Сколько лет кларе новиковой в. Клара Новикова: биография, личная жизнь, отношения с дочерью

Главная / Измена мужа

Болезнь Клары Новиковой стала страшным ударом как для её близких и родных людей, так и для миллионов поклонников её таланта, которые помнят Клару Борисовну в образе неувядающей и цветущей тёти Сони. Пережить острый период популярной актрисе помогла её семья и близкие.

Творческая биография Клары Новиковой

Клара Борисовна Новикова (в девичестве Герцер) появилась на свет в декабре 1946 года в Киеве. Её отцом был Борис Зиновьевич Герцер, который после фронта служил директором обувного магазина. Мама Клары, Полина Семёновна Герцер, была домохозяйкой. Изначально будущая артистка мечтала об актёрской карьере, даже пробовала поступить в театральный институт. Однако комиссия вуза не увидела в Кларе драматическую актрису.

Девушка окончила студию эстрадно-циркового искусства в городе Киеве, а также получила образование в Государственном институте театрального искусства столицы. Приехав в Москву, артистка стала жить под новой фамилией - Новикова. Фамилия досталась ей от сокурсника-барабанщика по цирковому училищу, который на протяжении недолгого времени был ее супругом.

В 28-летнем возрасте Клара Новикова участвовала во всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где была удостоена главного приза от председателя жюри - советского актера театра и эстрады Аркадия Райкина. Спустя два года девушку пригласили в Москонцерт, где, регулярно выступая на сцене, Новикова усовершенствовала свой талант. Практически сразу артистка стала известной среди ценителей эстрады: её полюбила публика и приняли критики.

Творческая деятельность

Клара Борисовна смогла сыграть на эстраде сотни персонажей, среди которых самым известным был образ тёти Сони. Новикова в течение долгого времени выступала перед зрителями с эстрадными монологами личного сочинения, а также юмористическими текстами, написанными другими авторами. Но истинная популярность пришла к артистке именно с того времени, как она стала работать со знаменитым украинским драматургом М. Беленьким, так как именно Марьян Давыдович был создателем образа, покорившего всю страну.

В начале 90-х народная артистка работала в столичном театре эстрадных миниатюр, руководителем которого был В 1992 году Новикова на Международном фестивале сатиры и юмора, который состоялся в городе Санкт-Петербурге, была награждена профессиональной премией «Золотой Остап». Спустя два года она стала лауреатом Кубка Аркадия Райкина на международном фестивале MORE SMEHA. В 1997 году Новикова была удостоена звания Народная артистка России.

На рубеже нового века популярность любимой многими тёти Сони стала медленно угасать. На смену ей и другим артистам эпохи «Аншлага» стали приходить более молодые комики. Выступления на телевидении стали случаться все реже, а классической аудиторией таланта Клары Борисовны, как правило, стала публика пожилого возраста.

Клара Новикова: биография, личная жизнь, болезнь

Первый раз народная артистка вышла замуж, проходя обучение в цирковом училище. Её избранником стал сокурсник В. Новиков. Отношения продлились недолго и закончились разводом.

Вторым мужем Новиковой стал спортивный журналист Ю. Зерчанинов, который был заведующим отдела публицистики. В браке с журналистом у Клары Борисовны родилась дочка Мария, которая изучала журналистику. В настоящее время занимается преподавательской деятельностью. Дочь Мария подарила народной любимице Кларе Новиковой троих внуков. Двух мальчиков: Льва и Андрея, а также внучку Анну.

Однако после кончины супруга у актрисы появились симптомы, свидетельствующие об ухудшении здоровья. Около 3 лет назад, в ноябре 2014 года, стало известно о болезни Клары Новиковой. Врачи поставили артистке страшный диагноз - рак груди.

Борьба с раком

По словам Клары Борисовны, когда она оказалась в больнице, кроме того что её ждёт серьёзная операция, ни о чем другом думать не могла.

После хирургического вмешательства болезнь Клары Новиковой отступила.Ей ликвидировали часть молочной железы. Однако период восстановления оказался тяжелей самой операции. Женщиной овладела тяжёлая депрессия. В придачу к болезни у Клары Новиковой отнялась рука. На что лечащий доктор сказал, что больше ничем не сможет ей помочь.

Клара Борисовна, благодаря помощи родных и близких людей, начала борьбу с недугом. Превозмогая боль, принимала пищу и лекарственные препараты. Ежедневно через силу выполняла положенные упражнения, пытаясь таким образом разработать руку, а также посещала специальные процедуры.

Спустя время болезнь Клары Новиковой перестала о себе напоминать. Актриса начала придумывать новые номера, передумала ставить на себе крест, стала жить мыслями о будущем и о предстоящих репетициях.

Клара Борисовна сегодня

На данный момент народная артистка чувствует себя отлично и полностью забыла о болезни. Клара Новикова замечательно выглядит, однако не забывает посещать врачей. Она ведёт здоровый образ жизни и при необходимости оказывает помощь тем, кто только переживает подобный недуг.

Таким образом, болезнь в биографии Клары Новиковой оставила неизгладимый след, однако артистка нашла в себе силы и поборола серьезный недуг.

Клара Новика – это довольно известная эстрадная артистка. Те, кто долгие годы наблюдал за ее творческой деятельностью, могут спросить: «А сколько лет Кларе Новиковой?» Ведь она так молодо выглядит, но выступает очень давно. Отвечаем: в декабре 2016 ей исполнилось 70 лет. Год рождения Клары – 1946. Ее знак зодиака – Стрелец.

Многие знают Клару, как юмориста. Когда она появляется на сцене, все готовятся к безудержному смеху, ведь, благодаря своей харизме и отточенному актерскому мастерству, Клара способна покорить сердца публики.

Настоящая фамилия актрисы не Новикова, а Герцер. Росла девочка настоящей «папиной дочкой». Отец Клары был военным в годы Великой Отечественной войны, а о матери ничего не известно. Девочка с детства знала, что такое дисциплина, ведь отец учил ее быть послушной. Хотя сама Клара рассказывала, что строгость отца порой переходила все границы, ведь он даже не всегда разрешал ей гулять с друзьями. Он не раз поднимал руку на дочь, от чего их отношения никак нельзя назвать мягкими. Иногда девочка откровенно боялась своего отца, так как росла в страхе наказания.

Возможно, Клара Новикова стала юмористом из-за того, что ей так не хватало улыбок и смеха в детстве. Она занималась в кружке детской самодеятельности. Отец одобрял увлечения дочери и не запрещал ей посещать эти кружки. Самодеятельность стала для юной Клары настоящей отдушиной.

Однажды в цирке Клара подумала о том, что неплохо было бы заняться цирковым искусством. После того, как к ней пришла эта мысль, она решила стать циркачкой. Однако отец не одобрил это и стал настаивать, чтобы дочь выбросила эти мысли из головы. Поэтому, Клара решила покинуть отчий дом и поискать славу в столице России. В Москве она впервые вышла замуж, взяв фамилию мужа. Так она стала Кларой Новиковой.

В столице она продолжила изучать цирковое искусство, а однажды попала на эстрадный конкурс. Похвала Аркадия Райкина на этом конкурсе стала настоящим достижением для Клары. В этом конкурсе она одержала победу.

Некоторое время Клара выступала перед публикой с написанными ею монологами и юморесками. Переломный момент в творчестве артистки произошел после знакомства с украинским драматургом, которого звали Марьян Беленький. Именно им был создан образ тети Сони, ставшим легендарным. После этого, Клара Новикова несколько раз снялась в фильмах и даже поездила с гастролями по стране.


За все время своей творческой деятельности, она работала:

  • Актрисой театра.
  • Актёром дубляжа (озвучивала героев мультфильмов и фильмов).
  • Киноактрисой.
  • Юмористкой.
  • Певицей.
  • Ведущей и т.д.

Новикову зрители любили всегда необычайно. Ее шутки знала вся страна, в залах, где она выступала, звучали овации. Можно сказать, что публика всегда боготворила ее. Главной площадкой Клары был «Аншлаг». Ей хватило всего несколько выступлений, чтобы стать настоящей звездой проекта. Клара Новикова выступала в аншлаге вместе с другими талантливыми артистами:

  • Геннадий Ветров.
  • Регина Дубовицкая.
  • Елена Воробей.
  • Евгений Петросян и т.д.

В театре Жванецкого Клара выполняла эстрадные миниатюры а на международном юмористическом фестивале, ей вручили премию «Золотой Остап».

Клара Новикова в наши дни

Сегодня артиста сменила формат деятельности, при этом, сохранив творческую направленность. Уже немолодая Клара пишет книги и выступает на сцене театра. В 2001 году в странах СНГ на полках книжных магазинов появилась автобиографическая книга Новиковой, которая называлась «Моя история».

На сегодняшний день артистка выступает в израильском театре.

Клара Борисовна Новикова – советская и российская артистка разговорного жанра, прославившаяся благодаря юмористическим монологам.

Клара родилась и выросла в Киеве, в семье директора обувного магазина Бориса Герцера, еврея по национальности, и супруги Полины, которая занималась домашним хозяйством и воспитанием Клары и брата Леонида. Имя будущая звезда получила в честь бабушки по отцовской линии.

Дети получали строгое воспитание. Как вспоминает артистка, отец наказывал брата с сестрой за малейшую провинность, поэтому главной отдушиной в детстве девочки стал школьный драмкружок. Там Клара получила первый опыт театральных выступлений и полюбила сцену.

После школы Клара отправилась в эстрадно-цирковое училище, которое мало что дало девушке, если не считать того факта, что именно там Клара получила новую фамилию Новикова, прославившуюся позднее на весь Советский Союз.

Так как выбранный дочерью путь Борис Герцер категорически не одобрил, Кларе пришлось уйти из дома, и после училища будущая актриса уезжает в Москву, где поступает в ГИТИС. Новикова дебютировала как эстрадная актриса Москонцерта под руководством Павла Леонидова, а в 1974 году даже стала лауреатом главного эстрадного конкурса, получив приз из рук самого . После участия в юмористическом турнире начался новый этап в творческой биографии Клары Новиковой.

Эстрада и театр

Выступала Клара Новикова с различными номерами собственного сочинения, но славу девушке принесли выступления с монологами других авторов. Наиболее известный персонаж артистки – одесситка Тетя Соня. Первый текст написал литератор Марьян Беленький, а затем подключились и другие юмористы. Этот образ стал визитной карточкой Новиковой.

Клара много гастролировала по стране, выступала на телевидении, особенно часто появлялась в сборных концертах популярной программы «Аншлаг», которую вела . Это юмористическое шоу позднее откроет зрителю другую звезду эстрады – .

Но в 21 веке позиции Новиковой стала теснить , супруга . Да и сама Клара Борисовна уже посматривала в сторону театральной сцены. Вскоре юмор и вовсе отошел на второй план.

Сначала юмористка начала играть в театре эстрадных миниатюр, который возглавлял , а позднее вошла в труппу израильского театра «Гешер», где раскрылся драматический талант Клары. Там актриса дебютировала в спектакле «Поздняя любовь», созданном по мотивам рассказов американского писателя Исаака Башевиса-Зингера. Этот театр до сих пор является основным местом работы Новиковой.


Попробовала актриса себя и в литературном жанре. В 2001 году Клара Борисовна издала автобиографический роман «Моя история», пользовавшийся успехом у поклонников.

Музыка и фильмы

В период пика популярности Клара Новикова пробовала себя как певица. Актриса исполняла весьма востребованные песни «Пусть музыка звучит», «Зеркала», «Эта жизнь», «Желаю вам любви». Интересный дуэт Новиковой и реализовался в мюзикле «Снежная королева», где артисты исполнили шуточную песенку «Карл у Клары украл кораллы». Также стоит отметить совместное творчество артистки с группой «Дискомафия», с которой Клара Новикова спела хит «Раз на Раз».

В кино актриса впервые появилась в 1991 году в экранизации спектакля «Как это делалось в Одессе». В 1999 году состоялась премьера комедии «Вы будете смеяться», в которой Новикова перевоплощалась в совершенно разнообразных персонажей, каждый раз оставаясь главной героиней истории. Также актриса снялась в уже упомянутом мюзикле «Снежная королева» в роли вороны Клары.

В 2004 году Клара Новикова появилась в основном актерском составе комедии «Осторожно, Задов! или Похождения прапорщика», где также снялись звезды советского и российского кинематографа – , .


Через год актриса появилась в фильме «Королева бензоколонки 2» в эксцентричном образе Рогнеды Карповны. В кинокомедии речь пошла об абитуриентке театрального вуза Людмиле (), провалившей экзамены и возвращающейся домой. В пути автобус, на котором ехала девушка, ломается, и Людмиле приходится остаться на ближайшей автозаправке. Со временем девушка превращается в успешного сотрудника бензоколонки, а затем и владелицей бизнеса.

Личная жизнь

Первый раз Клара Борисовна вышла замуж, еще будучи студенткой эстрадно-циркового училища. Супругом стал однокурсник Виктор Новиков, позднее ставший барабанщиком и участником многих украинских и российских музыкальных коллективов. Этот брак просуществовал недолго, но зато подарил Кларе фамилию Новикова, ставшую знаменитой.


Второй муж артистки эстрады – журналист Юрий Зерчанинов, заведующий отделом публицистики журнала «Юность». Супруги прожили душа в душу вплоть до смерти Юрия в 2009 году. В семье родилась дочь Мария, которая пошла по стопам отца и тоже окунулась в журналистику, а сейчас преподает в высших учебных заведениях. Благодаря дочери у Клары Новиковой трое внуков – дети Лев, Анна и Андрей. Смерть мужа женщина перенесла тяжело и долгое время чувствовала себя одинокой и никому не нужной.

В 2013 году у актрисы обнаружился рак молочной железы. Диагноз прозвучал словно приговор. После плановой операции начался долгий и изнурительный период реабилитации. Артистка впала в депрессию из-за отнявшейся руки. Клара не могла есть и пить таблетки. Помогали Новиковой подруги. Вскоре актриса пришла в норму, рука восстановилась, болезнь больше не возвращалась.


Сейчас личная жизнь Клары Новиковой – это семья дочери – обожаемые внуки, с которыми актриса проводит свободные от творчества минуты. Внешность Клары Новиковой за годы не сильно изменилась – на фото актриса по-прежнему выглядит моложаво.

В октябре 2017 года Клара Новикова посетила премьеру скандально известной мелодрамы . Актрису сопровождал импозантный мужчина. На недоуменные вопросы журналистов Клара Новикова ответила, что спутником стал драматург Дмитрий Минчонок, дочь которого учится на режиссерском курсе Учителя. Актриса отметила высокое качество киноленты и игру и .

Клара Новикова сейчас

Клара Новикова продолжает участвовать в жизни российской эстрады. В начале 2017 года актриса выступила на радиостанции «Москва FM», где рассказала о скором возобновлении проекта «Вокруг смеха», но теперь уже в новом формате. По словам актрисы, в программу будут входить номера в жанре сатирического монолога, стендапа, театральной миниатюры, скетча и пародии. 1 апреля состоялась премьера долгожданного шоу, телеведущим которого стал

Клара Новикова отмечает 70-летие. Несмотря на солидный, казалось бы, возраст, народная артистка и любимица миллионов зрителей даст фору любому. В ее рабочем и гастрольном расписании напрочь отсутствует даже полчаса свободного времени. С юбиляршей встретилась обозреватель «Известий».

- Чем занимались в преддверии юбилея, Клара Борисовна?

Если вам рассказать мой месяц, вы поймете, что люди так не живут. За весь месяц у меня был только один выходной, когда я могла отоспаться, но в этот день в моей новой квартире устанавливали столешницу и умывальник. Целый день в доме топтались какие-то люди, а после этого я убирала квартиру. Есть те, кто живет для себя. А оказалось, что для меня жизнь - это работа.

- Зачем вам столько работать?

По-другому не умею, не могу остановиться. Возможно, кто-нибудь или что-нибудь меня остановит, и тогда я пойму, что никогда не жила для себя.

- Откуда вы черпаете силы?

А сколько вам лет?

- Двадцать семь, но я бы не выдержала такой ритм.

Вы себя очень любите, а мне хочется успеть. У вас много времени впереди, а у меня его уже меньше.

- С возрастом силы прибавляются?

Про возраст мы не говорим - я не знаю, что это. Все, конечно, откроют интернет и узнают. Но я не хочу, чтобы об этом говорили. У меня съемки, работа, фотосессии, интервью… О каком возрасте идет речь? Возраст - это когда тебе уже ничего этого не надо, когда всё уже позади. Я продолжаю жить как жила.

- Вы следите за молодым поколением, выступающим в разговорном жанре?

Я подсматриваю за ними, чтобы быть в теме. Кто-то мне нравится больше, кто-то меньше, кто-то не нравится совсем… Я понимаю, что они есть и они должны быть. Но мне кажется, что я вполне в тренде. Не чувствую себя «старым дураком».

- Вашу тетю Соню часто копируют...

Все они делают одну и ту же ошибку: копируют интонацию и кривляются. Понимаете, в Одессе так не шутят специально - они так живут. Тете Соне уже 25 лет, и у меня нет такого концерта, чтобы зрители не спросили: «А тетя Соня будет?». Она - философ, бренд! А как можно повторить бренд? Только создать подделку.

- Раньше вы любили гастролировать в Киеве, удается сейчас там выступать?

У меня случилась неприятная история с Одессой и Киевом. Я не знаю, что стало тому причиной. Надеюсь, эти отношения поменяются когда-нибудь, потому что они не могут быть такими, как сейчас. Это ведь мой родной город, альма-матер - у меня в Киеве родительские могилы, там я родилась, училась, там мои друзья.

В сентябре мы снимали в Киеве и в Житомирской области программу обо мне - не было никаких преград. Ко мне подходили люди на улицах и говорили: «Вы наша! Когда будет ваш концерт? Мы очень хотим прийти».

Но концертов там нет. А я бы поехала, если бы они были. Меня бы ничто не остановило. Ведь еду выступать не к Порошенко, а к моим зрителям. Порошенко сегодня есть, а завтра будет кто-то другой. И на моем веку многие сменились, а зрители как были, так и остались.

Меня позвали на гастроли в Киев, предложили зал, в котором я никогда до этого не выступала. А я киевлянка, и для меня зал в Киеве - это отношение ко мне, престиж. Есть места, в которых я не хочу выступать, куда я не поеду, потому что они неуютны для жанра. Меня позвали именно в такой и сказали, что те площадки, на которых я выступала раньше, мне не дали.

- Кто не дал? Украинские власти?

К властям я не имею отношения - общаюсь с продюсерами, которые приглашают на гастроли. Мне долго не хотели говорить, но потом признались: «Для вас разрешили только такой зал».

- Надо понимать, та же ситуация в Одессе?

В Одессе я должна была выступить на дне рождения у Олега Филимонова. Юбилей в большом зале, играется два дня. Меня несколько месяцев уговаривали, просили, и я сделала всё, чтобы быть в Одессе в этой компании. Но потом мне позвонили, извинились и сказали, что у них не получается. Не знаю, кто не дает добро на мой приезд.

- А вы как думаете?

Послушайте, артист - это профессия, которая всегда и везде. Даже во время войны артисты ездили выступать туда, где были войска, где было тяжело. К народу! Так получилось, что Украина сегодня - фронт военных действий по отношению к актерам.

Но я не связана с политикой. Крым ваш, Крым наш... Он мой! Я в Крыму выступала, в Ялте стоит памятник тете Соне, я вынашивала свою дочь в Гурзуфе. Нет такого места на земле, куда бы я не могла приехать, потому что я - человек этой Земли. Для меня было бы неожиданным и противным, если бы какие-то власти решили, что я на что-то не имею права.

В зал приходят и те, кто за «красных», и те, кто за «белых». Но на концерте они становятся зрителями, сидят рядом друг с другом. В буфете пьют шампанское и не достают оружие, чтобы стрелять, если, конечно, они не дегенераты. Я на месте политиков звала бы всюду артистов, потому что они объединяют мир. Артист - первый вестник мира.

- Вы замечаете, как меняются поколения?

В человеческих отношениях ничего не изменилось. Чувства как были, так и остаются: любовь, ненависть, привязанность, нежность… Но мне жаль, что не остается времени взять книжку, посидеть, почитать, повыписывать… Ткнул кнопку и тебе всё покажут. С одной стороны, это хорошо - сокращает время. Но люди меньше общаются, реже разговаривают. Я бы не хотела, чтобы дети были косноязычны. Но на своих внуках я этого не замечаю.

Младший, Андрюшка, весь в футболе и постоянно хочет общаться, ему скучно одному. Старший, Лева, - студент. Подробностей не знаю. Какие можно знать подробности, когда человеку 19 лет? Он говорит мне: «Клара, что ты вообще понимаешь?». Я так же говорила своей маме. Но мы с ним дружим.

Анечка - моя тайная любовь. У меня мало времени, чтобы с ней общаться, но я бы очень хотела с ней говорить. Я ее очень чувствую. Она занимается то спортивным рок-н-роллом, то гитарой, то пением, то вдруг стала лазить по стенкам.

- У вас хватает времени ходить в театр?

Конечно! «Царя Эдипа» я уже посмотрела. Очень люблю Римаса Туминаса, он фантастический. Это очень высокий уровень театра. Сейчас приедет моя подруга из Киева, Светочка, и мы пойдем в театр. Я хожу на всё, что мне интересно, жаль, что времени мало. Моя дочь Маша - театровед, она меня ориентирует. Иногда говорит: «Мам, неужели ты пойдешь это смотреть? Не стоит тратить время». Но я очень люблю театр.

На культурном форуме в Санкт-Петербурге Карен Шахназаров предложил изучать в рамках школьной программы по литературе произведения только шести авторов…

А как Карен определил лучших, по каким критериям? У меня, допустим, есть свои лучшие. И как мы должны с ним сойтись? Кого убрать из учебников? Детям сегодня очень трудно ориентироваться в литературе XIX века, если рядом нет кого-то, чтобы объяснить значение какого-то слова. Язык - не мертвое понятие, он движется, он живой.

Я склонна доверять мнению Карена, но мне было бы обидно не изучать Жуковского - автора, которого приветил сам Пушкин. А поэзия? У нас такой круг поэтов, и я бы не хотела ни от одного отказаться: Фет, Блок, Северянин… Русская литература так много дает! Мне кажется, если ты не читаешь, - не узнаешь ничего ни о прошлом, ни о нынешнем, ни о себе.

Я училась на Украине, и сейчас там на русскую литературу дано лишь несколько часов - ее изучают как иностранную. Желание разъединиться и перестать существовать как одна культура - не самая лучшая затея. Я не представляю, что было бы, если бы я не читала Тараса Шевченко, Лесю Украинку, Гоголя (хотя он и называл себя русским) или Булгакова, который жил в Киеве. Дураки! Будет очень стыдно когда-нибудь за тех, которые пытаются это сделать. Я читала, кстати, Евгения Онегина на украинском языке в переводе Рыльского. Это потрясающий перевод!

- Вы так хорошо знаете украинский?

Да, я знаю язык. Мы однажды летели в самолете с Богданом Ступкой и разговаривали. Он немножко подтрунивал надо мной: я что-то неправильно выговаривала, что-то не могла вспомнить. Потом мы с ним, правда, так сошлись на политической теме, что я пересела, чтобы не разругаться совсем. Он потрясающий актер и человек - потом мы шутили над нашими «политическими разногласиями».

- А ведь многие так и рассорились на почве этих «разногласий».

Мы тоже рассорились в какой-то момент. Потом поняли, что это не мы и не наши отношения, а пропаганда. Когда мы всё это расставили для себя по местам, то осознали, что нас ничего не разъединяет.

- Вы как-то сказали: «Я всегда стараюсь понять человека, мне очень интересен человек».

Да, я же не просто с вами сейчас разговариваю, я вас изучаю. Мне интересно, какой же вы человек? Зачем вы пришли ко мне? Что вам во мне интересно? Или это просто задание газеты? Мы с вами сейчас достукиваемся друг до друга. Я вот общаюсь с человеком, смотрю, слушаю и всегда представляю - а если я бы его играла, то как бы я его сыграла?

Знаете, когда я рожала Машу, мне было очень больно, а в голове вертелось: «А если бы я это играла?». Мне казалось, что я бы орала как ненормальная в кадре или на сцене. А в действительности я не орала.

Меня всегда поражало, с какой открытостью вы говорили о своей жизни, болезнях, семье. Не страшно было этим делиться?

Я когда-то для себя решила, что мой опыт может быть кому-то полезен и я могу кому-то помочь. И это помогало. Когда идешь на интервью, предполагаешь, что тебе могут задавать жесткие вопросы. Если не хочешь на них отвечать - не приходи. Я открытый человек, и если кто-то воспользуется моей бесхитростностью, прокомментирует по-своему то, что я говорю, - мне грустно. Но я и не рассчитываю на таких людей.

- У вас есть мечты?

Я хочу сыграть в театре, в пьесе, которая мне понравится, и роль, которую я очень давно жду. Даже если это будет какая-нибудь бабушка, пожилая женщина. Мне кажется, актриса моего возраста может играть всё. Мне рассказывали, что на Западе есть спектакль, где пожилая актриса играет Джульетту. Я мечтала в моем возрасте сыграть Джульетту: когда ей 15, она не дорожит жизнью. Жизнь для нее эфемерна. Моя Джульетта в моем возрасте дорожила бы жизнью. Возможно, она поступила бы так же, как и юная Джульетта, но - очень осознанно. А, впрочем, не знаю.

Я хотела бы почаще видеть моих внуков и дочь, я их очень люблю. Я не умею сама отдыхать, не умею сама путешествовать, мне нужен рядом человек, с которым я делилась бы эмоциями. Я хотела бы иметь больше свободного времени, чтобы ни от чего и ни от кого не зависеть. Но это невозможно. Хотелось бы быть более свободной - человеком мира, не замыкаться.

Я очень многих потеряла. Каждый ушедший близкий мне человек - это глоток воздуха. Я не хочу, чтобы у меня не оставалось, чем дышать. Хочу, чтобы со мной рядом долго были те, кого я люблю. Никто не знает, когда что случится, - в этом самая великая философия в жизни. Но я очень хочу еще многое успеть. И успею!

Четыре года назад не стало мужа Клары Новиковой, известного журналиста Юрия Леонидовича Зерчанинова, с которым они прожили вместе почти четыре десятка лет­­…

— Клара, как складывается теперь ваша личная жизнь?

— Мне говорят: «Пора тебе как-то устраиваться. Замуж надо выйти». А я не понимаю этого. Много лет назад, когда только приехала в Москву, снимала комнату у одной потрясающей женщины, Марии Иса­аковны, с которой, кстати, потом «срисовала» свою Элеонору Петровну. Яркая была дама. Оставшись вдовой, Мария Исааковна не опустилась: всегда ухоженная, элегантная, с острым и ироничным взглядом на жизнь, она приковывала к себе внимание. И сама собой любовалась.

Букву «р», кокетливо грассируя, произносила как смягченную «г». Со мной разговаривала исключительно с напускной строгостью, называла нежно «дрянь». «Иди сюда, дрянь (у нее получалось «дгянь»), покушай, я приготовила потрясающий овощной супчик…» Иногда просила анекдот рассказать или говорила: «Кларка, ну-ка покажи меня!» Я рассказывала, изображала, и ей очень нравилось. Хохотала, трясясь грудью и животом, приговаривала: «Хороша канашка!»

За ней ухаживали мужчины, причем весьма интеллигентные, с самыми серьезными намерениями. Встречаясь с ними, она поясняла: «Для куража!» Как-то я спросила: «Но почему же вы не идете замуж?» И она ответила: «А для чего? Чтобы стирать чужие рубашки?» Я удивилась: «Но ведь если мужчина будет вашим мужем, значит, они не будут чужими». — «Своими они уже не станут никогда…» Тогда я ничего не поняла, а вот теперь… Когда мне говорят: «Слушай, хочу познакомить тебя с интересным мужчиной», тут же вспоминаю про те рубашки и отвечаю вопросом своей квартирной хозяйки: «А зачем?»

Не хочу заводить «гостевого» мужа, пусть сегодня это и модно. А что касается постоянного… Сложно, ведь у женщины и мужчины должно совпасть множество тончайших струн. На уровне интуиции, нерва, вздоха, ощущений. Интересы общие, мировосприятие. Не говоря уж о чисто бытовых привычках. Пока такого совпадения у меня ни с кем нет. При этом понимаю, что нравлюсь мужчинам: мне делают комплименты, оказывают знаки внимания, намекают на перспективу отношений. Но увы… Хотя, кто знает? Может, просто не нашелся пока тот, к которому я расположилась бы? (С улыбкой.)

— Может, дяденькам следует проявлять больше активности?

— Во-первых, не даю повода. Во-вторых, думаю, они не решаются — побаиваются попасть на мой острый язычок. Я запросто могу и подковырнуть, и обсмеять, а то и пригвоздить. Мой муж, Юрка, сам был большой насмешник, и тот меня побаивался! Но постепенно привык. А нового-то надо будет приучать… (Смеется.)

Недавно одна женщина говорит мне: «Кларочка, давайте я вас познакомлю, у вас должна быть личная жизнь». — «А то, что у меня сейчас, не личная жизнь?» — уточнила я. «Нет», — отрезала она и стала подготавливать меня к знакомству с одним «о-о-очень ничего себе мужчиной». Наконец на каком-то празднике мы с ним встретились. Смотрю, действительно весьма благообразный, руку мне галантно протягивает. Моя знакомая рядом стоит, тоном свахи представляет: «Ну вот он, его зовут Леня…» И тут я как всплесну руками, как заверещу радостно: «Леня! Боже мой! Какое счастье! Наконец-то!» От неожиданности он, бедный, прямо подпрыгнул и буквально спрятался за эту женщину. А я, сбавив тон, говорю: «Кажется, я вас напугала. Простите. У меня есть брат — тоже Леня, поэтому я так эмоционально среагировала…» На ужине мы с тем перепуганным мужчиной оказались за одним столом, и весь вечер он смотрел на меня с опаской, а когда я просила его передать мне какое-то блюдо, прямо вжимался в стул. (Смеется.) Согласитесь, вряд ли я подошла бы для личной жизни такому Лене — он прятался бы от меня по углам. Ему нужна женщина спокойная, тихая. А во мне энергии на десятерых хватит.

В общем, на сей момент моя личная жизнь — это репетиции, выступления, гастроли с концертами, Театр на Малой Бронной, где я играю. Часто хожу в театры, встречаюсь с друзьями. И потом — у меня есть дочь, внуки, которым надо помогать. Так что времени на страдания от одиночества у меня нет.

— Статус бабушки, причем трижды, не давит­?

— Бабушка я биологически и по факту. А психологически — нет, не чувствую себя бабушкой. Мне интересно то же, что и молодым. Кстати, все внуки называют меня Кларой. Даже четырехлетний Андрюша. Недавно кто-то спросил его про меня: «Это твоя бабушка?», и он ответил: «Это моя Клара».

Мне пришлось пережить многое. Но, как бы ни было тяжело, я не позволяла себе погружаться в депрессивное состояние, за уши себя вытаскивала. Впасть в депрессию легче всего, гораздо сложнее — не поддаться ей. Точно знаю: в таких случаях нельзя быть одной, надо идти в люди. И я хожу. А еще у меня есть особенность: в любой ситуации, даже самой безрадостной, мне запоминается только смешное­.

Вот, например, история из моей жизни. Однажды меня раздели в собственном подъезде. В полдень. Я вызвала лифт, вошла в него, и в тот момент, когда нажала на кнопку своего этажа, почти захлопнувшаяся дверь раздвинулась и в лифт зашли двое — на лицах свитеры, на головах шапочки, видны только глаза. Приставили к шее нож, двинули по уху, я ударилась головой о стенку. Потом загнали меня на верхний этаж… Впоследствии оказалось, что это двоюродные братья — один сбежал из психушки, а другой только вышел из тюрьмы. Короче, к своей квартире я подошла босиком, в лифчике, трусиках и шляпке, а в руках держала хозяйственную сумку с курицей, за которой, собственно, и ходила в магазин. Помню, за шляпку я особенно обиделась: эти идиоты ее не взяли. А ведь я покупала ее в Германии, в дорогущем магазине! А он, сволочь, зашвырнул ее на другой этаж, и я, голая, пошла искать. Когда Юра открыл дверь, он оглядел меня с головы до ног и невозмутимо сказал: «Ну ладно, кончай разы­грывать!» Никак не хотел верить в то, что это не глупая шутка, а реальность. По сути чудовищная. Но мне, как только представлю себя голышом, в шляпке и с курицей, все равно становится смешно.

А дальше было еще забавнее. Я позвонила приятельнице, которая шила мне костюмы, и дрожащим голосом сообщила: «Люда, я к тебе сегодня не приеду, на меня напали бандиты, раздели…» Она спросила: «Все унесли?» — «Все!» — «И в чем ты осталась?» — «В лифчике и трусиках». — «А что, на тебе было плохое белье?» — «Да нет, хорошее, французское», — опешила я. «Так почему же, — возмутилась она, — они не взяли?!» Нет, правда, смешные моменты всегда можно найти.

Или вот, пожалуйста, другой случай. Из 1990-х годов, тоже с криминальным оттенком — мне на них везло. Накануне Рождества я была на гастролях в городе Чайковск и оказалась свидетелем вооруженного ограбления. Захожу в универмаг — хотела купить подарки друзьям: камешки, шкатулочки, поделки всякие. Стою у прилавка, примеряю колечко. Вдруг слышу крик: «На пол! Лицом вниз!» Какие-то люди в масках, с оружием всех уложили, кого-то попинали ногами и сгребли с прилавка всю ювелирку. Перед этим налетом рядом со мной у прилавка стояла женщина, которая держала в руках тортик «Полено» — на картонке, без крышки (тогда в нашей стране упаковка была в дефиците). Когда мы лежали на полу под дулами пистолетов, я почему-то обратила внимание на то, что все грибочки с цветочками, украшавшие торт, были размазаны по потолку и по стенам. Кошмар! Вскоре я оказалась в Германии, и меня пригласили в гости в один очень обеспеченный дом. И там, за столом, я рассказала этот случай. В конце моего эмоционального повествования хозяйка дома вдруг поинтересовалась: «Скажите, а почему в России не делают коробочек для тортов?» (Смеется.) На нее именно эта деталь произвела самое сильное впечатление.

— А ограбление-то чем закончилось?

— Налетчики скрылись, мы все с опаской стали подниматься с пола, вызвали милицию. Вдруг я заметила на своей руке бирочку от кольца. Подбежала к продавщице: «Девушка, простите! Я чуть не унесла кольцо». Представьте себе, оно оказалось единственным украшением, оставшимся в том отделе. Спустя полтора часа у меня концерт. Доползаю до театра. Костюмер спрашивает: «Что с вами?! Вы совершенно белая». Прошу у девчонок рюмку к­оньяка. Выпила. Вышла на сцену. И тут же начала рассказывать зрителям о том, что случилось. В зале — смех. И чем дольше я говорила, тем сильнее хохотал зрительный зал. Они решили, что я специально подготовила номер для гастролей в их городе. Я сначала занервничала, а потом и мне самой тоже стало смешно. Ну что поделать, я такая. Даже о дорогих мне, любимых людях, которых уже нет в живых, все равно стараюсь вспоминать только веселое. Мне так легче. (Со вздохом.) И им, наверное, тоже.

— На одном из концертов вы показали фильм, который сняли о своих родителях. Вы там задаете отцу вопрос: «Папа, ты прошел всю войну, воевал под Сталинградом и Севастополем, был ранен. Скажи, что это для тебя было, что ты вынес из этого?» А он ответил: «Что я вынес? Две рубашки, да и те оказались женскими…»

— Да-да, и заодно еще майора медицинской службы женского пола — только об этом он там не говорил. Из семейных преданий мне известно, что папа после тяжелой контузии долго лечился в госпитале, и, очевидно, та майорша его выхаживала. Видимо, так старалась, что он пообещал после войны на ней жениться.

Вообще-то раньше, в довоенной молодости, он ухаживал за маминой старшей сестрой. Но к моменту его возвращения в Киев Маня вышла замуж и родила двоих детей — Зорика и Фиму. И она познакомила его со своей сестренкой. Папа — огромный, статный красавец, увидев мини­атюрную рыженькую девчонку, влюбился по уши. Но тут как раз в Киев прибыла та самая фронтовая подруга.

Папа тут же сочинил историю о своей несуществующей семье: якобы он думал, что жена и двое детей погибли, но, вернувшись, нашел их. Она ему не поверила. Тогда он сказал: «Жди меня на Крещатике в таком-то месте…» Прибежал к тете Мане, вытащил на прогулку ее мальчишек, мою маму и под руку с ней прошелся мимо указанного места. Бедная женщина поняла, что надеяться ей больше не на что.

Папа не догулял в юности: едва за­кончилась служба в армии — тут же началась война. И он прошел ее всю. Только никогда не рассказывал о ней. Фильмы на военную тему называл «бабины сказки». В первые же дни войны отец потерял свою маму. Они жили в Житомирской области, и известно только, что она бежала вместе со всеми, пытаясь спастись от бомбежки, но на дороге их настигли фашисты и расстреляли. Папа так и не узнал, где она похоронена и похоронена ли. Кларой меня назвали в память об этой бабушке, а вовсе не в честь Клары Цеткин, как многие думали. Отец часто называл меня «мама моя». Мы с братом отца обожали, хотя он был человеком суровым, властным, непреклонным, держал нас, мягко говоря, в строгости — воспитательная мера в виде солдатского ремня с пряжкой шла в порядке вещей. Ему достаточно было произнести: «Все, я сказал…» — и любые возражения исключались. (Со вздохом.) Вот и дочка моя, Маша, теперь точь-в-точь так же может мне сказать, тем же тоном. Но если бы я посмела так говорить с отцом, он бы меня убил.

А мама была совсем другим человеком. Тихая, молчаливая. При этом ее обожали все. Щедрости необыкновенной — гости из нашего дома всегда уходили с полными пакетами еды. И очень впечатлительная. Смотрит, допустим, в сотый раз «Балладу о солдате» и плачет. «Мама, ну что ты плачешь, это же кино!» — «Шо, я не могу переживать?»

Больше всего переживала из-за папы — он был слишком любвеобилен. Как-то, когда я приехала с гастролями в Израиль, ко мне подошла дама приятной наружности: «Здравствуйте. Ваш папа Борис Зиновьевич?» — «Да». — «Передайте ему привет». — «От кого?» — «Скажите, от Беллы. Он знает», — многозначительно так. Папа действительно любил женщин, он так на них смотрел! Прекрасно это помню, хотя он думал, что я маленькая и ничего не понимаю. Когда брату было года два, а мне лет пять, у нас дома появилась няня, помогавшая маме по хозяйству, — молодая, румяная, крепкая деваха Аня. Папе она нравилась — он говорил недвусмысленно: «Какая женщина — кровь с молоком!» Потом замуж ее выдавал: она ребенка родила, Колю, родственники говорили, что от папы…

Хорошо помню тетеньку-врача «ухо-горло-нос», к которой мы с папой некоторое время ходили по вечерам. Он заявлял маме: «Поля, ей надо лечить гланды!», брал меня за руку и вел почему-то во взрослую поликлинику. Там мы входили в кабинет, докторша тетя Женя обмазывала мне горло люголем, и таким образом папа получал алиби. После чего они отводили меня в Театр имени Леси Украинки — там работал родственник той самой тетеньки, а сама она жила во дворе театра. И я, к общему удовольствию, из директорской ложи смотрела спектакли. По нескольку раз все пересмотрела — таких артистов открыла для себя! Совсем молодые Борисов, Роговцева… От восторга я плакала. (Задумчиво.) Надо же, а много лет спустя сама выступала на этой сцене с концертом.

Короче говоря, наша с папой и его подругой идиллия продолжалась до тех пор, пока к нам домой не влетел муж тети Жени. Он устроил такой скандал! От стресса мама потеряла речь. Совсем не могла говорить, писала записочки. Папа чувствовал себя виноватым. Столько у мамы было по этому поводу переживаний, огорчений, обид, слез, но нам с братом она не жаловалась никогда­.

Как-то, уже став взрослой, я спросила: «Мама, почему ты не развелась?», и она сказала: «Как я могла его бросить?!» Конечно, она его любила. И терпела. Родители прожили вместе 50 с лишним лет. К старости даже в магазин не ходили друг без друга. К концу жизни, наоборот, папа стал бешено ревновать маму. Она жаловалась: «Клара, ну шо ему надо? Мне 77 лет, как можно ревновать?»

Кстати, весьма распространенная модель поведения мужчин в семье. Охотники по своей сути, они на протяжении жизни ищут себе приключений, новых отношений, а когда понимают, что дело уже к закату… Хотя папа нравился теткам до последних своих дней. Притом что ушел он в глубоко преклонном возрасте, чуть-чуть не дотянув до 90 лет. Маму пережил на семь лет… (После паузы.) Простите меня, мои дорогие родители, что я о вас все рассказываю, но мне хочется, чтобы и в воспоминаниях вы были такими же, как в жизни: живыми, страстными, а не искусственно-прилизанными. Я помню о вас каждую секунду…

— Родители одобрили ваше намерение стать артисткой? И кстати, почему вас повело в эту сторону?

— По-моему, все началось с пеленок. Когда спрашивали, как меня зовут, я говорила: «Налодная алтистка Каля Бисевна» (Клара Борисовна). Потом эта «Каля Бисевна» так за мной и закрепилась среди своих. Рядом с домом стоял цирк, и я мечтала стать цирковой артисткой. Все мои выступления начинались во дворе, я разыгрывала репризы и дрессировала детей. Они были тиграми, львами, а я с хлыстом — великой дрессировщицей Бугримовой. А вообще, я занималась прыжками в воду и была диким сорванцом, имела дело только с мальчишками. Все крыши, гвозди, пистолеты были моими. Наша Красноармейская улица в Киеве — наклонная. Я поднималась наверх и, положив ноги на руль велосипеда, с жутким криком мчалась вниз. Бедная мама не знала, как меня утихомирить. К ее счастью, потом вдруг произошло преображение — я начала играть в куклы и шить им наряды.

К тому же я была конопатая и самая рыжая в школе, рыжее даже одноклассницы Светки. Сразу, как появлялось первое солнце, у меня высыпали веснушки где только возможно — на лице, плечах, руках. Брат меня дразнил, и я жутко стеснялась. Тем более что одета была так, как считал нужным папа, и все эти несовременные платья меня страшно смущали. Не говоря уж об обязательных теплых штанишках-трикошках до колен, с резинками, которые я все время старалась поднять повыше, а они, гады, опять спускались. Я так комплексовала из-за этого! Наверное, когда всерьез задумала идти на сцену, хотелось преодолеть свои комплексы. Доказать что-то и себе, и другим.

Родители, ясно, не возрадовались. К искусству они никакого отношения не имели. Папа работал директором универмага, благодаря чему, кстати, мы были всего лишены. «Как, — говорил он, — у людей нету, а у нас будет?!» В связи с чем, допустим, холодильник и телевизор у нас появились позже всех наших соседей. А мама, когда мы подросли, пошла работать в картонажный цех кондитерской фаб­­ри­­ки — клеила коробки. Она против моих сценических устремлений открыто не возражала. А вот папа делал все, чтобы помешать мне пойти в артистки. В наказание даже запретил шить платье на выпускной вечер, и я была там единственным гадким утенком. Он говорил: «Профессия для женщины — это только белый халат: врач (им, кстати, стал мой брат, который уже давно живет с семьей в Америке), повар, воспитательница детского сада, чертежница и так далее. Выберешь такую — буду помогать. Нет — значит, останешься без поддержки». И слово сдержал. Но я никогда в жизни не попросила у родителей ни копейки. А потом так сложилось, что, наоборот, сама стала помогать им.

Когда я не прошла в театральный институт, стала устраиваться на работу, но меня нигде не брали. Любимая учительница Фаина Соломоновна, которая вела в Доме пионеров кружок художественного чтения, через свою подругу — парторга «Укрконцерта», работавшую по совместительству актрисой Ансамбля комедии и водевиля, устроила меня в этот коллектив помощником режиссера. Я, конечно, представляла себя вторым человеком в труппе. Но когда начала работать, оказалось, что в мои профессиональные обязанности входило только «принеси-подай» да утюжка занавесок — километровых пыльных кулис.

— С какого момента ваши родители оценили вас как состоявшуюся артистку?

— Я уже и Киевскую студию эстрадно-циркового искусства окончила, и ГИТИС, и выступала вовсю, но папа все не признавался в том, что гордится мной. Даже когда я выиграла V Всесоюзный конкурс артистов эстрады (Клара Новикова разделила первую премию с Геннадием Хазановым. — Прим. «ТН») и счастливая мама говорила отцу: «Ну, шо теперь скажешь?» Папа отвечал: «И все-таки она не Райкин…» А потом я узнала, что папа всегда носил мою фотографию на календарике во внутреннем кармане пиджака.

Когда родители приходили на мои концерты, меня, кажется, они просто не слышали. Только головами вертели — следили, как кто реагирует. Потом мама делилась впечатлениями: «Одна женщина рядом со мной так смеялась, так смеялась, шо чуть не уписалась». Это была высшая мамина оценка. А от папы была такая. Когда его спрашивали «Борис Зиновьевич, вы хотели, чтобы Клара была артисткой?», он отвечал: «Раньше не хотел, а сейчас не возражаю».

— Первое зрительское признание вам запомнилось?

— На всю жизнь. Оно настигло меня на концерте в Степногорске, в лагере для заключенных строгого режима. Я приехала туда совсем девочкой с тем самым Ансамблем комедии и водевиля. И мне доверили провести концерт: я должна была выйти, сказать, какой спектакль будет показан, какие артисты в нем заняты, и уйти на фиг, после чего заняться своим основным делом — гладить занавеску… Перед выступлением всех повели к начальнику лагеря, где нас долго и обстоятельно инструктировали. Нам сказали, что никаких колющих и режущих предметов с собой у нас быть не должно, потому что в лагере находятся убийцы, рецидивисты, получившие самые большие сроки. Что даже в туалет ни в коем случае нельзя ходить поодиночке, особенно женщинам, поскольку «вы же понимаете, здесь изголодавшиеся мужчины, и если поймают, мало не покажется: надругаются, убьют и утопят…» И еще: ни в коем случае нельзя к ним обращаться «дорогие друзья» или «товарищи» — пусть и со сцены, потому что никакие они нам не товарищи, тем более не дорогие. Одним словом, напугали нас дальше некуда­…

Из кабинета к месту выступления мы шли сквозь строй заключенных. Они стояли, одетые в одинаковые лагерные фуфайки, и молча смотрели на нас. Ужасный ужас! А я ведь самая молодая из ансамбля: мне всего 17, вслед за мной по старшинству шла 42-­летняя Катя Губарь, а остальным актерам и вовсе за 60. И вот иду мимо зеков и вдруг прямо перед собой вижу на стене концертную афишу, на которой крупными буквами написано название нашей программы: «Нам с вами по пути!» От смеха со мной случилась просто истерика.

Сцены как таковой не было — ее сколотили из столов. И когда я вышла в коротеньком платьице, все эти дядьки, сидевшие прямо под этой импровизированной сценой, стали с неподдельным интересом заглядывать мне под юбку. А в конце принесли букет полевых цветов и вручили только мне одной. После чего в коллективе был скандал: какое право я имела взять цветы?! Я обязана была тут же отдать их заслуженным артистам. Я, конечно, извинилась, но все равно посчитала это своим первым настоящим успехом. Тот букет памятен мне до сих пор.

— Только он и запомнился?

— Нет, было еще два. Правда, они не связаны со сценой. Когда я оканчивала школу, на меня вдруг обратил внимание симпатичный го­лубоглазый мальчик — студент геологоразведочного института. Однажды он уехал в экспедицию. И вот в один дождливый майский день я вошла во двор и вижу вынырнувшего откуда-то Егора — в резиновой плащ-палатке, в огромных сапогах, с большущей охапкой сирени и тюльпанов. И всю эту охапку он бросил на меня. Представляете: море цветов, брызги! Настолько красиво бывает только в кино. Или во сне… Так он сделал мне предложение. Но поскольку я была школьницей, мама пришла в ужас, и вскоре наши дороги разошлись.

А много позже за мной ухаживал один телережиссер — несмотря на то что я уже была мамой пятилетней дочки. Как-то утром выхожу с Машкой из квартиры и на пороге вижу гигантский букет свежайших, еще с капельками росы на лепестках, роз — как потом выяснилось, их было сто. Я прямо остолбенела. В это время из двери рядом выглянула соседка. Увидев мизансцену, воскликнула: «Ух ты, сколько роз! Что делать с ними будешь?» Я растерялась: «Не знаю, поищу вазы, банки». Она быстренько сориентировалась: «Дура, что ли? Пойдем на рынок — продадим…» (Смеется.) Потом Слава рассказал, что надыбал эти розы в каком-то подмосковном совхозе: убедил сотрудников, что едет встречать Мирей Матье, которая действительно в тот день приезжала в Москву. Ему поверили и срезали самые лучшие бутоны… Вот только Юра, муж мой, был недоволен, хотя виду, конечно, не показывал.

— Юрий Леонидович был вторым вашим мужем­?

— Да. Сначала я вышла замуж за Виктора Новикова — мы работали в Кировоградской филармонии. Прожили в браке восемь лет. Он музыкант-барабанщик, долгое время вместе тряслись по ухабам в автобусах, мотаясь по городам и весям нашей необъятной родины. Поженились втайне от моих родителей. Когда они узнали, были в шоке: дочь вышла без свадьбы?! как после такого смотреть людям в глаза! Но окончательно папу добила му­зыкальная специальность моего мужа. «Ну я понимаю, скрипка, — удивлялся он, — на ней можно сыграть сольный концерт. Но что можно сыграть на барабанах?!» Невысокий, тщедушный Витька вначале не пришелся отцу по душе. Он заклеймил моего супруга «мужчинкой». Хотя потом они подружились. «Витя хороший парень, — говорил папа. — Мне есть с кем выпить рюмку». Жаль только, что, выпивая, Витька терял голову.

Чтобы получить работу в Киеве, Виктору нужна была прописка, и я умолила родителей прописать его у нас, хотя папа сопротивлялся: «Ну да, я его пропишу, а потом он выселит нас всех!» И, между прочим, оказался прав. Как только я от мужа ушла, Витька стал водить в дом к моим родителям каких-то баб и требовать свою часть жилплощади. В итоге я вынуждена была построить ему кооперативную квартиру. На память о первом замужестве у меня осталась только фамилия, сменившая мою девичью — Герцер. Когда выходила замуж за Зерчанинова, меня уже знали, и мы с Юрой решили, что я останусь Новиковой.

В Юре, который был старше меня на много лет, папа сразу увидел человека незаурядного и относился к нему уважительно. После первой встречи не преминул, однако, меня подколоть: «Поздравляю, дочка, ты наконец нашла себе дедушку…» А я и сама перед Юрой трепетала и смотрела на него снизу вверх. Это же он открыл мне Москву, ввел меня в круг своих друзей — известных актеров, режиссеров, писателей, художников… Я чувствовала дистанцию и долго не могла обратиться к нему на ты. У нас уже Машка родилась, а я все продолжала: «Вы, Юрий Леонидович…»

Конечно, мое появление изменило привычную Юрину жизнь. Я мешала ему проводить время так, как он — холостяк — привык. Он вынужден был внедрять меня в круг своего общения. Его ближайшим другом был Петр Фоменко. Как-то Юра говорит мне: «Петюня собирается снимать «Анну Каренину» и хочет посмотреть тебя на роль Китти. На катке — поскольку именно там состоялась первая встреча Китти с Левиным». Я потеряла дар речи. Китти — это же моя мечта! Но во что же одеться?! Эврика! Я только что купила коричневое пальтишко, отороченное внизу каракулем. Ночью сажусь за работу: отрезаю кусок пальто, в итоге выходит некая шубейка-душегрейка, к низу которой пришиваю отрезанный мех. Из остатка меха делаю муфточку.

Приехала на каток в Лужники, и только в этот момент осознала, что никогда в жизни не стояла на коньках. Ребята берут для меня напрокат коньки, встаю на них, иду по прорезиненной дорожке, ведущей к катку. Дорожка заканчивается, и… я оказываюсь на льду на четвереньках. Пытаюсь подняться, снова падаю. (Смеется.) В общем, единственным, что я смогла продемонстрировать режиссеру, оказалась попа. Переглянувшись, они меня подняли, закинули на скамейку, и мне оставалось только наблюдать за тем, как они вдвоем гарцуют. Потом выяснилось, что «Анну Каренину» Петя действительно готовился снимать, но там что-то сорвалось, о чем всем было прекрасно известно, и позвали они меня только по одной причине: мужчинам хотелось произвести на меня впечатление.

Юрка вообще был горазд на такие штуки. Образованнейший человек, эрудит, но при этом неисправимый хохмач и выдумщик. И до последних дней бесшабашный. Ни за что не хотел выглядеть передо мной слабым. В клинике ему ставят диагноз «микроинсульт». Врач говорит: «Надо оперировать». А Юра в ответ: «Это невозможно, я должен сдать материал в номер». Я умоляю: «Юра, это же необходимо, тебе станет легче». Но он орет: «Дура, я здоров!» Врачам: «Не слушайте вы ее!» (Задумчиво.) Что говорить, не хватает мне его, очень не хватает…

— Клара, с детьми, с внуками ладите?

— Они самостоятельные, живут своей семьей. Любят подарки, ждут их, и я с удовольствием их делаю. Маленький Андрюшка, конечно, прелесть — радуется всему, что я принесу. Старший, Левка, уже перешел в 10-й класс. Поскольку он мой первый внук, обожаю его безумно. Мне кажется, это я его родила. У него уже рост под два метра и 46-й размер обуви, а я все пылинки с него сдуваю. А Анечке только что исполнилось 12 лет. Мне так приятно, что ей всегда нравятся вещи, которые я дарю. Наверное, я понимаю ее стиль. Что еще радует? Маша, дочь, ко мне прислушивается, хотя виду не показывает. Но я чувствую: ей не безразлично то, что говорю. Особенно по части профессии, когда мы вместе бываем в теат­ре. Маша ведь театральный критик. Смотрит спектакли, пишет о них, и мне нравится: кстати, очень похоже на то, как писал Юра. Ее муж, Борис, филолог, занимается наукой, преподает античную литературу и древнегреческий язык. К сожалению, эти профессии неденежные, но зато приносят удовлетворение — и дети счастливы. А я счастлива за них.

Обожаю, когда мы собираемся семьей: все садятся за стол, уставленный разными вкусностями, которые я с удовольствием готовлю для таких случаев. Вот только для меня важно, чтобы это было оценено. Ничего не могу с собой поделать — мне очень хочется, как на сцене, получать аплодисменты. Все надеюсь услышать: «Ой, как вкусно! Как замечательно ты все организовала!» Не дождавшись, сама начинаю приставать: «Ну как?» — «Нормально». — «Чего нормально-то?» — «Да все, мам». Вот и все аплодисменты.

Маша говорит: «Тебе из всего надо устроить праздник!» Но мне действительно кажется, что жизнь — это праздник, она не должна состоять только из будней. Умом-то я понимаю, что они хотят жить по-своему, но сердцем… Один знакомый сказал: «Отлучи уже от груди. Дочь взрослая, ей не нужно твое молоко». Но у меня не получается отлучить… Порой обижаюсь, чувствую себя одинокой. Знаете, что такое одиночество с моей точки зрения? Это когда куда-то улетаешь, тебя никто не спросит: «Как долетела?», и когда возвращаешься, никто не поинтересуется: «Ты приземлилась?» Они просто забывают — привыкли, что я все время в полете. А я и вправду в полете.

Иногда думаю: «И чего я все суечусь? Может, хватит, пора уже приземлиться? Во всех смыслах». Но как только возникает такое настроение, подбегаю к шкафу, смотрю на себя в зеркало и… говорю себе: «С ума сошла — приземлиться?! А ну-ка, в полет!» И давай примерять костюмчики, шляпки, украшения. Так завожусь от этого! Мне кажется, что для женщины игра — кокетство, улыбка — нормальное состояние. Не понимаю, когда слышу: «Я выскочила из дома, даже не успела накраситься». Как?! Да лучше не поесть. Что значит не успела?! Не захотела — это другое дело.

Когда-то давно я лежала в больнице в компании женщин после серьезных операций. Представьте, нам не разрешали приходить на перевязку непричесанными и без макияжа. Проще говоря, не позволяли опуститься. И я убеждена: женщина всегда должна быть в порядке. (Улыбается.) Даже если у нее не все в порядке.

Семья: дочь — Мария (36 лет), театральный критик; зять — Борис, филолог; внуки — Лев (16 лет), Анна (12 лет), Андрей (4 года)

Образование: окончила Киевскую студию эстрадно-циркового искусства, потом ГИТИС

Карьера: лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1974). Вместе с Михаилом Жванецким и Романом Карцевым работает в Московском театре миниатюр. Играет в Театре на Малой Бронной. Народная артистка России.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры