Здоровый образ жизни и психология здоровья. Теория разумного поведения

Главная / Измена жены

Всем известно, что здоровые люди не курят, не употребляют много алкоголя, не принимают наркотики и занимаются спортом, но ведь далеко не все люди такие. Здоровье любого человека зависит не только от его физической активности, но и от психического состояния. Негативные мысли вредят психическому состоянию человека, отсюда могут появляться проблемы со здоровьем. Помочь отвлечься от таких мыслей может занятие спортом. Физическая активность помогает расслабиться. Чтение помогает отвлечься от многих проблем. Времяпрепровождение с близкими людьми также хорошо влияет на наше эмоциональное состояние.

Современная жизнь со своими быстрыми темпами и большой востребованностью требует от человека максимум усилий и здоровья. Психологи считают, что различные проблемы со здоровьем у человека возникают не из-за его физических способностей, а из-за его эмоционального состояния. Вообще существует три типа здоровья: физическое, психическое, социальное. К физическому здоровью относится состояние организма. К психическому — состояние головного мозга.

К социальному здоровью относятся моральные принципы человека. Оно также зависит от окружения человека. Социальное здоровье также делится на подтипы. 1) социально- здоровые — творческие люди. 2) обыватели — люди, толерантные ко всему, что не касается личного. 3) социальные невротики — люди, живущие ради собственной карьеры. 4) социальные психопаты — нормы, выходящие за рамки, являются для них совершенно нормальными. 5) социальные идиоты — их единственная цель — копить денежные средства.

Социальная адаптивность человека зависит от реальных связей, месте и его роли в решении каких-либо социальных задач.

Также существуют отдельные правила здорового образа жизни, созданные психологами.
1) Мир такой, каким я его вижу. Все зависит от человека. Если он хочет видеть правду, он видит правду, а если хочет видеть ложь, то он видит ложь.
2) От моего выбора зависит мое решение. Человек сам несет ответственность за свои поступки, какими бы они не были.
3) Я имею право на ошибки. Человек осознает, что все имеют право на ошибки, как и он сам.
4) Я – это я, а Ты- это Ты. Человек позволяет себе быть самим собой.
5) Мое будущее зависит от моего настоящего. Если человек сегодня счастлив, значит и завтра он будет счастлив, а если сегодня у человека плохое настроение, то и завтра оно будет не лучше.
6) Я получаю от жизни только то, что впускаю в нее и не более. Если человек даже и думать не может о том, что он может быть успешен и богат, то он даже не имеет права жаловаться на свою жизнь.
7) Все что я делаю, я делаю искренне и с любовью. Человек будет браться за любое дело, даже за то, которое ему делать не хочется, но он будет делать его так, как нравится ему.

Опираясь на психологов, можно сказать, что человек будет вести здоровый образ жизни, если будет соблюдать семь вышесказанных правил, но при этом также существует пять типов людей с разными моральными принципами, которые могут противоречить правилам психологов. Отсюда можно сделать вывод, что либо 5 типов людей, либо 7 правил являются мифом.

общая психология и психология личности

некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни

Г.В. Залевский, Ю.В. Кузьмина (Томск)

Аннотация. Обсуждаются некоторые актуальные проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни человека. Акцент сделан на социокультурные аспекты представлений о здоровье в разные периоды развития человечества.

ключевые слова: психология здоровья; образ жизни; социокультурный эталон здоровья; здоровая личность; цивилизация.

Практически во всех мировых культурах принято приветствовать друг друга при встречах и прощаниях пожеланиями здоровья. По справедливому мнению

A. Шопенгауэра, здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что здоровый нищий счастливее больного короля. Исчерпывающе, на нащ взгляд, оценил роль здоровья в жизни человека русский врач и писатель

B. Вересаев, считая, что со здоровьем ничего не страшно, никакие испытания; его потерять - значит, потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно -высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно. Г. Гейне, следуя за Платоном, считал здоровье «единственной красотой». Значительно раньше об этом сказал Геродот: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (цит. по ).

Казалось бы, эту «красоту» и одну из самых бесценных ценностей человека («здоровье ни за какую цену не купишь»!) люди должны лелеять, беречь и укреплять как никакую другую. Но, увы! Статистика неумолимо демонстрирует тенденцию ухудшения здоровья человечества, и это при увеличении средней продолжительности жизни! Парадокс состоит в том, что вторую половину жизни (которая, кстати, всё больше удлиняется в ущерб первой половине) человек, как правило, уже лечится, т.е. увеличивает продолжительность своей жизни только за счет достижений медицины.

Цивилизация галопирует и далеко не всегда во благо человека, во благо культуры, в том числе и во благо культуры здоровья. Крупнейший этолог ХХ в. К. Лоренц говорил о восьми смертных грехах цивилизованного человечества, грозящих современной цивилизации саморазрушением, а человечеству как виду - гибелью: перенаселение Земли; опустошение естественного жизненного пространства; все ускоряющееся развитие техники, которое делает людей слепыми ко всем под-

Здравствуйте! Здравия желаю!

Здоровеньки булы!

Будьте здоровы!

Народные приветствия

Неумолимая статистика, противоречивая в цифрах, но единодушная в оценке тенденций, свидетельствует также и о том, что большинство известных человеку болезней молодеет, а некоторые из них - это вообще болезни молодых (СПИД, алкоголизм, наркомания, токсикомания и многие так называемые нехимические аддикции). Все эти проблемы здоровья человека провидчески причислял к «болезням цивилизации» К. Ясперс . Растет число и так называемых часто болеющих детей . Однако сегодня речь идет не только об ухудшении физического здоровья людей, но и о других его аспектах, так сказать, по всей структурно-уровневой вертикали индивидуальности человека: о психическом, психологическом, социальном и духовном здоровье. Так, терроризм - это кровавое свидетельство все возрастающего духовного нездоровья отдельных людей и социальных сообществ, обесценивания человеческой жизни . «Все здоровые люди любят жизнь», - говорил Г. Гейне. Сегодня создается впечатление, что появляется все больше людей, которые жизнь не любят, а значит, можно ставить вопрос об их духовном здоровье.

В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, обеспокоенность состоянием здоровья на-

селения отмечена и на уровне правительств, создаются комплексные программы «Здоровье нации», проводятся научные форумы и т.д. Проблемы состояния здоровья людей - это и вызов науке, в том числе психологической, поскольку еще очень много нерешенных проблем теоретического и практического плана по сохранению и укреплению всех аспектов здоровья остаются нерешенными. Это обусловлено многими факторами, в том числе и тем, что в общественном сознании многие годы болезнь культивировалась как ценность - на нее преимущественно были направлены усилия финансовые и научные; здоровье воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Духовность и духовное здоровье вообще оказались вне предмета психологии. Правда, наши зарубежные коллеги несколько раньше обратили внимание на проблемы психологии здоровья. В 1978 г. в Американской Психологической Ассоциации было открыто отделение «Психология здоровья»; с 1982 г. начал выходить журнал «Психология здоровья».

Сегодня нет согласия среди ученых о том, что такое здоровье вообще, психическое, психологическое и духовное здоровье в частности. Остаются открытыми вопросы об объяснительных моделях здоровья, эталонах здоровья и здорового человека (личности), здорового образа жизни, о месте здоровья в иерархии ценностных ориентаций и т.д. Прояснение этих и других вопросов о здоровье современного человека стало сегодня особенно актуальным, поскольку в переживаемую нами эпоху социально-экономических кризисов и инновационных процессов ставится вопрос о той цене - здоровье, которую должны заплатить люди, чтобы преодолеть эти кризисы, осуществляя инновационную деятельность.

Стремясь укрепить свое здоровье и пытаясь вести здоровый образ жизни, каждый человек, часто не осознавая этого, ориентируется на определенные образцы или эталоны здоровья. Многие авторы сходятся на выделении трех социокультурных эталонов здоровья -античного, адаптационного и антропоцентрического. Не считая их исчерпывающими сегодня, предпринимаются попытки представить интегративный эталон здоровья .

Античная модель здоровья как внутренняя согласованность уходит своими корнями в V в. до н.э. к определению Алкмеона (здоровье - гармония противоположно направленных сил). Наиболее четкое отображение этой модели обнаруживается в трудах Платона, охватившего в ней полярные и однобокие определения здоровья: физиологизм Гиппократа (здоровье «как правильное смешение соков, или гуморов, человеческого организма») и психологизм Цицерона (здоровье «как правильное соотношение различных душевных состояний») в понятии «калокагатия». Здоровье обобщенно определяется как соразмерность души, соразмерность тела и соразмерность их соединения, иначе - «сфера, где сливаются и отождествляются стихии души и тела» . Стоиками (от Зенона до Марка Аврелия, Эпикте-

та, Ювенала, Сенеки и др.) здоровье трактуется не только как постоянная сонастроенность души и тела, но и как жизнь в согласии с Природой («конечная цель человека», по Зенону). Здоровый человек - это человек, для которого характерны здравомыслие, или разумение, и духовная независимость. Здоровый дух свободен, тверд, непоколебим и не подвержен чужеродному внешнему влиянию, властвуя над страстями души и телесными вожделениями, проявляя себя в свободном целеполагании и волеизъявлении («раб тот, кто не может владеть собой») .

0.С. Васильева и Ф.Р. Филатов, проведя соответствующий анализ, сводят античную концепцию здоровья к нескольким основным положениям :

1. Здоровье в античном понимании связывается прежде всего с внутренним устройством человека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений с окружающим миром.

2. Здоровье трактуется как гармония и соразмерность, а здоровое состояние человека базируется на оптимальном соотношении телесных и душевных составляющих человеческого естества и предполагает равновесие противодействующих сил, определяющих жизнедеятельность и активность субъекта.

3. Быть здоровым означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей.

4. Здоровая жизнь основывается на руководстве разума. Внутренняя согласованность достигается тогда, когда человек, руководствуясь разумом, живет в полном согласии с собственной природой, не искажая ее (например, чрезмерностью страстей) и не противодействуя ей (в силу неразумия).

5. Основными душевными качествами здорового человека являются здравомыслие и самообладание. Благодаря им человек властвует над собственными страстями, не позволяя им ввергать себя в смятение, стойко переносит лишения и бедствия, не зависит от внешних влияний и благ.

6. Обращение к самому себе есть необходимое условие здорового и полноценного существования. Стремясь к здоровью и уравновешенности, «точку опоры» следует искать (вопреки архимедову принципу) не вовне, а в себе самом, ибо внешние блага преходящи, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение или наслаждение, но не обеспечивают постоянного устойчивого положения в мире.

7. Внутреннее устройство здорового человека аналогично построению совершенного устройства мироздания и являет собой воплощение Всеобщего Высшего Порядка.

Однако античность оставила нам не только наиболее общую концептуальную схему и эталон здоровья, но также и основополагающие принципы и конкретные «технологии» оздоровления.

Два главенствующих принципа, на которые опирается античная практика оздоровления, - это здоровая умеренность (атараксия) и забота о себе («культура

себя»). Это отражено в совете Ювенала: «Живи скромно, ухаживай за своим садом, желай ровно столько, сколько диктуют тебе голод и жажда, жара и холод; учись состраданию, будь добр к детям, пусть в твоем здоровом теле будет здоровый дух (mens sana in corpore sano)» (цит. по ).

Глубоко укорененные в античном сознании, эти два принципа обнаруживаются и в других культурах, и в другие исторические эпохи, что позволяет говорить об их устойчивости и универсальности.

Адаптационная модель здоровья. Анализ адаптационных теорий и концепций позволил условно выделить три основных аспекта адаптационной проблематики здоровья .

1. Экологический аспект: здоровье как гармоничное сосуществование с природным окружением, в согласии с биологической природой человека; природосообраз-ность человеческого бытия, нарушение которой приводит к болезням и экологическим бедствиям.

2. Нормативный аспект: здоровье как соответствие состояния и поведения индивидуума социальным и культурным нормам, принятым в данном сообществе; способность адекватно усваивать эти нормы.

3. Коммуникативно-интерактивный аспект: здоровье как полноценное общение и адекватное взаимодействие с человеческим окружением; адекватность и продуктивность социальных отношений личности.

Далее выделяются четыре основные характеристики здоровья данного социокультурного эталона. Две из них являются наиболее общими (типовыми), тогда как две другие характеризуют конкретную личность в своеобразии ее адаптивных возможностей:

1. Приспособленность к природному окружению - способность не только выживать в биологической среде, но и активно ее преобразовывать (характеристика скорее общевидовая и популяционная, нежели индивидуальная).

2. Нормальность - соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамках конкретной культуры (также надындивидуальная, социокультурная характеристика здоровья, общая для всех представителей данного культурного сообщества); нормальность определяет также успешность конкретной личности в усвоении и воспроизводстве социального опыта.

3. Способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, сохраняя постоянство внутренней среды, - индивидуальная биологическая характеристика, определяющая стрес-соустойчивость и стабильность индивида в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

4. Гармоничная включенность в сообщество людей - приспособленность личности к ее социальному окружению, непосредственный результат социализации индивида (индивидуальная социально-психологическая характеристика здоровья, определяющая успешность конкретной личности в установлении продуктивных социальных отношений и разрешении актуальных конфликтов, в

принятии адекватных социальных ролей и в реализации социально-психологических способностей).

Если античная оздоровительная система выстраивалась вокруг единой ценности - разумной упорядоченности жизни, устремленной к высшему Благу, то адаптационная модель порождает ценностный дуализм -Природа и Социум. Выбор одной из этих ценностей в виде приоритетной ведет к тому, что другая выступает в качестве отрицательно влияющей на здоровье. В одном случае главными причинами нездоровья будут признаны урбанизация, ускоренный темп технического и общественного прогресса и т.д., а в другом - обвинение природы в том, что она создала человека слабым, плохо приспособленным к природным условиям, и только успешная социальная адаптация даст ему шанс на выживание.

Согласно устоявшемуся западному представлению, у Природы и Цивилизации различные цели; биологические и социальные линии развития пересекаются в человеке, обрекая его на постоянный внутренний конфликт.

Справедливо мнение , что подавление человеческой природы в угоду требованиям общества, как и бегство от социальной жизни, препятствует достижению подлинной целостности; более высокий уровень личностной интеграции достижим лишь при условии синтеза биологических и социальных компонентов адаптации, на котором основано целостное бытие человека в мире.

На наш взгляд, необходим синтез целей, но приоритет в данном случае следует оставить за Природой -познавать ее законы и учитывать, но не стремиться их переделывать. Человек должен смирить свою гордыню по отношению к Природе, если и изменять что-либо, то только то, что ему подвластно, но не законы природы.

Антропоцентрический эталон. В свете этого эталона здоровье рассматривается как всесторонняя самореализация, или раскрытие творческого и духовного потенциала личности, высвечивает различные грани понимания всеобщих характеристик и измерений здоровья.

Так, теория Э. Эриксона предполагает наличие внутренней связи между личностным ростом и здоровьем , теория Э. Фромма - между самоопределением, свободой выбора и здоровьем, теория Г. Олпорта -между здоровьем и зрелостью личности, которая обретается в процессе личностного роста и предполагает: сформированность проприотических функций (интегра-тивных аспектов Самости); свободу, выражающуюся в ответственности, самоопределении; проактивность, или целеустремленность; цельную философию жизни, или мировоззрение, основанную на определенной системе ценностей (цит. по ).

К. Роджерс также рассматривал здоровье в аспекте естественного развития, становления открытой (конгруэнтной) новому опыту личности . Для Роджерса здоровый человек - это полностью функционирующая личность, человек, ведущий «хорошую жизнь», которая

характеризуется все возрастающей открытостью опыту; стремлением жить настоящим; доверием к своему организму; процессом более полноценного функционирования; новой перспективой отношения свободы и необходимости; творчеством как элементом хорошей жизни; основополагающим доверием к человеческой природе; более полнокровной жизнью.

Наиболее полной и структурированной гуманистической концепцией здоровья считается концепция А. Маслоу о «психически здоровом индивиде» . Люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

К устойчивым характеристикам здоровой личности, согласно гуманистической модели, могут быть отнесены: самоактуализация как направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала; полноценное развитие, динамизм и личностный рост, т.е. готовность к жизненным переменам и внутренней трансформации, способность активно преодолевать трудности и препятствия на пути к целостности, восходя на более высокие уровни осознания и интеграции, - качества, прямо противоположные психической ригидности личности ; открытость опыту и изначальное доверие к процессам жизни - способность принять любой опыт, сохранение доверия к миру при любых невзгодах и испытаниях; способность к подлинному диалогу: к преодолению защит, к принятию Другого как безусловной ценности и уникальной целостности, к глубинному пониманию, сопереживанию и сотрудничеству; свобода в переживании, самовыражении и самоопределении, без которой невозможны ни подлинное творчество, ни личностная позиция, а следовательно, ответственность, искренность, конгруэнтность и самопринятие; осмысленность существования, целостность как высшая цель личностного развития и тенденции к интеграции (здоровый человек всегда потенциально целостен, т.е. направлен в своем становлении на обретение цельности и единства) .

Признавая значительные достижения гуманистической психологии, следует помнить об ограничениях и недостатках этого подхода. По удачному выражению Дж. Поттера, гуманистическая психология создала «романтический образ Я» (цит. по ). Пока нет убедительного ответа на целый ряд вопросов, в том числе и на вопрос: если в каждом человеке заложено активное стремление к здоровью, тяга к самоактуализации, то почему так мало людей ее достигают, а самоактуализация порой приводит к трагедиям в мировом масштабе?

В рамках трансперсональной модификации антропоцентрического эталона о здоровье имеет смысл говорить как о сопутствующем факторе на этапе перехода к новому, более высокому духовному состоянию. В данном случае здоровье выступает лишь как необходимое условие перехода - крепкий и надежный мост, ведущий к Самости, духовной свободе или (как в алхимических практиках) к бессмертию. Оно может быть также определено как связующее звено, которое обеспечивает оптимальное соединение индивидуальных и трансперсональных составляющих опыта .

Обобщенная картина сравнения трех обсужденных выше социокультурных эталонов здоровья представлена в таблице.

Как же выделенные социокультурные эталоны проявляются в сфере здоровья отдельной личности и в психологическом пространстве ее отношений с миром? Ответ на этот вопрос предполагает проведение фундаментальных психологических исследований проблем психологии здоровья и здорового образа жизни. Приходится констатировать, что такого рода исследования пока еще в начале своего пути в отечественной психологии , хотя ими более интенсивно занимаются в психологии зарубежной .

В завершение заметим, что нами и нашими коллегами такого рода исследования проводятся уже в течение ряда лет в рамках основного направления научных ис-

Характеристики социокультурных эталонов здоровья [О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, 2001. С. 234-235]

Виды эталонов

Структурные элементы эталонов Античный эталон Адаптационный эталон Антропоцентрический эталон

Дефиниция здоровья 1. Внутренняя согласованность. 2. Оптимальное соотношение человеческой природы Приспособленность индивида к окружающей среде Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала

Характеристики здоровой личности 1. Уравновешенность. 2. Самообладание. 3. Господство разума над страстями 1. Приспособленность к природному окружению. 2. Соответствие социальным нормам (нормальность). 3. Способность поддерживать оптимальный уровень функционирования (стрессоустойчивость). 4. Гармоничная включенность в сообщество людей 1. Стремление к самоактуализации. 2. Конгруэнтность. 3. Духовная автономия. 4. Целостность

О к о н ч а н и е т а б л и ц ы

Основные условия и принципы оздоровления 1. Умеренность. 2. Забота о себе (умеренный гедонизм). 3. Жить согласно с природой 1. Природосообразность. 2. Социализация личности. 3. Конвергенция биологического и социального в человеке 1. Открытость опыту. 2. Развитие, становление, личностный рост. 3. Интеграция

Пути оздоровления 1. Очистительный ритуал (катарсис). 2. Атарктика (здоровая умеренность). 3. Гимнастика и музыка. 4. Философия и работа над собой 1. Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормами). 2. Единение с природой. (жизнь в согласии с собственной биологической природой и в гармонии с природным окружением). 3. Гуманизация межличностных отношений. 4. Оздоровление общества 1. Творческое самораскрытие. 2. Самопознание. 3. Духовные практики самосовершенствования (медитация, аскеза и т.д.). 4. Мистический путь освобождения

следований кафедры генетической и клинической психо- образ жизни студенческой молодежи - интеллектуального логии факультета психологии Томского госуниверситета на потенциала нации» . Этим сообщением перспективу до 2015 г.: «Психология здоровья и здоровый мы начинаем серию публикаций по данной тематике.

Литература

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академиа, 2001.

2. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической

службы: Дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2002.

3. ДусказиеваЖ.Г., Ковалевский В.А. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болею-

щими детьми 5-7 лет // Сиб. психол. журн. 2009. № 32. С. 65-68.

4. ДобрянскаяР.Г. Психолого-педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у первоклассников: Дис. ... канд. психол.

наук. Томск, 1999.

5. Дюрант В. Цезарь и Христос. М., 1995.

6. Залевский В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориента-

цией: Дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 1999.

7. Залевский Г.В. Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования. Томск, 2006.

8. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию. Томск: ИДО ТГУ, 2006.

9. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: ИПРАН, 2007.

10. Залевский Г.В. Фанатизм как основание и характеристика деструкции системы ценностей и духовного нездоровья личности и социальных сообществ // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: ИПРАН, 2008. С. 314-342.

11. Залевский Г.В. К проблеме психологии инновационного поведения и его барьеров // Сиб. психол. журн. 2009. № 34. С. 7-11.

12. Залевский Г.В. От «демонической» до «биопсихосоционоэтической» модели психического расстройства // Сиб. психол. журн. 2009. № 32. С. 57-64.

13. ЗалевскийГ.В., ЗалевскийВ.Г., КузьминаЮ.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сиб. психол. журн. 2009. № 33. С. 99-103.

14. Здоровье нации - основа процветания России: Материалы Всерос. форума. М., 2007.

15. КравцоваН.А. Психологическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими

расстройствами: Дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2009.

16. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 4-60.

17. ЛосевА.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1993. Кн. 2. С. 386-438.

18. МаслоуА. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

19. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002.

20. Платон. Государство. Тимей. Эриксий // Собр. соч. М., 1994. Т. 4. С. 79-575.

21. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

22. Рогачева Т.В. Смысловая реальность болеющей личности: структурно-функциональный анализ: Дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2004.

23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

24. Смирнова С.В. Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности: Дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2005.

25. Фромм Ж.Э. Бегство от свободы. М., 1998.

26. Хъел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998.

27. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.

28. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

29. Ogden J. Health Psychology. Bickingham; Philadelphia, 1998.

30. Sarafino E.P. Health Psychology. Biopsychosocial Interaction. N.Y., 1998.

31. Straub R.O. Health Psychology. N.Y., 2001.

SOME PROBLEMS OF HEALTH PSYCHOLOGY AND HEALTH STYLE OF LIFE Salevsky G.V., Kuzmina Y.V. (Tomsk)

Summаry. In the article some actual problems of Health Psychology and health style of life are dicussed. The accent id done on sociocultural aspects of ideas about healtht in different periods of humanity development.

Key words: health Psychology; style of life; sociokultural standard; health personality; civilization.

Самосознание и образ тела.

Самосознание - это особая форма сознания, она отражает уровень развития сознания и его направленности. Если сознание ориентирована на весь объективный мир, то самосознание на часть, важнейшую для человека - внутренний мир. С помощью самосознания личность познает свою сущность, а именно свойства своего характера, познавательную, эмоционально -волевую сферу, потребности, ценностные ориентации и т.д. В процессе самосознания человек выступает одновременно как субъект и как объект познания.

Образ “Я”, или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

· сознание отличия себя от остального мира;

· сознание “Я” как активного начала субъекта деятельности;

· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания:

· выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

· осознание своей активности - “Я управляю собой”;

· осознание себя “через другого” (“То, что я вижу в других, это может быть и мое качество”);

· моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего “Я” (“Я как действующий субъект”);

· осознание своих реальных и желаемых качеств (“Реальное Я” и “Идеальное Я”);

· познавательные, когнитивные представления о себе (“Я как наблюдаемый объект”);

эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познание себя) и самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Образ тела - это мое тело, которое я вижу глазами Другого («тело для Другого»); это тело, которое дано мне в экстернальной рефлексии, то есть «внешней» рефлективной, или «дистантной», позиции. Образом тела здесь называется то, что Э. Гуссерль обозначает как «Korper», а В. Подорога называет «телом-объектом».

Главное в образе тела - его предельная овнешненность. «Внешним телом» М.М. Бахтин называл тело Другого. Однако нетрудно углядеть, что образ тела - это мое тело, переживаемое мной не только как тело для Другого, но даже - как тело Другого: я могу воспринимать свое тело отвлеченно, именно как тело Другого, не теряя при этом ощущение «моего тела». Кроме этого образ тела связан с телом Другого еще потому, что ценностный канон моего образа тела, безусловно, заимствован в пластических формах Другого. Поэтому характеристику «внешнего тела» Другого, данную Бахтиным, можно смело отнести к собственному образу тела: «Внешнее тело объединено и оформлено познавательными, этическими и эстетическими категориями, совокупностью внешних зрительных и осязательных моментов, являющихся в нем пластическими и живописными ценностями».

В моем образе тела пересекаются не только визуальные данные о своем теле, но и другие, например, тактильные ощущения, возникающие в момент моего прикосновения к своему собственному телу. Кроме этого внешний образ тела, сопрягаясь с чувством тела, образует интегративное единство («мое тело»). В эти эмпирические переживания тесно вплетаются идеальные телесные конструкты и нормативы (каноны), существующие в культуре.

Чувством тела назовем феноменальный модус телесности, который дан в интернальной рефлексии, то есть во «внутреннем» рефлективном восприятии. Гуссерль именует этот модус «Lieb» («плоть»), а Подорога называет его «моим телом», «образом тела» и связывает его с внутридистантной позицией: ««Мое тело» есть первичный образ тела (не «сознание», «модель» или «схема»), тела неустойчивого, меняющегося в своих экзистенциальных границах…». Однако словосочетание «мое тело» кажется не совсем точным для обозначения данного феноменального модуса, поскольку понятие «моего тела» безусловно включает в себя не только внутренние (для себя), но и внешние (для Другого) представления о теле - то, что выше было обозначено как «образ тела» («тело-объект» - у Подороги). Поэтому вернее будет говорить, что «мое тело» - это интегративный модус, включающий в себя все остальные.

Точно так же, кажется не совсем удачным для обозначения «внутреннего» телесного восприятия использовать понятие «образ тела» (Подорога), поскольку слово «образ» более подходит для зрительных переживаний, каковые характерны для внешнего восприятия тела и совершенно не характерны для «внутреннего» восприятия, в котором на первый план выступают другие типы чувствительности: проприорецептивная (кинестетическая), интерорецептивная чувствительность, контактные органы чувств (осязание, вкус), а из дистантных, пожалуй, только слух и обоняние. Поэтому понятие «образ тела» мы будем использовать в соответствии с предыдущим параграфом, а для обозначения многообразия «внутренних» переживаний и ощущений - понятие «чувство тела».

Чувство тела - это скорее то, что М.М. Бахтин называл «внутренним телом», подразумевая под ним тело, «восчувствованное, переживаемое изнутри», представляющее из себя «совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира», его наполняют страдания, наслаждения, страсти, удовлетворения и т.д.. Это тело, которое от нас неотделимо а потому не мыслимо как нечто «внешнее» нам, оно «погружено во внутреннее время и не имеет ничего общего с представлением нашего тела в объективном пространстве-времени». С чувством тела связано организмическое «Я», оно укоренено в телесности и не может существовать вне ее. Это субъективированная телесность, позволяющая мне говорить: «я реагирую», «я страдаю», «я наслаждаюсь» и пр.

Чувство тела - это сугубо «внутренняя», доступная одному лишь мне область самовосприятия. Его горизонт ограничивается, с одной стороны, возможностями моего собственного восприятия, а с другой стороны - описательными возможностями телесного дискурса. Но эта граница не ощущается мною «изнутри», я могу лишь догадываться о ней, сопоставляя между собой данные различных способов самовосприятия и свои знания. Например, я знаю, что твердой основой моего тела является костный скелет, но я не чувствую эту твердость изнутри. Я могу ощущать воздействие на костную ткань, но это воздействие ощущается как боль, а не как ощущение твердости. В этом смысле мое самовосприятие ограничено, - конечно, если брать за точку отсчета какой-либо другой способ самовосприятия или какие-либо внешние данные (знания). Однако в другом смысле - если я не выхожу за рамки какого-либо одного способа самовосприятия - мое самовосприятие бесконечно; при этом речь идет, во-первых, о том, что я не ощущаю каких-либо его пределов, поскольку то, что выходит за пределы данного способа самовосприятия, я просто не в состоянии воспринимать, а во-вторых - я имею бесконечные возможности для дифференциации и интерпретации своего внутреннего опыта.

Стресс, психологические и психосоматические реакции на него.

Стресс (англ. Stress – напряжение) - это состояние напряжения адаптационных механизмов. Стресс в широком смысле можно определить, как неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. Не только негативные события, но и психологически благоприятные события требуют адаптивных затрат и, следовательно, являются стрессорными.

Селье разделил два вида стресса. Если стресс не наносит вреда организму (вызван позитивными эмоциями или слабыми негативными, которые помогают мобилизовать силы организма и обеспечить повышение жизнедеятельности) - речь идет об эустрессе. Стресс, наносящий организму вред (вызванный продолжительными негативными воздействиями) - называют дистрессом. Фактически, когда мы говорим о стрессе мы имеем в виду дистресс, негативный стресс.

Функции стресса:

· Сохранение и поддержание постоянства внутренней среды организма в постояннно меняющейся окружающей среде.

· Мобилизация ресурсов организма для выживания в трудной обстановке

· Адаптация к непривычным условиям жизни

Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности. Все критические ситуации, от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт и кризис), требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.

Степень выраженности реакции на стресс одной и той же силы может быть различной и зависит от многих факторов: пол, возраст, структура личности, уровень социальной поддержки, разного рода обстоятельства. У некоторых лиц с чрезвычайно низкой стрессоустойчивостью в ответ на стрессовое событие, не выходящего за рамки обычного или повседневного психического стресса, может развиться болезненное состояние. Более или менее очевидные для больного стрессорные события вызывают болезненные симптомы, нарушающие привычное функционирование пациента (могут нарушаться профессиональная деятельность, социальные функции). Эти болезненные состояния получили названия расстройства адаптации.

Клиническая картина

Заболевание развивается, как правило, в течение трех месяцев после воздействия психосоциального стрессора или множественных стрессов. Клинические проявления адаптивного расстройства крайне вариабельны. Тем не менее обычно можно выделить психопатологические симптомы и сопряженные с ними вегетативные расстройства. Именно вегетативные симптомы заставляют пациента искать помощи у врача.

Чувство жара или холода, тахикардия, тошнота, абдоминальная боль, диарея и запор могут быть последствием вегетативного ответа на стресс. Неадекватный стимулу (стрессу) вегетативный ответ – базис для многих психосоматических расстройств. Знание паттерна вегетативного ответа на психологический стресс позволяет понять стрессзависимые заболевания. Вегетативный ответ на стресс может явиться триггером соматического заболевания (психосоматические болезни). Например, кардиоваскулярный ответ на стресс повышает потребление миокардом кислорода и может вызвать стенокардию у лиц с коронарной болезнью.

Большинство больных предъявляют исключительно органные жалобы, исходя из собственных или культуральных представлений о значимости того или иного органа в организме. Вегетативные нарушения могут проявляться преимущественно в одной системе (чаще в кардиоваскулярной), но в большинстве случаев активный расспрос больного позволяет выявить менее выраженные симптомы со стороны других систем. С течением заболевания вегетативные нарушения приобретают отчетливый полисистемный характер. Закономерным для вегетативной дисфункции является замена одних симптомов на другие. У больных, помимо вегетативной дисфункции, довольно часто отмечаются нарушения сна (трудности засыпания, чуткий поверхностный сон, ночные пробуждения), астенический симптомокомплекс, раздражительность, нейроэндокринные нарушения.


Похожая информация.



Часто, очень часто в конце рабочего дня мы бываем как выжитый лимон. Мы жалуемся на упадок сил, головную боль, ломоту в тканях и суставах, и вообще раздражительны и подавлены. И вроде бы нет причин нашим недомоганиям, хотя по большому счету, все недомогания сами же и создали. Мы нарушаем законы психологии здорового образа жизни.
-----

Современная жизнь, с её непомерными темпами жизни, с большими требованиями к профессиональным качествам, предъявляет к человеку максимум работоспособности, конкурентоспособности, и естественно здоровья. В психологии человека есть понятие: психология профессионального здоровья – это наука о психологических условиях здоровья в любой профессиональной деятельности, о методах и средствах его развития и сохранения.

Каковы же признаки здорового человека? Среди них можно выделить три основных.

Во-первых, структурная и функциональная сохранность систем и органов человека.

Во-вторых, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде.

В-третьих, сохранение и развитие потенциальных физических и психологических возможностей здорового образа жизни и деятельности человека.

Многочисленные исследования доказывают, что истинные причины заболевания кроются не в особенностях физиологии, а эмоциональных условиях жизни человека. Первично болезнь возникает на фоне ежедневных негативных эмоции , которым окружен современный профессионал.

Следовательно практическая психология должна научить правилам и техники противостояния негативным эмоциональным атакам окружающих людей, сложностям психологического микроклимата в коллективе, развитию положительных черт характера, способствующих грамотному искусству общению и самосохранению своего психологического здоровья.

Конечно, причины болезней являются определенные черты характера, особенности характера.

Так люди, которые всё выполняют с тщательностью, качественно, стремятся к успеху, фанатичны в работе, обладающие ко всему этому высокой эмоциональностью, скорее всего, склонны к заболеваниям сердечно-сосудистых заболеваний, повышению артериального заболевания, нарушению сердечного ритма, приступам радикулита. Это тип людей «А».

А вот тип «В» склонны к размеренности, низкому уровню активности и работоспособности, отсутствию эмоциональности в общении, нежелании профессионального роста, отсутствие целей. низкая самооценка. Все это приводит к рутине в работе, а соответственно заболеваний обмена веществ, заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечных заболеваний.

Тип людей «С», которые уступают во всем, подвержены меланхолии, очень сильная эмоциональность, да ещё стремление подавлять её, загонять в себя, такие люди могут заболеть онкологией.

Исходя из этих обобщений, волевое развитие положительных черт характера является профилактикой заболеваний. А если вы приобрели эти болезни, то ежедневная повторение установок по выработке нужных связей в голове, а затем и жизненных правил приведет к выздоровлению.

Это очень хорошо описано в книге американского психотерапевта ЛУИЗЫ ХЕЙ «Новейшая энциклопедия здоровья и счастья». Долгое время она была моей настольной книгой. И, по моему мнению, кому сейчас довольно трудно на пути восстановления здоровья, следует именно обратится к этой замечательной книги.

Легко читается, при первом знакомстве кажется вроде бы не серьезной, но прочитала один раз, второй, и на многие вещи смотришь по другому. Но, самое главное, она восстанавливает оптимизм. Тем более, учится ни когда не поздно. У русского народа есть очень умная пословица « учитесь, пока хрящи не срослись».

В своей энциклопедии Луиза Хей ставит задачу перед читателями, что путем положительных установок нужно ежедневно создавать счастливую и здоровую жизнь . Разобраться, в чем неудовлетворенность в жизни . Само по себе неудовлетворенное состояние это уже нездоровое состояние. Уровень здоровья и общая неудовлетворенность жизнью зависит:

Наличие определенного количества социальных связей и дружеских контактов. Оказывается, положительные эмоции от общения с близкими, психологически совместимыми людьми и вообще хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации.

Замечено, что в отличие от общительных одинокие люди для борьбы со стрессом чаще прибегают к курению, употреблению спиртных напитков, что ухудшает их состояние;
– крепкая семья и наличие в них детей;

– интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение. Доказано, что безработица отрицательно сказывается на здоровье, так как безработные постоянно находятся в стрессовом состоянии, провоцирующем различные заболевания; и не только болезни – пристрастие к алкоголю, это тоже не здоровое состояние.

– особый склад личности, который характеризуется желанием трудиться не только для собственного материального благосостояния, но и осознавая важность и нужность своей деятельности для общества;

– наличие адекватных целей, ценностей, перспектив в профессиональной деятельности;

– оптимизм, вера в себя, в успех общения с другими людьми перспективность будущего.

Общеизвестно, что для поддержания физического здоровья необходимо выполнять комплекс физических упражнений. По утверждению академика Н.М. Амосова человек должен делать не менее 1000 движений в день, это могут быть разные упражнения. Например, общеоздоровительные, или с акцентом на поддержание здоровья сердечно-сосудистой системы, или профилактике опорно-двигательной системы.

Со временем вы сами выработаете комплекс для разных задач, и это будет правильно. Важно, всё это делать постепенно, систематически. И кстати, физические упражнения будут способствовать созданию хорошего настроения, удовлетворенностью жизнью.

Точно также для развития и поддержания положительных черт характера , способствующих формированию психологии здоровья, важно овладеть психотехническими упражнениями . Вот некоторые из них:

«Добрая улыбка ». Каждый день начинайте с настроя на положительные эмоции. Представьте, что вы излучаете тепло, свет, добро. Улыбнитесь себе «внутренней улыбкой», пожелайте доброго утра «себе любимому», своим близким. При всей занятости старайтесь в течение дня встречать окружающих той же доброй, искренней, приветливой улыбкой, ведь от вас исходят только положительные эмоции, не позволяйте себе «заражаться» негативными эмоциями окружающих. Поддерживайте это состояние на протяжении всего рабочего дня, вечером проанализируйте, как вы себя чувствовали. Самочувствие резко улучшится.

. «Я рад тебя видеть ». При встрече с любым человеком, даже с тем, кого вы совсем не знаете, первая ваша фраза должна быть такой: «Я рад тебя видеть!» Скажите это от всего сердца или подумайте так и только после этого начинайте разговор. Если в ходе беседы вы почувствуете раздражение или гнев, то каждые 2–3 минуты произносите мысленно или вслух: «Я рад тебя видеть!».

«Приятный разговор ». Если вопрос, который вызывает у вас неприятные эмоции, не слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать максимально приятным. Прав ваш собеседник или неправ (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь. Чтобы этому человеку с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз встретиться и пообщаться с вами.

«Созерцатель ». Научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как восточный мудрец, созерцательно, то есть, прежде чем реагировать на слова или поступки окружающих людей, спросите себя: «А как бы поступил на моем месте спокойный, опытный, мудрый человек? Что бы он сказал или сделал?» Итак, настройте себя на философское восприятие действительности, в течение нескольких минут созерцательно размышляйте о проблеме и лишь, затем принимайте решения и действуйте.
Эти психотехнические упражнения необходимо выполнять систематически, желательно ежедневно, и тогда положительный результат не заставит себя ждать, а вы обретете позитивное настроение и откроете новые возможности для сотрудничества с людьми.

За последние годы можно наблюдать повышение интереса к здоровому образу жизни - занятиям любительским спортом, танцами, вопросам правильного питания. Работодатели в качестве конкурентного преимущества для потенциальных сотрудников предлагают абонементы в фитнес-клубы, количество которых стремительно растет. На экранах телевизоров и на страницах популярных изданий появляются все новые и новые передачи с советами по питанию, похудению и т.п., в социальных сетях множатся сообщества, посвящённые этим вопросам. Даже на уровне федеральной политики реализуются программы, направленные на привитие привычек к здоровому образу жизни (например, президентская программа «Здоровая Россия», проект Росмолодежи «Беги за мной»).

Здоровый образ жизни сегодня – не столько дань моде, сколько естественный результат развития нашего общества. Во многом это связано с высокими стрессовыми нагрузками на психику и тело, особенно в больших городах. Самый пик популярности заботы о своем физическом благополучии сейчас приходится на сообщество прогрессивных и успешных молодых людей, которые могут себе это позволить. Многие из них – предприниматели и топ-менеджеры, люди, которые привыкли идти против среды, чтобы получить то, что им нужно. Они придерживаются осознанных стратегий в своей карьере и финансовом развитии, в своих гражданских и социальных ориентациях.

Здоровый образ жизни – это действительно движение против среды. Если посмотреть на тенденции в пищевой индустрии, в экологии и образе жизни, можно констатировать, что, параллельно с развитием медицины, мы движемся против поддержания естественного здоровья. Например, произошло довольно резкое, с точки зрения эволюционных процессов, изменение социальной среды, к которому ещё не успели «приспособиться» биологические потребности. Только за последние 100 лет в европейском обществе практически исчезла проблема нехватки еды. В то же время, пищевое поведение человека продолжает «работать» по старым программам и приводит к избыточному потреблению и запасанию пищевых ресурсов. Здоровый образ жизни призван это преодолевать, возвращать человеку то, чего он теряет в связи с прогрессом. Конечно, для этого нужна стойкость, уверенность в себе и материальные ресурсы.

В Соединенных Штатах и странах Европы учёные исследуют влияние архитектурной городской среды на количество и качество физической активности людей. Скажем, расположение крупных автомобильных дорог вблизи от дома сильно ограничивает детей в подвижных играх и самостоятельных прогулках. Даже если у дома есть прекрасный двор, но он окружен не пешеходной зоной, родители не могут быть спокойны за ребенка, который, например, захотел прокатиться на велосипеде. Отсутствие зелёных зон в мегаполисе может стать важным фактором ограничения движения для взрослых людей: даже если кто-то хочет и может бегать или просто ходить пешком каждый день, польза от такой физической активности около оживленных дорог с воздухом, насыщенным выхлопными газами, очень сомнительна. То, сколько времени ежедневно тратится на пешую дорогу до магазина, поликлиники, транспорта – это вопрос не только удобства организации городской среды, но и в конечном счете – состояния здоровья.

Ученые Йельского университета отмечают, что не только по причине изменения макросреды раньше было гораздо легче сохранять физическую активность. Сейчас повсеместно распространены энергосберегающие устройства, и речь заходит об энергосбережении в таких объемах, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными или вовсе не замечаются. Так, около 50 лет назад все тексты печатались на машинке, сейчас – набираются на клавиатуре компьютера, причём, производители соревнуются в разработке как можно более «мягких» клавиатур, с лёгким нажатием кнопок. Казалось бы, минимальны энергозатраты калорий, которые расходуются при нажатии на кнопки клавиатуры. Но добавим сюда автоматическое открывание гаражных дверей, электрические зубные щетки, автоматическое открытие окон в машине, пульты дистанционного управления любой домашней техникой, системы «умный дом», автоматически контролирующие все бытовые процессы, заказ товаров по Интернету и т.д. – и мы получаем в сумме огромный дефицит сжигаемых калорий по сравнению с нормой для здорового человека. Никто не собирается отменять или осуждать технический прогресс, просто надо учитывать, что окружающая среда сильно изменилась, и вслед за этим должна меняться не только двигательная активность, но и сознание человека, его образ мыслей и привычек.

Что мы понимаем под навыками здорового образа жизни? Это способность выходить за пределы условий, в которые человека ставит жизнь, для того, чтобы выбрать лучшее для своего организма. Это умение находить здоровые, качественные продукты для себя и своей семьи, находить способы их готовить и есть в уместное время, пить достаточно воды. Это осознанное стремление получать свою норму сна и отдыха, двигательной активности. Это расширение своих энергетических возможностей тренировками и ментальными практиками (медитация, психотерапия). Для этого необязательно обладать какими-то сверхъестественными возможностями. Например, бросить свои вредные привычки, отказаться от сахара и пищевого мусора, чаще выезжать на природу может каждый. Однако для закрепления навыков на всю жизнь и переноса их на разные условия, в том числе экстремальные, нужно менять свое сознание.

Люди нуждаются в освоении особых способов поведения и мышления, направленных на компенсацию и противодействие негативным условиям.

По сути, есть две большие задачи:

  1. формирование у современного человека понимания того, что специально организованное движение и питание – это сейчас не прихоть и не роскошь, а необходимое условие для поддержания здоровья;
  2. разработка таких средств, которые позволили бы максимально безболезненно и эффективно вывести эти новые знания на уровень практической реализации в жизни.

И если первую задачу – просветительскую – более-менее успешно решают медицинские и спортивные организации, действуя, в том числе, и через СМИ, то со второй справиться без специальных психологических технологий они не могут.

В настоящее время в России популярны услуги, направленные на достижение человеком оптимального физического состояния. Однако специалисты, которые работают достаточно квалифицированно в своем направлении (фитнес-тренеры, диетологи, психологи, косметологи, врачи и др.), часто испытывают сложности в процессе ведения клиентов из-за неосведомленности в смежных областях знаний о человеке. Так, например, диетологам не хватает психологических знаний для преодоления барьеров, возникающих у человека, а также понимания возможностей физических упражнений для построения здорового тела, и фитнес-тренеры, и диетологи не владеют техниками мотивирования клиентов и тонкой подстройки систем питания и движения под конкретного клиента, а психологам часто недостает знаний о биологических факторах, связанных с психологическими изменениями и т.д.

Приведем классические примеры из нашей практики, иллюстрирующие это. К нам обращаются люди, бесчисленное количество раз пытавшиеся похудеть – самостоятельно или под врачебным контролем. Некоторые из этих попыток бывают временно успешными, затем следует срыв, набор веса, и так по кругу. У таких клиентов обычно нет проблем со знанием принципов рационального питания, однако есть большие трудности с саморегуляцией, способностью справляться с негативными переживаниями, для чего они и привыкли использовать еду. Некоторых в лишнем весе «держат» вторичные выгоды, с чем, конечно, не работают диетологи.

Другая категория клиентов – люди, которые испытывают трудности с переходом к здоровому образу жизни в силу податливости окружению. Они нуждаются в рекомендациях по организации образа жизни, поиску индивидуально-подходящих приемов повышения независимости от среды. Без способности разбираться в особенностях мотивации и поведения человека специалист, будь то врач или тренер, натыкается на множество «не могу», «трудно», приклеивает к клиенту ярлык лентяя, и тот уходит.

Есть и обратная сторона – клиенты, отчаявшиеся наладить свое питание с помощью врачей, обращаются к психологу, решив, что «всё дело в голове». Психологическая работа по прояснению целей, повышению мотивации приносит свои плоды, человек начинает питаться «правильно», и вдруг жалуется на падение тонуса. Психолог по привычке строит гипотезы в рамках своей компетенции и профессиональной подготовки и работает, например, со стрессоустойчивостью клиента. При этом не знает, что изменение белково-углеводно-жирового состава питания и вызывает колебания тонуса и эмоциональной устойчивости. В данном случае было бы достаточно сбалансировать рацион, и проблема решилась бы меньшей ценой (и времени, и денег).

Эти проблемы, увы, не решаются в массовом порядке, поскольку они создают необходимый денежный поток в индустрию фитнеса и велнеса. Сейчас мы выводим на рынок образовательных услуг два новых направления - «Специалист ЗОЖ» и «Фитнес-психолог». Эти специалисты могут консультировать клиентов по всему спектру проблем, связанных со здоровым образом жизни: от питания и спорта до психологических проблем, мешающих им выглядеть и чувствовать себя хорошо. Поскольку они не продают непосредственно какие-либо товары и услуги, их главной целью становится поиск оптимальных путей достижения гармонии в жизни каждого конкретного человека, исходя из его жизненных условий. Только такая системная работа по-настоящему способна изменить жизнь человека, выводя её на качественно новый уровень.

В целях мультидисциплинарной подготовки специалистов, которые, имея практическое психологическое образование, владели бы также знаниями в области физиологии питания и движения, фитнеса и диетологии были предприняты шаги. Сотрудниками лаборатории научных основ психологического консультирования ФГНУ ПИ РАО во взаимодействии со специалистами-нутрициологами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и профессиональными фитнес-тренерами была разработана образовательная программа для факультета повышения квалификации ПИ РАО. При подготовке учебных материалов использовались результаты современных научно-прикладных исследований российских и зарубежных авторов, а также адаптированные к российским условиям образовательные курсы по публичному здоровью и психологии, биологии и экономики питания Гарвардского, Йельского и Стэндфордского университетов (США).

Программа прошла апробацию в 2013 году не только в рамках курсов повышения квалификации ФГНУ ПИ РАО, но и в Федеральном проекте Росмолодежи «Беги за мной» (фитнес-смена «Селигер-2013»), образовательном процессе подготовки специалистов по здоровому образу жизни на базе Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова, на Международном конгрессе «Экология мозга» Ассоциации междисциплинарной медицины.

Материалы курса широко популяризуются на санкт-петербургском портале www.zozhnik.ru, блоге программы «Умное тело» smartbodycentre.livejournal.com, в социальных сетях, в просветительских ТВ-программах (телеканалы Первый, Рен-ТВ), научно-популярных журналах.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры