Почему именно элвиса считают королем рок-н-ролла. Как элвис пресли стал королем рок-н-ролла

Главная / Измена жены

8 января миллионы людей во всем мире отпраздновали очередной день рождения «короля рок-н-ролла». Элвису Айрону Пресли исполнилось бы 72 года.
Ну а 16 августа исполнится ровно 30 лет со дня его смерти, которая и по сей день остается загадкой для многих.
Элвиса Пресли по-прежнему ценят и любят во всем мире. Доказательством этого являются не только многочисленные фан-клубы музыканта в разных странах мира, но и неплохие доходы, получаемые семьей Пресли и его псевдо-друзьями от интервью, воспоминаний и прочих откровений о жизни суперзвезды рок-н-ролла.
Популярность Пресли и его головокружительная карьера были обусловлены целым рядом причин.
Если задуматься над ними, то большинство из нас в первую очередь отметит в качестве достоинств Элвиса его харизматичную внешность, ярко выраженную сексуальность, чувственность и неподдельную искренность исполнения и конечно, совершенно неповторимый и поистине божественный голос.
С такими высказываниями трудно не согласиться, но, тем не менее, это лишь общие и вполне расхожие доводы, за которыми стоит лишь чувственное и зрительное восприятие его таланта публикой.
Феноменальный успех Пресли имел и еще целый ряд объективных причин. Здесь следует отметить его редкий музыкальный талант, талант певца, оранжировщика и интерпретатора. Главным оружием Пресли был его голос и умение им владеть. Поэтому большинство слушателей справедливо рассматривают Элвиса в первую очередь как непревзойденного вокалиста.
Далеко не последняя роль в успехе Пресли принадлежит и его менеджеру «Полковнику» Тому Паркеру. Несмотря на достаточно непростые отношения между ними, Паркер сделал много для продвижения Элвиса. Без его связей Пресли со своим талантом остался бы прозябать на задворках шоу-бизнеса. Чудес в нашей жизни не бывает, а уж что говорить о мире шоу-бизнеса. К сожалению, очень часто туда попадают люди, отсутствие таланта которых с лихвой компенсируется нужными связями. С Пресли все было иначе, ему выпал счастливый билет и его талант смог найти достойное применение благодаря связям его менеджера.
Кроме того, Полковник Паркер был прожженным и циничным дельцом, прекрасно знавшим жестокие правила шоу-бизнеса. Он был беспринципен и бескомпромиссен, выторговывая наилучшие и наивыгоднейшие условия для себя и своего подопечного и здесь его трудно осуждать, так как талант Элвиса действительно должен был получить достойное вознаграждение.
Однако, несмотря на все это, достоинства Пресли и возможности и связи Паркера не сыграли бы такого значения при отсутствие одного важного условия, которое я поставил во главу популярности певца и его последующего королевского статуса.
Элвис оказался в нужное время в нужном месте и смог предоставить то, в чем нуждались. Именно в этом и кроется главная причина того, что его по праву называют «королем рок-н-ролла».
Обратимся к ситуации на музыкальном фронте Америки, в которой формировался талант Элвиса.
Как мы все прекрасно знаем, рок-н-ролл возник в результате слияния кантри-энд-вестерн с ритм-энд-блюзом.
К началу 50-х годов ХХ века оба стиля имели в своем архиве не один десяток хитов и оригинальных исполнителей, поддерживаемых многомиллионной армией слушателей.
Но, несмотря на эти бесспорные достоинства и кантри, и ритм-энд-блюз имели довольно ограниченную популярность. Наиболее плачевная в этом смысле ситуация была с ритм-энд-блюзом. Черным исполнителям приходилось испытывать на себе действие всевозможных расистских и идеологических барьеров.
Более удачная ситуация была с кантри-энд-вестерн. Однако значительной части американского общества, в особенности населению крупных городов, откуда вещали крупнейшие радиостанции и телеканалы, музыка воспевавшая «деревенскую романтику» казалось довольно скучной и примитивной.
Если рассматривать эти музыкальных течения в контексте их влияния на формирование и развитие рок-н-ролла, то пальма первенства бесспорно принадлежит ритм-энд-блюзу. Именно ему рок-н-ролл обязан своей энергетикой, ритмикой, чувственностью и эротизмом.
Таким образом, главным движущим локомотивом в развитии рок-н-ролла следует считать ритм-энд-блюз.
Это прекрасно понимал и кливлендский диск-жокей Алан Фрид, который начал прокручивать в эфире произведения черных артистов, называя такую музыку рок-н-роллом.
На мой взгляд, подобная трактовка Фрида достаточно спорна. Музыка, звучавшая у него в эфире, еще не была рок-н-роллом в полном смысле этого слова. Это был довольно пестрый симбиоз целого ряда негритянских музыкальных направлений, в основном свинговой направленности. Свидетельством этому было широкое использование в композициях духовых инструментов. Рок-н-роллом это назвать было нельзя, однако по своей ритмической и энергетической направленности композиции, звучавшие у Фрида безусловно можно рассматривать в качестве предшественников рок-н-ролла.
Тем не менее, Алан Фрид указал правильное направление, в котором должна была дальше развиваться современная популярная музыка.
Среди черных и белых музыкантов начинается поиск нового звучания. Кто-то стал копировать произведения, звучавшие у Фрида. Однако подлинного успеха мог добиться именно тот, кто прекрасно понимал, что новая музыка и должна была звучать несколько иначе. В ней все большая роль отводилась утяжелению и ужесточению ритма за счет изменений в составе инструментов. Духовые инструменты должны были убрать вообще, уступив пальму первенства гитаре и барабанам. Хорошим дополнением стала партия фортепиано в стиле буги.
Несмотря на многочисленные попытки черных исполнителей разработать тот самый рок-н-ролл на блюзовой основе, наиболее точным из них был Чак Берри. В 1955 году он записал композицию “Maybellene”, ставшую первым крупным успехом певца. Для своего времени это был несомненный новаторский шедевр. Композиция звучит энергично благодаря достаточно жесткому барабанному и гитарному звучанию.
Но, учитывая то, что Берри был негром, он не имел шансов на право стать королем рок-н-ролла.
Тем не менее, именно Чака Берри я бы назвал наиболее влиятельным черным музыкантом, внесшим неоценимый вклад в становление и развитие рок-н-ролла, а затем и рок-музыки. На мой взгляд, Чак Берри, а не Билл Хейли, имеет все основания считаться «крестным отцом рок-н-ролла».
Ну а королем рок-н-ролла, учитывая тогдашние нравы американского общества, мог стать только белый музыкант, превосходно чувствующий черную музыку.
Это прекрасно понимали и в среде белых музыкантов. Успеха добился бы только тот из них, кто создал бы новый шедевр, максимально приближенный к негритянскому ритм-энд-блюзу..
Первый, кто приходит на ум, это Билл Хейли. В 1954г. музыкант записал композицию “Rock around the Clock”, ставшую самым крупным успехом музыканта и хитом по обе стороны Атлантики.
Но если более детально приглядеться к композиции, то можно увидеть, что ее новаторство довольно сомнительно.
В отличие от Берри, Хейли просто сделал удачную кавер-версию произведения, написанного черным артистом. В исполнении Хейли эта композиция звучит как зажигательный свинг, благодаря удачно сыгранной партии духовых инструментов. Фактически он прекрасно скопировал стиль исполнения черных артистов. В этом, пожалуй, и состоит его главная заслуга. Поэтому довольно спорно называть Хейли «крестным отцом рок-н-ролла». Я бы назвал его первым белым музыкантом, удачно скопировавшим и исполнившим черный ритм-энд-блюз. И уже естественно рассматривать Хейли в качестве возможного кандидата на роль короля рок-н-ролла было просто глупо.
А теперь возвратимся к Элвису Пресли. Начиная свою карьеру на студии Сан, Пресли не сразу пришел к рок-н-роллу. Фактически, все записи, сделанные Элвисом на студии Филлипса нельзя относить к рок-н-роллу. Это хиллбилли с новым звучанием.
Обладая превосходным музыкальным чутьем, Элвис прекрасно понимал, что создать что-то новое нельзя, замыкаясь рамками кантри и играя по традиционным канонам.
Поэтому он как раз и предпринимает попытки модернизировать музыку кантри, придав ей больше блюзового и чувственного звучания. Сановские записи Пресли как раз и представляют такие попытки.
Взяв за основу блюз Артура Краддапа “That s all right mama”, Элвис правильно и оригинально его интерпретирует, не копируя песню, а наоборот видоизменяя ее, и давая ей, таким образом, вторую жизнь.
Ну а первым подлинным хитом рок-н-ролла я бы назвал композицию “Heartbreak hotel”. К моменту ее записи Элвис уже имел вполне достаточный опыт интерпретации произведений черных артистов.
Для своего времени это был несомненный шедевр, которого мир еще не слышал. Песня полна нового звучания, а оригинальное прочтение Пресли ее текста придает композиции еще большую загадочность и чувственность. Поэтому годом рождения рок-н-ролла я бы назвал не 1951 или 1954, а именно 1956г.
А дальше дело оставалось за малым. Благодаря связям Паркера Элвис появился на телевидении.
Увидев Пресли в телепередачах, публика (я здесь конечно веду речь о молодежи) нашла то, что искала. Молодой, сексуальный, энергичный, прекрасно чувствующий ритм певец мало кого мог оставить равнодушным. В последующих выступлениях на телешоу и в новых записях, Пресли в очередной раз доказал свою феноменальную способность интерпретировать песни черных артистов, изменяя их в лучшую сторону. И таких примеров было немало, взять хотя бы мастерски переработанные “My baby left me” Артура Краддапа или целый ряд хитов Литтл Ричарда.
После этого ни у кого не было сомнений в том, что Элвис Пресли – подлинный «король рок-н-ролла».

Статью написал Дима(Eddie).

Что такое рок-н-ролл, история рок-н-ролла

Рок-н-ролл буквально взбудоражил молодежь Америки в середине 50-х годов прошлого столетия. А затем и весь мир. И пока юноши и девушки подпевали популярным певцам и зажигали на танцполах, их родители выступали против «нововведений» в музыкальном мире. Почему этот стиль приобрел огромную популярность и почему выступил яблоком раздора между поколениями? Об этом и не только наша страница.

История рок-н-ролла

Термину «рок-н-ролл» мы обязаны Алану Фриду, американскому диджею. Он работал на кливлендской радиостанции и очень часто ставил в эфир негритянскую музыку, потому что заметил, как к ней тяготеет белая молодежь. Само название рок-н-ролл появилось из популярной на то время песни «We’ll rock, we’ll roll». Это произошло в 1952 году.

Дав имя новому жанру, Алан стал активно его продвигать. Радиоэфира ему показалось мало, поэтому он стал устраивать рок-балы. На них собиралось черное и белое население - американская общественность была возмущена! Но почему? Ответ на этот вопрос дает история США.

Расовая неприязнь в Америке после Второй мировой войны обострилась. Черному населению не разрешалось садиться в автобусе, если стоял белый американец.В южных штатах юноши и девушки разного цвета кожи даже танцевали на разных этажах. Такое же враждебное отношение складывалось и к негритянской музыке. Госпелам, ритм-энд-блюзу было не место в радиоэфире. Но так считало лишь старшее поколение, которое тяготело к кантри и оркестровой музыке, лишенной импровизаций и ярких эмоций.

Послевоенная молодежь требовала новых кумиров, новой музыки, свободной и зажигательной. Молодые люди того времени не разделяли расовых предрассудков, поэтому без тени сомнений блуждали по черным радиостанциям в поисках ритмичных звучаний. Этим и воспользовался Алан Фрид.

Консервативные родители не разделяли интересы своих детей. Как итог - рок-н-роллу объявили войну. Известные персоны называли рок-н-ролл «черной заразой», способной уничтожить Америку. В школах под запрет попали джинсы, родители ругали детей за их вкусы, в попытке ослабить влияние негритянской культуры. Но для молодых американцев, которые устали жить в мире заблуждений, цвет кожи любимых исполнителей не имел значения.


Все изменила песня «Rock Around the Clock» в исполнении Билла Хейла, белокожего американца. Впервые публика ее услышала в апреле 1954 года, но встретила без особого энтузиазма. Но достаточно было сделать композицию саундтреком к молодежному фильму «Джунгли грифельных досок», чтобы начался век рок-н-ролла. Сейчас мало, кто знает про эту киноленту, а вот «Rock Around the Clock» угадывается с первых аккордов.

К моменту записи песни Биллу Хейлу исполнилось 30 лет. Возраст не единственное, чем он отталкивал молодежь. В нем не было энергии чернокожих исполнителей, которую жаждали молодые люди. Они ждали нового кумира, отвечающего их требованиям. Им стал Элвис Пресли . С его появлением и начался расцвет рок-н-ролла, пик которого приходится на 1957 год.

К ранним исполнителям рок-н-ролла также относятся Литл Ричард и Фэтс Домино, игравший буги-вуги на своем любимом пианино. Каждый из музыкантов вносил в музыку что-то свое. Чак Берри выделялся эффектными движениями, которые используются на рок-концертах до сих пор. Литл Ричард запоминается бешеным ритмом и громкими воплями.

Чем популярнее становилась новая музыка, тем громче возмущались противники. Поведение Элвиса в сочетании с его смелым образом лишь распаляло огонь. Сбрасывать с себя одежду во время концерта было возмутительно, по мнению консервативных американцев. Несмотря на это, молодежь продолжала танцевать под зажигательные ритмы.

Вторая волна исполнителей рок-н-ролла включает такие имена: Карл Перкинс, Джэрри Ли Льюис и Бадди Холли, который несмотря на классический костюм и очки завоевал чернокожую аудиторию. Не менее известен среди поклонников жанра и Лин Рей. Благодаря этому американцу мы знаем гитарную музыку такой, какой она есть.

В конце 50-х в газетах стали появляться заголовки: «Рок-н-ролл умер». Поклонникам было о чем задуматься. Ведь Элвиса призвали в армию, Чак Берри получил тюремный срок, Джерри Ли Льюис потерял уважение поклонников из-за женитьбы на несовершеннолетней, а Бадди Холли и Ричи Валенс трагически погибли в авиакатастрофе. Кто сможет продолжить плеяду хитов и распалить сердца молодежи? Ливерпульская четверка. Битлам удалось придать рок-н-роллу иноезвучание и заставить весь мир сходить с ума по своим песням. Но это уже новый виток в развитии музыки.

Рок-н-ролл сегодня

И все-таки: мертв или жив рок-н-ролл? Пока существуют группы, исполняющие этот жанр. Пока создаются каверы на популярные американские песни середины прошлого века. Пока жива память об Элвисе Пресли, Бадди Холли и других родоначальниках стиля, говорить о смерти рок-н-ролла не приходится. Ведь их творчество до сих пор пользуется популярностью. Хиты полувековой давности используют в качестве музыкального сопровождения фильмов и рекламных роликов.

Но это лишь малая часть доводов в пользу того, что рок-н-ролл никуда не исчез. Ведь этот жанр стал основой для появления многих рок-направлений. Между ценителями музыки ведутся жаркие споры: рок-музыка и рок-н-ролл - это одно и то же? И большинство сходится во мнении, что рок-н-ролл стал прародителем рок-культуры. Получается, что арт-рок, фолк-рок и другие направления имеют одну и ту же основу. Это значит одно: рок-н-ролл жив, пусть и в измененной форме.


Интересные факты

    Самой первой песней в жанре рок-н-ролл считается композиция «Rocket 88», которую исполнил Айк Тернер, афроамериканский музыкант. Он записал ее в 1951 году на студии Сэма Филлипса, того самого, который открыл миру Элвиса Пресли.

    Можно ли играть рок-н-ролл без гитары? Оказывается, да. Это доказывают участники ежегодного чемпионата по игре на воображаемой струнном инструменте. Они выходят на сцену и импровизируют под выбранную мелодию. Кто сделает это виртуознее и харизматичнее, получает в подарок настоящую гитару.

    В Кливленде находится Музей и Зал славы рок-н-роллу. Открытие своеобразного дома, посвященного этой культуре, произошло в 1995 году. Над созданием проекта работал китайский архитектор Юй Мин Пэю. Свой Зал славы был также построен и в Сан-Франциско, но именно Кливленд завоевал первое место. Ведь именно здесь на местной радиостанции впервые прозвучало слово «рок-н-ролл».

    Разновидность рок-н-ролла - рокабилли. Термин используется для описания творчества белых музыкантов, исполнявших этот жанр.

    13 апреля меломаны празднуют всемирный день рок-н-ролла, хотя он и не причислен к официальным праздникам. Но стоит помнить, что эта дата условна. Поклонники до сих пор спорят: 13 или 12 апреля родился рок-н-ролл? Споры связаны с моментом записи хита «Rock Around The Clock». Одни считают, что он был записан поздним вечером 12 числа, другие - после полуночи.

Самые яркие композиции в жанре рок-н-ролл


Об этом музыкальном стиле можно рассказывать долго. Чтобы проникнуться американской культурой ушедших времен и понять повсеместную истерию по Элвису Пресли и другим представителям жанра, предлагаем познакомиться с классикой рок-н-ролла.

    «Rock Around The Clock» - главный гимн направления, записанный Биллом Хейли и его группой The Comets. Переводится композиция просто: «Рок круглые сутки», что полностью отражает характер жанра. Примечательно, что песня впервые была написана в 1952 году, а популярность приобрела только через 3 года. Еще один факт - композиция стала самой коммерчески успешной в своем жанре.

«Rock Around The Clock» (слушать)

    «Johnny B. Goode» в исполнении Чака Берри - это простая песня о жизни простого деревенского паренька по имени Джонни. Это настоящая классика рок-н-ролла, которую человечество предложило для прослушивания жителям других галактик. Дело в том, что эту композицию записали на золотой пластинке и отправили на Вояджере в космическое путешествие.

«Johnny B. Goode» (слушать)

    «Long Tall Sally» зазвучала в радиоэфире в 1956 году. Исполнил ее известный на тот момент американский музыкант Литл Ричард. В этой композиции есть все, что характерно для рок-н-ролла: и быстрый ритм, и виртуозная игра певца на рояле, и красивое звучание саксофона. Отдельного внимания заслуживают громкие вопли Ричарда. Этой песни суждено было занять верхнюю строчку чартов.

«Long Tall Sally» (слушать)

    «The Twist» - композиция, которой дал новую жизнь Чабби Чекер. Он записал кавер на одноименную песню, написанную Хэнком Баллардом, чем обеспечил ей первое место в хит-параде. Дополнительный эффект после записи - популяризация танца твиста. Ноги сами начинают выполнять знакомые миллионам движения, достаточно прозвучать первым аккордам.

«The Twist» (слушать)

    «Peggy Sue» написал и исполнил талантливый музыкант Бадди Холли. Его кумиром был Элвис, который и вдохновил молодого человека на творчество в ритмах рок-н-ролла. Несмотря на то что песня в 1957 году заняла 3 место, ей суждено было стать одной из самых важных в музыкальной культуре Америки.

«Peggy Sue» (слушать)

    «Blue Suede Shoes» - заводная и ритмичная композиция в исполнении Короля рок-н-ролла. В общем, это легендарный хит, под который хочется танцевать даже спустя более полувека.


Особенности жанра

    Рок-н-ролл - это зажигательный четкий ритм, быстрый темп. Это динамика и энергия. Ведь этот стиль объединяет в себе музыку и танцы. Не зря в танцевальной культуре рок-н-ролл выделяется в отдельное направление.

    На формирование стиля огромное влияние оказала черная музыка, в частности блюз. Рок-н-ролл объединил в себе буги-вуги, ритм-энд-блюз, джаз и госпел. Не обошлось в нем и без кантри, без которого сложно представить культуру белого населения Америки.

    Классический рок-н-ролл наполнен сленговыми выражениями, в том числе негритянскими.

    Рок-н-ролл - это свобода самовыражения и раскрепощенность. В нем живут чувства и энергия, а не общественные нормы. Отдельные кумиры того времени запомнились именно благодаря неординарным танцам. Достаточно вспомнить Элвиса Пресли или Чака Берри.

    Главный инструмент - электрогитара. Ее звучание дополняют фортепиано, ударные, контрабас и саксофон, который позаимствован из джаза. При прослушивании сложно выделить какой-то определенный инструмент - настолько гармонично они звучат.

Элвис Пресли стал звездой, копируя и перепевая этого чёрного музыканта. Джеймс Браун повторял его выступления и даже выдавал себя за него. Его песня «Tutti Frutti» показалась Дэвиду Боуи исполненной голосом бога, а Кит Ричардс говорил, что она будто сделала мир из чёрно-белого цветным. Пианист Реджинальд Дуайт, выступив у этого музыканта на разогреве, сменил своё имя и стал Элтоном Джоном. Боб Дилан и Фредди Меркьюри начинали свою музыкальную карьеру с каверов на его песни, а Лу Рид и Патти Смит решили стать рок-музыкантами под его влиянием. Рассказываем историю восхождения к славе и величию первого Короля рок-н-ролла.

Лева Пенниман стала матерью в пятнадцать. Ей было семнадцать, когда 5 декабря 1932 года она родила третьего, будущего короля рок-н-ролла Ричарда Уэйна Пеннимана. Всего у Левы и Бада Пенниманов было двенадцать отпрысков. Бад Пенниман был сыном священника и дьяконом в церкви и неплохо зарабатывал торговлей самогоном во времена Сухого закона. Неоднократно сталкиваясь с полицией, он всегда выходил сухим из воды. Алкоголь он закапывал под газоном у пожилой соседки, а чтобы его точно никто не сдал, хорошо помогал деньгами всей чернокожей общине. Семья Пенниманов не была зажиточной, но и никогда не бедствовала.

Ричард родился с одной ногой короче другой и всё детство терпел из-за этого насмешки братьев и сверстников. Но терпилой он отнюдь не был и компенсировал дефект озорством и даже хулиганством. Его постоянно дубасили за проделки - но если бы ему доставалось за всё, он не пережил бы детства. Однажды маленький Ричард аккуратно завернул свою какашку в подарочную упаковку, с видом ангелочка пришёл на день рождения к старушке-соседке и вручил ей подарок. Когда именинница с гордостью развернула подарок перед подружками, Ричард дал дёру, испытывая невообразимое удовольствие. В другой раз, помогая маме по кухне, он подсунул экскременты в коробку с желе. Его, конечно, побили, но зато навсегда освободили от обязанностей по дому.

Ричард очень любил свою маму и хотел быть на неё похожим. Когда она не видела, он надевал её платья и наносил макияж, придя к выводу, что очень зря родился мальчиком - лучше бы девочкой. Желание быть девочкой усилилось, когда он влюбился в друга своего брата. И хотя девственность Ричард потерял со взрослой женщиной, ему не особенно это понравилось. Тогда случился его первый контакт с мужчиной. Это был друг семьи, которого все звали Мадам Уп за его открытый гомосексуализм. Мадам Уп платил мужчинам за то, чтобы они разрешили ему сделать им минет. Когда Ричард узнал, что можно заработать деньжат, то, хотя ему не понравилась эта идея, деньги оказались дороже.

Религиозность афроамериканцев всегда была крепко завязана на музыке. На службах в церквях, в церковных кружках, в воскресных школах - везде звучала музыка и пение. Ричард начал петь госпелы группе для детей, которую организовала старушка Ма Свити. По средам он и его братья приходили к ней и пели отрывки из Библии, молитвы и гимны. Их пение слышалось на три квартала вокруг. Никто не играл на инструментах, аккомпанировали простыми притопами и прихлопами. Пение сопровождало людей во всех их бытовых делах: кто-то подметал двор и начинал петь «Sometimes I feel like a motherless child», соседи подхватывали - и вот уже вся улица хором пела очередной церковный гимн. Ричард бегал по городу и подпевал всем на пределе своих возможностей: ему нравилось не просто петь, а кричать изо всех сил. Вся семья Ричарда тоже выступала как группа Penniman Singers. Они пели в церквях и участвовали в так называемых госпел-баттлах с другими семьями-группами. Ричарда называли Боевым Ястребом, потому что громкостью своего тонкого голоса он мешал петь остальным участникам хора.

Ричард хотел быть священником и в десять лет даже подрабатывал целителем. Он приходил к больным, пел молитву, накладывал на них руки и с лукавой улыбкой брал плату, а людей немного отпускала их болезнь. Но основным заработком Ричарда была продажа кока-колы на концертах. Именно там он впервые услышал лучших музыкантов того времени и познакомился со своей любимой исполнительницей, основоположницей рок-н-ролла Сестрой Розеттой Тарп. Однажды перед её выступлением Ричард демонстративно запел одну из её песен, потом другую. Розетта оценила его попытки и предложила спеть этим вечером вместе с ней. Так он заработал свои первые деньги музыкой: 35 долларов - целое состояние для мальчугана. Члены чернокожей общины в Америке старались помогать друг другу: тяжёлые условия и расовая дискриминация маргинализировали негров в США - но одновременно и сплачивали их. Несмотря на то, что Ричард очень плохо учился в школе (которую так и не закончил), его музыкальные способности признали и стали обучать его игре на саксофоне, а затем взяли в школьную группу.

Гомосексуальные наклонности Ричарда прогрессировали с возрастом. Это очень расстраивало его отца: «У моего отца было семь сыновей, и я хотел семь сыновей. Ты всё испортил! Ты только наполовину сын!» - стенал отец и бил Ричарда. Но тот ничего не мог с собой поделать. В четырнадцать лет он ушёл из дома и стал путешествующим музыкантом, понемногу набирая популярность, пока не оказался в водевильном шоу Шугарфут Сэма. Там он впервые выступил в качестве девушки - одна из певиц заболела, и Ричарда поставили на замену. Он надел платье и нанёс макияж, а так как на каблуках ходить не умел, его просто поставили перед микрофоном, занавес поднялся, Ричард спел высоким голосом - и занавес опустился, чтобы ему не пришлось сделать и шага на глазах у публики. Потом Ричард присоединился к другому водевилю и снова выступал в качестве женщины - в этом шоу многие мужчины переодевались в женщин. Он становился частью гей-комьюнити, и всё больше людей признавали его музыкальные способности

Расцвет ранней карьеры застал его в Атлантик-сити, где Ричард успешно выступал каждую ночь, хотя и без платья, но с макияжем, который впоследствии стал его коронной фишкой. Ричард гордился тем, что пользовался макияжем задолго до того, как это стало общим местом для мужчин в американском шоу-бизнесе. В Атлантик-сити Ричард впервые записал свою музыку в студии и одна из песен, «Every Hour», стала местным хитом на радио. Однако это не принесло ему ожидаемой славы, так как вскоре старший товарищ по цеху, Ли Магид, записал свою версию песни Ричарда с теми же музыкантами и полным плагиатом вокала, назвав её «Every Evening». Версия Магида затмила оригинал Ричарда. В расстроенных чувствах он вернулся в родной город к родителям.

Ричард продолжал выступать и однажды познакомился с музыкантом-геем, которого звали Эскерита. Эскерита научил Ричарда играть на пианино - и этот навык сделал Ричарда цельным музыкантом. У Эскериты были громадные руки, которыми он лупил по клавишам пианино, выдавая крайне глубокий и мощный звук. Ричарду, который пел очень громко, понравилась такая же громкая игра на пианино, и эта звуковая избыточность стала его коронной фишкой.

Отец, отвергавший Ричарда за его сексуальные наклонности, со временем стал признавать талант сына и даже начал им гордиться - каждый вечер он включал в музыкальном автомате пластинку сына. Однажды в баре случилась потасовка, и отца Ричарда застрелили. Убийцу так и не посадили в тюрьму, так как у семьи не было денег на адвоката, а Ричарду пришлось стать кормильцем семьи.

Каждый вечер напомаженный эксцентричный Ричард давал концерты в клубах, начиная выступления со слов: «Это Литл Ричард, Король блюза», - а потом добавлял: «И Королева тоже». К двадцати одному году Ричард стал уверенным в себе музыкантом, записал несколько песен, которые, впрочем, провалились в хит-парадах - и ждал возможности выстрелить по полной. Менеджер Ричарда устроил ему гастроли, но сказал, что для полного счастья ему нужно обзавестись группой. Ричард нашёл барабанщика и двух саксофонистов. Так появилась группа The Upsetters, с которой карьера Ричарда взлетела на новый уровень. Он получил признание других музыкантов и любовь публики. Всё ещё играя блюз, он начал нащупывать звучание, впоследствии ставшее рок-н-роллом. Одной из песен, которые Ричард написал в то время, была «Tutti Frutti»: она стала краеугольным камнем рок-н-ролла. Первоначально текст этой песни откровенно обыгрывал гомосексуальную любовь: «Тутти Фрутти - хорошая попка: если не влезает, не толкай - нужно смазать, чтоб было проще» («Tutti Frutti good booty - if it don"t fit don"t force it - you can grease it, make it easy» ).

Успех Ричарда позволил ему не только накормить семью, но и купить чёрный кадиллак и начать вести достойный начинающей звезды образ жизни. Он не пил и не курил в то время, но зато в сексуальной жизни вёл себя крайне эксцентрично. Ричард был вуайеристом и часто заводил себе подружек, просто чтобы смотреть, как они занимаются сексом с другими мужчинами. Одна из его подруг садилась в его машину, раздвигала ноги, и они колесили по городу в поисках охочих мужчин. Однажды в таком виде они столкнулись на заправке с копами. Ричарда арестовали и посадили в тюрьму. На суде адвокат добился освобождения Ричарда словами: «Этот ниггер уедет из города и никогда больше здесь не покажется». Судьба вытолкнула Ричарда из родных мест и заставила его с новым энтузиазмом заняться своей карьерой.

Вторая мировая война привела из провинции в крупные города несколько миллионов афроамериканцев: индустриальная машина работала на полном ходу, и заводам нужны были рабочие руки. Афроамериканцы обрели приличную по тем временам работу и зарплаты, часть из которых они хотели тратить на развлечения. Однако в обществе всё ещё сохранялась сегрегация: чёрных не пускали в театры, концертные залы и во многие ночные клубы. Чёрные хотели слышать музыку от чёрных, поэтому спрос на темнокожих музыкантов рос день ото дня, образовывались отдельные музыкальные лейблы. Их владельцами всё равно были белые, специализировавшиеся на чёрной музыке. Одним из таких лейблов был Specialty Records в Голливуде. Музыкант по имени Бампс Блэквелл работал на Specialty и искал талантливых чернокожих музыкантов по всей стране, отслушивая сотни демо-записей. Он должен был найти аналог Рэя Чарльза, начинающей звезды с лейбла Atlantic Records. Ему в руки попала демо-запись Литл Ричарда: он не был похож на Рэя Чарльза, но всё же запал Бампу в душу. Бамп попытался убедить руководство, что Ричард - звёздный материал и нужно как можно скорее его записать, однако руководство сильно сомневалось. Тогда в дело вступил сам Ричард: он начал каждые два дня звонить на студию и терроризировать менеджмент вопросом «когда вы меня запишете?» После семи месяцев уговоров лейбл сдался и решил записать альбом. Так появилась одна из самых важных записей в истории музыки двадцатого века - альбом 1957 года «Here"s Little Richard».

На момент записи первого альбома Ричард уже был знаменит своими выступлениями, однако оказалось, что без публики он не может петь так же хорошо. Первую половину шестичасовой студийной сессии Ричард отыграл без особого энтузиазма. Во время перерыва вся команда пошла обедать в бар, где стояло пианино. И там Ричард, воодушевлённый наличием зрителей, вдруг заиграл совсем иначе и спел песню, которой не должно было быть на первом альбоме - «Tutti Frutti». Продюсер Ричарда пришёл в неописуемый восторг и понял, что это тот самый хит, который может сделать запись золотой. Проблема была только в словах: они были слишком скабрезными для радио того времени. Так что продюсер отдал листок со словами на доработку юной девушке Дороти Ла Бостри - она нуждалась в деньгах и подрабатывала на студии. За пятнадцать минут до окончания студийной сессии Дороти вернулась с переписанной песней. Ричард отказывался петь, потому что после шести часов у него уже срывался голос. Но менеджер настоял. Родилась «Tutti Frutti», какой мы знаем её сегодня.

За запись альбома Ричард получил 600 долларов. От продажи каждой копии по стандартным контрактам для чернокожих музыкантов того времени исполнитель получал один процент от девяноста процентов стоимости пластинки. Однако контракт Ричарда урезал его гонорар вдвое: за каждую проданную пластинку Ричард получал позорные полцента.

«Трагедией для чернокожих в шоу-бизнесе того времени было то, что, как и я, большинство исполнителей были молодыми, неопытными и необразованными. Мы просто хотели уехать из родительского дома, попутешествовать по стране. Так что нас эксплуатировали, нами злоупотребляли, нас обманывали и просто обдирали звукозаписывающие компании и менеджмент, который быстро понял, какие деньги можно заработать в раннюю эру рок-н-ролла».

Литл Ричард

«Tutti Frutti» стала безупречным хитом в чартах музыки для чёрных, однако это не принесло Ричарду особых денег. Более того, песню беззастенчиво перепели два начинающих белых исполнителя - Пэт Бун и Элвис Пресли. Им она мгновенно принесла миллионы и безумную славу.

И всё же Ричард становился популярнее и богател. Несмотря на то, что за пластинки Пенниман получал только по полпенни, объёмы продаж были настолько велики, что это приносило солидные деньги. А вместе с популярностью песен пришёл серьёзный спрос на концертные выступления, которые были ещё более яркими, чем записи. Однажды к музыкальному продюсеру Ричарда пришла шестнадцатилетняя девушка с песней для Литл Ричарда. Её тетушка заболела, и ей нужны деньги, чтобы положить тётю в больницу. Слова песни были написаны на клочке туалетной бумаги, но девушка «ещё не придумала мелодию». Песня рассказывала реальную историю: барышня застукала своего дядю в парке с другой женщиной, а когда в парке появилась её тётя, то дядя спрятался в кустах. Вышло всего три строчки:

«Saw Uncle John with Long Tall Sally
They saw Aunt Mary comin"
So they ducked back in the alley».

Историю рассказали Ричарду, и он взялся помочь девушке. Через пару дней он написал музыку, и на свет появилась песня «Long Tall Sally». Она стала ещё более громким хитом, чем «Tutti Frutti», окончательно утвердила Литл Ричарда в статусе короля рок-н-ролла и принесла ему ещё больше денег.

Каверы незамысловатых песен Литл Ричарда и копирование его манеры исполнения сделало звёзд из таких музыкантов, как Элвис Пресли, Билл Хэйли, Бадди Холли и целого эшелона других белых исполнителей.

Сценические выступления Литл Ричарда вошли в историю как самые дикие и энергичные рок-концерты, часто заканчивавшиеся массовой истерией. Уже в статусе рок-звезды Ричард постоянно соревновался с другими музыкантами, выступавшими на групповых концертах: кто «поимеет» публику и приведёт слушателей в большее неистовство. Джерри Льюис, Дженис Джоплин, The Doors и все самые горячие звёзды того времени проигрывали соревнование и снимали шляпу перед Ричардом. Когда Джон Леннон отказался уступить Ричарду право выступать последним (последними выступали самые важные музыканты), Ричард отыграл такое выступление, что Леннона и Йоко Оно, вышедших после него на сцену, слушатели освистали и стали покидать зал. Концерты Ричарда часто по несколько раз за вечер останавливала полиция, потому что публика впадала в яростный ритмический экстаз и начинала буйствовать: девушки закидывали сцену своим нижним бельём, люди прыгали с балконов

Ричард много внимания уделял своему сценическому образу, костюмам, макияжу, носил длинные зачёсанные наверх волосы, которые впоследствии копировал Элвис Пресли. Каждое шоу Ричард открывал песней «Lucille», которую он написал в честь трансвестита из его города - все называли его Королевой Соней. По ходу выступления Ричард приходил в раж и раздевался, а одежду, часы и украшения бросал в зал на радость беснующейся публике. Из-за расовой сегрегации в некоторых штатах чёрная и белая публика располагались в разных частях зала и между ними стояла перегородка. К финалу концертов Ричарда публика обычно смешивалась, барьеры рушились. Критики писали, что «голос Ричарда естественным образом приводит слушателей в экстаз, будто они снюхали грамм кокаина, выпили бутылку „Джека Дэниелса“ и получили оргазм - и всё это одновременно». Сам Литл Ричард обзавёлся дурными привычками намного позже, чем славой. Его главным допингом был секс: на гастролях он каждый вечер устраивал у себя в номерах оргии, у него были любовники и любовницы, и сам он признавался, что при этом мастурбировал по семь-восемь раз в день.

Ричард стал первым чернокожим рок-музыкантом, которого сняли в кино. Он спел в рок-мюзикле «The Girl Can"t Help It» с восходящей звездой Джейн Мэнсфилд. Для подростков всего мира Ричард стал звездой на уровне Марлона Брандо и Джеймса Дина. Ричард купался в славе и деньгах, за которыми не следил и раздавал всем желающим. А желающих было много: десятки тысяч долларов у Ричарда просто украли любовники, любовницы и прихлебатели. Несмотря на дикие оргии, которые он устраивал, Ричард всюду возил с собой Библию и всякое утро после ночного веселья проводил за чтением книги вслух. Конфликт между порочностью, которую он ощущал с детства из-за своей сексуальной ориентации, и религиозным воспитанием давал о себе знать. Однажды он отдыхал после очередного турне, и ему домой позвонил пастор из Церкви Господа Десяти Заповедей. Ричард откровенно рассказал ему, что чувствует себя грязным, не видит смысла в шоу-бизнесе и жаждет спасения души. Пастор подключил к диалогу ещё нескольких людей божьего слова, и через несколько месяцев Ричард шокировал миллионы фанатов заявлением о том, что он уходит из музыки и посвящает себя служению Господу. Окончательной точкой его музыкальной карьеры стал огненный шар, который Ричард увидел пролетающим над стадионом во время одного из концертов прощального турне, в день, когда Советский Союз запустил первый спутник. После этого он решил немедленно оборвать турне и улетел в Америку на десять дней раньше положенного срока. Самолёт, на котором он изначально должен был бы лететь после турне, разбился над Тихим океаном. Ричард удалился от музыки и стал проповедником.

Через несколько лет проповеднической деятельности Ричард не выдержал и вернулся в шоу-бизнес. Втайне от церкви он дал два небольших турне в Англии. В первом туре у него на разогреве были юные «Битлз», во втором - юные «Роллинг Стоунз». Менеджер «Битлз» Брайан Эпстайн даже предлагал Ричарду владеть «битлами» напополам, но Ричард отказался, потому что не верил в их успех. Тем не менее он очень тепло общался со всеми «битлами», в особенности с Полом Маккартни, который буквально боготворил Ричарда. Когда Ричард вернулся в Америку и набрал новую группу, в составе оказался молодой никому не известный гитарист, впоследствии ставший Джими Хендриксом. В музыкальном и в денежном смысле Литл Ричард на протяжении всей своей карьеры был настоящим царём Мидасом: всё и все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Литл Ричард был и остаётся главным Королём рок-н-ролла. Точнее, как он сам говорил, Королевой.

Рок-н-ролл - стиль популярной музыки, зародившийся в 1950-х годах в Америке и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применялся при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж, рокабилли и т.п. Для рок-н-ролла характерен быстрый темп, большое использование сленга (в основном негритянского) и свобода музыкального исполнения. Основными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

Рок-н-ролл явился результатом смеси различных стилей музыки распространенных в то время в Америке. Практически одновременно и независимо друг от друга, неизвестные в то время никому чернокожие музыканты Юга США стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неслышанного до этого звучания. Билл Хэйли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих песнях, основанных на стилях кантри с примесью джаза и буги-вуги.

Его два сингла «Rock Around The Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake Rattle And Roll» сыграли решающую роль в популяризации рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным баловством, известном лишь слушателям местных радиостанций. Несмотря на то, что нельзя чётко определить время начала данного стиля, знатоки часто отдают первенство рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении Айка Тёрнера в студии Сэма Филлипса в 1951 году.

Считается, что термин «рок-н-ролл» в его сегодняшнем понимании был введён в массы Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для распространения нового стиля, которая в то время встречала достаточно большое отрицание со стороны консервативного общества Америки.

Рок-н-ролл явился первым стилем в современной поп музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и черными исполнителями, что немного снизило расовую накалённости тех лет при том, что этот жанр был абсолютно вне политики. Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма много исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни — придавая им при этом рок-н-ролльное звучания.

Классическое звучание рок-н-ролла сложилось в начале 50х.(1954—55 гг.), когда Билл Хэйли , Элвис Пресли , Чак Бэрри , Литтл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов вносил нечто особенное в эту музыку: Элвис Пресли экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Фэтс Домино наконец-то доказал, что его Новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и сумашедшие вопли пианиста Литтл Ричарда стали частью бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Бэрри стали примером для бессчисленных подражаний.

Воплощением рок-н-ролла до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное на молодое поколение не только Америки, но всего мира, и стиль рок н ролла

После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл естественно сразу стал объектом интереса киностудий, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий.

В 1956—57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звездными исполнителями — Карл Перкинс, Джэрри Ли Льюис , Бадди Холли , Эдди Кокран — внесшими новые приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов.

Особое место в истории рок-н-ролла занял Линк Рэя , чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.

Взлет рок-н-ролла был стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани падения:Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха;

Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращению в 1960 году был больше занят кинокарьерой;

Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959—60 гг.;

Чак Берри был приговорён к тюремному заключению.

Другие певцы стали осваивать другие стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). При этом существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно шлифующих рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался в тупике придя опять на начальный этап, и от конечного исчезновения его не удерживали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на большое желание последних обновить стиль.

Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» The Beatles середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. особенно Чака Берри и Литла Ричарда были заново перепеты британскими группами,в то же время начинает использоваться общий термин — «рок ».

Последнее обновление: 18.11.2018

Прошло сорок лет с момента его смерти, и мы воздаем должное королю рок-н-ролла. Когда Элвис Аарон Пресли умер в возрасте 42 лет, 16 августа 1977 года, он был одет в золотую пижаму. Это было далеко не единственной вещью о Короле рок-н-ролла, как его называли. Однажды вечером, Элвис Пресли взял Triumph Bonneville 750, ему понравилось, и он настаивал, чтобы дюжина была доставленная в его дом в Бел-Эйре к полуночи, чтобы его друзья могли прорываться по улицам той ночью. Пресли остался человеком самого Харлей-Дэвидсона Электра-Глейд.

Стремясь доставить личное письмо президенту Ричарду Никсону, он подошел к охранникам в Белом доме в «темно-синем габардинском костюме в стиле каратэ из двух частей по рубашке с высоким воротником, пальто на плечах, золотом медальоне на шее и тростью с золотой рукояткой в руке», как вспоминал его друг, Джерри Шиллинг. У него были карманы, вырезанные из брюк, чтобы обеспечить более гладкую, более плотную посадку. И как великолепный подросток он, по словам современника, «расчесывал волосы утром, используя три разных масла для волос: воск для переда, один вид масла для волос наверху, другой для волос сзади». Он использовал суконный воск, так что, когда он выступал, его волосы падали определенным образом».

На съемочной площадке «Это случилось на Всемирной ярмарке» с полковником Томом Паркером, 1963 год

И когда эти волосы упали … Рой Орбисон, который смотрел первые выступления Элвиса Пресли в начале 1955 года, сказал: «Я не могу переоценить, насколько он шокировано выглядел и казался. Он был этим мальчиком-панком, просто настоящим котом, поющим как птица. И двигался так, как никто раньше такого не видел. Его губы стали насмехаться, и его ноги тряслись, рывком и толкались, сами по себе. Как сказал его гитарист Скотти Мур: «Я думаю, что с этими свободными штанами, которые мы носили, ты трясешь ногу, и это выглядело так, как будто там весь ад идет». Для студенческой медсестры, которая увидела одно из шоу Короля в мае 1955 года он был «просто большим красивым куском запретного плода».

Элвис Пресли родился в 4:35 утра 8 января 1935 года в Тупело, штат Миссисипи. Его брат-близнец, Джесси Гарон, был мертворожденным. Его отец, Вернон Пресли, был водителем грузовика, его мать, Глэдис Пресли, домохозяйка. Семья переехала в Мемфис, когда Элвису Пресли было 13. Пресли были бедны и, как сказал Кевин Керн о Пресли, «деним напомнил Элвису о том, что он беден, поэтому он не носил джинсы как взрослые».

Пресли начал заполнять карманы семьи, когда он появился в Memphis Recording Service Сэма Филлипса 5 июля 1954 года. Сначала он пел, не очень хорошо, некоторые баллады. Затем он спел «Все в порядке, мама», и это все изменило. Его голос дрогнул от страсти. Он был захватывающим, опасным. Он был, заголовки кричали: «развратник молодости», его поступки «слишком неприличные, чтобы упоминать в каждой детали». Когда он появился на шоу Эда Салливана, его показали только с пояса. «Это похоже на поток электричества, проходящего через вас», – сказал Пресли. «Это похоже на занятие любовью, но это сильнее. Иногда я думаю, что мое сердце взорвется».

На шоу Milton Berle, июнь 1956 года

В 1956 году все вылилось: «Heartbreak Hotel», «Blue Suede Shoes», «Do not Be Cruel», «Hound Dog», все в 1956 году. Они пытались выхолостить его. На шоу Стива Аллена Пресли был одет в белый галстук и фрак, пел «Hound Dog». Но на шоу Milton Berle в июне 1956 года это было настоящая сделка, ноги складывались вдвое, таз толкался, микрофон был его игрушкой. Фильмы поманили, и его менеджер, полковник Том Паркер, бывший карнавальный зазывала, собачий ловчик познакомил его с Голливудом. Элвис Пресли снял «Love Me Tender» в 1956 году. И тогда начал ухаживать за Натали Вуд (из «West Side Story fame»), которую он взял обратно в Мемфис.

Натали Вуд, Мемфис, октябрь 1956 года

«Jailhouse Rock» вышла в 1957 году. Сиденья были разорваны. Мир был устрицей Пресли. И тогда правительство США разработало его, или «вывело» его, как он позже рассказал аудитории в Лас-Вегасе. Если бы вмешалась полиция? Не знаю. Но в течение двух лет Пресли потерял свои волосы и свою свободу, слушая дядю Сэма.

Три вещи следовали в результате. Одной из них была «GI Blues», высокомощный, но дрянной мюзикл, который задавал тон слишком многим фильмам Пресли, хотя он стремился к более глубоким, более требовательным ролям. Например, он любил Беккета и однажды бросил вызов своему главному продюсеру, Халу Уоллису: «Когда я получу свой Беккет?» Когда в 1975 году Барбра Стрейзанд предложила ему главную мужскую роль в ее ремейке «A Star Is Born», полковник Паркер вызвал трудности. Элвис Пресли надеялся, что это может быть его «From Here To Eternity» – фильм, который спас карьеру Франка Синатры, но этого не было.

По окончании военной службы Фридберг, Германия, март 1960 года

Вторым военным побочным эффектом был его брак с Присциллой Болье, приемной дочерью офицера армии. Ей было только 14 лет, когда Король встретил ее. Они ухмыльнулись, чересчур – слишком для госпожи Болье, когда в возрасте 18 лет она посетила ее теперь демобилизованного поклонника в Мемфисе. «Подожди», – сказал Пресли. «Все может выйти из-под контроля». В следующем году он сказал: «Я хочу, чтобы это было чем-то, на что можно было рассчитывать», когда она вернулась, чтобы жить со своими родителями и продолжить учебу. «Там есть желание». Вместо этого она покрасила волосы, чтобы соответствовать его сине-черным замкам, одетая в школьную форму и позировала для Полароидов.

Она тоже потерпела взлеты и падения, как и Король, и это было третье, что Пресли подхватил в армии, от сержанта на маневрах. Как и его товарищи, которые окружали его, банда полковника окрестила Мемфисскую мафию. Девочке было нелегко разделить ее мужчину с взводом вездесущих подшучивающих приятелей, но Болье справилась. Пока, наконец, 1 мая 1967 года Пресли и Болье не отправили частный самолет Синатры из Палм-Спрингса в Лас-Вегас, заплатили 15 долларов за лицензию на брак и связали свои узы в гостинице «Аладдин». Затем банкетная стойка включала жареную сосиску и устрицы Рокфеллера. И некоторые из Мемфисской мафии сопровождали любящую пару в медовом месяце, сообщает Питер Гуральник в своей магистерской биографии «Небрежная любовь».

Элвис и Присцилла Пресли после их свадьбы, Лас-Вегас, 1967

Женатое блаженство достигло, Пресли приступил к делу. Ему понравилась фраза «заботиться о бизнесе», и на хвосте его частного самолета Convair 880 был логотип TCB, который он купил в 1975 году и назвал Лиза Мари в честь его заветной дочери (которая потом женилась на Майкле Джексоне). Не то, чтобы Пресли простаивал. В период с 1960 по конец 1967 года он снял 21 фильм, в том числе «Голубые Гавайи», и выпустил 44 сингла.

Из фильмов ничто не было достоино его интенсивности. Из синглов, ну, есть «Little Sister» и «Return To Sender», но есть также «Do The Clam» и «You Never Never Walk Alone». Конечно, он был почитаем. Битлз посетили его в 1965 году и отдал дань уважения, хотя сначала вещи были жесткими. «Если ты просто сидишь и смотришь на меня, я пойду спать», – сказал Король. Позже Джон Леннон попросил Шиллинга «рассказать Элвису, что если бы не он, я бы ничего не сделал».

Это было правдой, но настал момент, когда Пресли показал, что у него все еще есть. В 1968 году он доказал это. Он сделал NBC особенным. На нем был черный кожаный костюм. Он стартовал с «Heartbreak Hotel» и «All Shook Up». Он выглядел гибким и быстрым. Он чувствовал себя опасно. Он пробился сквозь «Lawdy, Miss Clawd». Его волосы упали ему на лицо. Он вернулся. Он был звездой. Он был Королем.

На съемочной площадке фильма «Голубые Гавайи», апрель 1961 года

И он продолжал производить. «In The Ghetto» и «Suspicious Minds» шли быстро. Так и Вегас: два шоу в течение четырех недель, в 2 000-местном номере, в новом Международном отеле. Элвис Пресли восторжествовал, в белом казачьем костюме, который кивнул образу каратэ. «Jailhouse Rock» и «Do not Be Cruel» заставили Кэри Гранта встать на ноги. Присцилла Пресли почувствовала энергию: «Я не думаю, что чувствовала себя в любом развлечении с тех пор». У полковника Паркера были слезы на глазах. Это был Король.

И потом, попозже, колеса сошли. Был костюм для отцовства. Был сюрреалистический визит Пресли к президенту Никсону, в поисках значка BNDD (Bureau of Narcotics and Dangerous Drugs). Было больше костюмов, украшенных драгоценными камнями. И были наркотики, и врачи, и дантисты, и фармацевты, которые их распустили. Действительно, через шесть дней после того, как его развод был завершен 9 октября 1973 года, Пресли был госпитализирован в Мемфисе, его дыхание было ужасным, его тело опухло.

Посадка на его частном самолете Лиза Мари, в Цинциннати, май 1976 года

Он немного спрятался. Но его поведение на сцене было неустойчивым. Он много говорил и дико. Он выполнил 15-минутные каратэ. Он казался «сонным». На сцене он играл с оружием и искал любви. Он вернулся в больницу и обнаружил, что его обслуживают медсестра Мариан Кок и медсестра Кэти Симон. Президент Никсон позвонил, чтобы пожелать ему успехов, как и Синатра. Неожиданно он гастролировал. Для Houston Press шоу было ужасно, «подано раздутой, бормочащей фигурой, которая не выступала как Король всего». И так продолжалось.

Но он был Королем. Он был красив. Он двигался с взрывной сексуальностью, которую никто не встречал. Элвис Пресли изменил мир. И сделать это – подарок, данный немногим. Все приветствуют Пресли. Все приветствуют Короля.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры