Идея и своеобразие рассказа «Гамбринус» А.И. Куприна, его актуальность в контексте эпохи

Главная / Развод

Сочинение

1. Образ свободного музыканта Сашки из «Гамбринус».
2. Отец Олимпий из рассказа «Анафема» как выразитель протеста против фальши.
3. Общие черты скрипача Сашки и дьякона Отца Олимпия.

Все Бог сделал на радость человеку.
А. И. Куприн

Когда затрагиваешь тему творчества в произведениях А. И. Куприна, то первым вспоминается рассказ «Гамбринус» и его главный герой - скрипач Сашка. Он представлял собой неотъемлемый атрибут пивной одного портового южнороссийского города. Это яркий и запоминающийся образ; «...среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и известностью, чем, например, местный архиерей или губернатор». Музыкант знал мелодии всех национальностей, представители которых приходили в пивную и заказывали ему песни: играл и русские, и украинские, и греческие, и грузинские, и английские, и итальянские, и еврейские мелодии. К нему постоянно обращались люди: «И он играл без отдыха все заказанные песни. По-видимому, не было ни одной, которой бы он не знал наизусть. Со всех сторон в карманы ему сыпались серебряные монеты, и со всех столов ему присылали кружки с пивом. Когда он слезал со своей эстрады, чтобы подойти к буфету, его разрывали на части». Сашка был востребован как музыкант, его работа, безусловно, была нужна посетителям «Гамбринуса». Но был ли скрипач-еврей свободным художником? Играл ли он по своей воле, по зову сердца или же это была нудная ежедневная работа, необходимая только лишь для зарабатывания денег? Ответ на этот вопрос дает повествователь рассказа: «Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно». Надо заметить, что музыкант играл не только на публику, но и для себя. В присутствии буфетчицы мадам Ивановой он часто исполнял свои любимые грустные еврейские национальные мелодии. Как выяснится, сам скрипач - сирота. Кроме собачки Белочки и еще, пожалуй, двоюродного брата и вдовы племянника, у него никого не было. Поэтому музыка была смыслом Сашкиной жизни, его счастьем и отрадой.

Сашку забирают на войну, хотя ему уже около сорока шести лет: он впервые разлучается со своим любимым ремеслом и работой. Но через год музыкант возвращается к всеобщей и собственной радости. В начале переворота, революции Сашку стали притеснять. Помощник пристава взял со скрипача слово не играть гимнов. На улице творился беспредел. А Сашка «свободно ходил по городу со своей смешно обезьяньей, чисто еврейской физиономией. Его не трогали. В нем была та непоколебимая душевная смелость, та небоязнь боязни, которая охраняет даже слабого человека лучше всяких браунингов». И даже после храброго сражения с хамом Гундосым и последующим отбыванием в участок «по политическому» скрипач не сломался и не утратил своего таланта. У Сашки работала теперь только правая рука, несмотря на это скрипач остался способным работать, счастливым и свободным, - «искусство все перетерпит и все победит».

В рассказе «Анафема» другая ситуация. Протодьякон Отец Олимпий обладал мощным красивым голосом, но пел всегда строго то, что было разрешено. Кроме того, он искренне боялся своей истеричной жены дьяконицы. У церковного певца была привычка читать художественную литературу. И однажды прочтение произведения Л. Н. Толстого о Кавказе открыло в нем новые чувства и стремления: «Это чтение взбудоражило стихийную протодьяконскую душу. Три раза подряд прочитал он повесть и часто во время чтения плакал и смеялся от восторга, сжимал кулаки и ворочался с боку на бок своим огромным телом. Конечно, лучше бы ему было быть охотником, воином, рыболовом, пахарем, а вовсе не духовным лицом». Еще большую подневольность Отец Олимпий чувствует на службе в соборе, когда надо было петь анафему тому чудесному писателю, который доставил так много радостных минут чтения протодьякону. Это шло против души Отца Олимпия, и он решился пойти наперекор и архиепископу-формалисту, и мнению официальной церкви. Протодьякон стал славить Л. Н. Толстого. Ему сердце подсказывало: «Все Бог сделал на радость человеку. Ни в чем греха нет. Хоть с зверя пример возьми. Он и в татарском камыше живет и в нашем живет. Куда придет, там и дом. Что Бог дал, то и лопает. А наши говорят, что за это будем сковороды лизать. Я так думаю, что это все одна фальшь». Этот протест освободил церковного певца и от сана, и от психологической зависимости от жены. Протодьякон и сам больше не хотел служить в соборе. И причина у него для этого была веская: «...Душа не терпит. Верую истинно, по Символу веры, во Христа и в апостольскую церковь. Но злобы не приемлю». Отец Олимпий стал свободным человеком в нравственном смысле.

Что же объединяет вольного скрипача-еврея Сашку с протодьяконом Отцом Олимпием? Во-первых, принадлежность и того, и другого к искусству, к творчеству. Виртуозная игра на скрипке Сашки и мощный голос Отца Олимпия завораживали людей, слушателей. «Сашка действовал на них, как Орфей, усмирявший волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса... звероподобный мужчинище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни...». И протодьякон: «В нем проснулась настоящая гордость любимца публики, баловня всего города, на которого даже мальчишки собирались глазеть с таким же благоговением, с каким они смотрят в раскрытую пасть медного геликона в военном оркестре на бульваре». Главные герои этих двух рассказов - «Гамбринус» и «Анафема» дарили людям радость и сами получали удовольствие от занятий любимым делом.

И Сашке, и протодьякону пришлось пережить испытания, заключающиеся в обоих случаях в нарушении их душевной гармонии, покушения на свободу (внешнюю или внутреннюю). Но скрипач Сашка со сломленной рукой все-таки выстоял и вновь вернулся к любимому делу, к музыке. А Отец Олимпий решил снять с себя сан, да и это было уже почти неизбежно. Наконец-то он стал свободным внутренне, независимым человеком: «Все равно. Пойду кирпичи грузить, в стрелочники пойду, в катали, в дворники, а сан все равно сложу с себя. Завтра же...». Только крепкому духом и по-настоящему свободному человеку под силу такой решительный шаг. Теперь Отец Олимпий приобрел внутреннюю свободу и душевную гармонию с самим собой. С этого момента перед читателем он предстал не как «нежно снисходительный» и покорный вышестоящему духовенству человек, а как «необъятно огромный, черный и величественный монумент». И он, даже лишившись духовного сана, будет счастлив, потому что не растратил свое искусство на бессмысленную злобу и остался чист перед своей душой, совестью и искренней благодарностью великому русскому писателю Л. Н. Толстому.

Таким образом, анализ двух рассказов А. И. Куприна показывает, что тема свободы, творческой и внутренней, занимала важное место в творчестве писателя.

План - конспект открытого урока по предмету

литература для суворовцев 8 класса

по теме «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус»

Составил: преподаватель отдельной дисциплины (русский язык и литература)

Симакова Т.И.

Методическое обоснование

Данная тема - «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус» - изучается в разделе «Литература ХХ века». На творчество А.И. Куприна отводится два часа. Один из них – на знакомство и анализ рассказа «Гамбринус».

Методическая цель урока: использование приёмов и методов критического мышления при анализе художественного произведения.

Учебные цели:

Развивающие цели:

Воспитательные цели:

Внутрипредметные связи: история создания рассказа; общественно-политические взгляды писателя; использование объяснения нового материала с опорой на изученный ранее; роль музыки в раскрытии главного образа.

Межпредметные связи: материал, подобранный для изучения темы, связан с литературой, историей, музыкой, живописью, военной подготовкой, физической культурой.

Технология: «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом»

Методические приемы и методы: слово учителя, работа с текстом, приём«Интеллектуальная разминка», комментированное чтение, словарная работа, приём «Знаю – не знаю», составление кластера, аналитическая беседа, приём «Чтение с остановками», творческий рассказ (от лица главного героя), составление синквейна; репродуктивный и словесный методы, проблемно-поисковый, иллюстративный метод.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока:

Образовательная: познакомить с особенностями творчества и мироощущения А.И. Куприна на примере произведения «Гамбринус»; показать исключительность таланта главного героя; выявить основные проблемы, поставленные автором в рассказе.

Развивающая: развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Воспитательная: формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Материальное обеспечение урока: презентация; кадры из кинофильма; дополнительный материал по истории России; буклет, буктрейлер; репродукция картины В.В. Верещагина «Апофеоз войны»; рассказ А.И. Куприна «Гамбринус»; таблица; текст статьи, с которой работают обучающиеся при определении жанра произведения.

Методы работы: слово учителя, работа с текстом, приём «Интеллектуальная разминка», комментированное чтение, словарная работа, приём «Знаю – не знаю», составление кластера, аналитическая беседа, приём «Чтение с остановками», творческий рассказ (от лица главного героя), составление синквейна; репродуктивный и словесный методы, проблемно-поисковый, иллюстративный метод.

Формы работы: групповая, парная, общеклассная, индивидуальная, парная.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись, военная подготовка, физическая культура.

Ход урока:

Проверка подготовленности обучаемых к занятию (опрос по пройденному материалу). Мотивация к учебной деятельности (создание эмоционального настроя, пожелание успехов, соблюдение валеологического аспекта)

(стадия вызова) – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству русского писателя 19 в. Александра Ивановича Куприна. Давайте вспомним, с какими произведениями этого писателя вы познакомились на уроках литературы в начальной школе и в 5-6 классах. Опираясь на слайд презентации и буклет, ответьте на вопросы: Слайд 1, буклет.

Вопросы по изученным произведениям. Приём «Интеллектуальная разминка» (опрос)

– В каком произведении одним из главных героев является собака Арто? («Белый пудель»)

– Какое произведение повествует об истории несчастной семьи и счастливой встрече главы семейства в новогоднюю ночь? («Чудесный доктор»)

– В каком произведении главную героиню – девочку вылечил слон? («Слон»)

– В каком рассказе повествуется о жизни скаковой лошади? («Изумруд»)

- В 5 классе вы изучали рассказ Куприна «Тапёр». О чём этот рассказ? Какова его тема? (Накануне празднования Рождества выясняется, что долгожданный праздник не может состояться, так как забыли пригласить тапёра. Татьяна Аркадьевна, одна из сестёр Рудневых, даёт поручение Дуняше разыскать тапёра во что бы то ни стало. Композитор А.Г. Рубинштейн сделал Юру одним из своих учеников)

Рапорт дежурного

Приветствие, соблюдение валеологического аспекта

Обучающиеся отвечают на вопросы, опираясь на слайд №1 презентации и буклет.

Тягостная жизнь «казённого мальчика» была изображена в повести «На переломе».

Краткий пересказ

Тапёр, -а, м. Музыкант (пианист, баянист и т. п.), игравший за плату на танцевальных вечерах.

Объявление темы и целей урока.

Сегодня мы продолжим разговор об особенностях творчества и мироощущения Куприна на примере произведения «Гамбри нус».

Заполняют таблицу. Приём «Знаю – не знаю». (см. приложение)

Запись в тетрадях с соблюдением требований ЕОР.

Заполняют таблицу

Определяют цель урока самостоятельно

Изложение нового материала по вопросам. (осмысление содержания)

Сообщение о фактах биографии Куприна с использованием Видео урока, презентации (Слайд №2) и буклета.

    суворовец:

Александр Куприн родился в уездном городе НаровчА те Пензенской губернии в семье чиновника. После смерти отца мать Саши, Любовь Алексеевна, переехала с сыном в Москву.

В шесть лет мальчика определили в сиротский Московский Разумовский пансион.

В 1880 году Александр поступил во Второй Московский кадетский корпус, затем в Александровское училище, которое окончил в чине подпоручика, служил в Подольской губернии.

Уже в кадетском корпусе он увлёкся литературой. После первых публикаций Куприн ощутил в себе писательский дар. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений. (См. буклет)

В буклете показаны те произведения, в которых Куприн рассказывает о военной службе. Я думаю, вам, как военным людям, будет интересно их прочитать.

2 суворовец:

Презентация. Слайд №2.

В течение десятилетия после отставки Куприн пробовал себя в разных профессиях: был репортером газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на сталелитейном заводе, спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане.

Куприн был ярым противником войны. Он всегда считал, что революция и бунт - это путь в никуда, к погибели. Но во всём своём творчестве он был правдив и честен.

История создания рассказа. Слайд №3

Рассказ Куприна «Гамбри нус» появился в журнале «Современный мир» в феврале 1907 года. Прототипом главного героя в рассказе стал скрипач Александр Певзнер, с которым писатель был близко знаком.

Слайд №4. Скульптор А. Князик посвятил ему свою работу,

Слайд №5. которая находится в Одессе.

- Определите жанр произведения. Для этого вам предстоит поработать с теоретическим материалом в паре. На доске вывешиваются возможные варианты ответа: рассказ, повесть, очерк.

Слайд №6.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа?

Слайд №7.

Тема нашего урока «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус».

Как вы понимаете слово «гуманистический» ? Подберите к слову «гуманизм» синонимы.

Слайд № 8. Составление кластера на слово «гуманизм». (человечность, человеколюбие, уважение, доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, сочувствие, милосердие, взаимовыручка, достоинство, демократия, жизненная позиция)

Можно ли сказать, что все эти слова можно отнести к главному герою рассказа?

Слайд №9

Образ Сашки. Аналитическая беседа.

1. Найдите описание внешности Сашки.

2. Какую музыку играл Сашка? Приём «Чтение с остановками»

Просмотр кадра №1 из кинофильма.

3. За что все любили Сашку? (Каждый слышит в его музыке родное, глубокое личное).

Просмотр кадра №2 из кинофильма.

4. Какую музыку просила сыграть Сашку мадам Иванова?

Просмотр кадра №3 из кинофильма.

5. Почемупрофессор из консерватории назвал музыку Сашки «клоунством»?

В 5 главе Куприн рассказывает о событиях, связанных с Русско-японской войной. Давайте прослушаем историческую справку об этих событиях. Слайд №10

Историческая справка. Сообщение о Русско-японской войне.

27 января 1904 г. началасьРусско-японская война. Её причиной стало противостояние России и Японии на Дальнем Востоке. Слайд №11 Японская сторона начала военные действия, напав на Порт-Артур. Слайд №12 Ход войны сразу же стал складываться не в пользу России. Однако русское правительство, словно не видя этих фактов, продолжала экспансию в отношении Дальнего Востока, а саму войну с Японией решила использовать как возможность отвлечения народа от серьезных социальных проблем.Экономика Японии была истощена войной. Это заставило её пойти на мирные переговоры. В августе 1905 г. в американском городе Портсмут был подписан мирный договор.

Поражение России показало слабость царской политики, что способствовало нарастанию революционных настроений и привело в итоге к революции 1905 – 1907 годов.

Хотелось бы назвать имена тех, кто несмотря на поражение в войне, оставил о себе добрую славу. (главнокомандующий Тихоокеанским флотом С. О. Макаров) Слайд №13

Слайд №14 Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - русский живописец и литератор. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 г. Мы уже обращались к его картине. Слайд №15

Чем является война для человека? Что она приносит ему?

6. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?

7. Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?

8. Почему котельщик хранил и не пропил Сашкину скрипку?

Какое событие, описанное в 7 главе, изменило жизнь Сашки?

Историческая справка. Еврейские погромы. Слайд №16

В октябре 1905 года в России произошло до 690 (шестисот девяноста) погромов в 102 (ста двух) населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство - евреи. Было убито около 4 тысяч евреев, ранено - 10 тыс. В Одессе погибло свыше 400 (четырёхсот) евреев. Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские.

9. Как ведёт себя Сашка во время погрома?

10. Каким мы видим Сашку в споре с Гундосым?

11. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?

12. Становится ли вам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?

Суворовец играет на флейте.

Ещё раз обратимся к названию рассказа. Почему он так назван? Кто такой Гамбринус? Слайд №17

Сообщение суворовца.

Существует легенда о том, как герцог Ян Первый стал королем Гамбринусом.

Однажды пивовары Брюсселя решили избрать своего лидера, который должен быть сильным и мужественным. Они организовали конкурс, в котором поставили большую бочку пива на землю. Тот, кто сможет донести ее к столбу - станет их главным пивоваром.

Когда подошла его очередь, он приказал слуге бить втулки в отверстие в бочки. Затем он лег под нее, открыл кран и пил, пока не опустошил бочку. Затем без усилий перенес бочку к столбу.

На основании этой остроумной идеи пивовары Брюсселя назначили его своим почетным лидером "Гамбринус, Король пива".

Какую черту характера (по легенде) проявил

Гамбринус? (смекалку)

В чем Сашка похож на этого героя?

Но почему Куприн не называет рассказ его именем? Вспомните историческую основу написания рассказа. (цензура)

Были ли вы правы в своих суждениях о жанре произведения?

Вернемся к эпиграфу. Слайд №18

Кому принадлежат последние слова в рассказе? Как вы понимаете эту фразу? (Это выражение авторской позиции. Метафора ясна: мир без искусства – подвал)

Слушают, делают записи в процессе рассказа.

Форма работы общеклассная.

Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Работают в парах

Учащиеся отвечают на вопросы

Составляют кластер (записывают слова на слайде «пёрышком»)

Участвуют в беседе.

Рассуждают.

Сообщение суворовца

Сообщение суворовца

Суворовец играет на флейте.

Сообщение суворовца

Работа с таблицей

Самостоятельная работа обучающихся

(стадия рефлексии)

Работа в группах.

1 группа. Творческий рассказ о Сашке (от лица второстепенного героя)

2 группа. Составление синквейна

3 группа. Ответить на вопросы, опираясь на буклет. Небольшой по объёму рассказ, а сколько общечеловеческих вопросов в нём поднято. Каких? (-вопрос искусства, которое всё перетерпит и всё победит;

Добра и зла, жизни и смерти, подлости, предательства и высоты человеческой души;

Национальный вопрос)

Определите проблему и идею произведения.

Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том, какую роль в жизни человека играет искусство.

Приведите факты истории, литературы и искусства, подтверждающие мысль Куприна: «Искусство всё перетерпит и всё победит». (композитор Бетховен в 26 лет начал терять слух, художник Рембрандт несмотря на свой гениальный талант, умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером, Мольер, Анна Ахматова, Солженицын)

Отчёты групп.

Слайд №19 - Как будущие офицеры, как вы относитесь к событиям, происходящим в Сирии? (уничтожены исторические памятники в Пальмире)

Буктрейлер

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Работают в группах

Составляют рассказ

Индивидуальное задание, из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.

Отвечают на вопросы

Просмотр буктрейлера

Задание на самоподготовку. (На выбор)

Ответьте письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.):

    Чем для меня интересен рассказ А.И. Куприна «Гамбринус»?

    Творческий рассказ о Сашке от лица второстепенного героя.

Записывают в дневник

Преподаватель ________________________/ Симакова Т.И./

(подпись, и.о. фамилия)

Вывески совсем не было. Прямо с тротуара входили в узкую, всегда открытую дверь. От нее вела вниз такая же узкая лестница в двадцать каменных ступеней, избитых и скривленных многими миллионами тяжелых сапог. Над концом лестницы в простенке красовалось горельефное раскрашенное изображение славного покровителя пивного дела, короля Гамбринуса, величиною приблизительно в два человеческих роста. Вероятно, это скульптурное произведение было первой работой начинающего любителя и казалось грубо исполненным из окаменелых кусков ноздреватой губки, но красный камзол, горностаевая мантия, золотая корона и высоко поднятая кружка со стекающей вниз белой пеной не оставляли никакого сомнения, что перед посетителем — сам великий патрон пивоварения.

Пивная состояла из двух длинных, но чрезвычайно низких сводчатых зал. С каменных стен всегда сочилась беглыми струйками подземная влага и сверкала в огне газовых рожков, которые горели денно и нощно, потому что в пивной окон совсем не было. На сводах, однако, можно еще было достаточно ясно разобрать следы занимательной стенной живописи. На одной картине пировала большая компания немецких молодчиков, в охотничьих зеленых куртках, в шляпах с тетеревиными перьями, с ружьями за плечами. Все они, обернувшись лицом к пивной зале, приветствовали публику протянутыми кружками, а двое при этом еще обнимали за талию двух дебелых девиц, служанок при сельском кабачке, а может быть, дочерей доброго фермера. На другой стене изображался великосветский пикник времен первой половины XVIII столетия; графини и виконты в напудренных париках жеманно резвятся на зеленом лугу с барашками, а рядом, под развесистыми ивами, — пруд с лебедями, которых грациозно кормят кавалеры и дамы, сидящие в какой-то золотой скорлупе. Следующая картина представляла внутренность хохлацкой хаты и семью счастливых малороссиян, пляшущих гопака со штофами в руках. Еще дальше красовалась большая бочка, и на ней, увитые виноградом и листьями хмеля, два безобразно толстые амура с красными лицами, жирными губами и бесстыдно маслеными глазами чокаются плоскими бокалами. Во второй зале, отделенной от первой полукруглой аркой, шли картины из лягушечьей жизни: лягушки пьют пиво в зеленом болоте, лягушки охотятся на стрекоз среди густого камыша, играют струнный квартет, дерутся на шпагах и т. д. Очевидно, стены расписывал иностранный мастер.

Вместо столов были расставлены на полу, густо усыпанном опилками, тяжелые дубовые бочки; вместо стульев — маленькие бочоночки. Направо от входа возвышалась небольшая эстрада, а на ней стояло пианино. Здесь каждый вечер, уже много лет подряд, играл на скрипке для удовольствия и развлечения гостей музыкант Сашка — еврей, — кроткий, веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет. Проходили года, сменялись лакеи в кожаных нарукавниках, сменялись поставщики и развозчики пива, сменялись сами хозяева пивной, но Сашка неизменно каждый вечер к шести часам уже сидел на своей эстраде со скрипкой в руках и с маленькой беленькой собачкой на коленях, а к часу ночи уходил из Гамбринуса в сопровождении той же собачки Белочки, едва держась на ногах от выпитого пива.

Впрочем, было в Гамбринусе и другое несменяемое лицо — буфетчица мадам Иванова, — полная, бескровная, старая женщина, которая от беспрерывного пребывания в сыром пивном подземелье походила на бледных ленивых рыб, населяющих глубину морских гротов. Как капитан корабля из рубки, она с высоты своей буфетной стойки безмолвно распоряжалась прислугой и все время курила, держа папиросу в правом углу рта и щуря от дыма правый глаз. Голос ее редко кому удавалось слышать, а на поклоны она отвечала всегда одинаковой бесцветной улыбкой...

На рисунке: король Гамбринус

Ю.В.Берёзкина

учитель русского языка и литературы НП ДВОК «Пенаты»

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Цель: проанализировать содержание произведения, выявить авторскую позицию и способы её выражения.

Методический приём: аналитическая беседа с элементами продвинутой лекции.

Оборудование и наглядность: аудиозапись скрипичной музыки (попурри из различных мелодий).

Термины: рассказ, очерк, повесть, рассказ-очерк.

Ход урока.

На доске эпиграф (слова из «Гамбринуса»): «Человека можно искалечить, но искусство всё претерпит, всё победит».

1 .На прошлом уроке мы начали говорить о творчестве Куприна. Сегодня мы продолжим разговор об особенностях его творчества и мироощущения на примере произведения «Гамбринус». По ходу урока мы должны будем использовать план анализа художественного произведения и делать записи в тетрадях по каждому пункту плана (см. приложение).

Дома вы прочитали произведение. Задача первого этапа нашей работы – определить жанр произведения. Для этого вам предстоит поработать с теоретическим материалом в паре. Ответьте на вопрос: к какому жанру вы отнесли бы это произведение? Свой ответ аргументируйте, записав его в тетрадь (текст статьи и образец таблицы можно увидеть в приложении к конспекту урока). Учащимся выдаётся текст о жанрах эпических произведений. На работу отводится 5 -6 минут.

На доске записываются возможные варианты ответа: рассказ, повесть, очерк.

Рассказ «Гамбринус» был написан в 1907 году. Это рассказ-очерк. Здесь очерковая точность описаний соединяется с художественным вымыслом. Писатель стремится придать произведению характер истории, случившейся в действительности.

Существовавший в Одессе кабачок «Гамбринус» привлёк Куприна пёстрым составом своих посетителей: портовых рабочих, рыбаков, моряков, контрабандистов. Кипучей натуре писателя была близка по духу среда людей, чья жизнь резко выходила за рамки мещанского уклада жизни. Автор не указывает точно место действия, но пивная изображена достаточно детально.

Были ли вы правы в своих суждениях о жанре произведения?

2.Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа.

На доске выписываем предположения учащихся.

Легко догадаться по эпиграфу урока, что главная тема произведения – тема искусства. Это тема стала оной из главных тем русской литературы после 1825 года, в эпоху, последовавшую сразу после разгрома декабристского восстания. Быстро созревший романтизм буквально приковал внимание к проблеме искусства. Романтики той эпохи ставили искусство выше политики, науки, философии, морали,а иногда и религии, традиционно занимавшей на ценностной шкале человеческого сознания самую верхнюю ступень. Искусство было признано силой, способной открыть человечеству путь к высшей истине, стать главным источником человеческих идеалов и реально преобразить самого человека и весь окружающий мир.

3. Образ Сашки. Аналитическая беседа.

Сначала каждый учащийся записывает в тетрадь 5 слов, которые, по его мнению, характеризуют главного героя.

Вопросы и задания для беседы.

  1. Найдите описание внешности Сашки.
  2. Какую музыку и на каком инструменте играл Сашка?
  3. Почему мадам Иванова всегда просила сыграть Сашку что-нибудь своё?
  4. За что посетители кабачка любят Сашку?
  5. Как Сашка относится к посетителям кабачка?
  6. Почему Сашка с собой всегда приводил Белочку?
  7. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?
  8. Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?
  9. Почему котельщик хранил и не пропил скрипку?
  10. Как понять выражение « небоязнь боязни», которое автор выделяет курсивом и которым объясняет поведение Сашки во время погрома?
  11. Почему замахнувшегося на Сашку погромщика останавливают?
  12. Почему каменщик убивает Белочку?
  13. Почему Сашка ведёт себя с сыщиками независимо?
  14. Почему опытные люди беспокоятся о судьбе Сашки меньше, чем в первый раз и забывают его быстрее?
  15. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?

После беседы каждый учащийся составляет в тетради синквейн «Сашка» (2 прилагательных, 3 глагола, фраза, междометие).Слушаем получившиеся синквейны.

4.Определяем проблему и идею произведения. Как они показаны у Куприна?

Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том. Какую роль в жизни человека играет искусство, рисуя взаимоотношения посетителей кабачка и Сашки. Мелодии Сашки позволяют проявить завсегдатаям пивной лучшие качества души. Они любят Сашку за то, что он такой же бедняк, как и они, но является при этом сильной личностью, обладает душой (скрипка-душа), способностью сострадать, чувствовать. Его талант- дар Божий. Искусство бессмертно, как душа народа. Сашка, его музыка воплощают, воспитывают и возрождают светлую сторону народной души. Сашкино искусство бессмертно.

Потеряв единственное близкое ему существо – собачку Белочку, с искалеченной рукой, худой и бледный, с гримасничающим лицом и кроткими глазами. Он сохраняет своё искусство, человеческое достоинство и душу. Он снова в «Гамбринусе», он снова играет для людей. Музыка, как душа народа, бессмертна (звучит скрипичная мелодия).

Здесь можно акцентировать внимание на такой детали, как скрипка. Почему скрипка? Провести параллели со стихотворением Маяковского «Скрипка и немножко нервно». Уделить внимание эпизоду с профессором.

На дом можно предложить написать эссе «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит» или «Игра Сашки: клоунада или искусство?», используя факты истории.

Приложение.

1 Таблица, которую заполняют учащиеся по ходу урока.

Элементы анализа

Мои мысли

Лекция

жанр


В русской литературе затрагиваются многие проблемы. Когда вспоминаешь тему творчества, общественности или взаимоотношения людей, то первым вспоминается рассказ А.И Куприна «Гамбринус» и его главный герой - скрипач Сашка, еврейской национальности. Сашка взошел в этот мир, чтобы радовать людей своим талантом – игрой на скрипке. Он всю жизнь посвятил искусству, любимому делу.

Он знал абсолютно все песни разных народов, не было ни одной, которой бы он не знал наизусть. Тем самым, Саша заставил людей радоваться жизни, забывать обо всех проблемах и плясать под его прекрасные песни. Публика, включавшая в себя людей разных национальностей, очень полюбила Сашку. Даже люди разных стран танцевали под гимны чужих народов. Как мне кажется, А. Куприн призывает всех к интернационализму, пропагандирую равенство всех людей и дружбу наций.

В этом произведении автор противопоставляет Внешние качества с внутренними. "маленький, плешивый, человечек с наружностью облезлой обезьяны неопределенных лет".Но Сашку при этом все уважали из-за его великого мастерства и внутренних, добрых и приятных качеств человека.

Куприн так же и не оставил в тени вечную тему искусства, заявив: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит» - такими словами завершается произведение «Гамбринус»

Обновлено: 2014-10-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры