Словесные методы и приемы обучения. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Главная / Измена мужа

Метод - это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

a) наглядные;

b) практические;

c) словесные.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы - имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышлениеи речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

- распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.)

- за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

- репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливаетсясостояние объекта, по части - картина всего явления;

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателемследующих требований:

- ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

- планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

- учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

- высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Метод демонстрации включает различные приемы:

- Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда,оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

- Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок,аппликация, поделка;

- Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

- Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение представлений детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей - их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующихэтапов:

- предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

- после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

- через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

- после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ - выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли втеатр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент - знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

Упражнения;

Игровой метод;

Элементарные опыты;

Моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Упражнение - это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

Подражательного характера;

Конструктивного характера;

Творческого характера;

Игровые.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование - процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие - оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Рассказы воспитателя

Основная задача этого метода - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Рассказы детей

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения познавательной активности

- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

Сравнение

- Метод моделирования и конструирования

Метод вопросов

- Метод повторения

- Решение логических задач

- Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности

- Игровые и воображаемые ситуации

- Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

- Игры-драматизации

- Сюрпризные моменты

- Элементы творчества и новизны

- Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и развития творчества

- Эмоциональная насыщенность окружения

- Мотивирование детской деятельности

- Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

- Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)

Игровые приемы

Юмор и шутка

- Экспериментирование

- Проблемные ситуации и задачи

- Неясные знания (догадки)

- Предположения (гипотезы)

ЗАНЯТИЕ

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

На занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования;

Они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

Они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием - в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Использованы материалы сайта http://imk.ddu239.minsk.edu.by

С помощью слова педагог организует деятельность детей, общается с ними. Словесные методы и приемы активизируют процесс обучения, так как они способствуют формированию более полных, отчетливых представлений. С помощью слова сообщаются знания, анализируются результаты. К использованию слова могут быть даны следующие методические рекомендации:

а) смысловое содержание используемого слова должно соответствовать особенностям обучаемых и задачам обучения (перед изучением – предварительное пояснение, при изучении основы техники – детальное описание);

б) словом необходимо подчеркивать эффективность изучаемого двигательного действия (свободно лазают произвольно, более сложные координации трудны, объяснить их эффективность);

в) с помощью слова указывать на взаимосвязи между отдельными движениями;

г) с помощью слова указывают на момент приложения основных усилий, с этой целью используют краткие инструкции в виде отдельных слов;

д) применяемое слово должно быть образным. Это сделает его наглядным и более понятным для обучаемых;

е) нецелесообразно говорить обучаемым о тех движениях, которые автоматизированы;

ж) эмоциональность используемого слова усиливает его значение, помогает уяснить и понять смысл.

Почти все применяемые словесные методы являются общепедагогическими, но их применение в физическом воспитании отличается некоторыми особенностями.

Описание создает у ребенка представление о действии, при этом приводится перечень признаков действия. Сообщается, как надо делать, почему так надо делать. Метод используется при создании первоначального представления, при изучении простых действий, при этом обучаемые могут опираться на свои знания и опыт.

Объяснение указывает на основу техники, отвечает на вопрос «почему?». Способствует появлению сознательного отношения к действиям.

Пояснение сопровождает показ движений, способствует уточнению отдельных элементов.

Указание точная ориентация в способах решения двигательной задачи, в приемах исправления ошибки. Дается в краткой форме без обоснования.

Рассказ – повествовательная форма излагаемого материала, применяется педагогом при организации деятельности в игровой форме (для дошкольников – образный, сюжетный).

Беседа – предварительное введение новых упражнений, помогает повысить активность. Способствует появлению умения обучаемых высказывать свои мысли. Беседа может протекать в виде вопросов (педагог) и ответов (обучаемые) или в виде свободного выяснения знаний, взглядов (об игре, уточнение правил, игровых действий).

Команды и распоряжения. Команды имеют форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию, изменению темпа движений. Команды требуют определенной интонации и динамики. Распоряжение формирует педагог.



Подсчет позволяет задавать необходимый темп. Подсчет ведется голосом с применением счета с односложными указаниями (раз, два – вдох, выдох).

Словесная оценка – результат анализа выполнения действия. При этом действие можно оценивать, сравнивая его со стандартной техникой выполнения. Применяется на начальных этапах обучения.

Оценивается исполнение упражнений одним ребенком по сравнению с другими. Это способствует стимулированию интереса, но не служит показателем качества. Оцениваться может результативность действия.

Категории оценки могут быть выражены в различных замечаниях педагога, выражающих одобрение или неодобрение (хорошо, правильно, неправильно, не так, не сгибать руки и т. д.). Также замечания должны мотивироваться педагогом.

Словесная инструкция – это сформулированное педагогом словесное задание. Оно способствует большей осознанности ребенком упражнения, созданию образа изучаемого упражнения.

Словесные методы способствуют осознанному восприятию и воспроизведению движений детьми.

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов. Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы.

Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4-7 лет. Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь. Дети старшей группы удачно справляются с изображением таких словесных образов, представление о которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка - девочка, кукла; жадный медвежонок - игрушечный мишка; теремок - небольшой дом и т. п.
Некоторые сказочные образы представлены в игрушках - Буратино, доктор Айболит и др. Игра с ними делает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает их изображение.
Но для ребят старшей группы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесного образа. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся в художественном образе, создать его целиком.
Использование художественных образов помогает в раскрытии замысла. Перед началом рисования по собственному замыслу или на заданную сюжетную тему следует помочь ребенку из всей массы впечатлений отобрать то, что относится к данной теме, так как совершенно самостоятельный выбор иногда бывает случайным, неполным, неправильным.

Изобразительные умения позволяют ребятам старшего возраста использовать словесные образы не только для создания отдельных персонажей, но и в сюжетном рисовании с большим количеством объектов, передачей окружающей обстановки.[ 10 ]

Большое значение имеют занятия-беседы об искусстве, которые помимо познавательной нагрузки включают а себя задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, а так же чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен картине. Одним из приёмов ознакомления с произведением изобразительного искусства является искусствоведческий рассказ.

По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин, вводятся новые методические приёмы: сравнение, кассификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.

Моделирование

Иллюстративный материал и иконическое моделирование могут рассматриваться как средства для получения образовательных знаний об объектах и явлениях, которые помогают детям в дальнейшем передать их в рисунках.

При обучении детей составлять сюжетный рисунок, целесообразно использовать иконические модели.

Основным материалом в работе являются иллюстрации к детским книгам. Это обусловлено специфическими способностями книжной графики для детей, её эмоциональностью, предметностью, наглядностью, чёткостью средств для детского восприятия (иллюстрации Е..Рачева, В.Лебедева, Е.Чарушина, Ю.Васнецова, В. Сутеева и др.)

Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки, по которым рисование проводится не однократно (“Колобок”, “Три медведя”, “Заюшкина избушка”, “Снегурушка”, “Айболит”, “Теремок”, “Палочка-выручалочка”, “Федорино горе”). Содержание и идеи выбранных сказок должны быть понятны детям. Воссоздать рисунки можно только по тексту такого произведения, где картины действительно подразумеваются и воображаются. Эпизоды отобранных сказок носят избирательный характер.

Основные персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения ребёнком дошкольного возраста. Это звери; например: медведи, лиса, заяц и другие. В изображенных сказках участвуют и люди - Золушка, Красная Шапочка, дед с бабой, Снегурочка.

Эти сказки дают возможность детям в своих рисунках объединить несколько предметов в несложный сюжет, то есть выразить взаимоотношения между персонажами, отразить обстановку действия, выразить своё отношение к изображаемому событию.

Главное - направить внимание детей при восприятии иллюстрации на цветовое решение темы и использовать в рисунке цвет средство выражения содержания.

Методические указания: Цвет придает детским рисункам выразительность. Согласованность цветовых оттенков для выражения колорита имеет первостепенное значение. Дети дошкольного возраста могут уже выполнять задания, построенные на контрастных и тональных сочетаниях красок. В осознании цветовых сочетаний большую помощь окажет иллюстрированный материал.

Иконические модели помогают детям решить вопрос композиции рисунка, так как во время рисования они вспоминают, где, какие персонажи стоят в той или иной ситуации. В процессе рисования по сказкам, вопросы композиции, с детьми больше не уточняются.[ 10 ]

Игровые приёмы обучения

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.[ 7 ]

Занятие «Волшебные краски»

Цель: Обобщить и уточнить знания детей о различных свойствах красок (гуашь, акварель), воспитывать умение пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах. Закрепить знания о тёплой и холодной цветовой гамме. Учить правильно организовывать свой рабочее место, пользоваться палитрой.

Материалы: гуашь основных цветов, акварель, палитра, кисти, бумага.

Зрительный ряд: «оживлённые» краски и кисть. Акварель и гуашь по ходу игры спорят, кого из них художники любят больше, какие преимущества у одной и у другой краски. Мирит их кисточка. Дети рисуют акварелью радугу, параллельно вспоминая цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Солнце вешнее с дождём строят радугу вдвоём –

Семицветный полукруг из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя ни единого гвоздя,

А построили в два счёта поднебесные ворота

Радужная арка запылала ярко,

Разукрасила траву, расцветила синеву… (С.Я. Маршак)

Смешивая гуашь на палитре, добиваемся создания новых цветов и оттенков, дополняем рисунок разнообразными цветами, мазками, простейшими фигурами.

На примере приведённого занятия мы видим, как можно совместить несколько приёмов обучения и какой замечательный результат это даёт.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые .

Широко применяются словесные приемы . К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание - преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за воспитателем, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) - «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями - «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.

Под методами обучения изобразительной деятельности следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания обучения в детском саду.

Выбор тех или иных методов и приемов зависит :

От возраста детей и их развития;

От вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, кавыки и умения преподносятся.

Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснение, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, рисование, лепка и т. п.), то выделяются методы:

- наглядные,

Словесные,

Практические.

Это традиционная классификация.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающее людей, животных, транспорт.

Образец , как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах), образец применяется как метод обучения.

Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости.

Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе НОД, использование словесного художественного образа.


НОД по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к НОД. Особенно велика роль беседы на тех НОД, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями. Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3-5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей. В зависимости от конкретных дидакти-ческих задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопро-сы нацеливают на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других - на припоминание и воспроизведение, на умо-заключение. С помощью вопросов педагог уточняет представле-ния детей о предмете, явлении, о способах его изображения. Во-просы используются в общей беседе и индивидуальной работе с детьми в процессе НОД. Требования к вопросам носят общепе-дагогический характер: доступность, четкость и ясность форму-лировки, краткость, эмоциональность.

Пояснение - словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время НОД и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой, доступной форме одновременно всей группе детей или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблю-дением, показом способов и приемов выполнения работы.

Совет используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Н.П. Сакулина справедливо требовала не спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способ-ные по заданному вопросу найти решение, часто не нуждаются в совете. В данных случаях совет не способствует росту самостоя-тельности и активности детей.

Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение - методический прием, который, по мнению Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, следует чаще применять в рабо-те с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает ак-тивность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влия-ние. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обосно-ванным должно быть переживание успеха.

Художественное слово широко применяется на НОД изо-бразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование худо-жественного слова в процессе НОД создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на НОД по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.

Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном НОД. Обычно воспитатель делает указания в связи с разъяснением поставленных учебных задач.

Практические методы - это различные упражнения на закрепление того или иного навыка или умения.

Продумывая упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий детям скучно и не приводит, как правило, к успеху. Другое дело, если задача всякий раз несколько усложняется, предстает в другом варианте. Например, рисуя на темы «Сказочные деревья», «Деревья на нашем участке», «Осенний сквер», «Зимний лес» и т. п., ребенок изображает деревья, передавая части, строение, решает задачи композиции (располагая изображения на листе бумаги). Вместе с тем задание всякий раз несколько меняется.

Кроме традиционной, существует другая классификация методов (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Она включает методы обучения :

1) информационно-рецептивный;

2) репродуктивный;

3) исследовательский;

4) эвристический;

5) метод проблемного изложения.

В рисунке, лепке дети изображают предметы и явления окружающего мира, отображают содержание музыкальных и литературных произведений. Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания. С этой целью воспитатель применяет информационно-рецептивный метод (рецепция - восприятие), который иногда называют объяснительно-иллюстративным . Он организует наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях.

Следовательно, информационно - рецептивный метод включает следующие приемы:

Рассматривание;

Наблюдение;

Экскурсия;

Образец воспитателя;

Показ воспитателя.

В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности.

Особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследование это организованный педагогом процесс восприятия предмета . Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение и цвет).

Педагог учит детей воспринимать. Самостоятельно они не владеют этим процессом. Форма, строение, цвет прежде всего воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательное восприятие.

Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязисословом , указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. Воспитатель помогает ребятам определить форму предмета, цвет, знакомит с их названиями, направляет на сравнение форм, пропорций, обобщение свойств предметов. При этом он обязательно активизирует внимание детей: спрашивает, предлагает называть, определять, сравнивать.

При рассматривании предмета на помощь слову привлекается жест : воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя его контур; охватывает ее руками, нажимая на места углублений, как бы вылепливая ее. Дети, следуя взором за движениями рук воспитателя, яснее будут представлять себе возможный процесс изображения.

Знакомство с новыми приемами (способами) изображения также происходит при помощи информационно-рецептивного метода.

Показ способов действия играет важную роль в обучении детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Малыши только начинают овладевать изобразительной деятельностью. Они должны освоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кистями, карандашами, стекой, ножницами, красками, цветными карандашами, восковыми мелками и др.).

Показ способов делается не на каждом НОД, а лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые. Постоянный показ способов изображения лишает ребят активности, приводит к пассивному повторению воспринятого.

Как напоминание способов действия , направления линий при рисовании, формообразующих движений педагог может использовать жест, движение , обвести предмет по контуру , которые должны быть произведены отчетливо, чтобы видели все дети.

Словесные приемы обучения используются и в процессе НОД : уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, если дети что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

Прием повтора;

Работа на черновиках;

Выполнение формообразующих движений рукой.

Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т. е. на развитие творческого мышления, воображения.

Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.

Так, например, анализируя с детьми форму и строение предмета, который они будут затем изображать, воспитатель предлагает подумать, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел красиво.

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание: передать сюжет литературного произведения, реализовать собственный замысел.

Воспитатель прежде всего руководит формированием замысла, для чего требуется активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой задачи. Например, после того, как малыши изобразили несколько предметов круглой (прямоугольной) формы, им предлагают нарисовать (слепить, на-клеить), что им захочется (круглое, прямоугольное). Старшим детям, которые знают много сказок, рассматривали различные иллюстрации в книгах, знакомы с произведениями декоративно-прикладного искусства, рисовали, вырезывали и наклеивали различные здания, предлагают создать сказочный дворец.

Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно-рецептивный метод, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить, и с которым знакомят детей, преподносится в игровой ситуации (например, в гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать ее портрет), так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучат.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры