Международный день цирка. Цирковая ассоциация создала новый праздник

Главная / Любовь

На сегодняшний день цирк является одним из самых необычных и почитаемых видов искусства. Демонстрация веселого и оригинального в цирковых программах оказало влияние на развитие современного зрелищного искусства, ведь цирк всегда актуален.

Цирковые выступления достигли грандиозных масштабов. Каждая новая постановка удивляет и показывает что-то необычное современному зрителю. Поэтому спектакли вмещают в себя не только выступления театральной группы, но и фокусы, опасные трюки, умения дрессированных животных.

История

Празднование Дня Цирка прошло в 2010 году впервые. Запатентовать и провести данный праздник предложили две крупные международные организации:

  1. Европейская цирковая ассоциация.
  2. Международная федерация цирка.

Предложение создания праздника было обосновано практически полным отсутствием интереса молодежи к цирку, как к виду искусства. Помимо этого, праздник включает знакомство любопытных зрителей с внутренним миром цирка, жизнью актеров, их репетициями.

В первый год празднования идею поддержали не более 30 стран, и Россия вошла в число празднующих государств, чья цирковая школа имеет международный уровень. К следующему же году принимать участие в праздновании решились уже около 40 стран, а это более 100 тематических постановок. В целом мероприятия празднования дня цирка организовали около двухсот цирковых трупп. Уже в 2012 году число празднующих стран возросло до отметки 47. Организаторами выступают молодые коллективы культурных городов и метры индустрии, демонстрируя свое мастерство.

16 апреля в качестве празднования Международного Дня Цирка было выбрано не случайно. Этот день вошёл в историю с 2008 года, когда Европа впервые отпраздновала данный праздник, преследуя такие же цели.

Традиции

Учитывая то, что праздник был запатентован недавно, профессионалы и зрители уже успели наградить его особыми традициями.

Для привлечения зрителей и молодых специалистов многие цирки в этот день приглашают всех желающих на особую программу, завлекающую посетителей не только в праздничные дни посещать их, но и ознакомиться с плановыми выступлениями артистов. Цирковые труппы проводят праздничные фестивали, в большинстве случаев – благотворительные.

Поддерживают настроение публики клоуны и участники карнавалов, вышедшие на улицы городов мира. Выступления, которые поднимают настроение жителям города, делают атмосферу радости и беззаботности в этот день.

Пожалуй, ни единому зданию цирка на пространстве бывшего СССР не доставалось больше, чем цирку Луганска. Здание было построено в 1971 году по типовому проекту авторства архитектора Соломеи Максимовны Гельфер - если кто не знает, аналогичные цирки находятся в Уфе, Самаре, Донецке, Перми, Кривом Роге, Новосибирске, Воронеже, Харькове и Брянске.

После событий лета 2014 года цирк Луганска представлял из себя донельзя печальное зрелище - ВСУ били по нему прицельно, иначе ничем не объяснить подобных разрушений: выбиты практически все стекла, стены посечены осколками, было прямое попадание в купол. Восстановление здания было проведено силами ЛНР и Росгосцирка РФ, при непосредственном содейстии В. Мединского и В. Гаглоева.

Посмотреть, насколько был поврежден цирк Луганска после боевых действий можно здесь:


Поддержка цирков в Луганске и Донецке остается одной из приоритетных задач Росгосцирка, а потому праздник было решено провести в Луганске. Выезд возглавлял гендиректор Вадим Гаглоев, который и стал главным объектом внимания прессы, подтвердив, что Росгосцирк коллег и друзей в беде не оставит:

В фойе можно наблюдать подборку фотографий - разрушения и последующее восстановление здания. Надо сразу заметить, что после ремонта Луганский цирк выглядит даже получше, чем некоторые цирки этого проекта собственно в Российской Федерации.

Подъехал и глава ЛНР И. Плотницкий, он же открывал представление - с поздравлений и вручения дипломов.

Сразу же отметим - в представлении участвовали очень, ОЧЕНЬ много детей из самых разнообразных творческих и самодеятельных коллективов Луганской области. Работа в этом плане ведется самая вдумчивая и широкая на государственному уровне. В России, увы, такое можно встретить всё реже и реже.

А директор Луганского цирка Дмитрий Касьян получает звание заслуженного деятеля искусств ЛНР - не будь его энергии и настойчивости, вообще неизвестно, когда бы цирк снова открылся.

Вадим Гаглоев пообщался с молодежью и поздравил с праздником:

Есть и иностранные артисты - труппа акробатов из Кении. Казалось бы, что они забыли в Луганске? Но ничего, приехали и отлично выступают.

В манеж выходят и взрослые и дети - со своими оригинальными номерами:

Особо отметим посещаемость - зал битком, все места заняты, семьи с детьми. Кому не хватило места стояли в проходах и на лестницах - тут с обязательными правилами техники безопасности несколько попроще чем, к примеру, в Чинизелли. И публика совсем другая - куда более непосредственная и доброжелательная.

Будем откровенны - программа скромненькая, основанная прежде всего на самодеятельных коллективах, но всё настолько от души, что выглядит это очень трогательно. Конечно, не Дюсолей ни разу. Но Дюсолей сюда и не поедет по понятным причинам.

И снова отметим уйму детишек, участвующих в программе - ведь пошиты костюмы, дети счастливы участвовать в представлении, никаких капризов, все очень спокойно, деловито и вместе с тем совершенно радостно. Все работают в свое удовольствие. Причем есть же совсем малыши, по 5-6 лет.

Старейшие артисты Луганского цирка со своими воспитанниками -

Ну и немножко протокольного. Вадим Гаглоев с руководством Луганского цирка и гостями.

А нас ждет вооруженное сопровождение для переезда в Донецк через то самое Дебальцево.

Вспомним еще раз, как цирк Луганска выглядел совсем недавно:

Запомните - всё будет хорошо. Восстановили цирк - восстановим и всё разрушенное. А репортаж из Донецка ждите в следующий раз - в один пост всё просто не влезет.

С инициативой ежегодного проведения Всемирного дня цирка выступили Европейская цирковая ассоциация (European Circus Assotiation) и Всемирная федерация цирка (Federation Mondiale Du Cirque).

Всемирная федерация цирка со штаб-квартирой в Монте-Карло была основана в 2008 году под патронажем принцессы Монако Стефании (Princess Stephanie of Monaco). Федерация является некоммерческой организацией, созданной для содействия развитию циркового искусства и культуры во всем мире, а также для представления интересов цирка на международном уровне.

Первый цирк был открыт в Лондоне в 1777 году (по другим данным в 1768 году) Филиппом Эстли. Это было первое в Европе театрализованное представление в здании с круглой ареной и крышей в форме купола. Первоначально круглый манеж в цирке существовал исключительно для лошадей. В цирке Эстли преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, живые пирамиды из наездников, которые строились на полном скаку. Эстли первым показал вольтижировку - комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу. Ему также принадлежит заслуга определения диаметра цирковой арены - 13 метров, которая была выбрана таким образом, чтобы для наездника создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью. Кроме конных представлений в цирке Эстли ставились сюжетные музыкальные спектакли, феерии и мелодрамы на исторические темы, включавшие фехтование и конные батальные сцены. Филипп Эстли стал основателем первой цирковой династии. В 1782 году открылся филиал его театра в Париже. "Амфитеатр Эстли" просуществовал до 1895 года и был одним из самых популярных увеселительных заведения Лондона первой половины XIX века.

Уже к началу XX века структура циркового представления кардинально меняется. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. После введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков воздушной гимнастики, где появилось новое амплуа - "ловитор" (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые исполняется номер "перекрестный полет". В искусстве канатоходцев пеньковый канат заменяется более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. С технической революцией начала XIX века множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники - от гонок по вертикальной стене до "полета из пушки на Луну", от феерий на воде до новых возможностей иллюзиона.

Истоки русского цирка находились в выступлениях странствующих артистов-скоморохов, известных с XI века. В XVIII веке все большее распространение получают ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступают акробаты, гимнасты, жонглеры. В начале XIX века цирковые представления проводились в манеже графа Завадовского в Петербурге, было построено специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове. В 1849 году в Петербурге открывался казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров. В 1853 году был построен стационарный цирк в Москве на Петровке. В провинции работали передвижные цирки. В декабре 1877 году в Петербурге состоялось торжественное открытие первого в России каменного здания, построенного с учетом цирковой специфики. Инициатива постройки цирка принадлежала итальянскому наезднику и дрессировщику Гаэтано Чинизелли, главе большой цирковой семьи.

В настоящее время стационарные цирки есть практически во всех областных и крупных городах России.

После Октябрьской революции было создано Главное управление цирками (ГУЦ), хозрасчетная организация, существовавшая в системе Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. В ГУЦ входили кроме стационарных, передвижные цирки и аттракционы под общим названием Циркообъединение.

В 1957 году ГУЦ было преобразовано во Всесоюзное объединение государственных цирков - Союзгосцирк, руководивший цирковым делом в СССР. Союзгосцирк обеспечивал хозяйственную деятельность цирков; курировал постановочную работу стационарных цирков и цирковых коллективов, проводил подготовку и переподготовку артистов различных жанров.

После распада СССР была "Росгосцирк", которая стала преемницей "Союзгосцирка". Это самая крупная цирковая компания не только в Европе, но и в мире, объединяет 42 стационарных цирка в России. Система "Росгосцирка", основанная на так называемом цирковом конвейере, представляет почти 500 оригинальных цирковых номеров и программ. Ее артистические кадры составляют почти три тысячи человек, которые пополняются выпускниками Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша), а также участниками любительских цирковых коллективов из 70 регионов страны. В цирковых представлениях участвуют почти две тысячи животных.

Программа празднования Всемирного дня цирка за годы проведения — в этот день труппы цирков устраивают дни открытых дверей для зрителей и благотворительные акции, проводят уличные представления, выставки, карнавалы и шествия с участием клоунов, гимнастов, акробатов, жонглеров и других цирковых артистов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Третья суббота апреля ежегодно принимает на себя всемирный праздник, Международный день цирка. В истории становления торжества фигурирует Европейский день цирка, основанный в 2008 году. Двумя годами позже дата получила международный статус и с 2010 года у специалистов, занятых в области производства позитивного настроения, появился свой профессиональный праздник.

Очевидное родство слов циркуль, цирк, циркуляция продиктовано одним и тем же латинским корнем, circus, буквально переводящимся, как «круг». И действительно, в части формы здания цирков вызывают круглые ассоциации. Хотя самые первые арены в плане не являли собой строгих окружностей, они были вытянутыми, ближе к овальным, потому что имели несколько другое, чем сейчас, назначение. Тогда, когда эти строения называли цирками, они использовались, как ипподромы, трибуны для гладиаторских состязаний или травли зверей.

В средние века зрелища, подаваемые народу в цирках, были вытеснены театрами. Круглые здания ветшали, запускались, забрасывались и ломались, перестав выполнять увеселительную функцию. Ведь ни под какую иную деятельность их невозможно было приспособить, помещения для театральных представлений и мистерий предполагали совершенно другое устройство, рынки тут не прижились, как жилища эти строения тоже не годились.

Только в конце 18 века, около 1777 года (по другим данным, 1768) английскому наезднику Филиппу Эстли (Philip Astley) пришла в голову идея зарабатывать на искусстве верховой езды. Будучи жокеем-эквилибристом, он увлекался вольтижировкой (акробатика в конном спорте) и решил популяризовать это зрелище. Открыл школу и выстроил увеселительное заведение для просмотра. Очень быстро Эстли сообразил, что трек, по которому галопировали лошади, должен быть замкнутым.

Эмпирическим путем оказался определен оптимальный диаметр полученной внутри этой окружности арены. Он зависел от средних габаритов лошадей, скорости их перемещения. Тем самым достигался определенный угол наклона, необходимый для акробатических конных номеров. Поскольку во всем мире средние показатели цирковых животных и их скоростные характеристики, одинаковы, рассчитанный таким образом радиус циркового манежа используется повсеместно.

Чуть позже к акробатам конной эквилибристики присоединились жонглеры, мимы, дрессировщики, клоуны и воздушные гимнасты. Это было сделано позже и другой фамилией, итальянцами Франкони. Именно в этом виде до нас дошло классическое цирковое искусство. Тем не менее, отцом современного возрожденного цирка принято все же считать Филиппа Эстли.

Сейчас цирковое искусство является международным и у него есть собственная штаб-квартира. Расположена она в княжестве Монако, в районе Монте-Карло. Патронажем Всемирной федерации цирка занимается королевская фамилия этого карликового государства.

В Международный день цирка принято устраивать наиболее зрелищные программы, состоящие из самых удачных номеров, проводить мастер-классы и интерактивные шоу, в которых каждый может почувствовать себя причастным к империи отличного настроения, позитивного духа и праздника.

Зрелищные выступления акробатов, смешные шутки клоунов, летающие под куполом гимнасты и дрессировщики с питомцами - все это цирк. Чтобы мировое общество смогло в полной мере оценить вклад этого вида искусства в культуру, ему посвятили праздник.

Международный день цирка отмечается в третью субботу апреля каждый год. В 2019 году он приходится на 20 апреля.

История

Инициатор и создатель торжества - Всемирная федерация цирка. Эту идею поддержала Европейская цирковая ассоциация. Больше всех обрадовались новому празднику сами циркачи. В 2010 году они впервые отметили профессиональный день на международном уровне.

Двумя годами ранее в третью субботу апреля праздновали Европейский день цирка. Чтобы не нарушать традицию, дату нового праздника оставили без изменений.

Первый цирк, который построили в Древнем Риме, мало чем походил на тот, который считается классическим развлекательным, с клоунами и дрессированными медведями. Римляне использовали цирк как место для скачек и гонок на колесницах. Там же проводились бои между гладиаторами. Развлечение людей - единственное сходство между тем цирком, который был в Римской империи, и тем, который знаком современникам.

После развала Империи цирки утратили популярность и перестали действовать вплоть до XVIII столетия. Воскрешением и новым видом, который напоминал привычный в XX веке, цирковое ремесло обязано англичанам Астлеи. Первое выступление отец и сын провели в Париже. На построенной круглой арене они показывали номера с лошадьми и акробатические упражнения.

В немецком городе Штутгарт выписали водительские права цирковому медведю.

Арена в цирке имеет строгий размер. Ее диаметр составляет 13 м. Это значение оптимально подходит для бегущих галопом по кругу лошадей.

На цирковом жаргоне метание острых предметов называется «частокольным искусством».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры