Учимся учиться: как лучше усваивать знания? Эффективное обучение: практические советы.

Главная / Измена мужа

Совет 1. Не учите с ребенком буквы. До тех пор, пока малыш не научится читать - никаких букв, только звуки. То есть не ЭМ, а М.

Совет 2 . Если ребенок начал интересоваться буквами, то показывайте их в контексте всего слова. Приучайте ребенка к тому, что буква редко идет отдельно. Она расположена в слове вместе с другими буквами.

Совет 3. Если ребенок до 4-5 лет не проявил желание к чтению, а вам нужно его учить, не заставляйте его сидеть долго на занятиях. Не забывайте, малыш еще не привык ко времени обучения. Он до этого только прыгал, скакал. Так что не требуйте усидчивости от него. Урок должен длиться не более 5 минут.

Совет 4. В 4-5 лет поздно учить ребенка читать целыми словами. Эта методика годится для деток с рождения. Или для тех мам, у кого очень подвижные детки. Подбирайте послоговую методику. Можете воспользоваться, например, кубиками Зайцева \или Букварем Жуковой \. Ребенку будет учиться проще читать сразу по слогам, запоминая их зрительно, составляя в слова позже.

Совет 5. Если ребенок все же выучил буквы, то нужно выводить его на обучение по слогам. Для этого наберитесь терпения. Прежде чем ребенок поймет, что М-А это МА, пройдет время. Для этого пропевайте буквы, чтоб звук не прерывался. Можно букву в слоге сделать лифтом. И при переходе с буквы на букву человечек не должен упасть. Так ребенок научится соединять буквы в слоги.

Совет 6. Не кидайтесь сразу давать ребенку много слогов. Если вы начинаете обучение сразу же по слогам - то начинайте с 2-6 слогов. И пока ребенок их не усвоит, дальше не переходите. Если Вы начинаете учить с букв, то выбирайте сначала гласные. А, У, О. Составляйте слоги из них. Только потом добавляйте согласные.

Совет 7. Когда ребенок понял принцип послогового чтения и стал озвучивать слоги, начинайте проверять осмысленность прочитанного. Например: Ма-ма, получилось мама. Основная ошибка на данном этапе: когда ребенок начинает проговаривать прочитанное слово целиком, то многие родители начинают требовать все предложение. Ни в коем случае этого делать нельзя. Не забывайте, на начальном этапе ребенок просто механически воспроизводит написанное. Чтоб осознавать целые предложения и тексты ему нужна техника. А она нарабатывается со временем.

Совет 8. Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребенок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят. Поэтому начинайте вырабатывать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но, короткими 10-15 минут. Не больше. Так как более длинные занятия могут отбить охоту и желание у малыша читать.

Совет 9. Всегда следите за количеством информации, которую ребенок прочитал во время обучения. Не перегружайте его. В букваре, к примеру, на одной странице могут быть 3-4 слога, но они постоянно повторяются. А на другой странице уже тексты. Не ставьте цели дочитать до конца, если ребенок сопротивляется. Но, не идите на поводу у малыша, когда он говорит что не хочет больше читать, если занятия только начались. Ребенок не привык, поэтому ищет способы уйти от обучения. Постарайтесь найти компромисс.

Совет 10. Хвалите ребенка. Хвалите так, как хотели бы, чтобы вас хвалили. Ребенок должен чувствовать, что он все делает правильно, что мама рада. Тогда результативность будет лучше, а старание малыша больше. Вспомните себя. На работе вам явно хочется, чтобы вас похвалили за трудно-выполнимую работу, которую вы сделали. Для ребенка чтение - это большой интеллектуальный труд. Так что хвалите, не бойтесь. Этим ребенка не разбалуешь.

Совет 11. Постоянно обращайте внимание на разные шрифты. Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, поэтому может потеряться и перестать читать увидев другой. Пишите пройденные слоги и слова сами. Составляйте из буквенных магнитов и т.д. Главное - разнообразие цвета и шрифта.

Совет 12. Главный совет для мам. Если чувствуете, что ребенок не понимает и к горлу подкатывает приступ бессилия и злобы - выйдите из комнаты, попросив кого-нибудь продолжить занятие, или прервите его на время. Никакой агрессии. Если ребенок не понимает, значит информация еще не дошла, не осознана. Не давите на малыша. Ему от этого не легче, а вам потом хуже будет.

Если вы читаете этот текст, то вы либо мой постоянный читатель (хаха), либо, что более вероятно, сами хотите научиться методу слепой печати на клавиатуре. Что же, меня устраивают оба варианта. Давайте-ка я вам скажу кое что по-секрету: я не научу вас печатать вслепую, НО… СТОЙТЕ, не уходите! Я дам вам несколько советов и вы САМИ научитесь, если захотите!

Итак, данная тема будет небольшой, но вы прочитайте, пожалуйста, ее до конца и в конце все поймете.
Началось все вчера, то есть 28 ноября 12 года. Я сидел на работе (да, я программист на C#, если это кому-то интересно), а так как кроме сроков сдачи больше практически никакого контроля за мной нет, то в свободное время нужно себя чем-то занять. Писать посты на сайт и даже 5й урок в учебник по html мне не хотелось и я вспомнил о своей давней цели (заметьте, я избегаю слова «мечта» и всегда стараюсь заменять его замечательным словом «цель», ибо значение кардинально разное!) — научиться печатать не глядя на клавиатуру, то есть в слепую, как говорится.

Что же, сказано — сделано начато. Стал искать, ведь в Интернетах всяко должно быть что-то полезное на этот счет. И что вы думаете? Да, я наткнулся на парочку чудо методик, естественно, платных. Одна называлась «соло на клавиатуре» по-моему, но, скажу я вам, это такой бред, вы уж меня простите. Бесплатные начальные уроки сводились к набору одной или двух букв, то есть сидишь и тычешь на одну и ту же букву раз 100. Ну что же это такое? А все остальное, то есть нормальные тренировки со словами — платные, либо по одному уроку в день бесплатно. Да катитесь вы колбаской, подумал я и пошел искать дальше.

Практически все руководства были Огромными. Тонны текста, а задания, опять же, сводились к зацикливанию на одной, максимум трех буквах. Ну так же дела не делаются, товарищи. И тут я понял. В этом деле халявы не будет. Никакие методики не работают. Поймите это и вы, чем раньше — тем лучше. Но как же так? — спросите вы и это будет вполне резонный вопрос. А так: научиться печатать вслепую можно только с помощью мышечной памяти плюс подсознания! Именно так! Нужно практиковаться и практиковаться день ото дня примерно неделю по 20-30 минут в день. опять же, НЕ спешите уходить! Я предлагаю вам проследить за мной, получится ли у меня освоить этот метод или нет. Если смогу я, то сможете и вы, а иначе… а никаких иначе, я смогу и все тут!

Что я вам предлагаю? Проследить за моим экспериментом над собой, как я учусь. Я не покупал курсов, не качал программ и вам не советую. Все что нужно, это тренажер. Можете написать его сами, если не лень, а можете воспользоваться сайтом klava.org . Это ни в коем случае не реклама, а то мало ли вы подумаете, смотрите, кто в теме, тот поймет, даже ссылка в nofollow закрыта!
Значит так, прежде чем начать практиковаться, давайте разберем просто ключевые моменты! Это основа, совсем не сложная, но если поймете, то обучение будет в радость!

  • Смотрим на клавиатуру, видим там засечки на русских буквах «а» и «о». Радуемся, запоминаем.
  • Кладем 4 пальца левой руки на буквы «ФЫВА», а пальцы правой руки на «ОЛДЖ». Запоминаем расположение рук.
  • Смотрим на картинку ниже и осознаем, какие пальцы за какие буквы отвечают. НЕ пугайтесь! Вам не обязательно все запоминать сразу! Я в начале только и запомнил что ФЫВА да ОЛДЖ и то путался! Все придет с опытом, очень быстро.

Вот и картинка, просто посмотрите на нее, поймите логику и хватит. Заучивать нет смысла.


Здесь логика простая. Разными цветами обозначены разные пальцы. Соответственно, если вы расположите руки как я учил вас чуть выше, то поймете к каким пальцам какой цвет относится. Я же, в отличие от подавляющего большинства блогеров, верю, что читатели у меня не дураки и смогут сопоставить что к чему.
Ну вот и все, больше вам ничего не нужно, только практика, практика и еще раз практика!

Дневник моих успехов в печати

А так же следите за ходом моего эксперимента, буду обновлять пост каждый день или через день, так что добавьте страницу в закладки, а также подпишитесь на новые статьи в форме сверху справа, где нужно ввести .

День 1. 28.11.12 . Скучно, писать учебник не хочется, но и бездельничать, читать хабр или 9gag тоже не вариант. Нужно занять себя чем то полезным. О! Печатать вслепую, как давно хотел. Ищу. Ничего полезного. Нашел пару методик, потыкал одну и ту же букву 20 раз, смысла не увидел, но понял что это не катит, нужно практиковаться на словах. Нашел тренажер, буду практиковаться на нем. Прошло 15 минут, чувствую себя как бабушка, которая видит компьютер впервые, хотя, может быть, я сейчас печатаю даже медленнее нее. 25 минут… надоело, на сегодня достаточно.

День 2. 29.11.12 . Работа на сегодня сделана. Вспомнил про печать, нужно продолжать, уже даже какое-то неуловимое удовольствие начал получать. Припоминаю расположение некоторых букв со вчерашнего дня. Заметил, что основная нагрузка приходится на указательные пальцы и на мизинец правой руки. Начинаю понимать, что буквы расположены на клавиатуре не просто так, а по-уму, самые востребованные ближе всего. Скорость набора чуть подросла, ошибаюсь уже гораздо меньше. Интересно, обгоню ли я сейчас бабушек по скорости…

День 3. 30.11.12 . С самого утра, как пришел, сразу решил попрактиковаться. За ночь знания в голове структурировались, пальцы уже сами просились на клавиатуру:) Обнаружил, что сайт умеет подсчитывать скорость печати и количество ошибок. А также имеет таймер, который по дефолту установлен на 15 минут. Вот я эти 15 минут и оттарабанил. Сделал 4% ошибок, скорость набора была 55 символов в минуту.
После обеда решил попрактиковаться еще, все таки чем больше начинает получаться, тем больше желание повысить скил! Понабирал слова, ошибок стало 1%, и то это накопились промахи. Скорость возросла до 65 символов в минуту. Считаю это хорошим результатом для третьего дня обучения. Также немного попрактиковался в скайпе при переписке, решил что теперь на работе в скайпе только так и буду писать, правда друзья бесятся что я медленный теперь:D Желания смотреть на клавиатуру при наборе у меня нет и не было с первого дня, а друг говорит что у него именно с этим и были проблемы, что мол он все время норовил подсмотреть. Но не знаю, у меня такого нет, я ведь наоборот хочу научиться вслепую, так зачем подглядывать и жульничать. Кстати у друга этого скорость набора более 400 символов в минуту, он вслепую шпарит вовсю. Буду стремиться побить его рекорд, будет стимул:)

День 6. 03.12.12 . Вот уже и декабрь, зима. Дни 4 и 5 выпали, так как на выходных попрактиковаться не удалось. Это только доказывает мою теорию, что дома научиться печатать вслепую у меня не получится, так как постоянно находятся дела «поважнее». Так что я уж лучше как-нибудь на работе. Вот, сегодня как раз понедельник и я с новыми силами уселся за клавиатуру. Получилось в общей сложности минут 25 попрактиковаться. Пальцы уже рефлекторно прыгают по клавишам, но иногда промахиваюсь. А иногда бывает наоборот — впадаю в ступор и не могу вспомнить где находится нужная буква. Таким образом, путем мучительных тренировок, сегодня я добрался до скорости 75 символов в минуту. Ошибок примерно 1%. Протестировал фишку Speed. Мне понравилось, но только там скорость указателя поставлена в 200 символов в минуту и не меняется. Я за ним, естественно, не поспеваю, а когда начинаю торопиться, то вообще сбиваюсь и начинаю косячить. В общем в голове пометку сделал, что функция хорошая, вернусь к ней когда будет порядка 150 символов в минуту, как раз чтобы до 200 дотягивать, а там уже будет комфортная работа и практика будет непосредственно при работе — в скайпе, на почте, при написании статей и так далее. В общем, жду с нетерпением, когда мышечная память укрепится посильнее.

День 14. 11.12.12 . Долго не писал о своих достижениях, так как повода особо не было. Но сегодня я, наконец, преодолел планку в 100 символов в минуту, так что на этом эксперимент считаю оконченным. На работе в скайпе я переписываюсь исключительно вслепую, так что скил растет сам собой. Не бойтесь начинать, главное дисциплина и все получится! Всем удачи в слепой печати;)

А вы освоили слепой метод печати? Если да, то тяжело ли это вам далось? А если нет, то присоединяйтесь к моему эксперименту!

Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей Статмен Пола

СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра и воображение - лучшие инструменты для обучения маленьких детей. Пусть они играют и фантазируют о том, чему вы стараетесь научить их.

От дошкольников слишком рано ожидать, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Игры и разговоры на темы безопасности с дошкольниками должны быть краткими. Если вы заметили, что ребенок беспокоится или явно скучает, займитесь с ним чем-нибудь другим, а к неоконченной беседе вернитесь позже.

Дошкольникам нужно много раз повторять устную информацию и так же многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. К счастью, такие повторения им нравятся. Отрабатывайте навыки повторением и практикой до тех пор, пока ребенок не усвоит их и не начнет ими пользоваться в жизни.

Избегайте возможных исключений из правил безопасности, которые дошкольники поймут неправильно и начнут на этой основе с присущей им наивной логикой конструировать собственные исключения.

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 9. Развитие памяти у детей-дошкольников Память – это особенность человека, которая определяется способностью накапливать, хранить и воспроизводить полученный опыт и информацию; способность воспроизводить события, произошедшие в прошлом с уточнением места,

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

В. Влияние общения на развитие ПА у дошкольников Дошкольники, конечно, еще совсем маленькие дети, но по своему опыту, самостоятельности и сложности психической жизни они настолько превосходят младенцев и детей раннего возраста, что в отношении их снова с совершенно

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Некоторые истоки мировоззрения у дошкольников

Из книги Исцеляющая сила эмоций автора Падус Эмрика

Подготовка к обучению Перед врачом, педагогом, логопедом, который консультирует или постоянно курирует семью с аутичным ребенком, всегда встает вопрос о возможности подготовить такого ребенка к школе. Даже при более благоприятных вариантах синдрома, когда специалист

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

1.3. Программа развития у дошкольников предпосылок учебных действий и психологической готовности к обучению Данная программа построена на основе объективных знаний о закономерностях развития важнейших сфер личности ребенка, полученных в современных психологических

Из книги Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Школьники должны учиться самостоятельно решать проблемы. Вопросами типа «что, если?..» создавайте различные ситуации и заставляйте ребенка думать вслух вместе с вами. Вы быстро поймете, насколько хорошо у ребенка развито

Из книги Темпл Грандин обнародовала советы по обучению аутичных детей автора Грэндин Темпл

Психологическая диагностика дошкольников

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

7. Методики изучения мотивов поведения дошкольников Методика «Изучение соподчинения мотивов» Подготовка исследованияПодбираются яркие, красочные игрушки.Проведение исследованияИсследование проводится индивидуально с детьми 3–7 лет и включает 5 серий. В первых

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

Методика «Изучение умения дошкольников сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов» Подготовка исследования. Подобрать яркую шкатулку, положить в нее новые для детей предметы или игрушки.Проведение исследования. Ребенка (3–7 лет)

Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена Ивановна

Страсть к обучению Начальная школа Хобарта – третья по величине в Соединенных Штатах, а находится она в тех окрестностях Лос-Анджелеса, что кишат бандитами, наркоманами, наркодилерами и прочими объектами пристального внимания полиции. Но пятиклассники, которых ведет

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

6.4. Литературное творчество дошкольников Платон в диалоге «Ион» говорит о том, что поэты сами не знают, как они творят. В полной мере это можно отнести к ребенку который пытается сотворить словом.Литературное творчество дошкольников, как и их музыкальное творчество, имеет

Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

1. С уважением относиться к обучению Отношение, с которым мы идем по жизни, задает тон и направление всему, что мы делаем. В книге «Величайшие уроки жизни» Хэл Урбан пишет: Игроки в гольф знают, что успех игры определяет то, как они подходят к мячу. Летчики знают,

Из книги автора

Как проявляется самостоятельность у дошкольников Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но, если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. А. Макаренко Развитие

Совет 1. Не учите с ребенком буквы. До тех пор, пока малыш не научится читать - никаких букв, только звуки. То есть не ЭМ, а М.

Совет 2. Если ребенок начал интересоваться буквами, то показывайте их в контексте всего слова. Приучайте ребенка к тому, что буква редко идет отдельно. Она расположена в слове вместе с другими буквами.

Совет 3. Если ребенок до 4-5 лет не проявил желание к чтению, а вам нужно его учить, не заставляйте его сидеть долго на занятиях. Не забывайте, малыш еще не привык ко времени обучения. Он до этого только прыгал, скакал. Так что не требуйте усидчивости от него. Урок должен длиться не более 5 минут.

Совет 4. В 4-5 лет поздно учить ребенка читать целыми словами. Эта методика годится для деток с рождения. Или для тех мам, у кого очень подвижные детки. Подбирайте послоговую методику. Можете воспользоваться, например, кубиками Зайцева \или Букварем Жуковой \. Ребенку будет учиться проще читать сразу по слогам, запоминая их зрительно, составляя в слова позже.

Совет 5. Если ребенок все же выучил буквы, то нужно выводить его на обучение по слогам. Для этого наберитесь терпения. Прежде чем ребенок поймет, что М-А это МА, пройдет время. Для этого пропевайте буквы, чтоб звук не прерывался. Можно букву в слоге сделать лифтом. И при переходе с буквы на букву человечек не должен упасть. Так ребенок научится соединять буквы в слоги.

Совет 6. Не кидайтесь сразу давать ребенку много слогов. Если вы начинаете обучение сразу же по слогам - то начинайте с 2-6 слогов. И пока ребенок их не усвоит, дальше не переходите. Если Вы начинаете учить с букв, то выбирайте сначала гласные. А, У, О. Составляйте слоги из них. Только потом добавляйте согласные.

Совет 7. Когда ребенок понял принцип послогового чтения и стал озвучивать слоги, начинайте проверять осмысленность прочитанного. Например: Ма-ма, получилось мама. Основная ошибка на данном этапе: когда ребенок начинает проговаривать прочитанное слово целиком, то многие родители начинают требовать все предложение. Ни в коем случае этого делать нельзя. Не забывайте, на начальном этапе ребенок просто механически воспроизводит написанное. Чтоб осознавать целые предложения и тексты ему нужна техника. А она нарабатывается со временем.

Совет 8. Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребенок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят. Поэтому начинайте вырабатывать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но, короткими 10-15 минут. Не больше. Так как более длинные занятия могут отбить охоту и желание у малыша читать.

Совет 9. Всегда следите за количеством информации, которую ребенок прочитал во время обучения. Не перегружайте его. В букваре, к примеру, на одной странице могут быть 3-4 слога, но они постоянно повторяются. А на другой странице уже тексты. Не ставьте цели дочитать до конца, если ребенок сопротивляется. Но, не идите на поводу у малыша, когда он говорит что не хочет больше читать, если занятия только начались. Ребенок не привык, поэтому ищет способы уйти от обучения. Постарайтесь найти компромисс.

Совет 10. Хвалите ребенка. Хвалите так, как хотели бы, чтобы вас хвалили. Ребенок должен чувствовать, что он все делает правильно, что мама рада. Тогда результативность будет лучше, а старание малыша больше. Вспомните себя. На работе вам явно хочется, чтобы вас похвалили за трудно-выполнимую работу, которую вы сделали. Для ребенка чтение - это большой интеллектуальный труд. Так что хвалите, не бойтесь. Этим ребенка не разбалуешь.

Совет 11. Постоянно обращайте внимание на разные шрифты. Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, поэтому может потеряться и перестать читать увидев другой. Пишите пройденные слоги и слова сами. Составляйте из буквенных магнитов и т.д. Главное - разнообразие цвета и шрифта.

Совет 12. Главный совет для мам. Если чувствуете, что ребенок не понимает и к горлу подкатывает приступ бессилия и злобы - выйдите из комнаты, попросив кого-нибудь продолжить занятие, или прервите его на время. Никакой агрессии. Если ребенок не понимает, значит информация еще не дошла, не осознана. Не давите на малыша. Ему от этого не легче, а вам потом хуже будет.

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Советы родителям по обучению ребёнка чтению

Советы родителям по обучению ребенка чтению

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению :

Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения . Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению .

Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

Приступайте к обучению чтению только в том случае , если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).

Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению . Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение : такие занятия не принесут успеха!

1. Учим буквы

Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает малыша, указывая на какую-либо букву вывески на доме : "Какая эта буква?" Малыш с радостью отвечает : "ПЭ!", или "ЭМ!", или "ЭС!". Уважаемые взрослые! Если вы именно так называете детям буквы, то как ваш маленький ученик прочитает слог "МА"? Представьте себе, у него скорее всего получится "ЭМА"! И он будет прав : ЭМ + А = ЭМА. А слово "МА-МА" в таком случае будет читаться как "ЭМА-ЭМА"!

Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П". Это совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе : для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время, и ваш ребенок усвоит знания по фонетике языка. А сейчас он может учиться читать и без этих знаний.

Как много раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Ответа на этот вопрос не существует : все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним. Ведь все дети довольно в разные сроки усваивают названия цвета, например. Взрослые до тех пор комментируют цвет окружающих предметов ("Смотри, какая красная машинка поехала!", "Травка - зеленая!") или просят ребенка показать или принести предмет заданного цвета ("Покажи синий цветочек на картинке!", "Дай маме красный кубик!", пока однажды ребенок сам не назовет знакомые цвета. То же самое происходит и с заучиванием букв : сначала взрослый показывает и называет буквы (в букварях, на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице, потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого ("Найди и покажи в этом слове букву В!", и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям.

Целесообразность обучения ребенка написанию букв зависит от возраста и возможностей ребенка. Одновременное обучение чтению и печатанью необязательно. Если ваш малыш еще неуверенно пользуется карандашом, с трудом рисует геометрические фигуры и простые формы, печатанье букв для него станет трудным и неинтересным занятием, что может отразиться и на обучении чтению . Не стоит обучать детей письменным буквам : за вас это грамотно и в подходящее для ребенка время сделает учитель в первом классе!

Многие игры, направленные на изучение букв, в основном разработаны по одному принципу : нужно находить буквы и картинки с изображениями предметов, начинающихся на эти буквы. Таким образом, они тренируют умение выделять первый звук в слове и запоминание букв одновременно. А ведь в дошкольном возрасте далеко не все дети легко определяют первый звук в слове. Чтобы использовать такие игры в целях заучивания букв, нужно заранее потренироваться в назывании первого звука в слове.

Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности порядка предъявления слов :

Слова, где первый звук - А, У, И, Э, О (только под ударением) ;

Слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т. д.) ;

Слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.) ;

Слова, начинающиеся на мягкий согласный в слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.) ;

Слова, где первая буква - Е, Ё, Я, Ю.

Особое внимание обратите на ошибки ребенка в таких заданиях, например, когда ребенок вместо звука 3 выделяет С, вместо Б - П, вместо Д - Т, вместо Г - К, вместо Ж - Ш. Если такие ошибки ребенок допускает часто, обязательно проконсультируйтесь по данному вопросу у логопеда.

Готовых игр может быть недостаточно, чтобы ребенок уверенно называл буквы. В разделе «Играем-развиваем» Вашему вниманию предлагаются оригинальные и полезные игры и упражнения, которыми вы можете воспользоваться при желании и необходимости.

2. Запоминаем слоги.

Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв :

Многократное называние слога взрослым;

Поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;

Самостоятельное называние - "чтение " слога.

Порядок ознакомления со слогами не принципиален, его определит та азбука, которую вы выберите для обучения чтению ребенка . Некоторые азбуки задают последовательность изучения согласно частотности употребления букв в языке, другие в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей, третьи - по замыслу авторов пособий.

Итак, при обучении чтению слога помните !

Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении .

Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.

Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога .

Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.

Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.

Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами .

3. Читаем слова.

Слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах, - разные вещи. И выполнять две задачи - читать и понимать - одновременно очень сложно дошкольнику. Именно поэтому после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению . Этот период иногда бывает длительным, но благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и увлекательным для ребенка

Какие еще трудности могут возникнуть у ребенка на этапе чтения слов ?

Таким детям в первое время необходимо помогать читать слова, выделяя в них слоги слияния : дугой под слиянием, показывая указкой слияние, давая устную инструкцию (КНИГА - читай сначала одну букву, потом две, еще раз две буквы) . В некоторых азбуках встречается деление слов на слоги (КНИ-ГА, УТ-КА, КОШ-КА, но даже при таком делении возможно ребенку потребуется ваша помощь в обозначении слияния.

Детям бывает сложно также прочитать длинные слова, в этом случае поможет следующий прием : разделите слово на слоги, запишите последний слог, дайте его прочитать ребенку, допишите предыдущий, дайте прочитать уже два слога, далее добавляете по одному слогу до прочтения целого слова (СИТ, СО-СИТ, ЛЕ-СО-СИТ, ПЫ-ЛЕ-СО-СИТ, ПЫЛЕСОСИТ) . Такой способ помощи исключает неправильное "додумывание" слова. Сравните : если читать слово, прибавляя по одному слогу, начиная с начала, ребенок, скорее всего, не дочитает слово до конца, а догадается об окончании слова (ПЫ, ПЫ-ЛЕ, ПЫЛЕ-СО, ПЫЛЕСОС? ПЫЛЕСОСИЛА? ПЫЛЕСОСИЛИ?.) .

Обратите внимание на слова, которые предлагает для чтения ваша азбука или букварь. Иногда авторы в погоне за количеством слов, которые можно составить из уже представленных на страницах пособия букв, предлагают для чтения детям слова типа : ПОМПА, ФАЗА, ПАЗУХА, ПЫЖ, КУШ. Может быть, рациональнее опустить эти трудные для понимания слова и вместо их прочтения провести какое-либо упражнение из вышеизложенных вариантов для формирования осмысленного чтения .

Учить осмысленному чтению . Лучше меньше прочитать, но понять то, о чем читаешь.

Для формирования осмысленного чтения недостаточно только материала азбуки, используйте разнообразные дополнительные игры и упражнения.

Если ребенок при чтении слов "соскальзывает" на побуквенное чтение , необходимо активизировать работу со слоговой таблицей, закреплять навык опознавания слога как единицы чтения .

Если ребенку трудно определить место слияния в слоге, в первое время помогайте ему увидеть слог-слияние.

Подготавливая игры и упражнения, не забывайте о "лишнем" варианте ответа, тогда интенсивность упражнения будет значительно выше.

Не бойтесь задержаться на этом этапе подольше, задержка компенсируется с лихвой на последующих этапах формирования навыка чтения .

4. Читаем словосочетания и предложения.

Для ребенка, который осваивает чтение словосочетаний , предложений, текстов, - это новый и достаточно сложный этап обучения . Главная задача этого этапа - дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное. Начинать этот этап работы можно, когда ребенок научится осмысленно читать отдельные слова.

В азбуках и букварях, к сожалению, этап работы над словосочетанием почти не представлен. Хотя именно в словосочетании ребенку проще научиться понимать смысловое значение форм слов, значение предлогов.

При обучении чтению словосочетаний , предложений, текстов нужно помнить :

Ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

К чтению словосочетаний , предложений переходите только тогда, когда сформировано осознанное чтение слов .

- Чтения предложений и текстов азбук и букварей может быть недостаточно, чтобы сформировать навык осмысленного чтения , необходимо выполнять дополнительные упражнения.

Увеличивайте количество слов в текстах, предлагаемых ребенку, постепенно : читать ребенку интересно тогда, когда это у него получается легко, без чрезмерных усилий.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры