Кто написал витязь на распутье. «Витязь на распутье»

Главная / Измена мужа

История создания

Описание и анализ

Описание картины «Витязь на распутье» В. Васнецова

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

Когда мы смотрим на картину «Витязь на распутье», первый образ, который приходит нам на ум, это, конечно, Илья Муромец, герой былин и сказаний. Но в названии картины, как и в задумке художника, никакого имени не фигурирует. Перед написанием этого шедевра Виктор Васнецов нарисовал множество эскизов, набросок и этюдов. Были совершенно разные варианты этого полотна: в начале, на некоторых эскизах богатырь был изображен лицом к зрителю. В композиции присутствовала дорога. Но в конечном итоге художнику важнее было показать камень с надписью и поле, усеянное человеческими костями. При этом он вовсе убрал дорогу и из трех изречений оставил одно: «прямо пойдешь, живым не бывать». Скорее всего, этим изречением Васнецов хотел сделать акцент на обреченной и безысходной участи богатыря, в его лице показав всю бессмысленность военных действий. Также это изречение усиливается мрачным пейзажем: останки павших бойцов рядом с камнем, вечернее небо и небольшая стая ворон.

От начала работы над картиной до её завершения заняло у Васнецова пятнадцать лет. Конечно же, он параллельно вел работу и над другими полотнами. Но интересен тот факт, над которым спорят многие искусствоведы: в руках витязя пехотное копье, а не конное. Эта деталь удивляет всех тем, что на всех эскизах и этюдах у богатыря ни разу не встречается именно пехотного копья, оно присутствует только на окончательном варианте. Что хотел сказать знаменитый русский живописец этим разительным отличием, можно только догадываться. Вообще этот шедевр сильно отличается от других полотен, он выделяется своим пессимистическим настроением, которое совершенно нетипично для работ художника.

Год написания картины: 1878.

Размеры картины: 79 x 147 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: романтизм, символизм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Другие картины художника:

Описание картины Виктора Васнецова «Аленушка»

Описание картины Виктора Васнецова «Богатыри»

Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым

Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания

Конец 70-х годов XIX стал для переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.

В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.

Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.

двух вариантов

Сравнительная таблица
Отличия окончательного варианта Символика
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором - спиной. Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков.
Уменьшено пространство позади богатыря. Не важно, откуда пришел путник.
Увеличено пространство за камнем. Больше примет грядущей опасности.
Небо стало более грозным. В первом случае - мягкий закат, во втором - надвигающиеся тучи. Еще одна примета поджидающей опасности.

Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа.

Красный - цвет крови и агрессии.
Камень стал более старым, и на нем появился мох. По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта.

Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.

Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание

В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.

Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.

Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.

Мастерство изображения деталей

Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны - все это нагнетает трагизм ситуации.

Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.

Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.

  1. Васнецов - былинный живописец.
  2. Описание картины:
    • витязь на белом коне;
    • камень-предсказатель;
    • зловещее поле;
  3. Задний план (природа).
  4. Мое отношение к картине.

Виктор Михайлович Васнецов всем известен не только как сказочный живописец, но и былинный сказитель, который передает нам не словом, а с помощью художественных образов предания старины глубокой, дошедшие до нас через века.

Теме былин и легенд художник посвятил много полотен. Среди них наиболее известная - «Богатыри». А открывает этот богатырский цикл картина «Витязь на распутье», которую Васнецов писал на протяжении пятнадцати лет. Это одна из философских работ живописца, которая призывает зрителя не только к созерцанию, но и размышлению. Причем к размышлению не только о судьбе героя, но и о более глубинных, вечных проблемах добра и зла, справедливости и коварства, проблеме выбора дальнейшего жизненного пути, которые тревожат, наверное, каждого человека.

На переднем плане изображен древнерусский витязь на белом коне, который остановился в поле у огромного камня с высеченной на нем надписью. Всадник повернут к нам спиной, поэтому мы не видим его лица. Богатырь одет в боевые доспехи. Он готов даже к неожиданной встрече с противником. На нем блестящий железный шлем, длинная кольчуга, усиленная металлическими пластинами на спине и, должно быть, на груди.

За спиной - большой тяжелый круглый щит. На поясе на широком ремне прикреплен кожаный коричневый колчан, украшенный металлическими декоративными накладками. Колчан полон стрел. С боку висит массивная булава. В правой руке витязь держит длинное острое копье на красном древке. Оно опущено острием вниз, слегка согнутая рука богатыря слабо его сжимает - воин спокоен и уверен в себе. На ногах у него высокие светло-зеленые сапоги с позолоченным кантом по верху голенища.

Путник, верно, очень долго ехал и устал. Его крепкое тело сейчас расслаблено, а плечи опущены. Всадник не торопил своего коня по широкому полю: в стремена вставлены лишь кончики его сапог. На закате дня он наткнулся на вещий камень на дорожной развилке. Искал ли он этот указатель или нет - не известно. Но надпись на нем заставила его остановиться и глубоко задуматься. Богатырь слегка склонил голову, опустил поводья у коня. Вслед за хозяином свою голову опустил и белый скакун, словно и он принимает непростое решение. Его длинная лохматая грива свисает почти до земли.

Богатырский конь под стать самому витязю: крепкий, холеный, с густой гривой, шелковистым хвостом, с мощными ногами, которые твёрдо ступают по земле, а в случае необходимости быстро домчат седока туда, куда тот прикажет. А сейчас он покорно и терпеливо стоит, ждёт решения своего хозяина.

Поле, по которому едет былинный герой, - не возделанная плодородная нива, радующая глаз. Это зловещее безжизненное пространство, на котором растет небольшими островками горькая полынь-трава. Поле усыпано большими серыми валунами. Один из таких валунов,
вырастающих из-под земли, - вещий камень, перед которым и остановился витязь. На его плоской стороне выбиты слова-предсказания для всех, кто решит продолжить свой путь дальше. Он настолько древний, что потемнел от времени и покрылся мхом, который скрыл часть слов.

В сказках и былинах обычно говорится о трех дорогах, которые предлагаются на выбор путнику. Однако на своем полотне художник решил отступить от этого важного момента. Этим приемом он зрительно усилил тревожный сюжет картины, оставил былинного героя без альтернативы выбора пути, ведь на камне можно различить лишь эти слова:

«Как прямо ехать - живу не бывати.
Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному…».

Значит, других дорог здесь нет. Что ищет витязь в этом заброшенном краю? Какую дорогу и судьбу выберет: вперед или отступит назад? Если вперед, то что его там ждет? Почти сразу за камнем твердая земля превращается в зыбкую болотистую почву. В перспективе нет ничего, что могло бы вселить отрадную надежду. Только сгущающийся сумрак, пробирающий душу холод и неизвестность надвигаются на героя. Есть узенькая тропинка, которая уходит влево, петляя между валунами. Она ведет неведомо куда и постепенно растворяется. Про неё ничего не говорит вещий камень. Третьей дороги, как положено в сказках, нет.

Гнетущее ощущение складывается от местности, в которую заехал богатырь. По полю разбросаны кости людей и животных. А прямо перед камнем мы видим черепа человека и лошади. Видимо, немало было смельчаков, решившихся в свое время переступить рубеж, на котором стоит камень-вещун, но предсказание для них сбылось слишком быстро. Вот и кружат над полем черные вороны в ожидании новой добычи.

На поле ложится вечерняя мгла. Тревожное желтоватое небо темнеет. Узкая темная свинцовая туча растянулась вдоль линии горизонта. Солнце уже почти село. Его последние отблески, как зарево, полыхают вдали над одним из высоких мрачных холмов.

По своему эмоциональному настрою эта картина производит тягостное, безрадостное впечатление. Наверное, в жизни каждого человека бывают такие непростые моменты, когда нужно решиться на определенный выбор дальнейшего пути. Кто-то принимает решение двигаться вперед, несмотря ни на что. А кто-то повернет назад, испугавшись неизвестности.

Но русские богатыри никогда не искали легких путей. Витязь на белом коне знает, что ему придется столкнуться с немалыми трудностями, и не случайно он в полной боевой готовности. Я думаю, что он не отступит, не свернет с прямого пути и с честью выйдет из любого сражения.

Картины Васнецова известны всем, но мало кто знает, что их создание явилось результатом сложной внутренней борьбы автора. Содружество художников-передвижников, к которому он принадлежал, пропагандировало остросоциальную направленность сюжетов для жанровых картин. Васнецовым же всецело завладела сказочная тематика. Надо было решать, в каком направлении двигаться дальше. Эти переживания во многом вылились в картину "Витязь на распутье".

Новаторский жанр в создании картин

Следует отметить, что избрав путь был новатором в этой области. Едва ли можно назвать имя другого живописца, столь беззаветно посвятившего себя русской былинной старине.

Первое законченное полотно появилось в 1877 году и называлось "Воин в шлеме с кольчужкой". Любопытно, что для фигуры воина позировал брат художника Аркадий. Постепенно с каждой новой работой начинает вырисовываться композиция картины, где конный витязь остановился перед "камнем-вещуном", на котором начертана его судьба.

В 1877 году первый вариант произведения был закончен и через год был представлен публике на очередной выставке. Приём был достаточно тёплым. Описание картины "Витязь на распутье" и благожелательные отзывы появились во многих газетах и журналах.

Заказ Саввы Мамонтова

Окончательный вариант картины, тот, что сейчас можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, был написан в 1882 году специально для коллекции известного мецената и создателя частной оперы Саввы Мамонтова. В создании декораций для его постановок не раз принимал участие Васнецов. "Витязь на распутье", описание которого и восторженные отзывы стали известны Мамонтову, вызвал желание иметь картину в своем собрании. Выполняя заказ, Васнецов значительно изменил композицию раннего варианта. Первоначально витязь был обращён к зрителю лицом. В окончательной версии картины автор развернул его, скрыв лицо. Кроме того, был увеличен размер холста, что придало полотну большую монументальность. Изменился и пейзаж.

Описание картины «Витязь на распутье»

В раннем варианте перед витязем была дорога, в окончательном - только поле. Такое решение придало картине большую эмоциональность. В ней всё как бы говорит, что нет иного пути, кроме указанного на камне. Изображение воронов и разбросанных в траве костей создаёт впечатление фатальности и неотступности рока. На переднем плане автор поместил останки коня и человека, указывая на то, что были уже смельчаки, да сложили в землю свои буйные головушки. Общую напряжённость дополняет кровавый отблеск заката. Даже вода, изображённая вдали, ассоциируется с мёртвым болотом.

Развернув фигуру всадника, художник тем самым направил внимание зрителя на камень-предсказатель. Именно надпись, начертанная на нём, становится ключевым моментом всей картины. Нужно заметить, что из трех надписей, упоминаемых в былине, Васнецов оставил только одну, грозящую смертью тому, кто поедет прямо. Этим он как бы исключает иные варианты пути. Выразительно написана фигура коня. Он наклонил к земле голову, как будто тоже погружён в задумчивость.

Есть и ещё одна существенная деталь, без которой не полным было бы описание картины. Витязь на распутье стоит, вооружённый копьём. Но это копьё пешего война, а не кавалериста. Между ними существуют отличия. Что это должно обозначать? Вероятнее всего, готовность биться и пешим, и конным, чтобы, потеряв коня, не потерять победу.

Идея картины ― выбор пути в жизни

Вопрос выбора пути в жизни человека наполнен в картине Васнецова эпическим звучанием. Акцент делается исключительно на самоопределение личности. Все зависит только от свободного выбора, от воли каждого. Какой путь избрать? Идти напролом, рискуя всем, и даже собственной жизнью, или свернуть в сторону и выбрать более лёгкую дорогу? Но в данном случае всё наполнено предельным драматизмом. Отсутствие живых персонажей, кроме зловещих воронов - символов близкой гибели, и общая напряжённость картины дают ясно понять - надежды нет, трагическая развязка неизбежна.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры