Музыкальный язык лад темп тембр динамика. Средства музыкальной выразительности: как анализировать музыкальное произведение

Главная / Измена мужа

Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.

Мелодия

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.

Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.

Тембр

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.

Регистр

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.

Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

Средства музыкальной выразительности на видео

Музыкальная форма:

Анализ музыкальных произведений:

Мотив, фраза и предложение в музыке:






1. Отличается пунктирным ритмом 2. Мелодия протяжная, певучая, нежная 3. Написана для высокого женского голоса 4. Исполняется в быстром темпе 5. Сопровождается камерным оркестром 6. Написан в миноре, с оттенком грусти 7. В форме куплет-припев 8. Динамика разнообразна, от p до mf 9. Инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа Жаворонка очень важна 10. Передает торжественность и величие 11. Относится к жанру хоровой музыки Выберите из списка характерные черты романса «Жаворонок», если вы будете правы, ответ по клику мыши перенесется в правую часть таблицы.




М. Глинка «Жаворонок». Стихи Н.Кукольника. 1. Между небом и землей Песня раздается, Неисходною струей Громче, громче льется. Не видать певца полей, Где поет так громко Над подруженькой своей Жаворонок звонкий. 2. Ветер песенку несет, А кому не знает… Та, кому, она поймет, От кого узнает! Лейся, песенка моя, Песнь надежды сладкой, Кто-то вспомнит про меня И вздохнет украдкой.


Сопрано бас контральто тенор баритон Меццо-сопрано Птица нам запела рано тонким голосом… Поет ниже, чем сопрано, женщина… Звучит низко, нам понятно, женский голос… Зарычал медведь у нас значит это голос… Выше баса звучит он мужской голос… Высоко звучит, наверно, не бас, не баритон, а…













Средства музыкальной выразительности раскрывают тайну того, как набор нот, звуков, инструментов превращается в музыку. Как у любого искусства, у музыки существует особый язык. Так, например, у художника такими средствами может быть краска. С помощью красок художник создает шедевр. В музыке также есть некоторые подобные инструменты. О них поговорим далее.

музыкальной выразительности

Начнем с музыки определяет то, с какой скоростью исполняется произведение. Как правило, в музыке различают три вида темпа - медленный, умеренный и быстрый. Для каждого темпа существует итальянский эквивалент, которым оперируют музыканты. Медленному темпу соответствует адажио, умеренному - анданте, а быстрому - престо или аллегро.

Некоторые, однако, слышали выражения типа «темп вальса» или «темп марша». Действительно, такие темпы тоже есть. Хотя их скорее можно отнести к размерам. Так как темп вальса - это, как правило, размер в три четверти, а темп марша - в две четверти. Но некоторые музыканты относят эти характеристики к особенностям темпа, потому что вальс и марш очень легко отличить от других произведений.

Размер

Раз уж мы заговорили о размере, продолжим. Он нужен для того, чтобы не спутать тот же вальс с маршем. Размер, как правило, записывается после ключа в виде простой дроби (две четверти - 2/4, три четверти - 3/4, две третьих - 2/3, а также 6/8, 3/8 и другие). Иногда размер записывается в виде буквы С, это означает «целый размер» - 4/4. Размер помогает определить ритм произведения и его темп.

Ритм

Наше сердце имеет свой ритм. Даже наша планета имеет свой ритм, который мы наблюдаем при Его можно определить как чередование коротких и длинных звуков. Например, размер вальса ассоциируется с понятием ритма хорошо знакомого нам вальса. У любого танца - танго, фокстрота, вальса - есть свой ритм. Именно он превращает набор звуков в ту или иную мелодию. Один и тот же набор звуков, сыгранных с разными ритмами, будет восприниматься по-разному.

Ладов в музыке всего два - это мажорный (или просто мажор) и минорный (минор). Даже люди без музыкального образования могут охарактеризовать ту или иную музыку как ясную, веселую в терминах музыканта) или как грустную, печальную, мечтательную (минор).

Тембр

Тембр можно определить как окраску звуков. С помощью этого средства музыкальной выразительности мы можем определить на слух, что именно мы слышим - человеческий голос, скрипку, гитару, фортепиано или, может быть, флейту. У каждого музыкального инструмента есть свой тембр, своя звуковая окраска.

Мелодия

Мелодия - это и есть сама музыка. Мелодия сочетает в себе все средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тональность, размер, лад, тембр. Все они вместе, сочетаясь между собой особым образом, превращаются в мелодию. Если изменить в наборе хотя бы один параметр, мелодия получится совсем другая. Например, если изменить темп и сыграть тот же ритм, в том же ладу, на том же инструменте, получится уже другая мелодия с другим характером.

Можно кратко представить все средства музыкальной выразительности. Таблица в этом поможет:

Наслаждайтесь музыкой!

Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.

В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:

То, что вы видите на картинке выше – это гамма До мажор. О том, почему она называется именно “До мажор” речь пойдет немного позже. А сейчас мы с вами поговорим о гамме.

Гамма – это звукоряд, ступени которого находятся на расстоянии в один тон либо в полутон друг от друга. Обычно гаммы играют музыканты для разогрева и для развития моторики пальцев.

Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.

Каждая ступень лада имеет свое название:

  • I ступень – тоника (Т)
  • II ступень – нисходящий вводный звук
  • III ступень – медианта (средняя)
  • IV ступень – субдоминанта (S)
  • V ступень – доминанта (D)
  • VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
  • VII ступень – восходящий вводный звук

Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия. И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.

Но и среди устойчивых звуков есть свой лидер – тоника. Она является основной опорой всей мелодии. На примере ниже вы можете послушать мелодию без тоники:

Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.

И, конечно же, в противовес устойчивым звукам существуют и неустойчивые. Неустойчивые тяготеют к устойчивым звукам, стремятся соединиться с ними. И переход неустойчивого звука в устойчивый – это разрешение .

Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.

Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.

– это одновременное или последовательное сочетание звуков. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный – мелодическим. Нижний звук интервала – это его основание, а верхний – вершина. На примере левый интервал – гармонический, а правый – мелодический.

Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Терция
  4. Кварта
  5. Квинта
  6. Секста
  7. Септима
  8. Октава

Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:

  1. Чистая прима – 0 тонов
  2. Малая секунда – 1/2 тона
  3. Большая секунда – 1 тон
  4. Малая терция – 1 и 1/2 тона
  5. Большая терция – 2 тона
  6. Чистая кварта – 2 и 1/2 тона
  7. Увеличенная кварта – 3 тона
  8. Уменьшенная квинта – 3 тона
  9. Чистая квинта – 3 и 1/2 тона
  10. Малая секста – 4 тона
  11. Большая секста – 3 и 1/2 тона
  12. Малая септима – 5 тонов
  13. Большая септима – 5 и 1/2 тона
  14. Чистая октава – 6 тонов

Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.

Консонирующие интервалы:

1. Весьма совершенный консонанс:

  • Чистая прима
  • Чистая октава

2. Совершенный консонанс:

  • Чистая кварта
  • Чистая квинта

3. Несовершенный консонанс:

  • Малая терция
  • Большая терция
  • Малая секста
  • Большая секста

К диссонирующим интервалам относятся все остальные.

Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.

(в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта. Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.

В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.

Тональность – это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.

Предположим, что вы решили спеть ту или иную песню, но она оказалась вам слишком низкой для вашего голоса. Поэтому нам нужно переписать мелодию в более высокой тональности. Для этого нужно переписать все ноты на нужное количество тонов выше. Но стоит учитывать, что существуют тональности, и выходить за их пределы – равносильно созданию диссонанса. Если вам интересно, как переносить мелодию из одной тональности в другую – напишите об этом в комментариях, и мы подробно разберем эту тему в следующей статье.

Виды и значение: средства выразительности и развития, иногда и формообразования.

Итак, первые темы курса “Анализа музыкальных произведений” были посвящены вопросам сути музыки и искусства, классификации его видов, системе музыкально-выразительных средств. “Что же такое музыка после всего этого? Думается, что не искусство или, во всяком случае, что-то большее, чем искусство…”, - так в молодые годы, но после серьезных размышлений о сути музыки сказал Б. Асафьев (“Ценность музыки”).

Тема 3. Стиль и жанр в музыке.

Стиль.

В. Медушевский ввел понятие адекватного восприятия музыки , это “идеал, эталон совершенного восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры”.

Чувство стиля – это важнейшая составляющая профессионального слышания, исполнения и сочинения музыки. В чем оно проявляется? Что имеют в виду, когда говорят о стиле?

Несколько цитат о композиторском творчестве:

“Шопен уже ничего не может написать, чтобы мы на 7-8 такте не воскликнули: “Это принадлежит ему” (Шуман).

“Моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка” (С. Рахманинов).

Теперь об исполнительстве:

“Девушка играла Моцарта и думала, что играет Моцарта. Но играла она самое себя” (Дебюсси).

“Я!!! играю Шопена – я играю Шопена!!!” (Г. Нейгауз).

“Стиль – свойство (характер) или основные черты, по которым можно отличить сочинения одного композитора от другого или произведения одного исторического периода (последования времени) от другого” (Б. Асафьев).

“Стиль есть человек” (Бюффон).

“Личность, проявляющаяся в музыкальных звуках, вот что такое стиль в музыке” (Е. Назайкинский).

“Стиль – это образ времени и образ пространства, в основе которого лежат культурно-психологические, формально-эстетические и духовно-душевные факторы” (В. Вейсбах).

Стиль – это интонируемое мировоззрение, мироощущение. Это духовная высота и красота своеобразия (В. Медушевский).

И из области литературы: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю...» (А. Блок).

Как видно из этих примеров, определения стиля в музыке и искусстве очень разнообразны. Можно с ними соглашаться или нет, признавать, что это и человек вообще, и автор и то, что сложно определить словами, но очевидно, стиль – явление многогранное и многоуровневое.

Стиль в музыке.

Может пониматься в более широком и узком значении. В широком – это исторически сложившаяся художественная система. В узком – стиль произведения или области творчества, жанра или музыкально-выразительного средства (гармонический, полифонический, оркестровый, стиль хорового письма и пр.).

Главная особенность стиля в его целостности . То, что принято называть чертами стиля, образует не сумму признаков, а единство, как и в интонации. “Высший род художественного единства” (С. Скребков).

Итак, стиль существует в музыке на самом деле, как жанр или форма? Я воспринимаю его таким, какой он есть? Автор этих интересных вопросов В. Холопова отмечает, что стиль “воспринимается интонационно-слухово, слышится, но не доказуемо , это проблема для аналитика”. Действительно, как объяснить, что звучит музыка похожая на Чайковского или Моцарта?

В структуре стиля выделяет: центр или ядро – яркие элементы, индивидуальные обороты, и периферию – нейтральные или фоновые средства эпохи, окрашиваемые центром, подчиняющиеся ему. Становление личности композитора и обретение своего стиля происходят не сразу. Важно определить метатему стиля или стилевую интонацию (В. Холопова, Е. Назайкинский).

Есть распространенное мнение, что значимость авторского стиля в музыке выше, чем в других искусствах, и, слушая музыку, человек, как правило, стремиться узнать фамилию композитора. Хотя, это зависит, по-видимому, от жанра и слушательской традиции, например: авторы многих эстрадных песен или киномузыки в нашей стране остаются малоизвестными.

Стиль принадлежит к универсальным категориям, поэтому его рассмотрением занимается и эстетика. В качестве примера общеэстетической трактовкипонятия «стиль» можно сослаться на рассуждения Ю. Борева (учебник “Эстетика”, 2002г.). Значение этого явления сводится к четырем факторам. Стиль - это:

1. Фактор творческого процесса - диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, к художественной традиции, к общественным целям искусства.

2. Фактор произведения -обусловливает существование произведения как законченного художественного целого. Подчиняя каждую деталь общему конструктивному замыслу, он определяет структуру произведения и его принадлежность к определенному типу культуры.

3. Фактор художественного процесса, его стрежень - ориентирует художника по отношению к процессу развития искусства, обеспечивает развитие традиции на новом основании, способствует взаимодействию искусства разных эпох.

4. Фактор художественного общения - определяет характер эстетического воздействия произведения на аудиторию, ориентируя художника на определенный тип, а последнего - на определенный тип художественных ценностей.

1. Глубинный, «порождающий» - тематическая и интонационная общность культуры. На «порождающем» уровне текста находятся тема и интонация, а на порожденном - смысл и ценность.

2. Национальная стилистическая общность .

3.Национально-стадиальный стиль (на определенном этапе историческо-культурного развития).

4. Стиль художественного направления.

5. Индивидуальный стиль художника.

6. Стиль периода творчества.

7. Стиль произведения.

8.Стиль элемента произведения , предполагающий «склеивание» стилистически разнородных элементов. (Речь идет о полистилистике, возникшей в конце XIX - начале ХХ вв. Такое произведение сохраняет целостность, благодаря общности на других стилистических уровнях).

9. Стиль эпохи . (Некоторые исследователи отрицают наличие в современном искусстве стиля эпохи. Однако и в наше время, при всем усложнении художественного процесса, при всем нарастании в нем стилистической пестроты и увеличения стилистических слоев, не утрачивается эпохальная типологическая общность искусства. Закономерность художественного процесса: усложнение структуры произведения и нарастание в нем стилистических слоев, увеличение и различий и общностей с другими феноменами культуры).

Стиль - «генная» (порождающая) программа произведения. Стиль в искусстве - это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль - набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обусловливающий тип культурной целостности. Стиль - императивный приказ целого, повелевающий каждым элементом произведения. Анализ обнаруживает принцип порождения стиля, определяющий строение и смысл каждой фразы, кадра, сцены, строфы и строки.

Жанр

О термине. Слово древнего происхождения: греч. genos, лат. genus. С фр. genre пер. как род. В русском языке жанру близки: жена (рождающая), женщина, генетика, генеалогия, генератор, генерал, гений и т.д. Слово род – корень в словах: природа, родина, народ.

Названия музыкальных жанров всем хорошо известны. Чтобы дать само определение жанра, важно сначала попытаться понять, какой смысл заключен в этих словах: танец, прелюдия, соната, романс, этюд и т.д.? Отражен ли он в приведенных ниже формулировках?

Определение жанра. “Жанры - это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения”.

“Жанр - это многосоставная, совокупная генетическая (можно даже сказать генная) структура, своеобразная матрица, по которой создается то или иное художественное целое… Действительно, ведь для композитора жанр есть своего рода типовой проект, в котором предусмотрены разные стороны строения и заданы пусть гибкие, но все же определенные нормы”(Е. Назайкинский).

О классификации. Если попытаться систематизировать известные жанры, то стоит подумать: какими критериями при этом руководствоваться? А также уточнить: о классификации чего идет речь, ведь “в музыкальной практике жанром называют и род, и разновидность, и группу различных жанров, и группы групп. Жанром называют и оперу, и входящие в нее арию, ариозо, каватину. Сюита, которая считается и циклической формой, и жанром, сама включает в себя пьесы различного жанра - например, менуэт, сарабанду, гавот, жигу, аллеманду и многие другие. Дело здесь обстоит примерно так же, как и в случае со стилем. Эта многозначность, кстати говоря, отражается и во многих определениях, трактующих жанры как типы, классы, роды, виды и подвиды музыкальных произведений” (Е. Назайкинский).

Тем не менее, мы пользуемся термином жанр, более того, в отличие от других видов искусства, в музыке он играет особо важную роль. В нем “воплощается типизированное содержание” (В. Цуккерман), его наличие придает определенную конкретность произведению, насыщает смыслом, ассоциативностью, способствует созданию музыкального образа.

Чтобы понять специфику жанра в музыке, хорошо воспользоваться методом Андреева и сравнить, например, названия из разных видов искусства: Симфония №3 или Соната №12 и Роман №3 или Повесть №12. Очевидно, что в литературе речь идет о форме, а в музыке о содержании и форме.

Итак, отсутствие общепринятой классификации жанров в музыке связано с невозможностью найти единый основополагающий критерий. Мир жанров представляется сложным иерархическим образованием с разными уровнями и подуровнями. Вопрос - в соотношении разных критериев рассмотрения и возможности все это выстроить.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры