По картине заморские гости. Сочинение по картине Н

Главная / Измена жены

ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ

Николай Рерих

Есть художники, жизнь которых несет на себе печать их необычной натуры, оригинального и самобытного отношения к миру. Даже краткая биография Николая Константиновича Рериха напоминает не просто увлекательный рассказ, а целый роман. Советский искусствовед И. Петров отмечает, что он был «замечательным живописцем, неутомимым путешественником, страстным исследователем, философом и поэтом. Он жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии; совершил поездки на Цейлон, Филиппины и в Гонконг, последние годы жил в Индии».

Не только творчество, но и сама яркая личность Н. Рериха привлекали к нему людей, еще при жизни известность его стала почти легендарной. Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. В России, пожалуй, нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь его в Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, первый раз в истории построен целый музей для шедевров одного художника еще при его жизни.

Одной из особенностей искусства Н. Рериха, которая определяла все направления его творческих поисков, было стремление воплотить в живописи образы далекого, героического прошлого, проникнуть в смысл древних преданий, передать всю поэтическую прелесть народной жизни. Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций «Художественная техника в применении к археологии», он говорил: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь».

Наилучшим примером такого проникновения в прошлое были исторические картины великого В. Сурикова. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI-XVII веков. А тот исторический пласт, который увлекал Н. Рериха, уходил во времена Киевской Руси и даже дальше - вплоть до каменного века. История становится для художника живой частью народной жизни, истоком национального начала в русском искусстве является для него народ русский, создавший изумительно красивые поэтические сказания, песни, художественные изделия. «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: «Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство...» - восклицал Н. Рерих.

В русское искусство Н. Рерих вошел сразу как зрелый мастер. Академию художеств он окончил дипломной картиной «Гонец. Восстал род на род», которая была горячо встречена И. Репиным и В. Суриковым и с выставки приобретена П.М. Третьяковым. После «Гонца», по совету И. Репина, Н. Рерих уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Ф. Кормана. Французский художник сразу увидел, что перед ним уже сложившийся мастер, и бережно отнесся к его яркому, самобытному дарованию. Когда Н. Рерих уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин под названием «Начало Руси. Славяне».

«Заморские гости» - одна из картин этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу же получила всеобщее признание, и художник сделал с нее несколько повторений. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году. Меткими, художественно точными словами описывает он плывущие ладьи, носы которых завершены раскрашенными резными драконами. На их бортах пестрые щиты, сверкающие на солнце, наполненные ветром паруса наводят страх на врагов. Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру - в самый Царьград. Идут варяги на торг или на службу... Также и на картине по синей глади безмятежного моря медленно движутся на зрителя расписные варяжские ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

Привлекает картина и своей красочной праздничностью. Открытые, напряженные тона создают ощущение радостного перезвона ярких цветов. Красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски в украшении кораблей, в природе и одежде людей особо звучат рядом с белизной легких облаков и крыльями летящих над морем чаек. Живописность этой картины открывает перед зрителем (как и перед варягами) новую, дотоле неведомую страну. И вот мы уже узнаем узорочье народных орнаментов и праздничность древнерусского искусства. В памяти зрителей оживают любимые с детства сказания о людях минувших времен, о славной жизни, овеянной столькими поэтическими легендами. За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти гости, из чужой страны приехавшие посмотреть на Русь Великую.

Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. Волнистые линии зеленых холмов с оставшимися кое-где округлыми валунами - это результат движения ледников, которые сгладили, смягчили острые рельефы северного ландшафта. На вершине одного холма видны три кургана - это захоронения вождей. На другом - укрепленный тыном и башнями славянский городок, откуда, может быть, жители смотрят на флотилию не только с тревогой и волнением, но и с любопытством. Поразительно мастерство Н. Рериха, с каким он написал озаренные закатными лучами и горящие на солнце разноцветные струги. Плотная синева волн, разрезаемых гружеными товаром кораблями; зеленые холмы и стены встающего вдалеке града; чистая синева небес, радостное сияние утреннего солнца - все заставляет верить в чудесную сказку.

Картина полна движения - то замедленно-тяжелого в плавном движении ладей, то шумного и легкого в гомоне чаек и взмахе весел. Неподвижные, словно спящие холмы только усиливают впечатление торжественного прибытия гостей. Но, вглядываясь в картину, мы не найдем в ней ярко и живо написанных лиц, отдельных характеров, своеобразных индивидуальностей. Лица викингов едва различимы, а жителей русских городов не видно вообще. Русский художник С. Маковский отмечал: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени... Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины. На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится... Но полузримый, невидимый - он везде».

И действительно, созданный на картине «Заморские гости» образ не отвлеченный. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое «лицо» и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая сила страны. Художник переносит зрителя в глубь веков, и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. И встают пред ним не отдельные герои, не занимательный исторический эпизод, а как бы заново прочитанные страницы летописей.

Из книги Обратная сторона Японии автора Куланов Александр Евгеньевич

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Глава XX Собираются гости Судя по особенной хлопотливости, заметной в буфете, по яркому освещению, придававшему какой-то новый, праздничный вид всем уже мне давно знакомым предметам в гостиной и зале, и в особенности судя по тому, что недаром же прислал князь Иван Иваныч

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

ОБМАНУТЫЕ ГОСТИ Во многих краеведческих книгах можно встретить такой вот адрес Ивана Сергеевича Тургенева: Стремянная улица, дом Гусева. И пояснение: Тургенев жил там в 1840-е годы, дом не сохранился, а стоял он на месте нынешнего дома № 21 по Стремянной.Авторы этих трудов

Из книги О смысле жизни автора Сборник статей по гуманной педагогике

Из книги Вежливость на каждый день автора Камычек Ян

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Мы в гостях, у нас гости «Наноси визиты не предупреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают», - гласит французская поговорка. Действительно, лицо человека, который нам в таких случаях открывает дверь, бывает порой очень выразительным, хотя вслед за этим хозяин и приветствует

Из книги Сказки и легенды маори автора Кондратов Александр Михайлович

Гости Если вы приглашены Если вас пригласили в гости, не забудьте ответить на приглашение. Очень часто для приглашенной стороны получение приглашения уже является утвердительным фактом участия в празднике, однако для пригласившего будет удобно и приятно получить

Из книги Русская Япония автора Хисамутдинов Амир Александрович

Визит в гости Если вы собираетесь в гости с детьми, не забудьте рассказать, как вести себя в новой ситуации. Ребенок или сразу направляется в группу к другим детям, или может обойти гостей вместе с родителями и быть представлен. В этом случае он должен только здороваться.На

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Из книги Личности в истории. Россия [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

РЕРИХ НИКОЛАИ КОНСТАНТИНОВИЧ (род. 10.10.1874 г. – ум. 13.12. 1947 г.) Выдающийся русский живописец и театральный художник, родоначальник исторического пейзажа, археолог, философ, мистик, писатель, общественный деятель, инициатор движения в защиту памятников культуры. Создатель

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Николай Константинович Рёрих (1874–1947) художник, философ, писатель, археолог, педагог... При счастье никогда не бывает друзей. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз. ... Люди различаются на осуждающих и на творящих. ... Человечество

Из книги Таинства кулинарии. Гастрономическое великолепие Античного мира автора Сойер Алексис Бенуа

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги автора

Из книги автора

Рерих Николай Константинович Рерих (1874–1947) – русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Мыслить по правильному направлению – значит уже двигаться по пути к победе. При счастье никогда не бывает друзей… Человек во время счастья бывает

Есть художники, жизнь которых несет на себе печать их необычной натуры, оригинального и самобытного отношения к миру. Даже краткая биография Николая Константиновича Рериха напоминает не просто увлекательный рассказ, а целый роман. Советский искусствовед И. Петров отмечает, что он был "замечательным живописцем, неутомимым путешественником, страстным исследователем, философом и поэтом. Он жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии; совершил поездки на Цейлон, Филиппины и в Гонконг, последние годы жил в Индии".

Николай Рерих. Заморские гости

Не только творчество, но и сама яркая личность Н. Рериха привлекали к нему людей, еще при жизни известность его стала почти легендарной. Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. В России, пожалуй, нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь его в Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, первый раз в истории построен целый музей для шедевров одного художника еще при его жизни. Одной из особенностей искусства Н. Рериха, которая определяла все направления его творческих поисков, было стремление воплотить в живописи образы далекого, героического прошлого, проникнуть в смысл древних преданий, передать всю поэтическую прелесть народной жизни.

Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций "Художественная техника в применении к археологии", он говорил: "Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь".

Наилучшим примером такого проникновения в прошлое были исторические картины великого В. Сурикова. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI-XVII веков. А тот исторический пласт, который увлекал Н. Рериха, уходил во времена Киевской Руси и даже дальше - вплоть до каменного века. История становится для художника живой частью народной жизни, истоком национального начала в русском искусстве является для него народ русский, создавший изумительно красивые поэтические сказания, песни, художественные изделия. "Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: "Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство..." - восклицал Н. Рерих.

В русское искусство Н. Рерих вошел сразу как зрелый мастер. Академию художеств он окончил дипломной картиной "Гонец. Восстал род на род", которая была горячо встречена И. Репиным и В. Суриковым и с выставки приобретена П. М. Третьяковым. После "Гонца", по совету И. Репина, Н. Рерих уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Ф. Кормана.

Французский художник сразу увидел, что перед ним уже сложившийся мастер, и бережно отнесся к его яркому, самобытному дарованию. Когда Н. Рерих уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин под названием "Начало Руси. Славяне".

"Заморские гости" - одна из картин этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу же получила всеобщее признание, и художник сделал с нее несколько повторений. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году. Меткими, художественно точными словами описывает он плывущие ладьи, носы которых завершены раскрашенными резными драконами. На их бортах пестрые щиты, сверкающие на солнце, наполненные ветром паруса наводят страх на врагов. Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру - в самый Царьград. Идут варяги на торг или на службу...

Также и на картине по синей глади безмятежного моря медленно движутся на зрителя расписные варяжские ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

Привлекает картина и своей красочной праздничностью. Открытые, напряженные тона создают ощущение радостного перезвона ярких цветов. Красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски в украшении кораблей, в природе и одежде людей особо звучат рядом с белизной легких облаков и крыльями летящих над морем чаек. Живописность этой картины открывает перед зрителем (как и перед варягами) новую, дотоле неведомую страну. И вот мы уже узнаем узорочье народных орнаментов и праздничность древнерусского искусства. В памяти зрителей оживают любимые с детства сказания о людях минувших времен, о славной жизни, овеянной столькими поэтическими легендами. За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти гости, из чужой страны приехавшие посмотреть на Русь Великую.

Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. Волнистые линии зеленых холмов с оставшимися кое-где округлыми валунами - это результат движения ледников, которые сгладили, смягчили острые рельефы северного ландшафта. На вершине одного холма видны три кургана - это захоронения вождей. На другом - укрепленный тыном и башнями славянский городок, откуда, может быть, жители смотрят на флотилию не только с тревогой и волнением, но и с любопытством.

Поразительно мастерство Н. Рериха, с каким он написал озаренные закатными лучами и горящие на солнце разноцветные струги. Плотная синева волн, разрезаемых гружеными товаром кораблями; зеленые холмы и стены встающего вдалеке града; чистая синева небес, радостное сияние утреннего солнца - все заставляет верить в чудесную сказку.

Картина полна движения - то замедленно-тяжелого в плавном движении ладей, то шумного и легкого в гомоне чаек и взмахе весел. Неподвижные, словно спящие холмы только усиливают впечатление торжественного прибытия гостей.

Но, вглядываясь в картину, мы не найдем в ней ярко и живо написанных лиц, отдельных характеров, своеобразных индивидуальностей. Лица викингов едва различимы, а жителей русских городов не видно вообще. Русский художник С. Маковский отмечал: "У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени... Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины.

На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится... Но полузримый, невидимый - он везде".

И действительно, созданный на картине "Заморские гости" образ не отвлеченный. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое "лицо" и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая сила страны.

Художник переносит зрителя в глубь веков, и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. И встают пред ним не отдельные герои, не занимательный исторический эпизод, а как бы заново прочитанные страницы летописей.

"Сто великих картин" Н. A. Иoнина, издательство "Вече", 2002 г.

Николай Константинович Ре́рих (Рёрих) (27 сентября (9 октября) 1874, Санкт-Петербург — 13 декабря 1947, Наггар , Химачал-Прадеш, Индия) — русский художник, сценограф , философ-мистик , писатель, путешественник, археолог , общественный деятель .

Николай Константинович Рерих, один из выдающихся художников, жизнь которых полностью отвечает их необычной, творческой натуре, креативному отношению к окружающему миру. Биография художника напоминает не просто повествовательный рассказ, а захватывающий жизненный роман. Многогранность этого человека просто удивляет и завораживает одновременно: известный поэт, страстный путешественник, глубокий философ, неутомимый исследователь и замечательный художник - это далеко не полный перечень его увлечений.

В свое время ему удалось не только посетить многие страны мира, но и пожить в них. Это наложило отпечаток на все его творчество. Яркая личность творца магнитом притягивала к себе людей. Именно поэтому он стал широко известен еще при жизни. Творчество художника представлено более чем 5 тысячами полотен, которые выставляются в известнейших музеях и галереях во всем мире. Ну, а уж в России каждый уважающий себя музей имеет в своей коллекции картины художника. Удивительно, что в Нью-Йорке, в честь Рериха, было сооружено 29-этажное здание, специально предназначенное для музея, в котором представлены исключительно его шедевры. В своем творчестве художник старался проиллюстрировать героическое прошлое, древние предания, трудную, незатейливую жизнь простого народа.

Произведения Рериха наполнены стариной Киевской Руси, героизмом набегов викингов, легендами Древнего мира. Художника вдохновляло изучение народных сказаний, песен, традиций, росписей и изразцов старинных мастеров, легенд. Душа самобытного дарования насквозь пропитана духом Древней Руси.

Народная живопись

В конце XIX века молодой художник осуществил интереснейшее путешествие к Новгороду по маршруту, которым в древности ходили варяжские ладьи. Это событие зародило идею для создания в дальнейшем живописного полотна «Заморские гости». Позже, находясь в Париже, постоянно мысленно возвращаясь на Родину, у Рериха созрела и оформилась идея написания произведения. Картина относится к циклу о Руси изначальной и несет яркий отпечаток народной живописи. Анализируя художественные приемы, - головы драконов, алые паруса, синяя вода в реке, - приходим к выводу, что мастеру удалось блистательно переложить характерные черты прикладного искусства и иконописи древности на современный лад.

Сам же художник дал картине подзаголовок «Народная живопись». «Заморские гости» - это торжественная ода мирной миссии варягов ІХ века, которые на внушительных ладьях отправились мирить воюющие славянские племена.

Картина выполнена крупными мазками, искусно изогнутыми линиями, яркими красками, что характеризует неуемную натуру автора. Плывут заморские гости в славянские земли, один за другим гордо идут по безмятежному морю древнескандинавские суда, на бортах сверкают разноцветные щиты, раздуваются ветром ярко-красные паруса, носы увенчаны резными головами драконов-грифонов, в ладьях вглядываются в неизвестность суровые скандинавы… Таков сюжет картины.

Передается он необычными праздничными красками. Созвучие прозрачных оттенков неба и белокрылых чаек, парящих над морем, с напряженными, открытыми тонами кораблей, одежды людей создает ощущение радости и праздника. Все это есть неотъемлемой частью древнерусского искусства и народной живописи, что полностью подтверждает авторский заголовок Н. К. Рериха. Глядя на полотно, возникают знакомые с детства легенды и сказания о древних славянах. Поражает не только историчность художественного произведения, но и красоты русской природы. Природа тесно связывается с историческим прошлым Руси.

На самой вершине одного из холмов изображены три возвышения - это древние захоронения. Зеленые холмы - последствие ледникового движения, которое сгладило и сделало более мягким северный ландшафт. На другом холме - возвышается славянский город, жители которого с любопытством и тревогой наблюдают за заморской флотилией. Выполнение разноцветных струг, озаренных лучами заходящего солнца, поражает своим мастерством и высокой техникой исполнения.

Картина напоминает волшебную сказку: манящая синева воды, зелень холмов, корабли, груженные товаром, далекие возвышающиеся стены древнего града, прозрачные небеса. Картина абсолютно не статична, она наполнена движением ладей, птиц и весел. Окаменелые и неподвижные холмы придают сюжету картины усиление впечатления от прибытия гостей из-за моря. В картине невозможно увидеть ярких и живых лиц, выразительных характеров и образов. Лица едва различимы, а иногда и вовсе не видны, потому что картины Рериха несут груз общей думы, общего чувства, являются обобщенным образом старины и древности.

При всем этом имеется свое неповторимое лицо у любого «персонажа»: у города со строениями и стенами, у скандинавских ладей, украшенных живописными щитами и разноцветными драконами, у холмов, искрящихся бархатной зеленью, у сонных долин и мощных гор. Художник с помощью картины переносит зрителя вглубь веков, где каждый становится созерцателем неповторимой языческой жизни Руси. Перед зрителем возникают не отдельно взятые образы и исторические факты, а легендарные и нетленные летописные страницы.

Невозможно переоценить значение творчества Николая Константиновича Рериха в современном искусстве. Он по-прежнему остается одним из наиболее востребованных художников в мире. Творец, глубоко изучивший историю своего народа, мастерски передавший ее самобытность в своих произведениях надолго оставит след не только в памяти народной, но и в сердцах ценителей высоко искусства.

Его картины пропитаны теплом, добром, любовью, доказательством этому есть вышеупомянутая картина «Заморские гости». Картина-праздник, картина-свет, картина-надежда на мирное будущее и процветание могущественного и сильного государства. Автору удалось убедить зрителя в значимости исторического прошлого.

Заморские гости Рерих Н.К.

Заморские гости (1902 г.)
Николай Рерих (1874-1947). Русский музей
Николай Константинович Рерих - художник-философ, художник-мистик, художник-странник, художник-археолог, художник-литератор.
Наследие Николая Константиновича Рерихи - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.

Есть художники, жизнь которых несет на себе печать их необычной натуры, оригинального и самобытного отношения к миру. Даже краткая биография Николая Константиновича Рериха напоминает не просто увлекательный рассказ, а целый роман. Советский искусствовед И. Петров отмечает, что он был "замечательным живописцем, неутомимым путешественником, страстным исследователем, философом и поэтом. Он жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии; совершил поездки на Цейлон, Филиппины и в Гонконг, последние годы жил в Индии".

Не только творчество, но и сама яркая личность Н. Рериха привлекали к нему людей, еще при жизни известность его стала почти легендарной. Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. В России, пожалуй, нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь его в Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, первый раз в истории построен целый музей для шедевров одного художника еще при его жизни. Одной из особенностей искусства Н. Рериха, которая определяла все направления его творческих поисков, было стремление воплотить в живописи образы далекого, героического прошлого, проникнуть в смысл древних преданий, передать всю поэтическую прелесть народной жизни.

Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций "Художественная техника в применении к археологии", он говорил: "Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь".

Наилучшим примером такого проникновения в прошлое были исторические картины великого В. Сурикова. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI-XVII веков. А тот исторический пласт, который увлекал Н. Рериха, уходил во времена Киевской Руси и даже дальше - вплоть до каменного века. История становится для художника живой частью народной жизни, истоком национального начала в русском искусстве является для него народ русский, создавший изумительно красивые поэтические сказания, песни, художественные изделия. "Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: "Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство..." - восклицал Н. Рерих.

В русское искусство Н. Рерих вошел сразу как зрелый мастер. Академию художеств он окончил дипломной картиной "Гонец. Восстал род на род", которая была горячо встречена И. Репиным и В. Суриковым и с выставки приобретена П.М. Третьяковым. После "Гонца", по совету И. Репина, Н. Рерих уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Ф. Кормана.

Французский художник сразу увидел, что перед ним уже сложившийся мастер, и бережно отнесся к его яркому, самобытному дарованию. Когда Н. Рерих уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин под названием "Начало Руси. Славяне".

"Заморские гости" - одна из картин этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу же получила всеобщее признание, и художник сделал с нее несколько повторений. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году. Меткими, художественно точными словами описывает он плывущие ладьи, носы которых завершены раскрашенными резными драконами. На их бортах пестрые щиты, сверкающие на солнце, наполненные ветром паруса наводят страх на врагов. Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру - в самый Царьград. Идут варяги на торг или на службу...

Также и на картине по синей глади безмятежного моря медленно движутся на зрителя расписные варяжские ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

Привлекает картина и своей красочной праздничностью. Открытые, напряженные тона создают ощущение радостного перезвона ярких цветов. Красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски в украшении кораблей, в природе и одежде людей особо звучат рядом с белизной легких облаков и крыльями летящих над морем чаек. Живописность этой картины открывает перед зрителем (как и перед варягами) новую, дотоле неведомую страну. И вот мы уже узнаем узорочье народных орнаментов и праздничность древнерусского искусства. В памяти зрителей оживают любимые с детства сказания о людях минувших времен, о славной жизни, овеянной столькими поэтическими легендами. За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти гости, из чужой страны приехавшие посмотреть на Русь Великую.

Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. Волнистые линии зеленых холмов с оставшимися кое-где округлыми валунами - это результат движения ледников, которые сгладили, смягчили острые рельефы северного ландшафта. На вершине одного холма видны три кургана - это захоронения вождей. На другом - укрепленный тыном и башнями славянский городок, откуда, может быть, жители смотрят на флотилию не только с тревогой и волнением, но и с любопытством.

Поразительно мастерство Н. Рериха, с каким он написал озаренные закатными лучами и горящие на солнце разноцветные струги. Плотная синева волн, разрезаемых гружеными товаром кораблями; зеленые холмы и стены встающего вдалеке града; чистая синева небес, радостное сияние утреннего солнца - все заставляет верить в чудесную сказку.

Картина полна движения - то замедленно-тяжелого в плавном движении ладей, то шумного и легкого в гомоне чаек и взмахе весел. Неподвижные, словно спящие холмы только усиливают впечатление торжественного прибытия гостей.

Но, вглядываясь в картину, мы не найдем в ней ярко и живо написанных лиц, отдельных характеров, своеобразных индивидуальностей. Лица викингов едва различимы, а жителей русских городов не видно вообще. Русский художник С. Маковский отмечал: "У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени... Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины.

На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится... Но полузримый, невидимый - он везде".

И действительно, созданный на картине "Заморские гости" образ не отвлеченный. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое "лицо" и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая сила страны.

Художник переносит зрителя в глубь веков, и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. И встают пред ним не отдельные герои, не занимательный исторический эпизод, а как бы заново прочитанные страницы летописей.

В 1899 году Николай Константинович Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгороду. Об этом путешествии он написал: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…». Именно тогда у Рериха зародился сюжет «Заморских гостей» - картины, которую он написал живя в Париже. На выставке в Императорской Академии художеств в 1902 году полотно увидел император Николай II. Работа ему настолько понравилась, что он приобрёл её для Царскосельского дворца. В настоящее время картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций «Художественная техника в применении к археологии», он сказал: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь».

Его коллеге по цеху Василию Сурикову при помощи своих работ удалось перенести зрителя в прошлое. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI-XVII веков. Николая Рериха увлекало другое - он уходил во времена Киевской Руси и даже дальше - вплоть до каменного века. «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: «Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство…» - восклицал художник.

Заморские гости

В русское искусство Николай Рерих вошёл сразу как зрелый мастер. Академию художеств он окончил дипломной картиной «Гонец. Восстал род на род». Работу горячо встретили Илья Репин и Василий Суриков. Так что не стоит удивляться, что ее сразу, прямо с выставки приобрёл Павел Третьяков. По совету Репина, Николай Константинович уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Фердинанда Кормана.

Французский художник также сразу определил, что перед ним сложившийся мастер, и бережно отнесся к его яркому, самобытному дарованию. За время учёбы Рерих только сильнее проникся интересом к истории и когда уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин под названием «Начало Руси. Славяне».

«Заморские гости» лишь одна работа из этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу получила такое всеобщее признание, что художнику пришлось сделать с неё несколько повторений.

Рерих описал свою картину меткими словами

Скажем более, картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Николаем Рерихом в 1900 году. «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями - всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом».

Меткими, художественно точными словами описывает мастер плывущие ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. Наполненные ветром, они наводят страх на врагов. Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру - в самый Царьград. Идут варяги на торг или на службу…С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

Лиц на картине не видно совсем

Картина привлекает взор своей красочной праздничностью. Для творчества Рериха присущи яркие цвета, этим его работы легко отличить среди других художников. Здесь это очень заметно. В украшении кораблей, озарённых закатными лучами, художник использовал красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски. На фоне фиолетовой воды отчетливо выделяются белоснежные облака и крылья летящих над морем чаек. Вдоль берега видны зелёные линии холмов, на которых изображены округлые валуны. Это следы движения ледников.

На вершине одного холма видны три кургана - это захоронения вождей. На другом - укреплённый тыном и башнями славянский городок. Несложно представить, как из окон своих домов жители наблюдают за иноземной флотилией с тревогой и волнением, а кое-кто и с любопытством. С миром или войной пришли заморские гости? Торговать или наоборот забирать в полон намерены они? Так и слышится с полотна безмолвный вопрос… Да и варяги в размышлении. Как примет их неведомая страна? Будет ли к ним доброжелателен местный люд? Глядя на картину, невольно начинаешь вспоминать старинные предания и одним из первых почему-то возникает история о Рюрике, которого призвали княжить в Новгород.

Автор сумел наполнить картину движением, которое чувствуется во взмахе вёсел, в гомоне чаек и взмахе их крыльев. Неподвижные холмы только усиливают впечатление торжественного прибытия гостей. Интересный момент - на картине нет написанных лиц, отдельных характеров. Викинги едва различимы, а жителей русских городов не видно и вовсе, и тем не менее, в ней чувствуется жизнь.

Перечитывая летописи

Русский художник Сергей Маковский отмечал: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мёртвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени… Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины. На этих холстах, мерцающих тёмной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится… Но полузримый, невидимый - он везде».

С последним трудно спорить. Мастер сумел перенести зрителя в глубь веков и сделать его очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. В результате создаётся впечатление, что человек заново перечитал старинные летописи и прежде всего «Повесть временных лет».

Николай Рерих

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, то уже с середины 1900-х годов на его полотнах звучат темы Индии и Востока. Творческое наследие Николая Рериха огромно. В нём более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету. Кроме того, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники…

В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Периодически он ездит в Петроград и занимается делами Школы общества поощрения художеств. Однако после революционных событий 1917 года, когда Финляндия закрыла границы с Россией, он с семьей оказался отрезанным от родины.

Интересные факты из жизни художника

Николай Рерих вёл в США широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Основанные Николаем Константиновичем объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»), нью-йоркский Музей Николая Рериха стали крупными очагами культуры, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Предложенный им специальный флаг - Знамя мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всём мире.

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от неё. Вместе с младшим сыном Станиславом Рерихом он устраивает выставки и продажи картин, пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа. Все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.

Мысль о возвращении не покидала Николая Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…

На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «13 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры