Имя числительное два. Имя числительное

Главная / Измена жены
  • В какой колонке выделенные слова обозначают:
    1. количество предметов и отвечают на вопрос сколько?,
    2. число и тоже отвечают на вопрос сколько?,
    3. порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?
  • Определите падеж выделенных слов.

Выделенные слова - имена числительные . Числительные, отвечающие на вопрос сколько?, - количественные .

Числительные, отвечающие на вопрос какой? (какая? какое? какие?), - порядковые .

Некоторые учёные считают порядковые числительные порядковыми прилагательными в силу того, что они не обозначают количество и число и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?).

Имена числительные бывают разными членами предложения:

Два да два - четыре .

Разделите шесть на три .

Мы живём на втором этаже.

Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения:

Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов .

  • Что обозначают и на какие вопросы отвечают имена числительные?
  • Какими членами предложения могут быть имена числительные?

Применяя данное определение, рассуждайте так: Четыре книги лежат на столе. Сколько книг? Четыре. Это количественное числительное. С существительным книги оно образует словосочетание, которое является одним членом предложения - подлежащим. Рассмотрите рисунок на восьмой странице. На какой странице? На восьмой. Слово восьмой - порядковое числительное. В предложении является определением.

345 . Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к. , над порядковыми - букву n . Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков.

1. Вход..т семь богатырей , семь румяных 3 ус..чей. 2. С первого щ..лчка прыгнул поп до потолка; со второго щ..лчка л..шился поп языка, а с третьего щ..лчка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поз..но вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, приш.л невод с одной ры..кой. (А. Пушкин.) 5. Три - нечётное число. 6. Семь и четыре - одиннадцать .

Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами.

346 . Дополните каждый ряд данными словами. Составьте два предложения с однородными членами, используя любые количественные и любые порядковые числительные.

Тройка (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); (новенький) пятак , (стал) пятиклассником , (громадная) пятерня , пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

347 . Числительные чаще записываются цифрами, чем прописью. При чтении текста с цифровой записью числительных нередко допускаются ошибки: числительные употребляются не в том падеже, который требуется. Проверьте себя, правильно ли вы употребляете числительные. В скобках записаны по две формы числительных. Выберите ту, которая соответствует нормам литературного языка. Прочитайте вслух.

Самыми высокими растениями являются австралийские эвкалипты. Они достигают 150 (сто пятьдесят, ста пятидесяти) метров. Ель вырастает до 60 (шестьдесят, шестидесяти) метров, сосна - до 48 (сорок восемь, сорока восьми) метров. Берёзка бывает высотой около 36 (тридцать шесть, тридцати шести) метров, а дуб - до 25 (двадцать пять, двадцати пяти) метров. Богат и разнообразен мир живой природы, и человек должен беречь его.

348 . В каком стиле написан текст? Назовите в нём порядковые числительные. Составьте и напишите расписку, например, о лыжах, коньках, взятых в школе.

Расписка

Мною, Ивановым Виктором, учеником 6 А класса, получено 27 (двадцать семь) книг из библиотеки школы № 6 для выставки в классе новинок детской литературы.

Которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (два , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ) - отвечают на вопрос сколько? , порядковые - отвечают на вопрос который? (первый , второй , сотый ), дробные (одна пятая , три целых, две седьмых ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «скольких?» и т. п.

    Количественным числительным присущи два значения.

    1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями
      • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
      • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
    2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

    Правописание количественных числительных в русском языке

    • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3) и т.д.
    • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
    • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

    Правописание числительных

    1. У числительных с пяти по двадцать а также «тридцать» мягкий знак пишется на конце, а у числительных с «пятьдесят» по «восемьдесят» и с «пятьсот» по «девятьсот» - в середине слова.

    2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

    3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый») .

    4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

    5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

    6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

    7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

    8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

    9. Обратите внимание: числительные "оба" (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

    10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

    Другие виды числительных

    Склонение имён числительных

    В русском языке при склонении количественных имен числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

    Падеж 1 2 5 40 50 100 1000 300 оба(обе)
    И.п. один (первый) два (двое) пять сорок пятьдесят сто тысяча триста оба (обе)
    Р.п. одного (первого) двух пяти сорока пятидесяти ста тысячи трёхсот обоих (обеих)
    Д.п. одному (первому) двум пяти сорокa пятидесяти стa тысяче трёмстам обоим (обеим)
    В.п. одного (первого) два (двоих) пять сорок пятьдесят сто тысячу триста оба или обоих (обе или обеих)
    Т.п. одним (первым) двумя (двоими) пятью сорока пятьюдесятью ста тысячей тремястами обоими (обеими)
    П.п. одном (первом) двух (двоих) пяти сорока пятидесяти ста тысяче трёхстах (об) обоих (обеих)

    Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и нарушения эмоционально-волевой сферы.

    В процессе урока применяется презентация из 11 слайдов, карточки, таблица, разнообразные задания. На уроке используется диалогический метод проблемного обучения. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.

    Цели урока: Обучающие: сформировать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; вырабатывать умение отличать числительные от других частей речи; различать порядковые и количественные имена числительные; сформировать умение находить числительные в тексте. Коррекционные: развитие мыслительной активности; коррекция внимания; коррекция и развитие связной устной и письменной речи; коррекция познавательной деятельности; развитие навыка контроля и самоконтроля. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду.

    Тип урока: изучение нового учебного материала. Вид урока: урок-беседа. Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом; компьютер, мультимедийная доска, презентация: “Имя числительное”.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку.

    II. Знакомство с новой темой.

    Откройте тетради и запишите дату.

    Сформулировать тему урока вам поможет мой рассказ.

    Слово учителя.

    Все мы каждый день сталкиваемся с огромным количеством различных чисел: смотрим на часы; каждый автобус, троллейбус, трамвай имеют свой номер; в школе решаем примеры и задачи, считаем предметы и т.п.

    Вы видите на экране цифры первого десятка, от которых образованы все остальные числа. (Слайд №2). (Приложение1).

    Все эти числа можно записать словами. (записываем на доске и в тетрадь).

    Как вы думаете, к какой части речи относятся все эти слова? (слайд №3).

    Запишем тему урока: “ Имя числительное как часть речи”. Сегодня на уроке мы познакомимся с самостоятельной частью речи именем числительным, научимся отличать имена числительные от других частей речи и определять разряды имён числительных. Итак, за работу!

    III. Изучение нового материала.

    (Слайд№4). Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы какой? сколько?

    Какой признак помогает отличить имена числительные от других частей речи? (Имена числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв).

    1. (Слайд №5). Речевая разминка. Вопрос учителя – ответ ученика с использованием имён числительных.
    2. Например: Сколько собак на фотографии? На фотографии две собаки? Какая матрёшка самая маленькая? Первая матрёшка самая маленькая? и т.д.

    3. (Слайд №6). Прочитайте пословицы. Найдите имена числительные. Аргументируйте свой ответ.
    4. (Слайд №7,8). Работа в парах. Запишите предложения, используя имена числительные.
    5. Словарное слово – пьедестал.

    6. Для того, чтобы научиться отличать имена числительные от других частей речи, выполним задание. Прочитайте слова с числовым значением. Определите часть речи. Аргументируйте ответ. (У учащихся сигнальные карточки: названия частей речи). Имя существительное: двойник, пятак.
    7. Имя прилагательное: пятиэтажный, восьмидневный.

      Глагол: утроить, удесятерить.

      Имя числительное: шестнадцать, четыре.

    8. Независимо от выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Проблемная ситуация, направленная на поиск новых знаний и их систематизацию. Разряды имён числительных по значению.

    – На какие вопросы отвечают имена числительные? – Что обозначают имена числительные?

    Карточка №1.

    Школьники посадили девять (…………) яблонь, пятнадцать (…………..) вишен и семь (………….) кустов смородины.

    Сорок (…………) делится на пять (на ………..).

    Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый (…………) день.

    Мы живём в двадцать первом (………….) веке.

    – Прочитайте предложения. Найдите имена числительные. Докажите (поставьте вопрос).

    Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание, сильный ученик выполняет задание на доске. Коллективная проверка.

    Учащиеся по репродуктивному вопросу называют название разряда.

    – Какие имена числительные обозначают количество предметов и число?

    – Какие имена числительные обозначают порядок предметов при счёте?.

    – Вывод: “По значению имена числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые”. (Слайд № 9).

    – Учащимся предлагается определить разряд у имён числительных в данных предложениях.

    Итог: “Чем отличаются количественные имена числительные от порядковых?”

    Физминутка.

    Раз – подняться, потянуться,
    Два – согнуться, разогнуться,
    Три – в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре – руки шире,
    Пять – руками помахать,
    Шесть – на стульчик тихо сесть.

    IV. Закрепление изученного материала.

    Работа с текстом. (Текст у каждого учащегося). – Задание: прочитайте текст, найдите имена числительные, устно поставьте вопрос и определить разряд имён числительных по значению.

    Деловой человек поднял голову.

    – Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за всё время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьёзный. Третий раз… Вот он!

    Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

    Коллективная проверка с подробным комментированим. (слайд №10).

    – Активные учащиеся оцениваются, так как достаточно насыщенный этап урока позволяет проявить себя в изучении новой темы.

    V. Итог урока.

    В начале урока мы поставили с вами цели. Давайте проверим, смогли ли мы их реализовать.

    Блиц-опрос:

    1. Какую часть речь мы сегодня изучали? Дайте определение имени числительного.

    2. На какие разряды делятся имена числительные по значению?

    3. На какой вопрос отвечают количественные имена числительные?

    4. Что обозначают количественные имена числительные?

    5. На какие вопросы отвечают порядковые имена числительные?

    6. Что обозначают порядковые имена числительные?

    7. Определи разряд: тридцать, шестой, двадцать седьмой, семидневный(ловушка-активизация мыслительной деятельности), восемьсот.

    Для учащихся с ЗПР я читаю вопросы с паузами и предлагаю им про себя отвечать, пользуясь таблицей (слайд №9), далее отвечаем вслух (таблица закрывается).

    VI. Оценки за работу на уроке.

    VII. Домашнее задание.

    VIII. Рефлексия.

    Первый пьедестал. Оцени свою работу. 1 место – отлично; 2 место – хорошо; 3 место – могу лучше.

    Второй пьедестал. Моё настроение. 1 место – стало лучше; 2 место – не изменилось; 3 место – стало хуже.

    §1. Общая характеристика имени числительного

    Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи. Числительные различны по значению, грамматическим особенностям, структуре.

    1. Грамматическое значение - «число, количество, порядок при счете».
    К числительным относятся слова, отвечающие на вопросы: Сколько?, Который?

    2. Морфологические признаки:

    • постоянные- количественные/порядковые, простые/составные
    • изменяемые - падеж у всех числительных, род и число у порядковых, а также, кроме того, у отдельных числительных есть признаки, не вписывающиеся в общую схему:
      у некоторых количественных: род, например, один-одна-одно, два-две,
      число, например, один-одни, тысяча-тысячи, миллион-миллионы.

    Числительные склоняются, изменяясь по падежам, а некоторые - по падежам, числам и родам в единственном числе. На этом основании они и относятся к именам.

    3. Синтаксическая роль в предложении:

    • количественные числительные вместе с существительным, которое от них зависит, составляют единый член предложения, например:

      Три журнала лежали на столе.

      Я купил три журнала.

      Повесть была напечатана в трёх журналах.

      Количественные числительные входят в состав тех членов предложения, которыми могут быть существительные.

    • порядковые числительные бывают в предложении определением или частью составного именного сказуемого.

      Наше место в десятом ряду.

      Мальчик был третьим.

    §2. Разряд по значению

    По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.
    Количественные обозначают «число» или «количество». Число - это абстрактное математическое понятие. Количество - это количество предметов. Количественные числительные в свою очередь делятся на подразряды:

    • целые обозначают целые числа и количества в целых числах, например: пять, двадцать пять, сто двадцать пять
    • дробные обозначают дробные числа и количества, например: одна вторая, две третьих
    • собирательные выражают значение совокупности: оба, трое, семеро

    Все подразряды количественных числительных имеют свои особенности. Целые с дробными могут образовывать смешанные числительные, например: пять целых и три десятых (или: пять целых три десятых).

    Порядковые числительные обозначают порядок при счете: первый, сто первый, две тысячи одиннадцатый.

    §3. Структура числительных

    По структуре числительные делятся на простые и составные.

    • Простые числительные - это такие, которые пишутся в одно слово: три, тринадцать, триста, третий, трёхсотый
    • Составные - это числительные, составленные из нескольких слов, пишущихся раздельно: тридцать три, триста тридцать три, триста тридцать третий.

    Что каким бывает?

    • Целые количественные
    • Дробные количественные - составные.
    • Собирательные количественные - простые.
    • Порядковые числительные могут быть и простыми, и составными.

    §4. Количественные числительные. Морфологические особенности

    Целые числительные

    Целые числительные изменяются по падежам. Если это составные целые числительные, то при склонении изменяются все части. Например:

    И.п. восемьсот пять десят шесть (книг)
    Р.п. восьмисот пятидесяти шести (книг)
    Д.п. восьмистам пятидесяти шести (книгам) и т.д.

    Из примеров видно, что у производных числительных, образованных сложением основ, при склонении изменяются обе части.
    Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.

    Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.

    Один

    Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик - м.р., одна девочка - ж.р., одно государство - ср. р., одни - мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.

    Числительное два изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают).

    Тысяча, миллион, миллиард

    Эти числительные похожи на существительные. Они имеют постоянный признак рода и изменяются по числам и падежам.

    И.п. тысяча, тысячи
    Р.п. тысячи, тысяч
    Д.п. тысяче, тысячам и т.д.

    Дробные количественные числительные

    Кроме числительных полтора, полтораста , все дробные составные: первая часть - целое количественное числительное, а вторая - порядковое: две третьих, пять восьмых . При склонении изменяются обе части, например:

    И.п. пять восьмых
    Р.п. пяти восьмых
    Д.п. пяти восьмым

    Полтора
    Числительное полтора изменяется не только по падежам, но и по родам: полтора - полторы , например:

    полтора дня, полторы недели.
    (Форма ср.р. совпадает с формой м.р.)

    Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:

    одна восьмая, две третьих.

    Собирательные числительные

    Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба , у которого есть формы рода:

    оба брата, обе сестры, оба государства
    (Формы м. и ср.р. совпадают)

    §5. Порядковые числительные. Морфологические особенности

    Порядковые числительные ближе всего к относительным прилагательным. Они изменяются по числам, в единственном числе по родам и по падежам и имеют окончания как у прилагательных. В составных порядковых числительных изменяется только конечное слово, например:

    И.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый
    Р.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого
    Д.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртому и т.д.

    §6. Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными

    У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.

    В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:

    восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.

    При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные - во мн. ч.

    Два окна - пять окон, три розы - тридцать роз, четыре мальчика - сорок мальчиков.

    Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.

    Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.

    Р.п. пяти окон, трёх роз
    Д.п. пяти окнам, трём розам
    Т.п. пятью окнами, тремя розами
    П.п. (о) пяти окнах, трёх розах

    Исключение составляет числительное один . Оно во всех падежах согласуется с существительным.

    У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
    Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).

    Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба , существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.

    Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:
    первый день, седьмая неделя, восьмые сутки.

    Вспомни:

    в составных числительных изменяется только конечное слово:
    сто двадцать третьим параграфом (Т.п., ед.ч., м.р.),
    второй рукой (Т.п., ед.ч., ж.р.),
    четвёртым окном (Т.п., ед.ч., ср.р.).

    Проба сил

    Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

    Итоговый тест

    1. Какое грамматическое значение выражают числительные?

      • Число, количество, порядок при счёте
      • Признак предмета
      • Указание
    2. Какие числительные обозначают порядок при счёте и отвечают на вопрос Который ?

      • Количественные
      • Порядковые
    3. Возможно ли в русском языке сочетание целых числительных с дробными?

    4. Могут ли собирательные числительные быть составными?

    5. Изменяется ли по родам числительное оба ?

    6. Может ли числительное быть определением?

    7. Какой вид синтаксической связи у собирательного числительного в примере: Семеро козлят ждали маму. ?

      • Согласование
      • Управление
    8. В каких формах порядковые числительные согласуются с существительным в падеже?

      • Во всех
      • Во всех, кроме И.п. и В.п.
      • В И.п. и В.п.
    9. Как изменяются собирательные числительные?

      • По падежам
      • По падежам и числам
      • По падежам, числам и в единственном числе - по родам
    10. У каких числительных есть подразряды по значению?

      • У количественных
      • У порядковых

    Обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

    Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ), собирательные (оба , двое , пятеро ) и порядковые (первый , второй , сотый ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

    Количественное числительное

    Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «Скольки?» и т. п.

    Количественным числительным присущи два значения.

    1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -
      • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
      • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
    2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

    Правописание количественных числительных в русском языке

    • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3)
    • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
    • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

    Правописание числительных

    1. У числительных «пять» - «девятнадцать», а также «двадцать» и «тридцать» Ь пишется на конце, а у числительных «пятьдесят» - «восемьдесят» и «пятьсот» - «девятьсот» - в середине слова.

    2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

    3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый»).

    4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

    5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

    6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

    7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

    8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

    9. Обратите внимание: числительные «оба» (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

    10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

    Другие виды числительных

    Склонение имён числительных

    В русском языке при склонении количественных имён числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

    См. также

    Примечания

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :
    • Молотовск
    • Сарапул

    Смотреть что такое "Имя числительное" в других словарях:

      имя числительное - сущ., кол во синонимов: 1 числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      имя числительное - Часть речи, характеризующаяся: а) обозначением отвлеченных чисел или количества предметов и их порядка по счету (семантический признак); б) почти полным отсутствием категорий рода и числа и особыми формами склонения и словообразования… … Словарь лингвистических терминов

      имя числительное - Знаменательная часть речи, которая выражает всей совокупностью входящих в нее слов существующую в данном языковом обществе счетную систему, в которой каждое числительное выражает элемент этой системы – числовое понятие (число, количество… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      Имя числительное - см. Числительное …

      имя числительное - грамм. Часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счёте и изменяющаяся по падежам (количественные числительные) или по родам, падежам и числам (порядковые числительные) … Словарь многих выражений

      Числительное - Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

      ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя числительное в грамматике: слово (существительное или прилагательное), обозначающие количество или количественный признак, порядок предметов при счёте. Количественное ч. (обозначающее количество как число, напр. два … Толковый словарь Ожегова

      числительное - сущ., кол во синонимов: 1 имя числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      Имя существительное в русском языке - является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

      Числительное - знаменат. часть речи, представляющая собой непополняемый класс слов с количественно счетным знач. Обычно выделяют пять разрядов Ч.: 1) количественные, 2) собирательные, 3) порядковые, 4) дробные, 5) неопределенные. Количеств. Ч. обозначают кол во … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Книги

    • , Зикеев Анатолий Георгиевич. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.… Купить за 200 грн (только Украина)
    • Практическая грамматика на уроках русского языка. В 4-х частях. Часть 3. Деепричастие. Имя числительное. Наречие. Гриф МО РФ , Зикеев А.Г.. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры