Этнические общности: племя народ нация. Исторические типы этнических общностей

Главная / Измена мужа

Все компоненты социальной структуры общества опосредованы человеком:

  • - этнический и демографический компоненты своими корнями уходят в биотическую природу индивида и представляют биотическое в социальном;
  • - поселенческий и стратификационный компоненты - предметно социальны, то есть порождены в цивилизационном поле и сложились в результате разделения труда и появления различных форм и видов деятельности.

Рассмотрим социальную структуру общества, начиная с родового этапа её формирования, то есть с этнического происхождения - род, племя, представляющих первоначальные социальные общности.

Демографическое строение общества было уже вторичным, то есть представляло социальное расслоение этноса.

Этническое строение общества. Род, племя, народность, нация.

Род и племя. Первой, специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену стадному образу жизни, был род. Род представлял объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общими обычаями и верованиями.

Род являлся первым социальным образованием в истории общества, так как развивался на двух уровнях - этническом и социальном, что обусловливало зарождение семьи, воспроизводство человека, обучение и воспитание детей, заботу о престарелых. Род был многофункционален, заложив основы ремесла в процессе занятия охотой и рыбалкой, придумывая и изготавливая приспособления для них, осуществляя обработку добытого, обустраивая места проживания.

Необходимыми условиями существования рода являлись общинное владение определённой территорией с охотничьими (рыболовными) угодьями и защита их от внешних посягательств. Распределение в роду было уравнительным, производительность труда примитивная.

Более высокой формой общности людей в то историческое время явилось племя.

Племя . - объединение нескольких родов. Как и род, племя основывалось на кровнородственных связях. Однако появление племён положило начало расчленению единой многофункциональной родовой общности. Племя несло лишь часть общественно значимых функций, связанных с поддержанием обычаев, укреплением веры, защитой территории, языком общения, а хозяйственной ячейкой оставалась родовая община. Этот факт положил начало обособлению этнической социальной общности - племени, от непосредственно хозяйственных функций. С возникновением семьи (парным проживанием), проявилась тенденция обособления семейных отношений, тенденция отделения кровнородственных связей от этнических.

Народность - более высокая форма социального объединения, чем племя, представляющая собой исторически сложившуюся языковую, территориальную, хозяйственную и духовную общность.

Необходимость межплеменных хозяйственных и духовных связей, миграция населения, борьба за территорию способствовали образованию союза племён. Зарождалась частная собственность, более сильные племена диктовали свои условия слабым, начиналось сословное разделение, кровнородственные связи уступали место территориальным и появлялась новая социальная общность - народность. Народность складывалась исторически достаточно долго. Её основой был более высокий способ производства, хозяйственная, духовная, языковая и территориальная общность жизни. Становление государств также способствовало упрочению народности, хотя в процессе исторического развития они могли не совпадать как территориально, так и по языку. Например, Франция - Бельгия, Швеция - Норвегия, Русь - Белая Русь - Малая Русь.

У народности не было целостности экономической жизни, преобладало натуральное хозяйство.

Нация. Становление нации исторично. Она складывалась посредством взаимосвязанных процессов по формированию собственной территории, установлению и развитию экономических отношений, национального языка, правовой базы, государства, менталитета, культуры. С развитием общества и государства постепенно происходило усиление экономических и духовных связей, возникал национальный рынок, ликвидировалась хозяйственная раздробленность и разрозненные элементы отдельной народности объединялись в единое социальное целое: народности развивались в нации.

Исторически возникновение наций не имеет единого основания. Некоторые нации на планете возникли в результате трансформаций внутри одной народности (шведы, англичане и некоторые другие европейские народы), другие - путём сплочения в нацию ряда народностей в целом близких по языку и культуре (французская нация сложилась в результате слияния северофранцузской и провансальской народностей). Для европейских наций характерно формирование их в рамках централизованных государств на базе одной или нескольких этнически близких народностей, однако некоторые из них сложились в условиях политической раздробленности (итальянцы, немцы). На Востоке и Юго-Востоке Европы формирование наций происходило внутри полиэтнических империй (Австро-Венгерской, Российской, Османской).

Нация - уникальное историческое образование человечества. Уникальность нации обусловлена географической и исторической средой, менталитетом, своеобразием экономического развития, бытом, традициями, культурой, государственным устройством. Формируется свой особый облик духовности, нравственности, национального характера и самосознания. Однако схожих во всех отношениях наций на планете не существует, хотя они и могут находиться в непосредственной территориальной близости, как русские и белорусы, венгры и австрийцы, турки и болгары, чехи и словаки. Но географическая близость только подчёркивает национальные особенности, а не стирает их.

Признаки нации . Первый признак - общность территории.

Общность территории - важный признак нации, так как территория является тем формальным пространством для людей, в котором они исторически проживают и осуществляют деятельность. Такие понятия как "родина", "отчизна", "страна", "государство" являются сущностными в территориальном единении нации, но со своей понятийной спецификой. В то же время проживание людей на одной территории само по себе не консолидирует их в единую нацию. Уникальный пример в Новейшей истории, демонстрирующий декларативность территориального единства - это Союз Советских Социалистических Республик (СССР), а также Союз Независимых Государств (СНГ) - неконфедеративное объединение части республик бывшего СССР. "Советский народ", "единая нация", декларированные советской политической системой, её компартией, так и не стали ими, а государства СНГ, после распада СССР, до сих пор не находят общего понимания по многим параметрам общественного устройства и жизни, хотя конституционно проживали на одной территории. Уместно напомнить и тот факт, что восточно-славянские племена, а затем и народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее формирование российской и украинской наций произошло лишь в последние столетия, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в 20-х гг. XX в.

Второй признак - общность языка.

Национальный язык - это речевой и административный язык людей, понятный для всей нации, закрепившийся в литературе и юриспруденции. Только языковая общность обеспечивает полноценную экономическую, управленческую, научную, педагогическую, оборонную и иную жизнь страны.

Однако надо иметь в виду, что язык может быть одинаков у нескольких народов, но они не составляют нации: Австрия - Германия, Испания - Аргентина, Франция - частично Бельгия и Канада. Общность языка рассматривается в совокупности с другими признаками нации.

Третий признак - общность экономической жизни.

Это сущностной признак нации. Дело не в том, чтобы нация производила какой-либо единый продукт, а в том, что промышленно-хозяйственная специализация регионов страны, упрочение финансовых и торговых отношений внутри государства способствуют единению нации, упрочению её международного положения, укреплению обороноспособности и т.п. В состав России согласно её Конституции входило 89 субъектов Российской Федерации. В настоящее время происходит процесс укрупнения субъектов Федерации. По результатам общенародных референдумов в субъектах Федерации произошли объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край; Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в Иркутскую область; Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край, в стадии решения находятся ещё несколько федеральных объединительных процессов. Каждый субъект Федерации имеет свои экономические особенности, позволяющие им участвовать в планомерной хозяйственно-экономической жизни страны. Специализация регионов в экономической сфере общественной жизни позволяет государству выстраивать единую экономическую политику, отвечающую общенациональным потребностям и интересам.

Четвёртый признак - общие черты менталитета и культуры.

Менталитет нации явление историческое, он является отражением в сознании народа особенностей его бытия и всей системы отношений. Менталитет представляет меру духовных ценностей нации. Он проявляется в особенностях её национального характера, государственного устройства, нравах, обычаях, традициях, привычках, наклонностях; отражается в музыке, в песнях, в танцах, в живописи, в литературе, в архитектуре, в языке, во всех родах и видах деятельности. Особая роль принадлежит национальному самосознанию, которое формируется в течение всей истории становления и развития нации, позволяя людям с гордостью идентифицировать себя в общенациональном "Мы". Самосознание нации ценностное по сути - это любовь к своей Родине, внутренняя гражданская позиция, готовность с доблестью служить Отечеству и защищать его, главное же - это удовлетворённое чувство самоотличия себя от других наций: например, у немцев - педантизм, у американцев - превосходство, у норвежцев - основательность. У нас, у россиян - непреклонность, граничащая с покладистостью, возрождающейся правое давностью, исторической соборностью. В отношении культуры необходимо отметить тот факт, что она отражает всё лучшее в нации. Культура нации - это то ценностное, что создано ею за свою историю во всех сферах общественной жизни и достойно передаётся от поколения к поколению. В России в этом плане есть чем гордиться: мы первыми покорили космическое пространство, осуществили термоядерную реакцию, создали ледокольный флот, разработали ракетную технологию и технологию производства в невесомости, развили гидросамолётостроение, осуществили лазерную локацию, основали ведущие в мире школы балета, шахмат, фигурного катания, спортивных танцев на льду и т.п.

Пятый признак - единство правовых норм, государственность.

Право в своей сущности - историческое явление. Оно зарождалось вместе с зарождением общества, становлением государства и развивалось по мере формирования национальной самостоятельности, сообразуясь с национальными особенностями, государственным устройством и правлением. Право включает два уровня - естественный и позитивный. Естественное право объективировано триадой: формальное равенство, свобода и справедливость. Позитивное право представляет юридическую догму или закон. Нация - сложное историческое образование, требующее предметной правовой и государственной обеспеченности, без которых её становление и развитие представляется весьма проблематичным. На первый план выходит естественное право людей, национальная принадлежность которых закреплена в границах государства. С точки зрения установления формального равенства, каждый представитель нации имеет одинаковую возможность реализовывать свои потребности и способности. Равенство - это правовой принцип государственного становления нации, национального устройства государства, норма поведения свободных индивидов. В отношении свободы - второго критерия естественного права, это общенациональное осознание людьми меры необходимого. Свобода - форма государственного устройства нации, форма национального устройства государства. В плане справедливости - третьего критерия естественного права, каждая личность, каждый субъект национальной общности, нация в целом используют это свойство права для закрепления ценностного и значимого в национально-государственном устройстве. Государство должно выступать гарантом формального равенства, свободы и справедливости для всей нации. Естественное право находит своё отражение в позитивном праве - правовых нормах, юридических актах государства: конституции, законах, указах, постановлениях, которые способствуют как всестороннему национальному развитию, так и целостному функционированию сфер жизни общества: экономики и экологии, управления и педагогики, науки и искусства, медицины и физической культуры, обороны и общественной безопасности, включая широкий спектр внутринациональных отношений.

Вывод : нация - это социальная общность, исторически возникающая на основе общности экономической жизни, языка, территории, государственного устройства, правовых норм, менталитета, культуры.

Отличие нации от народности в том, что это более устойчивая социальная общность, причём устойчивость ей придают, прежде всего, государство, экономические и правовые факторы.

Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий, опасность их смешения. Народ как основа евразийской интеграции

Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.

В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств. Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.

Невозможно обсуждать различные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-то новое, не определившись с базовыми этносоциологическими понятиями. Эксперты в области социологии, в том числе А.Г.Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной среде существует определенная путаница. Цель данного доклада – попытаться четко разграничить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а затем вкратце озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который предлагают представители консервативного евразийского движения.

Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса . Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.

Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.

В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.

Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.

Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.

Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.

Наглядным примером возникновения народа из этноса на пути к нации можно считать еврейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль». Так же, понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов.

Народ – уникальное и глубокое русское понятие, не имеющее аналогов в других языках. На английский «народ» можно перевести, как «people», на испанский – как «el pueblo» т.е. люди, в немецком языке «народ» - «das Volk», по произношению, близкое к русскому слову «полк». Так или иначе, ни в одном другом языке не встречается настолько же ёмкое понятие, как русское «народ», которое могло бы обозначить огромную массу этнически разнородного населения, соединенного общими целями, общей историей.

Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования.

В Государстве-Нации, по-французски «Etat-Nation», по определению может быть только одна нация. Нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. Национальная принадлежность и гражданство – тождественные, синонимичные понятия. Нациями можно считать, например, население Франции и США. В данных государствах целенаправленно в течение веков проводится политика стирания этнических различий. Строго охраняется только идентичность гражданина, как индивида, другие формы идентичности приносятся в жертву политическим интересам правящих кругов.

Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.

Будущее России: единый народ или нация? Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не является оптимальным вариантом для России? Как уже упоминалось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, кроме индивидуальной. Когда уничтожается культурный код этноса, пропадает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические различия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся традиционные смыслы исчезнут. Народ, насильно превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите своей территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и исчезновение с исторической арены.

Иным вариантом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при своем разнообразии объединиться на основании общего исторического пути, общих ценностей и общей народной идеи. Многие социологи, понимают под «империей» сочетание стратегического единства с полиэтничностью. Возможно, наиболее оптимальный или даже единственно возможный вариант существования российского общества – это как раз империя. Исторический опыт построения этнически разношерстных империй Россия имеет. Причем этот опыт можно считать удачным при всех военных, экономических и культурных достижениях единого российского народа, начиная от полиэтнического Русского царства, заканчивая коммунистической империей СССР.

Словом населенный (-ое, -ая) в обиходной речи мы характеризуем такое место или территорию, на которой проживает много людей, например густонаселенная страна, а словом «народонаселение» — людей, живущих в данном месте, на данной территории. В демографии термин «народонаселение» близок к толкованию этого слова в обиходном языке. Понятие «народонаселение» издавна связывают с понятием «территория»: под народонаселением понимают прежде всего совокупность людей, проживающих одновременно на какой-либо территории. Таким образом, народонаселением можно считать население всей Земли или части света, какого-либо государства или географического района. С точки зрения демографических исследований наибольшее значение имеет народонаселение отдельной страны.

Понятие народонаселение государства по форме совпадает с понятием народ государства, однако по содержанию это разные категории. Одним из критериев отнесения к тому или иному народу является проживание в соответствующей местности (или, по крайней мере, происхождение из той местности), однако народ исторически связывает воедино не только территория, но и общая история, язык, материальная и духовная культура.

Земной шар населяет множество народов (этносов ), находящихся на различных стадиях социально-экономического и культурного развития. Этносы представляют собой исторически сложившиеся на определенных территориях устойчивые совокупности людей, обладающих единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры.

Исторически самый ранний тип этносов — племя. В процессе разложения первобытнообщинного строя родилась новая форма этноса — народность . Первые народности сформировались в рабовладельческую эпоху. Особенно широко развернулся процесс образования народностей в период феодализма. С развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей ликвидируется характерная для народностей разобщенность, происходит прекращение их в нации.

Нации отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры, общим языком, общими чертами национального характера, четким этническим самосознанием.

Но трехчленное деление этносов (племя — народность — нация) с подразделением наций не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей. Картину усложняют существующие во многих странах (особенно они характерны для стран иммиграции) переходные этнические группы — иммигранты, а также их потомки, частично подвергшиеся ассимиляции основной нацией. Они еще окончательно не оторвались от народа своей родной страны и целиком не влились в этнос принявшей их страны (к таким группам относятся, например, немцы, шведы, итальянцы и др. в США и Канаде). Своеобразные «пограничные» группы формируются и в зоне этнических границ, где контактируют два и более народа. Характерная черта всех этих групп — наличие двойного этнического самосознания.

Среди процессов этнического объединения различают консолидацию, ассимиляцию, межэтническую интеграцию и этногенетическую миксацию. Иногда этническое развитие носит сложный характер, и эти процессы протекают одновременно.

Консолидация — это слияние нескольких родственных этносов (племен, народностей) в более крупный народ или же дальнейшее сплочение сформировавшегося народа по мере его социально-экономического и культурного развития. В первом случае речь идет о межэтнической консолидации, во втором -внутриэтнической. Межэтническая консолидация ускоряется в случае близкого родства народов, сходства их языков и культуры. Процесс этот происходил или происходит во многих странах мира.

В составе любых народов имеются группы, сохраняющие какие-то отличия от основного этнического массива. Такие группы, получившие наименование этнографических (сейчас их часто называют субэтносами ), представляют собой обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют некоторые особенности (они имеют свои диалекты или говоры, обладают спецификой в материальной и духовной культуре, могут отличаться в религиозном отношении и т.д.). Этнографические группы нередко образуются при ассимиляции народностью или нацией инонациональной группы.

Выделяются группы, отличающиеся от основной части этноса в конфессиональном отношении. К примеру, внутри многих консолидирующихся народов Азии и Африки.

Имеются также общности, охватывающие целую группу народов, так называемые метаэтнические, или надэтнические, общности. Они объединяют несколько народов, у которых появились элементы общего самосознания, основанного на этно-генетической близости или на длительном культурном взаимодействии, а в классовом обществе — и на политических связях. К таким общностям можно отнести, например, славянские, романские, монгольские и другие народы, близкие не только по языкам, но и в определенной мере по культуре и быту.

Этноконфессиональные метаэтнические общности складывались преимущественно в феодальную эпоху. Например, индуизм оказал огромное влияние на всю общественную и культурную жизнь разноязычных народов Южной Азии.

Определение национального состава населения в различных странах мира, как отмечает С.И. Брук, дело сложное: ибо в связи с развитием процессов ассимиляции и консолидации во многих странах имеются довольно крупные группы населения с переходными формами культуры и национального самосознания. К тому же приходится устанавливать, что представляет собой та или иная группа населения: является ли она народом (этносом), частью народа (субэтносом, этнографической группой), группой народов (метаэтнической общностью) или какой-то другой общностью (политической, расовой, конфессиональной и т.д.).

Учет населения, как мы уже отмечали, ведется в большинстве стран мира. Однако во многих переписях (которые в некоторых странах регулярно проводятся с конца XVIII — начала XIX в.) национальный состав населения либо вовсе не определяется, либо определяется недостаточно надежно.

На первых порах, когда понятие «национальность» еще не было сформулировано, задачи переписей сводились к учету языков населения. До первой мировой войны вопрос о языке включался в программы переписей ряда многонациональных стран Европы (Бельгия, Швейцария, Австро-Венгрия), США, Индии, Цейлона (ныне Шри-Ланка). Вопрос о родном языке ставился и в первой переписи России 1897 г. Прямой вопрос об этнической принадлежности («национальности») был включен только в 1920 г. в программу первой советской переписи населения.

Сколько всего народов на Земле? Исследователи обычно насчитывают в современном мире три-четыре тысячи различных народов – от самых мелких племен, численность которых измеряется сотнями, а то и десятками человек (тода в Индии, ботокуды в Бразилии, алакалуфы и ямана в Аргентине и т.д.), до крупнейших наций, насчитывающих сотни миллионов человек.

По данным ООН, к концу XX в. количество народов, численность каждого из которых превышает 1 млн чел., составило свыше 350 (в 1961 г. таких народов было 226, в 1987 г. -310). На долю этих народов приходится более 97% всего населения Земли.

В результате неравномерности естественного прироста населения в разных государствах мира и у различных народов численность их существенно меняется. Например, численность таких крупных народов, как колумбийского, мексиканского, алжирского, перуанского, морокканского, азербайджанского и других, за период с 1960 по 1990 г. удвоилась, а хиндустанского, бенгальского, бразильского возросла наполовину. В то же время уменьшилось число немцев, англичан, русских и представителей ряда других народов.

Крупнейшими народами мира, численность которых превысила 100 млн чел. являются: китайцы (более 1 млрд чел.), хин-дустанцы (Индия), бенгальцы (Индия, Бангладеш), американцы, бразильцы, русские, японцы, панджабцы (Пакистан, Индия), бихарцы (Индия). Близки к этому рубежу по численности и мексиканцы, яванцы (Индонезия), телугу (Индия).

Важно выделить и классификацию народов по языку. Все языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Самая крупная из них — индоевропейская, на языках которой говорят более 150 народов Европы, Азии, Америки, Австралии, составляющие 1/3 всей численности населения Земли.

Народы, населяющие земной шар, живут в своем большинстве компактно. Смешанное в национальном отношении население характерно для районов, расположенных вдоль этнических границ. Особенно пестрый национальный состав наблюдается в больших городах стран переселенческого типа, в государствах с повышенной иммиграцией.

По разнообразию этнического состава страны мира можно разделить на три группы: многонациональные государства (США, Россия, Нигерия, Индонезия и др.); двунациональные (Бельгия, Кипр, Иран, Турция и др.); однонациональные (Германия, Япония, Швеция, Норвегия, Австрия, Греция, Исландия, Португалия и др.).

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

равенство прав и свобод человека независимо от его национальности, языка, отношения религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

равноправие народов;

сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;

равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти;

гарантия прав коренных малочисленных и дисперсно проживающих народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией;

право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения извне;

содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;

своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;

запрещение общественных объединений и организаций, равно как и пропаганды, агитации, направленных на подрыв безопасности государства, на разжижение национальной и религиозной розни;

защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами в соответствии с нормами международного права;

поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной.

2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

Среди регионов России Северный Кавказ выделяется как абсолютной численностью, так и удельным весом населения в составе Российской Федерации. На 01.01.1998г. в регионе насчитывается 17,7 млн жителей, или немногим более 12% населения РФ. По абсолютной численности жителей он уступает лишь Уральскому (20,4 млн чел.) и Центральному (29,7 млн чел.) регионам (табл.1).

Таблица 1

Численность наличного населения Российской Федерации в разрезе экономических районов на 1 января 199К г., млн чел.

Российская Федерация

147,4

Северный район

5.8

Северо-Западный район

80,0

Центральный район

29,7

В ол го- В яте к и и ра и о 11

8,4

Центрально-Черноземный район

7,8

Поволжский район

16,9

Северо-Кавказский район

17,7

Уральский район

20,4

Западно-Сибирский район

15,1

Восточно-Сибирский район

9,1

Дальневосточный район

Северный Кавказ - единственный в Российской Федерации крупный регион, где в целом продолжает расти общая численность жителей. Среди других регионов лишь Поволжский продолжал «наращивать» численность жителей, но только до 1995 г., а затем естественные потери стали превышать естественный и механический рост и в Поволжье.

Внутри Северо-Кавказского региона прирост численности жителей в первую половину 1990-х г.г. имел место практически у всех субъектов региона, но с началом второй половины общий прирост резко снизился и за 1995-1998гг. составил всего лишь 0,2%.

Особенно снизилась (почти на 20%) абсолютная численность жителей в Чеченской Республике по причинам, связанным не с падением рождаемости, а с бегством жителей в связи с военными действиями 1995-1996гг., «выдавливанием» русскоязычного населения в результате обострения межэтнических отношений, ухудшением криминогенной обстановки и ростом сепаратистских тенденции.

В пределах региона три его субъекта (Краснодарский и Ставропольский края. Ростовская область) концентрируют 68% всех жителей. Однако прирост численности жителей постоянно сокращается, а в 1996 г. в Ростовской области началось абсолютное сокращение численности населения, в двух других - Краснодарском и Ставропольском краях - прирост за эти годы оказался крайне незначительным (табл. 2).

Таблица 2

Изменение численности наличного населения СКЭР за 1991-1998 гг., тыс.чел.

Теоориториальная единица

1991 г

1992 г.

1993 г

1994г.

1998г.

Северо-Кавказским район, всего

17030

17392

17670

17701

17707

Республика Адыгея

437

447

451

450

450

Республика Дагестан

1854

1925

1997

2074

2095

Республика Ингушетия

280

309

313

Чеченская Республика

1 309

1307

974

К 13

797

Кабардино-Балкарская Республики

777

788

790

790

792

Карачаево-Черкесская Республика

427

434

436

436

436

Республика Северная Осетия Алания

643

651

659

665

669

Краснодарский край

4738

4879

5004

5070

5075

Ставропольский крап

2499

2580

2650

2674

2682

Ростовская область

4348

4383

4429

4420

4404

В 1999 г и связи с началом новых военных действий в Чечне, резко увечились потоки беженцев в Ставропольский и Краснодарский край, что способствовало росту численности их жителей и результате внутрирегионального перераспределения населения (но не его абсолютного роста на Северном Кавказе.

В период стабилизации воспроизводства населения вступили республики Адыгея, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская, где уже более десятка лет осуществлен переход к современному и рациональному типу воспроизводства и возникли условия для новой демографической революции - революции постиндустриального общества.

Есть свои особенности и в распределении населения региона между городом и сельской местностью:

Замедленные темны роста численности городского населения по сравнению с другими регионами страны и Россией и целом;

Рурализация - снижение удельного веса городского населения к концу 1990-х гг. по сравнению с концом 1980-х гг. (56.2 и 56.5% соответственно).

Большое количество малых юродских поселений со слабо выраженными городскими функциями («неразделенное единство города и деревни») как с точки зрения выполняемых функций, отраженных в структуре занятости населения, так и в отношении уровня благоустройства, обеспеченности городскими формами обслуживания, качеством жизни.

Рурализация населения в определенной степени затронула все регионы страны, хотя и менее масштабно, чем на Северном Кавказе. В целом же в России наблюдается некоторое неустойчивое равновесие в распределении городского и сельского населения в 1990-е гг.

Неравномерно процессы урбанизации охватили и отдельные республики, края и области Северного Кавказа.

Таким образом. у четырех субъектов региона (Карачаево-Черкесской Республики. Республики Дагестан, Чеченской, Ингушской) городское население составляет менее половины общей численности жителей. Наиболее высоким уровнем урбанизации отличаются Северная Осетия-Ллания. Ростовская область и Кабардино-Балкария. Максимум снижения удельного веса городских жителей в общей численности населения приходится на Чеченскую Республику, Ростовскую область и Кабардино-Балкарию. Теряли городских жителей и Адыгея и Карачаево-Черкесия, хотя и в меньшей степени, чем названные три субъекта региона. В Краснодарском крае и Республике Северная Осетия-Алаиия удельный вес городского населения стабилизировался на уровне 1986 г., а к Ставропольском крае даже несколько увеличился, что в первую очередь связано с миграционными процессами, обеспечившими значительный механический прирост городских жителей.

Естественное движение населения в регионе имеет те же тенденции, что и России в целом. Различия наблюдаются внутри самого региона: в Ростовской области. Краснодарском и Ставропольском краях, в республике Адыгея рождаемость ниже, чем в среднем но региону, а в Ростовской области даже ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Причем снижение показателя рождаемости в области началось гораздо раньше, чем в России в целом.

Однако в составе региона есть и лидеры но величине общего коэффициента рождаемое) и - Дагестан и Ингушетия - те только в пределах региона, но и всей России. Третье место принадлежит Республике Тува, которая, выражаясь спортивным языком, идет с большим отрывом (15.8 промилле) от двух первых. В регионе же третье место занимает Кабардино-Балкария (шестое в РФ).

У остальных субъектов Северо-кавказского региона главная причина снижения уровня урбанизации связана с уходом части горожан и сельскую местность, где легче решать проблемы.

Снижение общего коэффициента рождаемости, как и в целом по России, в регионе началось в конце 1950-начале 1960-х гг.. хотя и проходило более плавно и с равных исходных уровней. Поэтому лишь в двух субъектах региона - Краснодарском крае и Ростовской области - к началу 1990-х гг. завершился демографический переход от современного к постиндустриальному тину воспроизводства населения. К ним сегодня приближаются Ставропольский край. Республики Адыгея и Карачаево-Черкесская, у которых либо большинство, либо значительный удельный вес составляет славянское население, больше других охваченное процессами депопуляции.

Общий коэффициент смертности в регионе, за исключением Дагестана и Ингушетии, либо приближается к общему коэффициенту рождаемости, либо значительно превышает ее. Особенно драматично этот показатель выглядит в Ростовской области. Краснодарском крае. Республике Адыгея и отчасти в Республике Северная Осстия-Алапня и Ставропольском крае. В двух первых показатели смертности выше, чем в среднем по России, в двух последних - приближаются к нему. Практически только два из субъектов СКЭР имеют показатели традиционного типа смертности (Дагестан и Ингушетия), в остальных уже завершен демографический переход к новому типу воспроизводства населения.

Следует заметить, что нарастание общего коэффициента смертности происходит без таких резких перепадов, как рождаемости. В целом по региону за 1985-1998гг. он увеличился на 14%, тогда как коэффициент рождаемости за тот же период времени снизился в 1,7 раза! Следовательно, главная причина депопуляции 1990-х гг. - быстрое падение уровня рождаемости, рост уровня смертности лишь «дополняет» ее. Волнообразный характер и того и другого коэффициента отражает «волны» предыдущих темпов воспроизводства (различие в численности индивидов, вступающих в критический возраст).

Особое беспокойство вызывают высокие коэффициенты младенческой смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего мужчин.

В среднем по региону в 1997 г. все субъекты СКЭР имели очень высокий коэффициент младенческой смертности (кроме Краснодарского края и Кабардино-Балкарии, выше среднего показателя по Российской Федерации в целом). Обращает на себя внимание скачкообразный характер изменений этого показателя. Он вряд ли может быть объяснен уровнем медицинского обслуживания населения, особенно дородового и послеродового обслуживания рожениц и младенцев. Видимо, причины лежат в другой области. Хотя сбрасывать со счетов нельзя и состояние медицинского обслуживания. Во всяком случае, младенческая смертность в 2,0-2,5 раза выше, чем в промышленно-развитых странах мира и на 1/3 выше, чем в Санкт-Петербурге (11,00) и Ленинградской области (11,1).

Вторая проблема 1980-1990-х гг. - высокий коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте, причем смертность мужчин в 3-4 раза выше, чем женщин.

Естественный прирост населения региона, как и России в целом, в 1996 г. имел отрицательный баланс (0,2%), однако уже в следующем году он оказался положительным, хотя и с небольшим превышением рождаемости над смертностью (0,3%). В территориальном разрезе общий положительный итог глубоко дифференцирован: в Краснодарском крае имеет место нарастание абсолютных потерь населения с 1990 г. Ростовской области - с 1991 г.. Ставропольском крае и Республике Адыгея - с 1992 г.

К 1997г. устойчивый отрицательный общий коэффициент рождаемости охватил половину субъектов региона, концентрирующих 3/4 его жителей. В связи с этим можно с уверенностью сказать, что при нервом же повышении деловой активности, особенно материального производства наиболее экономически развитых субъектов региона, возникнет проблема дефицита трудовых ресурсов. Миграция станет основным источником пополнения таких ресурсов. Впрочем, она уже сегодня обеспечивает не только компенсацию естественной убыли, но и общий прирост населения. А поскольку подавляющее число регионов России будет испытывать недостаток трудовых ресурсов, то импорт рабочей силы станет неизбежным. В связи с этим сегодня важнейшей целью демографической политики является создание такой системы мер, которая способствовала бы понижению общего коэффициента смертности прежде всего младенческой и мужчин в трудоспособном возрасте; показатель смертности женщин в этом возрасте мало отклоняется от показателя нормального вымирания поколений и может быть снижена при соответствующем повышении уровня медицинского обслуживания).

Совершенствования требует и вся политика народонаселения в стране: оздоровление семьи, выбор новых ценностей морального и эстетического воспитания и т.д.

Миграции населения в регионе определялись характером воспроизводства населения и уровнем экономического развития каждого субъекта. Так, для Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Адыгея миграционный прирост, начиная с 1960-х гг. до сегодняшнего дня. был и остается важнейшим источником роста численности жителей. В Чеченской, Ингушской и Дагестанской Республик после возвращения депортированных народов широкое развитие получила сезонная миграция трудовых ресурсов (так называемое отходничество) во все регионы бывшего Советского Союза, которая нередко завершалась переселением в трудонедос-таточные районы.

В 1990-х гг. среди регионов РФ, терявших своих жителей в ходе миграционного обмена, выделялись: Северный (особенно Карелия и Ненецкий автономный округ). Республика Калмыкия в Поволжском районе, Восточно-Сибирский район за исключением Красноярского края (особенно национальные автономные округа - Таймырский, Эвенкийский и Читинская область) и Дальневосточный район, прежде всего Сахалинская, Магаданская, Камчатская области. Чукотский автономный округ. Остальные регионы, в том числе и Северный Кавказ (за исключением Чеченской и Дагестанской Республик), имеют положительный коэффициент миграционного прироста. Сюда же следует отнести Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию.

Таким образом, в пределах страны четко обозначились районы интенсивного миграционного оттока населения. С одной стороны, это районы с экстремальными природно-климатическими и социально-экономическими условиями, с другой - районы межэтнических конфликтов и откровенного сепаратизма.

В пределах Северо-Кавказского региона, как и естественный прирост, механический делит субъектов на две неравные части. Субъекты, у которых коэффициент миграционного прироста положительный, в основном имеют отрицательный коэффициент естественного движения и, наоборот, положительное сальдо естественного прироста сопровождается отрицательным показателем механического. Исключением является Ингушетия, у которой оба показателя положительные. Случайностей в сочетании показателей и в той и другой группе нет.

Постоянно положительный коэффициент миграционного движения населения имели только три субъекта: Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область. Причем сальдо миграционного прироста последней на порядок меньше сальдо, чем двух первых.

По абсолютной численности мигрантов в 1997г. на первое место вышел Ставропольский край - 61 тыс.чел., или 5,1% от общероссийского показателя. Затем Ингушетия (55 тыс.чел.). Краснодарский край (44,3 тыс.чел.) и Ростовская область (38,2 тыс.чел.) Однако, по мнению С.В.Рязанцева, эти данные отражают не более 35-45% общей численности фактически прибывающих мигрантов.

В составе мигрантов, прибывающих на Северный Кавказ из других районов страны и ближнего зарубежья, преобладают беженцы и вынужденные переселенцы. Их массовое поступление в три главных центра притяжения в регионе (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область) началось со второй половины 1980-х гг. в связи с целым рядом трагических событий (Спитакское землетрясение. Карабахский, Сумгаитский, Южно-Осетинский, Абхазский, Осетино-Ингушский, Чеченский, Чечено-Дагестанский конфликты как в бывших союзных республиках, так и внутрирегиональныс).

В составе мигрантов этого периода - преимущественно лица, потерявшие в местах прежнего проживания жилье, имущество, работу, пенсионное обеспечение, спасающиеся от преследования и вероятного физического уничтожения. Без существенной материальной помощи со стороны местных и общероссийских миграционных служб они могли стать взрывоопасным социальным грузом. Их размещение, обеспечение работой, жильем, было чрезвычайно важным и в то же время в условиях общего развала экономики чрезвычайно трудным делом. Тем не менее, с этой задачей местные власти справились, хотя и не без определенных трудностей.

Несколько иной социальный статус имели мигранты из северных территорий. Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это либо относительно обеспеченные в материальном плане переселенцы, вынужденные выехать в результате сокращения объемов производства или ликвидации предприятий горнодобывающей промышленности, либо молодежь, покидавшая Север из-за ликвидации ряда льгот, либо пенсионеры, которым пребывание в экстремальных природных условиях было противопоказано по состоянию здоровья. Все эти категории мигрантов принимали решение о миграции либо исходя из собственных финансовых возможностей, либо при поддержке соответствующих министерств (как, например, шахтеры угольных шахт Воркуты), бравших на себя обеспечение переселенцев жильем. Наконец, особую категорию мигрантов составили демобилизованные военнослужащие западной группы войск, размещенные в странах Варшавского договора и особенно Германии. Все они были обеспечены жильем, построенным на средства ФРГ, заинтересованной больше других в ликвидации военных баз бывшего СССР в пределах Центральной и Восточной Европы.

Рассмотрим структуру населения Северо-Кавказского региона. На Северном Кавказе в 1989 г. лица в возрасте 65 лет и старше составляли 12,7% всей численности постоянных жителей. При этом в Краснодарском крае их удельный вес достигал уровня современной Японии (14,5%), в Ставропольском крае - 13,3%, в Ростовской области - 13,2%. К началу 1998г. положение изменилось мало вследствие массового притока мигрантов и снижения средней продолжительности жизни населения.

Имеются проблемы и регионы с традиционным или переходным типом воспроизводства населения. В Российской Федерации, несмотря на завершение демографического перехода от традиционного к индустриальному (рациональному) типу воспроизводства, у части субъектов сохранились черты традиционного в современной социально-экономической обстановке. Характерной чертой их структуры населения по возрасту и полу является значительный удельный вес лиц трудоспособною возраста при относительно низком коэффициенте смертности. В результате часть регионов имеет пониженный удельный вес лиц пенсионного возраста (например. Дальневосточный район - 14,1% всех жителей, Восточно-Сибирский - 16,1%. Западный - 17.3%). Относительно высокий удельный вес молодого населения имеют автономные образования (.Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский, Корякский, Чукотский автономные округа. Республики Тува и Саха-Якутия, Магаданская область), где лица пенсионного возраста составляют 5-10% 01 всей численности жителей. Несколько выше эта категория населения (от 10.2 до 15%) в Ненецкой АО, республиках Коми, Ингушетия. Дагестан. Чеченской, Бурятии и области Сахалинская. Тюменская, Амурская.

Природа «молодости» их жителей несколько разная. В Ингушетии, Чеченской Республике, Дагестане, отчасти Бурятии главный фактор омоложения - высокий уровень смертности во всех возрастных группах населения и малая продолжительность жизни как результат экстремальных социально-экономических и природно-климатических условий.

Проблемы, связанные с «молодым» населением региона, характерны в сущности лишь для двух республик: Дагестана и Ингушетии, но они в ближайшем будущем будут компенсироваться экономическим оживлением страны и острой потребностью в молодых трудовых ресурсах трудонедостаточных районов. Пока же высокий удельный вес лиц трудоспособного возраста при ограниченных экономических возможностях усложняет преодоление депрессивных тенденций экономического развития этих республик.

Несколько иной характер проблемы возрастной структуры населения в трудоспособном возрасте имеют Краснодарский, Ставропольский края. Ростовская область, республики Адыгея и Северная Осетия-Ллания. Озабоченность вызывает резкое сокращение численности детей в возрасте 0-7 лет, что к 2001 г. грозит новой волной сокращения численности трудоспособного населения. Так, например, в Ростовской области на 01.01.1998 г. численность детей в возрасте 0-7 лет оказалась на 131,7 тыс.(37,5%) меньше, чем в 1989г. Хотя в целом по СКЭР с 1989 но 1995 г. общая численность лиц трудоспособного возраста выросла на 58 тыс.чел. за счет увеличения численности детей в возрасте 8-15 лет. Следовательно, особенно резкое снижение рождаемости имело место с начала 1990-х гг., точнее с 1992 г.

Таким образом, перечислим следующие демографические проблемы Северо-Кавказского экономического региона, в состав которого и входит Краснодарский край:
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: ЗАДАЧИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

На вскидку, вопрос риторический. Кажется, всё здесь абсолютно ясно и понятно.

Нация – это люди, объединённые своим происхождением , языком, общими взглядами, единым местом проживания.

Народ – это люди, объединённые не только одной историей, землёй и общим языком, но и единым государственным строем .

Именно из идентичности мировоззрений и возникли такие словосочетания, как «великая американская нация», «русский народ», «народ Израиля».

Надо сказать, что со словами «нация» и «народ» тесно связано понятие «национализм ». И историй, когда либеральный национализм (защищающий интересы каждого народа в отдельности) легко может перейти в крайний национализм (шовинизм) предостаточно. Поэтому рассматриваемый вопрос и требует внимательного к себе отношения.

Основы российской государственности

На взгляд прогрессивно мыслящей части населения вопрос о народах и нациях должен, в первую очередь, опираться на Конституцию той страны, в которой человек проживает, и на Всеобщую декларацию прав человека. Первая статья основного документа Организации Объединённых Наций разъясняет чётко и просто, что люди «рождаются свободными и равными» как «в своём достоинстве», так и «в правах».

Люди, живущие на территории России и пользующиеся единым государственным языком (русским), гордо величают себя россиянами .

Надо отметить, что Конституция РФ начинается словами, которые отражают суть жизненных принципов россиян: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». А в 1 главе «Основ конституционного строя» 3 статья разъясняет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ ».

Таким образом, под понятием «народ» имеются ввиду все нации и народности, проживающие в пределах одного государства.
И Россия – не исключение. Это родина разных народов, говорящих на разных языках, которые исповедуют разные религии, а, главное, отличаются самобытностью культур и менталитетом.

Но вопрос, вынесенный в заголовок статьи, будоражит сознание общественности и порождает множество совершенно несхожих мнений до сих пор.

Одним из основных и поддерживаемым государством мнением является утверждение, что «в дружбе народов – единство России ». А «межнациональный мир» — это «основа жизни» российского государства. Но это мнение не поддерживается радикальными националистами, которые из-за своих убеждений готовы взорвать государственный строй Российской Федерации.

Поэтому вопросы толерантности, патриотизма, межнациональных конфликтов, активной жизненной позиции, выносятся на широкое обсуждение общественности далеко не случайно.

Ведь уже не секрет, что в межнациональных отношениях очень сильно обострилась проблема не только жестокости, но и настоящей агрессии. Связано это, прежде всего, с экономическими проблемами (конкуренция за рабочие места), а уже после с поиском виновных в создавшейся экономической ситуации в государстве. Ведь всегда легче сказать, что, если бы «не эти…», то у нас было бы масло на столе.

Научное понимание терминов «народ» и «нация»

Рассмотрим понятия «нация» и «народ» конкретнее. Единого понимания термина «нация» на сегодняшний день не существует.
Но в науках, которые занимаются вопросами развития человеческого общества, приняты две основные формулировки слова «нация».
Первая гласит, что это сообщество людей, которое сложилось исторически на основе единства земли, экономики, политики, языка, культуры и менталитета. Всё это в совокупности выражается в едином гражданском самосознании.

Вторая точка зрения говорит, что нация – это единство людей, которые характеризуются общим происхождением, языком, землёй, экономикой, восприятием мира и культурой. Их взаимосвязь проявляется в этническом сознании .
Первая точка зрения утверждает, что нация — это демократическое согражданство .
Во втором случае утверждается, что нация — это этнос. Вот эта точка зрения и бытует в общечеловеческом сознании.
Рассмотрим и эти понятия.

Считается, что этнос – это исторически устойчивая общность людей , проживающих на определённой земле, которые имеют черты внешнего сходства, общую культуру, язык, единый склад мышления и сознания. На основе объединений родов, племён и народностей и складывалась нация. Создание сплочённого государства способствовало их формированию.

Поэтому в научном понимании нация рассматривается как гражданская общность людей. А затем уже, как сообщество людей определённого государства.

Гражданские и этнокультурные нации

Несмотря на разный подход к понятию слова «нация», все участники обсуждений едины в одном: существует два типа наций – этнокультурный и гражданский.

Если говорить о народах России, то можно сказать, что все малые народности, населяющие Север РФ – это этнокультурные нации.
А русский народ – это гражданская нация, так как она практически была образована уже в пределах существующей государственности с общей политической историей и законами.

И, конечно же, когда речь идёт о нациях, не стоит забывать их основное право – право нации на самоопределение. Этот международный термин, с которым считаются представители всех государств, даёт нации возможность выйти из состава того или иного государства и образовать своё собственное.

Впрочем, надо сказать, что при распаде СССР русский народ, находящийся в большинстве республик в большом численном перевесе, этим правом не сумел воспользоваться и практически остался самой разделённой нацией мира .

О главных отличиях народа и нации

Исходя из всего вышеперечисленного, можно смело утверждать, что нация и народ – понятия совершенно разные , но имеющие единый корень образования.

Народ – это культурная составляющая , то есть, это люди, связанные не только кровными узами, но имеющие единый государственный язык, культуру, территорию и общее прошлое.

Нация – политическая составляющая государства . То есть, нация — это народ, сумевший создать своё государство. Без него нации не существует. Например, русские, которые живут за границей, относятся к числу русского народа, но не к русской нации. Они отождествляются с нацией того государства, где проживают.

Гражданство – единственный критерий, по которой определяется нация. Помимо этого, надо считаться и с таким понятием, как «титульная» нация. Их язык чаще всего является государственным, и их культура становится господствующей. При этом, другие нации и народности, проживающие на их территории, не теряют своей индивидуальности.

Заключение

И вот ещё о чём хочется сказать обязательно. Наций, хороших или плохих, не существует, есть люди, плохие или хорошие, и их поступки. Об этом стоит помнить всегда. Ведь Россия много национальна. А знание понятий «народ» и «нация» помогут принять и понять этническое многообразие страны с гордым названием Россия.

К этническим общностям относятся

3) маргиналы

4) народности

Пояснение.

Виды этносов: род, племя, народность, нация.

Ответ: 4

Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

1) профессиональной

2) территориальной

3) демографической

4) этнической

Пояснение.

Этнос - группа людей, объединённых общими признаками: происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и т. д.

Правильный ответ — 4 , т. к. профессиональные общности подразумевают единое положение в системе труда,территориальные характеризуются по государственно-административному образованию,демографические-по половозрастным характеристикам индивидов, а этнические — по общности происхождения языка,культуры, единой исторической памяти.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности

Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

Пояснение.

Этнос - группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.Признаки:

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности.

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности

Одним из признаков народа как этнокультурной общности является

1) единое гражданство

2) единство убеждений

3) общность социального статуса

4) общность религии

Пояснение.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности

Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется

1) межнациональной дифференциацией

2) международной интеграцией

3) культурным плюрализмом

4) межнациональным конфликтом

Пояснение.

Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил.

Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных нация, народов, этносов.

Международная интеграция - процесс постепенного сближения, объединения различных этносов, народов через сферы общественной жизни.

Культурный плюрализм - наличие и одновременное сосуществование различных этнических культур в рамках одного национального образования.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

К ис­то­ри­че­ским разновидностям эт­ни­че­ских общностей относят

1) государства

2) племена

3) сословия

4) конфессии

Пояснение.

Этническая общ­ность - это ис­то­ри­че­ски сложившаяся на опре­де­лен­ной территории устой­чи­вая совокупность людей, об­ла­да­ю­щих общими чер­та­ми и ста­биль­ны­ми особенностями культуры, языка, пси­хи­че­ско­го склада, са­мо­со­зна­ни­ем и ис­то­ри­че­ской памятью, а так же осо­зна­ни­ем своих ин­те­ре­сов и целей, сво­е­го единства, от­ли­чия от дру­гих подобных образований.

Виды эт­ни­че­ских общностей - род, племя, народность, нация.

Государство - политико-территориальная су­ве­рен­ная организация пуб­лич­ной власти, рас­по­ла­га­ю­щая специальным ап­па­ра­том в целях осу­ществ­ле­ния управленческо-обеспечительной, охра­ни­тель­ной функцией и спо­соб­ная делать свои ве­ле­ния обязательными для на­се­ле­ния всей страны.

Один из спо­со­бов предот­вра­ще­ния меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве -

1) последовательное на­ра­щи­ва­ние во­ен­но­го по­тен­ци­а­ла государства

2) компактное рас­се­ле­ние людей одной на­ци­о­наль­но­сти в пре­де­лах мно­го­на­ци­о­наль­но­го государства

3) обеспечение прав и сво­бод всех граж­дан не­за­ви­си­мо от на­ци­о­наль­ной принадлежности

4) создание на­ци­о­наль­но од­но­род­ных государств

Пояснение.

Метод де­мо­кра­ти­че­ско­го государства − обес­пе­че­ние прав и сво­бод всех граж­дан независимо от на­ци­о­наль­ной принадлежности. Все осталь­ные способы пред­по­ла­га­ют нарушение каких-либо прав человека, как то на перемещение, вы­бо­ра места жи­тель­ства и т. д. По­сле­до­ва­тель­ное наращивание во­ен­но­го потенциала го­су­дар­ства проблему во­об­ще не решает.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их решения

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры