Портрет внешность бильбо бэггинса. Сказочное путешествие мистера бильбо беггинса, хоббита, через дикий край, черный лес, за туманные горы, туда и обратно

Главная / Измена мужа

Сочинение

БИЛЬБО (англ. Bilbo) - герой романа английского писателя Дж. Р.Р. Толкиена «Хоббит» (1937) и его трилогии «Властелин колец» (1949). «Один из самых замечательных хобби-тов всех времен», сказано о Б. в одном из справочников, посвященных творчеству Дж.Р.Р. Толкиена. Хоббиты (по одной из версий - комбинация двух слов: лат. homo - человек и англ, rabbit - кролик) живуг в едином и разнообразном мире, населенном также другими антропоморфными существами: эльфами, гномами, волшебниками и т.д. Есть там и люди. Б.- герой двух совершенно разных произведений, первое из которых воспринимается лукавой детской сказкой на фоне второго - сплава мифа, фантастики, многочисленных литературных цитат. Замысел образа вплотную связан с миром детской, и в этом смысле сравним с героями «Винни Пуха», а своему появлению Б. обязан содружеству кукол, плюшевых мишек, поросят и зайчиков. Б. из «Хоб-бита» похож на зайчика и на человека. Б.- самый доброжелательный, самый домовитый, уютный хоббит. Он в меру плутоват - скорее даже вопреки своей натуре. Уже в первой книге, отправившись в путешествие, он меняется. В нем обнаруживается не только удаль, но и хитрость. И хотя он нашел кольцо Горлума-Смеагорла, он все же не отдал «моей прелести» его сокровище. Совершенно негероичный по натуре, он оказывается способным на подвиг, именно ему дано вернуть сокровища гномам, первым из хоббитов завладеть Кольцом Всевластия - гибельным и вожделенным одновременно.

  1. Обобщить знания детей по разделу и вызвать интерес к содержанию и героям, желание прочитать произведение полностью.
  2. Развивать фантазию ребенка, творческие способности, устную связную речь детей.
  3. Воспитывать любовь к книге.

Оборудование:

  • книги –сказочные повести;
  • волшебный ключик;
  • рисунки сказочных человечков и зверюшек;
  • творческие работы детей;
  • шкатулка с оценками;
  • карточки с буквами;
  • таблички с названием сказочных повестей и их авторов;
  • атрибуты Мальвины и Буратино для сценки;
  • плакат “План характеристики Бильбо”;
  • выставка поделок сказочных человечков.

Методическая литература:

1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир”, 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. -М.: Баласс, 2004.

2. Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Часть 1. -М. : “Баласс”, 2004.

3. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели(справочник для учителей и родителей). Приложение к книгам для чтения серии “Свободный ум” Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой – М., “Баласс”, “С-Инфо”, 1995.

План урока.

I. Оргмомент.

II. Объявление темы и постановка целей урока

III. Проверка домашнего задания: разгадывание кроссворда.

IV. Повторение пройденного и обобщение полученных знаний по разделу.

Путешествие по секторам “Поля чудес”:

1 сектор – Туве Янссон. Шляпа Волшебника:

а) ответы на вопросы учителя;

б) рассказы детей о Муми-троллях;

в) творческое задание по произведению;

2 сектор – Д.Р.Р. Толкин. Хоббит:

а) чтение про себя;

б) ответы на вопросы;

в) составление характеристики Бильбо по плану.

3 сектор – Алан Милн. Винни-Пух:

а) пересказ от лица персонажа;

б) выразительное чтение и пение песенок Винни-Пуха.

V. Физкультминутка:

1) загадка;

2) выполнение упражнений.

4 сектор – А. Толстой. Приключения Буратино.

а) характеристика Буратино и Мальвины;

б) чтение по ролям отрывка “Мальвина и Буратино завтракают”.

5 сектор – Дж. Родари. Приключения Чиполлино.

6 сектор – А. Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живет на крыше.

а) ответы на вопросы;

7 сектор – Классификация сказочных героев.

VI. Домашнее задание: викторина, с. 180.

VII. Подведение итогов. Оценки – призы.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Объявление темы и постановка целей урока.

1. Вступительное слово.

Мы закончили работу над 2 разделом учебной книги, который называется “ Сказочные человечки”. Он включает в себя отрывки из произведений – сказочных повестей Туве Янссон и Дж. Р. Р. Толкина, А. Милна и А. Толстого, Д. Родари и А. Лингрен. Их объединяет то, что герои их – волшебные человечки или зверюшки – плод фантазии авторов.

2. Объявление темы и постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы вспомним главных героев этих произведений, их характеры и поступки, и обобщим наши знания, проявим свою фантазию и творчество

III. Проверка домашнего задания.

Чтобы попасть на Поле чудес и получить ключ от волшебной дверцы, домовой Афанасий предлагает разгадать веселый кроссворд “Узнай сказочного героя”. Этот кроссворд вы разгадывали дома. Проверим.

По вертикали:

1. При встрече с этим героем все сразу же начинают плакать.

По горизонтали:

2. Этот герой ради спасения своего друга не пожалел своего подарка.

3. Герой, который очень любил домашний уют, но вынужден стал сделаться отважным путешественником.

4. Кто от всех болезней лечился сладостями?

5. А этот человек отлично плавает, не боится воды, но для него нет ничего опаснее, чем огонь очага.

6. Герой, который в самый неподходящий момент начинает читать стихи.

Хорошо узнали сказочных героев. Получив волшебный ключик, попадаем на поле чудес.

IV. Повторение пройденного и обобщение полученных знаний.

Итак, как вы догадались, нашим ведущим будет младший домовой Афанасий Федорович. Ребята принесли на Поле чудес подарки – свои творческие работы. Путешествуя по страницам сказочных повестей, мы много узнали. Сегодня вы проявите свою фантазию, смекалку. За лучшие ответы призы – хорошие оценки. Успешно выполнив задания каждого сектора, мы будем иметь право открыть 1 букву зашифрованного здесь слова.

1 сектор Туве Янссон “Шляпа Волшебника”

  • Туве Янссон – финская писательница, придумала своих сказочных человечков – муми-троллей и сделала их добрыми и веселыми. Она даже сама нарисовала их портреты.
  • Вспомните, кто такие муми-тролли? Где они живут? Расскажите о быте семьи муми-троллей? Любят ли они путешествовать?

(Муми-тролли – маленькие человечки, живут в своем сказочном реальном мире – Муми-доле, похожи на детей поведением, разговорами, играми, отношением с друзьями. Они любознательны, добры, справедливы, любят путешествовать, творить, фантазировать. Они не любят холода и темноты, впадают в спячку на 3 месяца. Для этого набивают желудок хвойными иголками.)

  • Что нашли Муми-тролль, Снусмумрик и Сниф после зимней спячки? (Шляпу Волшебника)
    Почему черный цилиндр оказался волшебным? (Всякая вещь, если она достаточно долго пролежит в шляпе Волшебника, превращается в нечто совершенно иное: яичные скорлупки, брошенные в шляпу, превратились в 5 маленьких круглых тучек; Муми-папа, примерив шляпу, заработал легкую головную боль)
  • Ребята, представьте себе, что в шляпу Волшебника попали монетка, одежная щетка, зеркальце. Расскажите, во что они могли превратиться? (Ответы детей)
  • Вопросы 1 сектора исчерпаны. Открываем букву.

Домовой Афанасий предлагает выполнить задания 2 сектора.

2 сектор. Дж. Р.Р.Толкин. Хоббит

  • Английский писатель и ученый, профессор Оксфордского университета Джон Роналд Руэл Толкин придумал для детей страну Средиземье, ее героев и их приключения.
  • Кто такие хоббиты? Прочитайте про себя отрывок и ответьте на вопрос.
  • Каким вы представляете себе Бильбо Бэггинса? Расскажите о его характере по плану:
  1. Внешний вид.
  2. Где жил Бильбо.
  3. Его привычки, любимые занятия.
  4. Каким мы увидели Бильбо в трудных ситуациях.
  5. Как относится к хоббиту Бильбо автор.
  6. Что тебе самому больше всего нравится в этом сказочном герое?

(Жил в норке, любил проводить летние дни на воздухе, мечтал о беконе, яйцах и жареном хлебе; храбрый, беспощадный (убил гигантского паука в темноте в одиночку). Счастье сопутствует ему с рождения. Умеет бесшумно ступать. Имел волшебное кольцо. Недурно метал камни: мальчиком много упражнялся. Став взрослым (~50 лет), метал кольца, дротик, стрелял по прутику, играл в кегли, шары, пускал кольца дыма, загадывал загадки и стряпал, пел песни – дразнилки, сочинял их экспромтом)

  • Почему волшебник Гендальф решил послать именно Бильбо Бэггинса вместе с гномами освободить гору от дракона? (Считает, что Бильбо сможет помочь гномам)
  • С заданиями справились. Молодцы! Открываем букву.

3 сектор А. Милн. Винни-Пух

  • Эту сказку пересказал для ребят писатель Б. Заходер, т. е. взял героев сказки А. Милна, их характеры, а многие события, приключения, которые с ними происходят, придумал сам, и получилось, что у одной сказки как бы два автора.
  • Какая история развеселила нас в прочитанном отрывке? (Как Пух и Пятачок ловили Буку)

Попробуем рассказать их историю от имени Пятачка, от имени Винни – Пуха так, чтобы были видны их характеры. (Пересказ от лица персонажа).

  • А сейчас представьте, что по дорожке мимо идут толстый смешной медвежонок, а рядом с ним вприпрыжку маленький розовый поросенок, и прочитайте песенки Винни – Пуха из мультфильма. Их сочинил Б. Заходер. А может быть, кто-то из вас сможет эти песенки спеть?
  • Угадайте, кто ее проведет?

    С букварем шагает в школу
    Деревянный мальчуган,
    Попадает вместо школы
    В полотняный балаган…
    Как зовется эта книжка?
    Как зовется сам мальчишка? (“Золотой ключик или Приключения Буратино”, Буратино)

    Физкультминутка

    Буратино потянулся,
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся,
    Три – нагнулся.
    Руки в стороны развел-
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Надо на носочки встать.

    4 сектор. А. Толстой. Приключения Буратино

    • Почему Буратино – один из самых любимых героев детских книг вот уже много лет? (Характеристика Буратино)
    • Что вы можете сказать о Мальвине? Как она выглядит, как себя ведет, как говорит? (Ответы детей)
    • Представьте себе, что вам нужно разыграть сцену “Мальвина и Буратино завтракают”.

    Постарайтесь при чтении передать характеры Мальвины и Буратино. (Три человека читают по ролям, остальные следят за чтением).

  • Что не понравилось в поведении Буратино? Как нужно вести себя за столом? (Ответы детей)
  • Молодцы! Открываем еще одну букву.
  • 5 сектор. Д. Родари. Приключения Чиполлино

    • Имя, какого сказочного человека похоже на Буратино? (Чиполлино)
    • Почему их имена так похожи? (Они оба родом оба из итальянской сказки)

    Фруктово-огородная страна
    В одной из книжек – сказок есть она.
    А в ней герой- мальчишка овощной
    Он храбрый, справедливый, озорной.

    • Что объединяет героев этой страны? (Большинство – овощи и фрукты)
    • Какой эпизод подтверждает эту характеристику Чиполлино? (О том, как Чиполлино одурачил пса Мастино, которому очень хотелось пить)
    • Прочитайте выразительно отрывок из 3 главы “цепочкой”.
    • Многим ребятам, понравилась эта книга, и они написали пожелание тем ребятам, которые ее не читали, почему они рекомендуют прочитать эту книгу (реклама книги) .
    • Молодцы. Открываем еще одну букву, все задания выполнены. Домовой Афанасий приглашает всех в 6 сектор.

    6 сектор. А. Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живет на крыше

    • Что делает повесть веселой? (Ответы детей)
    • Чем необычен Карлсон? (Ответы детей)
    • Зачитайте отрывок, в котором описано, как Малыш впервые увидел Карлсона?
    • Какую характеристику дает автор? (Толстенький, самоуверенный человек, с важным и достойным видом, ребячливый)
    • Самохарактеристика? (Мужчина в самом расцвете сил, в меру упитанный)
    • Почему его любил Малыш? (Был одинок, его не понимали в семье, желание иметь веселого друга, необходимость в общении, потребность позабавиться) Открываем следующую букву.

    7 сектор. Игра – классификация

    Давайте, разделим всех сказочных героев на группы:

    • добрые и злые;
    • герои, которых писатели придумали сами, и герои, которых взяли из народных сказок. (Ответы детей )

    Открываем последнюю букву. Читаем хором расшифрованное слово. (Спасибо)

    VI. Домашнее задание.

    Ответить на вопросы викторины на с. 180.

    VII. Подводим итоги, получаем оценки.

    Кто из сказочных человечков понравился вам больше всего? Почему?

    Подумайте, чем похожи Буратино, Карлсон, Винни-Пух? Правда, у них много общего.

    Прочитайте хором слова с плаката:

    В мире много сказок
    Грустных и смешных
    И нельзя на свете
    Нам прожить без них.

    Оценки за работу на уроке ученики получают из “волшебной” шкатулки.

    Происхождение Бильбо Бэггинса

    Главный из хоббитов Д.Р. Толкина носит имя Бильбо Бэггинс. Фамилия Бильбо Бэггинс произошла от английского слова «bag», означающего мешок, торба, рюкзак и суффикса «ins», придающего слову характер фамилии. Вот и вышло Бильбо Бэггинс.

    Родители Бильбо были представителями двух влиятельных и богатых семей. Часто упоминается, что Бильбо был весьма похож на отца, однако от матери унаследовал скрытую склонность к авантюрам, которая внезапно просыпалась в нём время от времени. Рассказывается, что у Бильбо были «бэггинсовская» и «туковская» стороны характера, первая - респектабельная, консервативная, не любящая новизны и вообще каких-либо событий и происшествий; вторая - активная, авантюрная и поэтичная.

    Противоречия в характере Бильбо Бэггинса

    Как известно из повести, бэггиновская натура почти 50 лет преобладала в характере и поведении мистера Бильбо, но случилось так, что пришлось Бэггинсу ввязать в одно неприятное и трудное дело: «Я пошлю вас участвовать в моем приключении. Меня это развлечет, а вам будет полезно, а возможно, и выгодно, если доберетесь до конца», - так заявил неизвестно откуда взявшийся волшебник Гендальф .

    Именно во время этого путешествия в большей степени и проявляются те черты характера, которые достались хоббиту от его матушки, славной дочери почтенного Тука. Противоречия явного и потенциального, бэггинсовского и туковского начал в жизни Бильбо является основой сюжета «Хоббита» и во многом определяет поступки главного героя.

    Но Бильбо не воин, хотя по необходимости ему приходилось и воевать, он - Вор. В интеллектуальном поединке со Смогом («никакой дракон не устоит перед чарами загадок и перед искушением их разгадывания» ), Бильбо Бэггинс дает себе множество совершенно справедливых определений, каждое из которых отражает присущее ему качество или этап судьбы: «Я тот, кто ходит невидимо. Я тот, кто находит следы, кто прорезает паутину. Я жалящая муха, и я избран ради счастливого числа. Я тот, погребает своих друзей заживо, и топит их, и извлекает из воды живыми. Я пришел из тупика, но я не туп. Я - друг медведей и гость орлов. Я - носитель кольца, приносящего удачу; и я - тот, кто ездит на бочонках» .

    И все-таки официально он «оставался Вором-специалистом и разведчиком». И как бы во исполнение этой своей миссии, в подтверждение «воровского» статуса, хоббит совершает главную свою кражу: похищает у Дракона, но утаивает от гномов заветный камень Аркенстоун - знак могущества, обладание которым и было главной целью Торина. Но руководит Бильбо не алчность и не корысть, «чары сокровищ вообще действовали на него значительно меньше», чем на его товарищей, - руководит им желание достижения по возможности менее кровавого завершения всей авантюры. Именно благодаря такой предусмотрительности в сочетании с расчетливостью и бескорыстием, Бильбо побеждает там, где физическая сила несостоятельна.

    «Властелин колец» и «Хоббит, или Туда и обратно». Дядя Фродо Бэггинса, путешественник и друг эльфов. Представитель антропоморфной расы хоббитов, отличающеейся от людей низким ростом (около трех футов, или одного метра). Еще одна специфическая деталь внешности хоббитов - большие, покрытые шерстью ноги и привычка ходить босиком.

    История создания

    Образ Бильбо Бэггинса создал писатель Джон Р.Р. Толкин. Бильбо принадлежит к расе хоббитов, но заметно отличается от соплеменников. Хоббиты больше всего ценят тихую жизнь и респектабельность, в то время как репутация Бильбо изрядно подмочена. Герой любит путешествовать, писать стихи, водит дружбу с гномами, эльфами и волшебниками. Для хоббита у Бильбо чересчур беспокойный характер.

    Герой становится хранителем Кольца Всевластия, вокруг которого крутится сюжет романа «Властелин колец». Спасаясь от гоблинов в Мглистых горах, Бильбо оказывается в пещерах, где и находит Кольцо, а заодно сталкивается с существом по имени Голлум, бывшим хранителем Кольца. отчаянно ищет потерянное Кольцо и едва не съедает Бильбо, но благодаря игре в загадки хоббиту удается спастись.

    Пережив множество приключений, Бильбо возвращается домой в Шир с добытым в странствиях золотом и мирно живет в собственное удовольствие. В старости герой принимается писать мемуары - Алую книгу, где рассказывает о собственных приключениях.

    «Хоббит»

    В последнем фильме трилогии - «Хоббит: Битва пяти воинств» - Бильбо наблюдает эпическое крушение Озерного города, уничтоженного разъяренным драконом. Герой получает в подарок кольчугу из волшебного металла мифрила и участвует в битве людей, эльфов и гномов с армиями орков, а после возвращается домой в Шир.

    «Властелин колец»

    Первой в 2001-2003 годах на экраны вышла трилогия «Властелин колец», в которой зритель видит Бильбо в исполнении старого актера Иэна Холма. В начале фильма «Властелин колец: Братство Кольца» старый дядюшка Бильбо Бэггинс празднует свой сто одиннадцатый день рождения среди идиллических холмов Шира в окружении многочисленных родственников и беззаботного племянника Фродо.


    На самом деле герой хочет скорее покинуть Шир, причем сделать это с шиком - растворившись в воздухе перед толпой гостей. Способность к «растворению» герою дарит Кольцо Всевластия. Предвидя такой поворот, старый приятель Бильбо - волшебник Гэндальф - является на праздник и вынуждает хоббита отказаться от Кольца и оставить то на хранение Фродо, прежде чем покинуть Шир, как было задумано.

    Позже Фродо находит Бильбо в городе эльфов Ривенделле, у владыки Элронда.


    В финале третьего фильма «Властелин колец: Возвращение короля» Бильбо вместе с племянником Фродо и эльфами покидает Средиземье и отплывает на Запад, в Валинор – земли бессмертных.

    Экранизации

    Образ Бильбо Бэггинса на экране воплотили двое актеров – и Иэн Холм. До «Хоббита» Мартин Фримен был больше всего известен по роли доктора в британском сериале «Шерлок», где актер работал в паре с .

    Интересно, что тандем Фримен-Камбербэтч «просочился» и на съемочную площадку «Хоббита». Во второй и третьей частях трилогии – «Хоббит: Пустошь Смауга» и «Хоббит: Битва пяти воинств» – актер Бенедикт Камбербэтч сыграл роль дракона Смауга.

    Помимо того, что дракон говорит голосом актера, Смауг еще и «позаимствовал» пластику Бенедикта. На актера во время съемок надевался костюм с датчиками, что позволило «захватить» движения и мимику и «передать» дракону. По той же технологии создавался и образ Голлума, которого сыграл актер

    Британский актер Иэн Холм исполняет роль старого Бильбо в трилогии «Властелин Колец», где персонаж не играет ведущей роли. Актер также появляется в трилогии «Хоббит» в тех моментах, где показан постаревший герой, который пишет книгу мемуаров и вспоминает о приключениях юности.


    За вклад в развитие драмы королева Великобритании посвятила актера Иэна Холма в рыцарское звание в 1998 году. Актер начал сниматься в 1968 году и к тому моменту успел поработать в фильме «Пятый элемент» , в знаменитой антиутопии «Бразилия» Терри Гиллиама и сыграть роль Полония в экранизации «Гамлета» Франко Дзеффирелли.

    Цитаты

    «Все началось очень просто, как и можно было догадаться: в норе под землей жил-был хоббит. Не в мерзкой грязной сырой норе, где полно червей и воняет плесенью. Это была хоббичья нора. А это значит: вкусная еда, теплый очаг, всякие удобства и домашний уют».
    «Вряд ли кому-нибудь в наших краях могут нравиться приключения. Одни беспокойства и одни неприятности, еще обед пропустишь!»
    «Это Саквилль-Бэггинсы! Они мечтают заполучить мой дом. Никак не могут простить мне, что я живу так долго!»
    «Опасное это дело, Фродо, - выходить за порог: стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам, неизвестно, куда тебя занесет».
    «Половину из вас я знаю вполовину меньше, чем хотел бы знать, а другую половину люблю вполовину меньше, чем вы того стоите».

    И з статьи М.А. Штейнмана «Хоббит, или Туда и обратно» (Энциклопедия литературных произведений, составитель и научный редактор С.В. Стахорский, 1998 год):

    «Хоббит, или Туда и обратно» («The hobbit, or There and back again») - повесть Д.Р.Р. Толкиена. Опубликована в 1937 году. Принято считать, что ее сюжет вырос из устной сказки, адресованной детям писателя. Сам автор, однако, любил рассказывать, как во время проверки студенческих работ ему попался чистый лист, на котором профессор неожиданно вывел: «Жил-был в норе под землей хоббит». Так на свет появился персонаж, которому было суждено определить фабулу повести с тем же названием, а затем и всей трилогии «Властелин колец». Между ними действительно существует много общего: действующие лица, сюжетные повороты, наконец, единое художественное пространство, в границах которого и развивается действие, - Средиземье. И все же нельзя одно произведение расценивать как прямое продолжение другого.

    В отличие от трилогии, жанр «Хоббита» - литературная волшебная сказка, построенная на знакомых фольклорных схемах: существует «своя» земля, где располагается родной дом героя, и «чужая», куда он держит путь. В рамках последней выделяются Черный лес (он так и назван в повести), река (как граница и связь между ними), гора и подземное царство (у Толкиена они совмещаются - вспомнить хотя бы блуждания Бильбо в пещерах Туманных гор или проникновение внутрь Одинокой горы через тайный ход, прорубленный в камне).

    Основная сюжетная линия представляет собой сочетание двух основных мотивов квеста (опасной экспедиции) - убийство дракона и добывание клада, причем хоббит оказывается прямо или косвенно причастным к каждому из них. Там, где Бильбо невозможно выполнить свою функцию самому, его задачу выполняет заместитель. Например, хоббит обнаруживает слабое место дракона, но пользуется этими сведениями Бэрд-лучник. <...>

    «Хоббит» прочитывается поначалу именно как забавная сказка для детей, хотя на самом деле он адресован именно широкой аудитории. Автору удалось одновременно создать атмосферу волшебной сказки и пропустить ее через призму сознания человека XX века, где немалое место занимает ироническое переосмысление традиций прошлого. Ярким примером может служить повествование о том, как один из воинственных предков мирного хоббита снес своей палицей голову предводителю гоблинов. Она «пролетела сто метров по воздуху и угодила прямо в кроличью нору; таким образом, была выиграна битва и изобретена игра в гольф», - подводит итог рассказчик.

    Вместе с тем «Хоббит» гораздо ближе к «большой литературе», чем к обычной волшебной сказке. Буквально с первых строк повести читатель узнает о некой двойственности натуры хоббита - о его тяге к спокойной размеренной жизни, с одной стороны, и о стремлении к авантюрам, с другой. Данные тенденции будут противоборствовать в его характере на протяжении всего повествования. Но не они одни залог изменений в характере Бильбо. Перед нами происходит развитие образа героя под воздействием обстоятельств, высвобождающих скрытые возможности в его душе. Недаром маг Гэндальф, рекомендуя Бильбо в спутники гномам, говорит: «Он далеко не так прост, как вы думаете, и совсем не так прост, как думает сам». Иначе говоря, путь хоббита к Одинокой горе представляет собой не что иное, как путь познания самого себя. Если первоначально Бильбо лишь объект насмешек гномов, называющих его пузаном и бакалейщиком, то потом он делает все возможное, чтобы заслужить репутацию настоящего Взломщика, демонстрируя удивляющую его самого отвагу и сообразительность. Однако есть в его образе и другие черты, выводящие Бильбо за рамки типа удачливого авантюриста, - это прежде всего милосердие и мудрость.

    Так, он щадит несчастное озлобленное существо - Голлума, хотя тот угрожал хоббиту смертью, а после победы над драконом готов не только отдать свою долю сокровищ, но и подвергнуть опасности жизнь, чтобы предотвратить битву людей и эльфов с гномами, которых обуяла алчность. Можно сказать, что именно благодаря бескорыстию Бильбо снимается проклятие с драконова золота. Данный поступок можно расценить и иначе: абсолютно «несказочный» Бильбо Беггинс (фамилия дается в переводе Н. Рахмановой) обладает теми достоинствами, которых лишены более могучие «сказочные» обитатели Средиземья».

    Из сюжета Павла Рыжкова «Хоббит по-советски» в программе «Сегодня - Санкт-Петербург» (2009 год):

    «30 лет исполняется первой советской постановке Джона Рональда Толкиена. В 1979 году прошла премьера спектакля «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе». Как удивился бы писатель, увидев эту искрометную и увлекательную историю на сцене петербургского ТЮЗа.

    Ведь к Советскому Союзу Толкиен, как известно, относился с некоторой опаской. Есть мнение, что придуманная им страна зла под названием Мордор, окруженная неприступными горами, в чем-то списана с СССР с его железным занавесом. И вдруг - влюбленные в фэнтезийный спектакль советские актеры, которые весело с восторгом изображали гномов и эльфов.

    Более того, пьесу для постановки написал Яков Гордин, нынешний главный редактор журнала «Звезда». А музыку к телеверсии «Баллады» создавал композитор Владислав Успенский. <...>

    Но не только ленинградский ТЮЗ нашел произведение Толкиена гениальным для воплощения. Спустя несколько лет на Ленинградском телевидении снимается спектакль. Владимир Латышев поставил «Сказочное путешествие мистера Бильбо Бэггинса Хоббита». Телепостановка стала первым экранным воплощением произведения Толкиена, где появились актеры, а не анимационные персонажи.

    Иван Краско не видел фильм более 20 лет. Народный артист с удовольствием пересмотрел знакомые кадры. Краско был Гэндальфом, Зиновий Гердт - от автора, Хоббита играл Михаил Данилов. Там также играли Анатолий Равикович и Игорь Дмитриев. Появление произведений малоизвестного у нас автора актер объяснил просто.

    Иван Краско, народный артист России: «Я думаю, что тогда не стоял вопрос об авторских правах. Понятия не имели, что нужно платить еще какому-то Толкиену. Зачем? Это все было гораздо проще».

    Телеспектакль снимали в 7-й студии Ленинградского телецентра. В 1985 году это был один из самых оснащенных аппаратно-студийных блоков на советском ТВ.

    На этом спектакле впервые применили новую технологию двойной рир-проекции. Актеров снимали на синем фоне. И затем изображение могли накладывать не только за персонажем, но и перед ним. Делалось это с помощью второй рир-проекции. Так на советском ТВ делали «Хоббита». В эпоху докомпьютерной графики это был прогресс.

    Но появление таких новаторских постановок объяснялось не только отсутствием в СССР авторских соглашений с США. И в театре, и на телевидении активно искали интересный материал. И ради юных зрителей находили ресурсы на затратные постановки. Сегодня авторские права могут являться препятствием для реализации новых идей. Но самое печальное, что они теряют оригинальность».

    Из статьи Николая Караева «Средиземье, которое мы потеряли. Экранизации Дж.Р.Р. Толкина» в журнале «Мир фантастики» (2012 год):

    «СССР может похвастать двумя толкиновскими экранизациями. Первая - телеспектакль (в орфографии оригинала) «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, черный лес, за туманные горы, туда и обратно» режиссера Владимира Латышева с участием актеров из ленинградских театров. В версии «Хоббита», длящейся чуть больше часа, нет ни троллей, ни эльфов, так что герои из Шира сразу попадают в плен к гоблинам, которые тут - в основном артисты балета, танцующие что-то свирепое. Сюжет изменен и по мелочам: так, о дырке в панцире Смога Бэрду сообщает не дрозд, а сам Бильбо.

    Хоббита играет мастер эпизода Михаил Данилов, Торина - Анатолий Равикович (помните Хоботова из «Покровских ворот»?), Голлума - Игорь Дмитриев (Розенкранц из советского «Гамлета»), в роли Автора - Зиновий Гердт (Паниковский в «Золотом теленке»). При всей дешевизне и условности постановки актеры, почти не отступая от толкиновского текста, украшали ее чем могли. Вот диалог Голлума и Бильбо: «Если моя прелесть загадает загадку, а он не отгадает, моя прелесть его съест...» - «Ну, это понятно...» - «А если он загадает загадку, а моя прелесть не отгадает...» - «Ну нет! - в ужасе перебивает Бильбо. - Я есть не буду!..» Телеспектакль был снят в 1984 году и выходил в эфир в рамках передачи «Сказка за сказкой».

    Второй и последней попыткой российского кино снять что-нибудь по Толкину стал многообещающий, но несбывшийся проект «Сокровища под горой» киностудии «Аргус» (1991 г., режиссер Роман Митрофанов) по тому же «Хоббиту». От мультфильма, совмещавшего рисованную и кукольную анимацию, осталось шесть минут вступления. Закадровый Гэндальф голосом Николая Караченцова повествует о времени, когда король гномов Трейн Старший нашел гору, позднее захваченную Смогом. Волшебник говорит отряду Торина, что, пока гномов тринадцать, поход не состоится, и велит искать дом с тайным знаком на двери. Под покровом темноты гномы идут искать хоббита... и «Сокровища под горой» обрываются на самом интересном месте».

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры