О катастрофе в Борках: как Александр III с семейством оказался у смертельной черты. «Этот день был слишком страшен и слишком чудесен

Главная / Ссоры
(G) 49.687583 , 36.128194

Круше́ние Импера́торского по́езда - катастрофа , случившаяся с поездом императора Александра III 17 октября 1888 года на Курско-Харьково-Азовской (ныне Южной) железной дороге, в результате которой ни император, ни его семья не пострадали, выйдя из страшных обломков невредимыми. Спасение императорской семьи было объявлено чудесным и вызвало по всей России радость среди граждан. На месте катастрофы был воздвигнут храм .

Место крушения

Ход событий

Крушение

Последствия крушения

Ужасная картина разрушения, оглашаемая воплями и стоном изувеченных, представилась глазам уцелевших от крушения. Все бросились разыскивать императорское семейство и вскоре увидели царя и его семью живыми и невредимыми. Вагон с императорской столовой , в которой находились Александр III и его жена Мария Фёдоровна , с детьми и свитой, потерпел полное крушение.

Вагон был сброшен на левую сторону насыпи и представлял ужасный вид - без колес , со сплюснутыми и разрушенными стенами, вагон полулежал на насыпи; крыша его лежала частью на нижней раме . Первым толчком повалило всех на пол, а когда после страшного треска и разрушения пол провалился и осталась одна рама, то все оказались на насыпи под прикрытием крыши. Утверждают, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков.

Обсыпанные землёй и обломками, из-под крыши вышли: император, императрица , наследник цесаревич Николай Александрович - будущий последний российский император Николай II , великий князь Георгий Александрович , великая княжна Ксения Александровна , а вместе с ними и лица свиты, приглашенные к завтраку. Большинство лиц этого вагона отделалось легкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметева , которому раздробило палец руки.

Во всем поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять вагонов, остановившихся от действия автоматических тормозов Вестингауза . Также остались целыми и два паровоза . Вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная прислуга, был совершенно уничтожен, и все находившиеся в нем убиты наповал и найдены в обезображенном виде - 13 изуродованных трупов подняты с левой стороны насыпи среди щепы и мелких остатков этого вагона. В вагоне царских детей в момент крушения находилась лишь великая княжна Ольга Александровна , выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний великий князь Михаил Александрович , вынутый из обломков солдатом при помощи самого государя.

Ликвидация последствий

Весть о крушении императорского поезда быстро разнеслась по линии, и помощь спешила со всех сторон. Александр III, несмотря на ужасную погоду (лил дождь с изморозью) и страшную слякоть, сам распоряжался извлечением раненых из-под обломков разбитых вагонов. Императрица с медицинским персоналом обходила раненых, подавала им помощь, всячески стараясь облегчить больным их страдания, несмотря на то, что у неё самой повреждена была рука выше локтя, и что она осталась в одном платье. На плечи царицы накинули офицерское пальто, в котором она и оказывала помощь.

Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб. Только в сумерки, когда приведены были в известность все убитые и не осталось ни одного раненого, царская семья села во второй прибывший сюда царский поезд (свитский) и отбыли назад на станцию Лозовую , где ночью было отслужено на самой станции, в зале третьего класса, первое благодарственное молебствие за чудесное избавление царя и его семьи от смертельной опасности. Часа через два императорский поезд отбыл в Харьков для следования в Санкт-Петербург .

Увековечивание события

Событие 17 октября увековечено устройством многих благотворительных учреждений, стипендий и т. п. У места крушения вскоре был устроен скит , названный Спасо-Святогорским. Тут же, в нескольких саженях от насыпи, сооружен великолепный храм во имя Христа Спасителя Преславного Преображения . Проект составлен архитектором Р. Р. Марфельдом .

Для увековечивания памяти чудесного спасения царской семьи в Харькове были предприняты ряд других памятных мероприятий, в частности, создание Харьковского коммерческого училища Императора Александра III , отливка серебрянного колокола для Благовещенской церкви (ныне - кафедральный собор) и пр.

Кроме того, по всей России стали строится часовни и храмы святого покровителя царя - князя Александра Невского (например, Александро-Невский собор в Царицыне).

События после Октябрьской революции

Примечания

Ссылки

  • «Крушение царского поезда в 1888 г. под Харьковом» - статья на справочно-информационном портале «Твой любимый Харьков»
  • Топографическая карта участка Южной железной дороги, где произошло крушение Императорского поезда, на сайте

Во время крушения царского поезда в Борках Александр III держал крышу вагона, пока его семья выбиралась наружу. Этот фантастический сюжет излагается даже в серьезных исторических трудах.

БОМБА В ПОЕЗДЕ

Осенью 1888 года царская семья возвращалась из Крыма в Петербург. 17 октября у станции Борки под Харьковом поезд потерпел крушение — 10 из 15 вагонов сошли с рельсов. По счастливой случайности все члены императорской семьи остались целы.

Катастрофа в Борках породила по меньшей мере две легенды. Первая — причиной аварии стал взрыв бомбы, подложенной в поезд революционерами.

Эта версия не выдерживает критики. Сразу после аварии была назначена комиссия, которая расследовала ее причины. В комиссию вошли такие известные люди, как тогдашний управляющий Юго-Западными железными дорогами Сергей Витте и сенатский прокурор Анатолий Кони.

Члены комиссии разошлись во мнениях. Витте считал, что причина аварии — превышения скорости. Царский поезд весил, как грузовой, а шел со скоростью пассажирского экспресса. Коллеги Витте главную причину видели в состоянии железнодорожных путей — гнилые шпалы, недостаточно хорошо сделанная насыпь. Во всяком случае, ни о какой бомбе комиссия даже не упоминала.

Однако выводы расследования были известны только узкому кругу лиц. А в народе пошли гулять легенды. Не только про бомбу, но и про Александра III, который, словно Геркулес, держал на своих плечах крышу вагона. И надорвался, заработав болезнь почек — нефрит, от которого через шесть лет умер.

Эта легенда попала в «Воспоминания» Витте: «Во время крушения Государь со своей семьею находился в столовом вагоне; вся крыша столового вагона упала на Императора, и он, только благодаря своей гигантской силе, удержал эту крышу на своей спине и она никого не задавила».

СУДНЫЙ ДЕНЬ

При катастрофе в Борках Александр III не держал крышу вагона

Александр III действительно обладал недюжинной силой. Великий князь Александр Михайлович вспоминал, как император разрывал колоду карт напополам и завязывал узлом железный прут. Но историю с крышей вагона великий князь однозначно относит к разряду легенд.

Впрочем, ни Витте, ни Александр Михайлович не были в Борках во время аварии. Дадим слово очевидцу событий — жене Александра III императрице Марии Федоровне. Она описала трагическое происшествие в письме к родному брату — греческому королю Георгу I.

«Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого все мы оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться, — пишет Мария Федоровна. — Все падало и трещало как в Судный день. В последнюю секунду я видела еще Сашу (Александра III. — Прим. ред.), который находился напротив меня за узким столом и который затем рухнул вниз вместе с обрушившимся столом».

Как видим, император не держал крышу, а «рухнул вниз». Мария Федоровна обожала своего супруга. Если бы он совершил подвиг, она, безусловно, похвасталась бы перед родней. Но подвига не было. «Саша сильно защемил ногу, да так, что ее удалось вытащить не сразу, а только через некоторое время. Потом он несколько дней хромал, и нога его была совершенно черная от бедра до колена». Так что перенапрягся Александр III, когда выбирался из-под обломков.

После аварии императорская чета и в самом деле вела себя достойно. Мария Федоровна помогала раненым, хотя сама «довольно сильно защемила левую руку, так что несколько дней не могла до нее дотронуться». Царская семья покинула Борки только тогда, когда всем пострадавшим была оказана помощь.

А для Витте, заранее предупреждавшего, что превышение скорости может привести к аварии, катастрофа в Борках стала своеобразным трамплином. Царь оценил предусмотрительного железнодорожного служащего и через несколько месяцев назначил его начальником департамента железных дорог. Так началась головокружительная государственная карьера Сергея Юльевича. К Александру III он на всю жизнь сохранил любовь и уважение. Поэтому, видимо, и изобразил его Геркулесом в своих воспоминаниях.

Описание

Крушение императорского поезда

Крушение Императорского поезда - катастрофа, случившаяся с поездом императора Александра III 17 (29) октября 1888 года на Курско-Харьково-Азовской (ныне Южной) железной дороге, в результате которой ни император, ни его семья не пострадали, выйдя из страшных обломков невредимыми. Спасение императорской семьи в церковной и правой печати интерпретировалось как чудесное; на месте катастрофы был воздвигнут православный храм.

Место железнодорожной катастрофы - село (слобода) Борки, тогда находившееся в составе Змиёвского уезда Харьковской губернии. Расположено при речке Джгуне, приблизительно в 27 км от Змиёва. В последней четверти XIX века в селе насчитывалось около 1500 жителей, осуществлялся отпуск хлеба и имелась станция Курско-Харьково-Азовской железной дороги.

Авария Императорского поезда произошла 17 октября 1888 года в 14 часов 14 минут, на 295-м километре линии Курск - Харьков - Азов, южнее Харькова. Царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург. Техническое состояние вагонов было отличным, они проработали 10 лет без аварий. В нарушение железнодорожных правил того периода, ограничивающих число осей в пассажирском поезде до 42, в императорском, состоявшем из 15 вагонов, было 64 оси. Вес поезда был в рамках установленных для грузового, но скорость движения соответствовала экспрессу. Поезд вели два паровоза и скорость составила около 68 км/ч. При таких условиях произошел сход 10 вагонов. Причём путь в месте крушения проходил по высокой насыпи (около 5 сажен). По рассказам очевидцев, сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде. После первого толчка последовал страшный треск, затем произошёл второй толчок, ещё сильнее первого, а после третьего, тихого, толчка поезд остановился.

Ужасная картина разрушения, оглашаемая воплями и стоном изувеченных, представилась глазам уцелевших от крушения. Все бросились разыскивать императорское семейство и вскоре увидели царя и его семью живыми и невредимыми. Вагон с императорской столовой, в которой находились Александр III и его жена Мария Фёдоровна, с детьми и свитой, потерпел полное крушение.

Вагон был сброшен на левую сторону насыпи и представлял ужасный вид: без колёс, со сплюснутыми и разрушенными стенами, вагон полулежал на насыпи; крыша его лежала частью на нижней раме. Первым толчком повалило всех на пол, а когда после страшного треска и разрушения пол провалился и осталась одна рама, то все оказались на насыпи под прикрытием крыши. Утверждают, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков.

Обсыпанные землёй и обломками, из-под крыши вышли: император, императрица, наследник цесаревич Николай Александрович - будущий последний российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, а вместе с ними и лица свиты, приглашенные к завтраку. Большинство лиц этого вагона отделалось легкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметева, которому раздробило палец руки.

Во всем поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять вагонов, остановившихся от действия автоматических тормозов Вестингауза. Также остались целыми и два паровоза. Вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная прислуга, был совершенно уничтожен, и все находившиеся в нем убиты наповал и найдены в обезображенном виде - 13 изуродованных трупов подняты с левой стороны насыпи среди щепы и мелких остатков этого вагона. В вагоне царских детей в момент крушения находилась лишь великая княжна Ольга Александровна, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков солдатом при помощи самого государя.

Весть о крушении императорского поезда быстро разнеслась по линии, и помощь спешила со всех сторон. Александр III, несмотря на ужасную погоду (лил дождь с изморозью) и страшную слякоть, сам распоряжался извлечением раненых из-под обломков разбитых вагонов. Императрица с медицинским персоналом обходила раненых, подавала им помощь, всячески стараясь облегчить больным их страдания, несмотря на то что у неё самой повреждена была рука выше локтя и что она осталась в одном платье. На плечи царицы накинули офицерское пальто, в котором она и оказывала помощь.

Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб. Только в сумерки, когда приведены были в известность все убитые и не осталось ни одного раненого, царская семья села во второй прибывший сюда царский поезд (свитский) и отбыли назад на станцию Лозовую, где ночью было отслужено на самой станции, в зале третьего класса, первое благодарственное молебствие за чудесное избавление царя и его семьи от смертельной опасности. Часа через два императорский поезд отбыл в Харьков для следования в Санкт-Петербург.

Расследование причин катастрофы с царским поездом в Борках с ведома царя было поручено прокурору уголовного кассационного департамента Сената А. Ф. Кони. Были привлечены к следствию и уволены в отставку министр путей сообщения адмирал К. Н. Посьет, главный инспектор железных дорог барон Шернваль, инспектор императорских поездов барон А. Ф. Таубе, управляющий Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженер В. А. Кованько и ряд других лиц. Основной версией было крушение поезда в результате ряда технических факторов: плохого состояния пути и повышенной скорости поезда. Через несколько месяцев незавершённое расследование было прекращено по высочайшему повелению.

Другая версия событий была изложена в воспоминаниях В. А. Сухомлинова и М. А. Таубе (сына инспектора императорских поездов). Согласно ей, крушение было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара императорского поезда, связанный с революционными организациями. Заложив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, раcсчитав момент взрыва ко времени завтрака царской семьи, он сошёл с поезда на остановке перед взрывом и скрылся за границу.

У места крушения вскоре был устроен скит, названный Спасо-Святогорским. Тут же, в нескольких саженях от насыпи, был сооружён великолепный храм во имя Христа Спасителя Преславного Преображения. Проект составлен архитектором Р. Р. Марфельдом.

21 мая 1891 года, в последнее путешествие императрицы Марии Фёдоровны с дочерью Ксенией Александровной и великими князьями на юг, в их присутствии происходила в Борках, на месте катастрофы, торжественная закладка храма. Самое высокое место насыпи, почти у полотна железной дороги, было отмечено четырьмя флагами - это то место, где во время крушения стоял великокняжеский вагон и из которого выбросило невредимой великую княжну Ольгу Александровну.

У подножия насыпи был поставлен деревянный крест с изображением Нерукотворного Спаса - это то место, на которое ступила императорская семья, выйдя невредимой из-под обломков вагона-столовой; здесь была воздвигнута пещерная часовня. На том месте, где императрица со своими детьми ухаживала за больными, администрацией Курско-Харьково-Азовской железной дороги был разведён сквер, находившийся, таким образом, между храмом и часовней.

…М(и)л(о)сти Твоея, Г(о)с(по)ди, исполнены суть судьбы нашя: не по беззаконием нашым сотворил еси нам, ниже по грехом нашым воздал еси нам. Наипаче же удивил еси м(и)л(о)сть Твою на нас в день он, егда вмале не погибе надежда наша, явил бо еси нам спасение помазанника Твоего благочестивейшаго государя нашего ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, дивно сохранив его и супругу его благочестивейшую государыню ИМПЕРАТРИЦУ МАРИЮ ФЕОДОРОВНУ и всех чад их во вратех смертных. Н(ы)не убо приклоняем с(е)рдца и колена наша пред Тобою, Вл(а)д(ы)ко живота и смерти, исповедающе неизреченное Твое м(и)л(о)с(е)рдие. Даждь убо нам, Г(о)с(по)ди, память сего страшнаго Твоего посещения тверду и непрестанну в себе имети из рода в род и не остави м(и)л(о)сти Твоея от нас…

Во время Великой Отечественной войны храм был взорван, а часовня повреждена. Без купола это уникальное архитектурное сооружение простояло более 50 лет. В начале 2000-ых годов часовня была отреставрирована при помощи железнодорожников. Участие в реставрации принимали практически все службы Южной железной дороги: строители, связисты, энергетики. В реставрации принимали участие благотворительный фонд «Добро», строительные организации: СМП-166 и 655, общество с ограниченной ответственностью «Магик».

В советское время остановочная платформа железной дороги между станциями Тарановка и Борки носила название Первомайская (как и находящийся рядом поселок) и была мало известна кому-либо, кроме местных жителей. Недавно ей вернули изначальное название «Спасов скит» - в честь события, происшедшего здесь более 100 лет назад.

Для увековечивания памяти чудесного спасения царской семьи в Харькове был предпринят ряд других памятных мероприятий, в частности, создание Харьковского коммерческого училища Императора Александра III, отливка серебряного колокола для Благовещенской церкви в Харькове, устройство ряда благотворительных учреждений, стипендий и пр.

На станции Борки был открыт инвалидный дом для железнодорожных служащих, названный именем императора. 17 октября 1909 года перед входом в здание инвалидного дома был открыт памятник Александру III. Он представлял собой бюст императора в сюртуке и фуражке на постаменте из розового гранита. Деньги на памятник были пожертвованы служащими железной дороги. После революции 1917 года бюст царя был сброшен, постамент же с повреждённым бронзовым барельефом сохранился до наших дней.

Кроме того, по всей России стали строиться часовни и храмы святого покровителя царя - князя Александра Невского (например, Александро-Невский собор в Царицыне).

В Анапе 15 (27) августа 1893 года «в память чудесного спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшей семьи во время крушения 17 октября 1888 года царского поезда» был заложен храм во имя святых пророка Осии и Андрея Критского (день крушения императорского поезда пришелся на день церковной памяти этих святых). Автором проекта храма был архитектор В. П. Цейдлер. Строительство храма было завершено в 1902 году; около 1937 года этот храм был снесён (из-за потребности в кирпиче для постройки зданий клуба и школы). В 2008 году на месте разрушенного храма была воздвигнута часовня во имя пророка Осии.

По указу Правительствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного, так как во время крушения Александр Александрович имел при себе копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса.

Художником-пейзажистом С. И. Васильковским была написана картина «Крушение царского поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года», изначально хранившаяся в Русском музее императора Александра III (ныне - Государственный Русский музей) в Санкт-Петербурге.

17 октября 1888 года императорская семья на поезде возвращалась из крымского имения в Ливадии. Император Александр III с супругой и детьми был на завтраке в вагоне-столовой, когда внезапно мощный толчок сбросил всех в поезде со своих мест и поезд сошел с рельсов.

10 вагонов императорского поезда сошли с рельсов в 14 часов 14 минут на 295 километре линии Курск - Харьков - Азов у станции Борки под Харьковом. Первый сильный толчок сбросил людей с их мест. Люди услышали страшный треск, затем произошел второй толчок, более мощный, по сравнению с первым. Третий толчок был слабым, после него поезд остановился.

Картина, представшая глазам очевидцев, была ужасающей: 10 из 15 вагонов поезда были сброшены на левую сторону высокой насыпи. Все бросились на поиски императорской семьи и нашли их уцелевшими. Александр III с императрицей Марией Федоровной, детьми и свитой были во время катастрофы находились в вагоне-столовой, который теперь был полностью разрушен. После первого толчка пол в вагоне провалился, осталась одна рама, все пассажиры оказались на насыпи. Вагон полулежал, его крыша обвалилась и лежала частью на нижней раме. Император, обладавший недюжинной силой, проявил мужество и держал на своих плечах крышу, пока его родные и слуги спасались из-под обломков.

Из искореженного вагона-столовой, без колес и со сплюснутыми стенами, благополучно выбрались император с супругой, цесаревич Николай, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, свита, приглашенная к завтраку. Многие отделались царапинами и ушибами, только флигель-адъютанту Владимиру Шереметеву раздробило палец руки. Великая княжна Ольга Александровна в момент катастрофы была с няней в вагоне царских детей. Их выбросило на насыпь, а маленького великого князя Михаила Александровича из-под обломков извлек солдат при помощи государя.

Только пять вагонов и оба локомотива уцелели благодаря сработавшим автоматическим тормозам. Вагон с придворными и буфетной прислугой был полностью разрушен, а все его пассажиры погибли. 13 изуродованных тел были извлечены из-под обломков на насыпь.

Весть о крушении быстро разлетелась и помощь поспешила со всех сторон. Императорская семья активно участвовала в ликвидации последствий. Государь лично руководил извлечением жертв и пострадавших из-под обломков поезда, а императрица с медперсоналом обходила раненых и оказывала им помощь. Всего в катастрофе пострадало 68 человек, 21 из них погибло, в том числе личный охранник императрицы Марии Федоровны Тихон Сидоров. Только после того, как все жертвы были опознаны, а помощь раненым была оказана, уже в сумерках императорская семья села в свитский поезд, прибывший следом, и отправилась на станцию Лозовую. Там по случаю чудесного спасения венценосной семьи был отслужен благодарственный молебен.

Делом о крушении в Борках занялся прокурор Анатолий Кони. Основной версией катастрофы стали превышение поездом скорости и плохое состояние железной дороги. На момент аварии вагоны были в прекрасном состоянии и 10 лет исправно служили без происшествий. Поезд состоял из 15 вагонов, которые тянули два локомотива. В нарушение всех правил, по которым в пассажирском поезде было допустимо только 42 оси, в императорском составе их было 64. Кроме того, с таким весом состав должен был следовать со скоростью не более 40 км/ч, но в действительности скорость составила 68 км/ч. К следствию привлекли управляющего обществом Юго-Западных железных дорог Сергея Витте.

Вопреки государственным чиновникам, утверждавшим, что причиной аварии стало плохое состояние путей, Витте настаивал, что дело было в превышении скорости и недостатках компоновки поезда, о которых он предупреждал правительство. Каждая из сторон пыталась снять с себя ответственность. В итоге, император решил потихоньку закрыть дело о крушении. Результатом расследования стала отставка министра путей сообщения и нескольких других крупных чиновников и назначение Витте начальником императорских железных дорог.

Примечательно, что несмотря на официальную позицию, совершенно другая версия крушения была изложена в воспоминаниях русского генерала Владимира Сухомлинова. Он утверждал, что крушение произошло из-за взрыва бомбы, подложенной в состав революционером, который устроился на поезд помощником императорского поезда.

«Крушение поезда приписывалось неисправности железнодорожного пути, и министру путей сообщения пришлось покинуть пост; впоследствии же, значительно позднее, выяснилось, что это было делом революционных организаций. <…>…при разборе переписки и документов, нашли фотографии с пометками на обратной стороне тех сведений, которые собирал об этих лицах покойный. Между ними признали и одного, который поступил на придворную кухню поваренком и исчез на станции, предшествовавшей катастрофе у Борок. Поставив адскую машину над осью вагона рядом со столовой, он покинул поезд, что и выяснилось после крушения, когда стали проверять, все ли на месте и нет ли кого-нибудь под вагонами».

На месте катастрофы был вскоре установлен скит, названный Спасо-Святогорским. Там же был сооружен храм во имя Христа Спасителя Преславного Преображения и часовня. Во время Великой Отечественной войны храм был взорван, а часовня повреждена. Более 50 лет сооружение простояло без купола, пока в 2000-х оно не было отреставрировано.

17 октября 1888 года, в день памяти преподобномученика Андрея Критского, в 14 часов 14 минут недалеко от станции Борки под Харьковом потерпел крушение императорский поезд, в котором находилось все августейшее семейство и сопровождавшая его свита и прислуга. Произошло событие, которое можно назвать в равной степени и трагическим, и чудесным: Александр III и вся его семья остались живы, хотя состав и вагон, в котором они находились, были страшно изуродованы.

Во всем поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять - два первых вагона, следующих сразу за паровозом, и три задних, которые были остановлены автоматическими тормозами Вестингауза. Невредимыми остались и два паровоза. Вагон министра путей сообщения первым сошел с рельсов, от него остались одни щепки. Сам министр Константин Николаевич Посьет в это время был в вагоне-столовой, приглашенный императором Александром III. Вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная прислуга, был полностью разрушен, и все в нем убиты наповал: 13 изуродованных трупов нашли с левой стороны насыпи среди щепы и мелких остатков этого вагона.

В момент крушения поезда Александр III с женой и детьми находился в вагоне-столовой. Большой, тяжелый и длинный, этот вагон был укреплен на колесных тележках. При ударе тележки отвалились. Тем же ударом были сломаны поперечные стенки вагона, а боковые треснули, и крыша стала падать на пассажиров. Стоявшие в дверях камер-лакеи погибли, остальных пассажиров спасло только то, что крыша при падении одним концом уперлась в пирамиду из тележек. Образовалось треугольное пространство, в котором и оказалась царская семья. Следующие за ним вагоны, которые могли окончательно сплюснуть салон-вагон, развернуло поперек пути, что спасло столовый вагон от полного разрушения.

Вот как позже описывала великая княгиня Ольга Александровна саму катастрофу, видимо, по рассказам близких: «Старый дворецкий, которого звали Лев, вносил пудинг. Неожиданно поезд резко покачнулся, затем еще раз. Все упали на пол. Секунду или две спустя столовый вагон разорвался как консервная банка. Тяжелая железная крыша провалилась вниз, не достав каких-то нескольких дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, находившемся на полотне: взрывом отрезало колеса и пол вагона. Первым выполз из-под рухнувшей крыши император. После этого он приподнял ее, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона». Обсыпанные землей и обломками, из-под крыши выбрались императрица, наследник цесаревич Николай Александрович - будущий последний российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, а вместе с ними и лица свиты, приглашенные к завтраку. Большинство лиц, находившихся в этом вагоне, отделались легкими ушибами, ссадинами и царапинами, за исключением флигель-адъютанта Шереметева, которому раздробило палец руки.

Ужасная картина разрушения, оглашаемая воплями и стонами изувеченных, представилась глазам уцелевших от крушения. Вагон с царскими детьми развернуло перпендикулярно пути, и он накренился над откосом, а его передняя часть была сорвана. Великая княжна Ольга Александровна, находившаяся в этом вагоне в момент крушения, была выброшена вместе со своей няней на насыпь через образовавшееся отверстие, а малолетнего великого князя Михаила Александровича вытащил из-под обломков солдат при помощи самого государя. Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек скончался сразу, а один чуть позже в больнице.

Весть о крушении императорского поезда быстро разнеслась по линии, и помощь спешила со всех сторон. Александр III, несмотря на ужасную погоду (лил дождь с изморозью) и страшную слякоть, сам распоряжался извлечением раненых из-под обломков разбитых вагонов. Императрица обходила с медицинским персоналом пострадавших, подавала им помощь, всячески стараясь облегчить больным их страдания, несмотря на то, что у нее самой повреждена была рука выше локтя. Мария Федоровна употребила на бинты все подходящее из своего личного багажа, и даже нижнее белье, оставшись в одном платье. На плечи царицы накинули офицерское пальто, в котором она и помогала раненым. Вскоре из Харькова прибыл вспомогательный состав. Но ни император, ни императрица, хотя и были очень усталыми, не захотели в него сесть.

Уже в сумерках, когда все убитые были опознаны и пристойно убраны, а все раненые получили первую медицинскую помощь и отправлены на санитарном поезде в Харьков, царская семья села во второй прибывший сюда царский поезд (свитский) и отбыла назад, на станцию Лозовую. Сразу же ночью на самой станции, в зале третьего класса, было отслужено первое благодарственное молебствие за чудесное избавление царя и его семьи от смертельной опасности. Позже император Александр III по этому поводу писал: «Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и наконец радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и до ныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».

19 октября в 10 часов 20 минут император прибыл в Харьков. Улицы были украшены флагами и буквально запружены ликующими харьковчанами, приветствовавшими императора и его августейшую семью. «Население положительно ликовало, видя монарха невредимым», - писали газеты о встрече императорской семьи в Харькове. С вокзала Александр III последовал в больницы, где были размещены раненые. Возгласы «Ура!» и «Спаси, Господи, люди твоя» не смолкали на всем пути государя. В 11 часов 34 минуты императорский поезд отбыл из Харькова.

Маршрут императора был изменен, и он поехал далее уже не в Витебск, как предполагалось ранее, а в Москву - поклониться Иверской иконе Божией Матери и помолиться в кремлевских соборах.

20 октября в 1 час дня августейшее семейство прибыло в первопрестольную. Никогда на встречу монарха не стекалась такая масса народа: все желали собственными глазами убедиться в целости и невредимости императорской семьи. Газеты только-только оповестили о масштабе крушения поезда, о смертельной опасности, которой было подвергнуто августейшее семейство и о чуде - по-другому это никто и не воспринимал - ее спасения. Платформа Николаевского вокзала была украшена флагами и устлана коврами. Отсюда государь и государыня в открытой коляске отправились к часовне Иверской иконы Божией Матери, далее в Чудов монастырь и в Успенский собор, где их встречал митрополит Московский Иоанникий (Руднев; † 1900) с сонмом священнослужителей. Несмолкаемое «ура» сопровождало императора от вокзала до Кремля, оркестры исполняли гимн «Боже, царя храни», священники из прилегающих к дороге церквей благословляли крестами, диаконы кадили, уставщики стояли с хоругвями. Первопрестольная ликовала. С самого приезда императорского поезда в Москву с колокольни Ивана Великого раздался благовест, которому, не смолкая, вторили колокола всех московских церквей. Через три с небольшим часа император с семьей отбыл в Гатчину, а 23 октября августейшее семейство встречала уже подготовившаяся столица - Санкт-Петербург.

Трудно описать эту встречу: улицы были украшены флагами и коврами, вдоль пути выстроены войска и воспитанники учебных заведений, юнкера и студенты. Восторженные люди и духовенство встречали спасшихся с хоругвями, крестами и иконами. Везде императору возносились речи, преподносились адреса, иконы; оркестры играли народный гимн. У всех на глазах были слезы неподдельной радости. Коляска монарха медленно продвигалась через толпу восторженных горожан от Варшавского вокзала, по Измайловскому и Вознесенскому проспектам, по Большой Морской улице, по Невскому. У Казанского храма императора встречал митрополит Исидор (Никольский; † 1892) с архиепископами Леонтием (Лебединским; † 1893) и Никанором (Бровковичем; † 1890), бывшим в это время в столице. Все русские сердца сливались в одном общем молении: «Боже, царя храни».

Весть об ужасном крушении и чудесном спасении разнеслась во все уголки нашей страны и по всему миру. Митрополитом Московским уже 18 октября был отслужен в Московском Успенском соборе благодарственный молебен. Молебны служились по всей территории империи - от Польши до Камчатки. Позже Святейший Синод признал за благо установить 17 октября в память о чудесном спасении жизни императора и его августейшего семейства церковное празднование с торжественным служением Божественной литургии, а после нее коленопреклонное молебствие.

Газеты пестрили заголовками «С нами Бог», «Тебя, Бога, хвалим!», но особо откликнулись на удивительное событие церковные издания. «Опасность, грозившая августейшему семейству, поразила ужасом всю Россию, и чудесное избавление от опасности исполнило ее беспредельной благодарности к Отцу Небесному. Вся печать с замечательным единодушием признала в факте избавления от опасности при крушении императорского поезда чудо милости Божией, все светские газеты вполне сошлись в этом отношении с духовными… Какие знамения для веры в наш век неверия! Только десница Господня могла сие сотворить!» - говорилось в опубликованной речи ректора Петербургской духовной академии преосвященного Антония (Вадковского; † 1912). Газеты писали: «Одушевлением и ликованием прониклась от края и до края вся русская земля, когда пронеслась по ней весть, что царь ее жив, что он восстал цел и невредим, как бы из гроба, из-под страшной груды развалин». Французская газета «Echo» об этом событии писала: «Господь его спас! Этот крик вырвался из груди ста миллионов славян при известии о чудесном избавлении царя Александра от гибели… Господь спас его, потому что он Его избранник… Вся Франция разделяет восторг великого русского народа. В последней нашей лачуге императора России любят и уважают… нет ни одного француза-патриота, который бы не произносил имя Александра II и Александра III с благодарностью и уважением». Почти во всех газетах был опубликован высочайший манифест от 23 октября 1888 года, в котором император вознес благодарность Богу о Его милости к нему и всему народу Российского государства.

Сегодня нам трудно представить те чувства, которые питал народ к своему царю. И тот благоговейный восторг, охвативший миллионы людей после события, которое люди не могли расценить иначе, как чудо Господне. Повсюду народ стремился увековечить чудесное событие постройкой памятных храмов, часовен, написанием икон, отливкой колоколов.

На самом месте крушения впоследствии был устроен скит, названный Спасо-Святогорским. В некотором отдалении от железнодорожной насыпи соорудили великолепный храм в честь Христа Спасителя Преславного Преображения по проекту, составленному архитектором Р.Р. Марфельдом. У подножия насыпи, куда ступила императорская семья, выйдя невредимой из-под обломков вагона-столовой, была воздвигнута пещерная часовня в честь Нерукотворного образа Спасителя. А на том месте, где императрица со своими детьми ухаживала за пострадавшими, администрацией Курско-Харьково-Азовской железной дороги был разбит сквер; он располагался как раз между храмом и часовней. Освящение храма состоялось 17 августа 1894 года в присутствии императора.

В Харькове в память о чудесном спасении царской семьи было создано Харьковское коммерческое училище императора Александра III. Духовенство Харьковской епархии решило увековечить это событие отливкой невиданного ранее колокола из чистого серебра весом в 10 пудов для Благовещенской церкви (ныне - кафедральный собор города). Серебряный колокол отлили 5 июня 1890 года на харьковском заводе П.П. Рыжова, а 14 октября 1890 года торжественно подняли и укрепили на первом этаже соборной колокольни в специально изготовленной для него часовне. Звон в царский колокол производили ежедневно в 13 часов пополудни. Серебряный памятный колокол стал достопримечательностью Харькова.

Санкт-Петербургское общество распространения религиозно-нравственного просвещения к десятилетию своего существование построило свой собственный храм, также посвятив его памяти спасения царской семьи в Борках. Участок для церкви приобрел купец Евграф Федорович Балясов, пожертвовавший также 150 тысяч рублей на строительство. Храм во имя Пресвятой Троицы сооружался в московском стиле XVII века по проекту Н.Н. Никонова и имел три предела: главный придел, придел в честь иконы «Утоли моя печали» и придел Всех святых. Последний придел был освящен 12 июня 1894 года.

В память о спасении царской семьи под станцией Борки была построена и церковь Старо-Афонского подворья в Санкт-Петербурге. Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы строился также по проекту архитектора Н.Н. Никонова. 8 сентября 1889 года митрополит Исидор (Никольский; † 1892) совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий (Раев; † 1898) освятил трехпрестольный храм.

Работники Санкт-Петербургской фабрики для «делания бумажных денежных знаков» в память события 1888 года построили храм во имя преподобномученика Андрея Критского, чья память приходилась на день спасения царской семьи. Академик К.Я. Маевский спроектировал храм на третьем этаже административного здания, увенчав его главкой и звонницей над входом. Церковь была освящена 18 октября 1892 епископом Выборгским Антонием (Вадковским) при участии святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, а первым ее настоятелем до 1913 года был будущий новомученик отец Философ Орнатский († 1918). Снаружи, над входом, поместили копию картины академика И.К. Макарова, изображавшую крушение в Борках.

В честь счастливого спасения царской семьи в Екатеринодаре было принято решение о сооружении величественного семипрестольного собора. В зале городской думы была выставлена на всеобщее обозрение большая гипсовая модель храма (проект городского архитектора И.К. Мальгерба), призванная дать представление о красоте и величии будущего собора. Главный престол был посвящен святой великомученице Екатерине, а остальные названы во имя святых членов августейшей семьи: Марии, Николая, Георгия, Михаила, Ксении и Ольги. В воскресенье, 23 апреля 1900 года, по окончании литургии в Александро-Невском соборе был совершен крестный ход к месту закладки нового храма, на сооружение которого было получено архипастырское благословение архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора (Преображенского; † 1919). Строительство самого большого в губернии собора, способного вместить 4000 человек, закончилось только в 1914 году. В росписи собора участвовал художник И.Е. Ижакевич, принадлежавший к Киевскому товариществу художников религиозной живописи. Екатерининский кафедральный собор сегодня - одно из самых значительных архитектурных и исторических сооружений Кубани.

В память чудесного спасения в Крыму, в Форосе, было построена красивейшая церковь в честь Воскресения Господня. Проект церкви на Красной скале, заказанный купцом А.Г. Кузнецовым, был выполнен известным академиком архитектуры Н.М. Чагиным. К отделке форосской церкви привлекли лучших специалистов: мозаичные работы выполняла итальянская мастерская знаменитого Антонио Сальвиати, интерьер расписали известные художники К.Е. Маковский и А.М. Корзухин. 4 октября 1892 года в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева храм был освящен. Храм на Красной скале в Форосе сразу стал известен, но не только потому, что его многие посетили. Великолепный чай купца Кузнецова расходился по России и по всему миру в жестяных чайных банках, на которых было помещено изображение храма, ставшее торговым знаком чая Кузнецова.

В 1895 году в Крыму напротив подземного храма во имя святого Мартина Исповедника в Инкерманском Свято-Климентовском монастыре был построен небольшой наземный храм во имя великомученика Пантелеимона, также посвященный спасению семьи Александра III в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года у станции Борки, о чем говорила надпись на фронтоне храма. Храм был построен в стиле поздневизантийского церковного зодчества, а прекрасный иконостас был выполнен известным иконописцем В.Д. Фартусовым. Алтарная часть храм вырублена в скале.

В память этого чудесного спасения крестьяне села Корсики Ровельского уезда Смоленской губернии возвели каменный трехпрестольный храм, третий придел которого посвятили небесному покровителю Александра III святому князю Александру Невскому. О своем желании построить этот храм был подан адрес на имя императора. На нем царь написал: «Благодарю». Такое внимание государя побудило прихожан как можно скорее начать работу. Деньги были пожертвованы помещиком В. В. Римским-Корсаковым (дядей композитора), цесаревичем Николаем Александровичем и Смоленским губернатором Сосновским. В 1894 году храм был изнутри оштукатурен, выложены мозаичные полы, а в 1895-1896 годах установлен иконостас, сделаны крыльца и в подвале устроена печь для отопления, что в то время являлось редкостью не только для села, но даже для города.

В память о железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года в Новочеркасске был построен на Колодезной площади (ныне пересечение улиц Маяковского и Октябрьской) храм в честь святого Георгия Победоносца - небесного покровителя третьего сына императора Александра III. Инициаторами строительства стали жители этой части города, которые учредили специальный комитет и, с благословения Донского архиепископа, несколько лет собирали пожертвования. Архитектор В.Н. Куликов составил проект, взяв за образец церковь в станице Нижне-Чирской. Церковь была построена в русском стиле, вместо колокольни на ней устроили оригинальную звонницу. Освящение храма совершилось 18 октября 1898 года. Этот храм сохранился до наших дней, он небольшой и очень уютный, вмещает 400 человек.

Храмы, часовни, киоты были построены в Москве и в Подмосковье, в Ярославле и Анапе, в Риге и Киеве, в Екатеринбурге и Перми, в Курске, в Финляндии. В честь чудесного спасения писались картины и иконы, организовывались приюты, богадельни и монастыри. Трудно, да наверно и невозможно восстановить всех тех благодеяний во славу Милостивого Господа Бога, которыми русские люди желали выразить чувство благодарности к Спасителю за сохранения царского престола в лице августейшего императора, наследника, великих князей. Народ остро ощутил, от какой смуты оградил Господь Бог Россию и ее народ.

Что же было причиной крушения поезда? На место катастрофы сразу же были вызваны эксперты, главными из которых были начальник эксплуатации Юго-Западной железной дороги Сергей Юльевич Витте и директор Харьковского технологического института профессор механики и железнодорожного строительства Виктор Львович Кирпичев. Их заключения расходились: Витте настаивал на уже высказанной им точке зрения: причина крушения - в недопустимом превышении скорости паровоза; Кирпичев же считал, что основная причина - неудовлетворительное состояние железнодорожного пути. Почему Сергей Юльевич, который должен, казалось бы, нести ответственность за крушение императорского поезда, так как этот участок входил в его ведение, был привлечен к экспертизе?

Начальник эксплуатации Юго-Западной железной дороги С.Ю. Витте именно в 1888 году сначала в письменном виде, с приведением расчетов, предупреждал о недопустимости столь высокой скорости движения тяжелого паровоза. Позже в устном виде в присутствии императора он повторил свое требование снижения скорости императорского состава, снимая с себя ответственность, если это требование не будет выполнено.

Остается загадкой, почему аргументы Сергея Юльевича Витте оказались сильнее доводов профессора, автора учебника «Сопротивление материалов» Виктора Львовича Кирпичева, утверждавшего, что причиной крушения поезда явилось неудовлетворительное состояние пути. В своих воспоминаниях Сергий Юльевич останавливается на этом вопросе и говорит о своих аргументах против версии профессора Кирпичева: шпалы гнилые только в поверхностном слое, а места крепления рельс к шпалам, как наиболее уязвимое место, оказались не разрушенными. Расчетные формулы, которые тогда использовались, вообще не включали физико-химические параметры материала шпал, оценка их пригодности была визуальной. Не были выработаны строгие нормативы допустимых пороков (дефектов) деревянных шпал и пр. Несомненно, что императорский поезд, вполне успешно прошедший не одну тысячу верст в технически неправильном режиме, потерпел крушение именно на этом участке из-за наложения двух факторов: превышения скорости и дефектности самой железной дороги на этом участке. Расследование с самого начала пошло по пути, на который предусмотрительно указал будущий министр и граф Сергей Юльевич Витте.

В результате экспертная комиссия, работавшая на месте трагедии, сделала заключение, что причина крушения поезда в расшивке пути, произведенной боковыми качаниями первого паровоза. Последнее стало следствием значительной скорости, не соответствующей типу паровоза, увеличившейся при спуске под уклон. К тому же, паровозная бригада не приняла особых мер, необходимых для плавного и спокойного спуска поезда значительной тяжести, составленного из вагонов различного веса и размещенных в техническом отношении неправильно (тяжелые вагоны были поставлены посередине поезда между легкими).

Участок этого пути строился и принадлежал железнодорожному магнату Самуилу Соломоновичу Полякову, который за полгода до этих событий скончался, а его сын, Даниил Самуилович, вступивший в наследство, остался как бы в стороне. Жалобы на Полякова писались постоянно: еще по постановлению Губернского земского собрания города Харькова, состоявшегося 20 февраля 1874 года, была направлена комиссия во главе с князем Щербатовым для ходатайства перед правительством о расследовании беспорядков на Курско-Харьково-Азовском участке железной дороги. Неоднократно организовывались комиссии, подтверждающие все описываемые злоупотребления. К сожалению, меры, которые были предприняты к уже в это время дворянину, тайному советнику и известному меценату С.С. Полякову, были не строгими, и сгнившие шпалы по-прежнему заменялись на менее гнилые, железнодорожные рабочие получали скудную зарплату, а сотрудники, пытавшиеся говорить об аварийном состоянии пути, увольнялись.

Расследование крушения поезда вел известный юрист обер-прокурор Анатолий Федорович Кони. Через несколько дней вышел в отставку министр путей сообщения Константин Николаевич Посьет, были отстранены от своих должностей другие сотрудники Министерства путей сообщения, а Сергий Юльевич Витте, поторговавшийся немного о своей зарплате с императором, прочно вошел в его ближайшее окружение.

Спасение императора и его августейшей семьи в страшной железнодорожной катастрофе всколыхнуло всю Россию в едином патриотическом и религиозном порыве, но эти же события привели и к восхождению к вершинам государственной власти Витте, а с ним и многих других, расшатывающих уже не железнодорожные пути, а российскую государственность.

Витте вообще не нравились государственные деятели, пытавшиеся укрепить традиционную российскую систему управления, для него они были консерваторы и реакционеры. Позже по поводу убийства графа Алексея Павловича Игнатьева он скажет: «Из списка тех лиц, которые подверглись с 1905 года убийству анархическо-революционной партии, ясно видна полная осмысленность этих убийств в том отношении, что они устраняли тех лиц, которые, действительно, являлись вреднейшими реакционерами». Описывая свою знаменитую кузину, известную теософку и спиритку Елену Петровну Блаватскую, Сергий Юльевич с юмором замечает: «Если встать на точку зрения представления о загробной жизни, что она делится на ад, чистилище и рай, то весь вопрос только в том, из какой именно части вышел тот дух, который поселился в Блаватской на время ее земной жизни». Сам Витте себя считал приверженцем Православной Церкви, но какой дух руководил им самим, столь далеким от православной духовности русского народа и российской государственности?

В 1913 году Россия отмечала славную дату - 300-летие Дома Романовых. Это, наверно, было одно из последних проявлений всенародной любви к императору и династии Романовых. Почти за год начали благоустраивать колыбель Дома Романовых - Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, откуда в 1613 году был приглашен на русский престол молодой царь Михаил Романов. Газеты и журналы в течение года оповещали о состоянии строений Ипатьевского монастыря, о смете и расходах по реставрации его храмов и палат. Никакие подробности о ходе работ в монастыре не остались незамеченными прессой. Да и сами торжества начинались в Костроме в Ипатьевском монастыре.

В последующие годы Россия и русский народ во многом утратили и благоговение к помазаннику Божиему, и свою спасительную веру и упование на Бога. А в душу без Бога, как в пустой, хоть и пометенный и украшенный дом, известно кто вселяется.

Через пять лет после торжеств 300-летия Дома Романовых, 17 июля 1918 года, в день памяти святителя Андрея Критского, произошла другая катастрофа: в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома был расстрелян последний российский император Николай Александрович, а вместе с ним - императрица Александра Федоровна, наследник цесаревич Алексей Николаевич и другие царские дети. А ведь всего лишь 30 лет назад Россия с ужасом восприняла весть только о возможности гибели императора и его августейшего семейства в железнодорожной катастрофе!

Святитель Иоанн Шанхайский в проповеди, посвященной царю-мученику императору Николаю II, сказал: «В день преподобномученика Андрея Критского, замученного врагами Христа и Его Церкви, был спасен наследник, а впоследствии государь Николай Александрович, и так же в день святителя Андрея Критского, мирно окончившего свои дни на земле, государь был убит безбожниками и изменниками. В день преподобномученика Андрея Россия прославляла и празднуемого в один день с ним пророка Осию, предсказавшего Воскресение Христово; в их честь строились храмы, где народ русский благодарил Бога за спасение государя. А через 30 лет, в день святителя Андрея, учившего о покаянии, государь был умерщвлен на глазах всего народа, не сделавшего даже попытки его спасти. Это тем более страшно и непонятно, что государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты царей, которых знал, любил и почитал русский народ».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры