Иисус христос суперзвезда в театре. Билеты на мюзикл Иисус Христос — суперзвезда

Главная / Измена жены

Стоимость билетов:
Балкон 1050 рублей
Бельэтаж 1050-1200 рублей
Амфитеатр 1200-2000 рублей
Партер 2000-3500 рублей

Продолжительность - 2 часа 30 минут с 1 антрактом

Режиссер-постановщик - Павел Хомский
Режиссер - Сергей Проханов
Художник - Борис Бланк
Художник по костюмам - Евгения Панфилова
Режиссер по пластике - Феликс Иванов
Музыкальный руководитель постановки - Александр Чевский

Действующие лица и исполнители:
Иисус из Назарета - Валерий Анохин, Михаил Панферов, Евгений Вальц, Глеб Матвейчук
Иуда Искариот - Валерий Яременко, Андрей Богданов
Мария Магдалина - Ирина Климова, Анастасия Макеева
Кайафа -
Анна - Леонид Сенченко, Александр Емельянов
Савл - Александр Бобровский, Александр Амелин
Симон Зилот - Олег Кузнецов, Михаил Филиппов
Понтий Пилат - , Александр Яцко, Валерий Сторожик, Олег Кузнецов
Царь Ирод - Андрей Смирнов, Роман Маякин,
Юродивый - Юрий Черкасов
Апостолы, воины, торговцы, нищие - Балетная труппа под руководством А.Посвянского

Хотите провести незабываемый вечер в театре Моссовета? Нужны билеты на спектакль Иисус Христос - суперзвезда? Заказать билеты на легендарную постановку можно у нас на сайте в любое время суток. Обращайтесь в наше агентство - мы позаботимся о своевременной доставке заказа.

Музыкальный спектакль «Иисус Христос - суперзвезда» в Театре Моссовета - явление уникальное в своем роде. В этой постановке мотивы легендарной рок-оперы объединяются с традициями русской театральной школы. Это своеобразная пьеса «по мотивам», характеризующаяся свободным творческим переложением знаменитого либретто на русский язык и новой музыкальной редакцией, в которой, между тем, бережно сохраняются авторские реминисценции. Премьера спектакля состоялась в девяностые годы. Столичная публика была немало взбудоражена этим событием.

Сегодня жанр мюзикла является одним из самых популярных в мире, новые произведения в этом жанре рождаются с поразительной регулярностью - но, несмотря на это, не ослабевает интерес зрителей к спектаклю Театра Моссовета «Иисус Христос - суперзвезда». Постановка по-прежнему занимает в афише театра почетное место, а билеты раскупаются с огромной скоростью. Музыка в постановке, конечно, прекрасная, но дело не только в ней. Спектакль, как уже было отмечено выше - уникален и не представляет собой обыкновенную кальку с оригинальной рок-оперы. Драматическая нагрузка усилена, постановке чужда легковесность, столь присущая привозным мюзиклам.

Фоном для сценического действия являются последние несколько дней земной жизни Христа. Но это - лишь фон, на первый план в спектакле выходят личности главных героев (Иисуса Христа из Назарета, Иуды), их сомнения, желания и душевные метания. Зрители с замиранием сердца наблюдают за внутренним перерождением Марии Магдалины, развитием фанатичных замыслов Симона Зилота. Десять лет тому назад, увидев Иисуса Христа на мотоцикле или одетых в джинсы апостолов, публика приходила в состояние глубокого шока - но сегодня эти сценические решения спектакля уже воспринимаются едва ли не классическими.

Спектакль Иисус Христос - суперзвезда - видео

Сделайте заказ билетов в театр Моссовета прямо сейчас! Мы работаем без выходных.

Сбылась моя давняя и светлая мечта – я наконец-то сходил в театр им. Моссовета на рок-оперу “Иисус Христос – Суперзвезда”. Музыку Э. Л. Веббера я уважаю с юных лет, да и американский киновариант мюзикла смотрел несколько раз с большим удовольствием, хотя и с некоторым недоумением по поводу того, зачем авторам понадобилось переносить евангельский сюжет в наше время.

Иисус Христос, выгонявший из Храма торговцев оружием, и Иуда Искариот, бегавший по пустыне от танков, выглядят все же несколько диковато, как и легионеры в майках и касках. Но я тогда списал все на режиссерскую вольность в трактовке текста и еще больше задумался над тем, как же этот мюзикл смотрится на театральной сцене. Посмотреть бродвейскую постановку, к сожалению, для меня пока что не представляется возможным (ведь Бродвей, он – в Америке, а Америка – вона где!), и я решил для начала ограничиться отечественным вариантом с нашими актерами и переводом на русский.

Начну я, как и полагается, с похвалы. Техническая часть постановки выполнена на достойном уровне: основная декорация лихо крутится вокруг своей оси, вспомогательные декорации спускаются с потолка, подсветка создает должное настроение, дым медленно ползет по сцене, а потом быстро, практически мгновенно исчезает. Все смотрится вполне по-взрослому.
Хореографическая часть, в принципе, неплохая, только вот какая-то... не убедительная. Вроде и танцуют грамотно, и двигаются изящно, но чего-то все равно не хватает. Не знаю даже как сформулировать (я в танцах слабо разбираюсь)... пустой танец получается – как будто танцорам все равно, что именно они танцуют и в связи с чем, и единственное, что их заботит, – это как можно изящнее двигаться под ритм. Получается что-то вроде обычной дискотеки, на которую пришли хорошие, профессиональные танцоры и начали зажигать (этому ощущению сильно способствует то, что одеты танцоры во вполне современные джинсы), а вот какое отношение имеет этот танец к происходящему понять можно далеко не всегда.

Зато вокальное исполнение – просто потрясающее. Основные партии в тот вечер исполняли Михаил Панферов (Иисус), Ирина Климова (Мария Магдалина) и Антон Деров (Иуда), и спели они на “отлично”. Особенно классным получился дуэт “Я не знаю, как его любить” – Панферов и Климова выложились на все сто, молодцы. Второстепенные персонажи ни на йоту не уступали основным – пели сильно, с нужным выражением и эмоциями. Так что к пению у меня претензий нет никаких, наоборот, чистый восторг.

А вот к кому есть целый ворох претензий, так это к драматургии. Нет, я, конечно, понимаю, что мы живем в эпоху победившего постмодернизма... И про интертекстуальные цитаты я тоже краем уха слышал... Но я все равно не понимаю, зачем понадобилась вставлять в сцену допроса у Пилата прозаический отрывок из Булгакова? Зачем, а? Ну, зачем? Это ж ведь насколько надо было растерять драматургическое чутье, да и просто элементарное чувство вкуса, чтобы втиснуть в Веберровский мюзикл сцену с игемоном и бродячим философом? Это ж насколько надо безразлично относится как к одному, так и к другому исходному материалу, чтобы вот так вот бездарно их объединить? Это насколько ж надо быть толстокожим, чтобы не чувствовать противоестественность такого межвидового скрещивания?

Сцена у Ирода тоже вызывает некоторое недоумение. Да, я согласен, что у Веббера она изображена в виде трагифарса, но трагифарс и китч – это разные вещи. Ирод в нашей постановке переигрывает так отчаянно, что это просто ни в какие ворота не лезет.
Ну а финал этого зрелища меня просто поверг в тихий ужас. Сначала танцоры, Иуда и священники бесцельно двигались по сцене, по всей вероятности, изображая торжество сил зла. Потом откуда из-под сцены неторопливо вылез Пилат и задвинул что-то в том духе, что они еще придут к нему (Пилату) и попросят прощения ради Христа (с чего это они вдруг?) и он (Пилат) их простит, а вот простит ли их ОН (по всей видимости, Христос)? Я так понимаю, что это была какая-то одна цитата, только вот не знаю откуда и не представляю, зачем ее сюда вставили.

Ну а дальше было еще веселее: основная декорация в очередной раз повернулась, и на сцене оказались два мотоцикла, на которых восседали Иуда и Симон Зилот в кожаных куртках, такие типа байкеры. Тут появился радостный Иисус, тоже в кожаной куртке, подхватил Марию Магдалину, сел вместе с нею на мотоцикл, после чего вся гоп-компания благополучно уехала. А толпа статистов долго и безнадежно бежала вслед за ними, не очень даже и понятно зачем: то ли чтобы еще раз послушать проповедь, то ли чтобы еще раз убить.

Я смиренно признаю, что я человек темный и отсталый, что я ничего не понимаю в сложной системе символов и аллегорий, используемых в современной театральной культуре, и уж тем более я не в состоянии охватить своим скудным умишком всю широту и мощь режиссерского замысла, явленного в данной сцене. Но только вот закрадывается в мое простодушное сознание такая нехорошая мыслишка, что никаких особых символов и замыслов тут и вовсе не было. А было лишь желание поэффектнее закончить шоу, чтобы публика рты поразевала, челюсти на пол уронила и восхитилась дерзновенным режиссерским гением, догадавшимся вытащить на театральный помост два мотоцикла и отправить на них героев куда подальше.

А если посмотреть, так сказать, в общем контексте, такой непонятный и смазанный финал логично вытекает из непонятности и слабой связанности всего сюжета. Английский оригинал, насколько я могу судить, тоже далеко не блеск в части драматургии, но в нашем переводе недостатки только усилились. Первое, что сразу бросается в глаза, – из текста совершенно непонятно, кто такой Иисус, чего Он хочет и о чем Он говорит. В начале мюзикла, правда, идет отрывок из Нагорной проповеди, но больно уж искаженный. Дальше порой идут какие-то обрывки из евангельского учения, опять же заметно переделанные. Я, конечно, понимаю, что это мюзикл, а не проповедь, но если уж взялись ставить спектакль по тексту, то зачем искажать слова главного героя, притом что драматургически это никак не оправдано? В результате от всех многочисленных слов Христа остается лишь смутное ощущение, что “Он всем добра желал”, но при этом как именно должно выглядеть это самое добро и как его достичь остается совершенно непонятно.

Примерно такая же картина и с Иудой – совершенно невозможно понять, почему тот предает Христа. Нет, причин для вражды там называется много, даже, пожалуй, слишком много. Иуда постоянно предъявляет Иисусу какие-то претензии: приблизил к себе Марию Магдалину, недостаточно заботится о нищих, возгордился и возомнил себя пророком, не хочет возглавить антиримское восстание, еще что-то… Невозможно даже все запомнить... Такое ощущение, что автор либретто следует одновременно всем существующим версиям предательства Иуды, ну и в результате получается совершенно шизофренический образ.

Еще по сцене все время ходит старичок с колокольчиком бомжеватого вида. Он все время что-то высматривает и тоже что-то символизирует, но я, опять же, наверное, по причине своей несообразительности, так и не понял что именно.

Кроме того, в моссоветовском варианте мюзикла неоправданно много место выделено для Симона Зилота, который ведет себя так, как будто он самый главный среди учеников. Все время держится наособицу, поет дуэтом с Иудой, и вдобавок носит моднючий черный кожаный плащ, не хуже чем у Морфеуса. Так что нет ничего удивительного в том, что в конце дается откровенный намек на то, что вторым предателем, свидетельствовавшим против Иисуса на суде, был ни кто иной как Симон Зилот. При этом отречение Петра в нашем варианте вычеркнули, опять же непонятно почему (в оригинале про это была целая сцена – это даже я с моим знанием английского способен понять). Да и вообще, среди учеников невозможно различить ни Петра, ни Иоанна; все они, кроме Иуды и Симона, выглядят как серая аморфная масса, которая зачарованно повторяет слова Иисуса на манер мантр, и запросто превращает Тайную вечерю в грандиозную попойку.

Впрочем, если пристально всмотреться во все эти натяжки, то создается прочное ощущение, что и Веббер, и наши местные переводчики не столько адаптировали Евангелия для театральной сцены, сколько подгоняли его под свои собственные стандарты. В истории о жизни и смерти Иисуса Христа их не интересовало ни Богоявление, ни крестная жертва, ни Воскресение, и видели они только одно: противопоставление интеллигента и власти. Причем власть тут имеется в виду не только земная, будь то синедрион, конгресс или политбюро, а власть любая и всяческая. Потому гибель Иисуса предстает перед зрителем как результат двойного, а то и тройного приговора: сначала его обрек на смерть Отец, потом синедрион, а потом еще и Понтий Пилат (это если не считать простого народа, громко вопящего: “Распни Его! Распни!”). Собственно, именно поэтому Иисус все время говорит о неизбежности своей гибели, а в Гефсимании в знаменитой арии спрашивает: “За что? Нет, ну а все-таки, за что, а?”, что совсем не соответствует евангельскому тексту, но зато соответствует взгляду автора либретто на Иисуса и власть.

И все же, если в вебберовском варианте противопоставление власти и интеллигента было не главной темой, и проводилось скорее намеками и полунамеками, то наш перевод выявляет и показывает все с откровенностью, порой доходящей до пошлости. Чтобы окончательно разъяснить ситуацию даже самым недогадливым, в финале священники выходят на сцену в добротных костюмах, затем забираются на декорацию, как на Мавзолей, а Каиафа приветствует зрителей вялым взмахом руки, столь хорошо знакомым каждому, кто родился и вырос в Советском Союзе.

Как всегда, отечественные диссиденты решают свои проблемы с государством, привлекая в качестве союзников всех, кто когда-либо по каким-либо причинам подвергался преследованию со стороны власть предержащих. При этом интеллигентов-бунтарей совершенно не интересует, что послужило причиной преследования, не интересует ни личность преследуемого, ни высказываемые им мысли, да и вообще никакие конкретные обстоятельства.

Если посмотреть на либретто с этой точки зрения, то сразу же многое становится понятно. Понятно, почему настоящие слова Иисуса и подверглись правке – для авторов мюзикла не так важно, что именно говорил Иисус, важно изобразить Его мудрецом и свободолюбцем, Его учеников – преданными и недалекими людьми, повторяющими заученные фразы, народ – тупым и злобным стадом, священников – тиранами. Для интеллигентов важно то, что Исисус хотел разрушить Систему и не важно, что именно Он хотел на ее месте построить. А всякие тонкости вроде того, что Иисус пришел “не нарушить Закон, но исполнить”, что он проповедовал не демократию, а Царство, хотя и Божие, их ни капельки не волнуют. Они подшлифовали образ Иисуса таким образом, чтобы можно было принять Его в свой клуб учителей-просветителей, а что думает по этому поводу сам Иисус, их нисколько не волнует.

Становится понятно и то, как в либретто проник М. Булгаков, столь любимый советскими интеллигентами за его фрондерство по отношению к советской власти. Нарисованный им образ бродячего философа, ставшего жертвой безжалостной бюрократической машины и обычной человеческой трусости, всегда импонировал советским интеллигентам. А тот христианский смысл, который М. Булгаков вкладывал в свой роман, остался никем не замеченным.

В получившуюся в результате рассмотрения мюзикла схему очень хорошо укладывается также и поведение Иуды и Симона. С Иудой все предельно ясно – он гнида и продажная шкура, причем он таким был с самого начала. А раз так, то все его объяснения и оправдания для предательства никому не интересны – хотел предать, вот и предал. Потому его сценический образ и стал таким расплывчатым – нет смысла выстраивать психологию Иуды. Для советской культуры вообще было характерно такое презрительно-отстраненное отношение к предательству, как к чему-то настолько отвратительному, что человек, виновный в этом грехе, переставал рассматриваться как человек, и превращался в общественном мнении в некое существо, которое по самой своей природе просто не способно не предавать. А советская интеллигенция еще больше расширила понятие предательства, ставя в вину даже малейшее сотрудничество с властями.

При этом Иуда намекает на то, что предательство его вынужденное («не по своей вине я выбрал этот путь…»), что он идет на этот шаг ради Иисуса, что хочет помочь тому исполнить свою миссию. Правда, опять же совершенно непонятно в чем заключается эта миссия и почему Иисус должен отправиться на крест. Все выглядит так, как будто Бог-Отец? обрекает Иисуса по своему произволу (а, стоит заметить, что советская интеллигенция любое, буквально любое действие со стороны властей воспринимала исключительно как произвол), а потому Иуда опять же получался вдвойне предателем – выдал Иисуса синедриону и Богу-Отцу.

Ну а Симон Зелот в таких обстоятельствах предстает самой полезной и нужной фигурой. Он – ученик-практик, он – тот, кто осуществит идеи интеллигенции, он - бомбист, поджигатель, убийца, он готов на все ради разрушения проклятой Системы. В моссоветовском варианте этот факт подчеркивается тем, что Симон после смерти Иисуса судорожно подыскивает нового учителя, не исключая даже вариант с Иудой. Ну, предатель, ну и что, но ведь нужен человек, который поведет всех за собой и укажет, кого резать и в кого кидать бомбы. Так почему бы не Иуда?

Даже тот непонятный старичок с колокольчиком, о котором я упоминал выше, при таком раскладе играет свою роль. Можно предположить, что он изображает средства массовой информации (с колокольчиком ведь...), которые в условиях угнетения свободного разума находятся в самом что ни на есть гиблом состоянии.

Да и финал спектакля становится кристально, абсолютно прозрачен и ясен. Иисус из мюзикла не просто присоединяется к Иуде и Симону – он оставляет весь своей былой идеализм и окончательно переходит на их сторону. Отсюда и кожаные куртки, и мотоциклы с явными ассоциациями к американским “Ангелам Ада” и нашим байкерам с их антисоциальным поведением. Так что ни о каком Воскресении здесь речи идти не может. То, чем заканчивается спектакль, – это антиВоскресение, это торжество сил разрушения, перетянувших на свою сторону бродячего философа Иешуа Га-Ноцри.

В общем, грустные получаются выводы. Хотя, конечно, хорошо то, что евангельская история, пусть и в таком искаженном, окарикатуренном виде, все еще привлекает внимание, и что люди ходят на эти спектакли. Может, кто-нибудь задумается, попробует узнать больше о том, кто такой Иисус, чему Он учил, какова была Его судьба. Может, кто-нибудь захочет прочесть оригинальный евангельский рассказ, задумается над ним. В наши времена, когда Библию уже никто не читает, а библейские сюжеты знают лишь немногие гуманитарии, рок-опера – это хоть какой-то источник знаний, хоть какая-то возможность заинтересовать и привлечь внимание к Евангелию.

Laktrissa отзывы: 100 оценок: 293 рейтинг: 414

«Господи помилуй!Господи спаси!» (с)

Ммм!!! Как я люблю этот мюзикл! Смотрела 2 раза!!! И оба раза было в невероятном восторге. В «Иисус Христос – суперзвезда» меня поражает невероятное смешение культур: рок музыка, оперные голоса, массовка в джинсах, суд в строгих костюмах и, конечно же, мотоцикл в конце. Никогда не думала, что можно собрать воедино такие совершенно разные вещи, но как оказалось МОЖНО!!! Будет возможность обязательно пойду еще…и еще…и еще!

Glamourtokill отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 10

Уважаемые господа! Если среди вас имеются истинные ценители творчества великих Э.Л. Уэббера, Т. Райса, оригинальной аудио версии 1973 г. и видео версии 1974 г., о вокалистах, исполнявших некогда это произведение, я молчу, НЕ СМЕЙТЕ даже думать о том, чтобы пойти на эту постановку!!
Можно было бы закрыть глаза на корявейший перевод, на хреновое музыкальное воплощение этого перевода (постоянные не нужные вкрапления каких-то моментов, не имеющих место в оригинале, испоганили одну из моих самых любимых арий "Hosanna", никчемные вставки в арию "I don"t know how to love him" каких-то партий Христа, опошляющих тему платонической любви Марии Магдалены и т.д.); ладно поменять постановку, но не произведение же!! , закрыть глаза на примитивные танцы и на грязные костюмы тоже можно, если бы.... люди пели ЖИВЬЕМ! Я не понимаю смысла постановки рок-ОПЕРЫ, если люди не поют, а игры там, по сути, никакой нет, т.к. все эмоции обрисовываться должны голосом! Если у вас некому петь, пожалуйста, поставьте спектакль, основанный на евангелиевских повествованиях, или, в конце концов, на выдержках из "Мастера и Маргариты". Кстати, видимо, по причине того, что переводчик не смог в полной мере в стихах выразить всю семантику произведения, в рок-оперу вклинили выдержки из Михаила Афанасьевича.
Далее, если актеры не поющие, так были б хоть играющими! Пошлое воплощение Марии Магдалены. Вокалистка, исполнившая эту партию сильна, но она опошляет эту роль своим вокалом, а актриса - игрой.
Ну и, наконец, какая же московская постановка без голых... груди! Для этого в программку ввели особого персонажа под кодовым названием "Жена Ирода"!! КАК?! КАКАЯ ЖЕНА!??
Друзья, я слыша огромное количесиво русскоязычных версий, но хуже этой нет!
Поучитесь у Питерского театра Рок-опера! Это лучшее исполнение и лучший перевод!!
Фуух! В конце хотелось бы отметить: если бы, не дай Бог, Эндрю Уэббер и Тим Райс были бы мертвы, они бы синхронно перевернулись в гробу!
Спасибо за внимание.

Наталья отзывы: 24 оценок: 24 рейтинг: 28

Была вчера на спектакле. Оценка - средне. Восторга нет.
Минус - это звук, очень громко. Как сидят люди на первых рядах -не понимаю. Правда, это почти всегда так в данном театре. Я не поняла, почему весь спектакль шел почти весь под минусовку? Идешь слушать голоса, а тут просто запись.... странно. Текст - просто, ничего выдающегося. Может быть при другой игре он бы играл ярче.. "какой лимон? какой мандарин" Костюмы и танцы ИМХО - все-таки не стоит даже для изображения "народа" выходить кто в чем - разные джинсы, футболки... по танцам не хватает постановщика, поймите правильно сейчас танцуют в разы лучше и мы привыкли видеть уже большее, чем "школьный танцевальный кружок" . И мне категорически!! не понравился "цезарь" или кто-там был в золоте с замашками гея и 6 телочек в бикине, задирающие ноги. 1 - до хороших танцовщиц им далеко. 2 - ну неужели теперь нужно всегда в любую постановку вставлять полуголых баб, чтобы захватить внимание зрителя?.. ... ... вообщем... я точно помню, что любила спектакль, когда ходила с мамой лет 10 назад, а вчера разочаровалась....((... в любом случае сходите и оцените сами))

Libra отзывы: 77 оценок: 178 рейтинг: 109

Голоса хороши, а всё остальное - неприлично плохо.
Музыкальный спектакль с отвратным звуком - это нонсенс. Не говоря уже о том, что из оригинала выброшены некоторые песни, во втором акте на сцене внезапно кажут голые сиськи, а в конце партер вынужден обильно дышать выхлопом мотоциклов.

Ольга Новикова отзывы: 2 оценок: 2 рейтинг: 10

Дорогие наши тульские крещёные люди!
Многие из вас в скором времени пойдут на Пасху в православные храмы освящать куличи и ставить свечи, кто-то (возможно) поведёт крестить детей, кто-то венчаться, кто-то заходит в храм на дни поминовения усопших (родительские субботы). Так вот, если вы православные и крещёные люди, то вы должны знать, что:
- факт сегодняшнего вашего пребывания на этом «концерте» может стать грехом богохульства, в зависимости от вашей оценки происходящему, а любой грех вызывает наказание и его нужно исповедовать (называть) на таинстве исповеди (в 8-00 в любом православном храме), и не повторять,
- постановки рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» во многих областях были запрещены, т.к. православные верующие считают такую подачу «правды» о Господе оскорбительной и лживой,
- кроме ненормального сравнения Иисуса Христа с суперзвездами, часть текста оперы является богохульной,
- такие мероприятия, как правило, часто используются сектантами для раздачи своей литературы и агитации,
- православного рока не бывает, корни у любого рока языческие и идолопоклонские,
- св. Магдалина была ученицей, а не возлюбленной Иисуса Христа, те страсти, которые поют на сцене от её имени – оскорбление святой равноапостольной Марии Магдалины,
- почему и ради кого Его предают на казнь, Иисус Христос всегда знал – ради человек и за грехи всех человек, чтобы после смерти душа человека не умирала, чтобы праведники имели жизнь вечную,
- православные люди верят в Господа нашего Иисуса Христа «иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша» – это слова молитвы Символ Веры, которую читают в храмах при крещении детей. То есть, мы с вами, как православные христиане, верим в Троицу единосущную и нераздельную - одного Бога в трёх личностях: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Святого Духа, потому что верно знаем, что, так как Бог един и божество едино, то Он не делится и не распадается на трех богов и не переходит в три божества.
Может и не плохо, что вы пришли узнать о Господе нашем Иисусе Христе, а не пошли пить алкоголь или веселиться в пост, только правду о Нём вы можете узнать не здесь, а в православном храме на исповеди, в воскресной школе при храме, в православной литературе и личным познанием Господа через добрые дела и поступки.

Слава Богу, пока еще такие времена, когда дети могут узнать об Иисусе не из канонических источников.

– Глеб, ты хоть что-нибудь понял? Вот этот, в белом, это Иисус, он хороший, хочет всем добра и счастья. Вопящий дядя в черном халате – это Иуда, он ученик Иисуса, но хочет его предать. Три колоритных персонажа в полосатом – иудейские священники, они хотят Христа убить.
– Да? А за что?
– Ну так… просто… Потому что он хороший.
– А кто в черном плаще?
– Один из учеников Христа.
– А я думал, он там самый главный.
– Нет, главный у них Иисус. А вот рыжая дама – это Мария Магдалина. Она его любит, а он ее нет. А! Наверху стоял мужчина в фиолетовом, так это Понтий Пилат. Он раньше Иисуса играл, такой был молодой и красивый. Эх, годы никого не красят.

Десять лет спустя

Я смотрела “Иисус Христос – суперзвезда” два или даже три раза до рождения Глеба. В моей памяти он мне представлялся как спектакль с простым сюжетом, отличной музыкой, Валерием Сторожиком в роли Иисуса и ощущением, что главная роль принадлежит вопящему Иуде. Иуда на месте, музыка тоже, Валерий Сторожик играет теперь Понтия Пилата, а вот насчет сюжета я сильно промахнулась. Как только начались разборки между учениками Христа, потом пошел Каифа и т.д., я стала с ужасом посматривать на неподвижную спину сына (он сидел на ряд впереди) и представляла каменное выражение лица человека, который ничего не понимает.



К тому же, все хоровые песни было невозможно понять в принципе о чем поют. А когда я вспомнила, что впереди еще Ирод, Понтий Пилат и смерть Иуды, мне стало совсем нехорошо.

Где логика в сюжете? Все-таки надо было хоть что-то рассказать ребенку из Библии. Ведь к первому взрослому спектаклю “Мышеловка” мы подготовились, прослушали аудио версию, посмотрели сериал с Пуаро.

С другой стороны, было забавно наблюдать, как в первый раз встречается человек с сюжетом, над которым ломают головы от рождества Христова. Но он ничего, молодец. Во втором действии он долго ерзал на банкетке и вытирал стену, но вроде не мешал никому и даже напевал потом какие-то запоминающиеся мелодии.

Must die. Must die. This Jesus must die

Моя любимая музыкальная тема – Кайафа и другие первосвященники. Нет, конечно, же я люблю арию Марии Магдалины и арию Христа, и тему Понтия Пилата, и зажигательную песнь Ирода.


Но в данном конкретном спектакле мне очень импонируют этот триумвират иудейских первосвященников. Они появляются то в полосатых мантиях из люка,то в строгих костюмах, всегда невозмутимые, поющие низкими голосами. “Нет человека, нет и проблем”.

Сейчас такое странное время обострения православия в стране, что этот старый, в общем-то, спектакль вдруг снова обрел актуальность и политическую остроту. Одной из причин, почему я пошла на “Иисуса” и повела Глеба, было: а вдруг его запретят?

“Мастер и Маргарита”

Вы спросите, а причем здесь Булгаков? Ха! Разве смог бы режиссер российского театра, при наличии нашей собственной альтернативной Библии, не включить отрывочек из нее в американское произведение? Чисто по-человечески я его понимаю. Но выглядит странно, когда в разгар песнопений вдруг актеры переходят на прозу и зачитывают диалог из Булгакова про истину. Хотя, может, и ничего.

Я полезла смотреть сериал “Мастер и Маргарита” . И надо же такому случиться, что Глеб прибежал как раз в тот самый момент, когда показывали именно этот отрывок про истину. Он теперь решил, что “Мастер и Маргарита” – это то же самое, что и “Иисус Христос – суперзвезда”, только без песен.



Я так чувствую, что всего одним походом в театр я сильно исказила ребенку картину мира. Надеюсь, он не станет думать, что Мария Магдалина – подружка Христа?

Кстати, о Марии Магдалине

Я само собой прослезилась на всех ее ариях, больно они трогательные. Но в актрисе в рыжем парике на поклоне я с удивлением узнала Екатерину Гусеву, исполнительницу роли Кати Татариновой в “Норд-Осте”. Я раньше была лучшего мнения о ее голосовых способностях.

А так, конечно, Jesus Christ великолепен, автора, автора! Интерпретация театра тоже хороша.

Цены на билеты (декабрь 2012):

от 200 до 2000 руб.

Официальный сайт театра им. Моссовета

Плюсы

Глеб впервые познакомился с библейским сюжетом. Пусть и не в традиционной версии. Выучил имена Иисуса и Иуды, уже хорошо. Мы посмотрели отрывок из старого фильма “Jesus Christ Superstar”, скачали все песни, теперь слушаем. Я впервые задумалась о том, что неплохо было бы когда-нибудь почитать источник, а пока перечитываю “Мастер и Маргариту”.

Минусы

Глеб теперь думает, что Иисус – литературный персонаж. Кстати, я не уверена, что это минус.

Текст: Таня Белкина

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры