Урок литературный портрет н с лесков. Николай Семенович Лесков: биография, творчество и личная жизнь

Главная / Чувства

Цели:

  • познакомить с биографией писателя; дать представление о жанре сказа;
  • развивать умение работы с текстом;
  • заинтересовать необычностью повествования;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийная доска, карточки с кроссвордом.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы приступаем к знакомству с интереснейшим писателем, Николаем Семеновичем Лесковым и героями его произведения. (Приложение 1 , слайд 1) Я очень надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к творчеству писателя, получите эстетическое наслаждение, познавая и открывая новое имя в литературе, а герои его произведений помогут вам найти жизненные ориентиры в этом огромном мире.

– Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Не выходя из класса, мысленно преодолевая время и расстояние, мы пройдем по местам, связанным с жизнью «самобытнейшего писателя русского», посетим дома, в которых он жил или бывал, полюбуемся видами, привлекшими его внимание.

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова. (Приложение 1 , слайд 2)

2. Заочное путешествие в город Орел

– Итак, мы в родном городе Лескова – Орле, основанном у слиянии рек Оки и Орлик еще в 16 столетии Иваном Грозным как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве. Страстный патриот родных мест, Лесков до глубины души любил и гордился своей малой Родиной.

Здесь, в Орле, был поставлен памятник Лескову, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. (Приложение 1 , слайд 3) В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои. (Приложение 1 , слайд 4)

Среди них и знакомый нам тульский оружейник Левша, он колдует над наковальней с молоточком в левой руке. Мы замечаем тисочки – рабочий инструмент Левши. Сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел поковать удивительную заводную блоху из «аглицкой вороненой стали, сработанной в Лондоне». Колонна, на которую поднят Левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: Левша – олицетворение талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова. Будущий писатель жил неподалеку, в доме мещан Хлебниковых. Отсюда он ежедневно ходил на службу В Орловскую уголовную палату через речку Орлик мимо церкви. (Приложение 1 , слайд 5)

Рядом с памятником находится здание мужской гимназии. (Приложение 1 , слайд 6) Как вспоминает Лесков об учебе: «Кто нас учил и как нас учили – об этом смешно вспоминать… В орловской гимназии классные комнаты были до того тесны, духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом. В числе наших учителей был Василий Александрович Функендорф, который часто, приходя в класс, засыпал, склоняя голову на стол, то вскакивая с линейкой в руках, бегал по классу, колотя нас кого попало и по какому попало месту». Неудивительно, что Лесков оставил гимназию, так и не закончив курса.

А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. (Приложение 1 , слайд 7) Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. (Приложение 1 , слайд 8) Многочисленные старинные часы, которыми уставлена и увешана его комната, перекликаются каждые четверть часа. Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, длинный, узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены – все это пестрело перед глазами со всех сторон. На столах – множество разноцветных ламп, масса безделушек, отдельно в маленьком футляре, простое, все испещренное отметками и заметками, Евангелие.

Кажется, что стены говорят: « …поработано, пописано, почитано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивают: «Да, пора, пора, пора». А птица в клетке задорно и резко кричит:»Повоюем еще, черт возьми…».

А в душу просятся строки орловского поэта Александра Бельского:

Дух вырос беспримерный
У тихих окских волн,
Своим осмыслен временем
Наполовину он.
С неправдой социальной
Художник был в борьбе,
Когда Левшу писал он,
Писал он о себе.
Рассказчик очарованный,
Великий фантазер,
Он и волшебник слова,
И слов гипнотезер.
И силы в нем такие,
И в нем талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.

Лесков был глубоко убежден в том, что ни один русский город не может существовать, если в нем нет хотя бы трех праведников.
– Кто они, праведники, что это за люди?
По Лескову праведники – люди, прожившие жизнь, «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». А еще праведник – всегда патриот.
И пошел Лесков искать праведников по земле русской, и мы вместе с ним отправимся на поиски в произведение Н.С.Лескова – сказ «Левша».

3. Знакомство с новым литературным термином

Запись в тетради: Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

– Какие элементы фольклора вы заметили в произведении?

4. Работа с иллюстрациями

– Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги. (Приложение 1 , слайд 9) Всмотритесь в иллюстрацию.

– Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?
– Как вы думаете, какие черты характера и внешности отображены?
– За каким делом изображен Левша?
– Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?

5. Работа с текстом произведения

– Но свое произведение Лесков начал не с истории о Левше. Давайте прочитаем начало произведения.
– Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
Отблеск русской славы окрашивает повествование: Россия – держава-победительница, русские воины в Отечественной войне 1812 года не только свое Отечество защитили, но и народам Европы освобождение принесли. Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. Можно представить себе, какое чувство гордости испытывает русский император, путешествуя по Европе.
– Как проявляет себя Александр I во время поездки? Соответствует ли это нашим читательским ожиданиям?
– Найдите в главе 1 слово, определяющее сущность характера императора? Как объясните вы это слово?
– Подберите эпитеты к образу русского императора.
– Последуем и мы за Александром I и посетим музей, в котором хранятся редкие вещи,т.е. кунсткамеру. Представьте, что вы экскурсоводы в музее, проведите экскурсию в кунсткамере. А поможет вам текст произведения и следующая иллюстрация. (слайд 10)

– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоско п – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
Смолевые непромокабли.

– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов?
– Действительно, многие сцены в произведении заставляют улыбнуться. Например, вот эта. (Приложение 1 , слайд 11)
– Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?
– Как изображены герои? как переданы настроение и поведение героев произведения?
– Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может, расскажете запоминающийся эпизод?
– А мне запомнился и понравился донской казак Платов, лежащий на «укушетке». Вспомните, какой эпитет «встал» рядом со словом «укушетка»? Почему именно этот? (слайд 12)
– Сопоставьте рисунок с заключительными строками 3-й главы. Что художник добавил нового?

6. Словарная работа

– Попробуйте угадать слова-предметы, относящие я к образу Платова. (см. Приложение 2 )

7. Проблемный вопрос

– Как вы думаете,схож ли Платов с Левшой? Можно ли его назвать праведником?

8. Подведение итогов

– Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, начали вести разговор о тульском мастере. Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе. И вновь повторяю строки из стихотворения:

Когда писал Левшу он,
Писал он о себе.

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша». К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Словарная работа. Кто такой сказитель? Кто из русских писателей использовал форму произведения « сказ »? Какие сказы вы знаете?

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) Чьим современником был Н.С. Лесков? Расскажите о семье писателя. Какое образование получил Н.С. Лесков? Какие произведения Лескова вы читали?

Н.С. Лесков о себе: «… По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии… Наш род собственно происходит из духовенства. Мой дед, священник Дмитрий Лесков, и его отец, дед и прадед- все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачаевском уезде Орловской губернии. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия- Лесковы …»

Дом Лесковых в Орле.

С каз «Левша» Сказ - фольклорная форма, стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Чем отличается сказ от сказки? Обратим внимание на полное название. Зачем автор дал произведению такое длинное название? О чём ещё можно узнать из названия?

Выразительное чтение 1-й главы.

Анализ 1-й главы сказа. Кем мог быть рассказчик, повествователь? Когда и где происходит действие сказа? Кто главные действующие лица в 1-й главе? Чем хотели удивить англичане русских? Зачем? Что хотел доказать Платов англичанам? Почему? Какое изобретение удивило государя? Как поступил при этом Платов? Можно ли сказать, что Платов- патриот русской земли? Патриот - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Блоха Как сложилась судьба блохи? Кому она досталась?

Итоги урока. Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека? В чём особенность, необычность жанра этого произведения? Что нового узнали на уроке?

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Характеристика персонажей сказа «Левша». К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Пересказ эпизодов (в порядке повествования) Почему вы выбрали эту главу для пересказа? Какую мысль вы считаете главной в этой главе?

Александр Павлович (Александр 1) Какие цитаты, характеризующие Александра Павловича, вы нашли в произведении? Дайте краткие комментарии к каждой цитате.

«Как Платов работу тульских мастеров принимал» Каким предстал перед мастерами донской казак Платов? Найдите глаголы, называющие действия П латова. Как эти действия характеризуют Платова?

Как показано отношение рассказчика к Платову и Николаю 1 в главах 11-12?

Итоги Какими средствами изображает Лесков своих героев? По каким признакам можно определить авторское отношение к героям: Александру 1, Николаю 1, Платову?

Домашнее задание Подготовить рассказ о судьбе косого левши. Выразительное чтение одной из глав (13-16).

Материалы А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014- стр. 140-143. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-132. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл. – Р.-на-Дону: Феникс, 2015- стр. 81-84. Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши. К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Выразительное чтение главы 13.

О судьбе тульского косого левши Как изображается левша? Что мы узнаём о нём?

Как описывается работа трёх мастеров – оружейников?

Как жители Тулы пытались узнать, в чём заключается «страшный секрет»?

Что поразило левшу у английских мастеров?

Кто виноват в страшной судьбе левши?

Итоги Главные качества левши: … Основная идея автора: …

Домашнее задание Вопросы и задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь» . Составить словарик необычных слов сказа.

Материалы А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014- стр. 140-144. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-135. Иллюстрации художников. Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» К уроку литературы в 6 классе. Колотухина Е.В.

Проверка д/з Вопросы и задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь» (с. 270).

Мир загадок языка Н. Лескова Задание «Дешифровщик » П рочитайте слова и расшифруйте, что они обозначают. Зачем автор придумал и использовал эти слова в рассказе? 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда Двухсестная карета; студинг. Аболон полведерский; курица с рысью. Буреметр; долбица умножения. Укушетка; с бойлом. тугамент; Твердиземное море.

Проверим 1 2 3 4 5 Двухместная карета; студень+ пудинг. Аполлон Бельведерский; курица с рисом. Барометр + буря; таблица умножения. Кушетка; с боем. Документ; Средиземное море. Такие «народные» слова создают юмористический эффект и придают достоверность образу рассказчика, имитируя народную речь.

Задание «Редактор » З амените выделенное слово, использованное Лесковым, на общеупотребительное; подберите к нему синонимы. 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда … захотел по Европе проездиться … … и всё на свою сторону преклонять хотели … … только свой нос в лохматую бурку спустил… … стали показывать всякие удивления … … зачем государь англичан сожалел …

Задание «Почемучка» . Почему укушетка названа досадной? Почему писатель к слову мастера подобрал такие синонимы: искусники, хитрые мастера? Почему Лесков использовал слова пузичком, спинкою, бочком, а не пузом, спиною, боком, когда говорил о блохе?

Задание «Культуролог» Какая русская традиция описана Н. Лесковым? «У нас, когда человек хочет насчёт девушки обстоятельное намерение обнаружить, посылает разговорную женщину, и как она предлог сделает, тогда вместе в дом идут вежливо и девушку смотрят, не таясь, а при всей родственности».

Задание «Сказитель» Расскажите историю о блохе от имени… 1-я команда 2-я команда 3-я команда 4-я команда 5-я команда Императора Николая Павловича Платова англичан блохи левши

Приёмы комического у Н. Лескова Приведите примеры из текста следующих приёмов комического: игра слов, народная этимология, смешение смыслов в искажённых словах, ирония (употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение), несоответствия, неожиданные эффекты, отклонения от нормы.

Левша Каков левша в вашем представлении? Опишите его внешность, создайте устный портрет.

Итоги Чем последняя глава отличается от остальных? Какова её основная мысль? Какое впечатление произвёл на вас сказ Н. Лескова?

Домашнее задание Выполнить творческое задание (с. 271). Подготовиться к контрольной работе по творчеству Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова

Материалы А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014- стр. 140-144. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014- стр. 128-137. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл. – Р.-на-Дону: Феникс, 2015- стр. 83-84 . Автор источника шаблона: Фокина Лидия Петровна.

Предварительный просмотр:

Тест.

Сказ «Левша».

  1. Что такое «складень»?

а) складная икона, в) платок,

б) складной нож, г) сапог.

  1. Что такое «озямчик»?

а) тулупчик,

б) крестьянская одежда вроде тулупа,

в) крестьянская одежда вроде куртки,

г) крестьянская одежда вроде пальто.

  1. Кому принадлежат слова: «Не порть мне политики!»?

а) государю Павлу Александровичу,

б) государю Николаю Павловичу,

в) государю Александру Павловичу,

г) Платову.

  1. «Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная…»:

а) фигурка, б) блоха, в) игрушка, г) соринка.

  1. Сколько рублей дал Платов за работу Левше?

а) 50, б) 100, в) 200, г) 10.

  1. В какой город отправились мастера «пред иконой преклониться»?

а) в Тулу, б) в Москву, в) в Киев, г) в Мценск.

  1. В каком орехе «аглицкая блоха лежала»?

а) в золотом, в) в малахитовом,

  1. Как называется приём?

Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял…

  1. Что означает слово дансе ?

Н.С. Лесков «Левша»

Вариант 2

  1. Как называется скрытая насмешка («Платов думает себе: «Вот, слава богу, всё благополучно: государь ничему не удивляется» )?
  2. Как называется форма речевого взаимодействия героя как обмен репликами?
  3. Назовите изобразительное средство:

… лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

  1. Как называется приём?

… блоху в дар подали, а футляра на неё не принесли: без футляра же ни её, ни ключика держать нельзя… А футляр на неё у них сделан из цельного бриллиантового ореха… Этого они не подали, потому что футляр , говорят, будто казённый, а у них насчёт казённого строго…

  1. Что значить слово верояции ?

Ключ.

В. 1: 1 – сказ, 2 – семь, 3- эпитет, 4 – повтор, 5 – танец.

В. 2: 1 – ирония, 2 – диалог, 3 – эпитет, 4 – повтор, 5 – вариации.

Литература:

Е.Л. Ляшенко. Тесты по литературе: Изд-во «Экзамен», М., 2016- стр.33-34.


Николай Семенович Лесков «Как художник слова, Н.С.Лесков вполне достоин встать рядом с таким творцами литературы русской, каковы Толстой, Гоголь, Тургенев, Гогчаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту лбого из названных творцов Священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и товарищей своих». М.Горький


Н.С. Лесков родился 16 февраля 1831 г. в с. Горохово Орловской губернии «Наш дом был в Орле на Третьей Дворянской улице и стоял третий по счету от берегового обрыва над рекою Орликом. Место довольно красиво». С г.г. Дом принадлежал дворянскому заседателю орловской судебной палаты Семену Дмитриевичу Лескову,отцу писателя. С 1974г. -дом-музей Лескова


Образование Н.С.Лескова Н.С. Лесков учился в Орловской гимназии, но ее не закончил, получив жалкое удостоверение, выданное ученику 3-го класса, закрывшее ему дорогу в университет и лицей. Позднее он не раз пожалел об этом: отсутствие дипломов доставило ему немало неприятностей.


Начало творческой деятельности Юность Лескова проходила в Киеве, который был его «житейской школой», служил чиновником на государственной и частной службе. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженным не книжным, а подлинным знанием жизни». М. Горький


Он «пронзил всю Русь» М.Горький «Я смело, даже, может быть, дерзко думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе это ни в какую заслугу. Я с народом был свой человек... Я стоял между мужиком и связанными на него розгами». Рабочий кабинет Н.С. Лескова в Орле.


Петербург На рубеже г.г. Лесков переезжает в Петербург, который с той поры становится главной «резиденцией» писателя вплоть до смерти. В Петербурге он обрастает многочисленными знакомствами, входит в ритм бурной столичной жизни, становится ведущим сотрудникомжурнала «Северная пчела».


Н.С. Лесков был великим тружеником, и его художественное, публицистическое и эпистолярное наследие поистине необозримо. Статьи против нигилистов и обличение нигилизма в романе «Никуда» обострило отношение Лескова с общественностью, которая призывала отлучить его от литературы, но это было невозможно: талант его с каждым годом набирал силу. Правда, печатался он только в журнале «Русский вестник». Прижизненное издание воспоминаний Лескова


Общение с Л.Н.Толстым В г.г. Лесков был близок с Толстым и его семьей. Многие его произведения, например «Пустоплясы», отмечены влиянием Толстого. «Я именно «совпал» с Толстым... Я ему не подражал, а я раньше его говорил то же самое, но только не речисто, неуверенно, робко и картаво».


«Праведники Лескова» «Сила моего таланта в положительных типах...Я, рисуя реально, всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах. Это я действительно, ищу, нахожу и отличаю всегда с усиленным старанием». «Пигмей», «Ангел» «Однодум» «Кадетский монастырь» «На краю света» «Соборяне» «Очарованный странник»


«Оригинальный, капризный,мятежный человек; оригинальный,причудливый, мощный и сочный талант». Л.Я. Гуревич 1878 г. - арестован 6-й том собрания сочинений, в кот. вошли «Мелочи жизни». Первый приступ гудной жабы на лестнице типографии. Эта болезнь станет причиной смерти через 5 лет г. - завершилась последняя служба в Ученом комитете Министерства народного просвещения.


Последний прижизненный портрет Лескова «Был у меня Третьяков и просил меня, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл художник Валент. Алекс. Серов. Сделаны 2 сеанса, и портрет, кажется, будет превосходным». Портрет Лескова, написанный за год до его смерти художником Серовым, находится в Третьяковской галерее.


Экспозиция дома-музея Лескова в Орле На протяжении 35-летнего литературного пути орловские впечатления питали творческое воображение писателя. «Я выдумываю тяжело и трудно, и поэтому я всегда нуждаюсь в живых лицах, которые могли заинтересовать меня своим духовным содержанием. Я старался воплотить их в рассказы, в основу которых тоже весьма часто клал действительное событие...»


Экспозиция дома-музея Лескова в Орле Страстный патриот, Лесков говорил, что «Орел вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их никакой другой город». Н.С.Лесков, И.С.Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Братья Жемчужниковы, А.Н. Апухтин, Д.И.Писарев, Т.Н. Грановский, историк, Марко Вовчок. укр. писат. И.А.Бунин, Б.К.Зайцев. Л.Н.Андреев, И.А.Новиков, М.М.Пришвин и другие


Лесков о земляке И.С.Тургеневе Лесков трепетно относился к увековечиванию памяти своих великих земляков. В 1893 году, в год 75-летия и 10-летней годовщины со дня смерти Тургенева, обратился в редакцию газеты «Орловский вестник» состатьей «Тургеневский бережок». Он первым указал землякам место в городе, где следует соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину доброю славою во всем образованном мире».


Лесков умер 21 февраля 1895 г. Похороны были скромны и малолюдны. «На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне было много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал». Похоронен Лесков в Петербурге на Волковом кладбище


Мемориальная доска на доме- музее в Гастоломе Мало,кто мог предугадать посмертную славу Лескова и его популярность в ХХ веке. «Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа», как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством». М. Горький Писатель, «жизнь потративший на то, чтобы создать «положительный тип русского человека», обладал вравом судить строго и гневно.


Памятник-ансамбль Н.С. Лескову в Орле В честь 150-летия писателя в1981 г.в Орле бы сооружен памятник-ансамбль Н.С.Лескову. Авторы:Ю.Г. Орехов, Ю.Ю.Орехов, архитекторы: В.А.Петербуржцев, А.В. Степанов. В центре 4-метровая фигура, отлитая в бронзе, установленная на постаменте из серого гранита. Вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений.


«Левша» Рядом «колдует» над наковальней с молоточком в руках тульский оружейник «косой левша». Мы видим тисочки и самовар символ города Тулы. А герой показан в тот момент, когда подковал удивительную заводскую блоху из «аглицкой вороненой стали, сработанную а Лондоне». Безымянного левшу смело можно причислить к иконостасу «святых и праведных земли Русской».


«Тупейный художник» Вот показывает своё мастерство тупейный художник (то есть гримёр, парикмахер), причёсывая актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь тупейного художника к крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба насилия графа.


«Праведники» из «Соборян» «Соборяне» стали первой книгой Лескова, которая сделала Лескова знаменитым. «Я был глубоко убежден, что «без 3-х праведников несть граду стояния». И пошел я искать праведников». Три пророка-проповедника старгородского собора: Протопоп Савелий туберозов, Иерей Захарий Бенефактов, Дьякон Ахилла Десницын.


Очарованный странник и Грушенька А вот мы видим, как вьётся в огненном танце цыганка Грушенька, героиня повести «Очарованный странник». Опершись на гитару, восторженно смотрит на танцующую цыганку типический русский богатырь Иван Северьяныч Флягин воплощение могучих физических и нравственных сил нашего народа. Одно из очарований этого странника земли русской способность восхититься красотой и талантом.



Николай Семенович Лесков - один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой. При жизни его произведения по большей мере вызывали негативное отношение и не принимались большинством передовых людей второй половины девятнадцатого века. Между тем еще Лев Николаевич Толстой назвал его «самым русским писателем», а Антон Павлович Чехов считал одним их своих учителей.

Можно сказать, что творчество Лескова по-настоящему оценили только в начале двадцатого века, когда увидели свет статьи М. Горького, Б. Эйхенбаума и др. Поистине пророческими оказались слова Л. Толстого о том, что Николай Семенович - это «писатель будущего».

Происхождение

Творческую судьбу Лескова во многом определила среда, в которой прошли его детство и взрослая жизнь.
Он родился в 1831 году, 4 февраля (16 по новому стилю), в Орловской губернии. Его предки были потомственными служителями духовенства. Дед и прадед являлись священниками в селе Леска, откуда и пошла, вероятнее всего, фамилия писателя. Однако Семен Дмитриевич, отец сочинителя, нарушил эту традицию и за службу в орловской палате уголовного суда получил титул дворянина. К этому сословию принадлежала и Марья Петровна, мать писателя, урожденная Алферьева. Ее сестры были замужем за состоятельными людьми: одна - за англичанином, другая - за орловским помещиком. Этот факт в дальнейшем также окажет влияние на жизнь и творчество Лескова.

В 1839 году у Семена Дмитриевича вышел конфликт на службе, и он с семьей переселился на Панин хутор, где и началось настоящее знакомство его сына с самобытной русской речью.

Образование и начало службы

Обучаться писатель Н. С. Лесков начал в семье состоятельных родственников Страховых, которые наняли для своих детей немецких и русских учителей, гувернантку-француженку. Уже тогда в полной мере проявился незаурядный талант маленького Николая. Но «большого» образования он так и не получил. В 1841 году мальчика отдали в Орловскую губернскую гимназию, из которой он вышел через пять лет с двумя классами образования. Возможно, причина этого крылась в особенностях преподавания, построенных на зубрежке и правилах, далеких от живого и пытливого ума, каким обладал Лесков. Биография писателя включает в дальнейшем службу в казенной палате, где служил его отец (1847-1849 годы), и перевод по собственному желанию после его трагической смерти в результате холеры в казенную палату города Киев, где жил его дядька по матери С. П. Алферьев. Годы пребывания здесь дали многое будущему писателю. Лесков вольным слушателем посещал лекции в Киевском университете, самостоятельно изучал польский язык, какое-то время увлекался иконописью и даже посещал религиозно-философский кружок. Знакомство со старообрядцами, паломниками тоже повлияло на жизнь и творчество Лескова.

Работа в «Шкотт и Вилькенс»

Настоящей школой для Николая Семеновича стала работа в компании своего английского родственника (мужа тетки) А. Шкотта в 1857-1860 годах (до распада торгового дома). По признанию самого писателя, это были лучшие годы, когда он «много видел и жил легко». По роду службы ему приходилось постоянно странствовать по стране, что дало огромный материал во всех сферах жизни русского общества. «Я вырос в народе», - писал впоследствии Николай Лесков. Биография его - знакомство с русским бытом не понаслышке. Это пребывание в истинно народной среде и личное познание всех тягот жизни, выпавших на долю простого крестьянина.

В 1860 году Николай Семенович на короткое время возвращается в Киев, после чего оказывается в Петербурге, где начинается его серьезная литературная деятельность.

Творчество Лескова: становление

Первые статьи писателя, посвященные коррупции в медицинских и полицейских кругах, были опубликованы еще в Киеве. Они вызвали бурные отклики и стали основной причиной того, что будущий писатель был вынужден оставить службу и отправиться на поиски нового места жительства и работы, чем и стал для него Петербург.
Здесь Лесков сразу же заявляет о себе как публицист и печатается в «Отечественных записках», «Северной пчеле», «Русской речи». На протяжении нескольких лет он подписывал свои произведения псевдонимом М. Стебницкий (были и другие, но именно этот использовался чаще всего), который вскоре приобрел довольно скандальную известность.

В 1862 году случился пожар в Щукином и Апраксином дворах. На это событие живо отозвался Николай Семенович Лесков. Краткая биография его жизни включает и такой эпизод, как гневная тирада со стороны самого царя. В статье о пожарах, опубликованной в «Северной пчеле», писатель высказал свою точку зрения относительно того, кто мог быть к ним причастен и какую цель имел. Он считал виноватой во всем нигилистически настроенную молодежь, которая никогда не пользовалась у него уважением. Власть же обвинялась в том, что недостаточно внимания уделила расследованию произошедшего факта, и поджигатели остались не схваченными. Обрушившаяся тут же на Лескова критика как со стороны демократически настроенных кругов, так и со стороны администрации вынудила его надолго покинуть Петербург, так как никакие объяснения писателя по поводу написанной статьи не принимались.

Западные границы Русской империи и Европа - эти места в месяцы опалы посетил Николай Лесков. Биография его с той поры включала, с одной стороны, признание абсолютно ни на кого не похожего писателя, с другой - постоянные подозрения, доходящие порой до оскорблений. Особенно ярко они проявились в высказываниях Д. Писарева, посчитавшего, что одного имени Стебницкого будет достаточно для того, чтобы бросить тень и на журнал, издающий его произведения, и на писателей, нашедших в себе смелость публиковаться вместе со скандальным автором.

Роман «Некуда»

Мало изменило отношение к подпорченной репутации Лескова и его первое серьезное художественное произведение. В 1864 году «Журнал для чтения» печатает его роман «Некуда», начатый двумя годами раньше во время западной поездки. В нем сатирически изображались представители довольно популярных в то время нигилистов, а в облике некоторых из них ясно угадывались черты реально живших людей. И вновь нападки с обвинениями в искажении действительности и в том, что роман - это исполнение «заказа» определенных кругов. Критически относился к произведению и сам Николай Лесков. Биография его, в первую очередь творческая, на много лет была предопределена этим романом: его произведения еще долго отказывались печатать ведущие журналы того времени.

Зарождение сказовой формы

В 1860-е годы Лесков пишет несколько повестей (среди них «Леди Макбет Мценского уезда»), в которых постепенно определяются черты нового стиля, ставшего в дальнейшем своего рода визитной карточкой писателя. Это сказ с удивительным, только ему присущим юмором и особым подходом к изображению действительности. Уже в двадцатом веке эти произведения высоко оценят многие писатели и литературоведы, а Лесков, биография которого - это постоянные столкновения с передовыми представителями второй половины девятнадцатого века, будет поставлен в один ряд с Н. Гоголем, М. Достоевским, Л. Толстым, А. Чеховым. Однако в момент издания на них практически не обратили внимания, так как все еще находились под впечатлением от его прежних публикаций. Негативную критику вызвала и постановка в Александрийском театре пьесы «Расточитель» о русском купечестве, и роман «На ножах» (все о тех же нигилистах), из-за которого Лесков вступил в резкую полемику с редактором журнала «Русский вестник» М. Катковым, где по преимуществу печатались его произведения.

Проявление истинного таланта

Только пройдя через многочисленные обвинения, порой доходившие до прямых оскорблений, смог обрести настоящего читателя Н. С. Лесков. Биография его делает крутой виток в 1872 году, когда печатается роман «Соборяне». Главная его тема - противостояние истинной христианской веры казенной, а главные герои - священнослужители старого времени и противопоставленные им нигилисты и чиновники всех рангов и областей, включая церковных. Этот роман стал началом создания произведений, посвященных русскому духовенству и хранящим народные традиции поместным дворянам. Под его пером возникает мир гармоничный и самобытный, строящийся на вере. Присутствует в произведениях и критика негативных сторон сложившейся в России системы. Позже эта особенность стиля писателя все-таки откроет ему дорогу в демократическую литературу.

«Сказ о тульском косом левше…»

Пожалуй, самым ярким образом, созданным писателем, стал Левша, нарисованный в произведении, жанр которого - цеховая легенда - определил при первой публикации сам Лесков. Биография одного навсегда стала неотделимой от жизни другого. Да и писательскую манеру писателя чаще всего узнают именно по рассказу об умелом мастере. Многие критики сразу же ухватились за версию, выдвинутую писателем в предисловии, что это произведение - всего лишь пересказанная легенда. Лескову пришлось писать статью о том, что на самом деле "Левша" - это плод его фантазии и долгих наблюдений за жизнью простого человека. Так кратко Лесков смог привлечь внимание к одаренности русского мужика, а также к экономической и культурной отсталости России второй половины девятнадцатого века.

Позднее творчество

В 1870-е годы Лесков был сотрудником учебного отдела Ученого комитета в Министерстве народного просвещения, затем - сотрудником Министерства государственных имуществ. Служба особой радости ему никогда не приносила, поэтому отставку в 1883 году он принял как возможность стать независимым. Главной для писателя всегда оставалась литературная деятельность. «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Зло» - это малая часть произведений, которые пишет в 1870-1880-е годы Лесков Н. С. Рассказы и повести объединяют образы праведников - героев прямодушных, бесстрашных, не способных мириться со злом. Довольно часто основу произведений составляли воспоминания или сохранившиеся старые рукописи. А среди героев наряду с вымышленными встречались и прообразы реально живших людей, что придавало сюжету особую достоверность и правдивость. Сами произведения с годами все больше обретали сатирически-обличающие черты. В результате повести и романы поздних лет, среди которых «Незаметный след», «Соколий перелет», «Заячий ремиз» и, конечно, «Чертовы куклы», где прототипом для главного героя послужил царь Николай Первый, не были напечатаны вовсе или публиковались с большими цензурными правками. По признанию Лескова, издание произведений, всегда довольно проблематичное, на склоне лет стало и вовсе невыносимым.

Личная жизнь

Непросто складывалась и семейная жизнь Лескова. Первый раз он женился в 1853 году на О. В. Смирновой, дочери состоятельного и известного в Киеве коммерсанта. От этого брака родились двое детей: дочь Вера и сын Митя (скончался в младенчестве). Семейная жизнь была недолгой: супруги - изначально разные люди, все больше отдалялись друг от друга. Ситуацию усугубила смерть сына, и уже в начале 1860-х годов они расстались. Впоследствии первая супруга Лескова оказалась в психиатрической больнице, где писатель навещал ее до самой своей смерти.

В 1865 году Николай Семенович сошелся с Е. Бубновой, они жили гражданским браком, но и с ней общая жизнь не заладилась. Их сын, Андрей, после расставания родителей остался с Лесковым. Позже он составил жизнеописание отца, вышедшее в 1954 году.

Такой личностью был Николай Семенович Лесков, краткая биография которого интересна каждому ценителю русской классической литературы.

По следам великого писателя

Н. С. Лесков скончался 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1895 года. Его тело покоится на Волковом кладбище (на Литературных подмостках), на могиле - постамент из гранита и большой чугунный крест. А дом Лескова на Фурштадской улице, где он провел последние годы жизни, можно узнать по мемориальной табличке, установленной в 1981 году.

По-настоящему память самобытного писателя, не раз возвращавшегося в своих произведениях в родные места, увековечили на Орловщине. Здесь, в доме его отца, открыт единственный в России литературно-мемориальный музей Лескова. Благодаря его сыну, Андрею Николаевичу, в нем собрано большое количество уникальных экспонатов, связанных с жизнью Лескова: ребенка, писателя, общественного деятеля. Среди них личные вещи, ценные документы и рукописи, письма, в том числе классный журнал писателя и акварели, изображающие родной дом и родственников Николая Семеновича.

А в старой части Орла к юбилейной дате - 150 лет со дня рождения - был установлен памятник Лескову работы Ю. Ю. и Ю. Г. Ореховых, А. В. Степанова. На постаменте-диване восседает писатель. На заднем плане - церковь Михаила Архангела, которая не раз упоминалась в произведениях Лескова.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры