Методы экономической теории. Что такое абстрагирование – метод, приём или мышление

Главная / Развод


Абстракция научная (лат. - удаление, отвлечение) - отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение и обобщение наиболее существенных особенностей, свойственных той или иной группе явлений. Результаты такого обобщения, производимого путём научной абстракции, находят своё выражение в научных понятиях, категориях. «Такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Научная абстракция даёт нам более полное и глубокое представление о действительности, чем непосредственные ощущения. В. И. Ленин отмечает, что чувственное представление не может, например, схватить движение быстротой в 300 000 км в 1 секунду, а мышлению то доступно.

Посредством научных абстракций познание переходит от восприятий единичного к обобщению массы явлений, создавая понятия, категории, законы, в которых отражаются внутренние, существенные связи явлений действительности. Только путём теоретического обобщения человеческая мысль, может обнаружить сущность явлений, законы их существования и развития. Поэтому В. И. Ленин указывает, что уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий означает познание человеком всё более и более глубокой объективной связи мира.

Например, при непосредственном наблюдении кажется, что цены товаров на капиталистическом рынке в последнем счёте определяются спросом и предложением. На самом деле они обусловливаются количеством затраченного на производство товаров общественно-необходимого труда, или, иначе, стоимостью. Понятие стоимости, которое Маркс вывел в результате научной абстракции, глубоко и верно отражает реальные общественные отношения товарного производства. Маркс указывает, что «при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». На огромное значение абстракций, абстрагирующей работы
мышления для познания сущности явлений указывает И. В. Сталин в работе .

Так, например, словарный состав, взятый сам по себе, не образует ещё языка. Только поступив в распоряжение грамматики, словарный состав приобретает величайшее значение. Грамматика придаёт языку стройный, осмысленный характер. Сила грамматики есть сила абстракции. Абстрагируясь от частного и конкретного как в словах, так и в предложениях, грамматика берёт то общее, что лежит в основе изменений слов и сочетании слов в предложениях, и строит из него грамматические правила, грамматические законы. Грамматика есть результат, длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления, показатель громадных успехов мышления.

Учитывая огромную роль научных абстракций для познания мира, современные буржуазные реакционеры в философии ведут борьбу против них, стремятся опровергнуть тот факт, что всякая научная абстракция есть отражение в сознании объективной сущности явлений.

Излюбленным их аргументом в борьбе против научных абстракций является ссылка на то, что абстракции невозможно увидеть, ощупать, сфотографировать, как это можно сделать с конкретными вещами и явлениями. На этом основании они отрицают реальность материи, стоимости, прибавочной стоимости и т. п. Весь фокус буржуазных философов заключается в том, что они сознательно затушёвывают тот факт, что абстракции создаются путём обобщения существенного, свойственного массе единичных явлений. Абстракции отражают общее в предметах, а общее не имеет и не может иметь непосредственно чувственного, наглядного вида. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное.

Критикуя в своё время метафизиков, разрывавших единичное и общее, Энгельс писал: «Это старая история. Сперва создают абстракции, отвлекая их от чувственных вещей, а затем желают познавать их чувственно, желают видеть время и обонять пространство». Но то обстоятельство, что общее, познанное путём абстракции, невозможно воспринять чувственно, не означает, что оно нереально, что оно не существует. Закон всемирного тяготения так же нельзя сфотографировать, как и стоимость, но только мракобесы могут на этом основании отрицать его реальность.

Следует различать материалистическое понимание абстракции от идеалистического. Научная, материалистически понимаемая абстракция прямо противоположна идеалистической, отрывающей мысль человека от реальной объективной действительности.

В ситуации, когда от человека ждут объяснения непонятной ему по содержанию картины (причины этого могут быть самыми разными), можно услышать реплику: «Нечто абстрактное (если читать между строк - искусство ради искусства без смысловой нагрузки)». Однако задумывался ли когда-нибудь Человек-читающий, что подразумевается под словом "абстракция" и так ли редко приходится прибегать к абстрагированию в обыденной жизни?

Как проявляется абстрагирование в жизни человека

Термин "абстрагирование" имеет латинские корни. Образован при помощи приставки ab - "от" и слова traho - переводится как "тянуть", "влечь". Вот и получается, что разговор идёт об отвлечении. В энциклопедиях и словарях можно встретить разъяснение слова как метод исследования, научного познания, процесс отвлечения какого-либо предмета от его несущественных признаков. Для прояснения ситуации достаточно обратиться к истокам.

С появлением человека на свет запускается процесс формирования личности. Одним из главных факторов развития ребёнка является постепенное (от простых к сложным формам) становление мыслительных операций (мышления). Мышление - это процесс познания окружающего мира, представленный в трёх основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Существует прямая взаимосвязь развития мышления и освоения языка.

Так, в младенческом возрасте ребёнок только осваивает человеческую речь, поэтому при восприятии и исследовании окружающего мира он опирается на самый примитивный вид мышления - конкретно-действенный или практический. Суть его в том, что ребёнок познаёт предметный мир путём сбора о нём как можно большего количества информации (цвет, форма, твёрдость, мягкость, можно разбить или можно бросать на пол без последствий, вкус, съедобность и т.д.). Этот процесс заложен природой на генетическом уровне, поэтому маленькие дети часто ведут себя «рискованно»: тянут всё в рот (за исключением момента появления зубов), бросают, мнут, трясут практически всё, что попадает в руки. Однако познание практического применения вещей заканчивается примерно к 2-3,5 годам (при нормальном развитии), а следующий этап развития мышления длится примерно до 5-6,5 лет.

К трём годам расширяется словарный запас малыша, интонационный репертуар, он старательно подражает поведению значимых взрослых. Это хорошая почва для формирования конкретно-образного (наглядно - образного) или художественного вида мышления. Накоплен достаточный багаж знаний об окружающем мире в виде образов: лиса - рыжая, живёт в лесу, хитрая; курочка - птица, живёт дома, источник яиц и т.д. Ребёнок уверенно оперирует известными ему образами, поэтому речь становится более плавной, оформленной предложениями, а не короткими фразами, но самостоятельное выделение причинно-следственных связей сюжета сказки будет доступно только на следующем этапе развития мышления (достаточное количество свидетельств этому утверждению можно найти в книге Корнея Чуковского «От трёх до пяти»).

Пятилетний дошкольник, опираясь на конкретно-образное мышление, с успехом осваивает словесно-логическую или абстрактную форму. Ребёнок самостоятельно может определять и различать виды, роды, категории. Его речь совершенствуется, включая разного рода пояснения («потому что»…), логические заключения и выводы. Строение используемых в речи предложений значительно усложняется, появляются «отвлечения», фантазирования.

Можно сделать вывод, что к абстрагированию человек приходит раньше, чем узнаёт значение этого термина.

Существует ли абстрактное мышление

Многие ресурсы интернета расписывают абстрактное мышление как некое сверхценное образование (при этом подменяя понятия и вводя читателя в заблуждение). На самом деле так иногда для сокращения называют словесно-логическое мышление, особенности которого были описаны выше. Стоит отметить, что отсутствие словесно-логических операций у детей шестилетнего возраста трактуется при диагностическом обследовании как задержка развития, а при некоторых обстоятельствах - и интеллектуальная недостаточность. Полное отсутствие данного вида мышления или его нарушенное формирование наблюдается у всех людей с олигофренией.

Абстрагирование как метод и художественный приём

Что такое абстрагирование в истории? В исторической ретроспективе оно обнаруживает себя впервые у Древних греков. Естественно, что проявляется это в употреблении абстрактных категорий при описании предметов, например: твёрдый - в предметно-конкретном словаре «подобный камню», круглый - «подобный луне». Способствовало формированию и развитию метода абстрагирования и ораторское искусство (почитаемое в греческих полисах) - умение формулировать логические заключения и убеждать слушателей в их правильности.

Что такое абстрагирование в научном познании? Это отвлечение от несущественных для решаемых в данный момент задач свойств и связей объекта. Как результат изучения выступает абстракция или абстрактный предмет.

Что такое абстрагирование в среде ваятелей? В изобразительном искусстве абстрагирование вылилось в абстракционизм, который стал своеобразным продолжением импрессионизма. Если импрессионисты (от французского «впечатление») передавали свои эмоции, переживания, в основном, сохраняя узнаваемую форму предметов, то абстракционисты стремились выработать универсальный визуальный язык форм и цветов, выходящий за пределы физических и культурных границ зрителя. Картины художников - это своеобразная передача идей и эмоций через взаимосвязанный ритм цвета, формы, фактуры. У истоков этого искусства стояли Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Классификация типов абстрагирования

Что такое абстрагирование с точки зрения научного познания? Постепенно отвлекаясь от ряда свойств объекта, можно получить абстрактную цепочку: медоед - животное - живое существо - материальный объект - материя, в которой высшей формой абстрагирования являются категории философии. По решаемым задачам, процесс абстрагирования можно разделить на следующие типы:

  • идеализирующее абстрагирование - предусматривает вычленение «идеальной модели объекта», в обыденной жизни проявляется в таких понятиях, как «идеальный учитель», «идеальный ученик, работник». Часто востребовано как пример для подражания;
  • абстрагирование обобщение - происходит отвлечение от индивидуальных характеристик объекта с опорой на принадлежность к тем или иным классам, например: кастрюля, сковорода, ковш, сотейник становятся «кухонной посудой»;
  • изолирующее абстрагирование - это выделение одного из признаков объекта, и придание ему самостоятельности в виде определённой категории, например: «устойчивость», «растворимость», «магнетизм», «красота» и т.д.

В приведённых примерах абстрагирования можно заметить основной принцип - исключение индивидуальных характеристик предметов и объектов с целью выведения каких-либо закономерностей, поэтому данный метод называется элиминативным (дословный перевод с латинского - изгонять, исключать, удалять).

Теории абстрагирования

Существуют две теории абстрагирования:

  • элиминативная;
  • продуктивная.

Продуктивное абстрагирование основывается на постулатах:

Абстракция является новым объектом, а «универсальные абстракции» - существуют независимо от нашего сознания в так называемом «мире идей».

Формальная логика не властна над продуктивными абстракциями, которые тяготеют больше к «логике целого» (такое утверждение основывается на понятии идеи в продуктивной абстракции, как множества более мелких идей, по отношению к которым основная является скорее «целым», нежели «общим»). Эрнст Кассирер называет такую идею «функцией». Однако стоит отметить, что логика продуктивных абстракций изучена недостаточно, поэтому сравнение абстрагирования элиминативного и продуктивного временно не представляется возможным.

Сферы применения абстрагирования

Нетрудно заметить, что в основном понятийный аппарат описываемого явления составляет научный язык. Следовательно, абстракция является ведущим научным методом (как в гуманитарных, так и в естественных областях).

Происходит это в связи с возможностью построения абстрактных схем и сценариев протекания реальных процессов, раскрывающих неявные закономерности.

Сущность экономики проявляется в её функциях:

    Познавательная – изучение содержания всех многообразных экономических процессов и явлений;

    Практическая – даёт возможность хозяйственным субъектам использовать фундаментальные знания для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов;

    Методологическая – теоретическая основа для всех прикладных экономических наук, которые изучают экономику на уровне фирмы и отрасли;

    Прогностическая – в основе прогнозов всегда лежат определённые теоретические концепции.

При анализе экономических явлений используются два подхода:

    Позитивный – предполагает объективный анализ и прогнозирование следствий, которые вытекают из решений, которые принимают экономические субъекты. С помощью этого метода делаются утверждения: «Если …, то …». Например: «Если цены на автомобили возрастут, то спрос на них уменьшится». Позитивная экономика исследует фактическое состояние экономики: что будет происходить в национальном хозяйстве при определённых действиях в конкретных условиях.

    Нормативные утверждения – утверждения типа: «Для достижения поставленных целей следует сделать … и …» Например: «Для улучшения экономической обстановки в СПб следует повысить цены на бензин».

Экономические законы – форма выражения внутренних постоянных устойчивых повторяющихся причинно-следственных связей между экономическими категориями (закон денежного обращения, закон стоимости, закон спроса и др.).

Методы научной абстракции

Таблица 1

Метод научной абстракции используется для построения экономических моделей .

Экономическая модель – абстрактное изображение экономической действительности, которое позволяет в реальном объекте выделить самое главное.

Модели в экономике подразделяются на следующие категории:

    Словесно-описательные (вербальные).

    Графические.

    Математические.

Экономические системы и их сущность.

Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих в нём отношений собственности и организационно-правовых форм.

Главные компоненты экономических систем:

    Социально-экономические отношения, которые базируются на отношении к собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности.

    Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности.

    Хозяйственный механизм - способ регулирования экономической деятельности на макроуровне.

    Система стимулов и мотиваций.

За много лет существования в мире существовали и существуют следующие экономические системы:

    Две рыночные системы:

    экономика свободной конкуренции (чистый капитализм);

    современная рыночная экономика (современный капитализм);

    Две нерыночные системы:

        традиционная система;

        административно-командная система;

    Экономические системы переходного типа.

В каждой из систем имеются свои национальные модели.

    Американская – построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности и обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам населения создаётся приемлемый уровень жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

    Шведская – отличается сильной социальной политикой. Направлена на сокращение имущественного неравенства за счёт перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных граждан. В этой модели функция производства ложится на частные предприятия, которые работают в конкурентной рыночной среде, а функция обеспечения высокого уровня жизни ложится на государство.

    Рыночное хозяйство Германии.

    Японская.

    Южнокорейская.

    Метод абстракции представляет собой процесс игнорирования несущественных и выделения важных деталей рассматриваемого явления (системы, сущности), для которой мы хотим создать модель. В основе метода абстракции лежит принцип наименьшей выразительности: абстракция должна охватывать лишь самую суть рассматриваемого явления, не больше, но и не меньше. Результатом использования метода абстракции применительно к программированию должно быть построение некоторой модели.

    Метод абстракции при построении модели использует следующие операции: разбиение - выделение наиболее существенных деталей рассматриваемого явления; слияние - объединение сущностей, присутствующих в рассматриваемом явлении (подразумевается, что явление может быть разложено, разбито на составляющие); при этом определенный набор понятий, свойств некоторой сущности рассматривается как одно целое;

    обобщение - нахождение наиболее общих черт у разных явлений и отбрасывание незначащих в данный момент подробностей; специализация - нахождение различий между родственными явлениями.

    Операции разбиения и слияния служат для нахождения состава разрабатываемой модели (реализуют отношение включения), а операции обобщения и специализации - для отображения отношений родства между разными явлениями (реализуют отношение наследования). Применяя те или иные операции метода абстракции, мы можем выразить сложные взаимоотношения реального мира в виде ограниченного множества абстракций. В следующих частях статьи сделана попытка отображения основных приемов, применяемых в современном программировании, через набор операций метода абстракции.

    Разбиение

    Разбиение реализуется в двух полезных абстрактных приемах: декомпозиции и модульности. Рассмотрим эти приемы более подробно. При реализации сложных систем размер программ увеличивается лавинообразно, так как нужно реализовывать сложные модели. Однако, в то время как сложность реализуемых моделей растет, возможности человеческого мозга ограничены. Многие психологи считают, что число единиц информации, которое может усвоить человек одновременно, не превышает семи. Причиной этому является ограниченный объем краткосрочной памяти человека. Для разрешения возникающего противоречия необходимо научиться выполнять декомпозицию сложных систем. При этом происходит разбиение сложной системы на слабо связанные компоненты. Данный прием широко используется в объектно-ориентированном программировании на начальных этапах при поиске подходящей иерархии классов, эффективно описывающей исходную задачу.

    Модульность подразумевает разбиение программы на осмысленные части (набор программных модулей). Разбиение на модули осуществляется таким образом, чтобы объединить логически связанные абстракции и минимизировать логические связи между абстракциями; это влечет за собой минимизацию использования глобальных переменных. Можно рассматривать модуль как отдельно компилируемый фрагмент программы (файл). Модульность отражает представление сложной системы в виде слабо связанных подсистем. Она поддерживает защиту данных - скрывает внутри модулей реализации объектов, несущественные для рассмотрения на следующем уровне абстракции, и инкапсуляцию - позволяет рассматривать группу объектов как одно целое (модуль). Идея модульности имеет свое развитие в форме пакетов. Они позволяют рассматривать несколько модулей как одно целое и позволяют создание произвольного числа уровней иерархии.

    Метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

    В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

    В экономической теории применяются два противоположных философских метода - метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический . Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

    • он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, которое движется от простого к сложному, от низших форм к высшим;
    • он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в - противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

    Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

    (1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся . Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, , , зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

    (2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез . Анализ - расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез - метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

    (3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция . Индукция - движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция - движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

    (4) Полезным методом является единство исторического и логического подходов . Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

    (5) Еще один метод - качественный и количественный анализ . Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

    (6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного метода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры