Театр наций рейтинг лучших спектаклей. Комедийные спектакли

Главная / Развод

Нет другого города в мире, где театральная жизнь настолько насыщенна… В Нью-Йорке или Лондоне, например, хороших драматических постановок бывает от силы 2-3 за весь театральный сезон, и идут они как антрепризы, каждый день в течение сезона, а потом снимаются из репертуара театра. В Москве в некоторых театрах есть спектакли, идущие годами и которые, как хорошее вино, становятся только лучше, оттачиваясь до безупречного исполнения… Если Вы любите театр, и Мастерская Петра Фоменко для Вас не пустой звук, то список спектаклей, предлагаемый мной ниже, однозначно для Вас. Если Вы смотрели некоторые из рекомендованных ниже спектаклей, и они Вам понравились, то остальные с большой вероятностью тоже будут в Вашем вкусе, и тогда это руководство к действию. Если Вы смотрели все эти спектакли, и они Вам понравились, то нам с Вами, наверное, просто будет приятно, что наши вкусы сходятся.

Если Вы никогда не ходили в театр, но решили восполнить пробел или произвести впечатление на девушку или молодого человека, то этот список тоже для Вас . Смело идите на любой из этих спектаклей, и сильные впечатления и темы для дискуссий Вам обеспечены на весь оставшийся вечер. Возможно, кому-то выбор покажется слишком «классическим», и Вы правы – это мои личные предпочтения: мне не близок эпатаж в театральном искусстве. И еще я люблю, когда в пьесе сильное все: и режиссура, и игра актеров, и сценография, и сама пьеса с диалогами и сюжетной линией.

Итак 35 лучших спектаклей на 9 театральных площадках города Москвы .

Начну со своего любимого театра — МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО . Основатель театра Петр Фоменко умер в 2012 году, но как истинный visionary («провидец», англ.яз. — прим.ред ), он не только подготовил себе замену (Евгения Каменьковича), но и 3 поколения актеров, тем самым обеспечив преемственность в качественных постановках на годы вперед… В этом театре смотреть можно все подряд, но есть то, что абсолютно must-seе.

Спектакли с участием 1-го поколения «фоменок» (Полина и Ксения Кутеповы, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова)

1. «Волки и овцы» . 5 часов классики Островского, при этом вы не захотите, чтобы спектакль заканчивался. До сих пор не понимаю, как Фоменко удавалось ТАК ставить классику…

2. «Война и мир» . Начало романа. Толстого ставить не просто, но вы получите искреннее удовольствие от спектакля.

3. «Семейное счастье» . Еще один спектакль по Толстому… Смотрится на одном дыхании.

4. «Театральный роман» . Ознакомление с биографией Булгакова или хотя бы с историей взаимоотношения его «Белой Гвардии» и МХАТа для полного осмысления спектакля обязательно! Только тогда вы будете понимать сюжет полностью и смеяться весь спектакль. Спектакли с участием 2-го поколения «фоменок» («поющая» Полина Агуреева)

5. Одна абсолютно счастливая деревня . Это, наверное, единственный спектакль, который идет уже годами, а на него по-прежнему нет билетов в свободной продаже… Полина Агуреева бесподобна.

6. Бесприданница . Стоит посмотреть хотя бы ради пения Агуреевой… Если вам понравился «Жестокий романс» — эта версия Островского вам однозначно понравится. Спектакль с участием 3-го поколения «фоменок»

7. Русский человек на rendez-vous . Тургенев смотрится как захватывающая романтическая драма в кино… Критики в данном спектакле обращают внимание на Серафиму Огареву – исполнительницу роли Джеммы, но я лично прочу большое будущее другой главное героине и актрисе ее исполняющей — Екатерине Смирновой. В этой рыжеволосой актрисе столько драйва и жизни!!!

Олег Табаков, как и Петр Фоменко, тоже старается предоставить площадки театра разным режиссерам и разным по своей «маститости» актерам. И, хотя, большинство женских ролей спектаклей основной сцены отдается его супруге Марине Зудиной, мой выбор падает на спектакли без ее участия.

8. Новый американец. Прекрасный и смешной спектакль в постановке Петра Штайна по «ассорти» произведений Довлатова, где в главной роли играет Дмитрий Брусникин, а ансамбль дополняют Александр Семчев, Дарья Юрская, Игорь Верник, Евгений Киндинов.

9. Господа Головлевы. Смотреть из-за потрясающей игры Евгения Миронова – той игры, из-за которой я считаю его лучшим живым актером нашей страны. Это единственный спектакль в постановке «эпатажного» Кирилла Серебрянникова в моем списке.

10. Белая гвардия . Хорошая постановка хорошей пьесы с хорошими актерами. Режиссер – Сергей Женовач, который по причине наличия собственного театра (Студия Театрального Искусства) теперь редко ставит где-то за его пределами, поэтому посмотреть его работу с целой плеядой прекрасных актеров, огромной удовольствие.

11. Крейцерова Соната. Лучшая работа Михаила Пореченкова в театре. На мой скромный взгляд.

12. Пролетный гусь . Приготовьте носовые платочки. Плачут все. Очень грустный спектакль в постановке грустной Марины Брусникиной. Если у вас плохое настроение, после просмотра оно испортится еще больше… Для меня лично постановки Марины Брусникиной в принципе воспрещены – уж слишком они депрессивно-грустные…

13. №13. Безумно смешная английская комедия. Если хочется посмотреть комедию, то №13 – лучший выбор из всего списка. Повеселитесь в компании с прекрасным Евгением Мироновым.

14. Конек-Горбунок . Отличный музыкальный спектакль с Ириной Пеговой в роли царь-девицы. Дети и взрослые будут в восторге!

В этом театре любой спектакль, созданный тандемом Кама Гинкас (режиссура) – Сергей Бархин (сценография), уже стоит того, чтобы его посмотреть. Если к тандему еще присоединяется композитор Леонид Десятников, впечатление еще больше усиливается. Начните с трилогии постановок по Чехову Черный Монах-Дама с Собачкой-Скрипка Ротшильда в любом порядке.

15. Дама с собачкой . Лирическая и всем знакомая история. Идеально для свиданий. Отдельно стоит отметить сценографию.

16. Черный монах . Лучший из трилогии. Актерский дуэт Сергей Маковецкий – Игорь Ясулович получил за этот спектакль государственную премию. Заслуженно. Спектакль будоражит и долго-долго «не отпускает».

17. Скрипка Ротшильда . На меня произвел чуть меньшее впечатление, чем «Черный монах», но посмотреть стоит. Сценография Бархина выше всех похвал, игра Игоря Ясуловича впечатляет не меньше.

18. К.И. из Преступления . Спектакль одного актера. Вернее, одной актрисы. Катерина Ивановна в исполнении Оксаны Мысиной – совершенный «взрыв мозга и восприятия» — невероятный накал и уровень мастерства…

19. Медея . Игра незнакомой для меня исполнительницы роли Медеи стала откровением. Совсем молодым мамам лучше не смотреть.

20. Кроткая. Игорь Гордин получил в 2011 г. за роль в этом спектакле «Золотую Маску» за лучшую мужскую роль. Я смотрела его в десятке других спектаклей, и не мне кажется хорошим стабильным, но «ничегоособого» актером… Шла смотреть спектакль с любопытством. Возможно, с ним хорошо поработала режиссер спектакля, возможно, он накопил критическую массу мастерства, но своей игрой в этом спектакле для меня он вошел в плеяду актеров, ради которых уже можно в будущем идти смотреть спектакли… Пьеса Достоевского для меня была новой, и вкупе с потрясающей игрой Гордина произвела на меня такое впечатление, что после спектакля какое-то время я вообще не могла говорить…

Не очень люблю этот театр, но периодически в нем ставят шедевры.

21. Осенняя соната . Сильнейшая игра лучшей актрисы театра Марины Нееловой, которая в связи с постоянны проживанием во Франции редко появляется на российской сцене. Спектакль (пьеса Бергмана) обеспечит сильнейшие переживания тем женщинам, у кого есть проблемы с взаимопониманием со своими мамами или взрослыми дочерями.

22. Пять вечеров. Одновременно спектакль поставили в нескольких театрах Москвы, но исполнение Сергея Гармаша мне понравилось больше всего. Стоит сходить ради его игры и Евгении Симоновой как “supportingactress” (актриса второго плана — англ.яз.,прим.ред. )

23. Скрытая перспектива. Чулпан Хаматова в главной роли уже обеспечивает статус “mustsee” любому спектаклю. Успех данного спектакля по пьесе «Timestandsstill» дополняется интересной режиссерской работой израильского режиссера Евгения Арье и игрой Александра Филиппенко. Если хотите сходить на спектакль, после которого дискуссии, обсуждения, споры на «заданную тему» обеспечены, то этот спектакль однозначно обеспечит вам такую возможность.

24. Пигмалион. Классика в исполнении Сергея Маковецкого. Что может быть прекраснее и стабильнее?

Сам театр не стоил бы упоминания, если бы не возможность посмотреть на замечательную работу молодой восходящей звезды Юлии Пересильд.

25. Варшавская мелодия. Мужскую главную роль неплохо играет Даниил Страхов, но Юлия его значимо «переигрывает».

Театр не только получил Евгения Миронова в качестве руководителя, но и новую прекрасную площадку. Теперь в этом театре Миронова можно увидеть чаще, чем в других…

26. Рассказы Шукшина . Ожидаемо хороший дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. Полагаю, что «молодому поколению», не знакомому с российским бытом советских времен сама пьеса может быть не очень интересна…

27. Калигула . Внесла спектакль в список, сама еще его не посмотрев. Но Калигула в исполнении Евгения Миронова и в постановке стабильно хорошего литовского режиссера Някрошюса мне кажется беспроигрышными вариантом. Миронов получил в 2012 г. за эту роль «Золотую Максу» в номинации «лучшая мужская роль».

28. Метод Гренхольма . Любителям игры в мафию, сотрудникам HR, психологам, а также тем, кто любит необычные методы интервью смотреть обязательно! Давно не видела в театрах сочетания захватывающего сюжета (смотрится, как психологический триллер) и прекрасной игры актеров. Весь актерский «квартет» играет замечательно, особенно выделяется Чонишвили. Довольно неожиданная развязка.

Театральная реформа подарила и нового художественного руководителя — Миндаугаса Карбаускиса. Смотрите на будущее в афишах его постановки, и они будут гарантированно хорошими.

29. Мертвые души. Удивительно затесавшись среди посредственных постановок до-карбаускиской эпохи театра Маяковского, это лучшая постановка «Мертвых душ», которую я когда-либо и где-либо видела. Акценты расставлены таким образом, что поражаешься, насколько в России ничего не меняется…

Не была в этом театре, наверное, уже лет 10, до этого пересмотрев там почти все. Но уже не идут ни «Страсти по Бумбарашу», ни еще несколько спектаклей с Евгением Мироновым и Владимиром Машковым… Вместе с вами попробую вернуться в старую добрую Табакерку в новом году…

30. Дьявол . Еще один спектакль, который я лично еще не видела, но сама пьеса, режиссер (говорят, талантливый ученик Сергея Женовача), актеры обещают сильнейшее впечатление от спектакля. Особенно интересно посмотреть на игру Максима Матвеева, которого мы уже успели посмотреть на киноэкранах.

СТИ (театр Сергея Женовача и единственный полностью «частный» театр города Москвы) стала для меня открытием прошлого года. До этого видела много спектаклей Женовача, но не знала, что у него появилась своя площадка. В , как и в Мастерской Петра Фоменко, смотреть можно все или почти все, но я завершу список пятью лучшими на мой взгляд спектаклями театра. Обратите внимание на «звезду» СТИ — актера Алексея Верткова.

31. Игроки . Режиссура и сценография безупречны. Продумано все до мелочей, включая оживающий бюст Гоголя в конце спектакля.

32. Мальчики . Так «разложить» не самую захватывающую тему из «Братьев Карамазовых» Достоевского, кроме Женовача, смог бы, наверное, только Петр Фоменко…

33. Захудалый род . И в этом спектакле очевидно, что Женовач – ученик Петра Фоменко и научился у него ставить классику так, что спектакль идет 4 часа, а вы не хотите, чтобы он заканчивался… Само произведение Лескова было для меня незнакомым, что сделало спектакль еще более интересным.

34. Река Потудань . Перед спектаклем кормят печеной картошкой в мундире. Единственный спектакль театра, на который действительно сложно купить билеты – продаются только «лично в руки» только в 3-е воскресенье месяца. Спектакль определен режиссером как «сокровенный разговор», играется в малом зале на 30 зрителей.

Итак, при посещении театров примерно раз в неделю, данного списка хватит как раз до конца 2013 года, с учетом летних отпусков. Приятного вам просмотра!

Александра Матвеева

Театральный обозреватель Алла Шендерова смотрит сотню премьер в год. Но своим друзьям и коллегам искренне рекомендует лишь некоторые из них. Алла составила список из 15 спектаклей, которые стоит увидеть каждому.

Театр: Театр-студия п/р О.Табакова
Режиссер: Константин Богомолов
Актеры: Роза Хайруллина, Дарья Мороз, Яна Сексте, Дмитрий Куличков, Павел Ильин, Александр Фисенко

Борец с традиционализмом, Константин Богомолов перенес действие пьесы Островского в начало XX века, убеждая, что клерикалы, олигархи и
чекисты в России – не три сословия, а одно. Здесь слуги носят черные косоворотки, напоминающие о «черной сотне», а на стене висит тушка черного двуглавого петуха. Здесь все актеры играют с аппетитом и озорством, превращая придуманные режиссером схемы в полнокровные образы. Лучше всех – Роза Хайруллина. Ее помещица Меропа Мурзавецкая бьет земные поклоны и прикуривает от церковной свечки. Соблазняет слугу – и стыдливо отворачивается от наготы. И так чеканит шаг в черных смазных сапожках, что смысл слов «иду на службу» окончательно двоится.

Театр: «Мастерская Петра Фоменко»
Режиссер: Петр Фоменко
Актеры: Галина Тюнина, Ксения и Полина Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Рустэм Юскаев, Алексей Колубков и др.

Этот спектакль появился еще тогда, когда будущие «фоменки» учились на третьем курсе ГИТИСа. Собственно, с него в 1992-м и начался их будущий театр. Петр Фоменко вдохнул новую жизнь и в обросшую режиссерскими штампами пьесу Островского, и в своих совсем юных исполнителей, и даже в сам русский психологический театр. Запал оказался так силен, что его хватает и поныне. Приходите – и убедитесь сами: «Волки и овцы», объехавшие все престижные фестивали мира, все страны и континенты, и сегодня переливаются свежими театральными красками.

Театр: Театр наций
Режиссер: Алвис Херманис
Актеры: Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Евгений Миронов, Дмитрий Журавлев и др.

Перед началом спектакля зритель рассматривает громадный снимок поля с подсолнухами, сделанный на родине Шукшина, в селе Сростки. Три щита с фотографиями да длинная лавка – вот и все декорации, придуманные Алвисом Херманисом вместе с художницей Моникой Пормале. Позже вместо подсолнухов на щитах появятся фото нынешних обитателей Сростков – трактористы, фельдшерицы, старики. Наивная условность, открытая игра с лубком и китчем – главный прием этого спектакля. Однако это именно игра, а не сам лубок. Вот уже три сезона, как «Рассказы Шукшина» – первая и пока единственная работа латыша Алвиса Херманиса с русскими актерами – главная экспортная статья русского театра. За это время спектакль не только не утратил премьерного блеска, но стал куда динамичнее и острее. Сегодня это почти балет, в котором Евгений Миронов пропевает и протанцовывает роли шукшинских «чудиков» с хореографической точностью. А его партнерша Чулпан Хаматова, одна из героинь которой – немая деревенская дурочка, неизменно заставляет публику тревожно шуршать, нащупывая в карманах бумажные платочки.

Театр: Театр наций
Режиссер: Эймунтас Някрошюс
Актеры: Евгений Миронов, Игорь Гордин, Мария
Миронова, Алексей Девотченко и др.

Самый знаменитый режиссер всего постсоветского пространства поставил пьесу экзис тенциалиста Альбера Камю – о том, как перерождается человек, соприкоснувшись с властью. Императора Калигулу Евгений Миронов играет поэтичным, слишком впечатлительным юношей, решившим довести до абсурда саму идею власти. Мятую рубашку, удивленно распахнутые глаза и манеры современного хипстера и знатока поэзии неотвратимо вытесняют оранжевая шинель, взгляд исподлобья и почти гитлеровский чубчик, зачесанный вниз. Власть по Някрошюсу влечет героя не только к вырождению, но и к гибели. Противники экстрима могут быть спокойны: прямых политических аллюзий в «Калигуле» нет, но общий месседж спектакля рифмуется со строчкой из «Писем к римскому другу» Бродского: «Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря».

Театр: «Сатирикон»
Режиссер: Юрий Бутусов
Актеры: Агриппина Стеклова, Тимофей Трибунцев, Полина Райкина, Лика Нифонтова, Денис Суханов, Юрий Бутусов и др.

Представьте, что банда комедиантов репетирует «Чайку», – каждый стремится урвать себе монолог Треплева, хоть чуть-чуть побыть Заречной или Аркадиной. Во главе банды – сам КостяТреплев, то есть режиссер Юрий Бутусов. Словно у Кая в «Снежной королеве», в глазу у него сидит осколок – любую пьесу он воспринимает как фарс. В «Сатириконе», на сцене которого Бутусов ставил и раньше, его понимают с полуслова. Для «Чайки» он нашел себе двойника: Треплева играет Тимофей Трибунцев – небритый очкарик в клетчатой рубашке, некстати декламирующий стихи Бродского. Но в особо патетических местах в роли Треплева на сцену выскакивает сам Бутусов, неистово отплясывающий и хрипло голосящий. И если блюстителям хрестоматийных трактовок этот спектакль кажется хулиганством, то любителям всего живого, в том числе актуальной классики, придется в самый раз. Вы театра захотели? Нате-ка, выкусите!

Ольга Фукс, обозреватель журнала «Международный институт театра»:
«Чайка» Юрия Бутусова в «Сатириконе» – из тех спектаклей, что «закрывают тему», таково их эмоциональное воздействие. Давно уже ставший маститым режиссер позволил себе сочинить своих «Людей, львов, орлов и куропаток» – отправиться в Зону, где затасканные слова засветятся радиацией новых смыслов. Чего стоит хотя бы последнее появление Нины Заречной – подурневшей, побывавшей игрушкой всех елецких купцов, фанатичной, полубезумной. И, похоже, святой.

Театр: «Практика»
Режиссер: Виктор Рыжаков
Актеры: Полина Агуреева

Лучший спектакль всей сегодняшней новой драмы построен на соединении противоположностей. Монолог маньяка-людоеда, написанный Иваном Вырыпаевым, виртуозно исполняет Полина Агуреева, одна из самых тонких и красивых московских актрис. У режиссера Виктора Рыжакова – абсолютный слух на хорошую драматургию. Он воплощает текст, сохранив его особый поэтический строй. В итоге, несмотря на мрачное, местами кошмарное содержание, зритель выходит просветленный – ведь в поэзии главное не смысл слов, а внутренняя музыка.


Режиссер: Дмитрий Крымов
Актеры: Игорь Яцко, Анна Синякина, Сергей Мелконян

Занявшись режиссурой почти в 50 лет, художник Дмитрий Крымов за несколько сезонов сумел создать уникальное театральное направление и получить пару «Золотых масок» в номинации «Новация». Хотя, наверное, специально для Крымова, номинацию стоило бы назвать «Другая сторона Луны». К 150-летию со дня рождения Чехова Крымов поставил грандиозное театральное шествие в стиле советских парадов: своего сочинителя приветствуют толпы Треплевых и Раневских, многоуважаемый шкаф, вагон для свежих устриц, Союз писателей и женская сборная по синхронному плаванию. Любители современного искусства получат удовольствие от этой громадной живой инсталляции, уносимой лентой транспортера, как движением времени.

Дина Годер, обозреватель «Московских новостей »: Прелесть «Тарарабумбии» в том, что она вышла в нужное время. Это был юбилейный чеховский год, в это время кто только Чехова ни ставил. В этом контексте спектакль Крымова показался эдаким пародийным каталогом режиссерских подходов к чеховским пьесам. Чехов в кукольном театре и в опере, авангардный, трагический, юмористический и поп-артовский; Треплев-ребенок и Треплев-старик... Прошло два года, а я как смотрю очередную премьеру по Чехову, всегда «Тарарабумбию» вспоминаю актера Игоря Яцко – сумасшедшего Гаева, ломающего смертельно надоевший многоуважаемый шкаф.

В конце 90-х взамен насквозь фальшивым, зато хорошо поставленным голосам народных артистов со сцены впервые прозвучал сипловатый голос человека, торопливо подбиравшего слова, чтобы рассказать о своих переживаниях, в которых каждый сейчас же узнавал переживания собственные. Поначалу камерные, а потом и огромные залы хохотали до слез, внимая рассказам Гришковца о том, что рисованные мультики ему всегда нравились больше кукольных, и как не хочется, но надо есть собаку, если ее приготовил твой армейский товарищ. Нащупав свою интонацию, Гришковец сумел стать близким самым разным зрительским кругам: от крупного бизнесмена до продвинутого программиста и совсем не продвинутой домохозяйки. Чтобы понять, в чем тут секрет, отправляйтесь на его первый, редко исполняемый, но все еще живой спектакль.

Театр: РАМТ
Режиссер: Миндаугас Карбаускис
Актеры: Нелли Уварова, Дарья Семенова, Илья Исаев, Дмитрий Кривощапов, Александр Доронин и др.

Сказать что-то новое о Холокосте после «Списка Шиндлера» или «Пианиста», да еще не впасть в сантименты и безвкусицу – дело трудное. Карбаускису удалось. Его спектакль, основанный на романе литовского еврея Ицхокаса Мераса, выстроен так, что ошалевший сперва зритель понемногу начинает воспринимать ситуацию как бы изнутри, становясь на позицию героев спектакля – узников вильнюсского гетто: смерть неизбежна, и потому не так уж важно, как и когда она произойдет. Важно другое: не сделать так, как хочет комендант лагеря. Не вступить в сделку со злом. Другого выигрыша в шахматной партии, именуемой жизнью, быть не может. Один из самых виртуозно придуманых, сыгранных и оформленных спектаклей последнего времени.

Трилогия «Жизнь прекрасна. По Чехову»: «Черный монах », «Дама с собачкой », «Скрипка Ротшильда »

Театр: МТЮЗ
Режиссер: Кама Гинкас
Актеры: Юлия Свежакова, Сергей Маковецкий, Игорь Ясулович, Игорь Гордин, Валерий Баринов, Арина Нестерова, Алексей Дубровский и др.

«Страданье есть способность тел, а человек есть испытатель боли» – эти строчки Иосифа Бродского, с которым Кама Гинкас водил дружбу в пору своей петербургской юности, можно поставить эпиграфом к каждому спектаклю режиссера. Чеховскую трилогию «Жизнь прекрасна« он задумал еще в конце 90-х. Разумеется, это был ни на что не похожий Чехов. У Гинкаса Черный монах (Игорь Ясулович) сам собою зависает над бездной, оказываясь провокатором и бесом, искушающим ученого Коврина (Сергей Маковецкий); за романом героев «Дамы с собачкой» нельзя наблюдать без смеха и слез, а гробовщик Яков Бронза из «Скрипки Ротшильда», оказывается, существовал только для того, чтобы перед смертью осознать, как глупо жил. Любители традиционных интерпретаций явно ошибутся дверью. А всем прочим стоит отправиться в театр, чтобы в который раз ощутить, что жизнь горька, страшна, безнадежна. И – прекрасна.

Мария Седых, обозреватель журнала «Итоги»: «Что такое «Жизнь прекрасна» – по Чехову и по Гинкасу? Мне кажется, это счастье страдать. Среди чеховских героинь довольно часто встречаются молодые женщины, которые любят подойти к буфету и украдкой, не закусывая, выпить рюмку водки. И писатель им явно симпатизирует. Спектакли Гинкаса словно такой глоток: обжигающе-горький и согревающий до озноба».

Театр: МХТ им. А.П. Чехова
Актеры: Константин Хабенский, Ксения Лаврова-Глинка, Марина Голуб, Сергей Сосновский и др.

Когда-то Бертольт Брехт переписал старинную «Оперу нищих» Джона Гея так, что в викторианской Англии сразу узнавался предвоенный Берлин. Кириллу Серебренникову подобное осовременивание не понадобилось: когда Константин Хабенский (Мэкки-Нож) заявляет публике, что завязывает с грабежом, перепрофилируясь в банкиры, кажется, что реплика придумана только что. Но нет – это текст Брехта. Серебренников не только вернул «Трехгрошовой» – успешному бродвейскому мюзиклу – социальную остроту и злость. Он придумал свое оправдание зонгам, то и дело прерывающим действие и требующим особой условности: согласитесь, странно, когда бандит с петлей на шее распевает шлягер. Но Мэкки Хабенского – не столько бандит, сколько любитель ток-шоу и хэппенингов. Финал спектакля забыть невозможно: чудом избегнувший виселицы Мэкки шагает по вертикальной бетонной стене, устланной красной ковровой дорожкой. Его путь наверх только начинается.

Театр: «Школа драматического искусства»
Режиссер: Анатолий Васильев
Актеры: Игорь Яцко, Мария Зайкова, Людмила Дребнева и др.

Последний спектакль, поставленный Анатолием Васильевым в Москве в 2006-м, до его конфликта с городскими властями. Сегодня конфликт
позади, Васильев вернулся из эмиграции, но новых постановок пока не планирует. Режиссеров такого класса, как он, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Так что его «Каменного гостя», в котором органично сплавлены воедино текст Пушкина, опера Даргомыжского, офорты Гойи и современный танец с элементами ушу, надо смотреть обязательно. Если даже предположить, что вам наскучит музыка, стихи или постмодернистская ирония режиссера, все равно залюбуетесь уникальными декорациями и костюмами художника Игоря Попова. Таких стильных дамских платьев ни на одном подиуме не увидишь.

Театр: МХТ им. А.П. Чехова
Режиссер: Кирилл Серебренников
Актеры: Наталия Тенякова, Юрий Чурсин, Евгения Добровольская, Дмитрий Назаров и др.

Вдова советского чиновника Гурмыжская (Наталия Тенякова) живет в санатории для партийной элиты. Пионерский хор поет «Беловежскую пущу», коньюнктурщик Счастливцев (Авангард Леонтьев) и диссидент Несчастливцев (Дмитрий Назаров) пьют в привокзальной пивной, а гимназист-недоучка Буланов (Юрий Чурсин) произносит тост, сильно напоминающий первую инаугурационную речь президента Путина. В 2004-м, на премьере, этот спектакль произвелэффект разорвавшейся бомбы: от таких острых интерпретаций классики публика к тому времени давно отвыкла. Как выяснилось, этот дремучий «Лес» не потерял актуальности и сегодня.

Театр им. Евг. Вахтангова
Режиссер: Римас Туминас
Актеры: Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Людмила Максакова, Галина Коновалова, Анна Дубровская

Поставить Чехова пронзительнее и современнее, чем Туминас, давно никому не удавалось. Герои этого спектакля не спрашивают: «Зачем мы так живем?», они просто криком кричат, жалуясь на свою жизнь. Здесь юная Соня (Евгения Крегжде) начинает монологи со смеха, а кончает слезами, спившийся красавец Астров (Владимир Вдовиченков) не умеет ее утешить, а нянька Марина (старейшина труппы Галина Коновалова) напоминает злую колдунью. И на весь этот смешно устроенный мирок смотрит немигающим взглядом рано постаревший мальчик – дядя Ваня Сергея Маковецкого. Как свойственно настоящему интеллигенту, он не может и не умеет никого обидеть – и потому не попадает в Серебрякова, целясь с двух шагов. Сделав с помощью вахтановских артистов виртуозные шаржи на всех персонажей пьесы, Туминас выстраивает спектакль так, что зритель чем дальше, тем больше сострадает этой кучке трагических клоунов, которым никуда друг от друга не деться. Позади – зловещая темнота. Вокруг – огромная страна с ее привычкой пить, губить леса и все, что попадется под руку. Бежать некуда.

Марина Давыдова, главный редактор журнала «Театр» «Туминаса часто сравнивают с другим знаменитым литовцем, Эймунтасом Някрошюсом. Главное и счастливое свойство туминасовской режиссуры – склонность к гротеску, к разящей наповал иронии, к которым Някрошюс, напротив, совсем не расположен. Удача «Дяди Вани» в том, что режиссер, поместив актеров в атмосферу бурлеска, словно бы окропил живой водой пресловутое «вахтанговское начало». Причем ирония и гротеск у Туминаса не отменяют, а лишь оттеняют сострадание к героям».

«Студия театрального искусства» п/р Сергея Женовача
Режиссер: Сергей Женовач. Актеры: Мария Шашлова, Анна Рудь, Сергей Качанов, Андрей Шибаршин, Сергей Аброскин и другие

«Захудалый род» – одна из редких сегодня постановок, убеждающих, что русский психологический театр, как ни странно, еще жив. Это первый спектакль, выпущенный Сергеем Женовачом со своими бывшими студентами, получившими статус театральной труппы. Можно удивляться смелости режиссера, выбравшего полузабытый роман Николая Лескова о русской жизни XVIII- XIX столетия; о благородных помещицах, их верных слугах и доморощенных философах, умевших отличать правду от кривды. Все это молодые артисты играют так, что только диву даешься. На сегодня «Студия театрального искусства» – один из лучших театральных домов Москвы.

Театр: «Современник»
Режиссер: Гарик Сукачев
Актеры: Михаил Ефремов, Мария Селянская, Ольга Дроздова, Дмитрий Певцов, Василий Мищенко

Корифей русского рока Гарик Сукачев поставил при поддержке бренда «Зеленая марка» спектакль по пьесе английского драматурга Майка Пэкера, герои которого – анархо-панки из нашумевшей в 70-е рок-группы, встречаются в наши дни. Артисты «Современника» не только отжигают по полной, перевоплощаясь в музыкантов, но и заводят зал как на настоящем джем-сейшене. Главного героя – солиста по кличке Выкидыш, пожилого хулигана, каждой минутой своего существования доказывающего, что панки бывшими не бывают, играет Михаил Ефремов. Как он это делает, стоит увидеть!

Кинематограф существует уже очень давно, но это не помешало продолжать любить театр.
Телевизор не способен передать те чувства, которые переживаешь смотря на живого актера.
Вашему вниманию лучшие театры и театральные представления со всего мира.

Японский традиционный театр Кабуки

В современной Японии кабуки является самым популярным видом театрального искусства. Представление сочетает в себе танцы, песни и драматургию. В спектаклях форма, цвет и звук образуют уникальную комбинацию, ассоциируемую с величайшими мировыми сценическими традициями.

Театр Страстей Христовых

Театральные игры «Страсти Христовы» проходят в альпийской деревне Обераммергау (Бавария, Германия). Шоу представляет собой красочный спектакль с античным хором, сложное драматургическое произведение, в котором участвуют не профессиональные актёры, а любители. И, тем не менее, количество зрителей, желающих посмотреть представление, доходит до нескольких тысяч.

Чёрный театр в Праге

Пражский Чёрный театр - это нечто совершенно особенное и непохожее на всё то, что вы когда-либо видели. Его постановки основываются на неспособности человеческого глаза различать чёрное на чёрном. Освещённые объекты, фосфоресцирующие элементы, персонажи, плавающие в воздухе - это лишь некоторые элементы искусства, зародившегося в Древнем Китае. Эффектная игра теней и света, красочные костюмы, анимация и трюки, музыка и танцы, а главное - полное отсутствие слов создают особую магическую атмосферу на сцене.

Танцевальное шоу Riverdance в Дублине

Грандиозное танцевальное шоу началось с короткого выступления, предварявшего ирландских исполнителей на конкурсе Евровидения-1994. 7-минутное выступление обернулось ошеломительным успехом и мировым признанием. Риверданс представляет собой синтез национальных музыкальных инструментов, кельтских напевов, акробатических трюков и элементов ирландского степ-балета.

Мюзикл «Король Лев»

Этот мюзикл основан на одноимённом мультфильме компании «Disney». Впервые был показан в Минеаполисе в 1997 году. Постановка была осуществлена с большим размахом: спецэффекты в сочетании с великолепной музыкой и текстами обеспечили мюзиклу небывалый успех.

Шекспир в театре «Глобус»

Уильям Шекспир уже давно мёртв, но его блестящие пьесы живы до сих пор. На сцене английского театра «Глобус» были поставлены все пьесы выдающегося драматурга. Этот театр также по праву назывался «Театром Шекспира». К тому же в «Глобусе» открыт тематический парк-музей, посвящённый великому писателю.

Театральная компания «SteppenWolf» («Степной волк»)

Театральная компания является «ареной» для самых престижных и успешных постановок в США. Здесь можно увидеть известных голливудских актёров, принимающих участие в различных пьесах.

Опера и балет в «Большом театре»

В один ряд с вышеназванными театрами можно поставить и российский «Большой театр». Это один из самых роскошных театров в мире оперы.

Таланты и поклонники

А.Н. Островский.

Театр им. В. Маяковского

Режиссер – Миндаугас Карбаускис

Молодой худрук Маяковки литовец Миндаугас Карбаускис, взявший курс на обновление вверенного ему театра, не стал переписывать текст, не стал перемещать своих героев в другие эпохи. «Таланты и поклонники» - о театре, о том фанатичном служении, которое, с одной стороны, приносит счастье, а с другой толкает на жертвы и, может быть, на предательство.

Игорь Костолевский сыграл своего князя Дулебова, неумного ухажера юной Негиной, заносчивым самовлюбленным снобом, купающийся в каждой своей интонации, в каждом шаге. Светлана Немоляева превратила свою Негину-старшую в трагикомическую старуху, в которой за суетливостью и настороженностью, можно разглядеть не очень счастливую, знающую цену жизни и горю, женщину, мать, свои нереализованные мечты старающуюся воплотить в талантливой дочери. Саму Негину сыграла приглашенная Ирина Пегова – звезда фильма «Прогулка», одна из любимых актрис Карбаускиса. Ее героиня – не роковая соблазнительница, а живая импульсивная, горячая девочка, настоящая актриса, которой подлинное счастье приносит только сцена. В финале она скользит по поворотному кругу, почти взлетая от счастья.

Маленькие трагедии

А.С. Пушкин

Театр «Сатирикон»

Режиссер – Виктор Рыжаков

Такой знакомый текст Пушкина здесь звучит непривычно – с ним играют, его разрушают и собирают вновь. В спектакле Виктора Рыжакова играют молодые – здесь нет героев, есть общие судьбы, архетипические ситуации, раскиданные на всех – на дворовых мальчиков и девочек в серых пальто, собравшихся во дворе панельного дома на танцы. Рыжаков сделал из «Маленьких трагедий» настоящий коллаж – в «Пир во время чумы» вдруг вторгается «Каменный гость», а в него – «Скупой рыцарь». Такое ощущение, что в «Маленькие трагедии» пытаются играть те, кто пережил двадцатый век – с его войнами и потрясениями.

Вместе с молодыми играет Константин Райкин – его скупой рыцарь кажется не скаредным хищным старцем, а загнанным растерянным обломком иной эпохи – он испуганно корчится над своим богатством, но бездушные руки мальчиков в серых пальто перехватывают его реплики и водят его ладонью, будто это безвольная марионетка. Мрачный и стильный коллаж «Сатирикона» венчает сцена из пушкинского «Фауста» - текст бежит по экрану, а под энергичную музыку артисты сервируют стол – длинный, на всю сцену. Безупречный банкет без единой души становится главной метафорой спектакля.

Дядя Ваня

А.П. Чехов

Театр им. Вахтангова

Режиссер – Римас Туминас

Римас Туминас поставил «Дядю Ваню» по-литовски мрачно. На большой черной сцене – остатки разваливающей усадьбы – порталы, никчемная потрескавшаяся статуя льва - такие обычно ставили перед входом или в саду. Никакого внутреннего убранства или уюта – сбоку стоит рабочий верстак, в центре – заржавевший плуг, есть еще продавленный облезлый диван. Дядя Ваня и Соня смотрят на молчащее небо сквозь закопченное стеклышко – ждут, предчувствуют стихию, грозящую смести с земли былую жизнь.

Туминас не стал растворяться в «чеховской» атмосфере, изгнав из пьесы навязываемую ей сентиментальность и многозначительность. Своим героям он прибавил эксцентричности – того гротеска, который укрупнив комическое, делает пронзительнее и трагическое. Красивый и статный Астров в исполнении Владимира Вдовиченкова страдает от своей никчемности и непонятности не меньше, чем Дядя Ваня и мало склонен к непринужденному флирту. У него все всерьез и любой ироничный диалог дается ему через силу. Профессор Серебряков в исполнении Владимира Симонова похож на надутого индюка, но в какой-то момент становится не только смешон, но и жалок, когда тело его содрогается в подагрических судорогах. Чарующая Елена Андреевна здесь превращена в холодную фарфоровую статуэтку, а сам Дядя Ваня в блестящем исполнении Сергея Маковецкого похож на так и не повзрослевшего ребенка. Он уходит в черноту сцены как в смерть с неестественной улыбкой, которую пальцами растягивает на его лице яростная Соня.

Ф.М. Достоевский

Театр им. Евг. Вахтангова

Режиссер - Юрий Любимов

В спектакле Любимов исследует современную русскую жизнь с ее поверхностным политизированным возбуждением и массово портящимся вкусом. Любимов, мастер острой формы, специалист по гротеску и сатире, решает сложный многоплановый, с тонкой психологической вязью, роман неожиданно: это музыкальная композиция, в центре которой человек – за роялем. Основа спектакля – музыка Игоря Стравинского и Владимира Мартынова, какое-то время маэстро Мартынов сам находится за инструментом. Все герои спектакля подчинены музыкальному сюжету: мелодии, звуки задают темп, эмоцию, пластический рисунок, все здесь немного марионетки, немного заводные куклы. И в первую очередь, сам Николай Ставрогин, которого высокий, странный Сергей Епишев играет, скорее, трагичным клоуном, чем философом отрицания.

Любимов выбрал из романа лишь несколько глав, не заостряя свое внимание на взаимоотношениях героев, зато много времени уделено сценам сатирического толка – когда горе-социалисты, так похожие на мошенников, суетливо решают судьбу России. Любимов, в свойственной себе манере, не стесняется публицистики – для его театра всегда были характерны злободневные шутки площадного толка. Фразу «А знает Липутин» произносят здесь, намеренно разбивая фамилию на слоги, что вызывает неизменный смех в зале, а вместо «Боже, царя храни» вдруг запевают современный гимн – как будто случайная ошибка.

Русский человек на rendez-vous

И.С. Тургенев

Театр «Мастерская П. Фоменко»

Режиссер - Юрий Буторин. Художественный руководитель постановки – Евгений Каменькович.

Спектакль по повести Ивана Тургенева «Вешние воды», хоть и поставлен молодыми силами театра, по своей стилистике – плоть от плоти знаменитой Мастерской. Здесь умеют работать со словом, здесь внимательны к тексту, и почти каждая реплика может стать поводом к игре, к изящному театральному фокусу.

В самом начале главный герой – Дмитрий Санин в исполнении молодого актера Федора Малышева одевает пальто, очки, шляпу, горбится и превращается в старика, вспоминающего юность. Потом скидывает все это, расправляет плечи и становится порывистым юношей, прогуливающимся по Франкфурту в ожидании Дилижанса. Случайно познакомившись с юной итальянкой Джеммой, он входит в дом ее матери и быстро становится женихом. Итальянская жизнь в спектакле «фоменок» подана с шутливым гротеском – шумная, как и полагается итальянской матроне, мать вставляет в пышную прическу настоящую гроздь винограда, а когда волнуется, незаметно отщипывает по ягодке. А пожилой приживал, темпераментный, лукавый и обидчивый, проявляет повадки несостоявшегося оперного гения. С течением времени спектакль дрейфует от мажора к минору – Тургенев, используя личный опыт, написал о тягостном рабстве потерявшего свою юную беспечность героя. Санин, опутанный чарами хищной Марьи Полозовой, добровольно отказывается от счастья, превращаясь в потасканного неприкаянного неудачника. Правда, мрачный пессимизм настолько не в природе Мастерской, что и здесь лирическая, с усмешкой, меланхолия, сглаживает трагедию.

Ф.М. Достоевский

Московский театр юного зрителя

Режиссер – Ирина Керученко

Достоевский написал повесть, но ее очень полюбили в театрах – «Кроткую» ставят достаточно часто, история знает знаменитую постановку Льва Додина во МХАТе с Олегом Борисовым в главной роли. Казалось бы, легенда, которую очень хорошо помнят многие театралы постарше, должна была отпугнуть от этого произведения молодых. Но нет – в маленьком питерском театре «Особняк» «Кроткую» блестяще играет Дмитрий Поднозов, а на малой сцене московского ТЮЗа ее поставила ученица Камы Гинкаса Ирина Керученко. Героя-рассказчика сыграл один из лучших актеров поколения сорокалетних Игорь Гордин.

Малая сцена ТЮЗа – это белая комната, пугающая своей лабораторной белизной. Неуютное пространство заполнено старинными предметами – огромный сундук, небольшая конторка, за которой ведет свои дела ростовщик. Бледное лицо без единой кровинки, нервная кривая усмешка, маска холодного безразличия и тяжелое презрение внутри – кажется, что он презирает людей, но очень скоро станет ясно, что, в первую очередь, он презирает себя.

«Кроткую» иногда ставят как моноспектакль – ведь повествование в рассказе ведется от единого лица, а саму героиню обычно воспринимают как жертву, лицо страдательное. Керученко придумала иной расклад сил: здесь героиня в исполнении Елены Ляминой, хоть и выглядит поначалу тихоней, но характер ее, в отличие от мечущегося испуганного ростовщика, цельный и крепкий.

Окна в доме забиты картоном, ростовщик проделывает небольшую дырку, чтобы подглядывать исподтишка за обидевшим его миром, а героиня, почувствовав неминуемую гибель, разрывает картон в клочья и застывает под хлынувшим на нее потоком света.

Три сестры

А.П. Чехов

Малый драматический театр

Режиссер – Лев Додин

Если в «Пьесе без названия» по раннему опыту Чехова было много джаза, страсти, томления, фейерверка, а в аскетичном «Дяде Ване» пронзительного, порой сентиментального, трагизма, то «Трех сестер» Додин поставил жестко и лаконично.

На сцене фасад дома – за большими проемами окон семейство готовится к празднику, но веселья как будто и нет. Постепенно этот фасад будет двигаться вперед, к авансцене, будто изживая людей из своего пространство. Чеховским сестрам останется лишь узкая полоска черной сцены.

Герои Чехова здесь заранее знают о том, что жизнь проиграна. Немолодой Тузенбах в исполнении Сергея Курышева трогателен, нелеп, но его философским фантазиям о будущем совсем не свойственен оптимизм. Наташа здесь, традиционный оппонент интеллигентных сестер, энергично и хамовато захватывающая пространство, здесь совсем не такая: она как будто еще одна сестра. Ее юная надежда на новую жизнь быстро гаснет, при своем нервном аморфном, апоплексического телосложения, муже, она кажется единственной опорой семьи, Андрей – будто еще один ребенок, как Бобик и Софочка.

Сами сестры уже в самом начале не испытывают никаких иллюзий – даже юная Ирина, произнося хрестоматийный текст о будущем, совсем не похожа на мечтательницу. Все трое они, стиснув зубы, живут из-за упрямства, повторяя слова о Москве скорее как мантру, чем как надежду, в которую верят.

«Три сестры» в версии Додина, может быть, один из самых пессимистических чеховских спектаклей, впрочем, Чехову-скептику, такой беспощадный взгляд на жизнь показался бы близким.

Анна Банасюкевич

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры