Cочинение «Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор»). Основные темы и идеи прозы И

Главная / Любовь

Жизненный и творческий путь Александра Солженицына

Имя Александра Исаевича Солженицына, долгое время бывшее под запретом, теперь по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.

Творчество Солженицына притягивает читателя правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.

"Архипелаг ГУЛАГ" был издан в 1989 году. После этого события ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Книга Солженицына раскрывала сущность тоталитарного сталинского государства. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала.

"Архипелаг ГУЛАГ" - это и документальное свидетельство, и художественное произведение. Здесь запечатлен чудовищный, фантастический мартиролог жертв "строительства коммунизма" в России за годы советской власти.

Александр Исаевич родился в декабре 1918 года в г. Кисловодске. Отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын оканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает заочником в московский институт философии и литературы. Не окончив последних двух курсов, уходит на войну. С 1942 по 1945-й годы командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и в пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных - на общих работах в политическом Особлаге.

Затем А. И. Солженицын жил в Казахстане в ссылке "навечно", однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. повести "Один день Ивана Денисовича" был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в "Самиздат" или печатать в зарубежье. В 1969-м Солженицын был исключен из Союза писателей, в 70-м удостоен Нобелевской премии по литературе.

В 1974 году в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" Александр Исаевич был насильственно изгнан на Запад. Его посадили в самолет и переправили в Германию. До 1976 г. Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.

В преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений, к 1988 г. вышли в свет уже 18 томов. Сам писатель и утверждает, что наиболее влекущая его в литературе форма - "полифоническая с точными приметами времени и места действия". Романом в полном смысле является "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ" согласно подзаголовку - это "опыт художественного исследования", эпопея "Красное колесо" - "повествование в отмеренных сроках". "Раковый корпус" - по авторской воле, повесть", а "Один день Ивана Денисовича" - даже "рассказ".

В течение 13 лет писатель работал над романом "В круге первом". Сюжет состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор, доставляют на "шарашку" - научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: "Шарашка - высший, лучший, первый круг ада". Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: "Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех..."

"Один день Ивана Денисовича" задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. "Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем". В повести "Раковый корпус" Солженицын выдвинул свою версию "возбуждения рака": сталинизма, красного террора, репрессий.

"Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, - писал А. И. Солженицын. - А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня".

Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! Солженицын и был таким писателем который победил ложь.

Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают простые люди.

Не боясь расправы, писатели рисовали мрачные картины тоталитарного режима, который советские власти пытались выдать за социалистический. Широко тиражируемая «власть народа» на деле являлась обезличиванием и превращением людей в общую серую массу. Каждый должен был слепо обожать вождя, но шпионить за родственниками и друзьями. Доносы стали нормой жизни, и никто не проверял их достоверность. Важно было заставить людей жить в атмосфере страха, чтоб те и не помышляли о протестах.

Если в произведениях Булгакова и Пастернака говорилась о том, как страдает интеллигенция, то в произведениях Замятина и Солженицына тяжело приходилось жителям страны победившего социализма. Легко понять, что борцы за «красную» идеологию на что боролись, но то и напоролись.

В романе Замятина «Мы», написанном в жанре антиутопии, жители Единого Государства – люди-роботы, представлены, как «винтики» в огромной системе. Писатель рассказывает о мире без любви и искусств, аллегорично описывая мир Советского Союза. В итоге он приходит к выводу, что совершенного мира нет и быть не может.

Запретных тем коснулся и Солженицын в произведении «Один день Ивана Денисовича». Иван Шухов – главный герой повести – фронтовик, теперь живущий, колхозник, теперь отправлен в трудовой лагерь. Солженицын справедливо рассудил, что для правдивого описания несправедливости репрессий советского государства лучше всего показать жизнь простого человека. Всего один лагерный день – от подъема до отбоя. Шухов сочувствует всем, с кем отбывает наказание и мечтает только об одном – вернуться домой и продолжать работать. Тихие сельские заботы этот человек считает счастьем потому, что в поле он ни от кого не зависит – сам на себя работает и сам себя кормит.

Лагерь становится местом действия еще одной знаменитой книги «Архипелаг ГУЛАГ». В двух томах автор подробно рассказывает сначала о том, как строилось государство советов – пытки, расстрелы, доносы, а затем во втором томе рассказывает о лагерной жизни и судьбах тех, что страдал и погибал в темных камерах.

Немало архивных документов исследовал Александр Солженицын, чтобы писать правду. Ему пригодились также и собственные воспоминания, ведь од больше 10 лет провел в следственных изоляторах и на лагерных нарах из-за того, что в своих письмах посмел критиковать Сталина. Все действующие герои – реальные люди. Писатель знал, что история не сохранит их имен, как и сотни других, которые навсегда пропали и похоронены были в братских могилах. Желая увековечить не только тех, с кем был знаком лично, но и всех невинных, попавших в горнило репрессий.

    • Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание. Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.) “Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила”. Матрёна достаточно […]
    • Если бы не школьная программа - никогда не стала бы я читать "Матрениного двора". Не потому, что скучно, длинно или неактуально. Наверняка актуально и в наши "продвинутые", компьютеризированные дни! Стоит лишь отъехать подальше от мегаполисов и крупных городов, в которые напиханы "блага цивилизации". Современная деревня мало изменилась со времен, Александром Солженицыным описанных. Такая же бедность, убожество и грязь. Те же дрязги, склоки и пьянство. Только на домах прицеплены спутниковые тарелки. Читать про […]
    • Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие. В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день […]
    • В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями. Образ главного героя – […]
    • «Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима План: 1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена – последняя из праведников. Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические […]
    • В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием «Матренин двор». Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева. […]
    • Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной […]
    • Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода […]
    • Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • После Пушкина в России был еще один «радостный» поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество – мир красоты и счастья. Стихотворения Фета пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем. В отличие от большинства русских поэтов второй половины XIX века с их протестами и обличениями […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • «Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?» - на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в таких произведениях Солженицына, как «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича». Все они рассказывают о том, как могла измениться жизнь советского человека из-за ложных слухов, неверного шага или стремления к справедливости. Эта идея, объединяющая все творчество Солженицына, просматривается в заголовке его главного […]
    • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • А. Солженицын показал в своей повести один день жизни своего героя – Ивана Денисовича Шухова – от раннего подъемы до отбоя. Однако «разрез» этого сжатого, сконцентрированного во времени существования позволил писателю сказать так много, воспроизвести так подробно события, повторяющиеся на протяжении 3653 дней, что мы можем составить полнейшее представление о лагерной жизни героя.

    Обобщение проявилось и в способе типизации: прототипами центрального героя стали и реальный Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель, который сам был лагерным заключенным. Прообразами Шухова были также сотни и тысячи таких же несчастных жертв произвола и беззакония.

    Мы видим длинную колонну людей в бушлатах, прикрывающих лица тряпками от мороза. «Идут зэки размеренно, понурясь, как на похороны», освещенные в тусклой мгле светом прожекторов, огороженные со всех сторон вековой стеной, обозреваемые с высоких сторожевых будок. А по бокам через каждые 10 шагов ступают конвоиры.

    В лагере, изображенном писателем, своя строгая и четкая иерархия: есть властвующие начальники (среди них выделяется начальник режима Волковый , «тёмный, да длинный, да насупленный», вполне оправдывающий свою фамилию: смотрит волком, «носится быстро», размахивает кожаной крученой плеткой); есть надзиратели (один из них – мрачный Татарин с мятым лицом, являющийся всякий раз «как тать в ночи»); есть зэки, тоже располагающиеся на разных ступенях иерархической лестницы (есть «хозяева», «шестерки» (н-р, Фетюков, не стыдясь и не брезгуя, лижет грязные столовые миски, из плевательницы окурки выгребает), «сачки» (околачиваются в лазарете), «придурки». Встречаются рабски приниженные и обезличенные. Одного зовут Шкуропатенко, и уже фамилия его повергает в ужас и уныние.

    Однако автора интересует не только и не столько этот социальный «разрез» лагеря, сколько характеры заключенных, которые не роняют себя и сохраняют свое лицо. Этостарик Ю-81 , который «по лагерям да по тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит», но при этот не утратил человеческого достоинства. И другой – «жилистый старик» х-123 , убежденный фанатик правды. Это глухой Сенька Клевшин , бывший узник Бухенвальда, состоявший в подпольной организации. Немцы его за руки подвешивали и палками били, а он чудом выжил, чтобы продолжить мучения в советском лагере. В тихом Киевшине есть что-то дерзкое и крепкое, упрямое и, безусловно, героическое.

    Это латыш Ян Кильдигс , находившийся в лагере два года из отмеренных 25, прекрасный каменщик. Не потерявший склонности к шутке. Алешка-баптист , чистый сердцем и опрятный юноша, носитель высокой веры и смирения. Молится о духовном, убеждён, что Господь снимет с него и других «накипь злую».

    Буйновский , бывший капитан второго ранга, командовал на миноносцах, ходивший вокруг Европы «Великим северным путём», отчего губы его истресканы, но сам он держится бодро, хотя на глазах «доходит». С ног валится, а трудится честно, по словам Шухова, – «как мерин добрый». Способен в трудную минуту принять на себя удар. Готов сражаться с жестокими надзирателями, отстаивая человеческие права, за что получает «десять суток строго», а значит, после промерзшего каменного мешка на всю жизнь здоровья лишится.

    Тюрин , в прошлом крестьянин, но в лагере 19 лет сидит как сын раскулаченного. Именно поэтому был уволен из армии. Должность теперь у него бригадирская, но для заключенных он словно отец родной.

    Цезарь Маркович , бывший кинорежиссёр, бесконечно далёкий от жизни, живущий отвлечёнными и неуместными в лагере эстетическими проблемами, умеющий уйти от грубой реальности зэковского быта.

    Но всё же в центре повествования Солженицына всё время остаётся заключённый Шухов , 40-летний крестьянин, отец двух детей, лишившийся любимой работы на земле (родом из деревни Темгенево, в средней полосе России). Ушёл на войну 23 июня 1941 года, бился с врагами, пока не попал в окружение, закончившееся пленом. Бежал оттуда с четырьмя другими смельчаками. Шухов чудом пробился к «своим», где ни следователь, ни сам Шухов не могли придумать, какое задание немцев он выполнял, сбежав из плена. В контрразведке долго били Шухова, а потом предложили выбор. «И расчёт был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживёшь ещё малость. Подписал». Так «состряпали» ему 58-ю статью, и считается ныне, что Шухов за измену Родине сел. Так Иван Денисович оказался сначала в страшном Усть-Ижменском общем лагере, а потом в сибирском каторжном, где он стал номером Ш – 854.

    Уже восемь «лет перемалывается» в сталинской адской лагерной машине Иван Денисович, усваивая дикие её нравы и законы, стремясь обязательно выжить, но не утратить человеческого облика. Важно не возвращаться к тревожным мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, строго рассчитывать каждый свой шаг. И, следуя этой крестьянской мудрости, обогащённый лагерным опытом, Шухов остаётся верен своей твёрдой нравственной основе, проявляя порядочность и честность.

    Солженицын находит очень точное, весомое слово для характеристики положения и состояния своего героя: Шухов «чем дальше, тем крепче утверждался».

    Во многом герою помогает утвердиться его трудолюбие. Бывший плотник, а теперь каменщик, он работает за колючей проволокой добросовестно. Иначе он не умеет. К тому же труд помогает ему возвыситься над лагерным существованием, вспомнить себя прошлого и подготовиться к будущей свободной жизни. И мы захвачены той самоотдачей, тем увлечением, которые переживает Шухов, когда составляет трубные колена, чтоб не дымило, когда занят кладкой стены. И вроде бы заурядный человек поражает природной мудростью, естественностью, ясным взглядом на жизнь.

    Не случайно критики склонны были сопоставлять Ивана Денисовича с Платоном Каратаевым, а спор Шухова с Алешкой-баптистом сопоставляли со спором Ивана и Алеши Карамазовых.

    Просветленная мудрость, тихая терпеливость и жизнестойкость помогли Шухову одолеть роковой ад фашистского плена и не менее страшный ад советский лагерей, чтобы вернуться в свой дом Человеком.

    Лагерь оказывает губительное воздействие на личность. Многие не выдерживают, ломаются, гибнут. В тусклых лучах гулаговских прожекторов все видится искаженно, как бы раздваивается. С одной стороны , работа в бригаде объединяет людей, с другой – порабощает, заставляет чувствовать себя стадом.

    Даже пейзаж, увиденный глазами заключенных, приобретает другие краски. «Было все так же темно в небе, с которого лагерные фонари согнали звезды. И все так же широкими струями два прожектора резали лагерную зону», – пишет Солженицын об исчезающей на глазах красоте, к которой прикоснулась жестокая и суровая сила зла. Не может быть прекрасным ландшафт, на который смотрят из-за колючей проволоки.

    Опубликованная в 1962 году, в период «оттепели», повесть вызвала огромный читательский резонанс, получила мировую известность и оказала мощное воздействие не только на литературу, но и на ход отечественной истории.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    «БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

    Специальность 060501 Сестринское дело

    Дисциплина «Литература»

    Раздел 2. Литература XX века

    Тема 2.23. А.И. Солженицын. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. «Один день Ивана Денисовича»

    Одобрена на заседании цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

    Протокол №_____от_____________20_______г.

    Председатель___________________________


      Методический лист……………………………………………………..4

      Выписка из рабочей программы……………………………………….5

      Примерная хронокарта занятия………………………………………..6

      Исходный материал…………………………………………………….7

      Приложение №1 …………………………………………..…………...14

      Приложение №2………………………………………………..………15

      Приложение №3………………………………………………………..16

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

    Вид занятия – комбинированное занятие.

    Продолжительность – 90 мин.

    ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

      Учебные цели:

    Формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно выразительные средства языка, художественная деталь); определять род и жанр произведения; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.

    2. Развивающие цели:

    Способствовать развитию знаний основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

    Формировать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать практическое творческое мышление.

    3. Воспитательные цели:

    Способствовать развитию коммуникативной культуры, чувства ответственности.

    Методы обучения – репродуктивный.

    Место проведения занятия – аудитория колледжа.

    Актуальность изучения темы . А.И. Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение и признание всего мира. Неподдельный интерес читателей к фигуре и творчеству Солженицына определяет его место и роль в современном мировом литературном процессе. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к политическому, экономическому и нравственному кризису. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области литературы каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам.

    Использованная литература

      Русская литература XX в.11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Часть 2 [Текст]/ В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.

      Солженицын, А.И. Один день Ивана Денисовича [Текст]/ А.И. Солженицын. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.

    Выписка из тематического плана дисциплины «Литература»

    Тема 2.23.

    А.И. Солженицын. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. «Один день Ивана Денисовича»

    Основные факты жизни и творчества писателя. «Один день Ивана Денисовича». Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Органическое единство художественного и публицистического. Проблемы традиций у новаторства. Публицистичность художественного произведения.

    Лабораторные работы

    Практические занятия

    Контрольные работы

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Работа с учебником ;

    Работа с конспектом лекции (аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению);

    Чтение и анализ произведения (знание и воспроизведение содержания литературного произведения).

    ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

    Наименование этапа

    Время

    Цель этапа

    Деятельность

    Оснащение

    преподавателя

    студентов

    Организационный этап

    Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

    Отмечает отсутствующих студентов в журнале

    Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

    Журнал, тетради

    Поэтическая минутка

    Повторение творчества русских поэтов

    Слушает стихи в исполнении студентов, оценивает выразительность чтения

    Читают стихи

    Журнал группы для выставления оценки, приложение 3

    Мотивационный этап

    Развитие интереса к новой теме

    Объясняет студентам важность изучения данной темы

    Слушают, задают вопросы

    Цели занятия

    Установка приоритетов при изучении темы

    Озвучивает цели занятия

    Слушают, записывают в тетрадь новую тему

    Методическая разработка занятия

    Контроль знаний по предыдущей теме

    Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала по предыдущей теме

    Отвечают на вопросы по пройденной теме, пересказывают

    Приложение 1.

    Изложение исходной информации

    Способствовать развитию знаний основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

    Излагает новый материал

    Слушают, читают материал в учебнике, записывают

    Методическая разработка занятия (исходный материал)

    Выполнение заданий для закрепления знаний

    Закрепление знаний, чтение текста, работа по подгруппам

    Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

    Выполняют задания, работают в подгруппах по подготовленным вопросам

    Приложение 2

    Предварительный контроль новых знаний

    Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях, анализ текста

    Инструктирует и проводит контроль

    Выступают с выполненными заданиями, зачитывают текст с соблюдением основных правил, слушают другие ответы, вносят коррективы

    Приложение 2

    Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

    Формирование и закрепление знаний

    Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

    Записывают задание

    - Повторная работа над учебным материалом (конспект лекции);

    - работа по учебнику ;

    - чтение и анализ произведения

    Подведение итогов

    Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе

    Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

    Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

    Журнал группы

    ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

    Детство и юность

    Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске.

    Отец - Исаакий Семёнович Солженицын, русский православный крестьянин с Северного Кавказа. Мать - украинка Таисия Захаровна Щербак, дочь хозяина богатейшей на Кубани экономии , умом и трудом поднявшегося на эту ступень таврического чабана-батрака. Родители Солженицына познакомились во время обучения в Москве и вскоре поженились. Исаакий Солженицын во время Первой мировой войны пошёл на фронт добровольцем и служил офицером. Он погиб до рождения сына, 15 июня 1918 года, уже после демобилизации (в результате несчастного случая на охоте). Он изображён под именем Сани Лаженицына в эпопее «Красное колесо» (на основе воспоминаний жены).

    В результате революции и гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности.

    В младших классах подвергался насмешкам за ношение крестильного крестика и нежелание вступать в пионеры, получил выговор за посещение церкви. Под влиянием школы принял коммунистическую идеологию, в 1936 году вступил в комсомол. В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью. В 1937 году задумал «большой роман о революции» 1917 года.

    В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико-математический факультет. По воспоминанию школьного и университетского друга, «… учился на математика не столько по призванию, сколько потому, что на физмате были исключительно образованные и очень интересные преподаватели». Одним из них был Д. Д. Мордухай-Болтовской (под именем Горяинова-Шаховского Солженицын выведет его в романе «В круге первом» и в поэме «Дороженька»). В университете Солженицын учился на «отлично» (сталинский стипендиат), продолжал литературные упражнения, в дополнение к университетским занятиям самостоятельно изучал историю и марксизм-ленинизм. Закончил университет в 1941 году с отличием, ему была присвоена квалификация научного работника II разряда в области математики и преподавателя. Деканат рекомендовал его на должность ассистента вуза или аспиранта.

    С самого начала литературной деятельности остро интересовался историей Первой мировой войны и революции. В 1937 году начал собирать материалы по «Самсоновской катастрофе», написал первые главы «Августа Четырнадцатого» (с ортодоксальных коммунистических позиций). В 1939 году поступил на заочное отделение факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве. Прервал обучение в 1941 году в связи с войной.

    Интересовался театром, летом 1938 года пытался сдать экзамены в театральную школу Юрия Завадского, но неудачно.

    В августе 1939 года совершил с друзьями путешествие на байдарке по Волге. Жизнь писателя с этого времени и до апреля 1945 года - в поэме «Дороженька» (1948-1952).

    27 апреля 1940 года женился на студентке Ростовского университета Наталье Решетовской (1918-2003), с которой познакомился в 1936 году.

    Во время войны

    С началом Великой Отечественной войны Солженицын не был сразу мобилизован, поскольку был признан «ограниченно годным» по здоровью. Активно добивался призвания на фронт. В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области, однако уже 18 октября был призван и направлен в грузовой конный обоз рядовым.

    События лета 1941 - весны 1942 года описаны Солженицыным в неоконченной повести «Люби революцию» (1948).

    Добивался направления в офицерское училище, в апреле 1942 года был направлен в артиллерийское училище в Кострому; в ноябре 1942 года выпущен лейтенантом, направлен в Саранск, где располагался запасной полк по формированию дивизионов артиллерийской инструментальной разведки.

    В действующей армии с февраля 1943 года служил командиром батареи звуковой разведки. Был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды, в ноябре 1943 года получил звание старшего лейтенанта, в июне 1944 года - капитана.

    На фронте вёл военные дневники, много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии; в 1944 году получил благожелательный отзыв Б. А. Лавренёва.

    Арест и заключение

    На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину (за «искажение ленинизма»); в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о «Пахане», под которым угадывался Сталин, хранил в личных вещах составленную вместе с Виткевичем «резолюцию», в которой сравнивал сталинские порядки с крепостным правом и говорил о создании после войны «организации» для восстановления так называемых «ленинских» норм. Письма вызвали подозрение военной цензуры, и в феврале 1945 года Солженицын и Виткевич были арестованы.

    После ареста Солженицын был доставлен в Москву; 27 июля заочно приговорён Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.

    Заключение

    В августе направлен в лагерь в Новый Иерусалим, 9 сентября 1945 года переведён в лагерь в Москве, заключённые которого занимались строительством жилых домов на Калужской заставе (сейчас - площадь Гагарина).

    В июне 1946 года переведён в систему спецтюрем 4-го Спецотдела НКВД, в сентябре направлен в специнститут для заключённых («шарашку») при авиамоторном заводе в Рыбинске, через пять месяцев - на «шарашку» в Загорск, в июле 1947 года - в аналогичное заведение в Марфино (под Москвой). Там он работал по специальности - математиком.

    В Марфине Солженицын начал работу над повестью «Люби революцию». Позднее последние дни на Марфинской шарашке описаны Солженицыным в романе «В круге первом», где сам он выведен под именем Глеба Нержина, а его сокамерники Дмитрий Панин и Лев Копелев - Дмитрия Сологдина и Льва Рубина.

    В декабре 1948 года жена заочно развелась с Солженицыным.

    В мае 1950 года Солженицын из-за размолвки с начальством «шарашки» был этапирован в Бутырскую тюрьму, откуда в августе был направлен в Степлаг - особый лагерь в Экибастузе. Почти треть своего тюремно-лагерного срока - с августа 1950 по февраль 1953 года - Александр Исаевич отбыл на севере Казахстана. В лагере был на «общих» работах, некоторое время - бригадиром, участвовал в забастовке. Позднее лагерная жизнь получит литературное воплощение в рассказе «Один день Ивана Денисовича», а забастовка заключённых - в киносценарии «Знают истину танки».

    Зимой 1952 года у Солженицына обнаружили раковую опухоль, он был прооперирован в лагере.

    В заключении Солженицын полностью разочаровался в марксизме, со временем поверил в Бога и склонился к православно-патриотическим идеям (полное отрицание коммунистической идеологии, роспуск СССР и создание славянского государства на территории России, Белоруссии и части Украины, установление в новом государстве авторитарного строя с постепенным переходом к демократии, направление ресурсов будущей России на духовное, нравственное и религиозное развитие народа, в первую очередь русских). Уже в «шарашке» вернулся к писательству, в Экибастузе сочинял стихотворения, поэмы («Дороженька», «Прусские ночи») и пьесы в стихах («Пленники», «Пир победителей») и заучивал их наизусть.

    После освобождения Солженицын был отправлен в ссылку на поселение «навечно» (село Берлик Коктерекского района Джамбульской области, южный Казахстан). Работал учителем математики и физики в 8-10 классах местной средней школы имени Кирова.

    К концу 1953 здоровье резко ухудшилось, обследование выявило раковую опухоль, в январе 1954 он был направлен в Ташкент на лечение, в марте выписан со значительным улучшением. Болезнь, лечение, исцеление и больничные впечатления легли в основу повести «Раковый корпус», которая была задумана весной 1955.

    Реабилитация

    В июне 1956 решением Верховного Суда СССР Солженицын был освобождён без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления».

    В августе 1956 возвращается из ссылки в Центральную Россию. Живёт в деревне Мильцево (Курловского района Владимирской области), преподаёт математику в Мезиновской средней школе Гусь-Хрустального района. Тогда же встретился со своей бывшей женой, которая окончательно вернулась к нему в ноябре 1956 (повторно брак заключён 2 февраля 1957).

    С июля 1957 жил в Рязани, работал учителем астрономии средней школы № 2.

    Первые публикации

    В 1959 году Солженицын написал рассказ «Щ-854» о жизни простого заключённого из русских крестьян, в 1960 году - рассказы «Не стоит село без праведника» и «Правая кисть», первые «Крохотки», пьесу «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»). Пережил определённый кризис, видя невозможность опубликовать свои произведения.

    В 1961 году под впечатлением от выступления Александра Твардовского (редактора журнала «Новый мир») на XXII съезде КПСС, передал ему «Щ-854», предварительно изъяв из рассказа наиболее политически острые, заведомо не проходимые через советскую цензуру фрагменты. Твардовский оценил рассказ чрезвычайно высоко, пригласил автора в Москву и стал добиваться публикации произведения. Н. С. Хрущёв преодолел сопротивление членов Политбюро и разрешил публикацию рассказа. Рассказ под названием «Один день Ивана Денисовича» был напечатан в журнале «Новый мир» № 11, 1962, сразу же переиздан и переведён на иностранные языки.

    Вскоре после этого в журнале «Новый мир» (№ 1, 1963) были напечатаны «Не стоит село без праведника» (под названием «Матрёнин двор») и «Случай на станции Кочетовка» (под названием «Случай на станции Кречетовка»).

    Первые публикации вызвали огромное количество откликов писателей, общественных деятелей, критиков и читателей. Письма читателей - бывших заключённых (в ответ на «Ивана Денисовича») положили начало «Архипелагу ГУЛАГ».

    Рассказы Солженицына резко выделялись на фоне произведений того времени своими художественными достоинствами и гражданской смелостью. Это подчёркивали в то время многие, в том числе писатели и поэты. Так, Варлам Шаламов в письме Солженицыну в ноябре 1962 года писал:

    Повесть - как стихи,- в ней всё совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю, что «Новый мир» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал.

    Летом 1963 года создал очередную, пятую по счёту, усечённую «под цензуру» редакцию романа «В круге первом», предназначавшуюся для печати (из 87 глав). Четыре главы из романа отобраны автором и предложены Новому миру «…для пробы, под видом „Отрывка“… ».

    28 декабря 1963 редакция журнала «Новый мир» и Центральный государственный архив литературы и искусства выдвинули «Один день Ивана Денисовича» на соискание Ленинской премии за 1964 год (в результате голосования Комитета по премиям предложение было отклонено).

    В 1964 впервые отдал своё произведение в самиздат - цикл «стихов в прозе» под общим названием «Крохотки» .

    Летом 1964 пятая редакция «В круге первом» была обсуждена и принята к напечатанию в 1965 «Новым миром». Твардовский знакомится с рукописью романа «Раковый корпус» и даже предлагает его для прочтения Хрущёву (вновь - через его помощника Лебедева). Имел встречу с Варламом Шаламовым, ранее благожелательно отозвавшимся об «Иване Денисовиче», и предложил ему совместно работать над «Архипелагом».

    Осенью 1964 пьеса «Свеча на ветру» была принята к постановке в Театре имени Ленинского комсомола в Москве.

    «Крохотки» через самиздат проникали за границу и под названием «Этюды и крохотные рассказы» напечатаны в октябре 1964 во Франкфурте в журнале «Грани» (№ 56) - это первая публикация в зарубежной русской прессе произведения Солженицына, отвергнутого в СССР.

    В 1965 году с Борисом Можаевым ездил в Тамбовскую область для сбора материалов о крестьянском восстании (в поездке определяется название романа-эпопеи о русской революции - «Красное колесо»), начинает первую и пятую части «Архипелага» (в Солотче Рязанской области и на хуторе Копли-Мярди близ Тарту), заканчивает работу над рассказами «Как жаль» и «Захар-Калита», публикует в «Литературной газете».

    11 сентября КГБ проводит обыск на квартире друга Солженицына В. Л. Теуша, у которого Солженицын хранил часть своего архива. Изъяты рукописи стихов, «В круге первом», «Крохоток», пьес «Республика труда» и «Пир победителей».

    ЦК КПСС издал закрытым тиражом и распространил среди номенклатуры, «для уличения автора », «Пир победителей» и пятую редакцию «В круге первом». Солженицын пишет жалобы на незаконное изъятие рукописей министру культуры СССР Демичеву, секретарям ЦК КПСС Брежневу, Суслову и Андропову, передаёт рукопись «Круга-87» на хранение в Центральный государственный архив литературы и искусства.

    Четыре рассказа предложены редакциям «Огонька», «Октября», «Литературной России», «Москвы» - отвергнуты везде. Газета «Известия» набрала рассказ «Захар-Калита» - готовый набор рассыпан, «Захар-Калита» передан в газету «Правда» - отказ Н. А. Абалкина, заведующего отделом литературы и искусства.

    Диссидентство

    Уже к марту 1963 Солженицын утратил расположение Хрущёва (неприсуждение Ленинской премии, отказ печатать роман «В круге первом»). После прихода к власти Брежнева Солженицын практически потерял возможность легально печататься и выступать. В сентябре 1965 КГБ конфисковал архив Солженицына с его наиболее антисоветскими произведениями, что усугубило положение писателя. Пользуясь определённым бездействием власти, в 1966 году начал активную общественную деятельность (встречи, выступления, интервью иностранным журналистам). Тогда же стал распространять в самиздате свои романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В феврале 1967 года тайно закончил художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ».

    В мае 1967 года разослал «Письмо съезду» Союза писателей СССР, получившее широкую известность среди советской интеллигенции и на Западе. После «Письма» власти стали воспринимать Солженицына серьёзно. В 1968 году, когда в США и Западной Европе были опубликованы романы «В круге первом» и «Раковый корпус», принесшие писателю популярность, советская пресса начала пропагандистскую кампанию против автора. В 1969 году Солженицын был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе. Премия была присуждена не ему, но вскоре после этого он был исключён из Союза писателей СССР. После исключения Солженицын стал открыто заявлять о своих православно-патриотических убеждениях и резко критиковать власть. В 1970 Солженицын снова выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, и на этот раз премия была ему присуждена. Писатель подчёркивал политический аспект присуждения премии, хотя Нобелевский комитет это отрицал. В советских СМИ была организована мощная пропагандистская кампания против Солженицына. Советские власти предлагали Солженицыну уехать из страны, но он отказался.

    Ещё в августе 1968 года познакомился с Натальей Светловой, у них завязался роман. Солженицын стал добиваться развода с первой женой. С большими трудностями развод был получен 22 июля 1972. Вскоре Солженицыну удалось зарегистрировать брак со Светловой, несмотря на противодействие властей (брак давал ему возможность прописаться в Москве).

    В СССР была развёрнута мощная пропагандистская кампания против диссидентов. 24 сентября КГБ через бывшую жену Солженицына предложил писателю официальное опубликование повести «Раковый корпус» в СССР в обмен на отказ от публикации «Архипелага ГУЛАГа» за границей. (В позднейших воспоминаниях Наталья Решетовская отрицает роль КГБ и утверждает, что пыталась добиться соглашения между властями и Солженицыным по своей личной инициативе.) Однако Солженицын, сказав, что не возражает против печатания «Ракового корпуса» в СССР, не выразил и желания связывать себя негласной договоренностью с властями. (Различные описания связанных с этим событий находятся в книге Солженицына «Бодался теленок с дубом» и в воспоминаниях Н. Решетовской «АПН - я - Солженицын», опубликованных после смерти Решетовской.) В последних числах декабря 1973 года было объявлено о выходе в свет первого тома «Архипелага ГУЛАГа». В советских средствах массовой информации началась массированная кампания очернения Солженицына как предателя родины с ярлыком «литературного власовца». Упор делался не на реальное содержание «Архипелага ГУЛАГа» (художественное исследование советской лагерно-тюремной системы 1918-1956), которое вообще не обсуждалось, а на имевшую место солидаризацию Солженицына с «изменниками родины во время войны, полицаями и власовцами».

    В СССР, в годы застоя, «Август Четырнадцатого» и «Архипелаг ГУЛАГ» (как и первые романы) распространялись в самиздате.

    Изгнание

    7 января 1974 года выход «Архипелага ГУЛАГ» и меры «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына были обсуждены на заседании Политбюро. Вопрос был вынесен на ЦК КПСС, за высылку высказались Ю. В. Андропов и другие; за арест и ссылку - Косыгин, Брежнев, Подгорный, Шелепин, Громыко и другие. Возобладало мнение Андропова.

    12 февраля Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства. 13 февраля он был выслан из СССР (доставлен в ФРГ на самолёте). 29 марта СССР покинула семья Солженицына. Архив и военные награды писателя помог тайно вывезти за рубеж помощник военного атташе США Вильям Одом.

    Вскоре после высылки Солженицын совершил короткое путешествие по Северной Европе, в результате принял решение временно поселиться в Цюрихе, Швейцария.

    3 марта 1974 года в Париже было опубликовано «Письмо вождям Советского Союза»; ведущие западные издания и многие демократически настроенные диссиденты в СССР, включая А. Д. Сахарова, оценили «Письмо» как антидемократическое, националистическое и содержащее «опасные заблуждения»; отношения Солженицына с западной прессой продолжали ухудшаться.

    Летом 1974 года на гонорары от «Архипелага ГУЛАГ», создал «Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям» для помощи политическим заключённым в СССР (посылки и денежные переводы в места заключения, легальная и нелегальная материальная помощь семьям заключённых).

    В апреле 1975 года совершил вместе с семьёй путешествие по Западной Европе, затем направился в Канаду и США. В июне-июле 1975 года Солженицын посетил Вашингтон и Нью-Йорк, выступил с речами на съезде профсоюзов и в Конгрессе США. В своих выступлениях Солженицын резко критиковал коммунистический режим и идеологию, призывал США отказаться от сотрудничества с СССР и политики разрядки; в то время писатель ещё продолжал воспринимать Запад как союзника в освобождении России от «коммунистического тоталитаризма».

    В августе 1975 года вернулся в Цюрих и продолжил работу над эпопеей «Красное колесо».

    В феврале 1976 года совершил поездку по Великобритании и Франции, к этому времени в его выступлениях стали заметны антизападные мотивы. В марте 1976 года писатель посетил Испанию. В нашумевшем выступлении по испанскому телевидению он одобрительно высказался о недавнем режиме Франко и предостерёг Испанию от «слишком быстрого продвижения к демократии». В западной прессе усилилась критика Солженицына, ведущие европейские и американские политики заявляли о несогласии с его взглядами.

    В апреле 1976 года с семьёй переехал в США и поселился в городке Кавендиш (штат Вермонт). После приезда писатель вернулся к работе над «Красным Колесом», для чего провёл два месяца в русском эмигрантском архиве в Институте Гувера.

    Снова в России

    С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения.

    18 сентября 1990 года одновременно в «Литературной газете» и «Комсомольской правде» была опубликована статья Солженицына о путях возрождения страны, о разумных, на его взгляд, основах построения жизни народа и государства - «Как нам обустроить Россию? Посильные соображения». Статья развивала давние мысли Солженицына, высказанные им ранее в «Письме вождям Советского Союза», статье «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», других прозаических и публицистических работах. Авторский гонорар за эту статью Солженицын перечислил в пользу жертв аварии на Чернобыльской АЭС. Статья вызвала огромное количество откликов.

    В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве.

    За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 году была присуждена Государственная премия.

    Вместе с семьёй вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США во Владивосток, проехав на поезде через всю страну и закончив путешествие в столице. Выступил в Государственной думе РФ.

    В середине 1990-х личным распоряжением президента Бориса Ельцина ему была подарена государственная дача «Сосновка-2» в Троице-Лыкове. Солженицыны спроектировали и построили там двухэтажный кирпичный дом с большим холлом, застеклённой галереей, гостиной с камином, концертным роялем и библиотекой, где висят портреты Столыпина и Колчака.

    В 1997 году был избран действительным членом Российской Академии наук.

    В 1998 году был награждён орденом Святого Андрея Первозванного, однако от награды отказался: «От верховной власти, довёдшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу».

    Награждён Большой золотой медалью имени М. В. Ломоносова (1998).

    Награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2006).

    12 июня 2007 года президент Владимир Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.

    Сам писатель вскоре после возвращения в страну учредил литературную премию своего имени для награждения писателей, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы».

    Последние годы жизни провёл в Москве и на подмосковной даче.

    Незадолго до смерти болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. Вместе с женой Натальей Дмитриевной - президентом Фонда Александра Солженицына - работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений. После перенесённой им тяжёлой операции у него действовала только правая рука.

    Кончина и погребение

    Последнюю исповедь Солженицына принял протоиерей Николай Чернышов, клирик храма Святителя Николая в Клёниках.

    Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своем доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности.

    Рассказы и повести

      Один день Ивана Денисовича

      Матрёнин двор

    Романы

      Архипелаг ГУЛАГ

      Раковый корпус

      В круге первом

      Красное колесо

    Воспоминания, эссе, публицистика

      Бодался телёнок с дубом

      Россия в обвале

      Жить не по лжи (эссе)

      Двести лет вместе М., Русский путь, 2001 (Исследования новейшей русской истории) ISBN 5-85887-151-8 (в 2-х тт.)

      Как нам обустроить Россию (статья)

    Другое

      Русский словарь языкового расширения

    Увековечение памяти

    В день похорон Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «Об увековечении памяти А. И. Солженицына», согласно которому с 2009 года учреждались персональные стипендии имени А. И. Солженицына для студентов вузов России, правительству Москвы рекомендовано присвоить имя Солженицына одной из улиц города, а правительству Ставропольского края и администрации Ростовской области - осуществить меры по увековечению памяти А. И. Солженицына в городах Кисловодске и Ростове-на-Дону.

    Правительство Москвы 12 августа 2008 года приняло постановление «Об увековечении памяти А. И. Солженицына в Москве», которым переименовало улицу Большую Коммунистическую в улицу Александра Солженицына и утвердило текст памятной доски. Некоторые жители улицы выразили протест в связи с её переименованием.

    В октябре 2008 года мэр Ростова-на-Дону подписал постановление о присвоении имени Александра Солженицына центральному проспекту строящегося микрорайона Ливенцовский.

    9 сентября 2009 года роман Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» внесли в обязательную школьную программу по литературе для старшеклассников. Ранее в школьную программу уже вошли повесть "Один день Ивана Денисовича" и рассказ "Матренин двор". Биография писателя изучается на уроках истории.

    Фильмы

    «В круге первом» (2006) - Сам Солженицын является соавтором сценария и читает текст от автора.

    «Один день Ивана Денисовича» (1970, Норвегия - Англия)

    Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 60-х годов, когда в «Новом мире» были напечатаны повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962, № 11), рассказы «Случай на станции Кочетовка», «Матренин двор» (1963, № 1). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте - в 1962 году ему было сорок четыре года - и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» Это самое первое впечатление А. Т. Твардовского, который прочитал рукопись «Одного дня Ивана Денисовича» ночью, в один присест, не отрываясь. А при личном знакомстве с автором редактор «Нового мира» сказал: «Вы написали отличную вещь. Не знаю, в каких школах вы учились, но пришли совершенно сформировавшимся писателем. Нам не приходится вас ни учить, ни воспитывать». Твардовский предпринял невероятные усилия к тому, чтобы рассказ Солженицына увидел свет.

    Вхождение Солженицына в литературу было воспринято как «литературное чудо», вызвавшее у многих читателей сильный эмоциональный отклик. Примечателен один трогательный эпизод, который подтверждает необычность литературного дебюта Солженицына. Одиннадцатый номер «Нового мира» с повестью «Один день Ивана Денисовича» пошел к подписчикам! А в самой редакции шла раздача этого номера избранным счастливчикам. Был тихий субботний день. Как позже рассказывал об этом событии А. Т. Твардовский, было, как в церкви: каждый тихо подходил, платил деньги и получал долгожданный номер.

    Читатели приветствовали появление в литературе нового замечательного таланта. Вот что писал Солженицыну Варлаам Шаламов: «Дорогой Александр Исаевич! Я две ночи не спал - читал повесть, перечитывал, вспоминал…

    Повесть - как стихи! В ней все целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика настолько лаконичны, умны, точны и глубоки, что, я думаю, «Новый мир» с самого начала своего существования ничего столь цельного, столь сильного не печатал».

    «Я был оглушен, потрясен, - писал о своих впечатлениях Вячеслав Кондратьев. - Наверное, первый раз в жизни так реально осознал, что может правда. Это было не только Слово, но и Дело».

    Повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекла внимание читателей не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художественным совершенством. «Вам удалось найти исключительно сильную форму», - писал Солженицыну Шаламов. «Избрана малая форма - в этом опытный художник», - заметил Твардовский. Действительно, в раннюю пору своей литературной деятельности писатель отдавал предпочтение жанру рассказа. Он придерживался своего понимания природы рассказа и принципов работы над ним. «В малой форме, - писал он, - можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». И «Один день Ивана Денисовича» Солженицын относил к жанру рассказа: «Иван Денисович» - конечно, рассказ, хотя и большой, нагруженный». Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу».

    Приложение 1

    Контроль знаний по предыдущей теме « В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы»

    Шаламовская проза - это не просто воспоминания, мемуары человека, прошедшего круги колымского ада. Это литература особого рода, «новая проза», как называл ее сам писатель.

    Произведения и жизнь Варлама Шаламова ярко отражает судьбу интеллигенции во времена больших репрессий. Мы не должны отвергать литературные произведения, вроде "Колымских рассказов"- они должны служить индикатором для настоящего (особенно учитывая ту деградацию, которая происходит в сознании людей и которая так ярко прослеживается через качество сегодняшней культуры).

    Решение Шаламова описать «жизнь» заключенных в концлагерях, которое ярко отражает сталинскую диктатуру, - героический поступок. "Помните, самое главное: лагерь - отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку - ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел - надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде ", - писал Шаламов.

    Задание. Рассказать биографию В.Т. Шаламова, пересказать любой рассказ из сборника «Колымские рассказы».

    Основные критерии оценки устного ответа по литературе

    "OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.

    "ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний.

    "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.

    "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.

    Приложение 2

    Задания для закрепления знаний (самостоятельная работа студентов по произведению «Один день Ивана Денисовича» )

    1. Почему литературный дебют А. И. Солженицына был воспринят как Событие, как «литературное чудо»?

    2. Приведите отзывы читателей о прозе Солженицына. Прокомментируйте их.

    3. Почему писатель отдает предпочтение жанру рассказа?

    4. Как отразился в рассказе «Один день Ивана Денисовича» лагерный опыт самого Солженицына?

    6. Прокомментируйте сцены-столкновения: Буйновский - Волковой, бригадир Тюрин - десятник Дэр

    7. Раскройте нравственный подтекст ситуаций: Шухов - Цезарь.

    8. Какую роль в рассказе играют биографии героев?

    9. Как Солженицын убеждает, что историю тоталитаризма он ведет не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет?

    Приложение 3

    КРИТЕРИИ ЧТЕНИЯ НАИЗУСТЬ (для поэтической минутки)

    2. Безошибочность чтения.

    3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса).

    4. Эффективное использование мимики и жестов.

    ОЦЕНИВАНИЕ

    "5" - выполнены все требова­ния критериев

    "4" - не выполнено одно из требований

    "3" - выполнены два из ос­новных требований

    План:
    1. Концлагерь - это тоталитарное государство в миниатюре.
    2. «Люди и здесь живут»- основной принцип жизни Ивана Денисовича.
    3. Только трудом достигается свобода духа, свобода личности.
    4. Сохранение достоинства и человечности в любых условиях, в любое время- все это главное для человека.
    5. Человеческая душа- это то, что нельзя лишить свободы, нельзя взять в плен или уничтожить,- это смысл рассказа.

    Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича» был задуман в лагере в 1950-51 годы, а написан в 1959году. Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего вместе с автором в советско-германскую войну. Весь свой личный опыт жизни в условиях лагеря, все свои впечатления автор изложил в своем рассказе. Главный герой произведения- простой русский человек, ничем не примечательный. Таких, как Шухов, в лагере было очень и очень много. Перед нами предстают люди, которых судьба привела в концлагерь, люди невиновные, не сделавшие ничего предосудительного. Среди них: Гончик, носивший молоко в лес, баптисты, страдающие за свою веру, эстонцы, пленные. Все они живут, работают в лагере, пытаются поддерживать собственное существование. На территории лагеря есть все: а баня, и санчасть, и столовая. Все это напоминает небольшой городок. Но не обходится дело и без надзирателей, которых здесь огромное множество, он везде, они следят, чтобы все правила исполнялись, а иначе непокорного ждет карцер.
    И вот восемь лет уже Иван Денисович мыкается по лагерям, терпит, страдает, мучается, но при этом сохраняет внутреннее достоинство. Шухов не изменяет мужицким привычкам и «себя не роняет», не унижается из-за сигареты, из-за пайки и уж тем более не вылизывает миски не доносит на товарищей для улучшения собственной участи.
    Совестливость, нежелание жить за чужой счет, причинять кому-то неудобства заставляет его запретить жене собирать ему в лагерь посылки, оправдывать жадного Цезаря и «на чужое добро брюхо не распяливать». Еще он никогда не симулирует болезнь, а заболев в серьез, ведет себя в санчасти виновато: «Во что… Николай Семеныч…я вроде это… болен…» Солженицын пишет, что говорит он при этом «совестливо, как будто зарясь на что чужое». И пока сидел он в это чистой санчасти и целых пять минут ничего не делала, очень удивлялся этому: «было дивно Шухову сидеть в такой чистой комнате, в тишине такой…»
    Работа, по Шухову, и есть спасение от болезни, от одиночества, от страданий. Именно за работой русский человек забывается, работа дает удовлетворение и положительные эмоции, которых так мало у зэков.
    Поэтому так ярко народный характер персонажа вырисовывается в сценах работы. Иван Денисович и каменщик, и плотник, и печник, и резчик тополя. «Кто два дела знает, тот еще и десять подхватит»,- говорит Солженицын. Даже в подневолье его охватывает азарт работы, переданный автором так, что ощущения Ивана Денисовича оказываются неотделимыми от собственно авторских. Мы понимаем, что А.И. Солженицын неплохой каменщик. Все свои умения он передает своему персонажу. И человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливается в труде, именно в процессе работы зэки шутят, даже смеются. Все можно отнять у человека, но удовлетворения от сделанной хорошо работы отнять нельзя.
    Во фразе, где Шухов говорит, что «уж сам не знает, хотел он воли или нет», есть весьма существенный для писателя смысл. Тюрьма, по Солженицыну, огромное зло, насилие, но страдания способствуют нравственному очищению. Всем своим поведением в лагере герои А.И. Солженицына подтверждают основную идею этого произведения. А именно, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить ее свободы. Формальное освобождение Ивана Денисовича ничем не изменит его мировоззрения, его систему ценностей, его взгляд на многие вещи, его сущность.
    Концлагерь, тоталитарная система не смогли поработить сильных духом людей, которых очень было много в нашей многострадальной стране, которые выстояли сами и не дали сгинуть стране.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры