7 смертных грехов расшифровка. Семь смертных грехов

Главная / Чувства

В мире Наруто незаметно пролетели два года. Бывшие новички пополнили ряды опытных синоби в ранге тюнин и дзёнин. Главные герои не сидели на месте – каждый стал учеником одного из легендарных Саннин – трех великих ниндзя Конохи. Парень в оранжевом продолжил обучение у мудрого, но эксцентричного Дзирайи, постепенно восходя на новую ступень боевого мастерства. Сакура выдвинулась в помощницы и доверенные лица целительницы Цунадэ – нового вождя Деревни Листвы. Ну а Саскэ, чья гордыня привела к изгнанию из Конохи, вступил во временный союз со зловещим Оротимару, причем каждый считает, что лишь использует другого до поры до времени.

Краткая передышка закончилась, и события в очередной раз понеслись с ураганной быстротой. В Конохе вновь прорастают семена старых раздоров, посеянные первыми Хокагэ. Таинственный лидер Акацуки привел в действие план обретения мирового господства. Неспокойно в Деревне Песка и соседних странах, везде всплывают старые тайны, и ясно, что когда-то придется платить по счетам. Долгожданное продолжение манги вдохнуло новую жизнь в сериал и новую надежду в сердца бесчисленных фанатов!

© Hollow, World Art

  • (51427)

    Мечник Тацуми, простой парнишка из сельской местности отправляется в Столицу чтобы заработать денег для своей голодающей деревни.
    А добравшись туда вскоре узнает, что великая и красивая Столица это лишь видимость. Город погряз в коррупции, жестокости и беззаконии которые идут от премьер министра, что правит страной из-за кулис.
    Но как всем известно - "Один в поле не воин" и ничего тут не поделаешь, особенно когда твой враг глава государства или точнее тот, кто им прикрывается.
    Найдет ли Тацуми себе единомышленников и сможет-ли что-то изменить? Смотрите и узнаете сами.

  • (51784)

    Фейри Тейл - знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами - взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (46217)

    18-летний Сора и 11-летняя Сиро – сводные брат и сестра, законченные затворники и игроманы. Когда встретились два одиночества, родился несокрушимый союз «Пустое место», наводящий ужас на всех восточных геймеров. Хотя на публике ребят трясет и корежит не по-детски, в Сети малышка Сиро – гений логики, а Сора – монстр психологии, которого нельзя провести. Увы, достойные противники вскоре кончились, потому Сиро так обрадовалась шахматной партии, где с первых ходов был виден почерк мастера. Выиграв на пределе сил, герои получили интересное предложение – переехать в иной мир, где их таланты поймут и оценят!

    А почему бы и нет? В нашем мире Сору и Сиро ничто не держит, а веселым миром Дисборд правят Десять заповедей, суть которых сводится к одному: никакого насилия и жестокости, все разногласия решаются в честной игре. В игровом мире живут 16 рас, из которых человеческая считается самой слабой и бесталантной. Но ведь чудо-ребята уже здесь, в их руках корона Элькии – единственной страны людей, и мы верим, что этим успехи Соры и Сиро не ограничатся. Посланцам Земли надо всего-то объединить все расы Дисборда – и тогда они смогут бросить вызов богу Тету – своему, кстати, старому знакомому. Только, если подумать, стоит ли это делать?

    © Hollow, World Art

  • (46254)

    Фейри Тейл – знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами – взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (62566)

    Студент университета Канеки Кен в результате несчастного случая попадает в больницу, где ему по ошибке пересаживают органы одного из гулей - чудовищ, питающихся человеческой плотью. Теперь он сам становится одним из них, а для людей превращается в изгоя, подлежащего уничтожению. Но сможет ли он стать своим для других гулей? Или теперь в мире для него больше нет места? Это аниме расскажет о судьбе Канеки и том, какое влияние он окажет на будущее Токио, где идет непрерывная война между двумя видами.

  • (34954)

    Континент что лежит в центре океана Игнола, это большой центральный и еще четыре - Южный, Северный, Восточный и Западный и сами боги приглядывают за ним, а зовется он Энтэ Исла.
    И есть имя, что ввергает в Ужас любого на Энтэ Исла - Владыка Тьмы Мао.
    Он хозяин потустороннего мира где живут все темные создания.
    Он есть воплощение страха и ужаса.
    Владыка Тьмы Мао объявил войну роду людскому и сеял смерть и разрушения по всему континенту Энтэ Исла.
    Владыке Тьмы служили 4 могущественных генерала.
    Адрамелех, Люцифер, Альсиэль и Малакода.
    Четверо Генералов демонов возглавили атаку на 4 части континента. Однако, явился герой что выступил против армии преисподней. Герой и его товарищи одолели войска Владыки тьмы на западе, далее Адрамелеха на севере и Малакоду на Юге. Герой возглавил объединенную армию рода людского и пошел приступом на центральный континент где стоял замок Владыки Тьмы...

  • (33427)

    Ято – бродячий японский бог в образе худощавого синеглазого юноши в спортивном костюме. В синтоизме сила божества определяется числом верующих, а у нашего героя - ни храма, ни жрецов, все пожертвования умещаются в бутылке из-под сакэ. Парень в шейном платке подрабатывает мастером на все руки, малюя объявления на стенах, но дела идут совсем худо. Даже языкастая Маю, много лет работающая синки – Священным оружием Ято – покинула хозяина. А без оружия младший бог не сильнее обычного смертного мага, приходится (вот позор!) от злых духов прятаться. И кому вообще такой небожитель нужен?

    Однажды симпатичная старшеклассница Хиёри Ики бросилась под грузовик, чтобы спасти какого-то парня в черном. Кончилось это плохо – девушка не погибла, но обрела способность «выходить» из тела и гулять на «той стороне». Встретив там Ято и узнав виновника своих бед, Хиёри убедила бездомного бога исцелить ее, ибо тот сам признал, что долго жить между мирами никто не может. Вот только, познакомившись поближе, Ики поняла, что у нынешнего Ято не хватает сил, чтобы решить ее проблему. Что ж, надо брать дело в свои руки и лично направить бродягу на путь истинный: сначала подыскать непутевому оружие, потом помочь заработать, а там, глядишь, что и получится. Не зря говорят: чего хочет женщина – хочет Бог!

    © Hollow, World Art

  • (33338)

    В старшей школе искусств университета Суймэй есть множество общежитий, а есть доходный дом «Сакура». Если в общежитиях действуют строгие правила, то в «Сакуре» можно все, недаром ее местное прозвище – «сумасшедший дом». Так как в искусстве гений и сумасшествие всегда где-то рядом, то обитатели «вишневого сада» - талантливые и интересные ребята, слишком уж выбивающиеся из «болота». Взять хотя бы шумную Мисаки, что продает мейджор-студиям собственное аниме, ее друга и сценариста плейбоя Дзина или программиста-затворника Рюносукэ, что общается с миром лишь по Сети и телефону. По сравнению с ними главный герой Сората Канда – простак, попавший в «психушку» всего лишь за… любовь к кошкам!

    Поэтому Тихиро-сэнсэй, глава общежития, поручила Сорате, как единственному вменяемому постояльцу, встретить свою двоюродную сестру Масиро, что переводится в их школу из далекой Британии. Хрупкая блондинка показалась Канде настоящим светлым ангелом. Правда, на вечеринке с новыми соседями гостья держалась скованно и говорила мало, но свежеиспеченный поклонник списал все на понятный стресс и усталость с дороги. Только настоящий стресс ждал Сорату утром, когда он пошел будить Масиро. Герой с ужасом понял, что его новая знакомая – великий художник абсолютно не от мира сего, то есть, самостоятельно даже одеться не способна! А коварная Тихиро тут как тут - отныне Канда будет вечно ухаживать за ее сестрой, ведь на кошках парень уже потренировался!

    © Hollow, World Art

  • (33604)

    в XXI мировому сообществу наконец удалось систематизировать искусство магии и поднять его на новый уровень. Способных использовать магию после окончания девяти классов в Японии ныне ждут в школах магии - но только если абитуриенты сдадут экзамен. Квота на поступление в Первую школу (Хатиодзи, Токио) - 200 учеников, сотню лучших зачисляют на первое отделение, остальных - в резерв, на второе, причём учителя положены только первой сотне, "Цветкам". Остальные же, "Сорняки", учатся самостоятельно. При этом в школе постоянно витает атмосфера дискриминации, ведь даже формы у обоих отделений разные.
    Сиба Тацуя и Миюки родились с разницей в 11 месяцев, что позволило им учиться на одном году. При поступлении в Первую школу сестра оказывается среди Цветков, а брат - среди Сорняков: несмотря на превосходные теоретические познания, практическая часть даётся ему нелегко.
    В общем, нас ждёт учёба посредственного брата и примерной сестры, а также их новых друзей - Тибы Эрики, Сайдзё Леонхарта (можно просто Лео) и Сибаты Мидзуки - в школе магии, квантовая физика, Турнир Девяти Школ и многое другое...

    © Sa4ko aka Kiyoso

  • (29604)

    "Семь Смертных Грехов", некогда великие воины, почитаемые Британцами. Но однажды, их обвиняют в попытке свергнуть монархов и убийстве воина из Святых Рыцарей. В дальнейшем Святые Рыцари устраивают государственный переворот, и захватывают власть в свои руки. А "Семь Смертных Грехов", теперь изгои, разбрелись по всему королевству, кто куда. Принцесса Элизабет, смогла сбежать из замка. Она решает отправиться на поиски Мелиодаса, предводителя семерки Грехов. Теперь вся семерка должна объединиться снова, что бы доказать свою невиновность и отомстить за изгнание.

  • (28409)

    2021 год. На землю попал неизвестный вирус "Гастрея" который за считанные дни уничтожил почти все человечество. Но это не просто вирус как какая-то Эбола или Чума. Он не убивает человека. Гастрея - разумная зараза, которая перестраивает ДНК превращая носителя в страшного монстра.
    Началась война и в итоге прошло 10 лет. Люди нашли способ отгородиться от заразы. Единственное, что не переносит Гастрея, это особый металл - Вараниум. Именно из него люди выстроили огромные монолиты и огородили ими Токио. Казалось, теперь немногие выжившие могут жить за монолитами в мире, но увы, угроза никуда не делась. Гастрея все еще ждет удобного момента чтобы проникнуть в Токио и уничтожить немногочисленные остатки человечества. Надежды нет. Истребление людей лишь вопрос времени. Но у страшного вируса оказался и другой эффект. Есть те, кто уже рождается с этим вирусом в крови. Эти дети, "Проклятые дети" (Исключительно девушки) обладают сверхчеловеческой силой и регенерацией. В их телах распространение вируса идет во много крат медленнее чем в теле обычного человека. Только они могут противостоять порождениям "Гастреи" и больше человечеству рассчитывать не на что. Смогут ли наши герои спасти остатки живых людей и найти лекарство от ужасающего вируса? Смотрите и узнаете сами.

  • (27512)

    История в «Steins,Gate» разворачивается спустя год после событий «Chaos,Head».
    Напряженный сюжет игры частью проходит в реалистично воссозданном районе Акахибара, в знаменитом месте шопинга отаку в Токио. Завязка сюжета такова: группа друзей монтируeт в Акихибаре некое устройство для посылки текстовых сообщений в прошлое. Экспериментами героев игры заинтересовывается таинственная организация под именем СЕРН, которая так же занимается собственными исследованиями в области путешествия по времени. И теперь друзьям приходится приложить гигантские усилия для того чтобы не быть захваченными СЕРН.

    © Hollow, World Art


    Добавлена серия 23β, которая является альтернативной концовкой и подведению к продолжению в SG0.
  • (26797)

    Тридцать тысяч игроков из Японии и куда больше со всего мира внезапно оказались заперты в многопользовательской ролевой онлайновой игре «Легенда Древних». С одной стороны, геймеры перенеслись в новый мир физически, иллюзия реальности оказалась почти безупречной. С другой стороны, «попаданцы» сохранили прежние аватары и обретенные навыки, пользовательский интерфейс и систему прокачки, да и смерть в игре вела всего лишь к воскрешению в соборе ближайшего крупного города. Поняв, что великой цели нет, и цену за выход никто не называл, игроки стали сбиваться вместе – одни, чтобы жить и править по закону джунглей, другие – чтобы противостоять беспределу.

    Сироэ и Наоцугу, в миру студент и клерк, в игре - хитроумный маг и могучий воин, давно знали друг друга еще по легендарной гильдии «Безумное чаепитие». Увы, те времена ушли навсегда, но и в новой реальности можно встретить старых знакомых и просто хороших ребят, с которыми не будет скучно. А главное – в мире «Легенды» появилось коренное население, считающее пришельцев великими и бессмертными героями. Поневоле захочется стать этаким рыцарем Круглого Стола, побивающим драконов и спасающим девушек. Что ж, девушек кругом хватает, монстров и разбойников тоже, а для отдыха есть города вроде гостеприимной Акибы. Главное – умирать в игре все же не стоит, гораздо правильней жить по-человечески!

    © Hollow, World Art

  • (27851)

    Раса гулей существует с незапамятных времен. Ее представители вовсе не против людей, они их даже любят – преимущественно в сыром виде. Любители человечины внешне неотличимы от нас, сильны, быстры и живучи – но их мало, потому гули выработали строгие правила охоты и маскировки, а нарушителей наказывают сами или по-тихому сдают борцам с нечистью. В век науки люди знают про гулей, но как говорится, привыкли. Власти не считают людоедов угрозой, более того, рассматривают их как идеальную основу для создания суперсолдат. Эксперименты идут уже давно…

    Главному герою Кэн Канэки предстоит мучительный поиск нового пути, ибо он понял, что люди и гули похожи: просто одни друг друга жрут в прямом смысле, другие – в переносном. Правда жизни жестока, переделать ее нельзя, и силен тот, кто не отворачивается. А дальше уж как-нибудь!

  • (26972)

    В мире Hunter x Hunter существует класс людей называемых Охотниками, которые, используя психические силы и обученные всевозможным видам борьбы, исследуют дикие уголки в основном цивилизованного мира. Главный герой, юноша по имени Гон (Гун), сын самого великого Охотника. Его отец таинственно исчез много лет назад, и теперь, повзрослев, Гон (Гун) решает пойти по его стопам. По пути он находит несколько компаньонов: Леорио, честолюбивый доктор медицинских наук, чья цель - обогащение. Курапика - единственный выживший из своего клана, чья цель - месть. Киллуа - наследник семьи наемных убийц, чья цель - тренировка. Вместе они добиваются цели и становятся Охотниками, но это только первая ступенька на их долгом пути… А впереди история Киллуа и его семьи, история мести Курапики и конечно же обучение, новые задания и приключения! Сериал был остановлен на мести Курапики…Что же ждет нас дальше спустя столько лет?

  • (26545)

    Действие происходит в альтернативной реальности, где давно признано существование демонов; в тихом океане есть даже остров - «Итогамидзима», где демоны являются полноценными гражданами и обладают равными с людьми правами. Однако существуют и люди-маги, которые ведут охоту на них, в частности, на вампиров. Обыкновенный японский школьник по имени Акацуки Кодзё по непонятной причине превратился в «чистокровного вампира», четвёртого по числу. За ним начинает следовать молодая девушка Химэраки Юкина, или «шаман клинка», которая должна следить за Акацуки и убить его в случае, если он выйдет из под контроля.

  • (24889)

    История повествует о юноше по имени Саитама, который живет в мире, иронично похожем на наш. Ему 25, он лыс и прекрасен, к тому же, силен настолько, что с одного удара аннигилирует все опасности для человечества. Он ищет себя на нелегком жизненном пути, попутно раздавая подзатыльники монстрам и злодеям.

  • (22732)

    Сейчас вам предстоит сыграть в игру. Что это будет за игра - решит рулетка. Ставкой в игре будет ваша жизнь. После смерти, люди, погибшие одновременно, попадают в Квин Деким, где им предстоит сыграть в игру. Но на самом деле, то, что с ними здесь происходит, это Суд Небесный.

  • Периодически задается вопросом о том, сколько же их, смертных грехов. Не связаны ли неудачи в жизни или неудовлетворенность ею с тем, что по незнанию что-то нарушается ежедневно? Не является ли каждый день еще одной ступенью к аду, если он существует?

    Не столь важно, что толкает людей к подобным мыслям. Важно то, что для многих с этих вопросов начинается новая жизнь, в которой появляются иные приоритеты, гораздо более значимые, чем погоня за благосостоянием или мелочные мещанские заботы.

    Сколько же грехов?

    Заповедей Божьих - 10. Смертных грехов в христианстве - 7. Вне зависимости от конфессии, эти цифры едины для всех верующих христиан. Новые прихожане храмов, в этих тонкостях не разбирающиеся, выросшие вне православных традиций, часто путают заповеди, а именно их нарушение, с перечнем смертных прегрешений.

    Конечно же, ничего хорошего нет в нарушении заповедей, каждой из 10. Смертных грехов список существующий подобные нарушения, однако, не увеличат.

    В чем отличие?

    Заповеди Божии - это правила для жизни человека, своеобразное руководство. Можно сказать, что это список подсказок того, чем следует руководствоваться при повседневных поступках, в собственных мыслях и желаниях.

    Нарушение заповедей, безусловно, является прегрешением, любой из 10. Смертных грехов по Библии список этот никоим образом не затронет. Понятие смертного греха и нарушения заветов Господа - вещи совершенно разные.

    Смертный грех - вовсе не обратная сторона заповедей, а ловушка дьявола. То есть это перечень соблазнов, при помощи которых сатана ловит человеческие души. У семи смертных грехов существуют и антиподы, противопоставлены им в христианстве добродетели, в аналогичном количестве.

    Что является смертным грехом?

    Заповеди - не смертные прегрешения и их 10, смертных грехов в православии список же выглядит так же, как и в любой иной христианской конфессии.

    Смертные грехи - это:

    • алчность;
    • гордыня;
    • гнев;
    • зависть;
    • похоть;
    • уныние;
    • чревоугодие.

    Принято считать, что чем больше и дольше человек предается любому из смертных прегрешений, тем глубже увязает в той паутине сети-ловушки, которую плетет дьявол вокруг души. То есть предание любому из смертных прегрешений - прямой путь к погибели души.

    Об алчности

    Часто люди под алчностью понимают стремление к материальному достатку. Но желание хорошо жить, в благополучии и комфорте, вовсе не является алчностью ни в православной культуре, ни в любой иной христианской конфессии.

    Под алчностью следует понимать не сам факт погони за «золотым тельцом». Не чрезмерность, поскольку вместе с уровнем благосостояния всегда вырастает и уровень расходов. Алчность - это предпочтение материальных ценностей духовным. То есть стремление обогатиться, идущее в ущерб собственному духовному развитию.

    О гордыне

    В понимании гордыни ошибаются столь же часто, как и принимают за смертные грехи нарушение божьих заповедей, которых 10. Смертных грехов перечень не включает в себя чувство уверенности. Уверенность в собственных силах - то, что дает Господь, о чем его молят многие люди. Наоборот, отсутствие веры в себя зачастую порицается церковью.

    Гордыня - восприятие самого себя выше Господа. Отсутствие таких чувств, как благодарность Богу за все, что он даровал в жизни, смирения и терпения. К примеру, уверенность человека в том, что всего в собственной жизни он добился сам, без помощи и участия Господа - это гордыня. А вера в собственные силы, в то, что все задуманное получится, к гордыне отношения не имеет.

    О гневе

    Гнев - это не только вспышки ярости. Гнев - понятие гораздо более широкое. Разумеется, эта эмоция является антиподом любви, но в качестве смертного греха гнев - вовсе не сиюминутное чувство.

    Смертным грехом считается постоянно выплескиваемое человеком в жизнь разрушительное начало. То есть синонимом слова «гнев» в данном случае становится «разрушение». Грех гнева может быть разным. Вовсе не обязательно развязывать мировые войны. Смертное прегрешение проявляется в ежедневном бытовом насилии в семьях, как физическом, так и психологическом. Гнев - то, что заставляет ломать характер ребенка и принуждать его воплощать собственные мечты и представления.

    Примеров этого прегрешения очень много вокруг каждого человека. Гнев настолько прочно вошел в людскую обыденность, что его уже практически никто не замечает.

    О зависти

    Зависть подобно гневу следует понимать шире, чем желание заполучить машину, как у соседа, или платье лучше, чем у подружки. Между завистью и стремлением жить не хуже, чем другие люди, грань довольно тонкая.

    Под завистью следует понимать не желание получить что-то конкретное, к примеру, туфли, как у начальницы, а постоянное пребывание души в таком состоянии. Сходство зависти с гневом еще и в том, что оба эти состояния - разрушительны. Только гнев направлен на окружающий мир, от его наличия страдают другие люди, а зависть «смотрит» внутрь человека, ее действие вредит тому, кто этому греху предается.

    О похоти

    Похоть толкуют неверно столь же часто, как и принимают за смертные грехи нарушение божьих заповедей, которых 10. Смертных грехов перечень пополнил не завет «Не возжелай жену ближнего», у похоти совершенно иное значение. Под этим термином следует понимать получение чрезмерного удовольствия, которое становится самоцелью всей человеческой жизни.

    Это может быть практически все, что угодно - гонки на мопедах, бесконечное чтение нравоучений, физическое удовлетворение, получение удовольствия от упоения собственной «маленькой властью», выражающееся в придирках к другим.

    Похоть как смертный грех - вовсе не сексуальное влечение к кому бы то ни было, включая самого себя. Это чувство, которое испытывает человек, получая удовольствие. Но только в том случае эта эмоция становится грешной, когда стремление вновь ее испытать перекрывает все остальное. То есть если процесс удовлетворения становится важнее всего на свете, то это похоть. И совершенно не важно, что именно это удовлетворение приносит.

    Об унынии

    Под унынием нужно понимать не столько депрессивное состояние, сколько лень, как бы странно это ни звучало. Депрессия, мрачный настрой, отсутствие радости и прочее - болезни, с которыми следует идти на прием к врачам соответствующих специализаций.

    Уныние же как смертное прегрешение - это отсутствие работы человека над собственным духовным развитием и физическим состоянием. Под физическим состоянием не нужно понимать крепость мышц или красоту форм. Работа над собственным телом гораздо шире заботы о внешности, с одной стороны, а с другой - заключается в обыденных банальностях. То есть опрятный внешний вид, чистая одежда, вымытые волосы и вычищенные зубы - это тоже физическая работа над собой. Человек, которому лень помыться или постирать белье, совершает смертное прегрешение.

    Что же касается духовной работы, то она намного более широка, чем хождение на религиозную службу. В это понятие входит в первую очередь развитие человека как личности. То есть постоянное обучение чему-то, знакомство с новым и разделение с другими собственных знаний и опыта. Под обучением не нужно понимать посещение каких-либо курсов, хотя, конечно, это не возбраняется. Тем не менее учиться можно и у окружающих людей, и даже у природы. Абсолютно все, что окружает человека, способно послужить его развитию. Так Бог устроил этот мир.

    Процесс обучения, скорее, является развитием, самосовершенствованием. К нему относится и преодоление пагубных страстей, и самодисциплина, и многое другое. То есть уныние - это лень во всех ее вариациях, проявляющаяся как в мирском существовании, так и в состоянии души и интеллекта.

    О чревоугодии

    Чревоугодие воспринимается не всегда правильно, особенно теми, кто принимает за смертные грехи нарушение божьих заповедей, которых 10. Смертных грехов перечисление упоминает термин «чревоугодие» не в качестве синонима слову «обжорство».

    Под чревоугодием следует понимать излишнее потребление абсолютно во всем. Фактически весь современный социум, являющий собой эпоху культуры потребления, построен именно на этом смертном прегрешении.

    В современной жизни этот грех может выглядеть так. У человека есть хороший исправный смартфон, работающий без нареканий и отвечающий всем потребностям и нуждам владельца. Однако человек приобретает новый, тот, который увидел в рекламе. Делает он это не из-за нужды в вещи, а только потому, что это новая модель. Зачастую при этом погрязая в долговых обязательствах. Проходит какое-то время, и человек вновь приобретает смартфон, опять же лишь потому, что этот поновее.

    В итоге образуется бесконечная цепь потребления лишнего и ненужного. Ведь смартфоны-то одинаковые, различие лишь в том, когда их стали рекламировать и в прочих незначительных моментах. А то, что с ними делает человек - неизменно. На всех новых он пользуется теми же программами, что и на своем первом. Результат действий на всех приобретенных смартфонах тоже не отличается от того, что получалось на первом гаджете. То есть человек имеет большое количество одинаковых смартфонов, а нужен-то ему только один.

    Это и есть чрезмерное потребление или же чревоугодие, от которого не предостерегают заповеди, все 10. Смертных грехов в православии же список чревоугодие фактически возглавляет, поскольку является оно сейчас не просто проступком, а основой современного устройства общества.

    Однако важно не путать чрезмерность потребления с наличием большого количества вещей. Не нужно впадать в крайности. Если у человека 10 пар зимней обуви и он носит все имеющиеся сапоги и ботинки, то это вовсе не является признаком чревоугодия.

    Конечно же, переедание входит в понятие чревоугодия, о котором полностью умалчивают заповеди, данные когда-то Моисею, все 10. Смертных грехов в православии по Библии перечень это качество человеческой натуры дополнило когда-то именно на основании склонности к перееданию. Однако понимание слова «чревоугодие» не сводится к размеру порции на тарелке, оно гораздо шире.

    Их всегда было 7?

    Если со времен Завета заповедей было 10, смертных грехов по Библии же насчитывалось разное количество. Впервые в единый перечень пагубные человеческие пороки оформил аскет и богослов, которого звали Евграфий Понтийский. Произошло это в ӀV столетии.

    Отталкиваясь от своих наблюдений за жизнью и природой человека, сопоставляя пагубные страсти с заветами, которых 10, смертных грехов богослов выявил 8. Немного позднее богословскую версию видения человеческих пороков доработал священнослужитель Иоанн Кассиан. Именно такое число прегрешений существовало в религиозных канонах до 590 года.

    Папа Григорий Великий внес в перечень главных пороков, свойственных людям и приводящих душу к погибели, некоторые коррективы, и прегрешений стало 7. Именно в таком количестве они и представлены сегодня в каждой из христианских конфессий.

    Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

    Уверен, что каждый более — менее внимательный человек за свою жизнь не раз обращал внимание на то, что цифра семь повсеместна. Число 7 — одно из самых символичных чисел на земле. С ним связаны не только 7 главных смертных грехов человека, но и почти все, что нас окружает.

    Священное число 7

    Цифра «7» считается священной, и божественной, и магической, и счастливой. Семерку почитали за много столетий до нашей эры, в средние века, почитают и сегодня.

    В Вавилоне в честь главных богов был выстроен семиступенчатый храм. Жрецы этого города утверждали, что люди после смерти, пройдя через семь ворот попадают в подземное царство, окруженное семью стенами.

    Вавилонский храм

    В древней Греции число семь называли числом Аполлона, одного из важнейших богов олимпийской религии. Из мифологии известно, что человеко-быку Минотавру, обитавшему в лабиринте на острове Крит, жители Афин ежегодно в качестве дани посылали на съедение семерых юношей и семерых девушек; у дочери Тантала Ниобы было семь сыновей и семь дочерей; Нимфа острова Огигия Калипсо семь лет держала в плену Одиссея; всему миру знакомы «семь чудес света» и т. д.

    Древний Рим также боготворил число семь. Сам город построен на семи холмах; река Стикс окружающая подземное царство, семь раз обтекает ад, разделенный у Вергилия на семь областей.

    Ислам, христианство и иудаизм признают семиэтапный акт создания Вселенной. Однако, в исламе число «7» имеет особенный смысл. Согласно исламу имеется семь небес; попадающие на седьмое небо испытывают высшее блаженство. Поэтому число «7» это священное число ислама.

    В христианских священных книгах цифра семь упоминается 700 (!) раз: «Всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро», «…и прошло семь лет изобилия… и наступили семь лет голода», «и насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет», и т. д. Великий пост у христиан насчитывает семь недель. Известно семь чинов ангельских, семь смертных грехов. Во многих странах существует обычай ставить на рождественский стол семь блюд, название которых начинается на одну букву.

    В браминском и буддийском верованиях и богослужениях число семь также священно. От индусов пошел обычай дарить на счастье семь слоников — фигурок из кости, дерева или другого материала.

    Семерку очень часто применяли знахари, гадалки и колдуны: «Возьми семь пакетиков, с семью разными травами, настой на семи водах и пей семь дней во семи ложек…».

    С числом семь связано множество загадок, примет, пословиц, поговорок: «Семи пядей во лбу», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Для любимого дружка семь верст не околица», «За семь верст киселя хлебать», «Семь бед — один ответ», «За семью морями» и т. д.

    Почему 7

    Так в чем же сакральный смысл именно этого числа? Откуда взялись 7 таинств, 7 смертных грехов, 7 дней в неделе, 7 Вселенских Соборов и т.д. Нельзя не упомянуть о том, что и окружает нас в повседневности: 7 нот, 7 цветов радуги, 7 чудес света и т.д. Отчего же именно число 7 — самое священное число на планете?


    фото: dvseminary.ru

    Если говорить об истоках, самым лучшим примером будет Библия. Цифру «7» мы встречаем в Библии, в которой утверждается, что Бог сотворил все сущее на Земле за семь дней. И далее - семь таинств, семь даров святого духа, семь вселенских соборов, семь звезд в венце, семь мудрецов на свете, семь свечей в светильнике алтарном и семь - в запрестольном, семь смертных грехов, семь кругов ада.

    Почему сотворение мира Богом произошло за семь дней? — Вопрос сложный. Уверен только, что всему есть начало и конец. Есть понедельник, как начало недели, состоящей из семи дней, и воскресенье — конец недели. А дальше все повторяется. Так и живем — от понедельника до понедельника.

    Кстати, обычай измерять время семидневной неделей пришёл к нам из Древнего Вавилона и связан с изменениями фаз Луны. Люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней – увеличение до первой четверти, примерно столько же – до полнолуния.

    Возможно, неделя, состоящая из семи дней – это оптимальное сочетание труда и отдыха, напряжения и праздности. Как бы то ни было, жить нам всё равно приходится по тому или иному, но распорядку. Опять же — системность. Мы все в ней, к какой бы религии себя не относили, во что бы мы не верили — мы все живем по принципам и правилам одной общей абсолютной системы.

    Сколько раз мне приходилось восхищаться таинством мироздания — самой мыслью. Как же все интересно, запутано, окутано тайнами. Символизм во всем, что нас окружает. Несмотря на некую свободу действий и мыслей, каждый из нас подчинен системе. Мы все — звенья одной цепи под названием «жизнь» и число семь — уж поверьте, — оно самое загадочное, красивое и необъяснимое. Нет, конечно можно обратится к Священному писанию и на многие вопросы найдутся ответы. НО и Священное писание — «плод воображения», научный трактат, каноны — все это также кем — то придумано, кто-то это все писал, причем писали и переписывали на протяжении тысячелетий.

    Любопытно, что Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Снова цифра 7. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство.
    Что такое смертный грех

    Грех смертный – грех, ведущий к погибели души, искажающий замысл Божий о человеке. Смертный грех, т.е. не имеющий прощения.

    Богочеловек Иисус Христос указывал «смертным» (непростительным) грехом «хулу на Духа Святого». «Говорю вам: «Всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям» (Мф.12:31-32). Под этим грехом понимается совершенно сознательное и ожесточенное противление человека истине – как следствие возникновения живого чувства вражды и ненависти к Богу.

    Надо понимать, что в Православии смертный грех рассматривается как условное понятие и законодательной силы не имеет. Список грехов человеческих огромен, перечислять их я не стану. Остановимся на самых главных, которые вошли в условный список «7 смертных грехов».

    Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством - так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение.

    Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает - страдание.

    На самом деле, не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи - на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще - знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения.

    Святые отцы говорят: нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Любой нераскаянный грех – в некотором смысле смертный.

    7 СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ

    1.  Гордость

    «Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других - одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным».

    Свт. Василий Великий

    Гордость - самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом - от родных и друзей. И наконец - от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

    2 . Зависть

    «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

    Святитель Илья Минятий

    Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

    Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

    3. Чревоугодие


    фото: img15.nnm.me

    «Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

    Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

    Чревоугодие - рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом - пропасть. Но оба они - рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

    4. Блуд

    «…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание - удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

    Священномученик Василий Кинешемский

    Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения - все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток - все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

    5. Гнев

    «Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

    Святитель Тихон Задонский

    Человек в гневе страшен. А между тем гнев - естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства - все это дела неправедного гнева.

    6.  Алчность (корыстолюбие)

    «Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное - деньги, потому что ими можно всё доставать».

    Святитель Феофан Затворник

    Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий - все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а - в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

    7. Уныние (лень)


    художник: «Вася Ложкин»

    «Уныние - это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

    Евагрий Понтийский

    Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

    В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

    Такая рассогласованность - результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

    Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни. Любое «греходеяние» лишает самой возможности общения с Богом, умерщвляет душу.

    Главные грехи - термин, которым в католическом богословии называют семь основных пороков , порождающих множество других грехов. В восточной христианской традиции их принято называть семью смертными грехами (список ниже). В православной аскетике им соответствуют восемь греховных страстей. Cовременные православные авторы иногда пишут о них как о восьми смертных грехах. Семь (или восемь) смертных грехов следует отличать от отдельного теологического понятия смертного греха (лат. peccatum mortale, англ. mortal sin), которое введено для классификации грехов по степени тяжести и последствиям на тяжёлые и обыденные.

    Божию жизнь в человеке портит грех. Надо остерегаться прежде всего тех греховных поступков, которые затягивают человека к следующим грехам (список согласно Катехизесу Католической Церкви пункт 1866. 2001 г.)

    1. Гордыня
    2. Скупость
    3. Зависть
    4. Похоть
    5. Обжорство (Чревоугодие)
    6. Уныние

    Нравственные добродетели, противоположные семи главным грехам

    1. Смирение.
    2. Отрешение от земных благ.
    3. Целомудрие.
    4. Милосердие.
    5. Умеренность.
    6. Терпение.
    7. Трудолюбие.

    Грехи против Святого Духа

    Постоянное сопротивление Божией благодати и частое совершение тяжких грехов в последствии может привести к тому, что человеческая совесть становится нечувствительной и приводит к исчезновению чувства греха. Такие поступки называются деяниями или грехами против Святого Духа (Мф 12, 31).

    1. Грешить, дерзко рассчитывая на милосердие Божие.
    2. Отчаиваться или сомневаться в милосердии Божием.
    3. Противиться узнанной христианской истине.
    4. Завидовать благодати Божией, данной ближнему.
    5. Откладывать покаяние до самой смерти.

    Грехи по отношению к ближнему

    Способствуя в какой-либо форме греху других людей, мы сами, в какой-то степени, становимся виновниками этого зла и участвуем в грехе. Грешить по отношению к ближнему - это:

    1. Уговаривать кого-либо согрешить.
    2. Приказывать согрешить.
    3. Позволять грех.
    4. Побуждать ко греху.
    5. Хвалить грех другого.
    6. Сохранять безразличие, если кто-то согрешил.
    7. Не бороться с грехом.
    8. Помогать согрешить.
    9. Оправдывать чей-либо грех.

    «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18, 7).

    Грехи, вопиющие к небесному наказанию

    К тяжёлым грехам относятся также поступки, вопиющие к небесному наказанию (Быт 4, 10):

    1. Сознательное злостное человекоубийство.
    2. Грех содомский, или мужеложество (гомосексуализм).
    3. Угнетение бедных, вдов и сирот.
    4. Лишение платы за исполненный труд.

    Коротко о грехе согласно Катехизису Католической Церкви (приведены ссылки на пункты из главы 7)

    • "Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим 11,32). п. 1870
    • Грех - это "слово, действие или желание, противящееся вечному закону". Он есть оскорбление Бога. Он восстает против Бога в непослушании, противоположном послушанию Христа. п. 1871
    • Грех - поступок, противоречащий разуму. Он уязвляет человеческую природу и наносит ущерб человеческой солидарности. п. 1872
    • Все грехи коренятся в человеческом сердце. Виды и тяжесть их оцениваются, в основном, в зависимости от их предмета. п. 1873
    • Избрать свободно, то есть зная и желая этого, то, что серьезно противоречит божестенному закону и конечному предназначению человека, - значит совершить смертный грех. Он разрушает в нас любовь, без которой невозможно вечное блаженство. Оставленный без сокрушения, он влечет за собой вечную смерть. п. 1874
    • Грех обыденный представляет собой нравственное беззаконие, поправимое любовью, которой он позволяет в нас пребывать. п. 1875
    • Повторение грехов, даже обыденных, порождает пороки, среди которых мы различаем главные (коренные) грехи. п.1876

    Испытание совести:

    ГРЕХИ ПРОТИВ БОГА

    Верю ли я в то, что Бог присутствует во всем, что случается в моей жизни?
    Верю ли в то, что Бог любит и прощает меня?
    Не обращался ли я к гороскопам, гаданию, не ношу ли амулеты, талисманы, не верю ли я в приметы?
    Не забываю ли о молитве? Не читаю ли ее машинально? Молюсь ли утром и вечером?
    Всегда ли я благодарю и прославляю Бога, или же я обращаюсь к Нему только когда мне что-нибудь нужно?
    Не сомневаюсь ли я в существовании Бога?
    Не отрекался ли я от Бога? Не обвинял ли его в неприятностях, произошедших со мной?
    Не произносил ли я имени Бога попусту? Предпринимаю ли я достаточно попыток, чтобы лучше узнать Бога?
    Стараюсь ли познать Бога на занятиях в воскресной школе?
    Как часто я читаю Священное Писание и другие книги о Боге?
    Не принимал ли я причастия в состоянии тяжкого греха? Готовлюсь ли к принятию Тела Христова и благодарю ли Его за этот дар?
    Не стыжусь ли своей веры во Христа?
    Является ли моя жизнь свидетельством о Боге для других? Говорю ли я другим людям о Боге, защищаю ли свою веру?
    Является ли воскресенье для меня особым днем? Не пропускаю ли воскресных и праздничных месс, не опаздываю ли на них? С верой ли участвую в Таинствах?

    ГРЕХИ ПРОТИВ ЦЕРКВИ

    Молюсь ли за Церковь, или думаю, что есть только я и Бог?
    Не критикую ли Церковь? Не отвергаю ли учения Церкви?
    Не забываю ли о том, что если я живу в грехе, то община от этого слабеет?
    Не веду ли себя во время совершения Таинств, как наблюдатель или зритель?
    Интересуюсь ли тем, что происходит в местной Церкви (приходской общине, епархии, стране)?
    Молюсь ли о единстве всей Церкви, с уважением ли отношусь к христианам других конфессий?
    Не бывает ли так, что я вместе с общиной только во время молитвы, а когда выхожу из Церкви, становлюсь "нормальным" человеком - и другие меня не касаются?
    Не забываю ли о Боге на время каникул?
    Всегда ли я соблюдаю пост? (это выражение нашей причастности страданиям Христа) Умею ли отказываться от удовольствий?

    ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО

    Не хочу ли все время быть в центре внимания? Не ревную ли я своих друзей? Признаю ли их свободу?
    Отдаю ли я Богу своих друзей, "впускаю" ли Его в свои отношения со знакомыми? Всегда ли замечаю других людей?
    Благодарю ли Бога за своих братьев и сестер, помогаю ли им?
    Достаточно ли молюсь за других?
    Благодарю ли за доброе, прощаю ли злое?
    Как отношусь к калекам, больным, нищим?
    Не обвиняю ли других в своих проблемах?
    Достаточно ли уделяю времени тем, кто нуждается во мне, не отказываю ли в помощи?
    Не говорю ли плохо о ближних?
    Не завидую ли другим, не желаю ли, чтобы у них пропало то, что у них есть?
    Нет ли в моем сердце ненависти к другим? Не желаю ли я зла кому-либо?
    Не хочу ли я отомстить другим?
    Не выдаю ли чужих секретов, не использую ли доверенную мне информацию против других?
    Люблю ли своих родителей и пытаюсь ли укрепить отношения с ними? Слушаюсь ли их?
    Не брал ли я без спроса чужие вещи, не крал ли денег у родителей или кого-то еще?
    Добросовестно ли исполняю доверенную мне работу?
    Не уничтожал ли бессмысленно природу? Не сорил ли?
    Люблю ли я свою страну?
    Соблюдаю ли правила дорожного движения? Не угрожаю ли чьему-нибудь здоровью?
    Не толкал ли других на зло?
    Не соблазнял ли других своим словом, поведением, видом?

    ГРЕХИ ПРОТИВ СЕБЯ САМОГО

    Не отношусь ли к Богу с равнодушием и легкомыслием? (это грех против Бога, но также и против себя самого, поскольку тем самым я отрезаю себя от источника Жизни и становлюсь духовно мертвым.)
    Не замыкаюсь ли я в собственных мечтах? Живу ли сегодняшним днем, а не в прошлом или в будущем?
    Спрашиваю ли я о том, что думает о моих решениях Бог?
    Принимаю ли самого себя? Не сравниваю ли себя с другими? Не бунтую ли против Бога из-за того, что Он сотворил меня таким?
    Принимаю ли свои слабости и отдаю ли их Господу, чтобы Он мог их исцелить?
    Не избегаю ли правды о самом себе? Принимаю ли замечания в свой адрес и меняю ли свое поведение?
    Исполняю ли то, что обещал?
    Хорошо ли использую время? Не теряю ли времени даром?
    Друзья, круг общения, который я избрал, - помогают ли они мне стремиться к добру?
    Умею ли сказать "нет", когда меня толкают на зло?
    Не бывает ли так, что я склонен видеть в себе только плохое; молюсь ли о том, чтобы Святой Дух открыл мне, какие у меня дары и помог развить их?
    Делюсь ли с другими теми талантами, которые дал мне Господь? Служу ли другим людям?
    Как готовлюсь к своей будущей профессии?
    Не замыкаюсь ли в себе, перестав радоваться тому, что получил от Бога?
    Человек - это душа и тело; достаточно ли я забочусь о развитии своего тела, о его физическом здоровье (теплая одежда, отдых, борьба с дурными привычками)
    Целомудренно ли отношусь к разным сферам моей жизни? (делаю ли усилие, чтобы приготовить сердце принять настоящую любовь?)
    Не рассказываю ли грязных шуток, не читаю ли неприличных журналов? Умею ли отказаться от фильмов и журналов, подталкивающих меня к нечистым мыслям? Не вызываю ли своей манерой одеваться или своим поведением таких мыслей у других?

    Список худших человеческих страстей состоит из семи пунктов, которые нужно безукоризненно соблюдать ради спасения души и праведной жизни. На самом деле, о грехах мало что упоминается непосредственно в Библии, ведь они были написаны известными богословами из Греции и Рима. Окончательный список смертных грехов был сформирован папой Римским Григорием Великим. Каждый пункт имел свое место, а распределение было выполнено по критерию противопоставления любви. Список 7 смертных грехов в порядке убывания от самого серьезного к менее значительному выглядит следующим образом:

    1. Гордыня — один из страшнейших человеческих грехов, подразумевающий под собой высокомерность, тщеславие, чрезмерную горделивость. Если человек переоценивает свои возможности и постоянно твердит о своем превосходстве над другими — это противоречит величию Господнему, от которого происходит каждый из нас;
    2. Зависть — это источник серьезных преступлений, возрождающихся на почве желания чужого богатства, благополучия, успешности, статуса. Из-за этого люди начинают делать другим пакости до тех пор, пока предмет зависти не потеряет все свои богатства. Зависть — прямое нарушение 10-й заповеди;
    3. Гнев — поглощающее изнутри чувство, которое является полной противоположностью любви. Оно может проявляться как ненависть, возмущение, негодование, физическое насилие. Изначально Господь вложил это чувство в душу человека для того, чтобы тот мог вовремя отказаться от греховных поступков и соблазнов, но вскоре оно само переросло в грех;
    4. Леность — присуща людям, которые постоянно страдают от несбыточных надежд, обрекая себя на скучную пессимистичную жизнь, при этом человек ничего не делает для достижения поставленной цели, а лишь унывает. Это приводит духовное и душевное состояние к крайней лености. Такая рассогласованность — это ничто иное, как отхождения человека от Господа и страдание из-за неимения всех земных благ;
    5. Алчность — чаще всего от этого смертного греха страдают богатые корыстные люди, но не всегда. Не важно, это человек из богатого, среднего и бедного класса, нищий или богач — каждый из них стремится приумножить свое богатство;
    6. Чревоугодие — этот грех присущ людям, которые находятся в рабстве у собственного желудка. При этом греховность может проявляться не только в обжорстве, но и любви к изысканным блюдам. Будь то обычный обжора или изысканный гурман — каждый из них превозносит еду в некий культ;
    7. Сладострастие, блуд, прелюбодеяние — проявляется не только в физической страсти, но и греховных мыслях о плотской близости. Различные непристойные мечты, просмотр эротического видео, даже рассказ пошлого анекдота — это уже по мнению православной церкви большой смертный грех.

    Десять заповедей

    Многие люди часто заблуждаются, отождествляя смертные грехи и Божьи заповеди. Несмотря на то, что в списках имеются некоторые сходства, 10 заповедей имеют непосредственное отношение к Господу, поэтому их соблюдение так важно. Согласно библейским рассказам, этот список был вручен самим Иисусом в руки Моисея. Первые четыре из них рассказывают о взаимодействии Господа и человека, последующие шесть повествуют об отношениях между людьми.

    • Верь в единственного Бога — в первую очередь эта заповедь была направлена на борьбу с еретиками и язычниками, но с тех пор потеряло такую актуальность, ведь большинство верований направлены на чтение единого Господа.
    • Не создавай себе кумира — изначально данное выражение употреблялось по отношению к поклонникам идолов. Сейчас же заповедь трактуется, как отказ от всего, что может отвлекать от веры в единого Господа.
    • Не произноси имени Господа понапрасну — нельзя просто так упоминать о Бога мимолетно и бессмысленно, это касается выражений «О, Боже», «Ей Богу» и т.д., употребляющихся в диалоге с другим человеком.
    • Помни о выходном дне — это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В этот день, в православной церкви это зачастую воскресенье, нужно посвятить себя Богу, молитвам к нему, раздумьям о Всевышнем и т. д.
    • Почитай своих родителей , ведь именно они после Господа подарили тебе жизнь.
    • Не убивай — согласно заповеди только Бог может отнять жизнь у человека, которому сам ее и дал.
    • Не прелюбодействуй — каждый мужчина и женщина должны жить в моногамном браке.
    • Не кради — согласно заповеди только Бог дает все блага, которые именно он и может отнять.
    • Не лги — нельзя клеветать на ближнего своего.
    • Не завидуй — нельзя желать чужого, причем это касается не только предметов, вещей, богатств, но и супругов, домашних животных и т. д.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры