

Многие пословицы соотносятся с текстами Священного Писания: "Иди мытаревым путем и спасешься"; "Не судите, да не судимы будете"; "Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдеши"; "Благословля­ющие уста не имут досаждения"; "Томлю томящего мя. Истома хуже смер­ти"; "Царствие Божие не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение"; "Иди, куда по­ведут; смотри, что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!".

Одной начальнице монастыря на ее слова, что народ, поступающий в обитель, - разный, старец ответил: "Мрамор и металл - все пойдет". Потом, помолчав, продолжал: "Век медный, рог железный, кому рога не сотрет. В Священном Писании сказано: Рог грешных сломлю, и воз­несется рог праведного (Пс. 74. 11). У грешных два рога, а у праведного один - смирение". (Два рога грешных здесь обозначают, видимо, две страсти - гордость и тщеславие.)

Часть пословиц, имеющая параллели с русскими народными посло­вицами и поговорками, творчески переработана старцем, причем ак­центы сделаны на других значениях; "Благое говорить - серебро рассы­пать, а благоразумное молчание - золото" (ср.: "Слово - серебро, а молчание - золото"); "Ум хорошо, два лучше, а три - хоть брось", т.е. советы многих людей не принесут пользы (ср.: "Ум хорошо, а два луч­ше"); "Всякий сам кузнец своей судьбы", т.е. каждый человек сам при­чина своих скорбей (ср.: "Каждый сам кузнец своего счастья").

Некоторые пословицы обращены преимущественно к монашеству­ющим: "Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз"; "Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой: же­лезной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смире­ние"; "Не должно выбирать сестру по духу, а то будет по плоти", т.е. не следует слишком привязываться к кому-либо. Одной монахине, кото­рая раньше пользовалась почетом, а позже впала в немилость, старец ответил: "Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет", т.е. следует смиренно переносить превратности судьбы.

Однако большинство пословиц содержало наставления, обращен­ные ко всем слушателям. Например, о том, что поучать легче, чем са­мому что-либо делать: "Теория - это придворная дама, а практика как медведь в лесу"; о необходимости понуждения ко всякому благому делу: "Нужно себя понуждать гряды копать и на все"; о христианской любви: "Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему - утешение", о жиз­ни как подготовке к вечности: "Как поживешь, так и умрешь", о слож­ности борьбы с грехом: "Грехи, как грецкие орехи, - скорлупу раско­лешь, а зерно выковырить трудно".

На исповеди старец учил: "Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей"; "Чужие дела не передавай".

Любя простоту, т.е. искренность, отсутствие двуличия и лицемерия, он говорил: "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного"; "Смотри на всех просто"; "Будь проста, и все пройдет"; "Жить просто - значит не осуждать, не зазирать никого".

На слова одной дамы, что трудно заниматься с молодежью, ответил ей таким образом: "Не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды". И прибавил: "Сеешь рожь - растет лебеда, сеешь лебеду - растет рожь. В терпении вашем стяжите души ваши [Лк. 21, 19]. А ты терпи от всех, все терпи, и от детей терпи".

В. В. КАШИРИНА, кандидат филологических наук

Литература

  1. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва) / <Сост. Агапит (Беловидов), архимандрит >. Изд. Введенской
    Оптиной Пустыни, 1994.
  2. Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского / Сост. Ага­пит (Беловидов), архимандрит. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пу­стыни, 1999.
  3. Собрание писем оптинского старца Иосифа / Сост. Каширина В.В. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005.

"Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение". Советы преподобного Амвросия Оптинского живущим в миру

Страница других публикаций о преподобном Амвросии и старцах Оптинских

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.

Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие его хронической болезни — заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Советы преподобного Амвросия Оптинского живущим в миру

·
Если оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнить хотения и разумения Божия, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не поможет. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни, как читаем в Святом Евангелии.

· Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: "друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов". Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть "так исполните Закон Христов". Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.

А главные заповеди Господни: "не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустится вам" . Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что творение совершается между страхом и надеждою.

· Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у св. отцев: "дай кровь и приими дух". Это значит — потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, то есть все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни разве можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных и даже самих духов злобы. И вот, когда люди тревожат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей, то поневоле будешь себя считать плохою... Если при этом будешь о плохоте своей сожалеть и укорять себя в неисправности, и искренно каяться в этом пред Богом и духовным отцем, то вот ты уже и на пути смирения... А если бы никто тебя не трогал, и ты оставалась бы в покое, как же бы ты могла сознать свою худость? Как могла бы увидеть свои пороки?.. Если стараются унизить — значит хотят смирить тебя; а ты сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей?

· Уча, что в духовной жизни нельзя пренебрегать и маловажными обстоятельствами, старец иногда говорил: "От грошевой свечи Москва сгорела".

· Насчет осуждения и замечания чужих грехов и недостатков, батюшка сказал: "Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь".

· Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.

· "Отчего люди грешат?" — задавал иногда старец вопрос и сам же отвечал на него: "Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение ,— от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: "Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления".

· "Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно — сладко, а другое — приятно".

· Батюшка говорил: "Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем".

· На вопрос: "Как жить?", батюшка отвечал:"Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение".

· "Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно".

· Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.

· Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: "Боже-то поможи, — да и сам мужик не лежи". И прибавлял: "Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила".

· Батюшка учил, что у спасения три степени. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

· После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть в прежние грехи.

· Когда батюшку спросили: "Отчего после приобщения иногда чувствуешь утешение, а иногда холодность?", он ответил: "У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать".

· Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

· "Всегда лучше уступать, — говорил батюшка, —если будешь настаивать справедливо — это все равно, что рубль ассигнаций, а если уступишь — рубль серебром".

· На вопрос "Как стяжать страх Божий?", батюшка отвечал: "Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну".

· Батюшка говаривал: "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я".

· Старец часто приводил пословицу: "Побежишь от волка, нападешь на медведя". Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждать других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже Им угодно.


Из сборника изречений преподобного Амвросия Оптинского «Жить – не тужить», выпущенного в издательстве . Ритмичные и рифмованные строки, ироничные и остроумные поучения одного из самых почитаемых русских старцев, много лет не теряют своей актуальности.

Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.

Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся.

N воры - лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши. Эти воры, или другие, в двух местах хлебный амбар провертели, но ничего не успели и, должно быть с горя, пошли и запели: «Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой».

Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

Прп. Амвросий Оптинский. Портрет

N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе.

N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно…

Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей.

Прп. Амвросий Оптинский. Икона

Без невозможно иметь успокоенья.

На слово не верь всякому вздору без разбору - что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам через Апостола: всегда радуйтеся, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия.

Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.

Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу. Мир тебе!

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.

Немощь, и слабость, и , и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение - вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят - слушай, а что подают - кушай.

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна - и будешь мирна!

Не люби слушать о других, тогда у тебя будет меньше своих.

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет , прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров!» Хотел назвать дубиной, да не сумел.

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, и пытливую… чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить.

Хоть и говорят, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут, как водится. Всегда один прочный совет: «Ванька, а Ванька! Смака, барин знаит-пярязнаит, а все-таки твярдит». Этот с барином Иван - пример и нам. Каждый тверди свой урок и помни, что говорит пророк: , иже не иде на совет нечестивых.

Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки.

Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе - как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.

Мир тебе и милым гусяткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

Хорошо бы, новая матушка …ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, при этом и душевная тишина хранима. Хотя это не легко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.

* * *
Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.

Оттого и кончина была хороша, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь.

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают.

Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя. Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши.

Лицемерие хуже неверия.

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо.


Москва бьет с носка и колотит досками.

Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.

Купить - все равно что вошь убить, А продать - все равно что блоху поймать.

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

Народ! Не разевай рот!

Когда кашу заварим, тогда увидим, что творим.

Батюшка, мы знаем, что вы молитесь на нас каждый вечер.

Да, когда не устаю, а то и свинья забудет своих поросят, когда ее палят.

Ты не тужи, у тебя не ременные гужи. Лыко да мочало оборвалось - связала и опять помчала.

Скука - унынию внука, а - дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпение и смирение прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Мать! Претерпевай и не унывай.

У хозяина были гуси, он и ласкает их: «Те-жа, те-жа!» А они все те же.

Всем бы я была довольна, батюшка, да вы от меня далеко.

Ближние мои далече от меня стали. Близко - да склизко, далеко - да глубоко.

Терпел Елисей, терпел Моисей, терпел Илия, потерплю и я.

Старость, слабость, бессилие, многозаботливость и многозабвение, и многие беcполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги, другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай, а молчанием не отделаешься - обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: «Толкуй больной с подлекарем». Больному желается объяснить свое положение, а подлекарю скучно слушать, а делать нечего - слушаешь, не желая еще более раздражить и растревожить больного толкуна.

Хотя бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из келии, в двери которой с двух сторон стучат и докучают принять и потолковать о нужном и ненужном, а слабость моя преклоняет принять. Вот и не знаешь, как дело это понять.

Этот Иван будет полезен и нам и вам.

Ты ведь молодой князь, через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь.

Чтобы , надо терпения не воз, а целый обоз.

Кто хочет себе внимать, тот должен книгу сию внимательнее читать, побольше дома сидеть, поменьше по сторонам глядеть, по келиям не ходить и к себе гостей не водить; других не осуждать, а о своих грехах к Господу Богу воздыхать, дабы получить милость Божию.

От приходящих к старцу Амвросию часто приходилось слышать общий вопрос: "Как жить?" Старец обыкновенно в шутливом тоне отвечал: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение ".
"Не тужить " значит переносить благодушно в жизни скорби и неудачи.
"Не осуждать " указывает на распространенный между людьми недостаток осуждать ближних.
"Не досаждать " - не причинять кому-либо неприятность или скорбь.
"Всем мое почтение " - относиться ко всем с почтением и не гордиться. Основная мысль этого изречения - смирение. На этот же вопрос старец отвечал и несколько иначе: "Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно ".

Или так: "Жить можно и в миру, только не на юру ".
"Мы должны жить на земле так , - говорил старец, - как колесо вертится - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем ".
На вопрос: "Что значит жить по сердцу ?" - батюшка ответил: "Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее ".
"Смотри, Мелитона , - говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона ".

О кресте

Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают разные, кому какие нужно.

Крест иногда бывает мысленный - смущают, случается, человека греховные помыслы, но человек в них не виновен, если не соизволяет им. Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания . Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: "Днесь со Мною будеши в рай", а между тем после этих слов перебили ему голени. Каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями провисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них; а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи. Иногда страдания посылаются человеку безвинно для того, чтобы он по примеру Христа страдал за других.

Батюшка о. Амвросий советовал при кознях человеческих и вражеских прибегать к псалмам святого пророка Давида , которыми молился он, когда был в гонении от врагов, а именно читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й. А когда будет бороть уныние или томить душу безотчетная скорбь - прочитывать псалмы 101-й, 36-й и 90-й.

О молитве Иисусовой

Многим о. Амвросий советовал и в письмах, и устно не оставлять краткой молитвы Иисусовой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного ". Хотя бы шепотом произноси молитву Иисусову, а от умной многие повредились. Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: "Кто тебя обучил молитве Иисусовой? " А тот отвечал: "Бесы ". - "Да как же так ?" - "Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил Иисусову молитву, так и привык "».

О грехах

Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или "после скажу", а придем каяться - и нечего сказать».
Три колечка цепляются друг за друга: ненависть - от гнева, гнев - от гордости.

Отчего люди грешат

Старец этот вопрос решал так: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; иди если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности - служить Богу. От лености и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Леность, забвение и неведение - это три исполина, от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами... Поэтому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренного и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение...»

Самооправдание

Люди всегда стараются оправдать свои поступки. А старец говорил, что самооправдание - великий грех . Для примера он рассказывал следующий случай: «Приехал раз в острог покойный Государь Николай Павлович да и стал спрашивать арестантов, за что каждый из них сидит в остроге. Все оправдывали себя и говорили, что посажены в острог безвинно-напрасно. Подошел Государь еще к одному из них и спросил: "А ты за что тут?" И получил ответ: "За великие мои грехи и острога для меня мало". Тогда Государь обернулся к сопровождавшим его чиновникам и сказал: "Отпустить его сейчас на волю».

Покаяние

"Какое ныне настало время , - говорил старец, - бывало, если кто искренно раскается во грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую, а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробностях, но затем опять за свое принимается ". Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно. Неисполненное обещание все равно что хорошее дерево без плода.

О силе покаяния и благости Божией

Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение. Благость Божию к нам, грешным, старец выражал следующим изречением взятым у святителя Димитрия, митрополита Ростовского (поучение в день Похвалы Богородицы): "Праведных ведет в Царство Небесное апостол Петр, а грешных - Сама Царица Небесная".

О смирении и терпении

"Если кто тебя обидит , - говорил старец одной монахине в назидание, - не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми. Если мы не совершили преступлений, какие совершали другие, то это, может быть, потому, что не имели к тому случая, - обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего не видим ".
Должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение. А от себя самих требовать всякой истины - исполнения заповедей Господних.
"Царствие Божие , - говорил еще старец, - не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение ".

В чем состоит пост

"Не все ли равно Богу , - спрашивали некоторые, - какую ты ешь пищу: постную или скоромную? " На это старец отвечал: "Не пища имеет значение, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объедение, а только за вкушение запрещенного. Почему и теперь во вторник, в четверг и другие установленные дни можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что через послушание вырабатывается покорность ".

О гордости

Человеку естественно грешить и необходимо смиряться. Если же он не смирится, то смирят его обстоятельства, промыслительно устрояемые к его духовной пользе. Человек в счастии обыкновенно забывается и все приписывает себе - своей бессильной силе и мнимой власти.Одна монахиня написала старцу, что ее очень беспокоят гордость и самонадеянность. О. Амвросий ответил: "Оберегайся этих злых страстей. Из примера святого царепророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка к смирению и покаянию, первые довели его до падения ".

О лености и унынии

Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
Когда найдет хандра, не забудь укорить себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и осознай, что ты недостойна ничего лучшего, и тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: Многи скорби праведным (Пс. 33, 20); и многи раны грешным . Такова жизнь наша здесь - все скорби и скорби, а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: Взыщи мира, и пожени (Пс.ЗЗ, 15). Страх праведного суда Божия и бессильных делает сильными .

О христианских добродетелях

"Три апостола - Петр, Иоанн и Иаков, - говорил батюшка, - изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь - был ближе всех к Спасителю и на Тайной вечери возлежал на груди у Спасителя. Петру, хотя и был он за дверьми со служанками, потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово: он изображает веру. Об Иакове вообще говорится очень мало. Его даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию - он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится для других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит ". Надо иметь больше простоты. Учить - это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять - большие камни на колокольню таскать. Господь почивает в простых сердцах. Где нет простоты, там одна пустота. Смиряйся, и все дела твои пойдут. Кто уступает, тот больше приобретает. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. Укрепляйте себя верою и надеждою на милосердие Божие. Видение себя хуже других служит началом смирения.

О злых страстях и пороках

Гордость и непокорство порождают ложь - начало всякого зла и бедствий. Лицемерие хуже неверия. Не надо верить приметам, и не будут исполняться. Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя. Самолюбие наше - корень всему злу. Памятозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроются внутри и рождаются, и произрастают от внутреннего корня самолюбия. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог. В праздности время грех проводить.

Отношение к себе и ближним

Благое говорить - серебро рассыпать, а благоразумное молчание - золото . Не люби слушать о недостатках других - у тебя будет меньше своих. Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей. Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет. Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

О значении скорбей

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими скорбями и вразумляет. Блажен, кто терпит скорби за правду и жизнь благочестивую. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может, кто бы он ни был.

О раздражительности

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью - это происходит от гордости. Чтобы не предаться раздражительности и гневу, не должно торопиться.

О победе добра над злом

Однажды о. Амвросию был прислан на его разрешение следующий вопрос: "Обязанности христианина - делать добро и стараться, чтобы добро восторжествовало над злом . При конце мира, говорится в Евангелии, зло восторжествует над добром. Каким же образом можно стараться о победе добра над злом, зная, что старания эти не увенчаются успехом и что зло в конце концов восторжествует? По Евангелию, общество людей перед концом мира представляется в самом ужасном виде. Этим отвергается возможность постоянного совершенствования человеческого. Можно ли после этого трудиться на благо человечеству, будучи уверенным, что никакие средства не в состоянии в окончательном результате перед концом мира достигнуть возможного нравственного совершенства человечества?"
Старец ответил: «Зло уже побеждено - побеждено не старанием и силами человеческими, а Самим Господом и Спасителем нашим, Сыном Божиим, Иисусом Христом, который ради сего и снисшел с неба на землю, воплотился, пострадал человечеством и крестными своими страданиями и воскресением сокрушил силу зла и злоначальника - диавола, владычествовавшего над родом человеческим, освободил нас от диавольского и греховного рабства, как Сам сказал: Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10, 19). Теперь всем верующим христианам дается в Таинстве Крещения сила попирать зло и творить добро при посредстве исполнения евангельских заповедей.
Святой апостол Павел говорит, что пред вторым пришествием Спасителя явится человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога (2 Сол. 2,3 - 4), то есть антихрист. Но тут же сказано, что Господь Иисус убиет его духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего (2 Сол. 2, 8). Где же тут торжество зла над добром? И вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное».

Жизнь вечная

Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царствие Небесное.

О молчании

Один старец спросил о чем-то трех монахов. Один объяснил так, другой иначе, а третий отвечал: "Не знаю". Тогда старец сказал ему: "Ты обрел путь".

О неосуждении

Говорит пословица: "На чужой роток не накинешь платок ". Люди толкуют право и неправо, судить же всех будет Господь - Судия нелицеприятный. Поэтому относительно чужих успокоимся и позаботимся о своей душе, чтобы она не подверглась суду за неправые мнения, не говоря уже о делах. Не говори ни о ком невыгодно заочно, и не получишь ни от кого досады и вреда.

Плач

Спросили у батюшки: "Что значит плач?" Батюшка ответил: "Плач значит сетование; не плач бывает от слез, а слезы от плача".

О помыслах

Если помысл будет говорить тебе: "Отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, того-то и того-то не сказала ?" - скажи своему помыслу: "Теперь поздно говорить - опоздал".
Если придут хульные и осуждающие других помыслы, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания. Человека постоянно смущают греховные помыслы; но если он не соизволяет им, то не бывает в них виновен.

Страх Божий

На вопрос, как стяжать страх Божий, батюшка отвечал: "Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну" (Пс. 15, 8). Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих и чтобы делать все по совести.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры