Психологические воззрения Р. Декарта

Главная / Измена жены

Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.

Воззрения философа Аристотеля (384-322гᴦ. до н.э.) о душе.

Трактат ≪О душе≫. Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал всœе знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой базе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телœесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения.

Способности души рассматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души.

1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на базе которого человек познает общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, крайне важно е для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память образ в соединœении с временной характеристикой;

высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне.

5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ познает основы вещей и должна быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ можно находить посылки, и мышлением-мудростью, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является высшим видом мышления.

Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделœение души и тела, сделав их, совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как ≪тела-машины≫ и способности тела самостоятельно функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание. Объяснение сосуществования в организме души и тела как независимых субстанций основано на принципе психофизического взаимодействия: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоречивость) во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой - тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи ним.

Рефлекторная схема Декарта. Декарт первым ввел понятие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следующему: внешний импульс приводит в движение частицы, называемые ʼʼживотными духамиʼʼ. Далее посредством этого внешнего импульса ʼʼживотные духиʼʼ заносятся в мозг по ʼʼтрубкамʼʼ, из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.

Вклад Р.Декарта в развитие психологии. Рене Декарт: рефлексы и "страсти души". Первый набросок психологической теории, использовавшей достижения геометрии и новой механики, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596-1650). Он происходил из старинной французской семьи и получил прекрасное образование. В коллегии Де ла Флеш, которая являлась одним из лучших религиозных образовательных центров, он изучал греческий и латинский языки, математику и философию. В это время он познакомился и с учением Августина, идея которого об интроспекции была им впоследствии переработана: религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направленную на познание объективных истин.

В своих исследованиях Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Тем самым живое тело, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ во всœей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, ᴛ.ᴇ. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства с всœе большей определœенностью утверждались в общественном производстве, далекая от производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции организма.

Другое достижение принадлежало Декарту. Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. В случае если Гарвей устранил душу из круга регуляторов внутренних органов, то Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работы всœего организма. Три столетия спустя И.П.Павлов, следуя этой стратегии, распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей лаборатории. Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения. По этой причине декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе. Декарту эта система виделась в форме "трубок", по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их "животными духами"). По декартовой схеме внешний импульс приводит эти "духи" в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин "рефлекс" и означал отражение.

Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии." 2017, 2018.

Учение о сознании

Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился построению истиной системы знаний. Проблема метода - центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать её без метода. Метод содержит правила, соблюдения которых не позволяет принимать за истину то. Что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей - сочетание интроспекции с естественно - научным методом.

Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочих оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнения во всём, по поводу чего можно обнаружить малейшие подозрения в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т.е. в области научного исследования. В жизни часто пользуемся лишь правдоподобными - вероятными - знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философских и научных исследований.

В первую очередь, Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т.е. «в том, имеются среди тех вещей, которые попадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи, действительно существуют на свете». О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз». Поэтому Декарт «допустил, что нет, не одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется». Так как мы воображаем множество вещей, которые мы чувствуем во сне живо и ясно, но их в действительности нет, так как существуют обманчивые чувства, например, ощущение боли в ампутированных конечностях. Но при этом «столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключения: я мыслю, я существую истинно и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли». Вслед за выводами о существовании познающего субъекта Декарт приступает к определению сущности «Я». Обычный ответ на поставленный вопрос - я есть человек - отвергается им, ибо приводит к постановке новых вопросов. Также отклоняются, восходящие к Аристотелю представления о «Я» как состоящим из тела и души, ибо нет уверенности - нет теоретического доказательства - в обладании ими. Следовательно, от сущности «Я» неотделимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: оно проистекает из непосредственности нашего переживания.

Таким образом, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от субъективного описания «Я» и обращается только к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний. При этом, в отличие от задачи, когда целью было оценить их содержание с точки зрения истинности заключенных в них знаний об объектах, здесь требуется определить сущность «Я».

4. Соотношения души и тела

Пожалуй, самым значительным вкладом Декарта в становление современной науки является его попытка решить одну из наиболее запутанных философских и психологических проблем -- проблему соотношения души и тела. В течение многих столетий мыслители ломали голову над тем, как различить душу, идеальное, и тело, материальное.

Первоначально центральный вопрос здесь представляется абсолютно простым: различаются ли вообще между собой душа и тело, мир идеальный и мир реальный? Но эта легкость обманчива. В течение тысячелетий мыслители занимали по этому вопросу, в основном, дуалистическую позицию: душа (ум, мышление, дух) и тело имеют совершенно различную природу. Однако принятие подобной позиции влечет за собой следующий вопрос: если душа и тело совершенно различны, как возможно их взаимоотношение? Полностью ли они независимы, или все же некоторым образом влияют друг на друга?

Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать существенное влияние на тело, однако обратное воздействие крайне незначительно. Современные историки предлагают в пояснение этих взглядов следующую аналогию: взаимоотношения души и тела подобны взаимоотношениям между куклой и кукольником, где кукольник -- это душа, а кукла -- тело.

Декарт же по этому вопросу занял дуалистическую позицию. С его точки зрения, душа и тело действительно имеют разную природу. Однако он существенно отходит от прежней традиции в трактовке их соотношения. По его мнению, не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души. Мы имеем здесь дело не с однонаправленным воздействием, а с обоюдным взаимодействием. Эта весьма радикальная для XVII века идея имела ряд важных последствий как для философии, так и для развития науки.

После публикации этих идей Декарта многие его современники пришли к выводу, что нет более оснований считать душу единственным и полновластным господином обеих сущностей -- кукольником, дергающим за веревочки. Душа не является полностью независимой от тела. Роль тела стала восприниматься совершенно иначе: те функции, которые прежде приписывались только душе, теперь стали относить к телесным функциям.

В средние века, например, полагали, что душа ответственна не только за процессы мышления и здравый смысл, но и за восприятие, движение и репродуктивную деятельность. Декарт отбросил эти представления. Душа, с его точки зрения, имеет одну-единственную функцию -- мышление. Все прочие функции носят телесный характер.

Декарт, рассматривая проблему соотношения души и тела, сосредоточил внимание на проблеме так называемого психофизического дуализма. Таким образом, он отбросил спекулятивные теологические рассуждения о душе и заложил основы научного подхода к данной проблеме. Подобная позиция повлекла за собой и изменение методов исследования: вместо метафизических рассуждений стали применять методы объективного наблюдения и эксперимента, вместо умозрительных спекуляций о существовании и природе души -- наблюдение за ходом психических процессов.

Тело и душа -- это две самостоятельные субстанции. Материя, телесная субстанция характеризуется прежде всего протяженностью (она всегда занимает некоторое место в пространстве) и подчиняется законам механики. Душа, ум не имеют протяженности и не привязаны к какой-либо физической субстанции. Особо революционный характер имеет идея Декарта о том что, несмотря на все различия души и тела, между ними все же возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а тело влияет на душу.

5. Взаимодействие души и тела

С точки зрения Декарта, душа нематериальна (то есть не состоит из

какой-либо материи). Душа способна сознавать и мыслить, давая нам, таким

образом, информацию о внешнем мире. Ум не обладает ни одним из свойств

материального мира. Его основной характеристикой является способность к

мышлению, что и отделяет ум (душу) от всего материального мира в целом.

Однако мыслящий, чувствующий и обладающий свободной волей ум должен неким образом воздействовать на тело и воспринимать ответные реакции. Если в душе рождается намерение, например, переместиться из одного места в другое, то это желание выполняется мускулами, сухожилиями и нервами нашего тела. Аналогичным образом, если тело подвергается воздействию какого-либо стимула (света или тепла, например), именно ум воспринимает и обрабатывает чувственные данные и принимает решение о соответствующей реакции. Для того чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия души и тела, Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в котором они могли бы сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней философской традицией, считал душу абсолютно простой по строению, то есть не имеющей внутри себя никаких составных частей, то взаимодействовать она могла только с каким-нибудь одним телесным органом. По его убеждению, такой орган должен находиться где-то в мозге, поскольку опытные данные показывали, что впечатления движутся от периферии в мозг и, наоборот, все импульсы движения исходят из мозга. Было совершенно ясно, что мозг во всех психических процессах играет какую-то особую роль. Необходимо было отыскать такую структуру в мозге, которая была бы одновременно единой и единственной (то есть не имела бы внутренних подразделений и не дублировалась бы в каждом из полушарий мозга). Такой структурой -- с точки зрения Декарта -- является шишковидное тело или сопапит. Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и тела. Декарт описывает это взаимодействие в типично механистической манере: движущиеся по нервным трубкам животные соки определенным образом запечатлеваются в шишковидном теле, и на этой основе ум создает чувственные образы, восприятия. Иными словами, количество движения (поток животных соков) создаст душевное качество (восприятие). Справедливо и обратное: ум неким образом запечатлевает себя в шишковидном теле (не совсем понятно, правда, как это происходит), а последнее, в свою очередь, отклоняясь в ту или иную сторону, направляет токи животных соков к тем или иным мускулам тела. В результате же возникает физическое движение. Таким образом психическое состояние человека вызывает свойственные его телу физические движения.

В объединение механизма взаимодействия души и тела вступают глубокие противоречия философского учения Декарта. С одной стороны, утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой - тесно с ним связана; душа не протяженна - и перемещается в маленьком железе мозга. Так, в системе Декарта метафизические гипотезы и опытные наблюдения вступают в противоречия друг с другом.

Учение Декарта о душе и теле и об их субстанционном различии породили философскую психофизическую проблему: хотя различия между духовным и телесном признавалось и до Декарта, но четкого критерия выделено не было. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самосознании. Психология Декарта идеалистична.

Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанном на нем психологической науки.

Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевное движение, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Природа страстей двойственная: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям неоправданный характер, а связь с мыслью позволяет управлять ими и воспитывать страсти. Конкретно-научное учение Декарта о страстях, включает такие вопросы: причины и источники страстей, Классификация страстей и их описание, воспитание чувств. Единственной причиной страстей является движение животных духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения. В связи с этим Декарт уделяет большое внимание физиологии чувств, описывает телесные проявления, физиологические компоненты страстей. Источники страстей разнообразны, но главным является взаимодействие внешних предметов. Чувства, по Декарту, предметны, в этом их главная особенность.

Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при её соединении с телом, их суть в следующие шесть чувств: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их значения сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Они приобщают нас истинным благам, если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются вторичными и преобразуются при жизни.

Значение страстей велико. Они обеспечивают единство тела и души. От них зависит наслаждение жизнью. Однако страсти имеют и недостатки. «Страсть не всегда приносит пользу, потому что имеет много как вредных для тела вещей, не вызывающих сначала никаких печалей и даже радующих человека, так и других действительно полезных, но сначала неприятных вещей. Кроме того, добро и зло, связанные с этими вещами, кажутся более значительными, чем это есть на самом деле; они побуждают нас домогаться одного и избегать другого с большим, чем следует, рвением». Отсюда возникает задача восприятия страстей. Декарт уверен в неограниченных способностях человека в отношении восприятия страстей: «…люди даже со слабой душой смогли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими».

6. Учение Декарта о рефлексе

К крупнейшим открытиям ХVII в. Относится открытие рефлексивной природы поведения. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта. Оно было призвано завершить общую механистическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Концепция Декарта сложилась в эпоху, когда рассмотрение под новым углом зрения организма и его функций произвело настоящий переворот в анатомо-физиологических исследованиях. Сокрушительный удар по средневековой биологии, считавшей «сущности» и «формы» определяющими факторами явлений, нанесло открытие Гарвеем механизма кровообращения. Открытие Декартом рефлекторной природы поведения - продукт той же идейной атмосферы. Правда, уровень знаний о нервной системе еще не позволил придать рефлекторной гипотезе столь же прочное фактическое основание, каким обладала новая теория кровообращения. По идейно-научной значимости, однако, психофизиологическая теория Декарта не только не уступала учению Гарвея, но в известном отношении еще в большей степени укрепляла принцип материалистического детерминизма. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к одной из внутриорганических функциональных систем, тогда как Декарт распространил его на взаимоотношение живых существ с внешним миром, на процесс поведения, открыв тем самым эру внедрения новой детерминисткой методологии в самую сложную сферу жизнедеятельности. Декарт исходил из того, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок», расходящихся радиусами от него. Отсутствие сколько-нибудь достоверных данных о природе нервного процесса вынудило Декарта представить его по образцу процесса кровообращения, знание о котором приобрело надежные опорные точки в опытном исследовании. Декарт полагал, что по движению по движению сердца крови «как по первому и самому общему, что наблюдают в животных, можно легко судить и обо всем остальном». Нервный импульс мыслился как нечто родственное - по составу и способу действия - процессу перемещения крови по сосудам. Предполагалось, что наиболее легкие и подвижные частицы крови, отфильтровываясь от остальных, поднимаются согласно общим правилам механики к мозгу. Потоки этих частиц Декарт обозначил старинным термином «животные духи», вложив в него содержание, вполне соответствовавшее механистической трактовке функций организма. «То, что я здесь называю «духами», есть не что иное, как тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро». Хотя термин «рефлекс» у Декарта отсутствует, основные контуры этого понятия намечены достаточно отчетливо. «Считая деятельность животных, в противоположность человеческой, машинообразной, - отмечает И. П. Павлов, - Декарт установил понятие рефлекса как основного акта нервной системы».Рефлекс означает движение. Под ним Декарт понимал отражение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. В этой связи напомним, что понимание нервного процесса как родственного тепловым и световым явлениям имеет древнюю и разветвленную генеалогию. Пока физические законы, касающиеся явлений тепла и света, проверяемые опытом и имеющие математическое выражение, оставались неизвестными, учение об органическом субстрате психических проявлений находилось в зависимости от учений о душе как целесообразно действующей силе. Картина начала меняться с успехами физики, прежде всего оптики. Достижения Ибналь-Хайсама и Р. Бэкона уже в период средневековья подготавливали вывод о том, что сфера ощущений находится в зависимости не только от потенций души, но и от физических законов движения и преломления световых лучей. Таким образом, появление понятия о рефлексе - результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на активность организма физических категорий позволило понять ее детерминистки, вывести ее из-под причинного воздействия души как особой сущности. Согласно Декартовской схеме, внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит «на выходе» этого акта, детеминировано материальными изменениями «на входе». Основой многообразия картин поведения Декарт считал «диспозицию органов», понимая под этим не только анатомически фиксированную нервно-мышечную конструкцию, но и ее изменение. Оно происходит, по Декарту, по силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных «нитей» свою конфигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми, придавая току «животных духов» новое направление. После Декарта среди натуралистов все более прочным становится убеждение, что объяснить нервную деятельность силами души равносильно обращению к этим силам для объяснения работы какого-либо автомата, например часов. Исходное методологическое правило Декарта состояло в следующем: «То, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу». Под неодушевленным телом в этом контексте имелись в виду не предметы неорганической природы, а механические конструкции, автоматы, построенные руками человека. Поставив вопрос о том, насколько широко простирается возможность моделировать чисто механическими средствами процессы чувствования, памяти и т. Д., Декарт приходит к выводу, что только два признака человеческого поведения не поддаются моделированию: речь и интеллект. Декарт предпринимает попытку, исходя из рефлекторного принципа, объяснить такую фундаментальную особенность поведения живых тел, как их обучаемость. Из этой попытки выросли идеи, дающие право считать Декарта одним из предвестников ассоцианизма. «Когда собака видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но, тем не менее легавых собак обыкновенно приучают к тому, чтобы вид куропатки заставлял их остановится, а звук выстрела, который они слышат при стрельбе в куропатку, заставлял их подбегать к ней. Это полезно знать для того, чтобы научиться управлять своими страстями. Но так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли бы приобрести исключительно неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими». Через столетие предположение о том, что связи мышечных реакций с вызывающими их ощущениями можно изменять, переделывать и тем самым придавать поведению желательное направление, ляжет в основу материалистической ассоциативной психологии Гартли. «Мне представляется - писал, Гартли, определяя место своей концепции среди других систем, - что Декарт имел бы успех в осуществлении своего замысла в том виде, как он предложен в начале его трактата «О человеке», если бы он вообще обладал достаточным количеством фактов из области анатомии, физиологии, патологии и философии». Гартли казалось, что Декарт не смог последовательно провести свой замысел из-за недостатка фактов. Действительные причины непоследовательности Декарта, его дуализма (ярко проявившегося в представлении о двойной детерминации поведения: со стороны души и со стороны внешних раздражителей) носили методологический характер. Учение о механистической основе поведения живых тел, развитое Декартом, революционизируя умы натуралистов, освобождало исследование нервно-мышечной системы и ее функций от идеалистических заблуждений.

1 вариант:

Рене Декарт (1596-1650) - лат. Renatus Cartesius - Картезий, отсюда картезианство

французский математик, философ, физик и физиолог. выступает против диктата церкви в науке. Но он не эмпирик, а рационалист – опираться в познании нужно не на чувственный опыт, а на разум. достоверности научного знания?

Критерий достоверности знания: Если я сомневаюсь, значит, я мыслю, значит, я существую. Cogito ergo sum Откуда берется знание? Истина из опыта не выводима, но интуиция должна брать откуда-то материал.Источник знаний – врожденные идеи: идея бога, числа, телесности и т.п.

В трактате «Страсти души» (1649) Картезианский дуализм: существует 2 субстанции:

Протяженная (телесная) -> физика – материализм в учении

Мыслящая (духовная) –> метафизика – светский идеализм в учении (осн. На рационалистических принципах)

Они не зависимы друг от друга, их существование зависит от бога, а бог зависит от человека (Я мыслю, следовательно, существую, а бог существует, потому что мыслим человеком как врожденная идея, а значит, реально есть )

НО! Факты показывают, что душа и тело как-то связаны. Как? Декарт вводит идею о том, что иногда душа и тело взаимодействуют через шишковидную железу в центре мозга, в которой, по-видимому, и находится душа. Она расположена над проходом, кот. Связывает животные духи передней и задней полости мозга. Декарт термин «рефлекс» не употреблял. У него это «принцип машинообразности». Вся телесная деятельность осуществляется по образу механизма. В отдёргивании руки от пламени душа никакого участия не принимает (истоки бихевиоризма)

Животные духи – частицы, идущие внутри нервных трубок и обеспечивающие движения тела и его связь с мозгом. идут по трубкам, затрагивают железу и вызывают ее колебания (духовные), а значит, и изменение в состоянии духовной субстанции. И наоборот – душа, порождая чистые идеи, надавливает на животные духи и вызывает изменение их движений.

Все органические процесс и ряд элементарных психических функций зависят от внешних воздействий и материальных движений внутри тела, т.е. они обусловлены изменениями, происходящими в различных телесных органах, в нервах, в головном мозге.

При этом такие психические акты, как ощущение, восприятие, память, представления, воображение, аффекты исключались из психического и относились исключительно к телесным проявлениям, телесным движением.

Единственным психическим остается мышление и воля – поэтому психология становится наукой о сознании начиная с Декарта.

Структура поведения и деятельности человека по Декарту:

1 уровень:Безусловно-рефлекторные акты – живые духи не затрагивают шишковидной железы и души

2 уровень:Страсти души или восприятия, представляющиеся душе вещами.

3 уровень:Мышление и воля, собственно душа. С ними связано сознание высших врожденных идей, из которых интуиция берет материал для операций мышления.

Проблема страстей – проблема соотношения телесной и духовной субстанции

Декарт не говорит о них однозначно. В широком смысле: Страсти – все познавательные процессы, кроме чистого мышления, т.е. ощущение, восприятие, представление, память, воображение, образное мышление, эмоции и аффекты. Эмоции и аффекты (страсти в узком смысле) – душевные состояния, указывающие организму на вредность или полезность внешних воздействий.

Прикосновения животных духов к душе приводят к осознанию процессов.

Ощущения: внешние (свет, звук, давление) и внутренние (голод, жажда, боль). Внутренние отличаются тем, что отнесены к самому телесному организму, их неизвестно точно, где они.

На основе ощущений и восприятий – память, представления воображение. Память – образы, связанные с движением животных духов по путям, которые они проходили раньше. Т.е. проходят, приводят шишковидную железу в то же состояние, с которым и связано воспроизведение ранее воспринятого образа. Воображение – процесс перекомбинирования и смешения путей движения животных духов, из-за чего появляются новые образы. Чувства и чувственный опыт ошибаются, им не все доступно, поэтому полагаться можно только на чистое мышление – оно открывает новые горизонты видения мира (абстрактно-логическое мышление)

Эмоции – чистых эмоций нет, без телесных перемен нет эмоциональных состояний. Возникновение положительных и отрицательных аффектов связано с влиянием живых духов на сердечную деятельность. Они воздействуют на сердце и либо затрудняют (-), либо облегчают (+) его деятельность. (Декарт продолжает здесь идеи Галена и Авиценны насчет устройства НС)

Основные эмоции: удивление, любовь, ненависть, печаль, желание, радость. Остальные – комбинации и производные основных.

Эмоции могут помогать и мешать мышлению. Польза – человек акцентирует свое внимание на важных мыслях. Вред – страсти усыпляют внимание, вносят путаницу в ход мышления.

Главная цель человека – справляться со страстями и не давать им мешать мышлению.

Способы: смена деятельности,поиск причин

Ощущения всякие – не психическое, психическое – мышление и воля

Следствия:Принцип детерминизма и автоматизма; Изгнание мистики и схоластики; Отказ от растительной души, животной души; Распространение на психические явления физических и механических методов; Призыв к эмпирике и экспериментальному исследованию.

2 вариант:

Р. Декарт (1596-1650) – фр. мыслитель. Он считал чувства и опыт основным источником ошибок и ложных истин, а источником достоверного знания является сила разума. Однако Декарт не отрицал опыт полностью. Описывая порядок познавательного процесса, он указывал, что познание должно начинаться с принятия общего положения, сложной идеи, через разложение которой до простых и их опытную проверку, открывается возможность для перехода от простого к более сложному, от истин известных к новым идеям и открытиям.

В качестве критерия достоверного знания выступает интуиция, как состояние умственной самоочевидности. Согласно философу за истину можно принять все, что воспринимается субъектом в наиболее ясном и отчетливом виде и выступает для него как нечто самоочевидное и не вызывающее никакого сомнения. Наличие сомнения есть признак ложного и недостоверного знания. Но сомнение есть деятельность мысли, и если состояние сомнение существует как истина, то такой же истиной должно стать существование мышления. Другим словами если я сомневаюсь значит я мыслю. Мышление не может существовать без субъекта мышления – особой мыслящей субстании, души или духа. Декарт считал, что эта мыслящая субстанция не зависит от тела.

Декарт признавал ряд врожденных идей, которые составляют исходное знание, которое и осознается субъектом с помощью интуиции. К числу врожденных идей Декарт относил понятие о боге, идеи числа, телесности, структуры тел, свободной воли и др.

Бог – посредник между мыслящим субъектом и природой, творец всего окружающего, гарант безошибочной деятельности разума, самый надежный источник «естественного света», не допускающего какого-либо обмана или лжи. Ошибки и заблуждения, которые допускаются людьми возникают от другой врожденной способности – свободной воли.

Декарт пришел к дуалистическому учению о двух самостоятельных субстанциях – мыслящей (духовной) и протяженной (телесной), существование каждой из которых зависит от бога. Философско психологические взгляды Декарта распадаются на две части – физику (общее учение о природе) и метафизику (учение о боге и о душе).

Составной частью учения Декарта о протяженной телесной субстанции являются вопросы физики и физиологии, строения и деятельности животных и человека. Им была высказана идея о повторении в индивидуальной жизни особи этапов развития животного мира. По аналогии со схемой кровообращения предложенной Гарвеем, Декарт рассмотрел работу нервной системы животных и человека. Это позволило ему заложить идею и дать первое описание схемы безусловного рефлекса и таким образом сформулировать принцип детерминизма.

Изучая строение и деятельность животных, он заметил, что существует большое сходство в работе их телесных органов и механических устройств. Это послужило основанием для переноса физико – механических принципов на все жизненные функции животного организма. Принцип автоматизма или машинообразности распространялся Декартом и на действия человеческого тела. Общая схема машинообразного акта такова: внешние воздействия вызывают в органах чувств движения, которые мгновенно передаются по натянутым чувствительным нитям в полости мозга, а вызванные в мозгу движения побуждают находящиеся в нем животные духи, в виде мельчайших материальных и быстрых частиц направляться к «мускулам», и, наполняя их, вызывать движения нужных органов тела. Включение основных органических и психофизиологических актов в систему физико-механических явлений содержало в себе призыв к эмпирическому и экспериментальному изучению механики тел.

Собственно психическим Декарт считал только то, что пронизывается разумом или осознается мыслящей субстанцией (т.е. ощущение, восприятие, память, представления, воображение, аффекты из сферы психического исключались, и считались чисто телесными проявлениями). Т.о. психическое сводится только к самосознанию. Начиная с Декарта психология перестала существовать как наука о душе и стала выступать как наука о сознании. Явления сознания доступны только самому субъекту и способ их обнаружения – самонаблюдение, интроспекция.

Признание Декартом двух различных независимых субстанций определило и различие методов их познания: экспериментальный метод – для анализа механики тела, интроспекция – для познания души.

Учение о психофизическом взаимодействии. Телесное и душевное сосуществуя в человеке независимо друг от друга, могут вступать во взаимодействие. Это взаимодействие осуществляется в органе пребывания мыслящей субстанции – шишковидной железе. Продуктами взаимодействия души и тела – страсти души. Страсти – страдательные состояния души, которые не представляют собой собственные действия души, а всегда полностью или частично зависят от объекта и являются переживаниями движения животных духов, вызываемых различными внешними обстоятельствами. Страсти – все познавательные процессы, кроме чистого мышления. К чистым душевным актам относятся, кроме мышления, волевые побуждения и произвольные движения и действия.

Декарт выделяет три уровня в поведении и деятельности человека: 1. безусловно-рефлекторные акты, когда животные духи при своем движении не затрагивают шишковидной железы; 2. страсти души или восприятия, представляемые душе вещами; 3.чистые мышление и воля, с которыми связано созерцание высших врожденных идей и осуществление произвольных актов.

9. Психологические воззрения Р. Декарта.

Рене Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов от “жизненных”, физиологических, которые обеспечивают организму поддержание его существования и что Аристотель называл “растительной душой”. Это философ 17 века. Знаменитая его фраза “Мыслю, следовательно, существую”.

Фактически с Декарта начинается отсчет психологии как “науки о сознании”. Сомнение в истинности оснований наук подвинули Декарта на поиск наиболее достоверных оснований познания различных предметов и, в частности, собственной души. Декарт первым предложил использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его скептицизм – не учение, а метод.

Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах - насколько они возможны.

По Декарту, наше сомнение и мышление - самое достоверное из всех вещей на свете. Критерий достоверности: ясное и отчетливое восприятие (в других местах - осознание, сознание) того, что происходит в человеке, его непосредственное восприятие своего мышления. Мышление Декарт понимает очень широко, поэтому имеется в виду фактически любая психическая деятельность, которая осознается.

С Декарта идет величайшее заблуждение психологии... Этим заблуждением было утверждение, что иметь некий психический процесс и осознавать его можно одновременно, что нет неосознаваемых психических процессов.

Осознание собственной психической деятельности - это та первая истина, которую мы вообще имеем в познании. Декарт дал критерий отличия психических процессов от непсихических, но обеспечивающих жизнедеятельность, как бы мы сейчас сказали, физиологических процессов. Он состоим в том, что психические процессы мы осознаем, тогда как физиологические - нет. Одновременно с этим он сузил психическую реальность до сознания, не признавая наличия бессознательных психических процессов, которые, являясь не физиологическими, а психическими, тем не менее, не осознаются. Вместе с тем он открыл путь для эмпирического изучения осознаваемых психических процессов, основные приемы которого будут сформулированы в последующем развитии психологии. Этот путь был путем непосредственного самонаблюдения своих переживаний.

Душу, Декарт считал субстанциональным носителем психических процессов. Декарт ставит психофизическую проблему, т. е. проблему отношения души и тела. У Декарта это две абсолютные противоположности. У Декарта существует фактическое соединение двух субстанций в человеке. Животные лишены души вообще, ибо у них нет сознания. Он впервые объясняет физиологические процессы (питания, размножения, дыхания и т. д.) не вмешательством особых функций души, а чисто телесными (материальными) причинами. Т. о. Декарт считает тело машиной, работа которой подчиняется вполне материальным законам и не нуждается в привлечении души. Все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух, или очень нежный ветер, называемый животными духами. Благодаря животным духам, осуществляются все телесные процессы в организме.

Деятельность души, по Декарту, связана с некой железой в головном мозгу. Т. о., человеческие страсти (эмоции) имеют две стороны: душевную и телесную. Победить страсти можно интеллектуально, т. е. знанием истины, осознанием последствий того бегства при появлении страшного предмета.

Т. о. Декарт говорил о том, что существует два начала: материальное – тело и духовное – душа, т. К. душа и тело влияют друг на друга. Тело – механизм, т. К. действует по принципу механизма, Декарт ввел представление о рефлекторной дуге. Душа – обладает свойством мышления. У животных есть только чувства – это механизмы. Жизнь души – это жизнь идей. Откуда берутся идеи? (один из центральных вопросов).

Существуют врожденные идеи (интуиция, что нельзя доказать), например, идея бога, идея числа, идея соотношения. Нравственные законы. Основывать наши знания следует на врожденных идеях.

Связь между душой и телом очевидна – это страсти («страсти души»).

Декарт методолог (учение о методе познания). Как правильно строить свои рассуждения? Одно из правил Декарта: в познании нужно идти от простого к сложному.

10.”Когнитивная психология”.

Когнитивная психология изучает поведение высших животных, включая вербальное поведение человека, и пытается реконструировать сложную организацию внутренних когнитивных состояний, вызывающих это поведение. К сфере когнитивной психологии относится множество исследований, занятых всем спектром познавательных способностей (например, памятью, вниманием, речью, рассуждением). Акцент при этом делается на внутренних вычислительных свойствах когнитивных состояний, например на том, что реально происходит, когда кто-либо «вспоминает» объект или событие. Когнитивные исследования имеют ярко выраженный эмпирический характер: предметом изучения является познание как естественно протекающий процесс, а теории подразделяются в зависимости от того, чье поведение изучается – человека или животных.

Это направление появилось в американской науке в 60 - х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок. Можно говорить о деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей возникновению нового направления, это - Д. Миллер и У. Найссер.

В центре внимания находятся главным образом познавательные процессы. Когнитивная психология возникла на рубеже 50 - 60 годов 20 века и представляет собой столь же неясное по очертаниям направление. У. Найссер трактует когнитивную психологию как направление, задачей которого является доказательством решающей роли знания в поведении субъекта. Когнитивные психологи исходят из следующей “философии человека”:

Человек - это своего рода компьютер, занятый получением, переработкой, хранением и использованием информации, и одной из важнейших причин появления когнитивной психологии стало широкое распространение в этот период компьютерной техники.

Вместе в ЭВМ появился также новый словарь и новый набор понятий, относящихся к когнитивной деятельности, такие как: информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма.

Целью нового направления в психологии стало проследить, какие изменения претерпевает информация, поступившая на “вход”, т. е. на органы чувств человека, в различных “блоках” ее последующей переработки.

Когнитивная психология - типично номотетическое направление, которое видит свою задачу в обобщении получаемого фактического материала и установлении законов. Тем не менее, уже с самого начала стала очевидна ограниченность такого подхода. Во - первых, это психология “лабораторного человека”. Во - вторых, человек выступал больше как Думатель, чем как Деятель, т. е. практически исключалась активность субъекта. В - третьих, опять возрождались постулаты элементаризма: возможность “собрать” целостный образ познания человека из разрозненных процессов и “блоков” переработки информации. В - четвертых, отдельные концепции и частные теории оказались плохо согласованными друг с другом и не имеющими единой объединяющей их основы.

Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных, однако точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.


С 73-77. Лосев А. Ф. Типы античного мышления // Античность как тип культуры. - М., 1988. - С. 78-104. Луканин Р. К. Из истории античного опыта и эксперимента // Филос. науки. - 1991. - № 11. - С. 23-36. Луканин Р. К. Категории Аристотеля в истолковании западноевропейских философов // Путем Октября. - Махачкала, 1990. - С. 84-103. Луканин Р. К. "Среднее"- специфическое понятие аттической...

Есть препятствие для того, чтобы принимать любую из существующих типологий как постоянную, четко отграничивающую по существенным характеристикам персональные варианты философии истории друг от друга. Философия истории в современной философии разрабатывается, в основном, в таких направлениях, как витализм, критическая философия, феноменология, традиционализм, марксизм, структурализм (деление дано...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

«Вклад Рене Декарта в развитие психологии»

Выполнила:
студентка 1курса 211гр.
факультет МИФ
Набатова А.Г.
Проверила:
Батюта М.Б.
г. Нижний Новгород
2008 год
1. Введение
2. Рене Декарт (1596-1650)
3. Учение о сознании
4. Соотношение души и тела
5. Взаимодействие души и тела
6. Учение Декарта о рефлексе
7. Заключение
8. Список литературы

1. Введение

ХVII век - время коренных изменений в социально-политической жизни европейских народов - предстает перед нами как переломная эпоха в развитии взглядов на психику. Именно в XVII веке берут начало те длительные процессы, которым обязана своим существованием современная наука. В прежние времена мыслители искали ответы на все вопросы в прошлом, обращались за разъяснениями к трудам Аристотеля или других древних авторов, к Библии. В своих исследованиях человек должен был руководствоваться догмой, установлениями господствующей церкви или мнением авторитетных авторов. В XVII же столетии появляется новая методологическая установка -- эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента. Знание, ориентированное только на традицию и авторитет, теперь воспринималось как нечто внушающее сомнение. В период своего расцвета XVII век преподнес миру ряд значительных открытий и прозрений, которые отражали произошедшие изменения в способе научного мышления.

Среди тех ученых, чье творчество ознаменовало собой данный период, в первую очередь следует упомянуть Декарта, внесшего непосредственный вклад в развитие современной психологии. Именно его работы позволили научной мысли освободиться от сковывающих теологических и традиционалистских предубеждений, господствовавших до того веками. Именно имя Декарта символизирует собой переход к новой эре в современной науке. Им же впервые была развита идея рассмотрения человеческого организма как подобия часового механизма. А потому можно с уверенностью сказать, что именно с его работами связано становление эры современной психологии.

С именем Рене Декарта (1596-1950) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - душевное - бытие, в противопоставлении телу и всему материальному миру. Их абсолютная разнородность - главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования сначала в рамках философии, а в середине XIX в. - психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественно - научному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта его философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души»- последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

2. Рене Декарт (1596-1950)

Декарт родился во Франции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца небольшое состояние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. С 1604 по 1612 годы он обучался в иезуитском колледже, где получил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил большие способности в области философии, физики и психологии. По причине слабого здоровья директор колледжа освободил Декарта от посещения утренних богослужений и позволил ему оставаться в постели вплоть до полудня -- привычка, сохранившаяся у Декарта на всю жизнь. Именно эти тихие утренние часы были для него особенно плодотворными в творческом отношении.

После завершения образования Декарт вел в Париже беззаботную жизнь, полную удовольствий. Но в конце концов такой образ жизни стал тяготить его, и он уединился для того, чтобы посвятить себя математическим исследованиям. Когда ему исполнился 21 год, он несколько лет служил добровольцем в армиях Голландии, Баварии и Венгрии. За это время он приобрел неплохие воинские навыки, а также некоторые авантюристические черты характера. Ему нравились балы и азартные игры -- причем игроком он был весьма удачливым, в чем немалую роль сыграл его математический талант. Ничто человеческое ему не было чуждо -- правда, единственно длительный его любовный роман продолжался всего лишь три года. Его возлюбленной была некая голландская женщина, которая в 1635 году родила ему дочь. Декарт обожал ребенка и был глубоко потрясен внезапной смертью дочери в пятилетнем возрасте. Он всегда говорил об этой утрате как о самом большом несчастье в своей жизни.

Декарт придавал большое значение практическому использованию научных знаний. Так, его интересовало, каким образом можно предохранить волосы от поседения. Он проводил также некоторые опыты с креслом-каталкой.

Во время службы в армии Декарту однажды привиделся сон, имевший огромное значение для всей его жизни. Весь день 10 ноября он провел в одиночестве в своей комнате, размышляя над научными и математическими проблемами. Это было в старинном баварском доме. где комната отапливалась большой дровяной печью, что, по-видимому, способствовало творческому процессу. Незаметно для себя Декарт задремал, и ему приснилось -- как он впоследствии рассказывал, -- что пред ним предстал некий “дух истины” и принялся упрекать его за леность. Этот дух полностью овладел сознанием Декарта и убедил его в том, что ему в жизни предназначено доказать, что математические принципы применимы при познании природы и могут принести огромную пользу, придавая научному знанию строгость и определенность.

Для продолжения занятий математикой Декарт вернулся в Париж, но столичная жизнь вновь быстро наскучила ему. Продав поместье, доставшееся ему от отца, он перебрался в уединенный сельский дом в Голландии. Его тяга к одиночеству и уединению была столь велика, что в течение двадцати лет он сменил 24 дома в 13 различных городах -- и притом держал свой адрес в секрете даже от близких друзей, с которыми поддерживал постоянную переписку. Его единственным и неизменным требованием к новому месту жительства были близость к католическому собору и университету.

Декарт прославил свое имя целым рядом трактатов в области математики и философии, и, в конце концов, на него обратила свое внимание шведская королева Христина. Она пригласила Декарта давать ей уроки философии. И как бы ни были ему дороги свобода и отшельнический образ жизни, он не мог не проявить уважения к королевской просьбе. Королева послала за ним военный корабль, и на исходе 1649 года он ступил на землю Швеции. Однако королева Христина оказалась не слишком прилежной ученицей. Она смогла выделить для встреч с великим философом лишь ранние утренние часы -- около пяти часов утра. К тому же занятия проходили в плохо отапливаемой библиотеке, а зима в том году выдалась необычайно суровой. Хрупкий и болезненный Декарт стойко переносил ранние подъемы и жестокие утренние холода в течение почти четырех месяцев. Однако в конце концов он заболел воспалением легких и умер 11 февраля 1650 года.

Интересным постскриптумом к смерти этого великого человека, который, как мы увидим дальше, отдал много сил изучению взаимодействия тела и души, может послужить посмертная история его собственного тела. Через 16 лет после его смерти друзья решили, что тело его должно покоиться во Франции. Но гроб, который для этой цели был отослан в Швецию, оказался слишком короток. А потому шведские власти, не долго думая, решили отделить голову Декарта от тела и захоронить ее отдельно -- до той поры, пока не будут получены соответствующие распоряжения из Парижа.

Пока останки философа готовили к отправке во Францию, французский посол в Швеции решил, что неплохо было бы ему иметь что-нибудь на память о великом соотечественнике. А потому он отсек указательный палец на правой руке Декарта. Тем временем тело, лишенное головы и пальца, было с большой помпой и пышными церемониями перезахоронено в Париже. По прошествии нескольких лет один армейский офицер выкопал череп Декарта в качестве сувенира, который затем в течение 150 лет переходил от одного коллекционера к другому, пока, наконец, не был захоронен в Париже.

Все личные бумаги и рукописные работы Декарта были собраны, и после его смерти морем отправлены в Париж. Однако корабль затонул, не дойдя до причала. Бумаги в течение трех дней находились под водой. Семнадцать лет потребовалось впоследствии для того, чтобы отреставрировать их и сделать пригодными для печати.

3. Учение о сознании

Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился построению истиной системы знаний. Проблема метода - центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать её без метода. Метод содержит правила, соблюдения которых не позволяет принимать за истину то. Что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей - сочетание интроспекции с естественно - научным методом.

Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочих оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнения во всём, по поводу чего можно обнаружить малейшие подозрения в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т.е. в области научного исследования. В жизни часто пользуемся лишь правдоподобными - вероятными - знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философских и научных исследований.

В первую очередь, Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т.е. «в том, имеются среди тех вещей, которые попадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи, действительно существуют на свете». О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз». Поэтому Декарт «допустил, что нет, не одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется». Так как мы воображаем множество вещей, которые мы чувствуем во сне живо и ясно, но их в действительности нет, так как существуют обманчивые чувства, например, ощущение боли в ампутированных конечностях. Но при этом «столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключения: я мыслю, я существую истинно и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли». Вслед за выводами о существовании познающего субъекта Декарт приступает к определению сущности «Я». Обычный ответ на поставленный вопрос - я есть человек - отвергается им, ибо приводит к постановке новых вопросов. Также отклоняются, восходящие к Аристотелю представления о «Я» как состоящим из тела и души, ибо нет уверенности - нет теоретического доказательства - в обладании ими. Следовательно, от сущности «Я» неотделимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: оно проистекает из непосредственности нашего переживания.

Таким образом, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от субъективного описания «Я» и обращается только к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), т.е. субъективных состояний. При этом, в отличие от задачи, когда целью было оценить их содержание с точки зрения истинности заключенных в них знаний об объектах, здесь требуется определить сущность «Я».

4. Соотношения души и тела

Пожалуй, самым значительным вкладом Декарта в становление современной науки является его попытка решить одну из наиболее запутанных философских и психологических проблем -- проблему соотношения души и тела. В течение многих столетий мыслители ломали голову над тем, как различить душу, идеальное, и тело, материальное.

Первоначально центральный вопрос здесь представляется абсолютно простым: различаются ли вообще между собой душа и тело, мир идеальный и мир реальный? Но эта легкость обманчива. В течение тысячелетий мыслители занимали по этому вопросу, в основном, дуалистическую позицию: душа (ум, мышление, дух) и тело имеют совершенно различную природу. Однако принятие подобной позиции влечет за собой следующий вопрос: если душа и тело совершенно различны, как возможно их взаимоотношение? Полностью ли они независимы, или все же некоторым образом влияют друг на друга?

Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать существенное влияние на тело, однако обратное воздействие крайне незначительно. Современные историки предлагают в пояснение этих взглядов следующую аналогию: взаимоотношения души и тела подобны взаимоотношениям между куклой и кукольником, где кукольник -- это душа, а кукла -- тело.

Декарт же по этому вопросу занял дуалистическую позицию. С его точки зрения, душа и тело действительно имеют разную природу. Однако он существенно отходит от прежней традиции в трактовке их соотношения. По его мнению, не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души. Мы имеем здесь дело не с однонаправленным воздействием, а с обоюдным взаимодействием. Эта весьма радикальная для XVII века идея имела ряд важных последствий как для философии, так и для развития науки.

После публикации этих идей Декарта многие его современники пришли к выводу, что нет более оснований считать душу единственным и полновластным господином обеих сущностей -- кукольником, дергающим за веревочки. Душа не является полностью независимой от тела. Роль тела стала восприниматься совершенно иначе: те функции, которые прежде приписывались только душе, теперь стали относить к телесным функциям.

В средние века, например, полагали, что душа ответственна не только за процессы мышления и здравый смысл, но и за восприятие, движение и репродуктивную деятельность. Декарт отбросил эти представления. Душа, с его точки зрения, имеет одну-единственную функцию -- мышление. Все прочие функции носят телесный характер.

Декарт, рассматривая проблему соотношения души и тела, сосредоточил внимание на проблеме так называемого психофизического дуализма. Таким образом, он отбросил спекулятивные теологические рассуждения о душе и заложил основы научного подхода к данной проблеме. Подобная позиция повлекла за собой и изменение методов исследования: вместо метафизических рассуждений стали применять методы объективного наблюдения и эксперимента, вместо умозрительных спекуляций о существовании и природе души -- наблюдение за ходом психических процессов.

Тело и душа -- это две самостоятельные субстанции. Материя, телесная субстанция характеризуется прежде всего протяженностью (она всегда занимает некоторое место в пространстве) и подчиняется законам механики. Душа, ум не имеют протяженности и не привязаны к какой-либо физической субстанции. Особо революционный характер имеет идея Декарта о том что, несмотря на все различия души и тела, между ними все же возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а тело влияет на душу.

5. Взаимодействие души и тела

С точки зрения Декарта, душа нематериальна (то есть не состоит из
какой-либо материи). Душа способна сознавать и мыслить, давая нам, таким
образом, информацию о внешнем мире. Ум не обладает ни одним из свойств
материального мира. Его основной характеристикой является способность к
мышлению, что и отделяет ум (душу) от всего материального мира в целом.
Однако мыслящий, чувствующий и обладающий свободной волей ум должен неким образом воздействовать на тело и воспринимать ответные реакции. Если в душе рождается намерение, например, переместиться из одного места в другое, то это желание выполняется мускулами, сухожилиями и нервами нашего тела. Аналогичным образом, если тело подвергается воздействию какого-либо стимула (света или тепла, например), именно ум воспринимает и обрабатывает чувственные данные и принимает решение о соответствующей реакции. Для того чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия души и тела, Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в котором они могли бы сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней философской традицией, считал душу абсолютно простой по строению, то есть не имеющей внутри себя никаких составных частей, то взаимодействовать она могла только с каким-нибудь одним телесным органом. По его убеждению, такой орган должен находиться где-то в мозге, поскольку опытные данные показывали, что впечатления движутся от периферии в мозг и, наоборот, все импульсы движения исходят из мозга. Было совершенно ясно, что мозг во всех психических процессах играет какую-то особую роль. Необходимо было отыскать такую структуру в мозге, которая была бы одновременно единой и единственной (то есть не имела бы внутренних подразделений и не дублировалась бы в каждом из полушарий мозга). Такой структурой -- с точки зрения Декарта -- является шишковидное тело или сопапит. Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и тела. Декарт описывает это взаимодействие в типично механистической манере: движущиеся по нервным трубкам животные соки определенным образом запечатлеваются в шишковидном теле, и на этой основе ум создает чувственные образы, восприятия. Иными словами, количество движения (поток животных соков) создаст душевное качество (восприятие). Справедливо и обратное: ум неким образом запечатлевает себя в шишковидном теле (не совсем понятно, правда, как это происходит), а последнее, в свою очередь, отклоняясь в ту или иную сторону, направляет токи животных соков к тем или иным мускулам тела. В результате же возникает физическое движение. Таким образом психическое состояние человека вызывает свойственные его телу физические движения.

В объединение механизма взаимодействия души и тела вступают глубокие противоречия философского учения Декарта. С одной стороны, утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой - тесно с ним связана; душа не протяженна - и перемещается в маленьком железе мозга. Так, в системе Декарта метафизические гипотезы и опытные наблюдения вступают в противоречия друг с другом.

Учение Декарта о душе и теле и об их субстанционном различии породили философскую психофизическую проблему: хотя различия между духовным и телесном признавалось и до Декарта, но четкого критерия выделено не было. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самосознании. Психология Декарта идеалистична.

Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанном на нем психологической науки.

Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевное движение, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Природа страстей двойственная: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям неоправданный характер, а связь с мыслью позволяет управлять ими и воспитывать страсти. Конкретно-научное учение Декарта о страстях, включает такие вопросы: причины и источники страстей, Классификация страстей и их описание, воспитание чувств. Единственной причиной страстей является движение животных духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения. В связи с этим Декарт уделяет большое внимание физиологии чувств, описывает телесные проявления, физиологические компоненты страстей. Источники страстей разнообразны, но главным является взаимодействие внешних предметов. Чувства, по Декарту, предметны, в этом их главная особенность.

Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при её соединении с телом, их суть в следующие шесть чувств: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их значения сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Они приобщают нас истинным благам, если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются вторичными и преобразуются при жизни.

Значение страстей велико. Они обеспечивают единство тела и души. От них зависит наслаждение жизнью. Однако страсти имеют и недостатки. «Страсть не всегда приносит пользу, потому что имеет много как вредных для тела вещей, не вызывающих сначала никаких печалей и даже радующих человека, так и других действительно полезных, но сначала неприятных вещей. Кроме того, добро и зло, связанные с этими вещами, кажутся более значительными, чем это есть на самом деле; они побуждают нас домогаться одного и избегать другого с большим, чем следует, рвением». Отсюда возникает задача восприятия страстей. Декарт уверен в неограниченных способностях человека в отношении восприятия страстей: «…люди даже со слабой душой смогли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими».

6. Учение Декарта о рефлексе

К крупнейшим открытиям ХVII в. Относится открытие рефлексивной природы поведения. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта. Оно было призвано завершить общую механистическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Концепция Декарта сложилась в эпоху, когда рассмотрение под новым углом зрения организма и его функций произвело настоящий переворот в анатомо-физиологических исследованиях. Сокрушительный удар по средневековой биологии, считавшей «сущности» и «формы» определяющими факторами явлений, нанесло открытие Гарвеем механизма кровообращения. Открытие Декартом рефлекторной природы поведения - продукт той же идейной атмосферы. Правда, уровень знаний о нервной системе еще не позволил придать рефлекторной гипотезе столь же прочное фактическое основание, каким обладала новая теория кровообращения. По идейно-научной значимости, однако, психофизиологическая теория Декарта не только не уступала учению Гарвея, но в известном отношении еще в большей степени укрепляла принцип материалистического детерминизма. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к одной из внутриорганических функциональных систем, тогда как Декарт распространил его на взаимоотношение живых существ с внешним миром, на процесс поведения, открыв тем самым эру внедрения новой детерминисткой методологии в самую сложную сферу жизнедеятельности. Декарт исходил из того, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок», расходящихся радиусами от него. Отсутствие сколько-нибудь достоверных данных о природе нервного процесса вынудило Декарта представить его по образцу процесса кровообращения, знание о котором приобрело надежные опорные точки в опытном исследовании. Декарт полагал, что по движению по движению сердца крови «как по первому и самому общему, что наблюдают в животных, можно легко судить и обо всем остальном». Нервный импульс мыслился как нечто родственное - по составу и способу действия - процессу перемещения крови по сосудам. Предполагалось, что наиболее легкие и подвижные частицы крови, отфильтровываясь от остальных, поднимаются согласно общим правилам механики к мозгу. Потоки этих частиц Декарт обозначил старинным термином «животные духи», вложив в него содержание, вполне соответствовавшее механистической трактовке функций организма. «То, что я здесь называю «духами», есть не что иное, как тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро». Хотя термин «рефлекс» у Декарта отсутствует, основные контуры этого понятия намечены достаточно отчетливо. «Считая деятельность животных, в противоположность человеческой, машинообразной, - отмечает И. П. Павлов, - Декарт установил понятие рефлекса как основного акта нервной системы».Рефлекс означает движение. Под ним Декарт понимал отражение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. В этой связи напомним, что понимание нервного процесса как родственного тепловым и световым явлениям имеет древнюю и разветвленную генеалогию. Пока физические законы, касающиеся явлений тепла и света, проверяемые опытом и имеющие математическое выражение, оставались неизвестными, учение об органическом субстрате психических проявлений находилось в зависимости от учений о душе как целесообразно действующей силе. Картина начала меняться с успехами физики, прежде всего оптики. Достижения Ибналь-Хайсама и Р. Бэкона уже в период средневековья подготавливали вывод о том, что сфера ощущений находится в зависимости не только от потенций души, но и от физических законов движения и преломления световых лучей. Таким образом, появление понятия о рефлексе - результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на активность организма физических категорий позволило понять ее детерминистки, вывести ее из-под причинного воздействия души как особой сущности. Согласно Декартовской схеме, внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит «на выходе» этого акта, детеминировано материальными изменениями «на входе». Основой многообразия картин поведения Декарт считал «диспозицию органов», понимая под этим не только анатомически фиксированную нервно-мышечную конструкцию, но и ее изменение. Оно происходит, по Декарту, по силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных «нитей» свою конфигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми, придавая току «животных духов» новое направление. После Декарта среди натуралистов все более прочным становится убеждение, что объяснить нервную деятельность силами души равносильно обращению к этим силам для объяснения работы какого-либо автомата, например часов. Исходное методологическое правило Декарта состояло в следующем: «То, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу». Под неодушевленным телом в этом контексте имелись в виду не предметы неорганической природы, а механические конструкции, автоматы, построенные руками человека. Поставив вопрос о том, насколько широко простирается возможность моделировать чисто механическими средствами процессы чувствования, памяти и т. Д., Декарт приходит к выводу, что только два признака человеческого поведения не поддаются моделированию: речь и интеллект. Декарт предпринимает попытку, исходя из рефлекторного принципа, объяснить такую фундаментальную особенность поведения живых тел, как их обучаемость. Из этой попытки выросли идеи, дающие право считать Декарта одним из предвестников ассоцианизма. «Когда собака видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но, тем не менее легавых собак обыкновенно приучают к тому, чтобы вид куропатки заставлял их остановится, а звук выстрела, который они слышат при стрельбе в куропатку, заставлял их подбегать к ней. Это полезно знать для того, чтобы научиться управлять своими страстями. Но так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли бы приобрести исключительно неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими». Через столетие предположение о том, что связи мышечных реакций с вызывающими их ощущениями можно изменять, переделывать и тем самым придавать поведению желательное направление, ляжет в основу материалистической ассоциативной психологии Гартли. «Мне представляется - писал, Гартли, определяя место своей концепции среди других систем, - что Декарт имел бы успех в осуществлении своего замысла в том виде, как он предложен в начале его трактата «О человеке», если бы он вообще обладал достаточным количеством фактов из области анатомии, физиологии, патологии и философии». Гартли казалось, что Декарт не смог последовательно провести свой замысел из-за недостатка фактов. Действительные причины непоследовательности Декарта, его дуализма (ярко проявившегося в представлении о двойной детерминации поведения: со стороны души и со стороны внешних раздражителей) носили методологический характер. Учение о механистической основе поведения живых тел, развитое Декартом, революционизируя умы натуралистов, освобождало исследование нервно-мышечной системы и ее функций от идеалистических заблуждений.

7. Заключение

Своеобразие психологической мысли ХVII в. раскрывается в разработке учений:

а) о живом теле (в том числе человеческом) как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах;

б) о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, какое только возможно, знание о собственных психических состояниях и актах; в) о страстях (аффектах) как заложенных в теле в силу его собственной природы регуляторах поведения, направляющих человека к тому, что для него полезно, и отвращающих оттого, что вредно;

г) о соотношении физического (физиологического) и психического. У истоков этих учений стоит Декарт.

8. Список литературы

1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М., 1992.

2. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

3. Интернет: http://www.psychological.ru

Подобные документы

    Рене Декарт как основатель дуалистической философии Нового времени. Определение понятия порожденных, приобретенных и врожденных идей. Представление независимости души и тела, их свойства и способность мышления. Сравнение тела человека с автоматикой.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Процесс становления психологии. Основные труды Р. Декарта. Теория познания Декарта. Основные правила дедуктивного метода. Три вида идей или три ступени процесса познания Спинозы. Изучение Спинозой проблем свободы воли и природы человеческих чувств.

    презентация , добавлен 02.11.2015

    Положение психофизиологии по отношению к другим дисциплинам. Проблемы соотношения мозга и психики, души и тела. Сущность "дуализма" Р. Декарта. Эволюция представлений о рефлексии. Современные представления о соотношении психического и физиологического.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Философско-теоретические предпосылки идеи активности и рефлексивности в культурно-деятельностной психологии. Понимание мышления в философии Декарта и Спинозы. Понятие жизни как основание выделения критерия психического. Филогенетический критерий психики.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2011

    Проблема взаимодействия тела и психики. Мысли, чувства и волевые побуждения как проявления внутренней сущности, психики человека. Работы ученых в поисках наличия соответствия между строением тела или отдельных его частей и особенностями психики человека.

    реферат , добавлен 05.11.2009

    Понятие рефлексии в психологии. Взаимодействие "учитель-ученик" и "ученик-ученик (ученики)" как условие формирования рефлексивной способности. Экспериментальное исследование педагогических условий формирования рефлексивной способности младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Сущность понятия "развитие" в психологии. Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности. Специфика психического развития. Развитие психики в филогенезе. Проблема соотношения биологического и социального в развитии.

    реферат , добавлен 09.03.2002

    История психологии как научное направление, предмет и методы ее исследования, этапы развития и современное состояние. Принципы историко-психологического анализа. Фома Аквинский и сущность его учения о душе. Развитие психологических знаний Рене Декартом.

    шпаргалка , добавлен 04.02.2011

    Противоречия в теории Декарта о рефлексе. Чувственная сфера человека у Спинозы. Представление Т. Гоббса о способностях. Понятие рефлексии у Д. Локка. Проблема измерения чувствительности в исследованиях У. Фехнера. З. Фрейд и исследование бессознательного.

    шпаргалка , добавлен 03.02.2011

    Характеристика различных философских подходов к пониманию и толкованию природы и проявлению психики. Психика человека, ее свойства и принципиальные отличия. Стадии и уровни развития психики и поведения животных. Формирование психики в филогенезе.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры