Краткие биографические сведения м кабалье. Умерла оперная певица Монтсеррат Кабалье

Главная / Измена мужа

Эта великая оперная дива примерила на себя около полторы сотни образов. Она считается национальной гордостью Испании, а перечень ее званий и наград займет много страниц. У нее множество орденов и медалей, а кроме того она получила негласное звание "певицы с золотым сердцем" — благодаря своей широкой благотворительной деятельности в мире. Блестящие роли в операх "Мария Стюарт" и "Лукреция Борджиа", "Тоска" и "Адриана Лекуврер", "Саломея" и многих-многих других… "В самом ее голосе уже заключается обещание рая", - говорят музыкальные критики, добавляя, что во время пения "кажется, что она вся растворяется в звуке".


Наверное, вы уже догадались, что речь идет о легендарной Монтсеррат Кабалье.

Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк (таково ее полное имя) появилась на свет 12 апреля 1933 года, в очень бедной семье. Отец в то время работал на предприятии химических удобрений, а мать Анна — везде, где только удавалось найти работу. Родители дали своей дочери имя по названию местной священной горной вершины (там находится монастырь, носящий имя Богоматери, называемой каталонцами святой Марией Монтсеррат). В семье царила беспросветная бедность… Одноклассники не упускали случая поддеть молчаливую Монтсеррат, каждый раз приходившую на занятия в одном и том же платье.

Но уже тогда у нее была мечта…. С самого раннего детства Монтсеррат обожала слушать музыку по радио. В 7 лет родители взяли девочку с собой на оперу, и смерть мадам Баттерфляй настолько поразила ее, что всю дорогу из театра домой Монтсеррат проплакала… Слезами, впрочем, дело не закончилось. Она выучила арию главной героини по пластинке и наряду с этим приняла твердое решение стать оперной певицей. И непременно богатой и знаменитой. В 14 лет Монтсеррат уже брала уроки пения. А вскоре, наряду с этим, начала изучать коммерческую экспертизу…


Совсем тяжело стало, когда заболел отец, да так, что был вынужден уйти с работы. Тогда будущая певица пошла по пути известной оперной героини Кармен и устроилась на фабрику - вышивать носовые платки. Кем она только не работала с тех пор! Закройщицей, продавщицей, швеей. Однако учебы не бросала. Более того, изучала английский и французский.

И неизвестно еще, как сложилась бы ее жизнь, если б не супруги Бельтран Мата — меценаты, страстно желавшие помогать какому-нибудь юному таланту. Супруги выплачивали начинающей певице пособие в 1000 песет, чтобы у нее была возможность продолжить учебу. Благодаря их стараниям Кабалье попала в знаменитую барселонскую консерваторию "Лисео".

Преподавательница-венгерка Эугения Кемени мгновенно оценила, какой алмаз попал ей в руки, и в течение четырех лет тщательно придавала ему огранку. Она преподала своей ученице систему своих дыхательных упражнений, которые та до сих пор проделывает по утрам. Позже семья Бельтран "направила" талантливую девушку в Италию, к великому баритону Раймундо Торресу, оплатив все расходы.


Первое итальянское прослушивание окончилось неудачей. "Иди домой, выйди замуж, тебе надо заниматься детьми и кухней", — услышала девушка. Но она отличалась упорством, и вскоре оказалась во флорентийском театре "Maggio Fiorentino". Затем последовал контракт с Оперным театром Базеля, потом — Бременский оперный театр.

Настоящее международное признание пришло к певице в 1965 году. Виной тому снова стал случай. Тогда, ей предложили заменить американскую певицу Мэрилин Хорн в нью-йорскском Карнеги-Холле, исполнявшую партию Лукреции Борджиа. Овация в зале длилась больше 20 минут…

На следующий день газета "The New York Times" опубликовала материал с заголовком: "Каллас + Тебальди = Кабалье". Таким образом, Кабалье была причислена к великим мира сего. По странному совпадению этот же год стал последним в театральной карьере Марии Каллас. Будто бы она передала свои полномочия новой звезде.

Судьба Кабалье с тех пор была предрешена: любое ее выступление отмечалось ярким успехом. Публика Большого Колонного зала Кремля и Белого дома Вашингтона, Аудитории Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и Зала Народа в Пекине принимала ее с распростертыми объятиями. Монтсератт выступала с известнейшими дирижерами: Бернстайном, Караяном, Ливайном, Мета, Солти, певцами Хосе Каррерасом, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Мерилин Хорн, Альфредо Краусом…


Но вернемся туда, в точку отсчета. За год до успеха театрального в жизни Монтсеррат произошли и другие значительные перемены. Бракосочетание с известным оперным певцом Бернабе Марти стало первым и единственным — на всю жизнь. Невесте к тому моменту исполнился уже 31 год…

Они познакомились во время совместной работы над "Мадам Баттерфляй". Во время представления Бернабе, исполнявший арию Пинкертона, неожиданно крепко поцеловал Монтсеррат в губы, и этот поцелуй длился так долго, что вызвал сбой в оркестре и смятение у артистов и зрителей. Это была настоящая романтическая любовь с первого взгляда. В то же время - подкрепленная строгими консервативными представлениями уже не совсем молодой невесты. "Если вы не думаете о браке, нам нечего делать вместе", — заявила она как-то будущему мужу. Бернабе ничего не оставалось, как сделать ей предложение. Тем более, в глубине он разделял подобные взгляды - ведь и сам происходил из такой же патриархальной испанской семьи.


Вскоре Бернабе и Монтсеррат поженились. Венчание проходило в монастыре на горе Монтсеррат. Такова была идея набожной Анны — матери певицы. Вот только пошел дождь, и старый "фольксваген", в котором девушка поднималась на гору вместе с матерью, увяз в придорожной грязи, а мотор заглох. Отчаявшись высушить его с помощью лака для волос, Монтсеррат выскочила голосовать на дорогу. В результате на свадьбу она приехала на грузовике для перевоза скота, промокшая насквозь, и с сильным опозданием.

Тем не менее, "неудачное" начало продолжилось счастливой и долгой совместной жизнью. Родились дети, названные в честь родителей - сын Бернабе Марти и дочь — Монтсеррат Марти (пошедшая по стопам матери и являющаяся сейчас тоже известной оперной певицей). И то, что карьера Бернабе постепенно сошла на нет, не омрачило, как это часто бывает, отношений супругов. А Кабалье всегда являла собой примерный образец супруги и матери семейства.


"Я счастлива, что судьба мне позволила сделать карьеру. Но в первую очередь я горжусь тем, что создала прекрасную семью, и у меня двое замечательных детей, — сказала как-то Кабалье. — Я всегда старалась сделать так, чтобы мои дети не страдали оттого, что их мама — знаменитость. Ведь, в конечном итоге, музыка — это лишь только моя работа. И, помимо музыки, у меня, конечно, есть и другие интересы и обязанности. И это, прежде всего, моя семья. Я надеюсь, что для своей семьи и своих друзей я все-таки нужнее, чем для искусства. И когда наступит момент, что я не буду больше петь, я не хочу, чтобы меня жалели. Я все равно буду счастлива".

Эти слова подтверждает случай, произошедший несколько лет назад. Когда сын певицы заболел, она отменила концерты в одной из стран и вылетела в Испанию. Театр подал на Кабалье в суд, но она выиграла дело. "Видимо, даже судьи понимают, что важнее семьи в жизни не может быть ничего", - резюмировала тогда певица.


В 1974 году она исполнила одну из самых блистательных своих партий - партию Нормы. В том же году Кабалье-Норму услышала и Москва — в столицу приехал на гастроли театр "La Scala". В Москве она бывала и раньше… В 1959 году Монтсеррат приезжала с матерью, по семейным делам. Тогда они пытались разыскать дядю Монтсеррат, как и многие испанцы, эмигрировавшего в Советский Союз в 30-е годы, спасаясь от диктатора Франко. Кстати, родственники великой певицы по сию пору живут в Петербурге, что позволяет ей говорить о кровных узах, связывающих ее с Россией.

В 80-е она начала несколько расширять "жанровую" область своего творчества… Фредди Меркьюри, солист группы "Queen", являлся ярым поклонником ее таланта. При встрече они пропели под фортепьяно всю ночь. Меркьюри написал в честь нее пьесу "Exercises in Free Love", которую она впоследствии исполнила впервые в Лондоне, в присутствии самого певца. Но вершиной их совместного творчества, стал, безусловно, знаменитый хит "Барселона". Позже, в альбом "Друзья на всю жизнь", войдут ее дуэты с Вангелисом, Джонни Холидеем, Лизой Нилссон… Она не раз попадала в различные поп-чарты. Но главной, конечно, всегда оставалась опера. В ее репертуаре свыше 125 оперных партий. Всего Кабалье записала 40 полных опер.


Тем не менее, певица никогда не была замкнута только на работе. Она увлекается выращиванием цветов и написанием картин. И если уезжает надолго, то обязательно берет с собой альбомы и воспроизводит на бумаге виды из окна отелей. В ее картинах всегда преобладает зеленый цвет. Сама певица в шутку называет это "зеленым периодом Кабалье".

А еще она любит плавать, водить машину и вкусно готовить. Певица никогда не скрывала, что обожает вкусно поесть. В готовке Кабалье любит использовать рецепты своей матери. По ним она печет пирожки с клубникой и готовит семейную фирменную паэлью. "Люблю завтракать со всей семьей, — рассказывала Кабалье в одном из своих интервью. — Неважно, когда кто проснется. Завтракать мы все равно будем вместе. Это закон".

А что касается лишнего веса... Кабалье никогда не испытывала по поводу него никаких переживаний. И более того, говорила, что при работе оперного певца "важно держать диафрагму, а для этого нужны объемы. В худеньком теле все это просто негде разместить".


Железная воля Монтсеррат всегда побеждала. После автокатастрофы певица мужественно выступала на концертных площадках, закованная в гипс, а художники по костюмам рядили ее в широкие одежды с огромными рукавами…

Среди факторов, дающих певице поддержку, ее вера. Кабалье истовая католичка.

Она всегда помогала людям. Давая множество благотворительных концертов, выступая в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО, выезжая вместе со своей дочерью во многие "горячие точки" планеты. И, конечно же, поддерживая молодых артистов.

Кабалье помогала начинающему Хосе Каррерасу, выводя его с собой на сцену в операх "Набукко" и "Лукреции Борджиа". Именно после исполнения партий в этих операх к нему пришел успех. Когда Хосе, много позже, заболел лейкемией, Монтсеррат всячески помогала ему бороться с болезнью и организовала для него концерт на главной площади Барселоны. И то, что певец смог вернуться на сцену, — во многом ее заслуга.


Российские СМИ весьма часто упоминают и творческий союз "Кабалье-Басков". Их знакомство произошло в Санкт-Петербурге в 2000 году. С тех пор Николай Басков причислен к ученикам великой Кабалье. Причем та, по слухам, занимается с ним у себя дома совершенно бесплатно. Время от времени они дают совместные концерты в нашей стране. Не так давно, совместно с дочерью певицы Монситой (сокращенный вариант имени) и украинским баритоном Олегом Ромашиным, победителем конкурса, организованном Кабалье в Барселоне, они совершили гастрольный тур по маршруту "Красноярск — Новосибирск — Тюмень — Екатеринбург — Москва — Санкт-Петербург". Басков предложил певице передвигаться по железной дороге — в спецвагонах. Это позволило Кабалье получать незабываемые впечатления. "Я ехала в поезде и думала, какая же большая страна Россия", — говорила она.

Не стоит думать, что Монтсератт Кабалье — этакий ангел во плоти. Ее окружение хорошо знакомо с безудержными приступами гнева певицы. Оперная дива принимает угрожающие позы, а ее глаза начинают сверкать как молнии.

Один из главных катализаторов гнева Кабалье — непрофессионализм с чьей-либо стороны. Впрочем, видя реальный испуг на лицах, певица может и извиниться.


Гневливость певицы компенсируется юмором. Однажды, во время своего выступления в театре на Елисейских Полях, она неожиданно замолкла, после чего вышла на авансцену, наклонилась к одному из зрителей и спросила: "Все в порядке? Можно продолжать?" После чего объяснила всем остальным: "Извините, но здесь один мсье в первом ряду записывал меня на магнитофон, но у него кончилась пленка, пока он ее менял, я решила прерваться на минутку".

Вот такая она разноликая. Женщина, которая говорит: "В жизни ни от чего не надо отказываться. Жизнь — лучший университет в мире".

Монтсеррат Кабалье (12.04.1933 - 6.10.2018) - испанская оперная певица (сопрано). Прославилась, в первую очередь, своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх Пуччини, Беллини и Доницетти. Огромный репертуар (88 ролей), около 800 камерных произведений.

БИОГРАФИЯ

Монтсеррат Кабалье (иногда Монсеррат, полное имя Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк, кат. Maria de Montserrat Viviana Concepción Caballé i Folch) родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне в бедной семье. Обучалась в консерватории при барселонском театре Лисео и окончила обучение в 1954 году. Поступила в 1956 году в Базельскую оперу, где в её репертуар вошли роли Тоски, Аиды, Арабеллы и Саломеи.

Между 1956 и 1965 годами Монсеррат Кабалье пела в оперных театрах разных городов Европы - Бремена, Милана, Вены, Барселоны, Лиссабона, а также исполнила в Мехико в 1964 году партию Манон в одноимённой опере Массне. Международная известность пришла к Кабалье в 1965 году, когда в связи с болезнью Мэрилин Хорн она заменила американскую певицу в партии Лукреции Борджии в одноимённой опере Гаэтано Доницетти (концертное исполнение в «Карнеги-холле»). Триумф Кабалье был столь велик, что публика устроила певице 20-минутную овацию.

Газета «Нью-Йорк Таймс» озаглавив рецензию «Каллас + Тебальди = Кабалье» писала:

«Мисс Кабалье достаточно было спеть первый романс… и стало ясно, что она не только обладает чистым и прекрасным голосом, но и превосходно владеет вокальным мастерством… Она может парить на pianissimo в высочайшем регистре, полностью контролируя каждую ноту, а при наивысшей громкости голос не теряет ясности и точности контура…»

Газета «Геральд Трибюн» также писала:

«Никакая предварительная реклама не могла бы предвосхитить исключительности впечатления, которое эта статная женщина, будто сошедшая с полотен Гойи, произвела на аудиторию, уже испорченную такими звездами как Каллас и Сазерленд. Когда Кабалье спела свою первую арию…что-то изменилось в атмосфере. На секунду показалось, что люди перестали дышать…».

В том же 1965 году Кабалье по личному приглашению Рудольфа Бинга дебютировала в в нью-йоркской «Метрополитен-опера», где исполнила партию Маргариты в «Фаусте». После этого выступала на сцене «Метрополитен-опера» вплоть до 1988 года. Среди лучших партий, исполненных на сцене прославленного театра: Луиза в «Луизе Миллер», Леонора в «Трубадуре», Виолетта в «Травиате», Дездемона в «Отелло», Аида, Норма в одноименной опере Винченцо Беллини.

24 января 1970 года дебютировала в театре «Ла Скала» также в партии Лукреции Борджии. В последующие годы исполнила в театре «Ла Скала» Марию Стюарт, Норму, Луизу Миллер, Анну Болейн.

В 1970-е годы впервые приехала в СССР, встретила здесь родственников - членов семьи её матери, которые в 1930-е годы во время Гражданской войны в Испании эмигрировали в Советский Союз.

С 1972 года выступала на сцене «Ковент-Гардена» в Лондоне (дебют в партии Виолетты в «Травиате»).

Творческая карьера Кабалье продолжалась 50 лет. Она выступала по всему миру с такими мастерами оперной сцены, как Лучано Паваротти и Пласидо Доминго, исполнив почти 90 ролей и около 800 камерных произведений. Певица получила международное признание благодаря красоте ее голоса и драматическому прочтению ролей. Ее поклонники называли ее La Superba — «превосходная».

К выдающимся вокальным достижениям Кабалье относятся:
  • партия Нормы в одноименной опере Винченцо Беллини - видеозапись из древнеримского театра в городе Оранж, сделанная 20 июля 1974 года; также 3 спектакля «Нормы» в рамках гастролей театра «Ла Скала» в Москве летом 1974 года, где Кабалье имела огромный успех (велась запись Центрального телевидения СССР);
  • партия Имоджене в опере Винченцо Беллини «Пират» - партия из репертуара эпохи бельканто и, по признанию самой Кабалье, самая трудная в её репертуаре за всю карьеру; запись по трансляции из Флоренции с фестиваля «Флорентийский музыкальный май» (июнь 1967 года);
  • партия королевы Елизаветы в опере Гаэтано Доницетти «Роберто Деверё» - Кабалье исполняла её неоднократно и в разные периоды своей карьеры; в частности, сделана запись по трансляции из Нью-Йорка 16 декабря 1965 года (концертное исполнение в «Карнеги-холле»);
  • партия Леоноры в «Трубадуре» Джузеппе Верди - запись по трансляции из Флоренции в декабре 1968 года, дирижёр Томас Шипперс; также видеозапись 1972 года из Оранжа, где Монсеррат Кабалье выступала вместе с Ириной Архиповой.

Любителям рок-музыки известна по совместному альбому с вокалистом группы Queen Фредди Меркьюри - Barcelona (1988). Заглавная песня, посвящённая родному городу Кабалье - Барселоне, стала одной из двух официальных песен летних Олимпийских игр 1992 года, проходивших в столице Каталонии. Песню планировалось представить публике в исполнении Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, но в ноябре 1991 года певец умер, и песня прозвучала в записи.

В 1997 году совместно с швейцарской рок-группой Gotthard была записана рок-баллада «One Life One Soul».

В ноябре 2000 года участвовала в благотворительном концерте-акции фонда «Мир Искусства» «Звезды мира - детям», проходившем в Москве.

4 июня 2013 года во время визита в Армению, Кабалье посетила и непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику. Президент Бако Саакян принял оперную певицу. Приезд Кабалье в Карабах вызвал недовольство со стороны Азербайджана, так как его власти рассматривают НКР как оккупированную территорию. В связи с поездкой Кабалье в НКР посольство Азербайджана вручило ноту протеста Министерству иностранных дел Испании. В ноте было указано, что Кабалье не получит азербайджанской визы, так как становится персоной нон грата. 8 июня президент Армении Серж Саргсян подписал указ о награждении Кабалье орденом Почёта.

СКАНДАЛ С НАЛОГАМИ

В декабре 2015 г. суд испанского города Барселона приговорил Монсеррат Кабалье к шести месяцам тюрьмы за мошенничество. Певицу обвинили в неуплате налогов в качестве физического лица в 2010 году в испанскую казну. Кабалье формально числилась жителем Андорры, что и позволило ей не платить налоги в Испании. Однако прокуратура установила, что певица использовала своё якобы «проживание» в Андорре с единственной целью - избежать уплаты налогов, хотя сама постоянно жила в Барселоне.

Наказание Кабалье отбывала условно. Певица признала свою вину - в зале заседания она лично не присутствовала, а показания давала по видеосвязи, сославшись на плохое состояние здоровья. Кроме того, 82-летняя Кабалье должна была выплатить штраф в размере 254 231 евро. Певица также не смогла получать государственную помощь в течение полутора лет и должна была выплатить ещё 72 тыс. евро в качестве процентов за просроченные платежи.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

В 1964 году она вышла замуж за Бернабе Марти. В 1966 году родился сын Бернабе, в 1972 году - дочь Монсеррат.

ЗДОРОВЬЕ И СМЕРТЬ

В январе 2002 года Кабалье сообщила журналистам, что к моменту её последнего выступления на оперной сцене в «Ковент Гарден» в 1992 году врачи объявили ей, что она неизлечимо больна раком и жить ей осталось год-два. Кабалье предложили срочную операцию, но она отказалась. После специального курса лечения певице стало лучше, ей снова «захотелось жить и петь». Тем не менее врачи посоветовали Кабалье не подвергать себя стрессам, а на оперной сцене, по её словам, она очень волнуется и переживает. Именно поэтому певица решила ограничиться сольными выступлениями. В 2002 году после 10-летнего перерыва, она вернулась на сцену и выступила в оперном театре «Лисео» в Барселоне, в роли Екатерины Арагонской в опере Сен-Санса «Генрих VIII».

Последние десять лет Кабалье передвигалась с помощью костылей или инвалидной коляски. После автокатастрофы в 2002 году у неё появились проблемы с ногами.

В июне 2010 года во время концерта Кабалье упала и серьёзно повредила левое колено, после полученной травмы она продолжительное время находилась на лечении.

17 октября 2012 года накануне концерта в Екатеринбурге Кабалье упала в обморок в своём номере в Атриум Палас отеле и, падая, сломала руку, была доставлена в областную больницу, где медики диагностировали микроинсульт и повреждение плеча. Однако она отказалась от госпитализации в России и предпочла вернуться в Барселону. 20 октября она была помещена в отделение интенсивной терапии больницы Сан-Пау в Барселоне. Из-за болезни ей пришлось отменить ряд концертов.

В середине сентября 2018 года она была госпитализирована в одну из больниц Барселоны из-за проблем с желчным или мочевым пузырём.

Представитель больницы сказал агентству Ассошиэйтед пресс, что причина смерти оперной звезды обнародована не будет по просьбе семьи Монсеррат Кабалье.

7 октября в центре погребальных ритуалов Лес-Кортс состоится церемония прощания. Похороны пройдут 8 октября.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

1966 — Орден Изабеллы Католической степени дамы
1975 — Орден Альфонсо X Мудрого степени кавалера Большого креста
1988 — Медаль «За заслуги в области туризма»

1966 — Золотая медаль Большого театра «Лисео»
1988 — Национальная премия в области музыки
1973 — Золотая медаль «За заслуги в изящных искусствах»
1982 — Золотая медаль Женералитета Каталонии
1991 — Премия принца Астурийского в области искусства
1999 — Степень почётного доктора Политехнического университета Валенсии
2002 — Премия «Ópera Actual»
2003 — Национальная премия Каталонии в области музыки
2004 — Премия почёта в области музыки
2008 — Степень почётного доктора Международного университета Менендес Пелайо
2010 — Степень почётного доктора Барселонского университета
2013 — Международная медаль Мадрида в области искусств
2017 — Золотая медаль Королевского художественного кружка Барселоны

1986 — Орден Искусств и литературы степени командора (Франция)
1997 — Орден Дружбы (Россия)
2003 — Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» степени кавалера Командорского креста (Германия)
2005 — Орден Почётного легиона степени кавалера (Франция)
2006 — Орден княгини Ольги I степени (Украина)
2009 — Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» степени кавалера Большого креста (Италия)
2013 — Орден Почёта (Армения)

1968 — Премия «Грэмми» в категории «Лучшее классическое вокальное сольное исполнение» - «Rossini: Rarities» (США)
1974 — Премия «Грэмми» в категории «Лучшая оперная запись» - «Puccini: La Boheme» (США)
1975 — Премия «Грэмми» в категории «Лучшая оперная запись» - «Mozart: Cosi Fan Tutte» (США)
1994 — Звание «Посол доброй воли ЮНЕСКО» (ООН)
1996 — Премия «Echo Klassik» в категории «Певец года» - «Hijo de la luna» (Германия)
2000 — Степень почётного доктора Российского химико-технологического университета (Россия)
2000 — Премия «Echo Klassik» в категории «Специальный приз» (Германия)
2007 — Премия «Echo Klassik» в категории «Жизненные достижения» (Германия)
2007 — Премия «Латинская Грэмми» в категории «Лучший классический альбом» - «La Canción Romántica Española» (США)
2007 — Почётное звание «Каммерзенгер» Венской государственной оперы (Австрия)
2007 — Премия Gramophone в области классической музыки в категории «Жизненные достижения» (Великобритания)
2013 — Введение в Зал славы журнала «Gramophone» (Великобритания)

Скончалась 6 октября в одной из больниц Барселоны на 86-м году жизни. Об этом сообщает издание El Pais. По информации источника,

артистка, о точных причинах смерти которой пока не сообщается, находилась в клинике с середины сентября из-за проблем с желчным пузырем. Отмечается, что похороны знаменитой певицы состоятся в понедельник, 8 октября. Прощание с Кабалье пройдет в воскресенье.

Одним из первых свои соболезнования в связи с кончиной оперной певицы выразил премьер-министр Испании . По его словам, творчество артистки навсегда останется в сердцах благодарных слушателей

Фоторепортаж: Умерла Монсеррат Кабалье

Is_photorep_included12010825: 1

«Печальные новости. Умерла великий посол нашей страны — признанная на международном уровне Монсеррат Кабалье. Ее голос и нежность навсегда останутся с нами», — написал он в твиттере.

Прокомментировала трагическое известие и певица .

«Великая певица навсегда останется в наших сердцах. Я сожалею, что не была с ней знакома. Я всегда слушала ее самый первый спектакль, с ее молодости, появления на сцене. Такие голоса появляются раз в сто лет», — отметила Гвердцители, признавшись, что уход Кабалье стал для нее неожиданностью.

В свою очередь художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра выразил мнение, что выступления Кабалье, датированные 60-и, 70-и и 80-и годами прошлого века, задали очень высокую планку, покорить которую было по силам далеко не каждому.

«Это золотая страница в истории оперного исполнительства — в конце 60-х, в 70-х, в 80-х годах ХХ века.

Я думаю, ее тогдашние выступления установили очень высокую планку и она вписалась в очень небольшую элитную группу исполнителей, которые в рамках «итальянского» репертуара устанавливали стандарты качества. И она очень своевременно записывала многие партии — краеугольные, известные, важнейшие. И с помощью этих записей мы сохраним память о ней»,

Монтсеррат Кабалье родилась в столице Каталонии 12 апреля 1933 года. По окончании Второй мировой войны она обучалась в консерватории при барселонском театре Лисео. В 1956-м поступила в Базельскую оперу, где ее репертуар включал в себя роли Тоски, Аиды, Арабеллы и Саломеи. В те же годы Кабалье начала активно выступать в оперных театрах городов Европы, включая Милан, Лиссабон и Вену, тогда как в середине 60-х поразила мексиканских слушателей партией Манон из одноименной оперы Массне во время гастролей по Америке.

Примерно тогда же к Монсеррат пришла по-настоящему большая слава, и помог испанке в этом случай: ей доверили заменить известную американскую оперную певицу (незадолго до выхода на сцену та почувствовала недомогание) в партии Лукреции Борджии оперы Гаэтано Доницетти, и Кабалье предоставленным шансом воспользовалась.

Переполненный зал легендарного «Карнеги-холла», где и проходил концерт, был настолько ошарашен талантом европейки, что аплодировал ей около получаса.

В 1965-м она также дебютировала в «Метрополитен-опера», исполнив партию Маргариты в «Фаусте», тогда как уже спустя пять лет впервые выступила в знаменитом миланском театре «Ла Скала», где имела не меньший успех.

Любителям популярной музыки Кабалье стала широко известна в конце 80-х, когда вышел ее совместный с вокалистом группы Queen Фредди Меркьюри альбом «Barcelona». Заглавная песня той пластинки в 1992-м стала гимном летних Олимпийских игр, проходивших в столице Каталонии.

Оперная певица неоднократно давала концерты на территории России, где впервые выступила еще в 1974-м, исполнив партию Нормы в одноименной опере . Последний концерт Кабалье в Москве состоялся в июне этого года в рамках гастролей, приуроченных к юбилею артистки.

Одним из учеников Кабалье принято считать народного артиста России Баскова. Оперная певица одной из первых приметила талант исполнителя и впоследствии неоднократно подчеркивала, что у Николая будет светлое будущее. Будучи пораженной вокальными данными Баскова, испанка также нередко выступала вместе с россиянином на одной сцене.

В 2015 году Кабалье была приговорена испанским судом к шести месяцам тюрьмы за мошенничество — певица была обвинена в уклонении от уплаты налогов. Согласно испанскому законодательству, тюремный срок Монсеррат, признавшей собственную вину и выплатившей внушительный денежный штраф, был условным, так как исполнительница впервые совершила мошенничество подобного рода.

(полное имя — Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк, кат. Maria de Montserrat Viviana Concepcion Caballe i Folch) родилась в Барселоне 12 апреля 1933 года.

Имя будущей певице было дано в честь местной священной горы, где находится монастырь, названный именем Богоматери, которую каталонцы называют святой Марией Монсеррат.

В 1954 году Монсеррат Кабалье с отличием окончила Филармонический драматический лицей Барселоны. Во время учебы она помогала семье, которая находилась в сложном материальном положении, и работала продавщицей, закройщицей, швеей, одновременно изучая английский и французский языки.

Благодаря патронажу семьи меценатов Бельтран Мата Монсеррат смогла оплатить обучение в Барселонском лицее, а затем эта семья порекомендовала певице поехать в Италию, оплатив ей все расходы.

В Италии Монсеррат Кабалье приняли в театр Maggio Fiorentino (Флоренция).

Международное признание пришло к Монсеррат Кабалье в 1965 году, когда она заменила американскую певицу Мэрилин Хорн в партии Лукреции Борджиа в нью-йоркском Карнеги-холл. Ее выступление стало сенсацией в мире оперы. Зал аплодировал незнакомой певице в течение 20 минут.

В том же 1965 году Кабалье выступала на Глайндборнском фестивале и дебютировала в Метрополитен-опера, а с 1969 года неоднократно пела в "Ла Скала". Голос Монсеррат звучал в лондонском Ковент-Гардене, парижской Гранд-Опера, Венской государственной опере.

В 1970 году на сцене "Ла Скала" Монсеррат Кабалье спела одну из самых лучших своих партий — Норму из оперы "Норма" Винченцо Беллини.

Монсеррат Кабалье организует проекты для молодых вокалистов : проводит собственный вокальный конкурс, патронирует проект "Голоса Монсеррат Кабалье".

Певица активно занимается благотворительностью. Она - Почетный посол ООН и посол доброй воли ЮНЕСКО. Учредила фонд помощи больным детям под эгидой ЮНЕСКО.

Свое 60-летие Монсеррат Кабалье отметила концертом в Париже , весь сбор от которого пошел Всемирному фонду исследования СПИДа.

В 2000 году она приняла участие в московском благотворительном концерте в рамках международной программы "Звезды мира - детям", организованной для помощи одаренным детям-инвалидам. Она давала благотворительные концерты в поддержку далай-ламы, а также Хосе Каррераса, когда у него начались проблемы со здоровьем.

В активе певицы множество престижных международных премий . Она награждена орденами и медалями различных стран, среди которых испанский орден Исабель, французский орден Командора искусств и литературы, золотая медаль Академии литературы, науки и искусства Италии.

Монсеррат Кабалье замужем за оперным певцом Бернабе Марти. У них двое детей: сын Бернабе Марти и дочь Монсеррат Марти, которая также стала оперной певицей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры