Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина,которую вы прочитали. Реальное и фантастическое в сказке
Краткий анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»: идея, проблемы, темы, образ народа
Сказка “Дикий помещик” была опубликована М. Е. Салтыковым-Щедриным в 1869 году. Это произведение – сатира на русского помещика и на простой русский народ. Для того чтобы обойти цензуру писатель выбрал специфический жанр «сказка», в рамках которого описывается заведомая небылица. В произведении автор не дает своим героям имен, как бы намекая на то, что помещик – это собирательный образ всех помещиков на Руси XIX века. А Сенька и остальные мужики – это типичные представители крестьянского сословия. Тема произведения проста: превосходство трудолюбивого и терпеливого народа над бездарными и глупыми дворянами, выраженное в иносказательной манере.
Проблемы, особенности и смысл сказки «Дикий помещик»
Сказки Салтыкова-Щедрина всегда отличает простота, ирония и художественные детали, используя которые автор может абсолютно точно передать характер персонажа “И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”, “жил и на свет глядючи радовался”.
Основная проблема в сказке «Дикий помещик» – это проблема сложной судьбы народа. Помещик в произведении предстает жестоким и безжалостным тираном, который намеревается отобрать у своих крестьян последнее. Но услышав молитвы крестьян о лучшей жизни и желание помещика навсегда избавиться от них, бог осуществляет их молитвы. Помещика перестают беспокоить, а “мужики” избавляются от гнета. Автор показывает, что в мире помещика создателями всех благ выступали крестьяне. Когда они исчезли, он сам превратился в животное, зарос, перестал есть нормальную пищу, так как с базара исчезли все продукты. С исчезновением мужиков ушла яркая, насыщенная жизнь, мир стал неинтересным, тусклым, безвкусным. Даже развлечения, которые приносили помещику удовольствие раньше — игра в пульку или просмотр постановки в театре — уже не казались такими соблазнительными. Мир опустел без крестьянства. Таким образом, в сказке «Дикий помещик» смысл вполне реальный: высшие слои общества угнетают и топчут низшие, но при этом не могут без них оставаться на своей иллюзорной высоте, так как именно «холопы» обеспечивают страну, а вот их барин ничего, кроме проблем, обеспечить не в состоянии.
Образ народа в творчестве Салтыкова-Щедрина
Народ в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина – это трудолюбивые люди, в чьих руках любое дело “спорится”. Именно благодаря им, помещик всегда жил в достатке. Народ предстает перед нами не просто безвольной и безрассудной массой, а людьми умными и проницательными: “Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. Также крестьяне наделены таким важным качеством, как чувство справедливости. Они отказались жить под гнетом помещика, который устанавливал им несправедливые и порой безумные ограничения, и попросили бога о помощи.
Сам автор относится с уважением к народу. Это можно проследить на контрасте между тем между тем, как жил помещик после исчезновения крестьянства и во время его возвращения: “ И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления…”, — можно утверждать, что народ – это движущая сила общества, фундамент, на котором зиждется существование таких “помещиков”, и своим благополучием они, безусловно, обязаны простому русскому мужику. В этом и заключается смысл финала сказки «Дикий помещик».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60-80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.
Основная проблема сказок Щедрина - взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”).
Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету "Весть"”. “Весть” - газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами... а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки...”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца - “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.
Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?”) генералы, которых он вместо “говядинки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик!”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик!”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.
Сатирическое изображение действительности проявилось у Салтыкова-Щедрина (наряду с другими жанрами) и в сказках. Здесь, как и в народных сказках, сочетается фантастика и реальность. Так, часто у Салтыкова-Щедрина звери очеловечены, они олицетворяют собой пороки людей.
Но есть у писателя цикл сказок, где героями выступают люди. Здесь Салтыков-Щедрин выбирает другие приемы для высмеивания пороков. Это, как правило, гротеск, гипербола, фантастика.
Такова сказка Щедрина «Дикий помещик». В ней глупость помещика доведена до предела. Писатель иронизирует над «достоинствами» барина: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть; куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотина на водопой пойдет – помещик кричит: «Моя вода!» Курица за околицу выйдет – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало!»
Помещик считает себя не человеком, а неким божеством. Или, по крайней мере, человеком высшего разряда. Для него в порядке вещей пользоваться плодами чужого труда и даже не задумываться об этом.
Мужики «дикого помещика» изнывают от тяжкого труда и жестокой нужды. Замученные гнетом, наконец, крестьяне взмолились: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Услышал их бог, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».
Поначалу казалось барину, что хорошо теперь заживется ему без крестьян. Да и все благородные гости помещика одобряли его решение: «- Ах, как это хорошо! – хвалят помещика генералы, - стало быть, теперь у вас этого холопьего запаху нисколько не будет? - Нисколько, - отвечает помещик».
Кажется, что герой не осознает всю плачевность своего положения. Помещик только предается мечтам, пустым по своей сути: «и вот ходит он, ходит по комнатам, потом сядет и посидит. И все думает. Думает, какие он машины из Англии выпишет, чтоб все паром да паром, а холопского духу чтоб нисколько не было; думает, какой он плодовитый сад разведет: вот тут будут груши, сливы…» Без своих крестьян «дикий помещик» только тем и занимался, что нежил свое «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».
Вот в этот момент и начинается кульминация сказки. Без своих крестьян помещик, не умеющий и пальцем шевельнуть без мужика, начинает дичать. В щедринском сказочном цикле дается полный простор для развития мотива перевоплощения. Именно гротеск в описании процесса одичания помещика помог писателю со всей ясностью показать, как алчные представители «дирижирующего сословия» могут превратиться в самых настоящих диких животных.
Но если в народных сказках сам процесс превращения не изображается, то Салтыков воспроизводит его во всех деталях и подробностях. В этом – уникальное художественное изобретение сатирика. Его можно назвать гротескным портретом: помещик, совершенно одичавший после фантастического исчезновения крестьян, превращается в первобытного человека. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав…а ногти у него сделались, как железные, - неторопливо повествует Салтыков-Щедрин. – Сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках и даже удивлялся, как прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил какой-то особенный победный клич, среднее между свистом, шипенье и рявканьем».
В новых условиях вся суровость помещика утратила свою силу. Он стал беспомощен, как малое дитя. Теперь даже «мышонок был умный и понимал, что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может. Он только хвостом вильнул в ответ на грозное восклицание помещика и через мгновение уже выглядывал на него из-под дивана, как будто говоря: погоди, глупый помещик! то ли еще будет! Я не только карты, а и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует!»
Таким образом, в сказке «Дикий помещик» показана деградация человека, обнищание его духовного мира (а был ли он вообще в данном случае?!), отмирание всех человеческих качеств.
Это объясняется очень просто. В своих сказках, как и в своих сатирах, при всей их трагической мрачности и обличительной суровости, Салтыков оставался моралистом и просветителем. Показывая ужас человеческого падения и самые зловещие его пороки, он все же верил, что в будущем произойдет нравственное возрождение общества и наступят времена социальной и духовной гармонии.
М. Е. Салтыков-Щедрин создал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.
Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала...», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...»; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано- сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «на стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.
Отличия. Переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным. «Медведь на воеводстве» - среди действующих лиц-зверей вдруг появляется образ Магницкого, известного в русской истории реакционера: еще до появления Топтыгиных в лесу были уничтожены Магницким все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету «Весть» и следовал ее советам. Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным, читателю не удается уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, фантастическими событиями. Сказочные формы позволяли Салтыкову-Щедрину по-новому представить близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки.
«Премудрый пескарь» - образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распо-стылую жизнь свою бережет». Может ли быть для человека смыслом жизни лозунг - «выжить и щуке в хайло не попасть»?
Научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку-2015» на базе МБОУ «Петропавловская СОШ имени героя Советского Союза Жукова Д.А.»
Тема:
«Фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина» (проект)
обучающаяся 10 класса,
МБОУ «Соловьихинская СОШ»
Нечаева Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Петропавловское, 2015
Содержание
План исследовательской работы………………………………………………...2
Эпиграф……………………………………………………………………………2 Актуальность……………………………………………………………………...3
Цели работы……………………………………………………………………….5
Гипотеза……………………………………………………………………………4
Задачи работы……………………………………………………………………..5
Методы исследования…………………………………………………………….5
Введение …………………………………………………………………………..6
Основная часть.………………………………………………………………..7-16
Заключение………………………………………………………..…………......17
Выводы………………………………………………………………………….18
Результаты………………………………………………………………………18
Литература………………………………………………………………………19
Приложение ………………………………………………………………....20-22
План исследовательской работы :
I этап. Организационно – подготовительный.
Определение темы исследования; формулирование проблемных вопросов исследований; планирование исследований (цели, гипотеза, методы); знакомство с критериями оценки публичной защиты работы.
II этап. Исследовательский.
Проведение исследования: сбор информации; решение промежуточных задач оформление результатов исследований; анализ информации; формулирование выводов
III. Итоговый. Публичная защита учебно-исследовательской работы.
Устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.
Эпиграф
"В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…"
И.С. Тургенев
Актуальность
Яркой приметой творчества многих писателей XIX века являлось их умение продолжать в своих произведениях фольклорные традиции. Славились этим и Пушкин, и Некрасов, и Гоголь, и Толстой. Но этот ряд был бы неполным, если бы мы не поставили в него еще одно имя - Салтыков-Щедрин.
Сказка - один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир.
В «Сказках для детей изрядного возраста» писатель бичует беспорядки, мешающие развитию России. И главное зло, которое осуждает автор, - это крепостное право.
Я исследую связь сказок с Салтыкова-Щедрина с традициями устного народного творчества, их тематическое многообразие, а также художественные особенности. В работе над сказками М. Е. Салтыков-Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И. А. Крылова, на традиции западноевропейский сказки. Он создал новый жанр политической сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью.
Неизменной осталась вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю. Таким образом, в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина явно видна сатира на различные стороны жизни.
Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Салтыков – Щедрин вводил в мир народного творчества злободневные политические темы и с помощью привычных персонажей раскрывал сложные проблемы современности.
Опираясь на народную мудрость, используя богатства народной речи, русского фольклора, проникнувшись чисто народным юмором, писатель создал произведения, целью которых было пробудить в народе его великий дух, его волю и силу. Всем своим творчеством Салтыков – Щедрин стремился к тому, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Гипотеза: раскрытие сложных проблем современности у М.Е.Салтыкова-Щедрина через введение в мир народного творчества, через фольклорные мотивы.
Цель работы: Узнать отличительные черты и особенности сказок Салтыкова-Щедрина.
Задачи:
привлечь внимание к изучению творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина как пророческого;
собрать материал о художествееных особенностях, фольклорных мотивах;
Методы исследования:
1. Анкетирование учащихся по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.
2.Выбор и анализ информации из различных источников.
3.Тестирование по сказкам Салтыкова-Щедрина.
Объект исследования: произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, критическая литература на данную тему.
Сроки исследования: ноябрь 2014г. – май 2015г.
Введение.
М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество.
«Сказка - ложь, да в ней намек!..» А ведь прав был А. С. Пушкин. Да, сказка - ложь, вымысел, но именно она учит распознавать и ненавидеть враждебные черты в мире, сказка показывает все положительные качества народа и клеймит, высмеивает господство. С помощью сказки автору легче общаться с народом, ведь ее язык понятен всем. Для того чтобы убедиться в этом, я хотела бы проанализировать творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала...», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...»); присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано-сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика; преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево, мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества!
Отличие сказок Салтыкова-Щедрина от народных состоит в том, что в них переплетаются фантастическое с реальным и даже исторически достоверным.
Основная часть
Среди многих жанров фольклора нас больше всего интересует сказка, ибо " сказка - весьма популярный жанр устно-народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный».
Традиции Фонвизина, Крылова, Гоголя, Белинского, Чернышевского и других, а также народного творчества были унаследованы и получили дальнейшее развитие в новую эпоху в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина, который, обозначая самые больные места самодержавной России, обогащал литературные образы, созданные прогрессивными писателями до него. По справедливому определению М.Горького: "Невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина».
«Иносказания в творчестве Щедрина обогащены фольклорными образами и выражениями, что делало его язык более колоритным, ярким и страстным.
Неоднократно отмечалось, что сказки сатирика органически связаны с фольклором. Однако, заимствуя фольклорные образы, Щедрин наделяет их новыми чертами, отличными от тех, которые присущи им в народных сказках.» Если в фольклоре черты животных трансформируются в черты людей, то писатель сатирически заостряет внимание читателя на отдельных чертах человеческого характера, сближая его с животным.
Использование пословиц и поговорок - вот, пожалуй, еще одна из особенностей сказок Щедрина, что, естественно, указывает на их народность, их самобытность.
Отличительной чертой иносказания сказок Салтыкова является использование автором перифраза ("Медведь на воеводстве", "Вяленая вобла", "Орел-меценат").
Другой важной особенностью сказок Щедрина является использование зачинов и присказок, которые придают сказкам особый, какой-то фантастический оттенок. Но в отличие от народных сказок фантастика имеет вполне реальную, жизненную основу.
Писатель по существу создал новый жанр - политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. «Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.»
Примерный план анализа сказки
Основная тема сказки (о чем?).
Главная мысль сказки (зачем?).
Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
Сатирические приемы, использованные автором.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
Соединение фольклорного, фантастического и реального.
«Хотя животные, а все-таки цари…»
Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками «для детей изрядного возраста».
«Сказки» - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» - от слова «писк», так как рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк.)
Сказки Салтыкова-Щедрина - это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и отличительные черты.
Сказки Салтыкова-Щедрина
Сказки русского народа
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка
Сатира
Сарказм
Смешение категорий добра и зла
Нет положительного героя
Уподобление человека животному
Юмор
Гипербола
Победа добра над злом
Положительный герой
Очеловечивание животных
О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? - «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?
Правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность,
бездуховность.
Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха:
а) ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
б) иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
в) гипербола - чрезмерное преувеличение.
Как выяснили литературные критики, яркой приметой творчества многих писателей XIX века являлось их умение продолжать в своих произведениях фольклорные традиции. Славились этим и Пушкин, и Некрасов, и Гоголь, и Толстой. «Но этот ряд был бы неполным, если бы мы не поставили в него еще одно имя - Салтыков-Щедрин. Среди огромного наследия этого писателя большой популярностью пользуются его сказки. Именно в них наиболее четко прослеживаются традиции русского фольклора.»
К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.
а) По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.
б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.
Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.
В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Писатель использует готовое, отточенное вековой народной мудростью содержание, освобождающее сатирика от необходимости развернутых мотивировок и характеристик.
В сказках каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж. Это на руку сатире, которая по природе своей чуждается подробностей, изображает жизнь в наиболее резких ее проявлениях, преувеличенных и укрупненных. Поэтому сказочный тип мышления органически соответствует самой сути сатирической типизации. Не случайно среди народных сказок о животных встречаются сатирические сказки: «О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» - яркая народная сатира на суд и судопроизводство, «О щуке зубастой» - сказка, предвосхищающая мотивы «Премудрого пискаря» и «Карася-идеалиста».
Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. А фантастическая форма является для него надежным способом «эзоповского» языка, в то же время понятного и доступного самым широким, демократическим слоям русского общества. «С появлением сказок существенно изменяется сам адресат щедринской сатиры, писатель обращается теперь к народу. Не случайно революционная интеллигенция 80-90-х годов использовала щедринские сказки для пропаганды среди народа.»
Салтыков-Щедрин охотно пользовался традиционными приемами народного творчества. Сказки у него зачастую начинаются, как и народные, словами «жили да были», «в некотором царстве, в некотором государстве». Часто встречаются пословицы и поговорки: «Конь бежит - земля дрожит», «Двум смертям не бывать, одной не миновать». Очень сближает сказки Щедрина с народными традиционный прием повторения: «все дрожал, все дрожал...», замены: «Жили да были два генерала... по щучьему велению, по моему хотению очутились на необитаемом острове...».
Автор сознательно подчеркивает в каждом персонаже какую-то одну черту, что также характерно для фольклора. Часто встречаются присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано-сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика; преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево, мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».
В сказке «Премудрый пискарь» Салтыков-Щедрин также широко использует выражения, похожие на пословицы и поговорки («куда ни обернется - везде ему мат», «жизнь прожить - не то, что мутовку облизать», «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться», «гоголем по всей реке проплыву», «как таких идолов вода терпит»).
Сатирик не пародирует фольклорные выражения и современную ему живую, народную речь, а приспосабливает их для решения собственных художественных задач, что стало характерной приметой авторского стиля.
В работе над сказками М. Е. Салтыков-Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И. А. Крылова, на традиции западноевропейский сказки. Он создал новый жанр политической сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью.
Салтыков-Щедрин не копировал структуру народной сказки, а внес в нее свое, новое. Прежде всего, это появление образа автора. За маской наивного балагура скрыта саркастическая усмешка беспощадного сатирика. Совершенно иначе, чем в народной сказке, нарисован образ мужика. В фольклоре мужик обладает сметливостью, ловкостью, неизменно побеждает барина. В сказках Салтыкова-Щедрина отношение к мужику неоднозначно.
Часто именно он остается в дураках, несмотря на свою сметливость, как в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил». « Комизм и пародийность фигуры чудесного мужика очевидны. С одной стороны, Салтыков-Щедрин пародийно переиначивает мотив обретения героем чудесного помощника, характерный для народных волшебных сказок. Щедринский «мужичина» наделен таким же сверхъестественным даром, что и какой-нибудь Серый Волк или Баба-яга».[ 5.70] Но в отличие от героя фольклорных сказок, которому помощник чем-то обязан (например, волк - жизнью), у мужика нет ни малейших оснований быть признательным генералам.
«В мировой литературе явно прослеживается взаимовлияние сюжетов сказок разных стран и народов; кроме того, мы постоянно встречаем некоторые, прочно укрепившиеся в мировом фольклоре образы. Это прежде всего можно сказать об образе волка, фигурирующем и в баснях Эзопа, и в древневосточных сказках (в частности, в арабских). Колоритные характеристики дают волку русские народные сказки, пословицы и поговорки. Не забыт волк и Салтыковым-Щедриным ("Бедный волк", "Кандидат в столпы").»
Заключение
Сказки его - великолепный сатирический памятник минувшей эпохи. Не только типы, созданные Салтыковым-Щедриным, но и крылатые слова и выражения мастера эзоповых речей до сих пор встречаются в нашем обиходе. Слова-образы его произведений, такие, как «помпадур», «карась-идеалист», «головотяп», «пенкосниматель», прочно вошли в жизнь современников.
«Я люблю Россию до боли сердечной», - говорил Салтыков-Щедрин. Он отличал темные явления ее жизни, потому что верил, что минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории русского народа. И он ждал этих минут и всей своей творческой деятельностью старался приблизить их, в частности, с помощью такого художественного средства, как эзопов язык.
Вообще, все сказки Салтыкова-Щедрина условно можно разделить на три основные группы: сказки, бичующие самодержавие и эксплуататорские классы; сказки, разоблачающие трусость современной писателю либеральной интеллигенции и, конечно же, сказки о народе.
Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия. Поэтому я думаю, что не зря сказаны Пушкиным слова «Сказка - ложь, да в ней намек!..». Ведь благодаря сказке мы, я имею в виду наше поколение, учились, учимся и будем учиться жить.
Опираясь на народную мудрость, используя богатства народной речи, русского фольклора, проникнувшись чисто народным юмором, писатель создал произведения, целью которых было пробудить в народе его великий дух, его волю и силу.
Вывод
Проанализировав творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина, в соответствие с целью нашей работы, я пришла к следующим выводам:
1. Язык писателя глубоко народен, близок к русскому фольклору. В сказках Щедрин широко использует пословицы, поговорки, присказки: «Двум смертям не бывать, одной не миновать», «Моя изба с краю», «Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...».
2. «Сказки» Салтыкова-Щедрина будили политическое сознание народа, звали к борьбе, к протесту.
3. Анкетирование показало:
Большинство учащихся заинтересовались творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Результаты:
Научное значение нашей работы связано с изучением большого количества фактического материала.
Практическое применение : результаты нашего исследования могут найти при подготовке уроков истории и литературы с использованием жанра политической сказки.
Результаты нашего исследования позволяют использовать основные выводы работы при разработке уроков и внеклассных мероприятий по литературе и нравственному воспитанию учащихся.
Литература:
Базанов В. Г. От фольклора к народной книге. – Л., 1973.
Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. - М., 1984.
История русской литературы XIX века (вторая половина). / Под ред. С. М. Петрова. – М., 1974.
Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Русская литература. – М., 1981.
Критика о М. Е. Салтыкове-Щедрине // Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Господа Головлевы. Сказки. - М., 1997.
Лебедев Ю. В. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина / М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. - М., 1999.
Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. - М., 1988.
Русская литература XIX века. Вторая половина. Выпуск 1. / Под ред. Л. Г. Максидоновой. – М., 2002.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь. / Под ред. П. А. Николаева. – М., 1990.
Информационные ресурсы:
Приложение:
1. Тест.
1. Чем объясняется выбор М. Е. Салтыковым-Щедриным жанра сказки?
а) стремлением уйти от жизненного правдоподобия.
б) желанием преодолеть цензурные препоны
в) пристрастием к иносказательной! манере письма
г) популярностью сказки как излюбленного жанра
пропагандистской литературы
2. Что общего у сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина с народными сказками?
б) основаны на жизненных реалиях
в) народные представления о добре и зле
г) традиционные сказочные приемы
д) социально-заостренная проблематика
е) типичные для народных сказок образы животных
3. Чем отличается «щедринская» сказка от народной?
а) зло в финале бывает наказано не всегда
б) использование сарказма и сатиры
в) трактовка характеров
г) введение нетипичных для народной сказки образов
4. Распределите названия сказок по тематике.
«Премудрый пискарь»; «Медведь на воеводстве»; «Орел-меценат»; «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; «Коняга»; «Карась-идеалист»; «Богатырь»; «Ворон-челобитчик»; «Вяленая вобла»; «Дикий помещик».
а) тема народа
б) тема власти
в) осуждение мещанства
5. Распределите средства комического по возрастающей.
Сарказм; юмор; гипербола; ирония; гротеск; сатира.
6. Соотнесите пример из текста сказки и название художественного приема, который в ней использован.
а) «Видят мужики: хоть и глупый у 1) ирония
них помещик, а разум ему дан большой...»
б)
«Через губернский город летел от- 2) речевой алогизм
роившийся рой мужиков...»
в)
«Был он пискарь просвещённый, 3) гротеск
умеренно-либеральный и очень твердо
понимал, что жизнь прожить - не
то, что мутовку облизать...»
7. Какие герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина нетипичны даже для народных сказок?
а) Медведь
б) Осёл
в) Вобла
г) Заяц
д) Пискарь
е) Лев
ж) Карась
з) Чижик
8. Кто подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?
а) правительство
б)
революционные демократы
в) обыватели
г) либералы
Ответы к тесту «М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. СКАЗКИ»
1. в, г
2. б, д
3. а, б
4. а) «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Ворон-челобитчик», «Дикий помещик»
б) «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь»
в) «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»
5. ирония, юмор, гипербола, сатира, сарказм, гротеск
6. а – 3, б – 1, в – 2
7. в, д, е, ж
8. в.
2. Вопросы анкеты (по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина)
1. Где и в какой семье родился?
2. Когда начал литературную деятельность?
3. Почему мы изучаем его творчество?
4. Перечислите основные жизненные принципы М.Е.Салтыкова-Щедрина. Был ли он сильной личностью?
5. Какой сложился стиль его произведений?
6. В чём состоит феномен сказок Щедрина?