Обучение слепых метод брайля. Алфавит брайля для слепых

Главная / Измена жены

Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.

В этой статье мы хотим рассказать о жизни этого замечательного человека, а также об удивительной женщине Анне Александровне Адлер, силами которой метод Брайля появился и был внедрен в нашей стране.

Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. У Луи были две старшие сестры и брат.

Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, и воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню.

Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. А еще отец рассказывал сыну о Боге.

С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решают отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.

И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служит органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи.

В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.

Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.

Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдых.

Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.

Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко. Он ослеп в 6 лет, но был одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину, которую он назвал «Клавишный Печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет бабушка пишущей машинки.

Здоровье Брайля продолжало ухудшаться. Он проводил отпуск в родном Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой. Он не мог долго оставаться один.

О своих нуждах и своем здоровье Брайль беспокоился очень мало. Из получаемых им денег лишь небольшую часть он тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его методу для бедных студентов.

Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены.

Казалось, что здоровье Брайля улучшилось, и он вновь занимается преподаванием. Однако он был очень слаб и, чтобы сберечь силы, говорил тихо. Но состояние его здоровья не отражалось на качестве преподавания. Он по-прежнему любим и уважаем учениками.

В это время рельефно-точечный метод Брайля активно используется в Институте: ему обучают студентов на занятиях, на нем печатают книги и ноты. По отпечатанным таким образом нотам исполняют классическую музыку и церковные службы. Метод становится все более и более известным в Европе. Придет время, и о нем узнает весь мир!

Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Института знает, что у Брайля нет средств для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует.

В декабре 1851 года состояние здоровья Луи Брайля значительно ухудшилось. Но он сохранял спокойствие, убежденный в том, что его земная миссия закончена. «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды » – сказал он своим друзьям перед смертью. Луи Брайль умер 6 января 1852 года, ему было 43 года. Его похоронили на кладбище родного города Кувре.

В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.

А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.

Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции. До наших дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там организован его музей.

***

Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани.

В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы.

Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию.

Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.

Анна Адлер решает самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых, что требовало большого труда и значительных денежных затрат. В 1883 году Анна Александровна Адлер была избрана попечительницей Московской школы для слепых детей.

В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте давало возможность изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному владению инструментом или голосом.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику оказались актуальны и по сей день:

«Ничем так верно не определяется степень образования общества и государства, как степенью их внимания к воспитанию подрастающего поколения. Воспитание молодого поколения есть долг гражданский и предмет общей заботы всех членов общества.

Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими качествами человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания состоит в том, чтобы сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце чистым, приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на жизненную борьбу за веру и правду.

Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить следующими словами: воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашел себя, 1) могущим делать доброе, 2) любящим делать добро и 3)имеющим силу совершать доброе. С такими задатками воспитанник найдет себя способным к выполнению главного назначения человека на земле…»

В 1884 году Анна Адлер на свои средства заказала в Берлине типографское оборудование – пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности – с тем, чтобы приступить к печатанию книг шрифтом Брайля в России.

Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало ее. Вот что мы видим из ее писем.

«…Я работаю каждый день с одной помощницей, которая уже очень хорошо освоилась с делом, через день приходят еще две, которые помогают набирать или разбирать, смотря по надобности. Работаю с 10 до 4-х, а потом еще я одна весь вечер. Мама тоже помогает корректировать. При такой усиленной помощи удается отпечатать в день одну страницу в 120 экземплярах и набрать часть другой страницы, не более».

«Относительно цены книг я положительно становлюсь в тупик, до сих пор мною истрачено еще только 325 руб., на переплет положила приблизительно 50 р., а бумагу еще Вы не оценили. Относительно же оценки труда при первом издании не может быть и речи, т.к. я хочу, чтобы книги были не особенно дорогие, да и, кроме того, издание может выйти небезукоризненным; да и можно и в истории упомянуть, что эти книги дешевле потому, что даровой труд, а это в будущем ни к чему ни в каком случае не обязывает. Наконец, для своей школы я могу дешевле отдать, потому что денег у нас очень мало, а Мариинское попечительство может заплатить несколько дороже…»

В конце 1885 года работа над первой книгой, которая была названа «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер», была завершена. В сборник вошли 5 стихотворений Н.А. Некрасова, 15 небольших рассказов для чтения, рассказ «Царь – работник» Корниловича, «Механик-самоучка» о Кулибине, «Александр II – царь освободитель», биография Луи Брайля из книги Г. Куля, переведённая Анной Адлер с немецкого языка.

Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. Книга была выпущена тиражом 100 экземпляров. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.

Анна Адлер позаботилась и о том, чтобы дать незрячим школьникам материал для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй своей книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона.

В 1891 году состоялся первый выпуск учащихся Петербургской школы слепых детей. В следующем году первая группа слепых окончила Московскую школу. Незрячие юноши и девушки вступали в самостоятельную жизнь. У брайлевской книги появились взрослые читатели. Для удовлетворения их потребностей в чтении требовалась не только соответствующая литература, но и организация библиотечного обслуживания. Анна Адлер взяла на себя инициативу по созданию специальной библиотеки для слепых в Москве. Помогали ей в этом видные деятели культуры того времени.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев, работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина), узнав от Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым, предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы. В 1895 году в специально отведённом помещении читателям был поставлен стол и выделены полки для размещения брайлевского фонда.

Особое место в общественной деятельности А.А. Адлер занимал Политехнический музей, в котором она начала работать с 1888 года. Став сотрудницей музея, Анна Александровна организовала в нём комиссию по образованию слепых. В 1894 году она была избрана председателем секции обучения слепых Комитета русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.

В 1898 году, благодаря её стараниям в музее (зал № 56) была открыта «Коллекция по воспитанию и обучению слепых». В помещении музея А. Адлер создала и библиотеку, которая стала собранием книг по вопросам обучения, воспитания и общественного положения незрячих в России и за рубежом. Услугами библиотеки пользовались преимущественно учителя школ для слепых, испытывавшие острую потребность в тифлологической литературе, которая издавалась крайне малыми тиражами. В библиотеке существовал открытый доступ к книгам, книги выдавались на руки.

Революционные потрясения, первая мировая, а затем гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто в этих областях.

Всё предстояло налаживать заново. В марте 1923 года в Москве была образована инициативная группа по созданию Всероссийского общества слепых (ВОС). В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. В работе группы принимала участие и Анна Александровна Адлер. Несмотря на возраст и пошатнувшееся здоровье, она помогала группе незрячих активистов, которым была поручена разработка первого Устава ВОС.

22 июля 1924 года Анны Александровны Адлер не стало. Она умерла на 68-м году жизни после тяжёлой болезни. Похоронена Анна Адлер в Москве на Немецком (Введенском) кладбище.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.

Азбука Брайля - тактильная система записи, используемая в книгах, надписях, валюте и других предметах для слепых и слабовидящих людей. Благодаря дисплеям, разработанным на основе шрифта Брайля, незрячие могут пользоваться компьютерами и прочими электронными средствами. Вести запись можно при помощи специальных приспособлений, таких как переносной блокнот или брайлевская клавиатура.

Азбука Брайля названа в честь своего создателя - француза Луи Брайля, который ослеп в детстве вследствие травмы. В 1824 году, в возрасте 15 лет, он разработал данный шрифт для французского алфавита в качестве усовершенствования военной техники ночного чтения. Публикация данной системы, в которую впоследствии было включено нотное письмо, произошла в 1829 г. Второе издание, опубликованное в 1837 году, стало первой записи.

Азбука для слепых представляет собой знаки, имеющие вид прямоугольных блоков (ячеек) с выпуклыми точками. Число и расположение этих точек отличают одну букву от другой. Так как представляет собой транскрипцию существующих письменных систем, порядок и количество знаков варьируется в зависимости от языка. Благодаря программному обеспечению, способному к звуковому воспроизведению текста, использование шрифта существенно сократилось. Азбука слепых продолжает играть большую роль в развитии навыка чтения у слепых детей, а грамотность позволяет увеличить уровень занятости среди людей с ограниченными способностями.

Шрифт Брайля был основан на военном шифре, так называемом «ночном письме», разработанном Шарлем Барбье в связи с потребностью производить обмен информацией ночью, не привлекая внимание противника при помощи звука или света. В системе Барбье набор из 12 выпуклых точек соответствовал одному из 36 звуков. Этот метод был отвергнут армией, так как оказался слишком сложен для военных. В 1821 Барбье посетил парижский Королевский институт слепых, где повстречался с Луи Брайлем. Брайль отметил два существенных недостатка данного шифра. Во-первых, знаки соответствовали только звукам, а поэтому не могли отобразить орфографическое написание слов. Во-вторых, знаки из 12 выпуклых точек были слишком велики, чтобы распознать их на ощупь, не двигая пальцами, что существенно замедляло процесс чтения. Азбука Брайля представляет собой модификацию, где ячейки из 6 точек соответствуют отдельным буквам алфавита.

Первоначально шрифт Брайля включал лишь буквы французского алфавита, однако вскоре появилось множество аббревиатур, сокращений и даже логограмм, которые сделали использование системы более удобным. Сегодня азбука Брайля является скорее самостоятельной системой письма для слепых, нежели кодом орфографического написания слов. Существует три уровня шрифта. Первый используется теми, кто только начинает читать на Брайле, и состоит из букв и Наиболее распространенным является второй уровень, где присутствуют сокращения, позволяющие экономить место на странице. Реже можно встретить третий уровень, где целые слова сокращаются до нескольких букв или записываются при помощи специальных символов.

ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования
детей­инвалидов
Справочник для родителей.
Специальные знаки и символы
шрифта Брайля.
Составила:
Учитель ГБОУ РЦДО
Семенова Елена
Александровна

Стерлитамак
2018
Пояснительная записка.
Шрифт Брайля - рельефно­точечный тактильный шрифт,
предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми.
Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в
возрасте трёх лет поранился в мастерской отца шорным ножом; из­за
начавшегося воспаления глаза мальчик потерял зрение. В возрасте 15 лет Луи
создал свой рельефно­точечный шрифт как альтернативу рельефно­линейному
шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана
артиллерии Шарля Барбье. В то время «ночной шрифт» использовался
военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте.
Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки
расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку
читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с
обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница
переворачивается, и текст читается слева направо.
Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам
сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по
иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем
левом углу - точка 6.
Нумерация точек при чтении. Нумерация точек при письме.

Помимо общеизвестных символов, обозначающих буквы и знаки в
шрифте Брайля встречается и масса частных знаков, помогающих обозначить ту
или иную орфограмму в русском языке или знаки, символы и буквы в
математике, которые мало известны не посвященному человеку. Давайте
разберем эти символы!
Русский язык.
Грамматические особенности письма на шрифте Брайля.
Из­за особенностей шрифта Брайля в письме на его основе сделаны некоторые
изменения правил набора текста.
Можно выделить следующие отличия брайлевского письма:




отсутствие заглавных букв;
отсутствие знака пробела после запятой;
отсутствие знака пробела перед тире;
отсутствие пробела между знаком номера и числом;
Заглавная буква
Традиционные правила оформления текста требуют, чтобы каждое предложение
начиналось с заглавной буквы, а так же с заглавных букв должны начинаться все
имена собственные, многие аббревиатуры целиком состоят из заглавных букв. В
шрифте Брайля для изображения заглавной русской буквы имеется особый знак,
состоящий из точек под номерами 4, 5, который должен ставиться точно перед
буквой, к которой он относится. Буква, стоящая непосредственно после этого
знака, считается заглавной.
- знак заглавной буквы
- Пушкин

Члены предложения
На уроках русского языка основным заданием служит синтаксический разбор
предложения, заключается в нахождении членов предложения. Для выделения
каждого члена предложения, обычно, используются различные виды
подчеркиваний (подчеркивание одной чертой, двойной, волнистой и т.д.). В
шрифте Брайля невозможно подчеркнуть часть текста. Вместо подчеркиваний
используются особые знаки, которые ставятся в начале и в конце выделяемого
фрагмента.
слово
­ подлежащее (круглые скобки одинарные) ;

­ сказуемое ((круглые скобки двойные));
слово
­ определение (точки 1, 2, 4, 5, 6);
слово
­ дополнение (знак курсив ­ точки 4,5,6);
слово
­ обстоятельство (звездочка – точки 3, 5)

Части слова
Еще одним традиционным упражнением является морфемный разбор
слова. В ходе этого упражнения необходимо найти и выделить в предлагаемом
слове приставку, корень, суффикс (или несколько суффиксов) и окончание. Для
обозначения каждой части предусмотрены следующие символы:
___
­ основа слова;
Под
буквы корня слова ставится дефис);
ехал ­ приставка (между последней буквой приставки и первой
лес
ник – корень (корень слова с обеих сторон выделяется
вертикальными чертами – курсивом);
чик
­ суффикс (или каждый суффикс, если их несколько,
заключается в круглые скобки);
Кошк_
дефиса)
а – Окончание (отделяется от всех предыдущих частей с помощью

Фонетический разбор слова
в
­ звуковые скобки
­ знак мягкости буквы (ставится после мягкого звука)
­ ударение (ставится перед ударной буквой)
Выделение орфограммы
Изучаемая орфограмма выделяется точкой 6 перед орфограммой и точкой 1
после
чк
­ орфограмма

Математика
В математике так же встречается множество специальных знаков, необходимых
для оформления различных формул и выражений. Основной знак в математике
­ знак цифры
Целые числа.
Запись любого целого числа начинается с цифрового знака (точки 3, 4, 5, 6);
после цифрового знака без пробелов должна стоять одна или несколько цифр.
Целое число заканчивается, если в тексте встречается любой нецифровой
символ.
Десятичные дроби.
Запись любой десятичной дроби начинается с цифрового знака. В обыкновенной
дроби числитель записывается верхними точками, знаменатель нижними
точками, сохраняя образ числа.
­ 5/8
Смешанное число.
Смешанное число имеет целую и дробную части и перед каждой частью ставится
цифровой знак.

­
Десятичная дробь.
В десятичной дроби после последнего знака целой части без пробела ставится
запятая, а после запятой без пробела и цифрового знака записываются
десятичные знаки. Десятичная дробь завершается, как только в тексте
встречается какой­либо нецифровой символ.
­ 0,5
Рациональные выражения. Запись дроби, где и в числителе, и в знаменателе
находятся какие­нибудь выражения, состоит из трех элементов: признак начала
дроби, признак дробной черты и признак конца дроби. Дробное выражение
записывается линейно – элемент за элементом – причем между
соответствующими частями выражения ставятся особые брайлевские знаки,
символизирующие тот или иной способ записи этой части выражения
плоскопечатным образом.

­ знак начала и конца дробного выражения.
­ делитель (черта в дробном выражении между числителем и
знаменателем).

После знака дробного выражения без пробела записывается выражение, которое
должно стоять в. После последнего знака числителя ставится пробел, а затем
знак прямой дробной черты: точки 1, 2, 5, 6. В след за ним, без пробела,
записывается выражение, стоящее в знаменателе дроби После последнего знака
знаменателя ставится признак конца дроби: точки 5, 6.
Верхний и нижний индексы.
Для записи выражения в виде верхнего или нижнего индекса применяются
специальные знаки.
­ Знак нижнего индекса (записывается точками 1, 6). После него без
пробела записывается число, буква или выражение, стоящее в нижнем индексе.
После последнего знака этого выражения без пробела ставится признак конца
индекса: точки 1, 5, 6.

­
­ Знак верхнего индекса (записывается точками 3, 4).

­
Проценты. Знак процентов состоит из двух брайлевских символов: сначала
пишется цифровой знак (точки 3, 4, 5, 6), а затем без пробелов пишется
сниженный ноль (точки 3, 5, 6). Между числом и знаком процентов пробел не
ставится.
­ %
Арифметические знаки действий.
Знак плюс пишется точками 2, 3, 5. Перед ним всегда должен быть пробел,
отделяющий плюс от предыдущего выражения
­ знак +
Знак минус пишется точками 3, 6, к нему применяются те же правила.
­ знак –
Знак умножения "точка" записывается одной точкой 3, пробелы отсутствуют и
перед, и после знака умножения.

­ знак умножения
Знак деления "две точки" записывается сочетанием точек 2, 5, 6. На него
распространяются те же правила, как и на знаки, плюс и минус.
Знак равенства записывается точками 2, 3, 5, 6. Перед знаком равенства
обязательно должен быть пробел, после знака равенства пробела нет.
­ знак =
Знаки меньше и больше пишутся точками 2, 4, 6 и 1, 3, 5 соответственно.
Пробелы есть и перед, и после этих знаков.
­ знак <
­ знак >
Перенос математической формулы.
В строке длиной 24 символа нельзя уместить сколько­нибудь длинное
математическое выражение. Поэтому математические и физические формулы
приходится часто переносить. Для переноса математического выражения
следует поставить тот или иной знак арифметического действия, в следующей

клетке необходимо поставить точку 5, а всю остальную часть выражения
перенести на следующую строку. Таким образом, перенос математического
выражения разрешен на знаке арифметического действия. Сам знак ставится в
конце текущей строки, пятая точка является знаком переноса формулы.
Латинские буквы в математике.
В математических, а особенно в физических, формулах часто используются
буквы разных алфавитов. Для обозначения того или иного алфавита в шрифте
Брайля применяются специальные знаки.
­ знак заглавной латинской буквы (ставится перед буквой)
­ А
­ знак маленькой латинской буквы (ставится перед буквой)
­ а
Тригонометрические функции и логарифмы
Для обозначения тригонометрических функций в шрифте Брайля
предусмотрены специальные обозначения. Запись названия функции всегда
начинается с буквы «я», после которой пишется полное или сокращенное
название функции.

Называют состояние, которое возникает вследствие полной потери зрения на оба глаза. Человек перестает не только видеть, но и ощущать свет. Это приводит к потере возможности ориентироваться в окружающем пространстве (бытовая слепота) и неспособности выполнять работу даже при помощи оптических приборов (профессиональная слепота).

Причины слепоты

Нарушение или полная потеря зрения, как правило, вызваны разными факторами. К ним относят внутриутробные заболевания и пороки развития плода, которые приводят к врожденной слепоте новорожденных. Потерю зрения у детей и взрослых до 50-ти лет обычно вызывают заболевания и . У лиц старшего возраста слепота нередко наступает вследствие сосудистых патологий органа зрения, возникновения . В последнем случае, возвращению зрения способна помочь хирургическая пересадка .

Обучение и трудоустройство инвалидов

Даже имея физические ограничения, в России незрячие люди имеют возможность обучаться разным профессиям и проявлять себя на разных должностях. Их трудоустройство, является обязанностью Общества слепых, которое в том числе, ведет культурно-массовую и просветительскую работу в среде людей, имеющих ограничения по зрению. Административные центры Общества слепых находятся во всех крупных городах страны. На них же возложена обязанность обучения и профориентации слепых и слабовидящих граждан.

Получение среднего образования слабовидящими и слепыми детьми, в России является обязательным. При этом, обычные общеобразовательные школы принимают учеников с остаточным зрением. Для их обучения применяются лупы и увеличивающие устройства, а также прочие приемы дающие возможность ребенку усвоить учебный материал.

Детей со зрением менее 0,05 и совершенно слепых, берут в специализированные школы, где обучение проходит с применением наглядных пособий и методов преподавания, акцентированных на слух и осязание ребенка. Библиотеки для слабовидящих и незрячих укомплектованы аудио- и обычными изданиями, специальными таблички со шрифтом Брайля. Так в крупнейшем просветительском учреждении подобного типа, Российской государственной библиотеке для слепых, собраны специализированные пособия. К ним относятся не только вышеупомянутые издания, но и большая коллекция специальных рельефно-объемных моделей, позволяющих людям с ограничениями по зрению, получать тактильную информацию о разных объектах, ощупывая их.

Применение компьютерных электронных устройств

Альтернативой печатным изданиям для слабовидящих, сегодня стали аудиокниги. Они помогают узнавать о произведениях известных авторов, прослушивать их инсценировки и даже спектакли. Особый вклад в создание аудиокниг вносят волонтеры, создающие эти аудиокниги на специальных сайтах и распространяющие их среди широких масс. Сегодня разрабатывается и выпускается масса электронных устройств, помогающих при отсутствии зрение. Так новым, запатентованным средством кодировки и передачи сигнала стала модель визуально-замещающих устройств проекта «Тактильное виденье».

Работать с текстами инвалидам по зрению помогают специальные приспособления для электронных устройств - клавиатура со шрифтом Брайля и дисплей, имеющий генератор человеческой речи, помогающий считывать информацию с экрана. Все это делает жизнь незрячих людей более полноценной и насыщенной, помогает адаптироваться в социуме.

Шрифт Брайля

Шрифт Брайля представляет собой специальную систему для обучения незрячих чтению и письму. Она была разработана французом Луи Брайлем в 1824 году.

Будучи сыном сапожника Брайль потерял зрение в трехлетнем возрасте после ранения глаза шилом. В пятнадцать, он создал метод начертания букв и их чтения слепыми людьми, который в последствии назвали его именем. К его разработке, мальчика подтолкнуло знакомство с «ночным методом» - способом шифрования военных донесений, автором которого был капитан артиллерии Шарль Барбье.

Шрифт Брайля имел значительные отличия от типа линейного написания знаков, созданного Валентином Гаюи. Изучение его, помогает слепым людям научиться писать и читать. Данный метод, также развивает навыки правописания, грамматики, пунктуации. Позволяет незрячим и слабовидящим разбирать графики и сложные схемы.

Структура шрифта

Буквы шрифта Брайля изображаются посредством шести точек, разделенных на два столбца. Читают текст справа налево, и наоборот слева направо на следующей странице. Для восприятия шрифта Брайля существует определенная сложность. Она заключается в прочтении текста по обратной стороне листа используя выпуклости проколотых отметок. Точки имеют нумерацию, идущую по столбикам сверху вниз и читаются сперва с правой, после с левой стороны.

Как это происходит? В верхнем правом углу помещается точка 1. Под ней помещается 2. В нижнем правом углу расположена 3. Вверху слева - 4, под ней внизу - 5, в нижнем левом углу - 6. Когда-то, тифлопедагоги вносили предложение поменять местами цифры 1 и 3, однако, их предложение не поддержали. Позже, расширяя русский шрифт Брайля, была добавлена цифры: 7 под 3, а также 8 под 6. При этом, ячейка без прокола, также представляет собой определенный символ.

Издавна сложились определенные нормы размеров точек, расстояний между ними, расстояний между столбцами. Достаточная для распознавания минимальная высота отметки - 0,5 мм, промежутки между проколами составляют 2,5 мм. Расстояние между ячейками по горизонтали составляет 5 мм, по вертикали - 3,75 мм. Подобная структура дает возможность быстро и легко овладеть навыками чтения, на ощупь распознавая знаки. Печатные листы с текстами по Брайлю могут иметь разные форматы. Однако, традиционным для России, принято считать лист, включающий двадцать пять строчек, с тридцатью и тридцатью двумя символами в каждой. Общий размер листа, при этом, составляет 23х31 сантиметр.

Для слепых людей, брайлевский рельефно-точечный шрифт - это единственный способ научиться читать и писать, получить достойное образование и дальнейшее трудоустройство.

Как работает система

Шрифт Брайля состоит из 63 информативных символов и 64-го пробела. В расширенной системе содержится 255 знаков. Кроме того, как и в обычной, в ней, присутствует пробел. В связи с тем, что общее число сочетаний точек ограничено, зачастую применяются многоклеточные символы, состоящие из нескольких знаков, с различными функциями. Могут применяться также и дополнительные символы - прописные и заглавные буквы, цифры. Каждое сочетание знаков может иметь до десяти значений и более.

Для нанесения на бумагу шрифта Брайля существуют определенные инструменты. По этой причине любые изменения в конфигурации, размере, форме и выделении букв невозможны. Для выделения символов принято применять специальные знаки, которые ставят перед заглавными или прописными буквами. Если применяются разные типы шрифтов, такие знаки устанавливают до и после слов и частей предложения, которые нужно выделить.

Для написания текста либо его части курсивом, их помещают между определенными отметками - условными тегами. При этом, прослеживается некое сходство с системой html, где также применяют теги.

Грамматические особенности

В плане построения предложений, шрифт Брайля тоже имеет характерные особенности - изменение некоторых грамматических норм. В этой связи, научившийся писать по этой системе незрячий человек («браилист»), станет допускать ошибки, работая на обычном компьютере. Так шрифт Брайля, отличен от обычного в следующем:

  • Прописная буква игнорируется;
  • Перед тире и после запятой пробел не ставится;
  • Промежуток, отделяющий знак номера от числа отсутствует;
  • Для схожих символов применяется одно обозначение (тире и дефис - один знак препинания).

Подобные грамматические «ляпы» для письма Брайля являются нормой. И незрячий человек станет их допускать, если не пройдет дополнительное обучение.

Значение символов

Различные сочетания точек в клетке воспроизводит при брайлевском письме различные буквенные, цифровые и музыкальные символы. Они могут применяться для написания иностранных букв и слов, компьютерных или математических символов и уравнений. Шрифт Брайля, является эффективным средством для развития навыков грамматики, пунктуации и правописания у незрячих людей. С помощью этой системы легко описывать графики и схемы, с трудом поддающиеся устному описанию.

Способ письма

Как уже указывалось выше, Брайль придумал для незрячих людей способ тактильного чтения. Данный принцип получения информации построен на совокупности 6-ти отметок (ячеек). Они располагаются в два ряда и имеют по три знака в каждом ряду. Расположенные в разном порядке внутри ячейки точки, образуют смысловые единицы. Следуют в специальном порядке и знаки: 1, 2, 3 - слева и сверху вниз, 4, 5, 6 - в правом столбце так же. 1 * * 4 2 * * 5 3 * * 6 - по такому принципу и формируется шрифт Брайля.

Технология обучения письму

Брайлевский прибор, грифель или печатная машинка - это основные элементы, необходимые при письме для слепых. Между двумя металлическими либо пластмассовыми пластинами приспособления, вкладывается лист бумаги и зажимается ими. На верхней части пластины имеют ряды прямоугольных окон, нижняя часть имеет углубление, соответствующее каждому окну. Ячейки пластинок аналогичны брайлевским ячейкам.

Знаки образуются под давлением грифеля на бумагу. При сдавливании, углубления нижней пластины выдают определенные символы. Текст пишется справа налево, так как его воспроизведение будет на обратной стороне листа.

Брайлевская печатная машинка включает шесть клавиш, соответствующих шести точкам в ячейке. Здесь же присутствует ручка вала, которой переводят строки, делают «возврат назад» или «пробел». Если знак формируется с помощью нескольких клавиш, на них нажимают одновременно. Каждое надавливание, таким образом соответствует букве. По левой и правой сторонам от «пробела» предусмотрены три клавиши - это цифры. Как же осуществляется письмо?

В соответствии с техникой письма, указательный палец левой руки нажимает слева на клавишу находящуюся рядом с «пробелом». Это точка - 1. Средним пальцем этой руки можно написать точку 2, для чего просто нажать центральную клавишу, следующую за клавишей точки 1.

Нажав безымянным пальцем на последнюю клавишу, получим точку 3. С противоположной стороны, на соответствующие клавиши «4», «5», «6», должны нажимать пальцы правой руки. «Пробел» ставят большим пальцем. Таким образом, при письме задействованы обе руки. Текст, напечатанный на машинке, можно прочесть, не переворачивая бумажный лист.

Заключение

Конечно, для освоения системы Брайля требуется приложение некоторых усилий. К примеру, поставленная не в том месте по невнимательности отметка, способна изменить цифры номера телефона и пр. Однако, силы не будут потрачены впустую. Шрифт Брайля поможет в достижении высоких результатов адаптации в социуме.

Инструкция

Француз Луи Брайль в 1824 году в возрасте 16 лет создал точечно- шрифт, сам будучи слепым уже с трех лет. На тот момент уже существовал рельефно-линейный шрифт Валентина Гаюи, который за основу своего письма взял шрифт, применявшийся военными для чтения в полевых (ночных) условиях. Недостатком военного шрифта была его громоздкость, ведь на странице помещалось мало слов.

Брайль хоть и не был первооткрывателем алфавита для незрячих, но он разработал новую систему нанесения букв, которая была основана на матрице с шестью точечными нанесениями - буквами. Для письма было взято нанесение точечных уколов на бумагу. Впрочем, и эта система имела ряд недостатков, к примеру, невозможность обозначения заглавных букв, пробелов после запятой и перед тире. Чтобы оправдать довольно безграмотный стиль письма, были приняты некоторые изменения в грамматике при использовании знаков азбуки Брайля.

Особенностью письма по системе Брайля является то, что текст с права налево, затем лист переворачивается и по выпуклостям наколотых точек читается текст.

При обучении чтению по азбуке Брайля следует учитывать, что буквы распознаются по тисненым выпуклостям. Самая большая трудность – у большинства обучаемых весьма слабо развито чувство осязания на кончиках пальцев. Считать, что у слепых людей сверхчувствительные пальцы, в корне неверно.

Для развития осязания рекомендуется заниматься перебором мелких предметов, таких как крупа, горох, бусины. Очень важно ориентировать обучаемого человека на работу двумя одновременно. Причем, перебирая гречку и рис, необходимо заострять внимание на их форме, запоминать ощущения.

Дополнительными методическими пособиями для обучения азбуке Брайля служат: набор букв, например, русского алфавита, изготовленных из пластика и с нанесенной перфорацией, соответствующей буквам алфавита Брайля.

Существует даже кубик Рубика для незрячих людей. Вместо цвета на сегменты кубика наносится рельефная поверхность. В помощь обучающимся выпускается и специальная , позволяющая незрячему человеку заучить шрифты Брайля. На таблице расположен русский алфавит и на каждую букву нанесены рельефные выпуклости шрифтом Брайля, соответствующие русской букве.

Каждую букву заучивают в отдельности. Так, литере «А» соответствует расположение одной точки в левом верхнем углу, литере «Б» - там же, но уже двух точек. Обычно на освоение алфавита уходит до полутора месяцев, после его учащемуся предлагают простое чтение, не имеющее знаков препинания.

Обычно в России для работы со «слепыми» шрифтами используют плотные листы формата А4, международно принятое расстояние между точками – 2,5 мм. Более 25 строк на лист не размещают.

Обратите внимание

В России впервые вариант алфавита Брайля был создан в 1861 году князем Д.М.Оболенским.

Полезный совет

Специалист, который обучает «слепому» чтению и письму называется тифлопедагогом.

Ранее развитие пугает многих современных родителей. Считая, что занятия с малышом практически «воруют» у того детство, мамы и папы пускают формирование его личности на самотек. Действительно, все полезные навыки ребенок сможет приобрести и в школе. Но специалисты уверяют, что нет ничего плохого в том, чтобы выучить алфавит года в три. Занятия стимулируют мозговую деятельность, развивают мышление и творческие способности.

Вам понадобится

  • - книга-азбука с картинками
  • - "говорящая азбука" или доска и буквы-магниты

Инструкция

Если вы всерьез решили изучить с крохой буквы, но не знаете, как выучить русский алфавит , то не стоит отчаиваться. Ведь методики, позволяющие сделать это, доступны даже , не имеющему педагогического образования. Приобретите обычную книжку с буквами и картинками. Такой литературы в книжных магазинах предостаточно. Рассматривайте с малышом , комментируйте их. Главное на этом этапе – вызвать у интерес к этой конкретной книге.

Затем изучите уже и сами буковки. Выучить алфавит помогут ассоциации. Каждой из букв можно присвоить «обладателя». К примеру, «м» - мама, «п» - папа. Важным условием является использование лишь доступных вербальных средств. Другими словами – нет смысла «э» экскаватором, если кроха не знает этого слова и не его произносить. Постепенно ьпо мере расширения лексического запаса , будет увеличиваться и число известных ему букв.

Когда знания закрепятся и ваш будет уверенно «мама», «папа», «киса» и т.д., только лишь увидев соответствующую букву, слова необходимо постепенно заменять звуковым эквивалентом. Причем – именно звуковым. Пусть «б» будет «б», а не «бэ». При таком подходе будет гораздо проще в дальнейшем обучить ребенка чтению.

Когда ребенок немного подрастет, года в 3-4, можно приобрести ему специальную «говорящую азбуку» или доску с магнитами-буквами. Эти изделия достаточно эффективны, позволяют выучить алфавит быстро. При этом они неизменно вызывают у любопытство. Отправляясь за покупкой, возьмите ребенка с собой. Пусть он сам выберет учебный тренажер, ориентируясь на свои личностные предпочтения. В таком случае результат не заставит себя ждать.

Видео по теме

Обратите внимание

Имея непреодолимое желание выучить алфавит с ребенком, помните, что процесс изучения букв должен доставлять малышу радость. Не стоит злиться, если тот не хочет рассматривать картинки всякий раз, когда вы предлагаете. Если ребенок потерял интерес к книге, отложите занятия на другой раз.

Раннее развитие должно проявляться в разумных пределах. Не стоит перегружать малыша перманентными занятиями. Дайте ему подурачиться, побегать и отвлечься. Ведь двигательная активность не менее важна, чем умственное развитие.

Полезный совет

Обучение должно проходить в форме игры. Например, любимая мягкая игрушка (кошечка или собачка) могут прийти к малышу в гости, чтобы почитать книгу-азбуку, и захотят получить собственную букву.

Поняв, как выучить русский алфавит с ребенком, отправляйтесь в книжный магазин за соответствующей книгой. Обращайте внимание на те издания, в которых буквы прописаны четко, а изображений не слишком много. В противном случае буквы будут теряться на фоне рисунков, и ребенку будет сложно запомнить их внешний облик.

Слабовидящие или полностью слепые люди лишены многих радостей жизни. Каким образом они, к примеру, могли бы воспринимать печатную информацию? Существуют специальные средства, которые помогают читать и даже писать тем, кто потерял зрение. Одно из таких средств – так называемый шрифт Брайля.

Рельефно-точечный шрифт Брайля

Шрифт Брайля – это комбинации из точек, предназначенные для чтения и письма теми, кто лишен возможности воспринимать информацию посредством зрительного анализатора. В основе рельефно-точечного шрифта лежат сочетания нескольких точек, образующих определенный знак.

Текст, выполненный подобным образом, сравнительно легко может быть распознан на ощупь, если, конечно, человек достаточно подготовлен.

Данную систему чтения и письма Луи Брайль, живший в первой половине XIX века. Посредством шрифта Брайля можно воспроизвести не только , но и цифры, нотные знаки, а также любые другие символы, каждому из которых соответствуют различные комбинации выпуклых точек, расположенных в специальных ячейках.

Как был создан шрифт Брайля

История гласит, что сам Брайль в детские годы случайно поранил глаз ножом, после чего ослеп. В десятилетнем возрасте поступил в школу , расположенную в Париже. Там учили читать по книгам так называемой системы Хауи, в которой обучаемый должен был исследовать на ощупь каждую выпуклую букву. Это было нелегким делом, ведь на ощупывание одной уходило несколько секунд. Когда ученик доходил до конца строки, он вполне мог забыть те буквы, что шли в самом начале.

Брайль, который на себе испытал несовершенство существовавшей системы обучения, решил найти другой способ для чтения, который был бы более простым и быстрым.

За основу своего изобретения Брайль взял код, который широко использовали военные для доставки донесений. Чтобы сообщение можно было прочесть в ночное время, когда даже свет спички мог демаскировать позицию, артиллеристы использовали листы картона с пробитыми на них отверстиями. Читать такие надписи было значительно проще, чем те объемные буквы, что содержались в огромных учебниках для .

На основе этого военного способа письма Луи Брайль и рельефно-точечную систему. Она позволяла записывать символы самого разного назначения. С годами Брайль соединил отдельные сочетания точек в ячейки, которые состояли из пары вертикальных рядов – по три символа в каждом из них. Осваивать систему Брайля было очень легко, да и практическое использование давалось слепым сравнительно просто.

Но изобретателя ждало разочарование. Когда он предложил свою систему чтения и письма специалистам одного из институтов, она была категорически отвергнута. Доводом стало то, что данный шрифт не будет удобен для преподавателей. Брайлю пришлось самостоятельно внедрять разработанную им систему. И только когда шрифт завоевал широкую популярность среди слепых и , им всерьез заинтересовались и специалисты.

Азбука Брайля - специальный набор обозначений, который позволяет людям, имеющим плохое зрение, читать различные тексты. При этом использование этого своеобразного алфавита характеризуется рядом особенностей.

Азбука Брайля, которую также называют алфавитом Брайля, - это набор специальных символов, выполненных в виде точек на гладкой поверхности. Такой характер знаков в этой азбуке позволяет людям, которые имеют плохое зрение или полностью слепы, считывать текст с этой поверхности.

История создания

Автор этого алфавита - французский гражданин Луи Брайль, который изобрел его в 1824 году. Он сам был слепым, причем этот недостаток не был присущ ему от рождения: будучи сыном сапожника, в возрасте 3 лет он играл с отцовскими инструментами и случайно поранил глаза, причем настолько сильно, что полностью лишился зрения.

Несмотря на это, юный Луи Брайль к знаниям, и уже подростковом возрасте стал задумываться о том, каким образом он мог бы получать информацию из книг. Тогда ему в голову идея создания специального шрифта для слепых, а за основу он взял «ночной шрифт», который использовался военными для передачи сообщений в темное время суток. Впоследствии он усовершенствовал свою первоначальную разработку и в 1829 году опубликовал небольшую брошюру, в которой описал основные принципы пользования своей азбукой. Однако свой окончательный вид Брайля обрела только к 1937 году.

Азбука Брайля

Азбука Брайля состоит из символических изображений букв обыкновенного алфавита. Поэтому фактически азбука Брайля представляет собой своего рода перевод национального алфавита на язык людей со сниженным уровнем зрения и различается для разных языков.

Тем не менее, у всех азбук в различных языках имеются общие черты. Так, для обозначения букв применяются шесть точек, расположенных в два столбца по три точки. При этом отсутствие или наличие точки на положенном месте служит своего рода кодом, позволяющим идентифицировать ту или иную букву.

Однако азбука Брайля применяется не только для обозначения букв алфавита, но и для постановки других знаков, например, знаков препинания, ударений и прочих. К счастью, максимальное допустимое количество комбинаций в алфавите Брайля составляет 64 единицы: таким образом, в большинстве языков это количество является избыточным в сравнении с числом букв в алфавите.

Среди людей, постоянно пользующихся этой системой обозначений, принято выделять три основных уровня сложности применения системы. Так, первый, самый простой уровень, включает в себя буквы и основные знаки препинания: он применяется преимущественно начинающими пользователями. Второй уровень азбуки Брайля - наиболее распространенный: от первого уровня от отличается использованием стандартных сокращений, которые позволяют экономить место на письме. Наконец, третий уровень - самый сложный: он характеризуется значительным количеством сокращений, когда вместе целых слов употребляются только одна или несколько букв. Им пользуются в основном люди, имеющие большой опыт применения этого языка.

Источники:

  • Шрифт Брайля

К трем годам ребенок начинает разговаривать предложениями, хорошо понимает речь, активно познает окружающий мир. Память малыша работает в это время очень эффективно, поэтому выучить с ребенком алфавит быстро и весело можно уже в таком юном возрасте.

Обучение знанию букв ребенка в младшем дошкольном возрасте зачастую вызывает у родителей проблемы. Однако природная любознательность и быстрое запоминание малыша позволяют ему выучить алфавит очень просто.

Чтобы не засорять ребенку голову лишней информацией, не следует изучать сами названия букв алфавита, освоение самих звуков позволит малышу научиться читать в дальнейшем гораздо быстрее. То есть, запоминать нужно не букву "И краткая", а звук "Й".

Ранее считалось, что благодаря хорошей работе воображения и зрительной памяти ребенок лучше запомнит буквы, которые будет соотносить с определенной картинкой. Однако это можно считать глубоким заблуждением. Рисунок волка и звук "В" не вызывают у ребенка интуитивных ассоциаций, он еще не умеет выделять из слова первую букву, поэтому при таком освоении алфавита ему понадобится использовать недопустимое в данном случае механическое запоминание. Лучше заменить картинки на:
- междометия;
- звукоподражания;
- ассоциации.
Например, буква "У" похожа на самолетик, который разворачивается в воздухе. Он взлетает и говорит "Уууууу".

Чтобы быстро выучить алфавит с ребенком, нужно дать малышу прочувствовать буквы. Ему необходимо увидеть их собственными глазами, потрогать ручками, послушать, как они звучат. Например, можно вместе с ребенком вырезать букву "Ж" в форме жука, дать возможность ему раскрасить насекомое, нарисовать глазки, крылышки, поползать вместе с жучком, полетать по комнате, пожужжать: "Жжжук жжжжужжжит, как буква "Ж". Если ребенок сделает самостоятельно что-либо, то он запомнит это гораздо быстрее, чем при показе или рассказе родителей.

Можно совершать с буквами неожиданные для малыша действия. Например, на вырезанную из картона букву "C" насыпать песочек, повторяя вместе: "Давай сссссыпать песссочек на букву "С". Если при закреплении изучения звука "С" ребенок не может его вспомнить, то нужно дать подсказку: "Помнишь, мы ссссыпали пессссочек на букву? Какая она была?" Можно также показать ребенку очертания забытого звука пальцами или дать ту самую картонную букву.
Ребенку можно предложить перед зеркалом превратиться в буквы. У него хорошо выйдут "Т", "Г", "Ф" и другие звуки. Процесс обязательно нужно озвучивать.

Игр на закрепление знания букв существует достаточно много. Подбирать их нужно с учетом интересов ребенка. Например, на разноцветных машинках перевозить буквы различных оттенков. Или дать имена, где будет содержать повтояремые звуки, а для наглядности наклеить на них бумажки с выделением нужной буквы.

Для начала дите должно научиться выбирать нужный звук из нескольких предложенных мамой, и только после того, как малыш перестанет ошибаться, можно переходить к непосредственному называнию букв.

При выборе игр следует учитывать, что все звуки должны быть веселые и интересные, тогда выучить с ребенком алфавит получится быстро и легко.

При подготовке к школе родителям приходится активно заниматься с ребенком. Для поступления во многие образовательные учреждения дети уже должны сдавать специальный экзамен. Подразумевается, что к 6-7-летнему возрасту ребенку следует знать такие основные вещи, как цифры и буквы; а порой необходимо даже уметь читать.

Инструкция

Для того чтобы быстро выучить алфавит , необходимо иметь какие-то наглядные пособия и . Будет полезно повесить несколько постеров с изображением азбуки и привлекать внимание ребенка к забавным . Можно нарисовать плакаты с буквами алфавит а самостоятельно на ватмане.

Чтобы быстрее и эффективнее выучить с ребенком азбуку, можно купить или сделать самому карточки с буквами. Как правило, в покупных наборах много разных изображений для одной и той же буквы, и ребенку будет веселее искать среди них изучаемую. Это также внесет разнообразие в уроки.

Быстрее выучить алфавит помогут песенки. Можно придумать свой мотив, «наложив» на него буквы азбуки, или найти в интернете - ввести в любом поисковике «песенки про алфавит ». Распевайте песни с ребенком, имея перед глазами азбуку. В интернете также предлагаются интересные видеоуроки по изучению алфавит а.

Чтобы лучше запоминать буквы, можно делать их самим. Например, смастерить из пластелина, глины, вырезать из цветной бумаги или картона. В магазине легко найти популярную гипсовую массу с буквами и забавными животными. Сначала слепить - потом раскрасить.

Используйте любые наглядные пособия, которые нравятся детям. Хорошо подойдут наклейки и с буквами, аппликации. Можно купить магнитную доску с буквами, кубики. По нескольку раз в день возвращайтесь к повторению алфавит а, снова спойте песенки и, играя, произносите буквы. Очень важно проявить фантазию, потому что однообразные занятия могут очень быстро надоесть ребенку.

Видео по теме

Полезный совет

Многие книжные издательства предлагают специальные пособия, которые помогут правильно составить план уроков для изучения азбуки. Следуя методическим указаниям, можно достичь неплохих результатов в изучении алфавита.

Алфавит является первым шагом и основой изучения любого языка. А в английском языке правильное запоминания алфавита носит прикладной характер: оно помогает лучше почувствовать фонетику и быстрее научиться читать.

Вам понадобится

  • - "говорящая азбука"
  • - таблица с алфавитом
  • - знание транскрипции

Инструкция

Английское произношение довольно сложно, причем из правил чтения имеется огромное количество исключений. Как правило, изучение нового слова всегда сопровождается транскрипцией, поскольку в большинстве случаев вы даже не сможете верно прочитать без нее. Именно в данном случае и подтверждается актуальность знания алфавита, а именно произношения звуков в нем.

Чтобы алфавит, сначала напишите около каждой ее транскрипцию. Кстати, несложные правила транскрибирования также необходимо освоить на этом этапе, иначе вам будет сложно понять произношения слова в словаре. Произносите буквы по отдельности, в разном порядке. Как только вы запомнили произношение каждой буквы, необходимо их по порядку, как они идут в алфавите.

Если выучить предстоит ребенку, на помощь придет электронная говорящая азбука. Ее можно найти в канцелярских и детских магазинах, у производителей многих торговых марок. Данный дидактический материал представляет собой плакат со встроенными датчиками. Ребенок сможет нажимать на каждую букву и слышать ее произношение. После этого азбука сама будет его показать ту или иную букву.

И ребенку, и удобно запомнить известную десятилетиями песенку про алфавит. Они отлично ложится на слух, и, как правило, запоминается на долгие годы. Вот ее текст: "А В С D E F G/ H I J K L M N O P/ Q R S T U V/ W Y and Z, now I know my ABSs, next time won"t you sing with me".

Чтобы хорошо заполнить алфавит почаще тренируйтесь в произношении слов по . В языковом обиходе англоговорящих людей спеллинг (произношение ) используется очень часто. Многие слова сокращаются до общепринятых аббревиатур, которые на слух можно распознать, лишь зная правильное произношение . Например, LA (Лос-Анджелес) или "How r u?" вместо "How are you?" ("Как дела?").

Даже если вы никогда не общаетесь с носителями , вас могут попросить продиктовать по телефону адрес электронной почты. Наверняка вы не раз сталкивались с трудностями в этом элементарном действии, когда люди не могут правильно произнести буквы, из-за чего возникает путаница.

Поэтому старайтесь в качестве самостоятельного упражнения произносить по буквам несколько слов в день, сверяясь затем с официальной транскрипцией.

Видео по теме

Обратите внимание

Помните о разнице произношения звуков в английском и американском варианте языка. Даже буквы в самом алфавите читаются по-разному.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры