Триумфальные ворота описание. "Мосразборстрой" против Триумфальной арки

Главная / Измена жены

Чё-та надо запилить общеизвестное, а то я всех задолбал до полусмерти помойками вокруг дома своего. Так вот,для изгаляния решил я поиздеавться над Кутузовским проспектом, почему нет? Вообще, Кутузовский столь непаханное поле, что тут ковырять можно годами, так что решил слегка коснуться Триумфальной арки и прилегающих окресностей. Для начала всё же разберёмся с аркой...

Стрелочкой обозначена собственно арка.


Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I. В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге: архитектор В. П. Стасов возобновлял на новом месте у Нарвской заставы в долговечных материалах деревянную Триумфальную арку Дж. Кварнеги, сооруженную в 1814 году на Петергофской дороге.

Составление проекта поручили крупнейшему на тот момент российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Он разработал проект в том же году, однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта.

Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 года. 17 августа того же года состоялась торжественная закладка арки. В фундамент ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье».

Однако из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет. Открытие памятника состоялось лишь 20 сентября (2 октября) 1834 года.
Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове. Ворота украшали русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна.

Надпись на аттике утверждал Николай I. Она гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». С одной стороны арки надпись была сделана на русском языке, а с другой — на латинском.

В 1899 году под аркой Триумфальных ворот прошёл первый в Москве электрический трамвай. Его линия протянулась от Страстной площади (ныне Пушкинская площадь) до Петровского парка. Кондуктор трамвая объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Арка была разобрана, часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано этого не было.

После войны, в честь 150-летия победы в войне 1812 года возле Поклонной горы, с коей по преданию обозревал Москву поджидая тщетно ключей от ней Наполеон выстроили Бородинскую панораму. И было решено вскоре перенести и восстановить Триумфальную арку.

Да, надо сказать что в те времена это был за райончег. Нынче прибывающие и не догадываются, что здесь, в полукилометре от практически центрального сейчас ТТК полвека с небольшим назад была, собственно, деревня. Престижнейший район Кутзовского проспекта (впрочем, тогда это было убогое Можайское шоссе - Кутузовским станет только в 1962 году) был местом выгула коров окрестных колхозников и всё такое.


Вот, собственно - Можайское шоссе в 1959 году в районе Поклонки.

У дома 2 к 2 нынешнего Москва, собственно, кончалась. Можете убедится:


Видите - знак въезда за пейзанкой, собирающей цветочки на обочине загородного тракта? То-то.

Да, конечно, с самого конца 40-ых шло строительство помпезных кварталов, ставших ныне лицом Кутузовского и апофеозом "сталинского стиля", выразившихся в "Стиле позднего НКВД" радующих и нынче нас здесь или на Ленинском, но строительство шло ни шатко не валко, как видно на предыдущей фотке - у дома 2 (слева) нет ещё целого крыла, а дома 1 "а" и "б" тольуо строятся.

"Поклонка" так вообще ещё было нетронута, по её высоким склонам, нависающим над Можайским шоссе и Москвой-рекой в кустах прятались колпаки ЖБОТотов и вились траншеи, оставшиеся с 1941 года...

Сквозь кусты виден угол дома 2 по Кутузовскому. Начало 60-ых.


Ладно, оставим пока несчастную гору и продолжим про арку. Вобщем, в 1968-ом решили её восстановить на новом месте.

Вот здесь на фотке 1967 года, сделанной от улицы Ермолова слева вдали виден забор посередь проспекта вокруг начавшегося строительства:

Вот ещё фотка строительства:

Июнь 1967.

Кирпичные сводчатые перекрытия арки были заменены на железобетонные конструкции. Работа по отливке в металле была произведена на Мытищинском заводе по более 150 моделям; по деталям единственной сохранившейся колонны на заводе «Станколит» отлили 12 чугунных колонн (высота — 12 метров, вес — 16 тонн).

В ходе реконструкции надпись на аттике была изменена. Текст был взят с вмурованной в основании памятника бронзовой закладной доски: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Коней притащили из Музея Архитектуры, восстановили и установлили.

Вот фотка 1972 года, примерно с того же места, что и предыдущая, с открытия арки:

Ещё фотачки в разное время:

1968.

1970-72.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Парк Победы

Сдан: 1834 г.

Архитектор: О.И. Бове

Скульптор: И.П, Витали, И.Т. Тимофеев

Описание

Московские Триумфальные ворота, это парадные, белокаменные ворота двадцати восьми метровой высоты. Ворота украшены двенадцатью чугунными колоннами. В нижней части ворот расположены скульптуры воинов, а в верхней части ворот скульптуры женщин олицетворяют Победу, Храбрость и Славу защитникам.

Венчает ворота скульптуры колесницы, которой управляет богиня победы Ника. На аттике под скульптурой колесницы с обеих сторон ворот нанесены памятные надписи. С фронтальной части надпись гласит, “СИИ триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий Первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков”.

Вторя надпись с тыльной стороны аттика гласит: “Славный год сей минул но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли отечество храбрые и победоносные войска. Каждый из вас есть спаситель отечества, Россия приветствует вас сим именем. Фельдмаршал М.И. Кутузов”.

История создания

В 1826 году во время коронации Николая I, им была выдвинута идея о строительстве Триумфальных ворот в честь победы над французскими захватчиками в 1812 году. Внешний вид ворот должен был походить на восстанавливаемые в Санкт-Петербурге в камне Нарвские триумфальные ворота, взамен деревянных построенных в 1814 году.

В 1834 году Триумфальные ворота были торжественно открыты на площади Тверской заставы. В 1936 году, в рамках реконструкции площади, ворота были демонтированы. А в 1968 году ворота были воссозданы на Кутузовском проспекте, Рядом с Поклонной горой и музеем-панорамой «Бородинская битва» .

Как добраться

Приезжаете на станцию метро Парк победы и выходите на Кутузовский проспект к дому 2К2. Выйдя на улицу, идите по центральной части Кутузовского проспекта в сторону центра. Триумфальные ворота находятся в 200 метрах от станции метро, выйдя на улицу, вы сразу ее заметите.

Со времен Петра Великого самые яркие победы русского народа отмечаются каким-либо величественным построением, которое будет напоминать о подвиге страны. Именно таким памятником и является Триумфальная арка или московские триумфальные ворота, воздвигнутые в начале тридцатых годов XIX века в честь победы 1812 года над Наполеоном Бонапартом.

История возникновения памятника

История памятника уходит своими корнями в первую половину XIX века на далекую Тверскую заставу, где он и был первоначально воздвигнут, но не из камня, а из деревянных материалов. Венчала архитектурное сооружение колесница славы, карниз возвышался на монументальных колоннах, которые и представляли собой величественные ворота, украшенные статуями освободителей, и изображениями ухода войск неприятеля. Но, так как памятник быстро ветшал и приходил в негодность, в скором времени решили заменить деревянную арку на каменную, чтобы сохранить ее на более долгий срок.

Николай I и Триумфальная арка

Изначально идея создания Триумфальной арки принадлежала русскому императору Николаю I, который воодушевился проектами, возводимыми в то время в Петербурге, и пожелал выстроить подобное и в Москве. Проект был поручен известнейшему на тот момент Осипу Ивановичу Бове. Но нехватка финансов и отсутствие помощи властей были многовековым бичом России, поэтому строительство было растянуто на несколько лет.

Более века легендарный памятник великой победы Отечества просуществовал на Тверской заставе, и лишь в 1936 году, в связи с реконструкцией и расширением московских улиц и площадей, было принято решение о переносе знаменитых ворот.

Перенос Триумфальной арки

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане - Белорусский вокзал

Арка была аккуратно разобрана, архитекторы музея произвели тщательные замеры для последующих восстановительных работ, а детали поместили на хранение в музей. Восстановили ее не сразу, а лишь тридцать лет спустя. Можно только представить, насколько сложная и кропотливая работа выпала на долю архитекторов и инженеров того времени.

По оставшимся чертежам, рисункам и старым фотографиям нужно было восстановить памятник в начальном образе, восполнив те детали, которые безвозвратно исчезли. На одном только карнизе арки, необходимо было разместить более тысячи самостоятельных деталей!

Огромный коллектив трудился над воссозданием утраченных фрагментов: по гипсовым слепкам отливали заново формы деталей воинских доспехов и гербов старинных городов. Очень помогла в этом процессе панорама «Бородинской битвы», с картин которой также были использованы некоторые композиции.

По выбору места расположения тоже было очень много споров. Несомненно, когда изначально в XIX веке арку воздвигали, она выглядела величественно в любой точке Москвы, так как близлежащие дома не отличались своей высотой, а по истечении века столица изменилась до неузнаваемости, и трудно было сохранить среди высоток и автострад первоначальную задумку архитектора.

Установили Арку на Кутузовском проспекте недалеко от парка победы, где она прекрасно вписалась в суету московской жизни, напоминая людям о великом подвиге русского народа, которые испокон веков стоит на страже Отечества.

Триумфальная арка – это один из самых значимых памятников Отечественной войны 1812 года, который безмолвно напоминает о тех великих событиях, воспетых многими писателями прошлых лет.

На фото: процесс переноса арки с Тверской заставы, 1939 г.
1974 Кутузовский проспект

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Автор И.С. Буров. Москва. 1984 год Фото: Главное архивное управление города Москвы

Триумфальные ворота на площади Победы — одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской историиОтечественной войне 1812 года. И немного осталось старожилов, которые видели величественное сооружение совсем на другом месте…

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко .

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91-96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102-119.

Московские Триумфальные ворота - триумфальная арка в Москве, построенная в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Как правило, москвичи не употребляют полное название памятника и называют его просто Триумфальной аркой.

Триумфальная арка - восстановленный памятник: изначально она была возведена в 1829-1834 годах по проекту Осипа Бове на площади Тверская Застава, затем разобрана в 1936 году при реконструкции площади и вновь построена в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы.

Триумфальная арка на Тверской заставе

В 1814 году, когда русские и союзные войска вошли в Париж, и был достигнут мир, российские города стали готовиться ко встрече возвращавшихся из Франции войск. На пути их следования в городах возводились триумфальные ворота, и Москва не стала исключением: вблизи Тверской заставы, где традиционно с почестями встречали императора, стали возводить временную триумфальную арку из дерева.

В 1826 году император Николай I распорядился возвести в Москве Триумфальные ворота в качестве памятника победе русского оружия, подобные Нарвским триумфальным воротам, которые строились в то время в Петербурге. Разработку проекта поручили видному российскому архитектору Осипу Бове; мастер разработал его в тот же год, но необходимость перепланировки площади затормозила процесс, и проект потребовал изменений.

Триумфальные ворота по новому проекту Бове построили в 1829-1834 годах, заложив в основание бронзовую закладную плиту и горсть серебряных рублей "на счастье" - что, к слову, совершенно не помогло: строительство затянулось на 5 лет из-за нехватки средств. Скульптурное оформление арки выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, работавшие по рисункам Бове. Колонны и скульптуры отлили из чугуна, а сами ворота возвели из белого камня из села Тартарово ("тартаровский мрамор") и камня из разбираемого Самотечного канала.

На аттике ворот была нанесена надпись (на русском и латинском языках с разных сторон):

В 1899 году прямо под аркой прошла первая в Москве линия электрического трамвая, а в 1912 и в 1920-х годах их даже чистили и реставрировали.

К сожалению, в 1936 году согласно Генплану реконструкции Москвы ворота были разобраны для реконструкции площади. Изначально их планировали восстановить вблизи прежнего места, поэтому при демонтаже провели тщательные замеры и сохранили некоторые скульптурные и архитектурные элементы, но в итоге восстанавливать ворота не стали.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

В 1960-х, учитывая художественную ценность и историческую значимость ворот, к идее их восстановления решено было вернуться, и в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы и Музея-панорамы "Бородинская битва" была сооружена их копия.

Проект осуществлён под руководством архитектора-реставратора Владимира Либсона группой архитекторов (И. Рубен, Г. Васильева, Д. Кульчинский). При возведении использовались сделанные при демонтаже ворот рисунки и обмеры, а также авторская модель сооружения, предоставленная Музеем архитектуры.

В целом Триумфальная арка на Кутузовском проспекте представляет собой внешнюю копию предшественницы, но с рядом конструктивных изменений: вместо кирпича в конструкциях стен, сводов и цоколя использовали железобетон, белый камень заменили на крымский известняк, а кордегардии и решётки решили не восстанавливать. Сохранившиеся скульптуры и детали оформления использовать не стали, и всё было отлито из чугуна заново. Кроме того, были изменены тексты на аттике - вместо слов об императоре Александре I там появились строки из приказа Михаила Кутузова к русским воинам и выдержка из надписи на закладной доске 1829 года:

В 2012 году Триумфальная арка была отреставрирована в ходе подготовки к торжествам по случаю 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальную арку расположили в сквере, разбитом между встречными полосами движения Кутузовского проспекта. В 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне этот сквер стал называться площадью Победы.

На сегодняшний день Триумфальная арка стала одним из узнаваемых символов Москвы: виды памятника украшают популярные открытки и календари, арку изображают на картинах художников и производят большое количество сувенирной продукции с её образом.

Добраться до Триумфальной арки можно пешком от станции метро "Парк Победы" Арбатско-Покровской линии.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры