Евгений онегин. Театральная афиша - отзывы о спектакле Онегин туминас

Главная / Чувства

Режиссер Римас Туминас
Художник Илья Комов
холст, масло
2015 г.
70х60.


«Евгений Онегин»
Режиссер
Римас Туминас
Театр Вахтангова

Сегодня 2 июня в Театре имени Вахтангова спектакль «Евгений Онегин»
Режиссер - Римас Туминас

Артисты: Сергей Маковецкий, Виктор Добронравов, Максим Севриновский, Владимир Вдовиченков, Владимир Симонов, Олег Макаров, Василий Симонов, Евгения Крегжде, Ольга Лерман, Юлия Борисова, Ирина Купченко, Мария Волкова, Наталья Винокурова, Екатерина Крамзина, Людмила Максакова, Павел Тэхэда Кардэнас и др.

Из анонса спектакля:
«Режиссер оставил моменты оригинального произведения, но также внес много личных эмоций и мыслей, что сделало постановку свежей и современной».
Краткое описание:
«Спектакль «Евгений Онегин» — это не просто история о прекрасной любви, это история о романтике, о свободе, о выборе, о ценностях. Пушкин воплотил в образы героев своего произведения все свои понятия и эмоции, которые он испытывал в то время. Поэтому характеры героев получились такими живыми и отточенными до мелких деталей.
Искренняя и прекрасная Татьяна воплощает в себе лучший образ настоящей русской красавицы. Она любит так сильно и самозабвенно, что способна позабыть все».

Спектакль «Евгений Онегин» представлен как синтез жанров, в нем все — мелодрама, трагедия, ирония и даже фарс. И эта особенность еще ярче представляет характеры героев, гиперболизирует их черты. В этом спектакле все необычайно эксцентричны, даже Онегин, русский Чайльд Гарольд, угрюмый, томный, в общем накале страстей выглядит более эмоциональным, чем его сценические образы, известные до сих пор.
И, не смотря на то, что Римас Туминас привнес много авторского в свою постановку, главная интрига сюжета неизменна и ярко выражена. Татьяна и Ольга трогательны в своих девичьих мечтаниях, утонченный Ленский прекрасен и чист душой. Но не только главным героям досталось основное внимание зрителей. Замечательные актеры сделали каждую из ролей особенной.
В спектакле много музыки, пластичных танцев, декорации, выдержанные в черно-белом, концентрируют внимание на душевном внутреннем мире героев.

В эти дни в фойе театра до конца сезона представлена экспозиция Ильи Комова «Дуэль»
Выставка Ильи Комова «Дуэль» впервые была представлена в Государственном Пушкинском Музее на Пречистенке в апреле этого года. В эти дни экспозиция в фойе Театра имени Вахтангова — прекрасный подарок зрителям. Особенно в дни, когда на сцене — «Евгений Онегин».

Спектакль «Евгений Онегин» — Лауреат Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» (За лучший спектакль сезона 2012 - 2013)

Лауреат Театральной премии «МК» (За лучший спектакль сезона 2012 - 2013)

Обладатель Приза дирекции фестиваля «Балтийский дом», 2013

«Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова, Основная сцена
Москва, ул. Арбат, 26


«Евгений Онегин»
Режиссер
Римас Туминас
Театр Вахтангова

Продолжительность спектакли почти три часа.
И зрители еще долго
«не отпускают» актеров аплодисментами.


«Евгений Онегин»
Режиссер
Римас Туминас
Театр Вахтангова


«Евгений Онегин»
Режиссер
Римас Туминас
Театр Вахтангова

Многие зрители приходят в театр пораньше, чтобы успеть посмотреть выставку картин художника Ильи Комова, представляющего в эти дни экспозицию «Дуэль» в фойе Театра Вахтангова.

Художник
Илья Комов
Выставка
в фойе Театра Вахтангова

Художник
Илья Комов
Портрет
«Александра Черкасова, Валерий Ушаков, Павел Техеда Карденас»
холст, масло
2015 г.
120х115

Алексей Кузнецов
в роли Дмитрия Ларина
и Алексей Гуськов
в роли Евгения Онегина
Художник
Илья Комов

Владимир Симонов
в спектакле
«Евгений Онегин» художник
Илья Комов
холст, масло
2015 г.
80х80.

Художник
Илья Комов
Портрет Юлии Рутберг

Ну вот мы и добрались до почти чистой классики. Не то чтобы меня как-то трогали обвинения в приверженности современным режиссёрам и постановкам. Просто мой принцип "всех посмотреть" и выбрать любимое. На этот спектакль я экономил, потому как он дорогой. На Маковецкого посмотреть люди едут со всей страны и публика, конечно… это не Гоголь-Центр. Ездил я на поездах, вместо самолётов, недоедал и, что самое страшное, недопивал))) И в целом, оно того стоило. Прочитанный Исигуро в поезде и стабильная работа печени – тому веское подтверждение. Спектакль тоже, в общем, ожидания оправдал. Другое дело, что не превзошёл. Маковецкий Маковецким, но это Пушкин, в первую очередь. Это самое глобальное и самое фантастическое творение русской изящной словесности. Ещё раз убеждаться в абсолютно потустороннем происхождении этого произведения – уже само по себе удовольствие. Может и Анастасия Заворотнюк, уверен, выглядеть убедительно в роли Ольги. Текст победил. И сложно было ожидать чего-то иного, даже если экспериментировать с прочтением. Такой уж тут исходник мощный. А ведь очень интересные вставки от Римаса Туминаса были. И ещё какие! Неожиданный Зайчишка, странница с домрой в исполнении Екатерины Крамзиной очень органичны и призваны разряжать атмосферу. А какие блестящие номера на Танин день рождения выдают молодые вахтанговцы – любо дорого! Этакий глум, пародия на провинциальную гламурную тусовку (и, кстати, безотносительно ко времени – и сейчас безвкусицы с налётом якобы столичного пафоса хватает). Очень хороша и находка с двумя Онегиными – Маковецкий (или Гуськов в другом составе) и Пилюгин (Добронравов) и двумя Ленскими (Симонов и Макаров). Очень удачная музыка, у которой особая отдельная роль. Тем более, странно было слышать в антракте какие-либо претензии от "заслуженных театралов"… мол, не было никакого Зайчика у Пушкина и Ольга была без баяна, Ленский, де, её грудь не лапал, а Таня так не истерила и кровати за собой от проснувшихся страсти и сексуального желания не таскала)))… может быть, может быть))) Но… Не знаю, как у кого, но мне всегда казалось, что этот роман – он об Онегине в первую очередь. О его судьбе, переживаниях, ошибках и о его "внутренней работе". Да, Танюша хороша. Да, герой романа. Но не главный. А в школе её всегда делали главной и выпячивали на первый план. Но в школе понятно – тётеньки-учителя как бы и не могли по-другому. Строго по Фрейду. Там все нереализованные эротические фантазии в бедную Танюшу вкладывались. Против, как мне кажется, её желания. И очень возможно, что именно потому, что в школе было так, я всегда хотел, чтобы было не так. И по началу Римас великолепно справлялся с задачей. Отлично, кратко и предельно лаконично прочитал Маковецкий письмо Татьяны. Вообще офигенно, что его порвали и кусочками поместили под стекло и повесили на стену. Это прям вселяло надежду. Но… нет. На первый план к концу всё же вышла Таня и все вот эти феминистские штучки про "тяжёлую женскую долю", медведя этого из сна и "я другому отдана и буду век ему верна". И сидит наш Онегин-Маковецкий в уголке и скрывает лицо своё за лацканом своего чёрного, как вся его судьба, пальто. И "как я ошибся, как наказан" уже вторично. Увы. Хочу, однако, заметить, что ни в коем случае не виню никого в том, что "прочитали не по-моему". В любом случае, это был прекрасный спектакль с прекрасными актёрами и великими стихами. Что, в конце концов, гораздо важнее любых моих ожиданий. Очень я рад, что на поезде прокатился с чайком и что на спектакль этот прекрасный всё-таки попал! Спасибо! Рекомендации: 1. Наконец-то любителям классического театра! И строго следования гениальному тексту! Ура! 2. Парам. Разной степени влюблённости. Равно как и разного уровня тихой ненависти друг к другу. 3. Любителям поэзии. От Шекспира до Оксимирона. 4. Тётенькам – учителям литературы и русского языка. Не рекомендовано: 1. Нет таких. Этот спек точно никому не помешает посетить, потому как "Пушкин – наше Фсё"!... есть, конечно, антипушкинисты. но и им во вред то не будет. потому что, как я понимаю, они не утверждают, что Пушкин плох… Они утверждают, что он не Фсё.

Евгений Онегин - яркий спектакль по мотивам известного произведения, исполненного на новый лад. Тут на первое место выходит сущность русской души, в которую так желал проникнуть и автор, и режиссер-постановщик. Роман в стихах А.С. Пушкина Евгений Онегин является одним из самых известных произведений отечественной литературы, и многие хорошо знакомы с ним еще со школьной скамьи. Все начинается с того, что главный герой получает известие о болезни своего дяди, поэтому он вынужден поехать к нему в деревню.

Сам Онегин родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье, получил неплохое образование, но свою жизнь тратит на любовные интриги и светские развлечения, что постепенно приводят его к хандре. Прибыв в деревню, он узнает, что дядюшка уже умер, а он становится наследником. Онегин остается жить в провинции, но и тут депрессия его не покидает. Он знакомится с Ленским, который влюблен в Ольгу Ларину - дочь местного помещика. Ольга весела и оптимистична, в отличие от своей старшей сестры Татьяны, которая часто появляется задумчивой и немного меланхоличной. Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему знаменитое письмо, но он отвергает девушку. На ее день рождения приглашены оба друга, но Онегин идет туда нехотя, а видя, что все пошло не так, как обещал ему Ленский, он решает отомстить ему за это и начинает заигрывать с Ольгой.

Заметив это, Ленский вызывает Евгения на дуэль, в которой умирает. Через несколько лет Онегин встречает Татьяну с Петербурге уже солидной светской дамой, влюбляется, но на этот раз отвергают уже его. Он обескуражен, и именно таким его оставляет автор, завершая свое произведение. Известную историю смелый режиссер Римас Туминас представляет в совершенно новом свете: его герои говорят не стихами, а на первый план выходят эмоции, характерные для русской души. В итоге произведение получило новый оттенок, который, несомненно, будет интересен зрителям. Заказать билеты на спектакль Евгений Онегин, на это красивое представление можно на нашем сайте или по телефону у оператора.


Режиссер - Римас Туминас. Он давно в России живет, однако впечатление от его спектакля примерно такое же, как от постановок глубоко иностранных режиссеров оперы "Евгений Онегин". Не спасает ни великая Юлия борисова, ни замечательная Людмила Максакова, ни тем более матерый Маковецкий. Ни прочие хорошие актеры, которые в театре имени Вахтангова еще остались.
Но в целом режиссер, по-моему, не очень хорошо понимает, что он ставит. Да и зачем он это ставит - тоже не понимает. Зрительский успех спектакля в данном случае никакого значения не имеет, сразу выносим за скобки.
Мадемуазель Крегжде, литвиночка, любимая актриса Туминаса, в принципе хороша, Крессида она превосходная, лучше некуда, но тут она не очень годится. Хотя она симпатичная. Да впрочем, дело не в ней.
Два Онегина, Ленских тоже двое - прием не новый, многократно использованный в свое время Юрием Любимовым.
Главное - это спектакль иностранного режиссера. Хорошего, добротного, профессионального режиссера. Но... Не в этом дело.
Вот Рэйф Фанйс, уж совсем иностранный режиссер, снял прекрасный фильм по "Онегину", почти без недостатков. И он намного тоньше и глубже почувствовал стихию, тональность и поэтику пушкинского романа в стихах. Туминас, увы, проскользил по поверхности.

В спектакле есть сильные решения отдельных сцен - дуэль Онегина с Ленским, например. Или зимнее путешествие Татьяны в Москву - очень красиво оформлено.
Но есть слишком много странной суеты и мишуры, какие-то девушки-балерины в пачках во главе с дамой-танцмейстером. Татьяна зачем-то то и дело таскает по сцене то скамейку, то кровать, и таким образом как бы выражает свои чуйства. Ольга постоянно ходит с баяном (?). Есть и другие примитивные, лобовые режиссерские ходы. Так, сватовство "толстого генерала" (у Пушкина он не имеет фамилии) к Татьяне выражено в совместном поедании банки с вареньем (может, это литовский свадебный обычай?). Много бессмысленных интермедий - с зайчиком, со срезанием кос девушкам в пачках (что это? зачем? О чем и к чему?).
И в самом конце Татьяна чересчур визгливо и истерично кричит, что она "другому отдана и будет век ему верна". Не верится, уж простите, в такую верность на грани самоистязания.
В спектакле нет главного - Пушкина (хотя вставлены некоторые его стихотваорения, не имеющие отношения к "Онегину"). Получилась вампука. Красивая, яркая, местами интересная. Но все равно вампука, уж извините.
Еще

Вот, сами можете посмотреть

Damirus отзывы: 118 оценок: 138 рейтинг: 410

Два Онегиных, два Ленских и восемь балерин

Только что вернулись со спектакля в полном восторге. Все-таки, Театр им. Вахтангова - это всегда высокий уровень театрального искусства. "Пушкин", "Бесы", теперь вот - "Евгений Онегин" - мы всякий раз выходим под сильным впечатлением.
Прочтение Пушкина близкое к классике, - все, что не сказано стихами, постарались изобразить вообще без слов. Потрясающие выразительные находки при полном отсутствии декораций. Даже из зеркала на заднем плане выжали все возможные иллюзии и смыслы. А как Онегин "сыграл" на Ольге Лариной в сцене именин Татьяны? А как он переступал в буквальном смысле через женщин, которые ему попадались на жизненном пути? А сцена дуэли с Ленским? Без всякой скидки - это шедевр, а не спектакль.
Периодически повествование прерывается хореографическими и вокальными вставками - частично, чтобы позабавить зрителя, а частично для того, наверное, чтобы следующие сцены были более напряженными. Возможно, их можно было бы и подсократить немного, чтобы спектакль укладывался в заявленные 2 часа 45 минут, а не шел 3:45, как сейчас. Но скучно не было. Юмор не пошлый, вставки заставляют задуматься.
Да, забыл сказать - в спектакле целых два Онегина (взрослый - Сергей Маковецкий, и юный - Виктор Добронравов), и два Ленских: юный (Василий Симонов) и состарившийся призрачный в исполнении Олега Макарова. Еще блистает "вечно пьяный" автор - Владимир Вдовиченков и Танцмейстерша - Людмила Максакова, руководящая небольшой труппой из восьми прекрасных балерин. Татьяна (Ольга Лерман) и Ольга (Мария Волкова) только в одном экземпляре, но это нисколько не мешало - играли они потрясающе. Порадовал еще мальчик-репетитор танцев (Александр Солдаткин).
Главный вывод, который я сделал после спектакля - надо перечитать Пушкина. Что я там понимал, когда в школе готовился к уроку по этой поэме? Как вообще такую литературу дают в школе? Я понял, например, какой трагизм заложен в последнем монологе Татьяны только тогда, когда этот монолог прочитала Ольга Лерман ТАК, что слезы на глаза наворачиваются.
В общем, читайте классику, сходите на спектакль - очень рекомендую.

Сережа Пузанов отзывы: 2 оценок: 2 рейтинг: 10

Пришли в хорошем настроении смотреть русскую классику, отдали 12 тысяч за 2 билета. Хуже спектакля мы еще не видели, и вообще мы ничего хуже в своей жизни не видели. Распишу по пунткам:

1. Маковецкий словно понимал, в каком ужасе он играет, и оттого играл жутко паршиво.
2. Татьяна похожа на затасканную уличную девку, у которой начался жесткий отходняк - таскает лавочки, бросает скамейки, прессует няню и кричит нечеловеческим голосом.
3. Зачем там вообще нужен Вдовиченков? Почему он пьяный и почему ему забыли сообщить, что съемки Бумера уже закончились? Почему он все время орет на максимуме своих возможностей? Откуда столько ненависти и злобы в милейших строчках романа?
4 - Зачем розовый заяц с огромным задом? Зачем бесконечные уроки хореографии и 10 балерин? Зачем столько лишних песен и почему Ольга играет на баяне? Словно актеры отказались учить слишком много текста и время спектакля пришлось чем-то забить.
5 - Почему зрители аплодировали стоя после каждого пронзающего крика Вдовиченкова? Почему кричали от восторга по завершению спектакля? Откуда такие восторженные рецензии и такая высокая средняя оценка???

Итог: Смотреть это нельзя. Либо режиссер - психопат с маниакальной депрессией, либо он выпустил всех на сцену и попросил поиздеваться над залом. Есть и еще вариант - все они понимают, какие дегенераты приходят в театр, и делают все специально так, чтобы народные массы это схавали.

Александра отзывы: 89 оценок: 153 рейтинг: 137

Прекрасно. Потрясающе. Необыкновенно.
Музыка! Прошло уже полгода после спектакля, а я все еще слышу ее, когда говорят "Евгений Онегин в Вахатнгова" и она все также потрясает меня. Любимый театр продолжает радовать и один полюбившийся спектакль сменяет другой. Хочу, чтобы и далее так продолжалось)
Два Онегина органично смотрятся в действии. Когда одному жалко Татьяну, эстафету перенимает другой, а тот, сожалеющий, смотрит на себя со стороны. Ведь так и есть! И у великого русского писателя их два: один молодой и холодный, другой, умудренный жизнью и раскаивающийся.
Понравилась Татьяна. Ее прочтение письма тронуло до глубины души и проняло до слез. Сцена с няней перед написанием письма знакома не понаслышке каждой женщине) Она проста и понятна, в то же время умилительна и одновременно комична)
В целом, в спектакле присутствует юмор, который местами помогает снять внутреннее напряжение и немного расслабиться. Ну а финальная сцена вообще войдет в историю. Ее образ на фоне всепроникающей музыки - визитная карточка этого спектакля.

Nataly Zelenskaya отзывы: 111 оценок: 134 рейтинг: 48

Я очень люблю произведения Пушкина, а "Евгений Онегин" мой любимый роман, перечитанный неоднократно. Ощущения от увиденного можно охарактеризовать "день в психиатрической больнице", где душевнобольные люди вообразили себя героями романа. Полный неадекват. Отсутствие декораций и костюмов полбеды. Американцы в данном случае со своими "комиксами" по мотивам русской классики просто отдыхают. Туминас переплюнул. Боже упаси, увидеть такое творение школьникам. Хотя... все же местами, когда читались отрывки из романа, можно было отдохнуть от происходящего на сцене и насладиться классикой.

Дмитрий Петров отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 4

Я оцениваю спектакли. фильмы, книги и другие произведения искусства непрофессионально. Если внутри меня рождается какая-нибудь ответная эмоция, будь то улыбка, печаль, недоумение, сочувствие, я полагаю, что не зря сходил на выставку, в театр или музей.
Очень хорошим, отличным мне представляется творение, которое вызывает множество эмоций, ведет меня через весь спектр чувств, мне доступных. Тогда я иду на спектакль вторично, перечитываю книгу, смотрю много раз давно знакомый фильм.
Спектакль Римаса Туминаса "Евгений Онегин", который мне посчастливилось недавно посмотреть, именно так на меня и подействовал: от смеха и цинизма до любовных переживаний и восхищения Татьяной. В общем, я взрыв эмоций.

Считается, что Ф.М.Достоевскому потребовалось целое семейство Карамазовых, чтобы описать нюансы характера русского человека - невозможно литературными средствами раскрыть перед читателем такой сложный предмет, как русская душа, используя только один персонаж.
Подобный же прием применяет Римас Туминас в спектакле. На сцене два Онегиных (молодой и пожилой) и два Ленских (живой и, скорее, мертвый). Их перекрестные диалоги раскрывают перед зрителем роман совершенно по-новому. Заслуга режиссёра, в данном случае, ещё и в том, что он практически не отступает от текста А.С.Пушкина и, тем не менее, являет нам совершенно новое его прочтение.
Герои, которые в романе упоминаются мельком - Странница с домрой, Гусар в отставке - занимают на сцене ведущее место, но их появление на сцене очень органично и усиливает атмосферу русского уклада жизни и в усадьбе и в столице.
Как всегда у Туминаса много режиссерских находок и зритель не скучает при смене картин, действие развивается и без текста. Как и Маскарад, спектакль снежный, только, вместо пушистого новогоднего снегопада, здесь метёт февральская вьюга.
Не очень понятно появление в конце спектакля персонажа совершенно гейского типа, от него ни тепло спектаклю, ни холодно. Думаю, этот персонаж позволил театру маркировать спектакль, как 18+. Во-первых, как маркетинговый ход, чтобы повысить интерес у совершеннолетней публики. Во-вторых, школьникам на спектакле, я думаю, делать совершенно нечего, т.к., разница между пониманием романа школьной программой и Туминасом радикальна. Вредно для ЕГЭ.

В общем, спектакль удивительный, смотреть его стоит, расцветёте букетом эмоций. Советую перелистать роман перед представлением. Мне его пришлось перечитывать после спектакля.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры