План эрмитажа с названиями залов. Залы Эрмитажа: описание и фото

Главная / Измена мужа

Государственный Эрмитаж, расположенный в Санкт-Петербурге у реки Невы, без преувеличения известен во всём мире. Это музей, который богат огромным количеством экспонатов, помогающих изучить развитие мировой художественной культуры и истории. Нужно отметить, что Эрмитаж как музей играет огромную роль и не уступает другим музеям, расположенным за рубежом.

Уникальность Эрмитажа

Богатая история этого музея началась во времена правления Екатерины II. Как гласит история, сначала императрица приняла некоторые картины у немецкого торговца, который отдал полотна, чтобы погасить свою задолженность. Картины очаровали Екатерину, и она создала свою коллекцию, которая постепенно становилась все больше и больше. Императрица специально нанимала людей, которые ездили в Европу, чтобы приобрести новые полотна. Когда коллекция стала очень большой, было принято решение открыть публичный музей, для которого было построено отдельное здание.

Сколько комнат и этажей в Эрмитаже

Зимний дворец – трёхэтажное здание, в котором насчитывается 1084 комнаты. Среди самых известных можно выделить:

Обратите внимание! Всего в музее есть около 365 залов. Среди них Малая столовая, Малахитовая гостиная, покои Марии Александровны. Сориентироваться туристу во всех этих помещениях поможет схема залов Эрмитажа с названиями.

Эрмитаж: план залов

Эрмитаж представляет собой целый комплекс, в состав которого входит 5 зданий, построенных в разные годы.

Зимний дворец

Это центральное здание, построенное известнейшим архитектором Б. Ф. Растрелли во второй половине 18 века в стиле барокко. Нужно отдать должное и тем мастерам, которые восстанавливали здание после пожаров.

На заметку. Сейчас внутри Зимнего Дворца, который ранее выступал в качестве императорского дворца, располагается основная экспозиция Эрмитажа. Здание построено в форме четырёхугольника, внутри которого находится внутренний двор.

Малый Эрмитаж

Был построен чуть позже Зимнего дворца. Его архитекторы: Ю. М. Фельтен и Ж. Б. Валлен-Деламот. Был так назван потому, что Екатерина 2 проводила здесь увеселительные вечера, которые называли малыми эрмитажами. Здание включает в себя 2 павильона – Северный, в котором располагался зимний сад, и Южный. Ещё одна составляющая Малого Эрмитажа – висячий сад с живописными композициями.

Большой Эрмитаж

Он был построен после Малого Эрмитажа, а так как превосходил его по размерам, то и получил такое название. Хотя это здание выполнено в более строгих формах, оно отлично вписывается в ансамбль и, более того, дополняет его. Интерьеры отделаны дорогими породами дерева, позолотой и лепниной. Архитектор – Юрий Фельтен.

На втором этаже Большого Эрмитажа располагаются залы итальянской живописи, где можно увидеть работы выдающихся художников: Леонардо да Винчи, Тициана или Рафаэля. Копии фресок последнего художника украшают так называемые лоджии Рафаэля – галерею, находящуюся в Большом Эрмитаже.

Обратите внимание! Множество арок галереи делит её на несколько отсеков. Стены украшены копиями фресок. За основу был взят Апостольский дворец в Ватикане.

Новый Эрмитаж

Главный фасад этого здания известен своим крыльцом. Это портик, который ранее служил входом. Отличается тем, что на нём расположены гранитные статуи атлантов, держащих балкон. Работа над ними заняла целых 2 года. Всё остальное выполнено из известняка. Скульптуры поражают тонкой работой и изящностью выполнения, придают зданию возвышенный и благородный вид. Само здание построено в стиле неогрек.

Эрмитажный театр

Архитектор – Дж. Кваренги, стиль – классицизм. Театр соединяется с остальными зданиями комплекса аркой-переходом, где была открыта галерея. Многие талантливые артисты выступали на этой сцене, здесь часто проводились балы. Нужно заметить, что театр сыграл большую роль в развитии культурной жизни. В фойе сохранились перекрытия с 18 века. Вдохновением для театрального зала стал итальянский театр Олимпико.

Где можно получить Эрмитаж путеводитель

Чтобы не заблудиться в огромных залах Эрмитажа, рядом с кассами у главного входа бесплатно предлагается план Эрмитажа. На нём указана схема Эрмитажа со всеми доступными для посещения залами, их названиями и номерами.

Карта Эрмитажа

Экспонаты музея

Сколько экспонатов в Эрмитаже? Их количество превышает 3 миллиона! Это, безусловно, огромная цифра. Что есть в Эрмитаже? Среди самых уникальных экспонатов с интересной историей можно выделить следующие:

  • часы «Павлин» в Эрмитаже. Они были привезены по заказу Потемкина. Мастером является Д. Кокс из Англии. Чтобы доставить часы в сохранности, их пришлось разобрать. Но вот последующая сборка оказалась довольно трудной из-за утери или поломки деталей. И только к концу 18 века часы снова заработали, благодаря стараниям умелого русского мастера. Этот экспонат поражает своей красотой и роскошью: клетка с совой вращается, а павлин даже распускает хвост;
  • Феодосийские серьги. Техника, которая была применена для их изготовления, – зернь. Это небольшие золотые или серебряные шарики, которые напаивают на ювелирное украшение. На этих серьгах изображена композиция, показывающая состязания в Афинах. Хотя многие ювелиры пытались повторить этот шедевр, им это не удалось, так как способ создания феодосийских серег неизвестен;
  • фигура Петра 1, выполненная из воска. Для её создания пригласили иностранных мастеров. Фигура в красном облачении величественно восседает на троне.

В качестве отдельного экспоната, ради которого тоже стоит посетить этот музей, можно назвать его интерьеры. Внутри Эрмитажа можно увидеть довольно величественные, где-то утончённые, украшенные самыми разными элементами залы. Гулять по ним одно удовольствие.

Часы «Павлин»

Сколько в Эрмитаже картин

Всего в Эрмитаже находятся около 15 тысяч самых разных картин, вышедших из-под пера художников 13-20 века. Сейчас такие картины представляют огромный интерес и культурную ценность.

Коллекция Эрмитажа началась с 225 картин, отданных немецким торговцем. Во второй половине 18 века из Германии были привезены полотна, коллекционируемые графом Брюлем, и куплены полотна из коллекции французского барона Кроза. Так, в музее появились работы таких художников, как Рембрандт, Рафаэль, Ван Дейк и другие.

1774 год – памятная дата, когда был издан первый музейный каталог. В нём насчитывалось уже более 2 тысяч картин. Чуть позже собрание пополнилось 198 работами из коллекции Р. Уолпола и 119 картин от графа Бодуэна.

На заметку. Не стоит забывать, что на тот момент в музее хранились не только картины, но и множество памятных предметов, как статуэтки, каменные изделия, монеты.

Переломным моментом стал пожар 1837 года, в результате которого интерьеры Зимнего дворца не уцелели. Однако, благодаря быстрой работе мастеров, уже через год здание было восстановлено. Картины успели вынести, благодаря чему шедевры мирового искусства не пострадали.

Тем, кто хочет посетить Эрмитаж, нужно обязательно увидеть следующие полотна:

  • Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (произведение эпохи Возрождения). В мире есть 19 картин этого знаменитого художника, из которых 2 хранятся именно в Эрмитаже. Данное полотно было привезено из Италии в 19 веке. Второе полотно этого художника – «Мадонна Бенуа», написанное масляными красками;
  • Рембрандт «Возвращение блудного сына». Полотно написано по мотивам Евангелия от Луки. В центре изображен вернувшийся сын, приклонивший колени перед своим отцом, который милосердно его принимает. Этот шедевр был приобретён еще в 18 веке;
  • В. В. Кандинский «Композиция 6». Полотно этого известного авангардиста занимает почётное место в музее. Для его работ даже отведён отдельный зал. Эта картина поражает зрителей буйством красок;
  • Т. Гейнсборо «Дама в голубом». Считается, что это портрет графини Елизаветы Бофорт. Её образ очень лёгкий и естественный. Утончённость и воздушность достигается с помощью лёгких мазков, тёмного фона и светлых красок для изображения девушки;
  • Караваджо «Лютнист». Детали на этой картине проработаны до мелочей. Изображены и трещина на лютне, и ноты. В середине полотна – играющий юноша. Его лицо выражает множество сложных эмоций, которые автор смог умело изобразить.

Картины из коллекции Эрмитажа

Более подробную информацию с описанием того, что находится в Эрмитаже можно найти на его официальном сайте .

Эрмитаж можно назвать одним из самых главных культурных центров, который имеет огромное значение для всего мира, ведь здесь собраны шедевры самых разных художников самых разных времён. Это одна из богатейших и значимых коллекций в мире.

Схема эрмитажа с названиями залов 2 этажа

Поиск по тегам: залы Эрмитажа

=== Скачать файл ===

Города России и Европы. Санкт-Петербург Музеи Санкт-Петербурга Эрмитаж. Мини путеводитель по Эрмитажу с которым Вы сможете увидеть самые выдающиеся шедевры музея. Продолжительность экскурсии часа. Путеводитель удобно использовать как на мобильном устройстве, так и на обычном ПК. Схема залов Эрмитажа здесь. Также схему можно бесплатно получить на входе перед кассами или на инфопункте. Большинство экспонатов данной экскурсии находятся на 2-м этаже. Актуальная практическая информация для туристов — время работы музея, цена билетов, как добраться на метро и общественном транспорте. Подробная схема-план Эрмитажа с номерами залов. Аналогичную схему Вы сможете получить бесплатно у касс музея. Это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. По ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. Главное место в этом зале занимает трон, он помещен на возвышении в центральной нише, поэтому второе название зала - Малый тронный. Гербовый зал предназначался для торжественных мероприятий. Он освещен массивными люстрами, на которых укреплены изображения гербов российских городов. Портретная галерея в память о войне года была задумана еще императором Александром I, но была открыта лишь в году, через год после его смерти. Восседая на троне, Екатерина II принимала верительные грамоты и поздравления собравшихся в зале дипломатов. Над троном расположен мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца. В 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектор Андрей Штакеншнейдер создал одно из лучших своих творений — Павильонный зал. Часы изображают сад, но не живой, а механический, оживающий по воле человека, когда их заводят. Каждый предмет этого сада имеет свое скрытое символическое значение. Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии. Картина была написана еще молодым Леонардо до Винчи и стала образцом для художников тех времен. Художник изобразил удивительно нежную молодую женщину, очаровательный облик которой исполнен неземного спокойствия. Лишь длинный меч в ее тонких пальцах говорит нам о том, что перед нами грозная библейская героиня, спасшая родной город Ветилую от нашествия ассирийцев. История Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, освещена художником в нескольких его работах. Тициан изобразил пышущую красотой и здоровьем Магдалину, волосы которой отливаются золотом и струятся по округлым плечам и упругой груди. Ее губы распухли, а глаза воспалены от обильных слез. Лоджии Рафаэля в Ватикане пленяли воображение императрицы и она решила создать точную их копию в Дворцовом комплексе Санкт-Петербурга. Антонио Канова был самым известным мастером неоклассической скульптуры. Самые крупные залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия и поэтому называются Просветами. В музее всего три таких зала - один Большой и два Малых. В своей работе мастер изобразил тот трагический миг, когда возлюбленный Венеры, охотник Адонис, гибнет от клыков дикого кабана. В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлена богатейшая коллекция оружия, насчитывающая почти 15 тысяч предметов. Рембрандт был великим мастером светотени и крупнейшим представителем золотого века голландской живописи. Парадная лестница, служившая раньше входом в музей, отличается гармоничностью пропорций, а также благородной цветовой гаммой. Художник обращается к Библейскому сюжету о бегстве Иосифа с Девой Марией и младенцем Христом в Египет, придав ему светский характер. Это одна из последних работ великого живописца, но и она полна удалой бурлящей энергии. Это один из величайших шедевров живописи барокко. Для художника характерно величие и живописность изображаемого события. С тем же темпераментом, с которым Рубенс писал античных героев, Снейдрс создает в своих картинах трепещущихся рыб и угрей, перезрелые фрукты и туши дичи. В Шатровом зале представлена коллекция Малых голландцев. Это копия работы прославленного отца художника — Питера Брейгеля старшего. Это первое в немецком искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Стройная и трогательно юная богиня возникает из загадочного мрака. Архитектор Александр Брюллов создал мемориальный зал, посвященный памяти Александра I и войне года. Архитектурное решение построено на сочетании стилей готики и классицизма. Французский скульптор Этьен Морис Фальконе, создатель знаменитого Медного всадника, представлен в этих залах скульптурой Амура. Французская коллекция включает образцы фарфора, среди них — сервиз с камеями, созданный в Севре. Один из самых роскошных залов дворца — личная гостиная Марии Александровны, супруги императора Александра II. Интерьер помещения был создан архитектором Александром Брюлловым после пожара года. Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле рококо. Малахитовая гостиная создана архитектором Александром Брюлловым. В интерьер зала смело вводится малахит — магический камень Уральских гор. Именно в этой столовой в ночь с 25 на 26 октября года при штурме Зимнего дворца было арестовано Временное правительство. На первом этаже Нового Эрмитажа разместилась коллекция античной скульптуры. Здесь собраны римские статуи, являющиеся повторением древнегреческих шедевров. Если речь заходит о Зимнем дворце, то, как правило, мы имеем в виду историческое здание на Дворцовой площади, в котором расположен Эрмитаж. Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Петербурге. В этом разделе собрано более фото Эрмитажа — интерьеры парадных залов, экспонаты музея, а также открыточные виды Зимнего дворца. Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира. В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров. Музейный комплекс состоит пяти зданий. И, конечно, самое известное из них — Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б. Растрелли в гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж архитектор Ж. Валлен-Деламот, Большой Эрмитаж, архитектор Ю. Фельтен, Эрмитажный театр архитектор Дж. Кваренги и Новый Эрмитаж Л. В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний, ‘Золотая кладовая’, Отдел нумизматики. Из вестибюля на второй этаж ведет Иорданская лестница, которая почти не изменила свой первоначальный вид. Только после пожара года деревянные позолоченные скульптуры в нишах были заменены на мраморные. А колонны из искусственного мрамора заменили на гранитные. Свое название лестница получила по церемонии освящения воды в Неве.

Прогулки по Эрмитажу

С Иорданской лестницы можно попасть в самый большой зал площадью кв. Продолжением их является Концертный зал. С Иорданской лестницы через боковой проход можно попасть в Фельдмаршальский зал. В нишах его стен раньше были расположены портреты русских фельдмаршалов. Поэтому помещение и получило такое название. В следующем Петровском зале находится изготовленный в Англии серебряный трон русских царей. На люстрах Гербового зала находятся гербы губерний Российской империи. Русским военноначальникам, проявившим героизм в войне года, посвящена Военная галерея года. Барельефы, посвящённые победе в войне года, большой портрет Александра I находятся в Александровском зале. Его оформление, а также Малахитового, Белого залов, Золотой гостиной и других комнат выполнено Брюлловым. Малахитовый зал, колонны которого покрыты пластинами из малахита, являлся парадной гостиной царской семьи. В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке. Начало коллекции музея начинается с года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем. Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село. В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги. К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием ‘Снятие с креста’ , ‘Ферма’ Поттера, полотна Клода Лоррена, ‘Бокал лимонада’ Терборха и ‘Завтрак’ Метсю, а также статуи, созданные Кановой: Во время правления Николая I была открыта Военная галерея года с портретами героев Отечественной войны года. К сожалению, 17 декабря г. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В. До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля г. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: До года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи. После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза. В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в году. В году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище. На первом этаже музея располагаются кафе-бар и интернет-кафе. В последнем находятся терминалы, при помощи которых можно найти справочную информацию о музее и его экспонатах. Такие же терминалы располагаются и в экспозиционных залах музея. Благодаря инновационным технологиям появились цифровые путеводители и электронные коллекции, которыми можно воспользоваться в музее. Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге — это дворец-музей, потрясающий роскошными интерьерами и богатыми экспонатами. Комплекс продолжает развиваться, а количество посетителей достигает более трех миллионов в год. Юсуповский дворец на Мойке. Музей современного искусства Эрарта. Летний дворец Петра I. Музей Шалаш Ленина в Разливе. Как добраться, как передвигаться. Распечатать путеводитель по Эрмитажу. Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя. Еще в разделе Музеи Санкт-Петербурга. Практическая информация Куда сходить в Санкт-Петербурге Прогулки на теплоходах по рекам и каналам Развод мостов Рестораны и кафе Шоппинг: О сайте Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Схема план залов Эрмитажа Подробная схема-план Эрмитажа с номерами залов. Посольская Иорданская Лестница Это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. Петровский или Малый тронный зал Главное место в этом зале занимает трон, он помещен на возвышении в центральной нише, поэтому второе название зала - Малый тронный. Гербовый зал Гербовый зал предназначался для торжественных мероприятий. Военная Галерея года Портретная галерея в память о войне года была задумана еще императором Александром I, но была открыта лишь в году, через год после его смерти. Георгиевский или Большой Тронный зал Восседая на троне, Екатерина II принимала верительные грамоты и поздравления собравшихся в зале дипломатов. Павильонный зал В 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектор Андрей Штакеншнейдер создал одно из лучших своих творений — Павильонный зал. Лоджии Рафаэля Лоджии Рафаэля в Ватикане пленяли воображение императрицы и она решила создать точную их копию в Дворцовом комплексе Санкт-Петербурга. Просветы Нового Эрмитажа Самые крупные залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия и поэтому называются Просветами. Рыцарский зал В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлена богатейшая коллекция оружия, насчитывающая почти 15 тысяч предметов. Лестница Нового Эрмитажа Парадная лестница, служившая раньше входом в музей, отличается гармоничностью пропорций, а также благородной цветовой гаммой. Александровский зал Архитектор Александр Брюллов создал мемориальный зал, посвященный памяти Александра I и войне года. Сервиз с камеями Французская коллекция включает образцы фарфора, среди них — сервиз с камеями, созданный в Севре. Личная гостиная Марии Александровны Один из самых роскошных залов дворца — личная гостиная Марии Александровны, супруги императора Александра II. Будуар Марии Александровны Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле рококо. Малахитовая гостиная Малахитовая гостиная создана архитектором Александром Брюлловым. Малая столовая Николая II Именно в этой столовой в ночь с 25 на 26 октября года при штурме Зимнего дворца было арестовано Временное правительство. Коллекция древнеримской скульптуры На первом этаже Нового Эрмитажа разместилась коллекция античной скульптуры. Зимние дворцы в Санкт-Петербурге Если речь заходит о Зимнем дворце, то, как правило, мы имеем в виду историческое здание на Дворцовой площади, в котором расположен Эрмитаж. Фото Эрмитажа В этом разделе собрано более фото Эрмитажа — интерьеры парадных залов, экспонаты музея, а также открыточные виды Зимнего дворца.

Тест история 4 класс

История книги интересные факты

Как подключить светодиод к розетке

Лицемерные мрази что в погоне

Как сделать торчащие косички

Займы через интернет на банковскую карту

Спб личный кабинет

Хендай элантра 2007 тест драйв видео

Финансовая стратегия план марии

Tag Archives: Эрмитаж

Отели и гостиницы в Санкт-Петербурге от 600 рублей в сутки!

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — это крупнейший культурно-исторический музей России и мира.

История Эрмитажа

История музея Эрмитаж начинается с частной коллекции произведений искусства, которую организовала Екатерина II. Коллекция изначально размещалась в дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (в переводе с французского — место уединения, келья), который впоследствии и дал название всему музею.

Нынешний вид Эрмитаж обрёл в 1920-1950 годы, когда Зимний дворец и другие здания комплекса были преобразованы для размещения музея.

Современное состояние

Современный Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге представляет собой музейный комплекс, куда входит пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы:

  • Зимний дворец
  • Малый Эрмитаж (Северный и Южный павильоны, Висячий сад)
  • Большой Эрмитаж или Старый Эрмитаж
  • Новый Эрмитаж
  • Эрмитажный театр

Основные из них — это Зимний дворец и Восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади.

В настоящее время в Эрмитаже представлены:

  • Коллекция памятников древних и раннесредневековых культур
  • Коллекция античных древностей
  • Коллекция западноевропейского искусства
  • Коллекция Арсенала, насчитывающая более 15 тысяч предметов русского, западноевропейского и восточного оружия
  • Экспонаты, представляющие культуру Востока
  • Собрание Русского отдела Эрмитажа
  • Нумизматическая коллекция
  • Галерея драгоценностей

Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурга входит в 20 самых посещаемых художественных музеев мира.

Экспозиция музея Эрмитаж показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия.

Дешевые авиабилеты в Санкт-Петербург от 1500 рублей .

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 6/8

Как доехать: станции метро Адмиралтейская, Невский проспект, Гостиный двор

Телефон: +7 812 571-34-65, +7 812 571-84-46, +7 812 495-71-71

Время работы: вт,чт,сб,вс 10:30–18:00; ср,пт 10:30–21:00

Сайт: hermitagemuseum.org

Эрмитаж в Санкт-Петербурге на карте

GPS координаты: 59.939848, 30.314568

Buildings and Rooms of the Hermitage

Уроки тут

Большая энциклопедия оружия

Ценители оружейного искусства и все, кого интересует оружие прошлого и настоящего обязательно оценят этот материал. Вы не только узнаете, как поменялось оружие за крайнее столетие, но и получите возможность полюбоваться на истинные оружейные произведения искусства! Принципы и специфичность действия огнестрельного, химического, биологического и ядерного оружия, информация о результатах испытаний и оценка технических преимуществ и недочетов каждого модельного ряда — об этом и многом другом поведает данная энциклопедия. Женщины тоже смогут найти что-то интересное для себя. Утонченные дамские револьверы, над оформлением которых работали самые известные ювелиры Европы, не оставят Вас равнодушными!

Стрижка собак и уход за их шерстью

Это издание широко охватывает вопросы стрижки и ухода за шерстью собаки. Ознакомившись с этой книгой, читатели найдут советы по уходу за шерстью собаки на каждый день, правила использования инструментов и иных парикмахерских аксессуаров; методику стрижки и основные моменты подготовки собаки к выставке.

Тут даются эталоны шерстного покрова и окрасов 38 популярных пород собак, принятые - Международным кинологическим союзом (FCI), Английским (КС) и Американским (АКС) клубами собаководства.
Данные, приведенные в Приложении, помогут Вам составить грамотно сбалансированный рацион кормления как щенков, так и взрослых собак разных пород, поддерживать правильный обмен веществ. Книга будет интересна любителем собак и профессиональным кинологам.

Путеводитель по Эрмитажу

Эрмитаж является одним из самых крупных музеев мира. В нем собрана величайшая мировая коллекция произведений искусства с древнейших времен до наших дней. Вам предоставляется уникальная возможность - пройти по залам Эрмитажа и познакомиться с его великолепной коллекцией в сопровождении данного Аудиогида. Насладитесь великими произведениями Эрмитажа и узнайте о них все самое интересное.
Издание предназначено как для туристов и гостей Санкт-Петербурга, так и для людей, интересующихся историей искусств и желающих больше узнать о мировых шедеврах живописи.

Аллен Карр — легкий способ бросить курить (аудиокнига)

Основная идея, проходящая через все книжки Аллена Карра — это искоренение спрятанного внутри нас страха. По правде, его талант и его усилия как писателя и терапевта ориентированы на то, чтобы помочь каждому совладать с тревогами и страхами, которые мешают жить настоящей жизнью и получать от неё удовольствие. В этом можно убедиться из его книг, ставших чрезвычайно популярными почти во всех странах мира: «Легкий способ бросить курить», «Единственный способ навсегда бросить курить», «Легкий способ похудеть», «Как помочь подростку бросить курить» и остальные. В прошедшем высококвалифицированный и очень удачный бухгалтер, Аллен Карр был конкретным курильщиком и выкуривал по сотке сигарет в день.

Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 7. — ru_art links

Эта привычка угрожала сломать всю его жизнь, пока в 1983 году, после большего количества безуспешных попыток побороть желание покурить, он в конце концов не открыл свой метод и раз и навсегда избавился от этого вредного пристрастия. Аллен Карр выработал свою методику отказа от никотина, известную сейчас всему миру как «Легкий способ бросить курить». Его способ, показывая феноменальную эффективность, получил признание среди многих профессионалов, заполучил широкую популярность и пользуется фурором почти во всех странах мира. Аллен Карр сделал всемирную сеть клиник, доктора которых помогают курильщикам кинуть курить и совладать с собственной зависимостью. Книжки Аллена Карра изданы более чем на 20 языках почти во всех странах мира. 10-ки тысяч людей обратились за помощью в его поликлиники; число пациентов, бросивших курить благодаря использованию его способа, превосходит 95% от полного количества обратившихся за помощью. Поликлиники Аллена Карра дают каждому курильщику гарантию исцеления от никотиновой зависимости и гарантию возврата средств, потраченных на курс исцеления, в случае неудачи. Избавьтесь и Вы от этой вредной привычки раз и навсегда!

Ювелирное искусство. Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям

Это издание поможет Вам составить полное представление о всех типах ювелирных изделий с конца XVIII века до конца XX столетия. В первой главе этой книги читатель отыщет подробное описание драгоценных камней, мест их добычи и способов проверки, которые используются для идентификации драгоценных и полудрагоценных камней, оценки их свойства и установления подделок.
"Ювелирное искусство" — книга неповторимая, в ней рассказывается, почему цены на ювелирные изделия так варьируются. Информация преподносится в простой и увлекательной форме, а текст подкреплен бессчетными количеством иллюстраций.

Огонь без спичек

Если Вы желаете узнать как можно разжечь огонь, не используя спичек и зажигалок, то это обучающее видео Вас научит. Для этого чуда Вам потребуется всего лишь два очень доступных компонента, которые всегда можно купить в любой аптеке, а может они есть у вас и дома, ну один из них точно.

Ароматерапия с Вивасан

Ароматерапия представляет собой метод лечения с применением натуральных эфирных масел, которые вводятся в организм человека через дыхательные пути, кожу, а также слизистые оболочки. Более 6 тысяч лет человечеству известно восхитительное воздействие натуральных эфирных масел и их целебные и очищающие свойства, сопровождающиеся неповторимыми ароматами. В настоящее время искусство ароматерапии распространилось по всему миру. Постоянные стрессы, загрязнение окружающей среды, неправильное питание, беспокойный, но в тоже время малоподвижный образ жизни неблагоприятным образом влияют на тело и душу. Искусство ароматерапии использует могущество чистых ароматических масел, воздействуя на обоняние и эмоции, при этом восстанавливая гармонию души и тела, поскольку исцеляющими в ароматерапии являются гармоничные силы природы. Данную лекцию читает Александра Кожевникова - дипломированный специалист-практик по ароматерапии.

Как собрать Кубик Рубика

Каждый, наверно, хоть один раз в жизни пытался собрать кубик Рубика, а если Вы относитесь к тем, кто так и не смог довести эту задачу до логического завершения, это обучающее видео Вам поможет. Вообще, «Кубик Рубика» (или «Магический кубик», венг. Bűvös kocka) — это механическая головоломка, которая была изобретена в 1974 году и запатентованная в 1975 венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрнё Рубиком. Считается, что данное изобретение — лидер среди игрушек по общему числу продаж. Эта головоломка — пластмассовый куб, который составлен из двадцати шести кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из 9-ти квадратов на каждой стороне кубика раскрашен в один из шести цветов, обычно расположенных парами друг против друга: белый-жёлтый, синий-зелёный, красный-оранжевый. Повороты сторон головоломки позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством различных вариантов. Главная задача игрока — поворачивая стороны куба, вернуть его в такое состояние, когда каждая грань состоит из квадратов одного цвета, т.е. собрать кубик Рубика.

Болезни аквариумных рыб и их лечение (Видеофильм Sera)

Если Вы не так давно решили заняться разведением аквариумных рыбок, то это обучающее видео будет Вам очень полезно. Известно, что даже если стараться и очень хорошо ухаживать за рыбками, они всё равно могут заболеть в любое время. Тем не менее, если сразу обнаружить болезнь и вовремя начать лечить своих питомцев, это не будет для Вас большой проблемой.
Из этого обучающего видео Вы узнаете наиболее часто встречающиеся заболевания аквариумных рыб, а также как правильно распознать внешние симптомы заболевания. Произведённые с помощью микроскопа съёмки, наглядно демонстрируют развитие болезни на самых различных стадиях, а также очень подробно показано состояние тканей рыб в процессе лечения и после его завершения.После просмотра данного обучающего видео, Вы станете настоящим экспертом в области заболеваний декоративных рыб. Важная информация о мерах профилактики заболеваний поможет Вам защитить Ваших рыбок от болезней.
В этом фильме рассмотрены следующие темы:

1, 2, 3, вперед »

Местонахождение : Санкт-Петербург (Россия) Создание :

  • Дворец Эрмитаж — 1764-1767 гг, Ж.Б. Валлен-Деламот
  • Эрмитажный теар -1782-1785 гг., Джакомо Кваренги

Архитектор(ы) : Ж.Б. Валлен-Деламот, Джакомо Кваренги

Архитектура театра

Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

В 1784 г. в набережной части «Театрального корпуса» Старого Зимнего дома был построен Эрмитажный театр по проекту Гваренги. Этот театр, построенный для частного обихода двора, представляет один из самых замечательных образцов дворцового театра. Вместе с тем этот театр - единственный дошедший до нас от XVIII в.

Небольшой зрительный зал представляет античный полукруглый амфитеатр, диаметром в 19 м. с шестью рядами мест, с широко раскрытым просцениумом. На полукруглых скамьях амфитеатра помещалось около 100 чел. Просцениум и стены украшены парными колоннами с нишами. Между колонн широкие, характерные для Гваренги аркады с полуциркульными окнами, через которые зал мог освещаться естественным светом. Большая сцена размерами - 24,5 x 21 м. При сцене живописный зал. декорационная мастерская, склады для декораций, репетиционный и танцовальный залы, артистические уборные и т.д. В специальном издании, посвященном этому театру, Гваренги приводит интересные данные: «Я старался,- пишет он, - дать театру античный вид, согласуя его в то же время с современными требованиями.

Прогулка по парадным залам Эрмитажа

Он достаточно просторен для того, чтобы в нем можно было давать самые великолепные спектакли, и при этом он нисколько не уступает наиболее известным театрам. Все места здесь одинаково почетны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится. На полукруглой форме амфитеатра я остановился по двум причинам. Во-первых она наиболее удобна в зрительном отношении, а во-вторых, каждый из зрителей со своего места может видеть всех окружающих, что при полном зале дает очень приятное зрелище».

«Я старался дать архитектуре театра благородный н строгий характер; поэтому я воспользовался только наиболее подходящими друг к другу и к идее здания украшениями. Колонны и стены сделаны из искусственного мрамора. В коринфских капителях вместо завитков я поместил сценические маски, следуя, образцам различных капителей, виденных мной в Риме и, главным образом. найденных мной в раскопках театра Помпей. Я поместил в 10 нишах зрительного зала и просцениума фигуры Аполлона и 9 муз, а в квадратах над нишами бюсты и медальоны великих современных деятелей театра, так, например, двух известнейших композиторов: Комелли и Бунарелло, а из числа поэтов: Местазия, Мольера, Расина. Вольтера, Сумарокова и др.».

«Над авансценой и под оркестром я устроил полукруглые своды из соснового дерева для лучшего резонанса. Фасад здания на Неву украшен статуями наиболее известных греческих поэтов».

  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.

Н.Е. Макаренко

Художественныя сокровища Императорскаго Эрмитажа.

// Пг.: Издание Общины Св.Евгении. 1916. IV+308 с., вклейки.

Предисловие. - III-IV

Помещения Императорского Эрмитажа. - 1-2

План перваго (нижняго) этажа. *)

*) Места, на плане заштрихованныя - помещения, неимеющия отношения к Эрмитажу.

(Открыть план I этажа в новом окне)

1. Зала Ассирийских и Египетских древностей. - 3

2. Зала Элленистической и Римской скульптуры. - 16

3. Вторая скульптурная зала («Зевса»). - 22

4. Третья зала скульптуры. Скульптура портретная. - 29

5. Четвёртая зала скульптуры. II и IIIвв. по Р.Хр. - 32

6. Пятая скульптурная зала. Произведения идеализирующаго характера. - 35

7. Зала керамич. ваз (XVIII). Древнейшее производ.

Прогулка по залам Эрмитажа в Санкт-Петербурге

8. Вторая зала ваз (XVII). Южно-италийские сосуды. - 100

9. Четвёртая зала ваз (XV). Аттическия вазы, - 105

10 и налево - зала этруских и италийских бронз. - 113

11. Библиотека отдел. классическ. древн. Эрмитажа. - 119

12. Зала рисунков. - 219

13. Зала гравюр. - 229

14. Так называемая «Никопольская зала». Древности юга России скифо-сарматскаго периода. - 51

15. Древности юга России и римская скульптура. - 42

16. Шестая зала скульптуры. - 38

17. Так назыв. Керченская или двадцатиколонная зала. Древности Керчи, Херсонеса и др. - 68

18. Вестибюль в отделен. средн. веков и эпохи Возрождения. Знамёна запорожских войск. Оружие. - 119

19. Седельная комната. Сёдла турецкаго и польскаго происхождения. - 122

20. Древности восточныя. - 123

21. Комната коптских древностей. - 130

22. Комната древностей христианских. - 133

23. Комната русских домонгольских древностей. - 142

24. Древности соседей русских славян. - 155

25. Русския древности. - 161

26. Польския древности. - 168

27. Древности Италии Эпохи Возрождения. - 171

28. Французския древности того-же времени. - 181

29. То же (вторая комната). - 188

30. Зала германскаго оружия. - 190

31. Зала самострелов. - 193

32. Вторая германская зала. (Оружие). - 194

33. Вторая италианская зала. - 198

34. Испанская зала. - 204

35. Зала Восточная. (Оружие). - 207

План второго (верхняго) этажа.

(Открыть план II этажа в новом окне)

I. Галлерея истории живописи. - 236

II. Большая Италианская зала. - 255

III. Произведения Рубенса и Ван-Дейка. - 265

IV. Произведения Испанской школы. - 257

V. Зала италианских бронз. - 246

VI. Первая зала италианской живописи. - 248

VII. Вторая зала (Рафаэль). - 250

VIII. Третья зала (Джорджоне, Бронзино). - 250

IX. Четвёртая зала (Тициан, Веронез). - 250

X. Пятая зала (Болонская школа). - 252

XI. Шестая зала (Караваджио, Дольчи). - 252

XII. Седьмая зала (Гварди, Тьеполо). - 255

XIII. Фламандские мастера XVI-XVIIвв. - 264

XIV. Зала нидерландской и немецкой живописи. - 259

XV. Произведения Рембрандта, его последователей и учеников. - 261

XVI. Произведения Рубенса, Иорданса и Ван-Дейка. - 264

XVII. Произведения немецких мастеров. - 268

XVIII. Голландская школа. (Так называемая «Шатровая зала»). - 269

XIX. Фламандские и голландские мастера. - 274

XX. Фламандские и голландские мастера. (Мёртвая натура). - 275

XXI и XXII. Произведения мастеров французской школы. - 277 и 279

XXIII, XXIV и XXV. Нумизматическое отделение. - 301

XXVI. Галлерея драгоценностей. - 291

Предисловие. ^

Предлагаемый Краткий Путеводитель по Императорскому Эрмитажу имеет целью облегчить знакомство с собраниями всех отделений Эрмитажа, насколько мог позволить это объём книги.

Разнообразие и обилие сокровищ, хранящихся в Эрмитаже, представляющих собою художественное наследие многих народов на протяжении ряда веков, немало затрудняли составление такого общаго указателя.

Единственная работа подобнаго характера, обнимающая все отделы Эрмитажа, составленная хранителем Эрмитажа Ф. Жилем, появилась ровно пятьдесят пять лет тому назад (Музей Императорскаго Эрмитажа. Описание различных собраний, составляющих музей… СПБ. 1861 г.) С тех пор многое в Эpмитаже изменилось - появились новые отделы, то обнимающие целыя эпохи, то представляющие одну какую либо область художественной техники. Собрания его увеличиваются и ныне с каждым днём, и в путеводителе общаго характера ощущается настоятельная необходимость.

По некоторым отделениям и собраниям Эрмитажа издаются каталоги, по другим каталогов вовсе не существует. Поэтому, при составлении настоящаго краткаго путеводителя имелось в виду

представить полнее отделы, неимеющие вовсе каталогов (средние века, эпоха Возрождения, древности юга России) и сжать сведения о предметах имеющих доступные каталоги или же подготовляющиеся к печати (галлереи картинная, скульптуры, фарфора).

Как во время составления настоящаго путеводителя, так и во время его печатания, слишком затянувшагося по тяжёлым обстоятельствам военнаго времени, произошли в некоторых отделениях Эрмитажа существенныя изменения, в смысле перемещения многих предметов, вызванныя различными причинами, главным же образом благодаря приращениям, видоизменившим прежния разстановки предметов. В силу этого обстоятельства, всегда и во всех музеях имеющаго место, может случиться, что предмет, указанный в настоящем путеводителе в одном месте, может впоследствии оказаться на другом.

Выпуская в свет эту работу, я считаю своим приятным долгом выразить здесь мою искреннюю благодарность всем лицам, содействовавшим мне и тем облегчившим мой труд, по составлению настоящаго путеводителя и особенно моим сослуживцам по Императорскому Эрмитажу, сообщавшим необходимыя сведения.

Николай Макаренко,

9 / IX. 1916 г.

Помещения Императорскаго Эрмитажа. ^

Помещения Императорскаго Эрмитажа возникли по частям, в разное время. Первым зданием по времени будет ближайшее к Зимнему Дворцу, построенное в вид павильона Ламоттом в 1765 году (вторая часть этого здания занята ныне так назыв. Романовской галлереей и служила раньше коридором Эрмитажа), она проходит в перпендикулярном направлении к набережной с одной стороны и Миллионной улице - с другой.

Второе здание, пристроенное к первому и выходящее своим фасадом на Неву, сооружено по проекту архитектора Фельтена в 1775 году.

Третье здание с двумя корпусами, параллельными набережной, соединёнными - с одной стороны галлереей, направляющейся по Зимней канавке, так назыв. Рафаэлевыми ложами (в верхнем этаже), с другой - третьим корпусом, ближайшим к зданию Ламота, выстроено по проектам г. Кленце в период времени 1840-1850 г. В то же время старое здание Эрмитажа было обновлено архитектором Штакеншнейдером. Для постройки этих корпусов было уничтожено здание Шепелевскаго дворца, в котором находились помещения В.Кн. Константина Павловича и других членов Императорской Фамилии.

Из небольших, сравнительно, придворных помещений Императрицы Екатерины II, предназначенных для отдохновения и забав, для вечеров и балов, впоследствии развивается один из лучших в Европе музеев.

Главный вход в Эрмитаж с Миллионной улицы украшен перистилем с гигантскими кариатидами, исполненными из Сердобольскаго гранита известными русскими скульпторами А. Теребеневым и Гальбигом. Широкая спокойная лестница, ведущая во второй этаж, окружена гранитными колоннами на площадке второго этажа.

Внизу из вестибюля - вход в правую и левую стороны Эрмитажа, - залы древностей Египта и классическаго мира.

Эрмитажныя помещения постепенно наполнялись коллекциями, в разное время прибретёнными, начиная со времён Императрицы Екатерины II, положившей начало музею.

О времени образования того или иного отделения Эрмитажа будет сказано при обозрении каждаго отдаления, равно как и о поступлении больших отдельных коллекций.

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург) - это самый большой музейный комплекс России и один из крупнейших в мире. Коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 000 000 экспонатов. Общая площадь музея 233 345 кв.м. Музей находится в историческом центре Санкт-Петербурга и занимает пять исторических зданий: Зимний Дворец (1), Малый Эрмитаж (2), Большой Эрмитаж (старый Эрмитаж, 3), Новый Эрмитаж (4), Эрмитажный Театр (5). Самое большое здание - Зимний дворец (зимняя резиденция царской династии России).

Схема Эрмитажа:

Происхождения названия Эрмитаж от французского ermitage - означающего место уединения (место затворничества). Чем и был первый Эрмитаж (сейчас это "Малый Эрмитаж", 2) - местом уединения императрицы Екатерины II. Это был специальный флигель Зимнего дворца, получивший такое французское название, при организации императрицей места первого музея для своей коллекции произведений искусства (купленной в 1764 году). От этой коллекции, размещённой в отдельном здании, и берёт начало современный Государственный Эрмитаж . Для посещений этот частный "уединённый" музей был открыт только в 1852 году.

Эрмитаж. Официальный сайт

В 1779 году приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола. приобретенная

В 1771-1787 годах архитектором Фельтеном строится здание Большого Эрмитажа (3). Коллекция быстро растёт и из-за недостатка первоначального помещения (2, Малый Эрмитаж) организуется строительство целого здания.

19 век - в периоды правления Александра I и Николая I ведётся планомерное и тщательное развитие коллекции Эрмитажа. Закупаются не только коллекции, но и отдельные редкие произведения. Николай I готовится к открытию Императорского Эрмитажа для публичного посещения.

В 1852 году построено новое большое здание "Новый Эрмитаж" (3) и Николай I открывает Императорского Эрмитаж для публичного просмотра.

К 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год. Музей содержит богатейшие коллекции памятников древней, античной и средневековой культур. Произведения искусства Западной и Восточной Европы, русской культуры VIII-XIX веков.

В 1895 году по особому указу Николая II большая часть произведений русских художников была передана Русскому музею.

К началу 20 века Императорский Эрмитаж становится центром русского искусствознания и образования.


Зимний Дворец в 1910 году (почтовая открытка). До революции дворец окрашен в красные цвета (ещё ранее в жёлтые), имел два металлических балкона для выступлений царя, вентиляционную башню (высокая). В 1909 году закончено строительство огораживающего высокого забора и ворот с охраной вокруг прогулочного парка с фонтаном (после событий 1905 года и покушений). На переднем плане открытки видна дворцовая набережная со львами, которые будут перенесены к зданию адмиралтейства, при строительстве постоянного Дворцового Моста (1911-1916 гг.).

В 1917 году, после свержения самодержавия и октябрьской революции в Эрмитаже происходят существенные изменения. В музей переправляются коллекции Императорской Академии художеств и начинают поступать национализированные частные коллекции. Эрмитаж становится неким центром сбора и учёта произведений искусств.

В 20-х годах Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната) Зимнего Дворца была окончательно переведена в московский Кремль (где она хранилась со времён Первой Мировой Войны), послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В 1929-34 годах собранию Эрмитажа нанесён непоправимый урон. В Советской России экономические трудности. Проходят распродажи части коллекции и самых дорогих картин. 48 уникальных шедевров навсегда покинули Россию.

С наступлением Великой Отечественной войны началась эвакуация коллекции Эрмитажа. Более двух миллионов единиц коллекции были эвакуированы на Урал. В период блокады Ленинграда и всей войны здания Эрмитажа не работали как музей, подвалы зданий превратились в бомбоубежища.

После 1945 года и окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина.

В 1948 году происходит реорганизация советских музеев и перераспределения части коллекций между различными музеями Ленинграда и Москвы.

В 1957 году открылся для посещений зрителями третий этаж Зимнего дворца. Там были выставлены произведения нового западного искусства.

В 1958 году советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть в Берлин трофейные произведения искусства, вывезенные из Берлина в 1945 году. Но, по некоторым данным, часть произведений (считавшихся утерянными в ходе войны) оставались в СССР.

В начале 1990-х годов, после падения «железного занавеса» Эрмитаж официально объявил о том, что в его запасниках хранятся считающиеся утраченными «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов. Позже, эти картины были выставлены из запасников и вошли в экспозицию музея.

В июле 2006 года в Эрмитаже случился скандал, получивший известность. В музее обнаружена пропажа 221 экспоната (православные иконы, ювелирные изделия, столовое серебро посуда и др.). Под подозрение в хищении попала одна из работников Эрмитажа. Но следствие было затруднено тем, что она скончалась от сердечного приступа, незадолго до обнаружения пропажи. Расследование установило причастность к хищению родственников бывшей сотрудницы музея.

В 2006-2007 годах удалось вернуть часть похищенных экспонатов музея.



Лоджии Рафаэля - это длинная величественная галерея с большими окнами, из которых открывается вид на Зимнюю канавку и Эрмитажный театр. Галерея была создана по заказу императрицы Екатерины Великой с 1783 по 1792 год архитектором Дж. Кваренги и представляет собой копию знаменитых Лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце Папы Римского. Все поверхности, стены и своды потолка покрыты копиями фресок Рафаэля, выполненными на холсте. Архитектор Джакомо Кваренги построил корпус галереи, а художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера отправились в Ватикан для создания копий росписей, на которые ушло 11 лет.

Ритмично чередующиеся полукруглые арки делят потолок на прямоугольные части равной длины, в каждой из которых находятся фрески на библейские темы. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового Завета, от Сотворения мира до Тайной вечери. Эти фрески часто называют Библией Рафаэля. Мастера тщательно повторили и настенные орнаменты - гротески с бесконечным разнообразием изящных мотивов.


Шатровый зал - один из самых больших в здании Нового Эрмитажа - получил своё название из-за необычного потолка с кессонами, покрытого росписью в пастельных тонах, и уникального двускатного перекрытия. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы. Сегодня, как и в XIX веке, в зале размещены картины голландской и фламандской школ, например, таких знаменитых художников XVII века, как Якоб Рёйсдал, Питер Клас, Виллем Калф, Виллем Хеда, Ян Стен, Франс Халс и другие.

Фойе Эрмитажного театра



Фойе Эрмитажного театра было построено по проекту Фельтена в 1783 году и расположено над Зимней канавкой, в переходной галерее между Большим Эрмитажем и театром. Убранство зала оформлено архитектором Л. Бенуа в 1903 году в стиле французского рококо. Пышные растительные гирлянды, завитки и рокайли с позолотой обрамляют картины, проёмы и стенные панно.

На потолке живописные вставки - копии с картин итальянского мастера XVII века Луки Джордано: «Суд Париса», «Триумф Галатеи» и «Похищение Европы». Над дверью - пейзаж с руинами авторства французского художника XVIII века Юбера Робера, на стенах - портретная живопись XVIII–XIX веков. Над фойе театра до сих пор можно обнаружить деревянные перекрытия и стропила конца XVIII века. Из высоких оконных проёмов открываются неповторимые виды на Неву и Зимнюю канавку.

Золотая гостиная / Гостиная Марии Александровны



Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А. П. Брюлловым в 1838–1841 годах после пожара. Интерьер зала как бы повторяет убранство царских палат Московского кремля. Низкий сводчатый потолок зала украшает золочёный лепной орнамент. Первоначально стены и свод, облицованные белым искусственным мрамором, были декорированы растительным золочёным узором.

В 1840-е годы облик интерьера был обновлён по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной, вызолоченные двери и великолепный паркет.

После убийства 1 марта 1881 года императора Александра II именно здесь, в окружении избранных членов Государственного совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу российской конституции и реформ, над которыми трудился и которые не успел завершить его отец.

Александровский зал



Александровский зал Зимнего дворца создан А. П. Брюлловым после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвящённого памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма. Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 годов воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф. П. Толстого. Тонкие колонны в готическом стиле и полуциркульные арки придают залу храмовый вид. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI–XIX веков из Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.

Геогриевский / Большой Тронный зал



Георгиевский (Большой Тронный) зал Зимнего дворца был создан в 1787–1795 годах по проекту Дж. Кваренги. Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле. Зал был освящён 26 ноября 1795 года в день святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название. После пожара был воссоздан архитектором В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещён барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона». Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные приёмы и церемонии кавалеров ордена Георгия Победоносца, учреждённого Екатериной.

Потолок - металлический, он подвешен к балкам, как цепные мосты. Рисунок позолоченных орнаментов потолка зала повторяет узор паркета из 16 пород цветного дерева, подчёркивая гармоничность художественного облика Георгиевского зала.

Будуар Марии Александровны




Будуар Марии Александровны, как и её гостиную, оформил А. П. Брюллов, но в 1853 году его интерьер был полностью изменён в соответствии с проектом архитектора Гаральда Боссе. Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле второго рококо. Боссе создал причудливые орнаменты из позолоченного резного дерева и металла. Яркий гранатовый цвет шёлковой ткани - брокатели (шёлк с металлической нитью), изящный рисунок орнаментов, мягкая золочёная мебель создают ощущение изысканности и комфорта. Великолепная бронзовая золочёная люстра, отражаясь в зеркалах на стенах и потолке, дополняет эффектное убранство интерьера, делая его бесконечным, хрупким и грациозным.

Петровский зал / Малый Тронный зал


Петровский (Малый Тронный) зал был создан в 1833 году О. Монферраном и восстановлен после пожара 1837 году В. П. Стасовым. Зал посвящён памяти Петра I: в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина «Пётр I с аллегорической фигурой Славы». В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны - битва при Лесной, Полтавское сражение. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы. Представленные в Петровском зале серебряные консоли, торшеры и люстра сработаны петербургским мастером Бухом на рубеже XVIII–XIX веков. Не так давно зал был отреставрирован, получив первоначальную яркость и торжественность.

Павильонный зал




Двухсветный Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX века архитектором А. И. Штакеншнейдером. Архитектор, блистательно владевший архитектурными приёмами разных исторических стилей, естественно и изящно соединил в убранстве зала ренессансные, готические и восточные мотивы. Окна зала выходят на обе стороны и обращены к Неве и Висячему саду. Потолок и аркада, обрамляющая интерьер, насыщены позолоченным лепным орнаментом. Особую эффектность придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации «Фонтана слёз» Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. Шедевром зала, безусловно, являются часы «Павлин», приобретённые Екатериной II у английского мастера Дж. Кокса.

Библиотека Николая II



Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894–1895 годах архитектором А. Ф. Красовским. Убранство библиотеки, оформленной с использованием мотивов английского средневековья, декорировано с использованием дерева и тиснёной золочёной кожи. Все детали интерьера и мебель, окна в ажурных переплётах стилизованы под готику резьбой. Важным элементом стал монументальный готический камин, украшенный изображениями грифонов и львов - геральдических фигур родовых гербов дома Романовых и дома Гессен-Дармштадт, к которому принадлежала императрица. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырёхлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведёт лестница. На столе - скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.

Эрмитаж - огромный музей. В его богатейших коллекциях около 3 млн экспонатов, а площадь его экспозиций около 50 тыс. кв. м. В нем немудрено заблудиться. Поэтому возьмите на входе план музея и выберите те залы, которые особенно вас интересуют, - осмотреть все за одно посещение вам все равно не удастся.

Если вы хотите составить себе общее представление о музее, рекомендуем вам подняться по парадной Посольской лестнице на второй этаж дворца и пройти через торжественные и роскошные Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы в Военную галерею 1812 г., посвященную победе русской армии над Наполеоном. Пушкин воспел эту галерею в знаменитых строках:

У русского царя в чертогах есть палата;
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой,
Ее разрисовал художник быстроокий.

Стены этой галереи увешаны сотнями портретов русских генералов - участников войны с наполеоновской армией. Сразу за ней - величественный Большой Тронный (Георгиевский) зал с царским троном под балдахином, откуда мы выходим в Малый Эрмитаж, известный своим великолепным Павильонным залом (обратите внимание на мозаику на полу и на знаменитые часы «Павлин» с движущимися фигурами животных) .

Из Малого Эрмитажа переходим в Большой, где начинается непосредственно пинакотека (собрание живописи) . Итальянская живопись представлена в Эрмитаже в более чем 40 залах. Одна из самых старинных картин итальянской коллекции - «Мадонна» сиенского мастера Симоне Мартини. Это одна из створок складня-диптиха «Благовещение», созданного в XIV в. Две параллельные галереи Большого Эрмитажа посвящены соответственно флорентийской и венецианской живописи, Любая из них выведет в зал Леонардо да Винчи (флорентийская - напрямую, из венецианской надо будет свернуть налево из зала Тициана) .

В великолепнейшем зале Леонардо да Винчи обычно всегда много народу. Придется постоять в очереди к его ранней картине «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») и к знаменитой «Мадонне Литта» миланского периода мастера. Из Большого Эрмитажа перейдем в Новый Эрмитаж, где продолжается итальянская коллекция, обязательно посмотрим на две картины Рафаэля - написанную в совсем юном возрасте «Мадонну Конестабиле» и более позднее «Святое семейство», на скульптуру «Скорчившийся мальчик» Микеланджело и зайдем в потрясающие Лоджии Рафаэля - точную копию ватиканского творения великого мастера, созданную для Екатерины II архитектором Кваренги. И везде, куда ни кинь взгляд, - не только великие картины и скульптуры, но и великолепные интерьеры, умопомрачительные паркеты, камины, росписи, огромные малахитовые и лазуритовые вазы и столы, светильники из родонита, яшмы и порфира, бронзовые канделябры и люстры. Даже обычные двери являются здесь настоящими, богато украшенными произведениями искусства.

Из итальянских залов перейдем в испанские, их всего два, зато имена представленных мастеров - одно известнее другого: Эль Греко, Мурильо, Веласкес, даже Гойя есть в Эрмитаже! Рядом - знаменитейший зал Рембрандта, одна из крупнейших коллекций его картин за пределами Голландии. И каких картин! «Возвращение блудного сына», «Снятие с креста», «Святое семейство» и множество других всемирно известных произведений мастера. И вообще голландская живопись представлена в музее очень широко, почти тысяча картин голландских живописцев хранится в нем. Пройдите через Зал малых голландцев, полюбуйтесь на их мастерски выверенные, детально точные и потрясающие своей достоверностью пейзажи, натюрморты, бытовые сценки. Загляните в зал Рубенса (огромная коллекция, около 40 картин) и в зал знаменитого портретиста Ван Дейка. Затем по периметру эрмитажного комплекса, но уже с другой стороны, вернитесь в Зимний дворец - там вас ждет великолепная коллекция французского искусства - картины мастеров XVIII в., мебель, керамика, шпалеры.

Из зала Клода Лоррена сверните направо и поднимитесь по лестнице или на лифте на третий этаж. Он не так богато украшен, как второй (тут жили не цари, а вспомогательный персонал) , зато здесь находится потрясающая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов. Полюбуйтесь картинами Клода Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пабло Пикассо. Затем по дубовой лестнице спускайтесь снова на второй этаж и отправляйтесь в жилые покои, оформленные к свадьбе великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) с Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской.

В просторном Белом зале - самом большом и парадном помещении «новой половины» Зимнего дворца - молодожены устраивали балы и праздники. Обратите внимание на находящуюся здесь огромную вазу севрского фарфора XVIII в., расписанную синей краской и украшенную золоченой бронзой. Затем пройдите в поражающую воображение Золотую гостиную с полностью вызолоченными стенами, где сейчас выставлена коллекция камей (резных камней) , купленная Екатериной II у герцога Орлеанского. Следующая комната - Малиновая гостиная Марии Александровны. Здесь музицировали, о чем напоминает малиновый шелк на стенах с изображением музыкальных инструментов. За Малиновой гостиной расположены красный с золотом будуар, оформленный в стиле второго рококо, Синяя спальня, ванная и туалетная Марии Александровны. Помещение спальни сейчас используется для временных выставок.

Затем мы выходим в зал, где стоят карнавальные сани XVIII века, сделанные в форме фигуры святого Георгия с копьем, откуда можно продолжить путь либо по длинному Темному коридору без окон, где хранятся уникальные шпалеры, которым вреден солнечный свет, либо по залам, посвященным русскому искусству XVIII в. Оба этих пути выведут нас в ротонду - помещение круглой формы с замечательным паркетом на полу, служившее связующим звеном между апартаментами, располагавшимися в разных частях дворца. За ротондой находились жилые помещения, среди которых стоит отметить Белую (Малую) столовую последнего русского императора Николая II, известную тем, что именно в ней были арестованы министры Временного правительства во время Октябрьской революции (часы на камине показывают время, когда произошло это историческое событие, - 2 часа 10 минут ночи) . А вообще местом заседания Временного правительства было соседнее помещение - великолепная Малахитовая гостиная, украшенная колоннами, пилястрами, каминами, столиками, вазами и другими декоративными предметами, выполненными из малахита в технике русской мозаики.

Затем по длинному коридору мы возвращаемся вновь к парадной Посольской (Иорданской) лестнице. По дороге обязательно загляните в Концертный зал, где сейчас находится серебряная рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры, и в поражающий воображение своими размерами (более 1100 кв. м) огромный Николаевский (Большой) зал. Из Николаевского зала, в котором когда-то устраивались самые пышные дворцовые праздники, а сейчас проводятся временные художественные выставки, через Аванзал, украшенный малахитовой ротондой, подаренной Николаю I богатейшим семейством владельцев уральских заводов Демидовых, выходим снова на Посольскую лестницу.

Затем, если у вас еще остались силы для продолжения осмотра, можно отправиться на первый этаж. Спустившись с лестницы, поверните налево, где находится музейный кафетерий. Наверное, и вам захочется сделать перерыв и отдохнуть немного за чашкой кофе. Затем пройдите дальше по этому же коридору и сверните налево - вы попадете в большой мрачный зал Древнего Египта, где среди прочего выставлена настоящая мумия египетского жреца X в. до н.э. Египетская коллекция Эрмитажа интересна тем, что в ней представлены все периоды истории Древнего Египта.

Выйдя из Египетского зала и пройдя немного вперед, свернем налево и окажемся в зале с огромнейшей Колыванской вазой - самой большой из всех эрмитажных ваз. Ее вес почти 19 тонн, высота - 2 м 69 см. Ее высекали из монолита ревневской яшмы в течение 14 лет, с 1829 по 1843 г. Вазу, выполненную на Колыванской фабрике на Алтае, везли в Петербург на специальных подводах более 120 лошадей. Она была установлена в этом зале, когда еще не были закончены его стены. Теперь вазу отсюда уже не вынести - ее размеры не позволяют ей пройти в двери, так что можете быть уверены, что вы всегда найдете Колыванскую вазу на своем месте.

Пройдя немного вперед, вы попадете в огромный Двадцатиколонный зал, украшенный монолитными колоннами серого гранита и мозаикой на полу, сделанной по подобию римской. В этом зале - настоящее царство античных ваз и амфор, известнейшая из которых - чернолаковая Кумекая ваза, так называемая «Царица ваз», - находится в центре зала, под специальным стеклянным колпаком. Созданная в IV в. до н.э., она была найдена в развалинах храма в Кумах. Эта ваза, посвященная подземным богам и божествам плодородия, украшена рельефом и сохраняет до наших дней позолоту и следы яркой раскраски. Дальнюю часть зала занимает небольшая, но очень интересная и самобытная этрусская коллекция.

Из Двадцатиколонного зала вернитесь в зал 129 и сверните налево, в 127-й зал. Идя в этом направлении, вы сможете обойти весь первый этаж Нового Эрмитажа и увидеть замечательные коллекции античного искусства. Наиболее примечательны огромная статуя Юпитера и знаменитая Венера Таврическая. Статуя Юпитера высотой 3 м 47 см была найдена на загородной вилле римского императора Домициана. Венера Таврическая была куплена у римского папы во времена Петра I и стала первым античным памятником, появившимся в России в 1720-х годах, Сначала она стояла в Летнем саду, затем попала в Таврический дворец, почему и стала называться Таврической. Вообще же искусству античного мира в музее посвящено более 20 залов. Древняя Греция, Древняя Италия и Рим, Северное Причерноморье представлены здесь богатейшими коллекциями ваз, резных камней, ювелирных изделий, скульптур, терракот. Кроме того, обратите внимание на оформление самих залов этого этажа - один красивее другого. Завершив круг по первому этажу, через зал Древнего Египта вы снова выходите в центральный вестибюль музея.

Кроме того, в Эрмитаже есть еще одна уникальная возможность - посетить Золотую и Бриллиантовую кладовые, где хранятся потрясающие изделия из драгоценных металлов и камней. Чего тут только нет! Драгоценности на любой вкус, самых разных стран и эпох - от скифского и греческого золота до ювелирных шедевров начала XX в. Подвески, браслеты, перстни афинских щеголих и российских царственных модниц, часы, табакерки, драгоценное оружие и многое другое. Известный геолог и знаток природных минералов академик Ферсман писал об этой коллекции: «Галерея драгоценностей, ныне называемая Особой кладовой, создает полное представление об одном из прекраснейших искусств - об ювелирном деле. В отделе безделушек, вееров, табакерок, несессеров, часов, бонбоньерок, набалдашников, перстней, колец и т.д. проявлено столько вкуса, такое понимание декоративных особенностей камня, такое мастерство композиции, такая виртуозность техники, что, любуясь этими вещами, признаешь их скромных, забытых ныне авторов за достойных собратьев великих художников, произведения которых висят рядом на стенах картинной галереи Эрмитажа».

Если вы хотите увидеть эти замечательные коллекции, то вам надо с самого утра, как только вы вошли в музей, купить в кассе билет на один из сеансов. Посещение особых кладовых организовано по сеансам, только в сопровождении музейного экскурсовода и оплачивается отдельно. Вы можете посетить обе кладовые или выбрать одну из них.

В Золотой кладовой представлены произведения древнегреческих мастеров, золото скифов, драгоценности стран Востока, великолепные образцы восточного парадного оружия. В Бриллиантовой кладовой можно увидеть древние золотые изделия, драгоценности из коллекций членов императорской семьи Романовых и частных собраний Петербурга, памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия знаменитой фирмы Фаберже.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры