Леонардо да винчи его открытия в науке. Изобретения Леонардо да Винчи

Главная / Развод

Автопортрет Леонардо да Винчи

Открытия Леонардо да Винчи в области науки и техники - совокупность научных открытий и технических изобретений, сделанных итальянским художником, учёным и изобретателем Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.)

Леонардо да Винчи предложил чертежи ряда механизмов и изобретений. Он занимался гидравликой , статикой и динамикой тел , геометрией , оптикой , анатомией , ботаникой , палеонтологией , военным делом .

Влияние Леонардо на последующее развитие науки является предметом споров, так как указывают, что его рукописи были неизвестными до опубликования работы Дж. Б. Вентуры в 1797 году. Оппоненты этой точки зрения считают, что идеи Леонардо да Винчи распространялись устным путем или по его рукописям. Ряд идей Леонардо содержатся в трудах Николо Тартальи (1499-1552), Иеронима Кардана (1501-1576) и Джован Батисты Бенедетти (1530-1590).

Изобретения

От десятков до сотен изобретений Леонардо содержатся в виде чертежей в его тетрадях, могут сопровождаться ремарками. Чертежи иногда повторяются, модифицируются и совершенствуются.

Среди наиболее известных изобретений Леонардо да Винчи Марио Льоцци в книге «История физики» отмечает: приспособления для преобразования и передачи движения (в частности, стальные цепные передачи, используемые в велосипедах); простые и переплетенные ременные передачи, разнообразные сцепления (конические, спиральные, ступенчатые); роликовые опоры для уменьшения трения, двойное соединение (сейчас известно под названием карданового и применяется в автомобилях); разнообразные станки: например, станок для автоматического нанесения насечки, машина для формовки слитков золота, механический ткацкий станок и прядильная машина, ткацкие машины (стригальная, сучильная, чесальная); подвеска осей на расположенных вокруг подвижных колесах для уменьшения трения при вращении - предшественник шариковых и роликовых подшипников; приспособление для проверки сопротивления металлических нитей растяжению; боевые машины для ведения войны; новые музыкальные инструменты; машина для чеканки монет более высокой четкости. При жизни Леонардо получил признание изобретенный им колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом).

Гидравлика и гидростатика

Леонардо да Винчи занимался практической гидравликой, участвуя в ряде гидротехнических работ своего времени. Он принимал участие в мелиорации Ломеллины, устройстве гидросооружений в Наваре, проектировал отвод русла реки Арно у Пизанского моста, изучал проблему осушения Понтийских работ, занимался гидроустройствами на Адде и Мартезанском канале.

При проведении гидротехнических работ Леонардо да Винчи сделал ряд изобретений. Он спроектировал похожие на современные землечерпалки, создал механические средства для прорытия каналов, усовершенствовал шлюзы с целью сделать каналы судоходными, а именно ввел систему щитов, управляющих размерами отверстий для наполнения и освобождения от воды шлюза.

В области теоретической гидростатики, Леонардо знал принцип сообщающихся сосудов для жидкостей различной плотности, а также знал основной принцип гидростатики, ныне известный как закон Паскаля . Согласно историку науки Дюэму, этот закон Паскаль узнал от Леонардо да Винчи через Джован Батисто Бенедетти и Марино Мерсенна , с которым Паскаль вёл переписку.

Леонардо стал автором теории движения волн на море и высказал идею, что волновое движение лежит в основе ряда физических явлений. Согласно «Истории физики» М. Льоцци, Леонардо высказывал идеи, что свет, звук, цвет, запах, магнетизм распространяются волнами.

Полёт

Леонардо да Винчи интересовался полётом на протяжении более чем двух десятилетий, с 1490 по 1513 год. Он начал с того, что исследовал полёт птиц. В 1490 году он спроектировал первую модель летательного аппарата, к которой возвращался впоследствии. У этой модели были крылья, подобные крыльям летучей мыши, и она должна была приводиться в движение мускульной силой человека. В настоящее время считается, что задача построения летательного аппарата, приводимого в движение мускульной силой, неразрешима, так как ее недостаточно для полета.

Позже Леонардо задумался о парящем полете, использующем энергию ветра.

Также Леонардо придумал идею геликоптера, движущим элементом которого должна быть быстро движущаяся спираль:

Винтовой аппарат, который если его вращать с большой скоростью, ввинчивается в воздух и подымается вверх.

В «Атлантическом кодексе» Леонардо приводит по-видимому наиболее ранний проект парашюта.

Статика и динамика

Занимаясь перспективой, применительно к живописи, Леонардо перешел к проблемам геометрии и механики .

Экспериментальный научный метод и его применение

Являясь художником, Леонардо да Винчи интересовался теорией оптики. Дал описание камеры-обскуры и использовал ее в теории зрения. Предложил очки для наблюдения Луны , установил, что глаза видят объемные тела по-разному, занимался параболическими зеркалами. Первым предположил, что пепельный свет Луны является светом, который сначала отражен от Земли, а потом от Луны. Предложил первую схему телескопа с двумя линзами.

В своих анатомических исследованиях Леонардо да Винчи обобщив результаты вскрытий, заложил основы современной научной иллюстрации, сделав ряд детализированных рисунков всевозможных органов, мышц и систем человеческого тела. Организм человека Леонардо охарактеризовал как образец «природной механики». Открыл и описал ряд костей и нервов, изучал проблемы эмбриологии и сравнительной анатомии.

В Северной Италии есть чудесный город Флоренция. Через реку, на берегах которой он стоит, перекинуто множество красивейших каменных мостов. Обратите внимание на мост Понте Векио, подле которого располагаются многочисленные магазинчики, окна которых смотрят на реку. Если вы выглянете в любое из них, то увидите практически то же самое, что и гениальный Леонардо да Винчи.

Ему исполнилось 16 лет, когда он приехал во Флоренцию с целью стать лучшим художником во всем мире. В принципе, своего он достиг. Но не только в сфере живописи: изобретения Леонардо да Винчи до сих пор не дают покоя историкам и исследователям, так как они намного опередили свое время, как бы невероятно это ни звучало.

Мир эпохи Леонардо

Флоренция, которую окружала природа дивной красоты, наверняка должна была стать настоящим открытием для молодого гения. Путь его лежал из местечка Винчи, которое располагается всего в одном дне от города. Даже сегодня эта деревушка выглядит точно так же, какой она была целых 500 лет тому назад. Леонардо был так поражен местными красотами, что проводил часы, любуясь на неспешное течение реки и наблюдая за повадками многочисленных птиц, которые гнездятся в этих местах и по сей день.

Если вами хоть раз посещалась выставка изобретений Леонардо да Винчи, которая регулярно проводится во Флоренции, то вы и сами легко заметите обилие «птичьих» мотивов во многих его работах.

Вообще, он отличался редкой для того времени любовью к братьям нашим меньшим: современники рассказывают, что одним из любимых его развлечений было купить несколько клеток с птицами на рынке, а затем выпустить их всех на волю. Нужно сказать, что влияние природы, ее форм и пропорций прослеживается во всех последующих работах мэтра, так что его юношеское увлечение оказалось на редкость полезным и в зрелые годы.

Начало жизни Леонардо

Он появился на свет 15 апреля 1452 года. Всего через 40 лет Колумб откроет Америку, но даже это событие вряд ли сможет затмить изобретения Леонардо да Винчи, которые современники считали кто чудом, а кто - проделками Нечистого. С юного возраста он имел ярко выраженные наклонности к науке, но маленькая деревня не надолго могла утолить его неукротимую жажду знаний. В 1469 году его отец отправляет талантливого сына в ученики к скульптору Андреа Веррокио.

В общем-то, краткая биография Леонардо да Винчи, которая и приводится в большинстве учебников, никаких других данных о начальном периоде его жизни и не сохранила.

Тот был очень известен, а его работы пользовались большой популярностью даже при дворе правителей Флоренции. В то время царила эпоха Ренессанса, когда позиции Церкви ослабли, а ученые, скульпторы и художники могли заниматься любимым делом, не рискуя оказаться зажаренными на инквизиторском костре.

Уровень жизни вырос, много людей переехали в города. Флоренция, и без того большой и красивый город, буквально оказалась заполнена талантливыми людьми искусства и купцами. В мастерской Веррокио трудились скульпторы, художники и кузнецы, которые производили великолепные произведения искусства, которые поражали воображение современников, а нас до сих пор приводят в восторг.

Ремесло художника, и без того непростое, требовало недюжинных познаний в механике и физике.

При работе подмастерьем Леонардо быстро познакомился с многочисленными системами переноса и перевозки тяжестей, что сильно помогло ему в дальнейшей карьере. Практически все изобретения Леонардо да Винчи несут в себе легкоузнаваемые черты, которые любой сможет заметить, осматривая репродукции картин, которые изображали мастерские того времени.

Ранние труды Леонардо

Всего в 20 лет юный гений стал полноправным членом Флорентийской Гильдии Художников, что в те времена аналогично тому, как если бы кто-то в том же возрасте занял главный пост в проекте Большого Адронного коллайдера. Словом, малец был не просто талантлив, а попросту гениален. Именно он дополнил работу своего учителя Верроккио "Крещение Христа". Его кисти принадлежит ангел на левой стороне полотна, а также значительные куски пейзажа.

Нужно заметить, что в практике использования учеников для написания картин не было ничего необычного: многие полотна Ренессанса, которые «де-юре» принадлежат кисти великих мастеров того периода, на самом деле написаны их учениками (Рембрандт, в частности, в свое время занимался именно этим).

В вышеупомянутой картине Леонардо впервые продемонстрировал миру свою оригинальность и свежее видение проблем. Так, он впервые начал использовать масляные краски, благодаря которым быстро сумел создать свой собственный стиль в живописи и превзошел своего учителя. Кто-то считает, что своими успехами ученик вызывал зависть Веррокио, но современники говорят о том, что старый учитель был искренне рад передать часть своих дел в надежные руки. Приблизительно в то же время Леонардо постепенно начинает работать над своими собственными проектами и картинами.

В те годы работы художников делились всего лишь на две категории: религиозные мотивы и пейзажи. Но юному дарованию этого явно не хватало. Одна из первых работ Леонардо была простым карандашным наброском, который получил название "Долина Арно". Несмотря на кажущуюся простоту, это настоящий шедевр: наблюдатель буквально видит и чувствует в нем движение листьев, течение воды и шелест ветра. Словом, Леонардо не только отошел от общепринятых канонов изображения, но и создал собственный стиль, повторить который и по сию пору не смог никто.

Но со временем полотна гения становились все сложнее и совершеннее. Именно он придумал накладывать тончайшие слои масляной краски один на другой, что придавало картинам своеобразную «дымчатость» и непередаваемый шарм. В принципе, сам мастер и называл эту технику "окутывание дымкой". Он научился настолько естественно передавать цвета, что многие из его картин отличаются попросту фотографической точностью.

Вообще, живопись Леонардо да Винчи до сих пор ввергает в шок как опытных искусствоведов, так и химиков. Некоторые составы его красок расшифровываются и по сей день.

Честолюбие на ниве изобретательства

Прошло 14 лет, которые были полностью посвящены Флоренции. Деятельному Леонарду стало скучно. Но он всегда при этом говорил, что все то время, которое он провел во Флоренции, позволило ему стать действительно великим художником и изобретателем. Как бы там ни было, но вскоре у Леонардо появляется возможность приложить свои усилия к другому проекту.

Все началось с того, что соседнему Милану угрожали враги, и Леонардо да Винчи (эпоха которого не отличалась спокойствием) загорелся идеей создать собственный проект действенной защиты города от возможного нападения. В то время правителем Милана был Франческо Сфорца. Ему да Винчи написал письмо, в котором расхваливал свои способности к изготовлению пушек, катапульт, военных кораблей, а также прочей военной техники.

Честолюбивый Леонардо хотел заниматься чем-то большим, нежели чем написание картин. Но вскоре он обнаружил, что его работодатель больше хочет превратить Милан в город столь же прекрасный, что и Флоренция. И гению вновь пришлось вернуться к скульпторской стезе и ремеслу художника. К счастью, так как иначе бы мы утратили многочисленные его произведения, которые сегодня являются достоянием всего человечества.

Какими же были основные изобретения Леонардо да Винчи? Список далеко не полон, но вот они:

  • Проект танка.
  • Чертежи самолетов, вертолетов, воздушных шаров.
  • Леонардо да Винчи изобрел будильник (с механикой он всегда был на короткой ноге).
  • Первые упоминания, схематичные наброски паровозов.
  • Несколько десятков уникальных техник в живописи и скульптуре, которые до сих пор не удается повторить.
  • Леонардо да Винчи изобрел ножницы. Согласно легенде, он придумал соединить при помощи винтиков два небольших ножа. Для чего он решил провести такой эксперимент, история умалчивает. Впрочем, изобретение получилось весьма полезным.
  • Невероятно точные и подробные анатомические атласы, по образцу и подобию которых создаются все современные аналоги.
  • Передовые схемы канализации, ливневых стоков.

Продолжать перечислять изобретения Леонардо да Винчи, список которых мы привели в тысячекратно урезанном виде, можно бесконечно. Он действительно был гением.

Бессмертные творения Леонардо

К таковым, в частности, относится ряд его творений, о которых мы поговорим ниже. Итак, перечислим особенно выдающиеся из них.

Бронзовый конь

Первым «партийным заданием» Леонардо да Винчи, открытия которого до сих пор поражают мир, стало создание монумента, который бы изображал отца Сфорци, сидящего верхом на коне. Амбициозный изобретатель и скульптор задумал сделать его таким, чтобы весь мир восхитился его гениальностью. Он 11 лет занимался разработками, в результате чего на свет появилась «модель» коня из глины, высота которой составляла без малого девять метров. Бронзовая копия вышла куда как более скромной.

"Тайная вечеря"

Одним из наиболее таинственных и известных творений Леонардо и по сей день является именно картина «Тайная Вечеря». Во время Второй Мировой войны в монастырь, на стенах которого она была нарисована, угодила бомба, но не взорвалась. Зато именно этот снаряд отколол куски штукатурки на стенах, в результате чего исследователи впервые за несколько веков узрели творение Леонардо, которое к тому времени нуждалось в качественной реставрации.

Вообще, живопись Леонардо да Винчи до сих пор время от времени обнаруживается в различных уголках Италии. Быть может, нас еще ждут великие открытия его новых картин.

"Мона Лиза"

В 1500 году художник возвращается из Милана во Флоренцию, где уже спустя три года создает поистине гениальную картину «Мона Лиза». Загадка картины в некой невероятной технике: улыбка девушки, которая изображена на картине, выглядит невероятно реалистично. Сколько бы ни пытались художники повторить этот прием, у них до сих пор ничего не выходит.

Инженерное искусство

В 1506 году Леонардо да Винчи (открытия в различных научных сферах в этот период активизировались) снова переезжает в Милан. В то время город находился под французским контролем, так что ехал изобретатель к командующему французской армией, Чарльзу д`Амбуазу. Последующие семь лет он практически не занимался живописью, зато проводил много времени за углубленным изучением механики, анатомии и математики. Так, именно его пытливому уму принадлежит проект осушения Понтинского болота. Что характерно, его план оказался наиболее реалистичным и наименее затратным, так что осушение произвели именно по его рекомендациям.

Развлечение придворных

В Милане время Леонардо практически целиком занимали самые разнообразные проекты. Он продолжал писать картины, принимался за самые разные проекты, но частенько не доводил их до конца. Кроме того, он частенько занимался написанием песен и пьес, которые нередко показывал правителям Милана. Он же отвечал за создание декораций и костюмов в то время, когда намечалось проведение карнавалов.

Вот таким многогранным человеком был Леонардо да Винчи. Что изобрел этот неугомонный конструктор еще?

Военный конструктор

Он был страстно увлечен созданием всевозможных военных машин: танков и снарядов с улучшенной баллистикой, новых бомб для мортир. Кроме того, он занимался проектированием крепостей, которые бы могли переживать долговременные осады. Конечно же, осуществить он мог не более десятой части своих смелых проектов, так как большинство из них значительно опережали свое время, а потому технологий для их постройки попросту еще не было. К примеру, первые танки построили только через 450 лет после того, как он нарисовал чертежи подобных машин.

Впрочем, с равным успехом Леонардо увлекался также вполне мирными проектами. Так, проект канализации в Милане принадлежит именно ему. Он разработал сточную систему таким образом, чтобы нечистоты не могли вызвать последующих эпидемий среди горожан.

Великий анатом

Величайший вклад Леонардо да Винчи сделал в анатомию, так как именно ему принадлежат сотни исследований человеческого тела, удивительно подробно и качественно проведенных. Впрочем, для художников того времени изучение анатомии было совершенно естественным явлением, но только Леонардо заинтересовался не только внешним видом, но и механикой человеческого организма.

Даже несмотря на то что Церковь была резко против такого способа получения новых знаний, он провел десятки резекций, изучил сотни органов людей, принадлежавших к различным сословиям, разного пола, возраста и физиологического состояния.

Его описания анатомических опытов показывали, что в своих исследованиях он порой продвигался дальше, нежели чем некоторые анатомы 19-го века. Но наиболее замечательным является то, что он делал великолепные зарисовки своих экспериментов. Он первым сделал абсолютно точный рисунок вскрытого человеческого тела с эмбрионом внутри.

Пуповина была им запечатлена вплоть до мельчайших подробностей. Леонардо одним из первых стал делать зарисовки человеческого тела в сечении, давая названия каждой отдельной части. Нужно заметить, что этим методом продолжают пользоваться и в настоящее время.

Особое внимание исследователь уделял человеческому глазу, а потому задолго до своих современников описал принципиальные законы оптики. Так, он впервые высказал блестящее предположение о преломлении света в хрусталике глаза животного и человека. Леонардо записал в своем дневнике, что глазной хрусталик является своеобразной линзой, которая крепится к мозгу путем присоединения через глазничный нерв.

Полеты во сне и наяву

Как мы писали в самом начале статьи, он сильно интересовался птицами. Неудивительно, что многие его работы посвящены отысканию способов полета, благодаря которым человек мог бы подняться в небо. Именно ему принадлежат проекты первых геликоптеров (вертолетов), самолетов и воздушных шаров.

Как вы могли заметить, вся жизнь Леонардо да Винчи тесно связана с небом: он любил птиц, любил создавать проекты всевозможных воздухоплавательных механизмов.

Последние годы гения

Когда творцу исполнилось шестьдесят лет, он внезапно обнаружил, что у него попросту нет денежных средств в достаточном количестве. Это и странно, так как практически все талантливые скульпторы и художники того времени имели немало богатых спонсоров. Почему же их не было у Леонардо?

Дело в том, что у него была слава хоть и одаренного, но весьма рассеянного гения. Даже если Леонардо да Винчи (история которого знает много подобных эпизодов) и брался за какой-нибудь проект, никто не мог гарантировать, что он его завершит, а не бросит на половине дороги. Возможно, именно поэтому он создал не более дюжины полотен за всю свою жизнь.

Приблизительно в возрасте 60 лет да Винчи пишет автопортрет (есть в статье). Он делает его простым красным мелком. На портрете виден сильно постаревший человек, с грустными глазами, морщинистой кожей и длинной белой бородой. Был ли Леонардо одинок в свои последние годы, был ли он разочарован тем, что далеко не все его проекты современники считали выполнимыми? Увы, но этого мы наверняка уже не узнаем никогда.

Умер этот гениальный ученый в возрасте 67 лет. Случилось это 2 мая 1519 года. Последние два года своей жизни он провел при дворе французского монарха, так как тот действительно ценил науку и все то, что Леонардо делал для ее развития. Так заканчивается краткая биография Леонардо да Винчи.

Зеркальное письмо и дневники

После его смерти смогли отыскать более пяти тысяч страниц записок и самых разнообразных дневников. Сразу бросалось в глаза то зеркальное письмо, которым Леонардо тщательно шифровал свои заметки. Кому же могло понадобиться их прочитать? От кого с такой энергичностью защищался старый ученый?

Не стоит забывать, что даже в эпоху Ренессанса Церковь все еще оставалась чрезвычайно могущественной организацией. Практически все, что писал Леонардо, могло быть с легкостью истолковано как «бесовщина». Впрочем, ученый имел на удивление хорошие отношения со многими высокопоставленными членами духовенства, а потому некоторые ученые предполагают, что Леонардо просто имел свои причуды, записывая свои заметки подобным образом.

В пользу этой теории говорит тот факт, что расшифровка «зеркального» письма особенной сложности не составляет. Вряд ли бы церковники, если бы они действительно задались такой целью, не смогли бы его прочитать.

Таким образом, изобретения Леонардо да Винчи оставили глубокий след в культуре и искусстве, науке и технике, да и во всех прочих сферах жизни современного общества.

Слайд 2

Величайший ученый своего времени Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже 555 лет спустя после его рождения.

Слайд 3

Леонардо родился в городке Винчи в Тоскане. Учился в мастерской художника Андреадель Верроккьо во Флоренции. С 1472 г. - член Цеха живописцев Святого Луки. Жил и работал в Италии и Франции. Для Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно.

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что Да Винчи мог быть и скульптором.

Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным.

С 1481 года он начинает работать в Милане в качестве военного инженера, архитектора, гидротехника, создателя множества механизмов, инженерных сооружений и технических устройств. К этому периоду жизни да Винчи относятся заметки по строительной механике, теории построения сводов и арок. Своими техническими находками Леонардо обогатил практически все области современной ему науки.

Слайд 4

Изобретения Леонардо да Винчи собраны им в "Кодексах" в виде рисунков, сопровождающихся подробными комментариями. Он начал делать записи в возрасте 37 лет и продолжал вести их почти до самой своей смерти. Леонардо сам не опубликовал ни одной строчки. Он излагал свои мысли в чрезвычайно сжатой форме, а записи вел зашифровано.

Изобретатель писал левой рукой и очень мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого не все - все он буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. И таких знаков, было немало... В настоящее время известны 10 манускриптов, которые можно объединить одним названием – «Кодексы Леонардо да Винчи». Систематическое изучение и публикация его работ начались только во второй половине 19 века. В этой работе принимали участие ученые разных стран. Сегодня известные кодексы Леонардо да Винчи насчитывают около семи тысяч рукописных страниц. Но некоторые заметки до сих пор не удалось расшифровать.

Слайд 5

Многие его выдающиеся конструкторские догадки намного опередили свое время, оказавшись невостребованными. Великий Леонардо оставил потомкам много загадок и тайн.

Как ни странно, лишь одно изобретение да Винчи получило признание при его жизни – колесцовый замок для пистолета, который заводился ключом. Сначала этот механизм был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрел популярность у дворян, особенно в кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретенный Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

Слайд 6

Вентиляция, акваланг, экскаватор

Но, как это Часто бывает, признание к гениям приходит спустя века: многие его изобретения были дополнены и модернизированы, а сейчас используются в повседневной жизни. Например, Леонардо создал устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам. У этого изобретения очень широкий спектр применения: от разжигания печей до... вентиляции комнат.

Да Винчи – не первый ученый, которого заинтересовала возможность человека долгое время оставаться под водой. Так, Леон Баттиста Альберти планировал поднять некоторые римские суда со дна озера Неми. Леонардо же пошел дальше просто планов: он создал проект водолазного костюма из водонепроницаемой кожи. Он должен был иметь большой нагрудный карман, который заполнялся воздухом для увеличения объема, что облегчало подъем водолаза на поверхность. Водолаз был снабжен гибкой дыхательной трубкой, которая соединяла его шлем с защитным плавучим куполом на поверхности воды (сделанным, предпочтительно, из тростника с кожаными соединениями).

Слайд 7

Общеизвестно, что да Винчи также разработал чертеж «предка» современного вертолета. Радиус винта должен был составлять 4,8 метра. По плану ученого, он имел металлическую окантовку и полотняное покрытие. Винт приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. «Думаю, если этот винтовой механизм добротно сделан, то есть сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх», – писал да Винчи в своих работах.

Одна из самых необходимых вещей для обучения человека плаванию – спасательный круг. Это изобретение Леонардо осталось практически без изменений. Для ускорения плавания ученый разработал схему перепончатых перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты.

Слайд 8

Трудно поверить, но для облегчения труда рабочих да Винчи придумал экскаваторы. Впрочем, скорее, они были предназначены для подъема и транспортировки вырытого материала, чем для рытья как такового. Как предполагают ученые, экскаваторы могли быть нужны для проекта отведения реки Арно. Предполагалось вырыть ров шириной 18 метров и длиной 6. Рисунки изобретателя дают представление о размерах машины и канала, который предстояло выкопать. Подъемный кран со штангами разной длины был интересен тем, что мог использоваться с несколькими противовесами на двух или более уровнях. Стрелы крана развертывались на 180° и перекрывали всю ширину канала. Экскаватор устанавливался на рельсы, по мере продвижения работ передвигаясь вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе.

Слайд 9

Устройство для поднятия воды

  • Слайд 10

    Автомобиль, мост, дельтаплан

    Один из самых знаменитых рисунков Леонардо представляет древние разработки автомобиля. Самодвижущаяся телега должна была двигаться с помощью сложного арбалетного механизма, который передавал бы энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имели дифференцированные приводы и могли двигаться независимо. Четвертое колесо было соединено с рулем, при помощи которого можно управлять телегой. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения королевского двора и относилось к ряду самодвижущихся машин, созданных другими инженерами Средневековья и Возрождения.

    Слайд 11

    Некоторые изобретения ученого человечество отваживается испытать только сейчас: например, в норвежском городке Ас в 2001 году был открыт 100-метровый пешеходный мост, созданный по проекту да Винчи. Это был первый случай за 500 лет, когда архитектурный проект Мастера, намного опередившего свое время, получил реальное воплощение. Леонардо спроектировал это сооружение для турецкого султана: мост должен был быть перекинут через залив Золотой Рог в Стамбуле. Если бы проект был реализован, он был бы самым длинным мостом своего времени – 346 метров. Но да Винчи не удалось реализовать свой проект – султан Баязет II отказался от предложений флорентийского художника.

    Правда, новый мост уступает своему средневековому прототипу в длине – 100 метров вместо 346 – однако в точности повторяет все конструкторские и эстетические достоинства проекта Леонардо. Этот мост служит в качестве пешеходного перехода, перекинутого на высоте 8 метров над автострадой Е-18, в 35 км к югу от Осло. При его строительстве пришлось поступиться только одной задумкой да Винчи – в качестве строительного материала было использовано дерево, тогда как 500 лет назад мост планировалось построить из камня.

    Слайд 12

    Слайд 13

    В 2002 году в Великобритании было также воссоздано одно из изобретений великого Леонардо: в небе над графством Суррей успешно испытан прообраз современного дельтаплана, собранный точно по его чертежам. Испытательные полеты с холмов Суррея осуществила дважды чемпион мира по дельтапланеризму Джуди Лиден. Ей удалось поднять «протодельтаплан» да Винчи на максимальную высоту в 10 метров и продержаться в воздухе 17 секунд. Этого было достаточно, чтобы доказать, что аппарат на самом деле работает.

    Полеты были проведены в рамках экспериментального телевизионного проекта. Аппарат воссоздал по знакомым всему миру рисункам 42-летний механик из Бедфордшира Стив Робертс. Средневековый дельтаплан сверху напоминает скелет птицы. Он сделан из итальянского тополя, тростника, сухожилий животных и льна, обработанного глазурью, полученной на основе выделений жуков. Сама по себе летательная машина оказалась далека от совершенства. «Управлять ею было почти невозможно. Я летела туда, куда дул ветер, и не могла ничего с этим поделать. Наверное, так же чувствовал себя испытатель первого в истории автомобиля», – рассказала Джуди.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Как считал Леонардо да Винчи, «если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота – 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты». Испытать этот аппарат ему самому не удалось. Тем не менее, в декабре 2000 года британский парашютист АдрианНиколас в Южной Африке спустился с высоты 3 тысячи метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Спуск прошел успешно.

    Посмотреть все слайды

    Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт. Если перечислить лишь эти области приложения таланта, не называя имени того, к кому они относятся, любой скажет: Леонардо да Винчи. Мы рассмотрим лишь одну из граней личности «великого Леонардо» и поговорим о его технических изобретениях.

    Да Винчи был известным деятелем своего времени, но настоящая слава пришла спустя много веков после его смерти. Лишь в конце XIX века были впервые опубликованы теоретические записи ученого. Именно они содержали описания странных и загадочных для своего времени аппаратов.

    В эпоху Возрождения да Винчи едва ли мог рассчитывать на скорое воплощение в жизнь всех своих изобретений. Главным препятствием для их реализации был недостаточный технический уровень. Но в XX веке почти все аппараты, описанные в его трудах, стали реальностью. Это говорит о том, что «итальянский Фауст» был не только талантливым изобретателем, но и человеком, который смог предвосхитить технический прогресс. Конечно, этому способствовали глубокие познания Леонардо.

    Свои разработки ученый систематизировал, создав так называемые «кодексы» -книги, содержащие записи о тех или иных аспектах науки и техники. Существует, например, «Лестерский кодекс» , в котором можно найти описания различных природных явлений, а также математические расчеты.

    Примечательно, что записи да Винчи сделаны так называемым «зеркальным» шрифтом. Все буквы написаны справа налево и развернуты по вертикали. Прочитать их можно лишь с использованием зеркала. До сих пор не утихают споры о том, зачем ученому понадобилось вести записи именно таким образом. Поговаривают, что так он намеревался засекретить свои труды.

    Вертолет и дельтоплан

    Ни одно техническое изобретение не вызывает такого трепета и восхищения, как летающая машина. Именно поэтому к летательным аппаратам да Винчи во все времена было приковано особое внимание. Изобретатель всегда грезил идеей воздухоплаванья. Источником вдохновения для ученого стали птицы. Леонардо пытался создать крыло для летательного аппарата по образу и подобию крыльев пернатых. Один из разработанных им аппаратов приводился в движение с помощью подвижных крыльев, которые поднимались и опускались за счет вращения летчиком педалей. Сам летчик располагался горизонтально (лежа).

    Еще один вариант летающей машины предполагал задействовать для движения не только ноги, но и руки воздухоплавателя. Практического успеха эксперименты с «птичьим» крылом не имели, и вскоре изобретатель перешел к идее планирующего полета. Так появился прототип дельтаплана.

    Кстати, в 2002-м году британские испытатели доказали правильность концепции дельтаплана да Винчи. Используя аппарат, построенный по чертежам мастера, чемпионка мира по дельтапланеризму Джуди Лиден смогла подняться на высоту десять метров и продержалась в воздухе семнадцать секунд.

    Не меньший интерес вызывает разработанный да Винчи летательный аппарат с несущим винтом. В наше время многие считают эту машину прообразом современного вертолета. Хотя аппарат больше походит не на вертолет, а на автожир. Сделанный из тонкого льна винт должен был приводиться в движение четырьмя людьми. Вертолет стал одной из первых летающих машин, предложенных да Винчи. Возможно, именно поэтому он имел целый ряд серьезных недостатков, которые никогда бы не позволили ему взлететь. Например, силы четырех человек было явно недостаточно для создания необходимой для взлета тяги.

    А вот парашют был одной из самых простых разработок гения. Но это совсем не умаляет значимости изобретения. Согласно идее Леонардо, парашют должен был иметь пирамидальную форму, а его конструкцию предполагалось обтянуть тканью. В наше время испытатели доказали, что концепцию парашюта да Винчи можно считать верной. В 2008-м году швейцарец Оливье Тепп успешно выполнил приземление, используя шатер пирамидальной формы. Правда, для этого парашют пришлось сделать из современных материалов.

    Леонардо да Винчи был незаконнорожденным (внебрачным) сыном тосканского нотариуса Пьеро да Винчи. Его матерью была простая крестьянка. Впоследствии отец Леонардо женился на девушке из знатного рода. Поскольку этот брак оказался бездетным, своего сына он вскоре забрал к себе.

    Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Ему приписывают такие слова: «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. Человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы - ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса».

    Автомобиль

    Когда знакомишься с трудами да Винчи, начинаешь понимать, почему небольшая Италия стала родиной легендарных автомобильных брендов. Еще в XV веке итальянский изобретатель смог сделать наброски «самодвижущейся повозки», ставшей прообразом современных авто. Разработанная Леонардо тележка не имела водителя и приводилась в движение с помощью пружинного механизма.

    Хотя последнее - всего-навсего предположение современных ученых. Доподлинно неизвестно, как именно мастер предполагал двигать вперед свое изобретение. Не знаем мы и о том, как должен был выглядеть первый автомобиль. Основное внимание Леонардо уделял не внешнему виду конструкции, а техническим характеристикам. Тележка была трехколесной, по типу детского велосипеда. Задние колеса вращались независимо друг от друга.

    В 2004-м году итальянским исследователям удалось не только построить разработанный да Винчи автомобиль, но и заставить его двигаться! Ученый Карло Педретти сумел разгадать главную тайну повозки Леонардо да Винчи, а именно - принцип движения. Исследователь предположил, что автомобиль должен был приводиться в движение не рессорами, а специальными пружинами, которые располагались в нижней части конструкции.


    Танк

    Bestialissima pazzia (в переводе с итал. «животное сумасшествие») - именно таким нелестным эпитетом «титан эпохи Возрождения» наградил войну. В своих записях да Винчи упоминал, что ненавидит войну и машины для убийств. Парадоксальным образом это не мешало ему разрабатывать новую боевую технику.

    Не стоит забывать, что Леонардо жил отнюдь не в мирное время. Итальянские города находились в сложных взаимоотношениях друг с другом, к тому же существовала угроза французской интервенции. К концу XV века да Винчи стал известным и уважаемым военным специалистом. Свои многочисленные военные разработки он представил в письме, написанном миланскому герцогу Сфорца.

    Одной из самых захватывающих идей ученого был... танк. Впрочем, конструкцию Леонардо было бы гораздо правильней назватьдалеким прообразом бронемашин XX века. Эта конструкция имела округлую форму и внешне напоминала черепаху, ощетинившуюся со всех сторон орудиями. Изобретатель надеялся решить проблему передвижения с помощью лошадей. Правда, от этой идеи быстро отказались: в замкнутом пространстве животные могли стать неконтролируемыми.

    Вместо этого «двигателем» такого танка должны были стать восемь человек, которые бы поворачивали рычаги, соединенные с колесами, и таким образом двигали бы боевую машину вперед. Еще один член экипажа должен был находиться в верхней части аппарата и указывать направление движения. Интересно, что конструкция бронемашины позволяла ей двигаться только вперед. Как несложно догадаться, в то время концепция танка имела небольшие шансы на реализацию.

    По-настоящему эффективным оружием танк станет лишь тогда, когда удастся создать подходящий двигатель внутреннего сгорания. Главная же заслуга да Винчи состояла в том, что ему удалось приоткрыть занавес истории и заглянуть на много столетий вперед.

    Леонардо да Винчи был по-настоящему разносторонним человеком. Изобретатель прекрасно играл на лире и в записях миланского суда фигурировал именно в качестве музыканта. Да Винчи также интересовался кулинарией. На протяжении тринадцати лет на его плечах лежала организация придворных пиров. Специально для кулинаров он разработал несколько полезных приспособлений.

    Колесница- коса

    1485-м годом датируется еще одно весьма оригинальное и одновременно жуткое изобретение гения Ренессанса. Оно получило незамысловатое название «колесница-коса». Эта колесница представляла собой повозку лошадей, оборудованную вращающимися косами. Конструкция отнюдь не претендует на звание изобретения века. Воплотиться в жизнь этому изобретению тоже было не суждено. С другой стороны, боевая колесница демонстрирует широту мысли да Винчи как военного специалиста.


    Пулемет

    Одним из известнейших изобретений да Винчи, опередивших свое время, принято считать пулемет. Хотя конструкцию Леонардо правильней назвать многоствольным орудием. У да Винчи было несколько проектов орудий залпового огня. Самое известное его изобретение в этой области - так называемый «мушкет в форме органной трубы». Конструкция имела вращающуюся платформу, на которую помещались три ряда мушкетов (аркебуз) по одиннадцать стволов.

    Пулемет да Винчи мог сделать всего лишь три выстрела без перезарядки, но их было бы достаточно для поражения большого количества солдат противника. Основным недостатком конструкции было то, что такой пулемет крайне сложно перезарядить, особенно в боевых условиях. Еще один вариант многоствольного орудия предполагал расположение большого количества мушкетов по типу веера. Стволы орудия были направлены в разные стороны, увеличивая радиус поражения. Как и предыдущая разработка, «веерное» орудие для увеличения мобильности предполагалось оснастить колесами.

    Пушечные ядра и "мобильные " мосты

    Едва ли не самым прозорливым изобретением да Винчи были килевидные пушечные ядра. Такие ядра по форме напоминали артиллерийские снаряды XX века. Эта разработка на много веков опередила свое время. Она демонстрирует глубокое понимание ученым законов аэродинамики.

    Большую ценность для своего времени представляло изобретение, получившее название «вращающийся мост». Этот мост стал прообразом современных мобильных механизированных мостов, предназначенных для быстрой переправы войск с одного берега на другой. Мост да Винчи был цельным и крепился к одному берегу. После установки моста предполагалось повернуть его к противоположному берегу, используя канаты.

    «Витрувианский человек» - один из самых известных рисунков Леонардо да Винчи. Рисунок примечателен детальным воссозданием пропорций человеческого тела. Он одновременно вызывает научный и культурный интерес. Примечательно, что задолго до изображения «Витрувианского человека» да Винчи похожий рисунок был сделан итальянским ученым Мариано Такколой. Правда, изображение Такколы представляло собой лишь непроработанный эскиз.

    Династия Сфорца была правящей миланской династией в эпоху Ренессанса. Первым миланским герцогом стал Франческо Сфорца, который правил до 1466 года. В 1480 году герцогом Миланским становится талантливый культурный деятель Лодовико Сфорца. В период его правления ко двору были приглашены самые способные художники и ученые своего времени. Одним из них был Леонардо да Винчи.

    «Мона Лиза» («Джоконда») является, пожалуй, самым загадочным образцом живописи в мире. До сих пор картина порождает множество вопросов. Так, доподлинно неизвестно, кого именно да Винчи изобразил на своем полотне. Считается, что на картине изображена знатная флорентийка Лиза Герардини. Одна из самых невероятных теорий гласит, что картина является автопортретом самого да Винчи.

    Водолазный костюм

    Да-да, его изобретение тоже приписывают да Винчи. Водолазный костюм был сделан из кожи и оборудован стеклянными линзами. Дышать водолаз мог с помощью тростниковых трубок. Ученый предложил концепцию водолазного костюма с целью отражения угрозы, исходящей от турецкого флота. Согласно задумке, водолазы должны были погрузиться на дно и дожидаться прибытия кораблей противника.

    Когда вражеские суда показались бы над водой, водолазы должны были совершить диверсию и пустить корабли на дно. Доказать правильность этой концепции было не суждено. Венеция смогла противостоять турецкому флоту без помощи диверсантов. Кстати, первый в мире отряд боевых пловцов появился именно в Италии, но произошло это лишь в 1941-м году. Саму же конструкцию скафандра, представленную да Винчи, можно считать инновационной.


    Подводная лодка, мина, детали пистолета

    До нашего времени дошли записи Леонардо да Винчи, на которых можно отчетливо разобрать прообраз подводной лодки. Но сведений о ней крайне мало. Скорее всего, на поверхности корабль мог двигаться, используя паруса. Под водой же судно должно было передвигаться с помощью весельной силы.

    Для поражения кораблей неприятеля да Винчи спроектировал специальную подводную мину. Согласно замыслу изобретателя, к борту вражеского судна такую мину могли доставить водолазы-диверсанты или подводная лодка. Впервые эта идея была реализована лишь во второй половине XIX века, во время Гражданской войны в США.

    Несмотря на обилие изобретений, лишь одно из них принесло да Винчи известность при жизни. Речь идет о колесцовом замке для пистолета. В XVI веке эта разработка породила настоящий технологический бум. Конструкция оказалась настолько удачной, что использовалась вплоть до XIX века.

    Все вышеперечисленное - далеко не полный список изобретений да Винчи. Кроме этих разработок среди идей мастера были: подшипник, механическая лестница, скорострельный арбалет, паровое оружие, корабль с двойным дном и многое другое.


    Идеальный город

    Если бы история пошла другим путем, небольшой итальянский городок Вид-жевано близ Милана мог бы стать настоящим чудом света. Именно там Леонардо да Винчи предполагал воплотить в жизнь свою самую амбициозную идею - идеальный город. Проект да Винчи напоминает высокотехнологичный город будущего из литературных произведений фантастов. Или же утопию, порожденную бурной писательской фантазией.

    Главной особенностью такого города было то, что он состоял из нескольких ярусов, связанных между собой лестницами и переходами. Как несложно догадаться, верхний ярус предназначался для высших слоев общества. Нижний отводился под торговлю и оказание услуг. Там же располагались важнейшие элементы транспортной инфраструктуры. Город должен был стать не только величайшим архитектурным достижением того времени, но и воплотить в себе множество технических инноваций.

    Впрочем, не стоит воспринимать проект в качестве проявления бездушной технократии. Да Винчи много внимания уделил комфорту обитателей города. Во главу угла ставились практичность и гигиена. Ученый решил отказаться от узких средневековых улиц в пользу просторных дорог и площадей.

    Одним из ключевых аспектов концепции стало широкое применение водных каналов. С помощью сложной гидравлической системы вода должна была поступать в каждое городское здание. Да Винчи полагал, что таким образом можно будет ликвидировать антисанитарию и свести распространение болезней к минимуму.

    Ознакомившись с концепцией ученого, миланский герцог Лодовико Сфорца счел идею излишне авантюрной. Под конец своей жизни Леонардо представил этот же проект французскому королю Франциску I. Ученый предложил сделать город столицей монарха, но проект так и остался на бумаге.

    Одним из интересов да Винчи была анатомия. Известно, что мастер расчленил множество трупов, пытаясь понять загадки анатомии человека. Больше всего ученого интересовало строение мышц. Леонардо да Винчи хотел понять принцип движения человека. После себя он оставил множество анатомических записей.

    Гений или плагиатор?

    Как известно, история развивается по спирали. Многие изобретения появились на свет задолго до того, как их разработка была присвоена другими изобретателями. Вероятно, Леонардо да Винчи тоже не является исключением. Не стоит забывать, что да Винчи имел доступ к научному наследию античной цивилизации. Кроме того, да Винчи жил в окружении лучших умов своего времени. Он имел возможность общаться с выдающимися деятелями науки и культуры. Многие идеи ученый мог перенять у своих коллег.

    Художник и инженер Мариано Таккола - забытый гений эпохи Возрождения. Он умер в 1453-м году (да Винчи родился в 1452-м году). В отличие от да Винчи Мариано Таккола не получил признания во время своей жизни и не обрел мировую славу после нее. Между тем многие разработки Такколы нашли свое продолжение в работах да Винчи. Известно, что Леонардо был знаком с работами Франче-ско ди Джорджо, которые, в свою очередь, базировались на идеях Такколы. Например, в рукописях ди Джорджо да Винчи имел возможность ознакомиться с концепцией водолазного костюма Такколы.

    Было бы ошибкой считать да Винчи изобретателем и летательных аппаратов. В XI веке на территории Англии жил монах Эйлмер Малмсберийский. Обладая широкими познаниями в области математики, он построил примитивный дельтаплан и даже совершил на нем кратковременный полет. Известно, что Эйлмеру удалось пролететь более двухсот метров.

    Велика вероятность, что концепцию вертолета Леонардо также позаимствовал. Но уже у китайцев. В XV веке торговцы из Китая завезли на территорию Европы игрушки, напоминавшие мини-вертолеты. Схожей точки зрения придерживается британский историк Гевин Мензис, который считает, что свои самые известные изобретения да Винчи перенял именно у жителей Поднебесной. Мензис утверждает, что в 1430-м году китайская делегация посетила Венецию, передав венецианцам многие разработки китайских ученых.

    Как бы то ни было, Леонардо да Винчи всегда остается для нас одним из величайших изобретателей всех времен и народов. Многие идеи воплотились в жизнь именно благодаря Леонардо. Ученый улучшил различные изобретения и, что еще более важно, смог придать им наглядность. Не стоит забывать, что Леонардо да Винчи был талантливым художником.

    Мастер оставил множество зарисовок к своим разработкам. И даже если идеи, приписываемые да Винчи, ему не принадлежат, нельзя отрицать, что ученый смог систематизировать огромный пласт знаний, донеся эти знания до потомков.

    Леонардо да Винчи по праву занимает одно из первых мест среди изобретателей всех веков и народов. Он сумел предсказать и предопределить ход многих изобретений и мыслил так, что это расходилось с общепринятыми тогда нормами и подходами. В этой статье вы узнаете, что изобрёл Леонардо да Винчи. Мы постараемся дать весь список изобретений Леонардо и максимально раскрыть принципы и суть работы его механизмов.

    Читайте также:

    • Изобретения Леонардо да Винчи — часть 1

    Леонардо да Винчи получил известность ещё при жизни, но мировая слава и известность пришли к нему спустя столетия, когда в XIX веке были найдены его заметки и записи. В его бумагах содержались наброски и эскизы удивительных изобретений и механизмов. Многие свои работы он делил на специальные «кодексы», а общий объём его работ составляет порядка 13 тысяч страниц. Основным препятствием для реализации его идей был низкий технологический и научный уровень эпохи Средневековья. В XX веке многие из его изобретений были повторены если не в реальную величину, то в виде макетов и уменьшенных копий, хотя нередко находились смельчаки и энтузиасты, готовы повторять всё в точности так, как описывал великий изобретатель Леонардо да Винчи.

    ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

    Леонардо да Винчи был практически одержим мечтами о летательных аппаратах и возможности полёта, ведь ни одна машина не способна вызвать того трепетного восхищения и удивления, как машина, способная парить в воздухе, как птица.

    В его записях можно было встретить такую мысль «наблюдай, как плывёт рыба, и ты познаешь секрет полёта». Леонардо сумел совершить интеллектуальный прорыв. Он понял, что вода ведёт себя как воздух, так он получил прикладные знания о том, как создать подъёмную силу и проявил необыкновенное понимание предмета, которое поражает специалистов по сей день.

    Один из интересных концептов, встречающихся в работе гения, является прототип вертолёта или винтового вертикального летательного аппарата.

    Вокруг наброска присутствует и описание воздушного винта да Винчи (геликон). Покрытие винта должно было быть железное толщиной с нить. Высота должна быть примерно 5 метров, а радиус винта порядка 2 метров. Аппарат должен был приводиться в движение при помощи мускульной силы четырёх человек.

    В приведённом ниже видео четверо инженеров-энтузиастов, историк и специалист по лёгким аэропланам постарались развить идею вертолёта Леонардо и постараться заставить его полететь, правда при этом им было разрешено использовать ряд современных технологий и материалов. В итоге выяснилось, что такая конструкция имеет ряд серьёзных недостатков, главным из которых было отсутствие необходимой для полёта тяги, поэтому энтузиасты пошли на значительные модификации, а вот получилось у них или нет, узнайте из видео.

    Самолёт Леонардо да Винчи

    Изобретатель недолго просидел с идеей вертолёта и решил пойти дальше, пробуя создать прототип самолёта. Здесь источником для знаний выступили птицы.

    Ниже на картинке приведены чертежи крыльев, а также наброски дельтаплана, который после постройки в наше время оказался вполне себе работоспособным.

    Хотя в полной мере нельзя назвать его изобретение самолётом, лучше всего ему подходит название махолёт или орнитоптер, то есть воздушный аппарат, поднимаемый в воздух за счёт реакции воздуха с его плоскостями (крыльями), которым путём мускульного усилия передаётся маховое движение, как у птиц

    Леонардо тщательно начал делать расчёты и начал он с уток. Он измерил длину утиного крыла, после чего оказалась, что длина крыла равняется квадратному корню из её веса. Исходя из таких предпосылок, Леонардо решил, что для поднятия в воздух его махолёта с человеком на борту (что достигало порядка 136 килограмм), потребуется создать птицеподобные крылья длиною 12 метров.

    Интересный факт о дельтаплане. В игре Assasin’s Creed 2 главный герой использует летающую машину (дельтаплан) да Винчи, чтобы долететь с одного края города Венеции до другого.

    А если вы являетесь поклонником фильмов Брюса Уиллиса, то можете вспомнить, что в фильме «Гудзонский ястреб» упоминают дельтаплан и парашют да Винчи. А на дельтаплане да Винчи главный герой даже полетал.

    Парашют Леонардо да Винчи

    Конечно, Леонардо не изобретал свой парашют для того, чтобы спасаться в случае падения летательного аппарата, это был тоже летательный аппарат, который бы позволял плавно спускать с большой высоты. Ниже приведён эскиз парашюта, его расчёты и конструкция.

    Парашют изобретателя имеет форму пирамиды, обтянутой плотной тканью. Основание пирамиды было длиною около 7 метров 20 см.

    Интересно, что именно в России изобретатель Котельников доведёт до ума парашют да Винчи, сделав первый в истории ранцевый парашют, который можно будет крепить на спине у пилота и использовать при катапультировании.

    В 2000-м году парашютист из Англии Андриан Николас решил испытать изобретение Леонардо в том виде, в котором он его придумал, заменив в нём только материал, понимая, что лён не выдержит такой нагрузки. Первая попытка оказалась провальной, поэтому ему пришлось использовать запасной парашют. Правда в 2008 году уже швейцарец Оливье Тепп сумел достигнуть успеха. Он отказался от жёсткой конструкции парашюта и спрыгнул с высоты в 650 метров. Естествоиспытатель утверждает, что сам спуск оказался безопасным, но управлять таким парашютом невозможно.

    ИЗОБРЕТЕНИЯ ИЗ ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

    В сфере архитектуры и строительства Леонардо также добился впечатляющих познаний. Он исследовал прочность и сопротивляемость материалов, обнаружил ряд фундаментальных принципов, сумел понять, как оптимальнее всего передвигать различные объекты.

    Леонардо исследовал силу, которая необходима для поднятия тел различной массы. Чтобы поднять тяжёлый объект по наклонной плоскости, обдумывалась идея использования системы винтов, лебёдок и кабестанов.

    Кран для поднятия длинных предметов

    Основание бруса или столба опирается на специальную платформу с парой колёс, которая подтягивается горизонтальным канатом снизу. Сила, которую необходимо прикладывать для подтягивания горизонтального каната всегда остаётся постоянной, а перемещение столба происходит по прямой линии.

    Леонардо изобрёл систему из колёс и молотков для поднятия грузов. Работа системы похожа на работу ударов молота при чеканки, только происходит это всё на специальном зубчатом колесе. Три молотка со специальным клином, входящим между штифтов, бьют по колесу, вращая его и барабан, где прикреплён груз.

    Передвижной подъемный кран и винтовой подъемник

    Высокий подъёмный кран изображён на эскизе справа. Как можно догадаться, он предназначался для строительства высоких построек и сооружений (башни, купола, колокольни и так далее). Размещался кран на специальной тележке, которая двигалась вдоль направляющего каната, который протягивался над краном.

    Винтовой подъёмник изображён на эскизе слева и предназначался для установки колонн и поднятия других тяжёлых предметов. Конструкция представляет из себя огромный винт, который приводится в движение силой четырёх человек. Понятно, что в данном случае высота и общая конструкция такого подъёмника ограничивает возможности его применения.

    Эскиз подъемного крана на тележке и винтового подъемника

    Кран на кольцевой платформе

    Данный кран очень похож на современные краны по своей функциональности и использовался строителями в конце XIV века. Данный подъёмник позволяет перемещать тяжёлые объекты вокруг себя. Для его работы необходимо было задействовать двух рабочих. Первый находился на нижней платформе и при помощи барабана поднимал тяжёлые объекты, а на верхней платформе находился второй рабочий и с помощью штурвала вращал подъёмник вокруг своей оси. Также у крана были колёса, которые позволяли его передвигать. Такие краны использовались во времена Леонардо для установки столбов и колонн, строительства высоких стен, куполов церквей, крыш домов и прочего. Так как машины были деревянные, то после использования их обычно сжигали.

    Экскаваторы Леонардо да Винчи

    Сегодня вряд ли кого-то можно удивить экскаватором, но мало кто задумывается над тем, как они были придуманы. Есть точка зрения, что прототипы экскаваторов использовались ещё в Древнем Египте при постройке каналов и углубления русел рек, но по-настоящему концептуальную модель экскаватора придумал, конечно, великий Леонардо да Винчи.

    Экскаваторы эпохи Возрождения, конечно, не отличались особой автоматикой и нуждались в ручном труде рабочих, но они его сильно облегчали, ведь теперь рабочим было проще перемещать изъятый грунт. Эскизы экскаваторов дают нам примерно представления о том, насколько огромные по тем временам это были машины. Экскаватор использовал принцип передвижения монорельса, то есть двигался вдоль одного рельса, перекрывая при этом всю ширину канала, а стрелы его кранов могли при этом поворачиваться на 180°.

    Крепостная башня и двойная винтовая лестница

    На рисунке вы можете видеть эскиз части крепости. Слева от крепостной башни сделан набросок винтовой лестницы, которая является важной составляющей башни. Конструкция лестницы похожа на всем известный винт Архимеда. Если вы присмотритесь к лестнице, то заметите, что она двойная и её части не пересекаются, то есть вы можете с товарищем подниматься или спускаться по разным спиралям лестницы и не знать друг о друге. Таким образом можно по одной стороне спускаться, а по другой подниматься. не мешая друг другу. Это крайне полезное свойство во время военной суеты. Каждая часть, соответственно, имеет свой вход и выход. На эскизе не добавлены ступеньки, но у реальной лестницы они есть.

    Лестницу, изобретённую Леонардо, построили после его смерти в 1519 году во Франции внутри замка Шамбор, который служил королевской резиденцией. В Шамборе 77 лестниц, есть винтовые, но только двойная винтовая лестница, сделанная по эскизам да Винчи, стала интересной достопримечательностью.

    Здание-лабиринт с множеством лестниц, входов и выходов

    Леонардо также задумывался над более изощрёнными архитектурными концептами из лестниц. В данном случае это самый настоящий лабиринт! В этом сооружении 4 входа и 4 лестницы, которые закручиваются по спирали одна над другой, обвиваясь вокруг центральной колонны в виде квадратного столба.. Леонардо прекрасно умел находить гармонические структуры, сочетая геометрические особенности пространства, линии, формы и материалы, создавая в итоге целостные самодостаточные постройки.

    Раздвижной (поворотный) мост

    Эскиз поворотного моста Леонардо да Винчи

    Ещё один мост, который, к сожалению, так и остался лишь проектом — это мост, способный пропускать корабли, плывущие по реке. Его главным отличием от современных мостов, работающих по принципу разведения, является способность поворачиваться, как дверь. Такой эффект достигается за счёт системы кабестанов, шарниров, лебёдок и противовесов, где один конец моста закреплён на специальном вращающемся механизме, а второй конец немного приподнимается для поворота.

    Самоподдерживающийся («мобильный») мост

    Этот мост является ответом на вопрос: «как можно из подручных средств быстро соорудить полноценную переправу?». Причём ответ крайне красив и оригинален.

    Эскиз самоподдерживающегося мост Леонардо да Винчи

    Данный мост образует арку, то есть является арочным, а сама сборка не нуждается ни в гвоздях, ни в верёвках. Распределение нагрузки в конструкции моста происходит за счёт взаимного распирания и давления элементов друг на друга. Собрать такой мост можно в любом месте, где растут деревья, а они растут почти везде.

    Назначение моста было военным и было необходимо для мобильной и скрытной переброски войск. Леонардо предполагал, что такой мост может построить небольшая группа солдат, используя растущие рядом деревья. Сам Леонардо назвал свой мост «Надёжность».

    Подвесной мост

    Данный тип моста являлся ещё одним примером мобильного сборно-разборного моста, который солдаты могли собирать, используя канаты и лебёдки. Такой мост быстро собирался и разбирался после себя во время наступлений и отступлений войск.

    Как и во многих других проектах Леонардно да Винчи, здесь использован принципы напряжения, статики и сопротивления материалов. Устройство этого моста похоже на устройство висячих мостов, где точно также основные несущие элементы сделаны из лебёдок и канатов и не нуждаются в дополнительных опорах.

    Данный мост, созданный 500 лет назад, мог служить хорошим военным приспособлением и во времена Второй Мировой войны. Позже инженеры последующих веков пришли к мнению, что такая конструкция моста оптимальна, а принципы, использованные в подвесном мосту, применяются и во многих современных мостах.

    Мост для турецкого султана

    В 1502-1503 гг султан Баязид II начал искать проекты для постройки моста через бухту Золотой рог. Леонардо предложил султану интересный проект моста, который предполагал построить мост длиной 240 метра и шириной 24 метра, что выглядело в то время как нечто грандиозное. Интересно также отметить и то, что другой проект предложил Микеланджело. Правда ни одному из проектов так и не удалось оказаться реализованными на практике.

    Прошло 500 лет и концепцией моста заинтересовались в Норвегии. В 2001 году недалеко от Осло в небольшом городе Ас была построена уменьшенная копия моста да Винчи. Архитекторы и строители постарались не отступать от чертежей мастера, но кое-где применили современные материалы и технологии.

    Город будущего Леонардо да Винчи

    В 1484-1485 гг в Милане разразилась чума, от которой умерло порядка 50 тысяч людей. Леонардо да Винчи предположил, что причиной чумы являлись антисанитария, грязь и перенаселённость, поэтому он предложил герцогу Людовико Сфорца построить новый город, лишённый всех этих проблем. Проект Леонардо сейчас бы нам напомнил различные попытки писателей-фантастов изобразить утопический город, в котором нет проблем, где решением всего являются технологии.

    Наброски улиц идеального города будущего Леонардо да Винчи

    По плану великого гения город состоял 10 районов, где должны были проживать по 30000 людей, при этом каждый район и дом в нём обеспечивались индивидуальным водопроводом, а ширина улиц должна была быть минимум равной среднестатистической высоте лошади (много позже Государственный совет Лондона сообщил, что данные пропорции являются идеальными и в соответствии с ними надо привести все улицы в Лондоне). При этом город был многоярусным. Ярусы связывались посредством лестниц и переходов. Самый верхний ярус занимали влиятельные и богатые представители общества, а нижний ярус город оставался для торговцев и оказания различного рода услуг.

    Город мог стать самым великим достижением архитектурной мысли своего времени и мог бы реализовать многие технические достижения великого изобретателя. не стоит правда думать, что город представлял из себя сплошные механизмы, в первую очередь Леонардо делал акцент на удобстве, практичности и гигиене. Площади и улицы задумывались крайне просторными, что не соответствовало тогдашним средневековым представлениям.

    Важным моментом была система водных каналов, связывающих весь город. Посредством сложной системы гидравлики вода приходила в каждую городскую постройку. Да Винчи считал, что это поможет изжить антисанитарный образ жизни и свести появление чумы и прочих заболеваний к минимуму.

    Людовико Сфорца посчитал данный проект авантюрным и отказал в его реализации. Под самый конец своей жизни Леонардо пытался презентовать этот проект королю Франции Франциску I, но проект, к сожалению, никого не заинтересовал и остался нереализованным.

    ВОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

    Леонардо создал множество эскизов, посвящённых водным устройствам, устройствам манипулирования водой, различным водопроводам и фонтанам, а также ирригационным машинам. Леонардо настолько любил воду, что занимался всем, что как-либо соприкасалось с водой.

    Усовершенствованный архимедов винт

    Древние греки в лице Архимеда давно изобрели устройство, позволяющее поднимать воду за счёт механики, а не ручного труда. Такой механизм изобрёл примерно в 287-222 годах до н.э. Леонардо да Винчи усовершенствовал механизм Архимеда. Он внимательно рассмотрел различные соотношения между углом наклона оси и необходимым количеством спиралей, чтобы выбрать оптимальные параметры. Благодаря доработкам, механизм винта стал доставлять больший объём воды при меньших потерях.

    На эскизе винт изображён слева. Он представляет из себя трубку плотно обёрнутую трубку. Вода поднимается по трубке и попадает из специальную ванной наверх. Вращая рукоятку, вода будет литься непрерывным потоком.

    Винт Архимеда до сих пор применяется для орошения сельхозугодий, а принципы винта лежат в основе множества промышленных насосных станций и насосов.

    Водяное колесо

    Леонардо старался отыскать наиболее оптимальный способ использования силы и энергии воды при помощи различных систем из колёс. Он изучал гидродинамику и изобрёл в конечном итоге водяное колесо, которое изображено ниже на эскизе. В колесе были сделаны специальные чаши, которые черпали воду из нижней ёмкости и переливали её в верхнюю.

    Это колесо использовалось для очистки каналов и углубления дна. Располагаясь на плоту и имея четыре лопасти, водяное колесо приводилось в движение ручной силой и собирало ил. Ил укладывался на плот, который был закреплён между двумя лодками. Колесо перемещалось также вдоль вертикальной оси, что позволяло регулировать глубину зачерпывания колеса.

    Водяное колесо с вёдрами

    Леонардо предложил интересный способ доставки воды в условиях города. Для этого использовалась система из вёдер и цепей, на которых крепились вёдра. Интересно то, что для работы механизма не требовался человек, так как вся работа выполнялась рекой через водяное колесо.

    Ворота для шлюза

    Изобретателем была улучшена система шлюзовых ворот. Теперь можно было управлять количеством воды таким образом, чтобы выравнивать давление с обеих сторон шлюзовых ворот, что упрощало работу с ними. Для этого в больших воротах Леонардо сделал маленькие ворота с засовом.

    Также Леонардо изобрёл канал с системой шлюзов, позволяющей кораблям продолжать судоходство даже по склонам. Система ворот позволяла контролировать уровень воды таким образом, чтобы корабли могли проходить по воде без затруднений.

    Дыхательный аппарат под водой

    Леонардо настолько любил воду, что придумал инструкции для погружения под воду, разработал и описал водолазный костюм.

    Водолазы по логике Леонардо должны были участвовать в постановке судна на якорь. Водолазы в таком костюме могли дышать при помощи воздуха, который находил в подводном колоколе. Также костюмы имели стеклянные маски, позволявшие видеть под водой. Также костюм имел усовершенствованную дыхательную трубку, которой пользовались ещё в более древние времена ныряльщики. Шланг изготовлен из тростника, а места соединения скреплены непромокаемой материей. В самом шланге имеется пружинная вставка, позволяющая шлангу повысить свою прочность (ведь на дне большое давление воды), а также делает его более гибким.

    В 2002 году профессиональный водолаз Жак Козенс устроил эксперимент и изготовил костюм водолаза по чертежам Леонардо, сделав его из свиной кожи и с бамбуковыми трубками, а также воздушным куполом. Опыт показал, что конструкция неидеальна и эксперимент имел лишь частичный успех.

    Изобретение ласт

    Перепончатая перчатка, которую изобрёл Леонардо, сейчас бы называлась ластами. Она позволяла оставаться на плаву и увеличивала дистанцию, на которую человеку мог заплыть в море.

    Пять длинных палок из дерева продолжали строение скелета человека вдоль фаланг пальцев и соединялись между собой перепонками, как у водоплавающих. В основе современных ласт положен точно такой же принцип.

    Изобретение водных лыж

    Изобретатель старался решить задачу преодоления длинного мелководья солдатами и пришёл к выводу, что можно использовать шкуру, предварительно наполненную воздухом (мешки из кожи), прикрепив эту шкуру к ногам людей.

    Если объём мешка будет достаточным, то он сумеет выдержать вес человека. Также Леонардо предполагал использовать брус из дерева, который обладал повышенной плавучестью. В руки солдаты должны брать два специальных шества. чтобы контролировать равновесие и двигаться вперёд.

    Идея Леонардо оказалась неудачной, но похожий принцип лёг в основу водных лыж.

    Спасательный круг

    Если перевести надпись, которая расположена внизу рисунка, то можно прочесть «Как спасти жизнь в случае шторма или кораблекрушения». Это незамысловатое изобретение является ничем иным, как спасательным кругом, позволяющим человеку оставаться выше уровня воды и не тонуть. Предполагалось, что круг будет выполнен из лёгкой коры дубы, который можно было встретить везде в Средиземноморье.

    Колесная лодка

    В Средние века моря и реки оставались удобными и оптимальными транспортными путями. Милан или Флоренция жизненно зависели от морского судоходства и наличия быстрых и безопасных водных средств передвижения.

    Леонардо создал эскиз лодки с гребным колесом с лопастями. Четыре лопасти похожи по форме на плавники водоплавающих. Человек крутил двумя ногами педали, тем самым вращая колесо. Принцип возвратно-поступательных движений заставлял колесо крутиться против часовой стрелки, поэтому лодка начинала движение вперёд.

    Модель лодки Леонардо

    На видео ниже можете посмотреть более детально устройство лодки с колёсами:

  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры