История рокенрола (rock and roll). История и звезды рок-н-ролла

Главная / Психология

ЕРЕВАН, 13 апр - Новости-Армения. Всемирный день рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day) - праздник единомышленников, для которых это направление стало не только музыкой но и стилем и образом жизни.

Праздник отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее для него основой произошло днем ранее: 12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл "Rock Around The Clock", ставший знаковым в новом музыкальном направлении и облетевший все континенты, бросив вызов обществу и традициям.

До этого, еще в середине 20 века, в послевоенный период, люди стремились к покою и размеренной жизни. Потрясений никто не хотел. Отражением общественных настроений была музыка того периода - спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом.

Ко дню Всемирного дня рок-н-ролла агентство "Новости-Армения" вспоминает семь бессмертных хитов.

Билл Хейли – "Rock Around the Clock", 1954 год

"RockAroundtheClock" – можно назвать одним из первых рок-н-ролльных хитов. Популярнейший во всем мире хит написали немолодые авторы Макс Фридман и Джеймс Майерс, а исполнил 28-летний Билл Хэйли, который мало походил на юношу или бунтаря. Сингл вошел в "Книгу рекордов Гиннеса" как один из самых продаваемых.

Успеха песня добилась не сразу – сначала она мало кого заинтересовала. Но через год после записи песня прозвучала в одном молодежном фильме и стала настоящим хитом.



Карл Перкинс – "Blue Suede Shoes", 1955-1956 годы

Песня, кавер-версию которой когда-то исполнил Элвис Пресли, написал бедный мальчишка Карл Перкинс, учившийся играть на самодельной гитаре, сделанной из сигарной коробки, швабры и проволоки.

Песня мгновенно стала хитом, тем не менее, сам Перкинс недолго наслаждался успехом по ряду причин: автомобильная авария, долгое восстановление. Потом Пресли перепел его песню и настоящего автора в США постепенно забыли.

В Англии же Перкинса встретили с восторгом – оказалось, что там его помнят и любят не только рядовые меломаны, но и молодые, хотя уже дико популярные "битлы".



Элвис Пресли – "Hound Dog", 1956 год

Говоря о рок-н-ролле, первое, что приходит на ум любого человека – это образ Элвиса Пресли. Продюсер певца Сэм Филлипс считал, что образ новой музыки лучше всего выразит белый музыкант с "голосом и душой чернокожего". Такого парня он нашел в молодом водителе грузовика Элвисе Пресли.

Сам Элвис не писал музыку. Он был не первым исполнителем песни "HoundDog"– изначально ее написали для блюзовой исполнительницы Биг Мамы Торнтон, потом перепели несколько кантри-групп, затем в рок-н-ролльной манере исполнила команда Freddie Belland the Bellboys, и только после этого песню прибрал к рукам Пресли. Забавно, что во всех чартах эта песня проходила в трех категориях: "поп", "кантри" и "ритм-энд-блюз", потому что рок-н-ролльной категории тогда еще не существовало.



Литтл Ричард – "Tutti Frutti", 1955 год

Литтл Ричард нескромно назвал себя основателем, королем и архитектором рок-н-ролла, оставив Элвису Пресли скромную роль "строителя".

Литтл Ричард был идеальным бунтарем - чернокожий певец с неподражаемым сценическим образом и неистовым поведением на сцене. Песню, которая стала классикой рок-н-ролла, он продал звукозаписывающему лейблу всего за 50 долларов.



Джерри Ли Льюис – "Whole Lotta Shakin’ Goin’ On", 1957 год

Джерри Ли Льюис – уникальный человек, который умеет петь, играть на рояле и танцевать одновременно. Его творческая биография знала много падений и скандалов, что не мешает музыканту до сих пор порой давать концерты.

Записанная им песня "Whole Lotta Shakin’ Goin’ On" заняла первые места в хит-парадах одновременно как "ритм-энд-блюз" и "кантри". А это смешение и есть настоящий рок-н-ролл.



Чак Берри – "Johnny B. Good", 1958 год

По версии фильма "Назад в будущее" эта песня появилась благодаря временной петле. Марти сыграл ее на выпускном вечере своих родителей, а один из слушателей в этот момент позвонил по телефону и сказал собеседнику: "Чак, ты искал новый звук? Послушай вот это!"

Эта песня – одна из самых веселых и задорных в космическом масштабе. Серьезно, ученые даже послали ее за пределы Солнечной системы, записав на Золотой пластинке "Вояджера" вместе с другими образцами человеческой культуры.



The Beatles – "Rock And Roll Music", 1964 год

Для многих людей в мире рок-н-ролл ассоциируется с знаменитой ливерпульской четверкой. То, что в Старом Свете все идет с некоторым запозданием, пошло на пользу музыке. И хоть "Rock And Rol lMusic" – это кавер песни Чака Берри, "битлы" исполнили его с удивительным драйвом и артистизмом.-0-

В 1951 году диск-жокей Алан Фрид пошел на риск. Он пропустил в эфир «черный» ритм-н-блюз. Американцы за 30 не желали слушать энергичную, веселую музыку в исполнении афроамериканцев.

13 04 2015
15:30

Чтобы избежать скандала, Фрид назвал жанр проигрываемых им песен по-новому - «рок-н-ролл». Он же устраивал первые рок-н-ролл-вечеринки, куда приглашал как черных, так и белых. Между ними нередко возникали стычки и драки. Американцы постарше, узнав об этом, объявила новому жанру войну. Но ни публичные выступления с громкими фразами «Рок-н-ролл разрушает Америку!», ни правительственные запреты не смогли истребить на корню набирающее популярность молодежное музыкальное движение.

Билл Хэйли

(6 июля 1925 - 9 февраля 1981) - один из первых американских музыкантов, исполнявших музыку в стиле «рок-н-ролл». Хит Rock Around the Clock, исполненный музыкантом в составе группы Bill Haley & His Comets оказал существенное влияние на рост популярности этого стиля музыки в середине 50-х годов прошлого столетия.

Дата исторического события, ставшего основой Всемирного дня рок-н-ролла, немного отличается от даты самого праздника. 12 апреля 1954 года 28-летний Билл Хейли записал песню Rock Around the Clock. Она попала в саундтрек популярного молодежного фильма «Джунгли из грифельных досок» (Blackboard Jungle). Американцы, даже рьяно сопротивлявшиеся новому жанру, сдались, - трек пришелся по вкусу и продержался два месяца в хит-параде журнала Billboard.

Хейли считался лучшим исполнителем в новом жанре, пока не появился Он.

Элвис Пресли

В июле 1954 года Пресли записал песню That’s All Right, Mama. Ему было 19 лет. В течение предыдущих двух-трех лет музыканту не слишком везло, - его с энтузиазмом встречали на местечковых вечеринках, школьных концертах и уличных выступлениях, но дальше этого не шло. Нужно было что-то значительное, заметное. Пресли на собственные средства записал несколько треков, а владельцы звукозаписывающих компаний недовольно морщились - все не то. Однажды, сидя в студии, Элвис и еще два товарища стали наигрывать композицию афроамериканского блюзмена Артура Крудапа, только с другим ритмом. Владелец студии заинтересовался этим экспериментом, и песня была записана. Так и появилась That’s All Right, Mama в исполнении Пресли, - переделанное чужое творение мигом привлекло к молодому музыканту внимание публики благодаря постоянной трансляции по радио.

Именно он соединил кантри и блюз, дав рождение рокабилли, которым отмечены его первые записи на Sun Records в середине 1950-х гг. крапливая в свой стиль элементы госпел и эстрады, Пресли вышел за рамки рокабилли и достиг мировой популярности (хиты «Heartbreak Hotel», «Don"t Be Cruel», «Hound Dog» и др.).

Переломным в карьере Пресли стал его первый телеконцерт (1968), который обозначил отход от устаревшего стиля музыкальных кинолент. Записи конца 1960-х-1970-х гг. отмечены влиянием кантри, соул и эстрады (хиты «In the Ghetto», «Suspicious Minds», «Always on My Mind» и др.). В 1969 году после 8-летнего перерыва вернулся к концертной деятельности, которая стала доминирующей чертой его последующей карьеры (ежегодные ангажементы в Лас-Вегасе, гастроли по США). В 1973 году по спутниковой связи прошла международная трансляция второго телеконцерта «Aloha from Hawaii».

Его голое тело нашли на полу в около 2 часов дня, опухшим от амфетаминов, барбитуратов, наркотиков, транквилизаторов, снотворного, слабительного, гормональных препаратов и разной прочей химической дряни.

Судьба иногда любит усмехаться, и умерший от наркотиков Элвис Пресли был почетным сотрудником ФБР по борьбе с этими самыми наркотиками. Впрочем, многие уверенны, что Элвис умер от не от их передозировки: кто-то считает произошедшее убийством, кто-то самоубийством, кто-то полагает что Элвис был инопланетянином и вернулся на свою родную планету, а кто-то уверен в том, что Пресли на самом деле жив и инсценировал смерть. Остановимся на последней версии.

Примерно через два часа после официального объявления о смерти Элвиса Пресли около сотни пассажиров в аэропорту Мемфиса стали свидетелями того, как Элвис Пресли в сопровождении двух спутников приобрел билеты на рейс в Буэнос-Айрес, регистрация на который уже почти закончилась. Пресли и два его сопровождающих так быстро прошмыгнули через стойку регистрации, что бросившиеся к нему люди не сумели получить автографы - все кроме одного, Джона Спаркса, которому Элвис подписал авиационный билет. Обо всем этом стало известно на следующий день после смерти Элвиса, а произведенное наспех расследование показало, что среди пассажиров того рейса на Буэнос-Айрес был некий Джон Берроуз - псевдоним, под которым Элвис часто регистрировался в отелях, когда путешествовал инкогнито. В 1979 году Спаркс разрешил произвести почерковедческую экспертизу своего билета, и пятеро независимых экспертов однозначно подтвердили принадлежность этого автографа Элвису Пресли. При этом тринадцать свидетелей показали что автограф был дан в то самое время в аэропорту в их присутствии.

Бадди Холли

Вслед за Пресли новые веяния в музыке подхватил техасский юноша с внешностью школьного зубрилы - Бадди Холли. Сам Элвис сыграл в этом не последнюю роль: Холли пришел в рок-н-ролл, увидев его концерт в техасском Лаббоке в 1955 году. После этого молодой человек всячески старался засветиться на публике, - он пел везде, где возможно, выступал на разогреве у Билла Хейли, пока одна из звукозаписывающих компаний наконец не обратила на него внимание. В 1957 году он вместе со своей группой The Crickets записал песню That’ll Be the Day, ставшую хитом. Но пока на сцене главенствовал Элвис Пресли, публика не проявляла к Холли особой благосклонности. И он пошел другим путем. Если Пресли в то время доносил рок-н-ролл до белой аудитории, то его поклонник и одновременно конкурент направлял свои силы на афроамериканцев - и не безуспешно.

Но, как это нередко бывает, жизнь быстро забирает таланты. 3 февраля 1959 года войдет в историю, как «день, когда умерла музыка». Бадди Холли, Ричи Валенс и Биг Боппер погибли в авиакатастрофе. Большие расстояния между городами, погода и плохие условия проживания (оборудование туристических автобусов оставляло желать лучшего) негативно сказывались на состояние музыкантов. Раздосадованный бытовыми условиями, Холли решил зарезервировать чартерный самолет, когда они отыграли очередной концерт в Surf Ballroom (город Клир-Лейк, штат Айова), чтобы побыстрее достичь следующего места в гастрольном графике. Как оказалось, это решение стало фатальным.

Расследование авиакатострофы выявило, что вскоре после взлёта комбинация из плохих погодных условий и ошибки пилота вызвала пространственную дезориентацию, из-за которой Роджер Питерсон потерял контроль над самолётом.

Чак Берри

Ироники замечают, что Чак Берри пел в перерывах между уголовными преследованиями и тюрьмами. В первый раз он оказался за решеткой в 18 лет, а в 21 досрочно вышел из заключения. После тюрьмы энергичный и темпераментный Берри сосредоточился на музыке. Отношения с продюсерами у него складывались вполне удачно. В 1955 году он записал песню Johnny B. Goode, ставшую его визитной карточкой.

Увы, темперамент Берри проявлялся не только в творчестве. В 1959 году певец был втянут в сомнительное судебное разбирательство, связанное с девушкой, занимавшейся проституцией, и сел в тюрьму на три года. Вернувшись, он продолжил выступать, но уже не мог конкурировать с молодыми исполнителями, - на сцене появились The Beatles.

Литтл Ричард

Ричарда отличает непредсказуемость. В 13 лет он внезапно сбежал из дома, потому что родители не поощряли его занятия музыкой. Его усыновила белая пара, владеющая развлекательным клубом, и благодаря этому он смог продолжить свои творческие изыскания. У Ричарда был высокий голос, и это помогло ему сделать первые шаги на большую сцену: в 1955 году одна из звукозаписывающих студий Лос-Анджелеса как раз искала вокалиста с фальцетом или высоким тенором, и юноша отправил туда запись своего голоса. Вскоре он заключает контракт и создает свою самую известную песню в жанре рок-н-ролл - Tutti Frutti. За ней последовали другие: Long Tall Sally, Rip It Up, Lucille и Jenny, Jenny. В детстве Ричард пел в церковном хоре, поэтому в его творчестве присутствовали некоторые элементы христианской музыки - госпела.

Однако в 1957 году музыкант уходит из рок-н-ролла в чистый госпел. Причины до сих пор неизвестны.

Стиль рок-н-ролл зародился в США в конце 40-х — начале 50-х годов XX-го века из смеси музыки афроамериканских жанров — , джамп блюз, ритм, евангельская музыки госпел, буги-вуги — и кантри музыки с ее поджанрами вестерн свинг и блуграсс. Некоторые элементы стиля рок-н-ролл прослеживались и раньше в блюзе и кантри, но именно в 1950-е годы ему выделили свое название.

История рок-н-ролла

История рок-н-ролла началась в южных штатах. Во время второй мировой войны четверть населения Соединенных Штатов меняла место жительства — люди переселялись из деревни в город и наоборот, и эта тенденция послужила толчком к столкновению и взаимопроникновению деревенских и городских, религиозных и секулярных течений в музыке. После окончания войны начался период восстановления, люди снова могли преследовать личные цели. Появились новые свободы и идеи. Вместе с тем, снова обострилось расовое разделение. Все эти события, происходившие в обществе, не могли не отразиться на музыке, которую писали в то время.

Первым употреблять название «рок-н-ролл» начал Алан Фрид, диск-жокей из Огайо. Так он называл ту амальгаму ритма, и блюза, которую играл на своем радио шоу. Слова «рок-н-ролл» и до этого встречались в названиях и текстах нескольких композиций афроамериканской «расовой» музыки, с которыми Фрид был несомненно знаком. Спонсор Фрида, который также являлся владельцем магазина грамзаписей, всячески поощрял его использовать именно это название, так как надеялся популяризировать новое звучание и продать расовую музыку белому потребителю. Поскольку и белое, и черное население прониклось новым стилем, музыка рок-н-ролл несколько снизила расовую напряженность того периода. Белые исполнители играли для черной публики, чернокожие музыканты находили отклик у белой аудитории. Особенно популярным новый стиль стал среди тинейджеров, давая им ощущение сопричастности. Стиль рок-н-ролл сформировал молодежную субкультуру, находящую выход не только в музыке, льющейся из радиоприемников, но и в стиле одежды, прическе, определенном сленге. Консервативное общество было очень недовольно подобными тенденциями и много раз пыталось запретить трансляцию рок-н-ролла на радио, обвиняя тексты песен в пропаганде секса и правонарушений.

Существует несколько вариантов трактования слов, составляющих название «рок-н-ролл». Фраза изначально описывала движение корабля по волнам. Позже слово «rock» в значении «трястись» употреблялось для обозначения религиозного трепета чернокожих христиан и в более сленговом смысле было в ходу среди чернокожей молодежи как синоним для танцев или полового акта. Слово «roll» в значении «кататься, вертеться» также использовалось в английском языке для обозначения полового акта со времен средневековья. Таким образом название стиля всегда несло в себе некий подтекст. В российских источниках «рок-н-ролл» часто переводят как «качайся и кружись».

Расцвет рок-н-ролла в США

В 1950-е жанр рок-н-ролл описывали как комбинацию блюза, джаза и кантри, при активном задействовании гитары, басов и ударных.

Музыка рок-н-ролл характеризуется размером 4/4, интенсивным ритмом, подвижным пульсирующим темпом, простыми мелодиями и использованием сленговых слов в текстах.

Первой записанной песней, которую относят к подлинному рок-н-роллу, стала представленная пианистом Айком Тернером и певицей Джеки Бренстон в 1951 «Rocket "88». Многие связывают появление рок-н-ролла с Элвисом Пресли, хотя он записал свой первый сингл только в 1953-м. Массовая популярность жанра началась с песни «Rock Around the Clock», которую Билл Хейли записал в 1954 году. Наступила эпоха рок-н-ролла. Огромный вклад в развитие жанра внесли такие легенды рок-н-ролла, как Фэтс Домино, Бо Дидли, Джин Винсент, Литл Ричард.

Близким к рок-н-роллу направлением стал стиль , который также являлся смешением ритма, блюза и кантри, но в отличие от рок-н-ролла очень сильно тяготел именно к кантри и исполнялся преимущественно белыми музыкантами. Термин образовался от соединения слов «рок» из «рок-н-ролл» и «хиллбилли», раннего обозначения музыки кантри. Знаменитыми представителями рокабилли были Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Джонни Кэш. Значительное влияние рокабилли чувствуется в раннем британском рок-н-ролле, особенно в творчестве The Beatles.

Отечественные представители рок-н-ролла

Западные исполнители рок-н-ролла вдохновили музыкантов Советского Союза, в середине 1950-х начали появляться группы, игравшие записанную с радиотрансляций музыку на любительских концертах. Одним из первых этим занялся Анатолий Васильев со своим коллективом. Официально советский рок-н-ролл появился только в 80-х. Среди групп, исполнявших его, важно отметить «Браво», «Рок-отель», «Секрет», «Архив». Через несколько лет сформировались рокабилли коллективы, выступавшие в клубах — «Мистер Твистер», «The Swindlers», «Тихий час».

Звучание советского рок-н-ролла было минималистским из-за недоступности дорогого электронного оборудования, основной акцент делался на тексты, выражавшие социальный протест.

Британский рок-н-ролл

К началу 1960-х популярность рок-н-ролла в США пошла на спад. Так сложилось, что многие известные музыканты покинули сцену по различным причинам. Однако эпоха рок-н-ролла на этом не закончилась.

Еще с 1950-х американская культура начала просачиваться в британское общество. Появлялись новые субкультуры, в творчестве музыкантов прослеживалось влияние американских стилей буги-вуги и блюза. Британцы познакомились с рок-н-ролл музыкой, звучавшей в саундтреках популярных фильмов. Начали появляться любительские рок-н-ролл группы, перепевавшие знаменитые американские хиты. В 1960 песня Джонни Кида «Shakin" All Over» задала стандарт британского рок-н-ролла. Новая волна мирового интереса к рок-н-роллу была вызвана появлением британцев The Beatles в 1963—1964 годах. За ними последовали

Элвис Пресли стал звездой, копируя и перепевая этого чёрного музыканта. Джеймс Браун повторял его выступления и даже выдавал себя за него. Его песня «Tutti Frutti» показалась Дэвиду Боуи исполненной голосом бога, а Кит Ричардс говорил, что она будто сделала мир из чёрно-белого цветным. Пианист Реджинальд Дуайт, выступив у этого музыканта на разогреве, сменил своё имя и стал Элтоном Джоном. Боб Дилан и Фредди Меркьюри начинали свою музыкальную карьеру с каверов на его песни, а Лу Рид и Патти Смит решили стать рок-музыкантами под его влиянием. Рассказываем историю восхождения к славе и величию первого Короля рок-н-ролла.

Лева Пенниман стала матерью в пятнадцать. Ей было семнадцать, когда 5 декабря 1932 года она родила третьего, будущего короля рок-н-ролла Ричарда Уэйна Пеннимана. Всего у Левы и Бада Пенниманов было двенадцать отпрысков. Бад Пенниман был сыном священника и дьяконом в церкви и неплохо зарабатывал торговлей самогоном во времена Сухого закона. Неоднократно сталкиваясь с полицией, он всегда выходил сухим из воды. Алкоголь он закапывал под газоном у пожилой соседки, а чтобы его точно никто не сдал, хорошо помогал деньгами всей чернокожей общине. Семья Пенниманов не была зажиточной, но и никогда не бедствовала.

Ричард родился с одной ногой короче другой и всё детство терпел из-за этого насмешки братьев и сверстников. Но терпилой он отнюдь не был и компенсировал дефект озорством и даже хулиганством. Его постоянно дубасили за проделки - но если бы ему доставалось за всё, он не пережил бы детства. Однажды маленький Ричард аккуратно завернул свою какашку в подарочную упаковку, с видом ангелочка пришёл на день рождения к старушке-соседке и вручил ей подарок. Когда именинница с гордостью развернула подарок перед подружками, Ричард дал дёру, испытывая невообразимое удовольствие. В другой раз, помогая маме по кухне, он подсунул экскременты в коробку с желе. Его, конечно, побили, но зато навсегда освободили от обязанностей по дому.

Ричард очень любил свою маму и хотел быть на неё похожим. Когда она не видела, он надевал её платья и наносил макияж, придя к выводу, что очень зря родился мальчиком - лучше бы девочкой. Желание быть девочкой усилилось, когда он влюбился в друга своего брата. И хотя девственность Ричард потерял со взрослой женщиной, ему не особенно это понравилось. Тогда случился его первый контакт с мужчиной. Это был друг семьи, которого все звали Мадам Уп за его открытый гомосексуализм. Мадам Уп платил мужчинам за то, чтобы они разрешили ему сделать им минет. Когда Ричард узнал, что можно заработать деньжат, то, хотя ему не понравилась эта идея, деньги оказались дороже.

Религиозность афроамериканцев всегда была крепко завязана на музыке. На службах в церквях, в церковных кружках, в воскресных школах - везде звучала музыка и пение. Ричард начал петь госпелы группе для детей, которую организовала старушка Ма Свити. По средам он и его братья приходили к ней и пели отрывки из Библии, молитвы и гимны. Их пение слышалось на три квартала вокруг. Никто не играл на инструментах, аккомпанировали простыми притопами и прихлопами. Пение сопровождало людей во всех их бытовых делах: кто-то подметал двор и начинал петь «Sometimes I feel like a motherless child», соседи подхватывали - и вот уже вся улица хором пела очередной церковный гимн. Ричард бегал по городу и подпевал всем на пределе своих возможностей: ему нравилось не просто петь, а кричать изо всех сил. Вся семья Ричарда тоже выступала как группа Penniman Singers. Они пели в церквях и участвовали в так называемых госпел-баттлах с другими семьями-группами. Ричарда называли Боевым Ястребом, потому что громкостью своего тонкого голоса он мешал петь остальным участникам хора.

Ричард хотел быть священником и в десять лет даже подрабатывал целителем. Он приходил к больным, пел молитву, накладывал на них руки и с лукавой улыбкой брал плату, а людей немного отпускала их болезнь. Но основным заработком Ричарда была продажа кока-колы на концертах. Именно там он впервые услышал лучших музыкантов того времени и познакомился со своей любимой исполнительницей, основоположницей рок-н-ролла Сестрой Розеттой Тарп. Однажды перед её выступлением Ричард демонстративно запел одну из её песен, потом другую. Розетта оценила его попытки и предложила спеть этим вечером вместе с ней. Так он заработал свои первые деньги музыкой: 35 долларов - целое состояние для мальчугана. Члены чернокожей общины в Америке старались помогать друг другу: тяжёлые условия и расовая дискриминация маргинализировали негров в США - но одновременно и сплачивали их. Несмотря на то, что Ричард очень плохо учился в школе (которую так и не закончил), его музыкальные способности признали и стали обучать его игре на саксофоне, а затем взяли в школьную группу.

Гомосексуальные наклонности Ричарда прогрессировали с возрастом. Это очень расстраивало его отца: «У моего отца было семь сыновей, и я хотел семь сыновей. Ты всё испортил! Ты только наполовину сын!» - стенал отец и бил Ричарда. Но тот ничего не мог с собой поделать. В четырнадцать лет он ушёл из дома и стал путешествующим музыкантом, понемногу набирая популярность, пока не оказался в водевильном шоу Шугарфут Сэма. Там он впервые выступил в качестве девушки - одна из певиц заболела, и Ричарда поставили на замену. Он надел платье и нанёс макияж, а так как на каблуках ходить не умел, его просто поставили перед микрофоном, занавес поднялся, Ричард спел высоким голосом - и занавес опустился, чтобы ему не пришлось сделать и шага на глазах у публики. Потом Ричард присоединился к другому водевилю и снова выступал в качестве женщины - в этом шоу многие мужчины переодевались в женщин. Он становился частью гей-комьюнити, и всё больше людей признавали его музыкальные способности

Расцвет ранней карьеры застал его в Атлантик-сити, где Ричард успешно выступал каждую ночь, хотя и без платья, но с макияжем, который впоследствии стал его коронной фишкой. Ричард гордился тем, что пользовался макияжем задолго до того, как это стало общим местом для мужчин в американском шоу-бизнесе. В Атлантик-сити Ричард впервые записал свою музыку в студии и одна из песен, «Every Hour», стала местным хитом на радио. Однако это не принесло ему ожидаемой славы, так как вскоре старший товарищ по цеху, Ли Магид, записал свою версию песни Ричарда с теми же музыкантами и полным плагиатом вокала, назвав её «Every Evening». Версия Магида затмила оригинал Ричарда. В расстроенных чувствах он вернулся в родной город к родителям.

Ричард продолжал выступать и однажды познакомился с музыкантом-геем, которого звали Эскерита. Эскерита научил Ричарда играть на пианино - и этот навык сделал Ричарда цельным музыкантом. У Эскериты были громадные руки, которыми он лупил по клавишам пианино, выдавая крайне глубокий и мощный звук. Ричарду, который пел очень громко, понравилась такая же громкая игра на пианино, и эта звуковая избыточность стала его коронной фишкой.

Отец, отвергавший Ричарда за его сексуальные наклонности, со временем стал признавать талант сына и даже начал им гордиться - каждый вечер он включал в музыкальном автомате пластинку сына. Однажды в баре случилась потасовка, и отца Ричарда застрелили. Убийцу так и не посадили в тюрьму, так как у семьи не было денег на адвоката, а Ричарду пришлось стать кормильцем семьи.

Каждый вечер напомаженный эксцентричный Ричард давал концерты в клубах, начиная выступления со слов: «Это Литл Ричард, Король блюза», - а потом добавлял: «И Королева тоже». К двадцати одному году Ричард стал уверенным в себе музыкантом, записал несколько песен, которые, впрочем, провалились в хит-парадах - и ждал возможности выстрелить по полной. Менеджер Ричарда устроил ему гастроли, но сказал, что для полного счастья ему нужно обзавестись группой. Ричард нашёл барабанщика и двух саксофонистов. Так появилась группа The Upsetters, с которой карьера Ричарда взлетела на новый уровень. Он получил признание других музыкантов и любовь публики. Всё ещё играя блюз, он начал нащупывать звучание, впоследствии ставшее рок-н-роллом. Одной из песен, которые Ричард написал в то время, была «Tutti Frutti»: она стала краеугольным камнем рок-н-ролла. Первоначально текст этой песни откровенно обыгрывал гомосексуальную любовь: «Тутти Фрутти - хорошая попка: если не влезает, не толкай - нужно смазать, чтоб было проще» («Tutti Frutti good booty - if it don"t fit don"t force it - you can grease it, make it easy» ).

Успех Ричарда позволил ему не только накормить семью, но и купить чёрный кадиллак и начать вести достойный начинающей звезды образ жизни. Он не пил и не курил в то время, но зато в сексуальной жизни вёл себя крайне эксцентрично. Ричард был вуайеристом и часто заводил себе подружек, просто чтобы смотреть, как они занимаются сексом с другими мужчинами. Одна из его подруг садилась в его машину, раздвигала ноги, и они колесили по городу в поисках охочих мужчин. Однажды в таком виде они столкнулись на заправке с копами. Ричарда арестовали и посадили в тюрьму. На суде адвокат добился освобождения Ричарда словами: «Этот ниггер уедет из города и никогда больше здесь не покажется». Судьба вытолкнула Ричарда из родных мест и заставила его с новым энтузиазмом заняться своей карьерой.

Вторая мировая война привела из провинции в крупные города несколько миллионов афроамериканцев: индустриальная машина работала на полном ходу, и заводам нужны были рабочие руки. Афроамериканцы обрели приличную по тем временам работу и зарплаты, часть из которых они хотели тратить на развлечения. Однако в обществе всё ещё сохранялась сегрегация: чёрных не пускали в театры, концертные залы и во многие ночные клубы. Чёрные хотели слышать музыку от чёрных, поэтому спрос на темнокожих музыкантов рос день ото дня, образовывались отдельные музыкальные лейблы. Их владельцами всё равно были белые, специализировавшиеся на чёрной музыке. Одним из таких лейблов был Specialty Records в Голливуде. Музыкант по имени Бампс Блэквелл работал на Specialty и искал талантливых чернокожих музыкантов по всей стране, отслушивая сотни демо-записей. Он должен был найти аналог Рэя Чарльза, начинающей звезды с лейбла Atlantic Records. Ему в руки попала демо-запись Литл Ричарда: он не был похож на Рэя Чарльза, но всё же запал Бампу в душу. Бамп попытался убедить руководство, что Ричард - звёздный материал и нужно как можно скорее его записать, однако руководство сильно сомневалось. Тогда в дело вступил сам Ричард: он начал каждые два дня звонить на студию и терроризировать менеджмент вопросом «когда вы меня запишете?» После семи месяцев уговоров лейбл сдался и решил записать альбом. Так появилась одна из самых важных записей в истории музыки двадцатого века - альбом 1957 года «Here"s Little Richard».

На момент записи первого альбома Ричард уже был знаменит своими выступлениями, однако оказалось, что без публики он не может петь так же хорошо. Первую половину шестичасовой студийной сессии Ричард отыграл без особого энтузиазма. Во время перерыва вся команда пошла обедать в бар, где стояло пианино. И там Ричард, воодушевлённый наличием зрителей, вдруг заиграл совсем иначе и спел песню, которой не должно было быть на первом альбоме - «Tutti Frutti». Продюсер Ричарда пришёл в неописуемый восторг и понял, что это тот самый хит, который может сделать запись золотой. Проблема была только в словах: они были слишком скабрезными для радио того времени. Так что продюсер отдал листок со словами на доработку юной девушке Дороти Ла Бостри - она нуждалась в деньгах и подрабатывала на студии. За пятнадцать минут до окончания студийной сессии Дороти вернулась с переписанной песней. Ричард отказывался петь, потому что после шести часов у него уже срывался голос. Но менеджер настоял. Родилась «Tutti Frutti», какой мы знаем её сегодня.

За запись альбома Ричард получил 600 долларов. От продажи каждой копии по стандартным контрактам для чернокожих музыкантов того времени исполнитель получал один процент от девяноста процентов стоимости пластинки. Однако контракт Ричарда урезал его гонорар вдвое: за каждую проданную пластинку Ричард получал позорные полцента.

«Трагедией для чернокожих в шоу-бизнесе того времени было то, что, как и я, большинство исполнителей были молодыми, неопытными и необразованными. Мы просто хотели уехать из родительского дома, попутешествовать по стране. Так что нас эксплуатировали, нами злоупотребляли, нас обманывали и просто обдирали звукозаписывающие компании и менеджмент, который быстро понял, какие деньги можно заработать в раннюю эру рок-н-ролла».

Литл Ричард

«Tutti Frutti» стала безупречным хитом в чартах музыки для чёрных, однако это не принесло Ричарду особых денег. Более того, песню беззастенчиво перепели два начинающих белых исполнителя - Пэт Бун и Элвис Пресли. Им она мгновенно принесла миллионы и безумную славу.

И всё же Ричард становился популярнее и богател. Несмотря на то, что за пластинки Пенниман получал только по полпенни, объёмы продаж были настолько велики, что это приносило солидные деньги. А вместе с популярностью песен пришёл серьёзный спрос на концертные выступления, которые были ещё более яркими, чем записи. Однажды к музыкальному продюсеру Ричарда пришла шестнадцатилетняя девушка с песней для Литл Ричарда. Её тетушка заболела, и ей нужны деньги, чтобы положить тётю в больницу. Слова песни были написаны на клочке туалетной бумаги, но девушка «ещё не придумала мелодию». Песня рассказывала реальную историю: барышня застукала своего дядю в парке с другой женщиной, а когда в парке появилась её тётя, то дядя спрятался в кустах. Вышло всего три строчки:

«Saw Uncle John with Long Tall Sally
They saw Aunt Mary comin"
So they ducked back in the alley».

Историю рассказали Ричарду, и он взялся помочь девушке. Через пару дней он написал музыку, и на свет появилась песня «Long Tall Sally». Она стала ещё более громким хитом, чем «Tutti Frutti», окончательно утвердила Литл Ричарда в статусе короля рок-н-ролла и принесла ему ещё больше денег.

Каверы незамысловатых песен Литл Ричарда и копирование его манеры исполнения сделало звёзд из таких музыкантов, как Элвис Пресли, Билл Хэйли, Бадди Холли и целого эшелона других белых исполнителей.

Сценические выступления Литл Ричарда вошли в историю как самые дикие и энергичные рок-концерты, часто заканчивавшиеся массовой истерией. Уже в статусе рок-звезды Ричард постоянно соревновался с другими музыкантами, выступавшими на групповых концертах: кто «поимеет» публику и приведёт слушателей в большее неистовство. Джерри Льюис, Дженис Джоплин, The Doors и все самые горячие звёзды того времени проигрывали соревнование и снимали шляпу перед Ричардом. Когда Джон Леннон отказался уступить Ричарду право выступать последним (последними выступали самые важные музыканты), Ричард отыграл такое выступление, что Леннона и Йоко Оно, вышедших после него на сцену, слушатели освистали и стали покидать зал. Концерты Ричарда часто по несколько раз за вечер останавливала полиция, потому что публика впадала в яростный ритмический экстаз и начинала буйствовать: девушки закидывали сцену своим нижним бельём, люди прыгали с балконов

Ричард много внимания уделял своему сценическому образу, костюмам, макияжу, носил длинные зачёсанные наверх волосы, которые впоследствии копировал Элвис Пресли. Каждое шоу Ричард открывал песней «Lucille», которую он написал в честь трансвестита из его города - все называли его Королевой Соней. По ходу выступления Ричард приходил в раж и раздевался, а одежду, часы и украшения бросал в зал на радость беснующейся публике. Из-за расовой сегрегации в некоторых штатах чёрная и белая публика располагались в разных частях зала и между ними стояла перегородка. К финалу концертов Ричарда публика обычно смешивалась, барьеры рушились. Критики писали, что «голос Ричарда естественным образом приводит слушателей в экстаз, будто они снюхали грамм кокаина, выпили бутылку „Джека Дэниелса“ и получили оргазм - и всё это одновременно». Сам Литл Ричард обзавёлся дурными привычками намного позже, чем славой. Его главным допингом был секс: на гастролях он каждый вечер устраивал у себя в номерах оргии, у него были любовники и любовницы, и сам он признавался, что при этом мастурбировал по семь-восемь раз в день.

Ричард стал первым чернокожим рок-музыкантом, которого сняли в кино. Он спел в рок-мюзикле «The Girl Can"t Help It» с восходящей звездой Джейн Мэнсфилд. Для подростков всего мира Ричард стал звездой на уровне Марлона Брандо и Джеймса Дина. Ричард купался в славе и деньгах, за которыми не следил и раздавал всем желающим. А желающих было много: десятки тысяч долларов у Ричарда просто украли любовники, любовницы и прихлебатели. Несмотря на дикие оргии, которые он устраивал, Ричард всюду возил с собой Библию и всякое утро после ночного веселья проводил за чтением книги вслух. Конфликт между порочностью, которую он ощущал с детства из-за своей сексуальной ориентации, и религиозным воспитанием давал о себе знать. Однажды он отдыхал после очередного турне, и ему домой позвонил пастор из Церкви Господа Десяти Заповедей. Ричард откровенно рассказал ему, что чувствует себя грязным, не видит смысла в шоу-бизнесе и жаждет спасения души. Пастор подключил к диалогу ещё нескольких людей божьего слова, и через несколько месяцев Ричард шокировал миллионы фанатов заявлением о том, что он уходит из музыки и посвящает себя служению Господу. Окончательной точкой его музыкальной карьеры стал огненный шар, который Ричард увидел пролетающим над стадионом во время одного из концертов прощального турне, в день, когда Советский Союз запустил первый спутник. После этого он решил немедленно оборвать турне и улетел в Америку на десять дней раньше положенного срока. Самолёт, на котором он изначально должен был бы лететь после турне, разбился над Тихим океаном. Ричард удалился от музыки и стал проповедником.

Через несколько лет проповеднической деятельности Ричард не выдержал и вернулся в шоу-бизнес. Втайне от церкви он дал два небольших турне в Англии. В первом туре у него на разогреве были юные «Битлз», во втором - юные «Роллинг Стоунз». Менеджер «Битлз» Брайан Эпстайн даже предлагал Ричарду владеть «битлами» напополам, но Ричард отказался, потому что не верил в их успех. Тем не менее он очень тепло общался со всеми «битлами», в особенности с Полом Маккартни, который буквально боготворил Ричарда. Когда Ричард вернулся в Америку и набрал новую группу, в составе оказался молодой никому не известный гитарист, впоследствии ставший Джими Хендриксом. В музыкальном и в денежном смысле Литл Ричард на протяжении всей своей карьеры был настоящим царём Мидасом: всё и все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Литл Ричард был и остаётся главным Королём рок-н-ролла. Точнее, как он сам говорил, Королевой.

8 января миллионы людей во всем мире отпраздновали очередной день рождения «короля рок-н-ролла». Элвису Айрону Пресли исполнилось бы 72 года.
Ну а 16 августа исполнится ровно 30 лет со дня его смерти, которая и по сей день остается загадкой для многих.
Элвиса Пресли по-прежнему ценят и любят во всем мире. Доказательством этого являются не только многочисленные фан-клубы музыканта в разных странах мира, но и неплохие доходы, получаемые семьей Пресли и его псевдо-друзьями от интервью, воспоминаний и прочих откровений о жизни суперзвезды рок-н-ролла.
Популярность Пресли и его головокружительная карьера были обусловлены целым рядом причин.
Если задуматься над ними, то большинство из нас в первую очередь отметит в качестве достоинств Элвиса его харизматичную внешность, ярко выраженную сексуальность, чувственность и неподдельную искренность исполнения и конечно, совершенно неповторимый и поистине божественный голос.
С такими высказываниями трудно не согласиться, но, тем не менее, это лишь общие и вполне расхожие доводы, за которыми стоит лишь чувственное и зрительное восприятие его таланта публикой.
Феноменальный успех Пресли имел и еще целый ряд объективных причин. Здесь следует отметить его редкий музыкальный талант, талант певца, оранжировщика и интерпретатора. Главным оружием Пресли был его голос и умение им владеть. Поэтому большинство слушателей справедливо рассматривают Элвиса в первую очередь как непревзойденного вокалиста.
Далеко не последняя роль в успехе Пресли принадлежит и его менеджеру «Полковнику» Тому Паркеру. Несмотря на достаточно непростые отношения между ними, Паркер сделал много для продвижения Элвиса. Без его связей Пресли со своим талантом остался бы прозябать на задворках шоу-бизнеса. Чудес в нашей жизни не бывает, а уж что говорить о мире шоу-бизнеса. К сожалению, очень часто туда попадают люди, отсутствие таланта которых с лихвой компенсируется нужными связями. С Пресли все было иначе, ему выпал счастливый билет и его талант смог найти достойное применение благодаря связям его менеджера.
Кроме того, Полковник Паркер был прожженным и циничным дельцом, прекрасно знавшим жестокие правила шоу-бизнеса. Он был беспринципен и бескомпромиссен, выторговывая наилучшие и наивыгоднейшие условия для себя и своего подопечного и здесь его трудно осуждать, так как талант Элвиса действительно должен был получить достойное вознаграждение.
Однако, несмотря на все это, достоинства Пресли и возможности и связи Паркера не сыграли бы такого значения при отсутствие одного важного условия, которое я поставил во главу популярности певца и его последующего королевского статуса.
Элвис оказался в нужное время в нужном месте и смог предоставить то, в чем нуждались. Именно в этом и кроется главная причина того, что его по праву называют «королем рок-н-ролла».
Обратимся к ситуации на музыкальном фронте Америки, в которой формировался талант Элвиса.
Как мы все прекрасно знаем, рок-н-ролл возник в результате слияния кантри-энд-вестерн с ритм-энд-блюзом.
К началу 50-х годов ХХ века оба стиля имели в своем архиве не один десяток хитов и оригинальных исполнителей, поддерживаемых многомиллионной армией слушателей.
Но, несмотря на эти бесспорные достоинства и кантри, и ритм-энд-блюз имели довольно ограниченную популярность. Наиболее плачевная в этом смысле ситуация была с ритм-энд-блюзом. Черным исполнителям приходилось испытывать на себе действие всевозможных расистских и идеологических барьеров.
Более удачная ситуация была с кантри-энд-вестерн. Однако значительной части американского общества, в особенности населению крупных городов, откуда вещали крупнейшие радиостанции и телеканалы, музыка воспевавшая «деревенскую романтику» казалось довольно скучной и примитивной.
Если рассматривать эти музыкальных течения в контексте их влияния на формирование и развитие рок-н-ролла, то пальма первенства бесспорно принадлежит ритм-энд-блюзу. Именно ему рок-н-ролл обязан своей энергетикой, ритмикой, чувственностью и эротизмом.
Таким образом, главным движущим локомотивом в развитии рок-н-ролла следует считать ритм-энд-блюз.
Это прекрасно понимал и кливлендский диск-жокей Алан Фрид, который начал прокручивать в эфире произведения черных артистов, называя такую музыку рок-н-роллом.
На мой взгляд, подобная трактовка Фрида достаточно спорна. Музыка, звучавшая у него в эфире, еще не была рок-н-роллом в полном смысле этого слова. Это был довольно пестрый симбиоз целого ряда негритянских музыкальных направлений, в основном свинговой направленности. Свидетельством этому было широкое использование в композициях духовых инструментов. Рок-н-роллом это назвать было нельзя, однако по своей ритмической и энергетической направленности композиции, звучавшие у Фрида безусловно можно рассматривать в качестве предшественников рок-н-ролла.
Тем не менее, Алан Фрид указал правильное направление, в котором должна была дальше развиваться современная популярная музыка.
Среди черных и белых музыкантов начинается поиск нового звучания. Кто-то стал копировать произведения, звучавшие у Фрида. Однако подлинного успеха мог добиться именно тот, кто прекрасно понимал, что новая музыка и должна была звучать несколько иначе. В ней все большая роль отводилась утяжелению и ужесточению ритма за счет изменений в составе инструментов. Духовые инструменты должны были убрать вообще, уступив пальму первенства гитаре и барабанам. Хорошим дополнением стала партия фортепиано в стиле буги.
Несмотря на многочисленные попытки черных исполнителей разработать тот самый рок-н-ролл на блюзовой основе, наиболее точным из них был Чак Берри. В 1955 году он записал композицию “Maybellene”, ставшую первым крупным успехом певца. Для своего времени это был несомненный новаторский шедевр. Композиция звучит энергично благодаря достаточно жесткому барабанному и гитарному звучанию.
Но, учитывая то, что Берри был негром, он не имел шансов на право стать королем рок-н-ролла.
Тем не менее, именно Чака Берри я бы назвал наиболее влиятельным черным музыкантом, внесшим неоценимый вклад в становление и развитие рок-н-ролла, а затем и рок-музыки. На мой взгляд, Чак Берри, а не Билл Хейли, имеет все основания считаться «крестным отцом рок-н-ролла».
Ну а королем рок-н-ролла, учитывая тогдашние нравы американского общества, мог стать только белый музыкант, превосходно чувствующий черную музыку.
Это прекрасно понимали и в среде белых музыкантов. Успеха добился бы только тот из них, кто создал бы новый шедевр, максимально приближенный к негритянскому ритм-энд-блюзу..
Первый, кто приходит на ум, это Билл Хейли. В 1954г. музыкант записал композицию “Rock around the Clock”, ставшую самым крупным успехом музыканта и хитом по обе стороны Атлантики.
Но если более детально приглядеться к композиции, то можно увидеть, что ее новаторство довольно сомнительно.
В отличие от Берри, Хейли просто сделал удачную кавер-версию произведения, написанного черным артистом. В исполнении Хейли эта композиция звучит как зажигательный свинг, благодаря удачно сыгранной партии духовых инструментов. Фактически он прекрасно скопировал стиль исполнения черных артистов. В этом, пожалуй, и состоит его главная заслуга. Поэтому довольно спорно называть Хейли «крестным отцом рок-н-ролла». Я бы назвал его первым белым музыкантом, удачно скопировавшим и исполнившим черный ритм-энд-блюз. И уже естественно рассматривать Хейли в качестве возможного кандидата на роль короля рок-н-ролла было просто глупо.
А теперь возвратимся к Элвису Пресли. Начиная свою карьеру на студии Сан, Пресли не сразу пришел к рок-н-роллу. Фактически, все записи, сделанные Элвисом на студии Филлипса нельзя относить к рок-н-роллу. Это хиллбилли с новым звучанием.
Обладая превосходным музыкальным чутьем, Элвис прекрасно понимал, что создать что-то новое нельзя, замыкаясь рамками кантри и играя по традиционным канонам.
Поэтому он как раз и предпринимает попытки модернизировать музыку кантри, придав ей больше блюзового и чувственного звучания. Сановские записи Пресли как раз и представляют такие попытки.
Взяв за основу блюз Артура Краддапа “That s all right mama”, Элвис правильно и оригинально его интерпретирует, не копируя песню, а наоборот видоизменяя ее, и давая ей, таким образом, вторую жизнь.
Ну а первым подлинным хитом рок-н-ролла я бы назвал композицию “Heartbreak hotel”. К моменту ее записи Элвис уже имел вполне достаточный опыт интерпретации произведений черных артистов.
Для своего времени это был несомненный шедевр, которого мир еще не слышал. Песня полна нового звучания, а оригинальное прочтение Пресли ее текста придает композиции еще большую загадочность и чувственность. Поэтому годом рождения рок-н-ролла я бы назвал не 1951 или 1954, а именно 1956г.
А дальше дело оставалось за малым. Благодаря связям Паркера Элвис появился на телевидении.
Увидев Пресли в телепередачах, публика (я здесь конечно веду речь о молодежи) нашла то, что искала. Молодой, сексуальный, энергичный, прекрасно чувствующий ритм певец мало кого мог оставить равнодушным. В последующих выступлениях на телешоу и в новых записях, Пресли в очередной раз доказал свою феноменальную способность интерпретировать песни черных артистов, изменяя их в лучшую сторону. И таких примеров было немало, взять хотя бы мастерски переработанные “My baby left me” Артура Краддапа или целый ряд хитов Литтл Ричарда.
После этого ни у кого не было сомнений в том, что Элвис Пресли – подлинный «король рок-н-ролла».

Статью написал Дима(Eddie).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры