Добрые поступки российских и зарубежных знаменитостей. Самые добрые люди в мире

Главная / Чувства

Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что вера, надежда и любовь – основа человеческой жизни. Даже у самого закоренелого и опустившегося преступника где-то в глубине души живо хотя бы одно из этих чувств: надежда. На прощение, на лучшую жизнь, на помилование, на примирение с самим собой и Богом. А там, глядишь, недалеко уже до веры и любви.

София – дело особое. Мудрость не просто дается, и не каждому – далеко не всякому она и нужна, многим значительно легче без этого отягощающего явления. Однако в истории реальных женщин, мучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии, нельзя разорвать эту связь, эти святые всегда вместе.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Икона из Ватопедского монастыря

Их житие – история, которая с неимоверным трудом принимается сознанием. И дело вовсе не в том, что наше время как-то излишне ценит человеческую жизнь? или слишком скептически относится к такому явлению, как христианская вера, или ставит во главу угла больше материальные, чем духовные ценности. Нет, описание такой короткой, но такой яркой жизни трех святых девочек леденит кровь именно этим сочетанием: короткая по сроку и яркая по содержанию жизнь. Только вот содержание досталось мученическое, при этом с изощренной фантазией мучителей и неизмеримым, невместимым человеческим разумением и мужеством матери…

Во II веке нашей эры, с 117 по 138 год в Риме правил император Адриан, известный не только своими государственными заслугами, но и тем, что его любовником был юноша Антиной, утонувший в реке Нил и не просто обожествленный Адрианом, но ставший последним богом уходящего античного пантеона. Вот к этому-то императору и прилетел донос от итальянского наместника Антиоха о том, что благочестивая вдова София из Милана исповедует христианскую веру и трех своих дочерей воспитывает согласно христианским заповедям. Император разгневался и вызвал семью в Рим, не особо скрывая конечную цель их путешествия.

Мать и дочери прибыли к месту назначения – и все три девочки, невзирая на то, что младшей из них, Любови, было всего 9 лет, а старшая, Вера, достигла 12-летнего возраста, прекрасно понимали, куда они приехали и что их ждет. Сначала император Адриан был довольно любезен и просто предлагал прибывшему семейству поклониться и воздать почести милой его сердцу богине охоты Артемиде. После решительного отказа со стороны Софии и ее дочерей предложил в обмен на это поклонение богатые дары, но и это не принесло успеха – впрочем, надо сказать, особо император на согласие и не рассчитывал. Была предпринята попытка отделить детей от матери и ее влияния – Вера, Надежда и Любовь по приказу Адриана были отправлены к одной знатной и известной язычнице, которая пыталась склонить девочек к отречению от Христа то уговорами, то ласками, то угрозами, а то даже религиозными спорами. Всё было безуспешно: отроковицы твердо стояли на своем, их вера была глубокой и искренней и не зависела от того, есть рядом с ними мама или нет.

Язычница опустила руки, и девочки снова предстали перед Адрианом. В ход пошли угрозы, но Вера, Надежда и Любовь были непреклонны в своей вере. Поняв, что словами ничего не добиться, император отдал приказ, чтобы трех девочек жестоко мучили на глазах их матери. Их жгли на раскаленной решетке, опускали в чан с кипящей смолой, бросали в огненную печь, но все было напрасно: святые девочки оставались тверды в своей вере, а Господь помогал им оставаться стойкими и чудесным образом хранил от смерти. Извращенная фантазия мучителей простиралась далеко – так, например, самую младшую из сестер, 9-тилетнюю Любовь, привязали к колесу и били палками до тех пор, пока ее тело не стало одной сплошной кровавой раной. Мать была вынуждена смотреть на мучения своих дочерей, но из ее уст были слышны только слова поддержки и хвала Господу. На глазах Софии мучители, устав от бесплодных усилий, обезглавили отроковиц, но духовная радость матери была несравнима ни с чем: она понимала, что ее дочери удостоились мученического венца и Царствия Божия.

Император Адриан прекрасно понимал, что материнское сердце все равно страдает, даже при самой сильной радости небесной. Чтобы продлить мучения стойкой женщины, он приказал своим слугам выдать ей тела ее дочерей, чтобы она сама занималась их погребением. Страдающая София погрузила своих мертвых девочек в ковчег и отправилась со своей скорбной ношей за город, где и похоронила святые тела на холме. После этого она провела два дня рядом с их могилами, скорбя, радуясь и молясь Господу. На третий день Он принял и ее душу тоже.

Церковь причислила девочек-мучениц к лику святых, прославляя в один день вместе с ними и их страдалицу-мать. С 777 года мощи всех четверых хранятся в эльзасской церкви Эшо.

Современные реалии слишком многое меняют в системе ценностей. Приметами времени является совсем уж ярый феминизм и чаще всего неразумная ювенальная юстиция – то, чему нет никакого места в этой страшной, подчас жестокой, но счастливой для каждого понимающего христианина истории веры, надежды и любви – то есть, мудрости.

Самое страшное, самое безбожное время не отказывалось от трех этих добродетелей. Да, веру в Бога можно было заменять верой в правителя, придавать любви какие-то макабрические порой краски, а надежду возводить на пьедестал такой вышины, что он словно заменял два предыдущих чувства. Но даже самое извращенное сознание понимает, что вера, надежда и любовь являются неотъемлемыми стремлениями, потребностями и способностями человека – и даже не столь важно, верит он в наличие души или только в торжество разума. В конце концов, на то это и главные добродетели.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

3 Comment threads

Некоторые люди, несмотря на свое богатство и положение, помнят о том, что они ничем не лучше других и стараются быть скромными, заботиться о своих ближних и творить добрые дела в подражание Господу.

О десяти таких людях — достойных примерах для каждого из нас, особенно для многих власть имущих россиян, мы бы хотели рассказать вам сегодня.

Поступки этих людей поражают и вызывают уважение. Добившись многого в жизни, они не стали рабами своего богатства и положения и с благодарностью относятся к другим людям:

1. Епископ Лонгин (Жар)

Этот иерарх (фото в заголовке) своей жизнью доказал, что тиражируемый в СМИ образ архиерея, как чванливого толстяка на дорогой машине, пренебрегающего вверенной ему Богом паствой не соответствует истине.

Еще будучи священником, епископ отстроил Свято-Вознесенский мужской монастырь в Черновицкой области Украины и при нем основал церковный интернат для более чем 1000 детей сирот и детей-инвалидов, более 400 из которых он усыновил.

Помимо своих пастырских обязанностей по возрождению Православия на Украине, владыка Лонгин много лет занимается воспитанием принятых на свое попечение детей.

В последние годы от также активно выступал против начала, а затем продолжения развязанной киевским нацистским режимом гражданской войны на Юго-Востоке Украины. И это несмотря на регулярные угрозы в свой адрес со стороны раскольников и неонацистов.

О его жизни и деятельности хорошо рассказано в известном почти всем православным христианам СНГ фильме «Форпост».

2. Владислав Тетюхин

Уральский магнат, занимавшийся добычей титана на правах совладельца крупной металлургической компании.

В 80 лет он не стал покупать себе виллу в теплых странах. Вместо этого Владислав Тетюхин продал все свои акции и на вырученные 3,3 млрд рублей построил медцентр для земляков в Нижнем Тагиле.

В будущем миллиардер планирует построить гостиницу, новые дома для сотрудников клиники на 350 квартир, общежитие для студентов, транспортный блок и вертолетную площадку.

Сейчас Тетюхин занимает здесь пост генерального директора и в свои 82 года на работу приезжает строго по графику: к 9:00 утра 6 дней в неделю.

3. Шведская принцесса Мадлен

Принцесса шведского королевского дома не превозносится своим положением.

На монарших приемах принцесса Мадлен появляется в платьях за 130 долларов, купленных на стокгольмских рынках и не стесняется на прогулке собственноручно убрать какашки за своей собакой.

Стоит отметить, что такое поведение характерно для многих представителей королевских домов Европы и ее финансовой и управленческой элиты. Дикий кич оставлен нуворишам.

4. Браин Берни

Берни можно назвать британским строительным олигархом.

У этого миллионера все шло отлично, пока у жены не обнаружили рак. Тогда Берни занялся благотворительностью.

Он передал значительную часть своего состояния на создание целой колонны медицинских машин. Эти машины ездили по маленьким деревням в северной Англии и оказывали больным высокотехнологичную медицинскую помощь. Зарплату врачам Браин Берни платил из своего кармана.

С Божией помощью его супруга выздоровела. На радостях Браин Берни продал большую часть имущества и отдал деньги на благотворительность.

Сейчас он живет на небольшую пенсию в маленькой квартирке и ездит на подержанной машине.

5. Президент Уругвая

Хосе Кордано — президент Уругвая, но местные жители зовут его Эль Пепе. Он жертвует на благотворительность 9/10 своей президентской зарплаты, что делает его самым бедным (или самым щедрым) президентом в мире.

Хосе зарабатывает 263 000 уругвайских песо (400 000 рублей) в месяц, а себе оставляет только 26 300 песо (40 000 рублей).

Живет он в сельском доме на ферме, без долгов и счета в банке. Воду для домашнего хозяйства Хосе носит сам из колодца во дворе. Самой крупной покупкой за всю его жизнь стал «Фольксваген Жук» 1987 года.

6. Борис Джонсон

Борис занимает должность мэра Лондона. На работу он ездит на велосипеде, не стесняется ходить без галстука, свободно носит спортивную куртку, рюкзак и велосипедный шлем.

Чиновник является одним из главных и самых последовательных сторонников развития велосипедного движения на территории Великобритании и выступает за здоровый образ жизни.

7. Олаф Тон

Норвежский миллиардер живет довольно скромно. Он женат, но детей у него нет. Поэтому все свое богатство он решил пожертвовать, спокойно расставшись с 6 000 000 000 долларов: «У меня есть велосипед и лыжи, а ем я немного. Так что, думаю, все будет хорошо».

Все свои деньги Олаф Тон задумал потратить на финансирование медицинских исследований, чтобы они принесли людям пользу, заявив: «Все равно я не смогу забрать их с собой».

Майкл Блумберг когда-то занимал пост мэра Нью-Йорка (США).

Он очень интересная личность, даже если не знать, что у него 13 место в списке самых богатых людей в мире.

При этом бизнесмен не прекращает ездить на метро. А на своем рабочем месте трудится в аскетичной обстановке: на обычной офисной мебели традиционные мониторы, бумаги, графики, какие-то безделушки и… банка арахисового масла рядом с клавиатурой.

9. Чак Фини

Основатель знаменитой сети магазинов»Дьюти Фри» Чак Фини живет весьма скромно.

За последние 30 лет он исколесил весь мир, аккуратно избавляясь от нажитого капитала в $7,5 млрд. Свои деловые доходы Фини потратил на благотворительность.

Его благотворительный фонд The Atlantic Philanthropies вложил $6,2 млрд в образование, науку, здравоохранение и содержание домов престарелых по всему миру. К 2020 году Чак Фини хочет потратить весь свой капитал на помощь нуждающимся.

10. Сергей Брин

Сергей — легенда компьютерного бизнеса, сооснователь и президент по технологии вкорпорации Google.

Миллиардер и один из самых богатых людей Америки, Сергей ведет себя достаточно скромно — живет в трехкомнатной квартире в Сан-Франциско и ездит на подержаной Toyota Prius с экологически чистым гибридным двигателем.

Его хобби — посещать «Русскую чайную Кати» в Сан-Франциско и рекомендовать гостям заведения борщ, блины и пельмени.

Вконтакте

«Русь не без добрых людей!» Русских людей можно смело отнести к самым отзывчивым народам мира. На страницах истории можно найти немало персонажей, которые на протяжении всей своей жизни старались сделать мир чуточку лучше. Среди них врачи, военные, дворяне, и даже царские особы.

Открытие университетов, специализированных типографий и школ, помощь сиротам, голодающим и бездомным далеко не полный список добрый дел этих людей, о которых пойдет речь в нашем материале.

Еще при жизни близкий друг и советник царя Алексея Михайловича Федор Ртищев получил прозвище «милостивого мужа». Ключевский писал, что Ртищев исполнял только часть заповеди Христа - любил ближнего, но не самого себя.

Он был из той редкой породы людей, которые ставили интересы других выше собственных «хочу». Именно по инициативе «светлого человека» появились первые приюты для нищих не только в Москве, но и за ее пределами. Для Ртищева было обычным делом подобрать на улице пьяного и отвести в организованный им же временный приют - аналог современного вытрезвителя.

Сколькие были спасены от смерти и не замерзли на улице, стоит только догадываться. В 1671 году Федор Михайлович направил в голодающую Вологду хлебные обозы, а затем и деньги, вырученные с продажи личного имущества. А когда узнал о нужде арзамасцев в дополнительных землях, просто подарил свои.

Во время русско-польской войны выносил с поля боя не только соотечественников, но и поляков. Нанимал врачей, арендовал дома, покупал еду и одежду для раненых и пленных опять-таки на собственные средства. После смерти Ртищева появилось его «Житие» - уникальный случай демонстрации святости мирянина, а не монаха.

Вторая жена Павла I Мария Федоровна славилась отменным здоровьем и неутомимостью. Начиная утро с холодных обливаний, молитвы и крепкого кофе, весь оставшийся день императрица посвящала хлопотам о своих бесчисленных воспитанниках.

Она умела убедить толстосумов пожертвовать деньги на строительство учебных заведений для благородных девиц в Москве и Петербурге, Симбирске и Харькове.

При ее непосредственном участии была создана крупнейшая благотворительная организация - Императорское Человеколюбивое общество, просуществовавшее до начала XX века. Имея 9 собственных детей, она особенно трепетно заботилась об отказных младенцах: больных выхаживали в воспитательных домах, крепких и здоровых - в благонадежных крестьянских семьях. Такой подход позволил значительно сократить детскую смертность.

При всех масштабах деятельности Мария Федоровна обращала внимание и на необязательные для жизни мелочи. Так, в Обуховской психиатрической больнице Санкт-Петербурга каждый пациент получил собственный садик. В ее завещании есть такие строки: «Животворите Дух Свой кротостью, любовью и милосердием. Будьте помощниками и благотворителями страждущим и бедным».

Потомок Рюриковичей князь Владимир Одоевский был убежден, что посеянная им мысль непременно «взойдет завтра» или «через тысячу лет». Близкий друг Грибоедова и Пушкина, писатель и философ Одоевский являлся активным сторонником отмены крепостного права, хлопотал в ущерб собственным интересам за декабристов и их семьи, неустанно вмешивался в судьбы самых обездоленных.

Он был готов броситься на помощь любому обратившемуся и в каждом видел «живую струну», которую можно заставить звучать на пользу дела. Организованное им петербургское Общество посещения бедных помогало 15 тысячам нуждающихся семей. Здесь работала женская мастерская, детская ночлежка со школой, больница, общежития для престарелых и семейных, социальный магазин.

Несмотря на происхождение и связи Одоевский не стремился занять важный пост, считая, что на «второстепенной должности» способен принести «действительную пользу». «Странный ученый» старался помочь юным изобретателям реализовать свои идеи. Главными чертами характера князя, по свидетельствам современников, были человечность и добродетель.

Врожденное чувство справедливости отличало внука Павла I от большинства сослуживцев. Он не просто нес службу в Преображенском полку во времена правления Николая I, но и обустроил по месту службы первую в истории страны школу, в которой обучались солдатские дети.

Позднее этот успешный опыт был применен и в других полках. В 1834 году принц стал свидетелем публичного наказания женщины, которую прогнали сквозь солдатский строй, после чего ходатайствовал об увольнении, заявив, что никогда не сможет выполнить подобные приказы. Дальнейшую свою жизнь Петр Георгиевич посвятил благотворительности. Он являлся попечителем и почетным членом многих заведений и обществ, в том числе Киевского дома призрения бедных.

Отставной подпоручик Сергей Скирмунт почти не известен широкой публике. Он не занимал высоких постов и не сумел прославиться добрыми поступками, зато смог построить социализм в отдельно взятом имении.

В 30 лет, когда Сергей Аполлонович мучительно размышлял над дальнейшей судьбой, на него свалились 2,5 миллиона рублей от скончавшегося дальнего родственника. Наследство не было спущено на кутежи или проиграно в карты. Одна его часть стала основой для пожертвований Обществу содействия устройству общедоступных народных развлечений, основателем которого стал сам Скирмунт. На остальные деньги миллионер построил в усадьбе больницу, школу, а все его крестьяне смогли переехать в новые избы.

Вся жизнь этой удивительной женщины была посвящена просветительской и педагогической работе. Она была активным участником различных благотворительных обществ, помогала во время голода в Самарской и Уфимской губерниях, по ее инициативе была открыта первая народная читальня в Стерлитамакском уезде.

Но основные ее усилия были направлены на изменение положения людей с ограниченными возможностями. На протяжении 45 лет она делала все, чтобы незрячие получили возможность стать полноценными членами общества.

Она смогла найти средства и силы, чтобы открыть первую в России специализированную типографию, где в 1885 году вышел первый тираж «Сборника статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер».

Чтобы выпустить книгу с использованием шрифта Брайля она работала без выходных до позднего вечера, лично набирая и корректируя страницу за страницей. Позже Анна Александровна перевела нотную систему, и слепые дети смогли обучаться игре на музыкальных инструментах.

При ее активном содействии через несколько лет была выпущена первая группа незрячих студентов из Петербургской школы слепых, а через год - из Московской.

Грамотность и профессиональная подготовка помогала выпускникам найти работу, что поменяло стереотипное представление об их недееспособности. Анна Адлер совсем чуть-чуть не дожила до открытия Первого съезда Всероссийского общества слепых.

Вся жизнь прославленного русского хирурга - это череда гениальных открытий, практическое использование которых спасло не одну жизнь. Мужики считали его волшебником, который для своих «чудес» привлекает высшие силы.

Он первым в мире стал использовать хирургию в полевых условиях, а решение применять анестезию избавило от мучений не только его пациентов, но и тех, кто лежал на столах его учеников позднее. Его же стараниями лубки были заменены на пропитанные крахмалом бинты.

Он первым стал использовать метод сортировки раненых на тяжелых и тех, кто дотянет до тыла. Это сократило смертность в разы. До Пирогова даже несерьезное ранение в руку или ногу могло закончиться ампутацией. Он лично проводил операции и неустанно контролировал, чтобы солдаты были обеспечены всем необходимым: теплыми одеялами, едой, водой.

По легенде, именно Пирогов научил российских академиков проводить пластические операции, демонстрируя успешный опыт приживления нового носа на лице своего брадобрея, которому помог избавиться от уродства. Будучи великолепным педагогом, о котором все ученики отзывались с теплотой и благодарностью, он считал, что главная задача воспитания - научить быть человеком.


Что такое добро? Для каждого человека понятие слова ДОБРО разное. Услышав это слово один подумает о поступках, другой о помощи, третий еще о чем либо. В современном мире так сильно это слово подавлено негативом, что многие школьники не знают как правильно ответить на вопрос: А что же такое добро?ДОБРОдобро


Мать Тереза Одним из самых знаменитых людей, которые делали добро и оставившим огромный след на Земле своими поступками и навсегда останется в памяти людей, является мать Тереза. Мать Тереза – это имя известно людям всего мира, оно уже давно стало нарицательным и связано с милосердием, состраданием, любовью. Но многие ли знают, чем именно знаменита знаменитая монахиня и почему она стала Матерью для всех бедных, униженных и беспомощных?


Эта скромная хрупкая женщина с отзывчивым сердцем и натруженными крестьянскими руками всегда оказывалась в самых горячих точках земного шара, чтобы помочь людям, помолиться за их благополучие и сказать простые добрые слова, которые могут поддержать их в трудную минуту. О ней написана не одна книга, снят не один фильм. Она называла себя карандашом в руках Бога, пишущего миру письмо любви. Она прожила нелегкую жизнь, прошла через множество испытаний, но ее душа оставалась открытой для людей, которым она дарила свою любовь, заботу и помогала, чем могла. «Хотите сделать мир лучше идите домой и любите свою семью!» Эти слова принадлежат матери Терезе.



Краткая биография Она родилась 26 августа 1910 года в столице Македонии городе Скопье, в албанской семье. Ее настоящее имя Агнесс Гонджа Бояджиу. Она была младшей из троих детей Николы Бояджиу, богатого строительного подрядчика и торговца. Агнесс значит «рожденная под звездой Агнца», чистая и невинная. И действительно, эта немного странная девочка отличалась от своих сверстниц. Уже в четырнадцать лет она заявила матери, что хочет посвятить свою жизнь служению Богу и попросила разрешения постричься в монахини. Когда ей исполнилось восемнадцать, Агнесс навсегда покинула родную Македонию и поселилась в столице Ирландии Дублине, где стала послушницей в монашеском ордене «Ирландские сестры Лорето», а через несколько лет приняла постриг с именем Терезы. Два десятка лет прошли в благодарственных молитвах Господу и неустанном труде: сестра Тереза преподавала в женской школе Святой Марии, давая образование детям из самых бедных семей, пела в церковном хоре. Видя, как люди страдают от голода, грязи и болезней, она постепенно осознавала свое предназначение: помогать обездоленным чем только возможно, творить дела милосердия и сострадания.



10 заповедей Матери Терезы 1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их. 2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту. 3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха. 4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны. 5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.. 6. Если вы обрели безмятежное счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы 7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро. 8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. 9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело. 10. Молитесь вместе и пребудьте в единстве.
Главный совет матери Терезы Главный совет от Матери Терезы людям: «С материальной точки зрения у Вас есть всё в этом мире, но Ваше сердце опечалено; пусть Вас не волнует то, чего у Вас нет, просто идите и служите людям: держите их руки в своих и выражайте любовь; если Вы будете следовать этому совету, Вы будете сиять, как маяк».

Текст запроса: "Спасибо! мне нравится о чем-то человеческом - самых добрых, самых отзывчивых, самых человеколюбивых... :)"

Существуют ли на нашей Земле люди, которые не знали бы ни войн, ни насилия, ни убийств? Поразительное открытие сделали ученые - антропологи. В 1971 году на Филиппинских островах, где, казалось бы, все исследовано вдоль и поперек, обнаружилось никому неизвестное племя людей. Оно живет обособленно и не ведает, что существует окружающий мир, где тоже есть им подобные. Это племя получило название тасадеи. Тасадао - гора над входом в пещеру на склоне одного из холмов в дебрях острова Минданао. Там тасадеи проводят ночь.

У этих людей очень примитивный быт. Каждый их прожитый день мало чем отличается от предыдущего. Проснувшись на восходе солнца они спускаются к ручью, чтобы умыться и позавтракать. Благодаря богатой флоре и водоемам, кишащим головастиками, мелкими рыбешками и крабами, еда у них всегда под рукой и им не нужно делать запасы.

Тасадеи усаживаются на нагретых солнцем камнях и начинают трапезу, угощая друг друга своей добычей. В полдень племя перемещается в тень и проводит остаток дня в тишине и покое.

Лишь на закате солнца они отправляются на поиски растительной пищи и после вегетарианского ужина (обеда) укрываются в пещеру на ночлег. Их безмятежный сон длится около 12 часов.

Не знает это племя ни ссор, ни вражды. При принятии какого-либо решения они быстро приходят к общему мнению, поэтому нет необходимости в назначении вождей и старейшин.

Ввиду того, что у тасадеев не очень хорошая память, они не помнят случайных обид и не хранят зла на своих собратьев. Пары создаются только по любви. Один брак на всю жизнь. Чувство ревности неведомо этим удивительным людям, так как измен у них также не бывает.

В этой группе людей все равны между собой. Ведь у них нет имущества, и что такое деньги они не знают.

Еще одно замечательное качество тасадеев - отсутствие вредных привычек (курения и принятия алкоголя). Ученые считают, что беззлобными, всепрощающими, эти люди являются от рождения.

Вот как описывает их быт Акимушкин:

(И́горь Ива́нович Аки́мушкин (1 мая , Москва — 1 января , Москва) — писатель, учёный-биолог , популяризатор биологии, автор научно-популярных книг о жизни животных .)


В глубине пещеры дни и ночи горят два костра. Особой должности «жрецов огня», на попечении которых лежало бы поддержание его, у тасадеев нет. Да и вообще нет никаких должностей и обязанностей: каждый без принуждения делает то, что у него лучше получается или что ему больше нравится.

Посмотрим, как проводят свой день тасадеи, каков их незатейливый быт.

Едва всходит солнце, тасадеи, протирая глаза и потягиваясь, не спеша спускаются вниз по естественным выбоинам и уступам лавового туфа, из которого сложено подножие пещеры. Матери несут или ведут за руку своих детей. Никакой иерархии, никакого преимущества и привилегии на вход и выход из пещеры, никакой церемониальной очередности у тасадеев нет.

Заметим здесь для памяти, что у обезьян иерархия есть. Была она, очевидно, и у людей неолита — кроманьонцев. А у их предшественников, если судить по тасадеям, не было. Значит, иерархическая «бюрократия» и «чинопочитание» не заложены в людях генетически, а развились позднее, при образовании первобытнообщинного и классового общества (хотя некоторые антропологи считают иначе). Мы вернемся к этому вопросу чуть позже, когда будем говорить об агрессивности человека.

После этого небольшого, но важного для понимания основ человеческой психологии отступления вернемся к пробудившимся ото сна тасадеям.

Еще сонные, вымазанные в копоти и саже, идут они вниз к ручью. Взрослые умываются и смывают сажу сами, детей купают матери.

Затем начинаются поиски съестного. Запасов продуктов тасадеи не делают: окружающая природа щедра и снабжает в изобилии всем необходимым для пропитания. Свой завтрак они находят у самого порога дома. Дети садятся на берегу ручья и держат в руках кульки, свернутые из листьев. Мужчины ловят руками рыбешек, крабов, головастиков (последние — главное блюдо в меню тасадеев).

Дети и взрослые располагаются там, где камни нагреты солнцем, где потеплее. Едят не спеша. Никто не претендует на самый сытный и обильный кусок. С готовностью делятся друг с другом всем, что наловили за полчаса.

Греются на солнце. Вспоминают со смехом удачи и неудачи утренней охоты за головастиками. Память у тасадеев, что называется, короткая. Они запоминают лишь недавние события, а то, что случилось 5-6 лет назад, начисто забывают. И вообще хорошее помнят лучше, чем плохое. Поэтому не держат долго зла друг на друга. Легко прощают невольные обиды. Я говорю «невольные» потому, что сознательного причинения обид тасадеи не знают.

Так незаметно проходят пять часов. Солнце поднимается в зенит, и тасадеи перебираются в тенистое место. Сидят тесной группой, обычно молча. Работы никакой у них нет. Развлечений мало. Полуденные часы проводят словно бы в нирване.

Впрочем, одно изо дня в день повторяемое развлечение забавляет их в эти часы.

Хотя у тасадеев постоянно горят костры в пещере, они могут быстро разжечь сухой мох, если те угаснут. Это добывание огня (у кого скорее воспламенится мох!) и практика, и соревнование мужчин, и обучение детей столь необходимому в жизни первобытного человека делу.

Огонь добывают трением. Заостренную палочку вставляют в углубление в доске, быстро крутят туда-сюда в ладонях, пока дерево не задымится. Тут же к ямке прижимают сухую кору пальмы и мох, дуют на них, и вспыхивает огонь! Процедура эта занимает около пяти минут.

Незадолго до заката солнца (в тропиках это случается примерно в 18 часов) некоторые тасадеи встают и отправляются в окрестные джунгли на поиски фруктов, плодов, а главное, клубней дикого ямса. Впрочем, путешествие по лесам у них недлительное: дальше трех-четырех километров от родной пещеры не уходят. Скоро возвращаются. Длинные листья выдернутого с корнем ямса свисают плотной копной за спиной у мужчин.

Клубни ямса промывают в воде, пекут в горячей золе и едят.

Обед-ужин у тасадеев, как видите, вегетарианский. На ночь тасадеи перебираются в пещеру, чтобы погрузиться в безмятежный сон до утра. Спят они, следовательно, почти двенадцать часов в сутки, от вечерней до утренней зари.

Завтрашний день будет таким же, как минувший.

Так и живут тасадеи «в мире друг с другом и в гармонии с окружающей природой». У них нет врагов ни среди людей, ни в природе. Крупные хищники на Филиппинах не водятся. Только змей боятся тасадеи. Они не курят, не пьют алкоголя, вообще не знают драк и убийств. У них и оружия-то нет никакого! А каменные орудия очень просты (палеолитического типа).

Не занимаются тасадеи земледелием. Нет у них и домашних животных. Нет ремесла, одежды. Несколько скрепленных между собой листьев орхидей заменяют им набедренную повязку, а это все, чем прикрыто их тело.

У тасадеев нет ни вождей, ни старейшин. Решения принимают сообща, после недолгого обсуждения и затем действуют солидарно. Нет у них ни собственности, ни богатых, ни бедных. Они не знают, что такое деньги, что есть работа (в нашем понимании). Не ведают и разводов, адюльтеров, кровной вражды и ревности. Браки заключаются по любви, однажды и на всю жизнь. И хотя мужчин в племени больше, чем женщин, прочные узы брака никто не нарушает.

«Наблюдавший их тихую жизнь антрополог считает, что они принадлежат «к самым кротким людям на Земле» (Э. Уайт и Д. Браун).


— Нет, тасадеи лишь частный случай, — продолжают возражать последователи Лоренца. — Их примитивный быт не первичное явление, а вторичное: тасадеи сравнительно недавно отделились от общего корня филиппинских народностей, затерялись в глуши дебрей острова Минданао, забыли навыки культуры, которыми владели, и опустились на много более низкую ступень развития.

Поэтому тасадеи не могут служить для антропологии моделью действительного нашего предка — человека древнекаменного века. Это лишь крошечная «большая семья» филиппинцев, ушедшая некогда от трудов и забот в дикую глушь джунглей. Они люди, бежавшие от людей, а не исходные звенья в эволюции человека.

— Ну и что же из того, что тасадеи генетически не древнее звено в цепи человеческих поколений, а современное? Их образ жизни может все-таки служить моделью поведения самых первых людей, поскольку тасадеи поставлены в такие же, как и в древности, условия обитания и в силу этого по закону конвергенции обрели многие черты жизни первобытных людей

P.S
Некоторые антропологи считают, что и первые люди были такими же кроткими от рождения. Вели такую же, как тасадеи, жизнь. Дубиной и копьем вооружились позднее те из них, кто мигрировал на север, в края, бедные пищей и богатые врагами. Но и тут еще долго люди оставались неагрессивными. Братоубийственные драки, грабежи, войны начались много позднее с развитием первобытнообщинного строя.

Однако есть в науке и другая точка зрения.

Некоторые ученые, и в их числе такой известный этолог, как К. Лоренц, считают, что агрессивность имманентна человеку, она тяжелое наследие наших животных предков. Агрессивность, по мнению Лоренца, всегда будет владеть человеком и проявляться в насилии и в прочих недобрых делах, если общество не найдет ей иного разумного выражения. Не найдет, будет ужасно! Природная агрессивность человека погубит его в конце концов.

Интересно тут вот что. Открытие тасадеев и изучение их образа жизни склоняет мнение большинства ученых в пользу первой гипотезы: не со звериной натурой рожден человек! Он существо мирное по исходной сути своей.
Пусть спорят…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры