Дидактическое пособие «Крестики-нолики. Крестики-нолики в вариациях

Главная / Чувства

ЗАДАЧИ:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать движения рук и развитие психических процессов (произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти и речи детей).
2. Стимулировать развитие умственных способностей в процессе ознакомления с различными математическими отношениями (освоение действий построения модели количественных отношений, развитие представлений о числе — образование, состав, овладение навыками счёта, развитие умения решать простейшие арифметические задачи).
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления у дошкольников.
4. Формировать навыки учебной деятельности.

ОПИСАНИЕ:

Пособие изготовлено из коробки, внутри которой с левой стороны изготовлено поле 3х3, разделённое на квадратные сектора (как в обычной игре «Крестики – нолики»). В каждый сектор вставлено горлышко от пластиковой бутылки, на которые навинчены крышки оранжевого и зелёного цвета. С правой стороны располагаются два сектора, в которых располагаются фишки с цифрами от 1 до 10, фишки с буквами.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

Вариант 1: Игра «Крестики – нолики» — как обычная игра, которую рисуют в тетради. Игроки по очереди приворачивают на свободные клетки поля 3х3 фишки разного цвета. Первый, выстроивший в ряд 3 своих фишки по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает. Первый ход делает игрок по выбору.
Усложнение к игре:
Игроки договариваются, какими фишками они будут играть:

С цифрами – выбирают один чётные, другие нечётные.
С буквами – один гласные, другой согласные.

Вариант 2: Учимся считать
Предложить ребёнку разместить на пустом поле 1,2,3 и более фишек. Познакомить его с понятиями «поровну», «одинаковое количество». Выложить на поле несколько цветных фишек, попросить сосчитать и выложить столько же фишек с буквами, убрав с поля цветные фишки или сосчитать цветные фишки и прикрутить соответствующую фишку с цифрой, обозначающей количество.

Состав числа. На поле прикручивается фишка с цифрой. Ребёнку предлагается прикрутить слева и справа фишки с цифрами, входящие в состав заданного числа.

Используя фишки с обозначениями математических знаков (+, -, <, >, =), можно предлагать детям выполнять задания на сравнение двух чисел .
(например, прикрути фишки с цифрами 2 и 6, сравни и найди соответствующий знак), на решение примеров, составление простейших арифметических задач.

Вариант 3: «Где находится, скажи и покажи»
С целью уточнения пространственных представлений предложить ребёнку привернуть 2 фишки, спросив, какая находится справа, какая – слева. Расположить одну под другой, уточняя при этом у ребёнка словесное обозначения взаиморасположения фишек.

— Поместите фишку на одну из клеток поля (это будет точка отсчёта). Далее воспитатель (а потом и сами дети) словесно обозначает месторасположение следующей фишки, как это делается при проведении графических диктантов (например, 2 клетки вниз – приворачивается другая фишка, 1 клетка вправо – следующая фишка и т.д.)
Задание можно усложнить: «диктуйте» в каком направлении необходимо передвигать фишку, при этом ребёнок не совершает никаких действий с ней, оставляя на заданном месте.
Задача ребёнка следить глазами за предполагаемым передвижением фишки. Назовите 3-5 вариантов передвижения фишки, а ребёнок должен привернуть другую фишку на предполагаемое конечное место (развитие внимания, зрительной координации)

Другой вариант этого же задания: можно использовать фишки с цифрами (располагать фишки по порядку – закреплять порядковый счёт, с пропусками цифр – закреплять умение называть соседей числа). При использовании фишек с буквами можно во время «графических диктантов с фишками» давать ребёнку дополнительные задания :
— назови звук, обозначенный буквой на привёрнутой крышке,
— гласный он или согласный,
— назови пару,
— придумай слово на заданный звук.

Усвоив таков вариант игры дети самостоятельно могут организовывать такие задания – игры в парах.

Вариант 4. Составь узор
Предложить ребёнку сделать узор, располагая фигуры определённым образом под вашу диктовку. Например, в правый верхний угол приверните оранжевую фишку, в центре фишку с цифрой 1 и т.д.

Игра "Крестики-нолики"

Психологическое занятие в 4 классе.

Педагог – психолог: Исмаилов Ильяс Сейтбекович

КГУ «Келлеровская средняя школа И.М. Бережного»

Цели и задачи:

обобщение психологических понятий (или знакомство с психологией – что она изучает);

развитие познавательной сферы личности учащихся (внимания, памяти, логического и творческого мышления); навыков взаимодействия, общения;

воспитание коллективизма; развитие познавательного интереса к психологии.

Материалы:

игровое поле – 9 клеток (3 x 3),

карточки с изображением “Х” и “О”,

таблицы к заданиям “Мнемозина” – изображение 25 предметов “рис. 1”,

“Профессор Мышление” – 3 карточки “Найди девятый” “рис. 2, 3 ,4”,

“Лучик Внимания” – изображение геометрических фигур и цифр “рис. 5”,

“Витрина” – карточки со скороговорками,

“Черный ящик” с изображением пирамидки, листы для работы, фломастеры.

Примечание: задания могут варьироваться, их можно упростить / усложнить – в зависимости от уровня знаний, возможностей, подготовленности группы – на усмотрение педагога. Правила игры тоже могут изменяться.

Ход занятия.

Организационный момент.

Педагог сообщает ребятам: на этом занятии мы играем в “Крестики – нолики”. Мы сможем вспомнить, о чем говорили на занятиях по психологии, обобщить наши психологические знания, потренировать свой интеллект, проверить, насколько мы умеем сотрудничать. (Или, если занятие самостоятельное: познакомимся с интересной наукой – психологией, узнаем, что она изучает).

Правила игры:

Участвуют 2 команды – “крестиков” и “ноликов”, на доске – поле из 9 квадратов (3Х3), каждый квадрат содержит задание и имеет соответствующее название, задания – по темам, которые изучались в учебном году.

Команда, которая делает первый ход (по жребию), выбирает квадрат-задание. Задание выполняют обе команды; в игровом поле ставится знак той команды, которая правильно и быстро выполнила задание. Также совместно можно оговорить нюансы (например, если обе команды выполнили задание верно, можно поставить знак команды, выбиравшей задание, а можно объявить ничью и не ставить никакого знака). Выигрывает команда, которая поставит три своих знака в ряд по любому направлению.

Основная часть.

Психология – “наука о душе”; наука, которая изучает наш внутренний мир. Некоторые разделы этой науки представлены на игровом поле.

Игровое поле:

1.“Один за всех, все за одного!”

2.“Фантазия, творчество, воображение”

3. “Мнемозина”

4. “Витрина”

5. “Профессор Мышление”

6. “Черный ящик”

7. “Лучик Внимания”

8. “Конфликты”

9. “Характер”

Задания:

Задание 1 – “Один за всех, все – за одного!” – задание направлено на проявление коллективизма, умения взаимодействовать, сотрудничать, совместно достигать общей цели.

Для этого задания необходимо нарисовать на полу 2 круга – для каждой команды – такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им разместиться на очерченном пространстве.

Каждая команда видит перед собой на полу небольшой остров. Сможете ли вы разместиться на нем всей командой? Кто быстрее и дружнее справится с заданием – тот и победил.

Задание 2 – “Фантазия, творчество, воображение” – задание на проявление творческих способностей.

Сочинить восточное стихосложение – синквейн (например, на психологическую тему: характер, эмоции, настроение, общение и т.д., или на тему “природа”, и т.д.)

Принцип “восточного стихосложения”:

Главное слово (существительное),
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Фраза, выражающая отношение.
Существительное.

Пример:
Друг,
Надежный, веселый.
Поможет, поддержит, улыбнется.
Без него было бы плохо.
Счастье.

У кого получится оригинальнее, интереснее, содержательнее? Время ограниченное – 5 минут.

Задание 3 – “Мнемозина” – задание на активизацию памяти.

Для этого задания используется изображение 25 различных предметов “рис. 1”.

Приглашаются капитаны команд. Задача – в течение 1 минуты рассмотреть картинки, постараться запомнить. Далее – капитаны по очереди называют предметы, последний назвавший приносит своей команде победу.

Задание 4 – “Витрина” – задание на умение использовать невербальные средства общения: мимику, жесты, позу, телодвижения.

Каждая команда получает скороговорку, необходимо изобразить ее так, чтобы соперники как можно быстрее ее разгадали. Чье изображение будет более понятным?

“Ехал грека через реку, видит грека – в речке рак, грека сунул руку в реку, рак за руку греку – цап”.

“Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж”.

Задание 5 – “Профессор Мышление” – задание на активизацию мышления.

Найди девятый. Каждая команда получает по 3 карточки “рис.2, 3, 4”.

Нарисуйте недостающие геометрические композиции.

Оценивается по количеству правильных ответов.

Задание 6 – “Черный ящик” – в нем – изображение пирамидки, тема – Мышление.

В черном ящике – изображение предмета, имеющего какое-то отношение к психологии. Участники команд по очереди задают вопросы, на которые я смогу отвечать “да” или “нет”; надо отгадать, что спрятано в черном ящике.

В черном ящике – пирамидка, это первая игрушка в жизни ребенка, развивающая мышление, а именно – учит анализировать (когда пирамидка разбирается) и синтезировать, выявлять закономерности (когда собирается), сравнивать (по размеру колец) – и другим логическим операциям.

Задание 7 – “Лучик Внимания” – задание на активизацию внимания.

Для этого задания используется таблица с геометрическими фигурами и цифрами “рис. 5”. Команда выбирает самого внимательного для выполнения задания.

Посмотрите на таблицу в течение 1 минуты, приготовьтесь записать ответы на листочках:

Какая цифра в верхнем левом углу?

Какая цифра была в зеленом треугольнике?

В какой фигуре была цифра 5?

Задание 8 – “Конфликты” – задание на конструктивное разрешение конфликтов.

Нарисуйте памятку “Внимание – конфликты!”.

Оценивается оригинальность, вдумчивый подход. Задание 9 – “Характер”

За 3 минуты командам записать как можно больше качеств характера. (Рассматриваться будут именно качества характера, а не внешность и не качества ума)

Подведение итогов игры. Что же все-таки изучает психология? – Помогает лучше узнать себя – возможности, способности, характер – и развивать их; учит общаться, сотрудничать, дружить.

Рефлексия – что вызывало трудности, а что – нет, и почему; в чем причина удач и неудач, что понравилось

Психологическая познавательно-развивающая игра

«Крестики – нолики»

Цель и задачи:

Тренировка логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти;

Развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, сплочение группы;

Выявление неформального лидера, генератора идей, организатора деятельности;

Снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 9-12 лет

Предлагаю вам поиграть в интересную познавательно-развлекательную игру «Крестики-нолики».

Правила игры:

В чем суть игры «Крестики-нолики». Побеждает команда, которой удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три свои знака.

Если командам не удается выстроить три свои знака подряд, то разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «Х» и «О», побеждает та команда, у которой больше знаков на игровом поле.

Пришли оценить ваши способности, знания уважаемое жюри. Представляю жюри:………………….. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Жюри будет оценивать каждый конкурс и в конце игры оглашает его результат.

У нас две команды: команда «крестиков» и команда «ноликов». Выберете капитанов команды и придумайте девиз для своей команды. Капитан команды представляет свою команду:

Девиз «крестиков» - ………………….

Девиз «ноликов» - …………………

Участники игры, постарайтесь максимально проявить свои способности, знания, изобретательность и выдумку, будьте сплоченными, дружными, чтобы принести победу команде. На доске изображено игровое поле с названием конкурсов. Победитель конкурса ставит свой знак на игровом поле, право открыть название нового конкурса предоставляется команде победительнице. Желаю удачи команде «Крестиков» и команде «Ноликов» и лично каждому из вас. Итак, начинаем игру.

Игровое поле

Разминка

Сильная рука

Рассказ из глаголов

Веселый художник

Чудодейственное лекарство

Конкурс капитанов

Секретный ящик

Пародисты

Раз словечко, два словечко

Чтобы определить кто первым будет открывать конкурс, делать первый ход – предлагаю отгадать загадку Кто быстрее отгадает, тот первый открывает. В каком месяце бывает 28 дней? (В любом).

1. Конкурс «Разминка»

В этом конкурсе нужно проявить эрудицию, смекалку и сообразительность, быть внимательным.

Вопросы для команды «Крестики»

Дом для птиц. (Гнездо, скворечник.)

Врач, делающий операцию. (Хирург.)

«Рубашка» для подушки. (Наволочка.)

Животное, у которого много ножек. (Сороконожка.)

Часть окна, которую можно открывать для проветривания. (Форточка.)

За чем мы едим? (За столом.)

Ночная птица с круглыми глазами. Кто это? (Сова.)

По нему можно перейти реку не замочив ног. (Мост.)

Вопросы для команды «Нолики»

В него превратился гадкий утёнок. (В лебедя.)

Слово, противоположное слову «друг». (Враг.)

Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух, лист, горсть песка.)

Словно ёлка весь в иголках. (Ёж.)

Как звали персонажа русской сказки, поймавшего щуку ведром? (Емеля.)

По чему утка плавает? (По воде.)

Домашняя птица, которая может нести золотые яйца. (Курица.)

Сколько месяцев в году? (12.)

2. Конкурс «Сильная рука»

В этом конкурсе участники должны проявить ловкость и силу рук.

Из каждой команды необходимо выбрать самого сильного и ловкого участника. Каждому представителю команды выдается газета. Задание такое: кто быстрее соберет ее в кулак, при этом, не помогая другой рукой, тот и принесет победу команде в этом конкурсе. Обязательно будет учитываться размер газетного комка, чем меньше комок, тем лучше выполнено задание.

3. Конкурс РАССКАЗ ИЗ ГЛАГОЛОВ

Речь человека состоит из предложений. В свою очередь предложения состоят из глаголов, существительных, прилагательных, наречий, союзов, предлогов и т. д. Как трудно было бы человеку рассказать о чем-либо, если бы не существовали разнообразные части речи. Но «трудно» - не значит «невозможно». Попробуйте составить рассказ, используя только одну часть речи - глаголы. То есть с помощью одних только глаголов расскажите о том, что будто бы с вами случилось. Рассказ может называться...

- «О том, как я встретился с инопланетянином»,

- «О том, как я нашел клад»,

- «О том, как я летал на воздушном шаре»,

- «О том, как я охотился на льва».

4. Конкурс «Капитанов»

Здесь капитаны должны показать свою сообразительность, быстроту реакции.

Капитаны, прошу подойти ко мне. Вам дается задание собрать из разрезанных частей картинку, будет учитываться время и точность выполнения задания.

5. Конкурс «Веселый художник»

В этом конкурсе участники должны проявить свое воображение и творческие способности. Нарисуйте необычное животное, которое называется - ШВАБРОХВОСТИУС .

6. Конкурс «Раз словечко, два словечко»

Участникам надо проявить свою артистичность и выразительность. В этом конкурсе будет учитываться умение владеть своим голосом и интонацией. Прочитайте стихотворение Агния Барто «Идет бычок качается…», но не так как обычно читаете с выражением, а словно….

    вы хвастаетесь перед ребятами

    вы испугались собаки

7. Конкурс ЧУДОДЕЙСТВЕННОЕ ЛЕКАРСТВО

В мире существуют тысячи лекарств практически от всех болезней. Но все же есть еще ряд болезней, которые обычными таблетками и микстурами не излечить. Для победы над этими болезнями необходимо совершенно новое, чудодейственное лекарство. Представьте себя фармацевтом и придумайте такое лекарство (название, состав ингредиентов, способ применения), которое можно было бы прописать...

Врунам;

Лентяям;

Плаксам;

Ябедам;

Драчунам.

8. Конкурс «Пародисты»

В этом конкурсе нужно быть артистичным, точным и пластичным. Участник команды получает карточку с заданием, прочитав и немного подумав, нужно представить и мимикой, походкой, звуками изобразить такого или иного животного.

    хмурого орла

    встревоженного кота

9. Конкурс «Секретный ящик»

В этом конкурсе надо проявить эрудицию и начитанность. Задание для всех участников команд, нужно отгадать, что лежит в ящике.

1. В секретном ящике есть то, что указало путь – дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев древней Греции? – клубок ниток

2. Вещь, которая лежит в ящике, никогда не подарят на Новый год в Китае, так как, по преданию, такой подарок не приносит удачу. Эта полезную вещь есть у каждого в доме, а часто даже в нескольких вариантах. Согласно русской пословице на них не смотрят те, кто счастлив. Назовите эту вещь – часы

3. Очень правдивая вещь – зеркало (свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи…..)

Жюри подсчитывает баллы, пожалуйста.

Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Все конкурсы закончились. Давайте посмотрим на игровое поле. По итогам игры победила команда …..

Поаплодируем команде-победителю. Поаплодируем другой команде. Соперники были достойные. Все ребята очень старались, были активными, все стремились к победе.

Вот и подошла к концу наша игра. Скажите, пожалуйста, какие конкурсы вам особенно понравились? Что запомнилось? Давайте послушаем мнение каждого участника.

Каждый ребенок высказывает свое мнение.

Литература:

    Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. _ Костром, РЦ НИТ «Эврика-М», 1999 г.

    Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» 10, 2009 г.

Дидактическая игра «Крестики-нолики» для старших дошкольников

Воспитатель Колпащикова Ангелина Александровна, МБДОУ детский сад №18 «Колобок»
Крестики Нолики - это логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки или большего размера. Один из игроков играет «крестиками», второй - «ноликами».
Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3 знаки. Один всегда крестики, другой всегда нолики. Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики.
Обычно по завершении партии выигравшая сторона зачёркивает чертой свои три знака (нолика или крестика), составляющих сплошной ряд.
Это стандартная игра.
А я вам предлагаю Новый Вариант Игры в "крестики нолики" .
Вместо крестика используем, к примеру помидор, а вместо нолика используем яблоко. Как вам такой Вариант?
Эту игру можно возить с собой в дороге, брать с собой в школу, чтобы поиграть на переменке, играть дома с друзьями на шелбаны. Вообщем получать удовольствие, потому что вместо скучных крестиков и ноликов в игре вы используете смешные и красочные фигурки.
Цель: Развивать логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с правилами игры в «Крестики-нолики»;
- Закреплять у старших дошкольников умения различать понятия «вертикально», «горизонтально» и «по диагонали»;
- Овладевать логическими операциями;
- Закреплять счет в пределах 10.
Развивающие:
- Формировать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления;
- Продолжать формировать у детей устойчивый навык к учебной деятельности;
- Стимулировать развитие умственных способностей детей в процессе ознакомления с различными математическими действиями;
- Развивать мыслительные операции: восприятие, память, мышление, внимание.
Воспитательные:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей;
- Вызывать радостные эмоции;
Можно сделать любого цвета поля.

И игральные картинки, вместо крестиков и ноликов.


Выглядеть будет вот-так.




Можно даже устроить турнир. Будет очень интересно и эмоционально весело.

МКОУ СОШ с. Преображенка

Игра

«Крестики – нолики»

Подготовила

учитель начальных классов

Егорова Екатерина Юрьевна

с. Преображенка

2013

Цели игры:

    Активизировать познавательную деятельность учащихся.

    Воспитывать любознательность, внимательность учащихся.

    Развивать кругозор учащихся, интерес к математике.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация игры, игровое поле, счётные палочки, карточки с заданиями, наборы «Танграм», письменные принадлежности для игроков, колокольчики для подачи звукового сигнала.

Правила игры.

Игра «Крестики — нолики» состоит из девяти секторов:

«Ребусы», «Волшебные палочки», «Прятки», «Головоломка», «Крылатые выражения», «Кот в мешке», «Устами младенца», «Танграм», «Стихи».

Перед началом игры, для определения права первого хода, проводится жеребьевка с участием капитанов команд. Тот, кто выигрывает, начинает выбирать сектора. В каждом секторе общее задание для всех команд.

Жюри оценивает этот конкурс, и игральный сектор закрывают символом победившей команды (крестик или нолик).

По окончании игры объявляются результаты. Победителей ждут памятные призы. Делаются фотографии на память.

Ход игры

Учитель:

Математика – наука

Она – гимнастика ума.

Есть в ней точность и смекалка,

Цифры, буквы и …игра.

Тот, кто учит, понимает,

Что наука нам нужна

Так как в трудной жизни нашей

Без нее никак нельзя:

Математика повсюду,

математика везде.

Тот, кто учит, понимает…

И порядок в голове.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашей математической игре «Крестики – нолики»

думать, размышлять, соображать, кумекать, ломать голову, раскидывать умом и шевелить мозгами

Абсолютно запрещается:

грустить, унывать, вешать нос, хныкать и стонать!

Веселиться от души!

Не забудьте также,

что с друзьями легче

справиться с любой

трудной задачей.

Постарайтесь не пропустить

ни одного нашего задания.

Итак, мы начинаем.

В игре примут участие 2 команды: команда «Крестики» и команда «Нолики».

Поприветствуем участников игры громкими аплодисментами.

Перед вами игровое поле.

На нём 9 секторов.

Ваша задача постараться жетонами с эмблемой своей команды закрыть как можно больше секторов, быстро и правильно ответив на вопросы и выполнив все задания.

Кто победит, кто проиграет –

Сейчас никто не знает,

Но я желаю вам всем успеха,

Счастья, радости и смеха!

И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

1сектор «Ребусы»

2 сектор «Волшебные палочки»

Ваша задача из 10 палочек сложить 2 квадрата.

3 сектор «Прятки»

Какие слова спрятались?

(Девять, сложение, икс, плюс, отрезок, длина, минус, задача, площадь, глагол)

4 сектор «Головоломка»

5 сектор «Крылатые выражения»


Очень умный, талантливый, мудрый, выдающийся человек.

Семи пядей во лбу.

Чему равен вес соли, которую надо съесть чтобы хорошо узнать человека.

Пуд соли съесть (пуд — 16 кг)

Как говорят, когда не верят в скорое выполнение каких-либо обещаний в срок.

Обещанного три года ждут.

Очень горько плакать.

Плакать в три ручья.

Очень много наобещать, наговорить.

Семь вёрст до небес.

6 сектор «Кот в мешке»

1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень.)

2.Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи.)

3.Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол.)

4. Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол).

5. Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (Луч).

6. Единица с 6-тью нулями. (Миллион).

7. Самое маленькое целое число. (0).

8. Народное название числа 13. (Чёртова дюжина).

9. Инструмент для измерения отрезков. (Линейка).

10.Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10? (когда смотрим на часы,

минутная стрелка)

11.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (100 — сто)

12. Назовите «математические» растения. (Тысячелистник, столетник, золототысячник.)

13. В каком слове можно найти целый метр букв О? (В слове «метрО».)

7 сектор «Устами младенца»

Прошу вас отгадать

То, о чём младенцы говорят.

— Я буду говорить подсказки предмета, которые относятся к математике, вы должны угадать, что это за предмет.

    Про него есть загадка, но я вам не скажу. Он очень нужен на уроке.

    Но если его забываешь дома, то можно воспользоваться пальцем/ так почему-то учителя говорят/. Но пальцем ни у кого не получается.

    Хорошие картинки получаются, если он подточенный. /карандаш/

    На ней можно поспать, если ты не выспался ночью.

    У аккуратных учеников можно всегда на ней найти под рукой линейку и ручку.

    Когда на ней рисуешь, учитель всегда возмущается. /парта/

    Иногда это можно увидеть в дневнике. Маяковский Грустные

    511 16

    5 20 337

    712 19

    2247

    Вот закончилась игра,

    Результат узнать пора.

    Кто же лучше всех трудился

    И в игре отличился?

    Подведение итога игры.

    Вы сидели и считали,

    И, надеюсь, не скучали.

    Но закончилась игра —

    Расставаться нам пора,

    И давайте на прощание

    Скажем дружно…

    Все. ДО СВИДАНИЯ!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры