Миссия Сонечки Мармеладовой (Достоевский Ф. )

Главная / Измена мужа

Я хочу, чтоб жили лебеди,
И от белых стай
Мир добрее стал…

А. Дементьев

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Появление романа «Преступление и наказание» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета – драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала тема нравственной ответственности.

«Преступление и наказание» - идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центре внимания писателя – страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление – лишение жизни другого человека – под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион – мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль об убийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение: «Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..». герой задается вопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видит страшные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников, обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мамеладова, с которым был едва знаком. Но герой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом. Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И в отчаянии герой решается «преступить» нравственный закон – убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Милосердие и сострадание – вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливой свою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги, пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьего семейства. С Мареладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захарович рассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и «в болезни и при плаче детей не евших», а послала падчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. Вывод Раскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застряло занозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестер и брата? В чем виноваты они сами – этот мальчик и две девочки? Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Он говорит, что детям «нельзя оставаться детьми». Герой втолковывает испуганной Соне: «Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всем муравейником!..» О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное об убийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующие поколения жили в ладу со своей совестью.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В романе практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и быть милосердным.

Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармелладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного «ненасытимого» сострадания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, «скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает», собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание.

Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он – «тварь дрожащая» и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.


Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Конспекты уроков

I ВАРИАНТ

Тема урока. Антигуманистическая теория Раскольникова и её кру­шение («разрешение крови по совести»).

Цель урока: на основе текста доказать, что сущность теории Рас­кольникова антигуманистична; совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека.

Оборудование урока: магнитофонная кассета с записью лек­ции о теории Раскольникова; иллюстрации к произведениям Достоевско­го; доклады, рефераты, рисунки, стенгазеты, подготовленные учащимися двух-трех классов.

Эпиграфы к уроку (читают два ученика):

«Толстой и Достоевский - два величайших гения, силою своих та­лантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумлённое внимание всей Европы, и оба встали как равные, в великие ряды людей чьи имена - Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гёте».

М. Горький

«И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с разбоем импе­риалистов, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму».

Ч. Айтматов

Ход урока. Звучит записанная на кассету краткая лекция о тео­рии Раскольникова. Материал для неё можно взять из статьи М, Ков- сана «Соучастники преступления»

Вступление: Страшен мир тупого гробового молча­ния. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он мо­лод. Красив. Умён. Полон энергии. Жаждет переделать эту жизнь. Най­ти в ней для себя достойное место. Ради этого Раскольников придумы­вает античеловеческую до своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, чем обрекает себя на невыносимые душевные муки. Он мечется по Петербургу, теряет сознание при одном упоминании об убий­стве, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне (убитая старуха смеётся над ним). И нет конца этой боли...

Ход беседы.

На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она вос­торжествовала?

В ответах учащихся на этот вопрос должна прозвучать мысль о том, что теория Раскольникова - антигуманистическая по своей сути. В её основе заложены идеи биологического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб, или господин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление,

Для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова об­рекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие за­хотели бы доказать, что и они «наполеончики».

Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Почти так и случилось в прошлом веке, когда Наполеон отправился завоёвывать мир, и в 30-х годах нашего столетия, когда к власти пришёл фашизм в Германии...

Свои мысли девятиклассники подтверждают отрывками из текста (Эпилог, гл. 2), а также материалами из школьного музея боевой славы.

Учащиеся говорят о том, что бонапартистские идеи живы и по сей день. Современный материал по этому вопросу они подбирают самостоя­тельно.

Почему Раскольников совершает два убийства?

Ответы на этот вопрос сводятся к следующему. Человек, однажды совершивший преступление, может его повторить. Включается как бы цепная реакция, в которую вовлекаются всё новые и новые жертвы. Уби­та старуха-процентщица, потом - совершенно невинная Лизавета, Ми­колка осуждён на каторгу... А сколько ещё людей затронуто этой исто­рией: и близких, родных и совершенно чужих. Всех волнует это убий­ство. О нём говорят, из-за него страдают и те, кто ни в чём не повинен.

Почему Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не, скажем, нож или другое оружие?

Иногда учащиеся затрудняются ответить. Тогда учитель задаёт на­водящий вопрос: Встречали ли Вы в произведениях русской литературы образ топора?

Ученики вспоминают: Герцен и Чернышевский звали Русь к топо­ру. В этом случае он служит символом борьбы за права простого чело­века. У Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Савелий, бо­гатырь святорусский, который немца Фогеля живым в землю закопал, говорит: Наши топоры лежали до поры , - это как орудие защиты от угнетателей. А вот ещё одно некрасовское стихотворение: Надрывается сердце от муки, плохо верится в силу добра, слыша в мире царящие зву­ки барабанов, цепей, топора. Оно написано в годы реакции. Здесь топор упоминается как средство расправы над революционерами, людьми, не­сущими в жизнь передовые демократические взгляды.

Итак, топор - образ аллегорический, имеющий определённую идей­ную нагрузку. Мы видим, что это символ не только слепой силы, но и борьбы с несправедливостью, и расплаты с вступившим на путь этой борьбы, борьбы с несправедливостью, и расплаты с вступившим на путь этой борьбы. («Ты барин! Тебе ли с топором ходить; не барское вовсе дело» ).

Вспомним, почему Раскольников выбирает своей жертвой старуху-процентщицу? В ней олицетворяются для него все силы зла, населяющие мир, в котором живут и страдают такие, как его сестра, как Соня Мармеладова, как Катерина Ивановна и её дети. Раскольников поднимает топор, чтобы расчистить дорогу добру, покарав несправедливость. Но удар, предназначенный жестокосердной и жадной ростовщице, обруши­вается и на него. В понимании Достоевского, поднятый топор - это в любом случае символ насилия, и неважно, ради каких целей его приме­нили.

Почему Раскольников страдает и терзается после преступления? Отвечая на этот вопрос, учащиеся говорят о том, что, создавая свою страшную антигуманистическую теорию, Раскольников уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого, он испытывает муки и оттого, что не сумел стать над всем муравейником, и оттого, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, Разумихи­ным, что чувствует кровь на своих руках, видит перед собой чистых лю­дей и как бы не хочет к ним прикасаться. Раскольников двойственен. С одной стороны, убийство ему противно, но с другой - он разрешает себе пролить кровь по совести. А успокоить совесть нечем. Эту мысль ребята подтверждают отрывками из романа (ч. 3, гл. 5; ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4),

Образ Раскольникова - трагический. Он, гуманный по природе че­ловек, пытается уничтожить идею человечности. (Я не человека, я прин­цип убил ). Его преступление оборачивается и духовным самоубий­ством. Он говорит: Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не стару­шонку!

Другие ребята, признавая двойственность сложной натуры Расколь­никова, считают: он мучается оттого, что не хочет принять страдания как расплату за преступление, т. е. не хочет признать себя неправым. Он говорит, что те люди не так сделаны (те - это необыкновен­ные ). Стало быть, настоящего властелина, разгромившего Тулон, устроившего резню в Париже, бросившего армию в Египте, развязавше­го войну 1812-го года, совесть не тревожила, потому что ему всё разре­шалось. И Раскольников больше всего мучается оттого, что переступить- то он переступил, да на этой стороне и остался, то есть оттого, что он обыкновенный . К нему приходит сознание своей ничтожности. Рас­кольников делает вывод о том, что он, как все, - вошь, тварь дрожащая (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4; ч. 6, гл. 7, 8; Эпилог).

Поступок Раскольникова - предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт неизвестности, тайник я . Рас­кольников двойственен и в преступлении и в страдании: его душа рас­колота надвое (отсюда и фамилия). Вот что говорит нам об этом Досто­евский:

И хотя бы судьба послала ему раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от которого мерещилось бы петля и омут, он бы обрадовался ему. Но он не раскаивался в своём преступлении,

Он одно признавал своим преступлением: что не вынес душевных мук и сделал явку с повинной.

Вспомним отношение Раскольникова к совести. Каково оно?

Ребята зачитывают диалог:

Порфирий Петрович: Как насчёт совести?

Раскольников: У кого есть она, тот страдает, коль сознаёт свою ошибку...

Разумихин: А гениальные вот те, которым резать-то право дано, те не должны страдать?

Раскольников: Пусть страдает, если жаль жертву.

Итак, мы выяснили: Раскольников объясняет себе свои душевные мучения тем, что не смог до конца довести дело, не сумел стать челове­ком необыкновенным (наполеоном сделаться ).

Но чего он в себе недооценил ?

Учащиеся не сразу, но всё-таки догадываются: у Раскольникова есть совесть. И все его страдания - это голос совести.

Описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тех, кто отри­цает святость человеческой личности. Писатель утверждает, что любая человеческая личность священна и что в этом отношении все люди равны.

Достоевский показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий из­менить мир, повернув его на путь справедливости, он всё же неизбежно принесёт зло и себе, и другим.

Почему убийца Раскольников ближе писателю и читателю, чем нравственно безупречный Разумихин?

Эксперимент Раскольникова бесчеловечен. Да, он - убийца. Но пи­сатель заставляет нас сочувствовать ему, потому что он хочет изменить жизнь. У него болит душа, когда он видит несправедливость. Этим герой близок Достоевскому.

Разумихин же как бы унижается перед жизнью. Он у неё в плену. Он принял жизнь как должное. Раскольников же бунтует. Он нам дорог за свой непокой, за своё страдание, за то, что спорит сам с собой, терза­ет себя и мучит в поиске истины.

Разумихин же, действительно, нравственно безупречен: честен, тру­долюбив, способен сильно любить, человек правильный и порядочный. Но сомнения не для него. Проблемы, которые волнуют Разумихина, так ничтожны по сравнению с теми, над которыми бьётся растревоженный ум Раскольникова. В страданиях Достоевский видит проявление настоя­щей человечности. Именно в них - залог воскресения, возрождения лич­ности. Описывая терзания Раскольникова, писатель утверждает, что всё подлинно человеческое ещё не погибло в его герое.

Оправдывает ли Раскольникова жестокость эпохи?

Девятиклассники приходят к выводу, что условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен воспитывать в себе совестливость. Учащиеся подтверждают эту мысль историей Клода Изерли, сбросившего бомбу на Хиросиму, который не смог жить, осознав, какое совершил преступление.

Достоевский учит нас (в этом злободневность, современность и цен­ность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.

II ВАРИАНТ

Цель урока: на основе идейно-художественного анализа романа «Преступление и наказание» сделать акцентированный разбор узловых проблем произведения.

Внутрипредметные связи : полемика Ф. М. Достоевского с Н. Г. Чер­нышевским и И. С. Тургеневым по вопросам развития общества; Петер­бург Пушкина и Достоевского; тема судьбы детей в капиталистическом мире у Некрасова и Достоевского.

Оформление доски.

Тема урока: «Перерыть все вопросы в романе...» (Ф. М. Достоев­ский).

Эпиграф: «Мир спасёт красота» (Ф. М. Достоевский).

Слева от доски вывешены портреты И. С. Тургенева, Н. Г. Черны­шевского, Ф. М. Достоевского.

В центре размещён экран, а справа - листы с опорными конспек­тами:

1 Петербург Достоевского

Пейзаж

Сцены уличной жизни

Интерьер

Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

2 Теме «маленького человека»

(судьба Мармеладова и его семьи)

В чём сущность жизненной драмы Мармеладова?

Достоин ли сострадания Мармеладов?

Катерина Ивановна.

Судьба детей.

Мир, в котором живут герои Достоевского, - мир «погибших и погибающих».

3 Преступление и наказание Родиона Раскольникова

Причины преступления:

а) социальные,

б) мировоззренческие,

в) психологические.

В чём наказание?

«Их воскресила любовь!»

Логическое задание:

1. В чём своеобразие взглядов Достоевского на развитие обществен­ной жизни? (Отличается ли его мировоззрение от мировоззрения Тургенева и Чернышевского?)

2. Какие вопросы хотел «перерыть» в романе Достоевский?

3. Почему Петербург Достоевского - «город, в котором невозмож­но быть»?

4. В чём сущность жизненной трагедии «маленького человека»?

5. Как в романе раскрывается тема протеста?

6. Над какими проблемами современности заставило вас задумать­ся это произведение?

Слово учителя. Ф. М. Достоевский с великим состраданием изображал людей несчастных и угнетённых, доведённых до последней степени унижения. Он смело ставил в своих произведениях основные вопросы: о революции и социализме, о вере и атеизме, о смысле жизни отдельного человека и грядущих судьбах всего человечества. Писатель обличал индивидуализм хищников и всей силой своего гения вставал на защиту обиженных и обездоленных, заставляя читателей содрогаться от ужаса и проливать слёзы сочувствия над безвинными жертвами. Он всю жизнь мучился бесконечной болью за человека.

У Достоевского нет и не может быть равнодушных читателей. Его произведения волнуют остротой поднятых проблем, поэтическим мастер­ством огромной, почти шекспировской силы, вместе с тем они пробужда­ют чувство самого решительного протеста против бесчеловечности усло­вий жизни в буржуазном обществе.

Работа по опорным конспектам. Обращаемся к пробле­матике романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Об­суждение каждой проблемы ведёт учащийся-руководитель группы, кото­рый по ходу анализа ставит вопросы, а затем делает обобщающие выводы.

1. Петербург Достоевского. Просматриваем фильм «Петербург Пушкина». Один из учеников читает стихотворение Иннокентия Аннен­ского «Петербург».

Сравниваем Петербург Пушкина и Достоевского, находя в тексте романа описание городского пейзажа и интерьера, сцен уличной жизни.

Вопросы: Каков лейтмотив этих описаний и сцен? Каким пред­стаёт Петербург в романе Достоевского?

Ответы учащихся и вывод руководителя группы сводятся примерно к следующему. Господствующий мотив всех описаний - безобразная теснота, духота, толчея, давка. Это постоянные и единственные впечат­ления, которые оставляет Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть». Его атмосфера - это атмосфера тупика и безысход­ности, которая чревата скандалом, катастрофой, преступлением. Тема Петербурга не исчерпывается общей картиной жизни города. В судьбе семьи Мармеладова она получает дальнейшее конкретное развитие. Пи­сатель заглядывает в один из углов столицы, и ему открывается бездна.

2. Тема «маленького человека» (судьба Мармеладова и его семьи).

Жизнь - семьи Мармеладовых - цепь безвыходных положений. Ка­тастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать её лишь обостряет безысходность ситуации, приближает неотвратимую гибель. Выхода нет. В конце концов приходит разрешение: смерть - единствен­ный выход.

(Основное внимание обращается на исповедь Мармеладова. (Про­слушивается пластинка «Исповедь Мармеладова»),

Вопросы: В чём сущность жизненной драмы героя? Достоин ли он сострадания?

Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном осозна­нии того, что некуда и не к кому идти. Ему остаётся одно - погибнуть. Повторяет эту судьбу и его жена. (Один из учащихся анализирует об­раз Катерины Ивановны).

Мир, в котором живут герои Достоевского, - это мир «погибших и погибающих», для человека нет никакой надежды на перемену. Чудо­вищная преступность общества прежде всего проявляется в том, что льются детские слёзы.

Тема детей в капиталистическом мире раскрывается в процессе ком­ментирования репродукций картин В. Перова «Тройка», В. Маковского «На побывку к сыну», чтения отрывков стихов из цикла «О погоде» («В нашей улице жизнь трудовая...»), «Плач детей» Н. А. Некрасова.

Обвиняя мир в жестокости, Раскольников, как все истинные гума­нисты его эпохи, прежде всего говорит о детях. Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружаю­щей действительности и укрепляют уверенность в правильности его теории: в обществе, где царит зло, во имя его искоренения разрешается пролитие крови по совести. С первых страниц романа тема детских слёз и детской чистой души звучит как обвинение преступному миру.

Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна. Они находятся в состоянии приговорённых к смерти.

Писатель не забывает и о другой стороне жизни русского общества. Не только судьбы «бедных людей» свидетельствуют о гибельных тен­денциях в развитии России 60-х годов XIX века. «Роковое, переходное» время рождает преуспевающих промышленников. В галерее «хозяев жизни» наиболее типичен Лужин.

(Учащиеся характеризуют образ этого персонажа).

Достоевский не ограничивается состраданием к несчастным. Со стра­ниц романа раздаётся голос протеста и негодования. Он слышится в безнадёжном: «Не к кому человеку пойти», - Мармеладова, в «отчаян­ном и ненавистном» крике Катерины Ивановны: «Уездили клячу! На­дорвалась!». Положение героев таково, что у читателя возникает настоя, тельная потребность в решительных и скорых действиях.

Что же делать? Как спастись от гибели? С этого и начинается ос­новная тема романа - тема протеста, связанная с образом главного Героя Родиона Раскольникова.

3. Преступление и наказание Родиона Раскольникова.

При работе над этим конспектом мы используем письмо Ф. М. До­стоевского М. Н. Каткову, издателю журнала «Русский вестник» (сен­тябрь, 1865 г.); фильм «Преступление и наказание»; высказывания Розы Люксембург о писателе.

Вопрос о том, что толкнуло Раскольникова на преступление, - один из основных в романе. Трое учащихся заранее готовят сообщения о социальных, мировоззренческих, психологических причинах злодеяния, совершённого Родионом Раскольниковым.

Вопросы: В чём наказание? Возможно ли для Раскольникова об­новление и возрождение?

Ученики говорят о муках совести, испытываемых героем, о состра­дании и милосердии Сони Мармеладовой, о том, что героев может вос­кресить любовь.

Затем сопоставляем роман Достоевского с произведениями о «новых людях» Тургенева и Чернышевского.

В заключение урока работаем по вопросам логического задания. В ходе этой работы и будет сформулирован вывод из разговора, состо­явшегося на уроке.

Заключительное слово учителя. Период 60-х годов прошлого века нам известен по произведениям А. Островского, И. Тургенева, Н. Чер­нышевского, М. Салтыкова-Щедрина. В творчестве Ф. Достоевского об­наруживается решительная полемика с ними, - как с либералами, так и с революционерами-демократами. Он видит в революционном движе­нии индивидуалистическое бунтарство и опасается, что в процессе ре­волюционных преобразований жизни восторжествует антигуманистичес­кая идея, направленная против отдельной личности: цель оправдывает средства. Следуя мучительным путём познания зла, писатель тем не ме­нее верит в торжество добра, разбуженного в сознании людей Красотой и Любовью.

Недаром романы Достоевского иногда называют собранием пятых актов трагедий; каждый из них заканчивается так, что предполагает су­ществование иной, подлинно человеческой действительности.

Т. Д. Садченко
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №22»,
с. Обильное, Георгиевский район,
Ставропольский край


Одним из главных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова – девушка, вынужденная работать «по желтому билету» ради спасения своей семьи от голодной смерти. Именно ей автор отводит важнейшую роль в судьбе Раскольникова.

Внешность Сони описывается в двух эпизодах. Первый – сцена смерти её отца, Семена Захарыча Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка … Она была тоже в лохмотьях, наряд её был разукрашен по-уличному … с ярко и позорно выдающейся целью».

Другое описание её внешнего вида появляется в сцене знакомства Сонечки с Дуней и Пульхерией Александровной: «это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку … с ясным, но запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице…». Оба этих портрета разительно отличаются друг от друга, что отражает одну из ключевых особенностей характера Сони – соединение духовной чистоты и морального падения.

История жизни Сони в высшей степени трагична: неспособная равнодушно наблюдать, как её семья погибает от голода и нищеты, она добровольно пошла на унижение и получила «желтый билет». Жертвенность, безграничное сострадание и бескорыстность заставляли Сонечку отдавать все заработанные деньги отцу и мачехе Катерине Ивановне.

Соня обладает многими прекрасными чертами человеческого характера: милосердием, искренностью, добротой, пониманием, нравственной чистотой. Она готова в каждом человеке искать нечто хорошее, светлое, даже в тех, кто не достоин такого отношения.

Соня умеет прощать.

В ней развита бесконечная любовь к людям. Эта любовь настолько сильна, что Сонечка полна решимости сознательно отдавать всю себя ради них.

Такая вера в людей и особое отношение к ним («Это человек-то вошь!») во многом связаны с христианским мировоззрением Сони. Её вера в Бога и чудо, от него исходящее, поистине не имеет границ. «Что я бы без Бога - то была!». В этом плане она является противоположностью Раскольникова, который противостоит её своим атеизмом и теорией о людях «обыкновенных» и «необыкновенных». Именно вера помогает Соне сохранить чистоту души, защититься от окружающей её грязи и порока; недаром почти единственной, прочитанной не один раз ею книгой является Новый Завет.

Одной из самых значимых сцен в романе, повлиявших на дальнейшую жизнь Раскольникова, является эпизод совместного чтения отрывка из Евангелия про воскрешение Лазаря. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги…».

Сонечка играет важнейшую роль в судьбе Раскольникова, которая заключается в возрождении его веры в Бога и возвращении на христианский путь. Только Соня сумела принять и простить его преступление, не осудила и смогла побудить Раскольникова сознаться в содеянном. Она прошла вместе с ним весь путь от признания до каторги, и именно её любовь смогла вернуть его на истинный путь.

Соня проявила себя как решительная и деятельная личность, способная принимать непростые решения и следовать им. Она убедила Родиона донести на себя: «Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету…».

На каторге Соня делала все, чтобы облегчить участь Раскольникова. Она становится известной и уважаемой личностью, к ней обращаются по имени-отчеству. Каторжники полюбили её за доброе отношение к ним, за бескорыстную помощь – за то, что Раскольников пока не хочет или не может понять. В финале романа он наконец осознает свои чувства к ней, осознает, как много она страдала за него. «Разве могут теперь её убеждения не быть моими? Её чувства, её стремления по крайней мере…». Так любовь сони, её самоотверженность и сострадание помогли Раскольникову начать процесс становления на путь истинный.

Автор воплотил в образе Сони лучшие человеческие качества. Достоевский писал: «Нравственный образец и идеал у меня один – Христос». Соня же стала для него источником собственных верований, решений, продиктованных совестью.

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять серой массой, можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба Сони Мармеладовой схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.

Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетними детьми на руках в «уезде далеком и зверском», в «нищете безнадежной». Пьянство Мармеладова не позволяет ему заботиться о близких, из-за этого порока голодают дети, страдает Катерина Ивановна, идет на улицу сопя. «Меня распять ладо, распять на кресте, а не жалеть!» - в нервном возбуждении возопил Мармеладов. Однако и он нуждается в сострадании, верит, что если не люди, то Бог когда-нибудь простит его.
Жалея своего несчастного и безвольного отца, Соня отдаст ему на выпивку «тридцать копеек... последние, все, что было». Сочувствие заставляет Раскольникова помочь пьяненькому Мармеладову добраться от распивочной до дома. Жалеет Мармеладова и Катерина Ивановна, хотя она и проклинает, и даже бьет его. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. «И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» - восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки.
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, «волнуясь и страдая и ломая руки». А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони.
С образом Мармеладова связана гуманистическая тема «маленького человека». Всякий человек, независимо от своего социального положения и личных качеств, достоин любви и внимания - эта мысль проходит через многие произведения русской классической литературы. У Достоевского тема «маленького человека» раскрывается в соотнесении с христианским пониманием любви к ближнему. Мармеладов не только беден и убог, по и виновен в страшном грехе - в страданиях семьи, в позоре дочери. Настаивая на праве Мармеладова на сострадание, писатель требует от общества высшей степени проявления гуманизма -«милости к падшим».
Порфирий Петрович по-своему также проявляет «милость к падшим», указывая философу-мученику Раскольникову единственно возможный путь самоутверждения («Станьте солнцем, вас и увидят»). Не лишен способности к состраданию даже Свидригайлов. Незадолго до своей смерти этот порочный человек поднимается на некую моральную высоту, обнаруживая свои добрые задатки. Он щадит Дуню, обеспечивает нормальные условия жизни сиротам Мармеладовых. Автор вновь и вновь доказывает: любовь и милосердие спасительны для человека, способность к любви составляет основу личности, без нее личность погибает.
Благодаря общению с Соней, никого не обвиняющей в своей жизненной трагедии и продолжающей любить людей, Раскольникову открывается непреложная истина: сострадание могущественнее интеллекта, важнее социального протеста. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни».
Роман Достоевского «Преступление и наказание», с его гуманистическим пафосом и проповедью всепрощающей любви, вернул в русскую литературу христианскую доминанту, утвердил па новом историческом этапе традиционные для русской культуры этические ценности.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры