Программы для дистанционного обучения в учебном центре. Организация дистанционного обучения с помощью современных икт

Главная / Измена мужа

Этапы построения СДО в компании. Организация процесса дистанционного обучения. Программные и технические средства. Учебные материалы.

Составные части Системы дистанционного обучения

Для организации СДО необходимы:

  • Организация процесса дистанционного обучения. Для организации процесса дистанционного обучения необходимо создать учебную администрацию, организовать формирование групп, разработку курсов, назначение преподавателей, сформировать расписание занятий, организовать процессы коммуникаций, обучения, тестирования, оценки знаний и др.

Учебная администрация – это структурная единица в рамках Службы персонала или Учебного центра компании, обеспечивающая процесс дистанционного обучения: это сотрудники (методисты, администраторы, менеджеры), которые формируют группы, анализируют результаты обучения, составляют расписание и др.

  • Программные и технические средства (собственные или арендованные). Для того чтобы организовать дистанционное обучение и приступить к занятиям, компании необходимо иметь специальное программное обеспечение, установленное на специальном оборудовании (сервере).

Оборудование – выделенный сервер, имеющий доступ в сеть. Сервер может принадлежать Вашей организации и располагаться на Вашей территории. Или может быть арендован у какого-либо провайдера.

Кроме этого достаточно иметь обычное учебное помещение (аудиторию, класс) площадью в 40 - 70 кв. м для проведения тьюториалов, телевизор, телефон, два-три компьютера (класса Pentium и выше) с ОС Windows-98/XP/2000 и стандартным пакетом MS Office - для индивидуальных и групповых занятий слушателей.

Дистанционное обучение предполагает различные формы доставки электронных курсов к обучающемуся, но наиболее современным и эффективным способом доставки на сегодняшний день является сеть интернет.

Для работы в Интернет и пользования сервером достаточно установить на один из компьютеров модем и подключить его к телефонной линии. Всё это оборудование, как правило, используется в обычном очном обучении. Слушателю для самостоятельных занятий необходимо иметь (иметь возможность воспользоваться) компьютер и телефон.

  • Учебные материалы (курсы) в формате, соответствующем используемой СДО. Как правило, СДО поддерживает курсы соответствующие международным стандартам взаимодействия с системами дистанционного обучения (SCORM и др.) Курсы могут быть приобретены готовые, но более эффективным решением является разработка курсов на базе тех программ, и учебных курсов, которые компания с успехом проводит в очном режиме.

Основные компоненты Системы дистанционного обучения

Они могут быть опциональными, в зависимости от требований компании и от наличия данного модуля у поставщика

  1. Платформа для организации дистанционного и смешанного обучения . С ее помощью компания может настраивать и распределять роли, формировать группы, и планы обучения, проводить обучение в синхронном (чаты, видео семинары) и асинхронном режимах, контролировать результаты обучения, готовить отчеты, приказы, осуществлять интеграцию с БД.
  2. Система управления учебным контентом. С помощью этого модуля компания может планировать процессы разработки, распределять ресурсы, контролировать выполняемые работы.
  3. Система управления информационным порталом. Данный модуль позволяет создавать единое корпоративное информационное пространство, решающее задачи информирования и коммуникаций между сотрудниками, создания личных кабинетов и кабинетов структурных подразделений
  4. Конструктор электронных курсов, тестов, тренингов, упражнений. Данный модуль дает возможность создавать учебные курсы и отдельные учебные объекты (тесты, тренинги, практикумы, тренажеры)
  5. Инструмент для организации совместной работы и обучения on-line. С помощью этого модуля компания может организовывать вебинары, web-конференции, доклады, лекции, обучающие семинары и тренинги, проводить on-line встречи и презентации, переговоры, совещания, митинги и других мероприятия с минимальными временными и финансовыми затратами. Это самый простой и понятный из вариантов дистанционного обучения.

Это основные, наиболее распространенные модули. Кроме них есть еще специфические, «заточенные» под выполнение определенных задач, например, «Электронный деканат» или модуль для аттестации и оценки персонала.

Конкретный набор компонентов Системы дистанционного обучения зависит от целей организации дистанционного обучения в компании и от возможных способов интеграции с уже установленным программным обеспечением.

Этапы построения Системы дистанционного обучения на предприятии

  • Обследование и анализ потребности в составляющих СДО , для формирования оптимальной конфигурации. Обследование и анализ необходимы потому, что каждая компания имеет свою специфику и свои потребности: территориальная удалённость обучающихся, потребность в снижении затрат на обучение, наличие корпоративных стандартов и уникальных знаний, которые необходимо сохранить и передать, наконец, обучение может быть предметом бизнеса и некоммерческой деятельности. В зависимости от специфики организации решения могут существенно отличаться.
  • Оценка имеющейся технической и организационной инфраструктуры. Для одних организаций единственным решением может быть установка собственного сервера и собственный штат технической поддержки, для других организаций лучшим решением будет аренда сервера и программного обеспечения или, вообще, публикация курсов на корпоративном сайте.
  • Описание бизнес-процессов, протекающих в рамках ДО. Это обеспечит руководству предприятия ясность и полный контроль над процессом обучения, позволяет легко расширять или адаптировать деятельность в зависимости от обстоятельств.
  • Разработка технико-экономического обоснования. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) позволяет оценить сроки окупаемости проекта внедрения СДО, и облегчает принятие решения. Этот этап необходим, когда нужно обосновать и доказать экономическую эффективность внедрения СДО.
  • Формирование комплекта документов для работы учебной администрации в рамках ДО (ведомости, списки, отчеты и др.). Для важно тех организаций, которые не имели собственной учебной администрации и сталкиваются с этим вопросом впервые.
  • Формирование оптимальной конфигурации программно-технического комплекса. У каждой организации своя специфика и для всех можно найти оптимальную, с точки зрения соотношения цена-качество, конфигурацию программных модулей и технических средств.
  • Разработка технологии поэтапного перехода на дистанционное или смешанное обучение . Если процесс обучения на предприятии давно налажен, и дистанционное обучение является продолжением и развитием деятельности, то необходимо внедрять дистанционное обучение так, чтобы не разрушить уже сложившуюся структуру и практику.
  • Обучение сотрудников работе в СДО. Новый бизнес-процесс, новое программное обеспечение – всё это не будет работать должным образом без обучения.

О «бесплатном сыре» - или почему лучше «заплатить и спать спокойно»?

Чем «платные» СДО лучше «бесплатных» или «скупой платит дважды» (перечень ограничений, с которыми столкнутся компании, выбравшие Moodle и другие «бесплатные« СДО)

  1. Функциональность Moodle не включает и не поддерживает настоящих требований и специфики Российского законодательства и его ближайших перспектив - кредитной системы обучения, то есть тем компаниям, для которых - обучение: это бизнес, эти системы ставят принципиальное непреодолимое ограничение еще до начала работы и этот недостаток нельзя впоследствии подправить или «подкрутить».
  2. Функциональность Moodle не включает единой централизованной технологии разработки и развития образовательного портала
  3. Функциональность Moodle не включает уровень управления соответствующий уровню учебной администрации, деканата, кафедры - только лишь управление учебным курсом преподавателем. Это значит, что получить аналитику по обучению будет сложно.
  4. Функциональность Moodle не включает средств подготовки т.н. кейсов - офф-лайн модулей обучения.
  5. Выбрав Moodle вместе с низкой ценой вхождения, компания получает высокие риски неуспеха внедрения - т.к. любое внедрение - это опыт людей кто этим занимается. Это как «сам себе стоматолог».
  6. Бесплатный сыр бывает только... Итоговая стоимость внедрения может оказаться даже выше чем у коммерческой системы потому, что (она все равно есть - только в скрытом виде) придется создавать группу по внедрению и нести расходы на ее функционирование либо аутсорсинг и т.п. Проведя аналогию - это как полуфабрикат - все равно его надо где-то готовить - т.е. покупать плиту, электричество...
  7. Никто не несет гарантий за результаты внедрения в обозримом будущем - Если люди, кто внедрял - ушли - то за проект уже никто не отвечает.

Но не все так печально. В целом Россия уже в достаточной степени интегрирована в мировое образовательное пространство, накапливается опыт, появляются успехи, дистанционное обучение перестает восприниматься как экзотика. Кроме того, информационные технологии становятся повседневной реальностью и уровень их проникновения в жизнь россиян уже достаточен для того, чтобы в полной мере использовать современные методы обучения.

Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, происходящие в России, требуют иных подходов, методов и технологий, и особенно в такой важной сфере, как образование. В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация дистанционного обучения химии.

Татьянина Оксана Рафиковна,

учитель химии МОУ Лицей №15 города Саратова

Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, происходящие в России, требуют иных подходов, методов и технологий, и особенно в такой важной сфере, как образование. В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в таком методе обучения химии обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  3. при заочной (экстернатной) форме обучения;
  4. выполнение проектов и исследовательских работ;
  5. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  6. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  1. создания образовательного пространства;
  2. формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  3. развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  1. электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  2. телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  3. пересылка данных (услуги FTR-серверов);
  4. гипертекстовые среды (WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  5. ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
  6. видеоконференции.

Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс.
В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставляется возможность оперативной связи,
а преподавателю – корректировать и контролировать его работу. Ученик может выбрать свой темп изучения материала (может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно в средних образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения: специализированные школы, гимназии, лицеи и др.).
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.
Но дистанционное обучение требует таких качеств как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Поэтому родители обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам. Используя дистанционное обучение в школе, можно добиться неплохих результатов.
Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках, в методической работе), но и во внеурочной работе:

  1. использовать дистанционное профильное обучение;
  2. создавать творческие работы, портфолио, разработать интернет-страницу;
  3. участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
  4. создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
  5. учиться на дистанционных курсах;
  6. использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:

  1. учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
  2. решать психологические проблемы учащихся;
  3. снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
  4. правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
  5. расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
  6. проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Одним из перспективных направлений можно считать развитие дистанционного обучения силами школьных учителей. Однако необходимо иметь в виду, что дистанционное обучение предполагает тщательный отбор учебного материала, согласование его с государственным стандартом содержания образования и требованиями на вступительных экзаменах в ВУЗы, разноуровневую структурную организацию учебного материала. В качестве обучающих курсов были разработаны методики дистанционного обучения химии. Теоретический блок включает в себя не только цельное и компактное изложение темы, но и список используемой литературы, советы, примеры решения задач. Данный материал находится на страницах сайта постоянно в течение всего учебного периода. При этом предполагается два способа работы учащегося: активное и ознакомительное. Ознакомительное обучение предполагает, что любой желающий может зайти на сайт скопировать и распечатать предлагаемый материал и использовать его для дальнейшего изучения. Активное обучение строится на основе организации связи "Учитель - Ученик", выполнение предлагаемых заданий и отправке их по электронной почте для проверки. Участие в тестировании добровольное, нужно лишь зарегистрироваться, указав свою фамилию, класс. Необходимо отметить, что вопросы в тестах распределяются по уровням сложности и усложняются от теста к тесту. Тем не менее, предусмотрено некоторое дублирование некоторых вопросов с целью закрепления знаний и навыков в решении задач. Тесты рассчитаны на 45-60 минут работы, что немаловажно в условиях перегрузки учащегося. Свои работы учащийся посылает по электронной почте с указанием номера теста и вариантов ответов. После соответствующей их обработки учителем результаты тестирования будут отмечены в электронном журнале. Темп прохождения тестов зависит от желания самого учащегося, также предусмотрена возможность "подключения" учащегося к обучению в любой период времени. В любом случае учащийся получит обработанный результат своей деятельности и сумму накопленных баллов по мере прохождения тем данного учебного курса.

Дистанционное обучение перестало быть для нас диковинкой. Мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время

Список использованных источников:

Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения

Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. - М., "Академия", 2006

Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.


В современном мире все происходит стремительно. Часто людям приходится одновременно заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей, работать. Сложно в таком бешеном ритме выделить свободное время для получения качественного образования, без которого невозможно продвинуться по карьерной лестнице. Отличным выходом из этой ситуации является дистанционное образование. С помощью подобной формы обучения можно получать необходимые знания без отрыва от домашних дел и рабочего места.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

Данный вариант получения диплома имеет свои плюсы и минусы. Термин «дистанционное образование» предполагает организацию учебного процесса, при котором разрабатывается преподавателем специальная программа, основывающаяся на самостоятельном освоении материала. Подобная среда обучения предполагает отделение ученика от преподавателя во времени и пространстве. При этом современные формы дистанционного обучения оставляют шанс на полноценный диалог путем применения современных технических средств. Благодаря данному формату появляется возможность обучения у жителей тех регионов, в которых нет квалифицированных преподавателей, качественного высшего образования, требуемого уровня квалификации.

Страницы истории

В европейских странах во второй половине прошлого века начали появляться так называемые дистанционные университеты, виртуальные колледжи. Используемые формы дистанционного обучения отличались разнообразными педагогическими приемами, экономическими механизмами.

Интерактивная деятельность учащихся и учителя

Данный термин применяется не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике. В узком смысле понятие «интерактивный» рассматривается как диалог программы и пользователя, обмен запросами (текстовыми командами) и приглашениями (ответами). Появление возможности в произвольном виде задавать вопросы, давать на них развернутые ответы, стало толчком к тому, что в большом количестве появились вузы с дистанционной формой обучения. От технических возможностей программы напрямую зависит активность пользователя, шансы на интерактивность. В более широком смысле идет речь о диалоге между субъектами посредством всех доступных методов и средств.

Априори интерактивного общения является телекоммуникационная среда. Очно-дистанционная форма обучения в качестве субъектов рассматривает ученика и преподавателя, общающихся посредством диалога в режиме реального времени по электронной почте, в ходе телеконференций.

Организационно-методические варианты дистанционного обучения

Такие формы как экстернат, ориентированы на тех студентов, которые по различным причинам не могут заниматься по традиционной (аудиторной) форме. В 1836 году появился основной задачей которого была организация экзаменов, выдача степеней, аттестатов студентам, не занимающимся в обычных учебных учреждениях. И в настоящее время не утрачена актуальность подобного варианта образования.

Есть и такие формы дистанционного обучения, которые предполагают учебу на основе определенного университета. Речь идет о целой системе образования для студентов, предпочитающих дистанционное обучение, организуемой с помощью современных информационных технологий, в том числе и компьютерных телекоммуникаций (off-campus). Многие ведущие университеты мира разработали программы для выдачи аттестатов по разным направлениям обучения. В австралийском университете (Южный Уэльс) заочно-дистанционная форма обучения выбрана 5 тыс. студентами. Если учесть, что на очном отделении занимается всего 3 тыс. студентов, масштаб дистанционной работы впечатляет.

Некоторые учебные заведения заключают договор о сотрудничестве. В этом случае использование дистанционных форм обучения способствует повышению качества образования.

Организация дистанционного обучения

В современной России существуют специальные образовательные которые созданы для талантливых и одаренных детей. Из крупных центров выделим Открытый Лондонский университет, на базе которого в последнее время организуются разнообразные курсы для школьников. В технологическом университете с использованием формы дистанционного обучения готовят инженеров.

Обучающие автономные системы подразумевают получение знаний с помощью радио- либо телевизионных программ, специальных печатных пособий и методических рекомендаций. В основном такая форма используется для взрослой аудитории, не сумевшей своевременно завершить школьное образование. Разрабатываются специальные программы, ориентированные на повышение компьютерной грамотности, тренинги здоровья.

Модели дистанционного обучения

Единичная модель предполагает применение одного информационного канала либо единственного К примеру, образовательный процесс осуществляется с помощью телевизионной передачи, путем переписки. Данная модель в качестве основного средства получения знаний рассматривает печатные материалы. Здесь нет двухсторонней коммуникации - предполагается традиционное заочное обучение.

Мультимедиа связано с применением разных средств образования: печатных пособий, компьютерных программ на съемных носителях, видео-, аудиозаписи. Лидирующие позиции принадлежат односторонней передаче информации. В случае необходимости дополнительно проводят консультации, очные встречи, экзамены, обучающие семинары.

Гипермедиа считается дистанционным обучением нового поколения. Модель предполагает применение новейших информационных технологий, где ведущая роль отводится компьютерным телекоммуникациям. Самым простым вариантом считается применение электронной почты и конференций.

Основные моменты удаленного обучения в ОУ

Организация полноценного дистанционного обучения невозможна без применения информационных технологий. Нужно выделить два основных момента:

  • Дистанционное образование не предполагает отказа от классического (традиционного) варианта образования. Независимо от того, какими бы совершенными ни были технические возможности, обучение посредством ИКТ является необходимостью, но не панацеей. Безусловно, нельзя пренебрегать подобными возможностями ведь с помощью технических средств можно улучшить качество образования.
  • Основные технологии, которые применяются при дистанционном обучении: видеоконференции, компьютерные тестирования, электронные учебники.

Работа с детьми в рамках реализации приоритетных национальных проектов

В современной России не только высшая школа стремительно развивается в направлении дистанционного обучения. По инициативе министерства образования РФ был разработан специальный проект по инклюзивному обучению для школьников. У ребят, имеющих проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, слухом, появилась возможность учиться, не покидая стен своего дома. Государство позаботилось об оснащении таких школьников полным комплектом компьютерного оборудования. Первые результаты реализации программы подтверждают ее своевременность и актуальность.

Заключение

Применение разнообразных методов и форм обучения позволяет получать желаемый результат - воспитывать гармонично развитую личность. Во многих ситуациях дистанционный способ обучения становится единственным вариантом получения высшего образования. Наука не отстает от тех веяний, которые происходят в современном обществе. В каждой школе, среднем и высшем учебном заведении есть собственные Выбор формы дистанционного образования остается за студентом либо родителями (законными представителями) школьника. За данным видом обучения будущее, с его помощью у всех появляются равные возможности получить желаемое образование.

Организация любого проекта начинается с четкого понимания цели разработки и определения задач, решение которых обеспечивает достижение цели. Так и в нашем случае — дистанционное обучение не может само по себе являться самоцелью. Действительные цели внедрения дистанционных составляющих в образовательный процесс следует сформулировать в первую очередь. Попробуем на основании опыта сформулировать некоторые из них, считая их объективными, не зависящими от точки зрения администрации отдельно взятого учебного заведения.

1. Индивидуализация обучения. Часто встречаемая в литературе (т. е. теории) цель. Иногда говорят об адаптивном обучении. В конечном счете эта цель сводится к потенциальной возможности улучшить качество обучения за счет учета индивидуальных особенностей обучаемых по отношению к среднестатистическим. И в качестве инструмента индивидуализации выступают компоненты дистанционных технологий. К особенностям обучаемых относят: уровень начальной подготовки, скорость восприятия информации, предпочтительные формы подачи информации, объем и глубину материала, мотивацию к обучению, предметную область, склонность к групповой работе и ряд других.

2. Персонализация учебного процесса. Наиболее часто встречаемая на практике цель. Суть - обучение не в рамках учебной группы, где процесс обучения так или иначе синхронизирован между учащимися (все работают по единому графику), а обучение студентов по индивидуальному графику. Причем этот график может оперативно изменяться в соответствии с текущей занятостью учащегося и его темпом восприятия информации.

3. Интенсификация или изменение характера преподавательского ресурса. На сегодня в России, скорее всего, это наиболее реальный мотив внедрения дистанционного обучения. И, действительно, давно не является секретом средний возраст преподавательского состава высшей школы, постоянно снижающаяся квалификация (по различным причинам), увеличивающаяся почасовая нагрузка. Как преподавателю экономить свое время? Как привлечь преподавателей из других вузов, предоставив им льготные условия работы? При такой постановке вопроса дистанционное обучение едва ли не единственный выход из ситуации, к сожалению, наталкивающийся на естественный консерватизм как административного, так и педагогического персонала.

4. Увеличение качества обучения. Первое, что приходит на ум, когда произносятся эти слова, - новые технологии обучения. Пожалуй, эта цель - самая неконкретная и спорная. Множество эмоциональных аргументов - за и множество конкретных - против. Причем самый главный аргумент против - исторический опыт в виде бесчисленной череды конференций на протяжении десятилетий, целая "армия" профессоров, доцентов и программистов, считающих, что их технологии наилучшим образом подходят для этой цели. Но, тем не менее, использование новых принципов, приемов и технических средств, к числу которых относится и доступ к нетрадиционным учебным материалам посредством CD, Интернета и т. п., являясь проявлением технического прогресса, должно, в конечном счете, при правильном использовании приносить свои плоды.

5. Захват новых сегментов рынка образовательных услуг (например, на удаленных территориях). Эта цель, пожалуй, самая прагматичная из всех. Действительно, если рассматривать обучение как один из видов бизнеса (платное обучение), то тогда должны ставиться бизнес-цели. В этом случае дистанционное обучение, как одно из средств, не признающее границ, экономящее время всех сторон и, в силу этого, приносящее, безусловно, больше денег в копилку образовательного процесса, приобретает особое значение. Например, предоставление образовательных услуг в тех сегментах рынка, где ранее доступ к сегменту спроса был затруднен удаленностью, стоимостью, либо неприемлемым режимом предоставления услуг (обучение с отрывом от производства или по фиксированному графику).

6. Сохранение и тиражирование педагогического опыта знаний и методики преподавания. Действительно, уникальные авторские учебные курсы, носителями которых являются преподаватели, исчезают со временем в никуда только потому, что не записываются или не архивируются. Разве это не может служить целью? Может и должно.

7. Удешевление компонентов учебного процесса. Одна из самых прагматично возможных целей. Может достигаться, например, за счет электронной, а не полиграфической публикации учебных материалов. Экономически это оправдано, т. к. зачастую полиграфия не может быть осуществлена по финансовым соображениям, что, в свою очередь, определяется как прямыми затратами и сравнительно малыми тиражами, так и коротким временем "жизни" таких материалов. Эта цель при наличии существующих сервисов типа электронной почты вполне и легко может быть осуществлена.

8. Мобилизация административного ресурса. В наших условиях эту цель можно сформулировать иначе - создание правильного административного ресурса. Зачастую исторически сложившаяся административная система является громоздкой, неудобной либо несоответствующей сегодняшним требованиям. Создавая на основе компьютерных технологий ей альтернативу, вы дополнительно стимулируете повышение эффективности старой администрации, ставя ее перед неизбежностью конкуренции с новыми технологиями.

Задачи дистанционного обучения

Задачи, в отличие от целей, решаются по мере их внедрения. Очередность решения задач определяется целью внедрения, существующей инфраструктурой, оборудованием и бюджетом. Кратко рассмотрим их.

Соответствие традиционным формам обучения, принятым в учебном заведении, иными словами, в какой степени изменения коснутся существующей организации учебного процесса и деятельности преподавателей. Систему дистанционного обучения, например, можно рассматривать не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополняющую традиционную, позволяющую оптимизировать учебный процесс с точки зрения нагрузки преподавателя. В этом случае такие неотъемлемые компоненты учебного процесса, как учебная часть или деканат, окажутся вторичными по отношению к информационным ресурсам, средствам общения и системе тестирования.

Если система дистанционного обучения рассматривается как новая составляющая, альтернативная традиционному обучению, то, безусловно, в требования к создаваемой системе необходимо включить электронный деканат, синхронизацию курсов между собой, сбор статистики по учебному процессу и прочие традиционные функции деканата.

Организация доставки учебного материала обучаемым. Как правильно, оперативно и дешево организовать получение учащимися учебной литературы, требуемых для изучения материалов, тестов и т. п. в условиях удаленности учащихся от преподавателя и, возможно, от учебного заведения? В большой степени решение этой задачи соотносится с различными технологиями доставки информации и сопутствующими носителями информации - Интернет, интранет, ADSL, CD-ROM, видеокассеты, case-технологии, рассылка по почте полиграфической продукции и т. п. и аспектами их применения. На первый взгляд, выбор технических средств не так велик (если не брать экзотические решения, как правило, чрезвычайно дорогие), но, с другой стороны, даже ставший традиционным Интернет интегрирует все больше различных субтехнологий, учет которых необходим для правильного выбора решения. Решая задачу доставки учебных материалов, необходимо обратить внимание на то, какой тип информации преобладает - текстовая, графическая или иная, а также на объем информации, необходимый для адекватного обеспечения учебного процесса.

Сертификация знаний, существующая в традиционном учебном процессе в виде контрольных зачетов и экзаменов, реализуется в системах дистанционного обучения практически единственным способом - интерактивными тестами, результаты которых обрабатываются чаще всего автоматически. Существуют и другие виды организации контроля и сертификации знаний, как-то: контрольные работы и экзамены, выполняемые учащимися в режиме offline. В этом случае мы говорим об организации обратной доставки материала от обучаемого к преподавателю. Здесь основной критической точкой является не столько организация самой доставки (существует достаточное количество технических средств и отработанных решений в этой области), сколько обеспечение достоверности того, что полученные преподавателем от учащегося материалы действительно подготовлены этим учащимся без посторонней помощи. На сегодня ни одно из дистанционных средств не обеспечивает стопроцентной гарантии этого. Решение данной задачи - основная проблема, с которой сталкиваются при внедрении системы дистанционного обучения. Можно предложить два типовых решения:

специальное выделенное место (учебный класс), обслуживающий персонал которого гарантирует идентификацию учащихся, режим их индивидуальной работы в момент сертификации и проверки знаний;
личная заинтересованность самого учащегося, мотивированная, к примеру, оплатой за результаты обучения.
Правильно перераспределяя сертификационную нагрузку между системой самооценки знаний, заочной оценки и очной сертификации, можно построить надежный учебный процесс.

Организация обратной связи с учащимися в ходе обучения. Если предыдущая задача однозначно была связана с проверкой знаний на тот или иной момент времени в процессе обучения, то в этом случае мы говорим о сопровождении (помощи) учащихся в ходе учебного процесса. Суть такого сопровождения - оперативная корректировка учебного процесса и его индивидуализация.

Поэтому важным является постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе обучения, и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях. Для решения этой задачи можно использовать и очные встречи, и традиционную телефонную связь, и IP-телефонию, и электронную почту, и доски объявлений, и чаты, и конференции.

Проведение учебного процесса. В этом случае следовало бы говорить о решении задачи гибкости системы дистанционного обучения, как в целом, так и отдельных его компонентов по отношению к участникам (субъектам) учебного процесса - учащимся, преподавателям, администрации. Каждый из них предъявляет к системе дистанционного обучения свои собственные, зачастую противоречивые требования.

Учащиеся могут предъявлять (возможно, неявно) требования к форме представления и характеру материала, к глубине проработки и скорости изучения материала, к частоте и характеру взаимодействия с преподавателем.

Преподаватель желал бы видоизменить отдельные части учебного курса в соответствии со своими, авторскими представлениями о характере материала, его актуальности и пр.

Администрации же требуется наличие актуальной статистики учебного процесса, отслеживания успеваемости, качества преподавания и обучения.

Этим не исчерпываются задачи, возникающие при проведении учебного процесса. Одна из самых сложных задач в налаживании системы дистанционного обучения - управление учебным процессом (деканат), которое включает набор учебных групп, организацию отдельных учебных курсов, учет успеваемости, синхронизацию учебного процесса, распределение нагрузки преподавателей, составление финальной отчетности, выдачу сертификатов, дипломов и пр. По своей сути задача близка к задаче документооборота и может быть успешно реализована с помощью существующих специализированных систем.

Слагаемые дистанционного обучения

Основными слагаемыми при внедрении дистанционного обучения являются:

предмет внедрения;
форма обучения;
режим обучения;
технологические средства;
бюджет.
Как правило, при внедрении системы дистанционного обучения того или иного уровня основываются на уже существующей инфраструктуре, включающей наличие той или иной технической базы и традиционной для учебного заведения схемы обучения. Ведь большинство людей интуитивно видит за внедрением новых технологий механический перенос традиционных способов организации учебного процесса на новую технологическую базу. Эту точку зрения нельзя не учитывать при организации дистанционного обучения, поскольку субъектами учебного процесса, как в роли преподавателей, так и администраторов, являются люди, рассматривающие дистанционное обучение как продолжение очного обучения и знающие свой предмет с точки зрения проведения традиционного учебного процесса. Поэтому крайне важно определить, что же является предметом внедрения с точки зрения обучения. Рассмотрим возможные варианты:

отдельно взятый учебный курс;
множество автономных учебных курсов;
взаимосвязанные курсы в рамках образовательной траектории;
вся система дистанционного образования в целом.
От выбора того или иного варианта зависит очень многое.

В случае выбора в качестве предмета внедрения отдельного учебного курса затраты будут минимальными, само внедрение мотивируемся конкретным преподавателем и аспектами его работы со своими учащимися.

В случае развертывания системы дистанционного образования необходимо наладить всю технологическую цепочку обучения, начиная с поддержки отдельного дистанционного курса и заканчивая компонентами, связанными с подготовкой и оптимизацией расписания занятий, учетом различных форм обучения, всех типовых и нетиповых ситуаций, учетом успеваемости, взаимосвязи учебных курсов и пр. В общем, эта задача грандиозная и без воли и материальной поддержки руководства решена быть не может.

Следующим параметром являются формы обучения. Традиционно к ним относятся: очное, вечернее и заочное обучение. При дистанционном обучении существуют свои формы обучения. Учащийся и преподаватель существуют в учебном процессе как параллельно, используя средства коммуникации, и, соответственно, могут одновременно взаимодействовать друг с другом (online), так и последовательно, когда учащийся выполняет какую-либо самостоятельную работу (offline). Система дистанционного обучения может использовать либо обе формы взаимодействия (параллельную и последовательную), либо может быть построена как по одному принципу, так и по другому. Выбор формы будет определяться конкретными видами занятий, объемом курса и ролью преподавателя в нем.

Третий параметр - режимы обучения. К ним следует отнести режимы взаимодействия учащихся между собой как в рамках учебной группы, так и в рамках выполнения работ небольшими группами.

Следует ли объединять учащихся в учебные группы, как это традиционно делается, к примеру, в высшей школе? Либо стоит поддерживать индивидуальный график обучения? И тот и другой режимы не исключаются в компьютерных системах дистанционного обучения. Наиболее распространены режимы, связанные с учебными группами. Однако имеются успешные примеры обучения по индивидуальным графикам. Помимо этого, индивидуальное обучение возможно как в режиме, основанном на жестком графике (расписании), так и на постоянной синхронизации полученных знаний и учебной программы ("до тех пор, пока не выучит").

К технологическим средствам следует отнести те решения, которые затрагивают доставку учебного материала учащимся, организацию обратной связи и сертификации, общение преподавателя и учащихся и управление учебным процессом. Строго говоря, технические средства существуют практически во всех компонентах дистанционного обучения.

Бюджет системы дистанционного обучения условно можно разделить на две части. Первая определяет начальные вложения в развертывание системы дистанционного обучения (включая затраты на техническую часть, программное обеспечение, разработку самих учебных курсов). Вторая - затраты на сопровождение курсов (амортизация оборудования, аренда каналов, зарплата преподавателей и пр.). Естественно, что в зависимости от сложности задачи, которая определяется предметом внедрения, порядковые значения бюджетов для начальных вложений будут существенно различаться.

К важным аспектам, связанным с бюджетом, следует отнести не столько внедрение собственно системы дистанционного обучения, сколько конкретное "наполнение" системы учебными курсами. В этом случае следует рассмотреть вопрос, кто будет авторами курсов - свои преподаватели (тогда следует дополнительно оплачивать работы по созданию качественного содержания учебного курса) или преподаватели со стороны (в этом случае речь идет фактически о покупке курсов).

Другой аспект связан с режимом работы преподавателей, задействованных в обеспечении и сопровождении учебных курсов. Постоянно ли работает преподаватель? Нужен ли он для обеспечения процесса обучения? Нужен один преподаватель для поддержания курса или ему нужны ассистенты? Сколько? Является ли сопровождение дистанционного курса постоянным или осуществляется через определенные кванты времени (в начале-конце семестра)? Это те вопросы, на которые необходимо ответить при рассмотрении конкретного варианта дистанционного обучения.

Типовые проблемы дистанционного обучения

В заключение хотелось бы отметить проблемы, с которыми предстоит столкнуться при внедрении дистанционных курсов либо системы дистанционного обучения. К ним следует отнести необходимость авторам курсов самостоятельно структурировать учебный материал, неизбежно адаптировав его к требованиям персонального компьютера. Для многих (особенно гуманитариев) этот процесс не является очевидным и чрезвычайно болезнен.

Консерватизм преподавательского состава - не менее трудная проблема. Она относится к числу организационных и может привести к фатальным последствиям для внедрения системы дистанционного обучения в рамках учебного заведения.

Леность технического персонала, в чьи обязанности входит развертывание системы дистанционного обучения. Мы столкнулись с тем, что лица, в чью компетенцию входят технологические вопросы, уделяют неоправданно много времени обсуждению вариантов, вместо того, чтобы занять активную позицию. Поэтому для развертывания системы дистанционного обучения требуется компетентный человек.

Противодействие тех, кому поручено внедрение дистанционного обучения. Если преподаватель внедряет отдельные компоненты дистанционного обучения, то ему могут сказать, что это следует делать в рамках корпоративного стандарта учебного учреждения (а когда появится этот стандарт, никому не известно!), или что это методологически спорно. Если вы решаете проблему в рамках учебного заведения, то наверняка найдутся люди (как правило, толком ничего не делающие, но любящие поговорить), которые заявят о том, что все это ерунда и надо делать по-другому.

Необходимость постоянного сопровождения курса. Бытует мнение, что, после внедрения системы дистанционного обучения, ее сопровождения не потребуется. Это далеко не так. Вам придется убеждать окружающих в необходимости постоянных затрат для того, чтобы поддерживать и развивать направление дистанционного обучения.

Как бы ни были пессимистичны различные высказывания, тем не менее, уже сегодня существует достаточное количество внедренных систем дистанционного обучения. Каким образом удалось внедрить их? Нам думается, что удачным и гармоничным сочетанием потенциала, возможностей и правильного понимания роли и места дистанционного обучения в традиционном учебном процессе. Не на последнем месте здесь находится энтузиазм "первопроходцев", которые, единожды вкусив оригинальность и перспективность современных методик преподавания, будут и дальше развивать эту прогрессивную форму обучения.

для педагогов

образовательных учреждений

Организация дистанционного обучения

с помощью

современных ИКТ

г. о. Новокуйбышевск, 2009 год

Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г. о. Новокуйбышевск.

Составитель: , методист.

Ответственный редактор: , руководитель медиатеки.

Рецензенты:

Директор «Ресурсного центра»

Заместитель директора «Ресурсного центра»

Организация дистанционного обучения с помощью современных ИКТ : Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – г. о. Новокуйбышевск, 2009 г. – 32 стр.

Там, где это методически оправдано, в гипертекст включаются звук, анимации, графические вставки, видеоряд и пр., однако, необходимо помнить, что избыточная наглядность снижает коэффициент усвоения материала.

Учебный материал должен быть доступен курсанту, по возможности, в нескольких видах, например: по Internet, на CD-диске, в печатном виде.

В целом, в структуру материала включаются следующие содержательные компоненты:

    собственно учебный материал, включая необходимые иллюстрации; инструкции по его освоению; вопросы и тренировочные задания; контрольные задания и пояснения к их выполнению.

Как показывает практика, при построении дистанционного курса наиболее эффективно мультимедийное представление учебной информации.

Из психологии известно, что результат собственного труда вызывает определенные положительные эмоции, порождающие дополнительную мотивацию к учению. Известно также, что для лучшего усвоения материала каждый человек вырабатывает индивидуальные приемы работы и запоминания.

Мультимедийный курс, основанный на использовании современных сетевых тенологий, дает возможность курсанту по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным (отобрать содержание в соответствии со своими индивидуальными потребностями, выбрать и зафиксировать в тексте пути, наиболее эффективные лично для него). Мультимедийные элементы создают дополнительные способствуют восприятию и запоминанию материала. Появляется возможность использовать подсознательные реакции обучающегося, например, подведение итогов или выдача задания в каждой лекции курса могут предваряться определенным звуком (мелодией), настраивающих курсанта на определенный вид работы.

Кроме того, мультимедийный курс может использоваться многократно и полифункционально: часть курса или лекции может составить самостоятельный фрагмент занятия на повторение или контроль без дополнительных усилий педагога. В основе курса может лежать не только расширенная модель учебного пособия (текста), но и расширенная модель лекции-процесса (“презентация”), что также создает дополнительные возможности управления и самоуправления познавательными процессами.

В последнее время получают распространение средства “3D-технологий” в Internet, трехмерных объемов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страницы (как Web-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т. д. 3D-объекты обладают эффектом присутствия: можно выбрать угол обозрения объектов, можно перемещаться от одного объекта к другому и т. п.. 3D-модель в плане организации дистанционного образования можно рассматривать как дальнейшее усовершенствование способов репрезентации учебного материла, значительно стимулирующих познавательный интерес. Расширение виртуальных возможностей и внедрение в такую модель принципов свойственных гипертексту позволяет успешно использовать её в образовательных целях.

4. Организация дистанционного образовательного процесса

При организации дистанционного образования огромную роль играют непосредственные участники этого процесса – как обучаемые, так и преподаватели, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы учебных групп. Все они используют возможности Internet для решения конкретных педагогических задач. Причем, если обучаемому вполне достаточно просто владеть Internet на уровне пользователя, то от преподавателей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы курсантов в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач:

    знание назначения, особенностей устройства и функционирования телекоммуникационной среды; знание условий хранения и передачи информации внутри сети; знание основных сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними; знание особенностей организации и проведения телекоммуникационных проектов; знание особенностей организации и проведения тематических телеконференций; знание методических основ организации работы преподавателя и обучаемых в сети; знание основных правил поведения пользователей в сети, основ телекоммуникационного этикета; умение работать с электронной почтой, телекоммуникациями, сетевыми информационными службами; умение отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети; умение проводить поиск информации по сети; умение готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит; умение организовать, разработать и провести сетевой учебный проект, тематическую телеконференцию.

Для создания бесперебойно действующей учебной среды необходимо взаимодействие её компонентов на трёх уровнях:

    уровень элементов управления, на котором происходит взаимодействие структурных подразделений организации, отвечающих за организацию и планирование учебных курсов, разработку учебных материалов и обеспечение ими курсантов; уровень, на котором происходит взаимодействие участников образовательного процесса: преподавателей, курсантов, координаторов; уровень элементов доставки, включающих различные телекоммуникационные средства доставки учебной информации и средств обучения от ведущей организации до обучающегося, а также средств доставки отчетных материалов и экзаменационных работ от курсанта к преподавателю.

Для успешного управления процессом дистанционного образования целесообразно использование различных памяток, графиков занятий курсантов, руководств и разъяснений, которые помогут курсантам спланировать свое рабочее время , сориентироваться в учебных материалах и успешно завершить обучение с соблюдением всех сроков.

Очень важно рассчитать оптимальную продолжительность курса обучения, т. к. его эффективность снижается при слишком длительной продолжительности. При модульном построении курсов имеет смысл сначала включать в план менее короткие по времени изучения модули, затем – большие, а в заключение – опять короткие.

Организация дистанционного образования требует привлечения специалистов различных профессий: менеджеров и организаторов курсов, педагогических координаторов и кураторов, преподавателей, методистов высокой квалификации для разработки учебных материалов, технических специалистов и системных операторов, занимающихся технической поддержкой образовательного процесса.

Особо следует выделить педагогов-кураторов и педагогов-координаторов, где важным является обеспечение обратной связи и организация общения участников обучения. Они должны иметь высокую квалификацию в области предмета преподавания, владеть теорией обучения, уметь создавать образовательную среду и управлять ею, уметь управлять структурой учебного курса, знать педагогические технологии и средства телекоммуникаций, владеть навыками презентации учебного материала (интересно представить новый материал, задавать вопросы, вести занятие и организовать обратную связь), уметь общаться с курсантами.

Педагог-куратор обеспечивает связь обучающихся с преподавателями и авторами курсов, а также оперативно отвечает на возникающие вопросы по курсу, отслеживает своевременность сдачи отчетных материалов. Педагог-координатор поддерживает обучающихся на местах, т. е. на базе того регионального центра, который связан с головной организацией. Он выступает одновременно в нескольких лицах: как секретарь, администратор, технический консультант и как учитель-консультант. Он должен уметь организовать групповое индивидуальное обучение, решать проблемы технического плана, проводить инструктаж курсантов, оценивать и контролировать их работу, вести документацию по курсам.

Технические специалисты (ими могут быть не только инженеры, но и методисты или администраторы, разбирающиеся в особенностях используемых сетевых технологий) решают в максимально короткие сроки технические проблемы, оказывают необходимую консультацию или техническую помощь нуждающимся участникам дистанционного образования по работе с техникой.

Каждый из участников процесса может взаимодействовать с остальными специалистами и друг с другом. Взаимодействие между участниками является ключевым моментом любой образовательной программы .

Курсанты работают большую часть времени самостоятельно. Если у них возникает желание задать вопрос преподавателю или партнеру, то им необходимо сделать определенные усилия (составить текст вопроса, послать его по электронной почте и ждать ответа). С одной стороны это заставляет курсанта более вдумчиво относиться к материалу, продумывать формулировку вопросов, с другой, это может привести к небрежности в работе, если курсант по какой-то причине не захочет задавать вопросов, оставит проблему нерешенной, тем самым допустит определенный пробел в своих знаниях. Поэтому программы курсов должны максимально стимулировать интерактивное взаимодействие между курсантами и преподавателями, между самими курсантами, а также между курсантами и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации. Помочь в этом сможет организация групповой работы курсантов, частый обмен вопросами и ответами, проектная работа и т. д.

Обеспечение обратной связи между курсантом и преподавателем позволяет осуществлять постоянный контроль за деятельностью курсантов, проблемами, которые у них возникают. Механизм обратной связи нацелен на проверку выполнения целей и задач по каждому этапу обучения. Обратная связь может осуществляться в любой форме, в том числе и в виде контрольного тестирования (начального, промежуточного, заключительного), дискуссий, телеконференций. Для этого можно использовать различные анкеты и тесты, для ответов на которые курсантам достаточно вписать в нужной строке формы ответ или выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, а затем отправить по электронной почте.

В процессе дистанционного образования очень важно организовать оперативный ответ преподавателей на вопросы курсантов. Компьютерные телекоммуникации создают для этого все необходимые условия, обеспечивая оперативную передачу информации по электронной почте или организуя консультации в рамках телеконференции.

При дистанционном образовании участники этого процесса не видят друг друга, если разумеется, не используется видеоконференция, общение происходит, как правило, в вербальной форме. Поэтому процесс обучения можно персонифицировать, познакомив участников друг с другом, чтобы общение было живым, личностным.

Функции преподавателя сводятся к отслеживанию процесса обучения поставленным задачам, к консультированию курсантов по проблемным вопросам, организации и проведению дискуссий по изучаемому вопросу, а также контролю за уровнем усвоения учебного материала.

Информационный поток, возникающий между преподавателем и курсантом, осуществляемый с помощью телекоммуникаций, является двусторонним – часть информации идет от преподавателя к курсанту, а другая – от курсанта к преподавателю. Если в процессе обучения образуется группа курсантов, взаимодействующих с преподавателем, то информационный поток образует еще несколько направлений: от преподавателя ко всей группе, от всей группы к преподавателю, от курсанта к группе, от группы к курсанту и т. д.

Некоторые авторы (В. Домбрачев, В. Кулешев, Е. Полат) выделяют в информационном потоке дистанционного обучения постоянные (“статические”) и переменные (“динамические”) составляющие. К постоянным составляющим они относят материалы, передаваемые учащимся одновременно до начала обучения и на длительное время, например, базовые учебники и учебные пособия, учебные планы, рекомендации по изучению учебного материала, вопросы для самоконтроля и т. д.

К переменной составляющей относят учебные материалы и корреспонденцию, передающуюся от преподавателя к учащимся и обратно в процессе обучения, например, замечания преподавателя по ответам учащегося на контрольные вопросы, рекомендации по изучению материала, ответы учащегося, материалы курсовых работ и пр.

Для осуществления такого сложного по динамике информационных потоков процесса требуются средства обучения, базирующиеся на современных информационных технологиях. Вместе с тем можно широко использовать и традиционные средства:

    учебные книги , пособия, справочники, дидактические материалы на печатной основе; аудиозаписи; видеозаписи ; натуральные дидактические пособия; компьютерные программы учебного назначения.

Эти же средства обучения, но в электронном варианте (как правило, архивы), могут храниться на сервере сети и использоваться обучаемым в процессе работы.

Наряду с “классическим” построением дистанционного курса, в практике дистанционного образования могут использоваться и телекоммуникационные проекты. В проектах обучаемые могут принимать участие как индивидуально, включаясь в проект, разрабатываемый группой коллег, территориально разделенных и курируемой координатором учебного сектора, так и группой под руководством своего преподавателя. Деятельность обучаемых в рамках проектов наиболее эффективна, если ей предшествует определённый систематический учебный курс, подготавливающий обучаемого к участию в телекоммуникационном проекте.

В дистанционном образовании можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские . Для таких проектов характерно наличие четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом принцип доступности и содержания методов исследования ставится во главу угла. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные проблемы развития предметной области, учитывать их значимость для развития исследовательских навыков курсантов.

Игровые . В таких проектах главным содержанием становится ролевая игра, когда участники (курсанты) принимают на себя определенные роли для деловой имитации и разрешения вымышленных или реально существующих профессиональных ситуаций. Игровые проекты, на наш взгляд, должны предваряться участием курсантов в исследовательских проектах с целью глубокого освоения фактического материала, являющегося основой для проведения ролевых игр.

Практико-ориентированные. Особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке четкого, значимого для курсанта, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т. д. Разработка и проведение данного типа проекта требует детальности в проработке структуры, определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен более жесткий контроль со стороны координатора и автора проекта.

Творческие . Их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определенной и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является четкая постановка планируемого результата, значимого для курсантов. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу курсантов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Детальная методика использования проектов в рамках дистанционного образования в настоящее время не разработана пока ни в методической литературе, ни в практике.

В заключение, необходимо отметить, что настоящая лекция только знакомит с феноменом дистанционного образования. Обучение же технологическим основам организации дистанционного образования требует, как минимум, освоения методик:

    целеполагания и разработки критериев обученности; планирования и отбора содержания обучения, разработки методического аппарата; репрезентации в сети учебного материала; выбора форм сетевого взаимодействия преподавателя со слушателями; формирования критериально ориентированных инструментов контроля усвоения материала и разработки процедур их применения.

5. Основные технологии дистанционного обучения.

Система дистанционного образования должна создавать вокруг участников образовательного процесса (администрации, преподавателей и учащихся) максимально созидательную и логичную информационную среду, удобную для быстрого и хорошо структурированного обмена учебной, методической и административной информацией, составляющей содержание процесса обучения.

При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего - сочетание различных технологий). Современные технологии дистанционного образования упорядочивают процесс управления системой образования, оптимизируют усвоение знаний за счет формирования специализированной информационной среды, удобной человеку, привычно использующему Интернет для получения информации и межличностных коммуникаций.

Интернет в целом является почти идеальным техническим средством для дистанционного образования. Но необходимо помнить, что любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Необходимо иметь следующие структуры:

· поддержка проектирования учебного материала;

· доставка учебного материала слушателям;

· поддержка "справочных" материалов;

· консультации;

· контроль знаний;

· организация общения слушателей.

Под Интернет-технологими в целом мы пониманием дистанционную образовательную технологию, основанную на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов. Именно применение Интернет-технологий позволяет наиболее полно реализовать потенциальные возможности дистанционного образования.

При внедрении Интернет-технологий в систему дистанционного образования необходимо выделять два направления реализации этого процесса:

1. Управление учебным процессом, которое осуществляет образовательное учреждение;

2. Технологическое обеспечение функционирования информационной системы, которое осуществляет специализированная служба - провайдер.

Под технологическим обеспечением Интернет-технологий дистанционного образования мы понимаем предоставление информационно-коммуникационных услуг доступа к программно-аппаратным ресурсам, а также технологическую поддержку всех пользователей. Здесь можно выделить два варианта технологического обеспечения.

Первый это размещение программного обеспечения дистанционного образования на сервере, подключенном к Интернету, тем самым образовательное учреждение должно помимо учебных задач заняться еще и решением специальных технических задач по обслуживанию сервера.

Второй вариант - это использование внешнего источника в организации дистанционного образования. Услуги аутсорсинга (outsourcing с англ. - использование внешнего источника) предоставляются сервис-провайдерами дистанционного обучения. Применительно к вузу это означает, что все программное обеспечение дистанционного образования функционирует на мощных серверах специализированной компании-провайдера. Все участники учебного процесса осуществляют свои функции, обращаясь к серверам через Интернет, используют соответствующие интерфейсы. Внешне это ничем не отличается от ставшего привычным посещения сайтов в Интернете, разве что в случае с дистанционным образованием вход на персональные страницы участников производится после введения логина и пароля. Аутсорсинг максимально экономичен для вузов - никаких расходов на поддержание серверного оборудования, системное администрирование.

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени), асинхронные системы (системы off-line) и смешанные системы.

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: различные web-чаты, web-телефония, интерактивное TV, телеконференции NetMeeting, Telnet. Для проведения дистанционных уроков наиболее удобно и просто использовать web-чаты, особенно для групповых занятий.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции (подписка на группы новостей).

Смешанные системы , которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

§ средствами аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);

§ через интерактивное WebTV и видео конференции;

§ через телеконференции Usenet, IRC.

§ через электронную почту и листы (списки) рассылки;

§ через web-страницы;

§ через чат, web-форум и гостевую книгу.

В последнее время интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:

1) Техническое развитие интернет-технологий, которое позволяют имитировать любую учебную модель;

2) Простота подключения к сети интернет,

3) Относительно низкая стоимость подключения.

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия:

· наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных учеников,

· наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования,

· хорошей подготовки дистанционных уроков,

· наличие подготовленных локальных координаторов,

· систематическое проведение дистанционных занятий,

· моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:

1. Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.

2. Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.

3. Связь учителя с обучаемыми через Интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами.

Для этого необходимо :

создать гипертекстовую структуру, объединив тем самым теоретический материал предмета в наглядно представленную, логическую структуру.

создать программный комплекс, позволяющий слушателям самостоятельно контролировать качество и полноту усвоения знаний;

создать набор тестовых заданий, позволяющих преподавателю оценить полноту усвоения теоретических знаний.

Очень важно в процессе проведения дистанционного урока получить некоторую образовательную продукцию, например, в виде приращения знаний и умений ученика, или (лучше) в виде созданного учебного документа.

Итак, роль дистанционных технологий в повышении эффективности профессионального образования безусловно велика. Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой образования. Оно ориентированно на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает учебно-методические материалы в интерактивном режиме, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими студентами «виртуальной» учебной группы.

За счет создания автоматизированной обучающей системы, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования система дистанционного образования позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. И хотя при дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно отделены друг от друга, они, тем не менее, находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации основанных на использовании Интернет-технологий.

Формы дистанционного обучения

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры , лабораторные работы , практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

Виртуальный класс

Виртуальный класс является пользовательским ядром образовательной ИТ-среды и представляет собой комплексную распределённую систему. В неё обычно входят инфраструктурные программные и технические компоненты, виртуально объединяющие рабочие места преподавателя и учащихся в учебную группу, работающую в сети (локальной или глобальной). В качестве примера Виртуального класса можно привести Internet-сервис KMExpert - это Система оценки знаний, позволяющая выполнять on-line тестирование, аттестацию и обучение сотрудников организаций и интернет-пользователей. KMExpert поддерживает самонаполняемую пользователями Базу Знаний, содержащую обучающие и контролирующие тесты из различных областей знания и экспертные результаты оценки знаний для этих тестов.

Примеры организации дистанционного обучения:

Здесь Вы можете ознакомиться с вариантами организации дистанционного образования :

http://scholar. urc. *****:8002/courses/Technology/index. html

http://www. *****/

http://www. edu. *****/library/main. html

http://www. sdo. *****/des01.html

http://www-windows-1251.edu. *****/

http://dlc. miem. *****/

http://ido. *****/

Литература:

«Основы дистанционного обучения», учебное пособие. Андреев в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Госкомвуз РФ, М., 1995. "Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты" ИНФО, № 3, 1996 г. "Дистанционное обучение"/Учебное пособие под ред. . - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 "Концептуальная модель дистанционного образования" // Триместр - 1996 г., № 1 Шукшина дистанционного образования с использованием Интернет–технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008г. Полат и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / , ; Под ред. . – М.: Издательский центр «Академия», 200c.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры