Кабалевский композитор краткая биография для дошкольников. Автобиография

Главная / Измена жены

Дмитрий Борисович Кабалевский - замечательный композитор, общественный деятель, педагог. Его можно отнести к наиболее выдающимся деятелям советской музыкальной культуры. Биография Кабалевского - тому подтверждение.

Детство

Дмитрий Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге. Его дед был военным инженером, отец - математиком, окончившим Петербургский университет. Мать воспитывала детей. С раннего возраста у мальчика проявились разнообразные творческие способности, одной из которых была музыкальность. В семье это, конечно, поощрялось. Однако учительница музыки, с которой занимался юный Кабалевский, была слишком уж строга и не разрешала ему импровизировать. Это надолго отвратило Дмитрия от музыки. Увлеченность музыкой сменилась желанием рисовать. Желая выразить себя, Кабалевский стал заниматься в училище живописи и ваяния.

Переезд в Москву

В Москву семья Кабалевских переехала в 1918 году. Дмитрий вновь решает заняться музыкой. В музыкальной школе он стремится наверстать упущенные годы. После года занятий в школе он учился в Музыкальном техникуме имени Скрябина, в классе фортепиано директора В. Селиванова. В это же время он начал заниматься сочинением музыки. Своей активной творческой активностью он подтолкнул директора к открытию в техникуме нового отделения - композиторского. На должность преподавателя по композиции пригласили Г. Катуара - выдающегося музыкального ученого, автора трудов по гармонии и музыкальному анализу.

Начало трудовой деятельности

Жизнь после революции была очень тяжелой. Кроме учебы необходимо было заботиться и о заработке. Кабалевский пробовал заниматься различными подработками. Он работал почтальоном, рисовальщиком плакатов, тапером в кино. Затем Дмитрий начал заниматься с маленькими детьми в музыкальной школе при техникуме. Для них он пишет разнообразные инструктивные пьесы.

Учеба в Московской консерватории

В 1925 году Кабалевский начал учиться в Московской консерватории на фортепианном и композиторском факультетах, которую с отличием окончил в 1929 году у Н. Мясковского по классу композиции и в 1930-м у А. Гольденвейзера по классу специального фортепиано.

В годы учебы он много занимался общественной деятельностью, став активистом общества студентов, обучающихся композиции. Идеей этого оригинального объединения стало полное отрицание старого художественного наследия как пережитка дворянского искусства, а также призыв к созданию нового искусства, понятного и доступного для всех простых людей: рабочих, крестьян и красноармейцев. В этом новом искусстве особое место занимали хоры и массовые песни. Кабалевский много общался с людьми, бывал на фабриках, заводах, занимался с кружками самодеятельности. Все это время он не прекращал работу с детьми. Он постоянно пишет для них детскую музыку.

К окончанию учебы в консерватории у Кабалевского появляется Первый концерт для фортепиано с оркестром и струнный квартет.

В 30-е годы композитор много работает в различных жанрах. Он становится автором трех симфоний, музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям.

Работа в Московской консерватории

В 1932 году помимо работы с детьми Кабалевский был преподавателем в Московской консерватории. Им была получена ученая степень кандидата искусствоведения без защиты диссертации в 1935 году, а в 1939 году он был уже профессором. В 1940 году он стал членом единственной в стране, правящей Коммунистической партии.

Уральская консерватория

В период Великой Отечественной войны Дмитрий Борисович был эвакуирован с Союзом композиторов. Он жил в Свердловске и преподавал в Уральской консерватории. Там он много занимался общественной работой по организации концертов и бесед о музыке и искусстве в профессионально-технических училищах. В 1942 году многократно ездил в действующую армию. Под впечатлением от военных событий он написал песни на слова Е. Долматовского. В это время была задумана сюита «Народные мстители», написанная для смешанного хора и симфонического оркестра.

Побывав осенью 1943 года в блокадном Ленинграде, он по возвращению начал работу над «24 прелюдиями для фортепиано» — циклом пьес, каждая из которых основана на народной мелодии, оригинально переработанной автором. Этот цикл был законен осенью 1944 года, а исполнен Я. Флиером уже в послевоенные годы.

Военная тематика еще долго используется композитором. В послевоенное время была написана опера «Семья Тараса», в основе которой лежит повесть Б. Горбатова «Непокоренные». Произведения Кабалевского этого периода насыщены образами военных лет, они присутствуют и во Втором струнном квартете, Второй и Третьей фортепианных сонатах, некоторых песнях.

Произведения для детей

Все это время Кабалевский продолжает работу над детскими произведениями (24 легкие фортепианные пьесы, «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «4 песни-шутки» на стихи С. Михалкова). В 1948 году был написан первый из них — для скрипки с оркестром, который он посвятил молодежи. Это стало одним из самых удачных сочинений композитора. В 1949 году был завершен Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году - фортепианный концерт, который основывался на детских, пионерских песнях и был рассчитан на исполнение школьниками. Средняя часть этого концерта строится на интонации популярной песни Кабалевского «Наш край».

В 1955 году создан вокальный цикл «10 сонетов Шекспира» — сочинение, которое Кабалевский долго планировал. Еще одним обращением к поэзии Шекспира стала музыка к спектаклю «Ромео и Джульетта». Впоследствии композитор сделал сюиту из этой музыки.

Сочинения 50-х годов

В 1955 году была написана и состоялась премьера оперы «Никита Вершинин». В следующем году была создана Четвертая симфония. В 1957 год Кабалевским написаны два крупных сочинения — кантата «Песни утра, весны и мира», посвященная теме борьбы за мир, и оперетта «Весна поет», в которой продолжается тема молодости, которая была очень любима композитором.

Кабалевский - композитор много работал над музыкой к кинофильмам, среди которых «Академик Иван Павлов», «Первоклассница», «Вихри враждебные», «Вольница», «Мусоргский», «Хождение по мукам» по роману А. Толстого.

В 1962 году Кабалевский написал Реквием на стихи Роберта Рождественского, посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне. Это произведение было написано в традициях советского атеистического реквиема, который не только не содержал богослужебных текстов, но и прославлял борцов за коммунизм.

«Детская тема»

На протяжении всех этих лет Дмитрий Борисович Кабалевский не прерывал «детскую тему». Несмотря на то, что он уже не занимался преподавательской работой, композитор писал инструктивные пьесы. В эти годы Кабалевский возглавляет некоторые международные общества и комиссии, специализирующиеся на эстетическом воспитании молодежи. Им написано множество статей о молодежи, он проводит лекции, беседы в концертных залах и по телевидению. Кабалевский встречается с юными исполнителями и слушателями, систематически посещает крымский пионерский лагерь «Артек», а также другие пионерские лагеря, там проходят его встречи с ребятами у пионерских костров.

В 60-е годы в Куйбышеве появился конкурс юных пианистов, которому Дмитрий Кабалевский дал свое имя. На первых его проведениях он считает необходимым свое присутствие. Кроме того, он специально для него пишет музыку, участвует в качестве дирижера в гала-концертах лауреатов.

Деятельность Кабалевского в 60-70-х годах

В эти же годы Кабалевский - композитор - перерабатывает свою оперу «Кола Брюньон». А несколько позднее в Пермском оперном театре остоялась премьера еще одной оперы - «Сестры», в основе которой - повесть И. Лаврова «Встреча с чудом». Биография Кабалевского этого периода связана с городом Пермь, так как именно там он много лет избран депутатом в одну из палат Верховного Совета СССР - Совет национальностей, в котором заседали выдающиеся представители советской культуры и искусства. На этой должности Кабалевский активно выполняет свои обязательства перед народом. В 1970 году Кабалевский - председатель парламентской группы СССР, а с 1979 по 1984 год — заместитель председателя Совета Национальностей.

Никто другой из его современников - деятелей культуры - не пользовался таким доверием со стороны всемогущей советской власти. В отличие от С. Прокофьева и Д. Шостаковича, на долю которых выпали издевательства и гонения со стороны власти, музыку Д. Кабалевского принимали восторженно. Полученные Кабалевским награды и звания - свидетельство тому. Более того, он был включен в состав тех людей, которые определяли государственную политику в области культуры и искусства.

Творчество Кабалевского периода 70-80 годов уже не так многообразно - много времени и сил композитора уходят на общественную работу. К сочинениям этих относятся «Пражский» фортепианный концерт, кантата «О родной земле», вокальный цикл «Время», состоящий из шести романсов на стихи Маршака.

С 1960 года Кабалевский - активный деятель Интернационального общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), а в последние годы он был членом Совета директоров. Дмитрий Борисович был на конгрессах ИСМЕ в Токио, Париже, Будапеште, Стокгольме, Варшаве, Дижоне, Интерлохене (США), Монтре (Швейцария), Перте (Австралия). На всех конгрессах он обязательно выступает с докладами, речами, сообщениями.

Неожиданно в 1973 году в биографии Кабалевского появляется новое занятие: он стал преподавать музыку в общеобразовательной школе. Это своеобразная творческая лаборатория для создания новой программы занятий музыкой, в которой он ведет один класс в течение 7 лет, разрабатывая положения программы.

Личная жизнь композитора

О Дмитрие Борисовиче Кабалевском много пишут в прессе. Он рассказывает авторам о своем творчестве, общественной деятельности. Но личная жизнь композитора - это закрытая информация. Известно лишь, что он рано женился. Эдварда Иосифовна Блюман - преподаватель английского языка, переводчик художественной литературы - женщина, на которой женился Кабалевский. К сожалению, семья просуществовала совсем недолго. От этого брака у него появился сын Юрий Дмитриевич.

Второй брак стал более удачным. С Ларисой Павловной, второй женой, композитор прожил всю жизнь. У него родилась дочь Мария, которая впоследствии возглавила Музыкальный культурно-образовательный центр имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Кабалевский много ездит по стране и за рубеж. Его основная деятельность теперь направлена на продвижение программы музыкально-эстетического воспитания, которую не принимает Академия педагогических наук. К этому времени он является одним из руководителей Союза композиторов СССР. Большие надежды композитор возлагает на объявленную М. Горбачевым перестройку, он пишет статьи на эту тему.

В феврале 1987 года в Москве велась подготовка международного форума «За безъядерный мир, за выживание человечества». По просьбе руководства страны Кабалевский должен был принять в нем участие. После его открытия, где он встретился со многими известными людьми, композитор возвращался домой, и внезапно смерть настигла его. Похороны Кабалевского отличались официальностью и торжественностью, соответственно его статусу выдающегося композитора и общественного деятеля советского государства.

Биография Кабалевского - это биография творческого человека, который был принят и признан правящей властью. Имя композитора было увековечено советской властью: в некоторых городах СССР (Ростове-на-Дону, Чайковском и других) появилась улица Кабалевского.

  • Семья Тараса, соч. 47 (по повести «Непокорённые» Б. Л. Горбатова , либретто С. А. Ценина , 1950, ЛАТОБ имени С. М. Кирова),
  • Никита Вершинин, соч. 53 (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова , либретто С. А. Ценина , 1955, Большой театр),
  • Сёстры, соч. 83 (по повести «Встреча с чудом» И. М. Лаврова , 1969, Пермский театр оперы и балета);
  • Оперетты

    • Весна поёт, соч. 58 (1957, МТО).

    Балеты

    • Золотые колосья, соч. 28 (либретто В. Помещикова и А. Ермолаева по мотивам кинофильма «Трактористы », 1939-1940). Не окончен.

    Для симфонического оркестра и хора

    • Поэма борьбы, соч. 12 (1931)
    • Музыка к радиокомпозиции «Галицийская жакерия» для оркестра, хора и солистов, соч. 15 (1931)
    • «Парад молодости». Музыкальное представление для детского хора и оркестра, соч. 31 (1941)
    • Вокальные монологи для голоса с оркестром, соч. 33 (1941)
    • Родина великая, соч. 35 (кантата, слова разных поэтов, 1942)
    • Народные мстители, соч. 36 (сюита, 1942)
    • Песня утра, весны и мира, соч. 57 (кантата, 1958)
    • Ленинцы, соч. 63 (кантата, 1959)
    • Реквием, соч. 72 («Посвящается тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», слова Р. И. Рождественского , 1962)
    • О родной земле, соч. 82 (кантата, 1965)

    Для симфонического оркестра

    • 4 симфонии (cis-moll, соч. 18 - 1932; c-moll, соч. 19 - 1934; b-moll «Реквием» для оркестра и хора, соч. 22 - 1933; c-moll, соч. 54 - 1956)
    • 4 концерта для фортепиано с оркестром (соч. 9 - 1928; соч. 23 - 1935; соч. 50 - 1952; соч. 99 - 1979)
    • Концерт для скрипки с оркестром, соч. 48 (1948)
    • 2 концерта для виолончели с оркестром (соч. 49 - 1949; соч. 77 - 1964)
    • Походный марш для духового оркестра (1932)
    • Сюита из оперы «Кола Брюньон», соч. 24а (1941)
    • Сюита «Комедианты», соч. 26 (на основе музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» М. Даниэля, 1938-1940)
    • Сюита из балета «Золотые колосья», соч. 28а (1940)
    • «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра, соч. 56 (1956)
    • «Патетическая увертюра» для большого симфонического оркестра, соч. 64 (1960)
    • Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)
    • Рапсодия на тему песни «Школьные годы» для фортепиано с оркестром, соч. 75 (1963)
    • «Памяти героев Горловки» - симфоническое посвящение es-moll, соч. 78 (1965)
    • Симфоническая поэма «К Вечному огню в Брянске», соч. 85 (1968)
    • «Героям Революции 1905 года» для духового оркестра, соч. 95 (1974)
    • Фанфары ИСМЕ для симфонического оркестра, соч. 96 (1974)

    Камерно-инструментальные произведения

    • 2 струнных квартета (a-moll, соч. 8 - 1928; g-moll, соч. 44 - 1945)
    Скрипка
    • Импровизация для скрипки и фортепиано, соч. 21 (из музыки к фильму «Петербургская ночь», 1934)
    • Рондо для скрипки и фортепиано, соч. 69 (для 2-го Международного конкурса им. Чайковского, 1961)
    • Пьесы для скрипки и фортепиано, соч. 80 (1965)
    Виолончель
    • Две пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 2 (1927)
    • Мажорно-минорные этюды для виолончели соло, соч. 68 (1961)
    • Соната для виолончели и фортепиано B-dur, соч. 71 (1962)
    • Рондо для виолончели и фортепиано «Памяти Сергея Прокофьева», соч. 79 (1965)
    • Два концерта для виолончели с оркестром

    Для фортепиано

    • 3 прелюдии, соч. 1 (1925)
    • Сборник детских пьес, соч. 3 (1927-1940)
    • 4 прелюдии, соч. 5 (1927-1928)
    • 3 сонаты (соч. 6 - 1927; соч. 45 - 1945; соч. 46 - 1946)
    • 2 сонатины (соч. 13 № 1 - 1930, соч. 13 № 2 - 1933)
    • «Из пионерской жизни», пьесы для фортепиано, соч. 14 (1931)
    • 4 прелюдии, соч. 20 (1934)
    • 30 детских пьес, соч. 27 (1938)
    • 3 пьесы, соч. 30 (1939)
    • 24 прелюдии, соч. 38 (1944)
    • 24 лёгкие пьесы, соч. 39 (1944)
    • Лёгкие вариации, соч. 40 (1944)
    • Лёгкие вариации, соч. 51 (1952)
    • Рондо a-moll (для 1-го Международного конкурса им. Чайковского , 1958)
    • 4 лёгких рондо, соч. 60 (1958)
    • 6 прелюдий и фуг, соч. 61 (1959)
    • Весенние танцы, соч. 81 (1965)
    • Речитатив и рондо, соч. 84 (1967)
    • «В пионерском лагере», 6 пьес для фортепиано, соч. 3/86 (1927-1968)
    • Вариации на народные темы, соч. 87 (1976)
    • 6 пьес, соч. 88 (1971)
    • 35 лёгких пьес, соч. 89 (1974)
    • Лирические напевы, соч. 93 (1971)

    Для голоса и фортепиано

    • 10 сонетов Шекспира, соч. 52 (1953-1955, перевод С. Я. Маршака)
    • 3 восьмистишия Р. Гамзатова, соч. 74 (1963, перевод Н. Гребнева)
    • 5 романсов на слова Р. Гамзатова, соч. 76 (1963-1964, перевод Н. Гребнева)

    Песни

    • 7 весёлых песен (слова С. Я. Маршака , 1945)
    • 4 песни-шутки (слова С. Я. Маршака и С. В. Михалкова , 1945)
    • Четвёрка дружная ребят (слова С. Я. Маршака)
    • Наш край (То берёзка, то рябина…) (слова А. Пришельца)
    • Пионерское звено (слова О. И. Высотской)
    • Про вожатую (слова О. И. Высотской)
    • Школьные годы (слова Е. А. Долматовского)
    • Спокойной ночи, «Артек» (слова В. И. Викторова)
    • Часовые стоят (слова волгоградского школьника В. Шляхова)
    • Не только мальчишки (слова В. И. Викторова)
    • Счастье (слова О. И. Высотской)
    • Артековский вальс (слова В. И. Викторова) и др.

    Музыка к драматическим спектаклям

    • «Земля и небо» братьев Тур (1932, МХАТ 2-й),
    • «Мстислав Удалой» И. Л. Прута (1932, ЦТКА, Москва),
    • «Шутники» А. Н. Островского (1933, там же),
    • «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (1934, там же),
    • «Дорога цветов» Катаева (1934, театр имени Е. Б. Вахтангова),
    • "«Слава» В. М. Гусева (1936, ЦТКА),
    • «Весёлый портняжка» (1935, ЦКТ),
    • «Мера за меру» Шекспира (1938, театр имени Е. Б. Вахтангова),
    • «Чёртов мост» А. Н. Толстого (1939, Московский театр Сатиры),
    • «Школа злословия» Р. Шеридана (1939, МХАТ),
    • «Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Московский Камерный театр),
    • «Севильский цирюльник» Бомарше (1940, МАДТ имени Моссовета)
    • «Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ),
    • «Ромео и Джульетта » Шекспира (1956, театр имени Е. Б. Вахтангова)

    Музыка к кинофильмам

    • Зори Парижа (1936) (совместно с

    Кабалевский - русский советский композитор, музыкальный писатель и общественный деятель. В негласной музыкальной иерархии страны он занимал четвертое место - сразу после крупнейших советских композиторов того времени Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, был лауреатом многих Сталинских и Ленинской премий, кавалером высших орденов страны - ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, Героем Социалистического Труда, академиком, депутатом Верховного Совета СССР.

    Кабалевский работал во многих жанрах. Им написаны оперы «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси»), «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «Сестры»; оперетта «Весна поет», Реквием на стихи Р. Рождественского, 4 симфонии, 3 концерта для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, 2 концерта для виолончели с оркестром, огромное количество инструментальных, чаще всего - фортепианных пьес, в том числе инструктивных, романсов и песен для детей. Его музыка отличается хорошим вкусом, профессиональным мастерством,национальным колоритом, преимущественным обращением к традиционным для XIX века средствам выразительности.

    Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета, мать, посвятившая свою жизнь семье, детям - прирожденным педагогом, воспитателем. С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одаренность, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. Вместо этого появилось желание рисовать, стремление к выражению себя в живописных и пластических образах, настолько сильное, что через несколько лет оно привело юношу в училище живописи и ваяния.

    В 1918 году семья переехала в Москву. Именно там, когда ему исполнилось 14 лет, Кабалевский, по его собственному выражению, «взял второй музыкальный старт», теперь не по желанию родителей, не потому, что так было принято в семьях их круга, а по непреодолимому душевному влечению. Он поступил в музыкальную школу, где напряженным трудом стал наверстывать упущенные годы. Через год его приняли в Музыкальный техникум имени Скрябина, в класс фортепиано директора - В. Селиванова. Одновременно он стал заниматься сочинением, принося своему педагогу все новые и новые опусы, и тем самым вынудил директора открыть в техникуме новое - композиторское - отделение. Преподавать композицию был приглашен видный музыкальный ученый, автор трудов по музыкальному анализу и гармонии Г. Катуар. Жизнь в те годы, после большевистского переворота, была крайне тяжелой. Приходилось думать не только о занятиях, но и о заработках. Юноша перепробовал множество занятий: рисовал плакаты, служил почтальоном, был тапером в кино и, наконец, стал заниматься с малышами в открытой при техникуме музыкальной школе. Так он пришел к детям, с которыми остался связанным до конца дней. Появились первые инструктивные пьесы.

    В 1925 году Кабалевский поступил в Московскую консерваторию на фортепианный и композиторский факультеты и окончил ее в 1929 году по классу композиции Н. Мясковского и в 1930-м по классу специального фортепиано А. Гольденвейзера.

    За годы пребывания в консерватории юноша показал себя активным общественным деятелем. Он принял горячее участие в работе так называемого Проколла - производственного коллектива студентов-композиторов, которые отрицательно относились к старому художественному наследию, считая его отжившим дворянским искусством, и призывали к созданию нового, понятного рабочим, крестьянам и красноармейцам. Основное внимание уделялось хорам, массовым песням. Кабалевский бывал на заводах, фабриках, в воинских частях, занимался с кружками самодеятельности, при этом продолжал работать с детьми и писать для них. К окончанию консерватории им были написаны струнный квартет и Первый концерт для фортепиано с оркестром.

    На протяжении 30-х годов появляются сочинения в разных жанрах - «Поэма борьбы» на слова пролетарского поэта А. Жарова, три симфонии, из которых Первая посвящена «15-летию Великой Октябрьской революции», а Третья - Реквием памяти Ленина. Он пишет музыку к нескольким фильмам. Наиболее интересной и потом широко зазвучавшей по всей стране стала музыка к комедии «Антон Иванович сердится», в которой снялся знаменитый тенор С. Лемешев. Создается и много музыки к драматическим спектаклям, что стало подступом к самому значительному произведению предвоенных лет - опере «Мастер из Кламси» («Кола Брюньон») по повести Ромена Роллана.

    Одновременно с сочинением все эти годы Кабалевский занимался педагогикой, и не только детской: с 1932 года он стал преподавать в Московской консерватории, в 1935 году без защиты диссертации получил ученую степень кандидата искусствоведения, в 1939 году стал профессором. В 1940 году он вступил в единственную в стране правящую Коммунистическую партию.

    После начала Великой Отечественной войны, как и многие другие столичные учреждения, Союз композиторов был эвакуирован. Кабалевский вместе с ним оказался в Свердловске (раньше и ныне - Екатеринбург). Там он преподавал в Уральской консерватории, организовывал концерты и беседы об искусстве в ремесленных училищах. В 1942 году музыкант несколько раз ездил в действующую армию. Вместе с поэтом Е. Долматовским он писал песни, задумал сюиту «Народные мстители» для смешанного хора и симфонического оркестра - о партизанах, действовавших в тылу врага, оперу «В огне». Осенью 1943 года Кабалевский побывал в осажденном Ленинграде, а вернувшись оттуда приступил к созданию одного из лучших своих сочинений. Этим сочинением стали «24 прелюдии для фортепиано» - цикл небольших пьес, в основе каждой из которых лежит народная мелодия, по-своему оригинально претворенная автором. Законченные осенью 1944 года, они впервые были исполнены Я. Флиером уже после окончания войны. «Более четверти века я исполняю его 24 прелюдии, - вспоминал пианист. - Я выступал с ними у нас, в Японии, в Америке и в большинстве стран Европы. ... Ряд крупных музыкантов обратился к ним, их включили в свой репертуар Горовиц, Смит, Магалов и другие. ... Это не обработка песен. Это совершенно новое, оригинальное, очень органичное произведение, цикл, в котором каждая из двадцати четырех его частей в то же время имеет самостоятельное значение. В каждой прелюдии - свой смысл, свое настроение, своя образность. В целом - это одно из наиболее глубоких и мастерски сделанных сочинений Кабалевского».

    Темы и замыслы, связанные с военной тематикой, еще долго не оставляют композитора. Образами и событиями минувших грозных лет навеян Второй струнный квартет, некоторые из песен, Вторая и Третья фортепианные сонаты, наконец - опера «Семья Тараса» по повести Б. Горбатова «Непокоренные», создававшаяся на протяжении 1946-1950 годов.

    Все эти годы продолжается работа над произведениями для детей. В 1944 году появляется сборник из 24-х легких фортепианных пьес, затем «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «Четыре песни-шутки» на стихи С. Михалкова. В конце 40-х годов у композитора возник замысел создания триады инструментальных концертов для юных исполнителей. В 1948 году появился первый из них - для скрипки с оркестром, с посвящением молодежи, - также одно из самых удачных его сочинений. Задуманный как скромный педагогический опус, концерт широко зазвучал в исполнении многих музыкантов-мастеров, получил международное признание. В начале 1949 года был написан следующий - Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году закончен последний из триады - Фортепианный концерт, основанный на интонациях детских, пионерских песен, рассчитанный на исполнение школьниками.1955 год приносит вокальный цикл «10 сонетов Шекспира» - произведение, о котором композитор мечтал много лет, не решаясь прикоснуться к великой поэзии; для московского Театра имени Вахтангова Кабалевский пишет музыку к спектаклю «Ромео и Джульетта» - так происходит еще одна встреча с Шекспиром. Из нее автор составил сюиту - «Музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра». В конце того же года состоялась премьера новой оперы Кабалевского «Никита Вершинин» по пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» из времен гражданской войны на Дальнем Востоке. В следующем году появляется Четвертая симфония; 1957 год приносит два крупных произведения - кантату «Песни утра, весны и мира», посвященную популярной в те годы жесткого противостояния двух систем теме борьбы за мир, и оперетту «Весна поет», продолжающую тему молодости в творчестве Кабалевского.

    Много работает композитор в кино. «Первоклассница», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Вихри враждебные», «Вольница» - эти разные фильмы разных режиссеров одинаково профессионально «озвучены» Кабалевским. А в течение 1956-1959 годов он создает самую значительную из своих киноработ - музыку к трилогии «Хождение по мукам» по роману А. Толстого. На основе музыки к первой части трилогии - «Сестры» - позднее были написаны полная драматического накала Патетическая увертюра и симфоническая поэма «Весна», вобравшая в себя лирические, светлые образы киномузыки.

    В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры. В советской музыке это не первое сочинение такого плана- еще в середине 30-х годов появился первый атеистический, не только не основанный на богослужебных текстах, но прославляющий борца за коммунизм Реквием памяти Кирова М. Юдина, затем, в 1946 году, - Реквием памяти павших героев Ю. Левитина. Так что Кабалевский лишь продолжил традицию советского атеистического реквиема. Однако его сочинение стало наиболее популярным в этом ряду. Вслед за Реквиемом появилось еще несколько сочинений, которые исследователями творчества композитора названы «спутниками Реквиема» - это траурная музыка к многочисленным памятникам павшим в боях, поставленным после великой войны в разных городах: Горловке, Брянске, Анапе, Волгограде (Сталинграде), Полоцке, Твери (тогда - Калинине), Артемовске и др.

    Все эти годы в жизни Кабалевского продолжается «детская тема». Он давно уже не преподает, хотя продолжает писать инструктивные пьесы. Его работа теперь идет в другом русле: он председатель комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества, почетный президент Международного общества по музыкальному воспитанию детей и юношества. Он пишет статьи, посвященные молодым, ведет беседы, как в концертных залах, так и с экрана телевизора. Встречается с юными слушателями и исполнителями у пионерских костров: регулярно ездит в крупнейший в стране, показательный международный пионерский лагерь Артек в Крыму, в другие, менее известные, но также престижные лагеря. Наконец, пишет книгу «Про трех китов и про многое другое» - о песне, танце и марше, которые считает «тремя китами» музыки, о связи разных видов искусств. Обширна его переписка с детьми и их родителями, посвященная их музыкальным, и не только музыкальным проблемам. Наконец, в начале 60-х годов он дает свое имя конкурсу юных пианистов Поволжья, который зародился в Куйбышеве (Самаре) и стал традиционным, дожив до конца XX столетия. На первых конкурсах композитор неизменно присутствует, специально для них создает новые произведения, участвует в концертах лауреатов в качестве дирижера.

    В конце 60-х годов композитор возвращается к опере своей молодости, которой теперь возвращено ее настоящее имя - перерабатывает «Кола Брюньон». Премьера второй редакции состоялась в начале 1968 года в Ленинградском Малом оперном театре. А через год в оперном театре Перми состоялась еще одна премьера - оперы «Сестры» по повести И. Лаврова «Встреча с чудом». Пермский спектакль - это не случайно. Композитора с этим городом связывает его общественная деятельность. Именно в Перми он в течение многих лет избирается в депутаты одной из палат Верховного Совета СССР - Совета национальностей (в нем, по выработанному в годы советской власти статусу, заседают самые крупные представители искусства и культуры). И надо отдать ему должное: Кабалевский делает очень много для своих избирателей, за что они платят ему искренней любовью. С 1970 года композитор становится председателем парламентской группы СССР, а с 1979 по 1984 год - заместителем председателя Совета Национальностей. Такого доверия со стороны всесильной власти не имел никто другой из деятелей культуры.

    1970-1980-е годы приносят «Пражский» фортепианный концерт, кантату «О родной земле», вокальный цикл «Время» - шесть романсов на стихи Маршака, - созданные произведения можно перечислить по пальцам, так как все больше времени уходит на другие дела. Наряду с депутатскими это деятельность в ИСМЕ - Интернациональном обществе по музыкальному воспитанию, - в котором Кабалевский принимает участие с 1960 года, а в последние годы выступает в качестве члена Совета директоров. Композитор был на конгрессах ИСМЕ в Париже, Токио, Будапеште, Интерлохене (США), Дижоне, Стокгольме, Перте (Австралия), Монтрё (Швейцария), Варшаве. Везде он выступает с сообщениями, докладами, речами.

    Есть у него и еще одно, совершенно неожиданное занятие: в 1973 году он становится учителем музыки в общеобразовательной школе и ведет свой единственный класс с первого по седьмой, создавая новую программу музыкальных занятий в собственной лаборатории, где ему помогают энтузиасты. Кажется, что Кабалевский - человек абсолютно ясный: открытый, доброжелательный, демократичный. Однако в личной жизни он очень закрыт. В 70-80-е годы о нем появляется много книг, к нему обращаются авторы за теми или иными сведениями, но никогда композитор не говорит ни о чем, кроме как о творчестве и другой разнообразной деятельности. О нем известно очень немногое: довольно рано женился, но брак, от которого остался сын, был недолгим. На всю жизнь он соединился со второй женой, Ларисой Павловной, которая стала его другом, помощницей, матерью любимой дочери Марии. Даже с теми, кого он сам избирал в качестве своих биографов, Кабалевский не был откровенным. Он сумел в несвободной стране добиться максимальной свободы для себя. Кто знает, чем он пожертвовал, что делал для этого. Во всяком случае его, человека того же происхождения и воспитания, что и Прокофьев, и Шостакович, не коснулись выпавшие на их долю, как и на долю многих музыкантов меньшего ранга, гонения и издевательства. Напротив, он всегда был среди тех, кто определял художественную политику. «Кабалевский - магнит, который притягивает к себе, Кабалевский - полюс, который концентрирует вокруг себя», - так писал о нем один из его помощников по «детским делам». Но подчеркивал при этом, что Кабалевский был «трудным» человеком, и работать с ним было не просто.

    Последние годы проходили сложно: кипучая деятельность, часто связанная с поездками, как по стране, так и за рубеж, чередуется с долгим пребыванием в больницах и санаториях. Основные силы теперь композитор вкладывает в продвижение своего любимого детища - программы по музыкально- эстетическому воспитанию, которая встречает упорное сопротивление Академии педагогических наук. Много надежд возлагает Кабалевский на объявленную новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым перестройку: одна из его статей, посвященная изнурительной борьбе с НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, даже названа «О перестройке с оптимизмом, но без прикрас». О том же композитор не устает говорить в Союзе композиторов СССР, одним из руководителей которого уже давно являлся.

    В начале 1987 года в Москве собрался международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества». Руководство страны просило Кабалевского непременно принять в нем участие - таким международным авторитетом он обладал. И композитор отменил из-за этого намеченные поездки. 14 февраля он был на открытии форума, встретился со многими знакомыми из разных стран мира. На пути домой в машине разговаривал с шофером, но внезапно умолк. Шофер оглянулся, остановил машину: сердце его пассажиру билось. Так ушел из жизни, словно на лету, в кипении дел, этот человек - в Москве 14 февраля 1987 года. Его хороны были торжественными и официальными, как и полагалось при советской власти по статусу крупнейшего композитора и общественного деятеля.

    Л. Михеева

    Сочинения: оперы - Кола Брюньон (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленингр. Малый оперный театр; 2-я ред. 1968, пост. 1970, Ленингр. Малый театр оперы и балета, одноврем. в театре «Эстония», Таллин), В огне (Под Москвой, 1943, Большой театр), Семья Тараса (по повести «Непокорённые» Горбатова, 1950, Ленингр. театр оперы и балета им. Кирова), Никита Вершинин (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1955, Большой театр), Сёстры (по повести «Встреча с чудом» Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балета); балет - Золотые колосья (1940, не оконч.); оперетта - Весна поёт (1957, Моск. театр оперетты); для симф. орк. и хора - Поэма борьбы (1930), Родина великая (кантата, сл. разных поэтов, 1942), Народные мстители (сюита, 1942), Песня утра, весны и мира (кантата, 1958), Ленинцы (кантата, 1959), Реквием (посв. «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», сл. Р. И. Рождественского, 1962), О родной земле (кантата, 1965); для орк. - 4 симфонии (cis-moll - 1932, c-moll - 1934, b-moll - Реквием памяти Ленина для оркестра и хора - 1933, c-moll - 1956); сюиты - из оперы Кола Брюньон (1941), Комедианты (из музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» Даниэля, 1946), Ромео и Джульетта (муз. зарисовки, 1956); симф. поэма Весна (1960), Патетическая увертюра (I960); для фп. с орк. - 3 концерта (1929, 1936, 1952), рапсодия на тему песни «Школьные годы» (1964), концерт для скр. с орк. (1948); для влч. с орк. - 2 концерта (1949, 1964); камерно-инстр. произв. - 2 струн. квартета (1928, 1945); для фп. (всего ок. 150), в т.ч. - 3 сонаты (1928, 1947, 1948), 2 сонатины (1932, 1934), 24 прелюдии (1945), рондо (для 1-гоМеждунар. конкурса им. Чайковского, 1958), Из пионерской жизни (5 детских пьес, 1931), 30 детских пьес (1938), 24 лёгкие пьесы для детей (1944), 4 рондо (1958), 6 прелюдий и фуг (1959) и др.; для скр. и фп. - Импровизация (из музыки к фильму «Петербургская ночь»), рондо (для 2-го Междунар. конкурса им. Чайковского, 1962), 20 лёгких пьес для скр. и фп. (1965); для влч. и фп. - соната; для голоса с фп. - 10 сонетов Шекспира (1955, пер. С. Я. Маршака), романсы на сл. Р. Гамзатова и др.; песни - 7 весёлых песен (сл. С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (сл. С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945), Четвёрка дружная ребят (сл. С. Я. Маршака), Наш край (сл. А. Пришельца), Пионерское звено (сл. О. И. Высоцкой), Про вожатую (сл. О. И. Высоцкой), Школьные годы (сл. Е. А. Долматовского), Спокойной ночи (сл. В. И. Викторова), Часовые стоят (сл. В. Шляхова), Не только мальчишки (сл. В. И. Викторова), Счастье (сл. О. И. Высоцкой), Артековский вальс (сл. В. И. Викторова) и др.; музыка к драм. спектаклям (15) - «Земля и небо» бр. Тур (1932, МХАТ 2-й), «Мстислав удалой» Прута (1932, Центр. театр Красной Армии, Москва), «Шутники» Островского (1933, там же), «Гибель эскадры» Корнейчука (1934, там же), «Дорога цветов» Катаева (1934, Т-р им. Вахтангова), «Слава» Гусева (1936, Центр. театр Красной Армии), «Весёлый портняжка» (1935, Центр. кукольный театр), «Мера за меру» Шекспира (1940, Т-р им. Вахтангова), «Чёртов мост» А. Толстого (1939, Моск. театр Сатиры), «Школа злословия» Шеридана (1939, МХАТ), «Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Моск. Камерный театр), «Севильский цирюльник» Бомарше (1940, Моск. театр им. Ленсовета), «Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ), «Ромео и Джульетта» Шекспира (1956, Т-р им. Вахтангова); музыка для кино - «Петербургская ночь» (1933), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1938), «Антон Иванович сердится» (1941), «Первоклассница» (1946, совместно с М. П. Зивом), «Сёстры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959) и др.; музыка к радиопостановкам. Лит. соч.: Б. В. Асафьев, М., 1954; Избранные статьи о музыке, М., 1963; Из воспоминаний разных лет, «СМ», 1964, No 12; Про трех китов и про многое другое (книжка о музыке), М., 1970; Прекрасное пробуждает доброе, М., 1973.

    Родился 30 декабря 1904 г. в Ленинграде (Петербурге) в семье служащего. В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву. Отец работал (в ЦСУ, в Госстрахе), умер в 1939 г., мать - домохозяйка, умерла в 1958 г.

    Учился до переезда в Москву - в 3-классном городском училище и в 1-й Петроградской классической гимназии. В Москве окончил 35 сов. школу II ступени (1922 г.), учился в 3-й музыкальной школе и музыкальном техникуме имени Скрябина (окончил в 1925 г.). В 1925 г. поступил в Московскую государственную консерваторию (окончил по композиции у профессора Н. Я. Мясковского в 1929 г. и по классу фортепиано у профессора А. Б. Гольденвейзера в 1930 г.). Был занесён на золотую доску.

    Первые изданные сочинения и музыкально-критические заметки относятся к 1927-28 гг. С 1925 г. начал педагогическую деятельность (в муз. техникуме им. Скрябина). С 1932 г. по 1939 г. - профессор (по классу композиции).

    Самостоятельную работу начал в 1922 г. (аккомпаниатор, секретарь и управделами муз. техникума им. Скрябина). Позже, помимо педагогической работы, в разные годы: был концертмейстером в Центральном детском театре; редактором, зав. детской редакцией в Музгизе; редактором в Радиокомитете; ответственным редактором журнала «Советская музыка» (1940-1947 гг.); начальником Управления художественного вещания. Член комитета Всесоюзного радиокомитета (1943-1945 гг.); заведующим сектором музыки в Институте истории искусств Академии наук СССР. В 1932-1948 гг. был членом Правления и Оргкомитета, с 1952 г. по н/время - секретарь правления Союза композиторов СССР. В 1973 г. организовал Лабораторию музыкального образования (в НИИ школ МП РСФСР) и руководил ею до 1983 г.; результат этой работы - новая программа по музыке для общеобразовательной школы, утвержденная МП РСФСР, одобренная Президиумом Академии педагогических наук, ПМ СССР, Секретариатом СК СССР; с 1983 г. продолжаю участвовать в работе лаборатории в качестве профессора-консультанта. С 1956 г. по н/время - член Коллегии Министерства культуры СССР; с 1982 г. - главный редактор журнала «Музыка в школе».

    В годы Великой Отечественной войны с середины октября 1941 г. до января 1942 г. был эвакуирован с Союзом композиторов в Свердловск (вел занятия в консерватории и был инструктором Обкома ВЛКСМ по работе с учащимися ПТУ); в январе-феврале 1942 г. по командировке ПУРККА был на Юго-Западном фронте; в 1943 г. по командировке ВРК был в Ленинграде.

    Начиная с 1945 г., неоднократно был за границей: Австрия, Австралия, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Канада, Китай, Мексика, Польша, Румыния, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швеция, Швейцария, Япония.

    С 1951 г. - член Советского комитета защиты мира; с 1955 по 1959 гг. был членом Всемирного совета мира; с 1964 по 1970 гг. - вице-президент, с 1970 по 1972 гг. - член совета директоров. С 1972 г. - почетный Президент ИСМЕ (Международное общество по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО); в 1959 году был избран почётным профессором консерватории в Мехико (Мексика), в 1969 году - избран почётным членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств (ГДР); почётный член Международного музыкального Совета при ЮНЕСКО (ММС), почётный член Международного общества имени Кодая (Венгрия).

    С 1966 г. - депутат Верховного Совета СССР (VII, VIII, IX, X, XI созывов) от Пермского избирательного округа № 23 (Совет Национальностей); с 1970-1979 гг. - член постоянной комиссии по делам молодёжи; с 1974-1979 гг. - заместитель председателя Бюро парламентской группы; с 1979-1984 гг. - заместитель председателя Совета Национальностей. В 1939 году был принят кандидатом в члены КПСС, в октябре 1940 года - в члены КПСС (партийный билет № 06083545); с 1951 по 1956 гг. - был членом партбюро Союза композиторов СССР, с 1952 по 1954 гг. - член Свердловского райкома КПСС г. Москвы, с 1966 по 1968 гг. - член МГК КПСС.

    Награждён орденами: «Знак почёта» (1940 г.), Трудового красного Знамени.

    Творческая деятельность Дмитрия Борисовича Кабалевского охватывает множество областей. Он был и композитором, и педагогом, и общественным деятелем, и доктором искусствоведения – и везде его вклад был очень значительным.

    Кабалевский родился в 1904 году в Санкт-Петербурге. Музыкой заниматься начал в детстве, и уже тогда почувствовал тягу к сочинению. По воспоминаниям композитора, учительница, поддерживаемая родителями, не поощряла его стремление импровизировать на фортепиано, презрительно называя это «бренчанием». Но скучные упражнения не могли удовлетворить способного, энергичного мальчика, и он продолжал тайком делать то, что ему запрещали. Однажды он шокировал родителей: его попросили исполнить какую-нибудь пьесу перед гостями – а мальчик вместо этого принялся импровизировать. Впоследствии композитор иронически вспоминал, что тогда вдоволь «набренчался», однако занятия музыкой прекратились на несколько лет. Но в четырнадцатилетнем возрасте Дмитрий вновь поступает в музыкальную школу, заканчивает ее, затем обучается в Музыкальном техникуме, где регулярно показывает своему педагогу собственные сочинения. Студент был так упорен, что директору пришлось открыть композиторское отделение. Закончив техникум, Кабалевский становится студентом Московской консерватории, где обучается сразу на двух факультетах – как пианист и как композитор. Сочинению он обучается у , а фортепианной игре – у Александра Гольденвейзера.

    Годы, на которые пришелся период творческого становления Кабалевского, были очень непростыми и для страны в целом, и для людей искусства. С одной стороны, молодые композиторы той эпохи получили прекрасную школу, имели музыкальное образование высокого уровня, с другой – власть требовала предельно демократичного музыкального языка, с одинаковым рвением зачисляя в разряд «вражеского влияния» и академические музыкальные традиции, и новаторские искания западных композиторов того времени. Подобные настроения господствовали в «Производственном коллективе» – объединении студентов-композиторов.

    В этой непростой обстановке композитор ищет свой собственный музыкальный язык. В его ранних фортепианных произведениях ощущается влияние Александра Скрябина, в симфониях – . Но непосредственно соприкоснуться с тем самым народом, от чьего имени действовала советская власть, Кабалевскому пришлось в силу обстоятельств еще в студенческие годы. Необходимость зарабатывать на жизнь заставляла работать с кружками самодеятельности на заводах и в воинских частях, а также преподавать в музыкальной школе при техникуме. Тогда Кабалевский написал свои первые произведения для детей, и впоследствии это стало весьма важной стороной его творчества.

    Композитор работал в разных жанрах: « », «Семья Тараса» и другие оперы, оперетта «Весна поет», кантаты «Родина великая», «Ленинцы», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле», «Реквием», фортепианная музыка, концерты для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром, музыка к кинофильмам («Академик Павлов», «Первоклассница» и другие), симфоническая музыка. Вторая симфония Дмитрия Кабалевского была одним из любимых произведений . Отличительными чертами его творчества всегда оставались образная яркость, ясность музыкальных мыслей, логичность формы, а также жизнерадостность. В советскую эпоху к подобному настрою стремились многие композиторы – в особенности не очень одаренные, ведь существовавший в то время социальный заказ предполагал прославление свершений советского народа, но жизнерадостность музыки Кабалевского никогда не была фальшивой, наигранной, его музыка отличается искренностью чувств.

    Столь же искренней оставалась всегда его гражданская позиция. Она может показаться не вполне последовательной – он мог, например, с одинаковым энтузиазмом критиковать и за «формализм» и убеждать детей в гениальности их музыки. Но если Кабалевский и был иногда непоследовательным, то лицемером он не был никогда – он всегда оставался искренним и верил в то, что говорил и делал. Будучи активным общественным деятелем, Кабалевский никогда не стремился к самым высоким должностям – в частности, в Союзе композиторов он был одним из заместителей первого секретаря, на большее не претендуя.

    Композитором создано немало музыки для детей – например, его песни «Наш край» и «Школьные годы» знал каждый советский школьник. Многие его фортепианные произведения рассчитаны на исполнение детьми: «Сборник детских пьес», «Из пионерской жизни».

    Кабалевский является автором концепции музыкального воспитания детей, на которой и по сей день основываются уроки музыки в отечественных общеобразовательных школах. Он отказался от «уроков пения» в пользу «уроков музыки», на которых дети смогут постичь основные закономерности музыки, ее связь с другими видами искусства, а главное – с человеческой жизнью. Главной темой его программы – «сверхзадачей», как говорил композитор – является связь музыки и жизни, раскрываемая в двух ипостасях: отражение реальности в музыке и роль музыки в жизни каждого человека. Он много выступал перед детьми с лекциями о музыке, а с 1973 года сам работал учителем музыки, внедряя свою систему. Школьные программы по музыке, создававшиеся в последующие годы другими педагогами, могут преподноситься как альтернатива программе Кабалевского, но, в сущности, строятся на тех же принципах.

    Дмитрий Кабалевский умер в 1987 году, возвращаясь с международного форума «За безъядерный мир», на котором выступал по просьбе руководства страны – настолько высок был его авторитет.

    Музыкальные Сезоны

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры