Социальное познание общества. Социальное познание: психология

Главная / Чувства

Курс лекций

по «Социальной философии»

Все права защищены законом

Коммерческое использование

2006 г.

Тема №8

Общество как объект познания

Тема №8. Общество как объект познания

1. Социальное познание и его особенности

Познание (вообще) – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).

Оно включает в себя: 1) процесс отражения действительности в мозгу человека и 2) ее дальнейшее объяснение.

Понятие объекта и субъекта в гносеологии (в познании):

Субъект познания – тот, кто познает (человек), исследователь.

Объект познания – то, что познается.

Объект познания человека : мир в целом, общество, человек, само познание.

Источники и способы познания : человеческие чувства, разум, интуиция.

(см. виды знания у Спинозы! – эмпиризм, рационализм, интуиция)

Тесная, диалектическая связь чувственного (эмпирического) и рационального и разума.

Ведущая роль у разума, рационального познания (понятийное отражение, абстракции, теоретическое мышление).

Однако, человеческий разум в познании не всесилен.

Т.к.к за его пределами и помимо его действуют силы, ему неподвластные.

См. Кант: «Критика чистого разума» (рационализма).

Иррационализм – критика рационализма, указание на ограниченность человеческого разума в познании. Наличие в мире иррационального фактора и причин (интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.), играющих важную роль в жизни общества и в познании .

Иррационалисты: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Гартман, Бергсон, Хайдеггер и др.

Социальное познание – приобретение и система знаний об обществе (социуме) .

Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).

Особенности социального познания:

1. Сложность и трудность социального познания по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).

2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).

3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

    В качестве объекта выступает:

- деятельность самих субъектов познания (людей);

- взаимодействие между объектом и субъектом познания (т.е. в самом объекте изначально присутствует и его субъект).

Наличие и комбинация всех указанных факторов (особенностей) обуславливает многообразие точек зрения и теорий , объясняющих развитие и функционирование общественной жизни.

Все это определяет особую специфику и трудности социального познания.

Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

Стороны социального познания:

(онтологическая, гносеологическая, ценностная)

1. Онтологическая сторона – (онтос – сущее)касается объяснения бытия (существования) общества , закономерностей и тенденций его функционирования и развития, а также человека как члена общества .

Сложность и динамичность общественной жизни (здесь действуют люди, наделенные волей, разумом, своими интересами) – объективная основа сложности данного познания о сущности социального бытия людей и, соответственно, наличия множества различных точек зрения и теорий.

Например : Что же считалось основой бытия общества в истории философской мысли:

Платон: идея справедливости;

Августин Блаженный – божественный замысел;

Гегель – абсолютный разум;

Маркс – экономический фактор;

Фрейд – борьба инстинкта жизни и инстинкта смерти;

Географическая среда – Монтескье, Чаадаев. И др.

Задача социальной науки – найти объективные закономерности , тенденции функционирования и развития общественной жизни.

Вопрос: есть ли они? Если объективных законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, т.к. наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос на сегодня не существует.

Например:

1. Неокантианцы (В.Виндельбанд, Г.Риккерт): никаких объективных законов в обществе нет и быть не может, так как все явления здесь носят неповторимы й и индивидуальный характер.

2. Последователи неокантианцев: само общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий», не как объективная реальность.

Однако, все-таки (?) существуют

Объективные основы существования человеческого общества:

1. Природная основа – общество возникает и развивается объективно, независимо от субъекта познания, от того, познает его кто-либо или нет.

2. Уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей.

Возможно также взаимовлияние самых различных факторов, например, географическая среда или субъективные представления о мире.

2. Гносеологическая сторона социального познания

Связана с особенностями самого социального познания:

    Роль общественной практики в социальном познании

    Личный опыт познающего субъекта ; (возраст и опыт. Но: Лермонтов – в 15 лет написал пророческое стихотворение «Предсказание» - «Настанет год, России страшный год…»)

    Роль социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании;

    Возможности человеческого разума в познании общества и человека (Ограничения. Плохо и хорошо, т.к. не знаем своего будущего).

    Признание ученым объективного существования общества и наличия в нем объективных законов (или отрицание этого), то есть его позиция по онтологической проблеме социального познания;

    Каким образом осуществляется познание общественных явлений;

    Каковы возможности их познания и каковы границы познания;

3. Ценностная (аксиологическая) сторона социального познания

(гр. Аксиос – ценный)

Любое социальное познание связано с определенными ценностями исследователя. Эти ценностные приоритеты определяют выбор объекта познания, его методы, специфику истолкования полученных результатов исследования.

Будет ли истинным полученное таким образом знание? Скорее всего – да, т.к. ценностные приоритеты определяют лишь характер и специфику самого исследования, а не существование, функционирование и развитие объекта исследования.

Выводы:

Все три стороны (аспекта) социального познания (онтологическая, гносеологическая и ценностная) тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру познавательной деятельности человека.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - исследование и раскрытие имманентной логики развития человеческого общества, анализ социальных феноменов и процессов. Мир - социальный и природный - многообразен и является объектом как естественных, так и общественных наук. Исследование мира предполагает, что он адекватно отражается в познавательной деятельности субъектов, иначе нельзя было бы раскрыть его внутреннюю логику и закономерности развития. Кроме того, в основе любого познания лежит убеждение в объективности внешнего мира. С.п. обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой самого объекта исследования.

Во-первых, в качестве такого объекта выступает общество, которое одновременно является и субъектом. Физик, например, имеет дело с природой, т.е. с таким объектом, который противопоставлен ему. Во-вторых, общественные отношения имеют свои особенности. На макроуровне они состоят из материальных, политических, социальных и духовных отношений, которые настолько переплетены между собой, что только в абстракции можно оторвать их друг от друга. Но, кроме макроуровня, есть еще микроуровень общественной жизни, где связи и отношения различных элементов социума носят еще более запутанный и противоречивый характер, их раскрытие тоже представляет немало сложностей и трудностей. В-третьих, С.п. имеет не только непосредственный, но и опосредствованный характер. Одни явления отражаются непосредственно, а другие - опосредствованно. Так, политическое сознание отражает политическую жизнь непосредственно, т.е. оно фиксирует свое внимание только на политической сфере общества. Что касается такой формы общественного сознания, как философия, то она опосредствованно отражает политическую жизнь в том смысле, что политика не является для нее прямым объектом исследования, хотя те или иные аспекты ее философия затрагивает. В-четвертых, С.п. может осуществляться через ряд опосредствующих звеньев. Это значит, что духовные ценности в виде определенных форм знаний об обществе передаются из поколения в поколение, и каждая генерация использует их при изучении и выяснении тех или иных сторон социума. Ни один историк античности не может проигнорировать исторические труды Геродота и Фукидида. И не только исторические произведения, но и философские работы Платона, Аристотеля и других корифеев древнегреческой философии. В-пятых, субъекты истории не живут изолированно друг от друга. Они принадлежат к определенным группам, сословиям и классам. Поэтому у них формируется не только индивидуальное, но и сословное, классовое, кастовое сознание и др., что тоже создает определенные трудности для исследователя общества. В-шестых, общество изменяется и развивается быстрее, чем природа, и наши знания о нем быстрее устаревают. Поэтому необходимо их постоянно обновлять и обогащать. В-седьмых, С.п. непосредственно связано с практической деятельностью людей, заинтересованных в том, чтобы использовать результаты научных исследований в своей практической деятельности.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 536.

Социальное познание

Тема №14. Общество как объект познания

Раздел IV. Социальная философия

Тема №13. Познание, его возможности и границы

Познание – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).

Оно включает в себя:

1) процесс отражения действительности в мозгу человека;

2) ее дальнейшее объяснение .

Субъект познания – тот, кто познает (человек, исследователь).

Объект познания – то, что познается.

Объекты познания человека : мир в целом, общество, человек, само познание.

Осн. источники познания: чувства, разум, интуиция.

Метод познания - система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта.

Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах – есть методология (а не гносœеология!).

Научные методы познания : сенсуализм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, анализ, синтез и др.

Анализ - метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы.

При этом, человеческий разум в познании не всœесилен, т.к. за его пределами и помимо него действуют иррациональные силы, ему неподвластные. (См. Кант: ʼʼКритика чистого разумаʼʼ - рационализма).

Иррациональные методы познания - интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.

Формы познания:

1) Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

2) Формы рациональной , более высокой ступени познания: понятия, суждения, умозаключения.

Уровень познания , опирающийся на повсœедневный жизненный опыт человека - обыденный .

Истина – знание, верно отражающее действительность в ходе познания.

Виды истины:

Абсолютная истина – полное, законченное знание.

Относительная истина – знание, требующее углубления и уточнения с течением времени.

Критерий истины , считающийся главным (в первую очередь в марксистской гносœеологии) - практика.

Независимость истины от познающего субъекта означает ее объективность .

Скептицизм - философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины.

Темы №14-18

№14. Общество как объект познания

№15. Историческое развитие социальной философии

№16. Общество как целостная саморазвивающаяся система

№17. Основные сферы жизни общества

№18. Духовная жизнь общества

Социальное познание - есть приобретение и система знаний об обществе (социуме) .

Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).

Особенности социального познания:

1. Сложность и трудность по сравнению с другими видами познания (к примеру, природы) из-за высокой разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделœенных волей, страстями, желанием и т.п.).

2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).

3. Исторические условия социального познания – определœенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

Отсюда - многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общества.

Все это определяет специфику и трудности социального познания.

Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

§ 2. Предмет, функции и роль социальной философии в познании общественных явлений

Социальная философия – одна из социальных наук, изучающих проблемы общества, а также одна из философских дисциплин.

У нее свой особый объект и предмет познания.

Объект познания социальной философии: человеческое общество.

Общество – есть особая форма бытия, отличная от природы, это социальная реальность , основанная на сознательном взаимодействии людей.

Предмет социальной философии - изучение наиболее общихпроблем возникновения, существования и развития общества и человека как члена общества.

Основные направления исследований социальной философии:

1. Закономерности существования и развития человеческого общества;

2. Структура общества, его модели и способы функционирования;

3. Человек как субъект и объект исторического процесса.

Социальное познание - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальное познание" 2017, 2018.

  • - Уроки 63-64. Социальное познание

    Итог Вопросы - Что такое «стереотип»? - Каковы причины складывания стереотипов? - Какие вы знаете стереотипы? Охарактеризуйте их. - Какова их роль в процессе восприятии? Ответ аргументируйте. (По ходу проверки задания на доске выстраивается схема.) -... .


  • - Социальное познание и тревожность

    Большинство людей нервничают, когда проходят отборочное собеседование при поступлении на очень привлекательную для них работу, или в первый раз назначают свидание, или когда им нужно войти в комнату, где очень много незнакомых людей, что-то выполнить перед аудиторией,... .


  • - Социальное познание и соматические заболевания

    В современном индустриальном мире по меньшей мере половина смертей - последствия человеческого поведения: курения, потребления алкоголя, наркотиков и вредной пищи, результат реакции на стресс, гиподинамии и несоблюдения рекомендаций врачей. Усилия, направленные на... .


  • - Социальное познание и проблемное поведение

    Одна из областей психологии, наиболее интересных для исследователя, - изучение когнитивных процессов, сопровождающих расстройства психики. Что представляют собой память, атрибуции и ожидания людей, пребывающих в состоянии депрессии, а также людей одиноких,...

  • Тема №14. Общество как объект познания

    Раздел IV. Социальная философия

    Тема №13. Познание, его возможности и границы

    Познание – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).

    Оно включает в себя:

    1) процесс отражения действительности в мозгу человека;

    2) ее дальнейшее объяснение .

    Субъект познания – тот, кто познает (человек, исследователь).

    Объект познания – то, что познается.

    Объекты познания человека : мир в целом, общество, человек, само познание.

    Осн. источники познания: чувства, разум, интуиция.

    Метод познания - система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта.

    Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах – есть методология (а не гносеология!).

    Научные методы познания : сенсуализм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, анализ, синтез и др.

    Анализ - метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы.

    Однако, человеческий разум в познании не всесилен, т.к. за его пределами и помимо него действуют иррациональные силы, ему неподвластные. (См. Кант: «Критика чистого разума» - рационализма).

    Иррациональные методы познания - интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.

    Формы познания:

    1) Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

    2) Формы рациональной , более высокой ступени познания: понятия, суждения, умозаключения.

    Уровень познания , опирающийся на повседневный жизненный опыт человека - обыденный .

    Истина – знание, верно отражающее действительность в ходе познания.

    Виды истины:

    Абсолютная истина – полное, законченное знание.

    Относительная истина – знание, требующее углубления и уточнения с течением времени.

    Критерий истины , считающийся главным (в первую очередь в марксистской гносеологии) - практика.

    Независимость истины от познающего субъекта означает ее объективность .

    Скептицизм - философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины.

    Темы №14-18

    №14. Общество как объект познания

    №15. Историческое развитие социальной философии

    №16. Общество как целостная саморазвивающаяся система

    №17. Основные сферы жизни общества

    №18. Духовная жизнь общества

    Социальное познание - есть приобретение и система знаний об обществе (социуме) .

    Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).

    Особенности социального познания:

    1. Сложность и трудность по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за высокой разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).


    2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).

    3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

    Отсюда - многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общества.

    Все это определяет специфику и трудности социального познания.

    Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

    § 2. Предмет, функции и роль социальной философии
    в познании общественных явлений

    Социальная философия – одна из социальных наук, изучающих проблемы общества, а также одна из философских дисциплин.

    У нее свой особый объект и предмет познания.

    Объект познания социальной философии: человеческое общество.

    Общество – есть особая форма бытия, отличная от природы, это социальная реальность , основанная на сознательном взаимодействии людей.

    Предмет социальной философии - изучение наиболее общихпроблем возникновения, существования и развития общества и человека как члена общества.

    Основные направления исследований социальной философии:

    1. Закономерности существования и развития человеческого общества;

    2. Структура общества, его модели и способы функционирования;

    3. Человек как субъект и объект исторического процесса.

    что такое Социальное познание?

    1. Социальное познание* процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. Это оказывает влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. В ходе социального познания общество познает себя. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов субъектов познания. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. К ним относятся: действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты материальной или духовной деятельности людей; мнения, суждения, оценки людей. Отбор и объяс-нение этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако установить ее в процессе социального познания нелегко. Объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. Ограничена и возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент. Наиболее распрост-раненным методом социального исследования является научная абстракция, поэтому в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов. Главным источником получения знаний об обществе является социальная практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении толь-ко относительных истин. Понять и правильно описать общественные процессы можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. В социальном познании особое внимание уделяется индивидуальному, но на основе конкретно-всеобщего, закономерного Это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Между объектом и субъектом познания существуют разные источни-
      ки (письменные, археологические и др.) , т. е. социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении.
    2. Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо в широком смысле весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры