Спектакль по акунину. Спектакль «Приключения Фандорина

Главная / Измена жены
23 сентября мы посмотрели премьерный спектакль "Приключения Фандорина". МГТ поставил перед собой сложную задачу: во-первых, как мне кажется, на театральной сцене достаточно трудно поставить детектив, чтобы это было не только захватывающе, но по-настоящему страшно и реалистично, а вторая сложность - само обращение к образу известного сыщика, потому что читатели и зрители экранизаций, доподлинно знают, каким он должен быть) и "держат перед глазами" оригинальный авторский текст.
Некоторое время в первом акте спектакля потребовалось для своеобразного представления всех многочисленных действующих лиц "Левиафана" (романа, по которому поставлен спектакль) и определённого введения зрителей "в курс дела". Это, на мой взгляд, несколько замедлило действие и событийный ряд "приключений" и на первый план вышел не Фандорин, а комиссар Гош, которого ярко и, как говорится, "широкими мазками", обращаясь не только к партнёрам, но и аппелируя к залу, играл Леонид Громов. Фандорина, по-моему мнению, было мало и его не хватало. Хотя с другой стороны, и в романе Эраст Петрович также до поры до времени выступает в роли наблюдателя и слушателя. Наконец, во втором действии, Фандорин перестал быть наблюдателем и превратился в главного участника страшных, романтических и мистических событий. Александр Соколовский точно играет героя, который ещё не стал тем "эмоциональным инвалидом" (с), каким предстанет для окружающих впоследствии. Благородный, проницательный и отважный, он воспринимается в этой истории в большей степени героем романтичным в противовес "старой ищейке" (как он сам себя называет) Гошу.
Романтизм героя, его личная трагедия и рыцарство на стороне сил света в вечной борьбе добра и зла отражены в образе девушки-призрака (призрака его трагически погибшей юной жены), сопровождающей Фандорина и плывущий "Левиафан"на протяжении всего повествования. Призрак является то светлым видением-воспоминанием, то зловещим предвестником предстоящих убийств, то самОй Смертью, забирающей своих новых подданных... В финале, после, казалось бы, триумфально одержанной победы, Фандорин в безысходном отчаянии опустится у изголовья мёртвой возлюбленной и, не в силах сдержать слёз, будет целовать её волосы...
Разворачивающаяся цепочка событий заставляет напряжённо следить за сюжетными поворотами спектакля и "срыванием масок" с персонажей, многие из которых, как и положено в настоящем детективе, оказываются совсем не теми, кем представлялись поначалу. При этом в постановке есть и смешные моменты, "непереводимая игра слов"), остроумные шутки на финансово-политическую тему).
Традиционно спектакли в Губернском театре восхищают своей сценографией. Так и в этот раз, большое впечатление произвели костюмы персонажей; необычные декорации: огромные иллюминаторы, штурвал-маятник с прожекторами, развевающиеся полотнища парусов; звучащая музыка и спецэффекты, воссоздающие грозу и шторм. На сцене даже были работающий фонограф и двухколёсный велосипед "пенни-фартинг", на котором Фандорин катался по прогулочной палубе, а в финале выехал на поклоны!
Из увиденных персонажей также хотелось бы отметить индолога-археолога Свитчайлда в исполнении Андрея Мисилина: его размахивающий руками и сверкающий глазами учёный, у которого, казалось, даже волосы встают дыбом, когда он взахлёб начинает рассказывать о сокровищах индийского раджи, увлёк весь зал. Интересным персонажем - одновременно высокомерным и затравленным получился баронет Милфорд-Стоукс, которого сыграл Сергей Медведев (обладатель выразительной мимики и очаровательной улыбки предстал в образе новом и очень неожиданном).
И конечно, поклоны! В Губернском театре они замечательные. Поклоны "Приключений Фандорина" стали настоящим парадом персонажей и отдельным маленьким представлением!
Большое спасибо всем актёрам, режиссёру Татьяне Вдовиченко, художественному руководителю постановки Сергею Безрукову и всем-всем создателям спектакля!Спасибо за спектакль, благодаря которому поклонники сыщика Фандорина смогли окунуться в подлинную атмосферу акунинских книг, поклонники детективного жанра стали свидетелями и участниками увлекательных остросюжетных коллизий, зрители, не читавшие первоисточник, смогли проверить свои дедуктивные и аналитические способности, а все вместе - просто получить удовольствие и пищу для размышлений от всего увиденного. Поздравляю Московский Губернский театр и желаю счастливого пути "Приключениям Фандорина" на "Левиафане", сошедшем с Губернской верфи! С Премьерой!

Анна отзывы: 63 оценок: 63 рейтинг: 6

Третий раз ходила в "Московский губернский театр" и третий раз прекрасно проведенный вечер и куча эмоций. В этот раз были с сыном на спектакле "Приключения Фандорина".
В основе спектакля – роман Бориса Акунина «Левиафан», третья книга из знаменитой серии исторических детективов об Эрасте Фандорине.
Эраст отправляется на корабле «Левиафан» на службу в Японию в качестве секретаря посольства Российской империи, но и тут происходят загадочные убийства. На корабле оказывается также французский сыщик Гюстав Гош, великолепно сыгранный Леонидом Громовым, расследующий загадочное убийство лорда Литтлби и его семьи, произошедшее в Париже. И вот кровавый след приводит комиссара полиции на корабль, где только сливки общества! Тут нет кают третьего класса, все пассажиры – уважаемые и респектабельные господа и дамы. Неужели среди них есть убийца? Верится с трудом, но надо разобраться. Сыщик подозревает всех, у кого нет золотого значка корабля, который подарили вместе с билетом пассажирам первого класса. Среди подозреваемых даже Эраст Фандорин!
Поставить детектив на сцене, чтобы это было действительно интересно и захватывающе, задача не простая. И театр справился с этой задачей прекрасно! Музыка, приглушенный свет, удивительные декорации с первых минут создают атмосферу загадочности и мистики. При этом сцена не перегружена излишними элементами, но даже небольшие детали, такие как фонограф, двухколёсный велосипед "пенни-фартинг", штурвал-маятник – дополняют картину и переносят нас в начало 20го века на корабль.
В спектакле много диалогов, но блестящая игра актеров скрашивает некую статичность повествования. Особенно хочу отметить также игру Олега Курлова (ученый Энтони Свитчайлд). Когда Энтони начал рассказывать о сокровищах и радже, весь зал затаил дыхание.
Что же касается самого Фандорина, то именно таким я его и представляла: галантным, образованным, но при этом глубоко несчастным и одиноким человеком. По задумке режиссера на сцене появляется загадочный призрак-девушка. Это невеста Фандорина, трагически погибшая в день венчания. Этот образ и пленяет и пугает, для Эраста – это мучительное воспоминание и сожаление о том, кого уже нельзя воскресить…
Если первое действие было вводным и более неспешным, то во второй части события стали происходить с ужасающей скоростью. Вот где была динамика! Только успевай! При этом шутки и отсыл к нашим реалям немного разряжали атмосферу, не вредя сюжету и общей атмосфере спектакля.
В финале все тайны будут раскрыты, но при этом у меня осталось немного грустное послевкусие. Фандорин не чувствует победы, он выиграл, но счастье не обрел. Его счастье, его любовь умерли месте со страшным взрывом несколько лет назад… Ну что ж, Эраст терпеливо несет свой крест, хотя это приключение на корабле подарило ему друга и любовь очаровательной английской дамы.
Самым строгим зрителем были конечно, подростки, коих на этом спектакле не мало. Я сама была с сыном и ему очень понравилось. Он сейчас как раз в таком возрасте, когда достаточно трудно подобрать спектакли: из детских уже вырос, до взрослых не дорос. При этом ему хочется сюжетности, зрелищности, у меня же есть определенные требования к уровню постановки, желательно, чтобы было что обсудить после просмотра. И «Приключения Фандорина» - идеальное попадание! Кстати, не только у нас: в антракте многие дети обсуждали с родителями происходящее, все были вовлечены в сюжет.
Отдельно хочу отметить финал и выход на поклоны артистов. Перед нами прошли все образы, каждый актер представил своего персонажа.
Огромное спасибо всем создателям спектакля, актерам, режиссеру Татьяне Вдовченко за этот прекрасный вечер!

kagury.livejournal.com отзывы: 125 оценок: 125 рейтинг: 34

В прошлую субботу мы внезапно оказались среди тех счастливчиков, кому повезло оказаться в числе пассажиров "Левиафана" первого класса. Каким образом? Да потому что кроме билетов мы получили золотые значки с изображением кита.

Помните?
"Уже к вечеру следующего дня Гош знал, что три буквы на золотом ките – не инициалы какого-нибудь запутавшегося в долгах прожигателя жизни, а обозначение только что созданного франко-британского судоходного консорциума. Кит же оказался эмблемой чудо-корабля «Левиафан», недавно спущенного со стапелей в Бристоле и готовящегося к своему первому рейсу в Индию.О гигантском пароходе газеты трубили уже не первый месяц. Теперь же выяснилось, что в канун первого плавания «Левиафана» Лондонский монетный двор отчеканил золотые и серебряные памятные значки: золотые для пассажиров первого класса и старших офицеров судна серебряные – для пассажиров второго класса и субалтернов "...

Сам детектив я читала лет 15 назад, сюжет благополучно позабыла, так что детективная история на борту, поставленная в Московском губернском театре захватила меня целиком и полностью. Замкнутое пространство, ограниченный набор персонажей и нужная толика иронии. Стиль хорошего английского детектива в лучших его традициях. Сплошное удовольствие.

Конечно же, первый вопрос, который возникает - удался ли образ Фандорина? Не будет ли мешать восприятию привычный уже Фандорин-Меньшиков? Так вот, здесь можно сразу успокоться. Фандорин - безукоризненный. Подходящая внешность, нужная стройность. Спокойный, умный, ироничный и одновременно глубоко одинокий человек.
Последнее неоднократно подчеркивается присутствием в спектакле образа погибшей невесты Фандорина и перемещения убитых пассажиров в мир по ту сторону жизни. И эта часть действия превращает просто хороший детектив в нечто большее. Точнее, придает образу главного героя новые оттенки. Фандорин постоянно находится на границе между добром и злом, между материальным и потусторонним. И даже его езда на на новомодном велосипеде - с большим и маленьким колесом, приводящая в восторг и пассажиров и зрителей, кажется уже не только исключительно эффектной деталью, но движением по краю пропасти. Впрочем, все эти ассоциации и размышления возникают только ближе к финалу.

До того - два увлекательных действия на борту корабля, наполненные шорохом платьев, душистым ароматом табака и наблюдением за пассажирами пролетают незаметно. Кстати, убийцу мы угадали в конце первого дествия. И какое-то время казалось, что ну вот же, все очевидно, почему Фандорин-то не видит явного? Но появлялись новые детали и мы начинали сомневаться.

Пожалуй, немного одинаковыми мне показались дамы, хотелось чуть более акцентированных образов. Но потом я подумала, Что вообще-то они и должны мало отличаться. Все-таки сплошные сливки общества. Шаг вправо, шаг влево - и ты выпадаешь из общепринятого облика. Скажем, комиссар полиции Гош - выглядел человеком совсем другого круга. Но к второму действию и дамы проявили свою сущность:)

Постановка прекрасная. Довольно кинематографичная, кстати, и чем-то напоминающая старые добрые уютные киноспектакли, если вы такие помните. Хотя декорации меняются и порой довольно прихотливо. Весьма впечатляюще выглядели грозовые разряды и палуба, озаряемая молниями на фоне голубовато-зеленых морских просторов.

Что интересно, это редкий спектакль, который можно назвать универсальным с точки зрения зрительской аудитории. Это спектакль, билеты на который порадуют и эстетствующего театрального критика, и любителя детективов как таковых, и юных романтиков, и зрелых скептиков. Отличный вариант для осеннего вечера. Искренне рекомендую!

Олька Пархоменко отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 0

Спектакль арестован за красоту

Увлекательный спектакль! Прекрасные костюмы и декорации, которые полностью погружают в сюжет. Не смотря на немного затянутое начало, дальше ты полностью погружаешься в историю и сопереживаешь героям! Замечательная постановка и отличная игра актеров!

Возрастной ценз: 12+

Предпремьерный показ! Спектакль-детектив!

Предпремьерный показ спектакля «Приключения Фандорина» по роману Бориса Акунина на сцене Московского Губернского театра под руководством Сергея Безрукова состоится 4 июля 2017 года!

На театральной сцене будет воплощен герметичный детектив из цикла произведений, повествующих о захватывающих приключениях Эраста Петровича Фандорина. Спектакль сохраняет присущую детективам Бориса Акунина, изысканность стилистики, напряженность и остроту действия, неожиданность сюжетных ходов.

В фешенебельном квартале Парижа с особой жестокостью убиты британский коллекционер лорд Литтлби и весь обслуживающий персонал особняка. Из прославленной коллекции восточных редкостей украдены уникальная золотая статуэтка индийского бога Шивы и один из расписных индийских платков. Дело начинает расследовать сыщик парижской префектуры Гюстав Гош. В руке убитого он обнаруживает эмблему золотого кита. Как выясняется это эмблема чудо-корабля, который отправляется в свое первое плавание в Индию. И всем пассажирам первого класса вручали такого золотого кита вместе с билетом. Но кто из них мог совершить такое страшное преступление? Подозрение падает на пять человек, у которых отсутствует золотой кит. Среди них оказывается и Эраст Фандорин…

Фандорин Эраст Петрович – герой серии исторических детективов Бориса Акунина «Приключения Эраста Фандорина». Фандорин воплотил идеал аристократа XIX века: благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх и вообще в любом споре, если результат полностью определяется случайностью.

Динамика и драматичность действия заставят каждого зрителя неустанно следить за стремительно развивающимся сюжетом столь увлекательной истории самого очаровательного аристократа Эраста Петровича.

Роли полюбившихся литературных героев на сцене Московского Губернского театра исполнят: Александр Соколовский, Леонид Громов, Александр Стержаков, Наталья Житкова, Зоя Бербер и др.

Режиссер-постановщик: Татьяна Вдовиченко.

Фандорин – Соколовский А.
Гош – Громов Л. / Стержаков А.
Стамп – Житкова Н.
Клебер – Бербер З. / Минина В.
Труффо – Хвощнянский Б.
Мадам Труффо – Хабарова Е. / Скицкая В.
Ренье – Амельченко М. / Сафронов С. / Инчин М.
Аоно – Нигманов А. / Чанцев А.
Свитчайлд – Мисилин А. / Курлов О.
Милфорд – Амелин С. /Медведев С.

Спектакль создан при содействии Фонда поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова.
Генеральный партнер Барвиха Luxury Village.

бсолютно лёгкая изящная премьера "Приключений Фандорина" прошла в Московском Губернском Театр . Это пьеса по роману Бориса Акунина "Левиафан", которая сыграна абсолютно по книге. Перед нами классический английский детектив в замкнутом пространстве, где убийцей может быть каждый. И, как и в книге, на сцене хорошо передана эта атмосфера, сдобренная мягким юмором

Эраст Фандорин в исполнении Александра Соколовского именно такой, какого я себе и представлял, читая книгу - немногословный щёголль-мачо.

Пожалуй, центральная роль в повествовании спектакля - роль следователя Густава Гоша (Леонид Громов), который напоминает старину Лестрейда из нашего киносериала про Холмса, в исполнении Брондукова. Есть отголоски этого иронично-смешливого недотёпы-полицейского, считающего себя самым умным. И роль Гоша Леониду Громову удалась.

Кларисса Стамп (Екатерина Мельник) - роковая красотка. Ну как в такую не влюбиться и не представить первейшей убийцей.

Мадам Труффо (Виктория Скицкая) - такая же красотка, где есть некая умудрённость.

Рената Клебер (Анна Снаткина) - да-да, тоже красавица. Вот так вот, три красивых женщины на одном "Левиафане". Всё действие держится в тени, к тому же, по пьесе. она ещё и беременна. Но в концовке, благодаря Фадорину, становится ясно, кто есть кто, и вот тут уж Снаткина раскрывается во всю мощь своего таланта, от трогательной беззащитности к безжалостной убийце.

Месье Труффо (Борис Хвошнянский) - доктор, любящий свою жену. Очень ровная роль.

Энтони Свитчайлд (Андрей Мисилин) - очень интересная трагикомическая роль учёного, который раскрыл тайну сокровищ махараджи. Есть в нём что-то от Паганеля, живущего только наукой. И вот эта преданность науке, предмету в целом, завораживает. Он может на лбу нарисовать индийскую точку на лбу, причём красного цвета, а это же символ брака у индианок, но нисколько не стесняться этого. Можно это списывать на его рассеяность. Но при этом его логика практически не уступает логике Фандорина.

Гинтаро Аоно, японец (Азамат Нигманов) - именно японец. со своим кодексом чести, который сдержан и приходит на помощь Фандорину, в знак благодарности о спасении от несправедливого ареста.

Сцена разоблачения Ренаты Клебер сильна двумя характерами - Фандорина и Клебер. И тут надо сказать о том, что дуэт в этой сцене Соколовского и Снаткиной был на пять с плюсом.

Шарль Ренье (Максим Амельченко) - очень трагическая и красивая роль, с которой можно поздравить. Здесь есть и любовь и ярость и ярость в любви. Ну и хочется отметить красоту декораций и работу светотехников. Всё на очень высоком уровне.

Очень точная и захватывающая сцена с призраком Ренье, ходящим между пассажирами завораживает.

Как мы помним по первой книге Акунина, у Фандорина в день свадьбы убивают невесту. И она, как-будто бы. незримо присутствует на корабле, предвещая беду.

Реджинальд Милфорд-Стоукс (Сергей Медведев) - весьма неплохо актёр передал мечущегося истероидного человека, который влюблён.

Сцена драки между Фандориным и Ренье, одна из самых сильных сцен в спектакле. Кажется, что актёры реально друг друга ненавидят и бьют морды. Очень профессионально поставлено.

Мощная концовка с разоблачением Клебер и платком показывает скрытую в характере героев склонность к богатству. Война за платок, который является ключом к сокровищам махараджи идёт нешуточная. Ну а,собственно, что бы вы сделали, если бы у вас была возможность получить ключ к несметным сокровищам? Наверно, каждый из нас вёл бы себя также.

Платок переходит из одних рук в другие. И появляется оружие. Японец помогает прекратить драку и платок оказывается в руках Фандорина. И вот тут Фандорин делает то, что никто из нас не сделал бы. Он сжигает платок со словами о том, что спрятанных сокровищ там хватит на весь бюджет России, но ничего, мы будем держаться. Чем вызывает грустный смех в зале. А на мадам Клебер падает люстра. И Фандорин остаётся один на один со своими воспоминаниями о невесте. И хрустально-грустная "Я ехала домой" не ведёт к дому, который был разрушен.

Надо идти на этот замечательный спектакль, чтобы и отдохнуть, и подумать, и посмотреть на замечательную игру актёров и на красивые декорации.

Премьера удалась и хочу поздравить Московский Губернский театр с ней.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры