Кровавая богиня. Кали Ма в Советской культуре

Главная / Измена мужа

Об индийской богине Кали многие если и знают, то, в основном, из голливудских фильмов. Для западного человека представление об этой богине может быть приблизительно следующим. Кали – богиня смерти, которой поклоняются безумные фанатики, устраивающие кровожадные ритуальные жертвоприношения .

Кали — индийская Богиня смерти

Именно благодаря пропаганде киноиндустрии люди реагируют неоднозначно, услышав имя этой богини из индийской мифологии. Однако, сами индийцы прекрасно знают, кто такая Кали и свято почитают ее . Ее образ одновременно и устрашающий, и прикрывающий от зла всякого, кто ищет Бога. Ее нельзя однозначно назвать ни плохой, ни хорошей . Но, точно можно сказать, что ее образ изначально не связан с поклонением смерти и восхвалением человеческих жертвоприношений. Переиначенное толкование ее символизма стало благодатной почвой для возникновения своего рода сатанинских религиозных течений. Естественно, что из каждого образа можно взять то, что выгодно для конкретного человека или группы людей.

Богиня Кали – многоликая, устрашающая мать всего сущего

Богиня Кали в индуизме понимается как Сила и Желание (Шакти) Бога. Благодаря ей разрушается все зло . Она – богиня-матерь, источник плодородия и жизни. Но, в то же время, она – темная сторона Пракрити (природы). В ее власти – созидание и разрушение.

Из священного шактистского текста «Деви-махатмья», появившегося приблизительно в V-VI веке н.э., мы знаем, что доисторический прообраз источника всей жизни в мире трансформируется в некую богиню Кали, представляющей собой мощную космическую силу.

В текстах она проявляется как богиня, побеждающая демонов в битве двух сил – божественных и тех, кто хочет занять место божеств. Согласно сказанию, асура Махиша, злобный демон, возжелал установить собственную власть над всем миром. Но боги нашли выход, создав существо-воительницу, которое соединило в себе всевозможные способности от разных божеств. Например, от Вишну она взяла непревзойденную мощь, от Шивы – могучее пламя, от Индры – несоизмеримую ни с чем другим силу.

Бросилась она в атаку с боевым кличем. Все, кто представал у нее на пути, мгновенно был уничтожен. Яростно, неистово она поражала всех противников. Хлещущая кровь превращалась в нескончаемые потоки, горы – в пыль, а небо даже почернело от того ужаса, что оно видело. Уничтожив всех демонов, Кали настигла Махишу и с жестокостью отсекла ему голову.

Но величественная богиня уже не могла унять свой пыл. Она сокрушала все, что было перед ней. Выполняя безумный , Кали наслаждалась триумфом победы, не желая останавливаться. Когда боги поняли, что, ликуя, она способна разрушить мир, Шива решил пойти на хитрость, чтобы остановить ее.

По одной версии, он обернулся плачущим младенцем, лежащим на поле боя среди убитых демонов. Кали, увидев его, не смогла унять свои материнские чувства, и взяла ребенка на руки. Принявшись его успокаивать, она позабыла о своем сумасшедшем танце. По другой версии, Шива попросту упал на землю перед мимо проходящей Кали, из-за чего она споткнулась.

Когда наступил вечер, Шива решил задобрить богиню, исполнив тандаву (танец творения). Кали не смогла сдержаться и тоже пустилась в пляс.

С момента великой битвы на нее возложено одно из ее основных предназначений – разрушение всего зла в мире .

Кали словно мать для своих детей. Она дает не только любовь, защиту и заботу, но также величайшие знания тем, кто преклоняется перед ней . Неспроста ее называют и богиней смерти. Печаль, смерть, разложение победить нельзя – их нужно принять как данность. Для всецелого осознания своего бытия человек должен принять тот факт, что бороться с этими проявлениями жизни (да, боль, горе и смерть – это тоже проявление жизни) бесполезно. Также она всячески отрицает стремление человека ставить свое эго в центр мироздания , пытаясь тем самым привлечь к себе внимание и изменить естественный ход жизни.

Человек должен принять свою смертность. Только так он сумеет раскрепоститься, стать по-настоящему свободным. Здесь проявляется еще одно важно предназначение Кали – раскрыть перед людьми их смертную сущность, освободив их от пут рациональности и практичности .

Множественные имена богини Кали

Впервые упоминание богини именно под именем «Кали» встречается в Ригведах. С санскрита это слово переводится как «черная». Но у нее столько имен, что все, пожалуй, и не счесть:

  • Каларати («черная ночь»);
  • Калика, Калике – форма имени Кали;
  • Коттравей – у тамилов;
  • Каликамата «черная земная мать».

Кроме этого, известны и другие ее имена , отражающие многогранность ее сущности: Деви , Махамайя , Дурга , Лолита .

В трактате Шри Шанкарачарьи «1000 имен Лолиты» указываются множественные имена Кали, в каждое из которых вложен определенный смысл.

Из легенды, повествующей о ее создании и кровавой битве с демоническим войском Махиша, в котором она одержала победу, становится понятным, почему у нее такие имена:

  • Шри Нихсамшйя (Не имеющая Сомнений);
  • Шри Парамешвари (Основной Правитель);
  • Шри Ракшакари (Спасительница);
  • Вишва-Гарбха (Вся вселенная заключена в Ней);
  • Шри Ади Шактихи (Святой Дух, Первичная Сила);
  • Шри Кродхини (Космический Гнев);
  • Шри Уграпрабха (Излучающая Ярость);
  • Шри Нарамандали (Одетая в гирлянду из черепов).

Эти имена характеризуют ее как величественную правительницу, беспощадную воительницу с безграничной силой и яростью, избавительницу от зла.

Но, в то же время, она может излучать заботу и доброту . Об этом свидетельствуют такие ее имена:

  • Шри Бхогавати (Верховный Даритель);
  • Шри Виласини (Океан Радости);
  • Шри Манорама (Высочайшая Божественная милость и очарование).

Множественность имен Кали указывает на то, что в ней заключена вся Вселенная с ее всевозможными проявлениями . Она не является злом или добром. Она представляет собой что-то вроде справедливости: тем, кто находится в поисках Бога и праведного пути, Кали помогает, оберегает от зла; тому, кто мнит себя всесильным, она указывает на ограниченность и смертность физического тела .

Глубокий символизм в изображении Кали

Кали на фото, иллюстрирующих изображение этой богини, демонстрируют глубокий смысл и ее роль во Вселенной.

Пожалуй, ее вид наиболее устрашающий среди всех богов индийской мифологии . Одетая в шкуру пантеры или же представленная нагишом, четырехрукая, худая, с растрепанными волосами, она гордо держит в одной руке меч, а другой возвышает голову ею же убитого демона. Кожа тела и лица, которая, кстати, имеет черный или иссиня-черный цвет, залита кровью. Глаза пылают огнем, а изо рта высунут алый язык.

Абсолютно каждая деталь на изображении Кали обязательно несет какую-то смысловую нагрузку . Нет ни одного элемента, который бы присутствовал «просто так». Несмотря на то, что во всем просматривается символика смерти, разрушения и безграничного страха, все можно истолковать совсем не так, как кажется на первый взгляд .

Так какие же символы мы найдем на изображении Кали?

  1. Три глаза богини олицетворяют творение (прошлое), сохранение (настоящее), разрушение (будущее) . Это значение скрыто в самом имени Кали, так как слово «кала» в санскрите используется для обозначения времени. Кроме того, три глаза еще и символизируют Огонь (или же молнию), Луну, Солнце. Кстати, символом Кали считается полумесяц.
  1. Ярко-красный язык, высунутый изо рта, изображает гуну Раджас – страсть, деятельность, активность.
  1. Белые зубы – отражение чистоты.
  1. Четыре руки – полный круг созидания и разрушения, четыре стороны света и четыре чакры. Каждая из рук Кали имеет свое предназначение. Верхняя правая делает защитный жест, прогоняющий страх. Нижней правой рукой богиня благословляет каждого, кто ищет свой путь, помогает в исполнении желаний.

В верхней левой руке Кали на изображениях обычно присутствует окровавленный меч. Он развенчивает все сомнения, двусмысленность, ложные знания . Нижняя левая рука держит отсеченную голову демона. Это не что иное, как отсечение Эго, мешающего постичь истинное знание.

  1. Полная грудь Кали – это символ материнства, дающего жизнь чему-то новому. Также понимается как творчество.
  1. Шею и грудь богини украшает ожерелье из человеческих голов. Всего их насчитывается 50 – столько же, сколько и букв в алфавите санскрита . Это стоит понимать как мудрость, знания . Еще головы олицетворяют непрерывную череду жизненных перевоплощений.
  1. На бедрах Кали можно рассмотреть пояс, состоящий из человеческих рук. Это – прообраз кармы . Почему именно руки? Человек с помощью своих деяний способствует формированию кармы, воздействующей на судьбу личности, ее сансару. Так как именно руки олицетворяют действия и труд, имеет место такой символ. Но если человек будет всецело преданным Кали, богиня может «вырвать» его из цикла кармы.
  1. Шива, лежащий под ногами своей супруги Кали, показывает, что духовное превосходит физическое, и что женское начало в создании стоит на порядок выше пассивного мужского начала .

Богиня во многих своих проявлениях покровительствует творчеству, так как она сама не только разрушает, но и создает новое . Поэтому ее считают источником вдохновения для всех творческих людей – писателей, поэтов, художников и т.д .

Многогранный смысл черноты и наготы богини Кали

В том, что Богиня изображается обычно нагой, а ее кожа имеет черный цвет, тоже имеется глубокий смысл.

Черный цвет, заключенный, кстати в одно из имен богини («кали» с санскрит. – «черный»), можно истолковать как:

  • Чистое сознание, бесконечность. Сам космос имеет черный цвет . Кали – это символ вечности времени и Вселенной.
  • Кали – природа-мать, высшая над всем существующим в мире . Она даже выше царства смерти. Это подобно тому, какими особенностями обладает черный цвет. Он не только растворяет все цвета. Он еще является основой для них, но, в то же время, характеризуется и полным отсутствием цвета.

Но только с дальнего расстояния кожа Кали имеет черный цвет. Если всматриваться, то можно понять, что она сравнима с океаном или небом. Если зачерпнуть воду ладонью или же устремить взгляд в небо, открытием становится, что они не имеет цвета.

Наготу богини стоит рассматривать как свободу от невежества, иллюзий . Одежды просто не могут удержаться на ней, так как сгорают от яркого огня истин.

Почитание Кали и культ богини

У богини есть свои почитатели. Они объединены в культ Кали . Наиболее он распространен в Бенгалии.

Бенгалия – это исторический регион Южной Азии, расположенный в ее северо-восточной части. Сегодня Западная Бенгалия занимает территорию восточного штата Индии, Восточная Бенгалия – государство Бангладеш.

Особенно массово почитали Кали в период с XIII по XIV столетия. Но и сегодня культ богини достаточно распространен.

Главный храм Кали называется Калигхата. Благодаря ему столица индийского штата получила свое название – . В Дакшинешваре был возведен второй по значимости храм.

В сентябре даже отмечается , посвященный Кали. Во время ритуальных поклонений богине женщины наносят бинди (красную точку на лоб), подносят красные цветы, зажигают свечи, пьют вино и священную воду. После того, как прочтены молитвы, можно приступать к трапезе, состоящей из жертвенных подношений.

Продолжение цикла статей о Кали Ма в Советской культуре. Начало .

Прежде всего, хочу предупредить, что разделяю чувства людей, потерявших своих родных как в далекие 40-е, так и в ходе недавних многочисленных терактов в Волгограде. Для меня память о погибших и культ Кали - это два взаимоисключающих понятия. Надеюсь, данная статья сможет объяснить в подробностях мою позицию.

Отличительные признаки Кали Ма и Родины Матери.

Только в бреду можно представить, что память о погибших в боях под Сталинградом можно увековечить в статуе, посвященной кровожадной упырихе.И совсем по-другому смотрится призыв на смерть с агитплаката "Кали Ма зовет!".

Кровожадная богиня Кали Ма обладает рядом отличительных признаков. В предыдущей статье рассматривалось 10 признаков, "размытых" по трем статуям в Тбилиси. В Волгограде установлена одна из самых высоких статуй в мире под именем "Родина Мать", у которой также присутствует ряд признаков, позволяющих безусловно опознать в ней Кали Ма. Некоторые признаки не столь очевидны, как в случае трех статуй в Тбилиси, однако не стоит забывать о своеобразной "логике" посвященных - для них достаточно полунамека, полузнака. Возможно, я также упустил некоторые моменты, так как мне не довелось лично побывать в Волгограде и весь материал статьи основан на информации из открытых источников.

1) Имя. Р одина Ма ть, которая стоит на Ма-Ма евом К ургане. В славянском "ведическом пантеоне" К али Ма соответствует Ма-К ошь или Ма-Р а.
Очевидна игра согласных М-К-Р .

2) Меч. Кали Ма крепко держит громадный меч в своей руке

3) Шива. Так же, как и в Тбилиси, Кали Ма запечатлена в движении по направлению к воину, расчлененному и уже наполовину вросшему в землю. По традиции, Кали Ма должна встать на грудь поверженному полуживому-полумертвому Шиве (Шиве в форме трупа).

Про связь памятника воину с Шивой упоминается, в частности, здесь: "Советский воин-богатырь - Шива. Автомат - стрелковое оружие, лук. Граната - булава." Стоит заметить, что Дурга - это еще одно из имен Кали Ма.

4) Сражение. Вокруг нее - действительно, сражение. Одно из самых кровавах и ожесточенных в истории. А сейчас оно запечатлено в скультурах мемориала и в кладбище, расположенном прямо за спиной Кали Ма в Волгограде.Почти везде Кали Ма ставят либо прямо на костях либо прослеживается другая связь с массовыми жертвами. Одна из могил (маршала Советского Союза) расположена прямо у подножия Кали Ма. Любит она такое дело...
Такие вот "памятники" на Мамаевом кургане имеют четкое и однозначное воздействие на подсознание.

5) Груди. Для памятника, посвященного памяти погибшим и имеющего в своем названии упоминание матери совсем странным выглядит такое художественное внимание к изображению груди

6) Язык. Часто Кали Ма изображается не с высунутым языком, а с открытым ртом. Действительно, у Волгоградской Кали Ма рот уродлив.Есть исторический "анекдот", призванный как-то объяснить такое "художественное решение".

Один из двух архитекторов, Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать!»

7) Факел. У Кали Ма много рук. Обычно 4, но бывает и 6 и 8. Каждый раз вопрос как изобразить дополнительные руки решается оригинально. Если в Тбилиси три пары рук были "разнесены" по трем статуям в положении вверх, в стороны и вниз, то в Волгограде решили пойти тем же путем, каким в Тбилиси изобразили язык. Напомню, "язык матери" изображен в виде отдельного памятника, ориентированного строго на север. В случае Волгоградской Кали Ма строго на восток есть отдельный павильон, в котором "ничейная рука" держит факел. Через дыру в крыше можно разглядеть, чья же это дополнительная рука с факелом. Вот такая многорукая "мама".

Жертвоприношения Кали Ма

Комплекс на Мамаевом Кургане до сих пор требует кровавых жертв. Кали - грозная и кровожадная богиня, которая требует свежей крови от своих последователей. К сожалению, как это художественно изобразил Пелевин, Кали Ма и по сей день приносятся жертвы. Конечно, об этом мало кто знает и даже задумывается, но я берусь установить некоторую взаимосвязь.

Перед тем, как показать взаимосвязь "терактов", хочу сделать предположение. По каким-то причинам объекты кровавого культа и места жертвоприношений связываются по геолиниям (меридианы, параллели), при этом очень точно выверяются координаты. Возможно, от географической точности зависит сила "эффекта", получаемая при жертвоприношении.
В других случаях привязка идет не к геолиниям, а к искусственным линиям, создаваемым очень высокими объектами, такими как теле-радио вышки, огромного размера памятники, статуи, шпили.

В качестве факультатива советую бегло пролистать книжечку "Системы космической связи и подавления сознания на новых принципах".Не пугайтесь технических подробностей, полистайте картинки с архитектурой. Особенно подробно там про Астану - город строился практически с нуля, и система в планировке особенно видна:
http://pravdu.ru/arhiv/SISTEMY_KOSMIChESKOI_SVYaZII_PODAVLENIE_SOZNANIYa.pdf

Итак, рассмотрим 4 теракта

Автор va123ma в комментарии к статье описыват географическую взаимосвязь подрыва автобуса в Волгограде 21 Октября, однозначно характеризуя "теракт" как жертвоприношение . Географическая точность в этом случае не очень высокая - возможно, что-то пошло не по плану? Кроме того, в этом теракте я не увидел прямой связи с Кали Ма, в отличие от трех других случаев.

В 65-летнюю годовщину начала Второй Мировой Войны был произведен один из самых жестоких терактов, в котором погибли и пострадали прежде всего дети в Беслане.

Школа номер 1 в Беслане расположена с очень большой точностью на том же меридиане, что и Кали Ма ("Родина-Мать"). Погрешность составляет всего несколько десятков метров (!), хотя расстояние Волгоград - Беслан - около 600 километров. Не поленитесь, проверьте сами:

48°44"32.42"N 44°32"13.63"E - "Родина Мать"
43°11"6.11"N 44°32"8.51"E - Школа N1 в Беслане

Чудовищная точность совпадения в координате по долготе (меридиан 44°32" )! Погибли дети в Беслане... И я уверен, что есть взаимосвязь, потому что нить вьется дальше...

С той же изощренной точностью на этой же долготе "Ночные волки" в Августе 2013, день в день в годовщину страшной бомбардировки Сталинграда, на территории музейного комплекса в Волгограде ставят памятник-реплику детям, танцующим вокруг крокодила . Когда дети танцуют вокруг свирепого хищника-людоеда, быть беде!

Итак, сравните координаты - в этот раз памятник-реплику поставили очень точно на меридиане Кали Ма - Школа номер 1. Заметьте - дети обугленные, почерневшие. Это такая задумка спульптора, такая вот "память" о погибших в Беслане детях!

48°42"57"N 44°32"00"E - координаты памятника - реплики у "Мельницы" в Волгограде, все тот же меридиан 44°32"

Второй памятник в Волгограде, уже с белоснежными подросшими детьми, словно по ниточке, выводит нас на следующий "теракт", так как второй "крокодил" расположили прямо у входа в вокзал, где прогремел взрыв.

Второй крокодил, полакомившись детьми в Беслане, приводит нас к вокзалу.
Два взрыва, прогремевшие в Волгограде, расположены с большой точностью на линиях, образованных высотными сооружениями и гиганским памятником Кали Ма. Вероятно, чтобы усилить эффект. Вот как это выглядит:

Обе линии начинаются на громадине Кали Ма
48°44"32.42"N 44°32"13.63"E

Первая линия проходит через привокзальную площадь, где прогремел взрыв и заканчивается на другом странном но очень высоком (22 метра высотой) памятнике воинам-чекистам
48°42"5.74"N 44°30"21.00"E

По "случайному совпадению" памятник чекисту расположен на перекрестке улицы КАЛИ нина.
В руках у воина-чекиста - меч (отсылает к Кали Ма), который является своеобразной антенной. В страшном сне я могу представить такого вот воина-чекиста, вооруженного мечом во вторую мировую войну. Или он "Родина-отец"?

Взрыв в троллейбусе лежит на линии Кали Ма - телебашня. На фото в правом нижнем углу - зрительный обман, так как телебашня высотой в 192 метра более чем в два раза выше статуи и является самой высшей точкой в Волгограде.

координаты взрыва в троллейбусе
48°44"9.94"N 44°29"52.90"E
координаты телебашни (рядом с Кали Ма и с кладбищем)
48°44"29.16"N 44°31"50.36"E

Вообще, теле-радио башни почти повсеместно построены рядом или прямо на кладбищах, либо их штурмовали и проливали кровь:
Москва (так и зовут - Останкинская, на останках, кладбище прямо под башней)
Волгоград (мемориальное кладбище за "Родиной Мать")
Киев (Бабий Яр)
Тбилиси (пантеон Мтацминда)
Вильнюс (погибли люди при штурме)
...
Телебашни заслуживают отдельной статьи. Сейчас же только упомяну, что один из двух авторов проекта памятника Кали Ма - Никитин - стал главным конструктором Останкинской телебашни, а до этого проектировал главное здание МГУ. Глубоко посвященное лицо.

Каким точно образом действует механизм жертвоприношений, зачем и кому он нужен - мне не известно. Но то, что и сегодня культ Кали Ма влияет на нашу жизнь - это несомненно.

Дополнения:
1. По наводящему вопросу moore_na проверил - в Волгоградских терактах погибло 3 детей и получили ранения еще трое - итого - 6, по количеству скульптур детей в смертельном хороводе вокруг крокодила.

2. В статье было неясно сказано, что памятников с крокодилами - два, оба в Волгограде, недалеко друг от друга. Еще раз напишу. Первый, белый, официальный, на вокзале, у места теракта. Второй, черный, поставленный "ночными волками", на меридиане Школы номер 1 Беслана. Во втором использовались кирпичи, привезенные из стены Даниловского монастыря. В СМИ чехарда - некоторые называют Даниловский, некоторые - Донской монастырь.

Цитата:
«Уникальность этого памятника в особенной кирпичной кладке. Это оригинальный кирпич начала 19 века из стенки бань Даниловского монастыря в Москве, которую демонтировали по неизвестной нам причине. Нам удалось буквально выпросить ее кусок – мы вручную ее разбирали, – рассказывает Егор Козловский. – Конечно, мы не хотели никакого исторического подлога, мы старались воссоздать кусочек истории. Это будет памятник-напоминание, открыточный фон для фото.»

Странно, что байкеры выпрашивают и разбирают кусок стены Даниловского монастыря, чтобы привезти кирпичи в Волгоград.

Кому в действительности понадобилось такое и что за особенность кирпичей?

3. Между гибелью детей в теракте в Беслане в Школе номер 1 и открытием "черного крокодила" с черными фигурами детей, ориентрированными точно по меридиану школы, прошло ровно 9 лет, день в день, по Еврейскому календарю . Между захватом детей и открытием памятника прошло 8 лет, 11 месяцев и 22 дня по гражданскому календарю.

И другим богам за твоих братьев». Дочь поклонилась матери и, обернувшись дикой буйволицею, отправилась в лес. Там она предалась неслыханно жестокому подвижничеству, от которого содрогнулись миры, а Индра и боги оцепенели в безмерном изумлении и тревоге. И за это подвижничество ей было даровано родить могучего сына в облике буйвола. Имя его было Махиша, Буйвол. С течением времени сила его возрастала все больше, как вода в океане в час прилива. Тогда ободрились вожди асуров; во главе с Видьюнмалином пришли они к Махише и сказали: «Некогда мы царили на небесах, о мудрый, но боги обманом отобрали у нас наше царство, прибегнув к помощи .
Верни нам это царство, яви свою мощь, о великий Буйвол. Разгроми в битве супруга Шачи и все воинство богов». Выслушав эти речи, Махиша воспылал жаждой битвы и двинулся на Амаравати, а за ним пошли рати асуров.

Страшная битва между богами и асурами длилась целых сто лет. Махиша рассеял войска богов и вторгся в их царство. Свергнув Индру с небесного трона, он захватил власть и воцарился над миром.

Богам пришлось покориться асуру-буйволу. Но нелегко было им выносить его гнет; удрученные, они пошли к , и Вишну и рассказали им о бесчинствах Махиши: «Он отобрал все наши сокровища и превратил нас в своих слуг, и мы живем в постоянном страхе, не смея ослушаться его приказаний; богинь, наших жен, он заставил служить в своем доме, апсарам и гандхарвам повелел развлекать его, И теперь он дни и ночи веселится в их окружении в небесном саду Нандана. Он повсюду ездит на Айравате, божественного коня Уччайхшраваса он держит в своем стойле, буйвола запрягает в свою повозку, а сыновьям разрешает кататься на баране, принадлежащем . Своими рогами он вырывает из земли горы и баламутит океан, добывая сокровища его недр. И никто не может справиться с ним».

Выслушав богов, властители вселенной разгневались; пламя их гнева изошло из их уст и слилось в огненное облако, подобное горе; в том облаке воплотились силы всех богов. Из этой огненной тучи, озарившей грозным блеском вселенную, возникла женщина. Пламя Шивы стало ее лицом, силы Ямы — ее волосами, мощь Вишну создала ее руки, бог луны сотворил ее грудь, опоясала ее сила Индры, могущество даровало ей ноги, Притхиви, богиня земли, сотворила ее бедра, пятки ей создал , зубы — Брахма, глаза — Агни, брови — Ашвины, нос — , уши — . Так возникла Великая богиня, могуществом и грозным нравом превосшедшая всех богов и асуров. Боги дали ей оружие. Шива дал ей трезубец, Вишну — боевой диск, Агни — копье, Ваю — лук и колчан, полный стрел, Индра, владыка богов, — свою прославленную ваджру, Яма — жезл, Варуна — петлю, Брахма даровал ей свое ожерелье, Сурья — свои лучи. Вишвакарман дал топор, искусно сработанный, и драгоценные ожерелья и перстни, Химават, Владыка гор, — льва, чтобы ездить на нем, Кубера — чашу с вином.

«Да победишь ты!» — вскричали небожители, а богиня издала воинственный клич, потрясший миры, и, оседлав льва, отправилась на битву. Асур Махиша, услышав этот устрашающий клич, вышел ей навстречу со своим войском. Он увидел тысячерукую богиню, простершую длани, которые затмили все небо; под ее поступью содрогались земля и подземные миры. И началась битва.

Тысячи врагов напали на богиню — на колесницах, на слонах и верхом на конях, — поражая ее ударами палиц, и мечей, и топоров, и копий. Но Великая богиня, играючи, отразила удары и, невозмутимая и бестрепетная, обрушила свое оружие на бесчисленное войско асуров. Лев, на котором она восседала, с развевающейся гривой ворвался в ряды асуров словно пламя пожара в лесную чащу. А из дыхания Богини возникли сотни грозных воинов, последовавших за нею в сражение. Богиня рубила могучих асуров своим мечом, ошеломляла их ударами палицы, колола копьем и пронзала стрелами, набрасывала им петлю на шею и волочила за собой по земле. Тысячами валились под ее ударами асуры, обезглавленные, рассеченные пополам, насквозь пронзенные или изрубленные в куски. Но некоторые из них, даже лишась головы, еще продолжали сжимать в руках оружие и сражаться с Богиней; и потоки крови лились по земле там, где она проносилась верхом на своем льве.

Многих воинов Махиши сразили воины Богини, многих растерзал лев, бросавшийся и на слонов, и на колесницы, и на конных, и на пеших; и войско асуров рассеялось, разбитое наголову. Тогда сам буйволоподобный Махиша появился на поле битвы, устрашая воинов Богини своим обликом и грозным ревом. Он кинулся на них и одних потоптал копытами, других воздел на рога, третьих сразил ударами хвоста. Он устремился на льва Богини, и под ударами его копыт сотряслась и растрескалась земля; хвостом же он хлестал по великому океану, который взволновался как в самую страшную бурю и выплеснулся из берегов; рогами Махиша рвал в клочья тучи в небе, а от его дыхания валились высокие утесы и горы.

Тогда Богиня набросила на Махишу страшную петлю Варуны и затянула ее крепко. Но тотчас асур покинул буйволиное тело и превратился во льва. Богиня взмахнула мечом Калы — Времени — и снесла голову льву, но в то же мгновение Махиша обернулся человеком, держащим в одной руке жезл, в другой — щит. Богиня схватила свой лук и пронзила стрелой человека с жезлом и щитом; но тот в один миг превратился в огромного слона и с ужасающим ревом устремился на Богиню и ее льва, размахивая чудовищным хоботом. Богиня топором отрубила хобот слону, но тогда Махиша принял свой прежний облик буйвола и принялся рыть землю рогами и метать в Богиню огромные горы и скалы.

Гневная богиня отпила между тем хмельной влаги из кубка владыки богатств, царя царей Куберы, и глаза ее покраснели и загорелись, как пламя, и красная влага потекла у нее по губам. «Реви, безумный, пока я пью вино! — сказал она. — Скоро боги взревут, ликуя, когда узнают, что я убила тебя!» Исполинским прыжком она взвилась в воздух и сверху обрушилась на великого асура. Ногой она ступила на голову буйвола и копьем пригвоздила его тело к земле. Стремясь ускользнуть от гибели, Махиша попытался принять новый облик и высунулся наполовину из буйволиной пасти, но Богиня тотчас мечом отсекла ему голову.

Махиша пал на землю бездыханный, и боги возликовали и возгласили хвалу Великой богине. Гандхарвы воспели ее славу, а апсары пляской почтили ее победу. И когда небожители преклонились перед Богиней, она им сказала: «Всякий раз, когда вам будет грозить большая опасность, взывайте ко мне, и я приду вам на помощь». И она исчезла.

Минуло время, и опять беда посетила небесное царство Индры. Двое грозных асуров, братья Шумбха и Нишумбха, могуществом и славой безмерно возвысились в мире и одолели богов в кровопролитной битве. В страхе бежали перед ними боги и укрылись в северных горах, там, где с поднебесных круч низвергается на землю священная Ганга. И они воззвали к Богине, прославляя ее: «Защити вселенную, о Великая богиня, чье могущество равно силе всего небесного воинства, о ты, непостижимая даже для всеведущих Вишну и Шивы!»

Туда, где боги взывали к Богине, пришла прекрасная , Дочь гор, омыться в священных водах Ганга. «Кого это славят боги?» — спросила она. И тогда из тела нежной супруги Шивы появилась грозная Богиня. Она вышла из тела Парвати и сказала: «Это меня славят и призывают боги, которых опять теснят асуры, меня, великую , они призывают, меня, гневную и беспощадную воительницу, чей дух заключен, как второе я, в теле Парвати — милостивой богини. Суровая Кали и нежная Парвати, мы — два начала, соединенных в одном божестве, два лица Махадеви, Великой богини!» И боги восславили Великую богиню под разными ее именами: «О Кали, о Ума, о Парвати, смилостивись, помоги нам! О Гаури, прекрасная супруга Шивы, о , Трудноодолимая, да одолеешь ты мощью своей наших врагов! О Амбика, Великая матерь, защити нас своим мечом! О Чандика, Гневная, огради нас от злых врагов своим копьем! О Деви, Богиня, спаси богов и вселенную!» И Кали, вняв мольбам небожителей, снова отправилась на битву с асурами.

Когда Шумбха, могучий предводитель воинства демонов, увидел блистательную Кали, он был пленен ее красотою. И он послал к ней своих сватов. «О прекрасная Богиня, стань моей женою! Все три мира и все их сокровища ныне в моей власти! Приди ко мне, и ты будешь владеть ими вместе со мною!» — так сказали от имени Шумбхи богине Кали его посланцы, но она отвечала: «Я дала обет: только тот, кто победит меня в бою, станет моим мужем. Пусть он выйдет на поле битвы; если он или его войско одолеют меня, я стану его женою!»

Посланцы вернулись и передали слова ее Шумбхе; но он не захотел сам сражаться с женщиной, и послал против нее свое войско. Асуры бросились на Кали, стремясь захватить ее в плен и привести к своему господину укрощенной и покорной, но Богиня легко разметала их ударами своего копья, и множество асуров полегло тогда на поле боя; одних сразила Кали, других разорвал на части ее лев. В страхе бежали уцелевшие асуры, а Дурга преследовала их верхом на льве и учинила великое побоище; лев ее, потрясая гривой, рвал асуров зубами и когтями и пил кровь поверженных.

Когда Шумбха увидел, что войско его уничтожено, им овладел великий гнев. Он собрал тогда все свои рати, всех асуров, могучих и отважных, всех, кто признавал его своим владыкой, и отправил их против Богини. Несметная сила асуров двинулась на бестрепетную Кали.

Все боги тогда пришли к ней на помощь. Брахма появился на поле боя на колеснице своей, запряженной лебедями; Шива, увенчанный месяцем и обвитый чудовищными ядовитыми змеями, выехал верхом на быке с трезубцем в деснице; , сын его, ехал верхом на павлине, потрясая копьем; Вишну летел на , вооруженный диском, палицей и луком, с раковиной-трубою и жезлом, а его ипостаси — вселенский вепрь и человеколев — следовали за ним; Индра, властелин небожителей, явился на слоне Айравате с ваджрой в руке.

Кали послала Шиву к повелителю асуров: «Пусть он покорится богам и заключит с ними мир». Но Шумбха отверг предложение мира. Он послал во главе своих ратей полководца Рактавиджу, могучего асура, и повелел ему расправиться с богами и не давать им пощады. Рактавиджа повел неисчислимое войско асуров в битву, и вновь они сошлись с богами в смертельной схватке.

Небожители обрушили на Рактавиджу и его воинов удары своего оружия, и многих асуров они истребили, сразив их на поле брани, но они не могли одолеть Рактавиджу. Боги нанесли полководцу асуров множество ран, и кровь хлынула из них потоками; но из каждой капли крови, пролитой Рактавиджей, вставал на поле сражения новый воин и устремлялся на битву; и потому войско асуров, истребляемое богами, вместо того чтобы уменьшаться, умножалось бесконечно, и сотни асуров, возникших из крови Рактавиджи, вступали в бой с небесными воинами.

Тогда богиня Кали вышла сама на бой с Рактавиджей. Она поразила его своим мечом и выпила всю его кровь, и пожрала всех асуров, рожденных из его крови. Кали, ее лев и боги, следовавшие за нею, уничтожили тогда все несметные полчища асуров. Богиня вторглась верхом на льве в обитель нечестивых братьев; тщетно пытались они противостоять ей. И оба могучих воина, отважные предводители асуров Шумбха и Нишумбха, пали, сраженные ее рукою, и отправились в царство Варуны, уловляющего петлей своей души асуров, погибших под бременем своих злодеяний.

В индийском пантеоне сотни богов и богинь.Одни белые,как грудь лебедя,другие красные,будто пахали от зори до зори под летним яростным солнцем,а третьи и вовсе черные,как уголь,- и все они держат в гармонии мир и судьбу народов.Это Брахма ,владыка сущего,сидит в позе покоя,уставив в небо все свои четыре красных лика,и восемь рук его опущены вдоль тела,живет он на Величайшей горе Меру ,а передвигается верхом на лебеде.
Брахма
Это Майя ,богиня иллюзии,в прозрачных струящихся покрывалах,и вся она трепещет,и нельзя уловить её лика.

Это и Кришна -темнокожий силач,победитель злых демонов.

Шива-разрушитель.

Сарасвати ,жена Брахмы ,богиня речи.хозяйка наук и искусств .

Яма -бог смерти.И многие другие боги.

Сарасвати
Кришна

Все эти боги преклоняются перед Великой Кали. Кто же такая эта Кали ?Кали -это Мать всех миров и созданий,которая уже дважды спасала мир и порядок.

В седые времена асуры,злые демоны,враги людей и богов,нашли себе беспощадного вождя Махишу с головой буйвола и в жесточайшей битве,длившейся сто лет без передышки,победили богов.И хоть во главе богов стоял сам величайший Индра ,все равно они были разбиты и вышвырнуты с небес. Тогда кстати,боги и узнали,каково жить людям,ибо они скитались по земле,подобно простым смертным,и так же трудно добывали себе хлеб насущный.Злодей Махиша гоготал над ними,воцарившись на небе.Боги же исходили в бессильном гневе,их уста извергали языки пламени и появилось огромное огненное облако-облако гнева и жажды мщения,повисшее над Вселенной .И вдруг это облако обрело формы и из него появилось она,Кали,женщина мщения.

Шива

Пламя Шивы стало её лицом.Бог смерти Яма превратился в её волосы.Владыка солнца создал её руки.Бог луны – её грудь.Сила громовержца укрепила ее поясницу.Грозный судья своим пламенем укрепил её ноги.Богиня земли вселилась в её бёдра.В пятках её жил бог солнца.В зубах – верховный бог Брахма .В глазах бог огня.В бровях – братья – близнецы,-владыки утренних и вечерних сумерек.В носу владыка богатств и повелитель горных духов.В ушах – быстроногий бог ветра.А как же выглядела Кали ?Великий немецкий писатель Томас Манн ,пересказывая старинную индийскую легенду,составил портрет Кали .”Ужас вселяло изваяние Кали.Из–под каменного свода арки,повитой гирляндами черепов и отрубленных рук,выступал истукан,раскрашенный красками, опоясанный и увенчанный костями и членами живых существ,в неистовом вращении своих восемнадцати рук.

Мечами, факелами размахивала Матерь ,кровь дымилась в черепе,который,как чашу,подносила к устам одна из её рук,кровь у ног её разливалась рекой.Кали ,Наводящая ужас,стояла в челне,плывшем по морю жизни,по кровавому морю.Звериные головы с открытыми остекленевшими глазами,штук пять или шесть голов буйвола,свиньи и козы были пирамидой сложены на алтаре,и её меч,их отсекший,острый,блестящий,хотя и в пятнах запекшейся крови,лежал чуть поодаль,на каменных плитах.

Свирепый,пучеглазый лик Несущей смерть и Дарящей жизнь,бешеное,вихревое движение её рук..."

Разгромленные боги отдали Кали всё своё волшебное оружие,и сейчас в её руках были и трезубец,и боевой диск.и копьё,и жезл,и лучи,и топор,и боги думали,что у неё не хватит рук,чтобы взять всё оружие,но на всё,на всё хватило рук Извечной матери !Она плотно уселась на свирепого горного льва,приструнила его,а напоследок прихватила ещё чашу с вином - и поехал Кали издала рык не рык,клич не клич,вопль не вопль,а только горы зашатались и земля задрожала,и лев понес её в битву.

Но и Махиша был силен,и войско его было несметно,тысячи тысяч,и все враз,скопом накинулись на Кали ,Калиюгу ,как она теперь звала себя.Кони и всадники,колесницы и лучники,слоны и тараны,- всё обрушилось на неё.Мать вынесла первый удар и пришпорила льва.Тот и сам был сгустком пламени,он кусался и жег,топтал и рвал,сметал гривой и сбивал лапой.А хозяйка,невозмутимо восседавшая на нём,выдохнула так, будто гасила пламя свечи.и из её дыхания возникли тысячи воинов её помощников.

И всюду,где проносилась Матерь ,лились потоки вражеской,демонской крови.

Махиша ,однако ж,в бой ещё не вступал;все думал,что его дружина справится и без него.Но тут понял:плохо дело,и заревел,и забил копытами,и завертел хвостом,и промчался по полю,все выжигая на своём пути.

Смотрите,какая в нем была сила:ударит хвостом по океану - и тот в страхе выплескивается на берег;вскинет буйволиную морду - и рога разрывают тучи;заревёт - и превращаются в песок неприступные горы.

А богиня поплевала на ладони да и набросила на Махишу волшебную петлю,и тут началась чехарда,Всё таки Махиша был не только ужасен,но и умён:превратился в льва и выскользнул из петли.Но и Матерь была терпеливой:взмахнула она мечом времени и отсекла животному голову.Но за какую-то долю секунды до полной гибели М ахиша успел превратиться в человека - и его сразила Кали ,а человек стал слоном,а слон буйволом,Матерь была упорна - рубила хоботы,вырывала рога,а когда ей опротивили бесконечные превращения Махиши ,она глотнула из кубка вина и расхохоталась сумасшедше,глаза её разгорелись шалым блеском;между раскатами громового хохота она ещё крикнула Махиши :"Реви,безумный,пока я пью вино!" - и подпрыгнула,как ведьма,и обрушилась на демона,и придавила,продолжая хохотать,так что тому,раздавленному,ни во что больше превратиться не удалось.Кали пустила в ход копьё,поджидая последней уловки демона.Тот хотел было выскочить из собственной мерзкой пасти,но Матерь Мира была наготове и быстра отсекла ему голову.Боги преклонились перед Извечной Матерью ,а та - усталая,окровавленная и добродушная теперь,после столь тяжкой победы,сказала богам: - всякий раз,когда будет грозить опасность,большая беда,о небожители,взывайте ко мне,и я приду вам на помощь.А сказав это,скрылась в своих недоступных храмах,чтобы зализать раны и чтобы не разнеживаться в похмелье победы и быть в постоянной боевой готовности.Как ей не быть грозной и страшной, если злые демоны,пользуясь беспечностью богов,то и дело грозят уничтожить миропорядок? Матерь всего сущего,она за все в ответе,и ей-то лучше знать,в каком обличии встречать врага.Заметьте,между прочим: в страшном своём обличии она появилась только после боя,и как она в мирное время выглядит - никто и не задумывался.Да и забыли о ней.Не нужна стала.Только крестьянки южной Индии и помнили о ней,пробираясь по непролазным чащам,приходя в недоступные храмы Матери и принося ей жертвоприношения:козлёнка,плоды разные,вина.
Мир на земле. Кама-бог любви резвится и жертвы его счастливы. Беспечность кругом. Но демоны не дремлют. Новая сила выросла в их стане-братья Шумбха и Нишумбха .И такой силой обладают эти братья, что и Махиша бы позавидовал. И началась новая война богов и демонов. В горах укрылись разбитые боги, там, где с неба падает священный Ганг и начинают свою земную жизнь.Больше прятаться негде. Тут-то и вспомнили Матерь сущего.
Стали призывать на помощь Великую богиню . Долго ждали боги и опешили, увидев,что из дремучих лесов не появилась свирепая Матерь ,а возле вод Ганга появилась нежная Ума ,столь же прекрасная,сколь и беззащитная. Опечалились боги: не та женщина нужна им сейчас. И тут случилось чудо. Тело прекрасной Умы как бы раздвоилось, она нежная и прекрасная,осталась тут же,но рядом с ней,из нее возникла Неотвратимая матерь Кали . Возникла и сказала:
-Это меня славят и призывают боги,которых опять теснят демоны.Меня,великую Кали ,призывают они.Меня,гневную и беспощадную воительницу.Но знайте мой дух заключён,как второе я, в тело нежной Умы .Суровая Кали и прелестная Ума ,мы - два начала единого,два лика Великой богини ...
Кто небрежно отзовётся обо мне,свирепой Кали ,от того отвернётся Ума ;кто оскорбит Уму ,будет иметь дело со мной,Свирепой...

Богиня Ума
Пока один лик Великой матери жил в труднодоступных храмах,тренируя свой дух для беспощадной борьбы со злом,другой её лик жил в ясности и неге,в красоте и мягкости,в ласках и обаянии. А как же выглядит богиня Ума ? Томас Манн вот как ее описывает:
"Молодая девушка стояла на укромном месте воссоединения,собираясь приступить к благочестивому обряду.Она оставила на ступенях спуска своё сари и стояла совсем нагая,одетая только в ожерелье,серьги с качающимися подвесками да белую повязку на высоко подобранных пышных волосах.Ослепительна была прелесть её тела.Всё оно,казалось,состояло из обольщений Майи и было обворожительного цвета,не слишком тёмное,но и не слишком светлого оттенка,скорее напоминавшее позолоченную медь,дивное,со сладостно хрупкими плечами ребёнка и упоительно выпуклыми бёдрами,от которых как бы раздался в ширину её плоский живот,с девическими налитыми бутонами грудей и пышным выпуклым задом,сужавшимся кверху и стройно переходившим в нежную узкую спину,чуть вогнувшуюся,когда она подняла свои руки-лианы и сомкнула их на затылке так,что стали видны тёмные впадинки подмышек.Не только её тело,но и лицо меж качающихся подвесок было прелестно.Носик,губы,брови и удлинённые,словно лепесток лотоса,глаза..." Да хороша Ума ; когда она вселяется в тело смертной, она становится именно такой.
Кали черная - как гнев,как ярость,как испорченное солнцем лицо старой крестьянки.
Ума белая, такая нежная.
Кали одета в шкуру пантеры, и на ее шее ожерелье из черепов.
Ума в белоснежном сари и в сандалиях из цветочной пыльцы,на ногах ее звучат колокольчики.
Что же общего между ними?А общее между ними то, что Кали охраняет и защищает покой и счастье Умы Ума нужна Кали , чтобы нарождались поколения,которые Кали будет сберегать от демонов. Она прекрасна,эта Ума , она всесильна, эта Кали - и она одно целое.
Она же - средоточие всей любви, разлитой в мире. Она- любовь плотская, грубая, и она же- бесконечная Материнская любовь, она- сострадание и надежда, потому к ней и приходят как к Матери-заступнице .Не мы придумали этот мир. В нем надо не только родиться, но и выжить, и жить, а для этого надо уметь защитить себя и защитить все,что ты любишь, а Темная матерь любит все живое и терпеть не может всю демоническую сволочь.
Победила Кали и демонов- братьев Шумбху и Нишумбху .
Ну, а после боя опять в темные леса. Опять один ее лик пугает, зато другой ее лик восхищает и нежится в любви и радости.
Вечная матерь,-на страже, не сомкнет веки, не даст погибнуть, и все будет.
И все будет всегда.
И все будет хорошо.
Матерь Мира

Обратите внимание! Авторским правом на данную статью обладает её автор. Любое перепечатывание статьи без разрешения автора является нарушением его авторского права и преследуется законом,при использовании материалов блога ссылка на блог - обязательна.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры