Внеклассное мероприятие “Путешествие в страну этикета. Познавательно-развлекательное мероприятие "весёлый этикет" Мероприятие по этикету для начальной школы

Главная / Развод
  • ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР "ВЕДУЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ"
    • ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ
    • ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА
    • ИНФОРМАЦИЯ ОБ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ, ОБЪЕКТАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
    • ИНФОРМАЦИЯ О БИБЛИОТЕКЕ, СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ, ОБ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    • ИНФОРМАЦИЯ О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ
    • ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ОБУЧАЮЩИХСЯ
    • ПОСТУПЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ. БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ.
    • РАСХОДОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПО ИТОГАМ ФИНАНСОВОГО ГОДА
    • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ)
    • ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАКРЕПЛЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ИМУЩЕСТВА
    • ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ (ПРИЕМА) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
    • ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ДОГОВОРА, ЗАЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯ(ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ) РЕБЕНКА
    • ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ВАКАНТНЫХ МЕСТ И СРОКАХ ПРИЕМА ЗАЯВЛЕНИЙ
    • ЧТО ТАКОЕ СЕРТИФИКАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ.
    • 4 МАРТА 2017 ГОДА ПРИГЛАШАЕМ НА ИГРОВУЮ ПРОГРАММУ "МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ"
    • ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ МЕСЯЧНИКА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
    • ПРИГЛАШАЕМ НА ВСТРЕЧУ СЕМЕЙНОГО КЛУБА "СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ"
    • ПРИГЛАШАЕМ НА МАСТЕР-КЛАСС "ИЗГОТОВЛЕНИЕ БРОШИ ИЗ ГЕОРГИЕВСКОЙ ЛЕНТЫ"
    • ПАМЯТКА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГРАЖДАНАМИ БЫТОВЫХ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
    • ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПОСАДКИ ДЕТЕЙ В АВТОБУС ПРИ ИХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПЕРЕВЕЗКЕ
    • ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ НАБОРА ДОПУСТИМЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУПП ДЕТЕЙ
    • ПАМЯТКА О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТООТРАЖАТЕЛЕЙ
    • ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • ПРИКАЗ "О СОЗДАНИИ КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В ДДТ"
    • ПРИКАЗ "О ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РАБОТУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ"
    • ПРИКАЗ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТОВ И ПРОЦЕДУР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ"
    • СТАНДАРТЫ И ПРОЦЕДУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОЙ РАБОТЫ И ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ДДТ
    • ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ИНФОРМИРОВАНИЯ РАБОТНИКАМИ ДДТ РАБОТОДАТЕЛЯ О СЛУЧАЯХ СКЛОНЕНИЯ РАБОТНИКОВ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ И ПОРЯДКЕ РАССМОТР
    • ПРАВИЛА ОБМЕНА ДЕЛОВЫМИ ПОДАРКАМИ И ЗНАКАМИ ДЕЛОВОГО ГОСТЕПРИИМСТВА В ДДТ
    • ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
    • ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ"

    ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ"

    ЦЕЛИ:

    Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у воспитанников понимания необходимости выполнения правил этичного поведения;

    Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения;

    Формировать задатки самоконтроля в поведении детей;

    Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

    Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на празднике вашими помощниками.

    Нашу сегодняшнюю встречу мы посвящаем этикету.

    Что такое этикет?

    Знать должны мы с детских лет.
    Это - нормы поведения:
    Как ходить на День рождения?
    Как знакомиться?
    Как есть?
    Как звонить?
    Как встать?
    Как сесть?
    Как здороваться со взрослым?
    Много разных есть вопросов.
    И на них даёт ответ
    Этот самый этикет.

    Это занятие я хочу начать со стихотворения Григория Остера «Вредные советы».

    Потерявшийся ребенок должен помнить, что его

    Надо действовать умнее, говорите: «Я живу

    Возле пальмы с обезьяной на Гавайских островах».

    Потерявшийся ребенок, если он не дурачок,

    Не упустит верный способ в дальних странах побывать…

    Какие вредные советы дает нам Г. Остер.Следует ли так поступать. Сегодня я приготовила для вас необычные школьные правила.

    Правила поведения на уроке

    На контрольных не списывай у двоечников. Списывай только у отличников.

    Старайся сидеть на первой парте. Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до столовой!

    Не пиши на партах всякую чепуху. А пиши только самое главное, например: «Спартак»-чемпион!, «Вася - дурак!»

    Содержи свои тетради в чистоте. Лучше в них ничего не писать, а то на чем же ты будешь играть в «Крестики-нолики» или в «Морской бой»

    Правила поведения на перемене

    На перемене не дергай девчонок за косички: гораздо интереснее делать это на уроке.

    Бережно обращайся с учебниками. Помни: это твое главное оружие в школьной драке!

    Всегда пропускай девочку вперед: сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку.

    Не обижай ребят из младших классов: они такие ябеды.

    Повеселились? Предлагаю всем отправится в путешествие по стране Этикет, и первая остановка - город «Знакомск».

    Догадайтесь, о чем пойдет речь? Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

    Какие правила знакомства вы знаете? (выходят дети попарно и представляют друг друга)

    • Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим.
    • То же при очевидной разнице в общественных положениях: младший представляется старшему.
    • Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.
    • Из последнего правила могут быть исключения, например если эта женщина - студентка, а мужчина - почетный профессор.
    • Когда вы кого-либо знакомите или знакомят вас, постарайтесь смотреть собеседнику в лицо. И улыбнитесь. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.
    • Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.
    • Среди ровесников вполне допустимо при знакомстве называть только имя.

    - Следующий город «Приветск».

    - О чем здесь пойдет речь? А зачем вообще нужны приветствия?

    Какими только приветствиями не пользуются люди: «салют», «чао», «хелло» и т.д. Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, ударяясь о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык.

    Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Словом не перечислишь.

    Да и сейчас. Посмотрите вокруг. Вот прошли военные - отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатиями. А эти приветственно помахали руками. Женщины долго не виделись, обнимаются. А девчонки: налетели друг на дружку - чмок, чмок, протараторили и разбежались.

    - Давайте и мы друг друга поприветствуем, какв племени масаи - перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки.

    Жители Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь.

    Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами.

    В Новой Гвинее распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлетом" бровей, когда обе брови одновременно поднимаются, взлетают вверх.

    Традиционное приветствие в Таиланде — именуемое “вай”, при котором сложенные вместе ладони прикладываются к голове или груди, причем положение рук и длительность всего жеста определяется социальным положением приветствуемого: чем значительнее статус персоны, тем выше поднимаются ладони, и тем дольше длится “вай”. Давайте поприветствуем одноклассников, учителя, директора, президента.

    У индейцев было принято подбегать друг к другу и тереться носами. Так они выражали свои радость от встречи с человеком и хорошее к нему расположение.

    Приветствия жителей острова Пасхи: стать прямо, сжать руки в кулаки, вытянуть их перед собой, поднять над головой, разжать кулаки и дать рукам спокойно упасть.

    Очень ответственно относятся к приветствиям японцы. У них применяется три вида поклонов - очень низкий, средний и легкий. Низким поклоном приветствуют самых уважаемых и богатых людей. Давайте по японскому обычаю поприветствует нашего директора.

    Тибетцы при встрече снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

    В новогвинейском племени коири при встрече щекочут друг друга подбородком.

    - Следующая остановка - «Гостийск»

    Принимая подарок, именинник должен обязательно сказать что-нибудь гостю. А что именно, мы узнаем, поиграв в игру. Если нравится мой ответ - хлопайте в ладоши, а если нет - говорите: «У-У».

    Спасибо, я очень рада. Замечательный подарок.

    Ой, ты подарил такой же подарок, как мои родители.

    Спасибо, я давно мечтала о таком подарке.

    Как жаль! Я думала ты подаришь мне куклу!

    А у меня уже есть такая игра!

    Спасибо, это очень хороший подарок!

    ИГРА

    Если то, что я скажу правильно - хлопаем в ладоши, если нет - пропускаем.

  • Есть руками.
  • Глотать большие куски.
  • Не чавкать.
  • Ковырять в зубах пальцами.
  • Класть в рот небольшие кусочки.
  • Чавкать.
  • Говорить во время еды.
  • Вытирать рот рукавом.
  • Спешить.
  • Пить залпом.
  • Выплевывать косточки на стол.
  • Хорошо пережевывать пищу.
  • Объедаться.
  • Не говорить с полным ртом.
  • Чистить зубы зубочисткой.
  • Пользоваться салфеткой.
  • Сильно дуть на суп.
  • Бросать салфетку на стол.
  • Теперь задачи на уважение! Если команда не может ответить, то ей могут помочь болельщики.

    Вопрос: Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько время?" Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие?

    Ответ: Он должен был спокойно спросить "Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?"

    Вопрос: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

    Ответ: Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

    Вы в гостях ели суп. В какую сторону нужно наклонить тарелку, чтобы вычерпать последние капли: от себя или на себя?

    Ответ: тарелку наклонять не надо.

    Вопрос: Вам в гостях предложили попробовать вкуснейший компот из вишни. Только в нем есть косточки. В какую руку нужно сплевывать косточки?

    Ответ: косточки нужно аккуратно выплюнуть на чайную ложечку, потом положить на блюдце.

    Вопрос: Куда положить мороженое, если ты не успел его съесть перед входом в зрительный зал театра?

    Ответ: мороженое нужно выбросить в урну

    На блюде, которое вынесли гостям, осталось последнее пирожное. Кто из гостей должен его взять?

    Ответ: никто. По правилам на блюдо всегда кладут на 1 пирожное больше, чем количество гостей.

    Следующая станция называется… («Город Жестов»)

    Какие языки вы изучаете? (Русский, английский, на уроках информатики - язык программирования.)
    - Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем, - это язык мимики, жестов, телодвижений человека "body language". На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.
    Жест - движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
    Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.
    Дети показывают жест "большой палец вверх".
    - Но этот жест у жителей Америки, Англии имеет другое значение. Им пользуются при голосовании на дорогах. А в Греции - это знак - "Прекрати говорить! (грубо) Замолчи!".

    Представьте себе американца, голосующего на дороге в Греции! А у итальянцев "большой палец" обозначает число 1. Теперь покажите с помощью жеста число 1.
    Дети показывают поднятый вверх указательный палец.
    - У американцев и англичан указательный палец обозначает число 1, а большой палец - 5. Вопрос - нужно ли человеку знать язык жестов и почему?
    Перечислите жесты, которые вам знакомы.
    Дети перечисляют:
    - приятные (поклоны, рукопожатия);
    - добрые (поглаживание по головке, похлопывание по плечу);
    - вредные (почёсывание затылка, размахивание руками);
    - обидные (пальцем у виска);
    - решительные (зазывание);
    - профессиональные (отдача чести у военных);
    - определённой группы людей (глухонемые, иностранцы).

    Игра "Угадай Жест".

    Сейчас мы проведём игру "Угадай жест".
    Выходят дети и получают листочки с заданием показать какой-либо жест. Другие дети пытаются разгадать значение жеста. (Приветствие, прощание, одобрение, неодобрение, замолчите, пойдём со мной, позвоню по телефону).


    - Остановка «РЕЧЕВАЯ»

    Сценка
    Доктор. На что жалуешься, молодой человек?
    Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.
    Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?
    Петя. В третьем "Бы".
    Доктор. В третьем "Бы"? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
    Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
    Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?
    Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
    Доктор. Порядочек. Железно. (Берёт у Пети градусник.)
    Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты сможешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка - учебник "Русский язык"). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

    - Остановка «Телефонный звонок» разыграть между детьми разговор по телефону.

    Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость

    Игра «ШАРИК- эстафета комплиментов»

    Теперь давайте все вместе произнесем клятву вежливых людей:

    Клянемся вежливыми быть,

    Всегда спасибо говорить,

    Добрый день и до свидания -

    Нет в мире лучше звания!

    Клянемся! Клянемся! Клянемся!

    Клянемся всех приветствовать всегда,

    Чтоб не проникла в мир беда,

    Чтоб каждый мог поверить в дружбу,

    И этикет нес эту службу

    Клянемся! Клянемся! Клянемся!

    Послушайте пословицу "Умение вести себя украшает и ничего не стоит". Объясните смысл.
    - Желаю вам стать образцовыми учащимися, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь с помощью жеста покажите, понравилась ли вам тема, которую мы затронули.

    ФОТОГРАФИИ

    8 902-814-74-23

    (КРУГЛОСУТОЧНО)

    Разработка внеклассного мероприятия для школьников 7, 8 и 9 классов по теме: Этикет.

    Заседание клуба этикета «Факультет забытых истин»

    Цели: воспитание культуры поведения у подростков, вежливого, уважительного отношения к людям; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.

    Подготовка

    1. Класс делится на две команды.

    2. Кабинет оформляется по теме.

    Действующие лица

    Маркиз Этикет.

    Ход мероприятия

    Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на заседании клуба этикета «Факультет забытых истин». Для чего нужны правила этикета, известно каждому.

    Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадете впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.

    Маркиз Этикет. Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей из богатых сословий на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И когда двое не соглашаются войти в дверь друг за другом, про них с иронией говорят: «Ну, развели китайские церемонии».

    В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый: кто у ниши с картиной - на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто должен сидеть у входа. Любая попытка сесть на «незнакомое» место вызовет лишь всеобщее смятение. Именно это происходит, когда заезжий иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.

    Очень своеобразны у японцев правила хорошего тона. Заметив знакомого, японец считает своим долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом.

    Со стороны эта сцена производит впечатление, будто обоих хватил прострел, и они не в силах разогнуться. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает таких официальных поклонов в среднем 36 раз, агент торговой фирмы 123 раза, девушка у эскалатора в универмаге 2560 раз.

    В толпе же с японцем происходит таинственное превращение. Куда исчезают его изысканные манеры, предупредительность, учтивость? Он прокладывает себе дорогу в людском потоке, совершенно не обращая ни на кого внимания. До тех пор, пока прохожие на улице или пассажиры в вагоне остаются незнакомыми, японец считает себя в праве относиться к ним как к неодушевленным предметам. Садясь в автобус, он может без зазрения совести отпихнуть с подножки женщину, может, пустив в ход колени, локти, обменяться пинками с соседом.

    На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а свод предписаний стали оформлять относительно недавно. В XVI веке появился сборник под названием «Домострой», ценнейший памятник средневековой культуры. Он определял регламент жизни средневекового человека, ее хозяйственную, религиозную и семейную стороны. Домострой рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рекомендовал рецепты народной медицины.

    Сборник был основан прежде всего на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек Богу угоден, чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.

    В Кратком катехизисе русского народа 1837 года можно найти очень интересное положение о том, что нравственность у русских людей воспитывать не надо: она заложена в человеке при его рождении. «Следствие нравственной жизни есть порядок, тишина, спокойствие, покорность дому, все это есть в земле Русской, стало быть, русские нравственны».

    Через 22 года после опубликования Катехизиса, в 1859 году, вышел журнал «Благонамеренный», где в разделе «Светская философия, или Книга жизней» уже нет подобных фатальных воззрений на русскую нравственность. Более того, в этом журнале публикуют конкретные педагогические советы. «Как воспитывать в институтах? - рассуждает один из авторов. - Коли воспитуемые знают лаять по-французски, то все равно, какой вздор у них в голове и в сердце. Воспитание надо разделить на общее и частное. Сделать из ребенка человека, прежде чем земледельца, воина или ученого. Чем свободнее земля в политическом отношении, тем строже должны быть нравы в частной жизни». И далее: «Приучите юношу к бедности, а к роскоши он привыкнет сам». «Вскорените у него понятие долга, а свои выгоды он сам собою будет соблюдать». «В Китае награждают отца за заслуги сына, а у нас - сына за услуги отца. Чтобы сохранить нравственность, нужно использовать китайский принцип».

    В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в светском обществе держать себя на кристинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, на прогулке, в театре и т. д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», «Искусство нравиться дамам и молодым девицам». В книгах были приложения: дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и др.

    Ведущий 2. Умение вести себя в обществе не приходит сразу. Для постижения правил вежливости ни один ребенок не бывает слишком мал, как считают некоторые родители. Но даже владея всеми столовыми предметами, зная, когда надо снять шляпу, а когда поцеловать даме руку, вы можете не снискать симпатии окружающих, если не будете при этом сердечны, деликатны и выдержанны.

    Итак, мы начинаем нашу игру.

    Этикет улицы

    Ведущий 1. Большую часть своего времени человек проводит на людях: на улице, в транспорте, в общественных местах, на работе и в учебных заведениях. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения. О многих правилах поведения среди людей говорится в пословицах русского народа: «Худое дело - обидеть соседа», «От учтивых слов язык не отсохнет», «Не груби малому, не вспомянет старый». Первый наш конкурс посвящен этикету улицы.

    Конверт с заданием для первой команды

    1. Как вы поведете себя при встрече на улице со своим знакомым?

    A. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.

    Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.

    B. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.

    Сценарий игровой программы по этикету «Уроки вежливости ».

    г.

    Оформлена выставка литературы. Вначале детям в зале раздают листы с четверостишьями.

    Звучит музыка.

    Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на

    нашей программе по этикету «Уроки вежливости». Вам, конечно,

    хорошо известно слово этикет, и сами правила поведения.

    Этикет – слово французского происхождения. На дворцовых приёмах у «короля-солнца» Людовика ХIV гостям вручались карточки с написанными на них правилами поведения. От названия карточки этикетки и пошло слово «этикет». Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней, вслед за азбукой и арифметикой, излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и так далее.

    Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Хорошо воспитанные люди обязательно должны знать и соблюдать правила этикета ежедневно, ежечасно, везде.

    Звучит музыка. Выходит клоун Буся

    Б уся: О-го-го! Сколько народу! Вот это да! А что это вы тут все делаете? И

    меня никто не позвал!

    Ведущий: Буся, а разве тебя не учили здороваться с ребятами?

    Буся: Не-а, а зачем это я буду здороваться?

    Ведущий: А разве тебя не учили знакомиться?

    Буся: Вот ещё! Делать мне больше нечего, как знакомиться!

    Ведущий: Вот видите, ребята, как нехорошо быть невоспитанным. Давайте

    поможем нашей Бусе? Научим её правилам этикета?

    Дети: Да!

    Ведущий: Давай попробуем ещё раз! Буся, тебе нужно со всеми

    поздороваться и познакомиться!

    Буся здоровается, но её никто не слышит.

    Ведущий: Ну, разве так здороваются? Буся, здороваться нужно, чтобы тебя

    все услышали. Попробуй ещё раз.

    Буся: Ну ладно, так и быть. Здравствуйте друзья!

    Дети: Здравствуйте!

    Буся: Меня зовут Буся! Я очень, очень рада, что вы меня научите правилам

    Ведущий: Вам преподносит творческий номер вокальная группа «Ника»

    Буся: Аплодисменты!

    Ведущий: Спасибо большое!

    Концертный номер

    Ведущий : Ребята, а знаете ли вы, что пригласив гостей к себе домой

    необходимо знать несколько правил. Например:

    1. Хозяйка обязательно должна развернуть, принесённый подарок, а потом поблагодарить гостей.

    2. Если подарили цветы и букет большой, на стол его ставить нецелесообразно. Он будет мешать общаться и занимать много места. Букет нужно поставить в вазу где-то рядом, в комнате.

    3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок, вымыть руки, причесаться.

    Буся: Ребята, я предлагаю вам разделиться на 2 команды и придумать

    каждой команде название.

    Буся: Итак, команда …, команда….

    Ведущий: Вам нужно будет поднимать руку и правильно отвечать на

    Буся: Ну что, готовы?

    Дети: Да!

    Ведущий: 1. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Просто кивнуть)

    Буся: 2 . Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да)

    Ведущий: 3 . На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Промолчу, с кем не бывает)

    Буся: 4 . Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто его начал)

    Ведущий: 5. Если тебе принесли подарок завёрнутый, можно ли его развернуть и посмотреть? (Да, развернуть и поблагодарить того, кто его подарил)

    Буся: 6 . Можно ли перебивать говорящего? (Нет)

    Ведущий : 7 . Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с

    незнакомым тебе человеком, приостановился. Нужно ли

    здороваться тебе? (Да)

    Буся : 8 . Можно ли наклонять тарелку с супом? (Если есть необходимость,

    от себя)

    Ведущий: Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся, а где-то и совпадают. Я надеюсь, вы запомнили правильные ответы? А ты, Буся, всё усвоила?

    Буся: И я всё усвоила, постараюсь ничего не забыть!

    Ведущий: Для вас выступает трио вокальной группы «Ника»

    Буся: Ребята, мне нужна ваша помощь. Из каждой команды мне нужно по 2

    человека.

    Выбираем мальчика и девочку.

    Представьте случай, что вы пришли в гости вместе.

    Покажите мне, пожалуйста, как нужно девочку усадить за стол.

    Начинает команда …

    Звучит музыка.

    Молодцы. Ну, что команда …, готовы?

    Звучит музыка.

    Пара (мальчик и девочка) инсценируют рассказ ведущего.

    Ведущий: А знаете ли вы, что кавалер, приглашая даму на танец, должен слегка поклониться ей со словами: «Позвольте вас пригласить». Однако прежде, ему следует убедиться, что его костюм в полном порядке и все пуговицы пиджака застёгнуты.

    Если даму сопровождают другие лица (брат, отец, мать, подруга), то кавалеру следует сначала поклониться им или спросить: «Позвольте пригласить вашу даму, подругу, дочь на танец?».

    Сделав приглашение, кавалер либо пропускает даму вперёд, чтобы последовать за ней на танцплощадку, или, если не очень тесно, предлагает ей руку.

    После танца, кавалер обязан проводить свою партнёршу к её

    столу и поблагодарить за танец.

    Буся: Друзья, скажите мне, а вот вы такие все умные, да? А бегать то вы умеете? Мне нужно по 6 человек из каждой команды. На нашем стенде у нас есть 3 картинки, на первой изображена школа, на второй лес, пикник, а на третьей день рождение вашего друга. Ещё у нас есть одежда (раздаёт каждой из команд стопку с листами, перевёрнутую надписями вниз, на которых написана одежда). Ребята, вам, под весёлую музыку, поочереди, нужно развесить одежду, под каждой картинкой. А какую одежду и куда можно надевать – решать вам! Готовы? Поехали!

    Звучит музыка. Игра.

    Ведущий: Я считаю, что с заданием справились все! Буся, теперь тебе

    понятно, как хорошо в жизни применять правила этикета?

    Буся: Да! Теперь мне всё понятно!

    Ведущий: А вам ребята?

    Дети: Да!

    Буся: Ребята, а давайте сыграем в мою любимую игру. Я буду кидать свой

    мяч, а тому, кто его поймает, нужно будет зачитать своё

    четверостишье.

    Звучит музыка.

    Уступай старушкам место,

    Если стало очень тесно.

    Постоишь и не растаешь.

    Здесь ничем сорить не надо –

    Быть воспитанным отрада.

    Фантик на пол не бросай,

    А упал он – поднимай.

    Не пинай других ногами

    И не пачкай сапогами.

    Песни громко ты не пой,

    Потихоньку рот закрой.

    Сначала ты договорись,

    Потом уж в гости соберись.

    Одеваемся нарядно,

    Чтобы выглядеть парадно.

    Ты оделся, расчесался…

    Почему ж не умывался?

    Не ходите без подарка,

    Не должно его быть жалко.

    Если вас не пригласили,

    Не врывайтесь в гости силой.

    Не забудь ботинки снять,

    Дома в них нельзя гулять.

    Не шали и не кусайся,

    Без причин не обижайся.

    Не ломай столы и мебель,

    Где б в гостях, мой друг, ты не был.

    Будь воспитанным и скромным,

    По местам не шарь укромным.

    Бить ногой не надо кошку

    И бросать под стол картошку.

    Ты обулся, куртку взял,

    А «До свидания» сказал?

    Звучит музыка.

    Ведущий: Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря и вы, ребята,

    узнали много нового и интересного.

    Буся: И я буду стараться применять правила этикета в школе, на улице,

    дома, в гостях!

    Ведущий: Мы желаем вам всего самого хорошего!

    Буся: До новых встреч!

    Реквизит.

    1. четверостишья

    4. 3 картинки (школа, лес, день рожденье друга)

    8. 2 стопки с листами, на которых написана различная одежда (одинаковые)

    Уступай старушкам место,

    Если стало очень тесно.

    Не кричи, что сесть мечтаешь –

    Постоишь и не растаешь.

    Здесь ничем сорить не надо –

    Быть воспитанным отрада.

    Фантик на пол не бросай,

    А упал он – поднимай.

    Не пинай других ногами

    И не пачкай сапогами.

    Песни громко ты не пой,

    Потихоньку рот закрой.

    Сначала ты договорись,

    Потом уж в гости соберись.

    Одеваемся нарядно,

    Чтобы выглядеть парадно.

    КРОССОВКИ

    СПОРТИВНОЕ ТРИКО

    РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ

    СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ

    Сценарий конкурса будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов; для детей младшего школьного возраста; конкурс для закрепления правил хороших манер.
    «Этикет, или просто хорошие манеры»
    Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
    Плакат на сцене
    «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.» И. Гете.
    « Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.»
    Пословицы.
    Чего в других не любишь, того и сам не делай.
    Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

    Ход занятия

    Тема нашего мероприятия «Этикет, или просто хорошие манеры». Что такое этикет? (Ответы детей)
    -Этикет – совокупность правил поведения в обществе; умение вести себя в обществе; правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому. Как возникло слово «этикет»? (Ответы детей)
    - На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, от французского названия карточек «этикетки» и произошло слово «этикет».
    Русский царь Петр I тоже часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. Нужно было уметь себя вести, чтобы не опозориться перед иностранными гостями. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения - «Юности честное зерцало». Петр сам принимал участие в её составлении. В книге были такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать»; «перстом носа не чистить»; «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало»
    Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях в театре и т.д. Какие вы знаете правила поведения?
    - Здороваться.
    - Если встретился знакомый,
    Хоть на улице, хоть дома,
    Не молчите, не стесняйтесь
    И немым не притворяйтесь,
    Поздороваться спешите,
    Громко «Здравствуйте!» скажите.
    Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
    Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
    И, наверно, не пойдет в аптеку
    И здоровым будет много лет.
    Добрый день! - тебе сказали.
    Добрый день! - ответил ты.
    Как две ниточки связали -
    Теплоты и доброты!
    -Спасибо.
    За что мы говорим спасибо?
    За все, что делают для нас.
    И мы припомнить не смогли бы
    Кому сказали? Сколько раз?
    примерные ответы детей:
    - Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
    - Не перебивай говорящего.
    - Не выкрикивай с места.
    - Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
    - Следи за чистотой в классе не сори, не пиши на парте, не забывай сменную обувь.
    - Почему надо соблюдать в обществе нормы этикета?
    - Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой.
    - Существует огромное количество самых невероятных для нас правил, которые другим кажутся единственно возможными.
    Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 г., в самый разгар холодной войны. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и разрядке международной напряженности. Наверное, так и есть.
    Сегодня более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно, главное - искренность.
    - Все правила этикета сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». А сейчас давайте разделимся на 2 команды и посоревнуемся, кто лучше знает правила этикета.
    Начинаем 1 конкурс . Понадобиться 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды. Представьте себе ситуацию молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, а с другой -дорога, по которой идут машины. Итак, вопрос:с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги)
    (Пары учеников изображают молодого человека и девушку. За правильный ответ – 1 балл)
    Второй конкурс . Вы опоздали на урок. Как вы войдёте в класс? Выйдите за дверь и сыграйте сценку.
    (Представители команд по очереди выполняют задание. Воспитатель перечисляет ошибки, которые допустили ребята. За правильный ответ – 2 балла. Правильный вариант: «Галина Николаевна, извините,пожалуйста, за опоздание. Разрешите войти!)
    Третий конкурс . А сейчас мы проверим, умеете ли вы сервировать стол. Вот вам приборы. Время на сервирование стола - 1 минута.
    (Около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож острием к тарелке, а слева – вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. За правильный ответ – 3 балла)
    - А сейчас я каждой команде буду задавать вопросы. За правильный ответ-1балл.

    Викторина по этикету.

    1.Что такое этикет?
    Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
    2.Как переводится с французского слово «этикет»?
    Слово «этикет» имеет два значения а) ярлык, этикетка
    б) церемониал
    3. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него?
    Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
    4. Можно ли войти в магазин с собакой?
    Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.
    5. Можно ли есть в фойе или зрительном театре?
    Нет. Для этого существует буфет.
    6.Что можно рассматривать в бинокль?
    Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
    7. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
    Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
    8. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной?
    Лицом и только лицом.
    9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону?
    С 9 до 22 ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка особо.
    10.С какого слова звонящий должен начинать разговор?

    Со слова «Здравствуйте!»
    11. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
    Тот, кто звонил.
    12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
    Женщина при разговоре с мужчиной.
    Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
    13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»?
    С ударением на «и».
    14. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
    Правой.
    15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
    Извиниться.
    16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
    На одну-две ступеньки впереди дамы.
    17. А когда поднимаешься?
    На одну-две ступеньки позади.
    18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?
    Нет.
    19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
    Младший.
    20. А подавать руку для рукопожатия?
    Старший.
    21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
    Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руко-
    водителя, группу знакомых людей.
    22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым?
    Женщины, пожилые люди, дети.
    23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?
    Друзей родителям.
    24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
    Не более трех цветов.
    25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
    Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
    26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?
    Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
    27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки?
    Это придает их владельцу неопрятный внешний вид.
    28. Можно ли опаздывать, идя в гости?
    Это недопустимо.
    29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
    Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо- вилку в левой, а нож в правой.
    30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
    Только рукой.
    31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
    Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
    Предлагаю вам такую игру.
    Задаю вам вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете правильный и, если возможно, озвучиваете или демонстрируете.
    1. Монголы при встрече спрашивают:
    а) А где бабуля?
    б) Как пройти в библиотеку?
    в) Здоров ли ваш скот?
    (Стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные - значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу - все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.)
    2. Молодой американец, приветствуя приятеля:
    а) Хлопает по своей правой коленке.
    б) По спине приятеля.
    в) По мягкому месту приятеля.
    3. Папуасы при встрече произносят:
    а) Дай я тебя всего обнюхаю!
    б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!
    в) Вот ты мне и попался!
    4. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:
    а) Я тебя вижу!
    б) Я тебя не съем!
    в) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!
    5. Тибетцы, здороваясь:
    а) Снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.
    б) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.
    в) Пожимают руки сами себе.
    6. Знатные особы в ХУП-ХУШ веках при встрече:
    а) Закрывались веерами.
    б) Обменивались визитками.
    в) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.
    7. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга следующим образом:
    а) Протягивали друг другу левые руки.
    б) Протягивали друг другу правые руки.
    в) Пожимали руки сами себе.
    - Международная напряженность, может быть, и не очень уменьшилась, а вот хорошего настроения, точно, прибавилось.
    Следующее задание: помоги литературным героям найти правильный выход из создавшейся ситуации.
    «Театр уж полон…» (инсценируют дети в костюмах)
    Мальвина всерьез занялась воспитанием Буратино и решила съездить с ним в музей и театр.
    1. Как вы думаете, можно ли Буратино трогать руками музейные экспонаты?
    а) Можно, если он уверен в прочности материала, из которого они изготовлены.
    б) Нежелательно.
    в) Нельзя ни в коем случае.
    2. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
    а) Допустимо,
    б) Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
    в) Шумное поведение допустимо везде.
    3. Нужно ли Буратино слушать экскурсовода, если его рассказ ему неинтересен?
    а) Нужно.
    б) Не нужно.
    в) Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ
    неинтересен,
    4. Как нужно Мальвине и Буратино пройти на свои места перед сидящими зрителями?
    а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
    б) Лицом к сидящим.
    в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
    5. Как проявить неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
    а) Свистеть и топать ногами.
    б) Немедленно встать и покинуть зал,
    в) Молчать и не аплодировать.
    «Кто ходит в гости по утрам?»
    1. Кролик пригласил к себе гостей на чашку чая. Сова опаздывает. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
    а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие Винни-Пух и Пятачок.
    б) Не более 15 мин.
    в) Ждать вообще не следует, т. к. Сова должна была прийти вовремя.
    2. Кролик угощает своих гостей очень вкусными блюдами. Можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
    а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
    б) За столом следует вести себя беззвучно.
    в) Издавать звуки не обязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.
    3. Пятачок случайно разбил чашку: как поступить Кролику?
    а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье».
    б) Сделать вид, что он ничего не заметил.
    в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
    4. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные заботливым Кроликом?
    а) Совсем необязательно, и так очевидно, что Кролик хороший хозяин.
    б) Обязательно - это дань вежливости.
    в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда, например горшочек с медом, к следующему званому вечеру.
    5. Как поступить Пятачку, если ему нужно уйти из гостей пораньше?
    а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
    б) Попросить Кролика объявить всем об его уходе, после чего распрощаться с Тигрой, Кенгой, Крошкой Ру.
    в) Уйти незаметно, попрощавшись с Кроликом.
    «Мы едем, едем, едем.,.»
    1. Незнайка и Синеглазка решили поехать на автобусе из Солнечного города в Цветочный. В каком порядке Незнайка и Синеглазка садятся в транспорт?
    а) Сначала с помощью Незнайки садится Синеглазка, а потом ее спутник.
    б) Сначала в транспорт входит Незнайка, как бы прокладывая Синеглазке дорогу, а она - за ним.
    в) Если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно потерять друг друга.
    2. В автобусе Коротышки заметили Знайку, увлеченно читавшего какую-то книгу. Можно ли и Незнайке с Синеглазкой читать ту же самую книгу?
    а) Можно, они же не мешают ему читать!
    б) Нельзя.
    в) Можно, если им хорошо все видно и темп чтения у них со Знайкой совпадает.
    3. Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?
    а) Желательно, потому что только в этом случае есть надежда, что тот, кому вы уступили место, вас запомнит.
    б) Необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее место может занять кто-то другой.
    в) Не нужно, достаточно молча встать а предложить свое место.
    4. В каком порядке Незнайка и Синеглазка выходят из транспорта?
    а) Сначала выходит Синеглазка, а за ней, легонько ее подталкивая, Незнайка.
    б) Сначала выходит Незнайка и, подав руку? помогает выйти Синеглазке.
    в) Если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобнее спрыгнуть со ступеньки автобуса.
    5. Находясь на улице, куда деть обертки от конфет?
    а) Бросить в урну.
    б) Ясли поблизости нет урны, все сложить в карман или сумку и при случае выбросить.

    в) Выбросить в укромное место, чтобы мусор не попался на глаза прохожим.
    - Подведем итог нашего конкурса.
    - Вот и закончилась наше мероприятие. Жюри подводит итог (объявляет счёт и команду победителей). Конкурс показал, что вы знаете правила этикета. Но правила этикета надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами приятно. Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.

    Внеклассное мероприятие “Путешествие в страну этикета»

    Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

    Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
    2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
    3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы

    Форма проведения: обучающая игра

    Учет возрастных особенностей: учащиеся 1-4 классов

    Оборудование: аудиозаписи: песни Ю.Энтина «Дорогою добра», Б.Окуджавы «Давайте говорить», песни Кота Леопольда, звука подъезжающего поезда; карта страны «Этикета», название станций, ленточки для штрафников, волшебный сундучок, карточки с волшебными словами, детская железная дорога, конверты с разрезанными пословицами, весы справедливости, бумажные капельки, видеоролик из Ералаша «Комплименты», мягкая игрушка кота.

    Ход мероприятия:

    Звучит песня Ю.Энтина, Минкова «Дорогою добра»

    Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья и уважаемые гости! Мы приветствуем вас и надеемся, что наше общение будет приятным и полезным. Кто хранит в себе искорку юмора, живого задора и доброты приглашаем в наше «Путешествие в страну этикета».

    А что же это такое – быть этичным?

    Ученики:

    Что такое - быть этичным,

    Аккуратным и тактичным,

    Эстетичным и приличным?

    Все: Человеком быть отличным

    Уступать в трамвае место,

    Быть и вежливым, и честным,

    Помогать на кухне маме,

    В магазин ходить утрами

    Или после школы днём,

    Одному или вдвоём.

    Нет, живая этика

    Вам не арифметика

    Не сорить, обедая,

    Пол не пачкать кедами,

    Туфлями, кроссовками,

    Сильными быть, ловкими,

    Никогда не унывать,

    Всё и всюду успевать.

    Помогать больным и бедным,

    «Нет!» сказать привычкам вредным!

    Дорожить мгновеньем каждым,

    Быть защитником отважным,

    Щедрым быть, людей любить,

    И природу.

    Все: Значит – жить!

    Ведущий: А теперь подробнее о том, кто все это выдумал. Хотите узнать? Этикет- это французское слово, которое переводится как порядок поведения в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиля одежды.

    И чтобы лучше запомнить все эти правила и научиться вести себя соответственно ситуации мы и посетим с вами необычную Страну Этикета.

    Посмотрите, пожалуйста, - вот перед вами карта этой страны. Обратите внимание, какие города в ней находятся: Добрые Слова, Школьный этикет, город Грубияния, город Народной мудрости, город Справедливости, город Комплимент.

    В каждом городе нас будут ждать приключения, а кое – где и испытания. В нашем путешествии мы ввели штрафы за нарушения поведения, и в конце игры увидим, кто окажется злостным штрафником, а значит невоспитанным человеком. К нарушителям дисциплины мы будем привязывать ленточки.

    Итак, наше путешествие начинается.

    Мы начинаем наше путешествие с первого города, который называется Добрые слова. По вашему мнению, какие слова можно назвать добрыми? (звучат ответы детей).

    Да, дети, вы правы, эти слова можно назвать добрыми. Но есть еще множество слов, которые относятся к добрым. Они определяют наше настроение, желание работать, учиться, быть лучше. А хранятся они у нас в Волшебном сундучке. Давайте их вслух зачитаем.

    (Детям предлагается по очереди вытаскивать из сундучка написанные на бумаге добрые, волшебные слова, и зачитывать их.)

    Ведущий: А теперь давайте познакомимся с замечательным стихотворением С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы», которое поможет вам вспомнить правила поведения в различных жизненных ситуациях.

    (дети выразительно читают стихи)

    Ежели вы вежливы

    И к старости не глухи,

    Вы место без протеста

    Уступите старухе.

    Ежели вы вежливы

    В душе, а не для виду

    В троллейбус вы поможете

    Взобраться инвалиду.

    И ежели вы вежливы,

    То, сидя на уроке,

    Не будете с товарищем

    Трещать, как две сороки.

    Ежели вы вежливы,

    Поможете вы маме,

    И помощь ей предложите

    И ежели вы вежливы,

    То в разговоре с тётей,

    И с дедушкой, и с бабушкой

    Вы их не перебьёте.

    И ежели вы вежливы,

    То вам, товарищ, надо

    Всегда без опоздания

    Ходить на сбор отряда.

    Не тратить же товарищам,

    Явившимся заранее,

    Минуты на собрание,

    Часы на ожидание!

    И ежели вы вежливы,

    То в библиотеке

    Некрасова и Гоголя

    Возьмёте не навеки.

    И ежели вы вежливы,

    Вы книжечку вернёте

    В опрятном, не измазанном

    И в целом переплёте.

    И ежели вы вежливы,

    Тому, кто послабее,

    Вы будете защитником,

    Пред слабым не робея.

    Без просьбы, то есть сами.

    Ведущий: В этом городе вас ждут еще испытания. Сейчас проведем небольшую игру на знание добрых слов. Я буду в стихотворной форме называть начало предложения, а вы все хором будете заканчивать.

      Растает даже ледяная глыба,

    От слова теплого ……. (спасибо)

      Зазеленеет старый пень.

    Когда услышит ……. (добрый день)

      Если больше есть не в силах,

    Скажем маме мы …. (спасибо)

      Мальчик, вежливый и развитый,

    Говорит встречаясь …….. (здравствуйте)

      Когда нас бранят за шалости,

    Говорим, …………. (прости, пожалуйста)

      И во Франции, и в Дании

    На прощание говорят….. (до свидания).

    Вы дали все верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше к городу Школьный этикет.

    (звучит аудиозапись подъезжающего поезда)

    Ведущий: Человеку многое надо знать: на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах и многое - многое другое.

    Вот поэтому люди придумали правила для всех случаев поведения. Но, к сожалению, есть люди, которые нарушают эти правила. И наша школа не исключение.

    Представляем вашему вниманию эпизод из школьной жизни.

    Стихотворение “Случай из школьной жизни»

    Друзья, вот вам на всякий случай

    Стихи о школьнике одном.

    Его зовут…, а впрочем,

    Мы лучше здесь его не назовем.

    «Спасибо», «здравствуйте», «простите» -

    Произносить он не привык,

    Простого слова «извините»

    Не одолел его язык.

    Ему бывает часто лень

    Сказать при встрече: «Добрый день!»

    Казалось бы, простое слово.

    А он стесняется, молчит,

    И в лучшем случае «Здорово!»

    Он вместо «здравствуй» говорит.

    А вместо слова «до свиданья»

    Не говорит он ничего.

    Или заявит на прощанье:

    «Ну, я пошел, пока, всего…»

    Не скажет он друзьям по школе:

    «Алеша, Петя, Ваня, Толя».

    Своих друзей зовет он только:

    «Алешка, Петька, Ванька, Толька».

    Ребята, мы не можем тут

    Сказать вам, как его зовут.

    Мы честно вас предупреждаем,

    Что имени его не знаем.

    Но может быть, он вам знаком

    И вы встречались с ним где-либо,

    Тогда скажите нам о нем,

    А мы… Мы скажем вам «спасибо».

    (9 часов утра. Звенит звонок. Открывается дверь. В класс входит учитель. Она приветливо улыбается)

    Учитель: Здравствуйте, дети. Садитесь, пожалуйста. Откройте учебник и Ксения продолжит читать рассказ…

    (Ученица читает хорошо, правильно. Но мальчики за последней партой её не слушают. Это Владик и Толя. Владик достал из ранца игрушечную машинку, и мальчики катают её по парте взад-вперёд. Но вот игрушка с грохотом падает на пол. Все ребята оборачиваются на шум. А Ксения от неожиданности замолкает. Учитель нахмурилась и покачала головой).

    Учитель: Владик и Толя! Вы нарушили правило поведения. Ребята, какое правило поведения нарушили мальчики? (Ответы детей.)

    Да, на уроке нельзя заниматься посторонними делами. Но Владик и Толя нарушили ещё одно правило: правило вежливости. Оно заключатся в том, что каждый человек должен внимательно слушать, когда говорит или читает другой, не мешать ему, не перебивать. А как поступили Владик и Толя? Они не только не слушали Ксению, но шумом мешали ей читать, а другим детям – слушать её чтение. Это очень невежливо.

    (В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгорячённый Артём)

    Артём: Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в первом классе. А я и не знал.

    Учитель: Садись, Артём. Скажите, ребята, какие ошибки допустил Артём в своём поведении? (Следуют ответы детей). Вы правильно сказали. Во-первых, Артём опоздал на урок. А ведь есть определённые правила поведения-дома, в школе, на улице. И одно из таких правил: не опаздывать. Опоздавший на урок Артём, прослушал то, что говорили без него, не начал работать вместе со всеми. И, во-вторых, войдя с опозданием, он помешал нашей работе. Это невежливо. А как должен был вести себя Артём, опоздав на урок? (Следуют ответы детей). Правильно, он должен был поздороваться, попросить извинения и разрешения тихо сесть на место. И не мешая другим детям слушать учителя. А о встрече со своим другом можно рассказать во время перемены. Вот это и называется соблюдать этикет.

    Ведущий: В школе встречается много таких ребят, кто по поводу и без повода жалуется на всех остальных учителям и родителям. Такие ребята становятся недоброжелательными, нетерпимыми, спесивыми по отношению к людям. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними общаться. Стоит хорошенько подумать, нужно ли так себя вести. Послушайте стихотворение А.Барто «Сонечка», может быть кто-то из вас в нем себя узнает?

    Дети читают:

    «Сонечка»

    Тронь ее нечаянно-

    Сразу: - Караул!

    Наталья Николаевна,

    Он меня толкнул!

    Ой, я укололась! –

    Мне попало что-то в глаз,

    Я пожалуюсь на вас!

    Дома снова жалобы:

    Голова болит…

    Я бы полежала бы –

    Мама не велит.

    Сговорились мальчики!

    Мы откроем счет:

    Сосчитаем жалобы –

    Сколько будет в год!

    Испугалась Сонечка

    И сидит теперь тихонечко.

    Ведущий: Ну что, есть ябеды среди вас?

    (ответы детей)

    (звучит аудиозапись подъезжающего поезда)

    А теперь наши вагончики въезжают на территорию Музыкального города. Давайте вспомним слова песни кота Леопольда «Если добрый ты» и все вместе ее исполним.

    (Исполняется песня)

    (звучит аудиозапись подъезжающего поезда)

    На пути нашего маршрута стоит город с названием Грубияния. Может не будем туда заезжать? (ответы детей). А давайте всё-таки сделаем небольшую остановку и проверим, насколько хорошо люди этого необычного города знают правила этикета.

    (слышится диалог школьников)

    1 ученик: Ну что вы с этим Сидоровым возитесь, у него же не все дома – в голове полный голяк. Если его завтра дернут – на 100% пару схватит.

    2 ученик: Я тоже всегда думал, что он с приветом!

    3 ученик: Да, уж если винтиков не хватает, то уж ничем не поможешь.

    1 ученик: Слышишь, дятел, ты хоть «Колобка» то читал?

    Сидоров: Обломайтесь, читал, клевая сказка! Могу весь расклад вам дать: там один круглый чувак всех развел: и предков, и весь лесной блатняк, всех обломал. Потом он скентовался с рыжухой и та его схавала. Этим баня вся и закончилась.

    1 ученик: Фу, стремная сказка!

    (ученики уходят)

    Ведущий: Как вы поняли, речь человека может быть культурной и некультурной. Каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы речь его была чистой, красивой, следует избегать употребления жаргонных слов, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться.

    Много слов на земле. Есть дневные слова-

    В них весеннего неба сквозит синева…

    Есть слова - словно раны, слова – словно суд,-

    С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

    Словом можно убить, словом можно спасти,

    Словом можно полки за собой повести

    Словом можно продать, и предать, и купить,

    Словом можно в разящий свинец перелить.

    Но слова всем словам в языке есть у нас:

    СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА И ЧЕСТЬ.

    Ведущий: Давайте будем всегда помнить об этих словах, и не засорять свою речь жаргонной лексикой.

    Ведущий: А давайте сейчас поиграем! Согласны? Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Если вы согласны со мной, то повторяйте «Это я, это я, это все мои друзья!».

    Кто из вас в вагоне тесном

    Уступил старушке место?

    Кто из вас всегда стремиться

    На пятерки лишь учиться?

    Кто спешит убраться в классе,

    Коля, Петя или Вася?

    Кто и сам учиться может

    И другим еще поможет?

    Кто когда-нибудь болел,

    Оттого, что переел?

    Ведущий: Молодцы, ребята! Оказывается, вы с друзьями способны на добрые дела!

    Ведущий: В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица – доброе слово и кошке приятно. Это означает, что не только каждому из нас нравиться, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.

    Поэтому мы продолжаем наше путешествие и прибываем в город Народной мудрости. Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. В этом городе мы познакомимся с посланиями из прошлого и вспомним пословицы о вежливости, доброте и этикете. Перед вами конверты, в которых находятся пословицы. Ваша задача: соединить начало и конец пословицы.

    Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

    Береги платье снову, а честь смолоду.

    Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

    Мил тот гость, что не долго гостит.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Ласковое слово лучше мягкого пирога.

    Учись доброму – дурное на ум не пойдет.

    Про доброе дело говори смело.

    (звучит аудиозапись подъезжающего поезда)

    Ведущий: А теперь мы – в городе Справедливости. Я хочу рассказать небольшую историю про жителей этого города. В течение многих лет они думали, чего на земле больше – добра или зла? И долгое время не могли прийти к единому ответу, пока один мудрец не изобрел старинные «Весы справедливости». Вечером каждый житель этого города приходил к весам и раскладывал свои поступки, совершенные за день, по чашам. Раз мы посетили этот город, то и мы с вами попробуем воспользоваться весами справедливости. Хорошо подумайте, какие поступки вы сегодня за день совершили (хорошие, а может быть не очень), возьмите символы добра и зла и положите на чаши весов справедливости.

    (проводится тренинг «Весы справедливости», дети называют добрый поступок и кладут «капельку» на чашу весов)

    Ведущий: Вы, ребята, доказали, что в своей жизни вы совершаете больше добрых поступков, поэтому чаша добрых дел перевесила. Каждому из нас необходимо стремиться совершать только добрые поступки и дела, чтобы вы душой стремились к прекрасному на этой земле.

    (звучит аудиозапись подъезжающего поезда)

    Ведущий: Наше путешествие подходит к концу и мы прибываем на конечную станцию в город Комплимент.

    А кто-нибудь из вас знает, что такое комплимент?

    (дети дают ответы)

    Ведущий: Верно, это приятные, любезные, добрые слова в адрес человека. В этом городе люди всегда говорят друг другу только комплименты. Давайте увидим это сами в небольшом видеосюжете.

    (идет просмотр видеоролика из «Ералаша» - «Комплименты»)

    Ведущий: Как вы считаете, можно ли слова в адрес учительницы назвать комплиментами?

    Как вы считаете искренними ли были эти комплименты? (комплименты ради выгоды)

    Давайте сегодня научимся говорить комплименты. Предлагаем вам поиграть в игру, которая называется - «Котик – комплиментик».

    Ведущий: П ередавая игрушку котика-комплиментика соседу слева, постарайтесь сказать ему что-нибудь приятное, доброе или просто похвалить его.

    (ведущий начинает игру, дети продолжают по цепочке, пока игрушка не вернется к ведущему)

    (звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить»,

    на фоне мелодии слова ведущего)

    Ведущий: На этом наше путешествие закончилось. Понравилось вам путешествовать по стране Этикета?

    Дорогие ребята! Воспитывать себя очень непросто, люди воспитывают себя всю жизнь. Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, уважительное отношение к взрослым. Давайте радоваться жизни, улыбаться доброте, делать друг другу комплименты и тогда все будут рады общению друг с другом.

    Разработала и провела: воспитатель группы продленного дня МАОУ «Байкаловская средняя общеобразовательная школа» Тобольского района Тюменской области Ведерникова Ольга Геннадьевна

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры