Современное состояние и перспективы биотехнологии — Гипермаркет знаний. Нужна ли России солнечная энергетика

Главная / Измена мужа

Бурные события 1848-1849 годов, завершившие эпоху чешского национального Возрождения, были подготовлены нараставшим в течение семидесяти лет освободительным движением – важным этапом в развитии общественной мысли, революционной идеологии, национальной художественной культуры.

Отличительной чертой общественно-культурной жизни Чехии в условиях революционной ситуации 40-х годов XIX века был ее острополитический характер. Этому способствовали провозглашение – хотя и на короткий период – свободы печати, возросший художественный опыт деятелей чешской культуры, да и сама атмосфера Весны народов.

По всей стране распространяется небывалое до того времени число газет и журналов (главным образом радикально-демократического направления). В них открыто звучат политические речи.

Со сцены пражского Сословного театра раздаются пламенные призывы к защите отечества, непримиримости к реакции – внешней и внутренней, и если зачастую они вложены в уста Гусу, Жижке и другим национальным героям, то это отнюдь не ослабляет, а, напротив, усиливает производимый эффект, о чем ярко свидетельствует как реакция зрительного зала, так и отклики прессы.

Ян Гус и Ян Жижка

А на балах, приобретающих в эти годы значение общественно-политических клубов, обсуждаются актуальные проблемы современной жизни, звучат едкие эпиграммы Карела Гавличка-Боровского, исполняются музыкальные произведения, даже в названиях которых проявляются политические симпатии их создателей («Сон Жижки»).

Ходят по рукам статьи-памфлеты, красочно оформленные листовки со словами политических песен, призывающих к борьбе, высмеивающих действия австрийских властей, прославляющих славное боевое прошлое народа, его культуру и язык. А поскольку они поются на мелодии популярных, хорошо известных чешских песен, они мгновенно распространяются по всей стране. Небывалую популярность приобретают польские песни - песни родственного славянского народа, имеющего большой опыт политической борьбы и богатую песенную традицию.

«Повсюду ругают немцев-чужеземцев… повсюду звучат песни. Балы и славянские беседы устраиваются ежедневно. Реют чешские знамена» , – свидетельствует гость революционной Праги, поляк С. Целарский, вспоминая при этом Варшаву 1830-1831 годов.

Итак, сдвиги в общественном сознании и конфликты, которыми была ознаменована революционная ситуация в Чехии в канун 1848 года, нашли яркое отражение в сфере культуры. При этом оказалось, что не все выразительные средства и жанры сохранили свою эффективность в новых условиях. Ведущую роль начинают играть те виды культуры, которые способны реагировать на быстрые изменения в общественном климате и обеспечить мгновенный и непосредственный контакт с широкой демократической аудиторией, которые могут восприниматься коллективно. Этим в первую очередь объясняется бурное развитие публицистики, подчинившей себе все литературные жанры, интенсивный рост драматургической продукции, предпочтение в поэзии небольших лирических жанров, прежде всего гражданской лирики, песни.

Театр

Особым вниманием в этот период пользуется театр. Театральная программа, разрабатываемая в 30-е годы Й.К. Тылом, многолетняя борьба за ее воплощение создали предпосылки для существования политического театра революционных лет.

Поднявшаяся к революции чешская буржуазия учла всю силу его идеологического воздействия. По вопросам театра высказываются крупные общественно-политические деятели, о нем ведутся споры и дискуссии в печати. Интенсивность самой театральной жизни, рост драматургической продукции, реакция публики на спектакли - все это свидетельствует о немаловажной роли, которую играет театр в жизни Чехии в 40-е годы XIX века.

Политический характер чешского театра подтверждает и то обcтоятельство, что во главе его стоял Й.К. Тыл, который был дeпутатом сейма и представлял интересы сограждан. Почти все деятели театра принимали непосредственное участие в политической борьбе. Среди них И.И. Колар, близкий кругам радикалов, Ян Кашка - один из организаторов народных гвардий, автор брошюр-инструкций для этих вооруженных отрядов буржуазии. Драматурги и критики выполняли важные функции в новых политических органах (И. Фрич, Ф. Миковец). Из всех областей театральной культуры драматургия испытывала наиболее глубокое воздействие общественно-политической борьбы. Понимаемая как эффективное средство распространения важнейших общественно-политических идей, драма пользуется особым вниманием.

Театру вменялось в обязанность, чтобы у него было определенное отношение к происходящему, чтобы он отражал конкретные политические требования, ставил проблемы, волновавшие общество. Это вызвало к жизни агитационную драматургию, спектакли, имеющие политический смысл. Примером такой пьесы может служить «Мать Слава» Тыла (премьера спектакля состоялась в 1848 году в Сословном театре). Спектакль был приурочен к Славянскому съезду и показан его участникам.

Однако пьес подобного рода было немного. Драмы, поставленные на чешской сцене в конце 40-х годов, имели одну общую черту – это были пьесы современного звучания, использовавшие исторический материал. В условиях революционной ситуации драматурги, так же как публицисты, авторы песен, художники, обращаются к историческим событиям, и прежде всего к гуситскому движению. Сюжет о народной революции XV века, во-первых, легко соотносился с революционной проблематикой современности, и, кроме того, он давал возможность драматургам поставить большие этические проблемы. Можно было, не воспроизводя конкретную обстановку, обнажить сущность драматических ситуаций современности.

Не случайно постановки этих пьес, в первую очередь героических драм Й.К. Тыла, воспринимались в это время как политические события. Их успех имел характер политической демонстрации. Примером может служить премьера пьесы Тыла «Ян Гус» в Сословном театре Праги в 1848 году. Из отзывов пражской чешской и немецкой прессы мы узнаем, что за полтора часа до начала спектакля вся площадь перед театром была заполнена народом. В антрактах к этой толпе выходили те, кто смог попасть в зрительный зал, и передавали содержание каждого акта. В спектакле не было ни одной фразы, разоблачавшей пороки церкви, которая бы не заглушалась громкими аплодисментами.

С такой реакцией чешский театр встретился впервые. Ее вызвали сила революционного звучания пьесы, смелость драматурга, развернувшего перед восставшей Прагой картину бескомпромиссной борьбы с отступничеством и изменой.

В высшей степени злободневные свободолюбивые идеи пронизывают романтические драмы-сказки Тыла 1848-1849 годов. Не случайно одна из первых таких пьес («Упрямая баба») была названа современной критикой «политической школой народа». Неотъемлемую часть этих пьес составляли боевые куплеты, в которых автор высказывал свое отношение к обстановке в стране. Программная песня пьесы «Упрямая баба» – «Сбиты цепи и решетки» – исполнялась на каждом представлении несколько раз и завоевала популярность в Праге, её всюду пели.

Тот факт, что именно в 1848 году рождается идея создания чешcкого Национального театра путем участия всех слоев нации в сборе средств на его строительство, свидетельствует о том, что театральный вопрос занимает важное место в борьбе чешского общества за национальное самоутверждение, национальную культуру.

Девиз: «Народ – себе», под которым проходил сбор средств на строительство Национального театра, стал одним из политических лозунгов этого времени.

Публицистика

Характерная особенность культурного развития Чехии второй половины 40-х годов XIX века – бурный подъем публицистики.

«В журналистике отныне заключена вся наша литература… » – констатировал в начале 1849 года Карел Сабина, защищая право радикалов на самостоятельную политическую газету, подчеркивал, что он не склонен доверять в эти дни книгам, так как они не способны дать то, что можно ждать от газет и журналов – непосредственный и быстрый контакт с читателем, возможность мгновенной реакции на события: «Газеты пишут народы… книги же пишут отдельные лица. Газеты – это сама эпоха, сама борьба за бытие и небытие, газеты – это суд, на котором все открыто печати».

В 1848-1849 годах в Праге выходит 37 политических газет – небывалое до того времени количество. Резко возрастают тиражи газет и журналов. Усиливается их дифференциация. В условиях завершения Возрождения живой интерес к прессе способствовал политическому образованию широких масс. Это хорошо осознают сами редакторы.

«Мы глубоко убеждены, – читаем в газете «Пражский вечерний лист», – что большая часть населения, которая до сего времени мало обращала внимания на литературу и общественную жизнь, ныне приобщена к чтению нашей газеты. Следовательно, на нас падает обязанность активного воздействия на политическое мышление».

Журналы реагируют на революционную ситуацию, они меняют свою структуру. Беллетристика уступает место политическому комментарию, фельетону, диалогу, «картинкам из жизни» и другим жанрам, характерным для газет. Происходит стирание четких граней между публицистическими и беллетристическими жанрами.

Это можно увидеть на примере эволюции фельетона. Если в середине 40-х годов раздел фельетона в газете включал биографии современных общественных деятелей, военачальников, дневники, статистические обзоры и подобные материалы, то уже через несколько лет в нем стала появляться литературная и театральная критика, небольшие зарисовки пражской жизни в форме легкого шутливого рассказа, отрывки из произведений древнечешской литературы и современной беллетристики, как чешской, так и зарубежной.

Все более тесное сближение литературы с публицистикой было вызвано стремлением авторов приблизить действительность к читателю.

За годы революционного подъема была создана база чешской журналистики. Почетное место в ней заняла политическая публицистика, раскрывающая основные противоречия и тенденции общественной жизни, утверждающая идею борьбы. Журналы предоставили возможность чешским писателям публиковать произведения, идейно и тематически ориентированные на современность. Получили дальнейшее развитие традиционные беллетристические жанры, возникли новые.

Бурный размах журналистики в конце 40-х годов создал условия для сатиры, в том числе политической, расцвет которой стал одним из ярких моментов культурного развития этих лет. Уже с начала 40-х годов отсутствие сатиры в чешской литературе, в частности в публицистике, ощущалось как определенный недостаток. Актер Ян Кашка призывает Рубеша – редактора журнала «Палечек, любитель шуток и правды» чаще обращаться к сатире: «Жаль, очень жаль, что ты так редко вкладываешь в руки своему Палечеку хлыст. Выделывая свои веселые коленца, он легко мог бы нанести им пару ударов, а смех смягчил бы их».

Большие заслуги в развитии политической сатиры этих лет принадлежат К. Гавличку-Боровскому – автору эпиграмм, сатирической прозы и политических песен. В начале 1849 года начинают выходить три сатирических журнала, в том числе «Шотек» под редакцией Гавличка-Боровского. На его страницах Гавличек мог в какой-то степени воплотить свои давнишние представления о сатире, сопровождая ее для большей наглядности рисунками. Гравюры С. Пинкаса, иллюстрирующие диалоги, уличные сцены, сообщения, усиливали воздействие печатного слова.

1849 год считается годом рождения чешской карикатуры.

Песни

Говоря о специфике общественно-культурной жизни Чехии 40-х годов, нельзя не упомянуть о массовых песнях, завоевавших в эти годы огромную популярность. Своими корнями они уходят к «крамаржским песням» .

Взят и способ их распространения – в виде листовок с указанием адреса книгоиздателя. Темы этих песен – призывы к восстанию, комментарии к событиям в Чехии и за рубежом, прославление чешского языка.

Большое распространение получают польские песни. Обращение к польской культуре вообще характерно для чешской поэзии, публицистики, драматургии этого периода. В ней чехи видели пример, которому они в какой-то степени стремились подражать. Кроме того, симпатии к этой славянской культуре имели в Чехии глубокие традиции.

Вклад чешской культуры 40-х годов XIX века

Чешская культура 40-х годов XIX века внесла большой вклад в сокровищницу национальной культуры:

  • Она оставила богатую драматургию, вошедшую в историю национального театра на равных правах с драматургией второй половины XIX века.
  • Определяются пути и принципы создания чешского национального театра.
  • 1848 год дал новую программу чешской литературе: в статье К. Сабины «Демократическая литература» впервые было выражено требование связать литературу с революционными изменениями действительности.
  • Стремительное развитие публицистики обогатило художественную литературу, вызвало к жизни политическую сатиру.
  • Драматургия и публицистика много сделали для воспитания чешского читателя и зрителя, они способствовали формированию национального сознания народных масс, тем самым активно включаясь в социальное и национальное движение.


Л.Н. Титова «Специфика культурного развития Чехии в условиях революционной ситуации 40-х годов XIX века», 1978 г.

Подробное решение параграф § 68 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. 2014

1. Что такое биотехнология?

Ответ. Биотехноло́гия - дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.

Биотехнологией часто называют применение генной инженерии в XX-XXI веках, но термин относится и к более широкому комплексу процессов модификации биологических организмов для обеспечения потребностей человека, начиная с модификации растений и животных путём искусственного отбора и гибридизации. С помощью современных методов традиционные биотехнологические производства получили возможность улучшить качество пищевых продуктов и увеличить продуктивность живых организмов.

До 1971 года термин «биотехнология» использовался, большей частью, в пищевой промышленности и сельском хозяйстве. С 1970 года учёные используют термин в применении к лабораторным методам, таким, как использование рекомбинантной ДНК и культур клеток, выращиваемых in vitro.

Биотехнология основана на генетике, молекулярной биологии, биохимии, эмбриологии и клеточной биологии, а также прикладных дисциплинах - химической и информационной технологиях и робототехнике.

2. Какие биотехнологические процессы и производства вам известны?

Ответ. Биотехнология сегодня - это многопрофильная и комплексная отрасль производства. Она включает в себя:

Традиционную биотехнологию, основанную на реализации процессов брожения;

Современную биотехнологию, реализованную в процессах микробиологического синтеза, генетической и клеточной инженерии, инженерной энзимологии (белковой инженерии).

К достоинствам биологических процессов относится то, что они используют возобновляемое сырье (биомасса), протекают в мягких условиях (при комнатной температуре, нормальном давлении), с меньшим числом технологических стадий (этапов), их отходы доступны последующей переработке. Особенно выгодно применение биотехнологических процессов (экономически и технологически) в случае производства относительно дорогих, но малотоннажных продуктов.

Брожение (ферментация) – процесс расщепления органических веществ, преимущественно углеводов, на более простые соединения под влиянием микроорганизмов или выделенных из них ферментов. Этот процесс может осуществляться как с участием кислорода (аэробный процесс), так и без участия кислорода (анаэробный процесс).

Известны различные типы брожения. Они классифицируются или по субстратам, которые подвергаются разложению (например, пектиновое брожение клетчатки и др.), или, чаще, по конечным продуктам: спиртовое, молочнокислое, пропионово-кислое, метановое брожение и др., протекающие в основном анаэробно.

Как сказано выше, одним из основных субстратов многих типов брожения служат углеводы, многостадийно расщепляющиеся в анаэробных условиях под действием ферментов.

Спиртовое брожение осуществляется в основном с помощью дрожжей и бактерий и завершается образованием этилового спирта.

Этот вид брожения протекает в несколько стадий и используется для промышленного получения этанола (в основном из зерна ржи) – для алкогольных напитков, в виноделии, пивоварении и при подготовке теста в хлебопекарной промышленности.

В присутствии кислорода спиртовое брожение замедляется или вовсе прекращается. Видоизмененным типом спиртового брожения является глицериновое брожение.

Молочнокислое брожение вызывается молочнокислыми бактериями. Молочнокислое брожение имеет большое значение при получении различных молочных продуктов (кефир, простокваша и др.), квашении овощей (например, капусты), силосовании кормов для животных (в сельском хозяйстве).

Пропионово-кислое брожение протекает под действием пропионово-кислых бактерий. Оно используется в молочной промышленности для изготовления многих твердых сыров.

Масляно-кислое брожение приводит к порче пищевых продуктов, вспучиванию сыра и банок с консервами. Раньше оно использовалось для получения масляной кислоты, бутилового спирта и ацетона.

Метановое брожение начинается с разложения сложных веществ, например целлюлозы, до одно- или двухуглеродных, которое осуществляют микроорганизмы, живущие в симбиозе (сожительство) с метанообразующими бактериями. Последние и синтезируют метан.

В природе метановое брожение встречается в заболоченных водоемах. Оно используется в промышленности и бытовых очистных сооружениях для обезвреживания органических веществ сточных вод. Образующиеся при этом метан в смеси с углекислым газом используется в качестве топлива.

Под действием некоторых аэробных микроорганизмов протекает брожение, при котором углеродный скелет исходного вещества (субстрата) не подвергается изменениям. К одному из таких видов брожения относится образование уксусной кислоты из этанола (уксуснокислое брожение) под действием т.н. уксуснокислых бактерий.

Микробиологический синтез(промышленная микробиология) - наука, изучающая промышленное получение веществ с помощью микроорганизмов.

Одна из важнейших проблем современности - восполнение дефицита белка на Земле. Чтобы получить необходимое количество белка, необходимо повысить продуктивность растениеводства и животноводства, организовать производство питательных веществ путем микробиологического синтеза. Эти задачи успешно решает промышленная микробиология.

Возможности микробиологической промышленности широко используются в медицине. Одним из мощных современных средств борьбы с инфекциями являются вакцины, производимые путем микробиологического синтеза.

В последнее время в мировой сельскохозяйственной практике все большее внимание уделяется биологическому методу защиты возделываемых культур от вредителей и болезней. Создаются новые бактериальные удобрения и безвредные для окружающей среды средства борьбы с насекомыми-вредителями.

Дальнейшее развитие промышленной микробиологии будет способствовать повышению эффективности общественного производства, и резервы у промышленной микробиологии есть: из 100000 видов микроорганизмов, которые известны человечеству, используется в настоящее время не более ста.

Основные задачи, решаемые промышленной микробиологией:

Обеспечение населения наиболее ценными продуктами питания;

Избавление человечества от опасных заболеваний;

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

Интенсификация производственных процессов в промышленности и сельском хозяйстве;

Разработка новых источников энергии.

3. Где могут быть использованы методы клеточной и генной инженерии?

Ответ. Генетическая инженерия - принципиально новое научное направление биотехнологии, позволяющее создавать искусственные генетические структуры путем целенаправленного воздействия на материальные носители наследственности (молекулы ДНК). Применяя генно-инженерные методы, в принципе, возможно конструировать совершенно новые организмы по заранее заданному “чертежу”.

Прикладное использование генетической инженерии привело к возникновению так называемой индустрии ДНК, к примеру, производство физиологических активных веществ белковой природы для медицинских и сельскохозяйственных нужд.

Уже есть ряд уникальных достижений генетической инженерии - промышленное производство интерферона, инсулина, гормона роста человека и т.д.

Весьма перспективен синтез генно-инженерными методами специальных микроорганизмов, производящих в больших количествах такие важные вещества, как аминокислоты, ферменты, витамины, стимуляторы иммунитета. Методы генетической инженерии могут быть использованы при решении задач биологической фиксации азота, повышения эффективности биологических методов защиты растений, создания новых сортов растений и пород животных. С помощью методов генетической инженерии вполне можно исправлять наследственные заболевания у человека, создавать стимуляторы регенерации тканей, которые можно использовать при лечении ран, ожогов, переломов.

Клеточная инженерия. Благодаря методам клеточной инженерии, появилось возможность производить ценные продукты в искусственных условиях (вне организма).

Используя клеточную инженерию, ученым удается конструировать новые высокоурожайные и устойчивые к болезням, неблагоприятным условиям среды ценные для народного хозяйства растения. Выведены гибридные сорта картофеля, винограда, сахарной свеклы, томатов. Используя данную технологию, можно получать даже межвидовые гибриды: яблони с вишней, картофеля с томатом и т.д.

Инженерная энзимология - наука, разрабатывающая основы создания высокоэффективных ферментов для промышленного использования, позволяющих многократно интенсифицировать технологические процессы при снижении их энергоемкости и материалоемкости.

Энзимы (ферменты) являются универсальными белками-катализаторами, с помощью которых осуществляются все процессы в живой клетке. Они проявляют исключительно высокую каталитическую активность, значительно превосходящую активность катализаторов небиологического происхождения.

Ферменты наиболее широко используются при производстве сахара для диабетиков, некоторых гормональных препаратов, используемых в медицине.

Вопросы после § 68

1. Чем объясняется бурное развитие биотехнологии?

Ответ. Успехи, достигнутые во второй половине XX в. в области цитологии, биохимии, молекулярной биологии и генетики, создали предпосылки для управления элементарными механизмами жизнедеятельности клетки, что способствовало бурному развитию биотехнологии. Благодаря селекции высокопродуктивных штаммов микроорганизмов, эффективность биотехнологических процессов увеличилась в десятки и сотни раз.

Особенностью биотехнологии является то, что она сочетает в себе самые передовые достижения научно-технического прогресса с накопленным опытом прошлого, выражающимся в использовании природных источников для создания полезных для человека продуктов. Любой биотехнологический процесс включает ряд этапов: подготовку объекта, его культивирование, выделение, очистку, модификацию и использование полученных продуктов. Многоэтапность и сложность процесса обусловливает необходимость привлечения к его осуществлению самых разных специалистов: генетиков и молекулярных биологов, цитологов, биохимиков, вирусологов, микробиологов и физиологов, инженеров-технологов, конструкторов биотехнологического оборудования и др.

2. Каков вклад биотехнологии в повышение эффективности растениеводства и животноводства?

Ответ. Дальнейшее развитие биотехнологии как отрасли сельскохозяйственного производства позволит решить многие важные проблемы человечества.

Острейшей проблемой в целом ряде слаборазвитых стран, стоящей перед человечеством, является нехватка продовольствия. В связи с этим усилия биотехнологов направлены на повышение эффективности растениеводства и животноводства.

Важное место в повышении урожайности растений отводится биологическим удобрениям, включающим в себя различные бактерии. Так, азотобактерин обогащает почву не только азотом, но и витаминами, фитогормонами и биорегуляторами. Препарат фосфобактерин превращает сложные органические соединения фосфора в простые, легко усвояемые растениями.

Все большее распространение получает использование биогумуса – высокоэффективного естественного органического удобрения. Его получают в процессе переработки органических отходов дождевыми червями. В настоящее время для этой цели используется выведенный селекционерами США красный калифорнийский червь, который обеспечивает быстрый прирост биомассы и скорейшую утилизацию субстрата. Как показали исследования, биогумус значительно эффективнее других удобрений, существенно повышает плодородие почвы и ее устойчивость к водной и ветровой эрозии, быстро восстанавливает плодородие низкоплодородных участков, улучшает экологическую обстановку. Промышленное получение биогумуса освоено во многих странах. В нашей стране промышленным разведением червей на основе использования органических отходов для производства биогумуса занимаются с 80-х годов XX столетия.

В последние годы повышается интерес к дождевым червям как к источнику животного белка для сбалансирования кормовых рационов животных, птиц, рыб, пушных зверей, а также белковой добавки, обладающей лечебно-профилактическими свойствами.

Все шире на промышленной основе применяется метод вегетативного размножения сельскохозяйственных растений культурой тканей. Он позволяет не только быстро размножить новые перспективные сорта растений, но и получить незараженный вирусами посадочный материал.

Для повышения продуктивности животных нужен полноценный корм. Микробиологическая промышленность выпускает кормовой белок на базе различных микроорганизмов – бактерий, грибов, дрожжей, водорослей. Как показали промышленные испытания, богатая белками биомасса одноклеточных организмов с высокой эффективностью усваивается сельскохозяйственными животными. Так, 1 т кормовых дрожжей позволяет сэкономить 5–7 т зерна. Это имеет большое значение, поскольку 80 % площадей сельскохозяйственных угодий в мире отводятся для производства корма скоту и птице.

3. Почему считают, что в медицине биотехнологи добились наибольших успехов?

Ответ. В настоящее время с помощью биосинтеза получают антибиотики, ферменты, аминокислоты, гормоны.

Например, гормоны раньше, как правило, получали из органов и тканей животных. Даже для получения небольшого количества лечебного препарата требовалось много исходного материала. Следовательно, трудно было получить необходимое количество препарата, и он был очень дорог.

Так, инсулин, гормон поджелудочной железы, – основное средство лечения при сахарном диабете. Этот гормон надо вводить больным постоянно. Производство его из поджелудочной железы свиньи или крупного рогатого скота сложно и дорого. К тому же молекулы инсулина животных отличаются от молекул инсулина человека, что нередко вызывало аллергические реакции, особенно у детей. В настоящее время налажено биохимическое производство человеческого инсулина. Был получен ген, осуществляющий синтез инсулина. С помощью генной инженерии этот ген был введен в бактериальную клетку, которая в результате приобрела способность синтезировать инсулин человека.

Помимо получения лечебных средств, биотехнология позволяет проводить раннюю диагностику инфекционных заболеваний и злокачественных новообразований на основе применения препаратов антигенов, ДНК/РНК-проб.

С помощью новых вакцинных препаратов возможно предупреждение инфекционных болезней.

4. Почему многие ученые и общественные деятели высказывают опасения в связи с развитием биотехнологических исследований и производств?

Ответ. Работы по созданию трансгенных растений с повышенной устойчивостью к химическим гербицидам вызывают обоснованные опасения. Во-первых, эти растения сами могут стать трудноискоренимыми сорняками или предать ген устойчивости другим сорнякам. Во-вторых, их применение позволит еще увеличить потребление и сбыт гербицидов, недаром этим занимается ряд химических фирм, пытающихся использовать достижения биотехнологии в своих целях. Это повысит эффективность сельского хозяйства, сократит затраты труда, но при таком подходе возрастает риск для человека и окружающей среды, в том числе, для биологического разнообразия.

Проводятся работы по введению чуждых генов в геном животных. Так, в 1982 были получены первые трансгенные животные - мыши. В геном яйцеклетки мыши был введен ген гормона роста, получены живые животные, которые быстро росли. Сейчас получены кролики, свиньи, овцы и другие сельскохозяйственные животные, в геном которых интегрированы чужеродные гены.

Кроме того, при широком распространении генетически измененных организмов не исключено их случайное скрещивание с продуктами традиционной селекции, что способно вызвать к жизни новые биологические виды с непредсказуемыми свойствами. Словом, вопросов возникает немало, и общество вместе с учеными должно достичь по ним консенсуса. Будущее биотехнологии зависит от того, где в итоге пройдет граница дозволенного.

Обсудите проблемы создания трансгенных организмов и клонирования человека. Какие перспективы открывают эти исследования? К каким негативным последствиям могут привести неконтролируемые исследования в этой области?

Ответ. Уже сейчас молекулярная генетика открывает широкие перспективы для генной инженерии. Одно из таких перспективных направлений - создание трансгенных растений, животных, микроорганизмов, т.е. таких организмов, в собственный генетический материал которых «встроены» чужеродные гены.

На этом пути получены замечательные результаты. Так, за последние 15 лет прошли полевые испытания около 25 000 различных трансгенных растительных культур, одни из которых устойчивы к вирусам, другие - к гербицидам, третьи - к инсектицидам. Площадь посевов трансгенных гербицидоустойчивых сои, хлопка, кукурузы занимают 28 млн га во всем мире. Стоимость урожая трансгенного зерна 2000 г. оценен в 3 млрд долл. Развита и индустрия трансгенных животных. Они широко используются для научных целей как источник органов для трансплантации, как производители терапевтических белков, для тестирования вакцин и др. Например, в Германии трансгенный бык (по кличке Герман) содержит в своем геноме человеческий ген лактоферина, кодирующий синтез особого белка женского молока, от которого младенцы сладко спят.

Составной частью проектов создания трансгенных организмов являются исследования и разработки в области генной терапии - лечебные процедуры, такие, как введение нужных трансгенов в клетки больного организма, замена больных генов здоровыми, адресная доставка лекарств в пораженные клетки. Трансгены, попадая в клетку, компенсируют ее генетические дефекты, ослабляя или усиливая синтез того или иного белка.

В дальнейшем трансгенные технологии предполагается использовать для решения широкого круга проблем. Так, для решения ряда экологических проблем разрабатывается программа конструирования трансгенных микробов, которые могут: активно поглощать СО2 из атмосферы, а следовательно, снижать парниковый эффект; активно поглощать воду из атмосферы, значит превращать пустыни в плодородные земли; конструировать трансгенные микроорганизмы, повышающие плодородие почв, утилизирующие загрязнители, конвертирующие отходы, ослабляющие проблему дефицита сырья (трансгенные микробы, синтезирующие каучук) и т.п.

Для повышения эффективности сельского хозяйства предполагается создавать трансгенные растения с повышенной пищевой и кормовой ценностью, трансгенные деревья для производства бумаги, для наращивания древесины, трансгенных животных с повышенной продуктивностью биомассы и молока, трансгенные виды ценных пород рыб, в частности лососевых; и др.

Повышение эффективности здравоохранения с помощью трансгенных технологий предполагает, в частности, решение проблем контроля над наследственными заболеваниями (трансгенные вирусы для генной терапии, трансгенные микробы как живые вакцины и др.). Обсуждаются проблемы клонирования животных (и людей) и даже создания новых форм живого (для нового генетического кода синтезируются новые нуклеотиды и новые аминокислоты), способных осваивать другие планеты (обсуждается проект создания микробов для Марса, способных выделять углекислый газ, что приведет к потеплению марсианского климата).

В лабораторных условиях проведена значительная работа по конструированию трансгенных микробов с самыми разнообразными свойствами. Вместе с тем применение в открытой среде трансгенных микробов пока запрещено правовыми документами из-за неясности последствий, к которым может привести такой в принципе неконтролируемый процесс . К тому же сам мир микроорганизмов изучен крайне слабо: наука знает в лучшем случае около 10% микроорганизмов, а об остальных практически ничего не известно; недостаточно исследованы закономерности взаимодействия микробов между собой, а также микробов и других биологических организмов. Эти и другие обстоятельства обусловливают критическое отношение не только к трансгенным микроорганизмам, но и вообще к трансгенным биоорганизмам, волну протестов против трансгенных биотехнологий - люди не хотят жить в генетически модифицированном мире.

Острейшая дискуссия длится около 25 лет. Высказываются - и вполне обоснованно - опасения, что, если трансгенные микробы и трансгенные растения и животные, не участвовавшие в эволюции наряду с «естественными» организмами, будут свободно выпущены в биосферу, это приведет к таким негативным последствиям, о которых ученые и не подозревают. Уже сейчас можно говорить о неизбежном переносе генов и трансгенных организмов в «обыкновенные», что может поменять генетическую программу животных и человека; об активизации дремлющих патогенных микробов и возникновении эпидемий ранее неизвестных заболеваний растений, животных и человека; о вытеснении природных организмов из их экологических ниш и новом витке экологической катастрофы; о появлении все уничтожающих на своем пути монстров; и т.д. На основе этого делается вывод о необходимости запрета не только генных биотехнологий, но и научных исследований в данной области.

Сторонники дальнейшего развития генной инженерии выдвигают свои аргументы. Они утверждают, что генная инженерия, по сути, занимается тем же (т.е. создает варианты генов), чем миллиарды лет занимается сама природа, создавая и отбирая в ходе эволюции генотипы биологических организмов; перенос генов между различными организмами также существует в природе (особенно между микробами и вирусами), поэтому появление трансгенных организмов в биосфере ничего нового не добавляет. В связи с этим они категорически возражают и против запрета исследований в области молекулярной генетики, и против запрета биотехнологий. Правда, наиболее осторожные из них допускают возможность ограничения или запрета отдельных исследований и технологических разработок по морально-этическим соображениям (например, клонирование человека) или в силу непредсказуемости последствий (исследования трансгенных микробов могут осуществляться лишь в лабораторных условиях, в открытую природу их выпускать рано).

Однако опасения результатов трансгенных технологий являются неопределенными, а выгода, измеряемая многими миллиардами долларов, конкретна и очевидна, и в ряде стран усиливаются настроения, нацеленные на разрешение (при наличии научно-технической экспертизы) полевых исследований трансгенных микроорганизмов. Это говорит о необходимости правового регулирования отношений в области новых генно-инженерных биотехнологий.

Споры по поводу запрещения клонирования чуть было не привели к свертыванию проекта Вилмута, но ученым удалось отстоять результаты своей работы и продолжить исследования. Действительно ли стоит бояться последствий клонирования человека? Каковы возможности применения новой технологии на практике? Газеты всего мира трубят о тиражировании гениев, которые откроют человечеству новые горизонты, или, наоборот, маньяков и террористов, которые, создав двойника, станут неуловимыми. Эти предположения абсолютно беспочвенны, так как влияние воспитания и социальной среды на формирование личности журналистами не учитывается. Многих пугает возможность выращивания клонов ради получения органов, идентичных органам донора. Такую перспективу исключать нельзя, но уже сейчас проводятся куда более человечные эксперименты по выращиванию млекопитающих, органы которых в дальнейшем можно будет пересаживать человеку. Так технология трансплантации ядра увеличит шансы на успех при пересадке человеку свиного сердца. Велико значение новых методов для сельского хозяйства. Доктор Рон Джеймс, научный сотрудник фирмы «ПЛ Терапевтикс», которая приобрела права на результаты работы Вилмута, считает вполне реальным клонирование элитных пород крупного рогатого скота и других сельскохозяйственных животных. Клонирование может быть применено и для спасения животных, занесенных в Красную книгу, и восстановления лесов, так необходимых для сохранения баланса в атмосфере. Новая технология пересадки ядра упростит создание трансгенных растений и животных, то есть организмов, в геном которых внесен какой либо посторонний ген, обуславливающий те или иные свойства, например холодостойкость и большую продуктивность, или выработку определенных веществ, в частности редких лекарств. Опыт создания трансгенных организмов имеется и у иностранных и у наших российских ученых. Одной из последних успешных работ ученых РАСХН в этой области было выведение трансгенной овцы, которая в процессе жизнедеятельности вырабатывает химозин – сычужный фермент, сбраживающий молоко. Фермент этот необходим для производства сыра, и теперь одна единственная овца обеспечивает редким веществом практически всю сырную промышленность России. По мнению некоторых авторов, клонирование – идеальное средство для получения доноровских органов. Это одно из самых несуразных из всех заявлений насчет клонирования. Человеческий клон – это человеческое существо. В свободном обществе вы не можете заставить другое человеческое существо дать вам один из своих внутренних органов. Также вы ни коим образом не можете убить другого человека, чтобы получить один из его органов. Уже существующие законы препятствуют таким злоупотреблениям. Необходимо заметить, что если ваш клон-близнец получил травму в несчастном случае, вас могут попросить отдать одну из ваших почек, чтобы сохранить жизнь клону! Если донор органа – еще ребенок, общество может пожелать вмешаться и объявить, что это запрещено. В действительности удаление какого-либо органа ребенка, будь то клона или нет, для трансплантации другому человеку – очень спорная практика, которая должна строго регулироваться. Многие законные будущие приложения технологии клонирования оказываются в сферах трансплантации органов, пересадки кожи для жертв пожаров и т.п. В этих случаях не требовалось бы клонирование целого человека, а только применение той же технологии переноса ядра клетки для выращивания новых тканей или органов для медицинских целей.

Большинство ученых сходятся на том, что попытки создать клон человека опасны и сомнительны с моральной точки зрения. Многие клоны животных появлялись на свет с теми или иными отклонениями. Здоровыми они рождались редко. Исследователи университета Питтсбургской школы медицины попытались клонировать макаку-резус с помощью технологии, использовавшейся при создании клона знаменитой овцы Долли. После сотен попыток им так ни разу не удалось добиться беременности у носителя клона. Другим группам ученым также не удалось клонировать обезьян. Судя по всему, у приматов при делении клонированных клеток ДНК не передается новым клеткам должным образом. Некоторые клетки в итоге получают либо слишком много, либо слишком мало ДНК, и оказываются нежизнеспособными. Ученые полагают, что попытки клонировать других приматов, в том числе и человека, похоже, обречены на провал. Клонированию успешно подвергаются некоторые животные, например мыши и овцы, однако появляются все более явные признаки того, что не все виды можно воспроизвести искусственным путем. Стоит рассмотреть и влияние новых открытий генетики на общественное мнение в целом. Весьма интересна точка зрения, которой придерживается Аксель Кан, директор Лаборатории исследований в области генетики и молекулярной патологии при Парижском институте молекулярной генетики. В своей статье, посвященной возможности клонирования человека, он в первую очередь рассматривает социальные последствия экспериментов в этой области. Он считает, что если раньше было возможным лечение наследственных болезней путем замены генов, то новые технологии, применяемые для клонирования, открывают куда более широкие перспективы. Кан отмечает, что в современном обществе все больше людей хочет иметь гарантию того, что все их наследственные признаки в точности будут переданы следующему поколению. Возможно, что это связано со все большей глобализацией культуры и потерей отдельными странами и культурами своей самобытности. Между тем проблема, связанная с неспособностью иметь детей вследствие заболеваний, определенного стиля жизни или иных причин, в развитых обществах приобретает все большее значение. Именно поэтому технология искусственного оплодотворения ICSI (intracytoplasmic sperm injection), позволяющая парам, не способным к воспроизводству, иметь детей, получила в обществе широкую поддержку. Что же касается технологий, применяемых при клонировании, то они дают возможность обходиться генофондом только одного из родителей, что делает вполне реальным рождение детей даже в гомосексуальных браках. Из этого следует, что при определенных условиях общественное мнение может склониться в пользу разрешения клонирования человека. На сегодняшний день, в соответствии с опросом общественного мнения, проведенным телекомпанией ABC (ЭйБиСи), 53 процента американцев поддерживают идею продолжения экспериментов по клонированию животных, при этом 90 процентов категорически отвергают возможность клонирования человека.Как будут развиваться события дальше, какие еще сюрпризы преподнесет нам генетика, сказать сложно, но то, что эта наука может сильно повлиять на ход мировой истории, не вызывает сомнений.

Язык проекта:

"Жаргон" - от фр. "jargon" - речь относительно открытой социальной или профессиональной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений. Это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений. Однако, в настоящее время наблюдается тенденция выхода жаргона за рамки породивших его профессиональных или социальных групп, с одной стороны, и увеличение пропасти между литературной и жаргонной речью, с другой стороны, что в немалой степени связано с демократизацией и даже "вульгаризацией" общественной жизни. Жаргон теснит респектабельную речь не без помощи средств массовой информации и распространения массовой культуры, которые накладывают отпечаток на язык всей нации. В ХХ веке произошла техническая революция, заметно ускорился темп жизни, увеличился словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарный запас жаргона, добавились тысячи новых слов, отразивших политические и социальные перемены. Новые слова возникают и для того, чтобы освежить старые понятия. Жаргон бросает вызов "правильной" жизни, что является языковым отражением таких социальных явлений в молодежной среде как "хиппи", "битники". Жаргон стремится увеличить темп речи, для этого применяются сокращения, укороченные слова, аббревиатуры и т.п. Даже сами лингвистические термины "жаргон" и "арго" все чаще стали заменяться более кратким - "сленг".

Но самые разные жаргоны имеют одну исто­рию возникновения. Из толкового словаря (Вла­димира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое на­звание жаргона - феня (ботать по фене). Эти торговцы составляли отдельный класс. А так как у них всегда были разные товары и деньги, на них частенько нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они сами, - арго. Существует также предположение, что они возникли из почти вы­мершей нации - афинян. Этот народ, живущий теперь только в легендах, состоял из нескольких этнических групп, в том числе африканских и гре­ческих. Этот шифрованный язык, передавался детям, внукам, правнукам. И так он простым лю­дям понравился, что постепенно стал применять­ся нищими, проститутками, конокрадами и про­сто разбойниками с большой дороги, против кото­рых феня сначала и задумывалась. Но ею уже не только общались, но и шифровали устную и пись­менную информацию, не желая разглашать тайны и секреты. Жаргон проник в воровские шайки, по­бывал в кандалах на Калыме. Так появился Воровской жаргон

Более того, уже несколько лет, как в газетах пишут, что «вчера на Николиной горе в сауне был застрелен известный меценат Сеня Барыга». Более 10 лет по телевизору показывают сериалы про то, как хорошие парни «мочат» плохих парней, и не просто «мочат», а по специальному во­ровскому «своду законов», проще говоря, «по по­нятиям».

Более 10 лет в разговорном языке существуют такие слова, как «мандра», «пахан», «драйка», «стибзить», «мацать». И совсем недавно люди стали понимать, что блат - не мода, а болезнь, от которой если не избавишься, то погибнешь и заразишь других. Но это стало стилем, опреде­ленной манерой: манера носить кепку, надвинув на глаза, модная в воровской среде одежда, поход­ка, жестикуляция, наконец, татуировка, на ко­торой красуется не понятная простым смерт­ным аббревиатура. Часто можно встретить афоризмы, мудрые изречения, написанные на теле. Например: СЛОН - «смерть легавым от ножа», К НОЧи - «крови нет, один чефир» (очень крепкая чайная заварка, употребляемая алкоголиками во время похмелья), «жил грешно, умру смешно» и др.Но и тут есть свои принципы. Нельзя подражать «братанам», так как это разрушает особенность и привлекательность воровского арго. Намеренная вульгаризация выдает наблатыканного, а такой никогда не завоюет признания авторитетов.

В начале века феня насчитывала около четырех тысяч слов и фраз. А сталинские репрессии подарили России соответствующие неологизмы. Лагерная политика создала целый мир, кусочки которого связывало звено - Блатное арго. Отбыва­ли срок, нередко интеллигентные, талантливые люди, признанные «врагами» народа. И отчасти Благодаря им, а отчасти и обычным уркам создались неологизмы, которые до сих нор существуют в лексике «братанов», а некоторые вошли в нашу речь так, что мы и не замечаем, что это воров­ской сленг: жулик, барыга и другие. Но многие из них- пассивный запас, а используется из них около четырехсот.

Классики современности показывали жизнь за колючей проволокой так, что каждая фраза была наполнена емким арго: Довлатов, Солженицын, Высоцкий... Их жаргонизмы не отталкивают, а только еще больше увлекают читателя.

Но это классики, а что же обычные зэки? При­веду пример из письма заключенного 50-х:

« В живодерке малова была в норме, мандра и рассыпуха оседали в гараже. Заварганили грузинским веником, имели и дурь женатую, и косячок. Сани­тары зыбают на цырлах перед главным и другими коновалами, чтобы не куранули на баржу... »

Известны только предлоги, слова же являются незнакомыми, будто другой язык. Но главное, чтобы понял это адресат письма. А получил ли он его?

Арго - специализированные, общеуголовные и тюремные языки, возникшие из потребности сохранить профессиональную тайну или бытовую речь от окружающих. Такой была и речь старых русских торговцев (бродячих офеней-коробейников), ремесленников-отходников (шерстобитов, жестянщиков, шорников), уходящих из своих деревень на заработки. Другая причина появления условных языков - стремление скрыть или замаскировать преступный характер замыслов и действий, сделав речь паролем для "своих". Слова и выражения арго, использующиеся в общей речи, в художественной литературе, публицистике, называются арготизмами.

Сленг - своеобразное жаргонизированное просторечие молодого поколения, смесь арготизмов, жаргонизмов и иноязычных слов.

Жаргон - социальная разновидность речи в относительно открытых группах людей, объединенных общностью интересов, занятий, привычек, возраста. Жаргон учащейся молодежи - это в основном лексемы общеуголовного и тюремного арго. Часть из них поменяли свое значение и в лексике молодежи стали обозначать реалии, связанные с экзаменами и оценками: завалиться, засыпаться - не сдать экзамен, зачет (в арго - быть обнаруженным, попасться с поличным); аппарат - бытовая техника, компьютеры (в арго - шприц для наркотиков); разборка - обсуждение спорных вопросов, разбирательство (часто шутл., ирон.) (в арго - драка, интрига).

Существует взаимосвязь между ненормированной лексикой молодежи и арготизмами криминогенной среды. Однако из арго в молодежный жаргон переходит гораздо больше слов, чем из жаргона в арго. Это можно объяснить, во-первых, относительной устойчивостью арго, базирующейся на традициях преступной среды, и, во-вторых, быстрой сменой лексики молодежного жаргона, часто зависящей от влияния моды. Кроме того, большое влияние на сленг школьников оказывают жаргоны неформальных группировок и музыкантов. Происходит это в силу того, что жаргон музыкантов "является тем социальным диалектом, который оказывает влияние на все остальные молодежные жаргоны. Молодежь увлекается музыкой, песнями и нередко через песни воспринимает арготизмы. Тем более, что репертуар ряда ансамблей ("Магаданцы", "Лесоповал" и др.) частично строится на блатной тематике". Жаргон же неформальных объединений - "это своеобразный протест против общепринятых норм ". Эта позиция сближает их с позицией учащейся молодежи.

В ХХ в. были зафиксированы пять заметных изменений молодежного жаргона, три из которых связаны с арготизацией лексики и два - с появлением жаргонных слов английского происхождения. В настоящее время в молодежном жаргоне преобладает арготическая лексика.

Жаргонизация речи присуща не только русскому языку, но и многим другим. Она возникает в особых условиях жизни и общения групп людей. Можно говорить о языке охотников и рыболовов, спортсменов и актеров, о языке студентов и школьников. Конечно, называя те или иные сферы социальной речи "языками", социолингвисты употребляют это понятие условно. Это не самостоятельные языки, а устойчивые разновидности общей речи, своеобразные словарные и фразеологические единства.

Так что же представляет собой молодежный сленг? Это смешение многих жаргонов: крими­нального (шмонать, базарить, шмотки, стрелка...), компьютерного (винды, драйв…) норма­тивной лексики и ненормативной: хилять, бакланить и другие слова, образованные присоедине­нием матерных частей к установившимся жар­гонным.

Лексика жаргона ограничена интересами тех, кто его использует. В данном случае это мода, школа (институт), представители противоположного пола, музыка, досуг и прочее.

Часто слова и фразы молодежного сленга заимст­вованы у «коллег» из-за рубежа: «6лэк» , «6акс», «ха-эр»... Стоит заметить, что все берется из английского, американизированного языка, но при нынешней политике, возможно, в моду войдут исковерканные слова немецкого проис­хождения. А пока можно выделить такие группы заимствований из английского языка:

1. Прямые приобретения. Слово встречается в русском сленге приблизительно в таком же виде и значении, что и в оригинале. Сайз - размер, хаер – волосы, мани - деньги.

2. Гибриды, образованные присоединением к
иностранному корню русских морфем (суффикса, приставки или окончания). Часто не меняется значение слова: литловский - маленький.

3. Английские слова, получившие новое значение под влиянием русских слов. Microsoft - мелко-мягкие.

4. Слова, звучащие похоже на английские, которые используют в том же значении, что и
оригинал. Клава - клавиатура.

Жаргоны и арго имеют тенденцию к распаду и затуханию в условиях стабильной общественно-экономической ситуации. А в период нестабильности, хозяйственной разрухи отмечаются его вспышки. Одна из таких вспышек приходится на наше время, чем и объясняется бурное развитие всех жаргонов, в том числе и школьного, анализу которого и посвящена данная работа.

Причина появления школьного жаргона - желание подростков проявить свою самостоятельность, показать принадлежность к какой-либо группе: группе рока, фанатам спорта и т.д.

Жаргон - очень прилипчивая манера речи. Школьники будто бы говорят так для ее оживления, словесной игры, потому он так и привлекателен.

В лексике школьного жаргона представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами.

1) Сфера школы.

2) Сфера досуга.

3) Сфера быта.

4) Сфера оценки.

Слова первой сферы можно разделить на следующие группы:

Наименования учителей: алгеброид, физичка, истеричка, химоза, физик-шизик, диря, реп, училка, пит.

Наименования учебных предметов: физра, литра, пинглиш (английский язык), геос (геометрия), и т.д.

Наименования других реалий учебного процесса: шпора (шпаргалка), зубрила, шамовочная (столовая), камчатка, чукотка (задние парты), девник (дневник), грузить, зашиваться, скатать, завалить, загибать.

Для слов этой сферы характерна традиционность, устойчивость. Многие слова (такие как: диря - директор; камчатка, чукотка - задние парты; училка - учитель; химоза - учитель химии) употребляются на протяжении многих десятилетий. Эти лексемы составляют ядро школьного жаргона, обеспечивая его устойчивость.

К сфере досуга можно отнести такие слова, как: видак, мафон, клипейшн, диска, дискач, поп, рок, попса, гоп-компания, водяра, кореша, тусовка, шухерить, замочить, махаться и т.д. Для слов этой группы характерно преобладание лексем, заимствованных из других жаргонов, в частности жаргона музыкантов (в меньшей степени) и неформальных групп (в большей степени). Например: клипейшн, мафон, гопата, поп, рок, попса и т.д. (муз. жарг.); завалить, замочить, урыть - убить; махаться, мочить- ся - драться; мочить, гасить - избивать; бухло - выпивка; бухать - выпивать (неформ. жарг.). Необходимо отметить, что в последние несколько лет возросло количество лексем, перешедших из жаргона неформальных групп в жаргон школьников. "Появление подобных слов связано с культом силы и насилия, хулиганством - наиболее частым видом преступления данной молодежной группы ". Наличие таких слов в школьном жаргоне, особенно их употребление младшими школьниками, должно вызывать наибольшую тревогу, т.к. является проявлением насилия на речевом уровне. Можно сказать, что использование данных слов является уже началом драки, пусть и на вербальном уровне. Лексемы данной группы наиболее подвержены влиянию моды и являются переменным компонентом школьного жаргона.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп.

Лексемы, называющие части тела: виза, дыня, карточка - лицо; пакши, культяпки, грабли, клешни, крылья - руки; котелок, кочан, кабина, чайник - голова; лыжи, шасси, лапти, тормоза - ноги; для данных слов характерна наибольшая традиционность. Любопытно отметить, что многие части тела носят технические названия, т.е. соотносятся с наименованиями частей самолета, автомобиля и т.п.: кабина - голова; крылья - руки; шасси, тормоза - ноги; фары - глаза. В. С. Елистратов объясняет это явление так: "Части тела, его отправления и т.п. в арго приобретают различные смеховые наименования, т.е. тело именуется через вещи мира, и тогда все арго представляется неким бесконечным, бессмысленным, тупым метафоризированием. Но смысл, на наш взгляд, как раз обратный: мир становится большим человеческим телом, тело становится той смеховой призмой, через которую интерпретируется мир". Это объяснение вполне применимо и к данной тематической группе.

Лексемы, называющие одежду, обувь и аксессуары: джопсы, джины - джинсы; шкура, косуха, бомбер - куртка; потники - носки. Данные лексемы были широко распространены в сленге молодежи, относящейся к неформальным группам. Так слово, косуха - кожаная куртка перешло в лексикон школьников из жаргона металлистов, где имело более узкое значение: черная, кожаная куртка с большим количеством металлических клепок. Слово бандана - платок, завязываемый на голове или колене, первоначально было зафиксировано в жаргоне байкеров. Следует отметить актуализацию таких слов, как: прикид - современная одежда; фенечки - украшения на руку (первоначально употреблялось хиппи) из бисера либо мелких бусин; копыта - женская обувь с расклешенным каблуком. Актуализация данных лексем обусловлена влиянием моды на молодое поколение. Слова: леггинсы, ветровка - наоборот сегодня малоупотребительны. С исчезновением моды на эти вещи, исчезают и лексемы, обозначающие данные понятия.

Лексемы, называющие различную бытовую технику: компик - компьютер; клава - клавиатура; скинуть, перекинуть - скопировать на дискету; маус, мышара - мышь. Данные лексемы являются новациями в жаргоне школьников. Чаще всего употребляются школьниками, имеющими непосредственный доступ к современной технике, а это довольно малый процент от общего количества учащихся. Слова: видак, мафон, плейер - гораздо более употребительны. Некоторые лексемы: плейер, видак зафиксированы во многих публицистических изданиях, что сделало их общеупотребительной нормой. В связи с этим они утратили свою экспрессивность и стали нейтральными.

Отдельно следует остановиться на жаргонизмах, называющих деньги: бабки, лаве, лавешки, левешники - деньги; косарь, косой, штука, кусок - тысяча; зелень, капуста - доллары . Такие слова, как: бабки,косарь, штука, кусок, зелень , пришли из арго, слова же: лаве, лавешки - являются исконными для молодежного жаргона.

Слова сферы оценки можно разделить на две группы: вокативы и собственно оценочная лексика. Вокативы отнесены к сфере оценки потому, что жаргонные обращения всегда экспрессивны и выражают отношение к тому, кого называют.

К группе вокативов относится довольно большое количество слов. Здесь можно проследить взаимодействие учащейся молодежи со всеми социальными пластами и всеми возрастными категориями: от мала (мелочь, щенки,) до велика (отец, папаша, дяпан). Любопытно такое обращение как: лохидзе - лицо кавказской национальности, он же черный, черномазый - зафиксировано впервые. В молодежной среде стало популярно обращение - найк, по названию фирмы, выпускающей спортивную одежду с нашивками данного слова на английском языке: nike. Обращения, такие как: кенты, перцы, чувак, клюшка, браток, братиша - используются школьниками при общении друг с другом и потому употребляются наиболее часто. Что касается собственно оценочной лексики, то необходимо отметить, что для нее характерно наличие лексем с ярко выраженной положительной либо отрицательной оценкой. Школьный жаргон отличает наличие двух диаметрально противоположных групп лексем, несмотря на то, что в литературной нормированной речи присутствует множество качеств и оценок, отражающих богатый спектр чувств и эмоций человека. Экспрессивная лексика представлена в основном наречиями, словами категории состояния и, в меньшей степени, прилагательными. Например: шик, блеск, отпадно, круто, супер, коронно, зверско, клево, чудовищно, потрясно, ништяк - положительная оценка; примато, фигово, пазарно, лево, муть, мура - отрицательная оценка.

В отличие от арго с его элементами "тайнописи", функцией "пароля" (свой-чужой) и суженной социальной базой жаргон строится на литературном языке путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, а также активного усвоения иноязычных слов.

Рассмотрим некоторые моменты словообразования школьного жаргона. Пополнение лексики школьников происходит в основном за счет имен существительных.

Традиционное для русской речи аффиксальное образование слов имеет место и в школьном лексиконе. Например, слова: дискач, стукач образованы с помощью суффикса -ач; видак, примак -ак; физичка, истеричка - ичк.

Существительные могут быть образованы от глаголов безаффиксным способом: отпад, облом, прикид. Встречаются отглагольные существительные, образованные путем прибавления суффикса: разборка, тусовка, бухло, махня.

Зафиксированы существительные, образованные от существительных же, усечением первоначальной основы, причем усеченное слово приобретает резко - негативную оценку, например: шпора, джины, реп, пит, диря и т.д.

Следует обратить внимание на слова: лохидзе и клипейшн. Они интересны не только с морфемной, но и с лексико-семантической точки зрения. Возможно, данные лексемы произошли в результате сложения двух основ разных структурных единиц: "лох" + " - дзе" (Сванидзе, Гергадзе). Это объясняется тем, что слово "лох" несет на себе негативную оценку, а "дзе" является довольно распространенным окончанием среди кавказских фамилий. При сложении данных морфем получается слово с негативной окраской и явным "выпадом" в сторону лиц соответствующей национальности. Что же касается слова клипейшн, то для его образования употреблен достаточно продуктивный сейчас в русском языке суффикс "-эйшн" (пришедший из английского языка (ср. сейшн, коммуникейшн): "клип" + " - эйшн". Существительных, образованных от аббревиатур и сложносоставных не зафиксировано. Но встречаются, образованные таким способом имена прилагательные и наречия, например: стопудово, стопудовый. Реже образуются новые глаголы: угарать, корефаниться, футболить, плющить. Глагольные новообразования затем обрастают префиксами: прошвырнуться.

В речи школьников встречаются также иноязычные слова; они в основном заимствованы из английского языка. Например, слово найк (по названию фирмы) без изменений перешло в лексикон молодежи, но это единственный пример такого рода.

Принято считать, что слова: клевый, перенсы, фигнюшка - образованы от английской основы: клевый от clever - умный; перенсы от parents - родители; фигнюшка от things - вещи. Соответственно, происхождение данных слов связано со звуковым искажением в процессе освоения данных заимствований.

Итак, наиболее продуктивным для школьного жаргона является аффиксальный способ образования.

В качестве производящей основы могут использоваться основы, как литературного слова, так и жаргонизма. От основы литературного слова образованы следующие жаргонизмы: алгеброид (алгебра), химоза (химия), истеричка (история), чит (учитель), шпора (шпаргалка), микраж (микрорайон), мафон (магнитофон), родоки (родители), цивильный (цивилизованный). С использованием жаргонной основы образованы слова: децельно от децельный, галимо от галимый.

Однако наиболее интересными являются следующие случаи: слово алгеброид образовано с помощью суффикса -оид, который придает слову книжную окраску, делает его "умным" (ср. гуманоид, гиперболоид). Использование же этого суффикса в речи школьников часто приводит к созданию комического эффекта.

Слово истеричка образовано способом, получившим в специальной литературе термин "сращение", или наложение основ: история и истерия. Интересно слово примато. Его также можно отнести к сращениям: примат и примитивный. К этой же группе относятся такие слова, как: дискотряска, обломинго, пешкарусом.

Слово химоза образовано при помощи суффикса -оз, часто встречающегося в химических терминах (ср. глюкоза, фруктоза, дизоксирибоза и т.д.).

Слово физик-шизик образовано сложением рифмующихся слов, причем у старшекласников чаще встречается вариант шизик с тем же значением.

Слово пит восходит к слову воспитатель и образовано усечением основы, в связи с чем у слова появились дополнительные оценочные значения. Так же образовано и слово чит.

С явлением метонимического переноса мы встречаемся на примере слова джорджик (по изображению на купюре). Наиболее же распространенным является способ образования на основе метафорического переноса. Так образованы слова: крылья, фары, виза, тормоз, камчатка, чукотка, клюшка, копыта и т.д.

Для школьного жаргона характерно широкое их употребление. Большинство фразеологизмов носят доброжелательно-шутливый характер и связаны с реалиями учебного процесса (выпасть в осадок, сдвиг по фазе, птичка обломинго). Наиболее остроумными, на мой взгляд, являются следующие: остров сокровищ (полка с журналами), 17 мгновений весны (учитель вышел из класса), розовый фламинго - птичка обломинго (о неудаче, невезении).

Ряд фразеологизмов является общеупотребительным, т.е. характерен для широких масс населения: гнать пургу (лгать, говорить неправду), крыша поехала, капать на мозги (говорить неправду); облом-иванович (о неудаче, невезении).

В целом, необходимо отметить, что фразеологизмы делают речь школьников более выразительной и колоритной.

Школьный жаргон характеризуется относительной устойчивостью, что связано с наличием традиций в организации самого учебного процесса. Однако ряд тематических групп, относящихся к сферам досуга и быта подвержены достаточно заметным изменениям, обусловленным влиянием моды и другими экстралингвистическими факторами.

Наиболее продуктивными для школьного жаргона являются аффиксальные способы образования. Однако достаточно распространены случаи образования на основе метафорического и метонимического переноса, а также сращения.

Для школьного жаргона характерно широкое употребление фразеологизмов, причем большинство из них имеют шутливую окраску.

В целом, школьный жаргон - явление постоянно обновляющееся, а потому нестареющее.

В жаргоне, как и в языке в целом, отражаются события, происходящие в жизни народа, уровень его культуры, картина мира, мораль и нравственность говорящих. Истоки новомодного жаргона - мода на все западное: музыку, вещи, фильмы. Считается, что такая речь очень выразительна и эмоциональна. На самом деле жаргонные слова и выражения - это безликие штампы, имеющие только две оценки - положительную и отрицательную: блеск, коронно (хорошо) и муть, мура (плохо). В общелитературном русском языке множество качеств, оценок, которые отсутствуют в жаргонной лексике. Речь (говорящего на сленге, либо употребляющего жаргон) становится стандартной и однообразной. И тем не менее нельзя недооценивать, роль жаргона в жизни общества, и жизни молодежи, в частности. Только поняв разницу между "плохо" и "хорошо", можно понять истинную цену того, что "хорошо". Только поняв, что есть речь низкая, грубая, вульгарная, можно оценить высокую, поэтику литературной речи.

Кроме того, нельзя не отметить того, что школьный жаргон является по своей сути школой словотворчества, причем различные новообразования изначально носят доброжелательно-шутливый характер. Однако необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне, т.к. в отличие от взрослых, употребляющих грубые слова для эмоциональной разрядки, подростки оперируют данными жаргонизмами с целью произвести впечатление на сверстников. Такая манера речи часто превращается в дурную привычку, от которой бывает трудно отказаться. Именно принимая во внимание особенности языковой ситуации, школа должна предусмотреть специальный обзор разговорных, просторечных и жаргонных слов, чтобы молодое поколение могло отличить истинную нормированную речь от площадной, базарной брани. Только в таком случае можно будет говорить о каком-либо уровне культуры нашего общества.

1.АЛГЕБРОИД - учитель алгебры

2.АППАРАТ - бытовая техника, электроника

3.БАБКИ - деньги, купюры

4.БАЗАР - разговор. Кончай базар - перестань разговаривать, замолчи

5.БАНДАНА - платок, повязываемый на голову или колено.

6.БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК - любой человек, употребляется также как.бращение.

7.БУХАТЬ - выпивать.

8.БУХЛО - выпивка, спиртной напиток.

9.БЫКОВАТЬ - нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо.

10.ВАКСА - негр

11.ВИДАК - видеомагнитофон

12.ВИЗА - лицо, физиономия

13.ВОДЯРА - водка

14.ВРУБАТЬСЯ - понимать, догадываться, вникать

15.ГАЛИМО - 1. Полный, абсолютный, точный 2. Неточный, неверный.

16.ГАСИТЬ - бить, избивать

17.ГЕМОРРОЙ - проверка, контрольная работа.

18.ГОП-КОМПАНИЯ - разухабистая, бесшабашная компания

19.ГРОБ - телевизор

20.ГРУЗИТЬ - врать, много говорить

21.ГУТАЛИН - негр

22.ДЕВНИК -дневник

23.ДЖИНЫ, ДЖОПСЫ - джинсы

24.ДЖОРДЖИК - доллар

25.ДИРЯ - директор

26.ДИСКОТРЯСКА - дискотека, танцы

27.ДЫНЯ - голова

28.ДЯПАН - дядя, любой человек, употребляется как обращение

29.ЖЕЛЕЗНО, ЖЕЛЕЗОБЕТОННО - точно, гарантировано, наверняка

30.ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ - не сдать экзамен, зачет

31.ЗАЖИГАТЬ - 1.заводить, разогревать публику 2. распутничать, развратничать

32.ЗАМЕТАНО - нареч. и в зн. сказ. договорились, по рукам, хорошо, понятно

33.ЗАПАДАТЬ - 1. Влюбляться в кого-л. 2. Сильно увлекаться чем- л.; быть одержимым чем-л.

34.ЗАПАДЛО, ЗАПАДЛЯК, ЗАПАДЛЯНКА - 1.подлость, дурной поступок. 2. Лень, не хочется.

35.ЗАПЛЮЩИТЬ - побить, избить кого-л.

36.ЗАПОРОТЬ - сломать, испортить

37.ЗАШИВАТЬСЯ - не успевать, уставать, утомляться

38.ЗУБРИЛА - заученный человек

39.ИСТЕРИЧКА - учительница истории

40.КАБИНА - голова

41.КАЙФ - удовольствие, удовлетворение, радость, наслаждение

42.КАМЧАТКА - задние парты

43.КАНДЕЙ, КАНДРАТИЙ - кандражка. Кандей схватил - испугаться,

44.КАПУСТА - доллары

45.КЕНТЫ - парни, ребята

46.КЛАВА - компьютерная клавиатура

47.КЛЕШНИ - руки

48.КЛЕВЫЙ - интересный, веселый; используется для выражения положительной эмоций

49.КЛИПЕЙШН - видеоклип

50.КЛЮШКА - подруга, приятельница, используется Как обращение Хипуешь клюшка, кайфуешь клюшка.

51.КОДЛА - компания, группа

52.КОЛОТЬСЯ - рассказывать что-либо

53.КОМПИК- компьютер

54.КОПЫТА - женская обувь с расклешенным каблуком

55.КОСАРЬ - тысяча рублей

56.КОСУХА - кожанная куртка

57.КОРЕШ - друг, приятель

58.КОТЕЛОК - голова

59.КОЧАН - голова

60.КРЫЛЬЯ - руки

61.КУСОК - тысяча рублей

62.КУЛЬТЯПКИ - руки

63.ЛАВЕ, ЛАВЕШКИ, ЛАВЕШНИКИ - деньги

64.ЛАПТИ - ноги

65.ЛОХИДЗЕ - лицо кавказской национальности

66.ЛУПАТЬ - смотреть

67.ЛЫЖИ - ноги

68.МАЛЬЦА - маленько, немножко

69.МАУС, МЫШАРА - мышь

70.МАФОН - магнитофон

71.МАХАТЬСЯ - драться

72.МЕЛОЧЬ - ученики младших классов

73.МИКРАЖ - микрорайон

74.МОЛОТОК - молодец

75.МОЧИТЬ - бить

76.НАЕЗЖАТЬ - идти с кем-либо на конфликт, искать ссоры

77.НЕФОНТАН - нехорошо, некрасиво

78.ОБЛОМ - неудача, невезение

79.ОБЛОМАТЬСЯ - потерпеть неудачу

80.ОТМОЧИТЬ - сделать что-либо, из ряда вон выходящее

81.ОТПАД - 1. крайнее эмоциональное состояние,2. выражает любую экспрессию

82.ОТФУТБОЛИТЬ, - отвадить

83.ПЕРЕНСЫ - родители

84.ПРЕДКИ - родители

85.ПИТ - учитель

86.ПОТНИК - носок

87.ПРОШВЫРНУТЬСЯ - пройтись, прогуляться

88.ПРИБАМБАС - наворот, опция, аксессуар

90.ПРИКОЛ - что-либо интересное, смешное, остроумное; шутка, анекдот, свежая новость

91.ПРИКОЛЬНУТЬСЯ - пошутить, сделать что-либо смешное

92.ПРИМАТО - примитивно,

93.ПРИМАК - сигареты "Прима"

94.ПРИКИД - модная, современная одежда

95.ПРИТОРАНИТЬ - принести что-либо

96.РАЗБОРКА - выяснение отношений, спор

97.РЕП - репетитор

98.РОДОКИ - родители

99.СБАЦАТЬ - сделать что-либо

100.СДЕЦЕЛ - немножко, маленько

101.СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ - скопировать программу на дискету

102.СЛИЗЫВАТЬ, СКАТЫВАТЬ - списывать, заниматься плагиатом

103.СМОРОЗИТЬ - сказать что-либо глупое, смешное

104.СРЕЗАТЬ - умышленно ставить неудовлетворительную оценку

105.СТОПУДОВО - точно, гарантировано

106.СТРЕЛКА - встреча. Забить стрелку - договориться о встрече; пробить стрелку - не прийти на встречу.

107.СТРЕЛОЧНИК - человек, отводящий от себя подозрение

108.СТУКАЧ - доносчик

109.ТАЧКА - машина, автомобиль

110.ТАЩИТЬСЯ - восхищаться, восторгаться

111.ТЕХАНА - женщина

112.ТОРМОЗ - человек, делающий что-либо неверно, неправильно

113.ТОРМОЗА - ноги

114.ТОРМОЗИТЬ - не понимать, не догадываться

115.ТУСОВКА, ТУСНЯК - гулянка, уличные посиделки молодежи; драка, инцидент

116.ТУСОВАТЬСЯ - гулять, слоняться без дела, участвовать в различных шоу, находиться в среде "своих"

117.УГАРАТЬ - долго смеяться

118.УЛЕТ - удовольствие, удивление. Полный улет.

119.УРЫТЬ - побить

120.УТЮГ - злой человек

121.УЧИЛКА - учительница

122.ФАНЫ, ФЕНЫ - фанаты

123.ФАРЫ - глаза

124.ФАУНЫ - родители

125.ФЕНЕЧКА -украшение, носимое на руке

126.ФИГНЮШКА - мелкая вещь

127.ФИГНЯ - ерунда, нечто плохое

128.ФИЗИК-ШИЗИК - учитель физики

129.ФУФАЙКА - куртка

130.ХИМОЗА - учитель химии

131.ЦИВИЛЬНЫЙ - употребляется как положительный эпитет

132.ЧАЙНИК - голова

133.ЧАПАТЬ - убегать, уходить

134.ЧЕСАТЬ - убегать

135.ЧИТЫ - учителя

136.ЧУВАК - используется как обращение

137.ШАМОВОЧНАЯ - столовая

138.ШАССИ - ноги

139.ШКУРА - куртка, верхняя одежда

140.ШНУРКИ - родители. Шнурки в стакане - родители дома

141.ШПОРА - шпаргалка

142.ШТУКА - тысяча рублей

143.ШУХЕРИТЬ - хулиганить, заниматься чем-либо дурным

144.ЩЕНОК - ученик младших классов

1. Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи // Русский язык в школе. - М., 1987. - № 3

2. Грачев М. А. - Арготизмы в молодежном жаргоне // РЯШ.- 1996 №1

3. Грачев М. А..- Механизм перехода арготизмов в общенародный язык // РЯШ.- 1996 N 5

4. Елистратов В. С..- Словарь московского арго - М.: Русские словари, 1994.

5. Зайковская Т.В. Пути пополнения лексического состава современного молодежного жаргона. - М., 1994

6. Митрофанов Е.В., Никитина Т.Г. Молодежный сленг. Опыт словаря. - М., 1994

7. Никитина Т.Г. Так говорит молодежь: Словарь молодежного сленга. - СПб., 1998

8. Первухина Е. Молодежный жаргон 90-х годов // Живое слово Русского Севера. - Архангельск, 1998. - С. 88-93

9. Петрова Н. Заметки о подростковом сленге // // Живое слово Русского Севера. - Архангельск, 1998. - С. 81-87

10. Шапошников В.Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении - М.МАЛП. 1998

Предметы:

Безжалостная логика войны в большинстве случаев направлена на причинение противнику максимально непоправимого ущерба. Именно этим объясняется бурное развитие военных технологий и создание все новых средств массового уничтожения. Особой жестокостью среди них выделяются экспансивные пули, в настоящее время запрещенные для использования в военных действиях.

На фоне столь изощренных орудий массового убийства, как ядерное оружие или системы залпового огня, история пули экспансивного действия малоизвестна и уже почти забыта, хотя с ее «помощью» в свое время погибли мучительной смертью или были искалечены десятки, а может и сотни тысяч человек.

Как работают экспансивные пули

Что значит экспансивная пуля? Одно из значений латинского слова expansus – расширяемость. Применительно к пуле это означает, что в момент попадания в цель она резко увеличивается в диаметре, многократно усиливая поражающий эффект. Поражая человека, они раскрываются, подобно цветку. Отсюда пошло их зловещее название – «цветы смерти».


Выстрел экспансивной пули, как правило, приводил к летальному исходу, поскольку, раскрываясь она увеличивала очаг поражения тканей, оставаясь при этом внутри тела, в то время, как обычная пуля проходила навылет.

История появления

«Родина» патронов с экспансивной головкой — Англия XIX века, погрязшая в многочисленных колониальных войнах. Стоящие в то время на вооружении малокалиберные оболочные пули не причиняли противнику серьезного ущерба. Как уже говорилось, с близкого расстояния они пробивали тело навылет.

Разработка нового патрона была поручена британскому офицеру Невиллу Берти-Клею, служившему в арсенале Дум-Дум близ Калькутты. Позже название арсенала перешло к печально известной пуле. Берти-Клей видимо хорошо знал баллистику и физику и не стал изобретать велосипед. Он всего лишь спилил кончик у обычной пули.

Однако это нехитрое ноу-хау превратило ее в страшное средство поражения. К тому же теперь практически любой солдат мог изготовить экспансивный боеприпас с помощью простого напильника, сделав на них крестообразный надрез.

Впервые экспансивные пули были массово применены в сражении при Омдурмане (Судан). По воспоминаниям очевидцев, попадание приводило к обширным полостным ранам и тяжелейшим поражениям костей. Оставшиеся в живых обычно становились инвалидами, в связи с чем решением Гаагской мирной конференции 1899 года использование экспансивных пуль было запрещено. Спустя 8 лет уже на Второй Гаагской конференции данный запрет был продублирован.


Было создано 2 основных типа экспансивных пуль: с экспансивной полостью и полуоболоченные. Полуоболоченная экспансивного действия – это экспансивная свинцовая пуля в медной или латунной оболочке. Ее появление связано с созданием бездымного пороха – кордита. В момент выстрела после обычной свинцовой пули в канале ствола оставались мелкие осколки, отчего ствол со временем приходил в негодность.

Чтобы этого не происходило, свинцовые пули стали помещать в медную или латунную оболочку. При этом экспансивное действие сохранялось, но было значительно меньшим по сравнению с боеприпасами с экспансивной полостью.

С появлением высокоточных боеприпасов и бронежилетов применение экспансивных пуль в конфликтах практически сошло на нет. Сегодня основная сфера их применения – охота на крупного зверя. Здесь экспансивные боеприпасы востребованы.

Современные разработки

Однако разработки продолжаются. Так 3 года назад компания G2 Research представила современную версию экспансивной пули – 9 мм патрон G2R RIP с восемью маленькими зубцами – троакарами. По мнению некоторых экспертов, сегодня это «самая экспансивная пуля».

В результате выстрела экспансивной пули G2R RIP троакары, подобно кольцевой пиле, вгрызаются во встречные препятствия, расчищая дорогу к цели основному поражающему элементу – донной части. Плюс ко всему, зубцы-троакары создают турбулентный поток, стабилизирующий полет пули и обеспечивающий более точное поражение цели.

Что можно противопоставить

Стоит вспомнить о «близких родственниках» экспансивных снарядов — пулях со смещенным центром тяжести, одной из разновидностей остроконечных пуль, которые сменили в начале ХХ века устаревшие тупоконечные. Новые боеприпасы имели улучшенную аэродинамику, меньший вес и более высокую начальную скорость.


Смещенный центр тяжести приводил к тому, что в момент попадания в тело пуля не расплющивалась, а начинала хаотично «кувыркаться». При этом выходное отверстие могло образоваться в самом неожиданном месте. Нетрудно себе представить, что ранение от такой пули было не менее тяжелым, чем от экспансивной пули.

Армия США широко применяла пулю со смещенным центром тяжести М-193 к винтовке М-16 во время войны во Вьетнаме. Нашим ответом стал патрон 5.45 х 39 (7Н6) к автомату Ак-74, который прошел обкатку в Афганистане.

Современное состояние и перспективы биотехнологии

1. Что такое биотехнология?
2. Какие биотехнологические процессы и производства вам известны?
3. Где могут быть использованы методы клеточной и генной инженерии?

Биотехнология в практической деятельности человека.

С древних времен известны отдельные биотехнологические процессы, используемые в сферах практической деятельности человека. К ним относятся хлебопечение, виноделие, пивоварение, приготовление кисломолочных продуктов и т. д. Наши предки не имели представления о сути процессов, лежащих в основе таких технологий , но в течение тысячелетий, используя метод проб и ошибок, совершенствовали их. Биологическая сущность этих процессов была выявлена лишь в XIX в. благодаря научным открытиям Л. Пастера. Его работы послужили основой для развития производств с использованием разнообразных видов микроорганизмов. В первой половине XX в. стали применять микробиологические процессы для промышленного получения ацетона и бутанола, антибиотиков, органических кислот, витаминов , кормового белка.

Успехи, достигнутые во второй половине XX в. в области цитологии, биохимии, молекулярной биологии и генетики, создали предпосылки для управления элементарными механизмами жизнедеятельности клетки, что способствовало бурному развитию биотехнологии. Благодаря селекции высокопродуктивных штаммов микроорганизмов, эффективность биотехнологических процессов увеличилась в десятки и сотни раз.
Особенностью биотехнологии является то, что она сочетает в себе самые передовые достижения научно-технического прогресса с накопленным опытом прошлого, выражающимся в использовании природных источников для создания полезных для человека продуктов. Любой биотехнологический процесс включает ряд этапов:

подготовку объекта, его культивирование, выделение, очистку, модификацию и использование полученных продуктов. Многоэтапность и сложность процесса обусловливает необходимость привлечения к его осуществлению самых разных специалистов: генетиков и молекулярных биологов, цитологов, биохимиков, вирусологов, микробиологов и физиологов, инженеров-технологов, конструкторов биотехнологического оборудования и др.

Дальнейшее развитие биотехнологии как отрасли сельскохозяйственного производства позволит решить многие важные проблемы человечества.

Острейшей проблемой в целом ряде слаборазвитых стран, стоящей перед человечеством, является нехватка продовольствия. В связи с этим усилия биотехнологов направлены на повышение эффективности растениеводства и животноводства.

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры