Сравнительная характеристика тома сойера и гекльберри финна. Сходство и различие характеров тома и гека, их поведение в критических ситуациях

Главная / Развод

Том Сойер и Гекльберри Финн

ТОМ СОЙЕР И ГЕКЛЬБЕРРИ ФИНН (англ. Tom Sawyer, Hucklberry Finn) - герои романов Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Двенадцатилетние мальчишки, жители маленького провинциального американского городка Санкт-Петербург, товарищи по играм и забавам, которые то и дело рождает их неуемная фантазия. Т.С. - сирота. Его воспитывает сестра покойной матери, благочестивая тетушка Полли. Мальчишке совершенно неинтересна та жизнь, которая течет вокруг, но он вынужден соблюдать общепринятые правила: ходить в школу, посещать церковную службу по воскресеньям, аккуратно одеваться, хорошо вести себя за столом, рано ложиться спать - хотя то и дело нарушает их, вызывая негодование тетушки. Предприимчивости и изворотливости Тому не занимать. Ну кто еще, получив в наказание задание побелить длиннющий забор, смог бы повернуть дело так, что забор покрасят другие мальчишки, да к тому же оплатив право принять участие в столь увлекательном мероприятии «сокровищами»: кто дохлой крысой, а кто обломком зубной гуделки. Да и получить Библию в награду за превосходное звание ее содержания, на деле не зная ни строчки, тоже далеко не каждый сумеет. А вот Том смог! Разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное - это стихия Тома. Много читая, он стремится и собственную жизнь сделать такой же яркой, как та, в которой действуют герои романов. Он пускается в «любовные приключения», устраивает игры в индейцев, пиратов, разбойников. В какие только ситуации ни попадает Том благодаря своей бьющей ключом энергии: то ночью на кладбище становится свидетелем убийства, то присутствует на собственных похоронах. Иногда Том и в жизни способен на почти героически поступки. Например, когда принимает на себя вину Бекки Тэчер - девочки, за которой неловко пытается ухаживать, - и выдерживает порку учителя. Он обаятельный парень, этот Том Сойер, но он дитя своего времени, своего города, привыкший вести двойную жизнь. Когда надо, он вполне способен принять образ мальчика из приличной семьи, понимая, что так поступают все. Совсем иначе дело обстоит с ближайшим другом Тома, Геком Финном. Он сын местного пьяницы, которому нет никакого дела до ребенка. Гека никто не заставляет ходить в школу. Он полностью предоставлен сам себе. Мальчишке чуждо притворство, а все условности цивилизованной жизни просто невыносимы. Для Гека главное - быть свободным, всегда и во всем. «Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было все, что делает жизнь прекрасной», - заключает писатель. Гека бесспорно привлекают занимательные игры, выдумываемые Томом, но дороже всего Геку личная свобода и независимость. Утратив их, он чувствует себя не в своей тарелке, и именно ради того, чтобы вновь обрести их, Гек во втором романе уже один предпринимает опасное путешествие, навсегда покидая родной город. В благодарность за спасение от мести индейца Джо вдова Дуглас взяла Гека на воспитание. Слуги вдовы умывали его, причесывали гребнем и щеткой, каждую ночь укладывали его на отвратительно чистые простыни. Ему приходилось есть при помощи ножа и вилки и посещать церковь. Несчастный Гек выдержал лишь три недели и исчез. Его искали, но без помощи Тома вряд ли смогли бы найти. Тому удается перехитрить простодушного Гека и вернуть его на какое-то время к вдове. Тогда Гек мистифицирует собственную гибель. Сам же садится в челнок и плывет по течению. Во время путешествия Гек тоже переживает немало приключений, проявляет находчивость и смекалку, но уже не от скуки и желания поразвлечься, как раньше, а в силу жизненной необходимости, прежде всего ради спасения беглого негра Джима. Именно способность Гека думать о других делает его образ особенно привлекательным. Наверное, поэтому сам Марк Твен видел в нем героя XX века, когда, с точки зрения писателя, уже не будет расовых предрассудков, нищеты и несправедливости.

Лит.: Мендельсон М. Марк Твен. М., 1958; Ромм А. Марк Твен и его книги о детях. Л., 1958; Фонер Ф. Марк Твен - социальный критик. М., 1961.

Все характеристики по алфавиту:

Портрет Гека «Никуда не торопясь, идет по улице городка парень. Его одежда свисает лохмотьями, крысы отгрызли от его шляпу огромный кусок; ни пуговицы не на его одежде - но ему все равно. Он сам себе хозяина: отдыхал, где мог и когда хотел, бродил, где вздумается, никто ни к чему не принуждал, он не мылся, а не надевал чистого белья, ругался. Кому, скажите, позволят родители выводить бородавки с помощью дохлой кошки? Конечно, никому.
«Приключения Тома Сойера» сокращенно можно прочитать за 10 минут.
Приключения Тома Сойера - вышел в 1876 году, роман Марка Твена о приключениях мальчика, растущего в небольшом американском городке в штате Миссури. Действие романа происходит к событиям Гражданской войны в США. Произведение интересно, его следует читать полностью. А краткое содержание «Том Сойер» нужно, чтобы восстановить в памяти основные события произведения.
Это старая тетка Полли зовет дебошира Тома, оставшегося на ее попечении. Проказник в это время в чулане поедает варенье. Тетя уже собралась выпороть его за это прутом, но мальчишка отвлек ее внимание, перемахнул через забор и скрылся.
Том в школу не ходил, а весело провел время , купаясь. Его выдает сводный младший брат Сид - послушный мальчик, ябида и тихоня. Том убегает и блуждает по городу до самого вечера, с удовольствием поднимаясь с другими мальчишками.
В Феде будто бес вселился. Он был непоседливым, любил бузить, лазить по крышам домов или сидеть на воротах. «Спокойствие был его врагом».
Толя же был ребенком нежной, смирной, застенчивой. На улицу выходил всегда чистеньким, улыбаясь своими невинными голубыми глазами.
На Федька часто жаловались его сверстники, и отец, придя с работы, часто его бил. «Выбив« Сибиряк », отец вынимает из кармана две или три копейки и дает ему» за то, шо всегда говорит правду. Толина иметь почти теряла сознание, видя, шо ее сын водится с Федей.
Раскольников - студент, которого исключили из университета из-за неспособности платить за обучение, происходил из бедной мещанской семье.
Свидригайлов - помещик. Хотя Достоевский и окутывает его жизни тайной, известно, шо Свидригайлов прошел «жизненную школу» в петербургских притонах, неожиданно разбогател, деньги и власть над крепостными развратили его.
Раскольников, создав свою «теорию», стремится доказать, что он - не "тварь дрожащая», что он может изменить мир к краше даже путем преступления.
Раскольников и Соня главные герои романа «Преступление и наказание». Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея покаяния и примирения.
Соня верит, что от человека ничего не зависит. Бог - ее истина, любовь и смирение. В образе Сони автор воплотил лучшие качества человека - женственность, веру, любовь и целомудрие.

I. Выразительное чтение глав из романа

Продолжаем беседу, начатую на предыдущем уроке, и читаем главы из романа.

Как Гек превратился в Тома? Как Том стал Сидом?

Прочитаем главу тридцать вторую «Мне дают новое имя» и главу тридцать третью «Печальный конец короля и герцога» (фрагменты по выбору учителя и учащихся).

Почему Гека удивило желание Тома участвовать в спасении Джима?

Том - белый мальчик из благополучной семьи, живущей на юге Соединенных Штатов. По мнению Гека, у него не было причины нарушать закон.

Почему же Том был заинтересован в побеге Джима?

Том был заинтересован в побеге Джима, потому что ему хотелось приключения, а вовсе не потому, что он очень переживал за судьбу Джима. Том знал, что Джим по завещанию его умершей хозяйки уже не раб, а свободный человек. Таким образом, уже свободный, но еще не знающий об этом Джим был только игрушкой для Тома.

Читаем главу тридцать четвертую и тридцать пятую, данные в учебнике-хрестоматии. У учителя будет возможность оценить выразительное чтение учеников.

II. Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях

Как вы представляете себе характер Гека? Отметим вместе с учениками жизнестойкость героя и дерзкий юмор, душевную отзывчивость и любовь к природе, предусмотрительность и способность на решительные поступки. Гек без прикрас видит реальную жизнь, умеет оценить человеческое благородство и знает, что такое предательство.

Как вы оцениваете поступки Тома?

Если учителем были даны соответствующие пояснения, то дети увидят, что Том живет в мире, который выдумал сам. Для него игра и воображаемые приключения оказываются дороже жизни и свободы человека. В то же время он добрый, верный своему слову и веселый друг.

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ окончания романа и выразительное чтение сорок второй главы.

Составить (письменно) план рассказа об одном из героев романа. (Учитель объяснит, что это может быть не главный герой, и распределит задания так, чтобы ученики могли рассказать о большом количестве героев.)

Урок 99

Юмор в произведении. Характеристика героев романа

«Приключения Гекльберри Финна»

I. Краткий пересказ и выразительное чтение глав из романа

Слушаем краткий пересказ окончания романа. Учитель следит за тем, чтобы дети выделяли только самое существенное, не увязли в подробностях.

Слушаем выразительное чтение сорок второй главы романа, которая завершает сюжетную линию.

II. Юмор в произведении

Какие эпизоды романа вызвали у вас смех?

Каким можно назвать юмор в этом произведении: мягким, добрым, язвительным, злым?

III. Характеристика героев романа «Приключения Гекльберри Финна»

Важно, чтобы у школьников сложилось впечатление о том, что прочитанный роман не просто приключенческая история, но объемная картина жизни Америки середины XIX века. Хорошо, если ученики коротко расскажут о судье Тэчере, об отце Гека, о Джудит Лофтес, о семье Грэнджерфордов, о мисс Софии и Гарни Шепердсоне, о подлости герцога и короля и о благородстве Мери Джейн.

Закончим уроки по роману «Приключения Гекльберри Финна» советом познакомиться с другими произведениями Марка Твена.

Подведение итогов года

2 часа

Урок 100

Подведение итогов года

Учитель выберет форму подведения итогов года в зависимости от потребностей обучения и задач, стоящих перед классом. Это может быть урок-концерт, урок прощания с учебником, викторина, творческая мастерская, анкетирование.

Во второй части учебника (с. 315-316) дан список произведений, рекомендуемых для самостоятельного чтения летом. Учебники будут сданы учащимися в библиотеку, поэтому учителю надо будет заранее позаботиться о том, чтобы каждый шестиклассник получил копию этого списка.

Урок можно организовать в форме экскурсии по выставке книг, показать перечисленные книги, рассказать о них. Если кто-то из учеников уже читал какие-то произведения, он поможет учителю заинтересовать своих одноклассников. Зная читательские интересы школьников, учитель подскажет, кому из учеников на какую книгу стоит обратить особое внимание.

Если есть возможность, лучше всего провести такой урок в библиотеке.

Урок 102

Резервный урок

ПРИЛОЖЕНИЯ

Круглый год

Сентябрь - ВЕРЕСЕНЬ

Вересень - месяц, который в старину начинал новый год. В борах цветет лилово-сиреневым ковром вереск, травы начинают увядать. На огородах поспели овощи: морковь, репа, свекла, капуста.

Вересень заканчивал жатву, люди праздновали Дожинки, пекли хлеб из муки нового урожая. Последний сноп с поля опоясывали лентами, украшали и торжественно вносили в избу, ставили в красный угол. В семьях, где были девушки на выданье, начинали готовиться к свадьбам.

Во время Дожинок и дети, и взрослые скручивали из соломы куклы-стригуши. Куклы делались так, чтобы их можно было поставить на стол. Крестьяне садились вокруг стола, пели, постукивали по столу кулаками в такт пению. Куклы сами двигались по выскобленным доскам стола - танцевали, славили бога поля.

Октябрь - ЖЕЛТЕНЬ

Ложатся ковром желтые листья. Тянутся к югу караваны птиц. А на току идет веселая молотьба. Бабы подают снопы, мужчины стучат цепами, дети стаскивают обмолоченную солому.

Желтень заканчивает полевые и огородные работы. С Покрова начинаются свадьбы.

Древнее название октября - зернич. Зерно было символом достатка, здоровья, благополучия. Люди обожествляли силу, которая превращала малое семя в растение. Маленький льняной мешочек, наполненный зерном, одевают как женщину - охранительницу рода. Получается кукла-зернушка - оберег для всего дома.

Ноябрь - ГРУДЕНЬ

Земля, размякшая от осенних дождей, смерзается грудами. Северный холодный ветер ворошит свежую солому на крышах изб. Леса голые и пустые.

У людей тепло и уютно. Женщины принялись за рукоделие. Они пряжу прядут, ткут, вышивают, готовят подарки Параскеве-Пятнице - покровительнице женской судьбы. Женщина прядет, а веретено и прялку ей делает мужчина. Следом за Параскевой - Кузьминки, праздник мужских ремесел.

В день Параскевы-льняницы женщины и девушки несли свои подарки к источникам, которым покровительствовала Параскева. Вышитые полотенца, тканые ленты и поясочки вешали в красный угол у иконы или специально обряжали к празднику фигуру Параскевы.

Декабрь - ХМУРЕНЬ

Декабрь-хмурень - самый темный месяц, темный и холодный. Люди по избам сидят, сумерничают, ждут солнцеворота. В день зимнего солнцестояния солнце поворачивает на лето, зима - на мороз.

Приближаются Святки. Дети собираются, спеваются, готовятся ходить по дворам с песнями - колядовать. Долгими зимними вечерами слушают бабушкины сказки. Девочки играют в куклы, мальчики мастерят солнышки.

В избе тесно, лучина дает мало света. Дети вспоминают лето, когда ярко светило и всех согревало солнышко. Чтобы оно скорее вернулось, делают солнечные знаки из ивового прута, из щепы, лыка и соломы.

Январь - СТУДЕНЬ

Знаменитые крещенские морозы приходятся на студень-январь.

«Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что бревна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимой подсмеиваются» (К. Г. Ушинский ). Мужики за дровами в лес ездят, по дорогам обозы тянутся. Детишки катаются на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да еще мороз кличут: «Приди-ка подсобить».

Во время Святок, по древним поверьям, над миром властвуют стихии, духи. Девушки на Святках гадают. Дети не играют в обычные игры. Куклы убирают. Играют в лягушки, бирюльки, поют песни, загадывают загадки, мастерят маски - личины.

Февраль - СНЕЖЕНЬ

Воет ветер, крутит снег по полям. Дни становятся заметно длиннее, но солнышко все еще плохо греет. Зима начинает надоедать.

Взрослые соткали полотна, шьют рубашки и сарафаны. Девочки из обрезков накрутили новых куколок, наряжают их, играют на печке. Куклы хороводы водят, деточек качают, в гости ходят.

Мальчики все чаще на улицу выскакивают. Там уже после Сретенья звенят синицы, вытягиваются на солнце длинные сосульки. Весна близко!

Каких только кукол нет у девочек в лукошке! Куклы-столбушки - палочка тканью обернута, сарафан надет. Куклы-скрутки сворачивали за минуту из маминого платка.

Зиму без тепла не прожить. Все, связанное с печью, с огнем, было в древности священно. Как отголосок древних обрядов - зольные куклы и кукла-полено.

Март - ЗИМОБОР

Древнее название месяца - лютич. Все чаще дует лют - теплый южный ветер. В воздухе уже пахнет весною. В полдень солнышко заметно пригревает, с крыш свесились сосульки, снег рыхлеет. В лесу и в саду показываются проталинки. Но зима не сдается: то снегом проталины запорошит, то ручейки в лед превратит.

Крестьяне Масленицу празднуют.

«Звал, позывал честной Семик широкую Масленицу к себе погулять: на горах покататься, в блинах поваляться».

Шумно и весело на улицах. Сани летят, ребятишки с гор катаются, наряжают большую соломенную куклу - Масленицу, а в воскресенье всей деревней ее сжигают.

Апрель - БЕРЕЗОЗОЛ

Бегут с гор веселые ручьи. Ребятишки делают лодочки из коры и тополя, пускают их по ручьям. С нетерпением ждут появления белых пушков на вербах, с радостью находят на припеке первую зеленую травку. После Пасхи земля начинает прогреваться, просыпаются березы. Ребята ходят за березовым соком, пьют сами и приносят старшим в кувшинах и мисках. Крестьяне славят весеннее солнце - Ярило.

На Пасху самая большая радость у детей - пасхальные яйца. Их красят, ими меняются, «бьются», катают по катальнице - желобку. Играют разрисованными яичками из дерева, глиняными яйцами-грематухами.

Из талиновых и черемуховых веток делают свистульки, берут на улицу раскрашенных глиняных птичек, и свист стоит целый день в воздухе.

Май - ТРАВЕНЬ

Покрываются травой луга, зеленеют деревья, вьют гнезда птицы. Крестьяне пашут землю, сеют пшеницу и рожь. Женщины работают в огородах, в садах. По вечерам девушки водят хороводы - восславляют Ладу, древнюю славянскую богиню любви, брака и плодородия. Если май будет теплый, если не польют холодные дожди, всходы будут дружными, урожай хорошим, зима - сытой.

Девушки и женщины просят Ладу, чтобы она помогла им благополучно родить ребенка. На Красную горку девушки делают куклу-кукушку, с песнями идут за деревню, на границу поля и леса, хоронят ее тайно от парней. Это отголосок старинного обряда жертвоприношения Ладе.

Июнь - КРЕСЕНЬ

Кресень означает «солнечный». Весь месяц наполнен солнцем. Ко дню летнего солнцестояния целебные травы входят в полную силу. На Троицу завивают березы, украшают лентами, водят хороводы.

Самый большой праздник - Иван Купала. Всходы взошли дружно, огороды прополоты, травы высоки. До жатвы еще далеко, сенокос еще не начали. Дни длинные, ночи короткие. Гуляет деревня!

На Ивана Купалу девушки пускали венки по воде: к какому берегу пристанет венок - на тот берег, в ту деревню и замуж идти. Все игры и ритуалы связаны с огнем-солнцем и водой. Через костер прыгают, в реках и озерах купаются. Ребятишки целыми днями на улице пропадают - не дозовешься!

Июль - ЧЕРВЕНЬ

Красен месяц червень. Поспевают ягоды - земляника, черника, малина. После дождей на полянах - грибы-колосовики. Начинается сенокос. Семьями ездят на дальние покосы. Мужчины косят, бабы ворошат да копнят, ребятишки в сене валяются. Сено духовитое. Все благодарят духа-луговика. Будут коровы с сеном - дети с молоком.

Девочки свивают из сена куколок, закутывают в тряпочки - играют. А то веточку или корешок нарядят человечком.

В лес часто ходят. Чтобы задобрить лешего, положат в дупло куколку в подарок.

Август - СЕРПЕНЬ

Август с серпом не расстается. Жатва недаром в народе называется страдой. Сжать пшеницу, рожь, овес надо вовремя, чтобы хлеба не перестояли, осыпаться не начали. Колосья сжинают, перевяслом опоясывают, снопы на телеги грузят, в овин отвозят. Дети чем могут взрослым помогают. Не до отдыха крестьянам, некогда праздники праздновать.

Древнее название месяца - житнич. Уродится жито - будут закрома полны, будет хлеб на столе. Продолжается жизнь.

Обряд «крещение и похороны кукушки»

Этнографы единодушны во мнении, что хороводные развлечения русских наиболее полно разворачиваются на Троицу, в течение недели, предшествующей празднику, а также недели, наступающей после него.

Празднование Троицы неразрывно связано с березой: березу завивали, развивали, украшали лентами. Женщины и девушки кумились попарно. При этом под кумовством подразумевалось духовное родство.

Широкое распространение имел обряд «крещения и похорон кукушки». В определенный день (сроки могли меняться в разных областях) бабы и девки уходили в рощу. Там на поляне располагались вокруг березы, а в иных местах - вокруг растения «кукушкины слезы», желающие «покумиться» вешали свои кресты на березу или на два крестообразно воткнутых над кукушкиными слезами прута. Все участницы гулянья пели песни, решившие покумиться подруги целовались сквозь кольцо шнурка нательного креста и обменивались крестами. После кумления молодежь угощалась.

В Ростовском уезде Ярославской губернии девушки брали с собой в лес яйцо, «куличку» и маленький моток ниток, выпряденный обязательно в Великий четверг. Желающие покумиться девушки вдвоем заплетали одну косу из трех веток молодой березки, вплетая в нее разноцветную ленточку. Косу перевязывали нитками из четвергового моточка. Такое переплетение из веток называлось мотушкой. Девушки приговаривали: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку».

В хороводно-игровой комплекс Щигровского уезда Курской губернии (у экономических крестьян) в середине XIX века тоже входило «крещение кукушки». На вешнего Николу (9 мая) «опалывали кукушку»: девушки и женщины с песнями шли в лес, находили растение кукушку и под специальную песню пололи траву вокруг нее, затем вырывали растение с корнем и «наряжали как куклу».

Во второй части цикла, на Духов день, одетую кукушку несли с песней в лес, где сплетали венком верхушки двух берез. Затем кумились. Угощались, пели песни.

В селе Овстуг Брянского уезда в Троицын день крестьянские девушки собирались в роще, где вырывали молоденькую березку и украшали ее лентами и косниками. На самой вершине березы привязывалось растение кукушка. Девушки кумились. Потом молодое деревце с кукушкой на вершине девушки несли в укромное место, стараясь быть никем не замеченными, сажали березку, загадывая при этом на одну из девушек: примется березка - выйдет девушка замуж.

На Орловщине девушки макушки двух берез связывали «оборочкой», то есть поясом, вешали на березы снятые с себя кресты, траву подорожник, называемую здесь кукушкою, и ленты. Затем девушки сходились и расходились у березок с песней, поцеловавшись, попарно обменивались крестами. После угощались и гуляли.

Анна Строк, сотрудник методического центра при департаменте культуры Калужской области, сообщает по результатам экспедиций, что до сего дня в селах Жиздринского и Людиновского районов ходят девушки кукушечник справлять.

Старушки рассказывают, что в день отдания Пасхи девушки делали вскладчину двух кукол - девушку и парня. Кукол одевали в соответствии с обычаем и прикрепляли к ветке ели. На Вознесение с песнями шли на опушку леса к двум молодым березкам. На этот обряд допускались и парни. Ветку с куклами втыкали между двух берез, обвивали кукол вышитым полотенцем - крестили. Вторым свивали верхушки берез - это кумы. Над куклами девушки кумились: «Давай, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться». Кукол с «кукушечника» использовали потом во время хороводных игр.

В другой части сел Людиновского района, а также в Кировском и Куйбышевском районах кукушку хоронили. На рубеже XIX-XX веков этнографы С. В. Максимов, Е. Н. Елеонская отмечали этот обряд как отживающий.

Технологию изготовления кукол, так называемых скруток, Анна Строк описывает подробно. Они делались из холста, кусков ветоши, скрученных и перевязанных ниткой. Делались и набивные куклы из холста и соломы, ветоши и опилок. Такую куклу обычно пеленали. Куклу с ручками и ножками из прутиков одевали как женщину или невесту.

Если куклу-«кукушку» хоронили в гробике, то девушки накануне вечером оставались ночевать в доме, где делали куклу. Они укладывали куклу в гробик, голосили, как по умершей. Рано утром на Вознесенье брали с собой яйца или яичницу, сало, лепешки и квас и потихоньку выходили за околицу. На заранее выбранное место рядом со ржаным полем и одиноким дубом девушки со скорбным видом, имитируя похороны, приносили гробик.

Кукушку крестили, троекратно окропив святой водой, либо крепили кукушку на ветки дуба и разводили огонь так, чтобы дым от костра шел на куклу.

После хороводов кукушку хоронили, чтобы посторонние глаза не видели. Выкапывали ямку. Куклу в гробике или в тряпице опускали в землю и зарывали. Место утаптывали, чтобы незаметно было, и присоединялись к прочей молодежи, гуляющей на «шостое».

На Троицу или Духов день девушки ходили справляться, не разорена ли могилка парнями. Если земля не тронута, значит, год будет урожайным и на хлеб, и на свадьбы.

Мы видим, что территориально обряды, включающие крещение или похороны кукушки, распространены в южной части России. Их сопоставление позволяет нам выделить основные компоненты обрядов: березы, обязательное участие девушек, попарное кумление, загадывание на плодородие и свадьбу, образ «кукушки».

Береза почитается славянами с дохристианских времен как священное дерево. Во время обряда кумления березы пригибали верхушками вниз, возможно соотнося это действие с образом священной березы, растущей вниз ветвями.

Песни в честь Лады исполнялись с начала весны, на Фоминой неделе, то есть Красной горке, на Семик, Троицу и на Духов день. Особенно выделялись «зеленые Святки»:

Благослови, Троицына Богородица,

Нам в лес пойти,

Нам венки завивать!

Ай, Дидо, ай, Ладо!

В песнях, посвященных Ладе, аграрная тематика часто переплетается с брачной.

Лáда и Лéля , мать и дочь, - богини оживающей и рождающей природы. Им родственны греческие Демéтра и Кора-Персефóна. Б. А. Рыбаков пишет: «Эта пара много древнее, так сказать, исконнее, чем античные мифы и фольклорные реминесценции, и она ведет нас к паре охотничьих рожаниц, тоже являющихся матерью и дочерью. Но здесь мы имеем дело с рожаницами уже аграрными, связанными не с приплодом зверей, а с вегетативной силой весеннего расцвета растительности вообще и хлебных злаков в частности».

Возвратившаяся, воскресшая дочь - воспреемница матери.

Владимир Иванович Даль толкует слово кумá как воспреемница, состоящая с кем-либо в духовном родстве.

Именно поэтому на Троицу, праздник, посвящаемый издревле двум богиням, девушки попарно кумились. Девушки загадывали - просили богинь о плодородии земном, о свадьбе, о благополучном рождении детей.

Образ кукушки требует особого рассмотрения. Смысл обрядов, бытовавших в XVIII веке, к XIX веку в России был уже частично утрачен. Участники обряда старались заново осмыслить, наполнить действие понятным содержанием.

Образ кукушки связывали с птицей кукушкой, с растением кукушкины слезки и другими растениями. Это позднейшее переосмысление обряда.

Кукушка связана с образом Лели - Ляли. Этому имени близки слова ляля, лялька - ребенок, дитя, кукла, игрушка; лелеять - бережно носить ребенка; люлька - детская колыбель; лелека - аист, с которым связано поверье о том, что он приносит детей.

«Леля, Ляля могла быть почти нарицательным обозначением дочери», - отмечает Б. А. Рыбаков.

Кукушка - это и есть кукла, дитя, сгусток энергии, в котором зарождается жизнь.

Фасмер считает, что предположение об исконно славянском происхождении слова кукла неприемлемо, как и его родство со словом кука - кулак.

Однако заглянем в словари.

В санскрите kucati - сжиматься, искривляться, kucas - женская грудь. Болгарское «кука» - крюк, костыль.

Ф. Г. Преображенский показывает, что корень -кука в словах докука, скука, скучать, докучать родственно «кукать» - горевать. Кукса - тот, кто хандрит, то есть искривляет черты лица, искажает свое энергетическое поле.

Кýкиш - это особым образом сжатая в кулак ладонь, указательный палец сгибается в виде крючка.

Всем хорошо знакомо слово «куколка» как обозначение кокона, одной из стадий развития бабочки. Кокон, как пишет В. И. Даль, - это «кожушок шелковичной гусенички, кутанка, запрядка, в которой лежит личинка шелковичного сумеречника».

Кукóль - род капюшона, в который закутывается голова.

Сербохорватское кукýль - повойник (женский головной убор). Болгарское кукличка - род шапки.

В калужских и орловских говорах куклой называют завертку, закрутку в хлебе, завой колосьев знахарем, колдуном, на порчу или гибель того, кто снимет куклу.

В псковских говорах кукла - это около 20 фунтов чистого льна в связке.

Общее значение всех этих слов - нечто изогнутое , скрученное , спряденное.

Теперь вспомним, как делали кукол в старину крестьянки. Их скручивали, сгибали, сворачивали из куска ткани, запеленывали, связывали ниткой или ленточкой. Называли их скрутками, закрутками.

Растение кукушку во время обряда наряжали как куклу. Девушки Ростовского уезда делали мотушку из веток, ниток и лент. Выпряденная нить, ткань - это сгусток энергии, результат труда многих людей. Вероятно, более древнее название мотушки - кокон, кукла - трансформировалось в кукушку, которую просят сберечь мотушку.

Кукла , считает Пропп, - это канал общения человека с миром богов, духов и предков - покровителей рода. Такое общение может произойти только в отсутствие посторонних, поэтому девушки свои обряды совершали тайком, на границе поля и леса, около дуба - священного дерева Перуна.

Русский архаичный обряд похорон куклы-кукушки близок к греческим мистериям, изображающим похищение Персефоны. Мы ощущаем единство двух дочерей великих богинь - двух богинь весны и любви, которые уходят в другой, подземный мир. На это указывает участие земли в обрядах: опалывание кукушки , выкапывание с корнем растения или травы, именуемой кукушка , посадка березы, закапывание куклы в землю.

Похороны кукушки мы можем связать с мотивом жертвы и выкупа. Для крестьянской девушки, будущей жены, матери, самым главным этапом жизни после замужества было рождение ребенка. Роды могли пройти нормально, могли быть и тяжелыми. И женщина, и ребенок во время родов находились на границе жизни и смерти. Самым большим счастьем женщины было благополучное разрешение от бремени. Помоги, матушка Лада, дитя родить здоровеньким, а мы тебе взамен подарим лялечку, куколку - кукушку, скруточку.

Кукла может быть той жертвой, которую приносили богиням-рожаницам, покровительницам рода человеческого.

Мы можем сказать, что троицкий обрядно-хороводный комплекс включал в себя древнейший обряд жертвоприношения, связанный с поклонением богиням Ладе и Леле. Этот обряд дожил в измененном виде до наших дней - в виде обряда крещения и похорон кукушки.

«Повесть временных лет» - выдающийся памятник древнерусской литературы

Урок внеклассного чтения

Урок внеклассного чтения учитель строит в зависимости от подготовки учащихся и наличия иллюстративного материала. Важно подчеркнуть, что речь идет о событиях более чем тысячелетней давности. Сказания носят легендарный характер, то есть элементы исторической основы сплавлены в них с вымыслом. При разговоре об этом будем опираться на знания, полученные при изучении «Легенды об Арионе», записанной Геродотом. Читая легендарные сказания, например «Месть Ольги», не будем воспринимать их буквально.

Чтобы пробудить интерес детей и вызвать у них реакцию узнавания, прочитаем им отрывок из «Повести временных лет», описывающий самые крупные реки Древней Руси и путь «из варяг в греки», найдем эти реки на географической карте и проследим легендарный путь. Если вы живете на Днепре, Двине, Волге или на Валдайской возвышенности рядом с «Оковским лесом», ваши ученики почувствуют радость от того, что об их родном месте тоже сказано в самой древней русской летописи, и живее ощутят свою причастность к истории родного народа.

«Днепръ бо потече из Оковьскаго леса, и потечеть на полъдне, а Двина ис того же леса потечет, аидеть на полунощье и внидеть в море Варяжьское. Ис того же леса потече Волга на въсток, и вътечеть семьюдесять жерелъ в море Хвалисьское» (Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. - СПб.: Наука, 1999. - С. 9).

Оковский лес находился на водоразделе Днепра и Волги, в районе Валдайской возвышенности. О названии этого леса напоминает село Оковцы близ Осташкова.


Похожая информация.


ТОМ СОЙЕР И ГЕКЛЬБЕРРИ ФИНН (англ. Tom Sawyer, Hucklberry Finn) - герои романов Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Двенадцатилетние мальчишки, жители маленького провинциального американского городка Санкт-Петербург, товарищи по играм и забавам, которые то и дело рождает их неуемная фантазия. Т.С. - сирота. Его воспитывает сестра покойной матери, благочестивая тетушка Полли. Мальчишке совершенно неинтересна та жизнь, которая течет вокруг, но он вынужден соблюдать общепринятые правила: ходить в школу, посещать церковную службу по воскресеньям, аккуратно одеваться, хорошо вести себя за столом, рано ложиться спать - хотя то и дело нарушает их, вызывая негодование тетушки. Предприимчивости и изворотливости Тому не занимать. Ну кто еще, получив в наказание задание побелить длиннющий забор, смог бы повернуть дело так, что забор покрасят другие мальчишки, да к тому же оплатив право принять участие в столь увлекательном мероприятии «сокровищами»: кто дохлой крысой, а кто обломком зубной гуделки. Да и получить Библию в награду за превосходное звание ее содержания, на деле не зная ни строчки, тоже далеко не каждый сумеет. А вот Том смог! Разыграть кого-либо, одурачить, придумать что-нибудь необычное - это стихия Тома. Много читая, он стремится и собственную жизнь сделать такой же яркой, как та, в которой действуют герои романов. Он пускается в «любовные приключения», устраивает игры в индейцев, пиратов, разбойников. В какие только ситуации ни попадает Том благодаря своей бьющей ключом энергии: то ночью на кладбище становится свидетелем убийства, то присутствует на собственных похоронах. Иногда Том и в жизни способен на почти героически поступки. Например, когда принимает на себя вину Бекки Тэчер - девочки, за которой неловко пытается ухаживать, - и выдерживает порку учителя. Он обаятельный парень, этот Том Сойер, но он дитя своего времени, своего города, привыкший вести двойную жизнь. Когда надо, он вполне способен принять образ мальчика из приличной семьи, понимая, что так поступают все. Совсем иначе дело обстоит с ближайшим другом Тома, Геком Финном. Он сын местного пьяницы, которому нет никакого дела до ребенка. Гека никто не заставляет ходить в школу. Он полностью предоставлен сам себе. Мальчишке чуждо притворство, а все условности цивилизованной жизни просто невыносимы. Для Гека главное - быть свободным, всегда и во всем. «Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было все, что делает жизнь прекрасной», - заключает писатель. Гека бесспорно привлекают занимательные игры, выдумываемые Томом, но дороже всего Геку личная свобода и независимость. Утратив их, он чувствует себя не в своей тарелке, и именно ради того, чтобы вновь обрести их, Гек во втором романе уже один предпринимает опасное путешествие, навсегда покидая родной город. В благодарность за спасение от мести индейца Джо вдова Дуглас взяла Гека на воспитание. Слуги вдовы умывали его, причесывали гребнем и щеткой, каждую ночь укладывали его на отвратительно чистые простыни. Ему приходилось есть при помощи ножа и вилки и посещать церковь. Несчастный Гек выдержал лишь три недели и исчез. Его искали, но без помощи Тома вряд ли смогли бы найти. Тому удается перехитрить простодушного Гека и вернуть его на какое-то время к вдове. Тогда Гек мистифицирует собственную гибель. Сам же садится в челнок и плывет по течению. Во время путешествия Гек тоже переживает немало приключений, проявляет находчивость и смекалку, но уже не от скуки и желания поразвлечься, как раньше, а в силу жизненной необходимости, прежде всего ради спасения беглого негра Джима. Именно способность Гека думать о других делает его образ особенно привлекательным. Наверное, поэтому сам Марк Твен видел в нем героя XX века, когда, с точки зрения писателя, уже не будет расовых предрассудков, нищеты и несправедливости.

Лит.: Мендельсон М. Марк Твен. М., 1958; Ромм А. Марк Твен и его книги о детях. Л., 1958; Фонер Ф. Марк Твен - социальный критик. М., 1961.

История создания произведения

К созданию романа об одном из персонажей книги «Приключения Тома Сойера», бродяге по имени Гек Финн, Марк Твен приступил в 1876 году. Однако писатель отложил роман, написав примерно одну четвертую книги. Вернулся к написанию в 1883 году, закончил в 1884, издал - в 1885 году в Великобритании.

Первое издание романа «Приключения Гекльберри Финна» сопровождалось авторской ремаркой «Время действия - 40 или 50 лет назад» - это автобиографическая отсылка, свидетельствующая о том, что автор, будучи подростком, был непосредственным участником событий (как и в книге о Томе Сойере).

Известно, что в детстве он был свидетелем случая дружбы между молодым рыбаком и беглым негром (центральное событие повествования). Рыбак, зная о высокой награде за поимку негра, не соблазнился деньгами и не выдал своего друга.

Многие события, описываемые в романе, были детскими впечатлениями автора, именно поэтому роман получился удивительно реалистичным, правдивым и беспощадным, и сделало его произведением, из которого «вышла вся современная американская литература» (мнение Эрнеста Хемингуэя).

Композиция, содержание

Роман о Геке Финне относят к категории «Великих американских романов». Главной его стилистической особенностью является то, что он написан на разговорном варианте языка (в американской литературе такое зафиксировано впервые, и за это произведение получило шквал критики).

Повествование ведётся от первого лица - от лица Гекльберри Финна. Автор живо изображает язык и речь маленького бродяги, создает волшебную иллюзию именно мальчишеского повествования, без каких бы то ни было этикетных, литературных и грамматических правил.

Романы «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» получились крайне разными: «Том Сойер» ностальгический и идиллический, «Гек Финн» - натуралистичный и жестокий. В плане композиции также существенные различия: «Том Сойер» плавный и последовательный, «Гек Финн» имеет отрывочную и аморфную композицию. Центральная линия повествования - путешествие на плоту и последующее бегство Гека и Джима. Все эпизоды - композиционные звенья этой центральной цепи.

В конце первой книги Гек и Том разбогатели, обнаружив клад Индейца Джо. Вдова Дуглас взяла Гека, как своего спасителя, к себе в дом, она намеревалась усыновить его и вырастить его джентльменом. В городе появляется отец Гека, пьяница и негодяй, и, похитив его, держит в лесной хижине. Гек инсценирует собственное убийство и убегает от отца по реке на остров Джексона. На острове Гек оказывается не один - здесь укрывается Джим, беглый негр. Он бежит на север, чтобы заработать денег и выкупить свою семью.

Во время разлива Миссисипи мимо острова Джексона проплывает плот, и Гек с Джимом решают уплыть на нем (Джима теперь ищут по подозрению в убийстве Гека). Они плывут по ночам, покупают или крадут еду, угоняют у бандитов лодку с награбленным, натыкаются в темноте на пароход, тонут и спасаются, теряют друг друга.

Гек иногда испытывает угрызения совести оттого, что фактически украл чужую собственность - негра, но в то же время он понимает, что друга, которым Джим для него стал, он предать не может. Мошенники, прибившиеся к путешествующей паре, сдают Джима, и его сажают в тюрьму, а Гек попадает к семье Фелпсов, родственников Тома Сойера. Гек и Том готовят побег Джима, но при освобождении негра Тома ранит пулей.

В конце выясняется, что владелица Джима, мисс Уотсон, умерла, завещав негру освобождение, и Том прекрасно об этом знал, но не смог отказаться от плана ради приключений.

Герой романа

Центральный персонаж романа - Гекльберри Финн. Автор неслучайно делает повествователем не Тома, а Гека. Главный герой романа - бродяга, истинное дитя народа, обладающее колоритным и выразительным языком. За уникальный язык и натуралистичные картины в некоторых штатах книгу приравняли к «мусору, пригодному лишь для свалки», изъяли из библиотек.

В произведении полностью раскрывается история и характер Гека, тогда как в первой части о Томе Сойере Гек был нарисован слегка, бегло. Гек - человек природы и воспитанник улиц, он ребенок, но смотрит на мир реально и независимо. Помогая Джиму, Гек, прежде всего, удовлетворяет свою первейшую потребность - быть всегда свободным.

Вначале Гек, как гражданин Юга, рассматривает негритянское рабство, как что-то само собой разумеющееся, естественное, но в конце он понимает цену верности, мужества, преданности и начинает ценить дружбу с негром. Парадоксально - потому что для такой дружбы в Америке конца 19 века нужно было быть очень смелым человеком.

Проблематика романа

Настоящие реалисты блестяще приняли роман, признав его жизнеспособность, новаторство и реализм высокого качества.

Это история о дружбе несоприкасающихся слоев общества (автор уравнял Джима и Гека в правах, сделав Гека бесправным бродяжкой, отбросом приличного общества), о предрассудках рабовладельцев, об истиной свободе и потребности в ней людей, не скованных цепями рабства.

Марк Твен отстаивает право чернокожих на нормальную жизнь: веками им внушали, что они созданы для служения, что белый лучше и умнее, чем черный. Автор утверждает - джентльменство не передается по крови, а вокруг черных людей полно белых с черными душами.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры