Методическая разработка по литературе (8 класс) на тему: И.А. Крылов

Главная / Измена мужа

Открытый урок по литературе в 8 классе.

Тема урока « И. А. Крылов.. Слово о баснописце. Басни «Обоз» и «Лягушки, просящие царя» и их историческая основа".

Тип урока : Изучение нового материала .

Вид урока : комбинированный (беседа , сообщения, презентация )

Место урока в учебном процессе : урок по учебному плану

Задачи урока:

Образовательная : продолжить знакомство с биографией и творчеством И . А . Крылова .

    Развивающие : развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

Развивать творческие способности обучающихся через чтение басен;

. знакомство с баснями «Лягушки, просящие царя», «Обоз» , выявление проблематики, идейно-художественного своеобразия жанра, исторической основы и морали басен; научить понимать и оценивать художественное произведение как объективную художественную реальность; расширить и углубить предметные знания о жанре басни;

    обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях И.А. Крылова, полученные в 5-7 классах;

    воспитывать интерес к литературе и в частности к жанру басни, в которой в сатирической форме высмеиваются человеческие пороки;

    воспитывать устойчивый художественный вкус;

    Цель применения ИКТ на уроке :

    формировать умение работать с информацией, представленной в сети Интернет;

формирование информационной культуры;

формирование коммуникативной компетенции

Тип урока : урок формирования новых знаний, умений и навыков с элементами обобщения и систематизации.

Используемые образовательные технологии: (проект слайдов – презентации по теме « И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Обоз» и«Лягушки, просящие царя» и их историческая основа".

Тип проекта: информационно-исследовательский и метапредметный.

СТРУКТУРА УРОКА

Ход урока

    Активизация опорных знаний и учебных ученических действий.

    Организационный момент.

    Объявление целей урока, темы, эпиграфа (слайд № 1).

    Н. В. Гоголь сказал: « Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение».

    Введение в тему

    1. Вступительное слово учителя

Ребята,в течение урока постараемся понять, в чем заключается историческая основа басен, что такое историзм в художественном произведении, почему басни Крылова Гоголь назвал народными. Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Начнем с просмотра кинофрагментов о памятнике И. А. Крылову в Cанкт-Петербурге. Скульпторы изобразили баснописца, стоящим в полный рост в окружении персонажей из басен: здесь и свинья под дубом, и лиса и виноград, и квартет. Выделяется лицо баснописца с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Детские годы Крылова прошли в Твери. Семья, приехав из Оренбургской губернии, поселилась в квартире на Миллионной улице. Отец Ивана Андреевича служил в магистрате. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки. Меткий, образный, сочный язык крыловских басен, бесспорно, имеет народные корни и актуален в настоящее время.

«Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»- говорил Н.В. Гоголь.

    2 . Беседа по вопросам: (слайды №) Почему же мы так любим басни Крылова?

    Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.

И.А.Крылов обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями-сравнениями.

Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.

3 . Попутно идет повторение понятия басня и «мораль» в басне.(Слайды)

1.Что такое БАСНЯ?

Басня – это краткий иносказательный нравоучительный рассказ, чаще в стихах. У каждой басни есть мораль – поучительный вывод.

2.МОРАЛЬ басни?

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом (поучением), где объясняется смысл басни.

Учащиеся записывают, что мораль – это не только нравоучение, это высшая категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер .

4. Формирование новых знаний, умений и навыков на основе развития речи

Учитель . В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И.А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова?

Ученик . Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.

Учитель. Совершенно верно. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: «А Васька слушает да ест». «А воз и ныне там». «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу. До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы. Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.

5 . Представление сообщения Кондаревич Анжелики «Историческая основа басни «Обоз». Историческая ситуация 1812 года.

Вторжение в пределы России в 1812году армии Наполеона во многом из-менило образ жизни каждого русского человека. В трудные для России дни Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из новостей. Однажды в столицу пришло известие,что Наполеон, вскоре после оставления Москвы, направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине. Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным. Вскоре последовала новая басня Крылова. Онапоявилась после рескрипта царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне «Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…».

6. Выразительное чтение басни «Обоз» наизусть (Захарова Юлия.)

«Обоз», 1812г.

С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днём!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнём!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезём, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырёх ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!

Басню читает наизусть заранее подготовленный ученик, первое знакомство с басней осуществлялось посредством прослушивания фонохрестоматии, где ба-сню читают артисты театра.

7. Анализ басни и беседа по вопросам (слайд №).

О чем рассказывает басня « Обоз»?

Какую картину она рисует?

В каких строчках заключена мораль басни?

В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого вывода?

Какие русские пословицы и поговорки можно вспомнить в связи с этой моралью?

Что такое аллегория в басне?

8. Чтение статьи учебника . Давайте прочитаем статью учебника, в которой говорится о том, кого и что подразумевал И.А. Крылов в своей басне.

В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?

В учебнике предложен справочный материал о взаимоотношениях Кутузова с «молодёжью»: Александром I, принцем Вюртенбергским, адмиралом Чичаговым.

Записываем вывод : И. А. Крылов оправдывает осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медлительность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. Обвиняет адмирала Чичагова, который пропустил Наполеона через реку Березину. Композиция басен предельно сжата, динамична. Крылов – блестящий мастер диалога.

9. Представление сообщения (Пантеев Максим)по теме «Историческая основа басни «Лягушки, просящие Царя». (слайды №).

В нравственно-философских баснях затрагиваются вопросы о развитии общества. Выделим проблему об отношениях государственной власти и народа, рассмотрим ее на примере басни «Лягушки, просящие Царя». В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя. Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне «Лягушки, просящие Царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки. Заключительные слова Юпитера – это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

«… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

Учитель:

Какое сомнение выражено в этой басне?

Ученик: Глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных теорий. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:

Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.

Какими чертами наделяет Журавля Крылов?

Ученик:

Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни.

За что были наказаны лягушки?

Лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт:

И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.

-“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

Слово учителя. Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит?

История, ребята, движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине. Историческая ситуация 1825 года. Восстание декабристов - попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи 14 декабря1825 года. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им . Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок… все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами…». Откликом на события, связанные с выступлением декабристов и царской политикой после 14 декабря 1825 года, является басня "Бритвы" (1828). Баснописец высказывается за то, что нечего бояться острой бритвы, ею надо только уметь пользоваться, тогда как тупая сдерет всю кожу.

«Вам пояснить рассказ мой я готов:

Не так ли многие, хоть стыдно им признаться,

С умом людей – боятся,

И терпят при себе охотней дураков»?

10. Представлены иллюстрации к басням и цитаты, по которым вы, ребятя, должны узнать басню И.А. Крылова, в основном это материал на обобщение изученного в 5,6,7 классах(Слайды)

«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок». В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).

У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? (У Муравья).

Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).

Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр).

За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (за Слоном).

Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).

Какой предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки).

Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? (Кукушка и Петух).

Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву!». (Волк и Ягнёнок).

11.Подведение итогов урока, обобщение темы.

Учитель. Итак, ребята, И.А. Крылов в аллегорической форме выразил своё отношение не только к историческим событиям, но и к их конкретным участникам. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М.И.Кутузова, Николая I. Басни проникнуты патриотическим пафосом, чувством любви к Родине и ответственности за ее судьбу. Читая басни Крылова, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью. Крылов расширил возможности басенного жанра, а басню довел до совершенства.

    Рефлексия. Теория литературы. Проверь себя!

Что такое басня?

Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением чаще в стихотворной форме.

Что такое народность?

Народность – это отображение жизни народа в литературе.

Что такое историзм?

Историзм – это отображение характерных черт действительности в литературе.

    Задание на самоподготовку:

    Дописать ответ по теме об исторической основе басен «Обоз», «Лягушки, просящие Царя». Дополнительно для желающих в ответ включить басню «Бритвы».

    А. С. Пушкин. «История Пугачёвского бунта» (прочитать отрывки на стр. 89 – 98).

    Собирать материал по новой теме.

Использованные материалы

    Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005.

    Лебедев Н. М. Гений русской басни. – Вышний Волочёк: «Ирида - прос», 2009.

    Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2012.

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 8 класс

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы:

    http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru,

Басня «Обоз» впервые появилась в журнале «Сын Отечества» 1812 г., ч.II, №7, ноябрь. Сюжет этой басни является оригинальным и связан он с событиями Отечественной войны 1812 года.

В басне молодая Лошадь критикует опытного Коня, который медленно и осторожно спускает с горы воз с хрупкими горшками. Когда старый конь благополучно скатил свой воз с горы, молодая Лошадь храбро понеслась вниз. В итоге, ее воз опрокинулся в канаву, и все горшки разбились.

Появлению басни предшествовал сложный для России эпизод Отечественной войны 1812 года. Оставление Москвы в руках неприятеля и ее разорение и вслед за тем бездействие главнокомандующего должно было неминуемо возбудить всеобщий ропот и горькие нарекания. Все желали решительного боя, ждали его под стенами Москвы. А между тем, Кутузов, никому не открывая плана истребления армии Наполеона, спокойно и настойчиво приводил его в исполнение – старался ослабить врага, уклоняясь от решительной развязки. Весьма естественно, что общественное мнение вооружилось теперь против него. Сам император вменял ему в вину, что он не дал вторичного сражения под Москвой. Следствием этого был рескрипт (документ, подписанный императором ) на имя главнокомандующего, полученный им за несколько дней до Тарутинского сражения: «Я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов». Но Кутузов не изменил своего плана, несмотря ни на упреки, ни на порывы своих сподвижников. Он был уверен, что бесплодное сидение Наполеона в разоренной Москве не может не ослабить французское войско и ожидал удобного момента для решительных действий.

Крылов, понимая замысел Кутузова, в басне «Обоз» пытался подействовать на нетерпеливое общественное мнение. Он сравнил старого полководца с добрым конем, который принял на себя всю тяжесть государственной колесницы и не дал ей скатиться под гору. Крылов в своей басне сумел показать, чем обязана Россия мудрой медлительности «старой лисицы», как назвал Кутузова Наполеон.

Только написав басню «Обоз», Крылов прочитал ее семье вельможи Оленина, начальника Публичной библиотеки. Закончил чтение басни Иван Андреевич следующими строками:

«Все кажется в других ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь еще хуже»

После чтения басни Крылов сказал, что Кутузов – конь старый, опытный, воз везет и горшков зря не перебьет.

Независимо от исторического значения басни, в ней заключается и общее нравоучение. Под первым конем подразумевается человек, поживший на свете, который любое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит не скоро, но споро. Под вторым конем понимается человек молодой, самонадеянный, который, поскольку еще не испытывал никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так и бухнется с этим делом в канаву.

Поэтому недаром говорит пословица: «Тише едешь, дальше будешь», то есть, если делаешь не торопясь, осмотрительно, с рассудительностью, так не придется переделывать, а потому и закончишь раньше торопливого, да и сделаешь лучше, вернее. Так бывает в любом деле: чуть только поспешишь – как раз насмешишь.

· продолжить развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль;

· обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях, полученные в 5-7 классах;

· углубить знания о жанре басни;

· стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;

· формировать умение работать с информацией, представленной в сети Интернет;

· развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

· развивать творческие способности обучающихся через чтение басен наизусть;

· формировать личностные качества: быстро и слаженно работать;

· воспитывать интерес к литературе и в частности к жанру басни, в которой в сатирической форме высмеиваются человеческие пороки.

· воспитывать устойчивый художественный вкус; способствовать повышению личной уверенности и ответственности каждого участника проектного обучения.

Тип урока : урок формирования новых знаний, умений и навыков с элементами обобщения и систематизации в виде защиты ученических проектов.

Используемые образовательные технологии: учебное проектирование (проект слайдов – презентаций по теме «Историческая основа басен «Обоз» и «Лягушки, просящие Царя»)

Тип проекта: информационно-исследовательский и метапредметный.

Ход урока

I. Активизация опорных знаний и учебных ученических действий.

1. Организационный момент. Объявление целей урока, темы, запись эпиграфа (слайд № 1). сказал: « Его притчи – достояние народное… Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение».

2. Вступительное слово п реподавателя : К неделе русского языка и литературы мы подготовили несколько проектов по теме «Историческая основа басен «Обоз» и «Лягушки, просящие Царя»), материалы которых можно использовать как на уроке, так и во внеклассной деятельности . Над созданием проектов работали суворовцы Дробуш Илья и Шершнев Егор, и сегодня они готовы представить и защитить свой проект.

Суворовцы Григорьев А., Марков М., Соболев М. свой проект представили в виде иллюстраций к басням. Басни Крылова иллюстрировали многие художники. На уроке будут использованы иллюстрации Г. Куприянова, А. Лаптева, М. Алексеева, Е. Рачёва. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова. Художники представляют свои рисунки.

В течение урока постараемся понять, в чем заключается историческая основа басен, что такое историзм в художественном произведении, почему басни Крылова Гоголь назвал народными. Каким человеком был? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Начнем с просмотра кинофрагментов о памятнике в Твери. Скульпторы изобразили баснописца, стоящим в полный рост в окружении персонажей из басен: здесь и свинья под дубом, и лиса и виноград , и квартет. Выделяется лицо баснописца с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Интересный факт, в годы Великой Отечественной войны в связи с исполняющимся 21 ноября1944 года столетием со дня смерти великого русского поэта-баснописца Ивана Андреевича Крылова Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановил:

1. Воздвигнуть в г. Калинине памятник Крылову.

2. Учредить 2 стипендии в КГУ – по 400 рублей для студентов факультета языка и литературы.

Город Калинин (Тверь) был в руинах, потому что в 1941 году был оккупирован фашистами, но в 1943 году основано наше Тверское (Калининское) суворовское военное училище, в стенах которого вы сейчас учитесь, а напротив училища в парке в 1959 году и установили памятник баснописцу Крылову. Как все символично и правильно. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Детские годы Крылова прошли в Твери. Семья, приехав из Оренбургской губернии, поселилась в квартире на Миллионной улице. служил в магистрате. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком , прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки. Меткий, образный, сочный язык крыловских басен, бесспорно, имеет тверские корни. Исследователь творчества баснописца утверждал, что слова: «курятник», «засудит», « а я, приятель, сед», «вертопрах»… - взяты из тверского говора (слайды № 2-5).

Что нового вы узнали о жизни в Твери?

Какие подробности о памятнике вас удивили?

3. Беседа по вопросам и викторина по басням: (слайды № 8 -14)

Представлены иллюстрации к басням и цитаты, по которым суворовцы должны узнать басню, в основном это материал на обобщение изученного в 5,6 классах ; попутно идет повторение понятия «мораль» в басне. Суворовцы записывают, что мораль – это не только нравоучение, это высшая категория поведения человека в обществе. Образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер .

II . Формирование новых знаний, умений и навыков на основе развития речи и защиты ученических проектов.

4. Слово преподавателя : В России басни также писали, . Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем. Почему же мы так любим басни Крылова? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». Высказывание, который сказал о баснях Крылова так: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: «А Васька слушает да ест». «А воз и ныне там». «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». В 1800-е годы пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу. До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания. Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история "не послушалась" просветителей, почему она обманула их надежды? В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы. Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине. В литературоведении есть понятие «социальный тип» (слайд № 15), давайте откроем в вашем ноутбуке папку «Теория литературы» и введем запись, что такое «социальный тип», « исторический тип».

5. Работа суворовцев на ноутбуках . В папку «Теория литературы» записывают: социальный тип - это литературный портрет исторического деятеля или человека какой – либо социальной группы определенной исторической эпохи, в котором воплощены индивидуальные или типичные черты характера. Рассмотрим портреты Александра I, Кутузова, Наполеона. Вспомним басню «Волк на псарне». Лев – это всегда Царь; Волк, Лиса, Медведь – придворные вельможи , чиновники; Ягненок, Муравей, Лягушка – «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы. Волк из басни «Волк на псарне» – это Наполеон. Это аллегория . Наполеон хотел завоевать Россию, вторгся в пределы России, дошел до Москвы, но, не рассчитав силы противника, попал в ловушку и погиб.

6.Защита проекта. Исследовательский вид проекта по теме «Историческая

основа басни «Обоз». Историческая ситуация 1812 года.

Вторжение в пределы России в 1812 году армии Наполеона во многом изменило образ жизни каждого русского человека. В трудные для России дни 1812 года Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из реляций. Однажды в столицу пришло известие, что Наполеон вскоре после оставления Москвы направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине.

Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным.

Вскоре последовала новая басня Крылова. Она появилась после рескрипта царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…».

7. Выразительное чтение басни «Обоз» наизусть (суворовец Суслов И.)

«Обоз», 1812г.

С горшками шёл Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понёс,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хвалёный, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осёл! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днём!

Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношениях Кутузова с «молодёжью»: Александром I, принцем Вюртенбергским, адмиралом Чичаговым. В исследовательской работе вице-сержант Дробуш И. подобрал материал об Аустерлицком сражении и причинах его поражения, а также углубил знания о сражении в1812году на реке Березине, в котором адмирал Чичагов упустил Наполеона. Крылов эту тему развивает в басне «Щука и Кот»:

«Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? –

Стал Щуке Васька говорить,-

Смотри, кума, чтобы не осрамиться:

Недаром говорится,

Что дело мастера боится». –

И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей!

Мы лавливали и ершей» -

«Так в добрый час пойдем! Пошли, засели.

Натешился, наелся Кот

И кумушку проведать он идет:

А Щука чуть жива лежит, разинув рот,

И крысы хвост у ней отъели…»

Записываем вывод : оправдывает осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медлительность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. Обвиняет адмирала Чичагова, который пропустил Наполеона через реку Березину. Композиция басен предельно сжата, динамична. Крылов – блестящий мастер диалога.

10. Представление метапредметной проектной деятельности по теме «Историческая основа басни «Лягушки, просящие Царя». Представляет проект вице-сержант Шершнев Егор (слайды № 21 – 24). В нравственно-философских баснях затрагиваются вопросы о развитии общества. Выделим проблему об отношениях государственной власти и народа, рассмотрим ее на примере басни «Лягушки, просящие Царя». В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя. Басни – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне «Лягушки, просящие Царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку . Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки. Заключительные слова Юпитера – это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

«… Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан – так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?»). Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

– Какое сомнение выражено в этой басне?

Глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных теорий. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:

Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов?

Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни.

– За что были наказаны лягушки?

Лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт:

И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.

“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова?

Чему она нас учит?

История движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине. Историческая ситуация 1825 года. Восстание декабристов - попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи 14 декабря1825 года. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им . Историк дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок… все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами…». Откликом на события, связанные с выступлением декабристов и царской политикой после 14 декабря 1825 года, является басня "Бритвы" (1828). Баснописец высказывается за то, что нечего бояться острой бритвы, ею надо только уметь пользоваться, тогда как тупая сдерет всю кожу.

«Вам пояснить рассказ мой я готов:

Не так ли многие, хоть стыдно им признаться,

С умом людей – боятся,

И терпят при себе охотней дураков»?

III. Подведение итогов урока, обобщение темы.

Слово преподавателя. в аллегорической форме выразил своё отношение не только к историческим событиям, но и к их конкретным участникам. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, Николая I. Басни проникнуты патриотическим пафосом, чувством любви к Родине и ответственности за ее судьбу. Читая басни Крылова, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью. Крылов расширил возможности басенного жанра, а басню довел до совершенства.

IV. Рефлексия. Теория литературы. Проверь себя!

Что такое басня?

Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением чаще в стихотворной форме.

Что такое народность?

Народность – это отображение жизни народа в литературе.

Что такое историзм?

Историзм – это отображение характерных черт действительности в литературе.

V. Задание на самоподготовку:

1. Дописать ответ по теме об исторической основе басен «Обоз», «Лягушки, просящие Царя». Дополнительно для желающих в ответ включить басни «Щука и Кот», «Бритвы».

3. Собирать материал для проекта по новой теме.

Использованные материалы

    , Егорова разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005. Лебедев русской басни. – Вышний Волочёк: «Ирида - прос», 2009. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители и др.- М.: Просвещение, 2012. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 8 класс Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года. Фильм « Крылов в Твери».

Интернет-ресурсы:

1. http://*****, http://school-collection. *****, http://window. *****

3. Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection. *****/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10

4. http://*****/communities. aspx? cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1

О, смех - великое дело! Гоголь

Звери мои за меня говорят И.А.Крылов

Тема урока: Историческая основа, идейно-тематическое содержание и художественные особенности басен И.А. Крылова «Обоз» и «Лягушки, царя просящие».

Ход урока

Оргмомент. Цели урока: познакомиться с исторической основой басен И.А.Крылова. Увидеть глубину философской мысли баснописца, понять мнение автора по важным политическим и историческим вопросам, анализ художественного текста (басни) .

С именем И.А.Крылова вы знакомы уже давно, но у многих складывается мнение, что он детский писатель. Как вы думаете, почему такой стереотип создался (кто герои Крылова?, животные, сказки о животных)

К какому роду литературы относится басня? (лироэпическому ) По теории трех штилей басня относится к высокому, среднему или низкому стилю? (низкий ) Почему- вызывает смех. Какова же цель комического в литературе? (смех сквозь слезы ) А писателям -сатирикам было не до смеха. Гонения, ссылки, цензура.

На ваших столах лежит басня Измайлова-современника Крылова «Происхождение и польза басни »

Саша читает наизусть

Беседа по басне:

Почему нагая правда вызвала раздражение правителя?

Что значит в блестящей дорогой одежде? Прием- метафора

Чем басня покоряет сердца слушателей, как и в басне с царем произошло- иносказательная манера, аллегория, герои отвлеченные,

Благодаря басням в обиход вошло много крылатых выражений и фразеологизмов.. Сейчас я предлагаю вам вспомнить их в викторине. Сюжеты и эти выражения могут вам пригодиться на ЕГЭ и ГИА в качестве литературных примеров.

Учащиеся:

И.А.Крылов стал классиком еще при жизни. А творения его понятны всем. Но не всегда мы знаем предысторию басен- повод для их написания. Сегодня мы проведем историческое расследование и посмотрим на знакомые басни под другим углом зрения.

Павел Историческая основа басен Крылова.

Саша «Кот и повар»

Лиза «Кот и щука»

Какой вывод можно сделать после сообщения?

Каким человеком и гражданином предстает И.А.Крылов в своих творениях.

А теперь предлагаю обратиться к тексту басни «Обоз» для детального анализа.

В каких сточках басни заключается мораль? Старый конь борозды не испортит

Проверка домашнего задания- таблица. Какие герои противопоставлены друг другу? Прием- антитеза, контраст

Какие художественные средства использует автор для придания образности.

Аллегория конь Кутузов, лошадь Александр и его молодые генералы

Эпитеты (легонько) фразеологизм- выйдешь из терпенья

Олицетворения - говорят животные сравнение как рак,

Разговорная оценочная лексика (хваленый конь, осел, уж, принять влево) и грамматика- бух в канаву (междометные глаголы). Ряд однородных сущ- скорость передвижения лошади

Уменьшительно- ласкательная лексика (л ошадка)

«Лягушки, просящие царя» презентация "История создания"

Первый царь портрет, поступки, реакция подданных

Второй царь, портрет, поступки, реакция подданных

Как много раз мы удивлялись рифмованным историям Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его способностью проводить аналогию животных с людьми, и на примере его басен легко усваивали жизненные истины. Данного автора без зазрения совести можно назвать знатоком душ человеческих, ведь он способен указывать людям на их самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам несколько плохих человеческих качеств. Для чего это нужно? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить некоторые жизненные ситуации.

«Обоз» Крылова - краткое содержание

Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие Впереди всего обоза шел опытный который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.

Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков. Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.

Анализ басни Крылова «Обоз»

Знаменитый баснописец даже не подозревал о том, что идеально передал в изложенном сюжете современную ситуацию на дорогах. Басня «Обоз» Крылова оригинальным образом показывает поведение некоторых участников движения, которые вечно недовольны манерой езды других людей. В монологе молодой лошади проскальзывают типичные фразы современного автомобилиста, а ведь стоит заметить, что во времена бытности Ивана Андреевича присутствовал как раз-таки каретный транспорт... Выполняя анализ басни Крылова «Обоз», складывается впечатление о том, что автор высмеивал нетерпеливых лакеев, которые управляли конницами. Неужели на дорогах нашей страны в 18 веке была аналогичная сегодняшней ситуация? Как знать.

Мораль произведения

Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.

«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно. Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется. Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры