Биография игоря растеряева. Игорь Растеряев: глоток настоящего в искусственном мире Жизнь игоря растеряева

Главная / Измена жены

В 2010 году Рунет взорвало видео, на котором какой-то деревенский парень поет под гармонь песню про комбайнеров. Снятый на мобильный телефон ролик стал очень популярным на YouTube и в других социальных сетях. Люди быстро запомнили Игоря Растеряева: самородка из-под Волгограда, который поет понятные всем и правильные песни.

Позднее Рунет узнал, что Игорь - профессиональный актер и питерский интеллигент, пусть и с казацкими корнями. Он просто каждый год отдыхает на родине предков в Волгоградской области.

Творчество Растеряева родом откуда-то из-под Волгограда, Ростова-на-Дону, Рязани или Твери. Оно не столичное, а из глубинки. Оно правильное: искреннее, глубокое. Этим оно выделяется на фоне фальшивого мейнстрима и ванильно-гламурного мельтешения столичных поп-звездочек. Игорь поет для и про настоящих людей, поэтому его песни цепляют.

Видео «Комбайнеры» снял на мобильный телефон и опубликовал на YouTube друг и соратник Растеряева Леха Ляхов. Он снимает видео с Игорем до настоящего времени.

Кто такой Игорь Растеряев

Растеряев родился в Ленинграде в 1980 году в семье интеллигентов. Он окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Игорь играл в театре «Буфф». У него есть роли в кино.

Предки Растеряева - казаки. Родители каждое лето отправляли Игоря отдыхать в Волгоградскую область. Здесь молодой человек познакомился с сельской жизнью, узнал жизнь простых людей из глубинки, подружился с «трактористами, комбайнерами и грузчиками арбузных фур».

Как бы пафосно это ни звучало, Игорь Растеряев вернулся к истокам. Благодаря отдыху под Волгоградом он научился чувствовать родную землю, общаться с обычными людьми. Главное, Игорь смог выражать свои мысли и эмоции без капли фальши.

Игорь Растеряев преимущественно исполняет свои песни. Также он поет песни поэта Василия Мохова. Одна из них - представленная выше «Раковка». В репертуаре Игоря есть каверы на композиции известных рок-исполнителей, включая «ДДТ», «Король и Шут» и других.

Ни в какие рамки

Именно так можно охарактеризовать творчество Игоря Растеряева. Ближе всего его можно описать термином «авторская песня». Но в то же время Растеряев - самый настоящий рокер. Дело не в том, что он выступает на «Нашествии». Творчество Игоря - это русский рок, который отличается глубиной и философской наполненностью песен, искренностью и отвязностью.

Кстати, об отвязности. В песнях Растеряева часто можно услышать обсценную лексику. Некоторые композиции артист давно не исполняет, так как в них есть только жесткий стёб и даже кич. В других нецензурные выражения звучат настолько органично, что без них песня была бы неполной.

В композициях Растеряева явно слышатся фольклорные мотивы. Это еще одна грань и жанровый ориентир его творчества.

В 2011 году Игорь оформил первый полноценный альбом «Русская дорога». В нее вошли полюбившиеся людям песни «Комбайнеры», «Казачья», «Богатыри». А песня «Ромашки» до настоящего момента остается одной из самых сильных в репертуаре исполнителя.

Вокальные данные Игоря Растеряева не впечатляют. Уровень владения музыкальным инструментом далек от виртуозного. Артист использует простые слова. Тем не менее его песни цепляют сильнее, чем композиции профессиональных авторов и музыкантов.

Великая Отечественная война

Это одна из ключевых тем в творчестве Игоря Растеряева. Он возвращается к ней постоянно. У всех песен о Великой Отечественной авторства Растеряева есть одна общая черта. Они помогают увидеть страшные дни большой войны глазами простого человека, обычного солдата.

Красивый вокал Елене Гвритишвили и сильная песня о ключевой битве Великой Отечественной - один из примеров.

Растеряев - ленинградец. Он не мог обойти стороной тему блокады. В «Ленинградской песне» он благодарит людей, которые возили продовольствие в блокадный город по льду «Дороги Жизни». Тех, благодаря кому живут современные питерцы.

Игорь рассказывает о личных трагедиях и откровениях людей, которые прошли Великую Отечественную. История деда Агвана заставляет замолкнуть и глубоко задуматься. Подумать о том, как и почему люди в течение всей истории воюют друг с другом. Подумать, чтобы выиграть «главный бой за звание человека».

«Дед Агван» - стихотворение Растеряева. Оно раскрывает Игоря как поэта-декламатора.

Одинаковая форма, очень разные смыслы

Музыка и манера исполнения Игоря Растеряева действительно не отличаются разнообразием. Но его песни очень разные. Более того, они удивляют полярностью настроений и мыслей. От задиристых «Казачьей» и «Ермака» автор легко переходит к антивоенной тематике. Она раскрыта в песне «Бой».

Творчество Растеряева полностью мужское. Оно понятно женской аудитории, женщины слушают Игоря. Но поет он в основном для мужчин и о мужчинах. Вернее, о мужиках, которые умеют пахать зябь, гоняют фуры по федеральным трассам, а иногда мешают пиво с водкой.

«Ходики», «Кореш», «Дальнобойная» - примеры мужских песен. Их можно назвать зарисовками из жизни людей, которые столкнулись с кризисом среднего возраста. И у которых этот кризис растянулся на много лет.

Творчество Растеряева ни в коем случае не депрессивное. Игорь помогает слушателю почувствовать и пережить личные и общие трагедии. Тут же он дает действенные рецепты от хандры и надуманных трудностей. Песню «Дядя Вова Слышкин» можно назвать гимном жизнерадостности и здравого смысла.

Простой деревенский житель Владимир Слышкин в резиновых сапогах - живое воплощение позитива и правильного отношения к жизни. Кстати, дядя Вова появляется и в других клипах Растеряева. Это реальный человек, с которым Игорем дружит и общается.

Любовь к родной земле

Эта тема наполняет все без исключения песни Растеряева. Игорь поет не о каком-то абстрактном понятии, а о настоящей Родине. Это больше, чем географическое определение. В песнях артиста чувствуется любовь к окружающему его пространству, людям, укладу жизни.

Это хорошо слышно в песне «Весна». Кстати, в клипе снимается уже знакомый вам дядя Вова Слышкин.

«Но поет он не про Италию, а как дома хорошо» - в этой строчке весь Растеряев. Без пафоса и лишних слов он говорит о Родине больше, чем многие авторы учебников.

Новый Высоцкий? Нет, просто Игорь Растеряев

Действительно, Растеряева часто сравнивают с Высоцким. До масштабов Владимира Семеновича Игорю еще предстоит вырасти. Но он уже стал в чем-то похожим на предшественника. Высоцкий был таким же искреннем и понятным всем: от работяг и дальнобойщиков до профессоров и творческой интеллигенции.

И все же Растеряев - самобытный артист, не похожий ни на кого, кроме себя. Это неординарная фигура: яркий поэт и настоящий артист. Игорь сам сказал, что при царе Горохе служил бы церковным звонарем. А в наше время он звонит в колокола и колокольчики человеческих душ, как бы это пафосно не звучало. И благодаря творчеству Игоря в людях звучат самые тонкие струны.

сайт: - Игорь, на выступлении в Петербурге вашу легендарную песню «Комбайнеры» будут ждать все. А, что ещё будет на концерте?

Игорь Растеряев: - Да действительно, мы раз по пять поем этих «Комбайнеров». На концерте исполним песню «Дороги», да и вообще всё что есть – всё будет. На сегодняшний день у меня своих, не матерных, десять песен. Плюс песни моего дядюшки Василия Федоровича Мохова, плюс кавер-версии.

сайт: - То есть в арсенале уже солидный концерт?

Игорь Растеряев: - Ну как солидный? Поем, играем.

сайт: - Как вы считаете, реально ли возродить нашу деревню? Как вы оцениваете наше общество и нравственный уровень современной молодежи?

Игорь Растеряев: - Наше общество я оцениваю очень высоко. Я помотался по стране и могу сказать, что во всех регионах, даже отдаленных, очень много культурных, хороших людей. Насчет нравственного уровня я ничего не могу сказать, потому что я не специалист по каким-то нравственным критериям – я не социолог. Но с кем я сталкиваюсь – все прекрасные люди.

Также не считаю себя специалистом по возрождению деревни. Я, кстати, только что вернулся оттуда. Точнее еле выбрался - застряли на два дня. Началась весна - половодье.

сайт: - Находите ли время на отдых? Есть ли планы посетить родные места?

Игорь Растеряев: - Я только что оттуда приехал. С моим другом Лехой Ляховым ездили снимать новую песню. Выезжали по делу, но информационный отдых, который мозг получает, это и есть самый главный отдых. Ну и вообще, когда я степь вижу и немного погуляю, этого хватает, чтобы подзарядиться.

сайт: - Где вы уже были с концертами и какие города стоят у вас в плане выступлений?

Игорь Растеряев: - В мае собираемся на Украину - в Киев и Одессу. В Крым тоже хотели, но что-то там пока не срослось. Всё не охватишь, потому что у меня ещё театр.

Недавно ездили в Салехард. Там оленеводы, чтобы с оленем сфотографироваться, 100 рублей просят. Малые народы, кстати, там не бедствуют. Над ними трясутся, выделяют дотации. Потом с девочкой у них там сфотографировались, и тут прибежала мама ненка и говорит: «Как вам не стыдно? Нельзя просто так у нас тут с девочками фотографироваться! Ну, дайте маме хотя бы тысячу». То есть у них там свои какие-то понятия.

Мы стараемся брать максимально удаленные друг от друга регионы. Берем, к примеру, Сибирь и выступаем в трех городах – больше не охватить, есть лимит.

Город Новосибирск меня вообще поразил, особенно Академгородок.

сайт:- Мешает ли популярность и активный график личной жизни?

Ну, это не помогает, потому что на постоянные поездки уходит много времени. Когда нет поездок, есть театр. Как-то всё плотно и неожиданно завернуло, ведь был театр, была рыбалка, ну и где-то там в охоточку, еще что-то. А сейчас какие-то чудеса начались.

«Настоящая женщина должна быть матерью»

сайт: - Совместимы ли мегапопулярность, народная любовь и личная жизнь?

Игорь Растеряев: - Наверное, совместимы. Мне кажется, что одно к другому имеет малое отношение. Нужно, чтобы на небесах что-то сошлось и тогда будет у тебя и творчество и личная жизнь. Не все же от людей зависит.

сайт: - Как вы относитесь к такому явлению как глобализация и новый мировой порядок?

Если смотреть по моей родной Раковке, то даже на уровне кулинарии всё изменилось за последние годы. Когда я был маленький, там питались традиционно. Была казачья кухня – кислое молоко, пышки мазаные, блины, хворост. Сейчас же стол горожанина и стол жителей Раковки практически не отличается. Понятное дело, что у них свое мясо и какие-то свои закрутки, но сметана зачастую там магазинная. Есть, конечно, процесс глобализации. Все магазины одинаковые, вседоступность – это всё есть.

Даже если взять информационный поток. Я помню, если в детстве приезжаешь летом в деревню Раковку, то там крутили такую музыку на дискотеке, которая у нас в городе была год назад, а туда всё это только докатилось. Сейчас с интернетом это абсолютно одно поле. Мне по-человечески жалко, что это уходит.

сайт: - Настоящий мужчина должен построить дом, вырастить сына, посадить дерево, послужить Родине. Что на ваш взгляд должен сделать настоящий мужчина? Кто такая настоящая женщина и что такое Родина?

Игорь Растеряев: - Мне кажется, настоящий мужчина должен держаться в своей колее, в своей струе и время от времени останавливаться - думать и собираться. Он должен понимать, куда он идет и что для него теоретически важно. Должен уметь задавать себе вопросы.

Настоящая женщина должна быть, прежде всего, матерью. А что такое Родина я могу только на уровне ощущений сказать. Когда мы едем в Раковку на поезде, и после одной станции возникают степи, я открываю окно, слышу стрекот кузнечиков, и в окно высовываю голову. Вдруг полынью тянет – и вот тут думаю: «Всё! Слился с Родиной!»

сайт: - Кем мечтали стать в детстве? Актером, музыкантом или космонавтом?

Игорь Растеряев: - Я мечтал стать в детстве Питером Пэном. Мне этот товарищ очень нравился. Вообще все, что мне нравилось, в детстве я фиксировал в рисунках. Один раз даже моих родителей вызвали к директору детского сада, и посоветовали им проконсультироваться с детским психологом. Им сказали: «Ваш сын рисует отрезанные головы». Мои родители взяли рисунок, но выяснилось, что на бумаге только колобки нарисованы.

сайт: - Игорь, посоветуйте, как правильно засаливать арбузы?

Игорь Растеряев: - На самом деле я только теоретически об этом знаю. Я никогда не солил, только питался результатами чужих трудов. Могу только сказать что бочковой арбуз, лучше чем баночный. Тут главное с солеными арбузами не перебарщивать. Больше двух дней подряд их есть не надо, потому что дальше могут начаться неприятные вещи. Такая еда в чем-то даже опасна.

сайт: - Как отдыхаете после концерта? Как снимаете эмоциональное напряжение?

Игорь Растеряев: - Оно само снимается. Дня за два до выступления у меня включается «синдром предстоящего концерта». Особенно перед Питерским концертом, где много друзей, знакомых. Это выражается в том, что мне постоянно мерещатся вентиляторы, кондиционеры, форточки. Начинаю жутко беречься от всего. Даже мозг начинает по-другому работать. А после концерта такое ощущение, как будто что-то сбросил.

сайт: - Из-за чего вы расстраиваетесь?

Игорь Растеряев: - Из-за досадных мелочей расстраиваюсь. Очень сильно реагирую на слова людей – это, кстати, не очень хорошее качество. Но потом я быстро от этого отхожу.

сайт: - Был ли любимый предмет в школе?

Игорь Растеряев: - ОБЖ, наверное, потому что мы все время ездили на полигон в Осиновую рощу стрелять. Правда, мы никогда не стреляли, потому что нас никто там не ждал. Мы туда приезжали, шатались по воинской части, но мы не жаловались – нам очень нравилось. Это были культурно-развлекательные выезды во время школьных занятий. Но справедливости ради надо сказать, что один раз стрельнули.

У нас вообще 558 школа была очень хорошая. Отлично была внеклассная работа поставлена, именно театральное направление – спектакли. Даже ставили что-то на английском языке. Получилась ещё такая странная ситуация, что мне в 10 классе показалось, что я болтун, балабол и что я всё время хожу и себя распыляю. Мне захотелось набраться брутальности и воспитать мужественный стержень. На великую беду это мое желание совпало с прочтением книги Михаила Шолохова «Поднятая целина». Там был такой персонаж Демид Молчун, который за всю книгу произнес то ли два, то ли три предложения. Вот этот товарищ меня настолько вдохновил, что я подумал: «Вот это мужчина! Этот не скажет лишнего». И я где-то на полгода перестал разговаривать со всеми. Я только хмуро сидел, смотрел, воспитывал в себе мужественную сдержанность. На вопросы отвечал только кивком или мотанием головы. В крайнем случае, переходил на какие-то междометия, но чаще всё-таки мычание.

Вся эта ситуация осложнялась тем, что меня взяли в 10 класс, потому что я был активный по внеклассной работе товарищ. Получалось, что в миру я воспитывал в себе сдержанность, а потом выходил на сцену и превращался в прежнего балабола. Я только один раз нарушил обет молчания, когда мне светила в году двойка по физике. Меня вызвали к доске, я мужественно прошел к ней, написал всё что знаю – а именно «дано». После этого я стал мужественно и молчаливо ждать, пока учительница Вера Афанасьевна повернется, чтобы я ей взглядом показал, мол: «Ну как?». Она обернулась и уже начала ставить мне двойку. И тут я заговорил и сказал: «Поставьте мне три!». Тут весь класс вздрогнул, оттого что я внезапно заговорил. Учительница спрашивает: «Почему три?» А я отвечаю: «Я двойник датского физика Нильса Бора! Откройте страницу 237» Весь класс открыл учебники, а там моя фотография и подпись «Нильс Бор, датский физик». То есть я оказался его двойником.

сайт: - Кто из учителей вам запомнился в школе?

Игорь Растеряев: - Учителя были прекрасные. Тамара Бурковская - моя классная руководительница, учительница истории. Надежда Воробьева - по алгебре и геометрии. У нас очень хороший коллектив там был. Мы с классом собираемся 1 сентября – у нас очень дружный класс оказался. Мы уже в течение 15 лет встречаемся. Даже в этом году встречались! Нас пришло человек 7, а это не так уж и мало на самом деле.

сайт: - Где больше всего понравилось учиться, в школе или в университете?

Игорь Растеряев: - Всю мою жизнь меня обманывали. В детском саду меня пугали школой, в которой, конечно, было нелегко, но, по крайней мере, там не заставляли спать днем. В школе начали пугать институтом, но у меня в университете не было ни алгебры, ни физики. Но зато в институте запугивали театром. Мол, тут вы студенты, а в театре «клубок целующихся змей», интриги, закулисные войны. Мне никогда в жизни не было так комфортно как теперь, когда я работаю в театре «Буфф» и «клубка змей» я не ощущаю, хотя я там уже почти 10 лет работаю. В этом отношении коллектив у нас очень хороший.

«Обычно без гармошки хожу»

сайт: - Бывало ли, что на улице узнавали? Нужно ли сейчас следить за своим поведением?

Игорь Растеряев: - Да я не очень слежу за поведением. Бывают что узнают, но не могу сказать, что очень часто. Я же обычно без гармошки хожу.

сайт: - Какое у вас место в Петербурге самое любимое?

Игорь Растеряев: - Литейный мост. Мы там корюшку ловили всю жизнь. Это для меня сакральное место. Там самый хороший клев. Получается, что там Нева, после Литейного моста, начинает делиться. Вся корюшка концентрируется непосредственно там.

сайт: - Вопрос от читателя: Игорь, а вам было сложно бросить пить?

Игорь Растеряев: - Нет, было очень просто. Надо было дойти до определенного рубежа, после которого не остается никаких колебаний. То есть ты понимаешь - либо отъезжаешь, либо бросаешь. Когда ты это понял, то все очень легко делается. Тяжело, наверное, когда люди колеблются и не понимают до конца, что им это надо.

сайт: - В компании потом выпить не тянуло?

Игорь Растеряев: - Не то, что не тянуло! Первые пять лет сны снились, что выпил и как током бьет - просыпался в холодном поту. Наверное, сработало что-то в голове, что какой-то животный страх на это дело остался.

сайт: - Была ли какая-то детская мечта, которая исполнилась?

Игорь Растеряев: - Обнести мой дом на хуторе Глинище. В детстве мне очень нравились плетни, мы даже с братом у дядьки во дворе построили маленькую деревню. У нас там были домики, и мы из сена делали крыши, а из вишневых веток делали плетни, даже прокопали реку. Это был макет. Дядька даже до реконструкции заднего двора на одну зиму всё это накрывал и эта деревня два года просуществовала. Четыре года назад я съездил к умельцам, и они сделали высокие и красивые плетни. Так что детская мечта воплотилась.

сайт: - После того как вы выстрелили с песней «Комбайнеры», ваше окружение поменялось?

Игорь Растеряев: - Нет. А почему оно должно поменяться? У меня круг общения не изменился.

сайт: - Расскажите о ваших музыкальных инструментах?

Игорь Растеряев: - На концерте я играю на гармошке «Чайка». Также со мной всегда «Тула», она ездит на все гастроли. Я вожу с собой всегда два инструмента - не дай бог один сбоит. «Тула» меня выручала уже два раза – в клубе «Икра» в Москве и на мартовском сочельнике, когда я был в Октябрьском. «Тула» - это гармошка моего друга, актера «Буффа» Жени Березкина, а точнее его дедушки. Мы репетировали спектакль «Свадьба Кречинского» и были с Березкиным определены на одну роль – там надо было играть на гармошке, он даже достал какой-то самоучитель. Да и я ведь не особо умел играть! Но я выучил ноты и там где клавиши написал «рэ», «фа» и «ля». То есть из пластыря вырезал кружочки, написал и наклеил.

С басами вообще очень легко. Значение третьего рядка на басе мне объясняли – но я так и не понял. Но ничего страшного. Мне в принципе хватает. Я же не музыкант. У меня и образования такого нет.

сайт: - Какие у вас ближайшие творческие планы?

Игорь Растеряев: - Сначала концерты. С песнями сложная такая история, потому что мелодии есть. Вот текст - это сложно. Это у меня получается очень медленно - два месяца, полгода или год. Ну и ещё не каждая мелодия - это песня.

сайт: - Кому в первую очередь вы играете свои песни?

Игорь Растеряев: - Маме, папе, сестре Кате и её муже Серёже. Но не всем вместе, играть надо поодиночке. Они строгие критики, особенно мама. Сестра тоже очень хороший критик, а самый лояльный - это папа.

Игорь Растеряев - питерский артист, поющий под одну гармонь нехитрые и привязчивые песни про комбайнеров, водку и богатырей всколыхнул рунет в конце лета 2010 года.

Родился 10 августа 1980 года в Ленинграде.
В 2003 году окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства.
Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады-2006
Актер Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «Буфф».

Первый официальный концерт Игоря Растеряева прошёл 23 сентября 2010 года в Москве, в клубе «Контакт». На концерте присутствовали друзья исполнителя, ставшие прообразами героев его песен. Игорь исполнил ряд старых песен, записи которых были в разное время выложены в интернет, и новые, до этого не исполнявшиеся песни.

И уже меньше, чем через месяц после первого концерта, 15 октября 2010 года состоялся концерт в московском клубе «Вермель», который показал, что на концерты Игоря Растеряева готовы ходить не только его друзья и близкие. На концерт, который был организован за неделю до даты фактического выступления собралось первых 130 настоящих поклонников Игоря. Здесь же состоялась премьера песни «Русская дорога».

5 февраля 2011 года был презентован дебютный альбом Игоря «Русская дорога» в клубе «Milk» (Москва)

Актер, артист, интеллигент просто по факту профессии, он, конечно, строит утопию, воспевает лихую и горькую деревню, которой уже почти не осталось, - понятно же, что на деле это скорее похоже на роман «Елтышевы», чем на песню «Комбайнеры». Но это возвышающий обман, важный, нужный. Это трагически-жизнеутверждающая музыка: «когда мы отступаем, это мы вперед идем»; по выражению коллеги Петра Фаворова, «песни народа в отступлении». В этих песнях есть от чего поморщиться, но на круг они все за добро и за жизнь; и можно сколько угодно проводить параллели с «Любэ» или «Сектором газа», но у тех никогда не получалось произносить заветные запрещенные слова на букву «р» так, чтобы они звучали весело и гордо, с настоящих больших. У Растеряева - как у Высоцкого, как у Шукшина (авансом, да, но все же) - пока получается. Не исключено, что это пустые надежды, но Растеряев, быть может, намечает третий путь для новой массовой эстрады: пока кое-как обустроившаяся городская культура порождает музыку для тех, кому до 30 (социальный хип-хоп), и для тех, кому за 45 («жизненный» постшансон в формате артистов Ваенги и Михайлова), он выходит в поле - и обнаруживает под ногами все такую же черную землю, а в этой земле - все те же ромашки, все те же родные кости, все такое же звонкое слово.

Мало кто знает, что получивший в последние годы огромную популярность Игорь Растеряев – автор хита про комбайнеров – дипломированный актер, а музыкального образования у него нет. Да что там говорить! В одном интервью Игорь признался, что только недавно полностью овладел гармонью, а до этого играл на ней одной рукой. Откуда появился этот полный энергии эксцентричный юноша, и как ему удалось прославиться на всю страну?



Игорь Вячеславович Растеряев появился на свет 10 августа 1980 года в Ленинграде. По словам артиста, его мать была родом из Питера, а отец родился в поселке Раковка, Волгоградской области и был потомственным донским казаком. Каждое лето Игорь ездил в родные края отца на реку Медведицу. С тех самых пор он полюбил сельскую жизнь, простых людей и природу.

В детстве Игорь сдружился с Алексеем Ляховым – москвичом, который тоже приезжал к своим родным в деревню. Тогда артист и не подозревал, какую роль он сыграет в его жизни. Постепенно у Растеряева появлялись другие друзья, и вскоре питерский интеллигент, выросший в семье художников, стал своим парнем в деревне.

Несмотря на то, что Игорь до сих пор проводит лето в Раковке, он не считает себя сельским парнем и вряд ли смог бы жить в деревне. Он просто любит общаться с простыми людьми, да и профессия у него городская – актер театра. Многие, конечно же, узнали об этом уже позже, когда Растеряев стал рассказывать о своей жизни. И были, если честно, сильно удивлены.


Вообще, Игорь хотел поступать на журналистский факультет, но затем решил, что не потянет, и поступил в Академию театрального искусства (СПбГАТИ). Здесь, по словам артиста, можно было иногда "валять дурака", или просто "притворяться талантливым". А на журфаке были конкретные вещи, которые необходимо было знать, например, английский.

После окончания театрального Растеряев попал в Санкт-Петербургский театр "Буфф". Здесь он сыграл множество интересных ролей как классического, так и современного репертуара. Например, Бочара в "Великолепном рогоносце", Грегуара в "Авантюристке", Емельяна Черноземного в "Квадратуре круга". Кроме этого, Игорь неоднократно участвовал в экспериментальных постановках, работал на детских утренниках и вечерах.


Обретение популярности

В Раковке Игорь был душой компании. Научившись еще в юности играть на гитаре, он часто исполнял песни разных авторов, а впоследствии и собственного сочинения. Позднее Растеряев купил гармонь и постепенно начал осваивать и этот инструмент. И вот, как-то они с друзьями сидели на кухне, и Леша Ляхов записал на мобильный телефон песню "Комбайнеры". Выложив ее на YouTube, Ляхов вскоре о ней забыл. Еще бы, ведь за полгода видео набрало всего 300 просмотров.


Однако в августе 2010 года ссылка на видео каким-то образом попала на популярный сайт oper.ru. Что тогда началось! За четыре дня ролик, в котором Растеряев исполняет на кухне сельского дома своих "Комбайнеров", посмотрело 300 тысяч человек. К концу 2010 года видео вошло в десятку самых популярных в России. На сегодняшний день видео просмотрели 6,3 миллиона раз.


В это время Растеряев, ни о чем не подозревая, продолжал рыбачить, а вечерами развлекал сельскую публику. Когда Ляхов сказал Игорю, что он очень популярен в интернете, то тот сразу и не понял, о чем идет речь. Ну а затем началось... Песни "Русская дорога", "Раковка", "Ромашки", "Казачья песня". 23 сентября 2010 года состоялся первый концерт артиста в клубе "Контакт", в Москве. А позже Алексей Ляхов стал продюсером Растеряева.

В начале 2011 года вышел первый альбом Игоря "Русская дорога". Затем были записаны диски "Звонарь" (2012), "Песни дяди Васи Мохова" (2013) и "Рожок" (2014). Каждая композиция, написанная Растеряевым, рассказывает о простых людях, трудягах, живущих, как правило, в сельской местности. Есть у него песни и о природе родного края, и о событиях войны, и о патриотизме. По словам артиста, сначала в его голове рождается мелодия, а только потом он пишет текст. Очень часто это происходит в дороге, во время поездок.

А объездил Игорь уже практически всю Россию. И это даже несмотря на то, что обычно он дает не более трех концертов в месяц. Крайний Север, Беларусь, Украина, Польша – где только не был Растеряев. Он наверное единственный на постсоветском пространстве артист, который сначала получил популярность в интернете, а только потом стал давать концерты.

Несмотря на большую известность, Игорь Растеряев никогда не хотел стать "звездой". Он не сотрудничает с федеральными каналами и отклонил предложения всех продюсеров. Все свои песни, клипы, музыку он выкладывает в интернет, поэтому любой желающий может послушать или скачать запись.

По словам Растеряева, его хотели "раскрутить" крутые дяди, но он предпочел гармонь "без аранжировок и шоу-балета на заднем плане". Так же он мог сделать из "Комбайнеров" и других песен стеб: разодеться в стильного сельского паренька, подложить под музыку бит-бокс. Без сомнений, это принесло бы ему гораздо больше славы и денег. Но он пошел другим путем – петь про настоящую жизнь без прикрас и гламура. На вопрос о том, каким он себя видит через 10 лет, Растеряев отвечает, что хотел бы остаться собой. Ведь гораздо важнее быть собой, чем стать кем-то.

СПб церковный вестник "Вода живая", № 4, 2011

Колорит песен Растеряева замешан на житье-бытье волгоградской станицы, где с детства Игорь проводит каждое лето. Это казачья родина его отца и постоянное место жительства его хуторских друзей. В Петербурге артист живет в обычном спальном районе. На встречу Игорь Растеряев пришел с другом Алексеем Ляховым, который делает все видео интернет-звезды, называет себя «продюсером в кавычках» и отвечает на вопрос о стратегии продвижения таким образом: «Вы напишите, что это все произошло по воле Божией. Иначе бы не получилось. Обыкновенная посиделка на кухне, снятая телефоном. Остальные клипы сняты вообще в степи. Людей сегодня трудно чем-то удивить, и вдруг такая простота понравилась всем»...

В певцах не хаживал

Игорь, Вы уже определились, к какому музыкальному направлению себя относите?
—Я не музыкант на самом деле, ни одной ноты не знаю. Играю на гармони ощупкой, по клавишам попадаю на удачу. В общем, со стилем своего творчества никак заранее не определялся и так же, как и все слушатели, с удивлением взирал на то, что же из этого получается. Ведь еще полгода назад я вообще музыкой заниматься не думал. Работал в театре, дома рисовал и писал книжки про своих волгоградских друзей. Когда вся шумиха поднялась, стали просить концерты. А с чем выступать? С одной случайной песней «Комбайнеры» и тремя матерными, которые я написал еще в студенческие годы? Мне на помощь пришел дядя Вася Мохов. У него есть песня «Раковка», я ее знал и на гармошке исполнял. Дядя разрешил взять ее для концерта, плюс я написал две новых песни: «Ромашки» и «Казачью». К следующему выступлению появилась «Русская дорога», потом «Богатыри»...

В православной среде можно услышать споры о Вашем творчестве. Одни Ваши песни, о простых людях и о родной земле, берут за душу, а другие, шутовские, с нецензурными выражениями — отталкивают.
—Что сказать? Что не нравится, лучше вообще не слушать. Сначала я сам не знал, в какую сторону склонится творчество, либо это будет веселый стеб, как самые первые песни, либо социально-патриотическая тема, которая полезла из меня в итоге. Потом стало ясно, что серьезность перевесила. А песни с нецензурщиной я в свой первый альбом включать не стал, чтобы поддержать наметившуюся тему.

Некоторые не верят, что Вы в городе родились. Вроде как «самородок из деревни».
—Пусть так и думают, я бы это всячески поддерживал.Ромашки и пустота—Каким же Вы себя больше видите городским или хуторским? Такие разные миры, а Вы везде свой парень.—Миры одинаковые. Никакой разницы нет, только быт отличается. И в своих песнях я ничего не идеализирую. Вот песня «Ромашки», какая там идеализация? На-оборот, набат по вымирающему российскому селу.

В «Ромашках» есть строки о парнях, которых сгубило пьянство: «Себе такую дорогу ребята выбрали сами, но все же кто-то, ей-Богу, их подтолкнул и подставил». Что же послужило этим толчком?
—Все началось с революции. Не было раньше такого повального пьянства и безработицы, это видно хотя бы по тому, что вся донская степь была покрыта маленькими хуторками, сплошное заселение, вся земля в округе обрабатывалась. Нормально жили, семейно. Хутора сохранились даже после войны, а окончательно исчезли после укрупнения колхозов. Сейчас едешь — огромные пустынные пространства, сел мало, хуторов нет, как в Диком поле в XIV веке.

Кто может заселить эти территории? Есть на казачьих землях проб-лема приезжих чужаков?
—В Раковке, где живет моя родня, есть турки-месхетинцы, которых 20 лет назад приняли беженцами. Сейчас их уже половина населения. Мечеть собираются строить раньше, чем православный храм.

То есть в Раковке нет церкви?
—На территории всего района дореволюционный храм остался только в Раздорах. Все остальное в последние годы построено. А старая раздорская церковь своими масштабами не соответствует нынешнему приходу. Когда она строилась, станица была огромной: в ней жили тысячи человек. Юртовая станица была! Но ее уже давно в хутор переименовали, народу живет немного, молодежи совсем мало. Храм лишь напоминает о былом величии. А церковная жизнь в районе сосредоточена в городе Серафимович, где есть Усть-Медведевский монастырь со своими святынями, подземными ходами. Все туда ездят.

Я так понимаю, что Вы от Церкви держитесь на расстоянии?
—Сам стараюсь как-то напрямую с Богом общаться, а к Церкви отношусь с уважением. Мне кажется, Церковь отображает душу народа. Вот взять католический костел. Все чинно, орган играет, сидеть можно. Они и на вечеринках так же: по бокалу возьмут и по углам разбредутся. А у нас свечи, иконы, хор, в золоте все, колокола звенят! Праздник! Вот это по-нашему! В этом есть театральность, она нам близка. Помню, как меня крестили. Окунули, я батюшку за бороду ухватил, думал, утопят! Вытащили.

Будем знакомы

На одном из сайтов мне попалась на глаза история о том, что Вы задались целью разыскать родовое гнездо — хутор, который основал ваш предок. Нашли это место в степи, крестом отметили, родственников созвали. Для чего?
—Мы этнические донские казаки с Верховых юртов, станица Раздорская на реке Медведице, хутор Растеряев. Мне еще в детстве отец рассказывал, что был такой хутор Растеряев, потом туда приехал жить поп, и стал хутор называться Поповский. Во всех источниках хутор значится как Поповский. Я посылал запросы по своим предкам Растеряевым в различные архивы: в Волгоград, Ростов-на-Дону, в Московский военно-исторический архив. Наконец, вышел на московского историка Сергея Корягина, который занимается историей донского казачества. У него оказалась карта конца XVIIIначала XIX века, на которой нет еще железной дороги Москва — Волгоград. И там я увидел черным по белому написано «Хутор Растеряев», то есть семейное предание подтвердилось. Мы карту сфотографировали, размножили, я ее всей родне показал. И решили мы поставить крест на месте нашего родного хутора.

А какой смысл вкладывали в это?
—Это память. В Волгоградской области практически в каждой станице на въезде и на выезде крест стоит. Первыми его поставили жители Раздорской станицы на Медведице. Крест зеркальный, железная основа и кусочки зеркала в цемент вбиты. Когда едешь, видишь, как он на солнце горит. Говорят, что зеркала должны отражать от станицы все невзгоды.

Христианство пополам с народными приметами.
—А как же, культура такая... И вот мы тоже захотели поставить крест. Место сложно найти, там даже опечек (опечек — каменное, глиняное либо деревянной рубки основание под печь.— Прим. ред.) нет, одни бугорки и сад в степи. В соседнем хуторе жила тетка, которая еще деда моего помнила (дед был председателем колхоза до 1950-х годов). И она показала точное место. По бугоркам только можно определить, где хаты стояли. Хутор небольшой, в XIX веке было 23 двора. Когда я решил, что пора за крест браться, то пошел на реку Медведицу, переплыл на другую сторону, свалил дубок замечательный, его обпилил и бревна по реке приплавил. И сам на них приплыл. Дотащил бревна до хаты своей, чуток обтесал и сказал папаше, дескать, так и так, основа для креста есть. Они с дядькой подключились, отшлифовали, отец выжег надпись: «Здесь стоял хутор Поповский, до XIX века называвшийся Растеряев». Съездили, установили. Потом дядька двоюродный из города Калач-на-Дону узнал, что мы эту акцию провели. И до того ему понравилось, что он на следующее лето сварил новый крест, железный, капитальный. Уже больше людей приехало. Ставили с другой стороны, чтобы на въезде и на выезде по кресту было. Второй крест уже бетоном закрепили и бутылку в основание положили, для потомков — кто и когда вкопал крест... Еще год прошел, и решили собраться родственниками. Набрали человек 40-45 со всей Волгоградской области.

Семьи у всех большие?
—У прадеда девять детей было, у каждого из этих детей — тоже по несколько, у деда — четверо. Мы ближних родных позвали, они своих, с кем общаются... Интересно было на всех сразу посмотреть! Даже мой папаша не видел половину этих родственников. Выхожу я из садочка, смотрю — идет караван машин. Все разом в степи останавливаются, вылезает из них несколько десятков человек. Ощущение удивительное, словно с трамвайной остановки сгребли прохожих, привезли и говорят: «Вот твои родственники, все они одинаково родные». Но чуть приглядишься и видишь, что этот мне симпатичен чуть больше, а вот этот чем-то интересен... Также и они на нас смотрят, изучают. Начинают связи какие-то формироваться. Потом мы развели костер, поставили палатки, сома большого поймали в Медведице, уху сварили. Они виноград привезли, лещей. Я с гармошкой как раз был, длились посиделки до следующего полудня. Всю ночь вместе провели. Не думаю, что каждый год стоит такое практиковать, но раз в несколько лет собираться надо. Обновить систему координат.

Возможна ли такая встреча с Вашей северной родней по материнской линии?
—С этой стороны гораздо меньше связей, во-первых, из-за их меньшего количества, во-вторых, половина из них живет в Эстонии. Но потихоньку общение восстанавливаем. По материнской линии у меня прадед был финном. Из-за этого в семействе бабушки все непросто сложилось. Младший брат прадеда в первые же дни войны в окружении под Ленинградом пропал без вести. Среднюю сестру в Сибирь отправили за то, что финка. А самого прадеда-финна в Сибирь не отправили, воевать не взяли, работы не дали, уехать не разрешили. Он умер от голода в блокадном Ленинграде. Лежит на центральной аллее Пискаревского кладбища, о чем мы узнали спустя полвека, когда делалась Книга памяти. Я домой прихожу, а там открыточка для бабушки: «Ваш отец лежит в такой-то могиле».

И когда была перепись населения, то каждый член Вашей семьи записал свою национальность: отец и сын — казаки, сестра — ингерманландка, мама — русская. Многим сегодня покажется это ненужными «тонкостями». Не хватит ли нам всем общего наименования «россияне»?
—Я категорически против того, чтобы всех называть россиянами. Своих родственников, когда пришли переписчики, я спросил по телефону, кто кем хочет быть записан, они сами определились. Ведь для чего мы поставили крест в степи? Национальность — это корневая база человека. Каждый должен точно знать, откуда он родом: со степи или из города, казак или помор. Как только задуют ветра перемен, удержать человека сможет только мощная корневая база. Чтобы не был он перекати-полем, не катался «россиянином» по белу свету.Из патриотичной лирики, наигрышей на гармони и задушевных историй сложился образ новой знаменитости. Игорь Растеряев — не далекая гламурная «звезда», а свой парень и для горожан, и для жителей глубинки. Для своих песен он берет темы, которые всем близки и дороги, но так бессмысленно «заезжены», что и сказать, казалось бы, по ним уже нечего: о погибших в войну солдатиках, о деревенском пьянстве, о трудной жизни сельских трудяг. Но у Растеряева находятся слова, которые «цепляют» многих.Разномастным слушателям одинаково симпатична его беззастенчивая привязанность к крепким семейным традициям. Визуальным символом корневой системы человека в рассказах Игоря Растеряева оказался крест. Им, порой бессознательно, цепляются за доставшуюся в наследство землю нынешние селяне. Им охраняются, обозначая свои владения. Соборная Церковь с опустошенных земель была изгнана и в сердца селян пока не вернулась. А крест живет. И собирает вокруг себя людей, которые снова хотят быть друг другу близкими родственниками.

Юлия Нурмагамбетова

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры