Где взять силы, откуда ждать помощи? Ресурсы человека и личностный потенциал. Личностные ресурсы клиента: понятие, виды, классификация

Главная / Измена мужа

В данной ситуации ресурсом, который меняет восприятие маленькой девочки, является информация, новое понимание, которое мы вносим в ситуацию. При этом обратите внимание, ее взрослая личность хорошо понимает, что брат ее любит, а вот ребенку этот ресурс недоступен. Внеся его, мы трансформируем всю систему внутренних взаимодействий.

Если в психологическом консультировании состояния рассматривать в качестве ресурсов, то их условно можно разделить на ресурсные и нересурсные. Когда мы находимся в ресурсных состояниях, у нас все получается как бы само собой, мы быстро учимся, легко схватываем информацию, быстро находим решения. В нересурсных состояниях, наоборот, все валится из рук, мы делаем лишние ошибки, пропадает легкость, эффективность значительно снижается. В таком случае наша задача заключается в том, чтобы внести этот ресурс туда, где его не хватает.

В ресурсном состоянии события воспринимаются по-другому и, соответственно реакция человека на обстоятельства меняется. Гораздо легче переживаются трудности и невзгоды. Поэтому люди так или иначе стремятся чаще находиться в ресурсных состояниях. Они не только приятны сами по себе, способствуют хорошему самочувствию и состоянию здоровья. Это так же влияет на отношения с другими людьми, потому что люди больше тянутся к человеку, который постоянно пребывает в хорошем расположении духа. И наоборот, стремятся держаться подальше от тех, кто злится, обижается, жалуется или пребывает в депрессии.

Зависание в нересурсных состояниях ведет к психологическим расстройствам и проблемам со здоровьем – все мы это неосознанно чувствуем. А в результате хорошей психологической работы человек гораздо чаще бывает в ресурсных, и все реже в нересурсынх Все меньше в его психике остается «темных пятен». В первую очередь это связано с трансформацией травмированных частей личности, которые, получив необходимый ресурс и возможность закрыть гештальт, взрослеют и интегрируются в систему взрослой личности, перестают быть чем-то отдельным. Вместе с этим высвобождается энергия, которую человек затрачивал на подавление и вытеснение болезненных эмоций в подсознании. Ну а после следует изменение в поведении, которое становится более взрослым вместе с интегрированной частью личности. Новое поведение и новое состояние ведет к положительным изменениям в ситуациях, которые до этого были проблемными, и в жизни человека вообще. Ведь психика является системой, в которой все между собой связано.

Добавить источники по СР: Саралива; Максимова; Холостова; Павленок; Басов и др.

Журнальные статьи

Ресурсы человека - это средства, которые используются в случае необходимости, источник сегодняшних возможностей и будущих действий, внутренняя возможность, т.е. то, что в данный момент находится в свернутом виде. Для того чтобы мобилизовать возможности индивида, группы или сообщества, перевести ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила - внутренняя или внешняя. Внешней силой в социальном обслуживании, с одной стороны, выступают социальные службы и специалисты (социальные работники, психологи, социальные педагоги и т.д.), т.е. субъекты социального обслуживания; с другой стороны - обстоятельства, трудная жизненная ситуация клиента

Воздействие субъекта социального обслуживания на объект социального обслуживания (человека, группу) традиционно характеризуется термином «помощь», что предполагает внешнее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутствующий ресурс. Помощь рассматривается как креативное вмешательство в процесс мобилизации, активизации ресурса, управление его использованием.

Результатом помогающего воздействия становятся нормальное социальное функционирование клиента социальное обслуживания, реализация потребностей, прав, обеспечение необходимого уровня жизни, компенсация недостатков и др., т.е. ликвидация или приостановка трудной жизненной ситуации. Следовательно, работа специалистов, занятых в социальном обслуживании, - это управление мобилизацией, активизацией, использованием ресурсов человека, семьи, групп людей, общества, находящихся в трудной жизненной ситуации направленное на сохранение, приумножение, компенсацию недостающих внутренних и внешних ресурсов клиентов.

Ресурсы клиента можно рассматривать с точки зрения их природы, источников и полезности. Условно их можно поделить, во-первых, на внутренние (непосредственно принадлежащие объекту), внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные по отношению к лицу или группе (результат взаимодействия объекта и общества); во-вторых, на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные); в-третьих, на реально существующие и потенциальные (скрытые); в-четвертых, на в разной мере управляемые с точки зрения их использования для достижения определенной цели; в-пятых, на материальные и нематериальные и др.

Внутренние ресурсы человека, семьи включают в себя физические возможности, способности, уровень развития, жизненную позицию, приобретенный индивидуальный социальный опыт, временной потенциал, материальное положение.

Физические возможности(физический ресурс) применительно к индивиду или группе лиц, объединенных на основе данного признака, проявляются в состоянии здоровья (характере функционирования основных систем организма), выносливости, физической силе и т.п. Наиболее уязвимыми по этому признаку считаются такие категории граждан, как дети, пожилые люди и инвалиды. Утрата физического ресурса может происходить в результате болезни, травмы, техногенной катастрофы, участия в военных действиях и т.п. В здравоохранении наиболее опасными для человека признаны заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические и инфекционные болезни, приводящие к преждевременному разрушению физического ресурса.



Материальное положение определяет имущественный статус, материальные возможности отдельного человека или семьи в целом.

Такой ресурс, как способности - свойства, определяющие успешность в какой-либо деятельности, - можно рассматривать в двух аспектах: 1) в качестве ресурсов, которые можно использовать как способ, возможность выхода из трудной жизненной ситуации; 2) как способности, умения создавать и формировать ресурсы, привлекать, мобилизовывать их. Динамика развития способностей обусловлена обстоятельствами социализации человека и зависит от его жизненной позиции, желания развивать и использовать их.

Другая группа ресурсов человека - потребности, интересы, видение мира, ценностные ориентации, жизненная позиция, самоотношение, самоуправление - субъективное отношение к себе, собственным возможностям и перспективам. Жизненная позиция может проявляться с отрицательной стороны как потребительское отношение к социальным службам, социально-психологический инфантилизм и иждивенчество, с положительной - желание повысить уровень социальной субъектности и улучшить качество своей жизнедеятельности.



Еще один вид внутренних ресурсов - освоенный социальный опыт и здравый смысл - может рассматриваться как «самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок». Наличие опыта позволяет ориентироваться в ситуациях жизнедеятельности, в имеющихся и потенциальных ресурсах, а приобретение его происходит в институтах социального обслуживания. Необходимый объем социального опыта обеспечивается богатством жизненного пути. Освоение социального опыта тесно связано со способностью здраво мыслить и принимать адекватные ситуации решения.

Временной потенциал - весьма существенный ресурс СО, который «может быть определен путем вычитания из стандартных 24 часов затрат на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, а также на производственную деятельность (или подготовку к ней, например, образование), на поддержание гигиенических условий существования семьи». Динамика и особенности использования данного ресурса специфичны, например, максимальный временной потенциал может быть у детей и неработающих пенсионеров.

Внешние ресурсы клиентов социального обслуживания - это социальные связи и отношения, это финансовые, материальные, организационные, кадровые и другие возможности помощи государственных и негосударственных социальных учреждений, фондов, благотворителей и волонтеров, соседей, друзей, семьи и т.д., способных или призванных оказывать необходимую помощь.

К смежным ресурсам можно причислить социальный и правовой статус. Правовой статус - это положение, занимаемое объектом социального обслуживания в системе правовых отношений. Правовой статус личности изменяется: в полном объеме дееспособность наступает с совершеннолетием, частичная (ограниченная) - имеется у несовершеннолетних (с 14 до 18 лет) и отсутствует у малолетних (с 0 до 14 лет). В соответствии с существующим законодательством интересы лиц, не достигших совершеннолетия, представляют родители или лица, их заменяющие. Подобная ситуация действует и в отношении психически больных лиц.

Социальный статус можно определить как общественное отражение внутренних ресурсов человека. С одной стороны, социальный статус показывает отношение общества к конкретному человеку или сообществу, а с другой - открывает им непосредственный доступ к использованию внешних ресурсов. Объективными показателями социального статуса человека являются пол, возраст, состояние здоровья, профессия, имущественный, должностной и правовой статус и т.д. Наиболее высокий социальный статус - в трудоспособном возрасте. При этом, чем престижнее сфера профессиональной деятельности, занимаемая должность, тем выше общественное положение человека, и тем больше его смежный социальный ресурс.

Особая роль смежных ресурсов состоит в том, что они открывают доступ к внешним ресурсам или препятствуют ему. Например: низкий социальный статус лиц с ограниченными возможностями может помешать получению желанной работы, поэтому необходимо усиление правового статуса, который даст данной категории преимущества на рынке труда.

Кроме ресурсов, присущих всем людям, отдельно можно выделить ресурсы определенной социальной группы, например, детей, пожилых людей, инвалидов и т.д. Ресурсный потенциал каждой из этих групп будет иметь как общие характеристики, так и специфические. Например, специфическая ситуация складывается с ресурсным потенциалом у детей-инвалидов не только слабых физически, но и не обладающих необходимым опытом, уровнем развития способностей и т.д.

Объектом социального обслуживания часто выступает не только конкретный человек, а семья, в целом. Ресурсы семьи, ее социально-экономическое положение, возможности, экономическое поведение, уровень благосостояния и качество жизни в значительной степени зависят от того, на какой стадии жизненного цикла эта семья находится. Жизненный цикл семьи довольно хорошо изучен в рамках социологии и демографической науки и значительно меньше - в социально-экономическом плане, особенно ее ресурсный потенциал.

Ресурсы семьи - комплексное, интегрированное понятие, совокупность имеющихся возможностей и потенциалов каждого члена семьи для формирования и удовлетворения потребностей как семьи в целом, так и ее отдельных членов. В составе совокупного ресурсного потенциала семьи можно выделить: экономические ресурсы, человеческий капитал, включающий трудовой потенциал, потенциал здоровья, социальный капитал, временные ресурсы, информационные ресурсы и др. Каждый из перечисленных элементов ресурсов семьи имеет свою линию развития, свое содержание и состояние на протяжении жизненного цикла семьи. Наилучший вариант - это их гармоничное сочетание. Например, социальный капитал - понятие, которое уже давно было предложено и использовалось представителями экономической науки и социологии.

Наиболее полую структуру ресурсов семьи представила проф. З.М. Саралиева (рис. 1) При этом она справедливо отмечает, что этот список может быть продолжен, поскольку грани личностных и семейных ситуаций, проблем неисчерпаемы.

Итак, клиент социального обслуживания как центральное звено системы социального обслуживания одновременно является и объектом, и субъектом деятельности по оказанию самопомощи в трудной жизненной ситуации. Клиент обладает целым набором ресурсов, но иногда ему не хватает собственных ресурсов при осуществлении нормальной жизнедеятельности, поэтому он обращается к другим источникам ресурсов. Чаще всего в систему социального обслуживания, в социальные учреждения, а затем к семье, друзьям, коллегам, благотворителям и т.д. для привлечения дополнительных ресурсов.

Анализ ресурсов, имеющихся в распоряжении социальных учреждений, был бы не полным без анализа ресурсного потенциала социального обслуживания, представляющего собой совокупность материально-технических, трудовых, финансовых, организационно-управленческих, информационных и других ресурсов, характеризующих будущие, потенциальные экономические возможности этой сферы для выполнения свойственных ей функций, которые не вовлечены в производственно-хозяйственную деятельность учреждений в настоящее время в силу существующих ограничений научно-технического, правового, институционального и другого характера.

Ресурсный потенциал позволяет оценить планируемые и прогнозируемые ресурсы, которые система может привлечь в перспективе. При анализе состояния ресурсного потенциала социального обслуживания и прогнозировании его использования возможна оценка этого потенциала как целого и анализ составляющих его структурных единиц. Важно проанализировать подходы к определению соотношений между составляющими ресурсного потенциала с целью оптимизации пропорций между ними. Поддержание необходимой пропорциональности между отдельными элементами ресурсного потенциала социального обслуживания направлено на эффективное использование совокупности ресурсов, выделяемых обществом. Сами эти пропорции изменяются, задача состоит в их оптимизации.

Развитие и использование ресурсного потенциала определяется такими свойствами ресурсов, как мобильность, взаимодополняемость и взаимозаменяемость, ограниченность. Ограниченность, дефицит тех или иных видов производственных ресурсов является и особенностью, и свойством экономической системы - социального обслуживания, находящейся в постоянном режиме развития, изменения. Постоянно растут и изменяются социальные потребности как общества в целом, так и отдельных категорий граждан.

Итак, ресурсы играют основополагающую роль в системе социального обслуживания, в деятельности любого учреждения и организации независимо от сферы деятельности и формы собственности. Ресурсы социального обслуживания многообразны, имеют различную структуру, количественные и качественные особенности, зависящие от специфических функций социальных учреждений. Основа их использования - это цели, задачи, ценности, возможности, источники всей деятельности социальных учреждений и организаций. Все ресурсы учреждений социального обслуживания взаимосвязаны между собой, поэтому эффективная деятельность социального обслуживания возможна лишь при эффективном сочетании и использовании всех видов

УДК 37:001.12

Статья выполнена в рамках гранта РГНФ № 12-06-00660 2012 года

Аннотация

В свете перехода образовательных учреждений на реализацию Федерального государственного стандарта на всех ступенях общего образования, в основе которого лежит формирование личности, обладающей высоким уровнем сформированности социальной компетентности, встает вопрос о личностном ресурсе индивида, роли социальной компетентности в ее формировании.

Personal resources and social competence

In a view of transition of the Russian formation to realization of Federal state standard at all steps of formation in which basis formation of the person possessing a high level сформированности of social competence lays, there is a question on specification of structure of social competence and a role of a personal resource of the individual in its formation.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы отмечено, что основной фактор экономического развития связан с возрастанием роли человеческого капитала . Одним из способов развития человеческого потенциала авторы Концепции является механизм обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. В соответствии с основными положениями Концепции институты дошкольного и общего образования теперь рассматриваются как институты социального развития, а профессиональное образование (его структура и содержание) должно ориентироваться на потребности рынка труда. Эта ориентация соответствует положению Л.М.Спенсера и С.М.Спенсера выдвинутого ими в 2005 году, которое заключается в том, что знания и интеллект не прогнозируют эффективное выполнение работы .

В Федеральном государственном стандарте основного общего образования (ФГОС ОО, 2011 г) социальное развитие определено программой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Эффективность реализации программы обусловлена сформированностью у обучающихся личностных результатов . В то же время для среднего профессионального (в том числе и педагогического) образования основополагающей задачей является формирование профессиональных компетенций
обучающихся.

Соответственно, проблема исследования заключается в обозначении связи между категориями компетентностного подхода, положенного в основу обучения профессионального образования и категориями ФГОС ОО, которые описаны через требования к
личностным результатам выпускников школ в области социальной компетентности.

Анализ нормативных документов в аспекте использования понятия социальной компетентности позволил установить следующее. В результате освоения основной образовательной программы выпускник школы должен обладать рядом личностных характеристик, которые описаны через категории «готовность» и «способность». Эти характеристики могут проявиться в процессе, а могут остаться потенциальными, то есть будут являться ресурсом человека как последствие реализации некоторого решения и совершенных в соответствии с ним действий, выраженное качественно или количественно .

В процессе анализа понятия «личностные ресурсы» мы установили, что в самом общем виде под ресурсами личности понимаются «сильные стороны» личности, которые увеличивают вероятность преодоления трудностей и реализацию поставленных целей. По Е.Ю. Кожевниковой этот термин должен отвечать следующим критериям: умение адекватно оценить имеющиеся средства или возможности реализации, обладать определенными качествами для использования эти средств, оптимальность, компенсируемость,
конвертируемость, т.е. ценность ресурсов в социальном окружении . В свою очередь О. В. Сляднева определяет личностный ресурс как совокупность индивидуально-типологических особенностей, определяющих специфический способ жизнедеятельности субъекта в сложных ситуациях . В категориях компетентностного подхода компетентность определяется как способность человека действовать в ситуации неопределенности . Калашникова С.А. уточняет, что взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для определенных личностных ресурсов . Соответственно, под личностным ресурсом будем понимать наличие определенных качеств личности, без которых не возможно получение личностного результата.

Личностные ресурсы могут пребывать в двух состояниях: актуальном и потенциальном. На наш взгляд, личностный ресурс пребывающей в актуальном состоянии в конечном итоге проявляется в личностном результате, но только при условии обладанием человеком компетентности. Компетентность является «посредником» между личностным
ресурсом и личностным результатом. Без нее ресурс может остаться невостребованным. Однако, являясь интегративной характеристикой, компетентность включает в себя как личностный результат, так и личностный ресурс. Ее можно представить в виде «моста», связывающего одно понятие с другим. Все вышесказанное позволяет установить, что личностный ресурс является базовым образованием человека, который необходимо включить в состав компетентности.

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования модель выпускника описана через следующие личностные результаты :

Креативность и умение критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир;

Владение основами научных методов познания окружающего мира;

Мотивация на творчество и инновационную деятельность;

Готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную
деятельность;

Осознание себя личностью, социальная активность, уважение к закону и правопорядку, осознание ответственности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

Способность уважать мнение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

Мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Для получения обозначенных результатов, у обучающегося должны сформироваться определенные личностные ресурсы, примером которых могут стать следующие качества личности: уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, настойчивость, доверие.

Личностные результаты, описанные выше, имеют социальную ориентацию, то есть относятся к проявлению социальной компетентности. Понятие социальной компетентности, ее структура и содержание, являются дискуссионными вопросами.
Но большинство авторов рассматривают социальную компетентность через сформированную способность, новообразование
человека, например определение А. Голфрида и Р. Дзуриллы .

Анализ понятия социальной компетентности в работах современных исследователей позволил выявить содержание, структуру социальной компетентности (таблица 1) как интегративной характеристики, отражающей способность личности вступать в
эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, Другого и не противоречащим нормам, ценностям
общества, в котором он находится.

Таблица 1.

Структура и содержание социальной компетентности

компоненты социальной компетентности

компонент, связанный с целеполаганием: способность брать на
себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и
планировать результат, анализировать, корректировать.
тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по
отношению к конкретной цели
тенденция контролировать свою деятельность
поиск и использование обратной связи
склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию
внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей
умение принимать решения в различных жизненных обстоятельствах
компонент, связанный с ориентацией на
Другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей,
управлять своими эмоциями в общении.
интеллектуальная направленность на понимание другого человека
эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать
интуитивное прогнозирование поведения людей
умение вызывать определённые эмоции у партнёра по общению
компонент, связанный с социальной
мобильностью, активностью человека.
готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство
исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и
ресурсов (как материальных, так и человеческих)
готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный
риск
готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели
установка на взаимный выигрыш и широта перспектив
персональная ответственность

Таким образом, в структуру социальной компетентности включены три компонента (по Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер): мотив (компонент,
связанный с целеполаганием), эмпатия (компонент, связанный с ориентацией на Другого) и «Я-концепция» (компонент, связанный с социальной мобильностью, активностью человека) . Остановимся на компонентах социальной компетентности подробнее.

Мотив в переводе с латинского означает «двигаю», то есть в основе любой деятельности лежит направленность к выбору действия и цели. Причем, направленность личности это установки, ставшие свойствами личности в процессе воспитания и социализации, которые проявляются в форме влечения, желания, стремления, интереса, убеждения и пр. В основе всех форм лежат мотивы деятельности . Тогда мотив есть побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Л.С. Спенсер и С.М. Спенсер отмечают, что мотив может быть выражен мыслями о решении проблем или размышления об улучшении ситуации . Мотив сложно измерить, так как человек в больших случаях не осознает предпосылки, которые подтолкнули его к тем или иным действиям. Однако мотив действия напрямую связан с цель действия, а цель достаточно конкретна, а значит, умение человека ставить конкретные цели,
планировать и достигать их, можно измерить.

Под «свойствами» Л.С. Спенсер и С.М. Спенсер понимают «физические характеристики и соответствующие реакции на ситуацию или информацию (например, эмоциональный самоконтроль, понимание чувств другого человека, учет потребностей другого человека)» . То, что вкладывают в этот параметр авторы, можно трактовать как эмпатию, под которой понимают эмоциональное состояние другого человека посредством сопереживания и понимания его внутреннего мира .

Третий параметр относится к категории психологии. «Я-концепция» есть представление человека о себе, которая возникает на основе взаимодействия с социальной средой. Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. «Я-концепция» относится к области исследования психологии и отражает самосознание, без которого вообще нет личности. «Я-концепция» не может быть названа свойством личности, это скорее личность производная от нее, но она проявляется через свойства личности. Приведем пример свойств личности, через которые она может проявиться: уверенность в себе, гибкость, готовность идти на умеренный риск, открытость к инновациям, инициативность, настойчивость, самооценка.

Таким образом, мы видим, что структурные компоненты социальной компетентности отражают свойства личности. Пока социальная компетентность проявляется как потенциальная характеристика обучающегося (то есть мы говорим о высокой вероятности ее проявления), она выражается через личностный ресурс, тогда как активное проявления социальной компетентности (то есть обучающийся проявил ее в ситуации) выражается его личностным результатом. Личностный результат и личностный ресурс отражены в проявлениях социальной компетентности.

Литература

1. Концепция федеральной целевой программы развития и образования на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс] // Правовая система «Референт»: сайт. – URL: http://www.referent.ru/1/173627 (дата обращения 17.07.2012).

2. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. 2005 – Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Пер. с. англ. М.: HIPPO, 2005. – 384 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. [Электронный ресурс] //Издательство «Просвящение»: сайт. – URL: http://standart.edu.ru (дата обращения 19.07.2012).

4. Кожевникова Е.Ю. 2006 – Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической ситуации. Автореферат на соискание степени канд. псих.наук. Краснодар, 2006 // [Электронный ресурс] – URL: http://selfmoney.narod.ru/kogev.htm (дата обращения: 20.06.2012).

5. Сляднева О. В., Татаренко О.В. Личностные ресурсы субъекта деятельности в ситуациях повышенного риска. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ipkro-38.ru/content/view/322/362/ (дата обращения 19.07.2012).

6. Пушкарева Т.Г. 2010 – Пушкарева Т.Г. К вопросу о понятии социальной компетентности педагогов// Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-теоретические основания организации профильно-профессионального обучения в сельской школе», Из-во ЦНТИ, Томск, 2010, с. 246 – 251.

7. Калашникова С. А. 2011 – Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.2. - С. 84-87

8. Краснокутская С. Н. 2005 – Краснокутская С. Н. Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2005. – №1 (13). – Режим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/hs/13 (дата обращения 19.07.2012).

9. Маклаков А. Общая психология. [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер: сайт. -– URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/22.php (дата обращения 18.07.2012).

10. Управление персоналом: словарь-справочник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/personal25.htm (дата обращения 19.07.2012).

Ресурс от французского «ressource» означает «вспомогательное средство», в толковом словаре С.И. Ожегова ресурс трактуется как запасы, источник чего-нибудь. Ресурсы определяются как факторы успешности поведения человека в процессе преодоления трудностей.

Психологические ресурсы личности, как правило скрыты от сознания человека — носителя этих самых ресурсов. Под психологическим ресурсом обычно понимают внутренние резервы человека, которые хранятся за семью печатями в подсознания, ожидая когда он их задействует. Психолог выступает для клиента как активатор его ресурсов.

Психологические ресурсы человека

Психологический ресурс — внутренний ресурс человека как умение противостоять жизненным невзгодам, это набор качеств и умений, это его потенциальные и реальные возможности.

Не всякий человек осознает все свои ресурсы, не все психологические ресурсы доступны к применению по запросу. Некоторые из них еще только предстоит открыть в себе и активировать.

Насколько Вы психологически ресурсная личность?

Психологический ресурс человека считается активным , когда:

  • он осознается как свой,

  • он уместно применяется в ответ на угрозу организму и/или личности,

Насколько Вы осознаете себя психологически готовым к трудностям жизни, настолько Вы ресурсная и активная личность.

Вообразите себя попавшим на тропический остров в открытом океане. У Вас есть топор, лодка и снасти для охоты и ловли рыбы. Так вот то, что я перечислил — не ресурсы, а инструменты. А Вашими психологическими ресурсами будет умение использовать эти инструменты для выживания, уверенность в собственных силах, способность отвечать вызовам природных сил. Вера в свои способности и возможности.

Какие психологические ресурсы своей личности вам известны? Напишите ответ в комментариях.

Всё возможно, если человек активировал свои ресурсы

4 типа психологических ресурсов личности

Существует четыре мира человека, которые задействуют различные психологические ресурсы его личности:

  1. Витальный мир. Использует ресурсы связанные с физиологическим выживанием как биологического организма. Как приспособиться к новой диете, как , умение быстро собраться в трудной ситуации и расслабиться после ее завершения.

  2. Деятельностный мир. Задействует психологические ресурсы навыкового поля. Такие как или способность метко стрелять из лука. Навык разжечь костер с одной спички может спасти жизнь заблудившемуся в лесу человеку. Сюда относятся так же способности к прикладным видам творчества.

  3. Сознательный мир. Активирует когнитивные ресурсы, связанные с умением впитывать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и обрабатывать информацию. и изобретать новое относятся к «сознательным» психологическим ресурсом.

  4. Волевой мир. Востребует от человека психологические ресурсы, связанные с эмоционально-волевой сферой. Умение управлять своим психологическим состоянием и эмоциями, вера в себя и свои возможности.

Таким образом, если вернуться к ситуации с выживанием на необитаемом острове, то Ваша способность кардинально поменять рацион задействует витальные психологические ресурсы. А навык ловли рыбы относятся к деятельностным. Если Вы изобретете ловушку для добычи крабов и устриц, то Вы активируете сознательные ресурсы. И если займете активную позицию в ответ на трудности ситуации и будете верить в спасение — волевые.

Психолог как активатор психологических ресурсов человека

Роль психолога активировать во время психологической работы эмоциональные и волевые, витальные и мыслительные ресурсы человека — его Клиента.

Задача психолога быть ресурсом для своих Клиентов

На самом деле роль психолога вывести из подсознания Клиента, помочь ему осознать собственную силу и побудить к активации и закреплению данного ресурса в жизни.

Настоящий психолог выступает для своих Клиентах в 3-х ипостасях:

  • психолог как ресурс поддержки и принятия,

  • психолог как образец для подражания и копирования его ресурсов клиентом,

  • психолог как активатор внутренних психологических ресурсов человека.

Психолог как психологический ресурс верит в возможности человека самостоятельно справиться с вызовами жизни, он помогает человеку поверить в его ресурсность и способности.

Используйте ресурсы психолога как психологический ресурс >>>

Психологический ресурс как присвоенный навык

Позвольте показать развитый деятельностный ресурс очень известного лучника, который довел навык стрельбы из лука до совершенства.

Из данного видеоролика, который не нуждается в переводе, становится понятно, что данный навык был бы невозможен без задействования и активации волевых, эмоциональных и других психологических ресурсов.

Книга о развитии ресурса выживания в городских джунглях по методике спецслужб

Я веду речь о книге «Защити себя по методике спецслужб Бывший спец. агент раскрывает методы, которые могут спасти жизнь вам и вашей семье / Джейсон Хансон.

Бывший офицер ЦРУ Джейсон Хансон знает все о том, как не стать жертвой разбойного нападения или мошенничества. В своей книге он предупреждает об опасностях, которые подстерегают нас на улице и на парковке, в путешествии и в собственном доме, разоблачает многие уловки современных злоумышленников и учит быть готовым к любым неожиданностям.

Освой и используй ресурсные методики безопасности на улицах города!

Приобретите справочник по безопасности в издательстве МИФ!

Профессиональные приемы сотрудников спецслужб, которые вы освоите, прочитав его книгу, помогут вам защитить себя и свою семью в любой ситуации.

Приведу один из множества приемов описанных в этом справочнике, он пригодится вам, в случае, если Вам кажется что за вами следят.

Прием четвертый: не покидайте людных мест

Если вы уверены, что кто-то вас преследует, ни в коем случае сразу же домой не бегите. Кажется, что нет ничего надежнее собственного дома - можно запереть все двери, можно позвать на помощь, однако это последнее место, куда вы должны идти. Вы хотите показать преступнику, где вы живете?

Он может ворваться в дом вслед за вами, а может затаиться и попытаться проникнуть позже.

Если за вами следят…

Оставайтесь в людном месте и обратитесь за помощью. Безопасные места - рестораны, кафе, магазины, в которых много покупателей, людные улицы.

Никогда не сворачивайте на темные улицы, в переулки, в проходы, потому что там преступник может на вас напасть.

Если вас преследуют в каком-то месте, где много людей, вроде большого магазина, не пытайтесь выйти из него и добраться до своей машины. Преступнику нужно всего лишь дождаться вас у выхода. А потом он может нагнать вас у машины или проследить за вами до самого дома.

Обратите внимание на обувь

Если вам кажется, что за вами следят, обратите внимание на обувь преследователя, чтобы убедиться в том, что это один и тот же человек. Потому что очень просто снять или надеть кепку, очки или применить какой-либо иной прием, позволяющий изменить внешность. Но вот сменить обувь очень даже нелегко: вряд ли преступник станет таскать с собой запасную пару.

Если Вы живете в крупном городе — советы из книги от бывшего спец.агента ЦРУ — автора книги будут для Вас незаменимы.

Напишите в комментариях, какие психологические ресурсы уже активированы и используются вами? Как Вы считаете есть ли ресурсы внутри Вашей психики, которые заблокированы или не осознаваемы? Как Вы собираетесь их активизировать и сделать практическими навыком?

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Паника атакует? Тревога заполонила собой сознание? Контролируйте тревогу и приступы панических атак, понижая уровень адреналина до нормального. […]
  • 5 принципов счастливой жизни, которые открыты в исследовании психологов, длившемся более 50 лет. Психология счастливой жизни существует - это […]
  • Цель и видение - две стороны одной медали. Как поставить цели на 2015 год. Технология постановки и реализации цели. Мечту превращаем в цели, а цели […]
  • На самом деле существует больше, чем 3 типа эмоциональных реакций и способов отношения к жизни, чем рассмотрено в статье. Рассмотрим 3 основные […]

Напомним, что понятия «копинг-поведение» и «копинг-ресурсы» первоначально возникли там, где потребовалось описать способы, с помощью которых люди справляются со стрессами, в частности, в связи с болезнями. Позже выяснилось, что эти понятия оказались полезными и для описания поведения, связанного с преодолением любых жизненных препятствий, с решением проблем и снятием затруднений. Именно в этом направлении для нас открываются новые возможности в понимании того, как происходит личностный рост. В общем виде закономерность выглядит так, что проблемные ситуации в жизни человека выступают необходимым условием для его личностного роста . Потому что каждая проблема – это шанс, который получает человек для того, чтобы сделать очередной шаг в своем личностном росте, чтобы стать личностно сильнее. Это общее положение, общая закономерность, частными случаями которой выступают нормативные и ненормативные кризисы, а также любые существенные для человека жизненные проблемы. Нормативные кризисы, как было показано выше (см. 3.6), в основе содержат важную трудность – кризис идентичности. Ненормативные кризисы (см. 3.6.4) по характеру действующих сил и внутреннему статусу близки нормативным, только запускаются острыми или особенно значимыми жизненными ситуациями (событиями). Но даже сравнительно меньшие трудности требуют от человека пройти – пусть и в упрощенной форме – путь, характерный для кризиса. В данном контексте нам необходимо понять, какими личностными ресурсами этот путь обеспечивается.

Нетрудно увидеть, что внутриличностная динамика преодоления жизненного затруднения в общих чертах воспроизводит динамику совершении поступка. Фактически, каждое жизненное затруднение, это ситуация, в которой необходимо сделать выбор (т.е. совершить поступок) между тем, чтобы:

· решать вставшую проблему или не делать этого (сбежать, отказаться, уклониться, повременить);

· использовать средства решения проблемы (преодоления преграды), характерные для ребенка или для взрослого;

· потрудиться спрогнозировать возможные последствия своих действий или пойти по пути «делаю, что хочу, а дальше пусть будет как будет».

Реальный набор выборов заметно выше. Поэтому всякая жизненная трудность – это испытание, это тест на то, какого рода поступок будет человеком совершен. (Профессиональная помощь психолога на этом этапе во многом будет заключаться, чтобы помочь человеку понять, перед какими выборами он стоит, и какого рода поступок он действительно готов совершить).

Если существенные выборы не совершаются (см. 1.4.3), или совершаются лишь второстепенные, не сущностные выборы, то такие поступки ведут к личностной дезинтеграции человека, к его невротизации, соматическому заболеванию или разрушению личности. В результате человек частично утрачивает способность к преодолению трудностей. Если же последствия поступка таковы, что трудность снимается, преграда преодолевается, а сам человек при этом становится сильнее, то такие поступки ведут к личностному росту. А человек при этом повышает свою способность решать проблемы, преодолевать трудности. О таких людях говорят, что они обладают силой духа, жизненной стойкостью, выносливостью и т.п. Внешне они могут выглядеть как угодно, даже слабыми (особенно физически), но их выносливость характеризуется способностью преодолевать жизненные трудности, а силой они обладают внутренней, душевной.


В трудные для населения 90-е годы в нашей стране можно было наблюдать немало разных судеб. Приведем в качестве примера лишь некоторые, по внешнему рисунку схожие между собой.

Судьба 1. Отчаявшись и потеряв веру в свои силы справиться с трудностями, мать привязала своих двоих детей к себе, и вместе с ними выбросилась из окна 8 этажа. В квартире она оставила записку, в которой объяснила мотивы своего поступка: одна без мужа не способна обеспечить детям минимальный уровень жизни, а оставлять их сиротами не захотела. Можно указать как минимум следующие выборы, которые она совершила:

· отказ от решения проблем (уход),

· среди возможных способов отказа выбрала смерть (а могла заболеть, лишиться разума, найти покровителя и т.п.),

· взяла на себя ответственность за детей, за их судьбу,

· отказалась вверять ее случаю и другим людям (детский дом, родственники),

· отказалась верить в возможность успешного исхода для детей после своей смерти,

· отказала детям в праве на жизнь,

· взяла на себя ответственность (вину, грех) за убийство своих детей…

Судьба 2. Мать двоих детей (5-летняя дочь и сын подросток) лишилась работы в связи с ликвидацией предприятия, в это же время от нее ушел муж. Она стала готовить еду и носить ее продавать на железнодорожном вокзале. Сначала пряталась от милиционеров, затем откупалась, затем оформила официальное разрешение на коммерческую деятельность. Купила автомобиль с фургоном (Иж), стала привозить больше пищи, уже в термосах, купила сыну старенькую квартиру…

Судьба 3. Муж инженер-оружейник неожиданно скончался, осталась одна с двумя дочерями, младшая 6 лет болела астмой. Первое, что эта женщина сделала, пошла на курсы вождения автомобиля («надо дочь возить на лечение»). Затем закончила курсы бухгалтеров, работала на 3-4 работах, одна из них – в университете, не вполне по специальности. Защитила кандидатскую диссертацию. Со временем обе дочери поступили в престижные московские вузы на бюджетные места. Внешне выглядит симпатично, женственно, общительна, приятна в обращении, а история совладания с трудностями находит свое отражение лишь в том, как эта женщина водит автомобиль: неожиданно резкие движения рук и ног выдают то состояние, в котором она пребывала, когда твердо решила, что справится с трудностями и поднимет дочерей.

Как видим, наличия трудностей еще недостаточно, чтобы обеспечить личностный рост. Достаточным условием для личностного роста является совершение поступков, которые ведут к преодолению трудностей, повышают способность и к дальнейшему их преодолению .

Для теоретического осмысления судеб, подобных только что описанным, исследователи используют различные понятия: личностная сила, личностный потенциал, жизнестойкость. На первый взгляд термины кажутся обозначают одно и то же. Но они все же адресуются к разной реальности.

Личностный потенциал – это интегральная характеристика уровня личностной зрелости, отражающая меру преодоления человеком заданных обстоятельств, а также меру прилагаемых им усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни [Д.А. Леонтьев 2002 ]. Другими словами, личностный потенциал предполагает наличие у человека опыта преодоления преград и трудностей, поэтому он является функцией от преодоленных человеком преград: чем больше и чем качественнее решались проблемы, тем большим личностным потенциалом обладает данный человек.

Личностная сила – это актуальное использование человеком своего личностного потенциала для преодоления текущего препятствия, это приложение своих ресурсов в направлении конкретной трудности. Личностная сила есть проявление накопленного ранее личностного потенциала для решения проблем в настоящем.

Жизнестойкость (hardiness, hardy) – это психологическая живучесть и расширенная эффективность человека, выступающая показателем психического здоровья человека, согласно представлениям С. Мадди, инициировавшем исследование этого феномена [Александрова 2004 ]. Т.е. это жизненное качество человека, обладающего личностным потенциалом и использующего личностную силу в ситуациях, когда перед человеком встает проблема или препятствие, решить или преодолеть которые ему трудно. Структурно жизнестойкость представляет собой особый паттерн (набор) установок и навыков, позволяющих превращать изменения в возможности. Это своеобразная операционализация введенного П. Тиллихом понятия «мужество быть». Жизнестойкость обладает следующими характеристиками (аттитьюдами, установками):

1. Включенность (commitment) – важная характеристика в отношении себя и окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.

2. Контроль – установка, которая мотивирует человека к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений в противовес впаданию в состояние беспомощности и пассивности. Это понятие во многом сходно с понятием интернального локуса контроля Роттера.

3. Вызов (challenge) – установка, которая помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Она состоит в восприятии человеком события жизни как вызова и испытания лично себе.

Таким образом, личностный потенциал, личностная сила и жизнестойкость составляют триаду, обозначающую, соответственно, наличие опыта совладания с трудностями, умение использовать этот опыт в трудных ситуациях и личностную черту, установку на выживаемость, позволяющую справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста.

О том, что опыт преодоления трудностей в прошлом действительно обуславливает высокую жизнестойкость человека, свидетельствуют результаты исследований С. Сигидды и К. Хасана [Александрова 2004 ] воспоминаний прошлого и их самооцененного воздействия на личностные характеристики, относящиеся к жизнестойкости. У людей с высоким ее уровнем в прошлом имелись больше событий, в которых они успешно справлялись с трудностями, принимали вызов, были верными себе. Наиболее информативным, согласно этому исследованию, является восприятие сложных события как несущих вызов и принятие этого вызова человеком. В исследовании С. Мадди и Д. Кошаба выявлена высокая роль в повышении показателей жизнестойкости таких факторов, как компенсирующие семейные стандарты и самовосприятие (там же ). Жизнестойкость как личностное качество рассматривается ими также как важный буфер на пути перехода стресса в болезнь.

Исследования показывают, что у обладающих жизнестойкостью людей даже физиологические процессы имеют свои отличия. Так, люди с меньшим уровнем тревожности и высокими показателями жизнестойкости продемонстрировали более слабые физиологические реакции при столкновении со стрессовой ситуацией. Соответственно, они оказались и более устойчивыми к воздействию стрессогенных факторов: более устойчивы к фрустрации, оценивали задачи как менее угрожающие и реагировали на задания более позитивными эмоциями, чем испытуемые, имеющие более низкие показатели жизнестойкости [там же ].

Люди, имеющие высокие показатели жизнестойкости, обладают более крепким здоровьем, испытывают меньше стрессов в повседневной жизни, потому что используют более развитые стратегии совладания. Соответственно, они и свое здоровье оценивают выше, а также ощущают себя более здоровыми и психически, и социально. Их самооценка получила экспериментальное подтверждение: такие компоненты жизнестойкости как включенность и контроль связаны с высоким умственным здоровьем и использованием копинг-стратегий, ориентированных на решение проблем и поиск поддержки. Негативная корреляция со шкалами опросника MMPI свидетельствует о том, что высокая жизнестойкость может рассматриваться как общий показатель психического здоровья человека [Александрова 2004 ].

Было показано, что жизнестойкие люди имеют тенденцию испытывать стрессы менее часто и воспринимать мелкие неприятности как менее стрессогенные, они чаще считали такие события желательными и контролируемыми. Такие люди имеют большую вероятность остаться здоровыми и воспринимать жизненные изменения как положительные и содержащие вызов, для них характерны ощущения полноты жизни и качества жизни [там же ].

Таким образом, личностный потенциал, личностную силу и жизнестойкость можно рассматривать как высшее выражение ресурсной обеспеченности личности – как ее операциональные инструменты, позволяющие использовать жизненные трудности для личностного роста.

Но есть еще один вопрос, который возвращает нас обратно к ценностным вершинам личности. Это вопрос о том, как используются операциональные ресурсы, куда они направляются: на что тратится личностная сила, чему служит жизнестойкость?

Результат использования всякого инструмента сильно зависит от того, кто и как им пользуется. В норме «хозяином» инструмента выступает Я человека – он осмысленно, творчески и продуктивно направляет свои ресурсы на решение жизненных задач. То, за решение каких задач берется человек, во многом определяет его самого: он становится тем, на что употребил свои возможности. Трудится он ради денег, ради бытового комфорта, ради душевного спокойствия, ради блага людей, ради утверждения своей профессии, ради повышения финансовой или юридической грамотности населения, ради здоровья своих близких… – все накладывает свою печать на человека. В этом его ответственность перед самим собой: за что берется, за то и отвечает. В свой образ Я человек неизбежно включает и активность, на которую тратит свои силы («я – тот, который занимается данным делом»). Постепенно человек становится таким, каким в глазах людей и его самого должен быть тот, кто занимается данным делом – трудится ради денег, бытового комфорта, душевного спокойствия, блага людей, утверждения своей профессии, повышения финансовой или юридической грамотности населения, здоровья своих близких и т.д.

Если же к операциональным ресурсам получают доступ субличности, оппонирующие Эго, то личностную силу и жизнестойкость человек проявляет избирательно, только для решения задач определенного типа. При этом человек с удивлением обнаруживает, что в одних случаях ему многое удается, тогда как в других случаях он терпит неудачу за неудачей. Такая неравномерность требует достичь согласия между Эго и субличностями, т.е. сами их отношения сделать предметом совладающей активности. В той мере, в которой это удается, личностный потенциал увеличивается, умение решать одни задачи распространяется и на другие. В целом это тоже личностный рост.

Вместе с тем, немаловажно, получают ли усилия данного человека поддержку со стороны общества, а также имеет ли он ценностную поддержку со стороны культуры. Если первый ответ положительный, то такой человек имеет высокие шансы стать лидером, собрав вокруг себя тех, кого привлекает его сила духа, его уверенность в себе. А если положителен и второй ответ, то личностная сила этого человека соединяется с моральной силой (которую иногда называют высшей правдой) и такой человек получает возможность занять важное место в жизни общества. При этом человек не только себя строит, он преобразует и свое непосредственное окружение – как людей, с которыми строит отношения, так и дела, которые он воплощает.

Люди со слабо выраженной субъектностью, с экстернальным локусом контроля полагают, что различные задачи просто встают на их жизненном пути. Но дело в том, человек самостоятельно выбирает как свой жизненный путь, так и свои ситуативные тропы. Выбрав же путь, он выбирает и характер проблем, которые ему предстоит решать – прямо как сказочный герой на распутье.

В обыденном сознании существует верование (убеждение), что каждому человеку даются только те трудности и проблемы, которые человек способен преодолеть. В консультативной работе это верование позволяет придать смысл любым испытаниям, выпавшим на долю человеку. Помогают в этом вопросы следующего содержания: «чему учит вас эта трудность?», «ради каких изменений эта проблема была вам послана?», «если бы вы вольны были посылать себе проблемы, то какой урок вы могли бы преподать себе этой жизненной трудностью?» и т.п.

Следовательно, мы имеем дело с еще одним видом ресурсов личностного роста :

· самостоятельный выбор человеком характера решаемых задач ,

· придание смысла любым жизненным событиям, любым трудностям .

Таким образом, ресурсы, привлекаемые для обеспечения нормальной работы личности, ее жизнеобеспечения, можно представить следующим образом (рисунок 5). Низший уровень представляют первичные защиты – примитивные и грубые средства защиты личности от угроз и дискомфорта, логика которых заимствована у животных и архаических сообществ. Многие из этих защит обнаруживаются в открытой межличностной форме, так, как это можно наблюдать на начальных стадиях онтогенеза. Следующий уровень составляют вторичные защиты – менее грубые, порой вполне продуктивные (сублимация, например) средства защиты идентичности, в основе которых лежат разного рода когнитивные и мотивационные преобразования. По процессам они часто оказываются различными вариациями коммутирования (переключения), локализованных во внутреннем плане деятельности человека. Следующий, более продуктивный уровень составляют копинг стратегии – средства совладания с трудностями, во многом обусловленными внешними по отношению к личности событиями: обстоятельствами жизни, действиями других людей, телесными особенностями человека, его характером и т.п. Эти средства во многом строятся на стыке между внешним и внутренними мирами. Самый высокий уровень жизнеобеспечения личности составляют механизмы личностного роста – процессы, обеспечивающие прогрессивное развитие человека: сомнения (взвешивание альтернатив), поступки (выбор из альтернатив), смыслообразование (переоценка альтернатив) и т.п.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры